Учебно-методический материал (4 класс) на тему: Сценарий праздника "Рождественские Святки". Экоцентр г.батайск

ЦЕЛИ мероприятия:
1. Приобщение детей к вековым традициям своего народа.
2.Знакомство с русским фольклором, создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к народным традициям(колядки, гадания, загадки, песни, игры).
3. Развитие фантазии и интеллекта у детей

ЗАДАЧИ:
1. Познакомить учащихся с обычаями и обрядами праздника Рождество, Крещение.
2. Дать понятия: СОЧЕЛЬНИК, КОЛИВО, СВЯТКИ, КОЛЯДОВАНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, СТРАШНЫЕ ВЕЧЕРА.
3. Создание творческой атмосферы через участие в играх, конкурсах.
4.Воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, умение слушать, развивать фантазию, творческие способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Музыкальное сопровождение (мелодии «Кострома», «Барыня», «Цыганочка»)
2. Мультимедийная презентация (Праздник «Святки»)
3. Костюмы животных
4. Атрибуты для игр, гаданий

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: постановка сценки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Здравствуйте дорогие ребята! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт. И эпиграфом к нашему мероприятию послужат слова Вадима Шафрана:

Кто знает, какие праздники мы отметили недавно?
Как вы думаете, эти праздники празднуются с давних времён или это новые праздники? Из всех перечисленных праздников Новый год самый молодой – его ввёл Пётр 1(слайд). . А задумывались ли вы когда-нибудь почему праздник "Новый год" так называется? И что значит слово "год"? Год – это время, в течение которого земля делает полный оборот вокруг солнца. Каждый год не похож на все остальные, но в любом году по православному календарю есть Святки. Это время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января).
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января (слайд)
КРЕЩЕНИЕ Господне христианский праздник, посвященный воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Празднуется 19 января. (слайд)

Как готовятся к Рождеству верующие люди?

40 дневным постом, который начинается ещё 28 ноября. Разрешалось есть рыбу, кроме среды и пятницы. Это ограничение не столько для желудка, сколько для языка, глаз и ушей. Не говорить плохого о людях, никого не обижать, ни на кого не обижаться. Канун Рождества назывался Сочельник.
СОЧЕЛЬНИК (канун, навечерие праздника). Происходит это слово от названия обыкновенной каши. Впрочем – не обыкновенной, а праздничной (на стол в сочельник подавали коливо – кашу из пшеницы на меду постная каша с фруктами, овощами или ягодами. В некоторых местностях России коливо называли сочивом – отсюда и пошло название праздника – Сочельник).

В этот день не ели до появления на небе первой звезды. «До первой звезды нельзя» - говорили детям, и те глаз не сводили с неба, ожидая её появления.(слайд) Сначала совершалась молитва, затем проходила трапеза: спокойно, почтительно. 7 января, все шли на службу в храм, только потом веселились, праздновали, колядовали.
Особое внимание отводили украшению рождественской елочки? На макушке звезда, т. к. жизнь Иисуса началась с появления звезды. В основании крестовина, т. к. жизненный путь на земле закончился на кресте. На ёлочке 33 свечи – количество прожитых лет Иисусом на земле.(слайд)

Колядки, хождение со звездой, ряженье – здесь мирно уживались язычество и христианство.

(слайд) Святками назвали зимние народные праздники в честь древнего славянского бога света и тепла Святовита. В эти праздники зима поворачивает на лето, рождается новое солнце - начинает прибавляться световой день. Считалось, что в это время закладывалась основа будущего года, а поэтому на Руси было принято проводить Святки не просто весело, а в любви и согласии с близкими. (слайд) Никогда русская семья не живет в таком раздолье, как на Святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселье, особенно женский пол. Молодые люди во время игр выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают опытом достоверность гаданий. Колядки, Святки, (игры, песни, посиделки, гадания) - проводились трижды: в Рождество на 7 января, под Новый Год и накануне Крещения. Самым веселым на Святках было колядование или колядки. И начинались они в Рождественский сочельник, т. е, в ночь с 24 на 25 декабря, а по новому стилю с 6 января на 7 января.

Помните ли вы традиции коляды? Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». По домам водили “козу”. Это была забавная игра. Коза – символ жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше вырос хлеб. (слайд) Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку, и прикрепляли рога из соломы. Парень садился верхом на дугу – так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела песню. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза

СЦЕНКА (Звучит русская народная мелодия “Барыня”. Входит Цыган и ведёт Медведя. Медведь идёт и аплодирует, они останавливаются, Медведь раскланивается на три стороны).

Цыган. С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришёл, а с самим Михаилом Ивановичем. Не простой он медведь, а учёный: что хочешь – то и сделает, всех гостей потешит.

А ну-ка, мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи, ну похаживай,
Говори- поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну поворотись, развернись,
Добрым людям покажись.
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь (отрицательно качает головой и рычит).

Цыган. Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михаил Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, и вовсе не словами, а песней, а песня будет вот такая (на мотив частушки):

“Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил.”

(Хлопая в ладоши, дети поют с Цыганом. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов “Загорелся козий дом” - выскакивает КОЗА в сарафане – “барабанщик”. Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору музыкального руководителя), Коза барабанит, Медведь пляшет.)

Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись.
С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились:
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

(Танец Медведя и Козы под русскую народную мелодию “Барыня”, а Цыган комментирует):

Ну-ка, Миша, покажи как бабуся на празднике блины пекла да угорела,
Головушка у неё заболела!
Козочка, а как красные девицы чешутся, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?
Миша, покажи как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком - во как… во как… Ох, хорошо! (Медведь опрокидывается навзничь, и, лёжа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его бодает)
Приободрись же, Михаил Иваныч, поклонись, поблагодари за почёт, за гляденье, да за угощение, за труды. (Медведь хватает с головы Цыгана шляпу и, держа её в передних лапах, идёт за сбором угощения к гостям)

Ведущий (детям). Понравились ли вам наши артисты? Тогда аплодируйте!

(слайд) Среди ряженных был «мехоноска» - человек, который носил мешок для угощений. Колядовщики ходили по деревне от дома к дому, пели колядки, особые величальные песни, называемые по их припеву “колядками”, им тоже приписывались магические свойства (как пожелаешь, так и исполнится), а хозяева угощали гостей сладостями, пирогами, булками и «козульками» - пряниками, давали с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег. Для негостеприимных хозяев ряженые пели грозящие колядки, но их никто не боялся, потому что знали – это колядки – шутки.

Все принимали участие в этих обрядах. Дети кидали зерна по полу, зерна летели в хозяев избы, которые добродушно отряхивали их и благодарили ребят за добрые пожелания.

Колядовщики кроме колядок распевали также песни, прославлявшие младенца Христа (“христославление”, “рацеи”, “тропари” и др.). В соответствии с евангельской легендой звезда, с которой они обходили дворы (дохристианский символ солнца) (слайд), трактовалась как Вифлеемская звезда, появившаяся на небосводе в момент рождения Христа.

Ходили по дворам до тех пор, пока не наколядуют много. Что делают после колядок?

Идут в дом, который откупили заранее для вечерок и посиделок. Но святочные посиделки - особенные. На них работу не брали, а приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться. А главное – присмотреть жениха или невесту.(слайд). Хозяйке подают две денежки: одну на керосин, чтобы не жалела, жгла, другую за молчание, чтобы по селу сплетни не ходили. Заходят в дом, высыпают всё на стол, садятся на лавки, берутся за руки, делают солярис (стол в центре). Вот теперь еда очищена, её можно есть. Затем идут игры, хороводы. На вечерках всегда была ведущая. Чаще всего ей была самая находчивая, веселая девушка. Она принимала гостей, распоряжалась, когда чем заниматься: сказки сказывать, песни петь, кадрили водить, гадать-ворожить, просто играть. Когда все гости в сборе, хозяйка предлагала начать игру. Времена изменились, но почему бы и нам не устроить посиделки – с играми, гаданиями?

Игры проводятся с ребятами из зала

Игра 1. «Заплети косу» (6 человек) (На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу).

Игра 2. «Колечко» (2 человека)(Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15 см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).

Игра 3 «Повяжу я Любушке платочек»(6 человек)
Кто быстрее всех без смеха
Шар платком повяжет свой,
Тот в награду за успехи
Унесет его с собой!

Для игры "Повяжу я Любушке платочек" я прошу Вас встать в 2 колонны. По-моему сигналу первые бегут к шарам, повязывают на один из них платочек, возвращается и встает в конце колонны. Побеждает та команда, которая раньше закончит эстафету.

На посиделках любили загадывать загадки (слайд), загадки веселые с подвохом,:

Какая еда без другой еды не еда? (Соль)

Как можно понести воду в решете? (Замороженную)

Про что загадка – нос да пятка, на голове труба, вся жизнь ходьба? (Валенки)

Какой плод до зимы живет? (Рябина)

Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложки) Сам самсун мост мостил
Без молотка, без топора.
Без топорища. (Мороз).

Всю зиму пролежит
Весной в речку убежит. (Снег)
Живой мертвого бьет, мертвый во всю ревет? (Колокол.
В маленьком амбаре держат 100 пожаров. /Спички/

Бабушка седа-бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. /Печь./

Большой подсолнух в небе, цветет он много лет,
Цветет зимой и летом, а семечек все нет. /Солнце./

(слайд)В ночь под Новый год, 13 января, сидят дома, стол богатый, красивый, хозяйка за день переодевается 7 раз, чтобы понравиться домовому, а он бы помогал вести домашнее хозяйство.

С 13 по 19 января гадают.(слайд) При гадании снимают кресты и пояса. «Распоясаться – значит открыться нечистой силе». Для чего гадали девушки, хозяин, хозяйка? Девушки желали узнать за кого выйдут замуж. Хозяйка, хозяин пытались узнать о урожаи, скотине и вообще каким будет год. Гаданий было превеликое множество. Традиция гадать пришла из самой глубины веков, когда люди на Руси верили не в Иисуса Христа, а в богов Солнца, Ветра, Земли. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Солнце слабое – человек открыт для нечистой силы. Но на Святках риск значительно меньше – "Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может…"

