Травля ребенка: что делать, если с ребенком не дружат в школе? С ребенком не хотят дружить.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был доволен и успешен. И как обидно становится, когда у него что-то идет не так. К примеру, если его обижают или недостаточно любят в детсадовском коллективе. Хочется встать на защиту своего малыша, приказать всем забиякам срочно извиниться, а всей остальной группе немедленно дружить с лучшим на свете мальчиком Васей. Но мы понимаем, что это не выход. Разбираемся в вопросе с психологом Анфисой Беловой.

Ребенок жалуется дома после садика: «Со мной никто не дружит». Как родители могут узнать, правда ли есть такая проблема? Ведь «сегодня дружу — завтра не дружу» кажется нормальным поведением для детей в садике?

Да, дети непостоянны, их интересы и предпочтения могут меняться несколько раз за день. Но это не значит, что надо игнорировать или относиться несерьезно к тому, что говорит ребенок. Если он рассказывает о том, что с ним никто не дружит, значит, в данный момент он действительно так чувствует.

Задача родителей — разобраться, сиюминутное это чувство (например, сегодня малыша отказались взять в игру по каким-то причинам) или у него есть проблемы в общении со сверстниками.

Для того, чтобы это понять, родителям достаточно регулярно общаться с ребенком, спрашивать, как у него дела, что он делал в течение дня, весело ему было или нет.

Кроме этого, необходимо обращать внимание на настроение, с которым ребенок идет в детский сад и возвращается из него, хочет ли он туда ходить. А еще о наличии у вашего сына или дочери друзей всегда можно узнать у воспитателей, которые проводят с детьми большую часть дня.

Если дошкольник действительно ни с кем не общается, должно ли это тревожить родителей? Ведь он же еще маленький — может, само пройдет.

Сначала надо выяснить, тревожит ли это самого ребенка. Возможно, его устраивает такое положение вещей, тогда и вам предстоит смириться.

Если же проблема есть, а родители самоустраняются, объяснив свое поведение фразой «само пройдет» или «пусть сам учится разбираться со своими проблемами», то лучше вряд ли станет, а вот хуже — скорее всего. Ни одна проблема не проходит просто так, она трансформируется, видоизменяется, но не исчезает.

Что делать, если ребенок действительно не имеет друзей и ни с кем не играет, при этом хочет общаться и расстраивается из-за этой ситуации? Может ли чем-то помочь родитель?

Родитель — это главный человек в жизни ребенка, и его участие в решении детских проблем очень важно. Малышу не к кому больше обратиться за помощью, кроме мамы и папы.

Дать простой краткий ответ, что конкретно стоит делать родителям, невозможно. Для этого нужно знать причину, по которой ребенок ни с кем не играет и у него нет друзей. А причин может быть множество. Например, он слишком скромен и закрыт, боится сам пойти на контакт. Или, наоборот, слишком напорист, поэтому никто не хочет с ним общаться. А может, произошла какая-то неприятная ситуация, после которой взаимоотношения с одногруппниками испортились.

Только найдя причину, родители смогут понять, в каком направлении двигаться дальше. Возможно, достаточно будет поговорить с воспитателем, чтобы он ввел ребенка в коллектив. Иногда нужно научить ребенка простым фразам и правилам для успешного общения со сверстниками или обратиться за помощью к психологу. Бывают и такие случаи, когда лучше перевести малыша в другое дошкольное учреждение. Вариантов много, и все они зависят от конкретной ситуации.

В каких случаях нужно обращаться к психологу? Как понять, что родитель не справится с ситуацией самостоятельно?

К психологу стоит обратиться, если в поведении ребенка появляются какие-то тревожные знаки: он становится слишком агрессивен или, наоборот, плаксив, у него появляются невротические симптомы — например, нервные тики, заикание, энурез, он часто болеет и т.д. То есть нужно обращать внимание на всё то, что отличается от обычного поведения вашего (именно вашего) ребенка.

Ситуацию, когда родители не в состоянии помочь, легко распознать: дни идут, все способы, которые были в арсенале у мамы с папой, уже испробованы, а проблема не решается, или ситуация стала только хуже.

Бывает, что у родителей и нет никакого «арсенала», они просто не знают, что делать. Тогда, конечно, тоже нужно к психологу. Главное помнить, что обратиться за помощью не стыдно. Это не делает вас плохими родителями, которые не справились. Это делает вас хорошими родителями, которым не все равно.

