Беседы с родителями алкоголь в семье. Беседа "Средства эффективного общения с ребенком в семье" (работа с родителями)

Цель бесед с родителями:

· помочь родителям осознать необходимость бесед с ребенком об алкоголе, табаке и наркотиках;

· понять, как можно добиться позитивных результатов;

· показать и помочь родителям, что они не одиноки в своих усилиях, направленных на то, чтобы создать у детей собственное отношение к подобным вещам.

Многие родители уверены, что их ребенок не курит, не выпивает, не употребляет
наркотики и не играет в азартные игры.

Но вот ребенок пришел домой пьяным. Он несвязно отвечает на ваши вопросы, отводит взгляд и оставляет за собой по дороге в комнату шлейф алкогольных паров... У родителей впервые подвыпивший подросток вызывает недоумение (как это произошло, ему (ей) только 13) , страх (а вдруг он сопьется), обиду и гнев (мы вложили в него столько сил, и вот результат). Волнения и переживания родителей понятны и естественны. Их страшит мысль, что употребление алкоголя из эпизодического может превратиться в постоянное, ребенок забросит учебу, пойдет на поводу асоциальных компаний, а в дальнейшем не сможет найти себе хорошую работу... Его жизнь однозначно уже не будет гладкой и простой. Мало кто из нас в такой момент готов отнестись к первой бутылке как к атрибуту взросления.

Для подростков пиво - это важное средство социализации, легкий способ стать своим среди новых знакомых, „показать себя" одноклассникам и, наконец, возможность почувствовать себя взрослым. Интерес подростка к алкоголю тем не менее не случаен. У кого раньше, у кого позже, но потребность попробовать эту непонятную жидкость рождается практически у каждого, кто вступил в переходный возраст. Подростки хотят взрослеть. И алкоголь, хотим мы этого или нет, является для них не только ярким атрибутом взрослой жизни, но и своеобразным катализатором собственного взросления.

Подростки имеют тенденцию пробовать все и вся. Они интересуются миром взрослых и хотят открыть его для себя. В числе прочего это означает, что они столкнутся с никотином и алкоголем, которые представляют вред для психического здоровья. У подростков возникает много вопросов об этих веществах. Они хотят точно знать, что эти вещества собой представляют, насколько они опасны.

Главное родители должны понимать, что дети перенимают в большей степени поведение своих родителей, чем воспринимают их слова. И статистика свидетельствует, что выпивка и курение среди подростков на сегодняшний день достаточно распространены. К большому сожалению употребление алкоголя и наркотиков стало неотъемлемой частью жизни нашего общества.

Ребенок, вступивший в переходный возраст, переживает настоящий взрыв во всем своем организме. Гормоны, которые бродят в организме подростка, провоцируют в нем новые ощущения, мысли, сомнения, порождают чувство каких-то новых возможностей, новой силы. Гормоны совершили чудо. Они активизировали в ребенке те процессы, которые до сих пор порождает в ребенке новые образы, фантазии, чувства.

С детства он уже знает, что существует способ, который помогает людям этого добиться. Не раз подросток наблюдал, как человек меняется под действием алкоголя и превращается порой в кого-то совершенно нового, незнакомого. Сейчас он готов испытать это на себе: каким другим можно стать, насколько преобразиться, какие ощущения под воздействием этого напитка возникнут именно у него.

Не стоит ругать ребенка, кричать на него и, уж тем более, физически наказывать. Вряд ли в таком состоянии он сможет провести логическую связь между вашим недовольством и своим состоянием. Скорее утвердится во мнении, что вы „против него", что „никто его не понимает", только друзья. Не тратьте силы на разговор просто помогите ребенку прийти в себя. Предложите ему поесть, уложите в постель он должен чувствовать вашу заботу. Для подростка это тоже новый опыт. Он впервые переживает необычное внутреннее состояние: смесь эйфории и физического недомогания, снижение самоконтроля и чувство стыда. И от того, как этот опыт будет пережит вместе или в конфронтации с вами, зависит и поведение ребенка в дальнейшем, и готовность доверять вам.

Разговор необходим на свежую голову. Вы можете начать, спрашивая Вашего ребенка о том, что интересует его. Что интересного в школе, или какой музыкой он наслаждается, какие секции спортивные работают? Такая беседа с Вашим ребенком будет проходить в доверительной форме, и что Вы не собираетесь читать лекции, а хотите понять друг друга. И как бы ненавязчиво спросить своего ребенка, что он знает об алкоголе, что он сам думает о этой проблеме и о своём поступке?
Будьте честны. Объясните, почему алкоголь может быть опасным, и какие проблемы он может вызвать у подростка. Скажите ему об опасностях для его здоровья и безопасности. Посоветуйте ему быть осторожными и не пойти слишком далеко. И не нужно говорить, что малая доза алкоголя не таит в себе опасности. Ведь опасность не только в количестве употребляемого алкоголя, но, прежде всего, в характере его влияния на личность, в обстоятельствах, при которых он употребляется. Так что очень важно не давать каких-либо установочных алкогольных норм. Обсудите с ними их точки зрения и объясните, что безопасных доз не существует.

