Закон про детские автокресла изменения. До какого возраста дети должны ездить в автокресле по закону РФ: правила и штрафы

Верховный суд (ВС) вынес решение, позволяющее водителям перевозить детей в возрасте до 12 лет не только в классических автокреслах, но и при использовании других детских удерживающих устройств и пристегнутых ремнях безопасности.

С жалобой в ВС обратился житель Екатеринбурга, которого в апреле 2016 года обвинили в том, что он перевозил своего сына на заднем сиденье без специального детского автомобильного кресла. При этом о безопасности ребенка водитель все же позаботился — пассажир был пристегнут удерживающим устройством, что разрешается существующей редакцией ПДД. Однако инспектор ГИБДД с доводами водителя не согласился и оштрафовал его на 3 тыс. руб. по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ (нарушение требований к перевозке детей, установленных ПДД).

Автомобилиста такое решение не устроило, и он попробовал обжаловать постановление гаишника в суде. Однако ни районный, ни областной суд не встали на сторону истца, оставив в силе штраф. Тогда водитель обратился в Верховный суд.

Изучив доводы заявителя, судья Владимир Меркулов пришел к выводу, что из буквального толкования п. 22.9 ПДД, регламентирующего правила перевозки детей, следует,

что для этого могут использоваться как детские удерживающие устройства, соответствующие весу и росту ребенка, так и иные средства, позволяющие пристегнуть его ремнями безопасности.

Кроме того, судья отметил, что удерживающие устройства бывают двух конструкций: цельной, которая включает в себя непосредственно кресло и лямки для его пристегивания, и частичной, состоящей только из специальных ремней безопасности.

Согласно закону, разрешено использование обеих модификаций.

На основании этого Меркулов признал незаконным постановление инспектора ГИБДД о привлечении водителя к ответственности, а также отменил решения нижестоящих судов. Также судья в постановлении напомнил, что нижестоящие суды обязаны в полном объеме исследовать обстоятельства дела.

Таким образом, теперь водители смогут избегать штрафов за нарушение правил перевозки детей при использовании неклассических детских автокресел, ссылаясь на решение Верховного суда.

В то же время специалист по детским автокреслам Сергей Керженцев в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что такое решение суда может негативно повлиять на статистику смертности детей в ДТП. По его мнению, иные удерживающие устройства, среди которых выделяют так называемые адаптеры ремня безопасности и бустеры (нижняя часть автомобильного кресла в виде подушки. — «Газета.Ru»), не способны защитить ребенка при аварии.

«Думаю, что если эта тема будет активно обсуждаться в СМИ, многие водители выберут более дешевые детские удерживающие устройства. Однако, к сожалению,

результаты многочисленных краш-тестов показали, что должный уровень безопасности могут обеспечить только автокресла»,

— пояснил эксперт, добавив, что в России широко распространены различные несертифицированные приспособления для перевозки детей.

При этом он отметил, что некоторые отечественные компании, производящие адаптеры ремней безопасности, хоть и имеют требуемые по закону сертификаты, во многих случаях получают их нелегально.

По словам эксперта, в Европе использование подобных устройств запрещено уже в течение долгого времени, а использование бустеров разрешается только при перевозке детей определенного роста и веса.

По мнению Керженцева, существующие сегодня правила перевозки детей в ПДД действительно разрешают использовать любые удерживающие устройства, однако профессиональное сообщество выступает за внесение изменений в ПДД для того, чтобы официально запретить использование небезопасных детских удерживающих устройств.

При этом законопроект, устанавливающий новые правила перевозки детей, которые запрещают использовать что-либо, кроме сертифицированных автокресел, был разработан МВД еще в середине лета прошлого года. Кроме регламентации правил перевозки детей в автомобилях, он запрещает и сажать детей на заднее сиденье мотоцикла, а также оставлять ребенка без присмотра в автомобиле. Предполагалось, что новые правила вступят в силу с 1 января 2017 года, однако документ по каким-то причинам до сих пор не был принят Госдумой.

В 2016 году в России произошло около 20 тыс. серьезных аварий с участием детей и подростков. Погибли в них 710 человек, ранено еще 20,6 тыс. Несмотря на ужасающий масштаб цифр, они, тем не менее, оказались ниже, чем за 2015 год.

