Быт и бытовые отношения план по обществознанию. Быт и бытовые отношения

Быт и бытовые отношения

1. Определение бытовых отношений.

Бытовые отношения - устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей(в пище, одежде, жилище,поддержания здоровья, уходе за детьми, а также в освоении духовных благ, культуры,общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии)

2. Науки, изучающие быт и бытовые отношения между людьми:

а) социология;

б) социальная психология;

в) экономическая наука;

г) этнография.

3. Определение социально-бытовых интересов.

Социально бытовые интересы - интересы, направленные на те предметы и явления, которые способны удовлетворить его потребности,лежащие за пределами производственной сферы

4. Виды социально-бытовых интересов:

а) в зависимости от качества потребностей: социально бытовые интересы, направленные на удовлетворение материальных потребностей, и досуговые интересы, связанные с нуждами развития человека;

б) в зависимости от типов соц.объединения и общения: бытовые интересы семьи, соседей, товарищеских компаний, молодежных групп;

в) по демографическому признаку: социально-бытовые интересы детей, молодежи, представителей среднего возраста, пожилых людей и т.д.;

г) по территориальному признаку: интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних,небольших городов и т.д.

5. Факторы, влияющие на формирование тех или иных социально-бытовых интересов:

а) образ жизни;

б) стиль жизни;

в) знание, опыт, способности, убеждения, ценностные ориентации и др.;

г) качество жизни.

6. Компоненты материально-вещественной среды обитания человека:

а) жилище;

б) предметы, обеспечивающие комфортность проживания человека.

7. Факторы, влияющие на набор «необходимых предметов» для человека:

а) НТР;

б) уровень благосостояния человека;

в) уровень материального развития общества.

8. Определение культуры бытовых отношений:

Культура бытовых отношений - правила и нормы поведения людей в непроизводственной материальной и социальной сфере жизни

9. Компоненты культурно-бытовых отношений:

а) организация питания;

б) культура обустройства и организации домашнего хозяйства;

в) культура организации личного (семейного) досуга.

10. Определение урбанизации.

Урбанизация-рост городов и численности городского населения.

11. Влияние урбанизации на человека и общество:

а) разрушение ранее устойчивых традиционных социальных связей и традиционных регулятивных институтов;

б) скученность населения и безликость городской среды;

в) отсутствие должного социального контроля способствуют распространению не самых лучших образцов массовой культуры, увеличению количества неблагополучных семей, причастности молодежи к различным формам девиантного поведения.

12. Требования, способствующие созданию благоприятной жизненной среды:

а) наличие сильной, грамотной власти;

б) профессионально грамотное планирование жилой застройки и размещение промышленных предприятий;

в) доступность природной зоны и легкость контактов с ней;

г) совершенствование форм и методов организации досуга;

д) просветительская и оздоровительная работа;

е) благоприятное социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства;

ж) возможность реализовать материальные и духовные потребности.

Тема:Быт и бытовые отношения

Цели и задачи: 1) познакомить с социально-бытовыми интересами человека, их классификацией, показать, какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов, определить сущность и природу культуры бытовых отношений, исследовать степень влияния урбанизации на быт; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные

и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблеме быта.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-исследование.

Хо д уроко в

I. Организационный момент

Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Но одни из нас ощущают себя от этого несчастными, а другие - умеют справляться с подобными явлениями.

«Радость жизни, умение подняться над серостью будней и показать нам, - писала о М. Пришвине его жена, - их смысл и красоту -все это не дано от рождения, а создано нравственной волей этого

человека, его убежденностью в добре жизни».

Как же сделать быт и бытовые отношения своими друзьями, а не врагами, как превратить их в радость жизни? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Тема урока: «Быт и бытовые отношения».

План уроков

4. Урбанизация и быт.

II. Изучение нового материала

1. Социально-бытовые интересы

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения - устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми удовлетворения для своих первоочередных потребностей:

в пище;

жилище;

поддержании здоровья;

уходе за детьми;

освоении духовных благ, культуры;

общении;

отдыхе;

физическом и культурном развитии.

То есть речь идет о ценностях быта. Так ли уж важно рассматривать ценности быта? Какую роль они играют в жизни человека? Существуют разные классификации социально-бытовых интересов. Работая с пунктом 1 § 12, заполните таблицу «Социально-бытовые интересы».

Социально-бытовые интересы

Исследуя проблему удовлетворения социально-бытовых потребностей человека, ученые сделали вывод о том, что степень удовлетворенности у разных людей будет различна. Одним подавай дворец роскошный, а другие, подобно кинику Диогену, готовы жить в бочке и довольствоваться самым малым. Рассуждая об удовлетворенности социально-бытовых интересов, социологи оперируют следующими понятиями:

- Скажите, существует ли прямая взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем жизни и образом жизни.

- Как вы считаете, какие объективные и субъективные факторы могут влиять на развитие социально-бытовых интересов?

2. Материально-вещественная среда обитания человека

- Каждого человека окружает определенная материально-вещественная среда обитания. Предположите, что может входить в ее состав. (Дом, необходимое количество одежды, необходимое количество обуви, посуда, мебель, набор бытовой техники.)

- Иногда люди становятся рабами вещей. Как вы понимаете смысл этого выражения?

- К каким последствиям может привести возникающий культ потребительства, культ вещей? Ответ аргументируйте.

Трудно спорить о том, должны мы или не должны заботиться о своем комфорте, удовольствиях. Но не забывайте об атмосфере, среде, где вы будете жить, творить, отдыхать. А вещи, их количество, расстановка - это лишь одно из средств создания этой среды.

Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения комфортных условий жизни человека. Но при этом очень важно научиться правильному поведению, формировать культуру

бытовых отношений. Рассмотрим схему:

4. Урбанизация и быт

Внимательно прочитайте пункт 4 § 12 и ответьте на следующие вопросы:

- В чем вы видите особенность жизни людей в больших городах?

- Как следует рассматривать урбанизацию?

- Проанализируйте статистику городского населения.

- Как влияет процесс урбанизации на человека?

- Как изменяется психика человека?

- Какие меры предпринимают градостроители, чтобы нейтрализовать негативные явления, связанные с урбанизацией страны?

- Что можете предложить вы?

III. Итог уроков

В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашние работы. Законодательство определяет круг работ: до 6 лет - только игры; 6-10 лет - помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10-14 лет-уборка газонов, чистка обуви; 14-16 лет - работа на приусадебном участке.

- Предположите, почему круг обязанностей детей был распределен именно таким образом.

- Как вы думаете, почему и для чего был создан такой закон? Считаете ли вы, что подобный закон должен быть принят в России? Свой ответ обоснуйте.

Домашнее задание

Выучите § 12, выполните задания.



Просмотр содержимого презентации
«Быт и бытовые отношения»


Тема урока: «Быт и бытовые отношения»

«Семья – мой дом родной. Там я живу, там мой покой, Мое пристанище и кров, Мои мечты, моя любовь.» ,


  • 1. Социально-бытовые интересы.
  • 2. Материально-вещественная среда обитания человека.
  • 4. Урбанизация и быт.

Бытовые отношения- это устойчивая система повседневных непроизводственных связей

между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей ( в пище, одежде, поддержания здоровья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры общения, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии.


  • 1. Социология
  • 2. Социальная психология
  • 3.Экономическая наука
  • 4. Этнография

Социология изучает быт на уровнях общественной организации людей

Социальная психология с точки зрения мотивов поведения

Экономика изучает экономические особенности быта

Этнография особенности традиций, обычаев



Критерий

Виды интересов

Качество потребностей

Сущность

Типы социального объединения

Территориальный признак

Демографический признак


Образ жизни -

Уровень жизни -

Используется для…..

Качество жизни -

Характеризуется…

Зависит от…..

Свидетельствует о ….

Характеризуется…

Раскрывает сущность….



  • Полноценное (восполнение энергетического баланса в зависимости от климата, возраста, пола, роста, обмена веществ, характера труда и отдыха)
  • Соотношение жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов
  • 4-х разовое питание в определенное время (РАМН РФ)
  • Разнообразное меню, эстетика, рациональные покупки
  • сытый человек – добрый человек
  • Совместные трапезы

  • Дом – храм (для избранных)
  • Дом – это жизнь, пространство для жизни
  • Дом – гостиница
  • Дом с модной обстановкой
  • Дом – гостиничный номер (еще не выкинули, уже притащили)
  • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище англичане – максимально удобное японцы – «эстетическая нагота»
  • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище
  • англичане – максимально удобное
  • японцы – «эстетическая нагота»

Культура ведения домашнего хозяйства

  • Организация домашнего хозяйства (уборка, стирка, готовка, покупки)

« В супружестве хорошая организация дома не м енее важна, чем любовь» . М. Плзак

  • Разделение труда (женщина тратит на домашнюю работу 40-45 час. в неделю, мужчина – 15-20 час.)
  • Развешивание белья, глаженье, готовка = энергии металлурга - 3 калории в мин

  • Увлечения: в Англии -садоводство
  • в Германии – спорт,
  • в Болгарии – художественная самодеятельность,
  • в Японии изящный досуг –икебана, живопись,
  • В России – активный или пассивный, нехватка времени или «убить время»

В чем заключается особенность социально-бытовых интересов по сравнению с другими социальными интересами человека?

Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально- бытовых интересов?

Что такое культура бытовых отношений?

Как урбанизация влияет на быт?


В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе своего жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнего хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают детей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у детей. Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем несравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и всего 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый среди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.

Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения современной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытового обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные мастерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферами торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В современных условиях домашний быт и сфера услуг составляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Все более распространенной становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов, Сегодня основные блага, используемые в быту,- результат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

Жизнь современного человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нервное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека. Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.

Бытовые отношения — это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных по-
требностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоро­вья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).


СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы челове­ка направлены на те предметы и явления, которые способ­ны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.

Существуют различные классификации социально-быто­вых интересов. Приведем примеры некоторых из них.

^ В зависимости от качества потребностей различают социально-бытовые интересы, направленные на удовлетво­ рение материальных потребностей, и интересы, связанные с нуждами развития человека, определяемые уровнем разви­ тия человека и его самосознания. К числу первых относят интересы, ориентированные на обеспечение человека про­дуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта; опла­ту жилья, коммунальные и транспортные услуги; заботу о сохранении и поддержании здоровья; сюда также относят и жилищные интересы человека (строительство собственного дома, дачи или гаража, ремонт квартиры и т. п.), а также интересы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства (покупка минеральных удобрений, скота, корма, семян, саженцев, строительство помещений и т. п.). Ко второй группе тради­ционно относят досуговые интересы человека (посещение те­атров, концертов и т. п.), а также интересы, позволяющие создать наиболее оптимальные условия для повышения уровня образования и т. п. (Вспомните другие духовные по­требности человека и предположите, какие интересы в со­циально-бытовой сфере они порождают.)

^ В зависимости от типов социального объединения и об­ щения выделяют бытовые интересы семьи, соседей, товари­щеских компаний, молодежных групп и т. д.

^ По территориальному признаку различают социально-бытовые интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних и небольших городов и т. п.

^ Демографический признак лежит в основе выделения со­циально-бытовых интересов детей, молодежи, представите­лей среднего возраста, пожилых людей и т. п.

Конечно, предметы и способы удовлетворения потребно­стей различны. Одному человеку необходим минимальный набор продуктов, для него питание — лишь способ поддер­жания нормального уровня функционирования организма. Для другого важно хорошо и вкусно поесть. К тому же спо­собы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандар­тизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп.

КУЛЬТУРА БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Выступая прежде всего основным пространством воспро­изводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, как и тру­довая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С другой стороны, она содержит в себе опреде­ленную свободу выбора варианта поведения, последователь­ности действий, что является характеристикой преимущест­венно досуговой деятельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной меж­ ду трудом и досугом.

Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека; удовлетворения его нужд и желаний; создания теплого и дружеского климата. Обратим внимание и на то, что в бы ту необходимо учиться правильному поведению, формиро­вать культуру бытовых отношений.

^ Под культурой бытовых отношений традиционно пони­мают правила и нормы поведения людей в непроизводст­венной материальной и социальной сферах жизни. Можно выделить ряд составляющих: культура питания; культура обустройства и организации жилого помещения; культура ведения домашнего хозяйства; культура организации лично­го (семейного) досуга.

^ Культура питания прежде всего предполагает рацио­нальное питание, удовлетворяет все энергетические потреб­ности организма. Она строится с учетом пола, возраста, тя­жести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же со­ставляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообра­зие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима пита­ния.

К числу самых сложных и трудоемких видов деятельно­сти человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и уме­ний, то домашние дела требуют от человека самых разнооб­разных способностей и навыков. Здесь приходится быть по­варом и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п.

^ Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом се­мьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, воз­растом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным мик­роклиматом, жизненными ориентирами и установками, раз­мером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением и т. д.

Хотите лучше владеть компьютером?

Рассмотрим ситуацию, когда необходимо добавить в презентацию PowerPoint несколько музыкальных файлов, сменяющих друг друга в режиме демонстрации. В нашей учебной презентации 6 слайдов. Нужно добавить первый музыкальный файл, который будет воспроизводиться с 1 по 3 слайд, и второй файл, который будет звучать с 4 по 6 слайд. Как это сделать?

Читайте новые статьи

Урок может пройти плодотворно и радостно, на одном дыхании, а может вяло и скучно тянуться, изнуряя детей и учителя и не принося никому удовлетворения. И причина этого — не только методические ошибки, особенности материала и класса. Может быть, даже в большей степени причину надо искать в эмоциональном фоне урока, оказавшемся неблагоприятным. Создание эмоционального фона — это задача, которая неизбежно встает перед любым учителем и требует его внимания и усилий. Как создать положительный фон урока?

Как завладеть вниманием ученикав век цифровых технологий, когда поток информации полностью поглощает человека? Наверное, многим знакома ситуация, когда идет урок, а ученики смотрят на экран телефона и ничего не хотят больше делать. Как захватить внимание учащихся и сделать урок интересным? Рассмотрим несколько приемов создания заинтересованности на уроке.