Разговор может быть трудным, как для Вас, так и для ребёнка, попытайтесь остаться спокойными и устойчивыми и прояснить, что Вы для них, если они нуждаются в Вас. Но, выбирая тон, который принят в семье, от доброжелательно-иронического (ну и хорош же ты был, жаль, ты не видел себя со стороны) до жестко-критического, оценивайте поступки подростка, а не его личность. Объясните спокойно и терпеливо, что пиво лишь один (и не самый важный) атрибут взрослой жизни, что растущий организм вдвойне подвержен алкогольной зависимости и что незнание меры может исказить даже самые благие намерения. Будьте готовы повторять это не раз, разговаривая с Вашим подростком. Говорите со своим ребенком в то время, когда Вы смягчены и имеете время, чтобы говорить должным образом.

В разговоре с Вашим ребёнком Вы постарайтесь:

1. сообщить ему об опасностях, связанных с употреблением алкоголя;
2. проработать с ним ситуации, в которых он должен твёрдо сказать НЕТ;
3. высказать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Нужно постоянно и терпеливо учить ребенка анализировать конкретные ситуации, принимать решения, совершать выборы. Для подростка это очень важно, поскольку, несмотря на внешние притязания, его одолевают многочисленные сомнения. Подростку необходимо испробовать и разные среды общения, посещая интересующие его внешкольные занятия, учебные курсы и т. д. Подростковый период не зря называют вторым рождением ребенка. Если что-то в детстве было упущено, то сейчас самое подходящее время, чтобы оптимально организовать свою жизнь, узнать себя и обрести свои ценности, поставить цели и зародить мечту.

Ребенок с самого раннего детства старается добиваться исполнения своих желаний и ищет для этого подходящие способы. Он накапливает опыт своих успешных и неуспешных попыток, постепенно у него формируется представление о том, что получается, а что нет. Познавая себя и окружающий мир, ребенок начинает строить собственную картину мира, центром которой являются его мечты, знания о своих сильных и слабых сторонах, интересах, ценностях, увлечениях, а также выбранные им дальние и ближние цели.

Общение укрепляет личность ребенка, дает понимание о возможных спадах и подъемах в жизни, помогает удержать связь с будущим в трудных и критических ситуациях. В противном случае дети будут экспериментировать с алкоголем, потому что они полностью не знают об опасностях.

Алкоголь очень опасен для молодежи: как при приеме эпизодически, когда он поглощается в чрезмерных количествах, так и при регулярном употреблении. Если родители выпивают (ещё хуже напиваются), то вряд ли ВЫ сумеете удержать подростка от этого. ПОМНИТЕ - алкоголизм - процесс динамический, который имеет свое начало, течение и конечное состояние. Формируется он постепенно, исподволь, часто совершенно незаметно для окружающих, для самого будущего алкоголика. Этот период называют бытовым или привычным пьянством.

Выясняется, что первая рюмка в большинстве случаев была поднесена ребенку, подростку в семье. Он получил этот яд из рук родных и близких. Разумеется, родители вовсе не хотели причинить детям вред. Пьянство подростка стало результатом глубокого невежества взрослых. И все-таки преступны родители, которые сами открыли своим детям путь к алкоголю, считая: пусть лучше пьет дома, чем на улице.

Но вот факт, над которым стоит задуматься: в семьях с "либеральным" стилем воспитания, где детям позволяется время от времени употреблять вино, внесемейное употребление ими спиртного в девять раз выше, чем у подростков, которым родители запрещают пить.

Дело, разумеется, не в формальном запрете. Дети воспринимают алкогольные традиции семьи буквально, и если по малейшему поводу возникает бутылка на семейном столе, то отговорками типа "мал еще" их не обманешь. Почти все ребята, побывавшие в подростковом наркологическом отделении, охотно соглашались с тем, что алкоголь - яд, но для себя употребление спиртного считали вполне приемлемым.

Оказывается, даже от однократного приема незначительного количества алкоголя у подростков заметно расстраивается умственная деятельность, страдает логическое мышление, в частности уменьшается способность к вычислениям. Им чрезвычайно трудно выучить наизусть даже несложное стихотворение, пересказать содержание прочитанного. Хоть и резко, но вполне справедливо высказался по этому поводу немецкий психиатр Э. Крепелин: "Нет лучшего средства для создания идиотов, чем алкоголь при его продолжительном употреблении".

Подростки, привыкшие к употреблению вина или пива, становятся особенно раздражительными, страдают головными болями, беспокойно спят, быстро утомляются. Более того, употребление спиртного может стать причиной развития эпилептической болезни. У детей печеночные клетки еще не столь совершенны, как у взрослых, и поэтому быстрее выходят из строя под действием алкоголя. Важные, незаменимые функции печеночных клеток нарушаются, а при систематическом потреблении спиртного клетки подвергаются полному разрушению. Если у взрослого развитие алкогольного цирроза печени происходит в течение ряда лет, то у детей - в течение нескольких месяцев или одного года. Под влиянием спиртных напитков нарушается также работа сердца. Ведь даже у здоровых подростков его функция осуществляется в условиях повышенной нагрузки, причем развитие сердца нередко отстает от развития всего организма. Это затрудняет сердечную деятельность и проявляется болями в области сердца, учащенным сердцебиением, снижением или повышением артериального давления. Даже небольшие дозы спиртных напитков заставляют сердце подростка работать с еще большей нагрузкой, истощая его силы, что может привести к различным сердечно-сосудистым заболеваниям.

