Традиции на свадьбе: русские приметы и обычаи для начала счастливой семейной жизни. Современные русские свадебные обряды и обычаи

Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи. И с большим опозданием трансформируются под современность — силами первопроходцев и особо независимых людей. Я часто бываю на русских свадьбах как фотограф и по моим наблюдениям есть следующие отличительные особенности у наших свадеб:

1. Большинство молодоженов внутренне сопротивляются привычным, но часто уже не подходящим современному обществу традициям и в принципе не хотят, что бы их свадьба проходила «как у всех», но в результате чаще всего получается именно так.

2. Русских людей с рождения приучали к ответственности и осознанию собственной важности через призму восприятия окружающих. Поэтому мы довольно критично относимся к самим себе. Отсюда вытекает основной стиль съёмки на свадьбах — портретно-постановочно-фотошопный. Репортаж как-то не особо ценится, в то время, как цивилизованный мир давно уже предпочитает репортажные карточки, порой с искаженными от эмоций или широких объективов лицами и фигурами.

3. На русских свадьбах как правило присутствует большое количество спиртных напитков.

Теперь обо всём по-порядку.

Современная русская свадьба

Жених и Невеста в России знакомятся и принимают решение о свадьбе сами. Иногда бывает и так, что родители узнают о свадьбе «детей» уже после регистрации. Чаще всего однако о свадьбе заранее знают все возможные родственники, а так же друзья Вконтакте и тп. Дата регистрации брака (этим странным словом называют начало совместной жизни в России) у русских планируется от полугода до месяца заранее.

За эти полгода невеста (женихи чаще как-то не особенно заморачиваются подготовкой к свадьбе) живёт в постоянно стрессе. Подготовка к свадьбе происходит как во сне так и на яву. Надо успеть составить список гостей, найти кафе или пункт общественного питания для банкета, придумать где погулять с фотографом после регистрации, где взять нормальные туфли, какие рюшечки будут на платье и тд. В этом русские традиции не сильно отличаются от каких-то других. В общем, для некоторых невест предсвадебные полгода — это самый настоящий дурдом.

Свадебное платье невесты традиционно белого цвета. До времен Екатерины Второй наряд невесты в России был красным. Белый наряд невесты, символизирующий сейчас у нас чистоту и непорочность, пришел из Древней Греции — там он был символом радости и процветания. Екатерина вышла замуж в белом платье и тем самым категорически изменила русскую традицию.

Свадебный день как и в любой другой стране начинается с прически, макияжа и одевания. Происходит это у всех по-разному: невеста может делать прическу и макияж в салоне красоты у специально обученного парикмахера и визажиста, а может в собственной комнате подручными инструментами.

Жениху на подготовку требуется меньше времени и сил.

Но на него иногда сваливаются другие испытания (украсить машину, раздобыть свадебный букет и так далее).

А у невесты тем временем продолжается переполох. Ведь это вам не какой-нибудь там букет купить (заранее выбранный невестой), а надо правильно уложить кудри, зашнуровать платье и всякое такое — это дела посерьёзнее.

Родители и подруги тоже участвуют в подготовке: носятся по квартире, проверяя все ли бутылки перенесли в машины, достаточно ли сделано бутербродов для прогулки, всё ли готово к встрече жениха и не приехал ли он уже.

И вот, подъезжает машина, из которой выходит жених с букетом и тут начинается …выкуп. Происходит процедура в подъезде дома невесты.

Выкуп — это пожалуй самая старинная традиция, сохранившаяся в русской свадьбе. Смысл её — фан. Подружкам невесты надо как можно веселее помучить жениха, задать ему кучу дурацких заданий и загадок и при этом получить от него выкуп — это могут быть деньги или какие-нибудь вкусняшки, которые ему не жалко отдать за невесту.

Невеста тем временем заканчивает свои приготовления.

Если она не успевает, то жениху достаётся больше.

В конце концов жениха впускают в дом, где ему ещё надо найти невесту. Потому что и тут его пытаются надуть.

В конце концов невесту он находит, и все выпивают по этому поводу шампанское. Потом происходит момент, корни которого сохранились в современности из старины, когда мать передавала невесте так называемый «талисман». Это могли быть драгоценности или какая-то семейная реликвия. Талисманы эти очень ценились и не при каких обстоятельствах не продавались. Невеста в свою очередь передавала их своей дочери в день ее свадьбы. На современных свадьбах такое иногда тоже происходит.

