Уход за 10 месячным ребенком. Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание

Возраст вашего малыша приближается к очередной круглой дате - десять месяцев - это серьезная и обязывающая цифра. Ребенок стремительно развивается психически, а родителям нужно набраться терпения.


Возраст вашего малыша приближается к очередной круглой дате - десять месяцев - это серьезная и обязывающая цифра. Ребенок стремительно развивается психически, а родителям нужно набраться терпения.

В этом возрасте малыш проявляет интерес ко всему окружающему миру, что требует повышенного внимания и ухода. Именно сейчас зарождается будущая инициативность, активность или чувство неуверенности в себе и беспомощности, поэтому проявления самостоятельности в любом случае нельзя подавлять, а нужно умело направлять в необходимое русло и поощрять.

Что умеет малыш в 10 месяцев

Ваш ребенок уже хорошо ползает, самостоятельно садится, сидит и встает, держась за опору, переступает вдоль опоры. Некоторые малыши уже пробуют отходить от опоры, стараются держать равновесие. Умение находиться в вертикальном положении - настоящее достижение, которым дети очень гордятся и совершенно необходимо, чтобы родители также эмоционально воспринимали маленькую победу своего ребенка.

Сейчас зарождается игровая деятельность, раньше всего у девочек : они кормят кукол, умывают их, подражая маме. Происходит бурное речевое развитие: малыш внимательно вслушивается в речь взрослых, понимает некоторые слова и пытается воспроизвести сочетания звуков.

В возрасте 10 месяцев у ребенка сформировались следующие умения и навыки :

Способность сидеть без опоры, ползти за игрушкой, подниматься, опираясь на протянутые к нему руки, ходить возле опоры, держась за нее
знает свое имя и отзывается на него, знает имена близких, названия окружающих предметов, может показать на картинке называемых животных, показать части своего тела, по просьбе взрослых
понимает и выполняет простые просьбы: "дай", "иди" и др.
повторяет за взрослыми слоги и сочетания звуков
использует в общении несколько "слов", понятных ситуативно, как минимум 1-2 "слова", например: ляля, мама, дай
воспринимает шутки, обращенные к нему и смеется в ответ
напевает песенки
берет маленькие предметы двумя пальцами: большим и указательным и производит с ними осмысленные действия
катает машинки, толкает мячик, бросает игрушки
играет на первых музыкальных инструментах: барабан, ксилофон
пытается строить из кубиков
вставляет или вкладывает один предмет в другой
умеет пить из кружки, пользоваться ложкой
проявляет интерес и любопытство к другим детям, к их играм
спокойно относится к высаживаниям на горшок.

Физическое развитие

После девятого месяца физический рост немного замедляется, сейчас происходит упор на овладение телом, контроль над движениями. В среднем, за десятый месяц ребенок прибавляет 400-450 граммов веса и на 1,5 см вырастает. Таким образом, его вес к концу 10 месяца составляет 9000 - 9500 г, а рост около 70-75 см.

Нет ничего страшного, если малыш набирает рост или вес немного быстрее или медленнее, но необходимо насторожиться, если он резко выбивается из нормативного коридора роста или веса.

Не беспокойтесь, если вы видите отчетливую разницу между двигательным развитием детей этого возраста. Кто-то уже ходит, а другие предпочитают только ползать. "Ползунков" не стоит торопить, им просто комфортнее ползать, нежели ходить. Они пойдут, только чуть позже. Некоторые дети начинают ходить в возрасте 15 месяцев.

Распорядок дня

Режим дня может различаться индивидуально: время кормления, засыпания и количество сна. Подстраивайтесь под своего малыша, но обязательно придерживайтесь постоянного расписания. Кормите и укладывайте в одно и тоже время, ломка привычного режима или скользящий график будет вызывать только усталость, капризы и плохое настроение.

Сон

Обычно в возрасте 10 месяцев дети спят по ночам от 10 до 12 часов. И еще два дневных сна примерно по 2 часа. Спокойные малыши спят больше, крепче и при просыпании долго могут отходит от сна, не проявляя активности. С гиперактивными малышами ситуация с точностью наоборот: они расходуют больше энергии, меньше и гораздо беспокойнее спят, быстрее устают и чаще капризничают. В таких случаях, можно укладывать малыша в кроватку пораньше на час или два.

Спокойному длительному ночному сну способствует купание перед сном, а во время купания - проветривание комнаты, затем мелодичные колыбельные и кормление - мамино присутствие, голос и молоко доставят удовольствие малышу, успокоят и подействуют как снотворное.

Прогулки

Несмотря на то, что сейчас ребенку интересно и дома, не забывайте про ежедневные прогулки. Пребывание вне дома становится все увлекательнее. Малыш с удовольствием наблюдает за людьми, детьми, изучает окружающий мир. Продолжайте показывать ему новое: берите его с собой в магазин, сходите с ним в гости или в развлекательный центр для самых маленьких.

Летом огромную функцию развития выполняет возня в песочнице. Обычно в песочнице много детей и малыш может внимательно изучать общие правила игры, подражать и учиться самым простым действиям : насыпать песок в ведерко, строить замки, копать совочком и т.д.

Летом гулять можно долго, оптимально два раза в день по 2 часа. Зимой количество и длительность прогулок сокращается. В морозный день можно выйти на 30 минут, этого времени будет достаточно, чтобы квартира проветрилась, а малыш подышал свежим воздухом.

Кормление

Грудное вскармливание по-прежнему является основным (как и искусственные смеси для вскармливания), но к концу последней декады первого года уже не способно обеспечить полноценное питание. В грудном молоке уже не хватает протеина, калия, меди, цинка и других веществ, в количестве, необходимом для подросшего малыша. Поэтому нужные вещества добираются из продуктов, которые были введены до 10 месяцев.

