Жена лота соляной столб где находится. Жена Лота-превращение в соляной столб

Достопримечательностей на Мёртвом Море немало: Масада, Кумранские пещеры, где были найдены знаменитые свитки Мертвого моря, остатки первобытных поселений, найденные на склонах холмов.

Ещё одно популярное у туристов место – источник Давида, оканчивающийся великолепным водопадом, заросшим папоротником. И летом, и зимой вокруг источника толпятся туристы.

В нескольких километрах расположен легендарный Кумранский монастырь, сооруженный примерно в VIII веке до новой эры.

Знаменито Мёртвое Море и своими природными достопримечательностями - соляными "скульптурами", выросшими на берегах безмятежного моря.

Воду Мёртвого моря трудно назвать водой. Правильнее было бы сказать "крепкий раствор соли", поскольку концентрация всевозможных солей (Mg, Ca, K и т.д.) в воде достигает 30 % (для сравнения в Средиземном море - 4 %). Чтобы добиться такого эффекта в домашних условиях, придется засыпать в ванну три мешка соли и умудриться размешать её до полного растворения.

Вода моря, испаряясь, оставляет огромные нашлепки просоленной, потрескавшейся от зноя земли. Этот процесс идёт уже тысячелетия...

Вот почему параллельно Мертвому морю вытянулись Содомские горы, состоящие из чистой соли. Примерно в середине побережья южного бассейна Мертвого моря, рядом с шоссе № 90, высится гора Содом, завершающая эту, состоящую в основном из соляных пород, горную цепь, длина которой около 20 км. На вершине горы, над обрывом возвышается соляной столб, своими очертаниями напоминающий человеческую фигуру. Точнее, женскую фигуру, обратившуюся к Мертвому Морю. Он носит название "Жена Лота".

В Библии рассказывается о городах Содом и Гоморра, погрязших в грехах и пороках. Лот, человек богобоязненный и добродетельный, был предупрежден, что города будут во искупление этих грехов уничтожены, а он со своей семьей должен бежать. Но ни в коем случае никто из них не должен оглядываться. К несчастью, Лотова жена не смогла устоять перед искушением бросить последний взгляд назад и, по легенде, обратилась в большой соляной столп.

Надо признать, она дорого заплатила за порыв сострадания, который заставил её оглянуться на родной город. В городе, возможно, оставались ее родители. Обращение её в соляной столп подтверждалось некоторыми иудейскими и христианскими писателями первых веков нашей эры. Иудейский историк Иосиф Флавий уверяет в своей книге "Иудейские древности", что он видел этот столп и что в его времена этот столп показывали всем желающим.

Современные любопытствующие могут не только увидеть соляной столп "Жена Лота", но и сфотографироваться на его фоне.

Май 11th 2011 -

Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. Прем 10, 7. Лк 17, 32.

