Во сколько месяцев малыш начинает. Когда дети начинают сидеть

Во сколько месяцев?

В среднем малыши начинают самостоятельно стоять на ногах к 8-месячному возрасту. Сначала это попытки вставать рядом с опорой на колени, затем ребенок начинает приподниматься на одну ножку и наконец, держась за опору, кроха уверенно встает на обе ножки.

Когда малыш отпускает руки, то сразу же опускается на ягодицы. Он продолжает «тренироваться» - встает и опять падает – достаточно долго. Иногда он сразу начинает пытаться ходить вдоль опоры.

Первое время крохе весьма трудно удерживать свое тело в вертикальном положении. Он прилагает много усилий, чтобы держать равновесие и оставаться на двух ножках, поэтому большинство попыток заканчивается падением на ягодицы. Но присмотревшись, вы заметите, как радостно малышу осваивать новый навык и как интересно ему смотреть на все вокруг, приняв вертикальное положение.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр напоминает, что зачастую детки начинают стоять, придерживаясь за опору, в 7-9 месяцев, а без поддержки – в 9-12 месяцев. Некоторые полностью здоровые детки начинают стоять позже сверстников, например, если они очень спокойные или полненькие. Если врач говорит, что ребенок здоров, поводов для волнений быть не должно.

Нередко ребенок учится вставать, а как обратно сесть - не умеет. Кроха стоит, насколько может долго, а затем падает от усталости. Если же такого ребенка посадить, убрав ручки от опоры, малыш сразу забудет, что устал, и опять начнет тянуться к опоре и вставать. Через некоторое время ребенок научится осторожно опускаться из стоячего положения. Совсем скоро кроха увидит, что у него получается делать шаги вдоль опоры. Постепенно он отпустит одну руку и будет придерживаться за опору лишь одной рукой. Так малыш учится ходить.

Научившемуся вставать и стоять ребенку родители часто задумываются купить ходунки. С этим приспособлением малыш может передвигаться, пока не научиться ходить. Главная цель использования ходунков – обеспечить малышу безопасную возможность перемещаться по квартире, освободив маму.

Комаровский не советует держать кроху в ходунках более 40 минут, так как уверен, что пребывание в них ничего полезного ребенку не дает, а идет даже во вред. Развитие ребенка должно происходить естественно. К тому же, во время ползания изучать мир для ребенка намного полезнее.

Что нужно знать, когда ребенок начал стоять?

Карапузу, который учится стоять с опорой и без нее, требуется больше внимания, чем крохе, который еще не начал пробовать вставать. Так как многие малыши учатся вставать быстрее, чем понимают, как вернуться обратно в сидячее положение, то мамина помощь в этот период им очень нужна.

Вам следует помнить, что теперь ваш ребенок будет вставать практически в любом месте, поэтому вы должны быть крайне внимательны и контролировать все действия малыша, обеспечив ему максимальную безопасность. Опасными для встающего на ножки крохи могут быть углы шкафов и столов, дверки, скатерти и прочие предметы. Вовремя прячьте опасные для малыша предметы. Дверцы тумбочек на время можно заклеить скотчем, чтобы предотвратить их открывание малышом (он может прищемить пальцы).

Если вашему малышу меньше года, он хорошо ползает и сидит, но стоять пока не научился, не нужно беспокоиться. Каждый ребенок развивается по собственному графику, а цель родителей – не мешать, но и не заставлять, а поддерживать все самостоятельные попытки ребенка осваивать новые двигательные навыки.

Упражнения

Научившегося вставать малыша можно стимулировать почаще использовать этот навык и быстрее перейти к стоянию без опоры с помощью некоторых упражнений:

  • Предлагайте малышу вставать у опоры разной высоты. Когда он хорошо научится вставать, держась за опору на уровне его пояса, предложите «барьер» повыше – на уровне его груди.
  • Стоящему у опоры ребенку, который держится за нее руками, дайте интересную игрушку. Так вы вынудите кроху прислониться к опоре животом, а руками выполнять разные манипуляции с игрушкой.
  • Чтобы научить кроху садиться из положения стоя, тоже можно воспользоваться игрушкой. Положите ее на пол рядом со стоящим малышом и поддерживайте ребенка, пытающегося дотянуться до игрушки.
  • Поставьте ребенка у стеллажа, на полках которого разместите несколько игрушек на разной высоте. Малыш будет пытаться достать игрушку и начнет приподниматься вверх и отпускать одну руку.
  • Поставьте малыша у низкого стола, пусть он держится за этот стол. Вокруг крохи разложите на полу несколько игрушек и предложите ребенку поднять их все и положить на столик.
  • Положите между ногами малыша валик так, чтобы одна нога ребенка оказалась впереди, а вторая – сзади. Пусть кроха старается держать равновесие в этой позе.
  • Подвесьте рядом с опорой мяч, чтобы он был на уровне колен малыша. Ребенок будет стоять у опоры и стараться футболить этот мяч одной ногой, перенося вес тела на другу.
  • Можете также заниматься с крохой на балансировочной доске.