(слайд) Во время святок различают "святые вечера"(7–13 января) – для веселых, смешных гаданий. И "страшные вечера" (14–19 января) для опасных рискованных гаданий. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января, то есть на Старый Новый год.
Ходили воровать к соседу дрова: сколько сучьев на поленьях – столько детей народится, если чётное количество поленьев, то в этом году замуж выйдет.
Под святые вечера ходили на реку к проруби бросать снежки, загадывая, какой будет свёкор, свекровушка. Сделают снежок и бросят в прорубь на воду: если поплывёт тихо, то хороший свекор, свекровушка, если зашумит, станет пускать пузыри, то сварливые, злые будут.
Ходили в хлев ловить овец. Каким цветом овца – такой суженный будет.
Гаданий было множество, они проходили и в доме и на улице, за околицей и в бане.
Под окнами слушали - смеются в доме, иль ругаются, откуда собака залает, оттуда жених будет.
Вечером в крещенский сочельник выносят сор на улицу. Слушают: где, в какой церкви ударят в колокола – там и венчаться.
Считают колья в заборе: нечетное число – не сбудется желание.
В блюдце с крупой бросали кольца. Перемешав, достают: золотое – за богатого замуж идти; серебряное – за простого парня; с камушком – за барина.
Было очень интересно, но немного жутковато.
Гадание с зеркалом считалось одним из самых страшных, поскольку его надо проводить в глухой деревне в старой бане. (слайд). Гадающая обязательно должна быть одна, ночью в «страшные» дни Святок. Надо закрыться изнутри в бане, сесть перед зеркалом у каменки на деревянную лавку. По обеим сторонам зеркала должны стоять две зажженные свечи, обязательно освященные в церкви. Между гадающей и зеркалом установить еще одно зеркало «лицом» к первому. Таким образом гадающая видит в зеркалах целую галерею отраженных зеркал. В полночь необходимо призвать мысленно все силы земли, огня, воды и неба и попросить их показать будущего суженого. Надо очень внимательно наблюдать, чтобы не пропустить момент появления фигуры. После гадания, которое может длиться от часа до трех, обязательно прочитать молитву и поблагодарить высшие силы. Умыть лицо и руки родниковой водой, вытереться новым полотенцем, надеть чистую, желательно новую одежду и идти в дом. Ни с кем не говорить и лечь спать.

Есть и правила, которые необходимо соблюдать: Гадают обычно вечером, когда стемнеет. шумное застолье нежелательны, потому что требуется сосредоточенность, внимание. На Крещение (в ночь с 18 на 19 января - третий сочельник) устраивались вечерки, которые обычно назывались страшными вечерами. Дни были короткими, ночи длинными, вечера тянулись бесконечно. За окнами завывала вьюга, трещал мороз; в избе было темно; после ужина, ради экономии лучин, свечей, огни гасили и сидели, почти не видя друг друга. Все это будоражило фантазию людей, особенно детей, вызывало смутные образы, возникало желание попугать друг друга всякими небылицами. Но никто особенно не боялся: знали, что все это выдумки, сказки. Поэтому и вечера назывались страшными, а не страшными. 19 января – последний день гаданий, после чего наступало затишье вплоть до дня Ивана Купалы, празднующегося в день летнего солнцестояния. .

Гадание с ребятами

У меня в коробке шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем, кого что ожидает в новом году.

(В коробке лежат цветные шарики из фольги, внутри которых – предметы для шуточного гадания: сердечко – любовь, колечко – быть свадьбе, ключик – новоселье, пуговка – обновка в одежде, колёсико – купите или выиграете машину, карта географическая – путешествие, цветочек - быть красивым, конфетка – сладкая жизнь, копейка – к деньгам.

Каждый загадайте себе желание. Затем натяните над полом веревку с колокольчиком. Подходите к веревке. Девчата вам завяжут платком глаза. И если вы проползете под веревкой с колокольчиком, не заденете ее, и колокольчик не зазвенит, то ваше заветное желание исполнится.

Каждый гость праздничных посиделок может выйти и попробовать испытать свою судьбу. Берете 7 стаканов, ставите на поднос и заполняете разными составляющими:
первый – вода – жизнь в грядущем году будет пуста и скоротечна;
второй – сахар – жизнь будет сладка
третий – соль – предсказывает слезы или поездку на море (кому как нравится);
четвертый – деньги – ну тут думаю все ясно;
пятый – ключи – к приобретению всего, что имеет замок (квартира, машина, гараж, шестой – кольцо – жди свадьбы.
Накройте стаканы чем нибудь, чтоб их не было видно и вперед – выбирайте и давайте выбирать другим.

Гадание с книгой. Семь раз не глядя открываем любую книгу и острым предметом (например, ручкой) наугад попадаем в слова. Эти слова записываем на бумагу, а затем из них составляем пророческий текст. Тест можно проходить только один раз! До начала прохождения теста надо загадать желание. И главное – ни в коем случае нельзя смотреть ответы, нужно отвечать первое, что придет в голову!!!

Вопросы:

Расположи этих животных в зависимости от твоего отношения к ним (начни с того, что больше нравится): Корова, Тигр, Овца, Лошадь, Свинья.
Напиши по одному определению (прилагательному) к каждому из этих слов: Собака, Кошка, Крыса, Чай, Море.
Подумай о ком-то, кто тебя знает и кто важен для тебя. Соотнеси их с определенным цветом (по одному человеку на один цвет): Желтый, Оранжевый, Красный, Белый, Зеленый.
Представь, что ты видишь со стороны себя, когда гуляешь, учишься, отдыхаешь. Каковы твои ощущения и первая мысль?
Представь, что ты сидишь в одиночестве в пустой белой комнате. Опиши свои ощущения.
Ты идешь по пустыне и натыкаешься на огромную стену. Твои действия.
Представь, что ты на Земле в полном одиночестве. Что ты будешь делать?
Напиши свое любимое число и день недели.

