Упрямые дети советы психолога. От рождения до года

Если в семье растет упрямый ребенок что делать? Винить таких же упрямых родителей или дело все-таки не в генах? Дети не рождаются похожими на своих родителей. Мы замечаем, что глаза мамины, а нос и губы от папы. И продолжаем дальше — ищем черты характера родителей, замечая их привычки - радуемся. Опасное заблуждение — проводить параллели между телом и психикой, думать, что раз ребенок похож на вас внешне, то он и внутренне такой же. Эта ошибка может стоить очень дорого в жизни вашего ребенка.

В этой статье мы разберем, какие ваши ошибки при воспитании могут привести к упрямству у ребенка. А дальше — к неуверенности при общении с противоположным полом, к бесконечным спорам, занудству, отстаиванию своей правоты в пустяковых разговорах.

Упрямый ребенок: кто способен таким стать


Сразу можно успокоить часть родителей, сказав, что упрямство присуще и способно проявиться лишь у некоторых. В первую очередь таким детям крайне важно отношение к ним мамы , ее настроение, ее психологическое состояние. Это отражается на внутреннем комфорте ребенка, его восприятии мира. Мама спокойна — и ребенок тихо играет, мама нервничает — ребенок капризничает, потерян, жмется к ней, чтобы снова почувствовать их связь.

Каждый пятый ребенок, то есть лишь 20% от всех детей настолько привязаны и так зависимы от мамы . Это проявляется от самого рождения и до конца. Для одних мать — это святое, они постоянно общаются и во взрослом возрасте. А другие выросли, уехали учиться и живут своей жизнью. Это заложено в нас природой с самого начала.

Разные дети — как различить и не совершить ошибку?


Каков ваш ребенок? Активный, деятельный, инициативный, быстрый и ловкий, за которым не угонишься, или медлительный, ведомый, ждет, пока вы придумаете ему занятие? А может, утром он в одном состоянии, а вечером в другом? Варианты могут быть разные, и все они описаны системно-векторной психологией.

Здесь я написал в двух словах, чтобы показать некоторые отличия и выявить нашего будущего упрямого ребенка, с печатью тяжелого упрека на лице. Они же способны стать настоящими профессионалами, мастерами своего дела, порядочными и уважаемыми людьми. Все зависит от воспитания, в вопросах, на которые обычно мы не обращаем внимания.




Упрямство - поведение обратное от послушания. Еще раз напомню, что оно также присуще не всем. Ваш ребенок послушный или исполнительный? Что им движет - желание выполнить, что сказала мама, чтобы услышать похвалу или чтобы получить какое-то материальное вознаграждение? Мотивы поведения зависят от врожденных свойств ребенка, и их важно различать.

Послушный ребенок с ранних лет постоянно нуждается в помощи, чтобы его направляли. Его характер таков, что ему крайне сложно начать что-либо делать или принять решение. Он полностью зависим от мнений и указаний окружающих его людей, особенно мамы - первого человека в его жизни. Поэтому для таких деток так важно, чтобы с самых ранних лет им задавали верные ориентиры.

- Вася, ты чего сидишь?
- Не знаю, а что мне делать, мам?
- Иди книгу почитай.
- А какую?
- Вот эту возьми.

Для учителя это самые хорошие дети: послушные, следуют указаниям. Причем они и сами любят учиться. Когда такие дети превращаются в свою противоположность? В момент, когда в семье начинаются конфликты, когда психологическое состояние мамы ухудшается, когда ребенок не получает заслуженную похвалу, когда на него возлагают слишком большие ожидания, когда его торопят и не дают ему закончить начатое дело. Это все заставляет ребенка испытывать стресс и проявлять противоположные свойства.


Упрямый ребенок: причины поведения


Основная проблема - непонимание родителями природы детей. Она часто бывает противоположна их собственной природе. Например, мама старается все сделать быстро, не терять времени, везде успеть без опозданий. Она живет в быстром темпе, легка на подъем и просто переключается с одного занятия на другое. И точно также относится к своим детям. Все нужно делать быстро и не задерживаясь.

Упрямый ребенок же ее живет в более медленном ритме. Его сила не в скорости, а в качестве, которое всегда требует время. То, что мама воспринимает как недостаток своего ребенка, на самом деле одно из главных его положительных качеств. Скажите, вам к какому стоматологу, у которого все по-быстрому или качественно, но долго?