Когда ребенок начинает сидеть? У специалистов есть особое мнение по этому вопросу. Можно ли торопить развитие малыша? Есть ли специальные методы, способствующие качественному физическому развитию? На все данные вопросы существуют определенные ответы и полезные рекомендации.

Первые навыки новорожденных радуют и умиляют родителей: улыбка, способность перевернуться со спины на животик, попытки к тому, чтобы самостоятельно присесть. Но развитие детей не всегда идет по общепринятым медицинским стандартам.

Мнение специалистов по данному вопросу вполне определенное – до шестимесячного возраста вертикальное положение позвоночника не является естественным для ребенка. Усаживая малыша искусственным образом, родители рискуют навредить его здоровью.

В более старшем возрасте это обернется неприятными последствиями. Если ребенок сам сядет до полуторагодовалого возраста, это тоже считается нормальным. Но даже в данном случае, ребенок не должен находиться в таком положении дольше часа.

По мнению педиатров в 6 либо 7 месяцев малыш может сидеть с поддержкой. Во сколько ребенок начинает сидеть без чьей-либо помощи? Где-то на 7-й или 8-й месяц жизни.

A в возрасте 9 месяцев ребенок может запросто садиться самостоятельно, и даже лечь из сидячего положения. Но есть детки, которые нормально могут сидеть лишь в год. Это зависит от темперамента и индивидуального физического состояния.

Некоторые дети могут сесть на месяц раньше сверстников. Это также считается нормой. А вообще у каждого малыша свой собственный путь развития и свой индивидуальный срок для определенного навыка.

Главным знаком того, готов ли ребенок сидеть сам, является – если он не заваливается набок. Если заваливается, то это ему еще делать рано. Гораздо полезней будет, если родители будут активно стимулировать его ползание.

Родителям надо обращать внимание на то, может ли малыш поднять грудную клетку из лежачего положения на животе. Это является свидетельством того, что мышцы груди и шеи окрепли и вскорости малыш может делать попытки сесть.

Когда начинают сидеть дети самостоятельно: нормы для мальчиков и девочек

В прошлом полагали, что усаживать девочек на попу следует значительно позже представителей сильной половины человечества. Мотивировали это тем, что раннее присаживание сказывается на развитии половых органов и вредно для тазобедренных костей. Сегодня педиатры отказались от такого подхода.

Когда ребенок начинает сидеть неважно, главное, чтобы он начал делать это самостоятельно.

Кроме того, пол ребенка не влияет на этот навык. Педиатры отмечают, что нормой для присаживания детей является период 6–9 месяцев. Способности ребенка в этом вопросе играют решающую роль. Ознакомиться с навыками, которыми должен обладать ребенок в зависимости от возраста можно в таблице.

Навыки детей в зависимости от возраста:

Возраст (мес.) Способности
4–6 Самостоятельных способностей пока нет. Малыш способен с посторонней помощью, короткое время находится в положении сидя. Без поддержки ребенок быстро теряет равновесие и опрокидывается на спину
6,5–7 Присаживаться самостоятельно малыш не умеет, но находясь в вертикальном положении, он удерживает равновесие без посторонней помощи
7,5–9 Малыш способен самостоятельно присаживаться из любой позиции (находясь на животике, боку, спине)

Ориентировочно малыши начинают держать корпус в вертикальном положении без помощи со стороны в 7 мес. Но есть малыши, которые осваивают этот навык лишь ближе к году. Позднее (по мнению родителей) присаживание ребенка не является отклонением от нормы и не указывает на какие-либо проблемы со здоровьем.

