Занятие пением с 4 лет. В каком возрасте надо заниматься вокалом

Статья «Развитие певческих навыков у детей раннего возраста»

Автор : Назаренко Ирина Николаевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад № 144 комбинированного вида «Сказкоград» г. Новосибирска.
Описание . Данная статья будет полезна музыкальным руководителям ДОУ, педагогам, воспитателям, родителям.
Цель : повышение компетентности педагогов в вопросах музыкального воспитания; воспитание интереса и любви к детской песни; повышение педагогической культуры родителей
Статья «Развитие певческих навыков у детей раннего возраста»
Пение является самым доступным исполнительским видом музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Дети очень любят петь. Поют с удовольствием, охотно, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста.
В соответствии с ФГОС ДО художественно – эстетическое развитие предполагает:
развитие предпосылок целостно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природа;
становления эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).

Основные задачи образовательной области «Художественно эстетического развития» в разделе «Пения»
Группа раннего возраста от 2 – 3 лет
Вызвать активность при подпевании и пении, петь по фразам совместно со взрослым.
Постепенно приучать ребенка к сольному пению.
Группа раннего возраста от 3 – 4 лет
Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре(ми) – ля(си),в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни.
На третьем году жизни певческий голос только начинает формироваться. Певческого звучания пока еще нет. Дыхание у детей короткое. В то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.


Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться. Поэтому ставится задача развивать и укреплять певческие интонации у детей. Ребенок трех лет еще не может петь песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов. Дети четвертого года жизни уже могут пропеть несложную песню. У детей появляется крикливость. Необходимо стремиться, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения. Рекомендуемый диапазон ре – ми – ля первой октавы.


Большое внимание следует уделять подбору детских песен. Песни должны быть несложными, мелодичными, понятными для детей, удобными для дыхания, не¬большого диапазона, с короткими музыкальными фразами. Правильно подобранную песню, соответствующую всем выше перечисленным требованиям, дети четырех лет смогут спеть всю.


Важная задача при обучении детей пению – это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку. Научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также научить радовать других своим пением.


Основным приёмом является выразительное эмоциональное исполнение песни педагогом. Необходимо продумать и передать характер песни, её особенности, её настроение.


Во время первого исполнения песни хорошо использовать игрушки, картинки, помогающие раскрыть содержание песни. Чтобы вызвать у детей желание петь, нужно использовать разнообразные методические приёмы, игровые, зрелищные моменты.


С детьми раннего возраста большое внимание уделяется работе над дикцией. Дети часто не понимают смысла слова, поэтому произносят его неправильно, а, следовательно, и неправильно будут его петь. Необходимо разъяснить значение непонятных детям слов, научить их правильному произношению.


С детьми раннего возраста начинают работать над выработкой певческого дыхания, так как певческое дыхание является главным звеном певческого процесса. Это могут быть различные дыхательные упражнения: «сильный ветер – слабый ветерок»; дуем на снежинки; сдуваем с одуванчика волшебные зонтики и т. д.
Среди всех певческих навыков большое внимание надо уделять звукообразованию: петь без напряжения, естественным, светлым, высоким звуком, без крика. Обращать внимание на правильное формирование гласных звуков. Обучая детей пению, надо учить хорошо раскрывать рот, не зажимать звук. Требуется работать и над протяжным пением, потому что в этом возрасте многие дети поют говорком. Педагог пропевает долгие звуки и просит детей помочь ему. Дети с удовольствием соглашаются.
Игровые приёмы в работе с детьми раннего возраста используются постоянно. Всё детские песенки можно обыграть, так как они содержат какой – либо сюжет. Например, знакомя детей с песней «Машина» Т. Потатенко при первом знакомстве можно показать детям игрушечную машину. После пения спросить у детей: «Какую песенку поёт машина?» «Би –би – би» – вот песенка машины.
«Дети, помогите мне спеть песенку, подпевайте: «Би – би – би!» Это побуждает детей подпевать припев песни. На следующем занятии предложить детям стать водителями машины. Дети «крутят руль» и подпевают песенку, а на припев – нажимают на сигнал и подпевают припев: «Би – би – би!»
В работе с детьми раннего возраста можно используются и обучающие при¬емы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню 2-3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.
Детям раннего возраста трудно петь в общем темпе. Одни могут петь медленно, в другие могут торопиться. Поэтому надо постоянно следить за этим, приучая детей к коллективному пению.Необходимо упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню. Учить детей петь дружно, не опережая друг друга и не отставая. Учить слышать друзей, которые поют с тобой одну песню.
Во время обучения пению необходимо слышать каждого ребенка. Подбадривать и поощрять детей, тем самым ободрять и укреплять веру в их силы. Хорошо поющим можно предложить спеть небольшой группой, наградить аплодисментами. С интонирующими неточно позаниматься отдельно.


Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Она оказывает воздействие на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Пение хором объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.

Список литература
Т. С. Бабаджан. Музыкальное воспитание детей раннего возраста, Москва, «Просвещение», 1967.
И. Л. Дзержинская. Музыкальное воспитание младших дошкольников, Москва, «Просвещение», 1985.
В. А. Петрова. Музыка – малышам, Москва, «Мозаика – синтез», 2001.
Г. П. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М. : Прометей., 1992.
М.Б. Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва, «Мозаика – Синтез»,2006.
О. В. Кацер. Игровая методика обучения детей пению. Санкт – Петербург, «Музыкальная палитра», 2005.
М. Ю. Картушина. Вокально – хоровая работа в детском саду. М., Издательство «Скрипторий 2003» 2010.
Ресурсы интернета.

Презентация на тему: Развитие певческих навыков у детей раннего возраста

Распевание – важная часть любого музыкального занятия в детском саду или развивающем центре. Правильно составленная распевка для начинающих маленьких певцов помогает им развить звуковысотный слух, лучше узнать диапазон своего голоса, научиться себя слушать и верно интонировать песни в дальнейшем. Обучение пению для детей 5-6, и тем более 3-4 лет должно строиться в игровой форме – именно таким образом можно максимально развить творческие способности у малышей.

Обычные вокальные распевки нужно повторять большое количество раз, их тексты не отличаются разнообразием, поэтому юные певцы могут легко заскучать в самом начале урока. Чтобы избежать этого современными педагогами была разработана система «игровое распевание».

  • Музыкальный руководитель должен выбрать какой-то сюжет из знакомых деткам сказки или мультфильма, где действуют два персонажа. Первый герой поет высоким голосом, а второй – низким. Согласно сюжету истории придумываются простой рифмованный текст и мелодия песенки для каждого их персонажей. Ноты для фортепиано к игровым распевкам каждый учитель составляет самостоятельно.
  • Предполагается парная работа мальчиков и девочек 3-4 лет в младшей, и 4-6 лет в старшей группе, они должны петь по очереди и слушать друг друга. Распевание можно сопровождать жестами, движениями или несложными танцами. Показывайте деткам картинки, что изображают действующих лиц той или иной истории.
  • Таким образом, распевание превращается в увлекательную игру. Каждый ребенок будет в восторге от такого упражнения. Используйте сценки, где будут играть Карабас-Барабас и Мальвина, Жук и Дюймовочка, Щелкунчик и Девочка для более взрослых детей. Малышам подойдут истории о Коте и Мышке, Лисице и Зайце, Рыбаке и Золотой рыбке.

Шелест Листьев

Если мальчик или девочка 3-4 или 5-6 лет посещают хоровой кружок, то раньше или позже им придется петь, используя микрофон.

  • «Ветер шумит в листве» – дети шипят «Ш-ш-ш-ш-ш», сначала громче, а затем тише. Вторая часть упражнения – голос ребенка сохраняет постоянное звучание, а малыш двигает микрофон ближе и дальше ото рта, регулируя громкость звука.
  • «Волки воют на луну» – дети поют звук «У-у-у-у-у-у», передвигаясь голосом вверх и вниз по гамме. С этим звуком может использоваться распевка до ре ми.

Распевки. Шутка прибаутка для малышей

Развиваем звуковысотный слух

Распевка для голоса помогает каждому малышу от 3-4 до 5-6 лет развить звуковысотный слух, улучшить интонацию и раздвинуть границы доступного диапазона пения. Используйте распевки в виде стишков, подберите к каждому тексту изображения персонажей, о которых нужно петь. Такие упражнения – интересный способ увлечь дошкольников и научить слушать свой голос. Распевки сопровождаются игрой на пианино.

