Все ужасы про то, как быть женой африканца и, тем более, мусульманина! Секс в большой африке.

Жизнь до переезда и первые впечатления от Ганы

Мой муж Франк родом из Ганы, но образование он получал в Петербурге, где мы и встретились. Тогда он был студентом медицинского вуза, а я работала учителем английского языка. Нас познакомили друзья, и сначала он мне не понравился - однажды мне приснился кошмар, будто я выхожу за него замуж и плачу. Но спустя полгода он начал за мной ухаживать, мы стали общаться ближе и уже через два года поженились. Франк изначально не планировал оставаться в России, поэтому я знала, что придется переезжать.

Родители отнеслись к моему выбору очень настороженно: папа отмалчивался, а мама пыталась меня отговорить от брака. Я знаю, что мама Франка тоже переживала, потому что в Гане есть свои предрассудки по поводу белых женщин. Например, считается, что они не уважают традиции, плохо готовят и не кормят детей грудью.

Публикация от 🌴Африка. Гана. Путешествия.🌴 (@natasakado) Июл 20 2017 в 4:27 PDT

Еще до свадьбы Франк свозил меня в Гану, чтобы я поняла, смогу ли там жить. Когда я впервые оказалась там, было чувство, будто я на другой планете. Меня многое удивляло: еда, дома, манера общения, пропасть между богатыми и бедными людьми. Я увидела мусор, грязь, невоспитанность - ведь там многим постоянно приходится думать только о том, как добыть себе пропитание. Но, с другой стороны, меня приятно удивила приветливость ганцев, их гостеприимность. Нас часто приглашали в гости - для ганцев честь принять у себя дома европейца. В Гане говорят на английском языке, а большая часть населения - христиане. В целом я не увидела ничего такого, что заставило бы меня прекратить отношения с мужчиной, которого я так люблю.

Мы вернулись в Петербург и поженились. На свадьбе моя мама познакомилась с друзьями мужа из Ганы - нарядными, учтивыми, отзывчивыми - и немного успокоилась. Правда, родителей Франка на церемонии не было. В России у нас родился сын Мартин. Как только Франк получил диплом, мы отправились в Гану - ребенку тогда было всего десять месяцев.

Публикация от 🌴Африка. Гана. Путешествия.🌴 (@natasakado) Июн 25 2017 в 9:51 PDT

Адаптация и широкая ганская душа

Мы живем в Гане уже три года. Почти два года назад у нас появился второй сын - Давид. Его я родила в России, но это произошло случайно: я задолго спланировала поездку на родину и купила билеты, а только после этого узнала, что беременна. В Гане можно спокойно рожать, если найти хорошего врача. Правда, здесь это дорого, а в России все расходы покрывает страховка. У меня российское гражданство и вид на жительство в Гане - его получить легко, если муж местный. Я занимаюсь детьми и хозяйством, веду инстаграм, а муж работает врачом. Сейчас у нас все хорошо.

Но первый год, пока муж искал работу, мы жили очень скромно - мне пришлось привыкать к жизни без стиральной машинки и удобств. Мы поселились в небольшом городе, где не продавалось большинства привычных для меня продуктов. Еще поначалу я испытывала некоторый дискомфорт от особенностей поведения местных - например, они могут прийти в гости в шесть утра, и нужно быть всегда к этому готовой. Но все это мелочи, которые нужно просто принять. Глобально мне было несложно адаптироваться.

Основные проблемы в Гане связаны с безопасностью. В целом здесь все не так плохо, как многие думают: люди дружелюбные, а днем с тобой никогда ничего не случится даже в бедных районах. Но вечером лучше держать ухо востро - могут залезть даже в дом, воровство здесь случается нередко.

Меня часто спрашивают, как я не побоялась переехать в Африку с двумя маленькими детьми. Конечно, здесь распространены разные заболевания, но если ты соблюдаешь элементарные правила профилактики, ты ничем не заболеешь. Мы немного переживали из-за малярии, от которой сложно отгородиться совсем, но она ведь легко лечится: если ее сразу выявить, через три дня болезнь уже полностью проходит.

В Гане есть современные города с интернетом, машинами, кондиционерами, супермаркетами - вопрос в деньгах. Можно себе обеспечить жизнь, которая мало чем отличается от жизни в Европе. Цены здесь сравнимы с питерскими, но импортные продукты - молоко, сыр, яблоки и груши - стоят дороже. Плата за воду, газ и свет выше. Аренда жилья в небольшом городе стоит дешево: мы живем в половине дома и платим за нее 75 долларов в месяц.

У нас с мужем есть разница в менталитете, но она не мешает - мы же влюблены друг в друга. У Франка большая семья - дяди, тети, братья, сестры, в том числе двоюродные и троюродные. Мне пришлось свыкнуться с тем, что члены семьи могут в любой момент обратиться за помощью или попросить денег, - это архиважно, и иногда нам приходится терпеть неудобства, чтобы помочь родственникам.

Публикация от 🌴Африка. Гана. Путешествия.🌴 (@natasakado) Июн 5 2017 в 10:26 PDT

Христианство, шаманы и праздник вместо похорон

Больше всего меня шокирует церемония похорон. Здесь это не оплакивание усопшего, а праздник жизни, шикарное торжество с песнями, плясками и кучей еды. Родственники дают объявления в газетах, по телевизору и радио о том, что умер человек, печатают лицо усопшего на футболках. Считается, что если с почестями проводить человека в другой мир, его дух будет помогать семье. Еще некоторые завышают возраст покойников, чтобы покрасоваться перед другими тем, что в их семье хорошая генетика, люди живут долго. Иногда таким образом хотят привлечь богатых женихов. Похороны показывают престиж семьи, поэтому все из кожи вон лезут, чтобы переплюнуть остальных. На торжество может прийти 300–400 человек, то есть даже люди, которые особо не знали умершего. На похоронах заводят знакомства, налаживают деловые связи.

Некоторые ганцы устраивают жертвоприношения куриц, заговаривают кукурузу и вешают на нее красные нитки

Главное культурное мероприятие ганца - это поход в церковь в воскресенье. В церковь идет вся страна - закрываются магазины, банки, а все женщины надевают лучшие платья, делают прически. Если ты не ходишь в воскресенье в церковь и ты не мусульманин, значит, с тобой что-то не так.

Несмотря на то что Гана - христианская страна, люди здесь верят в духов и в магию, ищут всему сверхъестественное объяснение. Здесь много шаманов, поэтому языческие традиции тоже соблюдаются. Некоторые ганцы устраивают жертвоприношения куриц, заговаривают кукурузу и вешают на нее красные нитки. Еще ганцы отмечают все праздники: и христианские, и мусульманские, и национальные - такие как день фермера.

Ганский патриархат и послушные дети

В Гане за невесту платят выкуп. Часто богатство и успешность молодого человека становятся решающими аспектами при выборе мужа. В поиске жениха активно участвует мама и другие родственники, которые моментально превращаются в свах при любом удобном случае. Бедняку не заполучить девушку из хорошей семьи.

В стране господствует патриархат и традиционные ценности, но при этом в правительстве много женщин на важных постах. Часто в обеспеченных семьях нанимают помощниц, так что женщина может даже не заниматься хозяйством. Но она обязана родить ребенка, а лучше трех. Если в семье нет детей, супруги начинают ходить к шаманам, чтобы снять проклятие и забеременеть.

Мои мальчишки очень выделяются на фоне других ребят: они постоянно хулиганят, и им это прощают, потому что они вроде как белые

К детям традиционно относятся строго: их не балуют, им ничего не разрешают трогать, ограничивают их свободу. Здесь очень важно мнение общества, поэтому на людях ребенок всегда должен вести себя хорошо. Распространены физические наказания, в том числе и в школах. Лично мне здешние дети кажутся забитыми существами, которые все время сидят смирно. Мои мальчишки очень выделяются на фоне других ребят: они постоянно хулиганят, и им это прощают, потому что они вроде как белые.

Публикация от 🌴Африка. Гана. Путешествия.🌴 (@natasakado) Мар 2 2017 в 2:28 PST

Детей рано отдают в образовательные учреждения, которые тут называются школами. С года они уже в яслях. Мамы выходят на работу после трех месяцев декрета, и до года с детьми сидят бабушки. Образование здесь в приоритете, поэтому семья готова пойти на многие жертвы ради того, чтобы выучить ребенка. Мои дети не ходят в школу, и это тоже вызывает всеобщее непонимание.

Еда, одежда и путешествия

В Гане особенная кухня. Местные едят руками и делают густющие супы, похожие на мясные подливки. К ним подается гарнир, чаще всего это фуфу - блюдо, похожее по консистенции на тесто, которое состоит из вареных маниоки, клубней ямса и бананов. От кашицы отщипывают по кусочку и макают в суп.

Пьют здесь воду, покупные соки, малт - красный солодовый напиток, похожий на квас, но слаще. Также делают пальмовое вино, самогон из пальмового сока, почти безалкогольную брагу, настойки на травах, пиво. Но здесь очень мало пьют, общество на это смотрит с осуждением.

В Гане принято шить одежду на заказ из африканского хлопка с этноузорами - иногда у рода есть собственный узор для одежды. Традиционный наряд - длинная юбка, топ и полотно, которое носят как тюрбан, используют в качестве слинга для ребенка или просто кладут на плечо. Женщины больше любят платья, а шорты здесь не очень принимают, хотя сейчас нравы меняются. Ганские женщины уверены в себе, знают себе цену, ухаживают за внешностью - к ним, как говорится, на хромой козе не подъедешь. Часто они носят накладные волосы, но сейчас в моде ухаживать за своими волосами - правда, это непросто, потому что для жестких африканских волос нужны специальные средства, которые не все могут себе позволить. Краситься здесь не очень принято, но женщины любят накладные ногти со всякими стразами. Мужчины носят широкие рубахи, тоже в основном сшитые на заказ, а еще часто оборачивают полотно вокруг себя по типу римской тоги - так они ходят на традиционные праздники.

Публикация от 🌴Африка. Гана. Путешествия.🌴 (@natasakado) Июл 3 2017 в 3:08 PDT

Туризм в Гане организован плохо. Это вам не Танзания с Кенией, где есть национальные парки, все благоустроено. У нас есть отдельные достопримечательности, но я не слышала о турах по стране, поэтому чаще всего приходится объезжать все места самостоятельно.

Например, есть музей рабства в красивой крепости, веревочные мосты, натянутые над джунглями (напоминает фильм «Аватар»), деревня с ручными обезьянами, огромное водохранилище Вольта, на котором установлена гидроэлектростанция. В регионе много водопадов, а на севере есть национальный парк со слонами, старинные мечети, деревня ведьм.

Публикация от 🌴Африка. Гана. Путешествия.🌴 (@natasakado) Мар 11 2017 в 10:59 PST

Люди часто думают, что Африка - это одна большая страна, где есть только пустыня и голодающие племена в повязках. Но это не так. Здесь десятки стран с разными режимами, экономическими возможностями и климатическими условиями. В Гане нет повального голода, а в основном территория покрыта зелеными джунглями. Здесь зелено, много цветов, растений, а обезьяны и львы не ходят просто так по улицам. У нас вечное лето, а три раза в год можно собирать урожай.

Африканцы обманывают российских женщин на генетическом уровне. Зачастую это происходит ещё потому, что не все интернет-романы заканчиваются встречей через пару дней в ближайшем кафе за чашкой чая. И тут вступает в силу доверчивость жертвы и врождённый дар красноречия хитроумного дельца.

«Скоро выхожу замуж. Буду жить с ним в Америке! Он приедет через месяц меня проведать...» написала мне приятельница в социальной сети. И прислала фотографию...Уилла Смита. Я недоумеваю: как можно быть настолько легковерной?

К сожалению, для множества людей это уже давно стало своеобразным бизнесом. Среди женщин попадаются и очень доверчивые. Мошенники зачастую играют на их чувствах, как на дешевой скрипке. Поскольку в нашей культуре просто не принято щедро осыпать женщин комплементами, которые ничего не значат, это на какое-то время дезориентирует потенциальную жертву. Женщины, потерявшие надежду найти свою вторую половинку, цепляются за переписку с мошенником, как за последний зыбкий лучик надежды.

На фото, как вы уже догадались, вовсе не жених из маленькой африканской страны, где голодают, а голливудская звезда — великолепный актёр Уилл Смит. Он даже не чёрный, в нашем понимании этого слова, а квартеронец. То есть, африканцем был только его дедушка. Однако именно таким представляют себе жениха-африканца большинство женщин, получив письмо, начинающееся со строчек «Ищу свою любовь, очень хочу серьёзных отношений».

Уже было множество случаев, когда тролли из Ганы и Нигерии затевали переписку от лица американских генералов, якобы воюющих в Афганистане или Ираке. Причем, некоторые из них гораздо хитрее: они не ставят фото знаменитости или молодого качка, а выбирают на фейсбуке галереи пожилых мужчин для того, чтобы все выглядело правдоподобнее. Но поскольку большинство российских и белорусских женщин - доверчивы и добры от природы, они клюют и на них, думая, что разница в возрасте привлечет мужчину, и они будут заботиться о нем и варить ему борщи и солянки. А совершенно зря.

Почти все эти отношения заканчиваются одинаково: вымогательством денег у жертвы. В интернете стала известна история такой невесты из маленького городка, Натальи. Несколько месяцев фальшивый генерал входил в доверие и однажды сообщил, что решил приехать и жениться на Наталье. Написал, что срочно высылает крупную сумму денег и подарки с курьером. Разумеется, несуществующий курьер не доехал и якобы попал в плен. Наталья выслала 3 тысячи долларов и влюбленный герой перестал выходить на связь. Позднее было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество в крупном размере». Выяснилось, что деньги были переведены на Украину, а снятие средств произвел гражданин Нигерии. Этот вид мошенничества, который уже не первый день практикуется в интернете и вначале был обкатан на более успешных и состоятельных американцах и англичанах, называется «нигерийские письма». Вы думаете, это в прошлом? Нет, к сожалению, актуально до сих пор!

Кстати, в реальной жизни африканцы тоже очень часто обманывают о стране своего происхождения. Например, будучи уроженцем Зимбабве рассказывают, что приехали из США, где владеют несколькими квартирами на Манхеттене. Молодые девушки цепляются за отношения с таким донжуаном, надеясь устроить свою жизнь в Америке. Они не могут заметить принципиальную разницу между африканцем американского или канадского разлива и выходцем из страны третьего мира. В каждом чёрном им видится Эдди Мёрфи или Уилл Смит. Но не тут-то было!

Скажите, как вы относитесь к знакомствам по интернету в целом? Большой ли процент людей, по вашему мнению, действительно имею шанс найти свою вторую половинку?



Чернокожая девушка посетила Россию, побывав в Москве и Санкт-Петербурге. Одним из ключевых моментов в нашей стране, который ее волновал - это отношение русских к темнокожим.

Свои впечатления она описала в своем блоге (перевод с английского):

Мои впечатления как чернокожей женщины, путешествующей по России.

Если вы читаете этот блог или дружите со мной в социальных сетях, вы, вероятно, уже знаете, что несколько месяцев назад мы с мужем провели 10 дней в Москве и Санкт-Петербурге.

С тех пор многие заинтересовались нашим путешествием, и мне прислали очень много вопросов. Это не так уж удивительно, потому что, хотя в Россию приезжает некоторое количество посетителей, но все же это не очень популярное направление для большинства отдыхающих.

То, что Россия – не попадает в список стран к посещению среднего путешественника, может быть связано с несколькими факторами. Россия известна тем, что тут большую часть года зверски холодно, тут очень дорого, а также грязное политическое прошлое (и нестабильное политическое будущее) страны делают более привлекательными для посещения туристические центры в странах Западной Европы. (В 2015 году, Лондон и Париж заняли 1ое и 3ье места среди самых посещаемых городов в мире).

Кроме того, хотя, возможно, это просто догадка, россияне не считаются самыми дружелюбными и сердечными людьми. Таким образом, Россия в значительной степени остается неизведанной территорией для туристов.

Учитывая все вышесказанное, я понимаю, почему люди так заинтересовались нашим отпуском в России – их интерес связан с неизвестностью. И кроме типичных вопросов вроде «И? каково это?» Моя поездка вызвала любопытство со стороны чернокожих путешественников, которые снова и снова спрашивали о том, каково это – путешествовать по России, будучи благословленным меланином.

Когда я делюсь фотографиями и наблюдениями в сети, мне снова и снова приходят вариации одного вопроса:

«Правда ли, что Россияне – расисты по отношению к чернокожим?»
«Подверглись ли вы расовой дискриминации в России?»
«Как вы себя чувствовали в путешествии по России, будучи чернокожей женщиной?»

Немного исторического контекста: выходцы из Африки в России

Чтобы понять, почему этот вопрос – такой животрепещущий, необходимо узнать историю потомков Африканцев в России и историю бывших советских республик. Я поискала в интернете и удивилась, узнав, что чернокожие люди всегда присутствовали в истории СССР: согласно статье сотни Афро-Американцев прибыли в регион в период с 1920 по 1930 годы в попытке найти лучшую жизнь, избежать экономического кризиса и расовых преследований, с которыми они столкнулись в США.

Чернокожие люди из Африки тоже не отставали: в статье объясняется, что они прибыли в Советский Союз в большом количестве, нанятые чиновниками, обещавшими им бесплатное образование в университете. Таким образом, социальный климат для чернокожих людей был довольно хорош. Квалифицированных чернокожих работников очень ценили. У них были западные зарплаты и субсидированное жилье.

Но все это резко контрастирует с недавними историями о расовых отношениях в России.

Google выдает статьи о враждебности, направленной против чернокожих по всей стране. Нападки «в лучшем случае» выражались в словесных оскорблениях (например, расистские эпитеты, брошенные чернокожим футболистам с трибун фанатов во время матчей), а в худшем – физическим насилием во время матчей на российской земле.

Поэтому неудивительно, что чернокожие путешественники сегодняшнего дня обеспокоенны собственной безопасностью и благополучием в поездках по России. Не окажутся ли они в опасности во время путешествия по России?

Путешествие по России, будучи чернокожей – Мои впечатления

Короткая версия: не было ни одного повода для конфликта во время моего пребывания в Москве и Санкт-Петербурге. На самом деле, ко мне относились удивительно хорошо. Местные относились ко мне с любовью, и это шокировало меня, если учитывать то, что я слышала и читала о расовых отношениях в России.

Длинная версия: у меня было такое ощущение, что меня принимают с распростертыми объятьями на протяжении всего моего пребывания в стране. На меня бросали любопытные взгляды, но не такие длинные, как будто проникающие в самую душу, взгляды, которые на меня бросали во многих странах Азии. Люди были невероятно вежливыми, готовыми помочь и сердечными, особенно в Москве, являющейся, безусловно, более «Русским» из двух городов (Санкт-Петербург выглядит и ощущается как западноевропейский город. Мне также показалось, что он более туристический, в нем проще ориентироваться, если знаешь английский язык, но не знаешь русского. На английском в Петербурге говорит и пишет гораздо больше людей, чем в Москве). Вот несколько примеров коммуникаций в Москве, которые мне больше всего понравились:

Русские люди подходили к нам на улице и в метро, чтобы помочь найти дорогу, хотя мы их об этом совершенно не просили. Московское метро может быть довольно сложным, так как все названия написаны на кириллице, а в большинстве путеводителей и карт те же станции названы транслитом. Иногда нам было трудновато, но найти помощь там очень легко. Однажды, увидев наши озадаченные лица, случайный прохожий остановился, чтобы подсказать нам дорогу. Он не очень хорошо говорил по-английски, но потратил на нас пять минут своего времени, чтобы направить нас в нужную сторону.

Пожилая дама в вагоне метро улыбнулась мне и похлопала по сиденью рядом с ней, умоляя меня присесть рядом с ней.

Охранник в торговом центре «Европейский» узнал, что я из Канады и вовлек нас в оживленную дискуссию о любви к моей стране. Он когда-то жил и работал в Новой Шотландии.

Молодой человек, сотрудник магазина Adidas, отнесся ко мне с заботой и предоставил исключительный сервис. Он поблагодарил меня за посещение страны и попросил изучить больше уголков страны. Он также выразил сожаление о том, что во всем мире россиян воспринимают как «плохих людей».

В том же обувном магазине: пожилой мужчина подошел с другого конца магазина к нам, чтобы подсказать, какую стоит купить обувь. «Леди, черные - лучше», - сказал он. «Вам понадобится такая обувь, чтобы убежать от русского мужчины!»

Это были несколько (случайных) примеров, которые показывают, почему мне так понравилось пребывание в России. Я ни разу не почувствовала, что меня подвергают дискриминации из-за моей расы. Однако, обратите внимание на то, что это были мои личные впечатления, и что есть целый ряд факторов, которые могли повлиять на то, как ко мне относились. Что это за факторы? Читайте дальше.

Почему вам стоит воспринимать мой рассказ с большой долей скептицизма

Я – чернокожая женщина, а не мужчина. Это было бы упущением, если бы я признала этого. Путешествующие чернокожие женщины меньше воспринимаются как угроза, чем чернокожие мужчины. Виноваты в этом, конечно, СМИ, которые, похоже, стремятся пропагандировать идею о том, что чернокожие люди – навязчивые, и являются опасными преступниками.

Я маленькая и выгляжу неугрожающе. 5 футов 3 дюйма, 130 фунтов. Я маленькая – я не представляю никакой физической угрозы. Также, я очень улыбчивая. Мое лицо просто излучает позитив, и это успокаивает многих людей.

Я побывала только в Москве и Санкт-Петербурге. Эти города очень космополитичны, и хотя они не находятся на уровне Лондона, Парижа или Рима, в них бывает очень много туристов в год. Русские в этих городах хорошо образованы и привыкли видеть и взаимодействовать с иностранцами-туристами. Если бы я отважилась сойти с «протоптанной дорожки» и отправиться в более сельские города, то мои впечатления могли бы быть совершенно другими.

90% моего времени я провела в компании белого человека. Мой муж – кавказской внешности, и, хотя он родом из Германии, его часто принимали за местного. Было бы глупо не признать, что его присутствие рядом со мной большую часть времени, вероятно, оградило меня от неблагоприятных реакций. Осознавая это, я позаботилась о том, чтобы два вечера гулять по городу в полном одиночестве. Как ни странно, люди относились ко мне лучше, когда я была одна (см. мою встречу в обувном магазине выше).

Я говорю на американском английском и явно представляю собой человека из Северной Америки. Еще раз, важно отметить, что моя американская внешность, синий паспорт и язык обеспечили определенный уровень безопасности даже в местах, которые известны как расистские, предвзятые и/или дискриминационные. Мой голос и моя одежда просто кричали о том, что я турист с Запада, и во многих местах это является преимуществом. Не верьте поднятой в прессе шумихе, во многих странах американцев превозносят и предоставляют лучший сервис.

Итак, расисты ли русские по отношению к чернокожим людям? Стоит ли им ехать в Россию?

Мне все еще трудно ответить на этот вопрос. Мои впечатления от путешествия были чрезвычайно позитивными, но было так много факторов, от которых это зависит, что трудно дать окончательный ответ, который был бы применим ко всем. Лично я бы вернулась (и обязательно вернусь). Архитектура – поражает, история и культура – полностью поглощают тебя, еда – просто божественная. Однако в следующий раз я хотела бы отправиться за пределы основных городов, и исследовать другие места – Россия слишком велика, чтобы опираться на впечатления от Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы описать – что это за страна.

В чем я точно уверена, так это в том, что вы никогда не узнаете, что такое Россия, пока вы не приедете туда и откроете ее для себя сами, - то же самое можно сказать о любой стране, городе или территории. Итак, для моих чернокожих собратьев: я говорю вам, отправляйтесь в путь и исследуйте, и не забывайте перед путешествием вооружиться необходимой информацией, историями и доказательствами.

Чернокожие люди, мне бы хотелось узнать: повлияла ли угроза быть подвергнутым расизму в России на ваше решение не ехать туда? Вы когда-нибудь были жертвой расовой дискриминации за границей? Где? И для тех из вас, кто был в России, какие ваши впечатления?

Немного об Оникке Реймонд: писатель из Нью-Йорка, педагог, видеограф, и любительница путешествий. Побывала в более чем 100 странах на 6 континентах. Следуйте за мной в моих путешествиях по всему миру!

Впечатлениями о путешествии по Россиии и другим постсоветским странам поделились читатели блога чернокожей девушки.

Вот некоторые из комментариев:

Каролина Отиено:

Мне нравится ваша формулировка в этом посте. Вы подошли к теме очень вдумчиво, а не так: «эй! Я был в России и я чернокожий, и поэтому в России любят чернокожих».

Один из моих братьев учился в России в конце 90ых – начале 2000ых. Он вернулся в 2005 году, ему было около 30 лет, но его волосы уже поседели (стресс+зима?). Он был явно травмирован. Он начал учиться в Московском университете дружбы народов, но ему пришлось уйти из-за опасности, которую представляли собой скинхеды. Некоторых Африканских и Азиатских студентов целенаправленно выслеживали и линчевали только потому, что их кожа была на несколько тонов темнее.

В общественном транспорте его часто толкали под ребра пожилые русские женщины, чтобы убрать его со своего пути. Полиция постоянно останавливала его, чтобы проверить документы. В итоге, мой брат переехал в Курск, но когда он вернулся в Кению, он поклялся, что ноги его больше не будет в Европе после такого.

Конечно, у каждого остается свое впечатление., но я не согласна с тем, что к чернокожим женщинам относятся лучше. У меня есть чернокожая подруга, кенийка, она учится в Волгограде, с ней все в порядке, она со всем справляется.

И несмотря на все эти истории, я хотела бы увидеть Россию. У моего брата были и положительные истории. Он рассказывал, что в России – самые вкусные пирожные, и уникальная архитектурная эстетика с красочными зданиями с куполами. Водка была дешевле воды?
Я бы отправилась в эти страны без страха, потому что знаю, что у каждого – свой опыт, в каждом путешествии испытываешь негативные и позитивные эмоции, но так как человеческая доброта есть повсюду, то везде будет хорошо.

Я живу в Нидерландах и мне кажется, эта страна довольно толерантна, но я сталкивалась с дискриминацией. За мой почти всегда следует охранник в магазине. На меня несколько раз накричали в автобусах и на катерах. Голландцы – довольно классные… но есть несколько человек, которые ведут себя как расисты. Кстати, здесь в Нидерландах, ко мне относятся лучше, если я хожу с белым парнем.

Я побывал в Украине в 2009 году по работе. Один раз я шел по улице с азиатским коллегой, прямо в центре Киева. И какой-то парень ударил меня по лицу и сбил меня с ног. Когда я встал, он исчез. Так что я не уверен, что стал бы рисковать своей безопасностью. Я знаю чернокожего сотрудника дипломатической службы США, которого избили так сильно, что агентство решило убрать всех Афро-Американцев с постов из этого региона. Я бывал на Балканах и в более южных странах, бывших частью советского союза, и все проходило без проблем.

… должна отметить, что в моем списке стран к посещению, Россия находится так низко, что она вообще не котируется. Это из-за того, что мне интересна история и культура других стран, которые мне бы хотелось посетить в первую очередь.

Jules: … моя старая квартира была в районе, где жило много русских. У меня никогда не было проблем с ними, хотя вокруг было мало чернокожих. Да, через две двери от меня жил один извращенец, но это же единичный случай. Русские мужчины слоны к пьянству, поэтому я бы посоветовала одиноким девушкам-путешественницам поостеречься в выборе вечерних развлечений. Санкт-Петербург – в моем списке городов к посещению.

…я недавно вернулась из поездки в Москву и мое впечатление от путешествия на 95% отличное. Город – прекрасен, и русские мне показались очень добрыми, любопытными дружелюбными ко мне, как к чернокожей женщине. Хотя языковой барьер был очень серьезный.

К сожалению, почти под конец моей поездки, я проходила мимо Кремля и на меня напал мужчина (он схватил меня за попу, хлопнул и что-то проорал мне на русском). Он просто подбежал ко мне, когда я спокойно прогуливалась по оживленной дороге (представьте себе эквивалент улицы в 10 минутах ходьбы от Таймс-сквер в нью-Йорке), а потом убежал. Поскольку у меня много друзей в России, я редко ходила одна. Этот случай удивил меня. Если не сказать больше! Полное отсутствие реакции у прохожих вокруг нас было еще более шокирующим, и честно говоря, многое сказало о культуре в отношении работы над преступлениями на почве расовой ненависти.

Из-за этого негативного случая я, к сожалению, не рекомендую поездки в эту страну в данный момент. Я действительно здорово провела время, но, как упоминала ранее, во время поездки я была с группой гостеприимных русских (в основном, мужчин) друзей. Мне показалось, что на меня могли напасть, и это бы не имело последствий для нападавшего. И это-то и тревожит. В городе бло так мало чернокожих людей, что группа чернокожих женщин-путешественников будет сильно выделяться. Будем надеяться на более открытую и культурную Россию в будущем, потому что это действительно прекрасное место.

…я должен был преподавать английский в Москве этим летом и осенью. Оба вызова были отменены в последнюю минуту. Я очень долго добивался от них ответа – почему? И один менеджер сказал мне, что им пришлось отказаться от меня потому, что им показалось, что некоторые родители могут спросить «почему моего ребенка обучает чернокожий человек?» Читая твои посты и посты других людей, я понял, о чем говорил менеджер, но не сказать, что я согласен с их решением. Я сталкивался с подобным в Китае.

15.12.2014

Русских, живущих в Африке постоянно, немного. Если не считать дипломатов и сотрудников крупных российских компаний, в основном это русские женщины, вышедшие замуж за африканцев. Как они устраиваются в новых, подчас тяжёлых для себя условиях? Как складываются их судьбы в незнакомом мире? Об этом «Русскому миру» рассказала этнолог Марина Бутовская.

Вообще-то Марина Львовна, заведующая сектором кросс-культурной психологии и этологии человека в Институте этнологии и антропологии РАН, многие годы изучает примитивные племена Восточной Африки. А проект, посвящённый «русским жёнам», возник относительно недавно. И был поддержан фондом «Русский мир».

— В последние десять лет мы с моей группой изучаем в Танзании охотников-собирателей, - рассказывает Бутовская о том, как появился замысел проекта. - Во время своей работы мы постоянно пересекаемся с русскими. Это вполне естественно, потому что всегда нужна какая-то помощь и необходимы люди, которые могут дать адекватные советы. У нас возникла идея, что хорошо было бы провести исследование, которое освещало бы судьбу и условия их адаптации - мы это называем социально-психологической адаптацией. Не только в Танзании, но и в других странах Восточной Африки. Потому что и культура, и ментальные особенности, конкретные для условий конкретной страны, играют большую роль. Суть проекта заключается в том, чтобы объяснить, почему часть этих русских там хорошо закрепилась и адаптировалась, а другие потерпели фиаско и либо вернулись, либо едва сводят концы с концами. В подавляющем большинстве случаев речь идёт о женщинах, которые вступали в браки с африканцами. В итоге у нас получился веер различных ситуаций. Страны разные, возможности в этих странах тоже разные, однако мы сейчас приходим к тому, что, независимо от этого, есть люди, которые могут адаптироваться и наперекор всему бывают счастливы и успешны. Другие же, казалось бы, приезжают на всё готовое, с хорошим стартовым багажом, но в результате всё время недовольны и постоянно попадают в неприятности. Почему так происходит и от чего это зависит, мы и постарались выяснить.

- В каких странах Вы проводили исследования?

В Танзании, Уганде, Руанде, Замбии (кстати, мне очень понравилась Замбия в этом плане), Эфиопии и Кении. То есть в основном в странах Восточной Африки плюс Замбия, потому что она территориально считается уже Южной Африкой. Но так или иначе все эти государства имеют свою специфику. Я бы объединила все эти страны, за исключением, может быть, Эфиопии, потому что все они между собой сходны.

- Много ли таких женщин?

Это уместный вопрос. Дело в том, что в разных странах количество таких людей сильно варьируется. Связано это с тем, по какому пути развития шла каждая из этих стран в то время, когда, соответственно, посылала сюда своих студентов учиться. Потому что из некоторых государств люди массово ехали ещё до, а также после перестройки, а из других практически никогда не приезжали. Скажем, из капиталистических стран студентов было очень мало, как, например, из Кении.

Или же это определялось установками конкретной семьи: если они были социалистами или коммунистами и хотели, чтобы их дети учились в Советском Союзе.

А были страны, считавшиеся демократическими или социалистическими, какими в своё время были Мозамбик, Сомали, Эфиопия, которая и продолжает, собственно, оставаться таковой, хотя сейчас там совершенно другие политические установки. Танзания, с переменным успехом Уганда и Руанда, Конго, Экваториальная Гвинея, Бурунди или Мали. Вот оттуда студенты приезжали массово.

Ещё одна деталь, которая сильно влияет на количество этих женщин, которые туда попадают, - это религиозные традиции, потому что если это были христиане, то вероятность того, что семья мужа будет согласна на брак с женщиной из бывшего Советского Союза или России, выше, чем в мусульманских семьях, где сыну невесту выбирают заранее.

- Насколько активно уезжают в Африку, выходят замуж девушки, женщины - россиянки, скажем, в последние десять лет - время экономического роста?

Я бы не сказала, что активно. Просто потому что поток африканцев в Россию сократился. Но такие примеры есть.

- Есть какая-то разница между теми, кто уезжал после перестройки, и теми, кто едет сейчас?

Те, кто едет сейчас, имеют хоть какое-то представление о том, куда они направляются: есть Интернет, по телевизору показывают, как живут в этих странах. Раньше такого широкого доступа к информации не было. Сейчас они более подготовлены, а с другой стороны, и уровень жизни в Африке за эти годы вырос. В той же Танзании женщина уже вряд ли будет жить в хижине с земляным полом. Пусть это будет и небогатый домик, но там хотя бы будут электричество и другие удобства.

- Смешанные семьи: как они устроены? На европейский манер?

Страны очень сильно отличаются. Очень сильно варьируется ситуация в зависимости от того, в какую семью попадает эта женщина. Так что никаких общих моделей там нет, есть несколько вариантов развития сюжета.

Нам самим, антропологам, это интересно: как формируется современная семья при смешанных браках. Успешность брака отнюдь не является стопроцентно зависимой от того, будет ли эта семья устроена на европейский лад или нет. Это гораздо более сложная ситуация. Мы не просто констатируем, например, что очень многие браки распадаются, потому что между африканской, субсахарной культурой и российской культурой дистанция огромного размера. Моё исследование детализирует: почему распадаются и почему браки сохраняются.

- Что больше всего поражает русских девушек, приезжающих в Африку?

Надо сказать, что привязанность к русской культуре не является отрицанием культуры местной. Тут важен баланс, и лучше всего отношения складываются в тех семьях, которым удаётся его найти. И дети в таких браках оказываются, если угодно, богаче духовно. Потому что в равной степени причастны к обеим культурам.

