Во сколько малышу можно сидеть. Когда ребенок начинает сидеть, можно ли его присаживать

Беспомощный и совершенно крошечный новорожденный малыш очень быстро развивается и растет. Он активно овладевает различными навыками, и мы иногда даже не замечаем этого: кроха учится узнавать голоса и лица, затем начинает различать цвета, узнает, что мир гораздо больше того, как он себе его представлял, и что в нем есть не только мама.

Одним из значимых и серьезных навыков младенца является способность садиться и умение самостоятельно сидеть. Такая перспектива открывает перед малышом огромные возможности, о которых он узнает, только овладев этим навыком. Но для мамы с папой умение сидеть отождествляется с нормальным своевременным развитием их чада, о чем переживают почти все родители. Вот почему многие задаются вопросом, во сколько ребенок должен сидеть и во сколько месяцев можно сажать ребенка.

Во сколько месяцев можно сажать ребенка?

Как бы нам ни хотелось, чтобы малыш уже мог играть, сидя, но торопить события ни в коем случае не стоит.

Во-первых, всему свое время. Маленький организм развивается и совершенствуется постепенно, и в этом процессе все должно происходить естественно, в гармонии и согласовании между системами и органами.

Во-вторых, пытаясь посадить ребенка раньше, чем он будет к этому готов, можно сильно навредить детскому здоровью. Главным образом, нарушить формирование позвоночника (спровоцировав его искривление и патологическое смещение позвонков) и мышечно-костных тканей, шеи, таза и опорно-двигательного аппарата в целом. Во-вторых, что касается девочек, то раннее высаживание может стать причиной формирования загиба матки, и в будущем у малышки могут возникнуть проблемы со здоровьем, самочувствием, зачатием, вынашиванием и рождением детей. Впрочем, данное предположение недавно было опровергнуто: современные врачи полагают, что вертикализация новорожденной девочки никак не влияет на развитие ее внутренних половых органов.

Более того, даже если малыш пробует сесть самостоятельно, то нужно доверить ему эту важную и занимательную задачу. Самостоятельное овладение данным навыком во всех смыслах пойдет ребенку только на пользу и ускорит его общее развитие. Все, что требуется от родителей, это создание безопасных условий в окружающем пространстве и личное присутствие возле «ученика», если он находится за пределами кроватки или манежа.

Настоятельно не рекомендуется в целях безопасности усаживать ребенка между подушками, пытаясь смягчить «боковые заносы». Напротив: будет полезно класть малыша в неудобную для него позу (конечно же, не оставляя его при этом самого), стимулируя его подниматься и менять положение. Чаще играйте с ребенком за границами кроватки и манежа, дурачьтесь на полу или большой кровати, чтобы он непроизвольно мог переворачиваться в разные стороны. И тогда ребенок сядет в свое время.

Другое дело, если малыш явно задерживается в развитии. В таком случае его нужно показать специалисту.

Когда же следует начать действовать?

Во сколько месяцев ребенок садится самостоятельно?

Очень многие детки начинают предпринимать попытки сесть в довольно раннем возрасте - начиная с 3-4 месяцев. Такие пробы ни в коем случае нельзя поддерживать. Более того, необходимо постараться ненавязчиво пресечь попытки малыша сесть. Впрочем, врачи полагают, что в действительности ребенок в таком раннем возрасте просто выгибает спинку и потягивается, что родители расценивают неправильно.

Все же чаще, и это является физиологической нормой, ребенок пробует садиться приблизительно с 6 месяцев. Безусловно, здесь не может быть четких временных рамок: малыш начнет садиться тогда, когда его мышцы и кости достаточно окрепнут и будут готовы к столь серьезному испытанию. Это время наступает как раз приблизительно в полгода или немного позже - после того, как новорожденный хорошо научиться переворачиваться набок и со спины на живот, вставать на четвереньки. Примечательно, что более крупные пупсы садятся немного позже крохотных. Кроме того, мальчиков можно присаживать немного раньше, чем девочек, считают некоторые педиатры, но побуждать к самостоятельному сидению все равно не стоит.

Следует учесть, что вначале ребенок учится лишь садиться с положения, лежа. Если 7-8-месячный малыш стоит на ножках, держась, к примеру, за поручни кроватки, но сесть с такого положения не может, то это не является нарушением или отставанием в развитии. Такому навыку карапузы обучаются гораздо позже - месяцев около 10 и дальше, и помогать им в этом тоже не рекомендуется.