Такие детки могут подолгу завязывать шнурочки, медленно готовить портфель в школу и нудно рассказывать, казалось бы, неважные детали.

Для мамы потеря времени - стресс. Она его дергает, постоянно дает указания и, в конце концов, ребенок выдает: «Не буду завязывать шнурки! Не пойду в садик!». Надувает губки и не двигается с места.

Маме в этот момент кажется, что он это делает назло, поэтому наказывает ребенка, кричит и дергает, усугубляя ситуацию. Если так будет продолжаться день ото дня, то постепенно вырастет самый настоящий упрямец. При любых обстоятельствах он будет стоять на своем и считать себя правым. На земле появится еще одна несчастная судьба.



Здесь главное - понимать особенности ребенка и давать ему высказаться , доделать, довести начатое до конца. Начиная с самого начала - детского горшка, сидеть на котором они так любят. Сдергивать с него и торопить все сделать побыстрее нельзя.

Позднее (при условии правильного воспитания) основательность таких детей найдет свое применение и будет использоваться в любом роде деятельности, где нужно учитывать мельчайшие детали. Они станут хорошими врачами, учителями, программистами или учеными. При неправильном подходе, наоборот, вырастут упрямыми, "тяжелыми" людьми, которые ничего не могут ни начать, ни довести до конца. Например, известный всем ремонт. У наших упрямцев он длится годами.

Как воспитывать упрямого ребенка. Подведем итоги


Создавая благоприятную почву для упрямого ребенка, родители, воспитатели и учителя сопутствуют успешному психологическому развитию и счастливой судьбе. К этому можно прийти, лишь понимая систему ценностей, желания и свойства ребенка, на базе которых можно будет поступать безошибочно, избегая лишних проблем и конфликтов. Запишитесь на бесплатные вводные онлайн лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана - прослушав их, вы начнете во много раз лучше понимать как своих детей, так и окружающих вас взрослых людей.
В этой статье показана лишь общая картина. Она повторяема и случается повсюду. Читайте реальные результаты людей, которые благодаря тренингу по системно-векторной психологии Юрия Бурлана смогли услышать своих детей и начать общаться с ними на совершенно другом уровне.

Если малыш начинает отказываться выполнять ваши указания, не спешите браться за ремень.

Все по-своему, все наперекор! "Сереж, пойдем гулять!" - "Нет, не пойду!" "Иди ужинать, я испекла блины!" - "А я их не люблю!" Да как это не люблю, если раньше дрожал от нетерпения, чувствуя запах из кухни; а гулял так, что за уши домой было не затащить! Да вообще, почему вдруг стало так: почти на все, что ни скажешь - "нет", "не хочу", "не дам"...

Непобедимая физиология

Да, это шокирует, особенно молодых родителей - их двухлетка только начал умилять папу с мамой осмысленной речью, стал по-настоящему общаться, и вдруг стал эдаким ежиком, что и на руки лишний раз не пойдет. Такое впечатление, что главное для него сейчас - идти наперекор.

И, знаете, это совершенно нормально, ваш ребенок правильно, закономерно развивается. Именно к двум годам начинает быстро взрослеть мозг малыша - активнее начинает проявлять себя левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление, он начинает осознавать себя, контролировать свою речь, формируется его "я". Малышу кажется, что ему все по плечу.

В этом возрасте дети начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании своей самостоятельности и права на собственную точку зрения и линию поведения, конечно, кажущуюся смешной и абсурдной взрослому. Поэтому мы продолжаем гнуть прежнее - контролировать каждое их движение и раз за разом нарываться на крепнущее сопротивление и требование самостоятельности.

Ребенок увлечен, поглощен своим новым состоянием, а ввиду слабой силы воли он, пока с трудом переключающийся с одной деятельности на другую, может и просто не понимать обращенную к нему речь. У ребенка и в мыслях нет специально тиранить вас, у него просто может не хватить внимания, чтобы вас дослушать или моральных сил, чтобы послушаться. Так что, можно сказать, что малыши в этом возрасте иной раз капризничают не потому, что хотят достичь определенной цели, они просто не могут справиться со своим упрямством.

Но что поделать - физиология!

От упрямства - к заботе

Которая, однако, может перерасти в черту характера. Ведь при всей неизбежности физиологических процессов черты упрямства с особой силой проявляются у самолюбивых и одновременно активных и энергичных от природы детей. Такие дети в "возрасте упрямства" нуждаются в особом понимании и поддержке.Главное для вас - не мелочиться, правильно расставлять приоритеты.

Старайтесь давайте вашим детям в это время по возможности больше свободы. Если он у вас такой "взрослый", пусть, так и быть, оденет разного цвета варежки, коль ему уж так этого хочется - и увидит, как на это реагируют ребята во дворе. Не мешайте ему положить, убирая игрушки, книжку на мячик - она и без ваших указаний упадет на пол. Вмешиваться стоит только тогда, когда речь идет о безопасности ребенка, пытающегося, скажем, по-взрослому бежать вниз по лестнице через две ступени. Скажу больше: моменты упрямства можно попробовать обращать на пользу малыша.

Дочке подруги вдруг надоело мыть руки перед едой, никакие рассказы о микробах не помогали. Она приняла решение и упрямо ходила мимо умывальника сразу к столу. И у знакомой получилось решить эту проблему как раз через стремление ребенка к самостоятельности. Она попросила девочку помыть руки... маме. И Наташка сделала это с удовольствием, мыла лучше, чем себе, и даже помогла вытереть руки. Понятно, что после такого попечения о родителях девочку уже не надо было лишний раз призывать к гигиене. Попутно выяснилось и то, что желание самостоятельности легко превращается в стремление заботиться о других.

А моя однажды заупрямилась и не захотела ни за что уходить с улицы, несмотря на то, что явно устала. И тут мне повезло - мимо, вместе со своей хозяйкой, прошествовала великолепная колли, явно не из нашей округи. "Слушай, - сказала я Насте. - Побежали домой, расскажем папе, кого мы видели!" Дочка со всех ног рванула к дому делиться впечатлениями. Когда она подросла, классический прием, называемый в литературе "Переключение внимания", действовать, увы, перестал...

Детское упрямство поборет себя само - если использовать то самое стремление к самостоятельности, которое лежит в основании этого качества.

Упрямые родители

Противопоставлять детскому упрямству упрямство взрослое - дело не просто бесперспективное, но вредное и, по-моему, нечестное. Ни в коем случае родители не должны втягиваться в борьбу с детьми, потому что в каждой борьбе есть победители и проигравшие. Малыши, понятно, не победят родителей, а для последних... Неужели вам нравится чувствовать себя круче маленького?

И достаточно ли у вас гибкости и воображения, чтобы переключить маленького человека на что-то интересное для него, соответствующее тому волшебному игровому миру, в котором он живет? Умеете ли вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка (вы его чувствуете, вообще?), или вам необходимо только его подчинение? Оцените свое поведение по отношению к малышу. Не унижаете ли вы его?

И что самое странное, эти свои порывы вы компенсируете, чувствуя, возможно, вину за излишнюю строгость, чрезмерным балованием, заласкиванием сына или дочки. В эти моменты вы прощаете им все, снимаете все запреты. И после этого вы еще удивляетесь, что он упрямо, не оттаскиваясь от полки, требует с нее какую-то игрушку? Ребенку ваше непостоянство категорически непонятно. Почему вчера мультик до 10 вечера смотреть было можно, а сегодня - нет? Он так будет до бесконечности настаивать на своем...

Имейте в виду, что, перегнув палку с запретами, вы рискуете повредить психику ребенка. И, вполне возможно, скоро начнете жаловаться не на упрямство малыша, а на его робость и трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Ваш ребенок потерял уверенность в себе, вместе с упрямством вы "выплеснули" его самостоятельность.

Цифра

2,5 года - на этот возраст приходится пик детского упрямства.

В борьбе с упрямством:

  • не пытайтесь что-либо внушать своему ребенку, ругать его - это еще сильнее его возбудит;
  • будьте с ребенком настойчивы, если сказали "нет", стойте на своем;
  • исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета";
  • не прибегайте к помощи посторонних: ребенку только этого и нужно - истеричность и капризность требует зрителей.

Отвлекать и не давить

Каждый ребенок проходит через несколько возрастов упрямства.

Они называются переходными. Первый. Обычно между 2,5-3,5 годами. Малыш может вдруг даже совсем перестать говорить, начать снова делать в штанишки. Некоторые родители могут в это время натворить бед, начинают спозаранку наказывать. ОСТОРОЖНО! ВЫ РИСКУЕТЕ СЛОМАТЬ ЛИЧНОСТЬ в самом начале! Ведь ребенок тут бросает свой первый вызов судьбе, миру и себе самому. Чтобы стать человеком, он ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СВОЕВОЛЬНЫМ.

Совет: в 1/3 случаев уступать, в 1/3 случаев настаивать на своем, в 1/3 случаев оставлять вопрос открытым - отвлекать и отвлекаться. И уже к 4 годам это проходит.

Второе обострение - где-то между 6-7 годами, или ближе к 8-9. Все то же самое, но на другом уровне. В это время начинает нарастать объем требований - игрушки уступают место учебникам. И ребенку снова приходится доказывать себе, что он может быть если не полным распорядителем, то хотя бы совладельцем своего "Я", и кроме "надо" за ним остается право на "хочется". Если в это время пережать с "надо", может не состояться ни настоящая учеба, ни настоящая личность; если не дожать - то же самое!

ВНИМАНИЕ: Рецидивы упрямства и все отрицания будут теперь происходить всегда, когда ребенок будет чувствовать себя ущемленным в своих маленьких, но тем более драгоценных правах, когда самооценка его будет поставлена под угрозу, когда будут подавляться его активность, когда будет скучно...

ОШИБКА, ОТ КОТОРОЙ ТРУДНЕЕ ВСЕГО УДЕРЖАТЬСЯ

ПОМНИТЕ: Люди НЕ здороваются, умываются, чистят зубы, читают книги, занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, языком... самоусовершенствованием), работают, женятся... ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИХ К ЭТОМУ ПРИНУЖДАЛИ. Люди, УВЫ, делают всякие плохие вещи и имеют плохие привычки ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИМ ВНУШАЛИ НЕ ДЕЛАТЬ ЭТОГО. Всегда ли так? Нет, не всегда. Но слишком часто, чтобы это можно было считать случайностью.

По книге В. Сатир, В. Леви "Краткое руководство

по воспитанию детей"

Все ли дети упрямы? Или это свойственно только некоторым? Почему ребенок упрямится? Как справиться с упрямым ребенком? Об этом я хочу поговорить в этой статье.

Упрямый человек – непослушный, неуступчивый, поступает только по-своему, не слушая советы окружающих. Чем отличается упрямство от упорства?

Упорство – это настойчивость, проявление силы воли для достижения поставленной цели, преодоления трудностей. Т.е. упорство имеет положительную цель.
Упрямство имеет основной мотив – кому-то что-то доказать, сделать наперекор, не так, как сказал другой человек. Это вредная привычка спорить с другими людьми, отстаивая свою точку зрения, даже если оно ошибочное. Во время кризисов все дети проявляют упрямство, особенно в дошкольном возрасте.

Психологи выделяют несколько видов упрямства:

1) врожденное упрямство (как свойство темперамента)

Все же не стоит отметать астрологию, потому что есть «упрямые» знаки зодиака – Козерог, Телец и Скорпион.

2) возрастное упрямство

Первая стадия негативизма наступает в 2,5 – 3 года, когда ребенок старается делать только так, как он сам решил, отказывается выполнять просьбы взрослых. В это время у ребенка происходит осознание своего «Я».

3) ситуативное упрямство (бывает абсолютно у всех детей)

Вдруг ни с того ни с сего ребенок начинает проявлять упрямство. Всегда ел кашу утром и вдруг перестал; всегда рассказывал стихи и вдруг начал отказываться и т.д.

Как справиться с упрямым ребенком?

  1. Помните, что ребенок тоже имеет право:
    - на свою точку зрения, на свое мнение,
    - проявлять негативные эмоции (сердиться, обижаться, расстраиваться и т.п.),
    - быть не в настроении,
    - украшать свою комнату наклейками, картинками, игрушками,
    - сам распоряжаться своими игрушками и вещами,
    - есть ту еду, которая ему нравится,
    - сам решать, как проводить ему время: играть, рисовать, лепить, гулять, собирать мозаику и т.д.,
    - слушать сказки и музыку, которая ему нравится.

Мы же делаем так, как нам хочется. Почему ребенок не может делать так же?

  1. Предлагайте ребенку выбор.

Но выбор не в плане делать или не делать что-то, а делать разными способами. Например: «Ты будешь одеваться на диване или на полу?», «Ты пюре будешь есть с котлетой или с рыбой?», «Пойдешь умываться сам или тащить тебя?» и т.п.

  1. Уважайте ребенка.