Предложения изменить правила перевозки детей в автомобиле поступили от министерства внутренних дел ещё в 2016 году, касались они использования детских автокресел. Приняты они сразу не были – Правительство РФ решило, что безопасность детей на дорогах – дело очень серьёзное и не требующее спешки. Было решено провести ряд испытаний, чтобы понять, как отразятся предложения МВД на безопасности ребёнка в салоне автомобиля в реальности. Большинство предложений было признано целесообразными, и в понедельник, 3 июля, Правительство России опубликовало о внесении изменений в правила дорожного движения. Как меняются правила перевозки детей в автомобиле с июля 2017 года, правда ли, что для детей старше семи лет становится не обязательным автокресло.

Новые правила перевозки детей в автомобиле в отношении детских автокресел

Для российских семей, в которых есть автомобиль, поступили относительно хорошие новости – для ребёнка школьного возраста автокресло больше не требуется. А значит, не нужно больше тратить ограниченный для большинства семейный бюджет на постоянную замену автокресла, из которого ребёнок быстро вырастает. Впрочем, в некоторых случаях кресло всё же понадобится.

Итак, что говорят новые правила перевозки детей в автомобиле:

  • Во-первых, из правил убрали упоминание “иных средств” для фиксирования детей , которые могли выступать альтернативной детскому автокреслу. Эксперты сочли, что различные корректоры (они же адаптеры) лямок ремня, бескаркасные устройства и даже книги (в отчёте фигурируют и они как одно из проверенных удерживающих устройств) не обеспечивают должной безопасности.
  • Во-вторых, закон разрешил перевозить детей старше семи лет без детского автокресла на заднем ряду сидений . Ребёнка школьного возраста приравняли в этом случае к взрослому, и он должен быть пристёгнут штатным ремнём безопасности и больше ничем.
  • В-третьих, перевозка ребёнка в возрасте от семи до одиннадцати лет на переднем сиденье автомобиля возможна исключительно в детском автокресле , которое соответствует ему по размеру.
  • В-четвёртых, ребёнок возрастом до семи лет по-прежнему обязательно должен быть в детском автокресле везде – и спереди, и сзади . Дети дошкольного возраста ещё слишком малы, чтобы их можно было безопасно пристегнуть ремнём, он их либо не держит, либо может задушить.
  • В-пятых, на один год снижен возраст, по наступлении которого ребёнок приравнивается к взрослому пассажиру – с 12 до 11 лет . После 11-летнего возраста ребёнка можно перевозить без детского автокресла на любом ряду сидений.

Новое правило перевозки детей в автомобиле, по которому дети на задних сиденьях могут быть зафиксированы только ремнём безопасности, а спереди – находиться в детском автокресле, не вполне однозначно.

Проблема в том, что многие россияне уверены, что на заднем ряду сидений более безопасно и можно в принципе не пристёгиваться. На самом деле это очень опасное заблуждение, и один непристёгнутый задний пассажир во время дорожной аварии может своим телом убить до трёх пристёгнутых пассажиров того же автомобиля. Это неприятно слышать, но об этом необходимо знать.

Когда правила дорожного движения отчасти поощряют подобные мифы о том, что на заднем ряду сидений находиться более безопасно, это выглядит несколько странно.

Однако, с точки зрения экономии семейного бюджета новые правила перевозки детей в автомобиле, которые вступают в силу 10 июля 2017 года, конечно же, могут приветствоваться родителями. Главное – не забывать о безопасности ребёнка целиком и всё же следить за тем, чтобы он был зафиксирован ремнём.

Что ещё содержат новые правила перевозки детей в автомобиле

Немного шокирующим выглядит ещё одна поправка к правилам дорожного движения. Согласно новому параграфу правил, нельзя оставлять ребёнка возрастом до семи лет в поставленном на стоянку автомобиле без присмотра взрослых . Шокирует здесь то, что внесение такой поправки со стороны Правительства РФ – это однозначно реакция на многочисленные случаи, когда маленькие дети оставлялись в автомобиле одни, в результате чего происходила беда. Ребёнок может задохнуться, когда автомобиль припаркован на солнце, он может снять автомобиль с ручного тормоза, в результате чего транспортное средство самопроизвольно начнёт движение и т.д. Родители должны думать об этом и без принуждения закона.

Новые правила перевозки детей в автомобиле были подписаны 28 июня, опубликованы 3 июля, и по закону они вступают в силу через неделю после дня публикации, то есть, 10 июля 2017 года.

Перевозка детей в автомобиле с июля 2017 года осуществляется по ужесточенным правилам, направленных на повышение безопасности жизни и здоровья маленьких пассажиров.

Они, в первую очередь, касаются расположения ребёнка в транспорте и оборудования посадочного места для него. Кроме того будет иметь важное значение и то, сколько лет уже исполнилось сыну или дочери.