Новых продуктов в рационе практически не появляется, расширяется меню только за счет новых вариантов блюд из уже имеющегося набора. В возрасте 10 месяцев малыш должен есть каждый день мясо и, если нет диатеза, то раз в неделю нежирную вареную рыбу. Ежедневная необходимая порция этих продуктов около 50 граммов.

Кормите малыша 4-5 раз в день, чередуйте блюда, предлагайте разнообразные овощные пюре, супчики, кашки, творог и фрукты, на которые нет аллергии.

Суточная норма пищи составляет примерно 1 литр, без учета грудного молока. Возможно, ребенок будет съедать за один прием чуть больше или чуть меньше 200-250 граммов, это зависит от индивидуальных физиологических особенностей. Не пытайтесь кормить малыша насильно или оставлять ненасытившимся, позвольте развиться собственному чувству меры.

Отказ от груди

Между 9 и 12 месяцами многие дети уже не нуждаются в сосании, становятся более независимы во всем, менее упрямы и довольно спокойно относятся к отнятию от груди, чем в более младшем или более старшем возрасте. Решение о прекращении грудного вскармливания у некоторых женщин принимается легко и просто, у других же вызывает большие душевные колебания. Но, когда бы ни произошло отнятие от груди, это событие всегда важно и для матери и для ребенка, не только в физическом, но и эмоциональном плане, поэтому отнеситесь к этому шагу серьезно.

Игры и игрушки

В 10 месяцев для полноценного развития ребенку необходимы следующие игрушки :

Игрушки на колесиках: животные, машинки, которые можно катать
мячи резиновые и пластмассовые
наборы баночек, мисочек и коробочек с крышками, которые можно вынимать и складывать, открывать и закрывать
разнообразные пирамидки с надевающимися кольцами
кубики
музыкальные и заводные игрушки
резиновые зверушки
куклы и мягкие игрушки.
В роли игрушек иногда могут выступать обычные бытовые вещи, посуда, одежда: не ограничивайте ребенка, позаботьтесь только, чтобы предмет и манипуляции с ним были безопасными.

Полезные игры и занятия с 10-месячным малышом на развитие мелкой моторики :

Перекладывание, пересыпание мелких предметов: бусин, фасоли, крупы, макаронных изделий из одной емкости в другую
пальчиковое рисование: красками на бумаге, а также рисование по песку, муке, мелкой крупе
пальчиковые игры, типа "Ладушки" или "Сорока-ворона"
игры с ленточками, шнурками, узелками
игры в песочнице лопаткой, грабельками, строительство замков, наполнение и игры с формочками.

Обязательно играйте совместно с малышом, демонстрируйте ему разнообразные действия с предметами, побуждайте повторять за вами, овладевать все более сложными манипуляциями. Позаботьтесь, чтобы ребенка окружали разнообразные игрушки и предметы: по размеру, цвету, форме, текстуре. Богатая природная среда в этом возрасте способствует ускоренному интеллектуальному развитию малыша.

Речевое развитие

В играх развивайте речь малыша. Называйте предметы, изображения животных, произносите звуки, имитирующие речь животных. Например: "Это мышка, она пищит: пи-пи-пи". Такие речевые игры способствуют не только развитию речи, но и речевого слуха и памяти. Со временем малыш не только запомнит как "говорит" мышка, но и сможет сам ответить на такой вопрос.

Не забывайте о чтении книг, сказок, стишков, рассматривании картинок. Малыш уже может сам показывать, где нарисована рыбка, а где птичка. В его голове происходит активный процесс по соединению образа и слова. Прислушивайтесь к его лепету, поощряйте любые попытки говорить.

Уделите максимум внимания безопасности малыша

Малышу уже не хватает выделенной игровой площадки, пришло время активного осваивания территории. Обеспечьте безопасность доступного пространства :

Приобретите заглушки-предохранители для розеток
проверьте, что будет, если ребенок потянет на себя край скатерти или провод от торшера
играйте с мелкими деталями только совместно, в остальное время следите за тем, чтобы никаких винтиков, которые можно быстро отправить в рот, не было на пути у малыша
следите за острыми, режущими предметами, не оставляйте их на виду, также не оставляйте в зоне доступности горячую кашу или чашку с чаем
лекарства храните в недоступном для детей месте
на улице также, как и дома, обращайте внимание на любые источники опасности. Даже в песочницах нередко можно встретить осколки от стекла, мусор или железо.

Парадокс, но чем более самостоятельной становится кроха, тем больше времени требует. Если первые три месяца малыш только спал и ел, то сейчас он неутомим : ползает, дотягивается до любых доступных поверхностей и предметов, открывает все шкафы, достает все их содержимое, тянет вас за одежду, постоянно что-то говорит по-своему, требует игр и внимания. Желательно, чтобы кто-то помогал вам с ребенком и хотя бы раз в неделю освобождал от присмотра и занятий с ним. Ритм, который задают малыши, очень быстро выматывает, не допускайте накопления раздражения и, уж тем более, вымещения его на крохе.

Малыш в 10 месяцев кажется настоящим богатырем по сравнению с новорожденной крохой. А ведь по сути детки являются ровесниками. Через несколько лет разница не будет ощутима совсем. Сегодня же родители должны обращать внимание на любые навыки и проявления малыша первого года жизни. Что должен уметь ребенок в 10 месяцев, обязана знать каждая мама. Стоит регулярно посещать педиатра, чтобы своевременно выявить те или иные отклонения развития.

Становление на ноги

Начиная с 10 месяца, малыши уже стремятся самостоятельно стоять на ножках. Некоторые крохи уже самостоятельно встают у опоры. Малыши с большим весом могут находиться в вертикальном положении лишь с помощью родителей. В этом возрасте многие детки уже отлично ползают и могут добраться практически до любой точки в квартире. Поэтому мамам и папам следует быть вдвойне внимательными.

