Закаливающие процедуры в детском садике. Закаливающие гигиенические процедуры после дневного сна в доу

Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Общепризнано, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний. Оно определяется также гармоничным соответствующим возрасту развитием.

Очень важным в сохранении и укреплении здоровья детей является закаливание организма. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма, главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма. Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора и постепенного повышения его дозировки.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдатьосновные принципы:

1. Постепенность в увеличении дозировки раздражителей.

Постепенность заключается, прежде всего, в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей, прежде чем они не привыкли к обтиранию.

3. Систематичность начатых процедур.

Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность.

Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. п.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, составляется характеристика ребенка.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм.

Закаливающие процедуры:

Воздушные ванны;

Солнечные процедуры;

Утренняя гимнастика;

Бодрящая гимнастика после дневного сна;


Ходьба по массажной дорожке босиком после дневного сна;

Водные процедуры - умывание водой, мытье рук до локтя после дневного сна, ножные ванны;

Полоскание ротовой полости.


Воздух является наиболее действующим средством закаливания для всех детей в любое время года. Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Здесь должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха - не выше 22, во время сна - не выше 18, но и не ниже 14 градусов. Влажность воздуха должна поддерживаться на уровне 40-60%. При этом пол в помещении должен быть теплым и в присутствии детей - никаких сквозняков! А вот когда они на прогулке или в спортзале - обязательное сквозное проветривание!

Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе в любое время года. Их продолжительность устанавливается воспитателем зависимо от погодных условий. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18-20 градусов, жизнь детей должна обязательно быть на воздухе: в холодное время года длительность пребывания детей зависит от погоды. Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям.

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, содержат невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Эти лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые отеки, заболевание глаз. Даже при кратковременном действии солнца на кожу у детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение или ожог I степени. Солнечные ванны нужно проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, время пребывания детей 7 лет на солнце, например, 30-40 минут. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головы, остается открытым, а на глаза надевают очки с темными стеклами. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сделать через одинаковые промежутки времени 4 оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой или купание в открытом водоеме.

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Водные процедуры имеют перед воздушными то преимущество, что их можно легко дозировать. Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно снижают на 1 градус через каждые 2-3 дня. Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении сужаются кровеносные сосуды носоглотки. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3-4 дня, снижается на 1 градус и доводится с 36 градусов до 18-16 градусов для детей 7-8 лет.

Полоскание ротовой полости. К слову, для этого можно использовать как обычную воду, так и специально приготовленный настой: в 1 стакане кипяченой охлажденной воды следует настоять 1 раздавленный зубок чеснока - в течение часа. Особенно хороша такая водичка в период респираторно-вирусных эпидемий, ею можно также закапывать нос. Еще для старших деток для полоскания можно использовать йодно-солевой раствор (на 1 литр воды 1 столовая ложка соли и 3-4 капли йода) и травяные настои.

Из относительно безобидных закаляющих процедур, применяемых в детском саду, - растирание мокрым полотенцем и хождение по «дорожке здоровья» (коврик с шипами, накрыт влажной салфеткой, смоченной в 10%-ом солевом растворе), недлительное хождение босиком по полу.

Оздоровительная пятиминутка после дневного сна.

РАДОСТНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ!

Объявляется подъём!

Сон закончился - встаем.

Но не сразу.

Сначала руки

Проснулись, потянулись(дети лежат в кроватях на спине, движения прямыми руками вперед- вверх, согнутыми руками в стороны).

Выпрямляются ножки, поплясали немножко (движения стопами вправо-влево, вперед-назад, переступание согнутыми ногами по кровати).

На живот перевернемся.

Прогнемся

(упражнение «Колечко»).

Немножко поедем на велосипеде (имитация движений велосипедиста).

Голову приподнимаем,

лежать мы больше не желаем.

Раз, два, три и точно в раз

На коврик нужно нам попасть

(дети встают на коврик и передвигаются по нему).

Этот коврик не обычный,

Пуговичный, симпатичный.

Этот коврик очень важный.

Он лечебный, он массажный.

Потопчитесь, походите,

И немного потрусите.

Теперь по полу пойдем, на носках, на пятках, на внешней стороны стопы, а потом вприсядку.

Мы трусцою пробежим,

Потанцевать чуть-чуть хотим.

После легкого кружения фигуру сделаем на удивление.

Грудную клетку поднимаем-отпускаем,

Вдох-выдох выполняем.

Окончательно просыпаемся,

За дела принимаемся.

Составитель: Воспитатель I категории, Власова Ю.В.

Всем известно, что очень полезно для детского организма. Эти процедуры способны повысить защитные силы организма, увеличить стойкость к инфекциям и перепадам температур. А поскольку большую часть времени малыши проводят в коллективе, то закаливание детей в детском саду является обязательной мерой.

Основной целью закаливания малышей в детском саду является оздоровление и профилактика простудных и инфекционных заболеваний.

Виды и системы закаливания в детском саду

Организация закаливания в детском саду предполагает следующие основные правила - постепенность и регулярность.

В отечественных детских образовательных учреждениях (в доу) самые популярные виды закаливания - это водные и воздушные процедуры. Остановимся на них подробнее.

Процедуры воздушного закаливания в детском саду предполагают:

  • поддерживание постоянной температуры воздуха в помещении (игровая комната и спальня) в пределах 18-22°С;
  • относительную влажность воздуха 40-60%;
  • ежедневные прогулки при безветренной погоде до -5°С;
  • сквозное проветривание помещений группы в то время, когда дети находятся на прогулке;
  • физические упражнения при открытом окне (контрастное воздушное закаливание).

