В мире логики.Занятие на тему"Классификация.". Развитие памяти детей: игры на классификацию Игры для детей классификация и обобщение

Ольга Кульгейко
Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)»

Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач ) ».

Цель – развитие умения классифицировать предметы .

Задачи :

Систематизировать навык классификации предметов по признакам ,

Систематизировать знания о свойствах предметов ,

Развитие мышления, воображения.

Оборудование : карточки с .

Обращаем внимание детей на многообразие предметов вокруг , на сходство и различие предметов .

Игра : «Давай подружимся»

Раздаем детям картинки с изображением различных предметов .

Дети садятся в круг и по очереди пытаются найти хотя бы одно сходство между предметом на своей картинке с изображением на карточке у соседа. Сопровождается игра словами : «- Давай дружить. - Давай, только чтобы нам было интересно, надо найти что-нибудь общее».

Например , картинки со следующими изображениями : снеговик – льдинка круглой формы – монета – кастрюля – чашка желтого цвета – цыпленок. Общие признаки : снеговик и льдинка – холодные, льдинка и монета – круглые, монета и кастрюля – металлические, кастрюля и чашка – посуда, чашка и цыпленок – желтые.

Игра : «Что изменилось?»

большой ключ – маленький ключик,изменился размер,

деревянная ложка – металлическая ложка,изменился материал, и т. д.

После того, как дети изменят свои предметы хотя бы по одному признаку , можно пересказать вкратце сказки Р. Киплинга «Как леопард получил свои пятна» , «Слоненок» и другие, в которых с животными происходили разительные перемены : либо изменялся окрас, либо длина, величина какой-либо части тела. Затем предложить детям пофантазировать и придумать свои варианты удивительных метаморфоз, преобразивших животных в природе. Например , почему у ежика появились иголки? почему змеи длинные, возможно в прошлом они были короткими, что с ними могло произойти? (Игра по системе ТРИЗ ) .

Поиграв немного в предложенную игру на воображение и переключив внимание детей с картинок, дальше можно предложить детям новую игру с карточками на выявление сходства предметов .

Игра «Общий предмет » .

Сначала детям предлагаются картинки с изображением следующих предметов : лыжи, коньки, матрешка, пирамидка, хоккейная клюшка, плюшевый мишка, теннисная ракетка, кукла. Необходимо распределить предметы на две группы . В итоге дети должны выделить игрушки и спортивные принадлежности. Располагаем игрушки по вертикали, а спортивные принадлежности по горизонтали с пересечением посередине. В центре получившегося перекрестка из предметов освобождаем пустое место. Дальше предлагаем детям следующие изображения предметов : клюшка для гольфа, мяч, спортивный снаряд, заводную игрушку, ролики, юла, конструктор. Просим найти предмет , относящийся и к игрушкам, и к спортивным принадлежностям, и разместить его по центру (мяч) .

Подобным образом можно подобрать, например , в один ряд (вертикальный) круглые предметы , во второй ряд (горизонтальный) – фрукты. Затем предложить детям разные картинки, среди которых будет яблоко (оно и круглое, и фрукт) . Найденный подходящий предмет разместить на пересечении двух групп предметов , как имеющий общий признак как одной группы , так и другой. Соответственно, для закрепления навыка выделения общего признака предметов и подбора соответствующих картинок, можно использовать карточки, объединенные разными общими свойствами (цвет, форма, материал и т. д.) .

Игра «Да-нет ка» (ТРИЗ )

Целью игры является классификация объектов и развитие умения находить задуманный предмет , отсекая лишние признаки .

Ведущий загадывает предмет . Дети задают вопросы . Педагог сначала учит детей задавать вопросы по определенной схеме :

* объект рукотворный или природный,

Если рукотворный, то из какого материала, какого цвета, размера, формы, к какому классу относится (мебель,транспорт и т. д.)

Если природный, то какого размера, какой на ощупь, какого окраса, к какому классу относится (звери, птицы, рыбы и т. д)

Важно, чтобы ведущий не принимал ответы по перечислению объектов, также необходима «остановка» для обобщения ответов детей и обратить внимание, чтобы ведущий загадывал объекты реального мира.

В конце занятия можно еще сыграть в игру «Узнай меня» .

