Краткое содержание: Преимущества детского сада. Отдавать ли ребёнка в детский сад, если да то в каком возрасте? Как выбрать хороший детский сад?
Посещать ли ребёнку детский сад? Главное преимущество детского сада - возможность ребёнка пообщаться со сверстниками. В играх с детьми своего возраста закладываются основы взаимодействия с людьми, развиваются умения действовать сообща, понимать других людей, помогать и сочувствовать своим ближним.
Все эти навыки, безусловно, пригодятся ребёнку в дальнейшем. Кроме того, они формируют основные черты характера, жизненные ценности, интересы, отношение к себе и к людям, иными словами, задают направленность личностному развитию ребёнка.
То, что основы человеческой личности закладываются именно в первые 5-6 лет жизни, признают большинство педагогов и психологов. Вспомним фразу Л.Н. Толстого: "От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорождённого - пучина".
Богатейшие возможности воспитания ребёнка-дошкольника воплощаются в комплексной программе работы детских садов - по развитию и по обучению ребёнка. Но даже с учётом всех достоинств дошкольного учреждения, посещение ребёнком детского сада часто вызывает много вопросов, а иногда - и проблем, как правило, психологического характера.
Когда лучше всего отдать ребёнка в садик? В чём причина его устойчивого нежелания посещать детский сад? Почему ребёнок с момента поступления в детский сад стал часто болеть? Как помочь ребёнку привыкнуть к новым условиям детского сада? - вот те вопросы, которые наиболее часто родители и воспитатели задают и себе, и психологам.
Отдавать ли ребёнка в детский сад?
Прежде всего, родителям важно помнить, что домашнее воспитание гораздо предпочтительнее, чем воспитание ребёнка в детском саду: хорошо, когда первые знания и наставления он получит от матери. Как бы ни был хорош детский сад, он никогда не сможет заменить ребёнку семью.
Бывает так, что родители отдают ребёнка в детский сад только для того, чтобы на время освободиться от забот о нём. И тут важно знать: малыш непременно почувствует это, поймёт, и тогда польза от его пребывания в садике будет сведена к минимуму. Не следует также отправлять ребёнка в детский сад лишь за тем, чтобы он научился там умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться и т.п. Если он и должен чему-либо научиться в садике, так это игре и общению со сверстниками. И ещё важный момент: не отдавайте малыша в детский сад сразу после рождения второго ребёнка, иначе старший воспримет это как предательство, изгнание. У него может возникнуть ревность к новорождённому.
В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в детский сад?
До 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, зато в этот период сильно проявляется привязанность к матери и близким людям. Поэтому если любого нормального, а тем более, эмоционально чувствительного ребёнка отдать в ясли до 3-х лет, то он будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.
По мнению психологов, подробно исследовавших эту проблему (А.И. Захаров, А. Фромм), отдавать ребёнка в детское учреждение следует тогда, когда ему исполнится 3 года, если это девочка, и 3,5 года, если это мальчик. К счастью, это учитывается и российским законодательством, установившим матерям срок ухода за ребёнком до 3-х лет.
Как выбрать хороший детский сад?
Очень важно, как там будет чувствовать ваш ребёнок. Поэтому, когда вы подбираете детский сад, обращайте внимание не на внешнее оформление интерьера и сверхсовременную оснащённость, а на ребят и воспитателей, которые с ними работают. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, веселы ли, нравится ли им там? Алан Фромм пишет: "Хороший детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для своего ребёнка".
Как помочь ребёнку привыкнуть к новым условиям детского сада?
К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Расскажите ему о детском саде, сводите туда, чтобы он представлял, что это такое. Примерно за месяц, как он начнёт туда ходить, предоставляйте ребёнку больше самостоятельности.
Не превращайте это событие в проблему, не говорите о нём каждый день. Вводить ребёнка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям. Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям.
"Не садиковые дети".
Особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит.
Тяжело привыкают к детскому саду единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые, дети, у которых сильно развита эмоциональная связь с матерью, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, не уверенные в себе, беззащитные, тревожные. В детском саду такие дети чувствуют себя несчастными, находятся в состоянии нервного стресса. Это состояние ослабляет защитные силы организма, и ребёнок начинает часто болеть. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.
