Воспитание культуры толерантности в общеобразовательной поликультурной школе. Что такое толерантность в межнациональных отношениях? Культура межнациональных отношений Толерантность в системе межнациональных отношений

Керимова Фидан

В работе представлен анализ межнациональных отношений в МОУСОШ№8 г.Тулы, проведенный на основании анкетирования и составления графических характеристик

Скачать:

Предварительный просмотр:

IV Научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку», посвященная Российской космонавтики.

МОУСОШ №8

Научно-исследовательская работа в области социально-экономических наук.

«Толерантность межнациональных отношений в школьной среде»

Керимова Фидан, 10 класс

Афончева Ирина Львовна, учитель истории

2011

I. Введение.

II. Толерантность межнациональных отношений в школьной среде

1. характеристика культурного уровня в молодежной среде

2. характеристика межнациональных отношений среди школьников

3. решение национального вопроса

IV. Литература.

1.Введение

Толерантная личность – это человек с позитивным взглядом на мир, нравственный, социально активный, осознающий многообразие и взаимообусловленность окружающего мира, это человек обеспокоенный судьбой мира и понимающий, каким будет этот мир, зависит от каждого из нас.

Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Кризис в нашей стране показал, что самая уязвимая сфера человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе – это отношения между разными этническими группами. Именно сюда чаще всего проецируются экономические, социальные и политические проблемы Поэтому межэтнические отношения – одна из самых значимых сфер человеческих отношений. Формирование межэтнической толерантности – это формирование и поддержка позитивного отношения к собственному народу. Формирование позитивного отношения к своему народу в сочетании с позитивным отношением к другим народам – главное условие развития межкультурной компетентности.

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа.. Толерантности и его производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Так что же такое толерантность? В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроении? Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

Российская Федерация является многонациональным государством. Распад Советского Союза привел к деградации сложившейся системы нравственного и интернационального воспитания. К сожалению, Россия не избежала межнациональных конфликтов. Актуальность данной темы предопределена межнациональными конфликтами и противоречиями, которые все чаще возникают в нашем обществе, как на бытовом, так и социальном уровне.

Большинство учащихся МОУСОШ №8 являются русскими, но с каждым годом представителей других национальностей становится все больше. В школе открыто не проявлялись признаки национальной неприязни и конфликты на национальной почве, но поведение детей в школе и за её пределами могут быть совершенно разными. Поэтому мы ставили перед собой задачу выявить отношение детей к представителям другой национальности и решению национального вопроса, который становиться одним самых острых противоречий нашего общества.

Изучение этого вопроса поможет увидеть основные проблемы и причины межнациональных конфликтов, выявить недостатки воспитательной деятельности школы, родителей и социальной среды и в то же время охарактеризовать положительные тенденции, на которые можно опираться для формирования толерантной среды в школе.

Целями данной работы являются:

Выявление уровня толерантности сознания молодежи в межнациональных отношениях в школе.

Выявление уровня сохранности культуры и внутренней сплоченности в молодежной среде.

На основании проведенных исследований и сделанных выводов скорректировать план воспитательной работы, направленный на формирование

безболезненных взаимоотношений в подростковой среде посредством развития взаимоуважения и взаимопонимания.

II. Выявление уровня толерантности межнациональных отношений в школьной среде.

Для осуществления поставленных целей были разработаны тесты, содержащие вопросы, касающиеся межнациональных отношений. (Приложение). Тестирование было проведено анонимно среди учащихся 9-11 классов. Результаты тестировании нашли свое отражение в схемах, диаграммах, комментариях и выводах к ним.(Презинтация).На основании выводов были разработаны практические рекомендации воспитательной работы в МОУ СОШ №8.

Результаты исследования:

При характеристике важных черт своего народа, большинство учащихся отметили доброжелательность (21 %) и гостеприимство (23 %).(Слайд 6)

Не секрет, что в нашем обществе серьезно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей. Результаты опроса подтвердили факт снижения интереса к культуре вообще и к национальной культуре и родному языку в частности. Настораживает тот факт, что хорошие знания обычаев и традиций, а также их соблюдение отметили лишь 10% респондентов, тогда как остальные 61% не очень хорошо знают обычаи и традиции своего народа, а 10% не соблюдают или не знают обычаев и традиций своего народа. (Слайд 7)

Интересны вопросы непосредственно связанные с межнациональными отношениями.

По результатам проведенного мною теста, я сделала вывод, что учащиеся не против многонационального класса (22%), видеть человека другой национальности как своего соседа по дому (22%), а 20 % учащихся отметили, что они хотели бы видеть человека другой национальности как своего партнера в совместном деле или как своего друга. (Слайд 8)

При ответе на вопрос, что больше всего не нравится в учащихся другой национальности 12 % респондентов выбрали такой вариант ответа как сам факт принадлежности к другой национальности. Остальные 40% отметили его культуру, а 48% выделили его поведение и отношение - это показывает, что характеристики учащихся в большинстве не связаны с национальностью, а зависят от воспитания и уровня развития.(Слайд 9)

Интересны для анализа ответы на вопросы, которые говорят о столкновении с проявлениями национализма среди представителей своего и другого этноса. Хотя большинство респондентов отметили такой вариант ответа, как редко (среди своего этноса 60% и другого этноса 36%), но стоит задуматься над другими цифрами (13% и 25% постоянно сталкиваются с этим явлением, а 38% и 26% учащихся часто сталкиваются). Получается, что учащиеся, которые никогда не сталкивались с этим явлением остались в меньшинстве.(Слайд 10)

Целая группа вопросов была посвящена решению национального вопроса.

Радует, что вопрос об ограничении прав учащихся других национальностей или других регионов вызвал у отвечающих отрицательную реакцию. Но стоит обратить внимание, что четверть отвечающих согласились с этой мерой, игнорируя такие понятия как права человека и гражданина.(Слайд11)

Для снижения межнациональной напряженности, достижения согласия среди учащихся- были выбраны такие варианты как защита прав и свобод человека (29%) и повышение уровня культуры учащихся (26%), но 21 % выбрали такой вариант, как наведение жесткого порядка, т.е ученики хотят показать, что законы регулирующие межнациональные отношения отсутствуют или не работают в государстве. Следует обратить внимание, что 4% выбрали такой националистический вариант, как оставить только русских, но к счастью выбравших такой вариант мало.(Слайд 12)

Несмотря на то, что 63% отрицательно относятся к движению бритоголовых; эта цифра не может радовать нас, так как позитивное отношение составляют 15% и согласны со взглядами и методами 22%, что в целом дает 37% от количества учащихся. (Слайд 13)

На вопрос что бы сделали если бы стали участником конфликта на национальной почве: - большинство опираются на свои силы, только 13 % обратились бы в милицию или прокуратору – это говорит, о том, что люди потеряли доверие к этим органам. То, что 29% затрудняются ответить – это говорит о сложности и неоднозначности его решения. (Слайд 13)

На вопрос смогли бы учащиеся покинуть Родину более 65% отвечающих дали отрицательный ответ, но стоит учитывать, что 40% согласились покинуть Россию. (Слайд 15)

Вопрос касающийся будущего страны решается следующим образом. Большинство количество учащихся (32%) отметили, что желали бы восстановления СССР, но в противоречивость этому равное количество респондентов хотели бы, что бы все осталось так как есть. 19% отметили, что в России необходимо установить административные границы между субъектами федерации не по национальному, а по хозяйтсвенно-територриональному признаку. (Слайд 15)

Эти ответы радуют нас - они не выявляют негативного отношения к другим нациям, так как малое количество учащихся выбрали такой вариант, как депортирование нерусских.