Что делать, если ребенок не имеет друзей и при этом не нуждается в них? Его будто бы тяготит общение со сверстниками, а в одиночестве он замечательно себя чувствует?

Да, есть такие дети (да и взрослые), которым комфортно находиться в одиночестве. Но, во-первых, необходимо убедиться, что это именно так. Если по самому ребенку видно, что для него это не является проблемой, то и навязывать ему друзей не стоит. Он, наоборот, может испытывать дискомфорт, если его насильно втягивают в общение с другими детьми. Об этих особенностях необходимо говорить с воспитателем, чтобы он не давил и не пытался «исправить» необщительного ребенка. А если есть возможность, ограничить посещение детского сада, т.к. замкнутым детям может быть тяжело постоянно находиться среди большого количества людей. Это вовсе не значит, что малыша нужно изолировать от сверстников и у него никогда не будет друзей, просто ему нужно подобрать более комфортную среду, в которой он сможет спокойно учиться взаимодействовать с людьми, не подвергаясь излишнему стрессу и давлению.

Есть ли способы «профилактики» неумения дружить и общаться? Что мы можем сделать для ребенка в раннем возрасте, чтобы, подрастая, он не столкнулся с этой проблемой? Может, больше общаться с ним или смотреть мультфильмы про друзей?

В этом вопросе многое зависит от характера и темперамента ребенка. Кому-то «дано» легко заводить новых друзей, такие дети впоследствии становятся душой компании или лидерами класса. А кто-то менее общителен и более закрыт, предпочитает минимум общения. Это все варианты нормы.

И еще одно замечание: до трех лет вообще не стоит трогать ребенка с вопросами дружбы, потому что дружить и полноценно играть со сверстниками он пока еще не умеет.

В качестве некой «профилактики» детских проблем с общением родители должны учить ребенка вежливости, умению строить разговор при знакомстве. С малышом можно беседовать о человеческих качествах, которые важны для дружбы, о том, для чего вообще нужны друзья.

Для того, чтобы развивать навыки общения, расскажите ребенку, как действовать в случае, когда он хочет с кем-то познакомиться: поздороваться, представиться, спросить собеседника, как его зовут, предложить совместную игру и т.д. Также можно поиграть в «знакомство», например, заново познакомиться с бабушкой, папой или сестрой, перезнакомить все игрушки — на игрушках, кстати, очень удобно отрабатывать любые ситуации.

Кроме этого, важно подготовить ребенка к тому, что не все дети бывают доброжелательны в ответ — кто-то может сам быть довольно скромным или просто не хотеть в данный момент общаться, другой может быть невоспитанным и грубым, такое тоже случается, — но это не означает, что сам ребенок плохой и что-то сделал неправильно.

После этого можно переходить к обучению «культуре игры». Для этого вам достаточно вспомнить свое детство: с какими детьми вам было неприятно общаться и не хотелось играть и почему (например, с теми, кто отбирал игрушки или нарушал правила игры, или дрался). Это и следует рассказать своему ребенку. Только здесь важно не уйти в запугивание: «Если ты будешь отбирать игрушки, с тобой никто не будет дружить», — такие высказывания вызывают страх, а не мотивируют. Лучше в таком случае сказать: «Правда неприятно, когда кто-то отбирает у тебя игрушки? Вот и другому это тоже не понравится», — таким образом вы не только объясните, как надо вести себя в коллективе, но и начнете учить своего ребенка эмпатии, сочувствию.

Это такой базис для успеха в общении ребенка. Однако даже он не гарантирует того, что ребенка минуют все проблемы в общении. Здесь главное вот что: важно, чтобы малыш чувствовал поддержку и знал, что за его спиной всегда есть родители, которые готовы выслушать и помочь в любом вопросе.

Дружба - это и первые секретики с ребятами от родителей, и первые клятвы верности, первые ссоры и эмоциональные примирения. Через дружбу мы познаём людей, учимся общаться, делиться, думать о других… С другом мы чувствуем себя нужными и уникальными. Дружба - это сокровище в жизни каждого. Но, как и многие сокровища, для некоторых дружба оказывается сокрытой.