Влияет на это и тип темперамента ребёнка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстёгивают (причём не только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.
Следует отметить, что многие дети так и не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами для родителей, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон.
Чтобы сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка, нужно вновь вернуть его в условия домашнего воспитания, где рядом с доброй, любящей и понимающей матерью маленький человек вновь обретёт спокойствие и уверенность, почувствует себя защищённым и счастливым. Не стоит забывать, что нахождение ребёнка именно в семье, с матерью является самым естественным и благоприятным условием его развития.
У каждого родителя наступает такой момент в жизни, когда ему приходится решать, сдавать ли своего ребенка в детский сад.
Сколько людей, столько и мнений , поэтому очень сложно найти правильный ответ на вопрос касательно нужности детского садика ребенку.
Нужно взвесить все «за» и «против» перед тем, как принимать решения и прийти к решению. Давайте вместе узнаем, нужен ли детский сад ребенку.
Детский сад - за и против.А самое главное — ребенок адаптируется к социуму , учится взаимодействовать с людьми разных и работать в группе, общаться со сверстниками и взрослыми людьми, в дальнейшем ему будет намного проще привыкнуть к коллективу.
Если у мамы есть возможность и желание самостоятельно обучать ребенка , то в таком случае, его можно не отдавать в детский сад.
Но стоит помнить, что это большая ответственность и тяжелая работа.
В домашних условиях ребенку намного сложнее сконцентрироваться. Также малыш может не ходить в детский садик, если ему нанимают няню и репетиторов для его обучения.
Сейчас существует множество специальных центров и студий для деток, в которых их обучают и с ними занимаются.
Плюсом таких центров есть то, что ребенок все же попадает в коллектив в раннем возрасте, но ему не нужно проводить там целый день, кушать и спать. Он приходит только на занятия.
Также есть специальные детские лагеря и мероприятия.
Преимущества и недостатки ДОУ
Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Ходить или не ходить ребенку в детский сад решают только родители. Это не является обязательным, как школа.
Поэтому если есть возможность выбора, то можно взвесить все преимущества и недостатки посещения детского садика и решить, что будет лучше для ребенка.
Минусы детского сада :
Плюсы детского сада:
Как научить ребенка постоять за себя? помогут вам!
Mнение психологов
Стоит ли отдавать ребенка в детский садик? На удивление, психологи советуют скорее не отдавать ребенка в детский сад, чем отдавать .
Некоторые считают, касательно социализации, не правильное мнение, что садик помогает деткам лучше адаптироваться к обществу.
Попадая в коллектив в столь раннем возрасте, ребенок теряет свою индивидуальность и наследуя других, становится «как все».
Большинство психологов считает, что до 6 лет ребенку нужно максимально укреплять связь со своей семье и близкими людьми, ведь впереди ждет 11 лет школы и общение с родными будет не таким частым.
Отвечая на вопрос «нужен ли ребенку детский сад», большинство психологов ответит, что решать только родителям .
Если нет особой потребности в дошкольном учреждении, есть возможность получить образование дома, то стоит отдать предпочтение второму варианту.
Просто нужно чаще ходить в гости, чтобы дети могли пообщаться друг с другом, ходить на кружки и секции, возможно в какие-нибудь детские центры и прочее.
Если ребенку трудно дается адаптация, он не хочет ходить в сад, а у родителей есть возможность побыть с ним дома, то не нужно мучить малыша. Ни к чему хорошему это не приведет.
Последствия непосещения детсада
Что если ребенок не ходит в детский сад?
Как на нем это отразится?
Раньше считалось, что если ребенок не ходил в детский сад, то ему будет сложнее приспособится к жизни , наладить отношения в школе и т. д.
Но сейчас можно опровергнуть эти . Обучение в дошкольном учреждении не всегда несет в себе только позитив. Во-первых, все зависит от самого ребенка.
Если он сам по себе спокойный и , никакой детский сад ему не поможет стать разговорчивей .
Во-вторых, если у родителей есть возможность дать ребенку все то же самое, что и садик, но только в домашней обстановке , то стоит подумать над таким вариантом. Возможно, это даже лучше.
Главное, занимать с ребенком, обучать его, чтобы он умел все то, что умеют дети его возраста. Давать ему побольше общаться со сверстниками и взрослыми людьми, это немаловажно.
Отсутствие детского сада в жизни ребенка не отразится на нем негативно. Он не является обязательной ступенью в развитии. Все, что дают в саду, можно получить и в домашних условиях.
Особенно в наше время, когда существуют разнообразные центры развития, детские комнаты , секции и мероприятия. Мамочки могут дать ребенку все, что ему нужно, главное желание.
Так нужен ли ребенку детский сад? Трудно ответить на этот вопрос однозначно.
У каждого родителя, педагога и психолого свое мнение на этот счет.
Важно знать, что хочет ребенок и что ему нужно в тот или иной период его жизни. Если есть возможность не ходить в детский сад, то почему бы нею не воспользоваться?
Главное, чтобы это не было в ущерб развития малыша. Нужно позаботиться о его образовании и социализации.
Отдавать ли ребёнка в детский сад? Мнение психолога:
Проблемой поиска детского сада родители всерьез озадачиваются, кажется, уже в момент установления беременности женщины. Причем бывают ситуации, когда у одного из родителей все же есть возможность не отдавать ребенка в детсад, а остаться на этот период с ним дома. Тем не менее, они ищут подходящий садик, потому что так лучше, по мнению психологов. Что же дает это ребенку? Поговорим об этом подробнее.
История вопроса
Первые детские сады в России открылись в 60 г. XIX века, и на тот момент их было 150 детских учреждений по всей России, дети до 6-7 лет воспитывались и обучались дома, мамами, бабушками, нянями, гувернантками других вариантов не было. Значительно позже появилось такое название, как «ясли – сад», в ясли принимали деток от 2 месяцев, а уже в садик с 1 - 1,6 года. С двух месяцев в детские сады принимали детей родители, которых работали на фабриках и заводах, на благо Отечества и Родины.
Сейчас ситуация изменилась родители, могут решать сами, когда и в каком возрасте отдавать ребенка в садик, а быть может, и вообще не отдавать, а оставлять ребенка на домашнем воспитании до школы. Заметьте, тенденции возвратились если не большая часть, то половина детей в наше время находится на домашнем воспитании. Что это? Во-первых, это связано с нехваткой мест в дошкольных учреждениях, во-вторых, качество детского садика, желает быть лучшим. Как в любой ситуации есть свои плюсы и минусы.
Детский сад - за и против
Ребенок и социум
Самым большим и ни чем незаменимым «плюсом» есть общение, общением, которое дает детский садик. Дети не только общаются с родными и близкими людьми дома, они учатся строить общение с другими детьми, с педагогами, младшими воспитателями (нянями), это все составляет его микро-социум, ребенок учится общаться в мире с людьми. Домашнее общение и домашнее воспитание не даст ребенку такого опыта в общении как детский сад.
Обучение
Еще, что немаловажно, в детском саду, есть режим, режим дня, который обязательно соблюдают, отчасти дома, не всегда можно добиться такого. Режем дня хорошо помогает ребенку адаптироваться к школе. Ну и, конечно же, знания, знания, которые дети получают в детском саду, программа, утвержденная на государственном уровне, это тоже немаловажно, так как далее идет следующая ступенька – школа.
Немного о недостатках
Все бы хорошо, но есть и свои минусы, их тоже предостаточно. Дети, попадая в детский коллектив, делятся своей микрофлорой, отсюда частые инфекционные заболевания, воспитатель не всегда может уделить ребенку время, когда он этого хочет, да и сам приход в садик, где все чужие люди для ребенка первоначально вызывает стресс. Очень часто первое время ребенок будет плакать в садике . В любом случае решаете вы, и как будут складываться отношения с детским садом, все индивидуально, слушать кого-то и делать выводы по чужому ребенку не стоит, правильное решение примите только вы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в газету Детский сад: за и против.
Перед родителями всегда возникает вопрос: отдать ребенка в детский сад или не стоит? Я надеюсь, что данная публикация поможет им в выборе....
Базовая площадка «Развитие педагогического потенциала» Дискуссионный стол №1. Тема: «Здоровая конкуренция в детском саду: за и против»
В педагогическом плане конкуренция – это очень эффективный метод стимулирования деятельности человека в коллективе. Это серьезный рычаг, позволяющий лучшим и более способным людям занимать достойное д...