Корова – карьера; Тигр – честь/достоинство; Овца – любовь; Лошадь – семья; Свинья – деньги.
Собака-описание самого себя; Кошка-партнер; Крыса-враг; Чай-интерес к школе; Море – твоя жизнь.
Желтый – тот, кого ты никогда не забудешь; Оранжевый – тот, кого ты считаешь лучшим другом; Красный – тот, кого ты действительно любишь; Белый – твой близнец по духу; Зеленый – тот, кого ты будешь помнить до конца жизни.
Так ты воспринимаешь свою жизнь.
Это твое отношение к смерти.
А так ты относишься к трудностям и препятствиям.
В этом твоя истинная цель в жизни.
Сделай приятное стольким людям, какого твое любимое число и желание исполниться в назначенный день!!!

Вечер накануне Крещения (18 января) был последним временем для святочных гаданий. Начинались приготовления к большому христианскому празднику - Крещению. Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, особенно на окнах и дверях ставили мелом кресты. В библии рассказывается о том, как Иисус Христос по достижении 30 лет был крещён в реке Иордан,(слайд) поэтому основу этого праздника составляют два великих водоосвящения. Одно проводится накануне праздника в храме, а другое в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Все водоёмы в этот день называют Иорданом. В Иордане делали прорубь в виде креста, который готовили заранее. В день праздника совершали крестный ход к Иордану. После молебна набирали воду в сосуды, святили и несли в дом. Такая вода долго хранилась и имела целебные свойства, ей можно было лечить взрослых и детей.. Прямо на реке умывались этой водой и даже купались (слайд), чтобы смыть грехи, болезни. Крещением заканчивались святки и святочное. День был хорош и для крещения младенцев, и для заключения свадебного договора “рукобитья”.

У наших предков была традиция: в Святки "сжигать" все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, мысленно вспоминайте: кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом огне.

Екатерина Шевченко

Гуляют ребятки в рождественские святки

Ведущий : Все на Святки , все на Святки , Приходите-ка, ребятки !

И овсень, и коляда будут вместе с нами. Да?

Дети : Да!

Ребёнок : Это что такое – Святки ?

Вед.: Вы не слышали, ребятки ? Что ж, придётся рассказать и, конечно показать.

1 реб.: Леденьё пришло,

Зиму в дом принесло.

2 реб.: В сани коней запрягло,

В путь- дорожку вывело.

3 реб.: Хорошо, что каждый год

К нам зима приходит.

Песни звонкие поёт,

Хоровод заводит.

Дети поют песню : «Как на тоненький ледок»

(дети садятся на стульчики)

(Притухает свет. Заходит Баба-Яга с чертёнком и садятся

на лавочку возле избушки.)

Баба-Яга : Так, мой милый! (Потирает ладошку о ладошку.) Пришла коляда! Отворяй ворота! (Радуется.) Теперь, составим план нашей пакостной работы на Рождественскую ночь . Чем же нам порадовать колядовщиков? (Думает.)

Чёрт : О! Испортить дорогу! Замести дорогу!

Баба-Яга : Молодец, чернявенький! (гладит его по голове) Но этого мало.

Чёрт : Проникнуть к колядовщикам на гулянье !

Баб-Яга : Ах, ты, моя умница! Хвалю, хвалю! (Прикасается к носу чёрта.)

Чёрт : О, бабуля! Я предлагаю выкрасть месяц. Больно он сегодня ярок и красив. Так и светит на дорогу, парням, девкам на подмогу.

Баба-Яга : И где же это ты таким премудростям научился? И в кого же ты этакий смышлёненький?

Чёрт : Весь в тебя, Баба-Яга.

Баба-Яга : Хорош ученик! Вот берите пример с него! Ну и с меня тоже. А теперь за работу. Только сначало нужно в доме убраться. Чай, Рождество на дворе . Паутинку смести, чтоб избушка сверкала, чтоб родная заплясала! Ух, родимая! (Подпрыгивает, приплясывает.)

(Убирает в избушке.) Танец «Звёзды»

Баба-Яга : А теперь, за дело! Чтоб темно в деревне стало!

(Улетают.)

Вед.: Ух, нечистая сила! Опять полетела пакости творить. Но мы сегодня с ребятами своим весельем не дадим разгуляться Бабе-Яге с чертёнком. Давайте будем петь и танцевать, Рождество справлять !

Входят ряженые (Цыгане, Скоморох) и поют :

Пришла коляда,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Здравствуйте, ребята !

Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

(рассыпают зерно)

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт

Да всем поклон шлёт!

Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие!

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Будем вечер коротать,

Дружно песню запевать.

Песня «Новый год!» общая

(Дети садятся на стульчики.)

(Заходит Баба-Яга.)

Баба- Яга : Ишь как веселятся! Угощенья хватит и соседям и гостям! А у Бабы – Яги крошки во рту не было с прошлого Рождества .

Вед.: Ах, врёшь ты, Баба-Яга. А кто вчера сметану ел?

Баба-Яга : Не я! Это кот…он не доел, а я ему помогла.

Вед.: Ладно, хватит Баба-Яга оправдываться. Так уж и быть, поможем мы тебе и угостим конфеткой. Правда, ребята ?

Дети : Да!

(Вдруг из-за двери в зал летит веник.)

Вед.: Это ещё что за шутки?

Чёрт : (Из-за двери.) Печка-то топится, пирожка-то хочется.

Вед.: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила! (грозит ему.)

(Из-за двери вылетает башмак.)