Период обучения самостоятельному высаживанию может начаться и в 8-9 месяцев, поэтому не следует волноваться, если полугодовалый младенец не предпринимает никаких попыток сесть самостоятельно. Но если у родителей есть основания полагать, что 7-8-месячный кроха слаб, его мышечная ткань слабо развита, а он сам к 8-месячному возрасту и не пытается садиться, то тогда нужно обратиться за квалифицированной консультацией.

Помочь ребеночку сесть способны различные гимнастические и физические упражнения. Приблизительно с 2 месяцев, когда малыш научится хвататься ручками за Ваши большие или указательные пальцы, можно слегка пробовать приподнимать его вверх до полусидячего положения (сначала совсем немножко, затем чуть больше). Сыграют свою положительную роль в этом направлении и профилактические курсы массажа для новорожденных.

Если же ребеночек вполне здоров, крепок, бодр и весел, педиатр и родители считают, что он нормально развивается, то нужно дать ему право и время сесть, когда для этого наступит тот самый момент. Нормально развивающийся младенец в норме может сесть самостоятельно и в 5 месяцев, и в 9.

Но если у мамы возникает необходимость на мгновение присадить ребеночка, то это, считают современные врачи, вполне можно начинать делать с 4,5-5 месяцев, предварительно показав кроху ортопеду. Однако усаживать новорожденного на колени или стульчик раньше полугода все же не нужно.

Специально для - Лариса Незабудкина

В большинстве случаев 8─9 месяцев - это тот возраст, когда ребенок садится или делает первые попытки присаживаться. Об этом уверенно говорят все ведущие педиатры и специалисты по развитию детей. Однако все мамы беспокоятся по поводу того, что их малыш еще не сидит в 5, 6, 7 месяцев. Страх этот частично исходит от некоторого давления, которое на них оказывают бабушки, тетушки и другие родственники. «Как, твой в полгода еще не сидит? Да ты просто не занимаешься ребенком! Ты уже давно должна его садить!», и все в таком духе, да еще и с примерами соседских детишек, которые в этом же возрасте не только сидят, но уже чуть ли не ходят.

Стоп, дорогие мамочки! Давайте разберемся в этом вопросе более тщательно.

Спокойствие, только спокойствие!

На самом деле не только родственники или соседки смущают умы молодых и неопытных родителей. Во многих книжках, раскрывающих секреты развития и воспитания детей и рассказывающих, с какого возраста малыши должны сидеть, утверждается, что малыш начинает усаживаться к полугоду. Это вредное утверждение! С этим согласны многие врачи, среди которых такие уважаемые и авторитетные специалисты, как Е. О. Комаровский (врач-педиатр высшей категории) и Лариса Свиридова (врач-педиатр, клинический психолог, руководитель нескольких школ для подготовки молодых родителей).

Многие мамы и папы часто пытаются узнать, со скольки должен начать усаживаться их карапуз. А почерпнув информацию из таких книжек, начинают беспокоиться и паниковать, когда их ребятишки не садятся. В итоге самые «усердные» предпринимают попытки ускорить развитие и усадить младенца. Не стоит этого делать! Ниже мы рассмотрим причины.

Ложная готовность ребенка сидеть

Еще один фактор способен ввести в заблуждение и дать ложную уверенность в том, что малыш «хочет» и готов сидеть: он цепляется за ручки мамы и тянет их на себя, как будто пытаясь сесть. Делать это он начинает уже в 4 месяца. Но такое «присаживание» имеет другое объяснение: дело в том, что в этом возрасте ручки малыша достаточно сильные, и он рефлективно тянет к себе интересный ему объект. Так он тянет к себе игрушки, погремушки, чтобы попробовать их на вкус. Подобным образом он изучает новые предметы.

Малыш цепляется за ручки взрослого и пытается приподняться, что расценивается как готовность крохи присесть. Но это не так. На самом деле это он пытается притянуть к себе маму или папу

Кажется, что он уцепился за ваши пальцы и пытается подтянуться к вам, приподняться. Но это обманчивое впечатление. На самом деле малыш старается притянуть вас к себе. Но из-за того, что вес ребенка гораздо меньше вашего, выходит наоборот - это он притягивается к вам. А вы в радостном убеждении, что малыш желает сесть. И многие не задумываясь сажают их.

В большинстве случаев малыши 6─7 месяцев, если их усадить на попку, начнут заваливаться на один или другой бок или округлят спинку. Это говорит о том, что ребенок не готов к сидению.