Водное закаливание - еще один эффективный метод. Он включает в себя следующее:

  • растирание влажным полотенцем;
  • полоскание горла прохладной водой;
  • ванночки для ног с постепенным снижением температуры воды и увеличением времени.

Из методов нетрадиционного закаливания в детском саду можно отметить солевое закаливание. Оно состоит в следующем. Ребенок в течение нескольких минут ходит по «дорожке здоровья» , накрытому смоченной 10%-ным солевым раствором салфеткой, потом столько же времени ходит по сухой поверхности, затем процедура повторяется. Такое чередование придаст необходимый контраст, а участие соли и массажных элементов способствует закаливанию кожи стоп и профилактике плоскостопия.

Следует отметить, что все описанные выше процедуры по закаливанию в детском саду следует начинать летом. Стартуют постепенно, медленно снижая температуру и увеличивая длительность каждой процедуры. Комплексы закаливания в детском саду всегда находятся под контролем медицинского работника. За три летних месяца детский организм привыкает к прохладе и контрасту, и к осени сопротивляемость детей вирусным инфекциям становится значительно выше.

По этой причине закаливание целесообразно проводить не только в будние дни, но и дома в выходные. Для этого достаточно соблюдать как минимум соответствующий режим дня и температурный режим помещения, также желательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Кроме собственно закаливающих процедур, огромную роль в оздоровлении детей играет режим дня. Это приемы пищи, прогулки и сон ежедневно в одно и то же время и в одних и тех же условиях. В каждом детсаду существуют медицинские требования в отношении микроклимата в помещениях группы (они одинаковы для всех и обязательны к соблюдению). А поскольку закаливание - это целый комплекс мер, то в идеале оно должно носить индивидуальный характер, учитывая состояние здоровья каждого ребенка. Как вариант - это разделение детей на две группы (абсолютно здоровых и тех, кто недавно переболел или только начинает закаливаться).

Родители относятся к закаливанию по-разному: кто-то за, кто-то против. Но если вы отдаете своего ребенка в сад, будьте заранее готовы к тому, что ваш малыш будет находиться в коллективе и, соответственно, соблюдать все требования. В этом нет ничего страшного или плохого, а вот польза закаливания очевидна.

Многие родители с волнением относятся к моменту, когда их малыш впервые пойдет в детский сад. Понимая, что без дошкольного коллектива ребенок не сможет полноценно адаптироваться к жизни в обществе и в будущем успешно осваивать школьную программу, они беспокоятся о том, чтобы малыш как можно меньше болел. Забота родителей прежде надежно защищала его дома от многих неблагоприятных факторов. Теперь ему придется привыкать к обществу ровесников, а также к новой обстановке, режиму дня, к изменениям в питании.

Для предупреждения частых недугов у детей, организовывают специальное закаливание в детском саду, позволяющее заметно сократить заболеваемость простудными и вирусными болезнями в группах. Оздоровительная программа является одним из важнейших разделов всей образовательной системы дошкольного учреждения потому, что в этом возрасте формируется иммунитет человека.

Здоровье дошкольника зависит от многих факторов: наследственности, условий и образа жизни, соблюдения режима дня и питания, иммунитета. Действия по оздоровлению ребенка и созданию у него невосприимчивости к бактериям и вирусам являются важным направлением работы, осуществляемым совместно родителями и сотрудниками дошкольных учреждений. Еще в древности закаливание считалось важнейшим условием сохранения здоровья. Оно необходимо в любом возрасте. Закаленный малыш не только легче справляется с неблагоприятными условиями, но и у него нормализуется нервная система, он становится более спокойным и выдержанным, эмоционально устойчивым.

Закалка представляет собой специальный тренинг, воздействующий на человека с помощью различных природных условий: воздухом, водой, солнцем, изменением температурного режима с целью повысить ресурсы здоровья и стойкость к негативному влиянию этих условий. Обычно закаливание рассматривается как способ приближения образа жизни человека к природному, возрождение врожденных охранных возможностей организма.

Детский сад комплексно подходит к оздоровлению дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности. Элементы программы оздоровления детей входят в ежедневный распорядок садика. Кроме того, закалка воспитывает малышей, вырабатывает у них характер и волю. Выносливые ребята гораздо реже хворают.

Формы закаливания и его задачи

Компоненты закалки включаются в дошкольном учреждении в воспитательные занятия и быт. Повседневно проводятся различные закаливающие процедуры. На протяжении длительного времени создано много вариантов оздоровления, начиная с облегченных и незатейливых до трудоемких и усиленных. Однако и в наше время считают самыми оптимальными средствами те, которые предоставляет природа. Закаливанием стоит заниматься на протяжении всей жизни, начиная с младенчества. Оно является важным элементом для любого человека, стремящегося сохранить здоровье. Но особенно значима его ценность для дошкольников, которые подвержены резким изменениям внешней среды, чувствительны к перегреванию или переохлаждению.

Выбор форм и приемов закалки обусловлены возрастом детей. Упражнения, подходящие и полезные малышу 5 лет, становятся непосильными и даже опасными для 2-х летнего крохи. С самого рождения закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях обязаны проводить родители.

В детском учреждении воспитатели руководствуются конкретными задачами:

  • повышение иммунитета ребенка, его противостояния простудным болезням;
  • умение детей комфортно ощущать себя при перемене обстановки;
  • воспитание необходимости дышать свежим воздухом и не опасаться прохладной воды;
  • формирование умения справляться с трудностями.