И все же, самым уязвимым местом в организме подростка, по которому "бьет" алкоголь особенно жестоко, является центральная нервная система, перестающая полноценно выполнять свою контролирующую и руководящую роль, что нередко приводит к правонарушениям. Поэтому каждый ребенок должен рано или поздно принять решение, нужно ли курить табак, употреблять алкоголь, наркотики или не нужно. Однако не имеет никакого смысла или пользы запрещать подросткам делать это, потому что тогда они могут заниматься этим скрытно. В результате родители просто не будут знать, что происходит с их дочерью или сыном. Однако риск можно ограничить, контролируя процессы. Контроль может быть реализован путем бесед с вашим ребенком об этих веществах и в обучении его навыкам здорового выбора. Также могут быть использованы и определенные ограничения.

Таким образом, родители могут помочь своему ребенку принять здоровое решение и повысить его сопротивляемость давлению со стороны. Очень важно, чтобы подростки как можно позже узнали вкус спиртного. Когда развивается алкогольная болезнь, трудно вновь стать здоровым человеком.

Цель: довести до сведения родителей последствия однократного сильного опьянения у детей и систематического употребления алкоголя подростками.

Возраст участников: для родителей учащихся 8 классов.

Оформление: пословицы на плакатах «Где опьянение, там и преступление», «Река начинается с ручейка, а пьянство - с рюмки», «Где больше пьют, там больше и болеют».

Анкета для учащихся 8 классов.

2. Употреблял ты хоть раз алкогольный напиток?

3. Где ты впервые выпил алкогольный напиток?

4. Знаешь ли ты к чему может привести однократное сильное опьянение?

5. Знаешь ли ты, к каким последствиям может привести систематическое употребление алкоголя подростком?

По данным последних исследований, дети 8 класса (14 лет) уже в большей своей части знакомы с алкогольными напитками. Их родители считают, что им можно давать алкоголь: ведь они уже большие.

Результаты обследования показали, что 67% случаев знакомства детей со спиртным произошло дома, в семье. Обычно это бывает «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей все же такое приобщение детей к вину, шампанскому, пиву, водке ни в коем случае нельзя оправдать.

Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Река начинается с ручейка, а пьянство - с рюмки».

Алкоголь попадая в организм ребенка быстро разносится кровью и концентрируется в мозге. Даже очень маленькие дозы спиртного вызывают бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом же поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой и происходит ее перерождение. Может развиться сахарный диабет, нарушиться половая функция, снизиться умственные способности и т.д.

Влияние алкоголя на успеваемость учащихся 13-15 лет

В возрасте 14-15 лет подростку очень хочется похвастаться своей силой, выносливостью, ни в коем случае не показаться перед товарищами «маменькиным сыночком». И это часто приводит к передозировкам и, как следствие, тяжелым отравлениям, вызовам «Скорой помощи».

Вот случай, приводимый известным специалистом по проблеме детского алкоголизма Лубоцкой-Россель. Компания школьников, не без ведома родителей, устроила в складчину вечеринку. На собранные деньги ребята купили водки, вина и несколько пирожных (по одному на каждого). К концу пиршества почти все подростки почувствовали себя плохо. Троим из них пришлось оказывать серьезную медицинскую помощь по поводу отравления алкоголем.

Чем меньше возраст ребенка, тем опаснее употребление алкогольных напитков. В литературе описано большое количество случаев смерти детей от употребления очень малого количества алкоголя. Ребенок 3-х с половиной лет умер через 6 часов после употребления 2 полных столовых ложек водки (отец решил дать попробовать своему сыну). Мальчик девяти с половиной лет умер в бессознательном состоянии на третий день после употребления 125 г водки.

Доктор Машке констатировал смерть у семилетнего ребенка после употребления им 5 столовых ложек водки.

Доза 250 г водки бывает смертельной и для подростка. Случаи смерти детей от спиртных напитков не так уж и редки. Исследования показали, что смертельные алкогольные отравления составляют 27 % от всех видов отравлений в детском и подростковом возрасте.

Злоупотребление алкоголем приводит очень часто несовершеннолетних к нарушению правопорядка, всякого рода хулиганствам.

При систематическом употреблении алкоголя один, два и более раз в неделю у подростка может чрезвычайно быстро развиться заболевание -хронический алкоголизм, которое отличается злокачественным и быстрым течением. По данным специалистов хронический алкоголизм у несовершеннолетних встречается от 8 до 3,2 % случаев.

По законодательству родители несут прямую ответственность за употребление их детьми алкоголя.

В уголовном кодексе РФ предусмотрена статья о наложении штрафа на родителей за появление в состоянии опьянения их детей в общественных местах в возрасте до 14 лет.

1. Помните, что самое главная вещь в воспитании - ваше собственное поведение.

2. В семье ребенок должен получить первые научные знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его употребления.

3. Антиалкогольное воспитание следует проводить постоянно.

4. Надо стараться выработать у ребенка собственное отрицательное отношение к употреблению алкоголя.

Чтобы скачать материал или !

Детство значительно влияет на всю жизнь человека. Хорошо, если оно прошло беззаботно под опекой любящих родителей. Однако людей, которые дали жизнь, не выбирают, потому тысячам детей приходится рано взрослеть, потому что папа, мама или оба родителя сразу пристрастились к алкоголю. Что делать ребенку, если самые дорогие люди становятся пьяницами, и как болезнь родителей влияет на детей – расскажем в этой статье.