После этого все едут в ЗАГС — довольно официозное учреждение, из которого жених и невеста выходят уже мужем и женой.

На пороге ЗАГСА к жениху и невесте подтягиваются другие гости — родственники и друзья. Трудно сказать что происходит здесь: встреча друзей.. или прощание с холостяцкой жизнью). И вот, в точно запланированное время всех приглашают внутрь.

В ЗАГСЕ молодожены подписывают какой-то документ (я никогда в него не заглядывала, даже когда подписывала сама), официально соглашаются перед официальными тётеньками (работницами ЗАГСА) с тем, что по собственной воле «вступают в брак», обмениваются кольцами, целуются — и всё это за 5-10 минут, потому что в это время их ждут десятки других молодоженов, желающих поскорее пройти эту часть церемонии. Очередь — это ещё одна русская традиция..

И вот всё свершилось! Теперь все поздравляют молодых и выходят на улицу, чтобы по этому поводу выпить шампанское.

И вот теперь начинается едва ли не самая изнурительная часть свадебного дня (кому как повезёт с фотографом:) — прогулка:)

Правда бывают некоторые отклонения от вышеперечисленных традиций. Самая запоминающаяся для меня свадьба была в Кронштадте. На свадьбе нас было всего трое. Когда ребята вышли из ЗАГСА, мы отправились в кафе, где они достали свои мобильники и позвонили родителям, чтобы сообщить о том, что теперь они муж и жена. До этого момента никто ничего не знал вообще. Это было круто.

Ну и в конце концов уставшие молодожены и фотограф едут в кафе, где их уже ждут родственники и друзья, не участвовавшие в прогулке.

Молодых встречают в кафе и посыпают крупой и монетами, что символизирует богатство и благополучие. Ещё могут сыпать конфеты (чтобы жизнь была сладкой) и всевозможные блёстки (чтобы всё было ярко и романтично).

Потом родители молодых преподносят им каравай. Это тоже старая русская традиция — от каравая новоиспеченные муж и жена одновременно откусывают по куску — у кого кусок больше, тот якобы и будет доминировать в совместной жизни. Это типа такая примета. И потом начинается застолье.

Для начала гости открывают бутылки со спиртным и выпивают по этому поводу. Потом кричат «Горько» и молодые, которые уже безумно устали и проголодались, должны отложить свои ложки-вилки, встать и поцеловаться.

Начиная с приезда в кафе сценарий свадьбы полностью переходит в руки одного человека — тамады. Это тоже древняя традиция, некоторым образом трансформировавшаяся в современность. Раньше на свадьбу обязательно выбирали дружку. Это должен был быть мудрый и в то же время весёлый человек (знахарь, старейшина рода). Дружка присутствовал на свадьбе с самого начала и считался главным режиссёром и контролёром этого события. Он следил за соблюдением всех обрядов и поддерживал веселье среди гостей. В давние времена на свадьбе присутствовали театрализованные элементы — ими тоже руководил дружка. Сейчас всё это трансформировалось, и осталось следующее:

1. Дружка теперь называется «тамадой» и руководить начинает только в тот момент, когда уставшие и голодные гости и молодожены приходят в кафе и садятся за столы.

2. Театрализованные элементы сводятся чаще всего к переодеванию особо активных гостей (чаще всего мужчины переодеваются в женщин, а женщины в мужчин), которые успевают сыграть во время застолья несколько ролей не совсем понятного предназначения.

3. Тамада четко распределяет время поднятия тостов и криков «Горько» — чаще всего это происходит с частотой один раз в 5-10 минут. Между тостами происходит так же строго распределённое тамадой дарение подарков гостями вперемежку с зачитыванием пожеланий, написанных чаще всего в стихотворной форме на специально купленных для этого открытках.

4. Гости и молодожены к моменту начала торжества успевают довольно сильно устать и проголодаться и думают чаще всего в основном о трапезе, от которой их постоянно отвлекают. Поэтому процесс насыщения затягивается и длится почти до конца вечеринки.

5. В по-ведении тамады чаще всего ощущается всё та же особенная русская официальность и чрезмерная «ответственность». Поэтому застолье условно можно разделить на две части: особо любимая гостями «трапеза» и не совсем понятная, но традиционная «официальная часть». Обе части перемешаны всеобщим весельем и в результате получается всё довольно забавно и празднично.