Особое внимание следует уделить манежам и кроваткам. Учитывая тот факт, что малыш может самостоятельно встать, следует заранее подумать о безопасности. Спинка кроватки должна быть достаточно высокой, чтобы малыш не выпал. Манеж должен быть крепким и устойчивым. В любом случае нельзя оставлять младенца на долгое время без присмотра. Что умеет ребенок в 9-10 месяцев? Детки до года являются очень любознательными. Они стремятся покорить новые вершины и понятия не имеют о возможной опасности. Не лучшим вариантом будет манеж с крупной сеткой. Если кроха уверенно стоит на ножках, он наверняка постарается выбраться за пределы манежа. Падение и будут обеспечены.

Схватывание предметов

В конце девятого месяца младенцы уже легко умеют держать предметы между большим и указательным пальцем. Такой навык доставляет им огромное удовольствие. Много радости им приносит бросание тех или иных предметов. Родители замечают, что ребенок выбрасывает из кроватки игрушки специально, чтобы их снова поднимали. Это своеобразная игра. Мамы и папы с радостью ведутся на провокацию младенца. Ведь таким образом можно снова и снова насладиться заливистым детским смехом.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев? Малыш с легкостью поднимает мелкие предметы. Он замечает даже то, что родителям удается рассмотреть не сразу. Мамам стоит быть очень внимательными. Ведь все новые предметы младенец стремится распробовать на вкус. Маленькое зернышко или камушек попадает прямиком в рот. Поэтому, если в доме растет малыш первого года жизни, уборке стоит уделить особое внимание.

Развитие памяти

В 10 месяцев малыш имеет уже отличную память. Он без проблем может отличить родные лица от незнакомых. Даже если папа уедет в длительную командировку, ребенок без проблем его узнает по приезде и с радостью пойдет на руки. Умственное развитие младенца зависит не только от его физиологических особенностей, но также и от усилий родителей. Уже с этого возраста можно начинать учить с ребенком цвета или названия предметов. Малыш хоть и не сможет повторить слова, обязательно все запомнит.

Малыша может свидетельствовать об отставании в умственном развитии. Забить тревогу родители должны, если младенец не узнает близких, которых видит достаточно часто, или не отзывается на Есть повод показать кроху невропатологу. Возможно, такое поведение является лишь проявлением темперамента. В любом случае лучше перестраховаться. Выявленные отклонения на ранней стадии быстро устраняются.

Практический ум

Что ребенок умеет в 10 месяцев в плане умственного развития? К этому времени родители могут заметить, что малыш уже может решать простейшие задачи. Если спрятать игрушку коробку на глазах у младенца, он без проблем найдет ее. Ребенок без проблем выполняет указания («дай мне игрушку»). К этому возрасту у малыша появляются уже любимые предметы. Это может быть необязательно вещь, предназначенная для детей. Родители замечают, что малыши предпочитают пульты дистанционного управления и мобильные телефоны обычным игрушкам. Однако стоит помнить о том, что такие вещи являются небезопасными для ребенка до года.

Если исполнилось 10 месяцев ребенку, развитие (что должен уметь) напрямую зависит от родителей. Всего час занятий в игровой форме в день даст отличный результат. Ребенок будет существенно отличаться от своих ровесников. В продаже имеется множество развивающих игрушек, которые придут на помощь мамам и папам. Это различные конструкторы и пирамиды, с помощью которых у малыша формируется Предпочтение стоит отдавать игрушкам, предлагаемым в специализированных магазинах. Некачественные материалы способны нанести серьезный вред маленькому человеку.

Развитие речи

На детской площадке часто можно услышать вопрос: «Что умеет ваш ребенок в 10 месяцев?» Многие мамы отмечают, что сын или дочь уже с радостью произносит звуки. Наиболее смышленые детки могут уже произносить простые слова, такие как «мама», «папа», «дай», «му» и т. д. Не стоит отчаиваться, если кроха еще не стремится разговаривать. Все малыши развиваются абсолютно по-разному. Обратить внимание стоит на поведение ребенка. Если он отзывается на свое имя и реагирует на просьбы, повода для беспокойства нет.

Помочь ребенку начать говорить помогут детские книжки. Родителям стоит читать малышу сказки и звучные стихотворения. Существуют специальные поговорки, которые стимулируют развитие речи младенца. Стоит обратить внимание на те звуки, которые малыш начал произносить в первую очередь. К концу 10 месяцев ребенок умеет чаще всего произносить такие буквы, как «д», «б», «м». Некоторые малыши уже четко выговаривают букву «р». На первых навыках младенца и должны основываться занятия по развитию речи.

Социальное развитие ребенка

Что умеет делать ребенок в 10 месяцев? Малыш уже отлично реагирует на просьбы и проявляет свои ощущения с помощью мимики. Кроха улыбается, если его хвалят, и плачет, если его ругают. В этом возрасте малыши уже умеют высказывать свой гнев с помощью мимики и жестов. Некоторые темпераментные младенцы стремятся укусить своего обидчика. Уже наступило время, когда ребенку стоит объяснить, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Малыш уже умеет проявлять черты своего характера. Уже в это время можно заметить, любит ребенок проводить время в большой компании или же предпочитает оставаться в одиночестве. Большинство деток с радостью общаются со своими ровесниками. Некоторые же тянутся к более старшим деткам. Насторожиться родителям стоит, если малыш боится ребят. Обязательно следует выяснить причину такого поведения.

Что должен уметь делать ребенок 10 месяцев? Если кроха развивается нормально, некоторое время он сможет уже забавлять себя сам. Большинство мам не могут 100% своего времени посвящать младенцу. Нужно успевать заниматься еще и домашними делами. В своем детском уголке ребенок может находить для себя огромное количеств неотложных дел. Нужно успеть поскладывать игрушки в мешочек и рассортировать кубики по цветам. Если кроха даже на минуту не может остаться без матери, стоит обратиться к невропатологу.

