Значение слова «персонификация. Явление персонификации и ее место в психологии

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Персонификация
Рубрика (тематическая категория) Психология

Персонификация - ϶ᴛᴏ индивидуальный образ самого себя или другого. Он представляет комплекс чувств, отношений, представлений, возникающий на базе опыта͵ связанного с удовлетворением потребностей или тревогой. К примеру, персонификация доброй матери возникает у ребенка в связи с тем, что мать нянчит и заботится о нем. Любое межличностное отношение, связанное с удовлетворением, имеет тенденцию формировать благоприятный образ приносящего удовлетворения агента. Персонификация же плохой матери возникает вследствие переживаний, связанных с тем, что она побуждает тревогу. Тревожная мать персонифицируется как плохая. В конце концов эти две персонификации матери совместно с другими персонификациями – такими, как соблазнительная мать или сверхопекающая мать, – смешиваются и образуют комплексную персонификацию.

Эти возникшие в нас образы редко соответствуют в точности тем людям, которых представляют. Первоначально они формируются для построения отношений в совершенно изолированной межличностной ситуации, но, однажды сформированные, обычно закрепляются и влияют на отношение к другим людям. Так, человек персонифицировавший отца как неприятного человека с диктаторскими наклонностями, может проецировать эту персонификацию на других мужчин старшего возраста͵ к примеру, учителœей, полицейских, работодателœей. Следовательно, нечто, на ранних возрастных стадиях служившее редукции тревоги, может вмешиваться в возникающие позже межличностные отношения. Эти исполненные тревоги образы являют искаженные представления о значимых в данных момент людях. Самоперсонификации – такие, как Я – хороший и Я – плохой – следуют тем же принципам, что и песонификации других. Персонификация "Я – хороший" возникает из "вознаграждающих" по характеру межличностных отношений, "Я – плохой" – из ситуаций, повышающих тревогу. Подобно персонификациям других, самоперсонификации препятствуют объективной оценке.

Персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами. Это – представления, по поводу которых существует единодушие, то есть идеи, получившие широкое распространение в обществе и передаваемые из поколения в поколение. Примеры распространенных в нашей культуре стереотипов – рассеянный профессор, бескомпромиссный художник, тупой чиновник.

Персонификация - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Персонификация" 2017, 2018.

  • - Персонификация Божественной Премудрости

    Самым важным фактом, повлекшим за собой значительные последствия для истории иудаизма, было его столкновение с эллинизмом. Уже начиная с позднего бронзового века, греки имели постоянные контакты с Палестиной. В течение первого тысячелетия их наплыв непрерывно... .


  • - Персонификация предметов - существительных в роли подлежащего

    Конструкции с формальным подлежащим Основное отличие синтетических языков от аналитических в рассматриваемом вопросе состоит в том, что, поскольку в аналитических языках существует постоянный порядок слов в предложении и обязательно наличие подлежащего... .

  • Персонификация - это что такое? Это иностранное слово редко употребляется в повседневной жизни, и его толкование известно немногим. Тем не менее, это явление довольно часто встречается, например, в художественной литературе, а также в сказках, мифах, религиозных культах и тесно связано с понятиями олицетворения и антропоморфизма. Подробнее о том, что это - персонификация, будет рассказано в обзоре.

    Что сказано в словарях?

    О том, что такое персонификация, в словарях говорится, что выделяют два значения этого понятия.

    Первое из них обозначает действие, соответствующее по значению глаголу «персонифицировать». Данный глагол, в свою очередь, может быть истолкован в следующих смыслах:

    1. Придавать (придать) чему-нибудь свойства личности. Пример: «Древними египтянами в образах богов и полубогов персонифицировались различные стихии и силы природы».
    2. Отождествлять (отождествить) с конкретной личностью. Пример: «Для того чтобы персонифицировать пользователя, интернет-магазинами используется ряд специальных приемов».

    Второе сопровождается пометкой «филологическое» и говорит о поэтическом приеме, который заключается в наделении свойствами одушевленных существ неодушевленных предметов и различных явлений. Пример: «Поэты в своем творчестве, особенно в описании природы, нередко прибегают к персонификации: у них трава шепчет, ветер завывает, дождь плачет, земля гудит, Мороз-воевода обходит свои владения».