Раньше праздник свадьбы длился три дня. Второй день проходил в доме родителей, а на третий гости приходили в дом к молодым. Когда именно эти дни сократились до одного сказать трудно — частично это произошло во времена СССР (люди были заняты работой), частично во времена послеперестроечного кризиса — когда даже один день праздника обходился слишком дорого молодым и их родителям.

Прошло то время, когда судьбу молодых решали родители. Будущие молодожены сами выбирают свою вторую половинку и обряд сватовства претерпел множество изменений. В древности в дом к девушке приходили родственники и родители жениха, чтобы договориться о заключении брака. Именно во время сватовства будущие родственники знакомились друг с другом и налаживали связи.
В наше время обряд стал намного проще: жених приходит в дом невесты и просит ее руки у родителей. Некоторые и вовсе пренебрегают этим обрядом и просто сообщают обеим сторонам о своем решении.

2. Помолвка

Данный обряд является официальным провозглашением влюбленных женихом и невестой. Сейчас помолвку можно считать самым романтическим моментом и женихи словно соревнуются друг с другом в креативности, устраивая прилюдные шоу и т.д. Как и раньше, жених преподносит невесте кольцо, которое она будет носить до свадьбы, а потом хранит как память. В старину по этому поводу устраивался настоящий праздник, в наше время помолвка также сопровождается вечеринкой.

3. Девичник или мальчишник

Современный и древний девичники очень отличаются. Если раньше невеста слушала причитания и наставления, плакала по отчему дому и т.д., то сейчас это происходит в атмосфере легкости и веселья. Мальчишник и девичник в наше время – это скорее последний шанс «оторваться» по полной программе и попрощаться с холостой жизнью. Клуб или бар, спиртные напитки, караоке, стриптизерши или стриптизеры – все это можно считать атрибутами современного девичника или мальчишника.

4. Выкуп невесты

Свадебный день начинается с того, что невеста и подружки наряжаются. Жених собирает сватов, друзей, дружку и отправляется в дом невесты, которую полагается выкупить у родственников и подружек. Жених должен пройти «полосу препятствий», во время которой он отгадывает загадки, проходит различные конкурсы и т.д. За каждую неотгаданную загадку жених должен откупиться подарком или деньгами.

5. Регистрация в ЗАГСе

После выкупа молодожены и их родственники отправляются в ЗАГС для того, чтобы официально зарегистрировать свои отношения. Под марш Мендельсона молодожены торжественно входят в зал, обмениваются кольцами и закрепляют свой союз поцелуем. Свадебная традиция, пришедшая к нам из Италии, прижилась и на русских свадьбах. Молодожены выпускают в небо белых голубей. Это символизирует именно девушку, которая вырывается на волю из родительского дома, выходя замуж. После ЗАГСа пара в сопровождении родителей, родственников и друзей отправляется кататься по красивым местам города: к памятникам, вечному огню, торговым центрам, площадям и т.д. Многие пары сейчас не регистрируют брак в ЗАГСе, а пользуются услугами нотариуса и регистрируют свой брак прямо на банкете.

6. Банкет и свадебное застолье

Ну какая русская свадьба проходит без пышного банкета и веселого застолья?! Молодоженов встречают со свадебным караваем или хлебом и солью, и молодые по очереди откусывают каравай. Если следовать поверью, то тот, кто откусит бОльший кусок - и будет хозяином в доме. У входа молодых осыпают конфетти (лепестками роз, рисом, монетами и т.д.).

7. Горько!

По одной из версий, наши предки были очень суеверны. Они всерьез верили в злых духов, которые, по их мнению, обожали строить козни мирно веселящемуся народу.
Особенно нечисть не любила, когда люди счастливы и радуются. И вот, пытаясь обмануть злых духов, на свадьбе народ кричал «Горько!», тем самым показывая, что им не так уж и хорошо. Услышав это, нечистая сила должна была поверить и уйти прочь!
В наше время, услышав возглас «Горько!», молодожены должны стоя целоваться, как можно дольше, а все гости дружно начинают считать: «Раз, два, три… пять… десять…» - и так далее. Чем дольше молодые будут целоваться, тем крепче будет их брак.

8. Воровство невесты на свадьбе

Как и большинство обрядов, этот также берет свое начало с древности и имеет очень интересные корни. С появлением крепостного права появился обычай, при котором первую брачную ночь крепостная невеста должна была провети с барином. Женихи противились этому и тогда барин подсылал своих холопов и в разгар свадьбы они похищали невесту. Если жених был состоятельный, то он выкупал невесту в целости и сохранности. Сейчас невесту воруют больше для забавы и жених также должен выкупить невесту, но выполняя различные задания.