Детский сад vs домашняя оранжерея
Года три назад я с ужасом слушала свою подругу, которая рассказывала мне о домашнем обучении и о том, что не будет отдавать ребенка в детский сад. «Как так можно? – возмущалась я. – Ребенок вырастет социальным Маугли!» Когда я была беременной, у меня не было никаких сомнений в необходимости детского сада для моего ребенка.
Теперь, когда Максим стремительно приближается к трехлетию и для него уже забронировано место в садике «Ласточка», я просиживаю на форумах, посвященных домашнему обучению, и думаю, думаю, думаю… Действительно ли это необходимо моему ребенку?
Я понимаю, есть ситуации, когда мама просто вынуждена выйти на работу: из-за угрозы увольнения, сложной обстановки на работе, финансовой необходимости. Когда нет средств на фрукты ребенку и зимнюю куртку, тут уж не до сантиментов.
Но, проведя немало времени на форумах, посвященных домашнему образованию, наткнулась на интересную мысль. Да, безусловно, ребенок в саду научится общаться с чужими детьми: у него просто не будет другого выхода. Но тем временем разучится общаться со своими родными – родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой. Очень часто «садовские» дети начинают потом ходить в восемь кружков в неделю, бывая дома пару часов перед сном. Естественно, дома им уже становится просто скучно.
То, что ребенок может отвыкнуть от семьи и вернуть его туда будет крайне сложно, – именно эта мысль, которая раньше не приходила в голову, заставила меня серьезно задуматься о необходимости детского сада.
Дома – скучно?
В детском центре, куда мы ходим с Максом на занятия, я подслушала разговор двух мам:
– Моя Влада болела и неделю в садик не ходила, так она меня дома извела: «Мама, я хочу в садик! Мне дома скучно!»
Если бы я услышала такую фразу от собственного ребенка, это заставило бы меня задуматься. Как это – дома скучно? Со мной скучно? Значит, надо срочно что-то менять! Вспоминаю слова дочки Сергея Довлатова (из его биографии): «Светлана Николаевна – воспитательница! А ты – всего лишь папа!» Так вот я не хочу быть для Максима «всего лишь» мамой.
Какие еще меня гложут страхи в связи с детским садом? Отсутствие прогулок в плохую погоду, чихающие и кашляющие дети в группе, постоянные болезни. Но больше меня беспокоит психическое здоровье Максима: мы так трепетно и бережно растили его с мужем, не применяли физические наказания, не запугивали, не ругали при посторонних, ограничивали запреты, объясняли, разговаривали. И все это для того, чтобы в саду его пугали Бабаем (обычное дело!), ставили в качестве наказания в центр комнаты в мокрых штанах, если он не добежит до горшка (бывает и такое!), кричали на него, раздражались.
Конечно, есть прекрасные светлые чистые детские сады: с красивыми игрушками, чистыми полами, вкусной едой и добрыми, чуткими воспитательницами, которые замечательно подготовят ребенка к школе . Но далеко не всем так везет.
Так что самой решать, принесет детский сад моему ребенку больше вреда или пользы, – дело ответственное. Поэтому для меня было важно услышать мнение специалиста.
Пацакула Ирина Ивановна , к.п.н., доцент кафедры общей и юридической психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского:
– По мнению большинства психологов, оптимальный возраст, когда ребенка можно отдать в детский сад, – четыре года, допустимый – три года. В детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми : это помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» для многих имеет негативный оттенок, но если под ним понимать умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.
Как выбрать детский сад?
Пацакула Ирина Ивановна:
– Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура – смогут ли родители обеспечить ребенку все условия, необходимые для гармоничного развития, не отдавая его в детский сад? В принципе это возможно, если родители действительно готовы к очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании – создание необходимых условий для социального развития . Поэтому важно, чтобы «домашний» ребенок проводил много времени на детских площадках, общался с близким другом-ровесником, а лучше – с несколькими: водите его в гости и приглашайте других детей к себе домой. Не хотите отправлять ребенка в детский садик – отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу.