    Одушевление природы

    Люди стали прибегать к нему еще с древних времен. В силу отсутствия у них научных знаний о мире они представляли природные явления и объекты (например, времена года, солнце, ветер, океан, небо, реки и горы) в различных образах действующих лиц, в том числе и в образе человека. Им приписывались и свойства человеческой психики. А также персонификация распространялась и на абстрактные явления, например, Лихо, олицетворявшее зло у славян, или богиню любви и красоты Венеру у римлян, богиню юности Гебу у древних греков.

    Примеры

    Как правило, не обходятся без персонификации мифология, языческие религии, сказки, притчи, культы и магия, художественная и другая литература. Так, в русских народных сказках и верованиях присутствуют Дед Мороз и Снегурочка, Весна-красна, Леший, Русалка, Баба Яга.

    В качестве примера персонификации в религии можно привести синтоизм, который преобладает в Японии. В его основе лежит анимизм, то есть вера в существование духов, в одушевленность природы. Синтоисты обожествляют природные явления и поклоняются им, считая, что многие вещи имеют свою духовную сущность, которая называется «ками». Ками может быть у дерева, камня, у явления природы или священного места.

    Продолжая рассмотрение вопроса о том, что это - персонификация, нельзя не сказать и о других его значениях.

    Персонификация в педагогике

    Иначе педагоги еще называют ее индивидуализацией. Она является одним из принципов в воспитании и обучении и предполагает, что в развитии каждого из воспитанников должна быть определена индивидуальная траектория и выделены специальные задачи, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

    Педагог, осуществляющий принцип персонификации, первым делом должен:

    • определить особенности включения ребенка в различные виды деятельности;
    • раскрыть потенциал личности как в учебной, так и во внеклассной работе;
    • предоставить каждому ребенку возможности для оптимального самораскрытия и самореализации.

    Для успешной реализации указанного принципа также необходимо руководствоваться следующими правилами:

    1. Работу, которая проводится с группой учащихся, нужно направлять на развитие каждого ребенка.
    2. Достижение успеха в воспитательном воздействии во время работы с одним учеником не должно негативным образом повлиять на воспитание других.
    3. Выбор воспитательного средства должен происходить с учетом индивидуальных качеств ребенка.
    4. Выбирая способы коррекции поведения воспитанника, нужно взаимодействовать с ним.
    5. Постоянный мониторинг эффективности воздействия на каждого из детей определяет совокупность тех воспитательных средств, что используются педагогами.

    Персонификация в психологии

    В психологическом контексте рассматриваемое понятие связывается с именем Гарри Салливана, американского исследователя. В соответствии с его теорией, персонификация представляет собой образы, рождающиеся в человеческом сознании с самого младенчества, в процессе его взаимодействия с окружающим миром.

    Особенностью персонификаций является возможность их несовпадения с действительностью. Они рождаются как реакция на те или иные события, эмоции и закрепляются в сознании как стереотипы. А затем они проецируются на других людей, которые не всегда подходят под этот шаблон.

    Персонификация по Салливану

    Он, как и Фрейд, важную роль в формировании личности ребенка отводил матери. Но, в отличие от австрийца, считал, что личность продолжает развиваться и когда человек взрослеет. Салливан приводит три разновидности персонификации - это те, что касаются матери, собственного «я», а также идола.

    1-й этап персонификации осуществляется во младенчестве и содержит в себе два компонента, один из которых условно называется «мать-плохая» (первичный), а второй - «мать-хорошая».

    Первый возникает в детском сознании из-за того предмета, что не приносит младенцу еды. Им, к примеру, может быть пустышка. Данный образ не является идентифицированным, ведь пустышку можно получить от кого угодно.

    Стереотип «мать-хорошая» порождает образ матери, которая заботливо относится к своему ребенку. Два указанных элемента, спроецированные на одного человека, создают два противостоящих друг другу образа матери, которые впоследствии соединяются в гармонии.