Вед.: Ах, ты! Ну, терпенье моё лопнуло, уж не Чёртушко-ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идет к двери и вытаскивает из-за нее Черта за ухо.) Вот вам добрый молодец с хвостом да с рожками.

Чёрт : Я бежал да запыхался,

Дыму с печки надышался,

К вам на силушку добрался.

Уж как рад я, уж как рад,

Что увидел вас, ребят !

Веселиться я люблю,

Все вставайте на игру,

Кто мне в лапы попадёт,

То со мной плясать пойдёт!

Игра «Жмурки»

(Потом Чёрт с Бабой-Ягой начинают гоняться за детьми и сажать их в мешок без дна.)

Черт : Ой, какие вкусненькие, да аппетитненькие, отнесу-ка я вас к себе, может на обед, а может на ужин.

Вед.: Кышь, кышь, нечистая сила, не хотите с нами в дружбе жить, убирайтесь к себе в лес! (Чёрт и Баба-Яга убегают. (Чёрт уходит совсем, Б-Я остаётся в сторонке)

Прикатила коляда,

Коляда-то молода, у-у-ух!

Что за славный денек,

Становись в хоровод,

Будем кругом ходить

Да ребят веселить !

Танец. старшая группа

Ведущий :

Как известно всем, подружки

Мастерицы петь частушки.

И вы, парни, не зевайте!

Петь частушки помогайте! Частушки

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых

Я снегурочку леплю.

И весной её не брошу –

В морозильник поселю!

3. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

4. Мы носы свои не прячем

В шарфы и воротники.

Жарче печки согревают

Лыжи, санки и коньки!

5. Коляда, Коляда!

Никому не спится!

В каждом доме стар и мал

Ночь всю веселится!

Топни, ножка – нога,

Топни правенькая.

Мы частушки вам пропели

Хоть и маленькие!

(Частушки - русская народная мелодия)

Проводится игра "Бабка Ежка".

Баба Яга :

Тай, тай, налетай,

В игру со мною поиграй!

Я - Бабка Ежка,

Костяная ножка!

Буду вас развлекать,

Буду с вами играть!

(Дразнит детей)

Девочки с усами,

Мальчики с косами.

Дети встают в круг. В центре - водящий :

Баба Яга. В руках у нее помело. Под текст песни дети прыгают вокруг Бабы Яги, дразнят ее. Баба Яга помелом (можно веткой) старается дотронуться до детей - "заколдовать": как коснется ребенка - он застывает в любой позе.

Баба ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит :

У меня живот болит.

Пошла бабка на огород,

испугала весь народ.

Ведущий :

А не хотите ли вы погадать, да судьбу свою узнать?

Ну давайте погадаем,

Под горшочек мы заглянем.

Игра «ГАДАНИЕ НА ГОРШОЧКАХ»

(Игра с гостями «Гадание на горшочках» )

(Посередине зала ставится лавочка, на ней 6 горшочков. Выходит первый гость. Дети идут хороводом и поют, после песни гость выбирает горшочек.)

Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек :

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Полотенце : Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

Булка : Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме будет достаток и благополучие.

Колечко : Сейте муки, пеките пироги! К вам гости идут, ко мне женихи.

Лента : Через поле идучи, руссу косу плетучи. Лента – к богатству, прибыли.

Пуговица : Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вам в большой семье счастливой жизнью. (взрослого)

(К шестому горшку бежит Баба-Яга.)

Баба-Яга : И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!

(Достает веточку от елки из шестого горшка.)

Что это? Растолкуй?

Вед.: Видно – к новой метле!

Баба-Яга : (огорченно заглядывает в горшок.) А колечка нет?

Вед.: Так кто ж тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга : Ой, много. Уж и не помню сколько раз в Рождество пакостила . Раз так, то я ухожу, но опять приду к вам на следующее Рождество . И тогда придумаю что-нибудь новенькое! (Баба-Яга уходит.)

Вед.: Ну, что ж, ребята , Баба-Яга улетела до следующего Рождества , а наш праздник подошёл к концу .

Загадаем все желание,

Чтобы легче стало прощанье!

Чтобы счастье и веселье круглый год,

Чтоб гостей невпроворот!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ»

Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа.

Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.

2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.

3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.

4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).

5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.

6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.

7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.

8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.

9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.

10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.

11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.

План мероприятия:

1. Разыгрывание сценок колядования.

2. Пение колядок и святочных частушек.

3. Аттракцион «Перетягивание каната».

4. Шумовой оркестр.

5. Сценка «медведь и Коза».

6. Игра «Хвост Бабы Яги».

7. Игра «В цапки».

Материалы и оборудование:

1. Предметы русского быта и прикладного искусства.

2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.

3. Костюм для Ведущей.

4. Детские костюмы Медведя и Козы.

5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки.

6. Корзины для угощения.

Действующие лица:

1. Ведущая (взрослый).

2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»).

3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).

Предварительная работа:

1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок.

2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Литература:

1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.

2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.

4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.

5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г.

6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г.

7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.

Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.

Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них - Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.

Итак, праздник начинается!
Собрались мы с вами для беседушки, собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки, на песни всем миром да загадки.
А что такое святки?
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Возле стены на скамейке сидят двое детей подготовительной группы – Хозяин и Хозяйка. Дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие. Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко бежит быстро. Только недавно с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!
Хозяин.

Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли.
Хозяйка.
Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
Хозяин.
А приготовила ли ты чем ряженых угощать?

