Что дает семья человеку и как это влияет на его будущее. Как влияет семья на становление человека

Влияние семьи на формирование личности ребенка трудно переоценить. Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье. Было бы совсем несправедливо умалять ее значимость и нужность. Влияние семьи на развитие личности огромно. От того, чему научат свое чадо отец и мать, зависит его дальнейшая судьба, роль в обществе. Не имея необходимых навыков, человек не может рассчитывать на успешное продвижение по службе, не сможет выстроить гармоничных отношений со своей второй половинкой. Рассмотрим роль родителей в формировании личности ребенка. Какое влияние они на него оказывают? На что следует обратить особенное внимание, воспитывая сына или дочку?

Опыт отношений

Во всяком случае, ребенок в семье получает опыт отношений. Он не живет в изоляции, а с самого раннего детства имеет возможность наблюдать за тем, как взрослые взаимодействуют с окружающими людьми, и пытается перенимать этот опыт. Он закладывается автоматически, без каких-либо усилий. Незаметно для себя самого маленький человек открывает для себя целый мир чувств и настроений, которые царят в обществе. Стремление подражать взрослым продиктовано естественным желанием быть похожим на них. Обычно мальчик внимательно следит за поведением собственного отца и старается его копировать. Девочка же неосознанно воспроизводит поведение матери. Такое поведение совершенно естественно и говорит о нормальном развитии.

Конечно, взрослые тоже совершают ошибки. Порой они не замечают того, что дети усваивают и негативные уроки. Влияние семейных отношений на воспитание дошкольника особенно велико. Развитие личности невозможно без живого показательного примера. Ребенок замечает даже самые малейшие детали отношений родителей, хотя в большинстве случаев не проговаривает их вслух. Отцу и матери необходимо быть предельно внимательными для того, чтобы не подать дурного примера. Очень часто родители допускают такие ошибки, за которые им впоследствии бывает стыдно. Опыт отношений закладывается в детстве и остается с человеком на всю жизнь. Влияние родителей на формирование семейных ценностей огромно. Как правило, человек во взрослом возрасте неосознанно копирует поведение родителей, их манеру общения и т.д.

Саморазвитие

Формирование личности ребенка в семье – задача непростая. Порой нужно приложить немало усилий и терпения для того, чтобы достичь какого-то определенного результата. Семья как социальный институт формирования личности имеет большое значение. Только в семье человек может воспитать в себе навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Приобретая навыки саморазвития, ребенок развивается полноценно, не углубляясь в сильные переживания и самообвинение. Если родители занимаются духовной практикой или просто работают над собой иным способом, то у сына или дочери появляются хорошие шансы к тому, чтобы стать в жизни действительно успешным человеком. Развитие личности всегда происходит постепенно, под влиянием множества факторов.

Преодоление трудностей

Роль семьи в развитии личности ребенка чрезвычайно ценна. Умение преодолевать значимые препятствия очень важно для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Чем больше человек работает над собой в этом направлении, тем проще ему становится побороть сопутствующие страхи, сомнения и неуверенность. Преодолевая трудности и препятствия, которые встречаются на пути, человек обязательно становится сильнее. Он находит в себе дополнительные ресурсы для достижения. Чтобы научиться справляться с трудностями, необходимо взрастить в себе необходимые навыки. Кому-то становится проще заручиться поддержкой близких людей, нежели действовать самостоятельно. Однако формирование сильной личности происходит тогда, когда человеку приходится преодолевать множество препятствий. Когда некуда отступать, человек начинает действовать более активно и продуктивно, нежели имея в запасе определенное количество времени.

Характер

Воспитание характера ребенка тоже происходит в семье. Родители сильно влияют на формирование как положительных, так и отрицательных качеств своего чада. Отец и мать подают такой пример, который может стать источником вдохновения для сына или дочери, сделаться для них своеобразным проводником на долгие годы. Часть характера является индивидуальной у каждой личности, однако много того, что закладывает общество. Семья оказывает прямое воздействие на характер маленького человека. Влияние семьи на формирование личности ребенка нельзя игнорировать и в том случае, когда родители не смогли научить ничему хорошему свое чадо. Такая личность все равно будет испытывать на себе негативное влияние той среды, в которой выросла, как бы она ни пыталась отрицать сей факт. Даже невольно человек начинает воспроизводить в будущем опыт своей семьи. Характер человека будет таким, каким ему позволили сформироваться. Развитие личности – процесс глубоко индивидуальный. Его невозможно спрогнозировать заранее. Предугадать, каким будет характер взрослого человека, глядя на маленького ребенка, нельзя. Роль семейного воспитания в формировании личности невероятно существенна.