Эмоциональное развитие

В плане социального развития что умеет ребенок в 10 месяцев? Мальчик должен реагировать на свое имя и проявлять эмоции с помощью мимики, а вот произносить первые слова, скорее всего, еще не будет. Уже давно было замечено, что девочки в этом плане развиваются гораздо быстрее. Вместе с этим многие мальчики гораздо раньше начинают ползать и ходить. Не стоит беспокоиться, если сынишка не стремится говорить к 10 месяцам. А вот обратиться к специалисту желательно, если ребенок не отзывается на свое имя и не реагирует на просьбы.

Прощаемся с пустышкой

В 10 месяцев уже пора перестать использовать пустышку. Кроха в этом возрасте уже умеет жевать, а сосательный рефлекс без проблем может удовлетворить материнская грудь. Соска приносит лишь вред. Детские стоматологи отмечают, что причиной неправильного прикуса у малышей в большинстве случаев является именно соска-пустышка.

Многие знают, что ребенок умеет в 10 месяцев отлично засыпать без соски. Если же малыш привык к пустышке, родителям стоит запастись терпением. Кроха будет кричать и требовать любимый предмет назад. Но уже через несколько дней малыш забудет про соску, а через месяц будет воспринимать ее как игрушку.

Пора ли на горшок?

Еще 15-20 лет назад считалось, что ребенок первого года жизни уже должен четко ходить на горшок. Сегодня же все изменилось. Современные педиатры рекомендуют приучать малыша к горшку лишь с 18 месяцев. При этом знакомство с ним можно начинать уже с тех пор, когда малыш начинает уверенно сидеть. Маме стоит объяснить крохе, для чего предназначен горшок и как его использовать. На помощь может прийти «писающая» кукла. Не стоит настаивать на том, чтобы кроха сидел на горшке. Такие действия могут лишь отпугнуть его.

Уже после 18 месяцев большинство младенцев могут контролировать мочеиспускание. Они могут терпеливо ждать, если горшка нет рядом. Ходить на горшок «по большому» малыши начинают лишь к 22-24 месяцам.

Подведем итоги

Вот уже исполнилось 10 месяцев ребенку. Развитие (что должен уметь) у всех малышей совершенно разное. При этом существуют некоторые требования, на которые родителям стоит обратить внимание. Чтобы своевременно выявить то или иное отклонение, стоит регулярно посещать педиатра (не реже одного раза в месяц). Если в доме слышен заливистый детский смех и малыш не может и минуты усидеть на месте, он абсолютно здоров.

Самостоятельные наблюдения должны проводиться при определенных условиях, иначе результаты не будут объективными. Прочесть о том, что именно нужно учесть, вы можете в статье

Развитие ребенка в 10 месяцев. Положение «лежа на животе»

Положите малыша на живот, отойдите и позовите его, показывая любимую игрушку. Десятимесячный ребенок из положения «опора на руки» отталкивается и встает на четвереньки, стоя на руках и коленях, он умеет раскачиваться, но может потерять равновесие. Кроме того, малыш в 10 месяцев уже начинает ползать, хотя этот процесс еще плохо скоординирован.

Развитие ребенка в 10 месяцев ярко проявляется еще и в том, что он садится из положения “лежа на животе” или из положения “на четвереньках” (спонтанно или придерживаясь за мебель).

Развитие ребенка в 10 месяцев. Реакции и навыки

Положите малыша на спину, отойдите и понаблюдайте за ним. В этом возрасте ребенок умеет без помощи взрослого садиться и из положения «лежа на спине». Чтобы сесть, он самостоятельно подтягивается, придерживаясь за подходящую мебель.

Обратите внимание, десятимесячный малыш сидит свободно с прямой спиной и слегка вытянутыми ножками. В этом положении он может находиться и играть долгое время. Если же ребенку понадобится предмет вне пределов досягаемости, то, чаще всего, он становится на четвереньки и ползет к нему. На то, чтобы сесть из положений «лежа на животе» или «на четвереньках» малыш тратит гораздо меньше усилий, чем на то, чтобы подтянуться вверх из положения «лежа на спине».

Поставьте ребенка на пол рядом с диваном или креслом. Теперь он более полминуты может самостоятельно стоять, придерживаясь за мебель.

Посадите малыша и протяните ему руки. Держась за них, он должен уметь встать из положения сидя.

Посадите вашего младенца (его можно слегка придерживать) и положите перед ним на стол или протяните на ладони круглое печенье диаметром 0,5 см. Развитие ребенка в 10 месяцев проявляется в так называемом «пинцетном захвате», когда малыш берет мелкий предмет вытянутым указательным и противопоставленным ему большим пальцем, словно пинцетом. Остальные пальчики при этом он не задействует. Этот навык должен выполняться обеими ручками.

В момент, когда малыш за вами наблюдает, возьмите в руки по кубику и постучите одним кубиком о другой. Затем протяните их ребенку, пусть он возьмет по одному в каждую ручку. В 10 месяцев его двусторонняя координация уже настолько развита, что он сможет повторить ваши движения – ударить кубиками друг о друга. Если что-то не получилось, покажите малышу «битву кубиков» еще раз.

Сядьте за стол, на котором разложены кубики, и посадите ребенка к себе на колени (кубики должны располагаться так, чтобы он мог дотянуться до них ручками). Сразу или после нескольких минут игры десятимесячный малыш с заметным удовольствием начинает бросать игрушки на пол. Если этого не произойдет, возьмите один кубик и сами бросьте его.

Посадите ребенка и покажите ему куклу или колокольчик. Игрушку можно дать подержать в ручки. Если вы выбрали второй вариант, то обратите внимание малыша на язычок колокольчика. В 10 месяцев детки уже не только схватывают образ предмета в целом, но и замечают отдельные его детали и пробуют их обследовать. Ваш ребенок, например, может дотрагиваться указательным пальцем до лица куклы, ее глазок, ротика, носика. Если вы предложили ему колокольчик, он засунет пальчик вовнутрь и ощупывает его язычок.

