У ребенка нет желания учиться в школе. Что делать, если ребенок отказывается учиться

Когда малыш еще совсем маленький, у родителей не возникает даже сомнений, что он станет успешным и умным учеником в школе! Однако с началом школьной жизни у большинства детей появляются сложности с мотивацией учиться...

В разные школьные периоды родители недоумевают, почему их любознательный и способный ребенок оказывается едва ли не последним в классе по успеваемости.

Если ребенок не хочет учиться, советы психолога и получение знаний «из-под палки» не помогут без подробного разбора проблемы.

Все школьники условно делятся на несколько категорий:

  • Одни охотно учатся.
  • Другие относятся к учебе спокойно, но без энтузиазма.
  • Третьим учеба не нравится, но они терпят.
  • И последние — категорически отказываются от учебы.

При этом периодически один и тот же ученик может оказываться в одной из перечисленных категорий. И причина таких метаморфоз кроется во внешних факторах и пробелах в воспитании.

Ошибки родителей

Некоторые мамы и папы неосознанно вкладывают в ребенка нежелание обучаться еще в раннем возрасте. Желание родителей похвастаться вундеркиндом приводит к тому, что малыша начинают учить слишком рано письму и чтению, лишая его обычных детских игр.

Зачастую интересы крохи не учитываются совсем. В итоге все труды родителей выливаются в дальнейшем в дополнительных репетиторов, которые также будут подтягивать ребенка к нужным показателям, а не к стремлению учиться.

Важно, чтобы ребенок 6 лет просто был любознательным и хотел узнавать что-то новое, тогда и желание учиться не заставит себя ждать. Учебный процесс для малыша должен стать веселым приключением и развлекательной игрой, а требования и ограничения должны присутствовать реже, чем награда и похвала.

Проще обвинить собственного ребенка, нерадивого учителя или слабое учебное заведение, чем увидеть истинную причину плохой успеваемости.

  • Самой распространенной причиной нежелания учиться является отсутствие интереса к предмету . В этом случае нужно заинтересовать ребенка, превратив в увлекательный процесс выполнение домашнего задания. Скандалы отменяются, а на смену им приходит поощрение и правильное стимулирование. Придется потрудиться, если умение учиться не привилось до школы, а малышовые игрушки заменить более сложными играми.
  • Отсутствие конкретной цели при обучении может стать проблемой после начальных классов, к примеру, в 9 лет. В этом возрасте добавляются новые предметы, которые воспринимаются учеником в качестве дополнительной и бесполезной нагрузки. Ребенок начинает не только протестовать, но и спрашивать, для чего вообще необходимо учиться. Для богатой жизни? Замечательно, если у родителей к научной степени прилагается двухэтажная вилла и пара автомобилей. В реальности же гораздо чаще встречаются успешные двоечники и нищие ученые. Для пользы стране? Подобная формулировка абсолютно непонятна для ребенка. Для новых знаний? Тоже не аргумент, поскольку не научен ребенок получать настоящее удовольствие от обучения.
  • Причиной отказа от учебы становится усталость , если ребенок не хочет учиться в школе только во втором полугодии.
  • Малышу не хватает родительского внимания и любви . В этом случае он подсознательно пытается привлечь ваше внимание своим поведением. Вы замечаете, что хорошее поведение у детей воспринимается как само собой разумеющееся, а плохое — вызывает серьезные разговоры. Пусть это не самое приятное, но тоже совместное время с мамой и папой!

Как помочь ребенку снять усталость и напряжение?

Не стоит забывать, что детство дается нам не только для учебы и постановки рекордных результатов в спорте и науке! У ребенка обязательно должно оставаться свободное время для игр, прогулок с друзьями и личных интересов.

  1. При физической усталости желательно убрать из ежедневного распорядка спортивные секции и дополнительные занятия, давая возможность отдохнуть и иметь личное время!
  2. При умственной усталости (рассеянность, плохое восприятие материала, отсутствие концентрации внимания) потребуются длительные прогулки и спорт.
  3. Симптомами эмоциональной усталости являются проблемы с ночным сном, когда ребенок подолгу не может уснуть, а днем ходит вялым. В этом случае помогут совместное времяпрепровождение, например, смастерите вместе модель самолета или посмотрите интересный фильм.

