Юношеская любовь. Психология

Ваш ребенок-подросток прячет от вас глаза, часто запирается у себя в комнате, подолгу шепчется по телефону, не говорит, с кем идет гулять... Может, ребенок влюбился?

Даже если все известно и подросток не скрывает, что у него появился объект симпатии, вопросов у родителей по этому поводу меньше не станет. Ведь, как утверждают психологи, подростковая любовь - это нечто особое. Все впервые, все необычно, а главное - рискованно. Поэтому важно знать об особенностях подростковой психологии, чтобы не совершать поступков, которые могут больше навредить вашему сыну или дочке, нежели помочь.

Если мама или папа внезапно застали свою дочку, целующуюся у подъезда, их охватывает ужас - что же дальше? Взрослые люди обладают особенностью напрочь забывать о том, что и они когда-то были подростками. И их первый поцелуй, не исключено, был тоже "ранним". И даже если это не так, ничего страшного в том, что ваш ребенок целуется, нет. Ведь он уже вырос настолько, что начал интересоваться вопросами пола, секса и любви . 13 лет, а тем более 15-16 - это достаточно "зрелый" возраст, чтобы начать проявлять внимание к противоположному полу.

Как взрослым себя вести? Ни в коем случае не кричите на подростка. Лучше в доверительной беседе задать несколько вопросов о том, что чувствует дочь или сын, когда прикасается к объекту влюбленности. И еще - как в целом ваш ребенок представляет себе модель отношений.

В чем "секрет"?

Особенностью подросткового возраста является своеобразная "революция", происходящая как внутри организма ребенка, так и в его сознании. Идет мощными темпами гормональное развитие, на его фоне происходят изменения про всем фронтам. Период полового созревания - бурный и проблемный. Настроение подростка может меняться по несколько раз в день. Он и сам часто не понимает причины таких перемен. Матери легче могут понять своих детей, если будут знать, что такое состояние психики очень схоже с состоянием женщины во время беременности и после нее.

Подросток меняется внешне. Для ребенка в это время очень важно, как оценивают его ровесники, поэтому в этот период родителям нужно проявить максимум такта. Любое замечание, касающееся внешности, может зародить у подростка комплекс неполноценности. И он вырастет неуверенным в себе человеком. Например, сказала мама пару раз дочери (пусть даже смехом), что у нее нос слишком длинный, и можно дать 80% гарантии, что девочка всю жизнь будет стесняться своего носа.

Одной из особенностей подростковой любви является резкая "смена влюбленностей". То есть ребенок может влюбляться по несколько раз в месяц. И всякий раз считать, что это всерьез и надолго. Так проявляет себя подростковый максимализм. Кроме того, мальчики могут боготворить одну девочку, но встречаться и дружить совсем с другой.

Подростки могут вольно и скабрезно высказываться о том, что касается секса, и тут же восторженно и возвышенно восхвалять того, кто им нравится.

В пору влюбленности они рвутся на улицу. Причины объяснимы - жажда общения. Желание видеть любимого человека и друзей, с которыми хочется обсудить все происходящее. Подросткам сложно выдержать колоссальное напряжение новых чувств, желаний, у них пока еще не отработаны нормы поведения, недостаточно развит самоконтроль. Поэтому не стоит требовать беспрекословного послушания, а важнее показать, что с вами он может обсуждать все.

Первое "хочу"

Сексуальная сторона отношений у подростков часто не связана с первой влюбленностью. Для подростковой и юношеской сексуальности характерен ее "экспериментальный" характер. Исследуются собственные сексуальные реакции и реакции партнеров. Гормональные перемены у многих подростков влекут за собой взрыв гиперсексуальности. Поэтому многие мальчики и девочки начинают мастурбировать, увлекаться эротическими и порнографическими журналами и кино.

Родителям не стоит бурно реагировать, если они застали ребенка за таким "ужасным" занятием. Ваша задача - быть готовыми к обсуждению любых вопросов сексуальной жизни с детьми. Забудьте про стеснение и неловкость. Иначе об ЭТОМ ребенку расскажут ровесники. А какие у них знания - остается гадать. Мама в таких беседах должна рассказать дочери о том, что ее может ожидать в отношениях с мужчинами. А папа - ознакомить сына с основными премудростями сексуальных отношений с женщинами. Вместе смотрите фильмы про любовь , обсуждайте то, что происходит на экране.

Что можно сделать?

На этапе подросткового развития ребенку важно научиться строить отношения с людьми противоположного пола. Сведений, которые он получит из книг, фильмов, ему не хватит. Новые отношения - это способ узнать об особенностях разных людей, понять собственные симпатии.

Любовь в подростковом возрасте, конечно, похожа на "американские горки", в отличие от юношеской, которая уже более стабильна и равномерна. И на это родителям нужно смотреть с пониманием и снисходительно.

Пусть ваш ребенок знает, что вы ему друг, а не враг. Пусть он имеет возможность всегда прийти к вам и рассказать свои душевные тайны. Первые чувства всегда болезненны. Подростку может казаться, что "это катастрофа", "все кончено", ведь "он (она) меня не любит!". Если хотите помочь ребенку - посоветуйте правильный, по вашему мнению, вариант решения. Дайте понять, что вы уверены в том, что он сам сделает выбор. Так вы завоюете доверие и уважение собственного ребенка. А он, скорее всего, прислушается к вашим советам.

Интересно

"ЛЮБОВЬ как песня" - так называется раздел в новом учебнике родного языка для учеников девятых классов средних школ Китая. Он посвящен природе романтической любви . Опубликованные в разделе материалы и литературные произведения должны, по мнению авторов, научить школьников рациональному подходу к эмоциям, которые охватывают их на этапе полового созревания. Ребята должны понять, что любовь прекрасна и многообразна, но к ней себя нужно готовить. О том, что представляет собой это замечательное чувство, рассказывают опубликованные в учебнике письмо русского педагога Василия Сухомлинского, поэма Александра Пушкина, знаменитый отрывок из романа Шарлотты Бронте "Джейн Эйр", в котором главная героиня говорит о своем желании иметь равенство в отношениях с любимым. Данное пособие иллюстрирует добрый и нежный подход к чувству. Интересно, что в учебнике нет ни единого воспоминания о "Ромео и Джульетте" - самом известном произведении о любви подростков. Оказывается, китайская система образования не одобряет и, более того, считает данное произведение опасным. Шекспир повествует о несчастных любовниках, которые бросают вызов своим семьям, убегают из дома и совершают самоубийства. А чувство любви должно развиваться у молодежи наиболее благоразумным способом.

Большинство людей имеют опыт любовных переживаний. Так, опрошенные У. Кепхартом студенты влюблялись в среднем шесть-семь раз, из них два раза, по выражению респондентов, серьезно. Около половины испытуемых были, хотя бы раз, влюблены в двух людей одновременно. В рамках такой интенсивности существует, однако, большое разнообразие: есть люди с экстраординарно большим романтическим опытом, но есть и такие, которые не испытывали чувства любви никогда. Есть, по-видимому, определенные личностные особенности, которые способствуют тому, что, говоря языком двухкомпонентной модели, люди в разной степени склонны интерпретировать происходящее с ними как любовь.

Долгое время в психологии была популярна мысль о том, что склонность к любви должна быть связана с выраженностью патопсихологических свойств (основанием для таких гипотез служили представления о любви как о манифестации слабости и дефицитар-ности субъекта - подробнее об этом будет сказано ниже).

Однако факты опровергли такие представления. Например, в работе У. Кепхарта было показано, что ни уровень влюбленности в момент исследования, ни число романов, ни романтические установки не обнаружили в своих средних значениях связи с патологическими чертами личности. Крайние же значения этих характеристик, например, очень большое число романов или полное их отсутствие, оказались связаны с недостаточным уровнем эмоциональной зрелости.

Наличие такой криволинейной взаимосвязи между интенсивностью романтического поведения, с одной стороны, и уровнем эмоциональной зрелости, с другой, позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев любовь действительно выполняет своего рода защитную функцию - об этом свидетельствует сочетание максимальной интенсивности романтического синдрома и низкой эмоциональной зрелости. Однако, поскольку отсутствие любовного опыта у взрослого человека тоже сопровождается низкой эмоциональной зрелостью, достигающей максимума лишь при его возрастании, можно предположить, что любовные переживания являются не помехой, а необходимым условием высокого личностного развития.

Склонность к переживанию чувства любви оказалась связанной с такими чертами, как уровень романтизма и локус контроля, причем экстернальному локусу соответствуют большие значения романтического поведения; обнаружены и другие зависимости. Можно предположить, что связь между склонностью к любви и личностными характеристиками опосредуется представлениями людей о желательных и соответствующих их полу, возрасту и другим параметрам формах поведения. В проведенном исследовании связи отношения к себе и отношения к другим было обнаружено, что высокая самооценка сочетается с высокоинтенсивным романтическим поведением у мужчин и с низкоинтенсивным - у женщин. Это можно объяснить тем, что нормативный образ “настоящего мужчины” требует значительно большей романтической активности, чем вообще менее определенный стереотип “настоящей женщины”.

Глава 2. Психология любви в юношеском возрасте

Ты превращаешься во взрослого... То, что еще вчера горячо интересовало, вдруг начинает казаться глупым и «детским», возникают совершенно другие увлечения… А родители порой впадают в недоумение и перестают тебя понимать: «Что это с тобой происходит?»…Появляются новые друзья, компании, как всегда внезапно приходит первая любовь….Ты впервые начинаешь серьезно задумываться над глобальными вопросами: кто, собственно, я такой? Зачем существую? Чего хочу достигнуть в жизни? Каково мое место в мире? И вдруг обнаруживаешь, что помимо мира внешнего есть еще мир внутренний - сокровенный, полный загадок и надежно скрытый от посторонних взоров…

Психология-это наука, которая как раз и занимается раскрытием тайн нашего внутреннего мира и выяснением тех закономерностей, которые определяют поведение человека.