Находим корень проблемы

Если родители часто находятся в нетрезвом состоянии, ребенку нужно выяснить причину такого их поведения. В основном, поводом для тесной дружбы с алкоголем становятся следующие ситуации:

  • проблемы на работе;
  • разногласия в семье;
  • пьющая компания.

Самую большую опасность представляет ситуация, когда от алкогольной зависимости страдали дедушка или бабушка. Это обозначает, что у родителей генетически заложена предрасположенность к алкоголизму, а значит, их ребёнок тоже в группе риска.

Чтобы не повторить судьбу родителей, ребёнок должен всю жизнь остерегаться спиртных напитков и ни в коем случае не начинать знакомство с ними в юном возрасте.

Методы влияния на пьющих родителей

Если выпивает один из родителей, первое, что нужно сделать ребенку – поговорить со вторым родителем. В случае, когда спиртное губит отца, в откровенном разговоре с мамой следует:

  • дать понять, что сын или дочь ее понимает;
  • рассказать о собственных переживаниях, связанных с пьянством отца;
  • открыть страхи на счет собственного здоровья и здоровья мамы;
  • попросить о защите.

Зачастую такая беседа побуждает женщин действовать, ведь благополучие ребенка для большинства матерей – лучшая мотивация.

Мать-алкоголик – горе в семье, но мужчины во множестве случаев пытаются не замечать, что жена часто приходит домой с ненормальным блеском в глазах. Хотя женщина на первых порах пытается скрыть свою проблему, дети могут легко учуять неестественный запах и непривычное поведение мамы. Не стоит ждать более серьезных доказательств, что мать превращается в алкоголика. Если мама часто выпившая, нельзя откладывать разговор с отцом, в котором:

  • обратить внимание папы, что мама часто употребляет алкоголь;
  • выразить тревогу о ее здоровье;
  • указать на отрицательные изменения в поведении матери.

Не нужно думать, что беседуя на эту тему, ребенок предает пьющего родителя. Это – всего лишь попытка спасти близкого человека и защитить себя.

Всегда родители-алкоголики – серьезная травма для ребенка. Но он все-таки может сделать попытку повлиять на них. Психологи дают подросткам, чьи родители пьют, такие советы:

  • Начинайте беседу с родителями, когда они находятся в трезвом адекватном состоянии.
  • Не кричите, не упрекайте и не обвиняйте, не говорите, что они превратились в алкашей.
  • Сделайте акцент на проблемах со здоровьем, которые появились у родителей в весьма молодом возрасте. Намекните, что это связано с алкоголем.
  • Не надейтесь на чудо: если родители пьют не первый год, они вряд ли сразу же обратятся за помощью к наркологу.
  • Не идите на поводу у отца и матери, откажитесь покупать им спиртное, а тем более выпивать вместе с ними.
  • Если мама и папа не хотят предавать огласке свою болезнь, объясните, что препараты от алкоголизма анонимно можно купить в интернете.

Не все взрослые станут слушать ребенка, потому не лишним будет привлечь на свою сторону кого-то из родственников: бабушку, дедушку, тетю.

Действия ребенка во время запоев родителей

Под дурманящим действием алкоголя человек часто становится неконтролируемым. Что делать, если отец-алкоголик избивает жену и несовершеннолетнего ребенка? Ни в коем случае не терпеть и ждать лучших времен. О таком положении вещей подросток может рассказать школьному психологу, адекватным родственникам или заявить в полицию. Даже если трезвый папа ведет себя прилично, в пьяном состоянии он способен причинить серьезный вред окружающим, потому терпение с надеждой на лучшее может привести к трагедии.

Как вести себя, если в пьянках участвуют и отец, и мать? Посиделки родителей в компании таких же любителей выпить зачастую заканчиваются ссорами и драками, потому детям в такой ситуации лучше на время исчезнуть из дому. Переждать можно у родственников или друзей, в крайнем случае, обратиться в детский приют. Убегать из дома навсегда и ночевать на вокзале – не самое лучшее решение для несовершеннолетнего. Бездомные любого возраста часто имеют целый букет заболеваний, в том числе , так что могут быть еще опаснее, чем нетрезвые родители.

Не пытайтесь самостоятельно выдворить из квартиры пьяную компанию, особенно, если она состоит из мужчин. Это может .

Родители-алкоголики и слышать ничего не желают о лечении и постоянно пьянствуют, не уделяя внимания детям? Ребенок должен понять, что алкоголизм – это разновидность наркотической зависимости, и избавиться от него непросто. Подросток не должен контролировать взрослых, пожертвовав собой, своими интересами. Если терпеть запои матери и отца нет сил, нужно обратиться в органы опеки. После проверки показаний ребенка суд может лишить алкоголиков родительских прав. В таком случае опекуном несовершеннолетнего может стать родственник или же интернат.

Последствия алкоголизма родителей

Людям, чьи родители злоупотребляли спиртным, приходится рано взрослеть. Болезнь родителей отнимает у них детство, заставляя нянчиться с пьяными мамой и папой или стремиться изо всех сил их порадовать. Немало детей алкоголиков опекают, лечат их до конца жизни, в ущерб себе и собственной семье. . Созависимый человек берет на себя непосильную ношу спасителя близких людей, до последнего надеясь, что они одумаются и подарят ему ту любовь, которую он не получил в детстве. В итоге пьяницам с многолетним стажем комфортно пить и дальше, зная, что сын или дочь привезут продукты и лекарства. Взрослый ребенок разрывается между родителями и собственной семьей, постоянно чувствуя себя виноватым.