Социальные навыки

Умение общаться невероятно важно в жизни. Без этого умения невозможно построить хоть сколько-нибудь удовлетворительные отношения и быть счастливым. Семья как социальный институт формирования личности создает условия для всестороннего развития индивида. Не будь у человека такой поддержки близких людей, он не смог бы планомерно двигаться вперед, быть уверенным в своем завтрашнем дне.

Приобретение социальных навыков тоже происходит в семье. Именно в окружении близких людей, каждый ребенок учиться общаться, строить индивидуальные отношения. Социальные навыки, полученные в семье, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Как к ребенку относились в семье, так он потом будет относиться к самому себе и того же ждать от общения с окружающими.

Развитие и социализация личности в семье накладывает серьезный отпечаток на человека. Как его воспитывают отец и мать, так он и живет в дальнейшем. Даже если индивид на словах отрицает влияние родителей на свою жизнь, он в большей степени ему подвержен. Как бы человек ни хотел отгородиться от своей семьи, у него не получится это сделать. Большинство людей попросту не замечают, как копируют привычки родных по крови людей, как воспроизводят похожие ситуации, формируют идентичные события. Многим людям свойственно, так или иначе, жаловаться на жизнь. Но не каждый находит в себе силы заниматься самосовершенствованием.

Работа над собой

Совершенствованию своих навыков каждый человек тоже обучается в семье. Невозможно себе представить индивида, который бы не впитывал в себя модель поведения обоих родителей. Влияние семьи на формирование личности ребенка, по сути, огромно. Именно из своего ближайшего окружения люди выносят умение общаться, доверять друг другу, выстраивать личные отношения.

Работа над собой является неотъемлемым этапом в построении прочных и доверительных отношений. Обычно родители обучают этому своих детей, сознательно или нет передавая им эти навыки. Функции семьи довольно многочисленны. Формирование привязанности, доверия происходит на подсознательном уровне. Человек порой даже не задумывается об этом, просто живет по наитию, подчиняясь руководству внутренней силы.

На развитие личности ребенка влияет не сколько то, как к нему относятся окружающие, столько то, чему его научили собственные родители. Именно рядом с близкими людьми большинство и проходит свои индивидуальные кармические уроки. Если бы каждый человек действительно работал над собой, то мир во многом стал бы более добрым и прекрасным. Чем больше личность открыта для общения с окружающими, тем более счастливой она себя ощущает. Роль семьи в формировании духовно нравственной личности чрезвычайно высока.

К сожалению, в настоящее время далеко не все семьи могут похвастаться тем, что в воспитании ребенка принимают участие оба родителя. Нередко возникает ситуация, когда чадо воспитывает одна мать, а отец даже не присутствует в поле зрения сына или дочери. Даже в том случае, если папа иногда встречается со своим отпрыском, но не живет в одной квартире, можно говорить о неполной семье. Такая ситуация не может не удручать и не печалить.

Другое дело, что в наше время множество людей не считают эту ситуацию проблемой. Очень часто дети растут, окруженные вниманием матери и бабушки, не испытав на себе, что такое забота отца. Каково влияние неполной семьи на развитие ребенка? Ученые спорят по этому вопросу, мнения их расходятся. В большинстве случаев доминирует представление о том, что отсутствие второго родителя негативно сказывается на психике ребенка, влияет на личностное развитие, препятствует формированию доверительного отношения к миру. И с этим трудно не согласиться!

Неполная семья в любом случае оставляет на личности мощный отпечаток неполноценности. Не обязательно, что в человеке разовьется какая-то негативная черта. Только он всегда будет чувствовать некоторую потерянность, неуверенность в себе, отчасти отвергнутость и подавленность. Ребенок ведь не понимает, почему его семья отличается от других, чем он провинился, нередко чувствует, что он как будто хуже остальных. Такой личности обязательно нужна поддержка. Конечно, в наше время никто не удивляется неполным семьям, однако они по-прежнему представляют собой в некотором смысле печальное зрелище. И очень сложно бывает объяснить ребенку, особенно подростку, почему он живет только с мамой. В любом случае происходит какое-то воздействие на психику, на умение воспринимать окружающую действительность. Роль семьи в формировании личности ребенка поистине огромна.