Этапы развития навыка

На навыки развития процесса сидения влияет несколько факторов:

  • Формирование скелета. Присаживаться на «желейные» кости малыш не может. Они должны окрепнуть, набрав достаточно кальция.
  • Формирование мышц. Пока мышечные ткани ног, шеи и спины недостаточно сформированы, ребенок просто физически не сможет присесть и удержать в таком состоянии корпус. Плохо окрепшие мышцы не способны зафиксировать корпус в позиции сидя.
  • Психоэмоциональное развитие . Малыш не будет предпринимать попытки принять положение сидя, пока у него не возникнет такая потребность. Родители должны заинтересовать малыша: новой игрушкой, животным или сменой обстановки.
  • Развитие нервной системы. Малыш не начнет присаживаться, пока мозг не отдаст приказ телу. Именно нервные импульсы заставляют напрягаться определенные группы мышц. У взрослого человека тело уже приучено выполнять команды. Мышцы же ребенка только начинают их изучать.

Когда ребенок начинает сидеть, родителям стоит быть крайне внимательными. Возможно, он еще к этому не готов.

Определить способности ребенка помогут принятые среднестатистические этапы развития младенцев:

  • В период 2–4 мес. грудничок, находясь на животе, способен оторвать голову и плечи от поверхности и на несколько минут задержаться в такой позиции.
  • В возрасте 4–6 мес. начинает предпринимать попытки переваливаться с боку набок. Он способен сменить положение, переместившись со спины на живот и в обратном направлении.
  • В период 5–8 мес. малыш способен фиксировать корпус без помощи со стороны на протяжении 20–40 сек. Потом он начинает укладываться на бок. Поскольку костный корсет и мышцы еще не окрепли, он может травмировать лицо или голову. Избежать неприятных последствий помогут подушки. Достаточно обложить им ребенка. Но оставлять малыша без присмотра не стоит. Упав лицом на подушку, у ребенка может случиться механическая асфиксия.
  • В период 6–9 мес. ребенок начинает осваивать технику ползания.
  • В возрасте 8-12 мес. малыш учится ходить с помощью опоры или взрослых.

Родителям в период бодрствования стоит внимательно наблюдать за способностями ребенка. Его навыки сами расскажут о том, что малыш уже способен самостоятельно присаживаться. Специалисты утверждают, что чем позже он научится держать корпус в вертикальном положении, тем крепче будет его здоровье.

Когда ребенок рано начинает садиться на попу, это может спровоцировать развитие у него существенных проблем в будущем.

Например:

  • Искривление позвоночника. Неокрепшие мышцы и слабый скелет под воздействием нагрузки легко деформируются. Сколиоз накладывает след не только на внешний облик малыша (портится осанка), но и приводит к развитию серьезных проблем к работе внутренних органов и спины. Что характерно, данной проблеме девочки подвержены больше, чем мальчики.


  • Деформация грудной клетки. Патологические изменения размеров, объема и формы грудины приводит к уменьшению расстояния между позвоночником и грудной клеткой. В результате нарушается положение внутренних органов. У ребенка могут начаться проблемы с дыханием и сердцем. Данное заболевание чаще встречается у мальчиков.
  • Проблемы в формировании тазобедренных костей. Неокрепший скелет пластичен и под давлением веса малыша может деформироваться.
  • Травмирование позвонков.
  • Заболевание тазобедренных суставов. Болезни такого рода способны вызвать косолапость, хромоту, плоскостопие и неустойчивость походки.
  • Трудности в психоэмоциональном развитии. Незнакомая для малыша поза, травма или испуг могут привести к боязни и нежеланию осуществлять какие-либо действия.

Многие взрослые люди не знают, что беспричинные боли в поясничном отделе после 45 лет также часто вызваны ранним усаживанием. Именно поэтому ортопеды рекомендуют родителям не присаживать малыша, пока он сам это не сделает. И не стоит водить детей за руки пока, они не пойдут самостоятельно вдоль опоры.

Когда ребенок начинает сидеть, родители должны проявлять к нему особую заботу и беречь его здоровье.

Каждому родителю надо знать, что нельзя делать пока ребенок не сядет сам. Поможет им в этом информация, каких действий с ребенком им следует избегать:

  • Не присаживать малыша до 2–2,5 мес. Разрешается придавать корпусу ребенка вертикальное положение на руках после 3 мес. При этом ребенок может находиться только в полусидящем положении с несильно согнутыми ногами.
  • Избегать длительного пребывания ребенка в сидячем положении, запрещено катать в коляске в положении сидя, использовать ходунки и переноски «кенгуру». Первые попытки принятия вертикального положения должны ограничиваться 1–2 мин.