Хозяйка.
Приготовила! А вот и ряженые пожаловали! Раздаётся стук в дверь.

Дома ли хозяева?

Хозяин и Хозяйка:

Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».

Все хором говорят:
Пришла Коляда! Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!

Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Желаем всем счастья, здоровья!

Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/:

Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!

Колядовщик:

В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.

Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать.

Уж, как наша коляда ни мала, ни велика!

Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт!

Коляда – молода, зашла в новы ворота.

А за ней и Мороз через тын перерос.

Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс.

Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!

Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки.

Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее.

Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!
Дети свободно танцуют под русскую народную мелодию.

1 Колядовщик:

Были мы в Париже, были ещё ближе.
Нынче к вам пришли - счастье, радость принесли!
Все:
Гости на порог - радость в дом!
2 Колядовщик:

Гостей угощайте, пироги нам давайте.
Или кружку молока, да чашку творога!
3 Колядовщик:

Мешок ватрушек, коробку игрушек,
Корзину овощей и для супа, и для щей!

Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Коляда-моляда, золотая борода.

Позолоченный усок, по рублю за волосок,

Подай, тётушка, подай, матушка,

На тарелочке, да на блюдечке.

4 Колядовщик:

Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок!
Все:
Слезайте с печи, зажигайте свечи,
Открывайте сундучки, доставайте пяточки:
Мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!
Мы мешочки открываем, да угощенья ваши принимаем!
Хозяйка:

Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.

Да денежка копьем, да рубль серебром!
(хозяева кладут в мешочки денежки и угощения)
Все Колядовщики:
Спасибо вам, хозяева добрые!
Тем, кто детишек угощает, тому Бог целый год помогает!
5 Колядовщик:

Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница!
В поле снопами, а на столе - пирогами!
Все: (раскидывают высоко зёрна из коробочек и приговаривают)
Сеем, сеем - посеваем! Счастья вам весь год желаем!
Жить вам дружно вместе лет, хотя б до двести!
6 Колядовщик:

Дай Бог тому, кто живёт в этом дому!
(дети низко кланяются хозяевам)

С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел!

Рождество - это праздник детей и взрослых,
В этот день рожден был Христос.
Рождество-это значит радость, Рождество - это значит мир!
Рождество - это значит надо всех простить, как Иисус простил!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Как Христово Рождество подкатилось под окно.

А как наша коляда ни мала, ни велика.

Под окошком шьёт, пироги подаёт.

Открывайте окно, запускайте Рождество!

А сейчас я предлагаем вам игру - мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю ребят. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Аттракцион «Перетягивание каната».

Максим, что ты хочешь нам сказать?

Колядовщик:
По лужочку я шел, себе дудочку нашел.

Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!

Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!

Дети берут приготовленные заранее инструменты. «Шумовой оркестр».

Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/

Медведь:
Я, медведь, хочу реветь. Буду деток искать, буду с ними играть.
Как по лесу я гулял, да все деточек искал.
Искал, искал, да не нашел, спать в берлогу я пошел.
Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.
Ведущая:

Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали.

(Дети подкрадываются к мишке).
Громко, громко закричали: "Миша, мишенька, вставай,
И попробуй нас поймай!"

Играют с мишкой несколько раз.

Мы сегодня пришли и козу с собой привели.

Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая.

Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила?

Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам.

Медведь.
Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо - ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ веселили.

Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги».

Игра «Хвост Бабы Яги».

/Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./

А какой же праздник без весёлых частушек.

Дети поют "Частушки".
1. Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.

И частушки пропоём всем на удивление.

2. По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал - курица обидела!
3. Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
4. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
5. Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!

Мы народные таланты, нами край наш славится.

Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Да и где же это видано, да и где же это слышано.

Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс!

Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс!

Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох!

Да и где же это видано, да и где же это слышано!

А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки».

Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят:

Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу.

Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.

Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.

Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.

Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!

Звучит частушечный наигрыш.
Живописная процессия с топотом и частушками входит в зал. Ряженые ведут медведя и козу.
Коляловщики:
- Эй, хозяева, слезайте с печки, зажигайте свечки!
- Коляда пришла, отворяй ворота!
- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! Мир дому вашему, пирогов вам с кашею!
- Шли было мимо, да завернули до дыма!
- Может, вы гостям и не рады, да не выгоняйте за ограду!
- Пришла Коляда накануне Рождества!
- А с ней и мороз через тын перерос.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Как на улице мороз примораживает нос!
- Не велит долго стоять, велит скоро подавать!
- С Рождеством Христовым!
Колядовщики поют народную песню «Дудочка дуда».
Дудочка дуда,
Ты где была? На барском дворе.
Чего делала? Коней пасла.
А где кони? За ворота ушли.
А где ворота? Водой снесло.
А где вода? Быки выпили.
А где быки? В тростник ушли.
А где тростник? Бабы выжали.
А где бабы? За мужьями ушли.
А где мужья? Пошли сено косить.
Зачем сено? Коров кормить.
Зачем коров кормить? Молочко доить.
Зачем молочко? Маслице сбить.
Зачем масло? Коляду испечь.
Зачем коляда? Гостей угостить!

Хозяин. Пожалуйте, гости! Я вас дожидался! Прошу в дом мой просторный.
Хозяйка. Мои сдобные лепешки Не лезут в окошки. Проходите, гости дорогие! Чаю испить, в игры играть, На будущее погадать — начать!
Колядовщики исполняют народную песню «Ой, мороз, мороз!».