Важнейшие принципы закалки

Система закаливания детей дошкольного возраста имеет свои правила, отступать от них не стоит. Оздоровление реализуется согласно определенному порядку. Если его не выполнять, то оздоровление будет носить нерегулярный характер и не принесет пользы здоровью. Желательно начинать закалку в теплое время года, когда нет резкого перепада температур и дополнительного риска простуды. Ребенок должен быть полностью здоров. Продолжительность и усиление нагрузки оздоровительных процедур следует наращивать постепенно, чтобы они были посильны ребенку, чтобы малыш не переутомлялся и не потерял желание их выполнять. Процесс закаливания должен носить систематический, а не эпизодический характер.

К основным принципам закаливания относятся:

  • постепенность;
  • последовательность процедур;
  • систематичность;
  • комплексность проводимых мероприятий;
  • индивидуальный подход к ребенку;
  • положительные эмоции ребенка в ответ на процедуры.

Выполнение первого принципа очень важно для дошкольников. Нагрузка должна увеличиваться поэтапно, начиная с минимальной, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, без перегрузок. Сильные раздражители в отсутствии предшествующей подготовки приводят к негативному итогу. Положительные результаты приносят правильное распределение и поэтапное усиление нагрузки. Процедуры необходимо проводить последовательно: вначале рекомендуется прием воздушных ванн, а затем водные процедуры.

Методичность предполагает не только регулярные мероприятия. Привычка против раздражителя вырабатывается только тогда, когда он работает неизменно на протяжении длительного отрезка времени. Перерывы в осуществлении сеансов не позволят закрепить результат.

Закалка не будет сбалансированной, если занятия проводятся, а другие условия нарушены, например, ограничиваются прогулки детей или их кутают не по сезону. Соблюдение комплексности мероприятий позволяет всесторонне закаливать детей. Необходимо поддерживать закаливающие мероприятия режимом дня, прогулками на свежем воздухе, физкультурными упражнениями, активными движениями.

Очень важно также учитывать индивидуальное своеобразие каждого малыша. К впечатлительным и чувствительным детям применяют более щадящие и бережные приемы, используя их осторожно и благоразумно, подбирая их с учетом всех нюансов. Совершенно игнорировать оздоровление даже для таких детей не стоит. Схема закаливания детей дошкольного возраста позволяет найти для них специфические варианты.

Сами дошкольники должны активно участвовать в занятиях по закаливанию, знать их последовательность и приемы. Кроме того, очень важны их интерес и увлеченность. Процедуры должны нравиться, доставлять им удовольствие. Эффект будет негативным, если малыш расстроен или переутомлен. Следует организовать плодотворную атмосферу, сформировать игровой настрой, подкрепить это можно музыкальным сопровождением, отрегулировать мотивацию на получение удовольствия, бодрости и замечательного самочувствия. Значительную роль играет персональный образец взрослого наставника. Если родитель или воспитатель не любит прогуливаться на свежем воздухе или опасается прохлады, едва ли у него получится воспитать закаленного ребенка.

Закаливание детей дошкольного возраста в детском саду выполняется упорядоченно. Этим в них воспитывается организованность и умение жить в социуме, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Да и просто им нравится групповое выполнение процедур: им интересно и весело.

В особенности продуктивна методика закаливания детей дошкольного возраста, применяющая солнечные и воздушные ванны, водные процедуры.

Закаливание воздухом

Началом методики воздушного закаливания является вентиляция помещения, после которого, помимо поступления свежего воздуха, происходит снижение температуры на 1°С или больше. Проветривают комнаты в теплое время непрерывно, а в прохладное не меньше 3 раз в день.

Самая щадящая операция – воздушные ванны, их рекомендуют начинать, частично обнажая малышу руки и ноги в момент зарядки. Постепенно снимают все больше одежды и увеличивают длительность ванн, доводя до 5-8 минут. Температуру воздуха следует поэтапно снижать на 1°С каждые 2 или 3 дня, и в результате общее снижение достигает 5°С. Следует внимательно наблюдать за симптомами охлаждения, чтобы чувствительные дети не ощущали дискомфорта.

Дневной сон без маек и заправка кроватей в трусиках тоже помогают закалке детей. Одним из видов закалки считается хождение босиком. Это механический и тепловой массаж ступней, который начинается в теплое время по тщательно расчищенному участку, поэтапно увеличивая длительность до 10 минут при температуре 22°С. После этого разрешается переходить к хождению босыми ножками в группе, сначала в носочках. Перед дневным сном разрешается дойти до своей кроватки по полу, затем время увеличивается до длительности игрового физкультурного часа.

Водяное закаливание

Чтобы малыш не испытал шока и сумел приспособиться, закалка водой тоже начинается с едва ощутимого воздействия, заменяемого в скором времени более серьезным. Самым щадящим считается обтирание влажным полотенцем, по окончании которого, ребенка растирают насухо, начиная с рук и ног. Локальной процедурой является обливание водой ножек. Проводится оно при температуре не ниже 20°С.

К локальным мероприятиям относят ручные и ножные ванночки. Первые можно организовывать в игровые моменты. Ванночки для ножек оказывают не только местное, но и общеукрепляющее действие на всего малыша. Их рекомендуют осуществлять с полутора лет. Теплоту воды понемножку снижают на один градус каждые 5 дней, доводя до 20°С. Длительность такой процедуры колеблется от 1 до 3 минут. Ножки детей должны оставаться теплыми.