    После укрепления в сознании первоначального образа матери и вступления ребенка в фазу межличностного общения начинается второй этап, постепенная персонификация «Я». Первая ее разновидность, «Я-плохой», связывается с переживаниями, появляющимися у ребенка, когда он чувствует на себе неодобрение, проявляемое другими людьми. Например, когда мать наказывает его за плохое поведение. Положительные эмоции, напротив, проецируют «Я-хорошего». Следствием сильных эмоций, переживаемых ребенком, является «не Я».

    Третий этап - это персонификация идола. Она возникает из-за недостатка внимания или общения. Тогда ребенок сочиняет воображаемого друга, который может стать ему даже не менее дорогим, чем реальные люди. Подобная персонификация может проявляться и у людей взрослых. Это происходит, когда окружающие наделяются ими такими чертами характера, которыми они в действительности не обладают. В результате этого могут возникнуть конфликты в межличностном общении.

    И как она перевернула наш взгляд на мир

    Ахтунг

    В статье упоминаются различные мировоззрения. Я пишу с научной позиции, и эта позиция может не совпадать с вашим образом мышления. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием, ведь я допускаю и уважаю каждое мировоззрение.

    Пролог

    Я не психолог-теоретик и не писатель, но решил написать эту статью не столько «потому что могу», сколько «потому что хочу», ибо тема для меня более чем интересная.

    Персонификация ‒ удивительное явление, которое искажает наше видение мира. Однако оно слабо раскрывается в различного рода статьях, а если вдруг захочешь погуглить это слово, то, в основном, найдёшь лишь всякие определения. Впрочем, с определений и начнём.

    Что это такое?

    С этимологией, думаю, всё понятно. Persona есть лицо , facio есть делать . Буквально говоря:
    Персонификация
    Есть ещё второе значение, которое используется в психологии:
    Персонификация ‒ это образы, рождающиеся в сознании человека при соприкосновении с окружающим миром (Гарри Салливан).
    Третье определение ещё интереснее:
    Персонификация ‒ тип защитного механизма, когда индивидуум приписывает качество или свою вину чему-либо вследствие личной фрустрации.

    А есть примеры?

    Пф, конечно. Куча их. Далеко лезть не надо, возьмём счастливых котиков. Конечно, вряд ли они радуются жизни и улыбаются, но мы смотрим на них, «примеряем» на них человеческое лицо и думаем так, как мы хотим думать.

    Сила влияния

    В общем, персонификация работает так: мы неосознанно приписываем всему вокруг какие-то человеческие свойства и качества. Нет, мы не сами надумываем это, как анимисты , это надумывает наше подсознание, независимо от нас. Возможно, потому что нам с древних времён проще объяснить что-либо, наделяя это личностными характеристиками (идёт гроза ‒ природа злая ).

    Суть анимизма ‒ вера в одушевлённость каждого предмета, а также самой природы

    Так, мы не просто ошибаемся (идёт гроза ‒ природа не злая, а радостная ), а вообще смотрим на мир искажённо (у природы нет эмоций вовсе, гроза ‒ физико-химическое атмосферное явление ).

    В итоге, осознанно или нет, мы всё же смотрим на мир со стороны антропоцентризма, а значит сделанные под влиянием персонификации выводы, влияют на каждую личность (или даже общество, если эти выводы глобальны).

    Персоны

    Рассмотрим проявления персонификации. Вернее, продолжим, ведь мы уже начали с котиков и явления грозы. Кстати о грозе. Наверное, всем известно, что возникновение религии с научной точки зрения объясняется невозможностью людей объяснить те или иные явления (природы). И что делают люди? Они их персонифицируют.

    Почему в Египте случилась ужасная засуха? Некая Тефнут свалила в Нубию (а потом вернулась, и всё опять стало хорошо).

    Богиня влаги, росы, дождя, плодородия и просто котик

    Далее? О небе говорят как о боге Уране, о земле как о Гее, о Луне как о Селене. После привычная история. Гроза теперь появляется не просто от злой природы, а по сути от конкретной личности (разгневанный Зевс), бушующее море ‒ проделки Посейдона. На других территориях в грозах виноваты Апокатекиль, Тор, Индра, Таранис, Перкунас, Перун… Ну, вы поняли. Всё это люди. Вернее, боги, похожие на людей.

    Затем переход от политеизма к смешанным религиям (индуизм), за ними пришли править миром монотеистические парадигмы. Однако бог остаётся похожим на человека. До сих пор.

    Хотя, исходя из определения, «персонификация ‒ это наделение предметов и явлений человеческими качествами», я бы сказал, что это скорее наделение околочеловеческими качествами. Не всегда соответствующими человеку, но весьма близкими. В случае с богами, например, ‒ наделение природы сверхчеловеческими качествами (но в человеческом образе).

    Бог похож на человека вот уже тысячи лет, пока мы не оставим традиционные религии и не рассмотрим такие мировоззрения, как пантеизм, апатеизм, итсизм, атеизм и прочие. Они выражают другое отношение к богу (богам): бог есть мир / бог это что-то, но я не знаю, что / всё равно на бога / богов вообще нет / и так далее, ‒ но так или иначе не связывают образ бога с человеком.

    Но это религия. А что ж ещё? Обратимся к третьему определению персонификации:

    Персонификация ‒ тип защитного механизма, когда индивидуум приписывает качество или свою вину чему-либо вследствие личной фрустрации.

    Определение может быть немного запутывающим. Нет, мы не рассматриваем объективные факторы вроде шторма, из-за которого человек не попал на работу. А скорее те моменты, когда человек переносит свою конкретную проблему на тот фактор, который на него повлиять, ну… не должен. Например, положение звёзд в тот или иной момент времени. Да, астрология, гороскопы ‒ тоже проявления персонификации.

    На что ещё человек может списывать свои беды? На суеверия!
    Тут же в голову кроме всего прочего приходят гадания, магия, амулеты и прочая эзотерика.

    Люди так боятся ходить под такими столбами, что протаптывают тропинку в обход

    Ещё раз повторюсь, что я допускаю и уважаю различные мировоззрения, но с нейтральной точки зрения показываю, что их возникновение может обуславливаться персонификацией.

    Тем не менее популярность всего этого сходится к минимуму в наше время, но ведь какое огромное влияние на социальный аппарат имела та же магия, например, в средние века. Хотя и сейчас ничто не мешает посмотреть «Битву экстрасенсов» по федеральному телевидению.

    Вспомним ещё пару явлений: эзотерическая нумерология и хиромантия . Действительно ли номер оборота Земли вокруг себя (день) за один из периодов оборота Луны вокруг Земли (месяц) среди очередного круга нашей планеты вокруг Солнца (год), когда сформировался плод, может предопределить его дальнейшую судьбу? Вопрос. Действительно ли папиллярные и флексорные линии (складки на ладошках) наших рук скажут о том, как мы будем жить? Вопрос. Но, тем не менее, это путь к переложению своей деятельности под управление чего-то, что не влияет на нас непосредственно, а значит это тоже плод персонификации.

    И это ещё не всё. Персонификация породила огромный пласт фольклора, в особенности литературного. Животные-герои произведений, наделённые человеческими качествами стали повсеместностью и в английской, и во французской, и в русской литературе (в основном в стихах, сказках и тем более ‒ в баснях).

    Нет, что вы, мы не наделяем животных человеческими качествами

    Более того, животные в сюжетах становятся аллюзией на человеческий мир. Здесь появляется уже какая-то деперсонификация людей к животным, которая связана с изначальной персонификацией «животные как люди». Сложновато.

    Да вообще, троп олицетворения ‒ это персонификация «как есть». И куда бы мы без него?

    Не будем уходить далеко от сказок и вспомним, что многие детские игрушки по своей сути ‒ предметы для персонификации. Дети наделяют их личностью, разговаривают «за них», определяют отношения между разными игрушками, развивая своё воображение и социальное мышление. Часто такими игрушками оказываются машинки, роботы, игрушки-животные, ну а самым явным предметом для персонификации являются, конечно, куклы.

    Но разве могут куклы быть предметом для персонификации, если они сами символизируют людей?

    Да, конечно могут, ведь куклы не просто не личности , но и по факту не живые вовсе. Имитация человека не делает их человеком. Персонификация в нашем сознании делает.

    Попросите человека представить себе инопланетянина и скорее всего он представит себе гуманоида. Попросите нарисовать робота и вы вряд ли получите заводского робота-руку (скорее это будет похоже на бюджетного терминатора). И это несмотря на противоречия со здравым смыслом.