  • Ракета летит, ракета гудит,

Космонавт-пилот ракету ведет.

У-у-у-у, я спешу из космоса в Москву!

  • Приди, приди, солнышко, под моё окошечко,

Лей щедрее, солнышко, лучики в окошечко,

Будем греться вволю, как цветики в поле.

Детки все играют, в поле чистом тебя ожидают.

Простой народный мотив хорошо помогает деткам научиться слышать высоту разных нот на музыкальном инструменте.

Для младшей группы

Распевки для детей в возрасте 3-4 лет из детского сада должны быть легко запоминающимися и не сложными.

  • Гуси, гуси, га-га-га!

Пить хотите? Да-да-да!

Гуси, гуси, вот вода.

Га-га-га, га-га-га.

  • Много дней порхает птичка:

Где же зернышки пшенички?

Как пшеничку замечает,

Клювом тюк и подбирает.

Для старшей группы

Существует много распевок и для деток 4-6 лет из старшей группы детского сада.

Дошкольников заинтересуют следующие упражнения :

  • Снег укрыл все-все пути,

Никуда нам не пройти,

Эй, лопатки все возьмем,

И тропинки разгребем.

  • За стеклом звенят капели,

И тюльпаны расцвели,

Вот бы скоро прилетели

Ласточки и соловьи!

  • Вот – цветок, еще цветок.

Эй, сплети себе венок.

Давай вместе всем играть,

И ромашки собирать.

Естественно одной единой цифры для всех нет! И более того, для каждого человека пик развития голоса индивидуальный, а значит и период жизни, в котором следует начинать учиться петь, для каждого тоже индивидуален! Самым главным условием для начала освоения вокального ремесла является зрелость организма, а точнее голосового аппарата. В среднем этот возраст наступает у девушек в 19 лет, а у юношей в 21. И в общем эти цифры касаются большинства людей, но есть и исключения.

Мутация голоса

Думаю, Я должен сказать, что петь можно начинать не раньше того момента, когда произошла половая зрелость. Так же прошу обратить Ваше внимание, на то, что женский организм тоже перестраивается и голос у девушек тоже мутирует, вопреки мнению многих начинающих вокалистов. Дело в том, что у женщин в период половой зрелости строение гортани мутирует не так явно, как у юношей, у девушек не вырастает кадык, и гортань соответственно не искривляется. Так или иначе, женский голос тоже изменяется, ткани организма становятся крепче и связки могут немного потерять в эластичности, но заметно приобрести в мощности звучания.

Предмутационный возраст

Лично Я считаю, что заниматься с маленькими детьми вокалом бессмысленно, так же считаю, неправильным отдавать их в руки вокалиста-педагога, потому что таким поступком, можно надолго отбить у ребёнка желание заниматься музыкой и, конечно же, отбить любовь к искусству непосредственно. Ребёнок, должен сам проявлять рвение и интерес к музыке , а пытаться вырастить из маленького ребёнка звезду вокала лишь по прихоти родителей или потому что родители в своё время не смогли стать певцами это эгоистично. Я понимаю, что многие родители действительно хотят приучить ребёнка к искусству с самых ранних лет из самых высоких побуждений, для того, что бы ребёнок был всесторонне развит, разбирался в искусстве, был более интеллигентен и т.д. Причиной подобному поведению являются вполне естественные страхи родителей того, что потом, когда ребёнок вырастет, его палкой нельзя будет загнать в музыкальную школу, и с какой-то стороны здесь родители правы.

Само собой, чем меньше ребёнок, тем способнее его мозг , тем быстрее он запоминает новую информацию, а значит и быстро учится. Но дело опять-таки в любви к музыке, которая потеряется у ребёнка раньше в музыкальной школе, чем например, в спортивной секции.

В любом случае, если ребёнка и отдавать в музыкальную школу, то точно не на вокал , в противном случае голос можно испортить в детском возрасте, даже если голос и не испортится, то после мутации, вокалиста в этом ребёнке придется воспитывать заново.