- А есть положительные примеры шока?

Конечно. Это чудесный климат. Или новый дом с прислугой, который купили молодожёнам состоятельные родители. А в принципе, в Африке большой дом, машина, прислуга - атрибуты среднего класса. И, как правило, всё это у них будет. Моё исследование как раз и показывает: положительные психологические установки, которые в первую очередь связаны с чертами личности человека, способствуют тому, что он легче переживает трудности и легче адаптируется в новых условиях.

- Как эти женщины устраиваются в новой для себя стране, в новом мире?

В своих интервью мы пытаемся детально анализировать истории жизни. Женщины бывают разные. У кого-то высшее образование, у кого-то среднее. Но, как правило, всё-таки высшее. Очень часто они приезжают туда без языка. Но дальше они начинают активно его изучать, и многие буквально за два-три года уж если не осваивают местный язык, допустим, суахили или амхарский, то по крайней мере английский. И что дальше? Обладая языком и хорошим образованием - какие бы сказки сейчас ни рассказывали про развал образования в России, это не вполне соответствует истине - они, как правило, без труда устраиваются на работу.

Всё зависит от того, куда едет женщина и с какой установкой. Если мужчина либо скрывает, может быть, сознательно, куда он её отвезёт, либо он думает, что ей это не важно, - вот в этих ситуациях возникают самые большие проблемы.

Если же мужчина заранее предупреждает, в какие условия попадёт женщина и оказывает жене поддержку, - такие браки бывают очень успешны.

Вот ситуация: они приезжают и поселяются, к примеру, в хижине с глинобитным полом, где полно комаров, вообще никакой связи, электричества нет - представляете, какая разница с жизнью в России или Советском Союзе? А муж, предположим, он инженер, получает копейки. И языка она, по сути, не знает. Что ей делать? Она начинает подрабатывать, занимается какой-то надомной работой. Например, шьёт, хотя это совсем не её уровень. Постепенно она выучивает язык и устраивается, к примеру, в начальную школу преподавать математику, английский язык или русский. Потом она становится преподавателем старших классов, затем директором школы. Больше зарабатывает и муж. Естественно, они живут уже не в глинобитном доме, у них есть машина, служанки, их дети получили хорошее образование.

Если бы он её не предупредил, для неё это было бы слишком сильным шоком, и она подумала бы, что её просто обманули и бросили. В этих условиях брак, скорее, разрушился бы. Но этого не происходит, и таких браков по любви много.

Бывает, что семьи распадаются. Это происходит вследствие, например, семейного насилия. Иногда муж находит себе вторую, местную жену, потому что в этих странах мужчины часто полигамны. Хотя это и запрещено официально, но существует обычай. Часто даже по традиционному праву вторая жена имеет право на половину имущества после смерти супруга. Кто-то это готов терпеть, другие - нет.

Были случаи совсем тяжёлые - когда женщина терпела полное фиаско. Муж её бросал, и она оказывалась без средств, работы и с детьми в чужой среде, да ещё не очень хорошо зная язык. И дальше во многих случаях срабатывала система поддержки соотечественников. Русские, которые там жили и лучше устроены, начинали ей помогать. Это очень типично. Русские там (я имею в виду русскоязычных) - точно диаспора: они между собой связаны, поддерживают отношения, друг другу помогают. И общаются они не потому, что, скажем, работают вместе, а потому, что они русские.

- Как складываются отношения с родственниками мужа? Всё-таки это люди совсем иной культуры.

Ситуации бывают разные. Часто родственники мужа уже готовы к появлению девушки из России. Может быть, сын даже привозил её и знакомил с родителями. Или же они сами приезжали в Россию и уже знакомы и с ней, и с её родителями. Очень распространён вариант, когда жених или муж - сам метис, его мать была русской. Она спит и видит, чтобы её невестка тоже была из России. А ещё много браков, когда оба супруга учились у нас и они с детства много рассказывали о стране своему ребёнку. В Эфиопии очень много таких пар. Они любят Россию. Их сын, приезжая сюда, уже внутренне готов к тому, чтобы выбрать себе русскую девушку. Естественно, в этих семьях хорошие отношения.

Есть ситуации, когда жене сложно найти общий язык с родителями. Часто об этом её заранее предупреждает её избранник, но он готов ради неё дистанцироваться от родственников. Такие пары тоже есть, но менее счастливыми от этого они не становятся. Тут очень важны правильные установки.

- А связи с Россией в смешанных семьях насколько тесные?

Многие женщины, приезжая в Африку, сразу позиционируют себя как русских. Они не собираются отказываться от родной культуры. Их дети знают о своей родне в России, постоянно общаются с родственниками в России, с бабушками и дедушками по скайпу.

Очень часто эти браки как раз ориентированы на связи с Россией, и родители хотят, чтобы дети получали образование в России. Они ходят в Русские культурные центры, приобщают своих детей к русской культуре, нанимают им русских преподавателей, чтобы дети хорошо говорили по-русски.

Так происходит не всегда. Всё зависит от установок конкретной семьи. Некоторые возвращаются, но мечтают оттуда уехать. И тогда они ищут своих родственников в Америке и Европе, получают разрешения и уезжают. Это может происходить и в бедной Эфиопии, и в весьма зажиточной по африканским меркам Кении.

Особо скажу про Эфиопию, откуда очень много выходцев училось ещё в Советском Союзе. Я вообще в восторге от этой страны. Там есть центр Россотрудничества, который ведёт большую активную работу. Они преподают русский язык, организуют различные вечера, празднуют традиционные русские праздники - от Нового года до Пасхи. При нашем посольстве, а оно в Эфиопии большое, действует школа, в которой учатся и дети от смешанных браков. Там совершенно изумительный директор, замечательная атмосфера для детей. Я даже подумала, хотя моя дочь уже взрослая, что, если бы у меня была возможность, я бы хотела, чтобы мой ребёнок учился в такой школе и в таких условиях. Вдали от родины эти дети, по-моему, лучше изучают русскую культуру, чем здесь, в России. Им смогли донести, насколько это интересно. И Пушкина они читают не для галочки, а потому, что Пушкин и вся культура, связанная с Пушкиным, - это очень интересно, и её знание просто обогащает жизнь.

Вокруг этого центра объединяется большое количество наполовину русских, смешанных семей, туда же, в этот центр, ходят и активно поддерживают эти связи бывшие выпускники, которые считают себя частью этого мира. Это важно для них как часть культуры, которую для себя и своих детей они не считают нужным упускать, а наоборот, полагают, что это надо развивать, пропагандировать, усиливать.

Бывает, что даже не только дети, а внуки продолжают себя числить русскими, хорошо знают русский язык и русскую культуру и поддерживают эти связи. Это такая непрекращающаяся связь с Россией. С моей точки зрения, это идеально для идеи Русского мира.

- Ваш проект называется «Русский язык и русская культура как факторы социально-психологической адаптации русских мигрантов и их потомков в Восточной Африке». Всё же как, скажем, знание русского помогает влиться в местное общество?