Если в саду приняты публичные наказания, задумайтесь, ваш ли это детский сад. Выбирая детский сад, обращайте внимание не на внешнее оформление интерьера и оснащенность, а на воспитателей, которые работают с детьми. Это должны быть не только профессионалы, но и любящие детей взрослые, которые не будут мешать ребенку строить собственную непротиворечивую картину мира.
Чтобы детский сад действительно оказался приятным и полезным местом для малыша, нужно понять, для чего именно он нужен вам и вашему ребенку, спокойно оценить все плюсы и минусы того или иного решения и настроиться на то, что выбор детского сада и адаптация к нему малыша – значительная и важная работа, которая может и должна закончиться успехом.
После разговора с психологом я сделала вывод, что в четыре-пять лет садик принесет больше пользы и удовольствия Максу, чем в два-три года. В любом случае у меня еще есть время для размышлений.
А как вы относитесь к этому вопросу? Пока мы с мужем не приняли окончательного решения, нам интересен любой опыт.
Фото: из личного архива Лены Сай
Белинский утверждал, что самую важную роль в определении участи человека играет воспитание. В нашем обществе долгое время даже не обсуждалась необходимость с раннего возраста отдавать малыша в детский садик. По утверждению педагогов, психологов – в садах есть все условия для развития личности малыша, социализации, подготовки к школе. Действительно ли это так? Нужен ли ребёнку детский сад? На эту тему ведутся самые оживлённые споры, поэтому мы решили собрать воедино все доводы за посещение садика ребёнком и против него.
Негативные факторы
Доверив малыша воспитателям, родители должны быть готовы к некоторым неприятным моментам. Например, адаптация в детском саду. Очутившись в незнакомой среде, в окружении посторонних людей, ребёнок сильно переживает, отрыв от мамы. Это может продолжаться очень долго, а некоторым детям так и не удаётся привыкнуть к новой жизни.
Трудности с адаптацией в комплексе с другими провоцирующими факторами становятся причиной частых простудных заболеваний. Дело в том, что стресс влияет на иммунитет ребёнка и если ему не комфортно в группе детского сада, организм реагирует – его сопротивляемость вирусам и инфекциям резко снижается.
Когда ребёнок ходит в детский сад, вместе с новыми знаниями, навыками он может научиться и не самым лучшим вещам – говорить ругательные слова, вызывающе вести себя. Родителям не стоит слишком огорчаться по этому поводу. От таких неприятностей не застрахован никто, даже те дети, которые воспитываются дома, в интеллигентной семье.
Ещё один минус – питание. В саду малыша ожидает пища, которая по вкусовым и качественным характеристикам далека от полноценного домашнего рациона.
Для некоторых родителей перечисленных обстоятельств достаточно, чтобы недоумевать – зачем ребёнку детский сад. Но у каждой медали есть две стороны, и положительных моментов гораздо больше, чем недостатков.
- Здесь ребёнок получает полноценное живое общение с детьми своего возраста. В садике дети могут от души пошуметь, пожить в собственном мире фантазий, игр, находять друзей, учатся работать в команде, соревноваться.
- Малыш получает комплексную, профессиональную подготовку к школе: обучение, творческое развитие, формирование речи.
- Жизнь по распорядку способствует воспитанию дисциплины. В то же время соблюдение режима способствует рациональному использованию энергии.
- При отсутствии родительской опеки ребёнок привыкает быть самостоятельным, обслуживать себя. Так же, без участия взрослых, ему приходится принимать самостоятельные решения, отстаивать своё мнение, искать компромиссы в общении с другими, не похожими на него детьми.
Далеко не все родители могут позволить себе домашнее воспитание, наём хорошей няни или обучение в коммерческом детском саду. Для многих работающих мам и пап детский садик становится универсальным решением многих вопросов: кто будет присматривать за крохой, как подготовить малыша к школе, проблемы культурного, физического воспитания.
Если же сравнивать воспитание в семье и детском саду, любой выбор будет иметь свои положительные и отрицательные стороны. Компенсировать недостатки поможет универсальная методика раннего развития – устный счёт Соробан, который наряду с умственным развитием, формированием мышления, раскрытием творческой составляющей интеллекта, оказывает влияние на личностное развитие детей, тренирует качества лидера, создаёт условия для правильного психологического, эмоционального и социального развития.
Читайте ещё: