Вышивка гладью: схемы для начинающих. Вышивка гладью: пошаговое руководство

Вышивки гладью интересны и разнообразны. Давайте вместе украсим изделие и оно станет неповторимым. Вышить можно всё что угодно: скатерти, подушки, одежду, украшения, полотенца, салфетки, платки, и так далее. Для начинающих можно посоветовать простую вышивку гладью. Лучше начинать с небольшого узора. Важно понять, что суть этой вышивки - это ровные стежки, которые близко и очень плотно прилегают друг к другу.

Вышивка гладью бывает разная: двусторонняя и односторонняя, прямая и косая. Техника и разновидность вышивки: простая, художественная, выпуклая гладь, прорезная, штриховая, объёмная, атласная, белая, владимирская, русская, полтавская.

Если вы хотите научиться вышивать гладью, вам не обязательно сразу запоминать все стежки и техники. Начать можно с пары швов, которые пригодятся для вышивки цветов, бабочек, небольших рисунков, фигурок животных.

Вышивание возможно на разных тканях. Не имеют значение ни переплетение, ни цвет, ни состав. Всё зависит от ниток, которыми вы шьёте. Если вы взяли для работы нитки Мулине, то и ткань лучше брать хлопчатобумажную: хлопок, лён, мешковину. Если нитки шёлковые, хорошо подойдёт тонкий батист, сатин или шёлк. Для ниток Ирис годятся плотные ткани.


Что понадобится для работы? Нужна будет игла. Правильно выбирайте иглу для работы. Выбор иглы зависит от ткани и ниток, также учитываем и рисунок. Чем тоньше игла, тем профессиональней будет смотреться ваша работа. Далее, используем для работы пяльцы или рамы, кому как больше нравится. На пяльцах ткань больше натянута, что важно для рисунка и удобства вышивальщицы.

Ещё нужны будут маленькие ножницы, напёрсток и копировальная и папиросная бумага. Кто умеет рисовать, тому проще, можно просто нарисовать рисунок на ткани карандашом.

Если нет способности к рисованию, используйте копирку. Для этого нужно положить копировальную бумагу на ткань, сверху расположить рисунок, распечатанный на принтере. Скалываем эту конструкцию булавками и обводим по контуру. Разбираем всё по отдельности и приступаем к работе.

В разных деталях нашей вышивки могут быть использованы разные техники. Например, крупные детали можно оформлять протяжёнными стежками, а узкие полоски, маленькие детали вышиваем короткими малыми швами. Техники часто путают с видами вышивки. Нужно запомнить, что один вид вышивки может быть выполнен в разных техниках.

Начнём с прямого стежка. Начинающей мастерице достаточно будет узнать этот шов, чтобы делать простейшие работы. От прямого стежка пошло название простого вида. Длина стежка бывает разной, от 1 мм до 7-8 мм. Например, в белой глади этим стежком обводят контур узора.

Прямым швом можно вышивать крупные детали и контуры. Для мелких деталей он не годится. Его используют и для заполнения внутренней части детали.

Прямой стежок можно выполнить под любым углом. Открытыми стежками «ёлочкой» вышивают листики, папоротниковым стежком выполняют хрупкие длинные стебли, стебельчатым швом вы создадите ровную безупречную линию. Расщепляющий стежок нужен для контурных линий.

Клинообразные и шевронные стежки можно вышить по бокам рисунка, заполнив пустое пространство. Точечный в готовом виде похож на кофейное зёрнышко, зерновой используется для эффекта светотени внутри детали.

Стежки гладью - следующий по сложности этап вышивки. Гладь используют для придания рисунку тонких оттеночных переходов. Используя шёлковые нити, можно вышивать пейзажи, портреты, жанровые сцены. Такая гладь называется художественной.

Разновидности глади: теневая, вприкреп, односторонняя, двусторонняя, прорезная, белая, счётная, плоская и выпуклая.

Выпуклая гладь нужна для придания рисунку дополнительной рельефности. Настил вышивают простой гладью, а затем действуют в обратном направлении. Увеличиваем высоту детали и делаем её выпуклой и рельефной.

Стежок «ёлочкой» исполняет мотив листьев. Выполняется близкими друг к другу диагональными стежками.