Как эту историю излагает Иосиф Флавий в «Йудейской Войне»:
«Озеро имеет пятьсот восемьдесят стадий в длину, простираясь до Цоара в Аравии, и сто пятьдесят стадий ширины. К нему примыкает область Содома, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно видеть тени пяти городов». (4:8:4)
Он же — в «Иудейских древностях»:
Лот, которого Господь предупредил о предстоящем уничтожении содомитян, удалился [из города] со своею женою и двумя дочерьми; последние были еще девушками; женихи же их не согласились уйти вместе с ними, так как не придавали словам Лота значения. Затем Господь поразил город огненными молниями, сжег его вместе с жителями и равным образом опустошил пожаром всю область, как это я раньше рассказывал уже в «Иудейской войне». Жена Лота, которая во время бегства, вопреки запрещению Господа Бога, постоянно обращалась назад в сторону города, выражая страшное любопытство, была обращена в соляной столб. Последний я видел лично: он сохранился по сей день. Сам же [Лот] убежал со своими дочерьми в небольшое место, оставшееся нетронутым огнем. Оно до сих пор называется Цоор, что по-еврейски значит «малость». Здесь он затем бедственно прожил некоторое время, в удалении от людей и чувствуя недостаток в припасах. Полагая, что весь род людской уничтожен, девушки (дочери Лота) сблизились с отцом своим, но сделали это так ловко, что он сам этого не заметил; поступили же они таким образом, чтобы не остаться без потомства. От них действительно родилось двое мальчиков: от старшей Моав, что значит «от отца», а от младшей Амман, какое имя означает «сын племени». Первый из них является родоначальником моавитян, которые до сих пор еще представляют весьма большой народ, а второй — аммонитян. Оба эти племени живут в Келесирии — таково-то было удаление Лота из области содомитской". (1:11:4-5)
Из сочинения, называемого «Житие и хожение Даниила, игумена Русской земли»:
О гробе Лота, что в Сигоре. Оттуда до Сигора две версты. Здесь находится гроб Лота и двух его дочерей, в двух гробах. В горе большая пещера, в нее вбежал Лот со своими дочерями. Здесь недалеко городище первых людей, было оно на горе той высокой и зовется Сигор. Более одной версты от этого места, на взгорье к югу от Сигора, стоит столпом каменным жена Лота. А от жены Лота до Содома две версты.
И по сей день в Иордании, чуть севернее развалин древнего Цоара (ас а-Сафи), имеет место быть Дир а-Лут, монастырь Лота.

В Торе сказано: когда произошло грехопадение городов Содома и Гоморры, и Вс-шний покарал жителей за их грехи пламенем и серой, оттуда бежали Лот (племянник Авраама), и его жена, которая ослушалась запрета Б-га не оборачиваться, вследствие чего превратилась в соляной столб.

«Жена Лота» – столб или колонна из каменной соли на горе Содом в Израиле. Напоминает формой женщину, одетую в покрывало. Традиционно воспринимается, как окаменевшая жена Лота. Древнеримский философ и историк Йосиф Флавий утверждает, что он видел этот соляной столб в районе Мёртвого моря.

Книга Берешит описывает, как женщина превратилась в соляную статую, оглянувшись на Содом: «И было, когда вывели их вон, сказал Единый: «Спасайся ради жизни твоей, не оглядывайся назад и не останавливайся во всей окрестности; в горы спасайся, чтобы ты не погиб!» (Берешит 19:17)

Содом был обречен на уничтожение. "Сера и огонь", которые Б-г "пролил" на город, должны были превратить его в место, где "не растет и не поднимается ни одной травинки" (Дварим 29:22). Не только город, но и вся область были обречены на гибель. Поэтому ангел посоветовал семье Лота бежать в горы, где они были бы в безопасности.

Жена Лота бежала вместе с мужем, однако в какой-то момент оглянулась назад и превратилась в соляной столб. Ангел предупреждал ее не оборачиваться, но она не послушалась, и немедленно была за это наказана. В прямом смысле слова, её постигла та же участь, что и жителей Содома.

Из текста следует, что жена Лота действительно погибла. Ведь если бы жена Лота выжила, то почему она исчезает из дальнейшего повествования? Кроме того, если бы она выжила, то дочерям Лота было бы весьма проблематично соблазнить отца в ее присутствии, разве что она совершенно перестала бы его интересовать.

Насколько справедлива легенда о соляном столбе? Ни один из средневековых комментаторов не говорит об этом прямым текстом. По мнению Рашбама (Рав Шмуэль бар Меир, ХІ век), ангел сказал Лоту и его семье не оборачиваться, поскольку зрелище гибнущего города могло их задержать. Как мы помним, Лот и так не слишком спешил уходить из города. Фактически, ангелам пришлось физически выгонять его из города, и даже после этого он все равно медлил, несмотря на то, что ангелы просили его поторопиться. В какой-то момент промедление привело к тому, что Лот и семейство должны были изо всех сил бежать, поскольку задержись они хотя бы на мгновение, они оказались бы погребенными под "огнем и серой" вместе с остальными жителями Содома. Жена Лота, которая и так несколько отстала от мужа, решила остановиться и посмотреть на последний день Содома. Насмотревшись, она хотела продолжить свой путь, но было уже слишком поздно, и "разрушительная волна" накрыла также и ее (возможно, она споткнулась и упала из-за подземных толчков, сопровождавших уничтожение города).