Честность и порядочность

Эти две составляющие неразрывно связаны друг с другом. Приобретение этих черт характера, без сомнения, происходит в семье. Человек просто не смог бы выработать их в себе самостоятельно, или испытывая на себе негативные проявления. Отношения в родительской семье всегда становятся эталоном для подражания. Даже если все происходит не так, как хотелось бы, ребенок воспринимает их как нормальные, идеальные для него.

Семья как фактор формирования личности ребенка, несомненно, оказывает сильное воздействие на индивида. Можно даже сказать, что она является определяющим фактором, которому подчиняются все остальные. Чем более порядочными и искренними являются отношения в родительской семье, тем проще ребенку в дальнейшем будет построить собственную семью. Почему так происходит? Просто человек с детства учится доверять, строить отношения на благородных чувствах, заботиться о близких людях.

Честность и порядочность – это составляющие, необходимые для развития счастливой личности. Когда ребенок растет в благополучной семье, он начинает с маленького возраста воспринимать радость и счастье как неотъемлемые атрибуты нормальной жизни. Он не считает их исключением или чем-то таким, за что надо бороться всеми силами. В семье он получает навык успешного преодоления всевозможных трудностей. Это удачный опыт, который стоит пожелать каждому.

Уверенность в себе

Оказывается, даже такие личностные особенности закладываются в семье! Многие люди спорят об этом, но в итоге соглашаются с тем, что без поддержки самых близких людей вряд ли можно добиться в жизни чего-то по-настоящему существенного. В самом деле, невозможно себе представить преуспевающего человека без крепкой и дружной семьи. Если у него этого нет, значит, и нажитое благополучие в какой-то момент может серьезно пошатнуться. Чем более уверенным человек себя ощущает среди ближайших родственников и второй половинки, тем больше у него шансов реализовать заложенный потенциал.

Уверенность в себе является неотъемлемым компонентом счастливой и самодостаточной жизни. Однако большинство людей никак не могут похвастаться непоколебимой уверенностью в себе. Кто-то сомневается по поводу своих талантов и возможностей, другие не находят достаточных оснований для того, чтобы просто начать действовать. Иногда слишком много времени проходит в сомнениях и тревоге. Если бы каждый человек мог осознать свою непреходящую ценность, мир изменился бы. Так влияет воспитание на формирование личности.

Личные убеждения

Они тоже формируются в семье. Сложно себе представить человека, который не ориентируется на мнение своего ближайшего окружения. Когда индивид живет под одной крышей со своими родственниками, то в какой-то степени делается зависимым от их мнения. Человек эмоционально подвержен влиянию извне. Личные убеждения не возникают ниоткуда, они формируются в семейной обстановке. Как правило, родители передают свои личные воззрения детям. Вот почему во многих случаях дети склонны опираться на мнение родителей: они ищут в них опору и поддержку. Их взгляд на жизнь становится личным убеждением.

Моральные ценности

Это такие категории, которые в глазах общественности приобретают большое значение. Моральные установки порой оказывают значительное влияние на людей. Люди в самых трудных жизненных ситуациях размышляют над тем, как им следует поступить, повинуясь голосу совести. Во многих случаях им удается выйти на правильный ответ внутри своей души, отыскать золотую середину.

Как правило, жизнь заставляет принимать неоднозначные и непростые решения, которые управляют человеком. Не всегда взвешенные решения идут от сердца, но зато руководствуются голосом совести. В некоторых случаях человек вынужден поступиться собственными интересами ради счастья и благополучия близких людей. Моральные ценности воспитываются в семье. То, как родители относились к понятиям долга, ответственности, нравственности, несомненно, сказывается на детях. Если ребенок рос в любви, заботе, его учили терпеливо относиться к окружающим, то в дальнейшей жизни он сам будет основываться на этих же понятиях. Моральные ценности порой слишком сильны, чтобы их победить одним лишь умом.