9. Воровство туфельки невесты

В старину существовал обычай, во время которого незамужние девушки просили невесту дать примерить ее обувку. Та из подруг, которой туфелька приходилась впору, оставляла ее себе и требовала выкуп с жениха. Этот обряд был своего рода проверкой состоятельности будущего жениха.

10. Свадебный торт

В старину считалось, что преломив хлеб с человеком, вы становитесь близкими друг другу людьми. Считается, что именно от этого обычая пришел обряд разрезания торта. Современные торты вполне можно считать произведениями искусства! Первый кусок торта молодожены разрезают вместе, но одним ножом.

11. Снятие фаты

Этот обряд можно считать самым древним и красивым. В древние времена с невесты снимали не фату, а венок, увитый лентами и расплетали косу. Замужние женщины с непокрытой головой ходить не могли и ношение платка для них было обязательным, поэтому после снятия венка и расплетания косы голову жены покрывали платком. Так и возник обряд снимать новоиспеченной жене фату и покрывать голову платком. Эта церемония снятия фаты символизирует переход из девичьей жизни в семейную жизнь.

12. Бросание букета

Эту традицию переняли у европейцев. Невеста бросает букет из-за спины незамужним девушкам и та девушка, которая поймает его, следующей выйдет замуж.

13. Первая брачная ночь и медовый месяц

После окончания всех церемоний и прощания с гостями, молодые отправляются домой или в гостиничный номер, где и проводят свою брачную ночь, а после отправляются в свадебное путешествие. Иногда празднование длится два дня. На второй день приглашают только членов семьи и близких людей. Второй день посвящен поздравлениям родителей. Этот день назвают "к теще на блины". В этот день родителей молодоженов поздравляют с новыми званиями и дарят им подарки и уже для них кричат «Горько!».

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Русский свадебный ритуал, история формирования.
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту . После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.В старинной свадебной песне, исполнявшейся на девичнике, говорится:

Лей-полей, Волга-река,
Волга-река, во круты берега!
Побереги, родной батюшко,
Ты свою Федосью-душу!
Сегодня у Федосьи-души да девичь вечер,
Завтра у Петровны поведенный день:
Поведут Федосью-душу ко суду Божью,
Ко суду Божью, ко злату венцу,
Страшно стоять, страшно стоять у суда Божья!
От суда, от суда Божия - к чужому батюшку,
Ко чужому батюшку, ко неродному.
У суда Божья голова болит,
Под златым венцом ноги ломятся!

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

Молодечник.
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

Свадебный поезд.
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два подружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учавствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. В разных областях России состав свадебного поезда мог различаться. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901. Масло . Андрей Рябушкин .

Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.

Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.

Венчание.
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.

Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.

Некоторые обрядовые действия были направлены на предотвращение измены молодыми. К примеру, запрещалось стоять или проходить между молодыми. Считалось, что во время обряда венчания можно было обеспечить здоровье молодым, для чего в момент обведения священником брачующихся вокруг аналоя, тихо произносили специальные заговоры.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства. К примеру, воск венчальных свечей и вода с благословенной иконы, применялись в лечении младенцев, венчальная рубаха – для снятия боли у женщины во время родов. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева для обеспечения хорошего осеннего урожая. Обручальное кольцо применяли при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской России и во многих деревнях Сибири и Алтая отправлялись в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь.

«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». В. Максимов , 1875

А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.

Княжий стол.
Княжий стол (венчальный или красный стол) - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

«Свадебный пир в боярской семье XVII столетия». Маковский К. Е. 1883.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. В некоторых местностях молодую после ужина «окручивали» или надевали на нее женский головной убор. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал отдарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь - матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе. Однако им подавались определенные блюда: каша, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. При этом молоко молодые пили из одного стакана, ели одной ложкой и из одной чашки, ели хлеб от одного куска. Это подтверждало единство молодых их неразрывную связь. По окончании горнего стола проводился обряд деления каравая.

Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.

Брачная ночь.
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.

Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт. По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить, в целях проверки добрачного целомудрия девушки. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой. Оповещение родителей, гостей, да и всей деревни о целомудрии или его отсутствии у невесты происходило посредством проведения обрядово-игровых действий. К примеру, в селах Пермской губернии, если новобрачная была девственницей, на дом молодоженов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками, их же дружка привязывал к дугам лошадей, по дороге к родителям новобрачной. Во Владимирской губернии брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы, говорила о честности невесты. В некоторых деревнях гости во главе со свашкой и дружкой с криками, звоном и шумом разъезжали по деревне и размахивали рубашкой новобрачной.

Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Унижению подвергалась и сваха. Обязательная невинность невесты, а в некоторых деревнях и жениха до брака, исходила из представлений крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину было возможно произойти только в ходе определенных обрядов и только при соблюдении в определенной последовательности. Нарушение порядка считалось нарушением хода жизни, посягательством на ее основы.

Также считалось, что девушка, потерявшая невинность до брака, останется бесплодной, рано станет вдовой или оставит вдовцом мужа, а семье погрязнет в голоде и нищете.

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов - «поиски ярочки».

Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна - молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Окручивание молодой.
Окручивание молодой также являлось свадебным обрядом, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. Ритуал проводился сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником.

В русских селах Алтая окручивание проводилось после приезда от венца. Невесту сажали в угол, закрывали с каждой стороны платками, плели две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и просили их обоих посмотреться в одно зеркало, дабы «жить дружно». Песни, которые пели свашки при смене прически и головного убора, в разных местностях звучали по-разному, но суть была одна: утверждение девушки в новом статусе.

Хлебины.
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе пир в родительском доме молодухи продолжался.

Обережные обряды

  • Чтобы обмануть тёмные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами.
  • Защитой от нечистой силы считался звон бубенцов, сопровождавший свадебный поезд на всём пути к церкви.
  • Чтоб закружить голову нечистику и отправить его куда подальше, молодых обводили вокруг столба или дерева.
  • Чтобы домовой принял молодую в новую семью - необходимо было невесту внести в дом на руках, не наступив на порог.
  • От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды.
  • Для многодетности и богатства осыпали молодых зерном или хмелем, сажали на шубу выветренную вверх мехом.
  • Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком или рушником .

Пословицы и поговорки

  • Свадьба и смерть - сёстры.
  • Не страшно жениться, страшно к тому делу приступиться (страшно к попу приступиться).
  • Страшно видится: стерпится - слюбится.
  • Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет.
  • Тошно жить без милого, а с немилым тошнее.
  • Не купи у попа лошади, не бери у вдовы дочери!
  • Жениться - не лапоть надеть.
  • Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает.
  • Дай бог с кем венчаться, с тем и кончаться.
  • Невеста родится, а жених на конь садится (на коня сажали трёх-семи лет).
  • В девках сижено - горе мыкано; замуж выдано - вдвое прибыло.
  • Женился на скорую руку да на долгую муку.
  • У старого мужа молодая жена - чужая корысть.
  • Мужчина, коли хоть немножко казистее чёрта, - красавец.
  • Много женихов, да суженого нет.
  • Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя, сама-то какова?
  • Не ищи красоты, ищи доброты.
  • С лица не воду пить, умела бы пироги печь.
  • Не бери жену богатую, бери непочатую!
  • Первую дочь бери - по отцу, по матери, а вторую - по сестре!
  • Выбирай корову по рогам, а девку по родам (смотри по роду)!
  • Быть на свадьбе, да не быть пьяну - грешно.
  • Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе.
  • Горько вино, не пьётся (или: кисло, и молодые должны подсластить, поцеловаться).
  • Девка после сговора на улицу и в церковь не ходит.
  • Дождь на молодых - счастье.
  • Жениха под венец опоясывают вязаным кушаком (узлы охраняют от порчи).
  • Коли на улице распута, быть свадьбе беспутной.
  • Молодые до венца не едят. До венца тощи, после солощи.
  • Монах на свадьбе зловещ для молодых.
  • Обручальное кольцо под венцом уронить - не к доброму житью.
  • Подвенчальную свечу берегут, а зажигают её для помощи при первых родах.
  • Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки (предсвадебная баня).
  • Свадьба без див не бывает (без проказ либо без чудес).

1.Русские свадебные обряды

2.Смотрины

4.Свадебный обряд русского народа. Сватовство и рукобитие

Нельзя отрицать, что концептуально сама свадьба и свадебные традиции, скажем, семнадцатого и свадьба века настоящего в чем-то схожи. Например, и тогда, и сейчас главным лицом на свадьбе был не жених или невеста, а отдельный человек — в семнадцатом веке его называли дружкой, сейчас этот персонаж чаще носит название шафер, тамада или ведущий.

