Вопрос эксперту: «Я не справляюсь с учебой в новой школе. Как завести друзей в новой школе Хочу учиться в новой школе

Вот и закончились продолжительные зимние каникулы — наступила середина учебного года. На первый взгляд ребенок после этого отдыха должен с огромной радостью идти в школу. На самом деле все не так-то просто! Многие из школьников придумывают любые отговорки, лишь бы не грызть гранит науки, а от самых маленьких вообще можно услышать: «Не хочу учиться!»

Почему так происходит?

Родители в панике, успокоительное не помогает, а поведение своих чад начинают оправдывать генетикой бабушек и дедушек, что якобы последние были неучами и разгильдяями. Не помогают никакие уговоры, тем более угрозы, все попытки заставить ребенка учиться оказываются бесполезными. У ребенка один ответ: «Не хочу учиться!»

Разумеется, каждый из родителей должен понимать, что просто так такое заключение из уст своих любимых чад они не могут услышать. На все должны быть свои причины . К основным причинам отказа ребенка не посещать школу относятся:

Кроме этих причин нежелания посещать школу, стоит выделить еще одну, наиболее объективную, о которой пойдет речь ниже.

Не хочу учиться в середине учебного года или «Синдром третьей четверти»

Каждый из нас учился в школе, и все помнят, самая большая нагрузка в школе приходится на вторую и третью четверть учебного года, именно таким образом построена годами выработанная школьная программа. Опять же, дети именно в третьей четверти начинают больше уставать, а работоспособность просто стремительно падает. Данный период врачи нарекли новым термином: синдром третьей четверти . Причины возникновения данного синдрома помогут найти правильные пути к его «излечению».

Прежде всего, нужно знать, что же такое циркадные ритмы ? К числу этих ритмов принято относить: биоритмы смены дня и ночи, ритмы, связанные со сменой времен года, жизненные возрастные ритмы и много других изменений. Смена ритмов — это вполне нормальное явление, которое влияет на смену нашего настроения и даже поведения. Вывод один: в нашей повседневной жизни смена ритмов относится к значимой характеристике.

Первоклашки и пятиклассники синдром третьей четверти преодолевают намного сложнее.

Именно смена биоритмов не дает нам в короткий световой зимний день встать бодрым и пораньше, чего не скажешь о летнем дне. Вроде бы и помогает в этом случае освещение, но все же оно никак не может удлинить световой день. А если ребенок переболел и при этом испытывает большую нагрузку, то школьная программа воспринимается тяжелей, в результате ждать можно только сбоя организма.

Нехватка дневного света с трудом преодолевается. Кроме того, уже давно было замечено, что человечеству труднее жить в условиях длительного отсутствия света, чем при низкой температуре . Длительное отсутствие солнца приводит к повышению заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями. Иммунная система с недополучением света становится слабее, что приводит к частым заболеваниям. Следует обратить внимание на такие жалобы ребенка, как головная боль, слабость. Эти симптомы могут говорить о скрытых и хронических заболеваниях, поэтому не пренебрегайте жалобами ребенка: покажите его врачу.

Холодная, продолжительная зима, да еще с отсутствием снега так же пагубно сказывается на настроении и общем состоянии школьников, да и людей в целом. Ведь снег — это тоже своеобразный источник света , а когда его нет, зима переносится намного сложнее. Поэтому так важно проводить час — другой с ребенком на прогулке. Не стоит торопить ребенка с подготовкой доклада, лучше вначале совершить зимнюю прогулку по парку, сходить с ним на каток, или просто совершить лыжную или пешую прогулку. Вы сами удивитесь, как прогулка пойдет на пользу вашему ученику, а домашние задания будут сделаны с легкостью и на отлично!

А вот первоклашки и пятиклассники синдром третьей четверти преодолевают намного сложнее. В первую очередь этому способствуют стрессовые ситуации, основной причиной которых является изменение социального статуса. Забота и помощь родителей для них более необходима!

Ты перешла в новую школу и хочешь быть популярной. На это уйдет не больше 30 дней.

День 1: В первый день познакомься со всеми в классе. Узнай, как зовут каждого, и скажи своё имя тоже. Не нужно ждать того, пока кто-то подойдет к тебе первый, действуй сама.