В этой статье мы уделим пристальное внимание изменениям в ПДД в части правил перевозки детей в машине. Вы узнаете, как нужно перевозить ребёнка в легковом автомобиле по новым требованиям, а также об ответственности и размере штрафа за их нарушение.

В этой статье:

Особенности и требования ПДД при перевозке детей в автомобиле

Итак, правила перевозки ребёнка в автомобиле претерпели серьёзные изменения. И произошли они благодаря Постановлению правительства под номером 761 от 28 июня 2017 года. Все новшества уже действуют с 12 июля.

Поправки в ПДД касаются не только движения с участием детей. Есть ещё некоторые важные моменты, но это уже тема для отдельного разговора.

Новшества направлены на оборудование посадочного места для ребёнка в зависимости не только его возраста, но и действительного веса. Кроме того, теперь в ряде случаев не разрешается оставлять ребёнка одного в запертом автомобиле.

Важно знать молодым и начинающим водителям! Перевозить маленьких пассажиров просто на руках правилами запрещено. А также не все удерживающие устройства допускаются к эксплуатации.

Согласно новым требованиям машина, в которой будут перевозиться дети, должна быть оборудована специальными приспособлениями (удерживающими устройствами) - они называются автокреслами либо же автолюльками.

Подбираются и крепятся устройства исходя из возраста ребёнка и его веса. Существуют специальные стандарты в отношении присутствия дополнительных ремней безопасности, положения детей (сидячее или лежачее), расположения устройства в машине (ГОСТ Р 41.44-2005)

«Детское» кресло помещается как на переднем, так и на одном из задних сидений. Естественно, что следует придерживаться руководства по монтажу от производителя.

Отметим, что автолюльки и другие подобные приспособления обустраиваются в салоне боком по отношению к направлению движения, лицом к движению или же против него. Все зависит от типа удерживающего устройства, веса и возраста ребёнка.

Правила перевозки детей в автомобиле

Прежде всего, отцам и матерям семейств рекомендуем ознакомиться с текстом п. 22.9 нынешней редакции ПДД.

В этом блоке содержатся основополагающие особенности перевозки детей автотранспортом в зависимости от их возраста. Более того, изменения в правилах перевозки детей с 12 июля 2017 года коснулись всех видов транспортных средств.

Поэтому ниже мы подробно проанализируем новые правила перевозки детей в машине в зависимости от их возрастных групп и места посадки ребёнка в автомобиль. Сразу скажем, что дети могут находиться, как на переднем, так и заднем сидениях. Но здесь существуют свои особенности.

Перевозка детей в автомобиле на переднем сидении

Нынешние правила перевозки детей на переднем сидении автомобиля с июля 2017 года говорят о том, что необходимо при этом использовать специальные удерживающие устройства, такие как упомянутые нами автокресла или автолюльки, бустеры.

Помещать ребёнка на переднее сидение можно без кресел в случае, если ему уже исполнилось 12 лет. Но при таком варианте ребенок должен быть обязательно пристегнут, впрочем это касается и взрослых пассажиров.

Также перевозка на переднем сидении допускается без кресла в отношении детей до 12 лет в том случае, когда ребёнок по своим параметрам (росту или весу) просто не помещается в автомобильное кресло положенных стандартов.

Перевозка детей до 7 лет

В машине можно везти даже грудничков. Поэтому основные предписания сводятся к следующему.

Ребёнка следует транспортировать в специальном кресле. Оно выпускается в нескольких типах в зависимости как от возраста, так и массы тела ребёнка.

Сейчас на рынке для перевозки маленьких пассажиров представлены автолюльки, автокресла и бустеры.

  1. Автолюльки используются, как правило, в том случае, если ребёнок находится в возрасте до одного года, и предусматривают его размещение в лежачем положении.
  2. Автокресла подходят для детей, которым уже исполнился год.
  3. Бустеры можно применять в случае перевозки ребёнка от 3 лет и старше.

Однако ПДД делают акцент на том, что удерживающее устройство (то есть специальное оборудование для перевозки ребёнка) должно соответствовать стандартам, действующим на территории всех государств, входящих в Таможенный союз.

Правила перевозки детей в автомобиле до 7 лет не запрещают помещать специальное кресло на переднем сидении. Однако в этом случае придётся отключить опцию для подушки безопасности (ведь её срабатывание может травмировать ребёнка).