Развитие ребенка в 10 месяцев. Взаимодействие с внешним миром

Для следующего эксперимента нужно выбрать момент, когда ваш малыш спокоен, не утомлен и относительно сосредоточен. Посадите его к себе на колени и попробуйте с ним «поговорить»: медленно и выразительно произносите те слоги, которые он уже умеет говорить. Между отдельными слогами делайте паузу минимум 10 секунд. Десятимесячный ребенок правильно повторяет проговариваемые мамой слоги. Такая игра со стороны напоминает «диалог».

Кроме того, в этом возрасте дети уже демонстрируют явное понимание речи. Выберите момент, когда ребенок еще бодр и весел, а в комнате с вами находится кто-то из близких родственников, и спросите малыша: «Где (например) бабушка?». Можно задать вопрос об его любимой игрушке, например: «Где твой мячик?». Вопрос можно повторить несколько раз, чтобы привлечь внимание ребенка. В ответ малыш поворачивает голову в поисках лица или предмета, о котором его спросили, а когда находит, то на мгновение останавливает на нем взгляд или улыбается.

МИР РЕБЕНКА

Десять месяцев это очень интересный возраст. Наблюдать за малышом забавно и приятно. Он так самозабвенно погружается в игру, что почти не замечает восхищающихся им зрителей. Кажется, что десятимесячного человека больше всего занимает вопрос, нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим. Конечно, этот вопрос ребенок задает скорее действиями, чем словами. Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из предметов в инструмент. Приведем самые обычные примеры: ребенок берет ложку и старательно раскидывает горошины вокруг своего стульчика или колотит чайным ситечком по кастрюле. Мы видим, что ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый как инструмент предмет служит малышу средством, а достигнутый эффект - результатом.
По мере того как ребенка начинают интересовать более сложные игры, вы заметите, что и в вашей манере играть с малышом тоже что-то изменилось. Когда ребенку не было и шести месяцев, вы разговаривали с ним и играли в игры по схеме "я - тебе, ты - мне". Малышу нравились игры, требующие общения, он эмоционально реагировал на все ваши слова и действия, часто смеялся. В десять месяцев ребенок уже умеет, если нужно, самостоятельно добраться или дотянуться до игрушки, взять ее, и теперь, как правило, игры родителей с детьми не обходятся без игрушек. Малышу продолжают нравиться игры "с общением", такие, как "прятки" или "идет коза рогатая", а также "совместное пение"; такие игры вызывают у ребенка чувство близости и доверия к родителям. Однако в этом возрасте на первое место выходят уже игры с новыми, несколько другими игрушками, и ребенок с удовольствием играет, передавая кому-нибудь игрушку и тут же получая ее обратно, эта передача из рук в руки увлекает малыша. В процессе игры ребенок узнает и запоминает много нового.

Двигательные навыки

В десять месяцев очень заметно проявляются различия в развитии двигательных навыков детей. Один ребенок учится хорошо ползать, а другой уже неплохо ходит. Несмотря на старую пословицу "прежде чем вы встанете на ноги, придется поползать", это не всегда бывает именно так. Некоторые дети, особенно "ели рядом есть сверстники, очень быстро минуют ползунковую стадию; иногда это происходит практически незаметно. Изо всех сил они стремятся поскорее встать на ноги, подтягиваясь с помощью стульев или схватившись за отцовскую штанину, и на своем мало понятном языке отдают команду родителям взять их за ручки и поводить.
В противоположность ребенку, настойчиво желающему ходить и только ходить, есть дети, которые становятся специалистами по ползанию. На самом деле ловко ползающий малыш передвигается гораздо быстрее и лучше сохраняет равновесие, чем ребенок, рано вставший на ножки. Исследуя новую территорию, у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Ползунок, так же как и ребенок, научившийся ходить, может ловко огибать препятствия, забираться по ступенькам и исследовать интересные объекты.
Наблюдая за активно ползающим ребенком, можно видеть постепенное развитие этого навыка. Сначала малыш ползает, попеременно двигая то руками, то ногами; затем начинает методично двигать правой рукой, левой ногой и наоборот. А потом уже ползает так ловко и равномерно, что понять, каким образом это у него получается, почти невозможно, умелый ползунок может, передвигаясь, волочить за собой какую-нибудь игрушку. Как и научившийся ходить ребенок.
Интересно, что нельзя обнаружить прямое соответствие между двигательными навыками и умственными способностями ребенка. Если ребенок пошел рано, это вовсе не значит, что он смышленнее или будет хорошо решать задачи. И более того, торопить события не следует. Каждый ребенок развивается по-своему, и поэтому он пойдет тогда, когда будет к этому готов.
В десять месяцев большинство детей встают на ножки. Многие из них могут вполне самостоятельно сохранять равновесие. Используя это преимущество, малыш, опираясь на что-либо, начинает стоять. Утром вы можете увидеть стоящего в кроватке ребенка, который, опираясь о решетку, выкрикивает что-то с победным видом. Позже этот ребенок может оказаться у кофейного столика, где, опираясь на столешницу, произнесет вам целую речь, обрушив на вас поток не слишком связных звуков. Дети очень гордятся своим вертикальным положением.
Родители часто спрашивают, надо ли ставить манеж для десятимесячных детей. Ответ: может быть. С одной стороны, десятимесячный человечек с интересом изучает окружающее пространство и предметы, и заключение в манеж будет препятствовать его исследованиям. С другой стороны, для детей, которые только научились подтягиваться и вставать, манеж может оказаться удобным и безопасным местом для тренировок. Случается также, что родители не могут все время следить за своим малышом, и тогда фактором номер один становится безопасность ребенка. Чаще всего манеж будет полезен только при творческом отношении к нему. Например, можно использовать манеж с опущенной стороной, тогда малышу будет удобно учиться залезать в него, хранить в нем свои игрушки или тренироваться, бросая в него различные предметы.
Когда малыш достает и хватает разные вещи, у него развивается координация движений плеча, предплечья, запястья и пальцев. Полезно дать ему какие-то определенные задачи, например: раскрыть коробку или поставить на ноги игрушечную собачку. Если перед ребенком положить небольшой предмет, он быстро дотянется до него и ловко схватит большим и указательным пальцами. На первой фазе этого движения можно заметить в запястье детской руки легкий наклон или поворот. Когда ваш ребенок был помладше, он уже использовал похожее хватательное движение, подбирая крошки на своем высоком стульчике. Руку в запястье он поворачивал и тогда, когда держал игрушку и исследовал ее со всех сторон. Теперь он соединил эти два элемента, и его движения стали более умелыми и скоординированными.
У ребенка появилось и новое достижение - он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением (поворачивая руку в запястье) разрывает листы. Примерно к этому времени у ребенка может появиться еще один интерес ему захочется "строить", складывая один маленький кубик на другой. Ему нужно взять кубик большим и указательным пальцами, поднять его и положить на другой кубик. Потом он, конечно, толкнет и свалит это "сооружение". Однако малыш не остановится на достигнутом. На второй кубик ему захочется положить третий. Но в результате, опять произойдет крушение "башни".