Народная мудрость гласит, что родители – это не те люди, которые дали жизнь, а те, что воспитали. Потому не стоит считать себя должником людей, которым водка была дороже, чем дети.

Вторая психологическая проблема называется синдром взрослых детей алкоголиков. Если родители не проводили и дня без рюмки, ребенок зачастую пытается как можно скорее покинуть родной дом. Он мечтает забыть кошмарное детство, стать успешным человеком, создать нормальную семью. Но, «благодаря» неблагополучным родителям, даже если их уже нет в живых, многие годы ребенок не чувствует себя полноценным, имеет заниженную самооценку, что препятствует достижению поставленных целей. Женщины с синдромом ВДА не считают себя достойными любви, а мужчины нередко становится деспотами и причиняют боль близким.

В любом случае требуется психологическая помощь родственникам алкоголиков, особенно детям. Ее можно получить у психотерапевта или же на занятиях в группах людей с такими же проблемами.

Как строить жизнь детям алкозависимых

Дети не виноваты в алкоголизме родителей. Даже если пришлось попасть в интернат, это не обозначает конец света. Хотя наследственность играет значительную роль, пьющие мама, папа или брат-алкоголик не решают судьбу человека, он необязательно тоже станет таким же. Сын или дочь пьяниц должны поставить для себя цель: «Мой ребенок никогда не увидит меня в нетрезвом виде и будет иметь счастливое детство». Начать двигаться к этой цели нужно, выполняя простые правила.

  • Не общаться с компанией, где присутствуют алкоголь, наркотики, криминал.
  • Постараться хорошо учиться, чтобы в будущем найти хорошую работу.
  • Найти для себя хобби, общаться с единомышленниками. Собирать гербарии, коллекционировать марки, заниматься футболом, танцами или авиамоделированием – сейчас существует множество секций для детей и подростков, где бесплатно или за символическую плату можно интересно проводить свободное время.
  • Вести здоровый образ жизни. Никакого спиртного, сигарет и прочих наркотиков.
  • Побольше читать. Книги расширяют кругозор, увеличивают словарный запас, что наверняка пригодится любому человеку в жизни.

Детям людей с алкозависимостью нужно выяснить и навсегда запомнить, почему отец стал пьяницей или почему начала пить мать. Но даже если до истины докопаться не удастся, жизненный девиз ребенка алкоголиков должен звучать так: «Я буду лучше, чем мои родители, я совсем другой человек».

(Visited 2 840 times, 1 visits today)

Ольга Гросс
Консультация для родителей «Роль семьи в борьбе с алкоголизмом»

Какую роль может сыграть семья в борьбе с величайшим бичом современного человечества – алкоголизмом . Роль семьи очень велика .

Всё начинается с семьи .

На современном этапе развития общества алкализация находит себе неисчислимые жертвы всюду, во всех слоях общества,

невзирая на различие экономическое, социальное, политическое, правовое.

Современные научные данные установили бесспорно, что спиртные напитки даже в малых количествах не являются обходима : физиологической потребностью для организма, без алкоголизма все функции его выполняются лучше и в количественном и качественном отношениях.

Но в народных массах, даже и среди высокообразованных, интеллигентных людей не все научно образовано оценивают влияние алкоголя на организм .

Якобы питье в меру «это благо, считают многие» . Это абсолютный бред.

Алкогольные предрассудки и питейные обычаи своего универсальностью и стойкостью обязаны наркотическому влиянию алкоголя на центральную нервную систему.

Вследствие этого у человека возникает ложная само оценка, иллюзия, самообман. При таком самочувствии ощущается повышенное благосостояние организма, повышенном работоспособность и физическая и духовная. К несчастью это самообман не только себя, но и окружающих.

Большую роль играет в жизни семьи и общества роль примера , подражания,внушения. Сила внушения тем резче,чем большим авторитетом, доверием, симпатией пользуется тот, от которого внушение исходит. Поэтому влияние примера отца, матери старших братьев, сестер очень велико. Благодаря могучему влиянию примера,внушения и подражания умеренное регулярное вино питие в семье и в обществе становится опасным

в воспитании подрастающего поколения. У детей укореняется ненормальное отношение к спиртным напиткам.

Действительность такова, что благодаря родителям , которые

не ведая, что творят, с ранних лет отравляют нежный развивающийся организм различными алкогольными напитками . Это наблюдается повсюду, во всех слоях населения. Посмотрите

на современных детей, они гиперактивны, неуравновешенны,

у них задержка умственных способностей, плохо развитая речь, неустойчивое эмоциональное поведение. Это результат

безвинного употребления алкоголя в меру . Роль семьи в борьбе с алкоголизмом очень велика . Именно в семье , можно на корню обрубить этот источник зла. «Секрет совершенствования человечества заключается в воспитании, - говорит Кант.