День 2: Не забывай имена одноклассников, с которыми познакомилась.

День 3: Каждый день, придя в класс, здоровайся со всеми, при этом улыбаясь.

День 4: Одевай только то, что тебе нравится, не нужно менять стиль, ради того, чтобы понравится и привлечь внимание.

День 5: Часто улыбайся, и одноклассники будут относиться к тебе с симпатией.

День 7: Вот и пролетела неделя. Ты уже достаточно хорошо познакомилась с одноклассниками. И теперь ты можешь давать тетрадки, учебники, диски и т.д.

День 8: Если вдруг, ты чего-то не знаешь, или не можешь понять, не стесняйся, обращайся к друзьям, люди любят, когда к ним обращаются за помощью.

День 9: Когда закончатся уроки, не беги сразу домой. Задержись ненадолго и пообщайся с новыми знакомыми.

День 10: Ты уже привыкла к классу и теперь можешь выражать своё мнение спокойно.

День 11: Пришло время найти себе человека по духу. Обязательно есть тот, кто разделяет с тобой увлечения.

День 12: Обменяйся номерами с одноклассниками.

День 13: Оставайся сама собой, не нужно притворяться. Ведь в старой школе был тот человек, которому ты нравилась такой, какая ты есть.

День 14: На перемене общайся со всеми, но не сплетничай, ни о ком, так как сплетников не любят.

День 15: Тебя кто-то позвал гулять, сходить в кино, не отказывайся, даже если тебя не хочется куда-то идти.

День 16: Не упускай из внимания не очень красивых мальчиков, ведь они могут оказаться друзьями, даже лучше чем девчонки.

День 17: Не нужно делать вид, будто ты ничего не знаешь по урокам, а иначе ты будешь получать плохие оценки.

День 18: Поищи вместе с друзьями подарок для своих родственников.

День 19: Помни, что симпатичные и наряженные девчонки не всегда бывают приятными людьми.

День 20: Если вдруг, случилось так, что ты попала в нелепую, но забавную ситуацию, показывай, что у тебя есть чувство юмора и ты усеешь смеяться над собой.

День 21: Сделай что-нибудь приятное совей подруге. Но не нужно ей льстить.

День 22: Пригласи своих друзей на дискотеку или позови их прогуляться.

День 23: Не перебивай одноклассников на уроке, эгоистов никто не любит.

День 24: Всегда приходи на помощь. Не бойся отказаться от какого-либо предложения, если у тебя нет возможности, ну или у тебя просто нет желания.

День 25: Если вдруг твоя подруга простудилась, позвони ей и спроси как её самочувствие.

День 26: Не будь эгоисткой, слушай своих друзей, интересуйся их хобби.

День 27: Если твоя подруга расстроена, аккуратно спроси у неё, что у неё стряслось и не нужна ли твоя помощь.

День 28: Помогай своим одноклассникам, предлагай помощь, не жди, что кто-то попросит у тебя

День 29: Ты пригласила друзей на вечеринку, и кто-то даже говорит, что ты клёвая.

День 30: Ну, вот и пришли те, кого ты пригласила. Всем было очень весело. За месяц ты стала популярной!

Необходимость сменить школу бывает очень неприятной. Все по-новому, и вы даже не знаете, где будут проходить занятия. К тому же, не так легко подружиться с новыми ребятами, потому что у большинства учеников уже сложились свои компании. Но не отчаивайтесь: вполне возможно с легкостью вписаться в новый коллектив! Вам будет легче найти друзей, если вы обретете уверенность в себе, станете более открытым человеком и начнете участвовать во всех мероприятиях.

Шаги

Часть 1

Уверенность в себе

    Сделайте глубокий вдох и расслабьтесь. Не переживайте. Помните, что не вы один хотите найти новых друзей. Может быть так, что в вашей новой школе уже будут сформированы компании, но всегда есть несколько людей, которые тоже хотят подружиться с кем-то. Не давите на себя.

    • Может быть, в новой школе у вас будет не так много друзей, как в прошлой – это вполне нормально. С течением времени ваша популярность в школе будет претерпевать и взлеты, и падения – в этом нет вашей вины.
  1. Не пожалейте времени, подумайте о своих качествах. Вам будет гораздо легче найти новых друзей, если вы поймете, насколько хороши в дружбе. Запишите свои достоинства, этот список всегда должен быть у вас под рукой, чтобы вы в любое время, когда чувствуете себя не очень уверенно, могли на него взглянуть.

    Задайте вопрос. Очевидно, вам захочется познакомиться и немного рассказать людям о себе. Однако, если вы расспросите людей о них самих, они почувствуют, что интересны вам, а это начало дружбы.

    Сделайте кому-нибудь приятное. Займите новому знакомому место. Поздоровайтесь с ним в коридоре. Поздравьте с хорошей оценкой. Сделайте комплимент: «Мне так нравится твоя обувь/сумка». Эти простые шаги творят чудеса!

    Не заставляйте. Даже если вы приложите все усилия, будете добрым и открытым человеком, не каждый знакомый захочет подружиться с вами. У всех на это свои причины. Это может быть что-то совершенно простое, например, отсутствие общих интересов. Если вы чувствуете, что человек не хочет дружить с вами (или он говорит вам об этом напрямую), не преследуйте его. Вы не можете заставить людей дружить с вами.

Часть 3

Будьте социально активным

    Сделайте первый шаг. В любом месте (например, в раздевалке или во дворе) можно найти человека, с которым у вас есть много общего. Нужно лишь знать, как познакомиться. Для этого заведите разговор, улыбнитесь, сделайте человеку комплимент, представьтесь и расскажите, откуда вы пришли. Никогда не знаешь, где можете встретить отличного друга.

    Участвуйте во внешкольных мероприятиях. Не так важно, что это будет: театральная группа, клуб по интересам или спортивная игра. Это даст возможность познакомиться с новыми людьми, с которыми вы будете регулярно видеться – два необходимых для любой дружбы аспекта. Кроме того, участие в разных мероприятиях дает возможность встретиться с людьми, которые любят то же, что и вы.

    Попробуйте найти других новичков. Скорее всего, вы не единственный новенький. По крайней мере, у вас точно будет кое-что общее: вы оба оказались в незнакомой среде. Поскольку вы оба новенькие, вам не составит труда познакомиться и подружиться. Расскажите о своей прошлой школе, о новой школе, о своих успехах, о своем мнении по поводу каких-то предметов. Вы обязательно найдете что-то общее!

    Выбирая себе место, старайтесь сидеть в центре класса. Так намного больше шансов, что вас заметят (нежели если вы сядете спереди или сзади). К тому же, у вас будет возможность пообщаться с людьми. Скорее всего, вас объединят с кем-нибудь для подготовки школьного проекта.

    Это займет некоторое время. Не расстраивайтесь, если не заведете друзей в первый же день в новой школе – это вполне нормально. Построение дружеских отношений требует много времени, к тому же, важно найти подходящих вам людей. Не сдавайтесь, со временем вы найдете людей, которые станут вашими друзьями.

  • Не стоит сразу же пытаться «влиться» в новый класс, постепенно знакомьтесь и общайтесь с людьми. Надеемся, новый коллектив быстро примет вас.
  • Вспомнив при встрече имя человека, с которым вы недавно познакомились, вы покажете, что этот человек вам интересен. Не переживайте, если забудете об этом. Просто аккуратно переспросите его имя и постарайтесь его запомнить, чтобы в следующий раз назвать этого человека по имени.
  • Не осуждайте и не грубите другим, даже если они грубо к вам относятся.
  • Как только вы с кем-нибудь подружитесь, постарайтесь познакомиться с друзьями нового приятеля.
  • Не слушайте слухи и сплетни о других людях. Познакомьтесь с ними лично и сами узнайте, кто они на самом деле. Не слушайте, что говорят о них окружающие.
  • Юмор – это прекрасно. Расскажите новым знакомым анекдот или шутку, но она должна быть безобидной. Обидная шутка точно не поможет вам подружиться с человеком.
  • Если у вас не хватает смелости пригласить кого-то провести вместе время на выходных, запишитесь на баскетбол или футбол, там вы сможете пообщаться с другими ребятами. Как только ребята поймут, что с вами весело и интересно, скорее всего, они пригласят вас сходить куда-нибудь.
  • Если над кем-то смеются или издеваются, заступитесь! Таким образом, другие ребята поймут, что вам можно доверять. Возможно, в следующий раз они заступятся за вас.
  • Будьте добры к людям, даже если на первый взгляд человек вам не очень понравился.
  • Если у вас действительно проблемы с новым коллективом, если вы чувствуете себя подавленным, обратитесь за помощью. Консультация с психологом поможет почувствовать себя в десять раз лучше, а также вернет вашу уверенность в себе и умение общаться с другими людьми.
  • Психолог или преподаватель будет рад познакомить вас с другими учениками вашего класса.

Предупреждения

  • Как только вы подружитесь с кем-то, не направляйте разговор лишь в одну сторону. Если человек показывает, что не хочет обсуждать какую-то тему, уважайте его решение.
  • Старайтесь быть близки с родными и со старыми друзьями. Возможно, вам будет полезно завести друзей вне школы, чтобы было с кем пообщаться.
  • Когда у вас появятся новые друзья, не пытайтесь командовать и капризничать, потому что никому не понравится, если ему начнут говорить, что делать.

Читательница пишет:

Моему сыну 12 лет и недавно выясняется, что он регулярно (несколько дней подряд) прогуливает школу. Утром кормлю его завтраком, отправляю в школу, сама ухожу на работу, а он гуляет где-то часов до двух до трех, потом приходит домой как будто бы с занятий, каждый вечер делает уроки, собирает портфель, а утром вместо школы - опять гуляем. Стала выяснять - почему? Ответ один: не хочу!
​​​​​​​Проблем с учителями у него нет, наоборот - "любимец публики", с одноклассниками тоже. Обещал, что больше такого не повторится, "клялся и божился", я стала сама провожать его в школу, прогулы прекратились. Но вчера мне нужно было на работу пораньше и отправила его одного - опять не дошел! Вечером, глядя мне в глаза, утверждает, что был в школе. И опять обещания, слезы, "я больше не буду". Утром опять повела его в школу, как первоклассника за руку. Что можно сделать в такой ситуации? И доверия к ребенку нет, тяжело и ему, и мне, каждый вечер приходится выспрашивать: был в школе или нет, звонить одноклассникам, проверять.

​​​​​​​Что делать?

Бывает, что дело в другом: например, у вашего ребенка конфликт с одноклассниками или с учительницей. Это ситуация сложнее, иногда помогут советы из статьи М. Кравцовой "Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям) ", а иногда проще сменить школу, чем изменить ситуацию в конкретной школе.

Самый радикальный шаг в этом направлении - вообще перестать водить ребенка в школу и перейти на домашнее обучение . Пишет читательница:

Если ребенку не интересно развиваться и узнавать что-то новое - это очень и очень серьезный "звоночек". И звенит он о том, что данное стремление (абсолютно естественное, заложенное в каждом человеке от рождения) в ребенке уже задавлено. Кем? Школой, которая не дает радости, и родителями, которые настаивают на такой школе. Кому нужна такая учеба? Ребенку, которого из года в год собирают в школу, проверяют уроки, ругают из-за отметок, учеба не нужна изначально. Она нужна только его родителям. Всем не хотелось по утрам тащиться в школу, но шли и СИДЕЛИ ЗА ПАРТОЙ И ДЕЛАЛИ ВИД, ЧТО учились. Не надо врать себе. Хотя - не права, учились! Учились лицемерию. Это называется "нас прогибали, теперь мы прогибаем"... круговорот садо-мазо... А разомкнуть этот порочный круг? Слабо?

Замечание""": несмотря на категоричность, зерно истины в этом мнении есть. См.→

Понятно, что самые умные родители начинают заботиться обо всем этом гораздо раньше, воспитывают у ребенка настоящую самостоятельность еще до школы и учат ребенка учиться в школе с первого класса. Есть прекрасное правило: "В первом классе нужно с ребенком сидеть и учиться вместе. Научите - все остальные годы ребенок будет учиться сам, а вы будете свободны. Если вы в первом классе решили, что ребенок должен проявить самостоятельность и уроки - его дело, дело закончится тем, что уже начиная со второго класса вы будете делать со своим ребенком все уроки все последующие годы". Научите ребенка учиться, и он будет получать от учебы радость!