Способность видеть, слышать, чувствовать

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издали, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей эта способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета. В поведении десятимесячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о том, что у него появляется понятие о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко от него, ребенку захочется поиграть.
Десятимесячный человек уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или другие вещи, демонстрируя это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. Если сестренка делает стойку на голове, малыш хохочет, глядя на нее. Он уже может узнать знакомый предмет, если ему видна только часть его. Если ложка почти целиком закрыта салфеткой, ребенок, тем не менее, уверенно берет ее и тащит в рот. В этом возрасте продолжает совершенствоваться как звуковое, так и зрительное восприятие ребенка. Он начинает определять, откуда доносится звук. Услышав что-то за своей спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Он может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких - гнев, желание подразнить, спокойствие, радость, раздражение все это малыш быстро распознает.
В девять месяцев ребенка привлекало опустошение коробочек и сумочек. В десять он начинает интересоваться и их наполнением. Он засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет очень усердно трудиться, пытаясь засунуть мерную чашку в меньшую но размеру, издавая при этом недовольные звуки. Потерпев неудачу при засовывании одного предмета в другой, ребенок может отдать оба предмета взрослому с безмолвной просьбой о помощи.
У ребенка появляется способность разрешать задачи "за" или "в". Если вы держите перед ним игрушку, заслонив ее прозрачным подносиком, скорее всего он обойдет барьер, чтобы достать игрушку. Совсем недавно он пытался достать ее сквозь поднос. Положите игрушку в прозрачную коробочку с крышкой, и вы увидите аналогичное действие. Раньше малыш пытался добраться до игрушки сквозь стенку или крышку коробочки. Теперь, чтобы достать игрушку, он столкнет крышку и залезет внутрь.
Вашего ребенка может привлечь еще одно занятие - забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. И вот спустя несколько месяцев ребенок научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку. Иногда он бросает туда какую-нибудь игрушку, чтобы тут же схватить другую. Иногда детям нравится играть, скидывая со своего высокого стульчика кусочки пищи и игрушки. В десять месяцев ребенок любит экспериментировать, бросая предметы. Он может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне кастрюльки.