Таким образом в результате исследования выявлены позитивные тенденции

51% опрошенных высказались за ужесточение наказания за разжигание межнациональной, расовой и религиозной розни;

63% респондентов отметили свое отрицательное отношение к движению “бритоголовых”;

Лишь 13% опрошенных ощущают какую-либо напряженность в отношениях между людьми

Так же в ходе исследования выявился ряд проблем, которые не могут не настораживать:

Более 38% опрошенных постоянно (или иногда) сталкивались с проявлениями межнациональной розни;

37% респондентов положительно или с сочувствием относятся к движению “бритоголовых”;

Лишь 13% опрошенных обратились бы за помощью в правоохранительные органы в случае, если бы им пришлось участвовать в социальном конфликте на национальной почве;

На основании данных исследований можно сделать следующие выводы:

1.Показатели исследования подтвердили приоритет общечеловеческих ценностей у большинства учащихся школы.

2. Однако, ответы учащихся на вопросы выявили тенденцию обострения межнациональных противоречий в обществе.

3.В обществе (особенно в его молодежной среде) сильно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей, особенно национальных культур, традиций и обычаев. Необходимо ежегодно планировать и проводить мероприятия, направленные на подъем культуры молодого поколения как внутри классных коллективов, так и на общешкольном уровне.

4. Молодежь сегодня – это, в определенной степени, лидирующая группа общества, поэтому необходимо максимально эффективно использовать все положительные тенденции, выявленные в ходе исследования. А обучение, образование и воспитание были, есть и будут главными направлениями в преодолении духовного кризиса.

5. Школа должна скорректировать воспитательную работу вместе с другими общественными организациями, направленную на формирование толерантной среды.

6.Для развития идеи толерантности необходима продуманная государственная политика, имеющая поддержку граждан многонационального государства.

Опираясь на выводы, мною были разработаны следующие рекомендации.

Для воспитания толерантного отношения в школьной среде провести в рамках реализации проекта “Комфортная школа” Программы развития следующие мероприятия:

1.Создать в школе выставку «Толерантность в межнациональных отношениях»

2. Провести общешкольные конкурсы творческих работ:

- “Культура народов мира”

- “Кухня народов мира”

- “Музыка народов мира”

- “Национальная одежда народов мира”

3.Устаноить дистанционное общение со школой №2 г. Уджар Азербайджанской республики.

4.На сайте школы создать рубрику “Школа толерантности”

5. Установить рабочий контакта с МОО «Достлуг - Дружба»

6.Провести фестиваль «Мозаика национальностей» с привлечением родительской общественности.

Результатом этих мероприятий должно стать формирование у молодежи приоритетных духовных ценностей (патриотизма, добросовестного отношения к труду, следование нормам общечеловеческой морали); подъем культуры молодого поколения; формирование толерантности (толерантное отношение к другим национальностям, религиям и обычаям); дружба между молодежью различных национальностей.

Литература:

  1. Ручкин Б.А., Родионов В.А., Пыжиков А.В. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества.//Социально-гуманитарные знания. М., 2000, №1
  2. Семенов В.М., Матюнина Е.В. Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах в России.//Социально-гуманитарные знания. М., 2001, №2.
  3. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
  4. mailto:[email protected]
  5. http://www.rusedu.ru
  6. http://www.interethnic.org
  7. http://www.dsmp.mos.ru

Отзыв на исследовательскую работу “Толерантность межнациональных отношений в школьной среде”, выполненную ученицей 10 класса МОУСОШ№8 Керимовой Фидан.

Актуальность данной темы предопределена межнациональными конфликтами и противоречиями, которые все чаще возникают в нашем обществе как на бытовом, так и социальном уровне.

Работа состоит из введения, основной практической части, выводов и рекомендаций.

Во введении определена актуальность работы, её цель и значение.

Основным содержанием данной работы является анализ тестов, характеризующих межнациональные отношения в школьной среде.

На основании данных тестов автор работы сделала выводы и сформулировала рекомендации по формированию атмосферы толерантности в школе, которые будут использованы для планирования воспитательной работы. Таким образом, данная работа имела практическое значение.

Работа проиллюстрирована схемами и диаграммами

Данная работа имела большое значение для Керимовой Ф., которая познакомилась с основами социологических исследований, углубила свои знания по вопросам межнациональных отношений. Для учащихся – респондентов участие в тестировании ещё раз позволило задуматься не только над причинами национальных конфликтов, но и над способами их разрешения.

Данная работа заслуживает высокой оценки.

Учитель истории МОУСОШ №8 Афончева И.Л.

Введение

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества - это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего. Поэтому очень важной становится подготовка школьников к жизни в полиэтничном и поликультурном мире, предполагающая формирование межэтнической толерантности как качества личности.

Необходимо отметить, что правительство каждой страны несет отве6тственность за применение законодательной базы в целях защиты прав человека, что государство должно обеспечить одинаковую для всех возможность отстаивать свои права.

О необходимости воспитания толерантной личности говорится в Национальной доктрине развития образования Украины в ХХІ веке, где наряду с воспитанием личности, осознающей свою принадлежность к украинской нации, подчеркивается необходимость «воспитания уважительного отношения к истории и культуре всех коренных народов и национальных меньшинств, которые проживают в Украине, формирования культуры межэтнических и межнациональных отношений».

Идеи межэтнической толерантности находят свое отражение и в положениях Конституции Украины, в Законах «О национальных меньшинствах в Украине», «О свободе совести и религиозных организаций» и в других действующих документах, а также международно-правовых актах, ратифицированных Верховной Радой Украины.

Проблема формирования межэтнической толерантности у подрастающего поколения находилась в центре внимания многих педагогов. В ее изучение внесли свой вклад Я.А.Коменский, С.Русова, В.А.Сухомлинский и многие другие. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в работах В.Г.Маралова, В.А.Ситарова, П.М.Паламарчука, О.В.Сухомлинской, Ю.А.Ищенко, В.С.Заслуженюка и др.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогических источников, изучение практики формирования межэтнической толерантности свидетельствуют о том, что многие вопросы остаются недостаточно разработанными.

Корни нетерпимости уходят в невежество и страх перед неизвестным - культурами, нациями, религиями, представления о которых формируются в образовательных учреждениях и социуме. Следовательно, среди названных условий акцент должен быть сделан на образовании, основанном на принципах толерантности.

«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира» - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г.

Межэтническая толерантность

Необходимо определить, что понимается под межэтнической толерантностью. Межэтническая толерантность - это уважительное отношение к этническим, религиозным, культурным и другим отличиям, способность принятия другого в его этнокультурной инаковости на основе принципов гуманизма и общечеловеческой морали. Толерантность - это комплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Толерантное сознание школьников формируется в процессе установки учащегося на культурный выбор, утверждение возможности исповедать свою национальную, народную культуру, признание права на существование и развитие культуры других народов и этносов.

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним, своеобразная их «оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.

Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности у младших школьников принадлежит внеклассной и внеучебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства местных авторов, национальных театров дает возможность непосредственно чувственному восприятию тех или иных видов национального искусства. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, хорошо продуманные школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира.

Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.

К ним относятся следующие:

Обогащение кругозора младших школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;

Создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;

Включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока. Ознакомить с проявлениями толерантности в межнациональных отношениях. Задачи урока. Определить, в чем заключается межэтническое сотрудничество. Рассмотреть причины и сущность межэтнических конфликтов. Узнать основные способы регулирования межэтнических отношений. Понять, в чем заключены принципы толерантности вообще и в отношениях наций в частности. Совершенствовать навык работы с компьютером.

3 слайд

Описание слайда:

Эпиграф урока «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н. А. Добролюбов

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. - Основная проблема науки в этих отношениях – определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема межэтнических отношений многоаспектна и сложна. Она включает в себя следующие вопросы: история и современная повседневная жизнь; духовный мир личности; культура; образование; социология; психология; экономические, политические, правовые отношения.

6 слайд

Описание слайда:

Этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды. 2 уровня межэтнических отношений Взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни Межличностные отношения людей разных национальностей

7 слайд

Описание слайда:

Две тенденции этнических отношений Межнациональная дифференциация Межнациональная интеграция

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Интеграция – синтез, объединение на основе каких-либо общих признаков. интеграция Экономическая, политическая Интеграция национальных образований в пределах страны

10 слайд

Описание слайда:

Проблемы межнациональных отношений, возникшие при советской власти Непродуманное административно-территориальное деление Ухудшение экологической обстановки в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обвиненных в пособничестве немецким оккупантам

11 слайд

Описание слайда:

Проявления интеграции в Европе Связано с глобализацией, складыванием постиндустриального общества, с необходимостью единства в борьбе с международным терроризмом. Пример: деятельность ЕС (25 государств – 450 миллионов, 40 языков) Единое гражданство, единая валюта – евро, наднациональные органы власти Европарламент, Совет ЕС. Европейский суд, разработка Конституции ЕС. НО она может вступить в силу после одобрения всеми странами ЕС

12 слайд

Описание слайда:

Проявления интеграции в России Забота о формировании общего экономического, гуманитарного правового пространства с несколькими странами, входящими в СНГ. Переговоры с Евросоюзом о взаимодействии в сферах экономики, правосудия, безопасности, науки, образования, культуры.

13 слайд

Описание слайда:

Кроме интеграции существует дифференциация – разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени. Примеры – разделение Чехословакии на Чехию и Словакию (мирным путем), распад Югославии (с вооруженными действиями).

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Конфликт - столкновение противоположных сил и интересов, мнений, взглядов; серьезное разногласие, спор, чреватый осложнениями и борьбой. Социальный конфликт – это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения. Этнос – собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народ или нацию.

16 слайд

Описание слайда:

Этнический конфликт Любая форма противоборства, в котором стороны мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий Любая конкуренция между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов

17 слайд

Описание слайда:

Причины межнациональных конфликтов Территориальные Экономические Социальные Культурно-языковые

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Гуманистический подход – главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений, - предполагает признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отношениях между народами развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических сообществ, независимо от их национальной принадлежности нацеленность государственных органов, СМИ, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно у молодежи, культуры межэтнического общения.

21 слайд

Описание слайда:

Необходимо воспитание ТОЛЕРАНТНОСТИ – уважения, доверия, готовности к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообществами любой национальной принадлежности, стремления понимвть и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность определяет сознание и поведение личности, групп населения, представителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.

22 слайд

Описание слайда:

Пути урегулирования конфликтов Применение правовых механизмов Переговоры между конфликтующими сторонами Информационный Совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий Государственная поддержка политики многокультурности.

23 слайд

Описание слайда:

Одна из причин конфликтов: жизненная неустроенность этносов: нищета, безработица, низкие заработки и пенсии, плохое жилье, трудности получения образования. Для преодоления конфликтов нужно улучшить жизнь гражданина, создать и закрепить у этносов психологическое чувство удовлетворенности благоприятной стабильностью жизни. Необходимо регулирование общественных конфликтов, включающее договоренности между противоборствующими сторонами о справедливом распределении ресурсов, об увеличении числа рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.

24 слайд

Описание слайда:

Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.

25 слайд

Описание слайда:

Национальная политика – составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества. В основе демократической национальной политики – уважительное отношение к людям, представляющм любую этническую общность, установка на сторудничество и сближение народов.

26 слайд

Описание слайда:

Принципы национальной политики в РФ по «Концепции государственной национальной политики РФ» Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности Сохранение исторически сложившейся целостности РФ Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Гарантия прав коренных малочисленных народов Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения Содействие развитию национальных культур и языков народов РФ Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды Защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Описание слайда:

Основные принципы толерантности · отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений. · умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы; · толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития; · принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

30 слайд

Описание слайда:

Россия – толерантное государство. Из истории мы хорошо знаем, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки разжигания национальной розни. И не зря цивилизованный человек проверяет другого в том числе и по отношению к другим нациям. Давайте твердо уверуем: все нации и народности равнозначны, одинаковы в правах. Нужно строить отношения между ними на принципах ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Все знают, что означает слово «толерантность». И перевод, по сути, не нужен. Да, с латыни это "терпимость", и что? И так же всем все понятно. Возникает даже вопрос: "А зачем вообще вводить в язык лишнее слово?" Логично, когда заполняют пустующую нишу. Нет понятия - нет и слова в языке. Появляется новое явление - появляется и слово, его определяющее. Если явление пришло из другой культуры, логично, что и определение будет оттуда же. Но если телевизора или компьютера в русскоязычной реальности не было, то терпимость ведь была! Так зачем новое слово?

Терпимость - это не толерантность

Дело в том, что семантически слова «толерантность» и «терпимость» разнятся довольно сильно. "Терпеть" в русском языке - это "преодолевать какие-то неприятные ощущения". «Не нравится, но терплю. Заставляю себя на неприятности», - именно так можно передать ощущения человека, который проявляет терпимость.

Толерантность - это совсем другое. Это - не преодоление собственной неприязни и раздражения (хотя, конечно, первые шаги к истинной толерантности именно таковы). Принятие чужих традиций, чужого образа жизни как должное, четкое осознание того, что все люди разные и имеют полное право быть такими, - вот что означает слово «толерантность».

Человек терпимый всего лишь заставляет себя мириться с существованием чужих чужих традиций, чужого образа жизни. Человек толерантный воспринимает все это как единственно возможный порядок вещей. Фраза «мы все равны, мы - одно» ошибочна. Истина в том, что все мы разные - это-то и есть норма.

Свои и чужие

Прежде чем говорить о том, что такое толерантность в межнациональных отношениях, стоит вспомнить, что на определенном этапе развития каждое племя называло себя просто и незатейливо - «люди». То есть вот мы, собравшиеся здесь у костра, - люди. А кто там еще бродит вокруг, это еще разобраться надо. Ну и что, что две ноги, две руки и одна голова? Может, это обезьяна такая лысая? Мало ли. Говорит непонятно, наших богов не чтит, наших вождей не любит. Не похож он на человека, ох, не похож…

Римское слово «варвары» - это звукопередача невнятного бормотания. «Вар-вар-вар-вар». Лопочут не пойми что. Вот мы, римляне - люди, правильные люди, говорим понятно, на латыни. А эти… варвары, одним словом. И либо они станут нормальными людьми - заговорят на латыни и признают главенство Рима, либо…

Вероятно, и у гуннов была соответствующая доказательная база, построенная по тому же принципу.

Люди - это мы и те, кто похож на нас. А все остальные - чужаки, на которых никакие этические и не распространяются. Вот так и формировались нации и межнациональные отношения много-много сотен лет. Постепенно круг «людей» расширялся. Мы и наши соседи. Мы и наши союзники. Мы - христиане, или мы - иудаисты. Мы - белые люди. Но постоянно были те, кто за кругом, вне границ. Люди другой нации, другой веры, другого цвета кожи. Не такие. Другие.

Преображение картины мира

С одной стороны, это все же положительная динамика. Если круг «своих» расширяется, значит, культура межнациональных отношений пусть медленно, но растет. Если экстраполировать, можно прийти к выводу, что когда-то все станут «своими», а место плохих и чужих займут, скажем, инопланетяне. Или разумные дельфины - неважно.

С другой стороны, это очень и очень плохо. Потому что тенденции наглядно демонстрируют, что людям нужен кто-то чужой, просто как антитеза своего. Нужен кто-то, против кого можно дружить, забывая о мелких отличиях ради крупных.

О том, что такое толерантность в межнациональных отношениях, начали задумываться не так давно. Просто потому что еще в XIX веке рабство было явлением весьма распространенным, а аборигенов Австралии до 1967 года не учитывали при переписи населения, тем самым исключив из числа граждан. За редким исключением евреи в Российской империи не имели права покидать черту оседлости до 1917 года, а основанный во многом на культурных и религиозных противоречиях конфликт в Ирландии существует уже много десятков лет, то вспыхивая, то затухая. Поэтому международная дипломатия прошлого, конечно, была вполне терпима в рамках профессионализма, то есть дипломатична. Но это никоим образом не означало, что в задачу государства входило воспитание толерантных граждан. Отсутствие войны - уже мир, а основан ли он на доброжелательных чувствах к соседу или просто на осознании бесперспективности вооруженного конфликта, не так уж и важно.

Почему толерантность стала необходимостью?

Справедливости ради стоит заметить, что именно в ХХ веке возникла необходимость в толерантности. До этого жители отдельно взятой страны большей частью представляли собой культурный монолит. Британцы - это британцы, французы - это французы, японцы - это японцы. Чужаки - иноверцы, инородцы, пришлые - конечно, были везде, но их было мало. Этническая толерантность была не слишком актуальна просто потому, что те, на кого она должна была быть направлена, являлись исключительно малочисленной группой. Так, никого не волнуют случаи заболевания гриппом до тех пор, пока не вспыхнет эпидемия.

Только двадцатый век с его активной миграционной политикой, бесконечными войнами, приведшими к массовым переселениям, заставил людей задуматься о терпимости. Ну и, конечно, Вторая мировая война, наглядно всем продемонстрировавшая, что такое доминанта одной нации и межнациональные отношения, на этом построенные. Точнее, двадцатый век позволил взглянуть на ситуацию не со стороны облеченного бременем ответственности белого человека, а со стороны «второсортного экземпляра», подлежащего либо улучшению, либо уничтожению. Наглядность была исключительной. Фашизм с легкостью убедил всех в том, что расовые или религиозные предрассудки - это плохо, а межнациональная толерантность - хорошо. Потому что никто не гарантирует, что тот, кто только что был в роли облеченного правами и властью большинства, вдруг не окажется меньшинством со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Международное право

В двадцатом веке резко сократилось число людей, не понимающих, что такое толерантность в межнациональных отношениях. Она стала альтернативой религиозной, расовой, этнической и любой другой терпимости. Способность принимать чужую культуру, чужие традиции как должное, приспосабливаться к ним стала в определенном смысле залогом выживания. Потому что двадцатый век - не десятый, и на смену мечу и кинжалу давно пришли автоматическое оружие и взрывчатка.

То равенство, о котором философы твердили много веков, наконец-то было закреплено законодательно. подписанная в 1948 году, впервые сделала взаимное уважение не добровольным, а обязательным. В Преамбуле Устава ООН и в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО от 1995 года даны определения, озвучившие основные принципы толерантности. Сводятся они к довольно простому утверждению: все члены гражданского сообщества имеют право быть разными, и задача государства - это право обеспечивать.

Отсутствие толерантности в действии

Как следствие, все государства, подписавшие данные обязаны законодательно закреплять подобные стандарты поведения. Это относится как к нормам уголовного и административного права, в которых должна быть прописана ответственность за нарушение чужих прав и свобод, так и к предписаниям образовательной или культурной сферы. Государство должно не только наказывать тех, кто стремится ограничить других в их национальном, культурном или религиозном самовыражении, но и воспитывать в людях терпимость и уважение, насаждать их в обществе всеми доступными средствами.

С этой точки зрения закрепившаяся в российских СМИ традиция использовать сомнительный термин «лицо кавказской национальности» - прямое нарушение норм межнациональной толерантности. Определять преступников, основываясь на их предположительной национальной принадлежности, в ситуации, когда это никак не связано собственно с составом преступления, - крайне некорректно. Тем более если нигде не звучит «лица славянской национальности», «лица германо-романской национальности», «лица латинской национальности». Если все приведенные выше определения даже звучат абсурдно, смешно и нелепо, то почему "лицо кавказской национальности" стало нормой? Ведь таким образом в сознании людей просто закрепляется устойчивая ассоциация: выходец с Кавказа - потенциальный преступник. И не имеет значения, что Кавказ большой и многонациональный, что население этой территории разнообразно и многочисленно. Там, как и везде, есть преступники, но там, как и везде, порядочных людей несоизмеримо больше. Стереотип создать легко, но трудно разрушить. Межнациональные отношения в России очень страдают от подобных необдуманных высказываний медийных персон.

Братские народы уже не такие и братские

Именно с подобными проявлениями формирования общественного мнения и должно бороться законодательство стран, ратифицировавших международные акты в этой области. Подача информации в прессе и на телевидении, уроки в школах, проведение различного рода мероприятий, посвященных пропаганде толерантности и взаимоуважения, - все это должно контролироваться государством. Альтернатива, увы, печальна. Гражданские возмущения, конфликты, рост ксенофобных настроений в обществе - с такими проявлениями бороться очень тяжело. Проще не допустить их сразу. Государство должно формировать общественное мнение, и тогда возникнут новые традиции и нормы поведения, которые будут негласно определять поступки граждан. Да, преступления на почве национальной или расовой нетерпимости - зло практически неизбежное. Но если преступники сталкиваются с всеобщим осуждением и презрением - это одно. А вот если встречают молчаливое понимание и одобрение, в крайнем случае равнодушие - совсем другое…

К сожалению, в настоящее время межнациональные отношения в России далеки от безоблачных. Раньше, во времена многонационального СССР, механизм госпропаганды работал именно на воспитание взаимоуважения, и акцент делался на том, что вне зависимости от национальной принадлежности все - граждане одной большой страны. Сейчас, к сожалению, уровень толерантности к представителям других наций сильно упал, поскольку этому аспекту воспитания уделяется мало внимания. А вот межнациональные различия в СМИ подчеркиваются достаточно остро. И можно только надеяться на то, что ситуация скоро изменится к лучшему.

Не все так радужно

Справедливости ради нужно заметить, что тот идеал взаимоуважения и взаимопонимания, к которому стремится современное культурное сообщество, имеет и довольно неприятные побочные эффекты. Толерантность - это, конечно, замечательно. Так же как и христианское непротивление. Можно подставлять щеки до бесконечности, если это соответствует принципам и моральным убеждениям. Но никто не гарантирует, что непротивленец останется жив. Потому что его система моральных ценностей включает в себя и гуманизм, и любовь к ближнему, и убежденность во всеобщем равенстве. Но кто сказал, что эти принципы будет разделять оппонент? Велика вероятность, что непротивленцу сначала хорошенько дадут по физиономии, а потом попросту оттолкнут в сторону. Никого он не переубедит и никого не перевоспитает - просто потому, что подобное поведение представителями другой культуры будет расцениваться не как исключительная красота души, а как банальная слабость. «Толерантность» - термин, далеко не везде и не всеми воспринимаемый в положительном ключе. Для многих это безволие, трусость, отсутствие жестких моральных принципов, за которые стоит бороться. В результате возникает ситуация, когда толерантность и терпимость проявляет только одна сторона. А вот вторая активно навязывает свои правила игры.

Толерантность и шовинизм

С подобной проблемой столкнулась современная Европа. Большое количество мигрантов с мусульманского Востока и из Африки привело к значительным культурным сдвигам. Сами переселенцы вовсе не стремятся ассимилироваться, что вполне понятно. Они живут так, как привыкли, так, как считают правильным. А толерантные европейцы, естественно, не могут их принуждать - ведь это нарушает права личности. Вроде бы поведение абсолютно корректное. Но возможна ли гармонизация межнациональных отношений в ситуации, когда диалога, по сути, нет? Есть монолог одной из сторон, той, которая не хочет ни слышать чужих аргументов, ни понимать их.

Уже сейчас многие европейцы жалуются на то, что приезжие не только не хотят вести себя «по-европейски». Они требуют, чтобы коренные жители соответствовали нормам и традициям, принятым на старой родине. То есть толерантные европейцы не могут навязать свои нормы и правила, но нетолерантные приезжие-то могут! И навязывают! Потому что их культура именно такое поведение считает единственно возможным и правильным. А единственный способ изменить подобные традиции - это ограничения в правах и свободах, принудительная ассимиляция, что несовместимо с философией взаимоуважения и свободы личности. Вот такой парадокс. Примеры толерантности такого рода довольно точно описываются детской шуткой «сначала съедим твое, а потом каждый свое».

Толерантность - не равно сервильность

К сожалению, следствием подобной ситуации является рост популярности фашистских движений. Желание оградить, сохранить свою культуру, защитить ее от чужого грубого вмешательства заставляет некоторых европейцев остро ощущать собственную национальную принадлежность. И выливается это уже в формы, далекие от цивилизованных.

Можно сказать, что волна захлестнувшая Европу в последнее время, - как раз в определенном смысле следствие переизбытка толерантности. Потому что в определенный момент люди забывают, что такое толерантность в межнациональных отношениях, и перестают отличать ее от сервильности. Взаимоуважение - оно именно взаимно. Одностороннего взаимоуважения не бывает. И если одна из наций не желает считаться с традициями и нормами другой, то ни о какой толерантности и речи быть не может. Если этот факт игнорировать, конфликты неизбежны. И они будут намного более серьезными - просто потому, что будут проистекать вне правового поля. Возрождение экстремистских фашистских движений в Европе как симметричный ответ культурному дисбалансу, вызванному большим количеством приезжих, это со всей очевидностью доказывает. Как и каждая, даже самая чудесная и гуманная мера, толерантность хороша только в разумных пределах. Передозировка превращает лекарство в яд.

В современном мире существует огромное множество поликультурных сообществ и государств, и толерантность является важным звеном оптимизации отношений между представителями различных этносов и их межкультурного взаимодействия. Именно этническая толерантность препятствует развитию нетерпимости и насилия, а также является важнейшим условием сохранения социального порядка, целостности и стабильности общества.

Но развитие таких отношений не всегда бывает благоприятным, зачастую этот процесс идет по другому пути и может привести к межэтнической напряженности, обострению этнических фобий и даже к межэтническим конфликтам. Существование таких конфликтов доказывает, что в поликультурном обществе разрушается позитивное восприятие одними этническими группами других, а отношения между ними деградируют, также учащаются проявления разнообразных негативных этнических стереотипов. Всё это свидетельствует о снижении порога межэтнической толерантности и об угрозе безопасности не только нашей страны, но и всего мира в целом.

Исходя из этого, можно говорить об этнической толерантности как о социальной ценности - значимом явлении реальной действительности, которое соответствует потребностям общества и помогает ему стабильно развиваться.

Понятие «толерантность» развивалось в течение большого промежутка времени и рассматривалось с разных позиций.

По мнению В.А. Лекторского, можно выделить четыре концепции в изучении понятия «толерантность». Первый подход определяет это явление как безразличное отношение к другим взглядам и отличающемуся образу жизни. Второй подход рассматривает терпимость как невозможность взаимопонимания. Другими словами, толерантность - это уважительное отношение к чему-то другому, сложному для понимания человеком и невозможное для взаимодействия с ним. Третья концепция трактует толерантность как снисходительное отношение к слабостям другим, которое в какой-то степени сочетается с долей презрения. И последнее, четвертое понимание терпимости, как возможности расширения собственного опыта во взаимодействии с другими людьми, а также признание вероятности существования разных точек зрения, ценностей и культур .

Существует много видов толерантных взаимоотношений, но мы уделим внимание одному конкретному, которое занимает среди них важное место и играет значимую роль в обществе, такому явлению как «межэтническая толерантность».

Наиболее полное определение данного явления выглядит следующим образом: межэтническая толерантность - динамично развивающееся, моральное качество личности, характеризующееся корректным и терпимым отношением к представителям других национальностей, их обычаям, привычкам, поступкам, которое не причиняет вред физическому и психическому здоровью других людей; это умение избегать конфликты и споры, либо находить выход из таких ситуаций, с помощью конструктивных решений, и при этом иметь возможность сохранять свою собственную этническую индивидуальность .

Также особое внимание следует уделить критериям формирования этнической толерантности. Авторы Д.В. Колесов и С.К. Бондырева выделили следующие: 1. Равенство между представителями разных этносов. 2. Доброжелательность, терпимость, взаимоуважение всех членов социума к представителям других национальностей. 3. Сохранение и развитие культуры разнообразных народов на государственном и местном уровнях. 4. Обеспечение возможности следовать традициям разнообразных культур, находящихся в обществе. 5. Солидарность и сотрудничество при решении проблем, затрагивающих общие интересы. 6. Отказ от негативных межэтнических стереотипов .

По мнению исследователя Дж. Берри, межэтническая толерантность формируется тогда, когда у индивида есть убеждение в своей групповой этнической идентичности, вследствие чего, это является основой для уважительного и терпимого отношения к представителям других групп, а также для готовности к позитивным коммуникациям и совместному сотрудничеству. На основе этого можно сказать, что позитивная этническая идентичность приводит к формированию терпимости в обществе, а её отсутствие к этноцентризму и интолерантности .

Так как мы затронули взаимосвязь толерантных отношений и этнической идентичности, необходимо дать определение этому понятию. «Этническая идентичность - это результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно-значимое переживание своей этнической принадлежности» .

Формы идентичности могут быть не только конструктивными, но и кризисными, поэтому необходимо глубже изучать этот феномен и пытаться предотвращать возникновение факторов, которые влияют на трансформацию этнической идентичности по кризисному пути.

В следствие этого, наряду с изучением этнической толерантности, необходимо уделить внимание понятию, которое близко с ним сопряжено, а именно - межэтническая интолерантность.

Межэтническая интолерантность или, по-другому, нетерпимость - это свойство всего этноса или его отдельного представителя, которое характеризуется отрицанием традиций, норм, ценностей, идеалов и образов жизни другого этноса, это и неадекватное отношение к культуре другой этнической группы, также сюда можно отнести взаимосвязь представителей разных этносов, основанную на неприязни и агрессии. В некоторых формах проявления интолерантность включает в себя такие идеи, которые отрицают права других этносов на свой собственный образ жизни, традиции и культуру .

Данный феномен возникает из-за трансформации внутреннего мира отдельной личности, а это является отражением явлений, происходящих в той этнической общности, к которой себя причисляет индивид. Поэтому, этническая нетерпимость характеризуется как на уровне отдельного индивида, так и целой группы.

К признакам интолерантности, характеризующим отдельную личность можно отнести: недовольство, преувеличенная важность принадлежности к своему этносу, нужда в этнической ассоциированности. Что касается уровня целой группы, сюда включены следующие признаки: этноцентризм, враждебное отношение к другим народам, провокационное поведение, негативные этнические стереотипы, закрепление образа врага за какой-либо этнической общностью .

Межэтническая толерантность является социальной ценностью современного общества, которая налаживает отношения между разными народами; это качество личности, обобщающее представления людей о многообразии культур разных этносов, о системе общечеловеческих ценностей и формах поведения.

Доказательством того, что толерантность можно рассматривать как ценность общества, служит классификация Г. Олпорта, которая подразумевает под собой выделение шести категорий ценностей. С точки зрения автора, они подразделяются на: политические, экономические, социальные, религиозные, эстетические, теоретические. Нас интересует определенная категория социальных ценностей, так как межэтническую толерантность можно отнести к этой группе. Она включает в себя отношения между людьми, которые строятся на взаимном уважении, сотрудничестве, чувстве человеческого достоинства.

С точки зрения Г.Олпорта, формирование социальных ценностей влечет за собой развитие у людей таких качеств как готовность к сотрудничеству, достоинство, уважение, которые, в свою очередь, способствуют позитивному взаимодействию людей. Такое утверждение автора вполне можно сопоставить с этнической толерантностью, главная задача которой - содействовать положительному взаимодействию членов разных этнических групп на основе уже упомянутых личностных качеств .

Для успешного формирования терпимых установок на уровне личности важно знать, чем толерантный человек отличается от интолерантного. Таким образом, можно выделить несколько критериев:

1. Знание самого себя. Люди, обладающие таким качеством как толерантность, пытаются разбираться в своих положительных и отрицательных чертах характера. Они часто относятся к себе критически и не обвиняют окружающих людей в своих проблемах.

2. Защищенность. Толерантный человек не чувствует угрозы для своей жизни, не ждет опасности со стороны общества и не стремится защищать себя.

3. Ответственность. Толерантный человек всегда сам отвечает за свои поступки, а интолерантный часто снимает с себя ответственность, считает, что происходящие от него не зависит, в особенности, нет его вины в негативных действиях в отношении других людей.

4. Потребность в определении. Для интолерантной личности люди бывают либо плохими, либо хорошими, для них есть только один правильный путь. Они не могут относиться к происходящим событиям нейтрально, либо одобряют, либо не принимают их. Также для таких людей свойственна такая черта, как разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Что касается толерантной личности, она понимает многообразие мира и принимает его таким, какой он есть.

5. Ориентация на себя - и на других. Толерантные люди стремятся быть самостоятельными, в работе, творчестве, при решении проблем ориентированы на себя, и в случае неудач не винят никого другого. Интолерантные люди наоборот склонны отодвигать себя на второй план: «пусть это делает кто-то другой, я не хочу ни за что отвечать».

6. Способность к эмпатии. Интолерантная личность оценивает социальное окружение по своему образу и подобию, для неё не характерна чувствительность и отзывчивость на проблемы других людей. Толерантный человек оценивает свое окружение более адекватно, способен прийти на помощь, если от него это потребуется.

7. Чувство юмора. Толерантные люди обладают этим качеством, способны посмеяться над собой и над своими недостатками, они не стремятся к превосходству над другими людьми. У интолерантных это качество менее выражено, зачастую шутки над ними приводят к апатии, и вызывают агрессию.

8. Авторитаризм. У толерантного человека проявляется доброжелательное отношение к миру и обществу, в котором он находится. Для него наиболее благоприятными являются свобода и демократия. Интолерантным людям нравится жить в авторитарном обществе с сильной властью. Зачастую, они убеждены, что порядок в обществе может быть достигнут только с помощью жесткой дисциплины .

Исторически и географически сложилось, что Смоленская область - пограничный регион России. По данным статистики, на его территории совместно проживают представители более сотни различных этносов. В связи с этим, необходимо осознавать, что в настоящее время межэтническая ситуация в нашем обществе может быть не совсем стабильной, и поэтому, организации, как государственные так и общественные, а также все граждане в ответе за то, чтобы ситуация в нашем регионе была мирной и спокойной .

На сегодняшний день на территории Смоленской области открыто около 20 национальных общественных организаций. Это серьезная опора органам власти в вопросах решения этно-культурных проблем этнических общностей, проживающих на территории нашего региона.

Проанализировав деятельность нескольких учреждений, мы можем сказать, что многие из организаций ведут свою работу в большей степени с членами своих общин, так как в основном все мероприятия направлены на их успешную адаптацию. Довольно мало таких организаций, где работа велась бы одинаково с представителями всех народностей. В целом, всю сложность и многофункциональность берет на себя Конгресс Национальных общин, который кооперирует деятельность всех двадцати организаций.

На наш взгляд, деятельность этнических центров нашего региона стоит разнообразить, необходимо, чтобы они были многофункциональными. Так как для формирования и повышения уровня межэтнической толерантности, необходимо, чтобы работа, проводимая данными центрами, была комплексной. Она должна содержать в себе различные формы и методы, а также воздействовать одинаково равномерно на разные субъекты, будь то члены своей диаспоры или же представители всех других национальностей.

Также необходимо подчеркнуть, что работа должна вестись и с подрастающим поколением в том числе, так как этнические ценности и готовность к позитивному взаимодействию легче сформировать в более раннем возрасте.

В настоящее время велика важность научного изучения межэтнических взаимодействий и этнического самосознания членов социума. В нашем обществе распространены интенсивные межнациональные контакты, поэтому, необходимо изучить сущность межэтнической толерантности личности в отношении представителей других народностей, а также взаимосвязь толерантности с личностными особенностями человека, его ценностями и установками.

На основе этого мы провели социологическое исследование, целью которого является - изучение межэтнической толерантности в аспекте социальной ценности на личностном уровне, и ее проявление в виде установок индивида и форм его поведения.

Нами была сформулирована следующая гипотеза: представители молодого поколения более интолерантны по сравнению с людьми зрелого возраста.

Для изучения общественного мнения нами был использован опрос, как метод сбора данных. Опрос проходил в форме анкетирования. Размер выборки составил 100 респондентов. Две разновозрастные группы:

Молодежь в возрасте от 16 до 30 лет (50 человек);

Люди зрелого возраста от 35 лет и старше (50 человек).

Результаты проведенного исследования можно представить следующим образом:

В начале анкеты респондентам был задан вопрос о том, ощущают ли они, что живут в многонациональной среде и предоставлены варианты ответа: «На уровне страны», «На уровне области», «На уровне района», «Не ощущаю». Это было сделано для того, чтобы выявить, как респонденты воспринимают своё проживание в полиэтнической среде.

Одинаковое количество как молодых (82%, 41 чел.), так и зрелых (82%, 41 чел.) людей выбрали вариант ответа «На уровне страны». Это говорит о том, что у большинства респондентов такое ощущение сформировано, как стереотип. Другими словами, люди понимают, что живут в многонациональном обществе потому, что это знания, в которых они однозначно уверены. Они логичны и могут быть привиты человеку, например, социальным окружением.

Что касается ответа «На уровне области», 38 % молодых людей (19 чел.) и 25% зрелых (50 чел.) выбрали этот вариант. Мы можем предположить, что эти респонденты ощущают свою принадлежность к полиэтнической среде на ценностном уровне. Ценности имеют большое индивидуальное значение, в большинстве своем стабильны на протяжении времени и влияют на поведение человека.

«На уровне района» - этот вариант ответа выбрали 13% (26 чел.) молодых респондентов и 22% (44 чел.) взрослых. Можно сказать, что ощущение принадлежности к многонациональной среде в данной ситуации - это личностная установка респондентов. Она подразумевает под собой готовность человека вести себя определенным образом, основанным на убеждениях, привитых обществом, и своих собственных ценностях. Установка дает человеку возможность осуществлять определенные действия в соответствии со своими собственными ценностями. Если для человека ценно нахождение в многонациональном обществе, то этническая толерантность к представителям разных этносов будет его социальной установкой.

Только 2% (1 чел.) испытуемых из числа респондентов зрелого возраста не ощущает своей принадлежности к полиэтнической среде.

Также необходимо заметить, что уровень сформированности межэтнической толерантности на уровне ценностей и установок у испытуемых зрелого возраста выше, чем у молодежи. Это говорит о том, что для большинства молодежи - полиэтничность современного общества - стереотип. А ощущение принадлежности к такому обществу и толерантность к его представителям у большинства взрослых - ценности и установки, которые влияют на мировоззрение и могут сформироваться в личностные качества.

Нам было интересно узнать, обладают ли наши респонденты знаниями об особенностях других народностей, и каким образом они эти знания получают.

Только 10% (5 чел.) из числа молодых людей не владеют такими знаниями. Довольно большое количество респондентов 50% (25 чел.) из числа молодежи и 68% (34 чел.) взрослых имеют опыт личного взаимодействия с лицами других национальностей. 28% (14 чел.) молодых людей и 18% (9 чел.) зрелых получают эту информацию посредством членов семьи, друзей и знакомых. А 44% (22 чел.) молодых и 50% (25 чел.) взрослых респондентов указали, что получают знания об особенностях других народностей из средств массовой информации.

Можно считать, что большой процент опыта личного взаимодействия является несомненным плюсом для налаживания позитивных социальных связей, так как респонденты получают информацию о жизнедеятельности других народностей непосредственно. А значит, отношение к другим этносам будет складываться на основе собственной личной оценки, а не на субъективных мнениях других людей.

Тем не менее, процент влияния средств массовой информации и ближайшего окружения также велик. На наш взгляд, это не всегда приводит к положительным результатам. Во многих случаях, средства массовой информации или отдельные личности стремятся настроить общество против некоторых народностей. И люди, особенно те, кто легко поддается внушению, уже заранее приобретают негативные этнические стереотипы, установки и строят на них своё взаимодействие с окружающими людьми.

Затем мы предложили испытуемым ознакомиться с несколькими определениями межэтнической толерантности и выяснить насколько они согласны или не согласны с ними.

Большинство респондентов: 72% (36 чел.) молодежи и 88% (44 чел.) взрослых согласилось с тем, что межэтническая толерантность - это терпимое отношение к людям других национальностей. Только 10% (5 чел.) молодых людей оказались не согласны с определением. Остальные испытуемые, а именно: 18% (9 чел.) молодых и 12% (6 чел.) взрослых опрошенных затруднились ответить.

Что касается определения «Межэтническая толерантность - это уважение и понимание других этнических групп, а также готовность позитивно взаимодействовать с ними», нами были получены следующие результаты. Большинство испытуемых, среди которых 58% (29 чел.) молодого и 74% (37 чел.) зрелого возраста, согласны с утверждением. Категорически не согласны с ним только 6% (3 чел.) молодежи и 4% (2 чел.) взрослых людей. Частично согласились 32% (16 чел.) испытуемых среди лиц молодого и 18% (9 чел.) опрошенных зрелого возраста. Затруднились ответить 20% (10 чел.) молодежи и 4% (2 чел.) зрелого населения.

Респонденты, выбравшие вариант ответа «Частично согласен», привели свои доводы, среди которых были такие как: «Необязательно уважать и понимать лиц других национальностей, чтобы считаться толерантным, нейтралитет - тоже толерантность»; «Для того, чтобы быть толерантным, не обязательно взаимодействовать с другими, достаточно терпимости».

Всё это говорит о том, что большинство опрошенных нами людей понимают суть понятия межэтнической толерантности. Осознают, что это сложное явление, которое включает в себя сразу несколько аспектов, а также то, что для того, чтобы быть толерантным не достаточно просто терпимости и нейтрального отношения к представителям других национальностей. Одной из важных составляющих является именно взаимное уважение и готовность к позитивному взаимодействию.

Однако, как показывает исследование, есть и такие, кто считает, что для того, чтобы быть толерантным достаточно просто терпеть и не проявлять никаких чувств и эмоций по отношению к представителям других национальностей. Но это мнение ошибочно, толерантность не равносильна безразличию. Это говорит о неверном понимании некоторыми респондентами сущности межэтнической толерантности, и о необходимости разъяснения таким гражданам сути явления для дальнейшей работы по повышению уровня его сформированности.

Как уже было замечено, межэтническая толерантность является одной из важных социальных ценностей общества. С данным утверждением согласны 58% (29 чел.) среди молодых людей и 76% (38 чел.) среди взрослых. Вариант «Скорее нет» выбрали только респонденты молодого возраста, конкретно 24% (12 чел.) Затруднились ответить 20% (10 чел.) молодежи и 24% (12 чел.) зрелых респондентов.

По представленным данным видно, что больше половины респондентов из обеих групп считают межэтническую толерантность социальной ценностью. И только часть испытуемых молодого возраста с данным утверждением не согласны. Это может говорить о том, они воспринимают этническую толерантность как явление, существующее в обществе, но не включают ее в ряд общечеловеческих или своих собственных ценностей, существование которых нужно поддерживать.

Затем нам было интересно изучить субъективное мнение каждого респондента о том, считают ли они себя толерантной личностью. Большая часть респондентов: 62% (31 чел.) среди молодежи и 74% (37 чел.) среди людей зрелого возраста, оценивает себя как толерантную личность. Процент не толерантных, по их собственному мнению, испытуемых молодого возраста выше, чем зрелых. Этот вариант ответа выбрало 30% (15 чел.) молодежи и 6% (3 чел.) зрелого населения. Затрудняются ответить 8% (4 чел.) молодых и 20% (10 чел.) взрослых опрошенных.

Итак, как мы видим, большинство наших респондентов, по их мнению, толерантны. Причем процент зрелых людей преобладает над молодежью. Но на наш взгляд, подобные данные могут быть не точными, так как из выводов, представленных выше, мы увидели, что не все респонденты правильно понимают понятие толерантность, и, в связи с этим, вкладывая в него неверный смысл, могут ошибаться, считая себя толерантной личностью.

Поэтому нам необходимы объективные данные, для этого мы подготовили ряд вопросов, которые не напрямую смогут выявить уровень сформированности межэтнической толерантности испытуемых. Как мы уже говорили, межэтническая толерантность является сложным явлением, поэтому изучать его развитие на личностном уровне мы тоже будем с разных аспектов.