Тревожные признаки

Нередко дети не признаются в том, что не ладят с коллективом. По большей части из-за того, что не верят, будто кто-то может им помочь. Мама и папа не должны упустить эту проб-лему из виду. Обратите внимание, если:

  • кроха неохотно посещает детский коллектив;
  • малыш возвращается из сада или школы как выжатый лимон и не хочет туда идти;
  • ребёнок часто плачет, хотя никаких видимых на то причин нет;
  • ваше чадо практически никогда не говорит о своих одноклассниках;
  • малыш ничего не рассказывает о жизни в саду или школе, будто её и нет;
  • сын или дочь никого не зовёт на день рождения, не ходит гулять с одноклассниками.

Есть, конечно, и другие симптомы, например такие физиологические недомогания, как энурез, нервный тик, ночные кошмары. У ребёнка может часто меняться настроение, могут появиться агрессивные нотки в поведении (эти «нарывы» будут хорошо видны, если использовать в беседе с ребёнком какую-либо проективную методику, например, попросив нарисовать цветок или несуществующее животное).

Алгоритм помощи

Как помочь детям, которые пока ещё не познали радости дружбы и чувст-вуют себя одинокими и непонятыми сверстниками?

Одинокие дети нуждаются в психологической поддержке. И хорошо, если такую поддержку окажут самые близкие люди - родители. Сказать: «Не обращай внимания!» - значит посчитать проблему пустяшной и этим обидеть ребёнка. Дайте малышу понять, что полностью принимаете его чувства, вторите его эмоциям и поддерживаете его всеми силами. Может, и у вас в дет-стве была история, когда вы чувствовали себя никому не нужным? Поделитесь ею с ребёнком.

Придётся разобраться в том, почему ваше драгоценное чадо превратилось в «белую ворону». Нередко причины этого явления лежат на поверхности. Возможно, насмешки вызваны нетитульной национальностью, физическими пороками или отставанием в психическом развитии. Поговорите об этом с классным руководителем или воспитателем детского сада. А ребёнку объясните, что настоящие друзья не обращают внимания на эти признаки. И попросите не злиться на других детей, а простить их, потому что некоторые вещи мы понимаем только с возрастом, и они тоже, когда вырастут, обязательно всё поймут.

Подумайте, какие особенности в поведении вашего сына или дочери отталкивают сверстников? Почему сверстники, в свою очередь, отталкивают его? Чем он выделяется из толпы? А также какими хорошими качествами обладает ваш малыш и как ему проявить свои достоинства в коллективе? А подумав, поговорите с ним об этом. Ответы на эти вопросы, возможно, и не сделают вашего кроху лидером в своём обществе, но уж точно выведут со скамьи аутсайдеров.

Обратитесь к детскому психологу. Есть немало практик, занятий и методик, которые помогут раскрыть суть ситуации и скорректировать её. А в групповых занятиях дети как раз учатся навыку дружбы.

Мнение первого читателя:

Анна Барсукова: Для начала родителям нужно понять причину, по которой с ребёнком никто не дружит. Также можно прибегнуть к помощи профессионального психолога, которой даст рекомендации. Важно не пускать ситуацию на самотёк, поскольку все наши ком-плексы родом из дет-ства.

Наталья Барложецкая

«…Я замечаю, что одноклассники смеются над моим сыном или вовсе его не замечают. Не берут в компанию, не приглашают на дни рождения и т.д. В коллективе он не пользуется авторитетом – скорее, наоборот, всеми отвергаем… Хотелось бы узнать, в чем причина подобного отношения, и постараться исправить это...»

Причины, по которым ребенок занимает статус «отвергаемого» среди одноклассников, могут быть самыми разными, но они всегда зависят от возраста ребенка.

В начальной школе, особенно в первом и втором классах, отношение детей в основном зависит от учителя. Именно педагог является самым значимым и авторитетным человеком в молодом коллективе: он может как поднять статус ребенка, похвалив его, поставив в пример и т.д., так и опустить этот статус, сделав замечание, унизив или наказав. Поэтому то, как относится учитель к вашему первокласснику и какие отношения у вас с ним сложились, обязательно отразится на статусе ребенка в коллективе сверстников.

Помимо учителя, на статус малыша могут повлиять личностные особенности его темперамента или характера, уровень самооценки, коммуникативные способности, самостоятельность и т.д. Наибольшей популярностью пользуются активные дети, способные самостоятельно вступать в диалог, уверенные в своих силах и возможностях. Все это уже целиком и полностью зависит от родителей и той системы воспитания, которая принята в семье.