Понимаем своего ребенка

Десятимесячный ребенок обычно дружелюбен и общителен. Он использует свой малопонятный лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и ему нравятся эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. В этом возрасте у малыша проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова он уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией. Эти новые шаблоны, усвоенные ребенком, могут проявляться в играх "слово-действие", таких, как: "Где у нас глазки", "Как ты любишь папу", "Ладушки-ладушки".
В возрасте шести - девяти месяцев дети привязаны к родителям почти в прямом смысле, то есть с трудом переносят любую разлуку. В десять месяцев могут появиться некоторые перемены в проявлении этой привязанности. По мере того как ползанье становится для ребенка легким автоматическим делом и он начинает осознавать, что вполне сможет сам вернуться на прежнее место, малыш уже смелее покидает маму и осмеливается уползти туда, где ее не видно. Теперь он ощущает себя самостоятельным человечком, который готов отправиться в поход на другой конец комнаты или даже за ее пределы и исследовать новые территории. Собираясь в "далекую экспедицию", ребенок может захватить с собой любимое одеяльце или игрушку. Эта игрушка или одеяльце являются для него неким гарантом безопасности, помогают разорвать старые связи и обрести независимость.
Оказавшись с кем-то из родителей в незнакомом доме, ребенок не может быть достаточно спокоен, и в проявлении его любознательности происходят определенные перемены. Поначалу он будет стараться ограничить территорию своих игр пределами расстояния, где можно дотянуться до мамы или папы. Даже решившись отправиться в другой конец комнаты, малыш будет следить глазами за мамой и время от времени "звать" ее, чтобы мама подала голос. Присутствие мамы или папы дает ребенку ощущение безопасности, и это помогает ему понемногу удовлетворять свою любознательность.
Некоторые дети вне своего дома не осмеливаются заняться исследованиями, даже если кто-то из родителей рядом. Если в комнату войдет незнакомый человек, такой малыш прижмется к родительской ноге и будет держаться за нее, пока "чужой" не уйдет. Если мама или папа ненадолго выйдут, оставив ребенка, он будет бурно реагировать на возвращение родителя, одновременно обнимая его и выражая свое возмущение его отсутствием.
Для детей, которые очень боятся ухода родителей, посоветуем постепенно приучать их к временному исчезновению мамы или папы. Можете начать с игры в "прятки" - спрячьте голову под одеяло. Когда ребенок изучил правила этой игры, в качестве следующего шага спрячьтесь в комнате, а через момент появитесь с радостным приветствием: "Привет, малыш!" Снова спрячьтесь и снова появитесь. Когда ребенок привыкнет к вашим исчезновениям и появлениям в пределах комнаты, попытайтесь распространить эту игру за пределы этой комнаты. Родственники, брат или сестра, или близкие друзья также могут помочь ребенку - если малыш остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.
Если родители вынуждены оставлять своего малыша на длительное время, очень важно иметь няню, которую ребенок любит и которой доверяет. То же самое касается яслей. Многочисленные исследования на примере ясельных детей показывают, что если там у ребенка постоянная и заботливая няня, а дома он любим и счастлив, малыш хорошо адаптируется к ясельному режиму.
Альтернативой яслям может быть "домашняя" няня. Конечно, как правило, родители предпочитают, чтобы няня приходила к ним в дом. Желательно, чтобы предполагаемая няня могла один-два раза зайти к вам и познакомиться с ребенком до того, как ей придется оставаться с ним.
Если в ваших обстоятельствах приходится оставлять ребенка в доме няни, важно облегчить ему ситуацию. Тут может помочь любимая игрушка, которую малыш возьмет с собой, или одеяльце. Хорошо, если вы сами проведете какое-то время у этой няни вместе с ребенком. Ему будет не так страшно, если он увидит, что мама и няня хорошо и весело общаются.
Десятимесячный ребенок, находящийся дома, уже вполне представляет себе, что ему предстоит в течение дня. В новой обстановке он не может предугадать события и чувствует себя не так уверенно. Если вам раньше не приходилось часто оставлять ребенка, скорее всего он испугается яслей или няню. Будучи уверенными в том, что оставляете малыша с опытной няней, которая будет хорошо обращаться и играть с ним, попрощайтесь с ребенком бодро и решительно, чтобы он не успел разжалобить вас.
Даже если ребенок в течение дня ведет себя вполне независимо, ночью ему необходимо, чтобы родители были рядом. Обнаружив, что родителей нет, малыш будет торчком стоять в кроватке и ни за что не ляжет, пока они не найдутся. Проблему, как подготовить ребенка ко сну, разные родители решают в зависимости от своих понятий и возможностей. Некоторые держат ребенка на руках, пока он не уснет, а потом кладут его в кроватку. Другие предпочитают полагаться на привычный ритуал: дают малышу любимую мягкую игрушку. Иногда мама поет колыбельную песенку, или ребенка ласкают, целуют, пока он не начинает засыпать, и только тогда родители покидают малыша. И все же некоторые родители не хотят приучать малыша к тому, от чего потом его будет трудно отучить. Они весело, но твердо кладут малыша в кровать и прощаются, не обращая внимания на его плач. Для решения этой постоянно возникающей проблемы единого правильного решения нет. Каждая семья должна искать вариант, который лучше всего подходит их ребенку.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Десятимесячный ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка.
К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и "организованными", поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

Время игр

Новые открытия
Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.
Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.
Коробочка с дырочками
Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы молсете сделать "игрушку", которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д.
С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.
Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.
Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.
Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.
Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.
Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в "телефон", малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.
Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус.
Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.
Развитие координации
Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.
Стаскивание бумажной полоски со стола
Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.
"Делай, как я"
В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в "делай, как я" -- пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.
Равновесие на надувном круге
Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколько маленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга. Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такое равновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации его движений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты - ребенок может кидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что может длиться очень долго.
До игрушки нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.
Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый "браслет".
Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.
Новые решения
Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.
Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.
Бельевые прищепки в бутылке
Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.
Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть "в прятки" с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. "Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?" Когда ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: "Папа нашелся!" Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.
Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.
Бигуди
Дайте ребенку бигуди двух разных размеров, понаблюдайте, захочется ли ему сунуть меньшую в большую.
Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.
Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Повседневные дела

Время кормления
Все в кучу
Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия.
Склад стройматериалов
Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое же, как от сооружения замков.
Сидение для малыша
Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.)
Ресторанчик "Необходимый запас"
Если вы взяли ребенка с собой в ресторан, то можно позабавить малыша, прихватив с собой "закуску". Положите в бумажный мешочек кусочки крекеров, крошки сыра или холодные комочки несладкой каши. Даже если сама еда совсем не интересует малыша, ему понравится залезать рукой в бумажный мешочек.

Время купания
Мыльные пузыри
Мыльные пузыри - это хорошая забава, и ваш ребенок будет с удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам.
Команды
В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. "Вымой животик!", "Вымой ножки!" - и малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью.
Дождик, дождик
В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в "тучку", нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: "Смотри, какой сильный дождь!"
Сюрпризы
Заверните в "купальную" тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется устроить подобный сюрприз и для вас.

Время отдыха
Свет и тени
Задерните занавески, потушите свет и зажгите электрический фонарик. Медленно двигайтесь по комнате с фонариком в руке. Сначала малыш будет стараться следить за передвижением света, а потом уснет.
Пластинка "Спокойной ночи"
Перед тем как уложить ребенка, поставьте какую-нибудь подходящую пластинку. Когда малыш закроет глазки, сделайте звук потише.

В среднем от 71 до 76 см.

Физическое развитие на десятом месяце

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать, хорошо садится из положения «лежа». Может подолгу сидеть с прямой спинкой, не наклоняясь в стороны. Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже стоит с поддержкой, он уже преодолевает препятствия, делая упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул, подтягиваясь на ручках и, отталкиваясь ножками от пола; он может с легкостью залезать на него, однако необходимо его научить правильно слазить (попой вперед, в противном случае малыш может просто упасть и сильно ударить носик). Ваша задача заключается в том, чтобы подстраховать малыша, и не допустить, чтобы ребенок забирался на значительную высоту, с которой он может упасть и удариться головой , так что будьте предельно внимательны!

Большинство детей уверенно стоят, переступают вдоль опоры и пытаются делать свои первые шаги. Могут сделать пару шагов (хотя еще не очень уверенно) по направлению к маме или любимой игрушке, поэтому настало время подобрать малышу правильную обувь .

Совершенствуется развитие мелких движений кисти: малыш может удержать сразу два предмета в одной руке, научился разжимать пальцы, и норовит при первой же возможности применить это умение. Теперь многие недели из кроватки ребенка будут лететь игрушки на пол, со стола – кусочки еды.

Психическое развитие на десятом месяце

Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Знает порядка 10-20 предметов (показывает пальцем или находит взглядом). Выполняет простые требования, просьбы (например, покажи, как ты вырос – тянет ручки вверх, как мишка топает ногой), дает знакомый предмет по просьбе взрослого. Знает название частей тела, показывает части лица другого человека. Имитирует услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых. Очень любит животных и любит играть с другими детьми. Детки в этом возрасте машут ручкой «пока-пока» или «привет», шлют воздушные поцелуи, любят целовать маму или папу, напевают песенки «ля-ля-ля» и укачивают кукол «ааа-ааа-а», танцуют под музыку. Боится незнакомых мест или незнакомых людей.

В этом возрасте одна ручка начинает доминировать. Вы сможете определить кто ваш малыш - «правша» или «левша». Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими ручками, а не только правой, поскольку в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга (за которое «отвечает» левая рука). А действие двумя руками одновременно ведет к формированию и развитию межполушарных связей, которые в дальнейшем влияют на успешность овладения чтением и письмом.

Игры и игрушки на десятом месяце

Совершенствуются осознанные мелкие движения кисти руки – «мелкая моторика», действует принцип обратных связей «моторика-психика». Это значит, что при активном развитии мелкой моторики лучше формируются развитие речи и интеллект, так как центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут такие игрушки, как: набор складных матрешек, пирамидки с крупными кольцами или мягкие на липучках, игрушки в которых можно вкладывать один предмет в другой, игрушечный музыкальный телефон с большими и маленькими кнопочками. Игра малыша становиться более осмысленной, поэтому можно приобрести игрушки (карточки) изображающие птиц, зверей, овощи, фрукты или пластмассовые кубики с рисунками животных.

Многим малышам вместо дорогих игрушек интересны «предметы взрослого мира»: кастрюльки с крышечками, коробки с обувью и т.д. Не лишайте малыша удовольствия доползти, вытащить, открыть-закрыть коробку, разбросать, постучать, ведь все, что окружает ребенка, уже может и должно его развивать, и к тому же простые предметы дают ему гораздо больше простора для новых ассоциаций и творческого мышления.

Так же развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика (поглаживание ладошек в разных направлениях, массирование каждого пальчика) и простые игры, такие как «ладушки», «сорока» и др.

Речь

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Очень любит, когда с ним разговаривают, особенно когда что-то мама повторяет изо дня в день - про глазки-носик-ушки, зверей на картинках и пр. Очень многое понимает в речи, обращенной к нему, и пытается подражать разным слогам взрослого. Начинает произносить простые слова (бух, бах), называет отдельными слогами окружающие предметы и животных (например, кись - киса, ава – собачка, кря-кря -уточка).

Все его «разговоры» будут вестись им только в хорошем настроении, в состоянии покоя и удовлетворенности. Если же ребенок чем-то раздражен или недоволен, он не будет «разговаривать и лепетать», малыш начнет плакать.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Создайте вокруг него атмосферу комфорта и душевного спокойствия. Говорите с малышом о тех предметах, которые находятся непосредственно вокруг него, для того, чтобы он мог увидеть то, о чем идет речь и связать предмет с обозначающим его повторяющимся словом.

Слух

Чередуйте гласные с лепетными слогами (а-ага, у-угу, э-ля-ля). Пропевайте гласные звуки (о, а, и, у, э) моделируя голос от низких звуков к высоким и наоборот. Это разовьёт фонематический слух малыша (то есть способность различения звуков речи для понимания смысла сказанного). При несформированности речевого звукоразличения ребенок запоминает (повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Учите малыша самого играть на музыкальных инструментах. Он уже вполне может освоить колокольчик, барабан, ксилофон и сравнить их звучание.

Другие навыки и умения на десятом месяце

Закрепляются умения, приобретенные в девять месяцев . Ребенок умеет хорошо сидеть без поддержки, поэтому можно продолжать приучать его к горшку. Если малышу это не нравится, ни в коем случаи не заставляйте его садиться на горшок силой. Можно посадить на горшок куклу, для того чтобы показать ребенку, как это нужно делать, дайте малышу привыкнуть к новому предмету гигиены.

Если вы еще не давали малышу способность проявить себя как художник, самое время попробовать. Первые уроки рисования можно начинать, как только ребенок научится сидеть без напряжения (чтобы обе ручки оставались свободными). Дайте ребенку карандаши, пальчиковые краски. Рисование пальчиками дает наиболее сильное восприятие цвета и новые тактильные ощущения. Вы можете показать малышу (обмакнув палец в краске) какие следы можно оставить на бумаге.

Первые зубки

На десятом месяце жизни у ребенка уже есть 4 зуба , а может и все 6 зубов (2 снизу и 2 или 4 сверху). Если у вашего малыша еще нет в этом возрасте 4 зубов, не переживайте, подождите еще пару неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит .

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 1 года.

Поводы для беспокойства на десятом месяце

Если к концу десятого месяца ребёнок:

  • не сбрасывает игрушки со стола;
  • не может махать головой в знак отрицания или согласия;
  • не машет ручкой «пока-пока» в знак прощания;
  • не повторяет (не имитирует) движения, которые показывают ему взрослые.