Каждый человек заслуживает уважения, и ребенок тоже. Ребенок – это отдельная личность со своими потребностями, интересами, способностями. А значит, он достоин уважения со стороны взрослых. Если вы уважительно относитесь к ребенку, то и ребенок в ответ проявляет уважение к вам.

Не следует говорить подобные фразы: «Ты еще маленький, чтобы выбирать себе одежду (в комнату мебель/ковер/ обои и т.д.)», «Ты еще маленький рассуждать об этом» и т.п. Да, он маленький, но если его не учить выбирать, рассуждать, то он останется маленьким.

  1. Используйте игровые методы.

Мне всегда с сыном помогало делать что-то наперегонки: «Я сейчас первая оденусь и пойду гулять», «Давай, кто быстрее добежит до нашего крыльца», «Спорим, ты не успеешь умыться, пока я расстилаю постель?» и т.д.

Дети любят игру и с удовольствием в нее включаются.

  1. Используйте фантазию.

Этот метод подробно описан в книге Адель Фабер «Как говорить, чтобы дети слушали…».

Дети любят фантазировать. Поэтому помогите им в этом. Если ребенок заупрямился, требует от вас то, что вы не в состоянии ему дать, дайте ему это в фантазии. Например: «Если бы у меня была волшебная палочка, то сейчас у тебя было бы 10 красивых кукол (машинок)!». Обычно ребенок сразу успокаивается и включается в игру, начинает тоже фантазировать.

  1. Обращайте внимание на дела ребенка.

Да, проявлять внимание к жизни ребенка – это наш родительский долг. У ребенка есть свои радости и горести, свои проблемы. Конечно, по сравнению, с нашими проблемами, они кажутся пустяками, но для ребенка они настоящие. Поэтому, если вы хотите создать доверительные отношения с ребенком, не стоит говорить: «Да подумаешь, сломалась твоя машинка, играй другой», «Потерял деталь конструктора – ну найдется когда-нибудь, не стоит расстраиваться» и т.п.

Если ребенок говорит вам о своих переживаниях, нужно отложить все свои дела, внимательно выслушать его, обсудить возможные пути решения возникшей проблемы, помочь или просто посочувствовать.

  1. Измените запреты на требования.

Если вы будете формулировать не запреты, а требования, то у вас больше шансов, что ребенок не станет сопротивляться. Например: «Нельзя выбегать на дорогу» - это запрет; «Иди вот по этой дорожке, тут безопасно» - это требование.

Чаще всего мы не придаём большого значения упрямству ребёнка, списывая всё на плохое настроение, детские прихоти, бабушкину вседозволенность, попытку манипулировать и получить желаемую сладость/игрушку, да что угодно, но причина явно не стоит нашего внимания.

Баловство или проблема?

- Не пойду в садик… Не буду кушать… Не поеду в автобусе… Не стану одеваться… Не хочу спать/купаться/убирать игрушки…

Топает ножками, бросается одеждой, упирается и выдёргивает ладошку из родительской руки, надувает губы и опускает глаза.

Как мы, родители, обычно реагируем на подобные заявления?

- Эти капризы надо пресекать, а то вырастет избалованным эгоистом!

Чаще всего мы не придаём большого значения такому поведению ребёнка, списывая всё на плохое настроение, детские прихоти, бабушкину вседозволенность, попытку манипулировать и получить желаемую сладость/игрушку, да что угодно, но причина явно не стоит нашего внимания.

А почему дети так ведут себя на самом деле? Пытаются привлечь внимание, сделать назло родителям, проявляют свою индивидуальность или, может, мстят за обиды?

И ведь не все такие! Только самые «золотые» и послушные, которым словно вожжа под хвост попала. Про таких мы говорим: «Был ребёнок как ребёнок, а потом будто подменили».

Именно так и происходит - идеально послушный и примерный малыш, каким родители привыкли видеть своё чадо, вдруг меняется и начинает вести себя не то, чтобы не так, как раньше, а с точностью до наоборот: упрямится, замыкается, смотрит исподлобья и делает всё назло.

Что же происходит с малышом?

Период такой? Перерастёт? Через два дня забудет?

И как правильно поступить в такой ситуации? Идти напролом, заставлять, добиваться выполнения своей воли, давать понять, кто тут главный, - или угождать, прощать и больше баловать, чтобы умаслить, сменить гнев на милость?

Стоит ли вообще делать из этого проблему, может, просто не обращать внимания?

Есть ли способ избежать подобных ситуаций в будущем?