Данная игра учит описывать предмет , не называя его. Сначала педагог называет свойства какого-либо предмета , а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет , а все дети отгадывают.

Например : - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз) .

Метод предметной классификации применяется для исследова­ния процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в рас­пределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Кроме того, применение этого метода дает возмож­ность выявить особенности внимания, личностных реакций испы­туемого на свои успехи и неудачи.

Для проведения исследования необходимо иметь набор из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа. Для получения достоверных данных следует пользоваться стандартным набором карточек.

Методика классификации предметов применяется как для ис­следования взрослых, так и детей (от 6 лет). В зависимости от воз­раста испытуемого из общего набора или исключают часть кар­точек (измерительные приборы, учебные пособия), или отбирают небольшое число карточек (20 штук), которые распределяются на простые группы, хорошо известные детям.

Для наиболее простого варианта методики необходим набор из 25 картинок. Всегда в одном и том же порядке предлагаются 20 за­ранее пронумерованных картинок: яблоко, диван, коза, лошадь, стол, ребенок, велосипед, телега, сливы, женщина, пароход, шкаф, собака, арбуз, моряк, этажерка, кузнец, кошка, самолет, груша.

Перед ребенком кладут 5 непронумерованных ориентировоч­ных карточек: лыжник, кровать, грузовик, вишня, овца.

Показывают ребенку пачку картинок: «Эти картинки разло­жим по группам - что к чему подходит». Затем предъявляют ре­бенку первую картинку - яблоко: «Куда мы положим яблоко?» При затруднениях в речи ребенок может показать жестом. Если он показывает верно, экспериментатор одобряет: «Правильно, положи к вишне. Это фрукты». (Обобщающее понятие дает сам экспериментатор.) Если попытка испытуемого не удалась, экспе­риментатор объясняет сам: «Положи к вишне, это фрукты».

Затем показывают вторую картинку - диван - с тем же вопро­сом: «Куда положим диван?» При неправильном решении экспе­риментатор опять объясняет, что эту картинку нужно положить к кровати, так как это мебель.

Экспериментатор продолжает раскладывать и объяснять, давая обобщенные понятия до тех пор, пока ребенок не начнет расклады­вать сам. В протоколе отмечается номер картинки, с которой ребе­нок начинает правильно соотносить предметы по обобщенному признаку (нумерация картинок облегчает запись в протоколе).

Эти записи позволяют лучше разобраться в особенностях про­текания процессов анализа и синтеза, понять, доступно ли ребен­ку установление обобщенной связи между предметами или он объединяет их по конкретным признакам.

Поскольку обследование носит характер обучающего экспери­мента, то при анализе данных решающее значение приобретают число этапов, необходимых для усвоения принципа действия, и возможность применения этого принципа в дальнейшей работе того же рода (т. е. возможности «переноса»).

В протоколе отмечаются номера картинок, вопросы и объяс­нения экспериментатора, действия ребенка, его вопросы и выска­зывания. Этот вариант методики у детей с первично сохранным интеллектом не вызывает затруднений. В большинстве случаев после совместного разбора 2-3 (иногда I) картинок дети улавли­вают принцип классификации и дальше выполняют работу само­стоятельно без ошибок или с единичными ошибками.

Исключение предметов (четвертый лишний )

Методика предназначена для исследования умения делать обобщения и давать логическое объяснение правильности обоб­щений. В некоторых методических пособиях эту методику назы­вают упрощенным вариантом классификации предметов.

Важным условием применения методики является речевое обоснование выбора. В отношении детей с нарушениями речи до­пустим ответ одним словом, с поясняющими жестами, если это дает экспериментатору возможность понять принцип, которым руководствовался ребенок. При обследовании детей, которые из-за речевых дефектов не могут объяснить свой выбор, данный ме­тод имеет более ограниченное применение.

Для проведения эксперимента необходимо иметь набор карто­чек, градуированных по степени трудности. На каждой карточке нарисовано по четыре предмета, три из которых объединяются одним общим понятием, а четвертый предмет под это понятие не подходит. Например: карманные часы, настольные часы, будиль­ник, пятикопеечная монета; керосиновая лампа, электрическая лампочка, солнце, свечи и т. д.

Можно и самим составить наборы, но обязательно с соблюдени­ем особенностей подбора и оформления карточек (нефиксированное положение «лишнего» предмета, включение цветных рисун­ков).

Все карточки, которые будут предлагаться ребенку, заранее располагают в порядке возрастающей сложности и складывают стопкой на столе. Инструкция дается на примере самой легкой карточки: «Здесь нарисовано четыре предмета. Три предмета по­хожи, их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди какой?»

Если ребенок сразу правильно выделяет предмет, его просят объяснить: «Почему этот предмет не подходит? Как эти предметы можно назвать одним словом?» Если же ответ ребенка неверный, экспериментатор вместе с ним разбирает первую картинку, дает обозначение трем предметам и объясняет, почему надо исключить четвертый предмет.

Следующую карточку, по трудности одинаковую с первой, предъявляют ребенку с более короткой инструкцией: «Здесь тоже один предмет не подходит к другим. Посмотри, что здесь надо убрать?»

Если задание выполнено правильно, спрашивают: «Почему не подходит? Как одним словом назвать эти три предмета?» При не­правильном исключении предмета с помощью вопроса выясняют его мотивацию. Затем говорят ребенку, что он сделал неправиль­но, и повторяют на примере этой карточки подробный разбор вместе с ребенком.

В протоколе отмечаются номер карточки, вопросы и замеча­ния экспериментатора, исключаемый предмет, объяснения ребен­ка и обобщающее слово.

Занятие кружка « Мир логики»

Тема: Классификация.

Цель: - на основе мыслительных операций

(выделение существенных признаков, сравнений)

научить механизму мыслительной операции классификация.

Задачи :

Учить рассуждать, давать определения, находить закономерности;

Развивать память, внимание, логику мышления.

Прививать интерес к учению, грамотно обращаться с информацией.

Ход занятия.

Психологический настрой.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай внимательно,

Поймешь всё обязательно.

1. Мотивация.

Хочу напомнить основные правила нашего урока « Мир логики».

Правильный ответ - хорошо! Неправильный ответ - тоже хорошо. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно. Желаю всем хорошего настроения!

2. Мозговая гимнастика.

Качание головой.(стимулирует мыслительные процессы)

Ленивые восьмерки.

Зоркие глазки.

3.Умственная разминка .(задание на активизацию мыслительной деятельности, памяти, внимания)

А)дать общее название группе слов:

Зима, осень, лето -…. .(времена года)

Клубника, смородина, малина -…. .(ягоды)

Футбол, волейбол, хоккей -… .(спортивные игры)

Апельсин, лимон, шишка -… .(плоды)

Медведь, муравей, щука -.... .(животный мир)

Ромашка, олень, учитель-…. .(им. существ.)

Грабли, лопата, метла -…. .(инструменты)

Стихотворение, рассказ, повесть -_..... .(виды, жанры литературных произведений)

Б) Задание на внимание . (воспринимается на слух).

*Угадай слово по первым буквам: называю слова.

Мел, урок, доска, ранец, ель, цветы. (мудрец )

Кто такой мудрец?

мудрец -это опытный человек, умеющий правильно трактовать свою жизненную позицию, интересы и взгляды.

*Угадай слово по последним буквам:

Мысли, город, поле, семья (идея)

Что такое идея? Идея - основная мысль, лежащая в основании теоретической системы. В идее выражается творческий характер мышления. Идея - это мысль, переходящая в действие.

В) Задание на развитие внимания, памяти.

1.Филворд»Цветы»

Задание. Найди приведенные ниже слова в поле из букв и вы черкни их. Слово для примера вычеркнуто.

К А М Я И Н У Т Е П

А Д Б Н И Г Р О Е Г

О Н О Р Х И Д Е Я Ж

М В Я И Л И Л Н Е Б

Ф Щ Ч Е Ф И А Л К А

А С Т Р А Н О П Р А

М К Л А З О Р А В Д

Б В Н А Р Ц И С С Е

(мак, петуния, георгин, орхидея, лилия, фиалка, астра, роза, нарцисс)

2.Выбери подходящее слово:

А) берлога- гнезда;

Дом- (человек, медведь, шалаш, птица);

Б) ссора-война

Друг- (подруга, товарищ, враг, одноклассник);

В) человек- сердце

Машина- (руль, мотор, колесо, бензин);

Г) цветок- букет;

Птица- (небо, синица, отлет, стая).