Почему еще нет желания идти в школу?

  • Некоторые проблемы приходят в подростковом возрасте. Уже в 11 лет ребенок может отказываться от учебы из-за плохих отношений с одноклассниками или учителями . Задача в таком случае решается индивидуально с помощью психолога и учителей или же остается сменить школу, чтобы наладить учебный процесс.
  • Нежелание получать знания может вызвать стрессовая ситуация (смерть любимого домашнего питомца, развод родителей, переезд). И если ребенок не хочет учиться, советы психолога в данной ситуации ограничиваются терпением и спокойными разговорами. Обязательно обсуждайте сложные ситуации с ребенком, поддерживайте его и объясняйте происходящее.
  • Болезни также вносят свои коррективы, поскольку после длительного пропуска занятий самостоятельно наверстать упущенное не всегда представляется возможным. Нельзя заставлять ребенка учиться, пока он полностью не окрепнет. Лучше отложить занятия на более благоприятное время и помочь разобраться с новыми заданиями.
  • Сравнения и унижения . Если ученик постоянно слышит от родителей об успехах и талантах Пети Иванова, и при этом получает «комплименты» в виде «тупицы» и «балбеса», то в 12 лет это наверняка отобьет желание учиться. К такому же результату приведут и действия неквалифицированного педагога, который при всем классе унижает кого-то из ребят за плохую учебу. У ребенка вырабатывается поведенческий девиз: «Для чего что-то делать, если ничего не получится, я все равно глупый и плохой».
  • Негативные последствия может иметь и воспитательный процесс в стиле «ты – мне, я – тебе» . Если в детстве за каждый поступок вручалась награда, то в школе ситуация перекручивается наоборот. Теперь уже ребенок «воспитывает» маму с папой: нет награды – нет учебы. Что делать в этом случае? Набраться терпения и твердо стоять на своем, поскольку «перелом» характера всегда проходит тяжелее обычного воспитания.

Обратите внимание на свои интересы

Привить желание учиться получится, когда родители обратят внимание на свою ответственность и воспитание, которые оказывают мощное влияние на формирование характера их отпрыска. Ведь если мама с папой большую часть времени проводят перед компьютером или телевизором и ни разу не были замечены с книгой – чего ждать от собственного чада?

Поэтому во многих случаях прежде, чем решать вопрос, что делать, если ребенок не хочет учиться, придется заполнить пробелы в воспитании, подыскать квалифицированных специалистов и даже пересмотреть свои привычки, подавая личный пример.

Здраствуйте, однажды уже писала здесь свою, историю, и в моей жизни, произошли некоторые перемены, и честно сказать даже не знаю к лучшему это или наоборот начало конца. В этом году поступила в колледж на заочное отделение. И тут снова стал вопрос а надо ли оно мне? Внутри какая-то пустота нет желания учиться, жить, существовать, общаться, и т.д., боюсь что не справлюсь сажусь за занятия и голова идет кругом, некоторые предметы, например такие как математика, логика, мне очень тяжело даются, вернее сказать я их вообще не понимаю, и поэтому нет желания вообще их изучать. Чувствую себя полной бездарностью,завидую людям у которых есть хоть какой-то талант, они точно знают, чего они смогут в этой жизни. В свои 23 года я не работаю, живу у бабушки. Стыдно? очень, но нечего поделать с этим не могу.На данный момент не замужем, парня нет и уже не представлю что он когда-нибудь появится. Каждый вечер слезы, когда засыпаю, прошу Бога чтоб он забрал мою душу, и все равно каждое утро когда просыпаюсь вижу яркое солнце а на душе очень тяжело.
Поддержите сайт:

Девушка, возраст: 23 / 17.10.2010

Отклики:

У меня тоже так было. знаешь, что я сделала? пошла работать официанткой. нет, не смейся дочитай до конца. во-первых, там не требуется ни хорошей внешности, ни супер-пупер интеллектуальных познаний, даже желание не нужно! оно у тебя в процессе появится! человек счастлив, когда осознает свою полезность, нужность, поверь, когда работаешь в команде, друг другу помогаешь, это просто окрыляет. не веришь? ну посмотри, пожалуйста, посмотри фильм "большая жратва" и ты все поймешь. это очень помогает! мы работали как единый слаженый механизм, опять же куча друзей появится, деньги. я думаю, они тебе не помешают?
просто встань, возьми газету, найди объявление и пойди попробуй. это ж не сложно? не понравится уйдешь. и не думай, что это не престижная грязная работа! так тока дураки думают. директор ресторана, в котором я работала, сам проработал 9 (9!) лет официантом. попробуй!

Анна, возраст: 22 / 17.10.2010

Девушка дорогая,ну зачем Бога просить забрать душу, когда можно просить дать тебе сил, любовь, терпение и тот же пусть скромный,но талант?Или тебе нравится страдать? Очень многие люди ищут свою половину годами, а уж талантов вообще мало, есть скорее склонности.Если ты обнаружила, что ты гуманитарий только сейчас-тоже не беда.Можно ведь попробовать поступить на другую специальность.И ничего страшного.Или доучись там, а заочно потом в университет или еще куда поступишь.Я первое образование получала для галочки (так получилось), а потом выбирала уже высшее по принципу-что у меня будет хорошо получаться.Ну хотя бы более ли меннее.Вот пока не настало время следующего набора- подумай.МОжет ты тут еще прекрасно справишься и подружишься с кем-то. Не стеснйся попросить кого-то о помощи, если чего-то не понимаешь.И человеку будет приятно и тебе проще и друзья найдутся.Если переживаешь из-за работы- найди подработку для студентов или просто побольше помогай бабуле, чтоб не чувствовать себя обременением.
Солнышку учись радоваться.Пусть сначала через силу.Просто улыбнись ему утром и поздоровайся.Но накануне обязательно попроси хоть раз Бога дать тебе эту радость.Молитвенное общение-это очень хорошо.Просто делай это по другому.А если хочешь реальных перемен в скором времени- спроси в ближайшем или любимом храме батюшку что тебе делать и какие молитвы почитать в данных затруднениях) Успехов)

Любовь, возраст: 31 / 17.10.2010

В 23 года так отчаиваться... не странно ли? многие вообще жить начинают после 40, когда наконец-то избавляются либо от деспотичного мужа, либо от болезни (к примеру). а то и отсидев, сами понимаете... а у вас есть возможность УЧИТЬСЯ. учиться - всегда пригодится - гласит народная мудрость. запас карман не тянет. жизнь вам предстоит долгая - как знать. в какой момент вам пригодиться умение шить, вязать, выпекать хлебы или давать частные уроки по математике или классу игры на гитаре? чему вы должны научиться в вашем колледже? а может быть, это то, что даст вам возможность купить красивую дачу? или поехать путешествовать? ничего не дается просто так в нашей жизни. если вы пришли к храму (а школа, коледж, университет - это тоже храм. знаний)- надо в него обязательно войти, осмотреться, запомнить хорошенько все, что там говорят. то, что вы не работаете ни о чем не говорит. сегодня не работаете, завтра будете работать. если захотите. начните с чего-нибудь простого. например сидеть с малышами. сейчас часто мамочкам нужна помощь на час-полтора. денег много не будет, но вы почувствуете как возрастет ваше самоуважение. вы приобретете необходимые для жизни навыки. можно смотреть за больными, помогать делать ремонт, принимать звонки на телефоне...главное, вы задумались - это первый шаг. так делайте второй! и БОГ ВАМ В ПОМОЩЬ.

Ольга Петровна, возраст: 47 / 17.10.2010

Здравствуйте, девушка!
Лучше просите Бога, чтобы Он дал вам желание жить, интерес к жизни, показал вам те таланты, которые Он в вас вложил. Поверьте, бездарностей не бывает, просто ваши таланты еще не проявились. Но всему свое время. Просите Бога о хорошем, ведь Он очень вас любит и хочет, чтобы вы жили и радовались жизни. У вас все будет хорошо и семья у вас будет и детки. А ваш возраст говорит о том, что вы сможете своим деткам подарить больше тепла, любви, мудрости, ведь осознание всего этого приходит с годами, и в 18-19 лет вы этого не ценили так, как оцените это сейчас.
У вас все будет хорошо, ваша прекрасная жизнь только начинается.
Вы-уникальная и талантливая. Удачи вам и всех благословений!