Лучше всего разные подходы к системе воспитания в семье демонстрирует следующий анекдот. В обычной славянской семье мальчик разбил вазу, и мама ему говорит: «Ванечка, ты – плохой мальчик, потому что разбил мою любимую вазу». Та же ситуация в еврейской семье: «Изя, ты такой замечательный ребенок, но зачем ты разбил мамину вазу?» В первом случае акценты таковы: плохой мальчик – разбитая ваза. Во втором – ребенок хорош, но плохо поступил, то есть оценивается поступок, а не ребенок. И у такого ребенка никогда не будет занижена самооценка!

К середине третьего класса отношение одноклассников все меньше и меньше зависит от учителя и родителей. Падение уровня авторитета взрослых начинается в этом возрасте и продолжается до конца подросткового периода. Поэтому изменения происходят медленно и постепенно. В коллективе детей исподволь выделяются «звезды», «популярные», «отвергаемые» и «изгои». «Звезды» – это те дети, с которыми хотят общаться и с мнением которых считается большинство членов коллектива; «популярные» – ребята, с которыми хотят общаться и с мнением которых считаются многие одноклассники; «отвергаемые» – дети, с которыми мало кто из членов коллектива хочет общаться и с мнением которых почти не считаются; «изгои» – ребята, с которыми другие сверстники общаются исключительно в интересах дела и мнение которых почти не учитывается при принятии решений.

Каким образом малыш может попасть в изгои или отвергаемые? Дети этого возраста – жуткие максималисты! Они отвергают ребенка, в чем-то отличного от большинства. В зоне риска чаще всего находятся дети, которые носят очки, имеют лишний вес, немодно одеваются, «двоечники», «бедные» и т.д. Попробуем разобраться в каждой из этих ситуаций:

«Ботаник» («зубрила»). Для многих детей это прозвище становится катастрофой. Если в начальной школе за хорошую учебу ребенка уважали, в средней школе это становится недостатком. Ведь у большинства успеваемость падает, а, как мы уже выяснили, сверстники отвергают ребенка, в чем-то отличного от большинства. Радует только одно: в старших классах и в институте эти дети в полной мере восполняют все, чего были лишены. Это как раз тот случай, когда следует просто подождать. Однако и в этой ситуации ребенку можно помочь:

Поощряйте попытки общения ребенка с одноклассниками, приглашайте их к себе в гости, уменьшите контроль со своей стороны.

Если у вашего ребенка есть друг или подруга, пригласите их с собой в поездку на дачу или на пикник.

Активнее участвуйте в жизни класса. Пусть ребенок посещает все школьные экскурсии и выезжает с классом в поездки.

Запишите ребенка в спортивную секцию, где он сможет проявить себя.

Купите гитару и возьмите для обучения репетитора.

«Очкарик» («пучеглазый», «четырехглазый»):

Если ребенок еще маленький и ему нельзя носить контактные линзы, постарайтесь купить стильные, хорошие и легкие очки. Пусть они будут дороже, чем обычные, – самочувствие ребенка ценнее. Многие современные дети разбираются в моде и воспринимают очки как модный аксессуар.

Расскажите малышу о кино- и литературных героях, которые носили очки. Гарри Поттер и Знайка тоже были очкариками, но это не помешало их популярности.

Как только позволит врач, приобретите контактные линзы и больше не вспоминайте об этой проблеме.

«Толстый». Для многих полных детей школа – настоящее испытание. «Батон», «жиртрес», «тумба» – и это ещё не самые обидные прозвища! Если у вашего ребенка лишний вес, срочно действуйте:

Пересмотрите питание, обратитесь к врачу и соблюдайте диету.

Проведите полноценное медицинское обследование, чтобы исключить заболевания, провоцирующие полноту.

Запишите чадо в спортивную секцию. Даже если это не поможет похудеть, ребенок научится управлять своим телом и почувствует себя ловким и подвижным. Постепенно придет и уверенность в себе, а это самое важное.

«Немодный». Вопрос о стиле возникает уже в 3-4 классах средней школы. Конечно, родители зарабатывают деньги для того, чтобы одевать своих детей, а не украшать их. Однако подростки часто смеются над неказистым, по их мнению, видом своих сверстников. И желание мальчиков и особенно девочек одеваться не хуже своих одноклассников – не пустая блажь.