Почему не стоит усаживать ребенка раньше времени

Нагрузка на позвоночник

Некоторые родители обкладывают младенцев подушками, подкладывая под спинку валики, одеяльца. Тогда, конечно, им становится легче сидеть. Несомненно, малютка будет в восторге: новый ракурс дает возможность видеть вещи по-новому, теперь ему все интересно, и с игрушками он теперь играет намного дольше. Мама может в этот момент переделать кучу дел.

И все же делать это не рекомендуется. Раннее присаживание для маленького ребенка вредно! Запомните эту простую истину. Чем позже вы нагрузите позвоночник ребенка, тем ровнее спинка и крепче ножки будут у маленького человечка. Поэтому в отношении сидения и стояния главной задачей мамы и папы является категорически не помогать (не вмешиваться в его естественное развитие).


Раннее прямохождение детей (с 4─6 месяцев) вызовет ненужные нагрузки на позвоночник. В более позднем возрасте это может привести к сколиозу и подобным проблемам

Чувство равновесия

Невозможно сидеть, ходить, даже ползать без чувства равновесия. А оно начинает появляться у детишек только вместе с развитием крупной моторики. Пока она не развита, нормально выполнять «большие движения» малыш не сможет. Нельзя начать сидеть, скажем, в 4 месяца или в полгода и ощущать равновесие, так как мозг того же 6-месячного ребенка, как и центральная нервная система, пока находятся на стадии становления. Поэтому кроха, даже если его усадить и окружить подушками, будет чувствовать себя неустойчиво, его будет клонить в сторону, что является сигналом к тому, что самостоятельное сиденье для него неприемлемо.

Чувство равновесия не поспевает за желанием ребенка быстрей ходить или сидеть. Он просто физиологически не готов к этому. Равновесие появляется у детей, когда поэтапно пройдены необходимые стадии развития: в четыре месяца (некоторые в 5─6) малыш встал на четвереньки, пополз; в шесть─семь начал медленно присаживаться на один бочок, потом на другой. Подождите еще два месяца, и вот тогда, в 8─9 месяцев, к нему «придет» равновесие, а до этого не стоит торопить события и сажать кроху.

Готовим малыша к сидению

Еще раз хочется сделать акцент на том, что специально (придавать им вертикальное положение) категорически нельзя до тех пор, пока малыш не будет готов сделать это самостоятельно. Но простимулировать его на это действие можно и нужно. Для начала помогите крохе научиться ползать. Как только он начнет ползать, то очень скоро наступит время для сидения.

Перед тем как начать сидеть

Перед тем как новорожденный начнет сидеть:

  • у него должен получаться упор на локтях;
  • он способен манипулировать ручкой в поднятом состоянии (дотягиваться до предмета, брать его);
  • в позиции «лежа на животике» малыш умеет опираться на весь локоток;
  • ножки не напряжены и умеют сгибаться (под тельце). Если они не будут сгибаться, то малютка не сможет встать на четвереньки, ведь невозможно это сделать с прямыми несогнутыми ногами.


Прежде чем начать сидеть, малыш должен научиться становиться на четвереньки, при этом свободно действовать одной из ручек, его ножки должны уметь сгибаться. Лучше, если он пройдет этап ползания

Как укрепить плечевой пояс

Для уверенного сидения новорожденные должны «развить» мышцы плечиков и спинки, то есть плечевой пояс. Помочь его укрепить могут простые упражнения.

  1. Сядьте на пол, малыша разместите у себя на коленях перпендикулярно им. Положите руку на крестец ребенка. Ножки - у вас на коленях, а ручки выходят за их пределы и опираются на пол. Перед крохой ─ игрушка. Идея в том, чтобы он тянулся за ней. Вначале, пока плечевые мышцы и мышцы спины малыша еще слабенькие, это упражнение будет даваться ему с трудом, но когда плечи окрепнут, малютка сможет опираться на ладони и держать упор. Чтобы ребенок не заваливался вперед, для удержания баланса прижмите руку к ножкам крохи.
  2. Мускулы для сидения хорошо укрепляются, если использовать большой мяч. Положите малыша на фитбол, перекатывайте его то на один бочок, то на другой. Очень хорошо, когда младенец при этом сможет свободно тянуться за предметом, поднимая ручку. Из этого следует, что в этом положении он чувствует себя более уверенным, а значит сильным. Положите перед мячом интересный для малыша предмет. Он будет тянуться за ним, при этом перенося вес вперед. При этом движении ему придется держать головку, что стимулирует укрепление его плечевого пояса.
  3. Попробуйте упражнение с так называемой «полосой препятствия», роль которой будет играть обычная диванная подушка. Целью для ползающего малыша пусть станет яркая, привлекающая внимание игрушка. Кладем ребенка на подушку (ножки - на подушке, ладошки - на полу), опираем его на ладошки, а перед ним ставим игрушку. Задача крохи - дотянуться и взять предмет. Это сложно, но если грудной ребенок достаточно силен, то он справится с этой задачей.