Взглянула — и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Анна Ахматова

В авиакассе большая очередь. Подходит еврей.

— Эта касса для Героев Советского Союза?

— Пожалуста, пожалуста, проходите скорее, какой билет Вам нужен?.. Купил. Другой еврей из очереди обращается к нему: «Скгажите, Вы и впгавду Герой?»

— Нет, а что, нельзя спросить?

Почему я вспомнил этот анекдот? В СССР дважды Героям ставили памятник при жизни. В Торе тоже есть однагероиня, которая сама из себя сделала памятник, превратившись в соляной столб.

В одном из лучших своих стихотворений Анна Ахматова, оправдывая жену Лота, пишет, что «её сердце никогда не забудет женщину, отдавшую жизнь за единственный взгляд». Очень красиво, согласитесь. Но я так не напишу.

Что отличает меня от Анны Ахматовой? Прежде всего, она гениальна, а я нет. Кроме того, я сознательно ограничиваю «зону поиска», для меня Б-г всегда прав, и если Тора пишет, что человек наказан – то это истина в последней инстанции. Моя задача — расширить временной интервал и понять, что взгляд был последней каплей в цепи прегрешений этой женщины.Как в известном в психологии случае: у человека лопнули шнурки, он не выдержал и повесился; правда, до этого он потерял работу, ребенка и ему изменила жена.

Что же случилось с женой Лота, Ирит? Как коренной жительнице Сдома, дочери местного вельможи, ей были чужды принципы мужа, унаследованные в доме Авраама,- и гостеприимство она справедливо считала изменой Родине. Такую уж в Сдоме приняли Конституцию. Муж был уважаем, знатен, богат, к тому же мужчина хоть куда, настоящий «мачо», поэтому она творила только мелкие гадости, давала гостям несоленую пищу. Лот долго это терпел, но в ту ночь пришли особо уважаемые гости, или же она его окончательно «достала»,- и Лот потребовал наконец посолить пищу!И тут женщина совершила страшный грех – пошла к соседям злоязычничать на мужа. Он, мол, притащил на её голову среди ночи гостей, и мало того, выгнал несчастную из дому просить у соседей соль. Соседи её пожалели, к месту вспомнили, что за гостеприимство полагается смертная казнь — и вскоре весь город встал на защиту патриотки. Толпа людей вышла на первый в истории Парад Гордости – торжественно изнасиловать гостей Лота. Не то, чтобы сразу всех обуяла похоть, просто они шли выполнять свой гражданский долг. Ну, совсем как мы завтра на выборы.

«Злые языки страшнее пистолета».А особенно страшно, когда это — злоязычие жены на своего мужа. Наказание за такой грех «карет»-истребление души. Ангелы спасают Лота, его жену и праведных дочерей, в которых не угасла искра Авраама. Его спасают благодаря тому, что он племянник Авраама и не всё утратил из выученного в доме дядюшки.Жену — за то лишь, что она мужнина жена, других заслуг нету.

Вы только представьте себе, до каких «высот» дошли люди в Сдоме! Когда Авраам умоляет Создателя не карать сдомитян, он завершает тем, что: «если в Сдоме будет десять (сдомских!) праведников», Б-г пощадит из-за них весь город. Мидраш говорит — нашлось только восемь: Лот, его жена, две незамужние дочери и две замужние дочери с мужьями. Ещё одну дочку Лота прежде умертвили страшной казнью за ужасное преступление — она кормила приезжего нищего. Иначе счёт бы почти сходился и, возможно, Сдом сам красовался бы сегодня на карте Израиля. Не нужно никакой набережной а-Яркон. Так вот, при всём при этом зятья подняли Лота, пытавшегося их спасти, на смех и погибли вместе с семьями под серным дождём.Вероятно, они были и среди «всех жителей Сдома», пришедших с Парадом Гордости наказать и «перевоспитать» лотовых гостей! А Ирит причислена к «праведникам Сдома» за то лишь, что прежде не донесла в местное КГБ на своего мужа.Я даже не уверен, что сегодня мы их перещеголяли…