Впрочем, роль этого человека несколько изменилась и свадебные традиции претерпели ряд изменений. В прошлые века он был не только распорядителем церемонии, но также совмещал в себе функции свидетеля жениха, собственно ведущего и блюстителя правильности совершения обрядов. Иногда за «благочинием» следил отдельный человек — тысяцкий. Иногда, наоборот, тысяцкий занимался общим распорядительством, дружки в таком случае вовсе не было. Также у дружки или тысяцкого была ритуальная функция: гости должны были его всячески унижать и оскорблять, а он, в свою очередь, должен был достойно отвечать на такие выходки гостей.

В наше время, конечно, сложно представить, чтобы кто-то искренне, из суеверных побуждений, все мероприятие ругал ведущего на чем свет стоит. Тем более сложно представить соблюдение традиции избрания дружкой человека, занимающегося знахарством.

Конечно, русские свадебные обычаи и традиции, а так же структура самой свадьбы изменились. Так, в прошлом принципиальными элементами свадебного цикла были сватовство, смотрины и . Сватовство представляло собой полный набор ритуальных элементов, это был процесс предварительного заключения договора о свадьбе, в котором главная роль отводилась сватам жениха. Они должны были понять, что представляет собой невеста, хороша ли она внешне, какое приданое может получить жених от ее родителей в случае, если брачный союз состоится.

Обычно сваты вели речь в иносказательной форме. Например, начинать разговор могли с выражений вроде «у вас товар, у нас купец», «ищем овечку, не заблудилась ли». При этом родители должны были достаточно долгое время не соглашаться отдать свою дочь замуж. Часто сваты занимались также поиском невесты, отбирали достойные кандидатуры.

За сватовством следовали смотрины. Родители невесты приезжали в дом жениха, тщательно осматривали хозяйство. Если их все устраивало, они принимали приглашение хозяев остаться на торжественную трапезу. Не менее важны были и смотрины невесты — родители жениха знакомились с девушкой, узнавали, какими умениями она обладает, смотрели, насколько она красива, какое у нее есть приданое и т.д. Сама невеста часто все это время сидела в красном углу, лицо ее было прикрыто фатой.

В наше время сватовство и смотрины по-прежнему существуют, но не несут никакой практической пользы. Действительно, сложно представить, чтобы сейчас жених и невеста были фактически отстранены от своей собственной женитьбы, чтобы решение о свадьбе принимали родители или вовсе посторонние люди. Однако в символической форме и тот и другой обряд сохранились. Часто они проводятся в тот же день, что и венчание.

Еще одному древнему свадебному обряду — рукобитию — повезло меньше. Он крайне редко практикуется в настоящее время. Во время рукобития (или, как его еще называли, запоя) родители жениха и невесты договаривались обо всех материальных аспектах будущего брака, распределяли свадебные чины, уславливались, где будут жить молодые после свадьбы, кто понесет расходы на церемонию. Весь этот процесс завершался собственно рукобитием — отцы жениха и невесты били друг другу руки в знак заключения договора. Иногда после рукобития происходил обмен подарками, за заключением договора, бывало, следовало испитие спиртных напитков (отсюда второе название обряда).

В значительной степени сохраняется обычай приготовления на свадьбу специального праздничного каравая, который во время церемонии должны вкусить новобрачные. Обычай этот пришел из Древнего Рима. Правда, в римской традиции обязательным было изготовление пирога из муки, размешанной на соленой воде, и меда. На Руси же каравай мог быть приготовлен по любому принятому в то время рецепту. В наше время совместное поедание женихом и невестой каравая или другого свадебного пирога символизирует единение новобрачных.

Также некоторое время на Руси новобрачным во время пира преподносили в качестве своеобразного ритуального подарка одну большую жареную курицу. Сама по себе курица особого сакрального значения не имела, но обычай этот должен был продемонстрировать, что отныне новобрачные будут делить всю имеющуюся пищу на двоих. Возникла данная традиция, предположительно, у литовцев во времена их язычества.

В отличие от русского обряда, в литовском варианте обязательным было совместное поедание подаренной курицы прямо на брачном ложе, причем подносить птицу к постели и разделывать ее в обязательном порядке должен был жених — и не заранее, а именно на кровати. Иногда таким же образом употребляли курицу в пищу и русские новобрачные. К счастью, в наше время ни у литовцев, ни у русских ничего подобного в брачную ночь в подавляющем большинстве случаев не происходит.