Алеана, возраст: 40 / 17.10.2010

Здравствуй, Девушка. Ты молодец, что всё конкретно описала. Давай разбираться по пунктам.
Для начала хочу поздравить тебя с поступлением в учебное заведение. Это очень хорошо и важно для жизни.
Ты ещё пока не вошла во вкус жизнедеятельности в колледже. Бояться не надо. Не всем даются предметы, но справляются же. И ты справишься. Помню, как я сдавала предмет "Физиология и анотомия нервной деятельности". Предмет, надо сказать не из лёгких и не из самых приятных. Прреподаватель была, как все считали, зверь. А я кое-как прочитала лекции, то есть была совершенно не подготовлена. Полчаса я мучила преподавателя, и полчаса вымучивала ответы, 70% из которых были неверны. И, на удивление моё, получила 5. А знаешь за что? За то, что боец, как сказала преподаватель. Ну, а потом уже в спокойной обстановке сама взялась и выучила предмет, понимала, что это необходимо знать. Это я к тому, что многое зависит от уверенности в себе. А ещё от понимания того, что любой предмет, если ты захочешь, тебе поддастся. Нужно лишь уметь ставить перед собой цели, пока такие легкодостижимые. Этому как раз можно потренироваться именно на постижении логики и математики. Такой опыт у меня тоже был, ещё в первом вузе. Ну никак мне не давалась логика, поскольку я полнейший гуманитарий. Но я в один прекрасный момент подумала: "Да неужели я глупее одногруппников, возьму и выучу, пойму эту логику, найду, откуда что берётся, ещё и других переплюну." И мне это удалось.
Для этого ещё важно понять, что не талантливых людей не бывает. У каждого есть какие-то таланты, и у тебя они есть. Просто ты их пока не раскрыла, не разглядела в себе. Тебе всего 23 года, и ты ещё почувствуешь, к чему у тебя душа лежит и что у тебя получается лучше, чем у других.
На счёт того, что ты не работаешь. Это сейчас проблема многих людей, и ты не становишься от отсутствия работы хуже. Пока получай образование и работай над собой. Тебе нужно выработать уверенность в себе и выработать умение ставить реальные, полезные цели и достигать их. Вот это сейчас твоя главная работа, главное вложение сил, с которого впоследствии ты будешь иметь хорошие дивиденты. Но можно также встать пока на биржу труда, вреда от этого никакого.
А с родителями жить - совсем не стыдно, если нет возможности сейчас иметь своё жильё. Да и бабушке ты нужна. Моя подруга жила с бабушкой, потом уехала в другой город, и ты не представляешь себе, как бабушке тяжело и морально, и физически без неё. Я прихожу, помогаю ей.
А парень появиться, этого уж тебе не избежать. Только плакать не надо. И, главное, не из-за чего. Пока, напиши.

Нелли, возраст: 29 / 17.10.2010

Привет)ну не отчаивайся это самое главное,учиться бессомнения нужно так как сейчас хоть какое то образование нужно для устройства на работу,и вообще в первую очередь,для себя,
Сначала определи почему ты не можешь работать?в чем эта причина ты тут не обьяснила...мне 23 и поверь у меня тоже туго с работой..
знаешь ты ведь можешь пока не работаешь помогать все целом бабушке,по дому,да и жаль конечно незнаю где ты живешь,так было бы легче ориентироваться начет того куда бы ты могла устроиться..
Поверь ты нужна в этом мире кому то очень нужна,в 23 жизнь расцветает только)ведь укаждого в жизни были разочерования итд,Пройди эту стадию и все будет у тебя хорошо!

Саша) , возраст: 23 / 18.10.2010

Солнышко, все образуется. Иногда нам кажется сложным и запутанным то, чему мы придаем излишне важное значение. Вот просто сбрось этот груз с себя. Не смотри на математику как на что-то сложное и доступное лишь избранным. Это всего лишь наука, всего лишь цифры. Конечно, везде нужно прилагать свой труд, в любом деле. Иногда это не легко и надо переступать через себя (точнее через свою лень и неверие). Просто преврати это в игру. Не надо искусственно завышать важность математики. Понимаешь, что получается... Ты же столько энергии расходуешь на мысли о том, как все сложно и что ничего не получится, вместо того, чтобы углубиться в учебный процесс. Иногда достаточно и 15-ти минут, чтобы понять вещи, которые казались супер сложными. У тебя получится. Помни, что дорогу осилит идущий.