Их предупреждают не оборачиваться — но женщина нарушает приказ, причём не из любопытства, а просто пожалев своё имущество. Знаете, что её к этому подтолкнуло? Ирит подумала: сейчас Лот умрет и я останусь нищей! Вот до чего довело нас его гостеприимство!..

Когда женщину спасают, одну из миллионов, а она ничего не понимает и ведёт себя так, словно ничего не произошло, чаша терпения Всевышнего переполняется. Жена Лота должна была освятить имя Всевышнего своей жизнью — как чудом спасшаяся из Сдома.Она же выбрала прежнюю дорогу, дорогу злодейки, и теперь людей будет учить соляной столб. Кстати, вы может поехать к горе Сдом и полюбоваться на большой серо-коричневый соляной столб, который так и называют: «Жена Лота». Формой он напоминает женщину в платке.

Расскажу одну современную историю о наследнице жены Лота. Хотя, на первый взгляд, история эта совсем противоположная. Но только на первый взгляд. Пара приехала с Кавказа, так что гостеприимство было у жены в крови не меньше, чем у мужа. Он увлёкся живописью, деньги тратил на это, хотя и минимальные. Семья не нуждались, но жене стало обидно, что не на гостей. Она пожаловалась лучшей подруге и та, искренне еёлюбя, захотела мира в её семье.Подруга ничего лучшего не придумала, как пойти в магазин и договориться, чтобы ему не продавали краски. Естественно, дело узналось, дорога в ад выстлана лучшими намерениями, муж не простил жене измены и в итоге они развелись.

«Мы друзей за ошибки прощали,
Но измены простить не смогли».

Жена Лота и соляной столб
1

В Торе есть несколько сюжетов, которые меня волнуют личностно. Один из них - жена Лота. Почему она оглянулась? Почему Бог так странно наказал ее, превратив в соляной столб? Мог же он ее просто убить, или превратить в ящерицу. Почему существует такое понятие: уходя, не оглядывайся? Мне кажется это как-то связано с историей жены Лота.

Иерусалим

Считаю необходимым начать свой ответ с такого утверждения: Тора не является книгой, написанной человеком. Поэтому в ней очень много слоев, и мы попробуем разобраться в некоторых из них.

Кроме того - под Торой мы всегда подразумеваем и Письменную Тору и Устную.

Вводные сведения:

Лот был женат, а когда попал в Седом, (по-русски Содом), где правила жизни запрещали оказывать кому-либо гостеприимство, его жена вскоре была казнена, т.к. из дома дяди Лота - нашего праотца Авраама она вынесла традицию, согласно которой гостеприимство считалось делом чрезвычайной важности. Она переоценила тот почет, который седомитяне оказали ее мужу. И упорно принимала у себя в доме гостей-чужестранцев. В результате чего ее отдали под суд.

Затем Лот женился на дочери местного вельможи, по имени Ирит (об этом написано в Мидрашах: книгах Мидраш Танхума и Пиркей де-раби Элиэзер ). У них родились дети. Когда дети выросли, произошло то, о чем Вы прочли в тексте Торы.

Первый слой

Жена Лота оглянулась, потому что не могла поверить в полное разрушение того места (города), где прошло ее счастливое детство, где она вышла замуж и прожила долгие годы в браке (в Устной Торе ее жизнь описывается более подробно, но дополнительные детали для нас сейчас несущественны). И, конечно же, она не могла поверить в то, что запрет «не оглядывайтесь!» - столь серьезен. Ей казалось, если она на мгновение бросит взгляд на оставленный город - ведь это сущая «мелочь»! - ничего плохого не произойдет.