В семье , оценивающей должным образом всю могучую воспитательную силу именно примера, а не голых наставлений и поучений. Это необходимо для блага ваших детей, близких. Воспитание истинного гражданина своей родины , чутко отзывчивого к интересам всего человечества яд- алкоголь – является сильнейшим тормозом и преградой. Во имя светлого будущего ваших детей родители должны приложить волевые усилия и принцип жизни таков : в семье не должно быть места никаким спиртным напиткам!

Существует пять основных психологических характеристик

детей алкоголиков :

1. Низкая самооценка.

2. Фокусировка на внешнее окружение.

3. Неспособность выразить свои чувства и справиться с переживаниями.

4. Неспособность попросить о помощи, но готовность оказать её другим, даже если в этом нет необходимости. Такой стереотип поведения дети усвоили в родительской семье .

5. Экстремальное мышление, которое формируется в результате того, что семья алкоголика живет в ситуации постоянного стресса.

В итоге, когда члены семьи сталкиваются с какой-либо проблемой (кроме алкоголя ) они ищут не способы её решения, а виноватого.

Эти психологические особенности личности накладывают отпечаток на последующую взрослую жизнь.

Чтобы помочь таким детям, необходимо сформировать

у них определённые психологические качества, которые не были сформированы в семье : надежную привязанность матери, самостоятельность, умение общаться со сверстниками и взрослыми, навыки планирования и

контроля своих действий.

Зачастую женщины отрицают факты, связанные с алкоголизмом мужа . Если женщина на это будет закрывать глаза, то возможны последствия из-за её неадаптированного поведения, ребенок часто болеет в такой семье , агрессивно себя ведет, бурно проявляет (или скрывает) свои эмоции.

Вины матери в связи с неблагополучием в семье нет . Но несчастная мать не может воспитать счастливого

ребенка, поэтому женщина должна переключиться, с

проблем с мужем на свои собственные проблемы и проблемы своего ребенка. Мать способна помочь ребенку и результат обязательно будет положительным. Для этого ей необходимо освоить ряд методик по регуляции своего психического состояния и состояния ребенка, по способам

взаимодействия с сыном (дочерью)

Для этого можно использовать традиционные элементы семейной педагогики, как убаюкивание с помощью

колыбельной песни или рассказывания сказки на ночь.

Итак, «Терапия материнской любовью»

Проводится через 20-30 минут после того, как ребенок

заснул. Мать должна положить руку на голову ребенка и проговорить три раза (в слух, мысленно и опять вслух) словесные установки 9внушения) следующих блоков.

Первый блок.

«Витамины материнской любви»

Я тебя очень сильно люблю.

Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.

Второй блок.

«Физическое здоровье ребенка»

Ты сильный, здоровый, красивый.

Ты хорошо ешь и поэтому быстро растешь и развиваешься.

У тебя крепкое и здоровое тело.

Третий блок.

«Нервно-психическое здоровье»

Ты спокойный мальчик (девочка, у тебя хорошие крепкие нервы.

Ты умный.

Тебе нравиться быть спокойным.

У тебя хорошее настроение, ты любишь улыбаться.

Ты легко и быстро засыпаешь, хорошо спишь.

Ты видишь хорошие и добрые сны.

У тебя хорошо развита речь.

Ты начинаешь хорошо говорить.

Четвертый блок.

«Народная медицина»

Я забираю и выбрасываю твою болезнь.

Пять шагов для создания тесной взаимосвязи между матерью и ребенком.

1. Часто брать ребенка на руки и прижимать его к себе.

2. Долго и спокойно смотреть ему в глаза.

3. Чаще улыбаться ребенку.

4. Петь колыбельные песни.

5. Поглаживать ребенка.

Комплименты детям : «Какой ты у меня крепкий, красивый» «У тебя красивые белые зубки» , «Великолепные косички» .

В неблагополучной семье (такое случается и в благополучных семьях ) дошкольник слышит в свой адрес в основном негативные характеристики. В результате у него формируется стойкое аффективное сознание «Я плохой» «Если я плохой, то, значит, не достоин любви!»

Люди с низкой самооценкой, как правило, избегают трудных ситуаций, ими легко руководить, их нетрудно ввести в заблуждение, для многих из них характерно заискивающее поведение. Они часто занимают в жизни оборонительную

позицию и легко разочаровываются, обвиняя других в своих собственных переживаниях. Зарубежные исследователи

отмечали, что самооценка закладывается в раннем детстве, приводят такой факт : в возрасте от 1 до 5 лет дети обычно слышат от 15 до 20 тыс. раз слова «нет» «не делай» , «нельзя» . Послания такого рода, исходящие от авторитетного лица,

создают базу для снижения активности, неверия в свои силы.

Для нейтрализации этого негативного программирования потребовалось бы от 15 до 25 тыс. позитивных посланий типа «да» , «ты можешь» , «почему бы нет» специалисты отмечают, ребенок из алкогольной семьи находиться в сильнейшем нервно-психическом напряжении, что приводит к блокировке жизненной энергии, невозможности отреагировать отрицательные

эмоции и в конечном итоге – к различным болезням.

Упражнения, направленные на расслабление мышечного тонуса.

1. «Яйцо»

Ребенок садиться на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Сзади садится взрослый, обхватывая ребенка ногами и руками, прижимает его к себе и слегка раскачивает.

2. «Колобок»

Поза эмбриона. Раскачивая вперед-назад и влево-вправо,

затем перекатывается на спину и с боку на бок. Необходимо следить. чтобы его голова была прижата к коленям

3. «Лодочка» .

4. «Бревнышко»

5. «Отними-ка»

Ребенок зажимает в кулаке мелкий предмет. Взрослый в течение минуты пытается разжать кулак и забрать предмет. Если это не удается, ребенок получает предмет в подарок.

С целью коррекции эмоционального состояния детей надо

научить правильному дыханию. Упр. «Воздушный шарик» Для снятия тревожности можно использовать упражнение

«Дыхание по квадрату»

Работа с ребенком длительна и кропотлива. Она требует

терпения от мамы. Поэтому необходимо отмечать каждый его успех, чаще хвалить и подбадривать. Такая работа позволит уменьшить влияние негативного опыта и активизировать его внутренние резервы.

МОУ "Лицей № 3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево Саратовской области"
Профилактическая беседа "Разговор с родителями о воспитании и не только".
В современном обществе все больше людей склоняются к тому, что воспитание ребенка начинается
в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих
роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания,
благоговения и самообладания. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя
или к добру, или к злу.
ЗAДУМАЙТЕСЬ!!!
 Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
 Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
 Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
 Если ребенка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.
 Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
 Если ребенка подбадривать, он учится верить в себя.
 Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
 Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
 Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
 Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Эпизод 1. Правила выполнения домашнего задания.
Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно
сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему
уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо
начинать. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку
понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами,
которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было
дел, которые родители могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор –
его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить
игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама,
ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах
ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя
мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, ­ значит, уроки так
же важны, как работа, которую выполняют взрослые. Если вы решили помогать ребенку в
приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить

занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий
истинное удовольствие и пользу ребенку, и вам. Вам понадобится больше выдержки, сил,
уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить миссию, учитывайте основные правила
организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему
действительно пользу, а не вред.
1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить
ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение
классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без
стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника
дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4­5 часов, а затем
его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не
должна состоять только из школьных заданий.
3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти,
за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий
очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в
правильном выполнении помогает.
5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите
получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как
ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это
неправильно”.
7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть
систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не
была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не
понимает.
Эпизод 2.

«Совсем нет времени, чтобы заняться ребенком!»
 Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него
найти. Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет
искать на стороне родственные души или привлекать внимание взрослых плохим
поведением.
 Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе
качество важнее количества) посидеть с ним, поговорить, помочь ребенку по домашним
делам, рассказать интересную, поучительную историю или обсудить мультфильм.

 Если ребенок пришел в школу без выполненных уроков, получил замечания от учителя,
ребенок получает стресс. Учитель в школе объяснил, показал, научил. Домашнее задание
какое? ДОМАШНЕЕ. Его ребенок обязан делать дома, под контролем родителей в
обязательном порядке. (см. Правила выполнения домашнего задания)
Эпизод 3.

«Меры наказания!»
 Физические наказания могут привести к утрате у ребенка отзывчивости, способности
сочувствовать и сопереживать другим людям.
 Наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние,
осуждение собственного поведения.

Ребенок всегда должен знать, за что его наказывают. Объясняя ему его провинность, не
обсуждайте его личность, а обсуждайте проступок, который совершил ребенок.
 Самое эффективное наказание – посадить на диван и заставить прочесть конкретный
рассказ и пересказать его.
Эпизод 4. «Если учительница не права»
Сохранение учительского авторитета в глазах ребенка важно не для учителя и не для школы, а для
нормального развития самого ребенка. Однако, что же делать, если учитель не соответствует своей
высокой роли? Такое, к сожалению, случается. В таких случаях выход существует только один:
объяснить ребенку, что учитель - обыкновенный живой человек, такой же как и все, просто в
данной конкретной ситуации его действия по той или иной причине не совсем верны, но не
допускать, чтобы в целом у ребенка сформировалось отрицательное отношение к учителю.
Чего нельзя говорить ни в коем случае:
1. Учитель тебя не любит.
2. Учитель ставит оценки несправедливо.
3. Ваш учитель – глупый.
4. Требование учителя выполнять не нужно – оно неправильное.
5. Поступать так учитель не имеет права.
То, что можно сказать ребенку, но лишь в крайнем случае:
1. Если учитель тебя ругает чаще других, несмотря на то что вы все ведете себя одинаково, значит
- он просто боится, что ты слишком быстро забудешь то, что он тебе уже говорил.
2. Отметка ставится не только за знания, но и за отношение к делу. Наверное, учитель решил, что,
если бы ты не ленился, то выполнил бы работу гораздо лучше.
3. Каждый может иногда о чем­то забыть или чего­то не заметить.
4. Возможно, в этот раз учитель случайно ошибся. Иногда такое бывает со всеми.

5. Мы ведь с тобой не знаем точно, почему учитель так поступил, поэтому лучше давай не будем
разбирать его поступок.
Эпизод 5.