    Две руки, (скорее всего) две ноги, шея, голова с глазами и ртом - типичный пришелец

    Учитывая многообразие образов растительного и животного мира Земли, представители которого приспосабливаются к одной планете , сложно представить, какими могут быть организмы, приспосабливающиеся к другой. Ведь совсем не факт, что они будут похожи на нас или наших земляков из флоры и фауны (хотя и такое может быть при определённых, но труднодостижимых условиях, очень близких к земным).

    Ну а насчёт человечных человекоподобных роботов-андроидов… Откровенно говоря, при нынешнем развитии технологий, они мало чем могут быть полезны для нас, есть куда более удобные формы роботов как универсальных, так и специализированных для конкретных задач.

    Да-да, я тоже робот!

    Ну а мы ведь «по умолчанию» ожидаем совсем другого. Выходит, мир не так уж антропоморфичен, как его воспринимает мозг.

    С животных начали, животными и закончим. Кто же не разговаривал с котиками? Кто не общается со своими питомцами? Да почти никто. Здесь могут быть свои контраргументы: собаки понимают человеческий язык и откликаются не только на команды. На самом деле они обучаются и понимают в основном тембр, громкость голоса и ассоциируют с конкретными действиями. Но суть не в том. Суть в манере, с которой мы к животным обращаемся. В большинстве своём это очень похоже на отношения человек-человек. Для нас животные это как маленькие милые люди, поведение которых мы часто сравниваем с человеческим, хотя это совсем не так. Странно, но правдиво.

    В статье «Кто доводит зверей до самоубийства » авторы рассматривают мост, с которого спрыгивают животные, птиц, врезающихся в стены в полёте, овец, бросившихся с обрыва…

    Опасный мост. Держите свою собаку на поводке.

    Казалось бы, почему они самоубиваются? А потому что мы неправильно смотрим на вещи из-за уже ставшей пресловутой персонификации. Животные не хотят покончить с жизнью, животные дезориентируюся и ведут себя так, что мы не понимаем, что происходит, в итоге приписывая это совершенно человеческому свойству ‒ возможностью преодолеть инстинкт самохранения и совершить суицид.

    Значение

    А теперь давайте представим, что у нас бы не было персонификации, как механизма. Не было бы персон:
    Исчезли бы почти все религии, никогда бы мы не прочитали книжку с мифами Древней Греции, не задумались бы о магии и гадании, не прочитали бы сказок и стихов с персонажами-зверями, из газет бы исчезли гороскопы, на улицах не висели бы объявлений с ясновидящими, а «Битвы экстрасенсов» так никто и не дождался бы. Не было бы робота Atlas от Boston Dynamics, а типичный инопланетянин для нас, скорее всего, был бы чем-то аморфным. Да и вообще, мы бы даже совсем по-другому смотрели на животных.

    Но это всё «бы». Зато как они демонстрируют важность персонификации в становлении наших мировоззрениях и в бытовой жизни эгоцентричных человеков! Это огромное влияние сильно удивило меня и послужило поводом написать эту скромную статью.

    P. S.

    В процессе написания (напечатывания) до меня дошло, что термин персонификации по своей сути является синонимом или даже обобщением антропоморфизма.

    Антропоморфизм ‒ перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ, на явления и силы природы, на сверхъестественных существ, на абстрактные понятия и др.

    Ничего не напоминает? Действительно, походит на первое и второе определение персонификации:

    Персонификация ‒ наделение объектов/явлений человеческими свойствами.
    Персонификация ‒ это образы, рождающиеся в сознании человека при соприкосновении с окружающим миром.

    Однако, на мой взгляд персонификация несколько отличается от антропоморфизма, особенно это подчеркивает третье определение:

    Персонификация ‒ тип защитного механизма, когда индивидуум приписывает качество или свою вину чему-либо

    Тем не менее, об антропоморфизме русскоязычных статей намного больше, чем статей о персонификации, и некоторые из их тем явно перекликаются с содержанием сего текста, так что если эта тема вас заинтересует‒ смело гуглите.

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.

    Вместе с «собратьями» — , – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.

    Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.

    Что это такое на примерах

    Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:

    Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.

    Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:


    Погода шепчет
    Часы бегут/отстают
    Труба зовет
    Дела пошли в гору

    С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.

    Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

    Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).

    Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.

    Еще немного примеров для наглядности:

    Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление . Так проще понять его смысл.

    Олицетворение в русском фольклоре

    Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:

    Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
    НАШЛА коса на камень
    Если гора НЕ ИДЕТ к Магомету
    Дело мастера БОИТСЯ

    И еще один яркий с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:

    Как на нашем на базаре
    Пироги пекут с глазами.
    Их пекут - они БЕГУТ,
    Их едят - они ГЛЯДЯТ!

    Еще больше олицетворений можно найти . Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.

    Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.

    В «Слове о полку Игореве » можно встретить следующие примеры олицетворения:

    А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина . Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.

    Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬ
    Круглый год по небу, сводишь
    Зиму с теплою весной,
    Всех нас ВИДИШЬ под собой.

    Месяц, месяц, мой дружок,
    Позолоченный рожок!
    Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,
    Круглолицый, светлоокий,
    И, обычай твой ЛЮБЯ,
    Звезды СМОТРЯТ на тебя.

    Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе,
    НЕ БОИШЬСЯ никого,
    Кроме бога одного.

    Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.

    Примеры олицетворений в литературе

    И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии . Ведь этот более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.

    Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:

    Сквозь лазурный сумрак ночи
    Альпы снежные ГЛЯДЯТ;
    Помертвелые их очи
    Льдистым ужасом разят.

    Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:

    Белеет парус одинокой
    В тумане моря голубом!..
    Что ИЩЕТ он в стране далекой?
    Что КИНУЛ он в краю родном?

    Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.

    Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:

    ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,
    ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …
    УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
    РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …

    У плетня заросшая крапива
    ОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутром
    И качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
    — С добрым утром!

    В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.

    Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)
    Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)

    Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.

    Олицетворение в рекламе

    Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар , который необходимо продать.

    Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.

    И многие слышали подобные слоганы:

    1. «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
    2. «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
    3. «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
    4. «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
    5. «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).

    Заключение

    Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол . Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.

    Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости .

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

    посмотреть еще ролики можно перейдя на
    ");">

    Вам может быть интересно

    Что такое паронимы - примеры предложений из словаря паронимов Что такое аллегория на примерах из литературы
    Оксюморон - что это такое, примеры в русском языке, а также правильное ударение и отличие от оксиморона (или аксеморона) Сравнение - это прием украшающий образ (примеры из литературы) Что такое антонимы и примеры обогащения ими русского языка

    Personification; Personifikation) - стремление или тенденция психических содержаний либо комплексов обрести отличную от себя личность, обособленную от это.

    "<...> Любой автономный или хотя бы только относительно автономный комплекс имеет свойство являться в качестве личности, т. е. персонифицированно. Легче всего, пожалуй, это можно заметать в так называемых спиритических явлениях автоматического письма и тому подобном. Получившиеся предложения всегда являются личностными высказываниями и излагаются от первого лица, как если бы за каждой записанной частью предложения тоже стояла личность. Поэтому наивный рассудок тотчас непременно подумает о духах. Подобное, как известно, можно наблюдать и в галлюцинациях душевнобольных, хотя эти галлюцинации часто еще более явно, чем записи спиритов, суть просто мысли или фрагменты мыслей, связь которых с сознательной личностью часто сразу очевидна" (ПБ, с. 263).

    В работах более позднего периода Юнг говорил о персонификации в связи с психологией первобытных, связывая ее с бессознательной идентификацией или проекцией бессознательного содержания на объект до тех пор, пока оно не будет интегрировано в сознание. Сам Юнг персонифицировал те понятия, которые наблюдал эмпирически (тень, самость, Великая Мать, мудрый старец, анима, анимус и др.).

    "Тот факт, что бессознательное самопроизвольно персонифицирует, <...> послужил причиной того, почему я включил эти персонификации в мою терминологию и дал им имена" (CW 9i, par. 51).

    Эго может также весьма свободно персонифицировать бессознательные содержания или аффекты, от них исходящие, используя метод активного воображения, с тем чтобы облегчить связь между сознанием и бессознательным.

    ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

    1. Обычно – приписывание человеческих или личностных качеств некоторой "абстракции". Этой абстракцией может быть социальная группа или социальная структура, образ или представление о некотором реальном человеке или даже чего-то не человеческого. См. антропоморфизм и анимизм. 2. Более специальное значение – тип защитного механизма, при котором индивид в результате личной фрустрации приписывает качества или вину за что-то другим. См. здесь проекция, формой которой обычно считается персонификация.

    ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

    психическая организация переживаний человека, способствующая формированию внутреннего образа других людей.

    Представление о персонификации было важной частью межличностной теории Г.С. Салливана (1892–1949), в соответствии с которой формирование персонификаций имеет место в период раннего младенчества. Он исходил из того, что формирующаяся у младенца персонификация хорошей матери является воспринятым им образом ее участия в периодически повторяющихся ситуациях кормления и интеграции других потребностей, разрешенных путем их удовлетворения. Эта персонификация «символизирует интеграцию, поддержание и разрешение ситуаций, являющихся обязательным условием для осуществления младенцем эффективных и адекватных действий, направленных на удовлетворение потребностей».

    Персонификация матери не тождественна самой матери как конкретного, живого человека. Она представляет собой психическую организацию испытываемого младенцем переживания. При этом важно иметь в виду, что сформировавшаяся у младенца персонификация матери возникает и развивается из особенностей взаимоотношений младенца с матерью в рамках межличностных ситуаций, интеграция которых служит цели удовлетворения потребностей.

    С точки зрения Г.С. Салливана, персонификация имеет место не только у младенца, но и у матери. Присущая матери персонификация младенца – это непрерывно развивающееся переживание, которое существует внутри матери и включает в себя различные факторы, имеющие отдаленное отношение к настоящему младенцу. Эта персонификация состоит из переживаний, приобретенных и в ситуациях, когда ребенок испытывал тревогу, и тогда, когда он оставался спокоен. Материнская персонификация ее первого младенца имеет в своей основе значительно больший объем переживаний, чем в случае рождения второго или третьего ребенка.

    Ребенок символизирует для матери признание социальных обязанностей по отношению к нему. Степень эффективности исполнения этих обязанностей может колебаться у одной и той же матери, взаимодействующей с разными детьми или с одним ребенком в разных ситуациях. Осознание матерью своих социальных обязанностей, символом которых является персонифицированный младенец, нередко связано, как считал Г.С. Салливан, с ситуациями, в которых младенец «схватывает» плохую мать, и «из переживания подобных ситуаций формирует персонификацию плохой матери».

    По мнению Г.С. Салливана, на ранней стадии младенчества возникает двойная персонификация материнской фигуры – персонификации хорошей и плохой матери. В дальнейшем в период среднего младенчества наблюдается появление трех персонификаций Я: Я-хороший, Я-плохой и не-Я. Тройственность персонификаций неизбежна в любой культуре. Я-хороший – это первичная персонификация, структурирующая переживание, в котором удовлетворение усилено поощрениями и проявлением заботы со стороны материнской фигуры, довольной происходящим. Я-плохой – первичная персонификация, структурирующая переживание, в котором повышение уровня тревоги связано с материнской фигурой, прибегающей к запретам. Обе персонификации являются модифицированными элементами реальности, но в более поздний период развития ребенка они занимают определенное место в структуре его мышления. Что касается третьей первичной персонификации, не-Я, то она, как полагал Г.С. Салливан, часто проявляется в сновидениях, но наибольшую выразительность приобретает у тех, кто страдает шизофреническими приступами. Эта персонификация всегда носит относительно примитивный характер, включает неясно воспринимаемые аспекты жизни и переживания, характерной особенностью которых является сверхъестественная эмоция. Впоследствии проявления персонификации не-Я могут иметь место в виде ночных кошмаров, сопровождающихся переживанием крайне негативных эмоций.

    По мере развития ребенка возникает то, что Г.С. Салливан назвал «персонификацией самости», представляющей собой то, о чем человек говорит, когда называет себя «Я». Рассматривая все эти аспекты персонификации, он подчеркнул, что связь персонификации с персонифицируемым носит комплексный, а иногда и многосторонний характер. Кроме того, «персонификация не полностью совпадает с описанием персонифицируемой фигуры».