Кроме того, родителям не стоит осуществлять первые попытки присаживания на полу или предметах интерьера. Ознакомление с новым навыком должно проходить на коленях мамы или папы. Находясь в такой позе, ребенок чувствует себя в безопасности. Его спина зафиксирована, и жесткое основание не травмирует копчик.

  • Не помещать малыша в стульчик для кормления или выкладывать вокруг него подушки, если он плохо стоит на ножках или не делает попыток к переворачиванию.
  • Редкое проведение оздоровительных процедур. Для укрепления мышечного каркаса, малыша следует выкладывать на животик, подталкивая его тем самым к поднятию головки и переворачиванию.

Важно также регулярно проводить легкий расслабляющий массаж и делать ежедневную гимнастику. Ежедневный массажный комплекс и легкие упражнения помогут укрепить мышцы вашего малыша.

Например, к легким упражнениям можно отнести подтягивание ребенка за руки из лежачего положения. Также можно выполнять упражнение «самолет». Для этого надо положить малыша на живот и приподнимать его двумя руками, предварительно зафиксировав руки под грудной клеткой и ножками малыша.

Родителям можно без опаски присаживать ребенка, если у него имеются следующие способности:


Часто дети не желают присаживаться, даже достигнув 7-месяного возраста. Если ребенок пытается лечь, плачет и отказывается стоять на ножках, не стоит принудительно усаживать его на попу. Когда придет время, он сам захочет познакомиться с миром под новым углом.

Правильное положение малыша во время сидения

По мнению взрослых, умение сидеть не требует особых навыков и познаний. Но в действительности, покорить данную способность не так легко, как может показаться. Зачастую дети быстрее учатся ползать, чем сидеть. Но в силах родителей помочь своему чаду освоить новый навык.

Для этого нужно его научить принимать правильное положение во время присаживания:

  • Располагаясь вертикально, голова малыша должна быть чуть-чуть склонена вперед.
  • Шея ребенка в период присаживания должна быть в разогнутом состоянии.
  • Руки малыша являются его опорой, поэтому они должны находиться спереди и упираться в твердую поверхность.
  • Спина во время сидения должна быть чуть-чуть изогнута.
  • Тазобедренные суставы ребенка смотрят вперед и располагаются в согнутом состоянии.
  • Ноги должны быть раздвинуты в стороны и как бы вывернуты наружу таким образом, чтобы опора приходилась на боковую часть конечностей.

Когда ребенок начинает сидеть, очень важно проследить за соблюдением малышом правильной позы

Если положение тела ребенка будет отличаться от описанного выше, малыш будет быстро утомляться и капризничать.

  • Прогулочных колясок. Исключение составляют образцы, у которых регулируется уровень наклона.
  • Прыгунков и переносок «кенгуру». В изделиях подобного вида малыш испытывает стресс. На неокрепшие мышцы и позвоночник идет сильная нагрузка, которая может спровоцировать появление микротравмам позвонков.
  • Присаживать ребенка в подушках. Прибегать к страховке такого рода разрешается только когда скелет малыша окрепнет и будет удерживаться в вертикально не меньше 1 мин.

Когда ребенок начинает сидеть, родители должны строго следить, чтобы он не принимал патологических поз.

Одним из опасных положений для малыша считается позиция с изогнутыми и вывернутыми назад ногами.

Данное расположение напоминает букву «W». Во время такой позиции на тазобедренные суставы и колени оказывается сильная нагрузка, которая приводит к тяжелым патологиям.

Упражнения от Комаровского, способствующие развитию навыка

По мнению известного педиатра, детям для освоения способности принимать вертикальное положение не требуется помощь родителей. Единственное, чем взрослые члены семьи могут помочь ребенку – это укрепить его скелет и мышечный корсет с помощью ежедневной зарядки. Чтобы оздоровительный процесс не вызывал дискомфорт, следует совмещать пассивные и активные занятия.

Для формирования требуемого навыка доктор Комаровский рекомендует использовать следующие типы тренировок:

  • «Качели». Малыш укладывается лицом вверх на твердую поверхность. Родители протягивают к нему руки таким образом, чтобы он захватил только указательный палец. После этого ребенка начинают медленно поднимать до такой позиции, когда его корпус окажется в полусидящем положении. Не нужно усаживать малыша на попу, достаточно чтобы его тело поднялось на 45°. После чего ребенка медленно опускают. Запрещается проводить эту тренировку в кроватке или на диване. Мягкая поверхность не обеспечивает позвоночнику правильную поддержку. Кроме того, важно медленно выполнять данное упражнение. Тогда спина и руки малыша напрягаются максимально. Доктор Комаровский рекомендует проводить тренировку «качели» не ранее 4–5 мес.
  • «Рыбка». Данное упражнение рекомендуют проводить в период вечернего купания. На малыша надевают ортопедический круг. За счет специального приспособления ребенок чувствует себя в безопасности, и его шея четко зафиксирована. Малыш помещается в ванну лицом вниз, и подталкивается родителями за ножки. Родителям необходимо совершать поступательные движения вперед-назад. После завершения упражнения не рекомендуют переворачивать ребенка на спину. Он должен постараться выполнить это сам. Если же он ленится, родители должны ему помочь. Для этого ребенка берут за руку и показывают ему как правильно перевернуться. В течение водной тренировки малыш должен совершить как можно больше поворотов. Приступать к выполнению занятия «рыбка» рекомендуют с 1 мес.
  • «Гусеница» . Во время этого занятия ребенок располагается лицом вниз. На некотором расстоянии помещается привлекающий внимание объект. Если малыш не боится, можно сделать, чтобы предмет издавал звуковые сигналы. При этом ребенок не должен дотягиваться до установленного объекта. Когда он заинтересуется предметом и попытается до него дотянуться, задача родителя надавить руками на его стопы. Таким образом, кроха инерционно будет отталкиваться и ползти. Задача ребенка добраться до цели и взять ее в руки. Прибегать к тренировке «гусеница» рекомендуют с 4 мес.
  • «Летчик». Во время упражнения малыша берут таким образом, чтобы правая рука взрослого человека обхватывала его живот. Кисть должна располагаться под грудиной. Левая рука фиксирует ноги. Поднимая малыша над твердой поверхностью, он рефлекторно будет поднимать голову, напрягать мышцы и раскидывать руки в стороны. Выдержав малыша в такой позиции, 20–30 сек., его опускают вниз. Прибегать к тренировке «летчик» разрешено с 4 мес.
  • «На мяче». Ребенка помещают на фитбол лицом вниз и совершают поступательные движения. Во время тренировки нельзя делать резких движений, малыша нужно просто немного покачивать. Затем его переворачивают лицом вверх и повторяют занятие. За счет тренировок на мяче у малыша не только укрепляется мышечный корсет, но и развивается вестибулярный аппарат. Это умение обязательно пригодится ему при освоении нового навыка, так как, располагаясь вертикально, ребенок должен уметь балансировать.

Упражнения доктора Комаровского оказывают на организм детей комплексное влияние. В первую очередь они предназначены для укрепления мышечного корсета и только потом направлены на выработку новых навыков.

Желательно перед началом упражнений проводить ребенку легкий массаж. За счет этого комплекс будет более эффективным. Не следует также заострять внимание на тренировках. Занятия следует проводить в форме веселой игры. Иначе малышу могут не понравиться проделываемые с ним манипуляции, и он станет выказывать протест.

Если ребенок начинает сидеть раньше соответствующего срока, не стоит пресекать его попытки. Ранний навык свидетельствует о том, что малыш хорошо развит. Но когда он, достигнув 7–8 мес., не старается присесть, не стоит насильно его усаживать. Лучше посетить специалиста и выяснить, какие методы способны пробудить у ребенка желание подняться.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: когда ребенок начинает сидеть

В каком возрасте ребенок начинает сидеть и как ему в этом помочь:

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Заниматься развитием ребенка можно с самого раннего возраста, но не переусердствуйте.

Главным фактором, обеспечивающим малышу спокойную, счастливую жизнь и своевременное развитие, является безусловная любовь, забота и присутствие мамы.→

Для того, чтобы быть готовым к его изменениям, давайте узнаем, как развивается ребенок с рождения до года, какие у него есть потребности, чем родители могут ему помочь, что можно от него ожидать.

Итак, этапы развития ребенка до года.

В первые 3 месяца жизни ребенок привыкает к новому для него окружению. В материнской утробе он всегда ощущал границы, во что-то упирался, было темно и тепло. Сейчас он находится в абсолютно другом мире.

Попробуйте положить вашего малыша на спинку и оставить одного. Он очень быстро выразит свое недовольство плачем. Это потому, что ребенок еще не успел адаптироваться к окружающему миру, он для него слишком большой. Возьмите малыша на руки – и он быстро успокоится.

Кроха снова чувствует знакомый запах, тепло тела, он снова вместе с мамой и находится в движении. Постарайтесь как можно меньше расставаться с ним в первые месяцы его жизни. Находясь у вас на руках, малыш многому сможет научиться: он сможет агукать в ответ на ваши разговоры с ним, улыбаться, сжимать ручки в кулачок, трогать свое и ваше тело.

Кладите его на твердую поверхность на животик и на спинку, но обязательно будьте рядом, поглаживайте его, разговаривайте, чтобы малыш мог чувствовать ваше присутствие.

Через месяц — два ребенок сможет самостоятельно приподнимать головку, лежа на животике и рассматривать все вокруг. Его мышцы настолько окрепнут, что он сам держит головку, находясь в вертикальном положении.

Во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться? К 4-5 месяцаму малыша получится самостоятельно переворачиваться со спинки на бочок, с живота на спинку.

Будьте особенно внимательны, когда ваш ребенок начинает переворачиваться, теперь его ни в коем случае нельзя оставлять одного на любом возвышении, даже на секунду!’ title_color=» text_color=»]

После трех-четырех месяцев ребенок может спокойно лежать в кроватке один. Ему становится интересно разглядывать окружающие предметы, наблюдать, как движутся взрослые.

Очень часто ребенок будет сосать свой кулачок. Не переживайте, этот процесс является частью развития. Малыш разрабатывает координацию и изучает свое тело.

Родители часто интересуются, во сколько ребенок начинает гулить. Гуление — это детский лепет, с характерным звучанием.

Гуление -очень важное событие в развитии ребенка первых месяцев жизни. Начинается активное развитие гортани, когда ребенок начинает гулить и говорить первое «агу». Такой трогательный лепет — один из первых важных этапов развития речи у детей.

В 4 месяца ребенок уже узнает маму , смеется, что-то лепечет на своем детском языке. Пытается хватать и бросать разные предметы, находящиеся в зоне его досягаемости.

В полгода координация и мышцы развиваются на столько, что малыш может подтянуть свою ножку к голове и попробовать ее на вкус.

До года-полутора лет ваш маленький человечек будет познавать мир посредством обсасывания и облизывания. Не пугайтесь и не отбирайте вещи у малыша, лучше позаботьтесь о том, чтобы малыш мог достать только безопасные для него предметы. В таком случае он без вреда для себя пройдет очень важный этап в развитии.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? В 6 месяцев малыши начинают сидеть с поддержкой , иногда заваливаясь на бочок, а через несколько недель уже уверенно и самостоятельно. Девочки обычно начинают садиться немного раньше мальчиков, впрочем, не только садиться.

Обязательно дождитесь, когда ребенок начнет садиться самостоятельно, не пытайтесь как-то ускорить этот процесс. Присаживать или усаживать ребенка в подушки по бабушкиному методу, может оказаться очень вредным для формирующегося позвоночника. Все детки садятся около 6-9 месяцев, не переживайте.

После 6 месяцев малыши откликаются на свое имя, любят смотреть на свое отражение в зеркале, радуются вниманию, хлопают в ладошки.

Следующий вопрос, возникающий у родителей, после того как малыш начал сидеть — во сколько месяцев ребенок начинает ползать? Около 7 месяцев ребенок предпринимает первые попытки ползти. Сначала он с животика будет просто приподниматься на своих ручках и вертеть головой в разные стороны.

Когда ребенок начинает ползать, нужно предоставить ему простор, расстелите на полу одеяло или ковер и разложите на нем игрушки, это будет способствовать развитию малыша.

К 9-10 месяцам он уже будет осуществлять забеги ползком в другие комнаты. Это радостное событие для вас и очень ответственное для ребенка. Сколько нового он может теперь познать! Насладитесь этим этапом, не нужно бежать вперед и развивать у ребенка навыки ходьбы.

Дети, которые практически не ползали, а сразу начали ходить, впоследствии могут иметь проблемы с позвоночником и координацией. Позвольте событиям идти своим ходом.

Помните, когда ребенок начинает сам передвигаться по дому ползком или пешком, важно проверить все помещения на безопасность. Закройте все острые углы, уберите из зоны досягаемости стеклянные, острые, опасные предметы. Бытовую химию и лекарства следует спрятать или закрыть особенно далеко.’ title_color=» text_color=»]

К 9 месяцам ребенок начинает стоять. Опираясь на ручки, он станет приподнимать грудь, живот и попу, стоять как будто пирамидкой. Потом малыш, опираясь о стенку, или с вашей помощью начнет принимать вертикальное положение. Когда он привыкнет к своим новым ощущением в положении стоя, научится немного ловить равновесие, то, держась за ваши руки, будет делать свои первые шаги.

Ближе к году малыш может самостоятельно садиться-плюхаться и ложиться. Он любит привлекать к себе внимание: двигаться под музыку, топать ножками, вертеться. В этот период развития можно научить махать ручкой в знак приветствия или прощания. Малыш уже способен самостоятельно пить из кружки.

Пожалуй самый распространенный и волнующий всех родителей вопрос: во сколько ребенок начинает ходить? В год или немного позже малыши начинают ходить без поддержки. Когда ребенок только начинает самостоятельно ходить, на первых порах он передвигается на небольшие расстояния, например от комнаты до кухни. Но совсем скоро он сможет с уверенностью шагать сам всю прогулку.

Если ребенок начал ходить на носочках, а не с пятки, следует проконсультироваться с ортопедом. Специалист подскажет, как легче скорректировать это на раннем этапе.

С нетерпением все родители ждут, когда ребенок начинает говорить, особенно хочется услышать заветное «мама» или «папа». Сложно ответить точной цифрой на вопрос, во сколько дети начинают говорить. В среднем, в возрасте от 10 до 14 месяцев ребенок произносит свое первое слово. Чаще всего это слово — «мама». Обратите внимание, что не существует точного возраста, когда ребенок «должен» начать говорить (это справедливо и для других этапов развития). Каждый малыш развивается в своем темпе и своим путем.

Около года малыши уже:

  • понимают, что им хотят сказать;
  • у них может появиться любимая игрушка;
  • очень стараются самостоятельно пользоваться ложкой;
  • часто пытаются повторять за вами слова;
  • узнают некоторых животных на картинке;
  • могут дать понять, что хотят, а что не хотят делать;
  • могут проводить какой-то промежуток времени без мамы;
  • увлекаются игрушками: кубиками, собиранием пирамидки, перелистыванием страниц в книжке.

Хотя ребенку становятся интересны детские книжки и игрушки, не стоит окружать ими ребенка. Иначе вы сможете столкнуться с неприятными последствиями: рассеянным вниманием и раскиданными по всему дому вещами.

Годовалому малышу хватает несколько игрушек и одной-двух книжек. Со временем, вы можете убирать старые, надоевшие вещи и доставать новые.

Год жизни малыша пролетит для вас очень быстро. Каждый день вы с ним будете делать открытия. Постарайтесь как можно чаще проводить время со своей крохой, чтобы пережить и запомнить важные моменты в его жизни.

Если ваш малыш начинает делать что-то позже, чем другие детки, не надо стараться их догнать и усердно заниматься с ребенком упражнениями. Один-два месяца не имеют большой разницы, позвольте малышу развиваться в его темпе.

Каждый родитель, ждет того заветного дня, когда их ребенок сможет сидеть самостоятельно. Это событие важно не только для ребенка, но и для его родителей. Каждая мама должна понимать, когда наступает тот момент и ребенок может сидеть без помощи взрослого. В данной статье мы расскажем вам о том, когда ребенок начинает сидеть.

Когда ребенок начинает садиться самостоятельно?

Происходит это тогда, когда организм ребенка будет достаточно сформирован. А именно в психологическом и физическом плане. Неготовность малыша, сидеть самостоятельно каждый родитель может определить в процессе наблюдения за его движениями.

  • Позвоночник и шея ребенка согнуты, голова наклоняется вперед;
  • дугообразная поясница;
  • руки ребенка ищут опору;
  • из-за того, что тазобедренные суставы наклонены, ноги ребенка разводятся в стороны.

Когда ребёнок пытается принять другую позу, то сразу быстро устает это свидетельствует о том, что организм ребенка физиологически еще не готов к таким нагрузкам.

Обычно, это происходит ближе к шести месяцам ребенка. Средние показатели следующие:

  • В шесть месяцев ребенок сидит неуверенно.
  • Ближе к 7 месяцам, малыши сидят уже с ровной спиной, без поддержки родителя.
  • И лишь в 8 месяцев, дети способны садиться самостоятельно. Им не составит и труда лечь из положения сидя и снова подняться.

Но бывает и такое, что дети садятся, гораздо раньше. Первые попытки он может делать уже в 4-5 месяцев.

Кто садится вперед, мальчик или девочка?

Существует мнение о том, что девочки садятся гораздо позже мальчиков. Так как имеется риск неправильного развития малого таза, что может привести к бесплодию. Но если подумать, то и для мальчика не мало важно, чтоб его организм был физически готов, дабы не повредить позвоночник.

Если ребенка начать сажать раньше положенного срока, это может привести к искривлению позвоночника. Последствия же могут быть гораздо сложнее. Повреждение внутренних органов, которые приведут к отклонению в развитии малыша.

Родителем нужно набраться терпения и просто дождаться, когда малыш сядет сам.

Желание 3-5 месячных детей сидеть.

Уже в возрасте 3-5 месяцев детки пытаются приподнять свое тело. У некоторых получается принять вертикальное положение сидя на коленях взрослого либо в кроватке. Когда малышу исполняется 5 месяцев, он способен держась за а опору приподниматься вверх.


Родители часто путают хватательный рефлекс малыша с попыткой сесть. И преждевременно пытаются помочь ребенку и усадить его. Чего делать не нужно, ведь тем самым можно навредить малышу.

Ребенок 6,7 или 8 месяцев не сидит сам или плохо сидит

Существует случаи, когда в 6-8 месяцев ребенок еще не сидит самостоятельно, но уже умеет ползать. В таких ситуациях врачи ставят диагноз – задержка моторного развития. Зачастую дети с таким диагнозом психически отстают от норм развития данного возраста.

Существует несколько причин отставания в развитии:

  • Задержка внутриутробного развития ребенка;
  • Внутриутробное инфицирование ребенка через материнский организм;
  • мало- или многоводие;
  • кислородное голодание плода, внутричерепное давление;
  • преждевременные роды;
  • Стремительные роды и кесарево сечение;
  • Лекарственные препараты во время беременности.

Когда помимо неумения сидеть, у малыша наблюдается:

  • недобор в весе;
  • тревожное и беспокойное поведение;
  • медленное закрытие родничка;
  • не развита мелкая моторику, ребенок не может зафиксировать предмет в руке.

Данные факторы, сигнал тревоги. Чтоб избежать дальнейших отклонений в развитии ребенка, родителям нужно обратится к врачу. Для дальнейшего лечения малыша на ранней стадии его развития.

Конечно не нужно забывать и о том, что каждый младенец развивается по своему. Возможно, организм ребенка просто еще не окреп для того, чтоб ребенок мог самостоятельно сидеть. Зачастую ребенок просто не хочет сидеть, ему лень и об этом тоже нужно знать. Иногда ребенок начинает ходить и стоять, а уже после сидеть.

Учим малыша самостоятельно сидеть. Первые упражнения.

Каждый родитель должен знать как научить ребенка сидеть.

Главным фактором вступают условия для того, чтоб ребенок мог ползать. . Это упражнение помогает мышцам окрепнуть и улучшает координацию движения. Чем раньше малыш начинает ползать, тем раньше он научится сидеть. Для таких упражнений можно использовать манеж. Где ребенок сможет не только активно двигаться, но и пытаться встать, подтягивая себя за поручни.


Важно помнить, о пользе общего массажа тела и занятия плаванием. По утрам выполнять зарядку с малышом. Комплекс упражнений, включает в себя не сложные действия:

  • Ребенок лежит на спине. Мама взяв ребенка за палочки плавно тянет ножки к носику малыша. Колени при этом не снижая. Во время гимнастики важно общаться с ребенок: « Ножками раз и два», упражнение повторяется шесть раз.
  • Исходное положение не меняем. Ребенок держась за ваши указательным пальцем самостоятельно притягивает корпус до положения полусидя. И так десять повторений.

Применить упражнения с гимнастическим мячом:

  • Кладем ребенка на живот и придерживаем его рукой, мяч не сильно покачиваем. Желательно постелить на мяч теплую ребенку. Для того чтоб во время занятия малышу было комфортно. Упражнение направлено на укрепление мышц ребенка и развитие вестибулярного аппарата.

Желаем всем успеха. До встречи в следующей статье.