Наиболее мощным инструментом закалки считается душ. На кожу ребенка действуют крепкие струйки воды, текущие под давлением и возбуждающие малыша. Преимущественно такой душ идет на пользу вялым и заторможенным детям, которых следует взбодрить. Такая процедура целебно влияет на нервную систему, помогает спокойному сну, повышает аппетит.

Солнечное закаливание

Солнечные ванны представляют собой сильное средство закалки. Они действуют общеукрепляюще, ускоряют обменные процессы, улучшают настроение, нормализуют кожный тепловой обмен. Однако солнечные ванны нужно использовать с осторожностью, не забывая об индивидуальности ребенка. Процедуры проводятся во время двигательной активности, но игры подбираются сдержанные, увеличивают их продолжительность постепенно, не доводя до перегрева. Детям необходимо иметь светлые головные уборы.

Закалять малышей следует с самого младенчества, закладывая невосприимчивость к различным простудным заболеваниям, предотвращая последствия всяческих недугов. Да и с самими заболеваниями быстрее справляются закаленные дети. Осуществляемая в детском садике закалка, использующая все методы природы, помогает ребятам поступить в школу, имея крепкое здоровье, что позволит им не пропускать занятия из-за болезней. А общее оздоровление сделает маленького человечка динамичным и энергичным участником общества.

1) Закаливание воздухом.

Воздух - наиболее доступное средство закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха, закаливание совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Оздоровительный эффект его тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах.

Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период - еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, гимнастикой, подвижными играми. Во время движений в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

Хождение босиком - хорошее средство для закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 - 3 мин до 10 - 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20 - 22°С.

Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. Перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по ковровой дорожке босиком. С детьми 5 - 7 лет рекомендуется проводить ут­реннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы в зале должны быть паркетными или покрыты пластиком, ковром. При температурах выше или ниже указанных наступает соответственно перегревание или переохлаждение, что может стать причиной заболевания.

Так же оздоровляющее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна и прогулок.

2) Закаливание солнцем

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, с длиной волны от 390 до 760 нм, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны более 760 нм) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 нм). Биологическое влияние на живой организм оказывают главным образом ультрафиолетовые лучи.

Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен веществ повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. В подкожном жировом слое под влиянием ультрафиолетовых лучей из провитамина D вырабатывается активный витамин D. Изменяется общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и сопротивляемость к различного рода заболеваниям.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, токсический диффузный зоб, желудочно-кишечные расстройства). Даже при кратковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема) или ожог I степени, при более длительном его воздействии могут образоваться пузыри (ожог II степени) и даже омертвение кожи (ожог III степени). Солнечные ожоги кожи даже I степени, особенно если они обширны, сопровождаются общей болезненной реакцией: может повыситься температура тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей.

Есть ряд противопоказаний к применению солнечной радиации в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям с резким отставанием в физическом развитии, страдающим малокровием, с повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным светом и отраженными солнечными лучами.

В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ван­нам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 - 6 мин, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках, а затем в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин, постепенно его доводят до 10 мин. В течение дня продолжительность солнечных ванн может быть 40-50 мин.

В осеннее и зимнее время в средней полосе и особенно на Крайнем Севере, где мало солнечных дней, детей облучают ртутно-кварцевыми лампами. Облучать ультрафиолетовыми лучами рекомендуется всех детей 2 раза в год: в ноябре-декабре и в марте-апреле (15 - 20 процедур), обязательно без перерывов. При облучении необходимо обеспечить правильную дозировку ультрафиолетовых лучей, защитить глаза детей и персонала темными очка­ми, а также строго наблюдать за реакцией каждого ребенка. Эти процедуры, которые проводит медицинский персонал, являются не только оздоровительным мероприятием, но и хорошей профилактической мерой против заболеваний детей рахитом, а также простудными и другими болезнями.

3) Вода как фактор оздоровления и закаливания.

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса), и общими (обтирание и обливание всего тела). Используют воду такой температуры, которая не вызывает большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28 - 36°С), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето. Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании, на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн - еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший массаж, способствует её лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию. Водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2 - 3 дня) снижают на 1 градус и доводят ее для детей от 1 года до 2 лет с 28 до 20°С, от 2 до 3 лет - до 16 «С, для детей 3 лет и старше - до 14 «С.

Детям 2 - 3 лет моют лицо, кисти рук, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микроорганизмов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.

Местное обливание ног проводят из ковша вместимостью 0,5 л при температуре воздуха в помещении не ниже 20°С. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см). На каждое обливание расходуется 2 - 3 л воды соответствующей температуры. Собственно обливание продолжается 15 - 20 с, затем ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног проводят обычно после дневного сна. Летом целесообразно обливание ног сочетать с их мытьем после прогулки: ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры.

При обливании ног детей первых лет жизни используют воду начальной температуры 30°С, а затем ее снижают через каждые 1 - 2 дня на 2°С. В дошкольных группах пользуются водой началь­ной температуры также 30°С, снижая ее через каждые 1 - 2 дня на 2 «С и постепенно доводя до 18 - 16°С.

Обливание ног с использованием воды контрастных темпера­тур можно рекомендовать для детей раннего возраста в холодный период года, когда частота респираторных заболеваний возрастает. На контрастное обливание переходят и в период неблагоприятной эпидемической обстановки (наличие респираторных и инфекционных заболеваний в дошкольных учреждениях), а также при температуре воздуха в групповых помещениях ниже 20°С.