3.Подготовка к восприятию новой темы.

Липа, берёза, кедр, дятел, лиственница, сосна, тополь, осина, кедр, пихта.

(Пихта, лиственница, липа, тополь, сосна, кедр, осина, дуб, берёза)

Легко ли вам было обнаружить пропавшее слово? (Все повторённые слова-названия деревьев, пропавшее слово -дятел- птица).

4. Изучение нового материала.

А) понятие «классификация» .

Можно ли слово деревья разделить на группы?

(да, лиственные и хвойные)

Под множеством какого большого множества является группа «деревья»?

растения


Окружающий мир

Живая природа
А группа «растения»?

В процессе беседы на доске появляется схема (снизу вверх)

Окружающий мир

Живая природа

Растения

Лиственные хвойные

Что мы сейчас проделали с понятиями? Как называется такая мыслительная операция?

Классификация- это и есть тема нашего занятия.

Б) Составление определения классификации .(На индивид. листах )

Задание 1. На индивидуальных листах сформулировать определения. Вставив нужные слова.

1.Классификация-это________________

понятий на группы по _____________ признакам

Классификация- деление понятий на группы по общим признакам.

В) Сообщение цели урока.

Сегодня мы будем осваивать мыслительную операцию «Классификация». Для этого вам понадобятся следующие мыслительные операции:

Выделение существенных признаков;

Сравнение;

Обобщение.

Г) Игра «Исключи лишнее понятие»

Задание 2.

*Час, минута, четверг, год.

*Лебедь, утка, курица, гусь.

Дети работают самостоятельно. Проверка

Почему в последнем задание было несколько ответов?

Учитель подводит итог сказанному: разные основания классификации

5. Физминутка (Иллюзии)

Д) Определение основание классификации .

Задание 3. Вставь пропущенное слово.

Основание классификации- это _________, по которому данные предметы или явления делятся на группы.

Дополнительно

Е) Упражнение, направленные на определение основания в готовой классификации.

Задание на доске:

Морж Лось

Тюлень Рысь

Белый медведь Волк

По какому признаку разделили на группы? (Животные зоны ледяных пустынь и зоны лесов.)

Задание 4. Разделение.

1)По какому признаку разделили слова : водопад, пшеница,

рыбак, луноход, рыболов, колесо?

Водопад пшеница

Луноход рыбак

Рыболов колесо

2) По какому признаку разделили числа: 454, 5354, 224, 908, 1615, 3510?

454, 224 , 908 5354, 1615, 3510

Ответ: 1) I группа- слова с двумя корнями., II группа- слова с одним корнем

2) трехзначные числа; четырехзначные

Ж) Упражнение, направленное на самостоятельной выбор основания и выполнения классификации.

А сейчас научимся самостоятельно выбирать основания классификации.

Задание 6. Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.

Ответ: 1) слова с корнем –зим - и слова с корнем –цвет -

2) три группы : существительное, прилагательное, глагол. З)Дополнительно.

Разделить фигуры на группы .

Ответ: 1) четырехугольники – 2, 3, 5 ; треугольники- 1,4

2) есть прямой угол- 1, 3 , 4 нет прямого угла – 2,5.

7. Рефлексия.

Для чего нам нужна такая мыслительная операция, как классификации?

(Вывод: с помощью этой мыслительной операции вся информация в нашем мозгу укладывается по полочкам, а там, где есть порядок, всегда легче что- либо отыскать.)

Показываю учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики солнце согласно своему настроению.

Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

8. Итог урока.

Какую операцию сегодня отрабатывали?

Что такое классификация?

Что необходимо для того что бы разбить понятия на группы (выбрать основание)?

9. Д.з. (на индивидуальном листе)

Наше занятие закончено. Всем спасибо!

Индивидуальный лист учащегося

Тема: Упражнения в классификации .

1.Классификация- это________________ понятий на группы по _____________ признакам.

2.Исключи лишнее понятие.

*Час, минута, четверг, год.

*Пришвин, Чайковский, Пушкин, Бианки.

*Яблоко, вишня, апельсин, груша.

*Лебедь, утка, курица, гусь.

3.Основание классификации это _______________ ,по которому данные предметы или явления делятся на группы.

5.Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.

Зима, зацветет, зимний, цветок, цветочный, зимовать.

6.Домашнее задание . Раздели на 2 группы слова:

радость, грусть, самостоятельность, эгоизм, восторг, трудолюбие, обида, доброта.

Составитель - учитель начальных классов осш №10

Коршунова Татьяна Фёдоровна

г.Балхаш 2014г.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Грузы в фургонах».

Игра предназначена для воспитателей детей дошкольного возраста и родителей. Игру можно использовать с детьми 2-7 лет для закрепления и обобщения полученных знаний.

Цель: учить детей классифицировать предметы по разным признакам.

№1 «Каждый фургон везет груз своего цвета».

Играть могут четыре ребенка 2-3 лет.

Задачи: закреплять умение различать и запоминать 4 основных цвета.

Для игры взять фургоны и грузы красного, желтого, зеленого, синего цвета.
Установка. Фургоны приехали на склад. В каждый фургон нужно загрузить предметы того же цвета, что и сам фургон.
С учетом возраста детей добавляем грузовики и предметы другого цвета.

№2«Фургоны везут предметы природного и рукотворного мира».

Могут играть 10 детей 3-4 лет.
Задачи: учить различать предметы природного и рукотворного мира.
Для игры на два фургона любого цвета закрепить карточку с изображением дерева (природный мир) и руки человека (рукотворный мир).
Установка. В фургон с деревом загрузить предметы, относящиеся к природному миру, а в фургон с руками человека загрузить предметы рукотворного мира.
Побеждает участник, загрузивший все предметы правильно и объяснивший свой выбор.

№3. «Фургоны везут предметы определенной группы».

Могут играть 10 детей 3 - 7 лет.
Задачи: учить детей объединять предметы по общему признаку, запоминать обобщающее слово.

Вариант №1
Установка: (в качестве примера).
Красный фургон везет одежду;

Синий – обувь;
Зеленый – цветы;
Жёлтый – овощи;
Розовый – фрукты; и т.д.
В этом случае закрепляем знание цветов радужного спектра и понимание обобщающего слова.
Побеждает ребенок, быстро загрузивший фургон и правильно подобравший предметы к обобщающему слову.

Вариант №2.
На каждый фургон прикрепляем карточку с изображением объекта перевозки (цветок, животное, насекомое и прочее).
Побеждает ребенок, быстро загрузивший фургон и правильно назвавший обобщающее слово.


№4. «Фургоны везут определенное количество грузов».

Могут играть 10 детей 4 - 7 лет.
Задачи: закреплять счет в пределах 5 и 10 и способствовать запоминанию цифр от 0 до 9.

Для игры взять все фургоны и все карточки с предметами.

Установка.

Вариант №1.
Взрослый говорит:
Красный грузовик везет 1 предмет;
Желтый – 2;
Красный - 3; и т.д.
Побеждает ребенок, загрузивший правильное количество предметов.

Вариант №2.
На каждый грузовик прикрепляется карточка с числом от 0 до 10. Дети должны загрузить нужное количество предметов.
Побеждает ребенок, загрузивший нужное количество предметов.

№5 «Фургоны движутся в определенном порядке».

Задачи: закреплять умение порядкового счета, понятия "влево", "вправо".
Играют дети 4-7 лет.
Для игры берем только фургоны.

Установка: Фургоны поедут по дороге в колонне по одному влево (вправо).
Первым в колонне находится красный фургон, вторым – зеленый и т.д.
После выполнения задания ребенок отвечает на вопрос: «На каком по счету месте стоит фургон такого-то цвета?»

№6. «Фургоны везут предметы, в названии которых есть определенный звук».

Могут играть 10 детей 5 - 7 лет

Задачи: учить различать звуки.
Вариант №1.
В красном фургоне везут грузы, название которых начинается на звук А;
В синем – У;
В желтом – О; и т.д.

Вариант №2.
Установка:
В красном фургоне везут грузы, в названии которых есть звук А:
В синем фургоне везут грузы, в названии которых есть звук У;
В желтом фургоне везут грузы, в названии которых есть звук О; и т.д.
Побеждает ребенок, правильно подобравший картинки, сумевший четко артикулировать заданный звук в слове.

Татьяна Головина

В связи с переходом на новые образовательные стандарты образовательный процесс должен быть направлен не только на достижение оптимального качества обучения, но и на формирование всех универсальных учебных действий.

Формирование универсальных учебных действий в Федеральном государственном образовательном стандарте заявлен как основной приоритетный результат образования. Н. Ф. Талызина, отечественный психолог, пишет, что «…главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними». Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». У детей дошкольного возраста должны быть сформированы предпосылки для формирования универсальных учебных действий, в том числе познавательных.

Опыт работы в школе показывает мне, как педагогу, что в учебниках для начальной школы имеются много заданий на сравнение, классификацию, обобщение. Задания есть, но не все ученики владеют алгоритмом выполнения данных операций. Алгоритмов этих нет и в учебниках. Для успешного освоения учебного материала ребенок должен владеть этими операциями, а начинать работу над классификацией (операция классификации основана на операции сравнения) нужно в дошкольном возрасте.

Что значит классификация? Классификация – это распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы, группы согласно существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.

Логическая операция классификации состоит из:

1) выделения отличительных свойств предметов;

2) определения содержания выделенных свойств;

3) деления класса на противопоставляемые подклассы на основе содержания выделенных свойств;

4) выделения общего для всех предметов признака;

5) сравнения объема класса с объемами входящих в него подклассов.

С каких заданий стоит начинать работать над классификацией? Приведу несколько таких заданий.

Задания:

1. Воспитатель (учитель) называет обобщенное слово (название группы, а дети называют предметы, которые могут входить в эту группу. Например: Животные: волк, коза, еж, кошка…

Домашние животные (группа сужается): кошка, собака, корова…

Дикие животные: лиса, лось, еж…

2. Воспитатель предлагает детям группу объектов, а дети выделяют сначала общее свойство для всех предметов, а затем называют обобщенное понятие. Например: чайник, тарелка, кружка – посуда.

Задания можно усложнить. Предложить ряд объектов, выделить общее свойство, а затем дети должны продолжить данную группу. Например: желтый, зеленый, красный….(синий).

После того, как дети научатся выделять общие свойства объектов, называть обобщенным словом, продолжать цепочку слов, понятий можно предложить задание «определить лишний объект». Например: шапка, платок, сапоги, кепка. Какой предмет лишний? Какой предмет не подходит по всем остальным по какому-либо признаку?

Задание: распределить на группы по заданному детям основанию. Воспитатель предлагает предметы (сначала операции проводим на реальных предметах, затем на картинках, а потом на словах).

Любой алгоритм имеет операционную составляющую. В результате работы над формированием понятия классификация ребенок должен представлять, что из себя представляет это действие, из каких более мелких операций состоит, в каком порядке выполняется (алгоритм выполнения). Выполняя классификацию на реальных предметах, картинках, ребенок-школьник будет готов выполнять более сложную классификацию, в том числе и на словах. Детальное знание алгоритма позволит в дальнейшем перейти к решению нестандартных учебных задач.

Сформированное умение классифицировать предметы, понятия дает возможность быстрее найти закономерности развития изучаемых объектов, демонстрирует внутренние связи между ними, помогает учащемуся ориентироваться в большом количестве информации, облегчая процесс изучения предметов и явлений окружающего нас мира, служит основой для обобщающих выводов.

Заданий на классификацию много. На курсах подготовки к школе предлагаю своим дошкольникам следующие задания на классификацию: классификация алфавита (само понятие «алфавит» не вводится):

Общего в «построении» букв: создайте ряды букв, которые похожи друг на друга;

Буквы похожи верхней частью;

Составьте ряды букв, которые сделаны из одного и того же «строительного материала» (М, Ш; Н, Р, И, А);

Создайте ряды самых непохожих букв; и т. д.

На одном задании можно провести классификацию по разным признакам. Например: распределить на группы по цвету, по размеру, по форме.