Неправильно, когда малыш сидит между широко расставленными ножками. Родителям следует их немного сдвинуть под тельце ребенка

3 шага к сидению

3 шага (перехода от одной позы к другой) помогут маленькому человечку научиться сидеть.
Перед тем как присаживать малыша, проследите за тем, чтобы он умел:

  • сам вставать на четвереньки и раскачиваться в этой позе. Если он не хочет раскачиваться, то его нужно раскачать, придерживая за бедрышки;
  • из позы «четвереньки» поворачиваться на бочок и опираться на одну ручку;
  • смело отрывать вторую руку от пола без опоры. С этого момента он сидит.

Важно: следите, чтобы ребенок не сидел в неправильной позе. Неправильно, если малыш сидит между широко расставленными согнутыми ножками (как бы на коленках). Задача родителей - сдвигать ножки немного под тельце малыша.

В конце хочется сказать, что не все дети следуют эталону ─ «пополз-сел-пошел». Многие «пропускают» этап ползания, или эти этапы перемешиваются: сначала ребенок учится сидеть и даже ходить, а только потом ползает. Далеко не всегда это является отклонением от нормы. Во сколько все произойдет - это индивидуальные вещи. Важно ориентироваться на общие показатели здоровья. Если врачи не обнаружили у новорожденного никаких серьезных заболеваний ─ неврологических или опорно-двигательного аппарата, ─ то малыш обязательно сядет, поползет и пойдет. Все это произойдет само по себе в нужное время.

В первый год своей жизни каждый ребенок постепенно осваивает много навыков. Полностью беспомощный малыш сначала учится поднимать и удерживать голову, хватать ручками игрушки, переворачиваться на животик и обратно. После освоения таких умений приходит время учиться сидеть.


Нормы для мальчиков и девочек

Раньше было распространено мнение, что присаживать девочек нужно намного позже, чем мальчиков. Это объясняли возможным вредом для костей таза и формирования женских половых органов. Сейчас педиатры считают, что особого вреда для ребенка женского пола в раннем сидении нет, при условии, что девочка начала пытаться сидеть самостоятельно. По словам специалистов, пол никак не влияет на возраст, в котором ребенок начинает садиться сам.

Педиатры отмечают, что нормой развития навыка сидения для деток любого пола является диапазон от 6 до 9 месяцев. В среднем малыши учатся сидеть без поддержки к 7-месячному возрасту. Некоторые дети осваивают такой навык на месяц раньше сверстников, а у кого-то сидеть самостоятельно получается лишь к 8-9 месяцам – это тоже варианты нормы.


Каждый малыш развивается индивидуально, и если ваша кроха самостоятельно сядет ближе к 9 месяцам, это будет нормой

Этапы развития навыка

  • В 6 месяцев многие детки сидят с поддержкой, опираясь руками, но при этом часто заваливаются в бок и теряют равновесие. Они еще не умеют садиться самостоятельно, а способны сесть, лишь подтянувшись за руки родителей. Сидеть в этом возрасте малыш должен лишь в течение нескольких минут, чтобы тренировать навык.
  • В 7 месяцев малыши сидят более уверенно и зачастую уже не опираются руками. Сидя, они поворачивают тело вправо и влево, удерживая равновесие корпуса. Также детки этого возраста уже начинают осваивать навык самостоятельно, садиться из позиции лежа на животе с помощью опоры руками.
  • В 8 месяцев большинство деток способны уверенно сидеть и принимать такое положение из любого варианта позиции лежа, а также легко менять положение.


Развитие навыков самостоятельного сидения у малышей происходит постепенно, примерно за 2 месяца, после первых попыток, ребенок садится уверенно

Стоит ли заставлять ребенка сидеть и чем опасно преждевременное усаживание?