Контрастное обливание может быть щадящим: вначале ноги обливают теплой водой (35 - 36°С), а затем сразу прохладной (24 - 25°С), после чего вновь теплой водой (35 - 36°С). Постепенно температуру теплой воды повышают до 40°С, а прохладной снижают до 18°С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется ослабленным детям или перенесшим болезнь. Закаленным и редко болеющим воспитанникам эту процедуру лучше проводить в обратном порядке, начиная с холодной воды (24 - 25°С) и переходя к воде температуры 35 - 36°С, а затем вновь к холодной с таким же постепенным изменением температуры. После обливания - сухое растирание. Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводятся не раньше чем через 30 - 40 мин после приема пищи.

Обтирание можно начинать с раннего возраста, но грудным детям и ослабленным воспитанникам старшего дошкольного возраста перед обтиранием водой в течение 1 - 2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого покраснения ее. Чтобы раздетые дети не ждали процедуры, следует заранее подготовить все необходимое. Мальчиков и девочек обтирают отдельно. Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз с водой нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем.

С 5 - 7 лет дошкольников приучают обтираться самостоятельно, помогая им смачивать рукавичку и обтирать спину. Рукавички после употребления кипятят и сушат.

Так же используются такие виды закаливания как полоскание рта, носа и горла холодной водой.

Примерная температура воды для обтирания

4) Хождение по массажной дорожке

В основе этого метода положено раздражение рефлексогенной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела.

Все без исключения родители знают о пользе закаливания. Оно нужно для того, чтобы ребенок легче и без осложнений переносил простудные заболевания, не начинал болеть при малейшем дуновении ветерка или чихе простуженного ребенка из детсадовской группы. Но почему-то закаливание детей у всех ассоциируется с чем-то очень трудоемким, требующим чуть ли не ежедневного вставания в 5 утра.

Это совсем не так! Закаливание – это и прогулки на свежем воздухе, и физические упражнения на свежем воздухе, и купание. То есть то, что обязательно выполняет каждый адекватный родитель. Главное – выполнять эти действия систематически, с постепенным увеличением раздражителя. Только тогда иммунитет сможет укрепиться.

О том, какие процедуры используются при закаливании, как их правильно выполнять, чтобы не навредить ребенку любого возраста, мы и поговорим.

Об иммунитете

Иммунитет – это внутренняя система защиты организма от микробов, опухолевых клеток и таких молекул, которые могут принести вред (при их поступлении иммунная система «включает» аллергию). Иммунитет состоит из большого количества различных молекул, которые превращаются друг в друга, и должны включаться в определенном порядке. Основой иммунной системы являются клетки-лейкоциты двух основных видов:

  • одни из них прямо уничтожают угрожающие организму молекулы – поглощают и переваривают их;
  • другие образуют различные антитела – иммуноглобулины:

а) иммуноглобулины класса A находятся в слизистых оболочках, которые первыми контактируют с чужими молекулами (например, с пищей, веществами, имеющимися в воздухе). Они сразу «вступают в бой», если замечают угрозу;

б) иммуноглобулины класса M. Они вырабатываются не с первого дня болезни, но активно помогают клеткам-«пожирателям» микробов бороться с ними;

в) иммуноглобулины G-класса. Они появляются еще позже, когда ребенок уже практически выздоровел и «дирижируют» уже «финальными аккордами» борьбы. Но именно эти антитела формируют иммунологическую память: когда в организм попадет уже «знакомый» микроб, они включают сценарий «быстрой борьбы» с ним, в результате ребенок или не заболевает, или переносит болезнь в легкой форме.

У ребенка до 6 месяцев в крови «плавают» иммуноглобулины G к тем микробам, с которыми «знакомилась» его мама. Но в дальнейшем они исчезают – и тогда ребенку приходится нарабатывать свои собственные. Как? Двумя путями:

  1. переболевая;
  2. в результате вакцинации, когда в организм вводят или сильно ослабленный микроб, или частички микроба, или ослабленный токсин (продукт жизнедеятельности) микроорганизма.

Формируется иммунитет в то время, как ребенок находится в утробе матери. Тогда лейкоциты образуются в костном мозге, а затем часть из них (лимфоциты) идут в тимус на «обучение». Тимус – это центральный орган иммунитета, находящийся за грудиной. Он работает только у детей, а у взрослых в норме постепенно атрофируется и замещается жировой тканью.

«Обучение» лимфоцитов состоит в следующем: они должны «запомнить» антигены, которые имеются на собственных клетках (с тем, чтобы их не трогать), и научиться активировать вспомогательные иммунные молекулы при столкновении с чужеродной структурой. «Обученные» лимфоциты и те, которым обучение не нужно, располагаются у ребенка в тимусе и в лимфоузлах. Они готовы сразу же «броситься на помощь», как только первый барьер (это кожа или слизистые оболочки) сообщит, что в организм попал «чужой» в том количестве, с которым клетки-«пожиратели» и иммуноглобулины A самостоятельно справиться не могут.

Иммунитет и закаливание

Поскольку иммунитет – это клетки и молекулы, находящиеся в крови, то иммунная защита определенного органа зависит от того, насколько хорошо он кровоснабжается. Это можно заметить по коже и слизистым оболочкам (например, горла): когда они воспаляются, то краснеют и отекают. Так организм увеличивает в них кровообращение.

Когда микроб попадает не локально (в участок кожи или слизистой), а в кровь, организм призывает клетки и молекулы иммунитета к экстренной мобилизации. Для этого он вырабатывает вещества, которые повышают температуру, – пирогены. В этом состоянии сосуды массово расширяются, увеличивается частота сердцебиения, почки фильтруют кровь быстрее – организм старается поскорее вывести микроб и продукты его жизнедеятельности из организма.