Как уже было замечено, интолерантный человек чувствует угрозу со стороны представителей других этносов. Большое количество респондентов молодого возраста, конкретно 34% (17 чел.) ответили, что такую угрозу ощущают. Ответы зрелых респондентов на этот вопрос наоборот имеют малый процент - 8% (4 чел.). Что касается варианта ответа «Скорее нет», то здесь наоборот, его выбрало большинство взрослых испытуемых - 48% (24 чел.), а количество молодых составляет 26 % (13 чел.). Вариант «Зависит от национальности» выбрало примерно равное количество респондентов: 32% (16 чел.) молодых и 36% (18 чел.) зрелых. Одинаковое количество опрошенных, а именно: 8% (4 чел.) обеих групп затруднились ответить.

Итак, если говорить о том, что ощущение угрозы со стороны лиц других национальностей - один из признаков интолерантности, то можно сказать, что в этом аспекте молодежь более интолерантна, чем люди зрелого возраста. Многие из опрошенных выбрали вариант «Зависит от национальности», что также говорит о возможности интолерантности. Однако это может быть следствием того, что испытуемые сталкивались с негативными моментами в процессе личного общения с представителями некоторых национальностей. Либо это также чья-то точка зрения, привитая извне, будь то СМИ или ближайшее окружение. Как мы знаем, на счет некоторых национальностей широко распространены различные этнические стереотипы, преимущественно негативные, которые заставляют других этносов таких представителей остерегаться. Поэтому, возможно, люди, сталкиваясь с негативными проявлениями со стороны отдельных личностей, будут бояться и всю нацию в целом.

Как уже было сказано, человек толерантен тогда, когда у него развита своя собственная этническая идентичность со своей нацией. Для изучения данного аспекта мы предложили респондентам оценить утверждение: «Я человек, который знает и уважает свою культуру и с интересом относится к другим». Как мы видим, большинство респондентов одной и второй групп абсолютно согласны с утверждением: 80% (40 чел.) из числа молодежи и 88% (44 чел.) из числа взрослых. Одинаковое количество испытуемых - 12% (6 чел.) молодого и зрелого возраста признались в том, что уважают только свою культуру, а к другим равнодушны. Только представители молодого поколения выбрали варианты ответа «Меня привлекают другие культуры, а своя мне не интересна» - 4% (2 чел.) и «Не интересует ни своя ни чужая культура» - 4% (2 чел.). Оба варианта говорят о том, что у респондентов отсутствует чувство этнической идентичности со своим народом. В таком случае, сформированность этнической толерантности будет находиться также на низком уровне. Если же человек любит только свою культуру, а другие для него не значимы - это один из признаков интолерантного отношения.

Как видно из результатов данного вопроса, межэтническая толерантность в этом случае присуща больше зрелым респондентам, нежели представителям молодого поколения.

Одним из явных критериев проявления интолерантности является чувство превосходства своей нации над другими. Как было видно из анализа некоторых вопросов выше, многие из наших респондентов указали, что считают себя толерантными. Однако результаты следующего вопроса получились противоположными.

Почти одинаковое количество испытуемых обеих групп постоянно испытывают чувство превосходства: 20% (10 чел.) молодых людей и 24% (12 чел.) зрелых. Большее количество респондентов, а именно: 52% (26 чел.) из числа молодежи и 44% (22 чел.) из числа взрослых испытывают его в некоторых случаях. 20% (10 чел.) молодых опрошенных и 32% (16 чел.) зрелых не считают свою национальность лучше других. 8% (4 чел.) из группы испытуемых молодых возраста затруднились ответить.

Итак, мы видим, что больше половины респондентов испытывают такое чувство постоянно или иногда, что является признаком их интолерантности. Опять же процент молодых испытуемых преобладает в обоих случаях. Такая оценка своей национальности нашими респондентами и их отношение к другим этносам может быть связано с низким уровнем развития других стран и плохим качеством жизни их жителей. Так как наша страна является более развитой по сравнению с некоторыми отдельными государствами.

Межэтническая толерантность подразумевает под собой желание налаживать контакты с лицами других национальностей и близко с ними взаимодействовать и сотрудничать.

Мы предоставили респондентам следующее утверждение: «Люди других национальностей могут быть нормальными, но в друзья я предпочту их не брать» и проанализировали их ответы. Большинство респондентов - 58% (29 чел.) молодого и 68% (34 чел.) зрелого возраста не согласны с данным утверждением и отметили, что положительно относятся к людям всех национальностей и готовы с ними близко взаимодействовать. 8% (4 чел.) среди молодежи не только не согласны контактировать, но и негативны по отношению к другим этносам. Почти одинаковое количество испытуемых 28% (14 чел.) из группы молодого и 24% (12 чел.) из группы зрелого возраста абсолютно согласны с утверждением. Это может быть причиной того, что люди испытывают страх по отношению к другим национальностям, как уже было сказано выше, и соответственно не доверчивы к представителям некоторых этносов.

Опять же мы видим проявление более высокого уровня толерантности у взрослого поколения, нежели у молодежи.

Также респонденты оценили утверждение: «Если бы это было возможно, я бы общался с представителями только своего этноса», и мы получили вот такие результаты: 20% (10 чел.) из числа молодежи и 12% (6 чел.) из числа взрослых опрошенных согласились с утверждением. Не согласны с ним больше половины испытуемых молодого возраста - 64% (32 чел.) и зрелого возраста - 56% (28 чел.). Затруднились ответить 16% (8 чел.) молодых респондентов и 32% (16 чел.) взрослых.

Как мы видим, большая часть респондентов не хочет ограничивать свои социальные контакты только представителями своей национальности. Но есть и процент таких, которым бы этого хотелось. Можно предположить, что это та часть опрошенных, которые по результатам предыдущего вопроса негативно относятся к другим народностям или предпочитают держаться от них на расстоянии.

Затем мы выяснили, менялось бы отношение респондентов к лицам других национальностей, если бы они были более осведомлены об особенностях их жизнедеятельности. 68% (34 чел.) испытуемых молодого и 26% (13 чел.) зрелого возраста отметили, что при таких обстоятельствах их отношение к другим этносам менялось бы в лучшую сторону. Мнение 2% (1 чел.) из числа молодежи стало бы хуже. И 30% (15 чел.) молодых, 74% (37 чел.) зрелых респондентов не поменяли бы своего отношения.

В этом случае, можно предположить, что данный вопрос является показателем необходимости работы с молодым поколением. Так как высокий процент из числа молодых людей отметили возможность положительных изменений при более полном изучении особенности других народностей, что в последующем должно привести к изменению межэтнического взаимодействия в лучшую сторону.

Таким образом, гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась. Как видно из результатов исследования, молодежь по сравнению с респондентами зрелого возраста более интолерантна.

Поэтому, необходимо организовать работу и повышать уровень межэтнической толерантности в обществе в первую очередь с подрастающим поколением. Для этого необходимо применять инновационные методы и формы работы, что в последующем приведет к ожидаемым эффективным результатам. Подрастающее поколение будет воспитано на ценностях толерантности в общем и межэтнической толерантности в том числе. А также, терпимость к людям других национальностей будет проявляться не только как необходимое социально одобряемое поведение, навязанное кем-то со стороны, но и как личностная установка и черта характера.

В заключение хотелось бы добавить, что все народы ценны с точки зрения своей непохожести. Этнические особенности каждой нации заинтересовывают и сближают людей. И именно этническое разнообразие необходимо для развития человечества в целом. Учёт и уважение особенностей каждой этнической группы - главное требование для цивилизованного развития любого полиэтнического государства.