Уделите модным запросам детей самое пристальное внимание. Не покупайте то, что хотите вы, послушаете тех, кому предстоит это носить. У детей давно есть свое представление о том, как они должны выглядеть. Лучше купить вещь, которую ребенок будет носить с удовольствием, чем ту, что будет уничтожена через две недели.

Пройдитесь с ребенком по самым обычным магазинам и помогите маленькому моднику сформировать свой стиль. Следите не только за одеждой! Важны также стрижка, чистота рук и общий опрятный вид.

«Двоечник». Слабый ученик - излюбленный объект для насмешек в классе «хорошистов-отличников».

Помогите ребенку подтянуть успеваемость. Занимайтесь с ним дома сами, наймите репетитора, попробуйте договориться в школе о дополнительных занятиях.

Повышайте самооценку. Найдите занятие, в котором ребенок будет испытывать ситуацию успеха. Если он хорошо рисует – организуйте выставку рисунков, хорошо готовит – кулинарный конкурс и т.д. Дайте сыну или дочери возможность проявить свои таланты и помогите другим детям увидеть это.

«Бедный». Ребенок более чем скромно одет, его родители не могут давать деньги на разного рода дополнительные мероприятия. Он начинает себя чувствовать не таким, как все. Конечно, вы можете улучшить финансовое положение в семье, но истинная причина кроется не в финансах, это только своего рода катализатор. Причина – в низкой самооценке ребенка. Она может быть таковой по разным причинам, но одной из самых основных является заниженная самооценка ребенка в семье.

Учите ребенка видеть в себе достоинства и проявлять их.

Давайте ему как можно больше поддержки. Общайтесь с ним с позиции «взрослый – взрослый». Слушайте его внимательно: он говорит о своих проблемах. Просто иногда мы не слышим собственных детей, так как заняты своими делами и проблемами.

Если у вашего ребенка-подростка гости

Вы приходите домой после работы, болит голова, устали и мечтаете только о тишине и покое, а ваш ребенок пригласил в дом шумную компанию. Что делать? Самое главное – понять! Ваш дом это не только ваш дом, это еще и дом ребенка. Если вы не устанавливали правил и заранее не обговаривали подобную ситуацию, действуйте по алгоритму:

Улыбнитесь и поздоровайтесь с гостями.

В присутствии всей компании похвалите ребенка, что пригласил к себе в гости друзей.

Спросите, чем они занимаются и не нужна ли им ваша помощь (важен не ответ, а ваше внимание).

Выразите сожаление, что не можете сейчас присоединиться к гостям, потому что очень устали после работы и «голова просто раскалывается».

Скажите, что хотите немного полежать в своей комнате в тишине, но вы не против, чтобы все остались. Как только понадобится помощь, они могут обратиться к вам.

Спросите у кого-нибудь таблетку от головы или совет, как справиться с мигренью.

Спросите, где компания будет сидеть: на кухне или в детской? Таким образом, вы ограничиваете не себя, закрывшись в комнате, а компанию – выделяя ей определенное место.

Никогда не критикуйте подростка в присутствии друзей, но после их ухода обговорите, что было для вас неприятным сюрпризом и какие правила необходимо соблюдать в будущем. Постарайтесь совместно выработать эти правила и следовать им.




Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или , чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?

Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!

Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
  • Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
  • Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
  • Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
  • Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик» .
  • День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.

Если о школе тебе напоминают только уведомления, приходящие с сайта «Одноклассники», ты - счастливчик. Если же о школе тебе напоминают родительские собрания, на которых собирают деньги на ремонт облупившегося учителя труда, ты - отец. А потому, папаша, читай , полные советов по преодолению 7 самых частых трудностей, с которыми может столкнуться любой школьник. Мы будем снабжать тебя ими всю неделю.

Вот и настал эпохальный день, когда твое чадо пошло в школу. Ты вздохнул с облегчением: наконец-то у тебя появится время, чтобы дописать роман, досочинить симфонию и достроить модель Эйфелевой башни из тефтелек. Но тут выясняется, что ты рано расслабился. Оказывается, классная парта - не самое спокойное место и в жизни твоего наследника появились непредвиденные сложности. Как заботливый отец, ты просто не имеешь права оставаться в стороне. Иначе кто, кроме тебя, приложит все усилия, чтобы мать ребенка занялась решением этих внезапно возникших проблем? Повысить твою педагогическую компетентность мы попросили нашего постоянного консультанта - ведущего психолога семейного центра «Мы», к.псх.н. Татьяну Свиридову .