Скрещённые стежки выполняются скрещёнными нитками. Эту технику можно использовать для того, чтобы выделить центр листа или середину другой фигуры.

Очень красив рельефный шов «ёлочкой», в нём накладываются друг на друга диагональные скрещивающиеся стежки. Центр листа вышейте румынским стежком.

Плетёная гладь состоит из групп стежков, вышитых чёткими рядами. Акцент делается на светотени. Если вы уже немного освоили предыдущие техники, можете попробовать работать теневой гладью. Она помогает создать на изделии интересный и красивый переход цвета из одного в другой. Такой переход называется градиентом.

Часто встречающиеся стежки. Китайские узелки тонко оттеняют и придают завершённость рисунку. Стежок рококо мы часто видим внутри цветочных композиций.

Вышиваем пошагово ирис техникой простая гладь.

Для работы понадобится:

  1. Нитки шёлковые: тёмно-фиолетовые, фиолетовые, белые, оранжевые и зелёные.
  2. Ткань (лён, шифон, капрон, батист, и так далее). Здесь шифон.
  3. Пяльцы.
  4. Ножницы.
  5. Тонкая игла.

Наша работа выполнена на шифоне, поэтому здесь не нужна калька или копирка. Кладём ткань на рисунок, закрепляем булавками и рисуем на ткани карандашом или ручкой.

Здесь показано, как вышить один цветок, но если желаете - можно вышить всю композицию. Вышивать будем шёлком в одну нить.

Оформляем лепестки нижней части ириса тёмно-фиолетовым цветом. Оставим расстояние между стежками для белого цвета.

Приступаем к вышивке следующего лепестка. Вначале вышьем загиб лепестка ириса.

Согласно преданиям, вышивку гладью люди получили в дар от богов. Из Азии это умение, ставшее мастерством, мигрировало в Европу, где и стало невероятно востребованным. Самые искусные вышивальщицы сутки напролет украшали цветами и орнаментами ткани, постельное белье и тонкие носовые платочки.

А современные модели с вышивкой, пусть даже и машинной, порой стоят целое состояние.

Особенности техники вышивки гладью

Вышивка гладью включает в себя множество техник, при которых рисунок выполняется небольшими стежками. Благодаря плотному наслоению нитей, узор набирает дополнительный объем. Ее уникальность в том, что, используя особые техники для одного рисунка, вы получите абсолютно разные узоры.

Гладь требует предварительной подготовки, и стоит освоить — пошаговую технику вышивки гладью для начинающих— со схемами и советами мастериц. Но зато, потратив время на тренировку, вы научитесь создавать невероятно красивые, тонкие и изысканные картины.

Идеи для вышивки гладью со схемами

Техник вышивки гладью на самом деле очень и очень много. Они отличаются длиной стежка, наличием настила и плотностью и толщиной нитей. Но прежде чем переходить к тонкостям разных техник, нужно потренироваться, как говорится, набить руку на самых простых и популярных орнаментах и дизайнах.

Вышивка белой гладью (схемы для начинающих)

Вышивка белым по белому создает необычайно женственные узоры и поэтому так популярна при создании свадебных платьев. Работа эта чрезвычайно кропотливая, и для создания больших рисунков часто используют .

Но мы не будем с первых минут замахиваться на целые платья и вспомним, что белым по белому украшают постельное белье, полотенца, скатерти и носовые платки. Особой популярностью пользуются монограммы с инициалами. Изысканные завитки, окруженные цветочными и растительными орнаментами, украсят подарок, созданный вручную.


Основы вышивки цветов гладью со схемами и узорами для начинающих

Цветочные мотивы – наверное, самый популярный сюжет для вышивальщиц. —Русская народная вышивка— использовала и изображала все известные цветы и растения на одежде, по которой можно было определить, откуда человек родом.


Схемы вышивок гладью маков и лилий

Маки всегда были популярным узором на одежде, но и сегодня этот рисунок не потерял своей актуальности. Именно маками в первую очередь украшают мастерицы надоевшие куртки, пальто, рубашки и даже сумки.

Вышивка сегодня находится на пике популярности, так что вы сможете не просто отточить ваше мастерство, но и получить дизайнерскую вещь.

Порядок работы:


Вышивка лилии требует большего мастерства, так как в ней задействовано больше оттенков и нужно правильно расположить и скомбинировать их на лепестках. Большой популярностью пользуются также ирисы – они особенно любимы мастерицами, которые увлекаются вышивкой картин.

Вышивка гладью розы со схемами для начинающих

Роза – королева цветов и одна из самых любимых тем для опытных вышивальщиц. Сложные контуры лепестков, множество оттенков и переходов являются показателем мастерства. Но можно начать, как говорится, с азов – с контура, на котором вы отточите свое умение и постепенно перейдете к более сложным орнаментам.

Небольшим цветком можно украсить элемент одежды. Нитки подобрать в тон отделке или в контраст – в любом случае цветок будет выглядеть красиво.

Если вы интересуетесь темой создания на ткани цветочных мотивов, познакомьтесь с .

Видео

Вышивка меленькой птички не требует сложных схем, а техника выполнения гладью поможет воссоздать природную красоту оперения. Неожиданное применение вышивки для создания броши вызывает одно желание – сразу схватиться за иголку с ниткой.

Вышивка гладью птиц и животных для начинающих начинается с правильного перенесения схемы на ткань. Только полное соблюдение всех пропорций поможет создать правильный силуэт и точное оперение или окрас.

Вышивка гладью предполагает плавное перетекание оттенков одного цвета. Простая техника зашивки гладью большого пространства с переходом цвета воодушевит к работе даже самых неуверенных в себе новичков.

Вышивка белым по белому поможет создать уют и украсить даже самое простое постельное белье. Автор ролика рассказывает о необходимых приспособлениях, инструментах, а также о техниках вышивки для создания цветочного орнамента.

А вы уже освоили технику вышивки гладью или все еще удивляетесь чужому мастерству? Напишите о ваших впечатлениях, будем благодарны.

Надежда Либерова родилась в 1945г. в Курской области. Окончила Московский Государственный Педагогический институт имени Ленина. Сорок лет работала педагогом, в то же время занималась различными видами творчества: хохлома, батик, коллаж, макраме и вязание. С 2000 года начала вышивать картины ручной гладью. С 2004 года член Творческого союза художников г. Москва. Принимала участие в выставках: в доме творчества в Пярну (Эстония), в выставочном зале объединения художников ЮВАО г. Москвы «Родники» в октябре 2007 г., в доме культуры г. Домодедово, на вернисаже в г. Москва. Принимала участие в персональных выставках: в 2003 г., 2004 г., 2005 г., 2012г.


Река Навести. Эстония


На всех парусах

Работа давалась с огромным трудом, но вышивала мастерица с огромным желанием и абсолютно по своему, просто интуитивно накладывала стежок за стежком, как говорится: «куда не ткни и все на месте». На сегодняшний день ее техника больше похожа на рисование нитками, чем на классическую вышивку гладью. Увлечение стало настолько сильным, что все свое свободное время, Надежда Николаевна посвящает творчеству.


Айсберг


Берег

Рассказывает автор: «Немного о том, как начала вышивать картины гладью. Может быть волей случая, а может быть всю свою жизнь шла к этому, но в один из теплых летних дней, подходя к подъезду дома, остановилась у сидящих на скамейке бабушек. Среди них была Кобанова Мария Васильевна (ей в тот момент было 93 года, ветеран войны, медсестра, прошла всю войну). Из разговора узнала, что она в течение 50 лет вышивает картины гладью. Она попросила принести мои работы, вышитые бисером и гобеленовым швом. Я с гордостью показала их, но когда увидела ее картины, стало ясно, что мне очень далеко до такого мастера. Мария Васильевна предложила мне начать вышивать под ее руководством. Надо отметить, что вышивала она нитками которые распускала из различных кусочков тканей: х/б, шерсти, шелка, какой-то тесьмы и т.д., короче, из всего, что можно распустить. Раньше, в магазинах было пусто и купить нитки было очень сложно. Поэтому творческие люди использовали все, что могли и за много лет она к этому привыкла.»


Горы


Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь

«И так это знакомство стало началом творческой карьеры. Рисунки на выбор предложила мне Мария Васильевна. Хочу сразу отметить, что рисовать она не умела, у нее было всего несколько рисунков на кальке, но очень подробно вырисован каждый элемент, поэтому картины у нее много раз повторялись. Выбранный рисунок «Березы у воды» перевела под копирку на ткань, очень подробно, все, даже мелкие детали. Закрепила ткань на раму. Дальше нужно было подбирать по цвету и распускать кусочки тканей, работа очень нудная. Кусочками материала она со мной поделилась. Честно говоря, распускать тряпочки, и этими нитками вышивать, меня хватило на пять дней. После чего пошла в магазин и купила мулине, благо проблем уже с этим не было.»