Пишет счастливая читательница:

У меня сыну тоже 10 лет. Дочери 12. Со второго класса они учатся сами и для себя. Сами собирают себе портфели, сами разбираются с учителями, если забыли что-то принести, сами исправляют "2" за оставленные дома тетради, сами готовят форму назавтра, сами отслеживают наличие чистых рубашек в шкафу, сами одеваются, принимают душ и чистят зубы вообще с 5-ти лет, сами записывают домашние задания, сами узнают их у одноклассников, если забыли записать, сами учат уроки, сами получают и исправляют двойки, если не выучили и т.п. Но вот не ходить в школу при этом ни у кого желания не возникало. Наоборот, если ты учишься ДЛЯ СЕБЯ, то у тебя есть МОТИВАЦИЯ, чтобы учиться хорошо - получить знания, поступить в институт, чтобы получить ту профессию, которую ты хочешь и т.п. Причем, даже если для этого придется пойти на какие-то сознательные жертвы, например, учить математику или историю, которая не нравится.

Письмо Глеба

Здравствуйте, меня зовут Глеб, мне 13 лет. Я уже замучился от школы, устал сильно. С одной стороны, я понимаю, что учиться надо. История (глубоко ненавистный мне предмет, кстати), к примеру, нужна чтобы понимать ошибки государств и принимать верные решения. И так со всем. Это все, как мне говорят, может мне пригодиться в жизни. Но это равнозначно тому, что я собираю бутылки на улице, мол, лишние деньги не помешают, но можно и без этого обойтись. Короче говоря, у меня куча глубоких размышлений на эту тему. Но скажу кратко. Знания я ценю и люблю. НО! В школе меня заставляют учиться, мне скучно, тратится много времени, особенности детей не учитывают, их не пытаются понять и услышать, развивает школа однобоко. Горы материала, стресс, насилие и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Сам я очень много читаю, занимаюсь карате, в общем нормальный человек. Но не могу принять решение об учебе... Многие предметы мне не даются и они скучные очень. Что делать?

Ответ Глебу

Ч. Елена, психолог, выпускница

Здравствуй, Глеб!

Судя по довольно грамотному письму, видно, что ты – человек читающий и думающий. Поэтому хочется тебе дать действительно дельный совет.

Но! К тебе просьба - отнестись к моему совету с уважением. С уважением – это значит, прочитать, выбирая, не с чем поспорить, а с чем согласиться. Возможно, отложить на час или день и прочитать еще раз. И самое главное – применить на практике.

Это вообще самое главное в жизни – действовать. Ты видишь недостатки школьного образования и можешь ярко и образно жаловаться на них. Я тоже вижу. Многие видят. Многие жалуются. Но уважение вызывают те, кто что-то делает, чтобы изменить ситуацию. Они – Победители по жизни. Я называю таких людей Творцами.

А вот теперь совет.

Предлагаю тебе эксперимент. Психологический эксперимент над собой. Есть целая серия экспериментов, придуманных психологами для школьников, которые скучают в школе. Они описаны в книге Л. Соловейчика « ». Сразу скажу: если ты читал ее, хорошо. Тем быстрее сможешь перейти от чтения к работе, к действиям, к экспериментам.

Если же не читал – я тебе немного завидую. Интересно, ярко и живо написана, эта книга содержит целый ряд задач для тебя. От первой, с которой стоит начать: полюбить историю и (если необходимо) исправить оценки по этому предмету. До высокой, по-настоящему амбициозной, практически вызова: поднять уровень образования и культуры своего класса, своих друзей.

Мне кажется, вызов – это то, что для тебя надо. Жизнь подростков сегодня в нашей стране безопасна и несложна. К вам относятся, как к детям, и оберегают от трудностей. Но без трудностей не будет побед – ты это хорошо знаешь благодаря занятиям каратэ. Узнать себя, каков ты есть, каким ты можешь быть, можно только в реальной, непростой работе, в действии.

И последнее – если сообщишь о результатах эксперимента, будет здорово.