Перевозка детей от 7 до 12 лет

Правила перевозки детей в автомобиле до 12 лет предполагают несколько вариантов. Так, если ребёнка планируется посадить на переднее сидение, то автокресло все равно необходимо (за исключением ситуаций, когда ребёнок в силу своих физических данных просто не помещается в автомобильное кресло).

Когда же ребёнок будет расположен на задней группе сидений, то ему достаточно будет пристегнуться автомобильными ремнями, предусмотренными заводской конструкцией транспортного средства. Напомним, что ранее автокресло требовалось и на этот случай.

А также нельзя перевозить ребёнка до 12 лет на заднем (пассажирском) сидении мотоцикла (ПДД это однозначно запрещают).

Перевозка детей после 12 лет

Здесь правила перевозки детей в автомобиле старше 12 лет говорят о том, что использование автокресел и прочих устройств подобного предназначения является для водителя сугубо добровольным делом.

То есть, удерживающие устройства в машине можно и не устанавливать. Однако в любом случае ребёнка следует пристегнуть оборудованными автомобильными ремнями безопасности.

Оставление ребенка в машине

Согласно поправкам, внесённым в ПДД (пункт 12.8) запрет на оставление ребёнка в машине распространяется по отношению к детям, которым ещё не исполнилось 7 лет.

Таким образом, им следует обязательно находиться в автомобиле под присмотром одного или нескольких совершеннолетних граждан.

Обязательно несколько слов следует сказать о том, каков может быть штраф за оставление ребёнка в машине.

Судебная практика на этот счёт пока не сформировалась, поскольку законодательные поправки действуют менее месяца. Однако владельцу машины нужно быть готовым к двум вариантам развития событий.

Минимальная сумма наказания составляет пятьсот рублей и полагается она за нарушение процедуры перемещения пассажиров (пункт 1 статьи 12.23 КоАП РФ).

В то же время закрытие ребёнка в машине одного может совершенно спокойно истолковано как нарушение правил перевозки детей. А в этом случае цена вопроса составляет уже 3 тыс. рублей (п.3 ст. 12.23).

Поэтому останется дождаться на этот счёт разъяснений от ГИБДД или судебных инстанций. Уверены, что они обязательно появятся в самом ближайшем будущем.

Что говорит ПДД

Итак, вот основные положения пункта 22.9 гл. 22 ПДД РФ:

  1. Перевозить ребёнка в возрасте до семи лет можно только с помощью специальных устройств. Это применимо как к грузовому транспорту, так и к легковым автомобилям. Не важно, где будет располагаться ребёнок.
  2. Дети в возрасте от 7 до 12 лет отныне должны перевозиться именно с помощью автокресел, иного подобного оборудования только на переднем сидении машины. На заднем же ряду кресел достаточно просто ребёнка пристегнуть имеющимися ремнями безопасности. До достижения 12 лет ребёнку запрещено располагаться на пассажирском сидении мотоцикла.
  3. Пассажир, которому исполнилось 12 лет, в обязательном порядке может быть только пристегнут.

Выбирая автокресло, следует делать поправку на физические данные ребёнка. Убедитесь в том, что устройство сертифицировано в установленном законодательстве порядке.

Более того, документы по креслу полезно возить с собой для того, чтобы избежать ненужных разбирательств с инспектором ГИБДД.

Мы подошли к вопросу о том, каким же будет штраф ГИБДД за нарушение правил перевозки детей. Он чётко прописан в уже упомянутом нами выше пункте 3 ст. 12.23 КоАП РФ

  1. Если нарушителем является рядовое физическое лицо, то ответственность составит 3 тысячи рублей.
  2. Когда же нарушение было допущено со стороны предприятия, то для него санкции составят 100 тысяч рублей.
  3. Должностные же лица компании понесут ответственность в сумме 25 тысяч рублей.

Впрочем, когда наказание особо не обсуждается, есть возможность уменьшить финансовые траты.

На штрафы, которые прописаны в ст. 12.23 административного кодекса, распространяется пятидесятипроцентная скидка по их оплате. Важно только успеть ее произвести за 20 дней с момента принятия постановления о штрафе – (важно, не его получения).

Обратите внимание, что вышеуказанная ответственность может наступить не только за отсутствие кресла для ребёнка как такового, так и за неправильное его размещение. Поэтому во всех деталях рекомендуется изучить руководство от изготовителя.

Следует также возить с собой копию свидетельства о рождении ребёнка. Ведь его возраст будет определяющим в споре с инспектором ГИБДД.