А вот если отдать ребёнка в музыкальную школу учиться играть, например, на фортепиано, а после мутации голоса заниматься с ним пением, то такой вокалист будет ко всему ещё и образованным и подкованным в теоретических музыкальных предметах, что даст ему большое преимущество над вокалистами не имеющими вокального образования.

Конечно, истории ведомы такие случаи , когда ребёнка отдавали на воспитание музыке с ранних лет, и он становился востребованным и признанным музыкантом, например Паганини, Моцарт, но это лишь единичные случаи, статистика говорит о том, что это не всегда полезно.

Занятия вокалом в предмутационный период должны проходить в очень щадящем режиме или исключены вообще, в сам мутационный период занятия должны быть исключены у всех мальчиков и занятия у девочек должны быть в очень щадящем режиме без пропевания крайних нот диапазона и в очень скромной динамике.

После того, как мутация голоса прошла успешно следует дать вокалисту привыкнуть к новым свойствам своего голосового аппарата, а значит, в зависимости от самочувствия певца надо стараться не нагружать голос каждый раз, когда есть ощущение, что голос ещё не готов к трудностям.

Пение в зрелом возрасте

Я думаю, что петь никогда не поздно , и тем более полезно в любом возрасте. Конечно, человек 20-30 лет соображает заметно быстрее чем в 40-50, но и это не может быть помехой, если человек хочет научиться петь, то он сможет это осуществить в любом возрасте. Тяжело, конечно заставить, например, себя дышать не так, как дышалось, например 30-40 лет, многие мышцы и сухожилия могут частично атрофироваться, и участки головного мозга тому не исключение. Как это не прискорбно. Но действительно, нейроны мозга понемногу отмирают за ненадобностью, но и это, на мой взгляд, не помеха для человека желающего добиться успеха, пусть и в зрелом возрасте.

Главное помните:

Дорогу осилит идущий. Не сдавайтесь, и дорога сама возникнет под ногами.

Многие педагоги с неохотой берут на занятия пением детей дошкольного возраста, особенно 3, 4 лет. Никитина Оксана Александровна педагог по вокалу с 17 летним стажем, автор методик по постановке голоса у дошкольников выявляет основные причины и излагает их в статье.

Многие профессиональные педагоги – вокалисты с неохотой берут на занятия вокалом детей дошкольного возраста , особенно детей 3, 4 лет . Это связано с распространенными заблуждениями, бытующими у педагогов по пению.

Заблуждение 1 — Ключичное дыхание у детей в пении

Действительно, до 11 лет у детей в речи преобладает дыхание верхнего и среднего дыхательного пояса, связанное с узостью дыхательных путей при небольшой емкости легких. Многие педагоги по пению считают, что дети дошкольного возраста не могут освоить вокальный (нижнереберно-диафрагматический или брюшной) тип вдоха, что исключает эффективную работу диафрагмы в пении и ставит под сомнение занятия постановкой голоса у детей. Мнение ошибочно, но, к сожалению, является достаточно распространенным.

Заблуждение 2 — Незрелость вокальных мышц

Действительно, все мышцы ребенка находятся в процессе роста, в том числе и отвечающие за пение . Вокальные мышцы, которые играют активную роль в пении взрослого человека, вообще пока не сформированы, а находятся в общей массе щито-черпаловидных мускулов. Окончательное формирование вокальных мышц происходит примерно к 12 годам. Эти факты ведут педагогов по вокалу к мысли, что занятия пением с детьми 3, 4 лет бесполезны в силу небольшого диапазона функциональных возможностей.

Утверждение, на мой взгляд, крайне спорно. Кроме непосредственно звукообразующих мышц гортани, в процессе пения участвуют системы дыхания, артикуляционного аппарата, которые активно влияют на качество певческого звука и требуют вокальной настройки.

Правильно «обученная» вокальная система позволяет мышцам ребенка работать скоординировано, слаженно, что ведет к высоким результатам в пении.

Заблуждение 3 — Отсутствие музыкального слуха, необходимого для занятий пением

Многие педагоги – вокалисты с неохотой берут на занятия пением детей 3, 4 лет из – за того, что малыши «не попадают в ноты». Музыкальный слух певца – это координация между тем, как мы слышим звук и тем, как мы его поем. Точность исполнения звука в большой степени зависит от слаженности в работе вокальных мышц, а занятия пением – это и есть не что иное, как произвольное регулирование педагогом работы мышечных систем. Поэтому, наряду с другими вокальными координациями, музыкальный слух, в процессе занятий пением у детей, отлаживается автоматически и, как правило, достаточно быстро.

Заблуждение 4 – отсутствие необходимой степени концентрации внимания

Действительно, занятия постановкой голоса – это сложный многозадачный процесс. Ребенку во время урока пения приходится следить за работой дыхания, артикуляционного аппарата, чистотой интонирования. Это сложно даже взрослому человеку, а малышу, на первый взгляд, вообще не под силу.

Не секрет, что дети дошкольного возраста в целом сложно воспринимают информацию в условиях формализованного урока. Опираясь на то, что основной вид деятельности дошкольника – это игра и именно через игру происходит наиболее эффективное восприятие информации, в вокальных занятиях с малышами педагогу — вокалисту необходимо не только понимать вокальную задачу и решать ее в пении с учеником, но и облекать способ решения вокальной задачи в игровую форму. Для этого мною разработана специализированная игровая вокальная методика для детей 3,4 лет.

Конечно, обучение пению детей в игре , как правило, ведет к необходимости использования специализированного дидактического материала (игрушки, карточки и т.д.), а это, к особой подготовке к урокам пения и вложению денежных средств. Но, использование специальных подходов в занятиях пением с дошкольниками позволяет педагогу концентрировать внимание детей, поддерживать интерес к занятиям и эффективно решать педагогические задачи.

Занятия профессиональным пением с 3, 4 лет достаточно большая редкость. Однако, именно в этом возрасте начинают профессиональную подготовку, развивая двигательные навыки в спорте – гимнастике, фигурном катании, плавании…

Вокальные навыки – являются разновидностью двигательных навыков и нуждаются в раннем развитии.

Практически все маленькие дети хотят играть на музыкальном инструменте, но очень скоро понимают, что музыка – это труд, а трудиться они не хотят. Большинство родителей помогать своим детям тоже не хотят, т.к. это тоже очень большой труд.

Традиция музыкального образования берет начало еще в античности, и в дореволюционной России она была обязательной в семьях не только аристократии, но и среди сословий ниже – помещиков, купцов, военных. Отголоски именно этой традиции застали те, кому сегодня за тридцать. Конец восьмидесятых стал той чертой, за которой все это закончилось – опустели музыкальные школы, а в газетах стали все чаще попадаться объявления «Отдам пианино за самовывоз». Родители обратились к другим занятиям, которые, как им казалось, приносят больше пользы: иностранные языки, компьютеры, спорт. Музыка же осталась профессионалам – для тех детей, кто проявляет способности и планирует музыкальную карьеру.

Правда, в последние годы появляется все больше информации о том, что музыка – это не просто одно из многочисленных хобби, которое может быть в жизни, это еще и удивительный по силе воздействия метод развития всего самого важного – ума, эмоциональности, силы воли.

Музыка развивает мозг

«Занятия музыкой даже в очень раннем детстве очень ускоряют и усиливают развитие мозга, – говорит известный нейролингвист и физиолог, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований Татьяна Владимировна Черниговская. – Дело даже не в том, что быть образованным хорошо, а необразованным – плохо, и что «ребенок из хорошей семьи должен играть на рояле и ходить в филармонию», как считали многие поколения родителей. Занятия музыкой делают нечто совершенно особенное с мозгом. Он приучается к сложным ритмам, к фиксированию малейших отличий между звуками. Начинает различать не просто «громко-тихо», а улавливать разницу в полтона. Эта тренировка серьезно улучшает качество нейронной сети мозга, обеспечивает лучшую пластичность, способность устанавливать новые нейронные связи – то есть способность учиться. Положительный эффект от этого сохраняется на всю жизнь.

Занятия музыкой в раннем детстве влияют на состояние мозга в пожилом возрасте. У меня есть коллега, у которого в возрасте около 80 лет случился инсульт . Он профессор, лингвист, но при этом почти профессионально занимался музыкой. Так вот, он вышел из этого инсульта во много раз быстрее других. Он пел, когда восстанавливался, и его музыкальная «закваска» дала мозгу дополнительные возможности. Мозг, который натренирован на восприятие музыки, гораздо лучше воспринимает и устную речь – причем даже в том возрасте, когда пластичность, казалось, должна утрачиваться».