Когда вы занимаетесь закаливанием организма, то суть воздействия такая:

  1. сначала на тело действует холод: кожные сосуды суживаются, а кровообращение внутренних органов усиливается;
  2. при согревании сосуды расширяются – кровь распределяется по всему организму «как положено», при этом кровоснабжение увеличивается.

Когда такое воздействие оказывается постоянно, мышечный слой сосудов увеличивается (он «качается», как обычные мышцы) и кровоснабжение органов улучшается. То есть, улучшается и их защита. И когда ребенок, имея такие «накачанные» сосуды, выходит на холод, организм уже готовится к тому, что скоро ему нужно будет усиливать кровообращение. Тогда, при попадании в тепло, кровообращение усиливается гораздо сильнее, чем обычно. И микробы, которые могли осесть на слизистые оболочки дыхательных путей, уже встречают усиленную защиту, которая не пускает их дальше.

Получается, что закаливание действует через тренировку системы терморегуляции. Главный орган этой системы – гипоталамус. Он одновременно является и «главнокомандующим» всей эндокринных органов, и основным «ответственным» за стресс. Обычно при стрессе иммунитет снижается. Но когда гипоталамус «натренирован» через терморегуляцию, он повышает сопротивляемость организма при стрессе.

Все это возможно, если соблюдать принципы закаливания.

Кому нужно закаливание

Детское закаливание нужно каждому ребенку, если у него:

  • достаточное количество гемоглобина;
  • нет неврологических заболеваний, особенно тех, которые сопровождаются судорогами;
  • нет холодовой аллергии;
  • не нарушена функция почек;
  • нет туберкулеза;
  • нет тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний, пороков сердца;
  • нет эпилепсии;
  • нет онкологических заболеваний;

Глубоко недоношенным детям, малышам, которые перестали набирать вес или даже похудели, во время повышения температуры тела, а также на период восстановления после ожогов и травм закаливание следует отложить. Но оно для них очень важно, так как позволит противостоять инфекциям, к которым они изначально менее устойчивы.

Если ребенок страдает аутоиммунными заболеваниями, бронхиальной астмой или эндокринными заболеваниями, закаливаться ребенку можно, но делать это тогда, когда даст добро врач-педиатр.

Когда начинать закаливание

Терморегуляция у маленьких детей не такая как у взрослых: у них тепло «добывается» не благодаря мышечной дрожи, а при помощи расщепления особых жировых клеток – бурого жира (у взрослых его почти нет). Такая система позволяет новорожденному не погибнуть сразу после рождения – когда он попадает из материнского тела (где температура около 37,5-38°C) в окружающую среду с температурой 25°C или ниже. Но в дальнейшем она может ему навредить. Поэтому закаливаться очень важно, и нужно начинать это делать еще в роддоме – с помощью воздушных ванн, продолжительность которых нужно постепенно увеличивать.

Если в роддоме вы этого сделать не успели, то начинайте в любое время, когда ребенок:

  • здоров;
  • не имеет обширных повреждений кожных покровов;
  • восстановился после отравления или травмы.

Начало закаливания – это местные процедуры, после них нужно перейти к процедурам общим.

Правила закаливания

Правильное закаливание – это когда оно выполняет все эти условия:

  1. Выполняется ежедневно, без перерывов, когда в какой-то день были гости или с ребенком находился другой человек. Паузу нужно сделать только на время острого периода болезни, стресса (переезда, развода или сильной ссоры родителей), травмы (например, перелома конечности) или ожога кожи.
  2. Постепенность снижения или повышения температуры воды или воздуха. Сразу резко увеличивать стрессовое воздействие нельзя.
  3. Индивидуальность подхода. Не стоит насильно обтирать или обливать ребенка, если ему это не нравится (то есть он кричит и плачет). Также предполагается применение щадящего подхода к ослабленным болезнью детям.
  4. Оказывается комплексное воздействие природных факторов на кожу: воздуха, воды, солнца. При этом очередность и длительность процедур зависит от времени года и погоды.
  5. Сочетаются местные (полоскание носоглотки, кистей, растирание стоп) и общие (воздушные, солнечные ванны, контрастный душ) процедуры.
  6. Преемственность. Лучше всего иммунитет ребенка укрепится, если он будет получать закаливающие процедуры и в домашних условиях, и в детском саду, и в детском санатории/лагере.

Важно! Укрепление иммунитета происходит в срок 4-6 недель с момента начала закаливания. К сожалению, полезный эффект процедур исчезает довольно быстро – за 2-3 недели. То есть после болезни нужно возвращаться к закаливанию как можно скорее.

Главные враги закаливания

Чтобы закаливание действительно укрепляло иммунитет, а не было механическим действием «для успокоения совести», кроме обтираний-обливаний-воздушных ванн, о которых мы поговорим ниже, важно соблюдать такие правила:

  1. Прекратить тепло одевать и кутать.
  2. Трижды в день устраивать сквозное пятиминутное проветривание комнаты.
  3. Не спешить с приемом жаропонижающих средств, если у ребенка температура не достигла 38,5°C или даже 39°C, но он температуру переносит без судорог.
  4. При любой возможности гулять, выходить на природу.
  5. Не заставлять ребенка есть.
  6. Не перегружать ребенка кружками и секциями.
  7. Свести к минимуму употребление пищи из микроволновой печи.
  8. Ограничить использование бытовой химии в доме.
  9. Если вы прекратили закаливание по причине болезни, продолжить процесс нужно, когда острое состояние минует. Если перерыв длился 5-10 дней, условия закаливания остаются прежними. Если же перерыв длился 10 суток или более, то температуру воды (воздуха) нужно повысить на 2-3°C, по сравнению с таковой при последней закаливающей процедуре.

С чего начинать закаливание

Существует три основных вида закаливания: водное, воздушное и солнечное. Начинать нужно с каждого из них, взяв для начала минимальное воздействие каждого фактора.

Не переживайте: это не сложно и не очень трудозатратно. Мы все подробно разберем ниже.

Водное закаливание дома

Утро

С чего начать закаливание? С умываний и мытья рук более прохладной водой, чем обычно. Так, начиная с температуры 36°C, нужно постепенно ее снизить до 20°C.

Через 2-3 дня к умыванию лица прибавляется умывание области груди и шеи водой чуть более теплой, чем ребенок моет руки и лицо.

В течение дня

Система закаливания ребенка водой состоит из таких этапов, где каждый последующий подключается тогда, когда «освоен» предыдущий:

  1. Ребенок играет с водой, вначале не погружаясь в нее.
  2. После этого закаливание ребенка дошкольного возраста начинается с обтирания. Для этого нужен отрез плотной ткани (тканевая мочалка, полотенце, байковая пеленка). Ее обмакивают в прохладную воду и немного отжимают. Далее обтирают в таком порядке:
  • руки и ноги,
  • грудь,
  • спину,
  • живот.

Обтирающие движения должны быть аккуратными, массажными, но растирать нужно до покраснения кожи. Начинают обтирание с температуры 35°C, постепенно (на 1°C каждые 2-3 дня) снижая ее до 23°C. Чтобы ребенок лучше переносил процедуру, проводите аналогичные процедуры игрушкам.

В течение дня также применяется такой метод закаливания как полоскание горла водой, температура которой снижается от 30 до 18°C. Это поможет слизистой оболочке противодействовать низким температурам, и в результате, став немного старше, ребенок не будет простужаться, если летом попьет воды из холодильника.

  1. Водные обливания. К ним подходят, когда ребенок хорошо переносит процедуру обтирания.

Температура воды зависит от его возраста и постепенно снижается:

После душа ребенка заворачивают в полотенце, относят в комнату, где обтирают (не трут, а интенсивно поглаживают) кожу. Суть – стимулировать кожные рецепторы, а не повышать кожную температуру. Иначе весь эффект холодной воды будет нивелирован.

  1. В летний период, после «освоения» обливаний, в дневное время проводят купание в водоемах – искусственных и естественных. Важно, чтобы во время пребывания в реке, море или бассейне ребенок постоянно двигался.
  2. Когда ребенок уже будет хорошо знаком с процедурой домашнего закаливания, к купанию (летом), или вместо него (в холодное время года) применяется контрастный душ: 3-минутное обливание прохладной водой, после которой тело 3 минуты орошается струями теплой воды. При контакте с холодной водой ребенок должен сделать несколько частых вдохов и выдохов, больше времени уделив именно выдоху. Цель контрастного душа – добиться большой разницы между «верхней» и «нижней» температуры (например, 37 и 17°C). Это возможно не раньше, чем через год от начала закаливания. Заканчивается контрастный душ укутыванием ребенка в полотенце, а затем хорошо растереть.
  3. Холодные ванны. Для них используется вода, чья температура на 2-3°C выше, чем холодная вода из холодного душа. В нее нужно погрузиться всего на 3-5 секунд, с постепенным увеличением времени пребывания до 10 секунд. Потом нужно будет снижать температуру воды. Далее снова снижают температуру воды. После каждой такой ванны кожу нужно тщательно растирать.
  4. «Продвинутый» способ закаливания, которые подключаются по прохождении всех предыдущих этапов – это баня или сауна, после которой следует или обливание холодной водой, или холодный душ, или купание в холодном бассейне (проруби), или обтирание снегом. Для детей первого года жизни метод не предназначен ни в каком виде.
  5. Наиболее экстремальный метод закаливания – моржевание. Оно может применяться только в семьях «моржей», которые подготовили ребенка к этому с помощью предыдущих этапов. Также они должны были предварительно, в течение месяца, заниматься обливанием ребенка холодной водой на морозном воздухе, после чего хорошо растирать его полотенцем.

Правила закаливания гласят: легкий озноб и «мурашки» в начале процедуры – это нормально. Но если озноб долго не проходит, сопровождается ухудшением состояния (ощущением усиленного сердцебиения, тошнотой, рвотой), холодовые тренировки следует прекратить и сходить к врачу. Это означает, что вы или резко начали снижать температуру, или у ребенка имеются сосудистые заболевания.

Вечер

Вечернее закаливание водой обязательно включает обливание стоп прохладной водой. Ее изначальная температура – 35°C, постепенно снижается до 20°C. Время полоскания ног в тазу увеличивается с нескольких секунд до 1-5 минут. Ноги обязательно хорошо растирают полотенцем. Обливание ног (или полоскание их в тазу) обычно выполняют после душа.

Воздушное закаливание

Такое дошкольное закаливание является самым простым, к нему можно прибегать после рождения ребенка – сразу после выписки из роддома.