Духовное становление

Таким образом, влияние семьи на формирование личности ребенка огромно. Маленький человек полностью впитывает в себя ценности того окружения, в котором находится большую часть времени. Моральные установки и мнения здесь имеют большое значение. Чем больше внимания уделяется чаду, тем более счастливым и самодостаточным он вырастет.

Семья - не просто ячейка общества, как принято говорить. Это маленькое «государство» со своим уставом, самое важное в жизни, что есть у человека. Поговорим о ее ценности и о многом другом.

Каково значение семьи в жизни человека?

Семья - то место, откуда все начинается: рождение, воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить, любовь к отчизне.

Семья ассоциируется в первую очередь с родителями. Именно они играют главную роль в жизни каждого ребенка, дают путевку в светлое будущее, воспитывают в нем доброту, человечность, тактичность, помогают развить эмпатию.

Немаловажное влияние на развитие оказывают братья и сестры. Старшие дают чувство эмоциональной защищенности, комфорта. Легче происходит познание окружающего мира и выстраивание контакта с людьми. Младшие также играют великую роль, так как по отношению к ним старший ребенок проявляет заботу, опеку, доброжелательность, оказывает внимание, помощь, демонстрирует человечность, дает чувство защищённости, любовь и тепло. Значение семьи в жизни человека безгранично велико.

Семейные узы - всему начало

Семья - это группа людей, которые связаны между собой брачными или родственными узами. В психологии и педагогике семья определяется как небольшая социальная группа, основа которой - брачный союз супругов, обрастающий родственными отношениями двух и более людей, которые живут вместе.

Признаки семьи

Маленький социум обладает рядом уникальных свойств:

  1. Вступление в эту общность происходит исключительно на добровольной и безвозмездной основе.
  2. Общими между членами семьи могут быть бюджет, совместное проживание и ведение хозяйства, приобретение любого имущества, материальных ценностей.
  3. Наличие общих детей.
  4. Соблюдение прав и обязанностей, предусмотренных законодательством.
  5. Участники группы связаны моральным, психологическим и нравственным единством.

Роль семьи в жизни человека и общества

Семья выполняет множество важных функций, которые обеспечивают ее жизнедеятельность. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Первоочередная - репродуктивная. Преследует осуществление общественной и индивидуальной задачи. Первая отвечает за воспроизводство численности населения, вторая - удовлетворение природной потребности в рождении детей.
  2. Воспитательная. Это социализация и воспитание детей до их совершеннолетия. Крохе передаются семейные традиции и ценности, прививаются моральные принципы.
  3. Экономическая. Семья обеспечивает удовлетворение первичных потребностей - кров, еда и питье, одежда. Члены малой общности ведут совместное хозяйство, приобретают и накапливают материальные блага и ценности с целью передачи подрастающему поколению.
  4. Восстановительная. Человек нуждается в защите, любви и заботе. Неудовлетворенность этих базовых потребностей ведет к проблемам, связанным с физическими и психологическими заболеваниями, вследствие чего появляются депрессии, всплески агрессии и нервные срывы как внутри семьи, так и за ее пределами. Это влечет расторжение брака, дети растут не в полноценной семье. Все зависит от если крепок общий дух, близкие уважают, любят друг друга, ценят, идут на уступки, могут организовать досуг и быт, их семейный корабль никогда не разобьется о рифы проблем.

В семье очень важна благоприятная эмоциональная обстановка. Поговорим об этом.

Психологический климат

Значение семьи в жизни человека для каждого определятся по-разному. Одни чтят и уважают, высказывают благодарность своим родным, другие же не находят в этом ценности. Все зависит от того, в какой среде и как воспитывался человек.

Выделяют благоприятный и неблагоприятный климат.

Климат в семье можно определить следующими характеристиками: эмоциональным состоянием, взаимопониманием, сплочённостью и так далее. На него влияют взаимоотношения супругов, их отношение к другим людям, к остальным членам семьи. В благополучной семье психологический климат обусловлен доброжелательностью, заботой, чувством долга и ответственностью, характеризуется общностью интересов жены и мужа. Теперь более понятно, какое значение семья имеет в жизни человека - первостепенное.