Второй слой

Духовный потенциал Ирит был огромен... Имя ее состоит из букв: аин , реш , йуд , тав . И образовано оно от корня аин , реш , hей (в женском роде добавляются йуд и тав ), что означает - «пробуждение», «возбуждение».

Иначе говоря, ее суть - «быть возбужденной», томиться желанием йихуда , соединения мужского и женского начал, которое служит символом-моделью Великого соединения Неба и Земли, Творца и сотворенного Мира. И Лот (не только племянник Авраама, но и - ученик!) был с нею счастлив. Он ощущал, что их совместная жизнь усиливает процесс подготовки Единения в Высших Мирах, приближая Миры к ожидаемому совершенству.

Поэтому суть распоряжения двух посланников Всевышнего, запретившего «оглянуться» - это отрыв Ирит (вообще семьи Лота) от сильной, но негативной духовности Седома. О мировоззрении жителей этого города в трактате Мишны Пиркей Авот сказано: «Их жизненная концепция: мое - это мое, твое - это твое». И если мы напишем слово «твое» с большой буквы («Твое»), нам в данном высказывании раскроется и другая грань Истины. Они, жители Седома, стремились (и преуспевали в этом!) к полноте жизни, в которой, однако (в земной жизни, обозначенной здесь местоимением «мое»), нет Творца («Твое, небесное - это для Тебя, а не для нас»).

От этого седомитянского мировоззрения такой женщине, как Ирит, обладающей высоким потенциалом духовности, следовало отделиться. Полностью и окончательно - «без оглядки».

Слой третий

Почему она превратилась именно в соляной столб?

Соль на иврите - мелах . В этом слове - два слога: ме и лах (на иврите слог может быть и однобуквенным, т.е. буква+огласовка).

Слог ме означает движение «от». Ме -ир , к примеру - движение, уход от города (на иврите - ир ).

Слог лах - «влажность». В целом слово мелах (соль) обозначает нечто, что уменьшает, сводит на нет влажность.

В соляных копях, пещерах, влажность равна нулю. И мясо кошеруют, посыпая на час солью, вытягивающую влажность крови.

Томление и желание женщины называется в наших книгах «маим нуквим » (женские воды). Жена Лота по имени Ирит (о значении имени - см. выше) не захотела подняться на высоту своего потенциала. Не захотела «отдаться», подчиниться распоряжению двух посланников, что должна была бы сделать, поверив в их истинность (а ведь они так ясно показали, кто они и от Кого они! - см. текст Торы о событиях в Седоме, предваряющих ситуацию с женой Лота). Она не проявила готовности пуститься вплавь по жизни без философии Седома. Иначе говоря, сохраняя некую связь с мировоззрением Седома, она как бы лишила себя возможности реализовать свою способность: желать и приближать истинное Единение. То есть - она «ушла от влажности» - ме-лах ...

Слой четвертый

Если слово «мелах » прочесть в обратном порядке (справа налево), получится слово «халом » («сон»). Жена Лота хотела воссоздать в своей жизни приятный сон, соединив привычный уклад жизни в г. Седоме с тем Единением, которое мог предложить ей Лот, думающий о Высших мирах. Но это в принципе - невозможно.

Она обернулась… И тем самым как бы предпочла «обратный порядок» - ее халом обратился в мелах .

Ирит превратилась в столб, в дорожный указатель. Напоминание нам...

Слой пятый

Здесь уже речь пойдет не о жене Лота, но опосредованно - и о ней.

Дочери Лота унаследовали от Ирит ее потенциал. В результате у старшей родился сын Моав, который стал родоначальником моавитян . В среде моавитян , примерно поколений через двенадцать, появилась Рут. Ее внук Ишай родил Давида - основателя процесса реализации Воли Творца. Вплоть до его, процесса, завершения - этапа Прихода Машиаха ...