Педиатры считают вертикальную позицию позвоночника в возрасте меньше 6 месяцев вредной для формирования скелета ребенка. При усаживании родители способны навредить здоровью своего чада, при этом проблемы с позвоночником могут проявиться позже, например, в школьном возрасте. Сначала у ребенка должны достаточно укрепиться мышцы спины, и лишь после этого позвоночник сможет выдерживать нагрузку от сидячего положения. Если малютка округляет спинку или заваливается в сторону, сидеть ему пока рано.

Если малыш еще не научился сидеть самостоятельно, родителям не следует:

  • Сажать кроху, укладывая вокруг ребенка подушки.
  • Носить малыша в «кенгуру» в сидячем положении.
  • Возить ребенка в коляске сидя (спинка должна быть под углом не больше 45°).
  • Усаживать ребенка на своих коленях.


Если ребенок пока ещё не может самостоятельно сидеть, не стоит это делать принудительно

Доктор Комаровский: как присаживать малыша и во сколько месяцев?

Известный педиатр советует врачам не ориентироваться на нормы развития, тем более, что их диапазон достаточно большой, а помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе.

Если малыш здоров, то, по мнению Комаровского, родителям просто нужно создать благоприятные условия для его физического развития, и ребенок научится сидеть сам по себе.

Кроме того, популярный врач акцентирует внимание родителей на том, что сидеть для маленького ребенка вовсе не полезно. И чем позже малыш освоит данный навык, тем ровнее будет у него спинка и тем лучше для его позвоночника. Поэтому доктор Комаровский советует не помогать малышу садиться, а поощрять обучение ползанию.

Ниже смотрите короткое видео с советами доктора Комаровского.

Правильное положение ребенка

Когда ребенок сидит правильно:

  • Его голова немного наклоняется вперед.
  • Его шея немного разгибается, как и верхняя часть позвоночника.
  • Его руки расположены перед телом, чтобы служить опорой.
  • Его поясница согнута, а тазобедренные суставы немного наклонены вперед.
  • Его ножки разведены в стороны и развернуты наружу (малыш упирается их боковыми поверхностями).

При другом положении малыш будет сильно уставать, а формирование естественных изгибов позвоночного столба нарушится.


Строго следите за положением крохи сидя, дабы убереч его от возможных проблем с позвоночником

Полезные упражнения, способствующие сидению

Правильному физическому развитию малыша способствует ежедневная гимнастика, плавание в ванной (отлично, если можно дополнительно посещать бассейн) и массаж. Эти действия укрепляют мускулатуру.

С 4 месяцев можно начать выполнять такие упражнения:

  1. Уложите ребенка на стол, а когда он протянет к вам ручки, дайте крохе свои указательные пальцы. Кроха ухватится за них и повиснет на несколько секунд под углом 45°, после чего снова ляжет.
  2. Придайте ребенку положение на животе, а его ножки уприте в свою грудь. Положите одну руку под грудью ребенка, а вторую под его ножки. Удерживайте ребенка в такой позиции несколько секунд.
  3. Подвесьте над кроваткой младенца кольца, чтобы кроха могу учиться хватать их и стараться подтянуться к ним.
  4. Выкладывая кроху на живот, в нескольких сантиметрах от ребенка положите яркую игрушку, чтобы младенец пытался к ней добраться.

Помните, что безопаснее всего для ребенка сесть из положения на четвереньках. Так позвоночник будет наименее нагружен.


Рассчитайте календарь прививок

Первые умения малыша умиляют и радуют родителей: он улыбнулся, он повернулся, он сел, и он пополз. Однако не всегда развитие крохи идет по такому сценарию - есть немало детей, которые начинают присаживаться в 4 месяца, а бывают такие карапузы, которые не сидят самостоятельно и в 8 месяцев, зато прекрасно ползают.

Родители деток, которые не хотят сидеть в нужное время (согласно общепринятым медицинским стандартам), стараются помочь крохам и учат их этому самостоятельно. Нужно ли это делать, рассказывает Евгений Комаровский.

Нормы

Согласно существующим медицинским стандартам, по которым педиатры оценивают развитие малышей, сидеть большинство карапузов начинают в 6-7 месяцев. Однако эти цифры настолько условны, говорит Евгений Комаровский, что их можно не брать в расчет. Все дети разные, они развиваются по своей индивидуальной схеме и у каждого - свои стандарты.



Ребенок, который не сидит в 7 месяцев, нисколько от этого не страдает.

Зато страдают и сетуют его родители, которые хотят, чтобы чадо ни в чем не отставало в развитии от соседских детей.