Хозяин. А это вы кого с собой привели?
- Это козочка-коза и медведь!
Ряженый. Расступись, народ честной, Идет козочка со мной. Вот девка-козуля, Рождественская бодуля!
Водит козу.
Куда коза хвостом — там жито кустом. Куда коза ходит - там жито родит. Куда коза ногою - там густо копною. Куда коза рогом — там жито стогом.
Коза. Сейчас как дам рогом, Будешь за порогом!
Коза бегает по залу, по сцене, бодается, набегавшись, падает.
Хозяйка. Ну вот, коза уморилась и спать завалилась. Пока коза отдыхает мы споем да поифаем с залом!

Под веселый наигрыш народной песни «Коробейники» идет игра.
Игра «Музыкальный веник».
Хозяйка. Кину веничек сейчас -
Все должны пуститься в пляс
Пока музыка играет, вы передаете веник по кругу.
Музыка прекращается - у кого веник остается, тому приз наш достается!
Победителю вручается березовый веник.

Хозяйка. Молодец, боярыня (боярин), Веничек тебе мы дарим - в русской бане косточки попарить и здоровьице поправить!
Хозяин. Ну что, хватит пока песни петь да играть!
Будем праздник продолжать! Помните, как у Жуковского в поэме «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
Сейчас все загадывают желание, хорошо? А теперь узнаем, сбудется ли оно у вас.
С завязанными глазами надо сесть на стул. Если это игроку удается, то и желание его в Новом году исполнится.

Ряженый. Хозяин дорогой, а что это у тебя хозяйка невесела?
Хозяин. Глупый ты человек! Аль не смекаешь? Понравиться, вишь, вам, молодым хочет!
Ряженый. Да сколько ей годков-то?
Коли больно молодая, так я не возьму,
Чай, деда моего махоньким помнит?
Хозяин. Что ты еще, братец! Баба, вишь, молодая.
Ряженый. Бабе твоей, наверное, два ста без десятка? А плясать ещё может?

Звучит общая плясовая. Хозяйка пляшет и падает.
Хозяин. Ой, хозяйка моя Работящая была! Желанная моя, красотка моя, Принцесса ты этакая!
Хозяйка (вскакивая под частушечный наигрыш). По селу пойдем,
Что-нибудь да сделаем: Окна, двери заколотим Да замок приделаем!
Ряженые:
- Спасибо за приветствие! Счастья и здоровья!
- Спасибо этому дому, пойдем к другому!
- С праздником, с Рождеством Христовым!

1-й ведущий

Ах, сколько гостей! Здравствуйте, красны девицы! (Кланяется). Здравствуйте, добры молодцы! (Кланяется). Праздника дожидаетесь? (Дети отвечают). Хотелось бы мне узнать у вас, какой праздник приближается?

Дети отвечают.

Рождество! (Старый Новый год.)

1-й ведущий.

Праздник Рождества Христова - самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос - Спаситель мира. Рождество отмечается ровно через 9 месяцев после другого церковного праздника - Благовещения (7 апреля), когда ангел явился Деве Марии и возвестил благую весть, что родит она Сына Божия.

2-й ведущий.

Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. И до сих пор на Рождество и на Старый Новый год у нас гадают, колядуют, надевают маскарадные костюмы, маски. Перечислить все обычаи и обряды практически невозможно.

1-й ведущий .

Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. Устраивали у себя богадельни и тюрьмы и раздавали милостыню.

2-й ведущий.

В канун Рождества - Сочельник - пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта рождественская звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол

1-й ведущий.

Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами - святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Старый Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

Выступление 11 класса

2-й ведущий.

Считается, что елка - неотъемлемая принадлежность Нового года. Это не совсем так. Ставить елку - это рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Символ рая - вечнозеленая ель, которую принято наряжать в ночь на Рождество и оставлять в течение всех святок. Кстати, рождественская елка тем и отличается от новогодней, что ее украшали исключительно белыми и синими шарами.

1-й ведущий.

И, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки. Главное - чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

2-й ведущий.

Издавна люди добрым словом провожали старый год, стараясь забыть обо всех своих неудачах, бедах. Все плохое оставляли в старом году, а, встречая новый год, ожидали, что он принесет им благополучие, исполнение желаний, богатство, добрых друзей.

Перед новогодними праздниками юноши и девушки собирались на игрища и посиделки: пели песни, плясали, играли. Давайте и мы с вами заглянем на такую вечеринку.

Ведущий:
В чистом поле «Теремок».
Хозяин Ворон…
Ворон (лицо Кавказской национальности):
То кафешка мой, дружок
Я его сдаю в аренду
За умеренную цену
Сегодня праздник,
Старый Новый год,
Все зверье ко мне пойдет
Ночь, мороз им есть охота
В остальном моя забота.
Ведущий:
Ворон хитрый объявленья
Прилепил на каждый ствол
Чтоб к нему в кафе уж верно
Хоть бы кто-то, да зашел.

(Появляется мышь идет к кафе, в руках держит объявление)

Мышка: Тук-тук.
Ворон: Кто там?
Мышь:
Кто, кто теремочек сдает,
Кто, кто тут не дорого берет?
Ворон:
Я Ворон черное крыло,
С тебя возьму одно зерно,
Что с бедной мышки взять,
Всю ночь ты можешь пить вино,
И Новый Год встречать!
Мышь:
Ой, спасибо, я скромна…
Там и музыка слышна
Новый год пойду встречать,
Возле елки танцевать.
(Уходит)
Ворон: Что-то гости не идут…
Ведущий: Глядь, они уж тут как тут…

(Заходит 7 класс под музыку с прибаутками)

Ворон: Что-то гости не идут…
Ведущий: Глядь, они уж тут как тут…

Лягушка: Тук-тук
Ворон: Кто там?
Лягушка:
Кто-кто теремочек сдает?
Кто-кто тут не дорого берет?
Ворон:
Я Ворон мудрый ум и честь,
А ну, покаж, что у тебя есть
Лягушка:
Я несу для вас водицы
Из болота, чтоб напиться,
А еще вот суп из мошек
И сушеных горстку блошек.
Ворон:
Ладно, черт с тобой входи
Ночь под крышей проведи.
Лягушка:
Что ж гостинцы заберешь?
С голоду сама сожрешь…
(Входит в «Теремок»)
Ворон:
Где нормальные клиенты
Бизнесмены, интеллигенты…

(Заходит 8 класс под музыку с прибаутками)

Заяц (Новый русский) : Привет братан! Твоя что ль хата?
Ворон: Моя, моя.
Заяц: Какая плата?
Ворон:
Для тебя дорогой
Договоримся с ценой
Одна штука зеленых
И гуляй до утра
Заяц:
Ладно, вот держи бабло
Ворон: Как прикажешь, вон твой стол
Заяц: Ладно, сгинь.
Ворон: Все я ушел
Заяц (входит в кафе, видит мышь и лягушку): Привет девчонки! Что скучаем?
Мышь: Нет просто праздник здесь встречаем
Заяц: А что так скучно? Где вино?
Лягушка: Так денег нету все равно.
Заяц:
Я угощаю, официант
Вас угощает новый русский…
Ворон:
Хвала Аллаху, есть капуста,
Но где ж подругу
Зайцу взять,
Коль платит он такие бабки
Ему мне надо угождать…
(Появляется Лиса, элитна дама)
Лиса: Тут-тук
Ворон:
Кто к нам пришел,
Какой прекрасный
Девушка зашел!
Лиса: Ты здесь хозяин?
Ворон: Я, красотка.
Лиса: Кто в зале есть, какой клиент?
Ворон: Да, есть один богатый Кент
Лиса:
Что ж хорошо,
Тогда зайду
Заяц:
Bay! Какая красота, -
Это вам не лимита!
(Обращается к Лисе)
О мадам, какие глазки
Не опишешь даже в сказке
Яркий мех слепит мне очи
Потанцуем этой ночью?
Лиса:
Танцы, милый голубок,
Стоят дорого дружок
Заяц:
Что захочешь жизнь моя
Сразу будет у тебя
Злато, серебро, машины
И заморские картины…
Лиса:
Ладно, ладно не дури,
Мерседес мне подари.
Ворон:
Хоть бы кто еще пришел
Я 6 его не так развел…

(Заходит 9 класс под музыку с прибаутками)

Волк: Чо за хаза?
Ворон:
То, мое кафе чувак
Волк:
Кто тут нынче отдыхает
И по чем же твой коньяк?
Ворон: Я сегодня угощаю
Волк:
Вижу правильный, пацан
Скоро знай, твоя кафейня
Превратится в ресторан.
Ворон:
Проходите, проходите
Столик вам любой берите
Все сегодня лишь для вас!
Волк: Отдахну я здесь сейчас.
(Волк проходит в кафе и видит лису с зайцем)
Волк:
Что вы здесь сидите
Заяц:
Слушай, ты кого пугаешь
Братанов своих не знаешь?
Волк: Пойдем, выйдем вшивый Кент…
Ворон:
Стоп! Атас! Идет к нам мент!
Сядьте все и не шумите…
(В кафе входит Медведь милиционер)
Ворон:
Дядя Миша, проходите
Выпить, что нибудь хотите?
Медведь:
Два по сто мне и огурчик
Буду праздновать голубчик
Что народ то не веселый?
Праздник вроде, Новый Год!
Ворон:
Пейте, ешьте, дядя Миша
А народ для вас споет!
Медведь:
Нет, зачем же для меня
Не большая птица я
Будем вместе мы плясать
Дружно новый год встречать.
Ведь сегодня все равны
Не богаты, не бедны.
И лягушка, и мышонок,
И лисица, и волчонок
Птица Ворон и Медведь
Новый Год встречаем ведь!
Ворон:
Понял, раз такое дело
Веселиться будем смело
Ну, ребятки не зевайте
Дружно песню запевайте!
(Поют песню)

Новогодняя песня

(На мотив песни «Мы желаем счастья вам»)

К нам опять приходит Новый Год
Каждый от него чего-то ждет
Радости, удачи, счастья и любви
Мы желаем каждому из вас,
Чтоб настал тот самый звездный час
Ты бокал с шампанским сегодня подними!

Припев:
С Новым годом вас друзья!
С Новым миром и добротой,
Чем ссориться за зря
Лучше вместе с нами пой
Мы желаем счастья вам
Пусть оно искриться кругом
Пусть кружится земля
Как снежный новогодний ком.

Ведущий:
Тут и сказочке конец,
Кто смотрел, —
Тот молодец!
Будем праздник продолжать,
Что ж пора и наливать.

Новогодняя ночь промелькнула шутя,
Ждали все мы ее не напрасно,
А луна в облаках спит уже как дитя
Черт возьми, —
Новый Год, — это все же прекрасно!