Поговорим о семейных ценностях

Крепкая и дружная семья - маленький кирпичик надежного фундамента большого здорового социума, поэтому роль современной семьи в жизни каждого человека в отдельности и общества в целом очень велика. Ценности - это стены маленькой ячейки общества, это правила и нравственные принципы, устои, традиции, по которым она живет, которые старается не нарушать. Судя по ним, можно определить, какое значение семья имеет в жизни человека. Рассмотрим главные из них:

  1. Правдивость. Честность в отношениях - основа всего. Без нее не получится создать крепкий и надежный тыл. Необходимо почитать любое ее проявление, здраво воспринимать критику, ибо в другой раз вы не услышите правды в свой адрес.
  2. Гибкость. Очень важно проявлять лояльность, чтобы избежать ненужных ссор и распрей.
  3. Сплоченность. Членам семьи нужно иметь личное пространство и свободу для различного рода деятельности. Но каждый должен четко знать, что он имеет крепкую семью, в которую всегда может вернуться. Чтобы быть одним целым, необходимо вместе проводить досуг, встречаться с родственниками.
  4. Прощение. Нужно уметь прощать, не обижаться по пустякам. Жизнь настолько коротка, чтобы тратить ее на ненужные, отнимающие энергию, время и силы ссоры.
  5. Щедрость. Нужно с детства учить детей отдавать, не требуя взамен. Это и есть закладка таких ценных качеств, как эмпатия, чувствительность, тактичность, сопереживание, человечность и так далее. Ведь если этого не дать крохе в начале его жизненного пути, он потом не восполнит пустоту души.
  6. Традиции. Поговорим о том, что такое традиции семьи. У каждой они разные. Одни ежегодно посещают могилы дедов, собираясь с родственниками со всех концов света. Другие традиционно празднуют постоянно день рождения сына на природе с палатками. Третьи каждую пятницу устраивают домашний кинотеатр с попкорном. Важно прививать с детства заинтересованность в предках, учить их почитать и помнить. Можно вместе составить дерево жизни - нужно знать своих предков, свои корни.
  7. Любопытство. Нужно вовремя замечать и удовлетворять любопытство крохи, помогать ему познавать мир.
  8. Общение. Очень важная ценность в каждой семье. Нужно говорить всегда и обо всем. Общение формирует доверие, на котором все держится.
  9. Ответственность. Она появляется с возрастом, но прививать ее ребенку необходимо с детства. Начиная с уборки игрушек, поддержания порядка в комнате, ухода за домашним животным и так далее. Ребенку легко будет идти по жизни, обладая этим бесценным качеством.

В зависимости от имеющихся семейных ценностей, благоприятного климата, сложившихся моральных принципов и устоев, формируется образ семьи, который станет лицом сплоченной социальной группы. Крепкий тыл будет обеспечивать здоровое эмоциональное и физическое развитие каждого участника семьи: жены, ребенка, супруга.

А какова роль семьи для ребенка?

Семья - то место, где малыш произнес слово «мама», сделал первые шаги. Родители стараются дать своему крохе все самое лучшее, заботу, ласку, любовь, прививают духовные и моральные принципы, учат познавать мир. Малыш сможет оценить ее роль в своей жизни, только будучи взрослым. Но родители должны рассказывать и демонстрировать значимость семьи, чтобы ребенок знал, что всегда может обратиться к ним за помощью и поддержкой. Понимание того, что он имеет крепкую семью, дает уверенность, силу.

Демонстрируйте важность родства ребенку

Для чего это нужно? Дети умеют лишь копировать действия взрослых людей, они перенимают поведение родителей. Поэтому важно, чтобы последние были образцом подражания для своих крох, показывая на личном примере значение семьи в жизни человека.

Практические советы:

  1. Семья всегда на первом месте. Необходимо как можно чаще проводить время вместе. Это семейные праздники, ужины, завтраки, ведь дети видят и перенимают ту трепетность чувств, которую проявляют близкие и родные друг к другу.
  2. Не пренебрегайте уважением. Нужно начинать с себя. Если вы не будете уважать родных, чужих людей, своих детей, в конце концов они так же будут относиться ко всем, а это страшно.
  3. Создавайте вместе семейные традиции.
  4. Приобщайте детей к домашней работе, хвалите их за это обязательно.
  5. Показывайте свою любовь к ним. Чаще обнимайте, целуйте, говорите теплые слова.
  6. Демонстрируйте сыновьям идеал семейного мужчины, чтобы он воспользовался этой моделью поведения и в будущем создал свою крепкую и надежную семью.