Вопрос в том, насколько человек, уезжая, видит, что русский язык и русская культура для него важны. И насколько он ищет общества людей, которые тоже принадлежат к этой культуре. Потому что есть люди - и есть стратегии, - которые, уезжая из России, не хотят иметь ничего общего ни с Россией, ни с русской культурой, ни даже с теми, кто вообще приезжает из этой страны.

Для тех людей, которые не забывают своих предков, не рвут связи, во многих случаях это оказывается очень полезно - и для карьеры, и для их повседневной жизни. Потому что они чувствуют себя комфортно. В некоторых случаях людям кажется, что быть русским - это плохо, у тебя сразу низкий статус. А здесь это не так, во многих случаях они рады и с гордостью заявляют, что они русские. Наоборот, это повышает их общественное положение. Например, некоторые дети, несмотря на то, что они метисы, числятся в школе русскими. Вопрос в том, скрывать это или не скрывать.

- Разве где-то в Африке не престижно быть русским?

Знаете, в Кении не очень престижно. Ну не то чтобы это уж совсем плохо, но, конечно, лучше быть англичанином или немцем, поэтому в Кении большинство родителей не хотят, чтобы их дети имели дело с русской культурой.

- Там сильны колониальные традиции?

Там они всегда были сильны. Уровень жизни значительно выше. Зарплата в среднем выше, чем в России, намного. Но и требования большие. Впрочем, это не значит, что абсолютно все в Кении так себя ведут.

У нас там есть несколько семей - это уже третье поколение, которое хорошо знает русский язык и считает, что их успешная адаптация частично зависела или объясняется тем, что они воспитывали детей в русской традиции. И вот это долготерпение, понимание того, что существуют некие мультикультурные установки, что люди все разные и что нужно поддерживать связи с Россией, - они им помогли. Многие из них сейчас, например, имеют какой-то совместный бизнес с Россией. И если в Кению приезжают бизнесмены, то они пытаются какие-то связи устанавливать через них. Такие люди есть, и это очень здорово.

- Но в Африке по-прежнему ценится российское образование? Там ведь работает немало специалистов из России.

Русские очень хорошо устраиваются в Эфиопии. Там очень ценится наше образование, и больше всего студентов приезжает оттуда. Русские жёны иногда открывают совместные небольшие фирмочки, медицинские клиники. В Танзании сейчас появились сложности у тех, кто имеет российский диплом. Не все хотят их брать, поэтому наблюдается отток желающих ехать учиться в нашу страну. Если раньше оттуда приезжало 300-400 человек в год по государственным квотам, потом был спад до 25–30 человек. Сейчас, по-моему, этот поток восстанавливается, и цифра достигла 200–250 человек. Из Руанды и Уганды тоже сейчас стали ехать, достаточно много приезжает из Замбии. Отчасти это ещё и следствие государственной политики, потому что замбийское государство благоприятствовало контактам с русскими. Благодаря медным разработкам там есть русские бизнесмены, обосновалась большая русская диаспора врачей, преподавателей вузов. Русские там востребованы.

- Чем там занимаются наши бизнесмены?

Мы специально не изучали этот вопрос. Например, в Кении есть российский бизнес, связанный с большими поставками медицинского оборудования. Это именно россияне, с российским паспортом.

А вообще, это могут быть какие-то фирмы, поставляющие компьютерное оборудование, это могут быть частные клиники. Мы видели это в Эфиопии, Кении, отчасти в Танзании.

Сейчас, мне кажется, появилась тенденция к увеличению количества русских бизнесменов и специалистов, которые едут в этот регион на постоянную работу. И то, как поведут себя их дети, зависит от активности того же самого фонда «Русский мир». Потому что если родители отдают их в международную школу, то для продолжения образования они вполне могут предпочесть Англию или Францию. А значит, в Россию они, возможно, не вернутся.

И это касается не только детей россиян, но всех, кого можно отнести к Русскому миру в этих странах. Я считаю, что в Африке, при определённых условиях и определённых усилиях, количество людей, которые поедут учиться в Россию, а, стало быть, потом будут поддерживать связь с Россией, с русской культурой, может быть в разы увеличено. Поэтому ставить вопрос, как он ставится сейчас: раз есть большая русская диаспора, ну, скажем, триста тысяч человек, то в неё и надо вкладывать все усилия и средства, - не совсем правильно.

- Что нужно предпринять?

Например, в той же самой Танзании нет кабинета русского языка. Я бы его там открыла, потому что там есть потребности. Там очень много людей ещё готовы отправлять своих детей учиться в Россию. Но существует две проблемы. Во-первых, смысл имеет отправлять на учёбу тех, кто уже обладает базовыми знаниями. А во-вторых, это местная коррупция. Сейчас все квоты отданы на откуп их Министерству образования. То есть ни наше посольство, ни какие-то иные российские организации не имеют к этому отношения. Само министерство решало, кто едет, а кто нет - за взятки. А кто едет в Россию? Сюда не едут самые богатые. Едут те, кто такие взятки дать не может. В результате русские квоты просто не выбираются. Это парадокс, потому что люди хотят здесь учиться, министерство вовремя не отдаёт все их документы российской стороне для оформления. Что получается? Наши чиновники говорят: мы тогда будем сокращать квоты, потому что и те, что существуют, не выбираются. В Африке-де интереса к нам нет. А на самом деле он есть, но это вопрос переговоров.

А вот в Замбии не отдали на откуп отбор студентов местному министерству, и поэтому количество студентов оттуда сейчас увеличивается. Там видят перспективы развития бизнеса с Россией, и специалисты с русским языком будут там востребованы.

Я везде это пишу и, где можно, это озвучиваю: нельзя говорить, что Африка больше не в сфере интересов России. Это всё время звучит, а главное - ведь это неправда. Мало того, что африканские правительства обижаются. Ну вот зачем родители будут посылать ребёнка учиться в Россию, если эта страна заявляет, что Африка не в её сфере интересов?

Более того, сейчас вся Чёрная Африка уже под контролем Китая. Это произошло за десять лет.

- Хорошо известно об экономическом проникновении Китая в Африку - финансовой помощи, инфраструктурных проектах. А как дела обстоят с точки зрения культурного влияния?

Центры Конфуция там уже есть и в маленьких городках. Причём китайцы следуют своей стратегии: не светиться, никаких политических обещаний не давать. Это такой культурный прозелитизм: сначала африканские дети ходят в построенные на их средства школы и учат китайский язык. Разумеется, бесплатно. А потом им говорят, что у них есть перспективы: те, кто освоит китайский язык, затем смогут поехать за счёт китайской стороны на учёбу в Китай. И это не десять человек, и не сто человек, и не тысяча. Сейчас туда едут уже десятки тысяч. Таких людей накапливается всё больше. Сейчас, например, совместные китайско-танзанийские фирмы растут как грибы. И это происходит во всех странах региона.

Как следствие, меняется и отношение: на смену подозрительному или индифферентному отношению приходит абсолютно положительный образ. В результате друзей Китая там всё больше и больше, а друзей России всё меньше. О России там уже мало что знают, хотя многие помнят ещё Советский Союз.

Мне кажется, эту ситуацию надо исправлять. Это стоит не больших денег, но больших перспектив. Потому что это сфера просто изумительных экономических возможностей.

) . Девушка, променявшая пасмурный Петербург на далёкую Гану, которая находится в Западной Африке.

Несколько лет назад Наталья влюбилась в студента медицинского факультета по имени Франк. И с этого момента поняла, что её судьба навсегда связана с Африкой.

«Нашей семье 6 лет. В ней 4 человека, 3 мужчины, 2 малыша, 1 мама. Между нашими городами 6573 км или 10 часов полета на самолёте. В стране, где мы живем 270 солнечных дней в году, а средняя температура 28°С. 12 часов дня и 12 часов ночи. 0% зимы, 100% лета. Здесь люди говорят на 46 языках, а пишут на девяти. Здесь 1 океан. 3 полосы и 1 звезда на флаге. Мы - Наташа, Франк, Мартин и Давид, а живём мы в Гане (Западная Африка)»

«Когда я уезжала из родного города, переехать в Гану было для меня так же естественно, как пойти в школу после детского сада, в университет - после школы, в офис - после университета».

«Почему вы в Гане, а не в России? Где же лучше? Конечно, лучше в России, где есть неплохое бесплатное образование и здравоохранение, налаженная система общественного транспорта, много детских площадок и торговых комплексов. Но в Гане мне нравится больше. Потому что в Гане дом моего мужа. А для семьи легче и комфортнее жить на родине мужа. Там, где он, как рыба в воде. Там, где он может быть главой семьи».

«Франк обожает классическую музыку! Особенно оперу, особенно хоровые партии. Франк любит готовить, хотя в Гане не принято, чтобы мужчина находился на кухне. Франк настолько любит читать, что в своё время воровал книги из библиотеки. Ну и последнее, мой муж - самый лучший муж на свете!»

«А ты там была? Ну и как? Жарко? А рожать не страшно было? А других жён у него нет? И внутри всё замирает, пока ты открываешь рот, чтобы в сотый раз ответить на один и тот же вопрос. И думаешь: а готова ли я была к такому вниманию? Знала ли, что десятки взглядов будут провожать нас по улице, что люди будут оборачиваться и шептаться за спиной? Я закрываю странички в соцсетях, чтобы не видеть злые комментарии. А потом снова открываю, чтобы рассказать людям, что мир не делится на чёрное и белое. Я захожу в дом и обнимаю самых прекрасных в мире малышей, кожа которых гораздо темнее моей. И тогда мне кажется, что я всё смогу выдержать!»

«В России меня всегда раздражал табачный дым. А в Гане я иногда даже скучаю по такому «родному» запаху. Всё потому, что здесь почти не курят. Мне даже сложно сразу сказать, где в нашем городе продаются сигареты. Курение в Гане осуждается, как собственно и употребление алкоголя. На нашу редкую бутылочку вина к ужину с осуждением смотрела вся семья. Кстати, про алкоголь: вот он продаётся - на любой вкус и цвет. Но увидеть человека, идущего по улице с бутылкой пива в руке - нереально».

«10 причин приехать в Гану:

1. Убедиться в том, что Африка - это не только глинобитные хижины, обезьяны, саванны и люди в набедренных повязках.

2. Почувствовать себя суперзвездой. Приготовьтесь постоянно махать рукой окружающим, улыбаться, отвечать на вопросы и просьбы сфотографироваться.

3. Без последнего айфона и дорогого авто почувствовать себя богачом. Всё познается в сравнении, правда?

4. Без нарощенных ресниц, косметолога и стилиста почувствовать себя королевой красоты.

5. Убедиться в том, что есть руками иногда удобнее и вкуснее, чем приборами. Даже, если это суп.

6. Убедиться в том, что сутки без воды в кране и электричества - это не конец света.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

8. Испытать себя на прочность, выносливость, авантюризм и общительность.

9. Засыпая под москитной сеткой, почувствовать себя героем приключенческого фильма или передачи на канале Дискавери.

10. С гордостью рассказывать друзьям: «Я был в Африке».

«Мясо в Гане очень любят, причём едят все субпродукты, а такие необычные части, как коровья голова или копыто, вообще считаются деликатесом. В семье моего мужа в почёте мясо козы. Даже нет - козла! Такого, чтобы козлиный запах позабористей. Шкуру не снимают - просто опаляют мех и варят с кожей. Ещё один деликатес - улитки-ахатины. Их выращивают на специальных фермах до впечатляющих размеров и продают на рынках».

«Я раньше очень просто относилась к тому, что посторонние люди видели моего годовалого сына с голой попой. А муж меня ругал, потому что здесь это как-то не принято. Вообще, в Гане одеваются достаточно целомудренно. Короткие юбки и платья носят с легинсами. Шорты до недавнего времени вообще были табу. Увидеть ганку в бикини нереально».

«Слинг или коляска? Для ганских женщин такого вопроса не стоит. Детей традиционно носят за спиной, подвязывая особым куском материи. Коляски тоже некоторые используют, но в основном во дворе. Гулять с детьми по улицам не принято. С собой я привезла слинг-шарф и носила в нём Давида до шести месяцев. Потом стало тяжеловато ходить на дальние расстояния, и мы пересели в прогулочную коляску, с которой мне гулять удобнее».

«Что почем в Гане? Цены в основном с рынка, в супермаркете могут отличаться. Овощи-фрукты на рынке продают поштучно или измеряют в ведрах, мисках и пр., так что перевести их в килограммы было сложно: 1 литр молока - от 1,5$; 1 хлеб белый - 0.5-1.5$; 1 кг картошки - 2.5$; 1 кг бананов - около 1$; 1 кг яблок - около 4-5$, 1 шт - 0.5$; 10 штук яиц - 1$; 1 курица, бройлер (целая тушка) - около 5$; 1 кг помидоров - 1.25-1.5$; 1 чашка кофе - 2.5$; 1 литр воды в бутылке - 0.25$; 1 бургер - около 5$; 1 авокадо (в сезон) - 0.25$; 1 ведро манго (в сезон) - 1.25$».

«В Гане даже в небогатых семьях принято держать прислугу. Чаще всего, это молодые девушки или парни из деревни, дети дальних родственников, готовые делать всю работу по дому за возможность жить и учиться в городе».

«В Гане практически все дети - билингвы. С рождения их окружают два языка: английский и местный. Вот и мои дети растут в двуязычной среде: дома мы говорим на английском и русском. Местный язык они тоже слышат, но на нём не говорят совсем».

«За что люблю ганских детей, так это за их терпение и внимание к малышам. Они всегда готовы возиться, играть с младшими, не жалуются, не пытаются отделаться от них. Мальчишки по соседству и даже взрослые парни всегда готовы остановить игру, чтобы Мартин мог ударить по мячу. А ещё они не жадные. Большинство из них живут по нашим меркам крайне бедно, но и то немногое, что у них есть, они всегда готовы разделить между собой».

«И будут двое одной плотью» - говорит Библия, и лучших слов не подобрать, чтобы описать то единство, которым мы можем наслаждаться. И за это я благодарю Бога».

Ещё больше увлекательных историй из жизни Ганы можно найти на странице Натальи Сакадо в Инстаграме - @natasakado .

Эта статья может быть интересна твоим друзьям? Поделись ссылкой в своих соцсетях:

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!