Сама формулировка «он должен сидеть в определенном возрасте» неверна. По словам Комаровского, ни один в мире ребенок никому и ничего не должен. Он сядет, поползет и пойдет тогда, когда его позвоночник и мышцы спины будут готовы взять на себя такую нагрузку.




Что делать родителям?

Во-первых, посетить врача. Если что-то в развитии крохи вызывает или смущает, это - первое, что они должны сделать. Ребенка нужно показать ортопеду, детскому хирургу и неврологу. Если эти три специалиста не выявят у малыша никаких заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата и других тревожных причин, то делать больше ничего не нужно.

Такой малыш обязательно сядет, говорит Евгений Комаровский, но только тогда, когда придет время.

И процесс этот произойдет сам по себе, без какого-либо участия со стороны мамы и папы.


Что делать нельзя?

Нельзя слишком рано присаживать детей, поскольку сидение ребенку, по словам доктора, вообще не полезно. Чем позже малыш это сделает, тем прямее будет его спина, ровнее ножки и ручки, правильнее осанка. Раннее присаживание создает сильнейшую нагрузку на слабый и не готовый к ней позвоночник, отсюда потом у подросших детей возникают многочисленные проблемы со здоровьем.


Лучшее, что могут сделать мама и папа малыша - не помогать ему в сидении, стоянии и первых шагах.

Часто родители, заставшие своего грудничка за попыткой присесть, сразу отправляют малыша на диван, обкладывают подушками и в сидячем положении и радуются, что их ребенок быстрее всех развивается. Правильнее развивать не сидение, а ползание, ведь именно при этом процессе мышцы и костный скелет малыша укрепляются и готовятся к сидению и хождению.

Еще одна ошибка, которую часто допускают современные родители - прыгунки. Ребенка, который еще не умеет сидеть, они подвешивают в вертикальное положение, чтобы он прыгал. Взрослым кажется, что так он укрепляет двигательный аппарат. На самом деле ранняя вертикализация может быть очень опасной для крохи. Прыгунки и ходунки - не самые удачные приобретения, и их лучше убрать подальше в чулан.



Как тренировать мышцы

Евгений Комаровский советует малышей с 5 месяцев не присаживать, а выкладывать на живот на пол, на расстеленное покрывало или одеяло. В паре метров от него положить яркие игрушки, и всячески стимулировать перемещение по-пластунски или любым другим способом (на животе, с опорой на одну ногу и руку, как угодно).

Отличная тренировка всех нужных для сидения мышц - это вечерний укрепляющий массаж , а также купание. Водные процедуры способны творить чудеса. Никто не отменяет и ежедневную гимнастику, которую желательно начинать делать сразу по приеду из роддома.

Тем не менее, когда кроха начнет сидеть, обязательно станет понятно, какие мышцы у него наиболее слабые: если он сидит с круглой спиной, то можно говорить о слабости спинных мышц и мышц шеи, если он будет падать назад - слаб пресс, а если заваливаться на бок - в поддержке нуждаются боковые мышцы.

Внимательно приглядывайтесь к ребенку, берите его «слабые места» на вооружение и тренируйтесь.


Как правильно держать ребенка вертикально

Ребенка, который еще не сидит самостоятельно держать на руках тоже нужно правильно, ведь вертикальное положение, как говорилось выше, может им навредить. Евгений Комаровский советует обязательно поддерживать малыша одной рукой под попу, другой - плотно обхватывать под мышками.

Если при этом взрослый сам сидит, а кроха у него «сидит» на коленках, то важно взрослому принять полусидячее положение. Это снизит нагрузку на позвонки ребенка.




Мифы о сидении

  • Считается, что девочек нельзя присаживать до 6 месяцев - это чревато загибом шейки матки и другими патологиями по линии женского здоровья. Это неправда, говорит Евгений Комаровский. И мальчиков, и девочек до полугода присаживать не надо, и не только потому, что у девочек там что-то не так устроено и может повредиться. До полугода детей вообще присаживать нельзя. С точки зрения формирования крепкого позвоночника нет никакой разницы, мальчик это или девочка.
  • Мальчика можно присаживать на руках уже в 3-4 месяца. Это неправда, говорит Комаровский. Такое забуждение опасно и страшно, оно увеличивает число молодых людей, которые из-за болезней позвоночника не только не годны в армию, но и не могут вести полноценную активную жизнь. Особенно опасно такое присаживание для мальчиков крупных, пухлых - у них нагрузка на позвоночный столб увеличивается в разы.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.