Довольно часто подростки жалуются, что их переживаниями никто не интересуется. Знали бы они, сколько психологами проведено исследований на сей счет, написано книг и статей об этих их самых переживаниях! А еще об особенностях подросткового мировоззрения, общения, дружбы, любви, мышления, проблемах выбора профессии и т.п. Вот только мало кто из подростков знаком с результатами этих исследований! А знания о них – это ключ не только к пониманию тех кризисов и конфликтов, которыми сопровождается взросление, но и к тому,чтобы этот процесс протекал счастливо и вел к жизненному успеху!

Зачем молодым людям знания о том, что с ними происходит? Зачем знать закономерности развития их психики? Во-первых, для большинства из них это просто интересно! Ведь подросткам присуща тяга к познанию себя. А во-вторых, когда человек понимает, как «устроена» его личность и каким образом она развивается, это позволяет гораздо лучше приспособиться к разным жизненным обстоятельствам.

К самому себе тоже нужно уметь «приспособиться», чтобы эффективно взаимодействовать и с собой, и с окружающими. И особенно это важно в возрасте превращения ребенка во взрослого - когда, с одной стороны, волей-неволей возникают разного рода сложности в понимании самого себя и отношениях к внешнему миру. То, насколько успешно будут решены эти проблемы, во многом предопределяет всю дальнейшую судьбу человека. Станет ли он самостоятельным, активным и ответственным или так и останется пассивным и зависимым? Научится ли достигать взаимопонимания с окружающими или будет конфликтовать с каждым, кто повстречается ему на жизненном пути? Станет ли уверенным в себе или останется тревожным и застенчивым?

Попробуем взглянуть на развитие подростков их же глазами, рассказать об их же проблемах, которые возникают, когда они влюбляются, когда пытаются найти свое «место» в этом мире.…Попробуем рассказать об их же проблемах, а не о том, какими эти проблемы предстают в глазах взрослых…

К подростковому возрасту обычно относят возраст от 10-11 лет до 15-16 лет. Но ведь это довольно большой диапазон: согласитесь,10-летний и 15-летний подростки различаются очень сильно, и темпы взросления у всех разные. Кто-то выглядит вполне взрослым уже в 12 лет, а кто-то и в 15 лет еще похож на ребенка, причем в любом случае это вполне укладывается в норму. Соответственно, и те особенности развития, о которых пойдет речь, у кого-то появляются раньше, а у кого-то позже. Поэтому мы в большинстве случаев будем говорить «о подростках» вообще, не уточняя, сколько именно им лет. Не будем забывать и о том, что становление личности зависит не только от темпов взросления, но и от того жизненного опыта, который человек успел накопить.

Эмоции, как и мыслительные процессы, нельзя понять без учета самосознания личности. Развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста. Биогенетическая психология выводила рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков и юношей непосредственно из процессов полового созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастающая физическая сила, изменение внешних контуров тела и т. п. действительно вызывают у подростка интерес к себе и своему телу. Но ведь ребенок рос и менялся, набирал силу и до переходного возраста, но это не вызывало у него тяги к самопознанию. Если это происходит теперь, то прежде всего это знак взросления, возмужания. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязания выдвигают на первое место вопросы «Кто я? Кем я стану? Каким хочу и должен быть?»

В основном перестройка сознания подростка связана с появлением у него новых вопросов о себе, новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает. Все это способствует открытию своего внутреннего мира - главное психологическое приобретение ранней юности. Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда он и проецирует свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что его кто-то обидел, если радуется, то этому тоже находятся объективные причины. Для юноши внешний, физический мир – это только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Это ощущение хорошо выразила 15-летняя девочка, которая на вопрос психолога «Какая вещь для тебя наиболее реальна?» ответила: »Я сама!»

Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных переживаний – внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, ставя перед подростком проблему самоконтроля. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство, ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Половое созревание – центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Его специфическими функциональными признаками являются «менархе» (начало регулярных менструаций) у девочек и «эякулярхе» (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, ведущие за собой сдвиги в телосложении, социальном поведении интересах и самосознании. Диеспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков; они могут быть крупнее, выше и т.д. Особенно тяжело переживаются худоба, полнота. Очень высокий рост и т.д. Это может развить в подростке комплекс неполноценности.

Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В связи с этим подростку становится особенно важно, как к нему относятся другие; придается особое значение личной привлекательности. Именно в отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются недифференцированностью и повышенной возбудимостью (обычно это состояние подростка называют гиперсексуальностью). Подросток может легко возбудиться под влиянием сюжета, зрительного восприятия кинофильмов, рассказов о сексуальных действиях сверстников, собственных фантазий. Естественно, при этом возникает внутренний конфликт между стремлением подростка освоить для себя новые формы поведения, например, физические контакты, и запретами, как внешними - со стороны родителей, так и собственным внутренним табу.

Самая сложная проблема психосексуального развития в подростковом и раннем юношеском возрасте – формирование сексуальной ориентации, то есть системы эротических предпочтений, влечения к лицам противоположного (гетеросексуальность), своего собственного (гомосексуальность) или обоего пола (бисексуальность).

Вопрос о причинах гомосексуальности слишком сложен, чтобы рассматривать его, но это явление не такое уж редкое. Взаимоотношения подростка с лицами своего и противоположного пола нужно рассматривать в общей системе его межличностных отношений, которые не сводятся к сексуально эротическим.

Формирование гомосексуальной ориентации подростка проходит 3 этапа:1-от первого осознанного эротического интереса к человеку своего пола до первого подозрения о своей гомосексуальности;2-от первого подозрения о своей гомосексуальности до первого гомосексуального контакта;3-от первого гомосексуального контакта до полной уверенности в своей гомосексуальности, за которой следует выработка соответствующего стиля жизни .

Процесс этот неодинаково протекает у мужчин и женщин: у девушек сексуальная ориентация формируется позже. Первое увлечение, объектом которого обычно бывает женщина на много лет старше, переживается просто как потребность в дружбе, а гомосексуальному контакту часто предшествуют гетеросексуальные связи. Длительность этого процесса зависит как от социальных условий, так и от индивидуальных особенностей.

Психологически наиболее драматичен юношеский возраст. Юноша с гомоэротическими наклонностями, обнаруживая свою непохожесть на других, внутренне испытывает чувство страха и одиночества, трудности в установлении психологической близости с другими. Некоторые юноши пытаются «защититься» от гомосексуальности гетеросексуальными связями, но это лишь обостряет их внутренний конфликт. Их психическое состояние и самочувствие гораздо хуже, чем у юнош с уже сформированной сексуальной ориентацией; они больше нуждаются в психотерапевтической помощи, чаще совершают попытки самоубийства. Поэтому нужно уже в младшем дошкольном возрасте обращать особое внимание на детей, игровое поведение или телосложение которых не соответствует стереотипам маскулинности и которые из-за этого подвергаются насмешкам со стороны сверстников. Это внимание должно быть тактичным, незаметным и направленным не на отделение ребенка от окружающих, а на повышение его самоуважения, улучшения коммуникативных навыков.

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах: для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания как «задирание», приставание, дерганье за косички и даже болезненные формы. Девочки обычно осознают причины подобных действий, в свою очередь не обижаются на это, а демонстративно не замечают, игнорируя этим мальчиков.

Позднее отношения усложняются - исчезает непосредственность в общении. Чаще это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола. Наступает этап, когда интерес к противоположному полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, а часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляется редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

У старших сверстников общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно – эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого «мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит».

Отмеченная З. Фрейдом разобщенность чувственно – эротического и нежного влечений особенно типична для мальчиков. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Кроме того, сказывается влияние стереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине «с позиции силы». Старшеклассник, не ощущая в себе этой силы, пытается ее симулировать, чтобы быть на уровне стереотипа, увеличивая тем самым свои затруднения. Жажда любви нередко сочетается со страхом «потерять себя», «подчиниться» и т.д.

Девочкам сила не предписана, они свободны от этой заботы, зато вынуждены скрывать свои увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию. Разрешение внутриличностных противоречий во многом зависит от того, как складываются отношения между юношами и девушками в более широком кругу общения.

Общение старшеклассников с противоположным полом значительно более напряженное. Однако в целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно, уверенно, чем юноши с девушками. Характерно в этой связи отношение юношей и девушек к разнополой дружбе. На вопрос: «Возможна ли, по-вашему, настоящая дружба (без влюбленности) между юношей и девушкой?» - большинство старшеклассников отвечают утвердительно. С возрастом сомнения усиливаются, большинство юношей-студентов отвечают на этот вопрос уже отрицательно. Это связано, видимо, не только с разницей в темпе созревания, но и с тем, что юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность в любви.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. С другой стороны, любовь предполагает большую сторону интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в начале юности главным лицом, с которым обсуждаются личные проблемы, обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый (ая). Сочетание духовного общения с сексуальной близостью допускает максимальное самораскрытие личности.

Подросток может довольствоваться однополой дружбой, но она не компенсирует ему отсутствие интимного контакта с представителем противоположного пола. Он начинает отдаляться от сверстников, перестает быть откровенным с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности - одна из основных причин юношеского одиночества.

Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.

Романтические отношения могут возникнуть при совместном проведении времени. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко чувствуют происходящие с их душой и телом метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой.

Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня смотрит! Я ему нравлюсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой обет к предпочтению другим.…Другой становится предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе.

Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он меня не любит!»

Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с психическим и физическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их.

Взаимоотношения юношей и девушек очень часто сталкиваются с множеством моральных проблем. Подростки остро нуждаются в помощи старших, но одновременно с этим они хотят оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания. Именно в эту пору многие отроки начинают писать свои первые дневники, стихи и т.д., стремясь сохранить свои переживания для самих себя.

Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексуя на все возможные ситуации.

В подростковой культуре нередко пользуются популярностью рассказы о своих любовных победах. Эти рассказы подростков (особенно мальчиков) о своих невероятных похождениях отличаются преувеличением описываемых ситуаций, своего сексуального поведения и невероятных последствиях. Обычно подростки рассказывают друг другу прочитанные, подсмотренные и преувеличенные подлинные истории. Они понимают, что каждый явно присочиняет, но не уличают друг друга - ведь так важно вербализовать свои фантазии, пережить их вместе с другими.

Отроческая влюбленность может оказаться истинной любовью, но чаще такие случаи редки - они не правило, они исключение. Обычно отрок страдает от любви, слезы наворачиваются на его глаза. «Все кончено!», говорит он, и мы готовы сострадать ему, но глядь, он уже весел, счастлив игрой в мяч, и уже не помнит о своем вчерашнем горе: «Горе?? Все прошло, я ошибся!»

Многие отроки не переживают открыто свои чувства, но они также мечтают о ком-то прекрасном. Найдя в толпе сверстников симпатию, они не смотрят открыто другому в глаза, а лишь издалека наблюдают за ним. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как их более открытые сверстники. Иногда сверстники больше любят свою мечту о другом, чем его самого.

В отрочестве некоторые подростки начинают раннюю половую жизнь. Этому содействуют социально неблагополучные условия (отсутствие надзора, алкоголизм родителей, сиротство) и недоразвитие нравственных ценностных ориентаций. У подростков, живущих в трудных условиях, как правило, отсутствуют чувство стыда, естественная застенчивость и доминирует сексуальное влечение. Подросток этого типа уходит полностью в сексуальные отношения, и все остальное перестает для него существовать.

В последние годы беспорядочное начало половой жизни стало типичным явлением. Ежегодно создается множество подростковых семей из-за ранней беременности девочки-подростка. Беременность и роды в подростковом возрасте нарушают процесс роста и развития. Кроме того, беременность способствует развитию у девочки-подростка психологического дискомфорта, чувства вины, комплекса неполноценности, а иногда даже побуждает к еще большему освобождению от нормативного поведения, соответствующего возрасту. Переживания девочки-подростка усугубляются отношениями с родителями, которые чаще всего применяют репрессии к своему незадачливому чаду.

Поэтому очень важно просвещать подростков по вопросам любви и секса, готовить их к этой взрослой жизни. И в первую очередь следует воспитывать чувство ответственности за себя и за другого человека, того, к кому подросток испытывает первое чувство любви или половое влечение.

Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности, давно растворившийся в реальной жизни с течением лет.

Любовные чувства юношей, как и взрослых, индивидуальны и многообразны. Когда они называют зарождающуюся у них привязанность «дружбой», они не лицемерят: они и вправду испытывают прежде всего потребность в коммуникации, эмоциональном тепле.

Извечные вопросы школьных диспутов - как отличить любовь от увлечения, можно ли любить одновременно двоих и т.д.- одинаково волнуют и юношей, и девушек. Нежная привязанность, чувственное влечение и потребность в дружбе, основанной на взаимном самораскрытии, сосуществуют, вызывая желание разобраться в себе, отделить главное от временного, наносного.

Почему они ходят на митинги, хотят любви и занимаются сексом

Если интересно, почему ваш ребёнок, став подростком, начал вести себя совсем не как тот десятилетний ангел, лучше пойти к подростку, а не в интернет. И попробовать с ним поговорить. Но если разговаривать он отказывается - ладно. Можно забить свои вопросы в поисковой строке и надеяться, что все ответы найдутся, а тревоги пройдут. «Мел» вместе с «Яндексом» собрали самые популярные* запросы о подростках.

1. Почему врёт подросток

Вопрос, на который, наверное, вообще ответа не существует. В принципе, врут примерно все. И взрослые тоже. А потом, если за правдивый ответ подросток может получить порцию недовольства от своих родителей, то и смысла говорить правду нет никакого.

2. Почему подростки не хотят учиться

Тут причин может быть столько, что все не перечислишь. От банальных лени и подросткового бунта, до, например, проблем в школе вроде буллинга . В последнем случае нужно открыто поговорить с ребёнком: может, условная Марья Петровна назвала его идиотом, и теперь он думает, что всё пропало. А вот если дело в прокрастинации, помогите подростку организовать его работу организовать его работу: вместе составьте план занятий, помогите разобраться в заданиях, не ставьте невыполнимых задач (и объясните, что так делать - себе вредить).

Кажется, потому что многое в жизни подростка меняется: физиологические изменения, психологические. Из детства - в более осознанный возраст. Но это не точно.

4. Почему подростки закрывают лицо на фото

Это можно спросить у своего подростка (если такой есть дома). Но вообще, отношение к себе у подростков часто критичное и не всегда адекватное. Поэтому ощущение «я урод/уродина, только не фотографируйте» - нормально. И потом проходит.

5. Почему идёт кровь из носа у подростка/почему выпадают волосы у подростка/задерживается менструация/появляются растяжки/хрустят суставы и тому подобное

Причин, по которым у взрослого человека или подростка может идти кровь из носа, много. То же самое - с выпадением волос. Это может быть в рамках нормы, а может говорить, например, об эндокринных заболеваниях. В любом случае, если речь идёт о здоровье вашего ребёнка, лезть в интернет и доверять сомнительным форумам - плохая затея. Лучше сходите к нормальному врачу.