Детки должны воспитываться в здоровых семьях, тогда они будут эмоционально стабильнее и сильнее, уравновешеннее, увереннее в себе. Имея такой багаж за плечами, они никогда не станут социально опасными людьми и будут обществу, уважать себя, семью, социум, в котором живут, и существующие законы, правила и устои.

Многие привыкли думать, что большая родня - это хорошо. Но вот если родня не превышает по численности 10 человек, то скорее всего кто-то из ваших родственников будет без работы, кто-то сидит на бутылке, а кто-то ждет у моря погоды и не развивается вовсе. Так происходит очень часто по одной причине: нет достаточной мотивации для личностного, физического, интеллектуального развития.

Кто-то постарше хлебнул проблем и сумел приспособиться к активной социальной жизни, работает, получает зарплату, имеет отдельное жилье и планирует или уже завел детей, а кто-то помоложе совсем раскис и сидит у родителей на шее, увлечен рок-музыкой, имеет плохую фигуру, имеет нрав буйный и не слишком приятный - в общем, человек этот будет нам скорее неприятен, нежели по-родственному любим.

Многое в семье зависит от отца. Отец как патриарх своею волей может направить эмоциональный климат в ту область, где у старшего ребенка обязательно будет предельная собранность и исполнительность, всегда будет кто-то творческий в семье, без воли отца не будет свадьбы или поездки, а мама уравновешена и всего в меру (включая минимум домашних животных, но и минимум детей).

Стоит только отцу дать слабину, женская составляющая берет верх: старшая сестра родит второго ребенка - не успеешь обернуться, младший сын уходит в разгульное пьянство, у детей развиваются аллергии, хандра, мать склонна к смене партнера по браку и меньше уделяет внимания своим детям. Такая динамика имеет место быть в разных формах, но суть одна: воля отца цементирует семью.

Однако патриархат имеет определенные негативные последствия: пожизненная конкуренция (братья никогда не перестают конкурировать в материальном плане), эмоциональная скованность (в семье военного танцоров не бывает, как правило), старшие дети часто тянутся к половым извращениям, а подавленная воля матери приводит к тому, что ее забота становится чудовищно пагубной в плане воспитания детей, у детей случается апатия в моменты, когда надо принимать самостоятельное решение (и решения не принимаются в конечном итоге).

В семье, где мать или отец спортсмены, навязываются принципы физического развития, которые по современным меркам не всегда благотворны. Вообще предугадывание того, куда пойдет развитие каждого члена семьи всегда подразумевает обязательные к исполнению правила, которые часто порождают конфликты.

"Хорошесть" мамы толкает дочь на постоянное сопротивление ее воле, она стремится к получению правдивой информации о внешнем мире и вместе с этим - возможности самостоятельно ее использовать и интерпретировать, а шаблон для развития - худшее, что может нам предложить наше окружение.

Мы все хотим возвращаться в семью, а не следовать ее узким интересам. Мы хотим делиться плодами нашего личного развития, а не платить дань. Поэтому узкое семейное пространство - это подходящая среда для всевозможных конфликтов, разочарований и психологических коллизий.

Семья - это информация, которую мы несем всю свою жизнь в своей голове. Мы выбрасываем информационный мусор, но то, что мы впитываем с детства, программирует нас аж до самой старости. Как ведет себя отец или мать, было ли у тебя больше солдатиков, чем у брата - любая мелочь становится запальным шнуром для эмоциональных взрывов во взрослой жизни. Мы неосознанно и сами того не желая как мантры повторяем каждый день: "а вот мой брат...", "моя мама сказала бы, что...", "ох, слышал бы это мой отец!" и т.д.

Чувство семейного долга пронизывает нас, потому что мы ставим ему высший приоритет доверия! И это губит нас каждый раз, когда мы не способны понижать этот приоритет там, где это нужно.

В целом семья эмоционально насыщает жизнь каждого ее члена, но подавляющее большинство людей не способны сделать психологический рывок - отрыв от заскорузлой и стационарной информации о самом себе, чтобы встать на путь индивидуального развития.


    Введение

    1. Этапы формирования личности

    Влияние семьи на становление личности

    1. Факторы, влияющие на становление личности

      Взаимоотношения в семье.

      Влияние неполной семьи на развитие ребенка.

    Заключение

    Литература

Введение

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Этапы формирования личности

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы формирования личности значительно расходятся.

С каждым типом теорий связано свое представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных с его “Сверх-Я” способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим, законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного общения людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как становление “Я”. Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической определенности стадий, которые в своем личностном развитии проходит человек до конца своих дней. Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов (кризисов), на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Рассмотрим эту периодизацию более подробно.

І этап : младенчество (от рождения и до 2-3х лет).

За первые два года своей жизни дети меняются так быстро и разительно, как ни в какой другой двухлетний период своей жизни.

Первый месяц после рождения - особый период в жизни ребенка. Именно в это время малыш должен свыкнуться с тем, что он покинул укрывающую и питающую материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. Первый месяц после рождения - восстановительный период после родов и время перестройки основных функций ребенка, таких, как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются ритмы жизни и находится баланс между недостатком и избытком стимуляции из довольно изменчивой внешней среды.

После длительных наблюдений за младенцами П.Вольф удалось выделить и определить 6 поведенческих состояний младенцев: ровный (глубокий) сон, неровный (поверхностный) сон, полусон, спокойное бодрствование, активное бодрствование и крик (плач). Эти состояния обладают постоянной (типичной для каждой из них) длительностью и, по крайней мере, на первый взгляд, соответствуют предсказуемому суточному циклу сна и бодрствования. И родители, и исследователи быстро понимают, что уровень восприимчивости ребенка зависит от состояния, в котором он находится.

Поначалу младенцы проводят большую часть суток в состоянии сна (ровного и неровного). По мере созревания организма и “пробуждения” коры головного мозга новорожденного меняется соотношение сна и бодрствования, и к четвертому месяцу обычный ребенок уже спит большую часть ночи.

Поведением младенца управляет и множество других рефлексов. Одни из них, такие, как кашель и чихание, необходимы для выживания; другие, видимо, являются наследием предков; назначение третьих еще не выяснено.

Младенчество для ребенка - период открытий в сфере восприятия и действия. Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях, составляющих окружение младенца. Это - один из важнейших периодов развития человека, так как он сильно развивается как физически, так и психически. Например, к концу четвертого месяца вес ребенка увеличивается почти в два раза, а рост - на 10 и более см. Кожа значительно отличается кожи новорожденного, на голове появляется новый волосяной покров. Меняются также кости младенца; к 6-7му месяцу появляется первый зуб. Приблизительно в это же время начинается и открытие себя. Младенец вдруг обнаруживает, что у него есть руки и пальцы, и может разглядывать их по нескольку минут подряд, следя за их движениями. К пяти месяцам младенец проходит путь от рефлекторного хватания к произвольному; хватание становится все более совершенным. В восемь месяцев большинство детей уже могут перекладывать предмет из одной руки в другую.

Важное значение в развитии младенца имеет питание. Серьезные нарушения объема и структуры питания в первые 30 месяцев жизни уже почти невозможно компенсировать. Основным источником питания для младенцев является грудное молоко. Если только мать не тяжело больна, нормально питается и не употребляет алкоголь или наркотики, грудное молоко - идеальный продукт питания для младенца.

С самого рождения дети включаются в процесс общения. Очень скоро они научаются сообщать родителям о своих основных потребностях. В возрасте около года большинство детей большинство детей произносят свое первое слово; к полутора годам они соединяют два слова и больше, а к двум годам уже знают более ста слов и способны вести разговор.

Овладение языком является хотя и трудным, но естественным процессом. Огромную роль здесь играют такие факторы, как подражание и подкрепление. Свои первые слова ребенок выучивает благодаря развитому слуху и подражанию, т.к. ребенок не может придумывать слова и открывать их смысл самому себе. Что касается подкрепления, то на ребенка, безусловно, влияет реакция взрослых на его попытки заговорить.

В период овладения языком все дети делают похожие ошибки. Два вида таких ошибок - это расширение и сужение значений слов, что связано со спецификой понятий ребенка и пониманием слов, которые они употребляют для их выражения.

В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений

между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Страхи 8-12-ти месячного ребенка чаще всего связаны с расставанием с близкими людьми, с незнакомым социальным окружением, с новой обстановкой. Ребенок, например, может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою собственную маму в незнакомом внешнем облике. Наиболее выраженными страхи бывают между 15 и 18-ю месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее всего, страх в этот период играет роль приспособительной реакции, оберегающей ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.