Музыка помогает в изучении точных наук

Что ребенок делает, когда играет на инструменте по нотам? Смотрит на различные знаки, определяя, какой из них ниже, а какой – выше, и соотносит эти знаки с клавишами, струнами или звуками собственного голоса. При этом он одновременно должен смотреть на ноты, координировать свои руки и ноги, и ко всему прочему – слышать то, что получается.

«Чтение нот с листа, – утверждает в своей книге «Музыкальные способности» Дина Кирнарская, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, известный популяризатор идеи всеобщего музыкального образования, – или исполнение незнакомой музыки без подготовки, представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности: при игре на фортепиано необходимо не только смотреть в ноты «с запасом», то есть заглядывая вперед, но еще и соотносить движения обеих рук друг с другом, а также – и это, пожалуй, главное – уметь охватить мысленным взором целое... Весьма заурядный для всякого музыканта навык – чтение с листа – приучает к деятельности столь многосоставной и сложной, что вряд ли что-либо иное, с чем им придется встретиться в дальнейшем, может сравниться с чтением нот с листа». Эти навыки великолепно помогают при освоении всех точных наук, где необходимо сравнивать и сопоставлять, соотносить знаки и физические явления и т.п. Недаром многие известные математики и физики были страстными любителями музыки».

Музыка развивает пространственное мышление

Будь то клавиатура рояля или гриф скрипки, клапаны флейты или палочки барабана – необходимость делать как можно более точные движения руками постепенно и неуклонно улучшает пространственное мышление. Ведь для того чтобы сыграть нужную мелодию, нужно быстро находить единственное правильное место для рук. Но и это еще не все. Обучаясь нотной грамоте, человек постоянно держит в голове не отдельную строку, а весь лист целиком, учится выделять и соотносить частное с целым. Это, помимо всего прочего, один из лучших способов учиться быстро читать, схватывая самое главное.

Музыка развивает эмоциональный интеллект

Моя дочь с 3 лет ходила в класс раннего эстетического развития. Там ее читать-писать научили и азам игры на фортепиано. Это очень помогает в дальнейшем обучении: режим, уроки, дисциплинированность, навыки не бояться аудитории, музыкалку она тоже закончила.

Многие ученые сегодня убеждены, что эмоциональный интеллект (EQ) – это умение слушать и слышать, общаться, сочувствовать, – гораздо более важное условие для счастья, чем известный IQ. И здесь музыка тоже становится буквально волшебной палочкой. Исследования показали, что дети с музыкальной подготовкой более чувствительны к малейшим изменениям в тональности речи. Эта способность помогает лучше оценивать эмоции и улавливать настроение собеседника. Получается, что самые обычные музыкальные занятия настраивают и тренируют «коммуникативный аппарат», способность понимать чувства других и доносить свои собственные

Музыка решает проблемы обучения

Недавнее исследование ученых из Детского госпиталя Бостона (Boston Children"s Hospital) продемонстрировало, что дети, занимающиеся музыкой, лучше справляются с разнообразными учебными тестами и контрольными, поскольку у них более развита способность быстро переключать внимание с одной задачи на другую. Еще одна статья, опубликованная в научном журнале Nature Reviews Neuroscience, рассказывает об эксперименте, доказавшем, что именно музыкальное обучение помогает преодолевать такие проблемы, как дислексия и СВДГ. Все дело в том, рассказывают ученые, что у человека, занимающегося музыкой, улучшается способность понимать речь в шумной среде. А именно это часто становится причиной того, что ребенок не может сосредоточиться на уроке. И наконец, давно известен факт: чем более развит музыкальный слух, тем лучше человек справляется с изучением иностранных языков. А музыкальный слух, по мнению большинства современных исследователей, можно развить у 97% людей.

Музыка учит дисциплине

Вряд ли стоит пояснять тот факт, что музыка приучает к усидчивости, многозадачности и умению укладываться в работе в строго определенные сроки. Выносливость, ответственность тренируются при подготовке к экзаменам и концертам, а целеустремленность – в разучивании сложных произведений.

Как учить музыке?

Именно в этом сегодня главный вопрос. Традиционно в Советском Союзе была и есть сильная академическая школа, которая готовила известных всему миру музыкантов. Это система, построенная на трех китах – «музыкальная школа – музыкальное училище – консерватория» – до сих пор стабильно выпускает отличных профессионалов. То есть все музыкальные школы по большому счету работают на то, чтобы найти, выделить и подготовить будущих музыкантов. А то самое развитие музыкальности, которое необходимо человеку любой специальности, вовсе не первоочередная задача.

Сын пошел в 9 лет достаточно осознанно, причем, хотел именно на фортепиано учиться. Все годы обучения самой страшной угрозой для него было: «Не хочешь заниматься – так и скажи, больше ходить не будешь» – бежал за инструмент, как миленький. А дочь начала ходить на подготовительные курсы в 4,5 года, сейчас учится в 5 классе, но без особого желания. Скажи ей «Не ходи» – с превеликой радостью.

«Большинство современных педагогов учат музыке ровно так, как в свое время учили их, – считает музыкант и педагог Михаил Браун, – Они не знают, например, об интересной индийской методике развития чувства ритма, или об актерской системе обучения музыкантов. Сегодня наступило время синтеза, когда необходимо соединять разные науки и искусства, а у нас по-прежнему все начинается с гамм и этюдов. Я ставлю детям симфонии и рассказываю сказки, пою с ними песни из кинофильмов и так далее. Прежде всего важно развить музыкальную интуицию, научить отличать и любить хорошую музыку. Вот это первая и главная задача педагога. Среди огромного количества звукового мусора выделить и подарить самое лучшее. Надо использовать образы. Я даю ребенку послушать ноту и спрашиваю: «Какого цвета? Зеленого? Значит, пой зеленый!» Это должна быть игра, которая естественна для ребенка».

С чего начать?

«Начинать нужно с родителей, – говорит Александр Турчинов, создавший вместе с женой Анастасией новаторский образовательный проект для детей и взрослых «СемиНотка», – с их неподдельного интереса к качественной музыке. Взрослым надо самим слушать интересные произведения, узнавать про людей, которые их написали и исполняли. Знакомить с музыкой можно с самого раннего возраста. У нас есть занятия, куда родители приходят с годовалыми малышами. Мы совмещаем развивающие игры и хорошую музыку, родители вместе с детьми играют на простейших инструментах. Вообще, нам очень важно, чтобы занятия были семейными. Только в этом случае дети и родители могут дома обсуждать все, что они услышали, поддерживать интерес – к музыке, к личности композитора, к эпохе, в которой он жил и т.д. Упор мы делаем на классику. Почему? Она очень гармоничная, в ней есть огромное количество произведений, которые нравятся детям. Кроме того, классика очень разная, в ней много оригинального. Популярная музыка ХХ века очень проста и является развитым направлением такого направления как минимализм, когда есть запоминающаяся повторяющаяся мелодия. Кажется, что эта музыка проста для восприятия, но она не развивает вкуса и, самое главное, плохо приспособлена для развития в целом».

Кому учить?

«К сожалению, – говорит Михаил Браун, – в нашей системе музыкальных школ работает много неудавшихся музыкантов. У них не сложилась собственная карьера, вот они и пришли в школу. Мой совет – искать музыкантов, которые состоялись в профессии, может быть, продолжают выступать, и при этом открыты новому, общаются с коллегами, все время учатся».

«Если родители не музыканты, то самое главное – выбор педагога, – согласен Александр Турчинов, – ведь ребенок сначала тянется к человеку, который его обучает. Если он делает это увлекательно, не ограничивает, не критикует, поддерживает, то интерес появится сам, когда пойдут первые успехи. Не стоит отдавать ребенка в первую попавшуюся музыкальную школу, не познакомившись предварительно с преподавателем, не потратив время на выбор подходящего педагога. Вторая ошибка – насильно усаживать за инструмент (не поняв, интересен ли он ребенку), не поддерживать интерес к произведению, композитору, исполнителю. Третья – если у ребенка пропал интерес, не выяснять почему, а говорить «надо» и заставлять заниматься из-под палки. Именно эти ошибки приводят к тому, что дети забрасывают музыку после окончания музыкальной школы, иногда навсегда».