6. Почему подростки агрессивны

16. Почему подростки нуждаются в карманных деньгах

Деньги нужны всем и всегда: обед в школе, поход в кино, кафе, покупки, которые можно сделать, не оглядываясь на родителей и не отчитываясь за какие-то мелочи. Карманные деньги - отличный способ научить ребёнка управляться с деньгами, а в будущем не вырастить того, кто промотает свои деньги и ваши заодно. Расскажите ребёнку о семейном бюджете , вместе посчитайте возможные расходы подростка и определите понятные суммы, которые вы готовы давать. И хватит ждать подвоха и думать, что все деньги подросток спустит на развлечения в сомнительной компании.

17. Почему подростки курят

Опять немного про мозг. Центр удовольствия расположен внутри лимбической системы (именно она развивается очень активно в подростковом возрасте). Именно центр удовольствия восприимчив к воздействию алкоголя, никотина и кокаина. Поэтому подростки впадают в зависимость от веществ гораздо проще, чем взрослые. Так что тут правильнее спрашивать не «почему курят», а «почему начинают». Вот тут и правда можно говорить про влияние компании и опыта семьи. Если в окружении курят, шанс, что это же начнёт делать подросток, - довольно высокий.

18. Почему подростки жестокие

О каких проявлениях жестокости идёт речь, не совсем понятно. Спускать кошку в мусоропровод - это уже что-то не вполне здоровое. Тут надо, скорее всего, к психологу (или хотя бы начать с текста нашего блогера Анастасии Мироновой «12 советов, как не вырастить из ребёнка живодёра»). А может быть ваш ребёнок стал буллером и травит в школе одноклассников. И хотя травля - это системный сбой школьного коллектива , решить проблему можно. Только для этого должны приложить усилия и учителя, и родители, и ученики.

19. Почему болит сердце у подростков

Если вопрос серьёзный и про здоровье - к врачу. Если это метафора душевных состояний - вспомните себя. Клише «трудный возраст» не такое уж плохое. Если подростку грустно - будьте рядом. Не пускают в комнату - не злитесь. Рано или поздно подросток выйдет на ужин.

20. Почему подростки матерятся

Во-первых, так проще выразить отношение к событиям, которые вызывают сильные эмоции. Во-вторых, способ показать «я уже не ребёнок - мне можно». И посмотрите на себя. Если вы любите крепкие выражения и не стесняетесь их использовать, почему бы подростку, глядя на вас, не делать то же самое. А если вас всё-таки не устраивает, что ребёнок матерится как сапожник, .

ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:

Любовь, может сотворить чудеса, тем более, если она проявилась в юношестве, поэтому настоящая дружба, сильные чувства или настоящая первая любовь в подростковом возрасте запоминаются обычно на всю жизнь. Однако, искренние и светлые чувства, могут стать и сильной болью при неразделенной любви. Многих из нас всю жизнь мучает один вопрос: почему в нашем подростковом возрасте всем нам так сильно хочется любви? Скорее всего, любовь как чувство в этот период – это безусловное принятие человека со всеми его плюсами и минусами, а также особенностями и недостатками. В подростковом возрасте человек стремительно меняется и сам не понимает, что именно с ним сейчас происходит. Все дело в гормональных вспышках, которые перестраивают организм молодого человека.

Юношество – это тот возраст, когда в подростке формируется индивид, созревает личность. Изменения происходят не только в плане психологического развития, а также много изменений в физическом процессе. Поэтому этот отрезок времени и называют переходным. Чаще всего большинство проблем несущественные, однако, для подростка они выглядят как глобальные и неразрешимые. Именно поэтому, дружба, сильные чувства и первая настоящая любовь в подростковом возрасте значат для нас все, потому что далее в жизни мы уже никогда не будем так относится ни к чему другому, и это вполне нормально.
Подростку действительно тяжело, практически невозможно себя контролировать в таком возрасте, так как у него шаткая психология, тем более, если он впервые ощутил, такое чувство, как любовь. Каждый человек должен испытать в своей жизни трепетные чувства, но если вдруг вышло так, что любовь осталась неразделенной, то будут нужны определенные советы, как общаться с подростком.

Эти советы относятся большей частью к родителям, так как именно они самые близкие и набравшиеся опыта люди. Советы могут касаться тех аспектов, где родители могут помочь своему ребенку точнее понять ситуацию и разобраться с ней. Согласитесь, когда проблема воспринимается глобально, а подросток думает, что она неразрешима, то цена этой сложной ситуации – жизнь вашего ребенка. Этим объясняются участившиеся случаи детского суицида. Несостоявшаяся дружба, разбитые эмоции, убитая жестокостью и бессердечностью первая любовь в подростковом возрасте могут быть причинами суицида.
Родителям важно осознавать, что прежде всего подростку не нужно препятствовать. Как бы родители не любили свое чадо, как бы они о нем не заботились, не нужно его отговаривать или ругать за бестолковые мысли. Нужно поговорить с подростком, как со взрослым человеком на равных и дать дельный совет. Можно рассказать ему историю своей любви, но только ее положительные моменты, а не отрицательные эмоции.
Родителям не стоит навязывать подростку свои мысли. Подросток так устроен, что даже если его мысли будут похожи с мнением родителей, он будет делать все в точности до наоборот. Если у родителей сильный страх за судьбу ребенка, с ним лучше всего обращаться к психологу. Важно понимать, что мир устроен так, что ни один даже самый лучший на свете родитель, не должен и не сможет удержать ребенка от совершения им своих ошибок в жизни.
Родителям не стоит кидать язвительные шутки по поводу влюбленности. Это может сильно затронуть подростка, поэтому родителям в этом вопросе стоит набраться побольше терпения. Родители должны понимать предельно четко, что дружба или любые эмоции, а, тем более, первая любовь в подростковом возрасте - это не просто блажь их ребенка. Для него все очень серьезно. Все чувства в этот момент выглядят самыми яркими в жизни. Ваш ребенок в подростковом возрасте – это уже полноправный человек, личность, и его эмоции должны быть для вас очень важны.
Родителям в этот период - лучше одобрить выбор подростка. Как бы родителям не нравился объект обожания, не нужно настаивать на разрыве отношений. Вы должны быть рядом. Поддерживать, общаться, разговаривать, принимать участие в судьбе вашего ребенка. Просто обозначать, что подросток может с вами посоветоваться, так как вы всегда рядом и примите его выбор. В этой ситуации, не стоит наказывать подростка за непослушание.

Дружба и первая любовь в подростковом возрасте: выбор

Девушки подросткового возраста, чаще всего останавливают свой выбор на парнях старше себя. Происходит это по причине того, что прекрасная половина человечества развивается быстрее, чем парни. Девушки тянутся к стабильности и защите. Именно поэтому такое отличие в возрасте компенсирует скорое развитие.
Первая любовь в подростковом возрасте – это чувство, которое не вернется и не сможет повториться никогда и останется в воспоминаниях на всю жизнь девушки или парня. Такого всплеска гормонов больше не будет никогда, первый опыт никогда не даст вам второй шанс все исправить и сделать, как надо. Родители хотят защитить ребенка от возможных, будущих травм, но мир устроен иначе. Подростку просто необходимо набить свои шишки. Именно поэтому, дружба, различные эмоции и первая любовь в подростковом возрасте так прекрасны. Можно сказать, что это дар судьбы человека.
Родителям в этой ситуации стоит просто смириться с выбором их чада, хотя бы ради того, что вы хотите им счастья. Даже если взрослые понимают, что этот союз не навсегда, нужно дать подросткам возможность проявить себя, насладиться друг другом. Не стоит разбивать сердца подростков в сердцах, которых живет еще настоящая любовь.
Подростки в силу своего максимализма склонны называть любовью все. Но любовь - это зрелое чувство, основанное на реалистичных ожиданиях в отношении другой личности. Подросткам оно в принципе не свойственно.

Марина Слинькова

Семейный психолог, ведущая тренингов для подростков и их родителей

Что пугает родителей

Влюбленность - это сильное, яркое чувство, способное целиком овладевать человеком. Еще вчера ваш ребенок мог учиться, имел какие-то цели, увлечения. А теперь он закрывается в комнате, бесконечно разговаривает и переписывается с кем-то, больше времени проводит вне дома или лежит на диване и ни на что не реагирует...

Влюбленность - чувство эгоистичное. Эмоции, которые кипят в подростке, для него гораздо важнее, чем сам объект симпатии. Только за месяц может смениться несколько возлюбленных - и каждый раз будет считаться, что это всерьез и надолго. Настроение вашего мальчика или девочки в период влюбленности можно сравнить с американскими горками. Трудное время для родителей: их просто перестают слышать. К тому же вы впервые в жизни понимаете, что ваш ребенок отдельно от вас может быть совершенно счастлив. Или (в случае безответной любви) абсолютно несчастен, несмотря на всю вашу заботу. Не всем просто такое принять.

Все, что вы можете сделать для него, это быть рядом и выдерживать эмоционально его переживания, не обесценивая их. Ну и невзначай, безотносительно к его конкретной страсти, подбрасывать информацию для размышления.

Влюбленность или дружба

Бывает, у ребенка давние «парные» отношения, а он называет их «просто дружбой». А бывает наоборот: все общение сводится к отслеживанию объекта в соцсетях или сидению за одной партой, но ваш подросток рассказывает о «своей девушке» или «своем парне». Не то что вам, ему самому-то тяжело разобраться в собственных переживаниях. Давайте подойдем к вопросу чисто формально. Дружба и влюбленность - что у них общего?

Эмоциональное притяжение . Нам приятно быть в одном пространстве, видеть другого, ценить время, проведенное вместе - будь то друг или возлюбленный.

Доверие . Делиться своими мечтами, мыслями, планами, рассчитывать на ответное откровение - естественно и с друзьями, и с любимым человеком.

Уважение. Дружба и любовь предполагает, что отношения построены на взаимном уважении.

Поддержка . Мы рассчитываем на нее и ждем от друзей и любящих людей. И сами готовы ее оказать.

Чем влюбленность отличается от дружбы? Казалось бы ответ прост - секс. На самом деле существует и «секс по дружбе», и целомудренная влюбленность - об этом мы еще поговорим. Отличить друга от «моей девушки» позволяют более глубинные, психологические сюжеты:

Общие цели. Друзья делятся каждый своими планами, а вот влюбленные непременно вместе их строят и включают в них друг друга.

Время и внимание. Стремление быть вместе каждую свободную минуту и дарить внимание друг другу, этого никогда не встретить даже в самой крепкой дружбе.

Позитивные иллюзии. Влюбляясь, мы перестаем воспринимать реально своего избранника, его негативные качества будто исчезают. Если кто-то говорит о недостатках избранника, то это невыносимо слышать влюбленному.

Это важно обсуждать с вашими детьми.

Те же и секс

Если вы внезапно застали своего подростка, целующимся в подъезде, вас может охватывать паника: что же дальше? Скорее всего, ничего.

Если мы говорим о подростках 11-14 лет, то секс в этом возрасте - редкое явление. Первая эякуляция у мальчиков в норме происходит в 12-13 лет, менархе у девочек - в 11-12 лет. То есть чисто физически раньше они не способны к сексу и не заинтересованы в нем. Что, конечно, не исключает некоторых поведенческих особенностей.

Мы уже говорили , что девочки-подростки пугаются изменений, происходящих в их собственном теле. Но в то же время они стремятся заявить об этих изменениях - это выражается в нападках на мальчиков, неловком, неумелом, иногда пугающе навязчивом кокетстве. Мальчики же, еще оставаясь детьми без признаков полового созревания, сами пристают к девочкам, пытаясь прикоснуться, отпуская разнообразные шуточки, или же нарочито выстраивают очень дистантные (строго учебные или подчеркнуто дружеские) отношения. В 11-12 лет рассогласованность в общении между девочками и мальчиками достигает максимума.

А вот в 13-14 лет те и другие начинают прилагать усилия для выстраивания отношений с противоположным полом. В паре подросток учится правильно общаться: не только говорить о себе, но и интересоваться партнером, давать ему возможность рассказать о себе; искать баланс и не перегружать своими жизненными трудностями; говорить о своих чувствах, а не только о событиях и происшествиях; не набрасываться с поцелуями, а плавно переходить от беседы к поцелуям.

В 14-17 лет у подростков уже есть необходимые теоретические знания, естественное любопытство и потребность утвердиться в роли взрослых. К тому же у юношей сильное сексуальное влечение, у девушек - желание убедиться в своей женской привлекательности и силе. И совокупность этих факторов, даже без влюбленности, может подвигнуть их к сексуальному дебюту . Вы можете не одобрять это. Но делать вид, что такого не существует - глупо. Вот почему с подростками надо говорить о сексе и контрацепции еще до наступления половой зрелости.

Стадии либидо

И родителям, и подросткам надо понимать, что все перечисленные возрастные этапы соответствуют стадиям формирования либидо: романтической, эротической и сексуальной. Каждая важна по-своему.

Романтическая сопровождается удивительно яркими, острыми, ни с чем несравнимыми чувствами. Юноши в своих фантазиях совершают подвиги, чтобы привлечь внимание возлюбленной, а еще лучше - спасают ее и тем самым завоевывают. Девушки в мечтах рисуют себя желанной, нежной, трепетной, а своего героя бескорыстным, заботливым и терпеливым. Все это поднимает влечение до высоты Истинной Любви.

Эротическая стадия формирования либидо знаменуется возрастающей тягой к физическому сближению: нежные прикосновения, поцелуи, объятия. Эта фаза у юношей быстро сменяется потребностью в прямом сексуальном контакте, но важна тем, что учит замечать чувственный отклик партнерши на ласки. Для девушек очень важно пробуждение чувственного отклика: у них эмоции преобладают над процессами возбуждения, они довольно долго способны «любить без секса».

Сексуальная - завершающая стадия в формировании либидо. Если предыдущие стадии не были пройдены, то во взрослом возрасте могут возникнуть сложности в сексуальных и партнерских отношениях из-за отсутствия навыков саморегуляции, опыта наблюдения за чувственным откликом партнера - не происходит сочетания физической близости с психологической.

Что делать родителям

Первая любовь ребенка - это, пожалуй, один из самых сложных этапов в ваших отношениях. С одной стороны, вы прекрасно понимаете, что подросток и в обычной ситуации не склонен прислушиваться к родительским нотациям, а уж попытка обесценить чувства или «очернить образ» возлюбленного и вовсе подорвет ваши отношения. С другой, вы хотите уберечь от опасности… Что же делать?

А со временем вам придется обсуждать, можно ли оставлять девушку (юношу) на ночь, можно ли им на два дня уехать на турбазу. Для того чтобы получить больше свободы, подросток должен завоевать доверие родителей, то есть выполнять их требования и собственные обещания. Расширение свободы наступает как следствие вашего доверия к нему - и эту связь надо озвучивать, подчеркивать.