Может случиться и так, что оспаривать штраф дальше придётся в суде. Поэтому водителю следует запастись доказательной базой. В частности полезно сделать съёмку салона машины с креслом в кадре, а также предоставить на него все необходимые документы.

О каких удерживающих устройствах говорим на самом деле

Сейчас есть несколько видов так называемых креплений для детей к стационарным автомобильным сидениям, которые на официальном языке в правилах дорожного движения именуются удерживающими устройствам. Итак.

Автолюлька

Простым языком это маленькая коляска, которая предназначена для перевозки новорождённого. Её обязан установить у себя счастливый отец семейства даже тогда, когда торжественно забирает ребёнка из роддома.

На практике используют такое приспособление для достижения ребёнком годичного возраста. В зависимости от конструкции, автолюльку оборудуют как на заднем сидении, так и торцевой части переднего пассажирского.

Автокресло

Это дополнительное приспособление, которое предназначено для крепления к основному сидению автомобиля. Оно снабжено дополнительными ортопедическими поверхностями и ремнями, прочно удерживающими ребёнка в период движения.

Кроме того, могут в некоторых конструкциях устанавливаться подлокотники для облегчения двигательной активности ребёнка.

Бустер

Это удерживающее устройство предназначено для перевозки уже подросших детей. Вообще бустер это промежуточная система, при которой ребёнок уже вырос из стандартного кресла, но конструкция установленных на машине ремней ещё не обеспечивает ему должную безопасность.

У бустера есть и некоторые отличия в конструкции от автокресел. Бустер не имеет спинки, так же, как и подлокотников. Поэтому некоторые считают его подставкой для ребенка с целью надлежащего крепления автомобильных систем безопасности.

Соблюдайте ПДД, берегите детей

Для матери или отца, находящихся в статусе автолюбителя, жизнь собственного ребёнка превыше всего. Тогда нужно особое внимание уделить такому вопросу, как перевозить детей в автомобиле. На принятие решений влияет расстояние перевозки, её маршрут, прочие факторы

Нужно заранее выбрать автокресло или удерживающее устройство. Кроме того следует заранее определить, где будет установлено приспособление. Наиболее оптимальным вариантом является крепление сидения для ребёнка на заднем ряду кресел.

Перед покупкой следует поинтересоваться были ли испытания автокресла, бустера в условиях, приближенным к реальным. Ведь наличие сертификатов это одно, а защита ребёнка в случае ДТП – совсем другое.

Выше мы рассказали о том, как правильно перевозить ребёнка в автомобиле. Знание ПДД убережёт водителя от финансовых санкций. Но главное, что жизнь маленького члена семьи при этом находиться будет вне опасности.

Типичные вопросы и ответы на них

В заключение мы попытаемся дать ответы на наиболее характерные вопросы по уже существующим нововведениям.

У нас с женой двое детей разного возраста. Необходимо ли при их перевозке устанавливать в машину оба приспособления?

Да. Только при выборе кресла сделайте поправку на возраст ребёнка и его вес. К сожалению, в новых стандартах ничего не сказано о параметрах роста детей. А между тем, этот показатель также играет важное значение.

Например, при достижении определённого момента времени автокресло просто становится для ребёнка маленьким. Поэтому перед приобретением все детали покупки стоит оговорить с её производителем или продавцом.

Должен ли я предоставлять сотрудникам ГИБДД документы по удерживающему устройству?

В силу ПДД и предписаний иного законодательства, такой обязанности у водителя нет. Но лучше копии документов в отношении автокресла желательно возить при себе. Тогда можно сэкономить личные нервы и средства для диалога с автоинспектором.

Если на заднем сидении нет ремней безопасности, могу ли я перевозить в автомобиле собственного ребёнка?

Действительно в конструкции многих моделей старого поколения автопрома наличия ремней безопасности просто не было предусмотрено. Тогда ребёнка, независимо от его возраста, стоит транспортировать в удерживающем устройстве определённого типа.

Кем оформляется постановление о штрафе в случае выявления фактов

И протокол, и постановление по штрафу оформляет на месте работник ГИБДД. Впрочем, в дальнейшем штраф можно обжаловать.

Для этого есть два законных пути: или обратиться с жалобой на имя начальника инспектора, либо же подать заявление об оспаривании постановления в суд. Следует только соблюсти отведённый КоАП десятидневный срок.

Перевозка детей в машине — ответственный вопрос, в котором недопустимы ухищрения и отклонения от установленных законом правил. Подготовка к перевозке маленьких пассажиров требует особой тщательности. В автоаварии жизнь и здоровье детей находятся в бо́льшей опасности, чем взрослых.

Самый эффективный способ обеспечения безопасности детей в дороге — покупка детских автокресел и так называемых детских удерживающих устройств — ДУУ. В России на рынке представлены разнообразные автокресла и устройства. Но производители не всегда задумываются о качестве своей продукции. А многие водители покупают дешевые кресла во избежание штрафов. В связи с этим детская смертность на дорогах достаточно большая. Сократить ее можно путем ужесточения требований к производителям и наказаний для безответственных автовладельцев. Все положения касательно перевозки несовершеннолетних в автомобиле содержатся в Правилах дорожного движения РФ (пункт 22.9).

Правила перевозки детей в автомобиле

28 июня 2017 года было принято Постановление Правительства РФ N 761 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации». Текст документа официально опубликован 4 июля 2017 года и вступил в законную силу 12 июля 2017 года. Это постановление вносит поправки в пункты 12.8 и 22.9 ПДД РФ.

Пункт 22.9 излагается в новой редакции. В результате внесенных в закон изменений произошло разделение на 2 возрастные группы:

  • Младше 7 лет (дошкольники);
  • Школьники в возрасте от 7 до 12 лет.

По закону об обязательной установке автокресел, перевозка малышей до 7 лет должна происходить в удерживающем приспособлении вне зависимости от того, расположено оно на заднем или переднем сидении автомобиля. Помимо покупки детского автокресла, побеспокойтесь о его грамотной установке. Особо внимательно отнеситесь к установке ДУУ на переднем пассажирском сидении автомобиля.

Неправильно установленное кресло является нарушением.

По новым правилам о перевозке детей в 2018 году для возрастной категории от 7 до 12 лет законом допускаются послабления. Удерживающее устройство для них не обязательно. Достаточно лишь пристегнуть малыша стандартным ремнем безопасности. Эксперты рекомендуют не пренебрегать автокреслами — так меньше шансов получить травму.

ФЗ о занятости населения в новой редакции. подробности

Однако это послабление действует, если ребенок едет на заднем сидении автомобиля. Если несовершеннолетний до 12 лет едет на переднем сидении автомобиля, то использование автокресла обязательно. Обязательное требование в таком случае — отключить подушку безопасности — она может причинить ущерб детскому здоровью.

На пассажиров старше 12 лет распространяются стандартные требования безопасности. Они могут ездить на переднем сидении автомобиля без автокресла. Подушку безопасности необходимо активировать. До достижения двенадцатилетнего возраста ребенка запрещено провозить на заднем сидении мотоцикла.

С 12 июля 2017 г. в пункт 12.8 ПДД добавлен новый абзац. Во время стоянки запрещается оставлять дошкольников в машине без присутствия совершеннолетнего лица. За нарушение этого правила законом предусмотрен административный штраф в размере 500 рублей.

Требования к установке детского кресла в машине

При выборе автокресла необходимо ориентироваться на рост, вес и возраст юного пассажира. За несоответствующее параметрам ребенка автокресло предусмотрен штраф. Подобрать кресло можно по таблицам классификации.

После недавних поправок в законе изменились правила перевозки детей. Теперь могут возникнуть некоторые вопросы об использовании удерживающих устройств. Так от чего все-таки зависит необходимость использования автокресла? В первую очередь, от возраста:

  • В случае с детьми младше 7 лет, никаких вопросов не возникает. В законе четко прописано, что дети, не достигшие семилетнего возраста, во время поездки должны находиться в автокресле;
  • Для несовершеннолетних возрастом от 7 до 12 лет применение автокресел необязательно (на заднем сидении автомобиля).

Следующим фактором, определяющим целесообразность автокресла, является рост. Автокресла рассчитываются на детей ростом до 150 см и весом до 36 кг. Если ребенок крупный, ему будет проблематично сидеть в таком кресле. Поэтому допускается сажать пассажиров старше 7 лет на заднее сидение автомобиля без автокресла (обязательно пристегнуть его стандартными ремнями безопасности).

В 2018 году изменений в ПДД, касающихся правил перевозки несовершеннолетних в автотранспорте, не предвидится.

Предусмотрен ли штраф за перевозку ребенка без автокресла в РФ?

Наказание за несоблюдение правил об использовании детских автокресел при перевозке определены пунктом 3 ст. 12.23 КоАП РФ. Так, нарушителю по закону грозит административный штраф, сумма которого составляет:

  • Для водителей (физических лиц) — 3000 рублей;
  • Для должностных лиц — 25 000 руб.;
  • Для юридических — 100 000 рублей.

В примечании говорится, что индивидуальные предприниматели несут ту же административную ответственность, что и юридические лица.

Скачать текст закона

Многие водители пытаются сэкономить на приобретении специальных средств безопасности для детей, не осознавая возможных последствий своей халатности. Следует помнить, что жизнь и здоровье ребенка в аварийной ситуации напрямую зависят от того, как хорошо взрослый позаботился о безопасности. Поэтому экономия на удерживающих средствах является недопустимой. Ведь приобретение детского автокресла - это не способ избежать штрафа, а реальная возможность уберечь своего ребенка от страшных последствий потенциальных автомобильных аварий.

Специальное удерживающее устройство на сегодняшний день – обязательный атрибут перевозки детей в автомобиле. Данное требование установлено п. 22.9 ПДД РФ и утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 767. В законную силу изменения вступили с 1 января 2007 года.

Согласно вышеуказанному пункту правил, перевозка детей от 12 лет и младше должна осуществляться только с применением специальных устройств для надежного удерживания ребенка в автомобиле на случай возникновения аварийных ситуаций либо с использованием других средств, позволяющих фиксировать малышей с помощью ремней безопасности, являющихся частью ТС.

На переднем сиденье автомобиля ребенок может перевозиться только при наличии детского удерживающего устройства (ДУУ).

Детей до 12-летнего возраста запрещено перевозить позади водителя мотоцикла, в прицепе и кузове ТС.

Правила перевозки новорожденных детей

Ремни безопасности, которыми оборудованы большинство современных автомобилей, рассчитаны на пассажиров ростом не менее полутора метров, поэтому, благодаря конструктивным особенностям, такие устройства не выполняют свою основную функцию по отношению к маленьким пассажирам.

Детские удерживающие устройства являются единственным альтернативным вариантом обеспечения безопасности передвижения детей на автомобиле. Правило надежной фиксации малыша в салоне машины позволит сберечь ребенка во время непредвиденных ситуаций на дороге.

Есть еще несколько правил, которых стоит придерживаться при поездках с детьми:

  • обязательно блокируйте двери и стеклоподъемники, независимо от того, стоите вы или находитесь в движении;
  • установите дополнительное зеркало заднего вида для контроля за ребенком во время движения;
  • не позволяйте ребенку пить и перекусывать на ходу;
  • никогда не оставляйте ребенка одного, даже если собираетесь отойти всего на несколько минут.

Если малыш раскапризничался, не пытайтесь решить проблему на ходу, это небезопасно. Припаркуйтесь в ближайшем дозволенном правилами месте и успокойте ребенка.

Ни в коем случае не перевозите ребенка на руках. В случае аварии вес ребенка по законам физики увеличится во много раз, и вы не сможете удержать малыша, со всеми вытекающими из этого последствиями. Либо просто придавите своим телом.

Виды детских автомобильных кресел

Автокресла подразделяются на пять основных категорий, каждая из которых соответствует определенным параметрам ребенка (рост, вес, возраст).

Автокресло оснащено специальными креплениями для удерживания люльки в стационарном положении на заднем сидении автомобиля. Самого ребенка в люльке надежно фиксируют мягкие и широкие ремни. Все ДУУ группы 0 усилены дополнительной защитой детской головки.

Автолюлька используется и как переноска для малыша.

Автокресло такого типа представляет собой нечто среднее между автолюлькой и полноценным креслом. Ребенок располагается в положении полулежа, и закрепляется при помощи широких пятиточечных (Y-образных) ремней.

Конструктивные особенности автокресла группы 0+ позволяют использовать устройство в качестве переноски либо стульчика. Некоторые модели можно устанавливать на шасси, трансформируя кресло в удобную прогулочную коляску.

Устройства этой группы в обязательном порядке оснащаются внутренними пятиточечными или трехточечными ремнями, имеющими возможность регулировки по высоте. Спинка кресла также регулируется, откидываясь для обеспечения комфортного положения ребенка во время сна.

ДУУ группы 0+ и 1 схожи по своим характеристикам и могут быть взаимозаменяемы до достижения ребенком определенных параметров.

Категория 2 – разработана для перемещения на автомобиле детей от трех до семи лет. Зачастую производители выпускают универсальный вариант, объединяющий группы 2 и 3. В последней группе возраст ребенка устанавливается от семи до десяти лет. Ограничение по весу – 15–25 килограмм и 22–36 килограмм, соответственно.

Конструкция автокресла, помимо внутренних ремней, предусматривает использование штатного ремня безопасности ТС. А для преобразования кресла для нужд детей из 3 группы снимается спинка ДУУ.

Бустер не имеет спинки, но в устройстве предусмотрены подлокотники и специальные направляющие для безопасной фиксации ребенка автомобильными ремнями.

К шестой группе относятся все остальные ДУУ:

  • бескаркасные детские автокресла (от 1 до 12 лет);
  • кресла-трансформеры, совмещающие 1, 2 и 3 группы.

Причиной смены категорий автокресел должен быть не возраст, а то обстоятельство, что ребенок перерос кресло. Как только височная область малыша поравняется с краем автокресла, следует переходить к ДУУ следующей возрастной группы. Если же ребенок отметил 12-й день рождения, но рост его менее метра и 50 см – ДУУ следует оставить в автомобиле, пока ребенок не достигнет необходимых параметров.

На видео подробно о детских автокреслах.

Где установить детское автокресло

  • Автолюлька (группа 0) должна быть размещена на заднем сидении машины перпендикулярно движению ТС (вдоль заднего ряда сидений).
  • Автокресло группы 0+ устанавливается против движения автомобиля (ребенок в положении «спиной вперед») на заднем либо переднем сидении.

Такое положение обусловлено особенностями последствий фронтального удара (лобовое столкновение), при котором сила инерции отбрасывает человека вперед. Если малыша усадить против хода машины, то его всего лишь крепче прижмет к спинке сиденья. В положении «лицом вперед», крепежные ремни при резком рывке удержат тело ребенка, но шейный отдел позвоночника не в состоянии удержать голову. Последствия неправильного расположения малыша могут быть весьма тяжелыми.

Если ваша машина укомплектована подушками безопасности – их следует заблокировать, когда везете ребенка на переднем пассажирском сидении, поскольку при срабатывании механизма защиты, скорость и сила выброса подушек может стать причиной травмирования ребенка.

  • Категории 1, 2 и 3 размещают в салоне по ходу движения транспортного средства,причем предпочтение стоит отдать местам, расположенным за водительским сидением либо посредине заднего ряда кресел (если позволяет конструкция автомобиля).

Установка ДУУ за водителем оправдана с точки зрения инстинктивного поведения человека в момент опасности: водитель автоматически пытается отвести удар от своей стороны.

Что касается установки посреди заднего ряда сидений – если случится лобовое столкновение, ребенок будет застрахован от удара о спинки передних кресел.

Все, без исключения, устройства безопасности перевозок детей должны быть надежно закреплены штатными ремнями автомобиля либо при помощи системы Isofix (стационарное крепежное устройство для детских кресел, предусмотренное комплектацией некоторых марок автомобилей).

Если нет возможности купить детское автокресло

Действительно, средняя стоимость качественных средств безопасности для детей довольно высока. Цена китайского ширпотреба радует, но большинство детских автокресел работы граждан КНДР служат лишь ширмой, прикрывающей глаза инспектору ГИБДД. К безопасности такая продукция не имеет никакого отношения – ремни отрываются, остов деформируется при малейшем напряжении.

А как быть в ситуации, когда финансовое положение семьи очень нестабильно, но рисковать жизнью детей тоже желания нет?

  1. Во-первых, вам все равно придется возить малыша в автокресле до определенного возраста (до 3-х лет), поскольку достойной альтернативы такому варианту не существует. Другое дело, что вы можете существенно снизить расходы, если купите подержанное автокресло с рук. Дети растут быстро, поэтому на тематических ресурсах можно найти множество приличных вариантов по приемлемым ценам.
  2. Во-вторых, начиная с 3-летнего возраста, ребенка можно фиксировать на заднем сиденье при помощи специального адаптера, формирующего правильное положение штатных ремней безопасности автомобиля. Тоже экономически выгодный выход из ситуации.
  3. В-третьих, попробуйте самостоятельно изготовить автокресло. Однако, надежность подобного устройства будет исключительно на вашей совести.

Уровень безопасности ребенка напрямую зависит от качества удерживающего устройства, его правильной установки и соответствия возрастной категории малыша.

Ответственность за неправильную перевозку детей

В понятие «неправильная перевозка» входит не только отсутствие специального удерживающего устройства, но и неправильная фиксация элементов автобезопасности. В соответствии с п. 3 ст. 12.23 КоАП РФ, данное нарушение карается денежным штрафом в размере 3000 рублей .