Горный водопад


Церковь Покрова на Нерли

« Мария Васильевна показала мне основной стежок и я очень медленно начала работать. Так под ее постоянным руководством вышивала в течение нескольких дней, затем попробовала делать все самостоятельно, используя ее работу, сделанную по тому же рисунку, как образец. У Марии Васильевны работы получались объемные, так вышивая стволы берез, она подкладывала плотную ткань, затем обшивала их вокруг. Свою первую работу, конечно же, старалась делать точно, следуя указаниям. Не получись бы эта первая картина, вряд ли бы я продолжила вышивать гладью, но результат был неожиданно хорошим.»


Брюгге


Лесной водопад

« С этого момента я и «подсела на иглу». Желание вышивать росло в прогрессии. Окончив первую работу, начала самостоятельно вышивать «Павловский дворец». Работа давалась с огромным трудом, но вышивала с огромным желанием и абсолютно по своему, просто интуитивно накладывала стежок за стежком, как говорится: «куда не ткни и все на месте».


Закат


Японский мотив

« На сегодняшний день моя техника больше похожа на рисование нитками, чем на классическую вышивку гладью. Увлечение стало настолько сильным, что все свое свободное время, я посвящаю творчеству. Самое интересное, что Мария Васильевна начала вышивать по рисункам, которые я для нее делала и используя мою технику, она вышила еще около десяти работ. Тогда ей уже было 95 лет. Умерла она в 99 лет.»


Снегири на рябине


Санкт-Петербург

«Работаю я очень много, по десять, а иногда и по четырнадцать часов в день. Все картины абсолютно разные, не повторяющиеся. Стараюсь выбирать сюжеты, которых раньше не было, то чего не делала ранее.»


Сказка


Сельский пейзаж

« Первые годы, рисовала на ткани картину целиком со всеми деталями. Сейчас я делаю схематичный набросок, намечаю только размер картины ее середину и основные детали композиции, а дальше начинаю работать. Время на выполнение работы разное, зависит от сложности, размера, и может составлять от одного месяца до полугода.»


Дом у ручья


Зима в деревне

«В заключении должна сказать очень важное. На протяжении всех последних двенадцати лет, во всем мне помогал мой муж — Вайно Мстислав Викторович. Это только благодаря ему я успела сделать такое количество работ.7 апреля 2012 его не стало. Вечная ему память.»


Павловский дворец


Рыбацкая деревня

«Техника вышивки гладью может точно имитировать мазки кисти, что позволяет рисовать иглой пейзажи, натюрморты, жанровые картины и даже портреты. Для создания каждой вышивки необходимы сотни разных оттенков нитей. А так же нужно владеть множеством швов и их сочетаний. Каждая вышитая картина - это месяцы и годы творческой, напряжённой работы мастера.»


Голландский домик


Водопад

«Вышитые вручную художественной гладью картины - единственные в своём роде и повторить их невозможно. Даже две одинаковые работы получатся очень разными. Картины вышитые вручную в технике “Художественная гладь” отличаются невероятной трёхмерностью и реалистичностью. Вдохновляет глубина, объём, тонкие переливы цвета и света в каждой вышивке.»


Горное озеро


Осень

«Можно без преувеличения выделить эту технику вышивки, как самую сложную. При выполнении художественных работ, кроме чисто профессиональных качеств и совершенства владения всеми приемами вышивки, так же требуется наличие художественных навыков, фантазии и вкуса самой вышивальщицы. Основой этой техники вышивки являются гладьевые стежки, которые образуют ровную и гладкую поверхность — отсюда и название «гладь».


Дом в горах


Осенняя сказка

«Немного о том, как я работаю над вышивкой. По ткани делаю начальную разметку, намечаю где будут основные объекты картины. Разметка нужна обязательно, в силу особенностей устройства, на котором вышиваю. Станок ограничивает ширину картины в 800-900 мм максимум, высота может быть любая. Ткань закрепляю сверху и снизу степлером, потом накручиваю на нижнюю направляющую до сильного натяжения затем натягиваю и закрепляю слева и справа. Теперь можно вышивать первую (верхнюю) часть картины. Делаю набросок от руки обычной гелиевой ручкой. Деревья, воду и вообще природу - только границы, дальше уже нитками и иголкой. Дома, окна, предметы и людей намечаю более тщательно.»

«Я уже не смогу вышивать по схемам. Это очень кропотливая работа в жестких рамках. Мне намного проще: рисую нитками и ничем не ограничена - полная свобода! Если что-то идет не так, никогда не распарываю то, что уже вышито, проще зашить, изменить несколькими стежками поверх вышивки. Картина может сильно измениться процессе работы. Не стараюсь добиваться фотографической точности, уверена, компьютер сделает лучше. Мои картины всегда не похожи на фотографии, по которым делаются - они ярче и живее. К примеру, на улице могут появиться или исчезнуть дома, деревья, поменяются их фактура или цвет.»


Укротитель «тигров»

Вышивка гладью. Вышиваем бабочек

Вышитыми бабочками можно интересно украсить многие вещи: юбки, сарафаны, брюки, платья, сумки и т п. Толщина используемых ниток (мулине, шелк) зависит от толщины материала, на котором выпол-
няется вышивка, это, в основном, 2-4 нитки. Для выполнения работы необходимо хорошо исполнять следующие швы: вперед иголку, стебельчатый, петельный, тамбурный, шов петля в прикреп и навивной узелок.
Техника вышивания :

Вариант 1

Выбирают понравившуюся бабочку (схемы для вышивки бабочек даны ниже ) и увеличивают ее до необходимого размера.

Затем через копировальную бумагу переводят изображение на ткань (рис. 1 .1). В первом варианте прожилки крыльев непереводятся. Затем согласно рис. 1 .2 и 1 .3 вышивают контур передних крыльев стебельчатым швом.
Вышивка начинается от тельца бабочки слева направо.
Вышив большие крылья, вышивают малые (рис. 1 .4).
Передняя часть тельца бабочки вышивается стебельчатым швом, задняя -тамбурным (рис. 1 .5) с окончанием вышивки петлей в прикреп.
Глаза выполняются швом навивные узелки.
Усики - швом вперед иголку, концы усиков - петля в прикреп.
Вся бабочка (рис. 1 .6) вышивается нитками одного цвета, но если их на изделии не так много, то можно крылья, тельце, усики вышить разными цветами.
Таким способом можно вышивать на тонких, легких тканях.

Вариант 2

Этот вариант сложнее, но он хорошо показывает строение крыльев разных бабочек. Поэтому при переводе изображения на ткань в этом варианте необходимо точно воспроизвести все линии выбранной бабочки (рис. 2).
Затем намечают прожилки (рис. 3), по которым впоследствии будет выполняться вышивка петельным швом.


Сделав эти операции, вышивают контур крыльев бабочки и ее тельце с усиками, как в варианте 1 (рис. 4).
По контуру прожилок постепенно заполняют поверхность крыльев петельным швом (рис. 5-7).
Чтобы не было разрывов в изображении, вышивают слева направо (рис. 5,6), а следующий ряд (рис. 7) - справа налево и т д.


В зависимости от строения крыла петли в петельном шве могут быть разной величины (рис. 8).
Если это создает трудности в работе, то можно поверхность крыльев заполнить ровными рядами, но характерные особенности каждой бабочки будут потеряны.
Такой вариант вышивки подходит для ткани средней плотности: джинсовые куртки, длинные юбки.


Вариант 3.
Эффектно выглядят бабочки, вышитые воздушным петельным швом. Крылья при этом получаются ажурными, но выполнение этого шва требует аккуратности и не перетягивания петель.
В этом случае бабочка вышивается по варианту 2 до позиции, показанной на рис. 7. При выполнении первой петли второго ряда (справа налево) игла не входит в ткань, а идет над нитью (рис. 9).
Все последующие петли - воздушные, а закрепляется только последняя петля ряда (рис. 10).
Аналогично выполняются и последующие ряды (рис. 11).


Вышивка воздушными петлями делает бабочку «легкой и подвижной». Так как характер крыльев бабочек различный, то при выборе длины стежка контура крыльев это необходимо учитывать, чтобы при изгибе контурной линии не было резких переходов и пропусков.
По схемам можно вышивать бабочек и гладью. При этом контур и прожилки можно выполнять швами вперед иголку или стебельчатым в 1-2 нитки, черным цветом. Основная вышивка выполняется косой гладью разными цветами в две нитки.

На книжном базаре мне посчастливилось ухватить старую немецкую книжку про разные виды вышивания. Начну с самого простого — вышивка гладью картин миниатюр.

Посмотрите вышитые мотивы, а также, если заинтересуетесь технологией работы, просмотрите урок вышивания с разъяснениями как конкретно это делается. Все очень просто, как всегда!

Вышивка картин гладью

Вышивка прямой гладью, называемая также длинным стежком, вышивается параллельными близко друг к другу расположенными стежками, вертикальными рядами, при этом поверхность полностью заполняется вышивкой.

Вышивание гладью картины или миниатюры выполняется после точной разметки или по нарисованному на ткани образцу или заранее переведенной на нее схеме. Такая техника вышивки исключительно подходит для изготовления ковров, драпировок на стену, картин или наволочек для подушек.

Если взять толстую шерстяную пряжу, томожно вышить уникальный рукодельный коврик. Если повесить несколько таких работ в рамочках на стену, будет смотреться великолепно.

Посмотрите сначала один пример зимней картинки с деревьями без листочков. Ниже, в самом конце поста, после схематичного описания техники, есть еще несколько примеров вышитых гладью картин.

В продаже есть великое множество наборов специально для вышивания, там есть все, что необходимо, нитки соответствующих цветов, схема, материал-основа. Но мне кажется, что интересней все же придумать свой мотив, или найти, а затем изменить, чтобы можно было его применить в своих работах.

Как вышивать гладью — урок для начинающих

На первом фото видно как начинать вышивку — самый первый стежок. Лицевые ниточки будут лежать строго параллельно, а изнаночные идут с наклоном, посколько следующий стежок начинается чуть в стороне от предыдущего.

Второй вышивается также точно, конец иглы выходит наружу чуть левее.

Далее виден ряд стежков, сделаны они вплотную, без просветов. На рисунке они все одной длины, но это пока что только для наглядности. Далее приведены простые узоры, в которых применены стежки гладью разной длины, за счет чего и получаются такие интересные причудливые орнаменты.

При прямой вышивке гладью можно хорошо комбинировать друг с другом разные геометрические фигуры — линии, зубцы, треугольники или квадраты, так, что получаются прекрасные, графические образцы.

Для того, чтобы предотвратить случайное вытаскивание нитей, нужно следовать правилу — один стежок глади не должен быть очень длинным, т.е. проходить не больше, чем через пять рядов.

Стежки второго ряда имеют такие же входные и выходные дырочки, как и в первом ряду. Так получается простой орнамент. За счет зубцов, прямых линий и квадратов возникают ровные графические поверхности. Интересное в этом виде вышивки — глади — то, что за счет комбинирования цвета нитей и длины стежков получаются узоры, фигуры и даже целые пейзажи.

Вышивка картин — фото пейзажа

А теперь, как я и обещала, привожу еще несколько панно, вышитых вручную в технике прямой глади. Первая — картина золотой осени. Нивы сжаты, рощи голы, по лугам — туман и сырость…

Морской пейзаж с корабликами. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что не совсем верно, поскольку паруса два, да еще на каждом суденышке.

Думаю, что это летний итальянский пейзаж, зелень деревьев и кустарников, поля, домики с красными крышами. Импонирует удивительная лаконичность картин. Чем проще сама схема или шаблон вышивки, тем интересней конечный результат.

Могу добавить, что такого рода трафареты подойдут не только к вышивкам гладью, их можно с успехом использовать для различных видом мозаик, хоть с яичной скорлупой, для росписи по стеклу, рисункам карандашом, а также для картин акрилом.

Вас может заинтересовать:

Если вы умеете вышивать гладью, то возможно, вам понравится такой способ, который более близок к ришелье или мережке. Еще в давние времена некоторые виды рукоделия, которые можно использовать для украшения одежды и интерьера были слишком дороги, не каждому по карману. Находчивые норвежцы придумали как имитировать кружевные узоры.