Я просто прохожий, возраст: 27 / 18.10.2010


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
18.04.2019
У меня нет планов или хорошего ума. Если бы не родители, я бы не прожила и недели! Меня пугает мое будущее, сейчас я на грани.
18.04.2019
У отца случился инсульт, маме очень тяжело, но я не хочу страдать просто из-за того, что ей плохо. Я хочу умереть.
18.04.2019
Теперь осталась одна тягучая боль, которую хочется выбить. Нужна ли детям такая мать с пустотой внутри?
Читать другие просьбы

Подскажите пожалуйста как решить проблему, не знаю уже как достучаться до своего сына 13 лет. Проблема у нас нет желания учиться его просто нет, у нас одни двойки по всем предметам. Мы сменили школу там учились хорошо. В новой школе более требовательно относятся к ученикам. Ребенок сам просил репетиторов по математике и русскому но репетиторы говорят что он не хочет принемать материал. Меня он просто игнорит. Я сама до истерики дохожу до слез. Постоянно ему говорю что надо тебе учиться впереди институт работа. С отцом ребенка мы в разводе отношения у нас с ним очень плохие, ребенок с ним общается по выходным близкие люди говорят что это его подача не учиться что он купит ему диплом исходя из этого Всё так и происходит. Я как мама пытаюсь донести до него но не получается.
Спасибо

Ответы психологов

Оля, добрый день!

1. Отключить интернет. Забрать смартфон. Если есть необходимость в мобильной связи - выдать говорилку за 1000 рублей. Денег не давать никаких. Вещи не покупать (пусть папа покупает). Если даже папа покупает - не давать, пусть ходит как лох в обносках - на протест отвечать: ты НЕ заработал! Учеба - это работа. Прекратить готовить ему. Сделать стратегический запас круп и макарон - пусть сам себе готовит. ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ работать на иждивенца.

2. Предупредить, что исполнится 14 лет - получит паспорт, пусть идет работать. Не хочешь учиться - без проблем. Мои обязанности как матери я выполнила-вырастила. Из дома до 18 лет не гоню. Но с 18 лет придется самому зарабатывать на аренду жилья.

После того, как объяснили условия - игнорить. Что это он вас игнорит? Вы займитесь собой: следите за внешним видом, развлекайтесь (ходите в театр, кино, кафе). Знакомьтесь с мужчинами. У вас вся жизнь впереди.

Ваш проводник к счастливой жизни психолог Мария Викторовна Кудрявцева

Хороший ответ 0 Плохой ответ 3

Ольга, добрый день!

Из письма я вижу, что сложилась непростая ситуация в Ваших отношениях с ребенком. Ваш сын в начале переходного периода в соответствии с возрастом - он заявляет о своих правах быть взрослым и решать самому. При этом он остается ребенком, которому требуется близкий опекающий человек рядом.

Он Вам доказал, что Вы его силой не заставите. Признайте это, как и его право самому решать с учебой. Отстаньте пока от него, вы же видите, что ничего не меняется от ваших ссор и слез. Ваша задача сделать так, чтобы он захотел учиться.

Репетиторы, которые не могут заинтересовать ребенка предметом, отговариваясь, что он не хочет принимать знания - непрофессиональны, откажитесь пока от их услуг. Когда у ребенка возобновится желание учиться - найдете новых, которым самим интересно и которые смогут заинтересовать ребенка.

Прекратите скандалить и обсуждать учебу. Совсем. Ждать придется довольно долго; вероятно вы потеряете этот год в школе (вы его и так потеряете, если все пойдет также, как сейчас).

Поговорите с ним спокойно. Расскажите, как в детстве учеба давалась Вам. Какие предметы Вам нравились, какие нет. Что мотивировало вас все-таки учиться, когда было непросто. Говорите честно, не поучайте.

Поговорите о его мотивации учиться. Впереди институт и работа - как-то мало мотивирует, честно говоря. Зачем ему это, институт-работа? Что его интересного ждет в жизни? Зачем ему институт? Сводите его на профориентацию, познакомьте с людьми ярких профессий, поговорите о том, чему им пришлось научиться, чтобы работать в любимой сфере. Кем хочет стать ваш сын? О какой жизни мечтает? Говорите с ним.

Поговорите о том, что быть взрослым - это не всегда делать что хочета, а часто то, что нужно для благополучия близких. В идеале самостоятельность уравновешивается ответственностью, хорошо бы предоставить ему возможность такого баланса.

Подумайте, какой пример лично Вы ему подаете - Вы любите свою работу? Учитесь чему-то новому по профессии ? И если ответы неудовлетворительные - меняйте эту сторону Вашей жизни. Детей нельзя воспитывать словами, только личным примером.

Проводите с ним время. О чем Вы с ним говорите, кроме уроков? Чем вместе занимаетесь, кроме приготовления домашки? Найдите, что Вам обоим интересно и делайте это вместе. Вам нужно срочно восстанавливать контакт с сыном, пока не поздно.

И еще. Я увидела очень опасную тенденцию в вашем письме - попытка перетягивания ребенка между бывшими супругами, втягивание его в ваши разборки с его отцом. Избегайте этого как только можете. Ваши отношения взрослых людей - только ваши, а сын имеет право любить обоих родителей, если не хотите нанести ему тяжелейшую травму.

Если захотите разобраться подробнее или остались вопросы - пишите мне, мои контакты есть в профиле.

Держитесь! Успехов Вам.

Побегалова Екатерина, психолог в Москве

Хороший ответ 1 Плохой ответ 2

Обычно, годам к 6-7, дети уже готовы к обучению. Им интересен процесс познания всего нового. Но, как ни странно, после того, как Ваш малыш пошёл в школу, он, после непродолжительного времени вдруг Вам заявляет, что учится он не хочет и в школу не пойдёт. И ещё совсем недавно счастливый родитель, задаётся вопросом, что же случилось, ведь ребёнку было всё интересно, он стремился получать новые знания, впитывая их как губка.

Кто-то назовёт это нежелание- простой ленью, кто-то скажет, что просто ребёнок подрос и перестал слушаться. Конечно, немногие родители задумаются о причинах произошедших перемен, начав обвинять школу, самого ребенка, но ни как не себя.

Откуда берётся понятие лени? Почему ребёнок становится ленивым? Для того, что бы понять, откуда взялась лень в ребёнке, нужно обратиться к тому, как проходило его развитие.

Дело в том, что при подготовке ребёнка к школе не все родители уделяют должное внимание развитию мотивации ребёнка к учёбе. В последнее время эта проблема выходит на первый план, так как лишь немногие ученики ходят в школу получить знания, другие же просто прогуливают учёбу, или же приходят для получения пятёрок. Для многих школьников, учёба не только не интересна, не нужна, но ещё и мешает общению со сверстниками.

Причины, по которым ребёнок не хочет учиться:

    Первая и главная причина- отношение к обучению родителей. С раннего детства, ребёнок подражает своим родителям во всех вопросах. Важно, как родители относятся к процессу обучения, приобретению новых знаний. Ребёнка нужно не только формально готовить к школе, но и развивать мотивацию. Мотивация бывает внешней и внутренней. Берётся ребёнок за учёбу чаще всего потому, что заставили, не руководствуясь мотивацией вовсе. Родители должны вовремя сфокусировать внимание ребёнка на понравившемся деле, когда он окажется среди таких же увлеченных, он будет уже ориентироваться на их мнение.

    Чем больше родители заставляют малыша , тем больше он сопротивляется обучению

    Недостаток новых ощущений

    Большая опека

    Родители не поощряют , не поддерживают ребёнка

    Многое в отношении ребёнка к школе, зависит напрямую и от учителей , от их умения панировать уроки и преподносить материал.

    Ему не интересно. Попробуйте заинтересовать его тем, что ему действительно интересно. Если ребёнок будет ясно видеть свою цель, к примеру, стать кем-то, тот знания, он будет стремиться, скорее всего, добывать самостоятельно, тогда и контроль с Вашей стороны не потребуется. Лень появляется именно от того, что ребенку подготовка к школе, к примеру, не была интересной.