Закулисье маленького сердца

Даже самый маленький карапуз - это уже Индивидуальность, имеющая врождённый набор психологических качеств, которые да, ещё только развиваются, но они уже есть, он с ними родился и реагирует на внешний мир согласно собственному образу мышления.

Упрямство, согласно Системно-векторной психологии, это свойство, которое может проявляться только в одном из восьми векторов - анальном.

Малыш с анальным вектором отличается усидчивостью, по сравнению с другими детками, даже некоторой медлительностью, любое своё дело он стремится довести до конца и очень расстраивается, когда его прерывают или подгоняют. Спокойный, послушный ребёнок, который просто расцветает на глазах от родительской похвалы и одобрения. Для него крайне важно знать, что его ценят, что любое его достижение достойно доброго слова или благодарности, именно ради этого он готов корпеть над своей работой, будь то собирание пазлов или надевание перчаток.

Самые мамозависимые детки, они болезненно воспринимают любые перемены в их жизни, как то переезд, смену садика или школы, даже изменения в режиме. Остаться в саду без мамы - это равносильно концу света.

Ребёнок с анальным вектором с подозрением относится ко всему новому, даже если это подарки на день рождения или обновки гардероба. Через день-другой всё это станет любимой игрушкой или платьем, но в первые минуты малыш даже не захочет взять это в руки.

Учатся такие детки медленно, но основательно, систематизируя получаемую информацию ещё на входе и раскладывая сразу же у себя в голове всё по полочкам. Часто они просят повторить, уточнить, задают массу вопросов, чтобы сразу было всё понятно. Их феноменальная память способна запоминать массу информации и хранить её всю жизнь.

Одной из особенностей психики представителя анального вектора, в том числе и маленького, является своеобразное понимание справедливости - всё поровну, пополам. Его геометрия комфорта - это квадрат, в котором искривление горизонтальных граней вовнутрь есть ощущение «недодали», а наружу - «передали». При этом состояние «передали» выражается в чувстве вины и желании отблагодарить, а «недодали» - вызывает обиду и желание отомстить. И то, и другое - это стремление восстановить справедливость, выровнять грани квадрата, вернуть сбалансированное состояние биохимии головного мозга.

Самый большой стресс, который может быть у маленького анальника, это - такой важный для него процесс очищения организма обязательно должен быть закончен, а медленный от природы метаболизм и неторопливая работа кишечника не позволяют сделать это быстро.

И вот, как часто бывает, спешащая на работу мама постоянно подгоняет, одёргивает и покрикивает на анального ребёнка, собирая его в сад или школу, - так прерывается и остаётся незавершённым одно важное дело за другим, психологический квадрат в маленькой голове искривляется всё больше, накапливая одну обиду за другой.

Феноменальная память бережно хранит каждую обидную фразу, взгляд или опрометчивый поступок торопливой мамы, которая, не придавая значения такому поведению, даже и не подумала извиниться, чем могла бы исправить ситуацию хоть частично. Обида растёт, занимает все мысли малыша, напряжение растёт, дисбаланс биохимии усиливается и, наконец, проявляет себя желанием отомстить, восстановить справедливость.

Вряд ли малыш так подробно объяснит вам сложившуюся ситуацию, скорее всего, он сам не понимает, что происходит, но общие психические механизмы в голове маленького анальника работают именно так, проявляя себя в каждой конкретной ситуации по-разному.

Отдалённые последствия дутых губок

Чем чревато подобное состояние анального малыша для его будущего?

Вот так, мягко направляя в нужное русло маленького упрямца, всё-таки можно выиграть несколько драгоценных для вас минут и сохранить несколько десятков здоровых нейронов в его и в вашей голове.

Наше родительское влияние ограничено всего лишь 12-15 годами до окончания пубертата - это время, когда векторальные свойства могут быть развиты. После этого начинается их реализация, которая продолжается всю жизнь. Только от наших усилий, нашего понимания и умения направить психологическое развитие малыша будет зависеть тот уровень, на котором будут реализованы его природные качества на протяжении всей его жизни.

Феноменальная память может хранить обиды, но также она может хранить научные данные.

Усидчивость и терпение, проявляющиеся в упрямстве, могут реализовать себя в стремлении .

Любое свойство вектора может быть как в плюсе, так и в минусе, стать как источником проблем, так и инструментом неограниченных возможностей.

Диана Гадлевская, врач-анестезиолог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »