Закаливание детей: как и с какого возраста закалять ребенка (способы закаливания). Закаливание может быть разным

Современные люди слишком изнежены по сравнению с собственными предками. Передвигаются на личном автомобиле, работают в офисе, спортом занимаются - в зале, купаются в бассейне. Жизнь стала комфортнее, а болеют и взрослые, и дети чаще. Все потому что, что организм надо подвергать «пыткам» неудобствами и внешними раздражителями. Только так защитные силы будут работать, сталкиваться с вирусами и побеждать их.

Детский иммунитет должен стоять первым пунктом его развития. Так с чего начать детское закаливание?

Как начать закалять ребенка?

Закаливание не требует предварительной подготовки и начинать его можно в любом возрасте. Первый этап - индивидуальный подход. Изучив все методы, родители должны выбрать только те, которые подходят именно их семье, их малышу. Второй - систематичность. Не стоит форсировать процесс, активно увеличивать длительность процедур, чтобы не спровоцировать заболевание. Только постепенный и систематичный график приведут к желаемому эффекту. Наконец, комплексность. Весь образ жизни родителей и ребенка должен быть направлен на поддержание крепкого здоровья.

Одно лишь закаливание при неправильном питании или недостаточном сне не сможет поднять иммунитет на должный уровень.

Основные принципы и методы закаливания детей.

Принцип закаливания такой же, как и у прививки: организму надо дать испытать небольшой стресс, чтобы потом стать крепче. Тогда в ситуации большого стресса, например, переохлаждения, он будет готов к борьбе.

Воздушные ванны

Суть метода в равномерном понижении температуры в комнате ребенка. Новорожденного достаточно на несколько минут оставить голеньким при +23°. Месячному малышу можно снизить до 21°, соединив ванны с зарядкой. Время воздушных ванн рассчитывается по принципу увеличения на 2 минуты каждые 5 дней. К полугоду оно может достигать 20 минут, годовалому ребенку уже устанавливается 18° при длительности ванн - 30-40 минут.

Как бы ни был полезен кондиционер в очень жаркий или очень холодный сезон, он не заменяет свежий воздух. С рождением ребенка родители должны проветривать квартиру не менее 5 раз в день по 10-15 минут, летом форточки в принципе лучше держать открытыми, ведь малышам нужно в 2 раза больше кислорода, чем взрослым людям.

Прогулки

Свежий воздух полезен каждому человеку, а детям особенно. Летом младенцев можно сразу выносить на прогулку, ограничиваясь 20-30 минутами в день и постепенно увеличивая длительность. Зимой во избежание переохлаждения следует начинать с 5-7 минут, прибавляя по 5-10 минут ежедневно.

С грудничками от 1 до 3 месяцев не стоит выходить на улицу, если температура ниже -10°. От 3 до 6 месяцев усилить закаливание при температуре в -12-15° соответственно. С 1,5 лет оптимальная температура -16°, при которой можно находиться на воздухе до 2 часов.

Одевают ребенка на прогулку по принципу - на 1 слой теплее, чем себя. Делая из малыша «капусту», родители гораздо больше рискуют подцепить на вспотевший организм разные вирусы.

Солнечные ванны

Солнечные лучи очень стимулируют иммунную систему ребенка, если принимать ванны правильно. Не следует гулять под открытым солнцем, полезный ультрафиолет можно получить и под кроной деревьев. В среднем за лето необходимо получить около 30 солнечных ванн, в остальные сезоны их количество может быть выше

Водные процедуры

Вода лучше и быстрее всех остальных процедур оказывает благоприятное действие на организм ребенка. Малыша с рождения приучают к теплой ванночке 34-36°, с целью закаливания по завершении мытья нужно облить купальщика водой на пару градусов прохладнее.

Так же можно практиковать контрастное обливание ног. Для этого потребуются 2 тазика: один с теплой водой 37° и второй - на пару градусов ниже. Около минуты подержать ножки в теплой воде, потом на 10-15 секунд опустить в прохладную. Повторить несколько раз.

С 2-летнего возраста можно вводить после приема ванны контрастный душ на 10-15 секунд. По мере взросления постепенно увеличивать длительность прохладного обливания, тщательно, до красноты, растирая ребенка полотенцем после проведения процедуры.

Нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

Ходьба босиком

Едва малыш научиться ходить, можно применять этот метод. Сначала пусть ходит дома в носочках, затем босиком, затем летом - по камешкам и траве. Данный метод не только способствует закаливанию, но и уберегает от плоскостопия.

Полоскание горла

Это лучшая профилактика заболеваний носоглотки. Совсем крохам, не умеющим полоскать горло, родители могут спринцовкой орошать горло, наклонив голову малыша вниз. Начинать процедуру надо с 36-37°, каждые 2-3 дня понижая на пару градусов, пока она не достигнет комнатной температуры.

Всем привет! Когда наши детишки в очередной раз начинают чихать и температурить, мы достаём аптечку и горестно вздыхаем. Ну вот опять! И руки просто опускаются, ведь конца и края нет простудам!

Лекарства уже перестают действовать, потому что организм к ним просто привык. И вот на этот счёт у меня есть предложение. А, может, будем приучать карапуза не к лекарствам, а к здоровому образу жизни? Что для этого необходимо? Узнать, как правильно закалять ребёнка в домашних условиях. А точнее, правила и методики этой замечательной процедуры.

Сперва ответьте себе на вопрос: «Готовы ли вы изменить свой образ жизни ради здоровья карапуза?». Ведь закалка - это регулярные мероприятия, которые должны стать ритуалом. Кроме того, что придётся иногда жертвовать своими интересами, будет нужно иногда принимать участие в процессе! Вы должны стать примером! Только так ребёнок поймёт, что мероприятие вполне естественное и нужное.

Итак, готовы? Ну что ж, тогда вот вам список правил. Изучите, пожалуйста, прежде чем приступать!

  1. Рекомендации врача. Не поленитесь, сводите малютку к педиатру. Вдруг процедуры, которые вы самостоятельно назначите, не подойдут крохе? Заручитесь врачебной поддержкой.
  2. Чем раньше, тем лучше. После рождения детки легче привыкают к воздействию холода. Так что не стоит кутать своё сокровище более, чем это необходимо. Заботьтесь о здоровье не затягивая.
  3. Регулярность. Если начали, останавливаться не нужно. Ведь перерыв в неделю станет критичным. Детский иммунитет вернётся на прежние позиции.
  4. Последовательность. Дети в снегу и босиком, это лишь результат большого и упорного труда, который мы видим. На пути к этому стоят долгие месяцы тренировок. Начинать всегда хорошо с комфортных температур. И понижать их всего на градус каждые 5-7 дней.
  5. Индивидуальность. Подход к каждому разный. Учитывайте желание и состояние здоровья каждого малыша.
  6. Настроение. Ни в коем случае не принуждайте! Если кроха капризничает, отложите мероприятие на другое время или день. Процесс должен доставлять радость! Ведь мы же собираемся сделать его регулярным и каждодневным ритуалом, правда? Зачем же вызывать негатив у крохи?
  7. Начинаем закаливать только полностью здорового карапуза. Никаких простуд или хронических обострений.

Каждый пункт важен. Но чаще у родителей возникает вопрос по последнему. Да, начинать не рекомендуется, есть ребёнок болеет. А что делать, если закаливание идёт полным ходом, и тут малыш подцепил простуду?

Если ребёнок заболел?

В этом случае действует правило №1. Обязательна консультация врача. В зависимости от состояния здоровья будет зависеть, что делать. Обычно, при любой повышенной температуре тела процедуры полностью отменяются.

А когда возобновлять? Не раньше, чем через неделю после полного выздоровления. Организм должен восстановиться полностью. Иначе вместо пользы получим новую простуду.

Если же заболевание проходит с незначительными симптомами, доктор может позволить продолжать закалку. Но! Накинуть при этом несколько градусов. К примеру, вы обливали ребёнка водой +25° . На период болезни делайте это водой +28° . Т.е. режим всё равно должен быть щадящим!

Но, я надеюсь, что при проведении закаливания у вашего крохи никаких катаклизмов не случится. Тогда, изучив правила, давайте я расскажу о методах.

Методы и способы

Существует несколько методик закаливания. На самом деле, при определённой привычке можно их все сочетать между собой! А можно выбрать несколько и систематически проделывать. Выработать такую привычку, как скажем, почистить зубы. Итак, выбирайте!

  • Воздух.
  • Вода.
  • Солнце.
  • Нестандартные мероприятия.

Что же, сначала о самом популярном. А затем я попробую вас удивить нестандартной методикой!