Ты только не обижайся, но сперва Татьяна попросила уточнить: а у твоего чада были друзья в детском саду или во дворе? Были? Ну и прекрасно! Это главное. Значит, с навыками социального поведения у него все в порядке. Поэтому рассмотрим внешние причины отсутствия школьных приятелей.

«У детей младшего школьного возраста, с 1-го по 3-й класс, друзья формируются по ситуативному принципу. Живешь в одном доме со мной, ходишь из школы той же дорогой, родители знают друг друга - любого из этих поводов достаточно, чтобы называть тебя моим другом», - растолковывает Татьяна повадки юных.

Проанализируй конкретные обстоятельства. Возможно, чтобы нормализовать ситуацию, вам с матерью достаточно просто забирать ребенка из школы чуть позже, чем обычно, давая тем самым ему возможность потусоваться с одноклассниками после уроков. Или же приложение твоих сил должно быть более целенаправленным: например, ты можешь почаще останавливаться поболтать с кем-то из родителей, давая детишкам волей-неволей познакомиться поближе, пока взрослые заняты разговором. В крайнем (и при этом самом эффективном) случае для сплочения прекрасно подойдет день рождения ребенка или любой надуманный праздник, на который будут приглашены одноклассники. В раннем возрасте подобные приглашения от полузнакомого ровесника воспринимаются абсолютно естественно. Обрати внимание на следующее: на формирование мнения у детей младшего школьного возраста учитель оказывает сильнейшее влияние. (Допустим, если учительница курит «Данхилл», весь класс тоже смолит только эту марку.) Расспроси ребенка, как их педагог строит отношения с детьми. Не исключено, что он делит класс на «отстающих» и «успевающих» (или еще по какому-нибудь сегрегационному признаку), и твое чадо попало в категорию изгоев, с которыми «хорошим» детям дружить не следует. Твои дальнейшие действия: серьезно поговори с учительницей как мужчина с учительницей. От нее же затем потребуется во всеуслышание объявить детям, что твой ребенок хороший и что с ним можно и нужно дружить.


Теперь перенесемся в 5–6-й классы. Этот возраст чреват так называемым моббингом . Это ситуация, когда дети сплачиваются и «дружат» против кого-то одного. Вина тут всегда лежит на классе, а не на ребенке-парии. Что бы жертва ни делала, авторитет она себе вернуть не может. Слабак останется мишенью для насмешек, даже если сможет подтянуться на турнике большее число раз, чем его одноклассники, над отличником продолжат смеяться, даже если он специально будет курить и хватать пары. Моббинг характерен для школ, где взрослые ни с чем, кроме уроков, к учащимся не пристают и поведение пускается на самотек. Дети испытывают удовольствие от сплочения против кого-то, это дает им чувство, что они лучше. Такова особенность психологии «незрелых» групп. (К слову, «развитые» коллективы разбиваются на отдельные враждующие кучки, что с психологической точки зрения является более здоровым явлением.)

Сейчас, с исчезновением классных часов, пионерии, сборов макулатуры и прочих пришкольных кружков вышивания по дереву, моббинг стал заметной проблемой. Одному тебе с ним, увы, не справиться. Ты должен бить тревогу в родительском комитете, чтобы с классом провел работу профессиональный психолог и научил эту шайку не самоутверждаться за счет кого-то, а уживаться группой, в которой есть место каждому.

«При этом не важно, что моббинг затеян не против твоего ребенка, а против кого-то еще в его классе», - подчеркивает наш консультант.

Вмешайся. Иначе все может закончиться ЧП, которое заставит бригаду «НТВ», истекая слюной, броситься по направлению к вашей школе. А вот в старших классах отсутствие у отпрыска друзей волновать тебя не должно. Ты же не общаешься с неприятными тебе людьми (ну, не считая соседа по лестничной клетке, любой ереси которого ты вынужденно поддакиваешь, лишь бы он от тебя отстал и дал спокойно покурить). Вот и твой обалдуй уже созрел для таких взвешенных решений.

«Для старшеклассников проблема «дружить - не дружить» носит мировоззренческий характер, - говорит госпожа Свиридова. - Не следует переживать из-за одиночества ребенка. Ты должен уважать его выбор».


В следующей части наш эксперт расскажет, .