    Усталость. Может, стоит немного снизить нагрузку ребёнка, особенно в начальной школе, часть секций, стоит перестать посещать, когда же ребёнок адаптируется к нагрузке, вновь начать их посещение. Побольше гуляйте с ним, продумайте его питание. Усталость эмоциональная может приводить к тому, что Ваш ребёнок ночью уснуть не может, а потом весь день ходит сонный, какое уж тут обучение. В такие периоды предоставьте ребенку возможность- больше отдыхать.

    Причиной может быть пережитый малышом стресс . При возникновении стресса, стоит обратиться к профессиональному психологу для его разрешения.

    Сравнение достижений ребёнка с достижениями других, более успешных детей. Публичное унижение и оскорбление неквалифицированного педагога также могут стать причиной нежелания учиться.

    Нежелание учиться как протест , высказанный взрослым. Это один из распространенных способов манипуляции взрослыми. Если Вы воспитывали ребенка таким образом: сделал- получи конфетку, то школа- то время когда ребёнок начинает обучать Вас по такому же принципу, только вместо шоколадки, вещи по- дороже.

Советы, как заинтересовать ребёнка:

    Начинать нужно в далёком детстве, главное родителям научить дошкольника: желанию узнавать новое, быть любознательным, научиться жить в творческом поиске. Только тогда ребёнок будет стремиться к знаниям, хотеть учиться. Ребёнок должен получать радость от процесса познания и от результата.

    Если ребенку не интересно обучаться, попробуйте его заинтересовать непринуждённой обстановкой какого-либо кружка, в котором ему станет интересно, может, тогда он выберет предмет сам, который его увлечёт.

    Разговаривайте с учителем Вашего ребёнка, может он расскажет о том, что входит в круг интересов.

    Может проблема нежелания кроется в том, что существует конфликт между преподавателем и ребенком. Тогда стоит перевести его в другую школу.

    Попробуйте сменить скандалы и наказания ребёнка на поощрения и одобрения его.

В любом случае, не стоит пускать на самотёк решение этой проблемы, так как со временем, нежелание учиться будет только усиливаться, и ребёнок может бросить школу.

Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, — мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.
Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе?
Учащихся вторых классов попросили ответить на вопрос: «Какие уроки вам нравятся, а какие нет и почему?» Ребята перечислили самые разные школьные предметы, любимые и нелюбимые.
Вот как школьники объясняли свое отношение:

Причины, по которым уроки нравятся:
«Мне интересно»
«Хочу быть умным, грамотным»
«Хочу много знать»
«Я люблю учителей, которые ведут эти уроки»
«Когда что-то получается на этом уроке — появляется радость»

Причины, по которым уроки не нравятся:
«Скучно»
«Ставят плохие оценки»
«Устаю»
«Ничего не получается»
«Не нравится учительница, которая ведет этот урок»
Это мини-исследование показывает, что главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка являются интерес к изучаемому, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем.
Об успехах
В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.
Родители, слишком много ожидающие от своего чада, беседу с психологом начинают со слов: «В нашей семье все хорошо учились, окончили школу с золотой медалью, имеют красный диплом. Всегда были отличниками» и т.д. Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка.
Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред — школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.
Бывает, что родители специально занижают достижения весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных.
Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.

Что делать?
Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка — это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.
Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание — гуманитарные науки?
Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, дворником и т.п. В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату — ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.
Так, однажды тринадцатилетний мальчик на вопрос, кем он хочет быть, ответил, что, как только закончит школу, станет солдатом. Родные все время грозили ему, что если он так будет учиться, то ничего путного из него не выйдет, ругали, считали неудачником. Подросток решил стать солдатом, потому что там не надо ни к чему стремиться, да и все равно он ничего не умеет делать. К тому же так он сможет избавиться от постоянных обвинений и нотаций со стороны близких.
Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница «четверку» поставила. Я бы за такое сочинение выше «тройки» не поставил».
Об интересе
Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «из-под палки», ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. И тогда в беседе с психологом звучат примерно такие слова: «Да ему же ничего не интересно! Чего мы ему только ни предлагали — он ничего не хочет делать! Что же с ним будет дальше?» В ответ на это хочется не менее эмоционально возразить: «Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!»
Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?
Мальчик к восьмому классу совершенно перестал интересоваться учебой, хотя в начальной школе был одним из самых способных и любимых учеников у всех учителей. В средней школе он постепенно скатился на тройки, часто не делал домашние задания, конфликтовал с учителями. Сразу после разговора «по душам» с классным руководителем он брался за ум, быстро наверстывал упущенное, добивался успеха, но через некоторое время опять срывался.
Выяснилось: родители объясняли ему, что он должен учить математику и иностранный язык, чтобы поступить в престижный вуз, стать юристом или экономистом, хорошо зарабатывать и уехать на работу за границу. Но мальчика интересовали гуманитарные науки, он успешно играл в театральной студии, ходил на занятия по лепке и с первого класса мечтал серьезно заняться футболом.
Беседуя с психологом о своем профессиональном будущем, он так и говорил: «Надо поступать в математический класс», и в его голосе слышались тоска и обреченность. Но как же менялся его тон, когда он рассказывал о своих успехах в лепке, театре или футболе! Однако он отказывался рассматривать какое-либо из этих увлечений в качестве своей будущей профессии, задаваясь «взрослыми» вопросами: «Кем я буду работать? Сколько буду получать?» Естественно, родители не принимали его увлечения всерьез.
Противоречие между склонностями мальчика и внушенной ему установкой на «правильное образование» вызывало у него душевный дискомфорт, и это напряжение выливалось в конфликты с учителями и одноклассниками, нежелание учиться.
Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приводит к появлению лени — универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность.
Дети не понимают, зачем им может понадобиться большинство школьных предметов, а хорошо учиться и быть «любимчиком» у учителей означает потерять престиж в глазах сверстников. Родители не могут заставить подростков не только сесть за уроки, но и выполнять элементарные обязанности по дому — мыть за собой посуду, ходить в магазин или работать на садовом участке. Все это кажется им тоскливым, однообразным и отрывает от возможности провести время по своему усмотрению.

Что делать?
Понаблюдайте за ребенком (это касается детей младшего школьного возраста): во что он охотно играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего привлекает вашего ребенка, помогите ему применить этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание школьнику подготовить доклад или сделать газету по интересующей его теме. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше, если почувствует себя компетентным. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.
Узнайте у школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит. Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем общим просмотром фильма о животных или спектакля, можно «подсунуть» ребенку учебник по занимательной физике или химии.
Приучайте ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку. Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи).
Обсудите с детьми, как пересекаются разные области знаний. Например, как знания по географии могут пригодиться на уроках истории и литературы.
Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, «а вот вы в его годы...». Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заняться или заинтересоваться. Подросток в лучшем случае усмехнется про себя и подумает: «Ну и чего вы добились?» Кстати говоря, в «ваши» годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться.
Спросите у ребенка, что такое, с его точки зрения, «сила воли» и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Объясните школьнику, что надо развивать не абстрактную силу воли, а совершенно конкретную, относящуюся к какому-либо намерению — получить «отлично» на экзамене по математике, выучить английский язык и т.п.
Вместе с ребенком создайте план: какие именно шаги следует предпринять. Помогите не отступать от намеченного.
Об отношениях
Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем. Первоклассник в этом случае обижается и жалуется родным: «Мария Ивановна не разу не похвалила меня перед всем классом», а подросток перестает готовить уроки, начинает прогуливать.
Одна десятиклассница прогуливала уроки физики, объясняя свою нелюбовь к предмету тем, что учительница, которая учит их уже второй год, ни разу не обратилась к ней по имени (хотя других учащихся называла по именам). Отношение к предмету, который давался девочке с трудом, кардинально изменилось после того, как учительница стала обращаться к ней по имени.
Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине самого ученика. Родители часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке и т.п.

Что делать?
Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к данному предмету. Школьник так или иначе даст понять, что у него не складываются отношения с учителем. Можно и расспросить об этом, но не напрямую, а просто поинтересоваться, кто и как преподает тот или иной предмет.
Родители могут прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений и вопросов типа: «Почему вы травите моего ребенка?» Спросите, какие у педагога есть претензии к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока. Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются, то изменит свое мнение об ученике.
Взрослые не должны делить школьные предметы на важные и не важные, так как и ребенок начнет так считать. Из-за этого у него могут испортиться отношения с педагогами.
В сложной ситуации следует обратиться за помощью к психологу.
Общие советы родителям
Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?).
Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).
В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня для вашего ребенка проконсультируйтесь с психологом.
Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.
Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.