Оно так же, как и водное, выполняется поэтапно:

  1. Воздушные ванночки – только при смене подгузника. Начиная с 2 минут до 20 минут (при этом в помещении 22-23°C). Закаливание летом проще: можно быстро увеличивать длительность таких «ванночек» и переходить к следующему этапу.
  2. Ежедневные прогулки, в том числе в ветер, снежную погоду, дождь – до 1,5-2 часов в день за 1 раз. Летом с ребенком можно гулять неограниченно, заходя домой, чтобы поесть, принять душ (и сполоснуть ребенка). При прогулках в холодное время суток важно все время щупать кожу малыша под одеждой. Если он вспотел, его немедленно нужно переодеть. То же касается и ситуации, когда кожа холодная.
  3. Воздушные ванны для всего тела. Для них действительны правила пункта №1.
  4. Сон при открытых форточках (летом форточка должна быть открыта всегда).
  5. Дневной сон при сквозном проветривании (при этом ребенок одет в хлопчатобумажную одежду, а в холодное время – укрыт).
  6. Гимнастика у открытого окна.
  7. Гимнастика и массаж у открытого окна.

На воздушное закаливание распространяются те же правила, что и при водном: ухудшение состояния ребенка или сильный озноб говорит о том, что тренировку иммунитета нужно прекратить.

Солнечное закаливание

Солнце – это возможность получить необходимый для иммунитета, а также для костной и мышечной системы витамин D. Он вырабатывается в нашей коже, когда на нее падают определенные солнечные лучи.

Обратите внимание: это происходит не круглый год, а зависит от региона. В среднем, полезные солнечные лучи в нашей стране можно «словить» с марта по сентябрь. Их очень мало в вечернее время суток и рано с утра, они не проникают через одежду и солнцезащитные крема. Оптимальное время для безопасного солнечного закаливания – с 9 до 11:30 утра, а потом – с 16 до 17:30.

Рекомендованные временные промежутки по разным видам закаливания

Суммируем все, что мы знаем о длительности и времени закаливания для детей разного возраста.

Для детей 1-3 лет

Процедура Когда лучше проводить Сколько по времени проводить
Солнечные ванны С 9 до 11:30 утра, с 16 до 17:30 Грудничкам – 1-2 минуты на все стороны тела, детям от года – до 20 минут на все стороны тела
Прогулки на свежем воздухе Любое время, если не надо совмещать с солнечными ваннами 2 раза в день до 2 часов за 1раз
Дневной сон с открытыми окнами (если закаливание – летнее, то сон на свежем воздухе) После второго завтрака и после обеда 1-2 р/день, по 1-1,5 часа
Обтирание Утром, после сна 1-2 минуты
Обливание После гимнастики, солнечных ванн, вечернего купания 15-30 секунд
Голышом (воздушные ванны) Утром, после дневного сна В помещении по 2-15 минут, на воздухе – согласно климату
Душ Утром, после гимнастике Только начиная с 1,5 лет – по 1 минуте
Купание в прохладной воде За 1 час до сна 5-7 минут
До, после или во время солнечных/воздушных ванн Только после 1,5 лет – по 2 минуты с увеличением времени до 7 минут
Массаж Через час после завтрака и/или ужина
Физкультура Через час после приема пищи 1-2 раза в день, по 5-15 минут
Активные игры Спустя полчаса после еды От 10 минут

Для детей 3-8 лет

Процедура Когда лучше проводить Сколько по времени проводить
Солнечные ванны с 9 до 11:30 утра, с 16 до 17:30 10-40 минут, на все стороны тела
Воздушные ванны До и после дневного сна По 15-60 минут
Прогулки В любое время, летом – при неактивном солнце 2,5 ч и больше за 1 раз
Дневной сон с открытыми окнами/на свежем воздухе После обеда 1-1,5 ч
Обтирание После сна 2-3 минуты
Обливание После принятия солнечных ванн, гимнастики, вечернего купания 0,5-1,5 минуты
Душ Утром, после гимнастики 1-1,5 минуты
Купание в прохладной воде За 1 час до сна 7-10 минут
Купание в естественном водоеме Во время неактивного солнца; до, после или во время воздушных/солнечных ванн 8-10 минут
Массаж Через час после еды
Физкультура Через час после еды 15 минут или больше* 1-2 р/день
Активные игры В любое время, через полчаса после еды От 15 минут

Закаливание в детском саду

Закаливающие процедуры должны проводиться во всех детских садах. Их выполняют не всем одинаково, а делят детей на группы закаливания:

  • 1 группа. Это здоровые дети, которым уже в жизни проводились закаливающие процедуры. На данный момент у них могут быть небольшие нарушения не структуры, но функции одного из органов.
  • 2 группа. Это здоровые дети, которые никогда не закаливались, часто болеющие дети и малыши, которые больны хроническими заболеваниями.
  • 3 группа. Не закаливаются.

В первых двух группах закаливание в детском саду проводится по разным программам. Переводить ребенка из одной группы в другую можно не раньше, чем через 2 месяца. Это возможно, только если за этот период не было отрицательной реакции на закаливающие процедуры.

В детском саду должны проводиться такие процедуры для укрепления иммунитета:

  • умывание прохладной водой;
  • подвижные игры на обеих прогулках;
  • гимнастика, с элементами дыхательной гимнастики;
  • полоскание рта после каждого приема пищи;
  • сквозное проветривание;
  • воздушные ванны после сна;
  • ходьба босыми ногами по дорожкам из различного материала.

Очень важно, чтобы, если персонал детского сада занимается закаливанием, на выходных и каникулах эта работа была продолжена. Только обеспечивая непрерывное и преемственное воздействие на иммунную систему ребенка, можно ожидать ее отклика.