Воздух

Это самый щадящий и мягкий способ. Но и тут можно использовать массу интересных приёмов! Самое простое, это воздушные ванны. Рекомендуются самым маленьким, т.е. ! Сначала оставить голеньким кроху секунд на 15, затем увеличивать интервал пребывания на 5-10 секунд. Так довести до 30-40 минут!

Такие ванны принимают при +22° в комнате. Когда ребёнок привыкнет к этим манипуляциям, можно усложнить задачу. Проветриванием снижайте температуру каждые 5 дней на градус. Но это уже после полугода, а лучше года. Доведите показания до +17° .

Ах, да! Хочу у вас спросить, как часто вы проветриваете помещение? Нужно не меньше 5 раз в день по 15 минут. А ещё не забывайте о прогулках! Кстати, как сильно вы кутаете кроху? Знаете, что от перегрева дети чаще всего простужаются? Одевайте их по погоде. Не усердствуйте слишком.

Боитесь, замёрзнут? Так пусть активнее двигаются. Аааа, не хотят? Тогда вариант один: двигайтесь вместе! Организуйте игры на свежем воздухе! Поверьте моему опыту, деткам нравятся коллективные игры. Особенно с родителями!

Вода

Не знаю, как у вас, а у меня вызывают восторг те мамы, которые возят деток в бассейны ещё до года. А точнее, плавание начинается сразу, как только заживёт пупочная ранка. В этот период ещё не разучился плавать. И это хорошо развивать в бассейне.

Нет такой возможности? А ванна дома есть? Тогда набирайте воды побольше, купите специальные круг и вперёд! Знаете, как кувыркаться будет? За уши не вытащишь! Кроме этого, вот ещё несколько отличных вариантов:

  • Обтирания.
  • Обливания.
  • Мытьё ног в холодной воде.

Такие манипуляции можно проводить как на всё тело, так и местно. Да, лучше начать местно. Пусть к одним значениям привыкнут сначала ножки, потом ручки, пока, спинка, животик... Пока не понятно? Постараюсь разъяснить!

Обтирания

Если карапуз регулярно болеет, сперва растирайте его до лёгкого покраснения махровой или фланелевой рукавичкой. Потом смачивайте эту рукавичку в воде. Ручки и ножки обтирают от пальчиков вверх. Спинку и грудку от середины к бокам. А живот строго по часовой стрелке. Начать надо с +35° . А довести до +20° ...+22° .

Ещё интересную рекомендацию узнала. После обтирания ведь надо вытереть полотенцем тело насухо, до лёгкого покраснения. Так вот, когда к этому выработается привычка, вытирайте, оставляя тело немного влажным. Пусть досохнет естественным путём. Это даст дополнительную закалку организму.

Да, ещё один совет: подобные манипуляции проводить не раньше полугодовалого возраста. Особенно при .

Кроме этого, не забывайте об умываниях в прохладной водичке. Сбавляйте показания термометра на градус каждые 5 дней. Честно, я сразу после рождения умывала дочку водой комнатной температуры. Точнее обтирала. Главное, по мере взросления не утратить эту хорошую привычку!

Обливания

До года многие уже обливают деток. Сначала водичка примерно +35° , а в результате доводят до +20° . А иногда и того меньше! Тут смотрят на реакцию ребёнка.

Сперва нужно, чтобы привыкли конечности, а затем и всё тело. Как правило, голову не обливают. Да и, вообще, в большинстве случаев к таким мероприятиям рекомендуют приступать не раньше 1-2 лет. Зависит от здоровья карапуза. А теперь совет для тех родителей, детки которых особенно часто болеют.

Мытьё ног в холодной воде

Замечательно укрепляет иммунную систему. Особенно, когда ребёнок часто болеет. Итак, каждый вечер поливаем на ножки водой +36° . Постепенно снижаем границы: если кроха не старше годика, то до +28° . А когда старше, то и до +20° .

В конце не забываем растереть до красна пяточки. Делать лучше перед сном, чтобы сразу лечь в тёплую кроватку. Кстати, если стопы холодные, это не всегда значит, что малютка мёрзнет. Оказывается, наши пятки умеют приспосабливаться к условиям окружающей среды.

Так что не бойтесь пускать малютку босиком по полу. Конечно, в разумных пределах. И не надолго.

Солнце

Вообще, здорово проводить водные процедуры на улице летом! Но сначала требуется выработать привычку к солнечным лучам. Выводите ребёнка только утром, до 10:00 и гуляйте лишь под кронами деревьев.

Затем, можно выходить на солнышко, но после 10:00 срочно в дом! Палящее солнце никому ещё хорошо не сделало. И не забывайте про головные уборы.

По поводу одежды: изначально это лёгкие рубашечки и шортики. Потом можно оставлять только в трусиках, даже босиком! При условии, что на поверхности земли ничего нет опасного и колющего.

А теперь, как обещала, несколько слов о необычных методах, которые помогают укрепить иммунитет!

Нестандартные методы в закаливании детей

Скажите, разрешаете ли вы пить напитки детям из холодильника? А поверите, что ребёнок не заболеет после этого? Если это организовать правильно, он, действительно, не заболеет. Более того, питьё холодных напитков, тоже станет методом закалки! Так как же это сделать? Очень просто. Дорогие читатели, главное следовать правилу последовательности.

На самом деле есть несколько методов и приёмов, именно . Я выбрала самые эффективные и интересные:

  • Холодные кубики из морозилки. Можно сок заморозить и давать пососать малютке. Сначала секунд 15. Так, довести рассасывание до 2-х минут. Не давайте большие кубики и контролируйте время.
  • Мороженное. Давайте изначально чайную ложку. И объясните, чтобы ребёнок не глотал, а также рассасывал.
  • Полоскание горла холодной водой. Смотрите, в воду можно добавить соль. Или сделать отвар из ромашки. Полоскание надо начать с комфортных температур тёплыми растворами. Понижать на градус, доведя до +17°. У подростков и взрослых нижняя граница +8°...+10°.
  • Употребление напитков из холодильника. Берём напиток, и даём буквально глоточек - два. И так, раз в 3 дня увеличиваем число глотков.

Ну и как вам такие способы закаляться? Правда, здорово? Вот только применять это можно к более старшим детишкам, не менее 3-4-х лет.

Ну что же, методика, думаю ясна. Вы, наверняка, уже выбрали для себя что-то подходящее. Что, если не секрет? Расскажите в комментариях! Но выбрать вариант мало. Необходимо разобраться, а с чего же начать?

Начинаем закалку правильно

Выше, в методах, я описывала температуры, с которых можно начинать закаливание. Если ваш ребёнок вполне закалённый или просто здоровый, тут бояться не стоит. Т.е., если он уже пьёт сок их холодильника, не нужно его тренировать по глоткам. Продолжайте в том же ритме, просто добавляя новые способы закаливания.

А с остальными нужно обращение понежней. Более сложные методы добавляйте, только, когда малыш полностью привыкнет к предыдущему, более простому.

Сперва рекомендуют приём воздушных ванн. Затем добавляют водные обтирания, обливания дома. Когда чадо привыкнет, летом возможно проделывать это на улице, в жаркую погоду. Усложняйте по мере привыкания и взросления. В принципе, до 4 лет можно использовать все выше описанные методики. А дошкольный возраст, лет 5-6-ти, вовсе выпустить и на снежок босиком! Ну, при условии, натренированного организма и консультации врача.

А теперь расскажите, что вы предпринимаете, чтобы ваш ребёнок перестал часто болеть? Какие способы понравились? Что планируете попробовать из предложенного мной? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. Пока. До новых встреч!

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Мария Муралева
Консультация для родителей «Закаливание детей 3–4 лет в домашних условиях»

Консультация для родителей

"Закаливание детей 3-4 лет в домашних условиях ".

Тем, кого родители начали закаливать с первых дней жизни , несомненно, будет легче учиться, им не придется пропускать занятия из-за частых насморков и ангин. Но и приступив к закаливанию ребенка в три-четыре года и даже в пять-шесть лет, можно успеть очень много.

В режим дня ребенка с той - же обязательностью, как еда, сон, прогулки, должны войти и закаливающие процедуры . Предлагаем следующее расписание.

Утром - воздушная ванна в течение 15 минут; из них 6-7 минут советуем делать гимнастику.

После воздушной ванны и гимнастики - умывание до пояса водой, температура которой 16-14 градусов, а если прежде водных процедур не проводили - 27 градусов.

До и после умывания - полоскание горла. В первые дни теплой водой - 36-33 градуса; через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее - каждые 7 дней. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше даже полоскать горло водой более теплой - на один градус выше, чем до заболевания.

Самое благоприятное время для солнечных ванн - от 8 до 11 часов, длительность до 30 минут, но в два приема. Полежал ребенок 5-15 минут на солнышке, потом отдохнул в тени и снова на 5-15 минут - под прямые солнечные лучи.

Закаленному ребенку можно утреннее умывание до пояса заменить общим обливанием или душем; или, встав с постели, пусть умоется и вымоется до пояса, а обливание сделайте после солнечной ванны.

Ножные контрастные ванны - после дневного сна.

Эту процедуру можно заменить обливанием ног. Начальная температура воды - 28 градусов, понижая ее каждые 8-4 дня (для ослабленных детей - каждые 7 дней , довести до 16 градусов.

Все закаливающие процедуры лучше проводить утром и днем, около 9 и 15 часов. Исследования показали, что в это время суток у детей дошкольного возраста лучше развиваются приспособительные реакции к колебаниям температуры.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.

2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.

3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий . Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.

4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того , чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам . Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе !

Специальными наблюдениями установлено, что у детей , которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста - катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде - от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить : следите, чтобы он сам поднимался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах ; вначале - правильно стоять на них, затем - ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься - по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут) .

Купание и плавание.

Купание в открытом водоеме - наиболее эффективная закаливающая процедура . Многие родители сейчас с успехом учат плавать в домашней ванне грудных младенцев. Детей раннего возраста обучают плаванию в бассейнах детских поликлиник. Но если ваш ребенок не стал пловцом, используйте лето, чтобы научить его держаться на воде.

Конечно, малыш может начинать купаться при температуре воздуха не ниже 25 градусов (если он закален - не ниже 24 , в безветренные дни и только в чистом водоеме, с пологим песчаным берегом, где нет коряг, водорослей, камней. Научите его спокойно входить в воду, не бояться открыть глаза в воде. Пусть поиграет с мячом, пробует окунуться, а вы, стоя рядом, помогите ему сохранить равновесие. И следите - не холодно ли ему? Если появилась «гусиная кожа» - сейчас же на берег, вытереться и согреться на солнышке!

После первого знакомства с водой уже возможны игры-задания, подготавливающие к плаванию.

«Достань» . Ребенок должен быстро отыскать игрушку или камень, положенный на дно (на мелководье, конечно) .

«Кто скорее» . Войти в воду по пояс, повернуться лицом к берегу и по команде быстро выбежать на берег.

«Кто выше» . Присесть и выпрыгнуть из воды как можно выше.

«Спрячься под воду» . Окунуться с головой, не зажимая носа и рта руками.

Предварительно объясните ребенку, как правильно дышать в воде. Пусть он, сделав короткий вдох, опустит лицо в воду и медленно выдыхает через рот, как будто дует на горячий чай, но так, чтобы на поверхности воды образовались маленькие пузырьки. На счет «раз» вдох над водой, на «два, три, четыре, пять» - выдох в воду. Повторив это упражнение 12-16 раз, можно приступить к следующему этапу подготовительных упражнений.

«Полоскание белья» . Войти в воду, чтобы она была чуть ниже пояса, поставить ноги врозь, нагнуться, опустить руки в воду и проделать ими движения влево-вправо, вперед-назад.

«Мельница» . Грести руками в воде : одна рука гребет, другая проносится по воздуху.

«Поплавок» . Стоя в воде, сделать вдох, задержать дыхание, присесть, погрузившись под воду, обхватить руками колени, а подбородок прижать к груди. Вода вытолкнет ребенка на поверхность.

«Медуза» . После того, как малыш научится делать «поплавок» , выполнив это упражнение, развести руки и ноги в стороны.

«Ножницы» . Сесть у берега в мелководье и двигать выпрямленными ногами вверх-вниз.

Если в течение нескольких дней ребенок освоится с этими упражнениями и делает их с удовольствием, попробуйте положить его грудью на резиновый круг, руки вытянуты вперед. Ударами ног по воде сверху вниз поддерживается равновесие, и ребенок плывет. Вначале - не погружая лица, потом уже выдыхая в воду, а для вдоха поворачиваясь лицом в сторону.

Следующий этап - научиться лежать на спине. Пусть стоя спиной к берегу, ребенок медленно присядет, так, чтобы подбородок касался воды, вытянутыми в стороны руками поддерживает равновесие, затем отклонять голову назад, погружая затылок в воду и постепенно принимая лежачее положение. Помогая себе движениями кистей рук, он будет лежать на воде.

Если это сразу не получается,- не беда, на первых порах слегка поддерживайте начинающего пловца.

Остается научиться скользить на груди. Войдя в воду, ребенок должен повернуться лицом к берегу, присесть, вытянуть руки ладонями вниз и, сделав вдох, оттолкнуться от дна. Покажите ему, как можно в положении, напоминающем стрелу, проплыть к берегу; затем научите его делать попеременные греб» руками и быстрые движения ногами.

Терморегуляционные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, до более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта. Хотите, чтобы ваш ребенок рос крепким,- применяйте весь комплекс, о котором мы рассказали!

Если вы закаляете ребенка не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом и на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным : в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно - надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной - и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется.

Напоминаем, это процедура сильнодействующая, и начинать с нее закаливание нельзя .

Осторожность, постепенность, систематичность - три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка .

Рождаясь, ребенок попадает в новую среду обитания. Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, для того чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. Так, например, у ребенка есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение. Кутая ребенка, создавая ему тепличные условия, мы «лишаем работы» эти механизмы. Став ненужными, они могут постепенно атрофироваться, и тогда даже легкий ветерок будет представлять для ребенка угрозу - оказавшийся беззащитным малыш легко может заболеть.

Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней среды повышаются под влиянием ЗАКАЛИВАНИЯ - воздухом, водой, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции; закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. Закаливание - ведущий метод повышения сопротивляемости детского организма.

Однако для получения положительного эффекта от закаливания необходимо соблюдать ряд ОБЩИХ ПРАВИЛ:

Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года без перерывов

Перерывы в закаливании ведут к ослаблению адаптационных механизмов, формирующихся под влиянием закаливающих процедур. Даже у взрослых через 3-4 недели после прекращения закаливающих процедур резко ослабляется выработанная устойчивость к воздействию холода. У детей на 1-м году жизни исчезновение эффекта адаптации происходит в еще более короткие сроки - через 5-7 дней. По мере изменения условий, связанных с временем года, процедуры надо варьировать, не отменяя их полностью. Например, летний душ зимой можно заменить обливанием ног.

Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение круглого года можно лишь в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня ребенка и будут сочетаться с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток (умывание, прогулка, сон, игра, гигиеническая ванна и т. д.).

Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия

Закаливание основано на свойстве организма постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Устойчивость к воздействию пониженных температур должна воспитываться последовательно, но непрерывно. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет понижения температуры воздуха, воды и увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно. Особенно это важно для детей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, эксудативным диатезом или другими аллергическими заболеваниями).

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка

При любых закаливающих мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка и индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно! Если ребенок все же заболеет, посоветуйтесь с врачом, можно ли продолжать хотя бы некоторые процедуры с уменьшенной силой воздействия; если этого сделать нельзя, придется по выздоровлении начать все сначала.

Проведение закаливающих процедур на фоне положительной настроенности ребенка

Любое закаливающее мероприятие следует проводить, предварительно создав ребенку хорошее настроение. Нельзя допускать плача, появления чувства беспокойства или страха перед закаливающими процедурами. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру на другое время или совсем отменить: положительного эффекта от этой процедуры получить уже не удастся.

Соблюдение температурного режима кожных покровов

Во время закаливания обязательно проверяйте состояние кожи ребенка: проводить процедуру можно лишь в том случае, если нос и конечности у него теплые. Если ребенок охлажден и у него уже имеется сужение сосудов, выработать положительную реакцию на закаливание не удастся, можно получить лишь обратный эффект. Вредно и перегревание: оно повышает влажность кожи, что изменяет ее теплопроводность, в результате чего даже умеренное воздействие прохладной воды или воздуха могут привести к значительному переохлаждению организма ребенка.

Закаливание воздухом

I способ - проветривание помещения. Закаливание воздухом начинается именно с этого. Лучший способ проветривания - сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребенка. Закаливающим фактором при проветривании помещения является понижение температуры на 1-2О С. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5 раза в день по 10-15 минут. Летом окно должно быть открыто, оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, - +20- 22 С. Исследования показали, что при более высокой температуре в помещении рост и развитие ребенка задерживаются.

II способ - прогулка, включающая и сон на воздухе. Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Летом за городом целесообразно питание, сон, гимнастику, игры вынести на свежий воздух. В любое время года полезно гулять, не забывайте только, что одеваться нужно по погоде. Не кутайте ребенка! Детей с 2-3-недельного возраста в холодное время года при температуре воздуха не ниже -5О С надо выносить на улицу. Продолжительность первой процедуры - 10 минут, в дальнейшем время прогулки следует довести до 1,5-2 часов и гулять два раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, 2-3 раза в день, между кормлениями по 2-2,5 часа.

В первые 1,5 года жизни ребенка рекомендуется дневной сон на воздухе. При этом быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности по пробуждении свидетельствуют, что ребенок одет правильно, то есть находится в состоянии теплового комфорта. При охлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно. Синюшность лица, холодный нос, холодные конечности являются показателями резкого охлаждения. Потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко.

III способ - воздушные ванны. Под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребенка - он становится спокойнее, лучше ест и спит.

Для детей 1-го года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании и переодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым. Раздевать и одевать ребенка надо не торопясь. Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до +18-20О С. Время воздушных ванн следует постепенно увеличивать, причем уже с месячного возраста воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.

В течение второго полугодия - 2 раза в день по 15 минут, ежедневно увеличивая продолжительность ванны на 2 минуты.

Во время и после воздушной ванны ребенок должен выглядеть бодрым, у него должно быть хорошее настроение. Следите за тем, чтобы дети в это время не плакали и имели возможность двигаться. Не пропустите признаки переохлаждения: при появлении «гусиной кожи» надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность. Всегда необходимо обращать внимание на сон и аппетит ребенка: их нарушение может быть признаком неблагоприятного влияния воздушной ванны.

В летний период воздушные ванны можно сочетать с солнечными.

Закаливание солнечными лучами

Необходимо помнить, что солнечные лучи - сильнодействующее средство. Детям раннего возраста пребывание под прямыми солнечными лучами, также как и принятие солнечных ванн, не показано. Начинать закаливание следует, при рассеянном солнечном свете. Ребенку лучше находится в так называемой «кружевной тени». Вначале он должен быть одет в рубашку из легкой светлой ткани при температуре воздуха +22-24О С. В середине бодрствования ребенка надо раздеть и оставить его обнаженным на несколько минут, постепенно увеличивая время закаливания до 10 минут. На голову малышу нужно надеть панамку. Полезно, чтобы он в это время свободно перемещался в манеже, на площадке, играя с игрушками.

При хорошем общем состоянии, если ребенок хорошо переносит нахождение в кружевной тени деревьев, можно подставить его и под прямые солнечные лучи, вначале на полминуты, а затем постепенно довести время пребывания на солнце до 5 минут. Производить эту процедуру необходимо утром (до 10-11 часов) или вечером (после 17). Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегрелся. При покраснении лица, появлении раздражительности, возбудимости надо увести его из кружевной тени деревьев или из-под прямых лучей солнца в тень и напоить остуженной кипяченой водой. Если ребенок ослаблен заболеваниями, закаливание солнечными лучами должно проводиться очень осторожно, под контролем постоянно находящегося рядом взрослого, необходимо также периодически консультироваться с лечащим врачом или врачом ЛФК, которые разрешают и дозируют процедуру.

Закаливание водой

Одним из наиболее действенных природных средств закаливания является вода. Не слишком знакомых с методиками закаливания людей часто поражает тот факт, что привычные нам с детства умывание и душ могут служить не только гигиеническим, но и оздоровительным целям, однако это именно так. При грамотной организации водных процедур, правильно подобранном температурном режиме, постепенном увеличении времени воздействия прохладной воды привычное выполнение незамысловатых действий утреннего и вечернего туалета может возыметь неожиданно сильный оздоровительный эффект.

Закаливающие процедуры исключительно полезны для детей первого года жизни, но - с двумя оговорками. Во-первых, ни о каком закаливании не может быть речи до конца адаптационного послеродового периода (т.е. до 1 месяца), когда организм ребенка, испытавший значительный стресс при переходе от внутриутробного существования к жизни во внешнем мире, приспосабливается к новым для него условиям. Во-вторых, прежде чем начинать проводить со своим ребенком закаливающие процедуры, необходимо обязательно посоветоваться с врачом.

Для детей первого года жизни водные закаливающие процедуры могут быть местными (умывание, обтирание) и общими (гигиенические ванны, обтирание и обливание, а иногда и душ). При этом для закаливания можно использовать как ежедневные гигиенические процедуры - мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, обычное купание, так и различные игры с водой. Эффект водного закаливания основан на постепенном понижении температуры воды и увеличении времени процедуры.

Начинать закаливание можно с обычного умывания ребенка. Начальная температура воды при этом должна быть близкой к температуре кожи открытых частей тела ребенка - примерно +28-26°С.

Дальнейшим этапом закаливания водой должно стать обтирание. Начинать можно с воды температурой +34°С и в течение 10-15 дней постепенно (на 0,5-1°в день) снижать температуру до +26-23°С.

Производят обтирание так: смоченной в воде варежкой из махровой ткани или сложенным в несколько раз махровым полотенцем быстрыми движениями обтирают ребенка: первую неделю - только верхнюю половину тела (см. фото 1), а спустя неделю - все тело (см. фото 2). Направления движения при обтирании должны быть следующими: руки ребенка надо обтирать от пальцев к плечам, грудь круговыми движениями по часовой стрелке, спину - от середины позвоночника к бокам, ноги - от стоп вверх к тазу, живот по часовой стрелке, ягодицы - не раздвигая их. Каждое движение повторяют 2-4 раза.

Наряду с обтиранием обычной прохладной водой, полезно обтирание раствором морской соли (1 чайная ложка на 1 стакан воды).

Хорошо зарекомендовал себя метод закаливания, предложенный шведскими врачами: махровое полотенце смачивают «морской водой» (1 столовая ложка морской соли на 1 л воды, температура воды +22° С) и ребенка (начиная с 6 месяцев) после сна опускают на 2-3 секунды на полотенце; ребенок «прыгает», «подтанцовывает» (см. фото 3). Не вытирая стопы, переходят к другим элементам туалета. Через 2 недели, если ребенок чувствует себя хорошо, можно увеличить нагрузку: ребенка на 2-3 секунды опускают на влажное полотенце, которое предварительно кладут в полиэтиленовый пакет и помещают в холодильник.

После влажного обтирания необходимо растереть кожу ребенка до порозовения и одеть его.

Внимание: те участки кожи, которые подвергаются обтиранию и последующему растиранию, должны быть абсолютно здоровыми - если на коже есть опрелости, какие-либо высыпания и т.п., данную процедуру следует отложить.

После 2-4 недель систематических обтираний можно перейти к обливанию водой (температурный режим лучше обсудить с врачом). Начинать обливание необходимо с ног, затем к ним присоединяют ягодицы, далее грудь и живот и заканчивают обливанием левого и правого плеча (см. фото 4). Эту процедуру можно начинать с 9-12 месяцев (а у более закаленных детей и еще раньше).

Из местных обливаний рекомендуются в первую очередь обливания ног (см. фото 5). Такие процедуры оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм, и связано это, в частности, с тем, что охлаждение стоп - один из возможных способов стимуляции деятельности надпочечников, играющих важную роль в адаптации организма к неблагоприятным условиям и в функционировании иммунной системы человека. Закаливающий эффект этой процедуры может быть обусловлен либо постепенным (на 1° в день) снижением температуры, либо применением контрастного обливания. В последнем случае ноги сначала обливают теплой водой (+36° С), затем холодной (+24-20°С), а в конце снова теплой (+36°С). Такой способ рекомендуется для часто болеющих или страдающих аллергическими реакциями детей, поскольку у них имеется склонность к спазму капилляров (мелких сосудов).

Очень полезны ножные ванны («топтание» в воде). Начинать их можно с температуры +35°С. Эту процедуру проводят так: наливают в ванну воду несколько выше уровня щиколоток. Ребенок должен пройти по воде (с вашей помощью или без) 5-6 раз. Затем наливают воду на 2-3°С холоднее (см. фото 6). После ванны вытирают ноги ребенка и укладывают его спать (стопы можно не вытирать).

Внимание: не следует проводить обливание ног холодной водой или «топтание» в воде, если у ребенка холодные ноги! Температура кожи стоп должна быть выше температуры воды на несколько градусов.

Возможен и такой вариант закаливания: общее обливание прохладной (+28-22°С) водой после гигиенической ванны.

Сильнодействующим средством закаливания является душ (см. фото 7), к нему, как правило, прибегают, когда ребенку уже исполнится полтора года, однако врач ЛФК может назначить его и раньше по каким-либо показаниям (часто душ прописывают вялым детям, особенно с плохим аппетитом).

И в заключение статьи хотим напомнить - закаливание водой не отменяет других видов закаливания (воздухом, солнцем) - проветривание, прогулка, сон на воздухе, о которых мы подробно рассказали в предыдущем номере, должны проводиться независимо от водных закаливающих процедур.