«Тактичность родителей»
 Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребенок слышал учителя в школе, не
подрывайте авторитет педагога, не обсуждайте его в присутствии ребенка.
 Помните учитель, тоже человек, у него есть своя семья и дети. Он тоже хочет, после работы
уделить внимание своим домочадцам, а не работать учителем дома по телефону.
 Если вы хотите ознакомиться с успехами вашего ребенка в школе, приходите
непосредственно в школу. Этим самым вы покажите ребенку свою заинтересованность в его
обучении и свой контроль, что будет стимулировать желание хорошо учиться.
И еще, рассмотрим несколько секретов о воспитании детей со всего света.
«Подожди!»
Именно это слово говорят родители в некоторых европейских странах даже самым маленьким
детям, потому что считают, что ребенка надо приучать к тому, что нельзя получать все по первому
требованию. Именно с помощью небольших пауз родители добиваются того, чтобы дети росли
более самостоятельными.
Волшебные слова.
Кого из нас в детстве не учили «волшебным словам»? Поблагодарить после еды и сказать
«пожалуйста», если просишь кого­то о чем­то – мы знаем эти слова и учим своих детей
употреблять их, как когда­то учили этому нас. А вот для родителей такими же обязательными
словами помимо «спасибо» и «пожалуйста» являются «здравствуйте» и «до свидания». Замечено,
что вынудить маленького ребенка поздороваться со взрослым довольно трудно. Особенно если ты
приходишь с ребенком в чужой дом и взрослые незнакомые. Ребенок теряется, стесняется,
упрямится и молчит. Ты делаешь попытку, но она, скорее всего, обречена на провал, но ты и не
ждешь другого. Простое «здравствуйте» для ребенка и окружающих означает, что он может вести
себя цивилизованно. Так это «волшебное слово» задает тон общению между детьми и взрослыми. С
этими словами трудно не согласиться.
Кто в доме главный?
Во французских семьях вопрос о том, кто в доме главный, не стоит. Ребенок всегда знает о своем
месте, а если он иногда забывает о нем, французские мамы и папы говорят ему: «Здесь решаю я!»
Противопоставляя американскому методу воспитания детей французский Памела Друкерман
подчеркивает, что в Новом свете родители боятся ущемить свободу детей. Дело доходит до
абсурда. Ребенок в детском саду на замечание воспитательницы может ответить: «Ты мне не босс!»
и продолжить заниматься своим делом. В свободолюбивой Франции это просто исключено: «в
стране, где почитают революцию и баррикады, за семейным столом анархистов нет».
Отмечу, что во Франции очень строго очерчены границы того, что можно делать детям, а чего
нельзя. Кстати, что в рамках этих границ дети абсолютно свободны. Они могут шалить и

баловаться, и их никто не будет ругать за небольшие проступки, поэтому в принципе во Франции
детей наказывают очень редко:
«Устанавливая границы для детей, родители часто используют выражение «имеешь /не имеешь
право». «Не бей Жюля, – говорят они. – Ты не имеешь права его бить». И разница здесь не только в
семантике. Подобный запрет звучит совсем иначе. Это выражение подразумевает, что существует
некая фиксированная, организованная система правил для взрослых и детей. И если ребенок не
имеет права делать одно, у него есть право делать что­то другое.
Другая фраза, которую часто используют французские родители в общении с детьми, – «не
одобряю», которая несет в себе гораздо больше, чем обычное «нет». Таким образом, родители
показывают, что у них есть свое мнение, с которым ребенок должен считаться. При этом
допускается, что у малыша может быть свое мнение по любому поводу.
Возможно, именно поэтому за столом во Франции всегда царит такое спокойствие. Вместо того,
чтобы ждать большого скандала и прибегать к суровым наказаниям, родители предпринимают
множество маленьких вежливых превентивных шажков, основываясь на установленной системе
правил.
Взрослое время
Детей французы часто отправляют в летние лагеря отдыха. Родители не должны переживать
слишком сильно из­за ссадин или синяков, они должны доверять учителям и могут радоваться
возможности побыть без детей. Побыть только вдвоем – вполне обычный способ отдыха для
родителей. Они не мучаются угрызениями совести, если отправились куда­то без детей и не
паникуют из­за того, что с детьми никто не справится так, как они сами. Но помимо поездок и
выходов в свет вдвоем, «взрослое время» бывает ежедневно. Маленьких детей принято укладывать
спать довольно рано – после 8 часов вечера начинается время для родителей. Они отправляют
детей в их комнаты, и те, даже если не ложатся спать, то уже играют в своих детских. Никакой
беготни по всему дому и требований часами укладывать их в постель, в таких семьях нет. Утром
дети также не врываются в комнату к родителям, а ждут, когда те выйдут.
Отношения супругов.
Считается, что самое главное в семье – это взаимоотношения мамы и папы, а дети – на втором
месте. Действительно, очень много семей, которые во главу угла ставят ребенка или детей, если их
несколько. Такие семьи принято называть детоцентричными. Но что происходит с ними, когда дети
вырастают? Когда не надо куда­то с ними бежать, развивать, делать уроки, скатываться с горы?
Остается ли что­то, что делает супругов интересными друг другу безотносительно детей? Когда
дети маленькие, очень трудно поверить в то, что рано или поздно они покинут твой дом. Но на
самом деле это происходит стремительно. Казалось бы, еще совсем недавно ты тряс этот комочек в
коляске, а теперь он учится в институте, самостоятельно едет в другую страну и водит автомобиль.
Что же остается тебе? Только жить своей собственной жизнью, которая не должна зависеть
целиком и полностью от тех, кого ты родил и воспитал. И в этом я не могу не согласиться с
французами, которые, по статистике, считаются самыми счастливыми супругами в Европе.
Задумаемся над этим и будем счастливыми родителями для своих детей!