В течение первого года жизни у ребенка формируется чувство привязанности. Наиболее сильная привязанность возникает у ребенка, чьи родители доброжелательны и внимательны к нему, всегда стараются удовлетворить его основные потребности. В этот период начинается личностная социализация ребенка, происходит становление его самосознания. Он узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”. Затем дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, что способствует формированию определенной самооценки, появляется выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний.

Свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. На третьем году жизни, выполняя какое-либо действие, ребенок его описывает.

С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии - пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора лет у детей можно наблюдать явно выраженное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку.

В целом достижения ребенка к трем годам кажутся весьма значительными. По данным некоторых исследователей, к этому возрасту у ребенка можно заметить проявление внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера, способностей к различным видам деятельности социальных потребностей в общении, достижении успеха, лидировании, а также проявление воли. Однако ребенку предстоит пройти еще огромный жизненный путь прежде, чем он станет настоящей личностью.

ІІ этап: раннее детство (от 2-х до 5-ти лет).

Годы раннего детства отличны кардинальными изменениями физических возможностей ребенка и заметным развитием его двигательных, когнитивных и речевых навыков. В период с 2х до 6ти лет, по мере того как тело меняет свои размеры, пропорции и формы, ребенок перестает выглядеть младенцем. По сравнению с весьма быстрым темпом роста, наблюдаемым у детей в течение первых полутора лет жизни, для раннего детства характерен более ровный и замедленный темп, который сохраняется вплоть до пубертатного скачка роста. Дети используют преимущества такого равномерного роста в раннем и среднем детстве для приобретения новых навыков, особенно двигательных. Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику - способность совершать движения большой амплитуды, к которым относится бег, прыжки, бросание предметов. Развитие тонкой моторики - способность совершать точные движения малой амплитуды, такие, как письмо, пользование вилкой и ложкой - происходит медленнее.

В психологии происходит разделение понятий индивид, личность и индивидуальность. Основоположником этой классификации является А.Н. Леонтьев. Согласно его теории, личность - это субъект социальных отношений и сознательной деятельности человека. Из этого следует, что формирование личности невозможно вне социальной среды.

Влияние семьи

Институту семьи приписывают главную роль в формировании личности, ведь именно она является первой социальной группой, с которой встречается ребенок. Именно здесь ребенок получает первые представления о мире и обществе, что является фундаментом для всего последующего развития человека. Значение влияния семьи усиливается крепкой эмоциональной и социальной зависимостью членов группы друг от друга, а также длительностью воздействия, по этим показателям никакой другой институт социализации не может конкурировать с семьей.

Именно семья закладывает базовые структуры личности: стиль отношений с другими людьми, который он получает благодаря наблюдению за поведением родителей. Именно личный пример родителей оказывает наибольшее влияние, а не укоры и наставления. Благодаря взаимодействию с взрослыми ребенок получает первые представления о себе, поэтому так важны внимание и забота. Недостаток родительской любви может привести в будущем к комплексам. Также ребенок в семье формирует представление о себе как о представителе женского или мужского пола, учится корректировать свое поведение в соответствии с этими представлениями. Формируются нравственные ценности, ребенок узнает, что такое «хорошо» и «плохо». Благодаря общению с формирует жизненные смыслы, а также стремления и идеалы, получает чувство связи поколений, учится воспринимать себя как часть группы, тем самым формируя ощущение сопричастности.

Но самое важное приобретение - то, что ребенок учится общаться. Исходя из своих взглядов и установок, он формирует стиль общения, учится взаимодействовать с окружающими людьми. Большое значение здесь имеет поддержка взрослых, она позволяет ребенку не замыкаться в неудачах, а делать новые попытки.

Однако семья не будет оказывать решающее влияние на протяжении всей жизни человека. В психологии принято считать, что с поступлением в школу в жизни ребенка появляется новый институт социализации. Теперь большое влияние будут иметь школьный учитель и сверстники. В дальнейшей жизни будут появляться новые значимые социальные группы, однако к 7 годам у ребенка уже заложены основы личности, а значит, далее может осуществляться только корректировка поведения, поэтому по силе воздействия и влияния именно семья является главной в развитии личности.