Что делать если новорожденный не. Что маме нужно знать о новорождённых в первую очередь? причин плохого аппетита у грудничка – почему новорожденный плохо ест

Грудное вскармливание ставит перед новоиспечёнными мамами серьёзные вопросы, один из которых – как определить, что ребенок не наедается грудным молоком.

Эта проблема особо беспокоит в первый месяц жизни грудничка и не теряет актуальности до окончания первого полугодия, когда жидкое и полезное питание остаётся зачастую единственным источником энергии для ребёнка.

От правильности действий матери зависит очень многое, ведь иногда женщина, неверно разглядев признаки недоедания, переводит младенца на искусственную смесь, отнимая у него идеальный продукт и необходимое тактильное общение.

По мнение некоторых мамочек, самые «говорящие» признаки недоедания грудничка выглядят следующим образом:

  • постоянный плач, который не связан с другими возможными причинами;
  • слабость ребёнка, невысокая активность;
  • беспокойное поведение, возникающее, как только малыш приближается к материнской груди.

Невзирая на общую известность этих фактов, кормящей матери не следует воспринимать их слишком серьёзно. Безусловно, они действительно говорят о детском неблагополучии, однако не о том, что малыш голоден, а о том, что у него имеются проблемы с кишечником.

Если наблюдаются все эти симптомы, то, вероятно, у ребёнка колики. В этом случае он дополнительно поджимает ножки к животу и плачет после прикладывания к груди.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – чрезмерно частые взвешивания малыша, например, после каждого приёма пищи. Увидев, что прирост в весе небольшой, родители начинают нервничать и в итоге принимают решение о докармливании смесью.

К симптомам недоедания новорождённого часто относят и трудности с засыпанием и беспокойное поведение во время сна.

К примеру, малыш может ощущать материнскую нервозность, просто родился чрезмерно тревожным или немного приболел. Женщине важно узнать точную информацию о «сонных» нормативах, которые актуальны на каждый месяц жизни и стараться укладывать ребёнка через проведённые временные интервалы.

Проверка мокрых пелёнок

Эксперты по ГВ утверждают, что есть лишь два точных метода установить, что ребенок не наедается грудным молоком: проверка мокрых пелёнок и оценивание прибавки массы тела за месяц.

Ещё один признак голодного грудного ребёнка – причмокивание губками, язычком, сосанье пальчика, кулака или краешка пелёнки.

Кроме того, поскольку материнское молоко считается и питанием, и питьём для крохи, слишком сухая кожа также может стать свидетельством его недоедания.

Итак, вы определили, что малыш остаётся голодным в течение суток, теперь необходимо выявить причины, которые мешают оптимальной лактации и приводят к недоеданию. Поскольку во вскармливание вовлечены и мать, и грудничок, рассмотреть процесс питания нужно со всех сторон.

Причины недостатка молочка часто бывают обусловлены неверным поведением матери (либо её окружением) в лактационный период:

Ещё одна вероятная причина – слишком частое , приводящее к переизбытку этого продукта. Вообще молочный секрет бывает передним и задним. Переднее молочко более жидкое и содержит меньше жиров («пустое»), именно оно и вырабатывается при частом сцеживании.

Заднее молочко – жирное, а, значит, отличается большей питательностью и насыщаемостью. Малыш может наедаться только задним молоком, ведь жирное питание не так быстро переваривается и оставляет чувство насыщения на более длительный период.

Младенец может оставаться голодным, если процессу кормления создают помехи:

  • колики, которые усиливаются во время приёма пищи;
  • заложенность носа либо повреждение полости рта;
  • неверное захватывание груди.

Обнаружить недостатки кормления поможет следующий эксперимент: когда даёте ребёнку грудь, послушайте, как он глотает. Нормальное соотношение – два-три сосания перемежаются одним глотком (в первые минуты кормления малыш должен делать много сосаний, чтобы усилить отток молока из груди). Если глотательных движений мало, кроха останется голодным.

Если ребенок не наедается грудным молоком, то начинает капризничать, раздражаться, а также плохо растёт и отстаёт в развитии. Обнаружив, что младенцу в первый месяц не хватает пищи, не нервничайте, так как нервозность лишь усугубит ситуацию.

Прислушавшись к следующим советам экспертов по грудному вскармливанию, вы сможете улучшить лактацию и правильно организовать кормление ребёночка:

  1. Постарайтесь . При натуральном вскармливании грудные желёзы выделяют оптимальное количество молока в ответ на стимулирование ребёнком сосков. То есть ребёнок должен есть всякий раз, когда захочет.
  2. Как понять, что ребенок наелся? Сытый новорождённый отпускает сосок самостоятельно , вот почему не рекомендуется прерывать приём пищи по вашему желанию.
  3. Убедитесь, что прикладываете кроху верно. Правильная поза: ротик распахнутый, ребёнок должен захватывать как сосочек, так и ареолу, слышатся лишь глотания, другие звуки отсутствуют.
  4. Установите пару-тройку комфортных положения для вскармливания, чтобы можно было их чередовать. Верная позиция – детский затылочек, шейка и спина расположены на прямой черте. Чтобы ребёнок не поворачивал головку и не тянулся до груди, сосок должен находиться рядом с его ртом.
  5. Пробуйте кормить одной грудью за один приём пищи , чтобы младенец смог высосать и переднее молоко, и задний продукт.
  6. Не бойтесь будить ребёнка, чтобы покормить. Днём он не должен спать больше трёх часов подряд, в ночное время – более 5-6. Перед приёмом пищи кроху можно умыть прохладной водичкой или же раздеть, чтобы активизировать все процессы.
  7. Откажитесь хотя бы в первый месяц жизни ребёнка от бутылочек. Сцеженное молоко лучше давать с помощью ложечки или пипетки. Это необходимо, чтобы кроха не привык к пустышкам.
  8. Устраивайте себе отдых , пока есть такая возможность – ребёнок спит, или с ним нянчатся родственники.
  9. Пересмотрите свой рацион , включив в него больше углеводной и белковой пищи. Не употребляйте продукты, которые могут повлиять на привкус молока. Также необходимо пить нужный объём тёплой жидкости.
  10. Если отмечаются какие-либо признаки неблагополучия, обязательно показывайте малыша специалисту.

Чтобы облегчить процесс кормления, можно приобрести особую подушку. Такое приспособление помогает правильно прикладывать ребёнка к груди, уменьшать нагрузку с материнской спины.

Уютная процедура вскармливания, удобная подушка, приятная музыка позволит создать комфортную атмосферу для приёма пищи и получить удовольствие от самой процедуры.

Неопытные мамочки нередко прислушиваются к советам подружек или просто распространённым мифам, касающимся грудного вскармливания, и сами решают, что ребёнок не наедается. А это уже чревато неверным выбором, который может навредить младенцу.

Если вам кажется, что ребёнок плохо кушает и не наедается в течение суток, обязательно обратитесь к доктору. Он максимально точно установит вероятные факторы, провоцирующие недоедание, порекомендует способы улучшения грудного вскармливания или же предложит выбрать оптимальную молочную смесь для докармливания.

Самое же важное в такой ситуации – не волноваться понапрасну, а сохранять позитивный настрой, который обязательно передастся малышу!

Нехватка грудного молока или слабая лактация приводит к тому, что малыш просто не наедается. Не спешите переходить к кардинальным мерам. К таким, как докорм, переход на смешанное кормление и допаивание. Эти меры не нужны грудничку, так как ребенок получает необходимые элементы из грудного молока.

Только молоко мамы дает 100% веществ, в которых нуждается новорожденный. Кроме того, такие методы приводят к еще большему ухудшению лактации, молоко в скором времени может пропасть полностью. А допаивание грудничка приводит к появлению коликов и других расстройств пищеварения.

Как определить, хватает ли малышу молока

  • Грудничок сильно плачет. Причин плача может быть множества, поэтому нельзя рассматривать только этот признак, как показатель определенной проблемы (недоедание, колики, заболевание или нехватка внимания). Выявить причину плача можно лишь в совокупности нескольких признаков;
  • Слабость и сниженная активность малыша. Помните, что ребенок бывает спокойным и в силу характера, а не из-за нехватки молока;
  • Новорожденный плохи спит или не спит вовсе;
  • Недостаточное количество дефекаций. В первый месяц после рождения стул бывает 8-12 раз в сутки практически после каждого кормления. Затем частота постепенно сокращается и доходит до 1-2 раз в сутки. Отсутствие стула два и более дня – признаки того, что у грудничка запор. Подробнее о нормах стула новорожденного читайте по ссылке /;
  • Грудничок сосет палец и края пеленки, причмокивает язычком или губами. Эти признаки свидетельствует что ребенок не наедается грудным молоком и ищет грудь дальше;
  • Малыш не прибавляет в весе или теряет его. В первый месяц новорожденный в среднем должен набирать 90-150 грамм в неделю. В период второго-четвертого месяца – по 140-200 грамм в неделю. После пятого месяца прибавка постепенно снижается. К полугоду вес ребенка должен увеличиться примерно в два раза по сравнению с показателями при рождении. Подробнее узнать о нормах прибавки веса грудничка до года можно ;
  • Норма потребления не играет большой роли в определении того, хватает ли ребенку молока. Такая норма различна и зависит от возраста малыша, индивидуального развития и потребностей. Как правило, в первые четыре дня новорожденный съедает около 200 мл грудного молока в сутки, к месяцу норма возрастает примерно до 600 мл.


Почему малыш не наедается

Когда ребенок не наедается грудным молоком, основной причиной становится нехватка грудного молока и низкий уровень лактации. В этом случае необходимо разобраться, почему пропадает молоко. Чаще всего, низкая выработка молока обусловлена неправильным питанием кормящей мамы.

Однако малыш может не наедаться и при нормальной выработке молока. Это означает, что он не получает молоко в полной мере. Как правило, это происходит из-за неверной организации грудного вскармливания, неудобной позе при кормлении и неправильном захвате соска.

Психологическое состояние малыша и мамы – важный фактор при грудном вскармливании. Депрессия, психологическая неготовность кормить грудью или принимать молоко, болезненные ощущения в груди и трещины на сосках приводят к тому, что молоко пропадает или ребенок отторгает и не берет грудь.

Решение проблемы

Если ребенок не наедается грудным молоком, а лактация находится на хорошем уровне, необходимо проследить за прохождением вскармливания. Неправильная поза при кормлении и неправильный захват соска приводит к тому, что малыш не получает нужную порцию молока.

При кормлении ребенок должен захватывать и сосок, и область вокруг радиусом 2-2,5 см (ареолу). Следите, чтобы носик упирался, но не утопал в груди. При этом обе губы должны быть вывернуты наружу, а ребенок может свободно регулировать сосок во рту. Малыш должен сам брать грудь, не заставляйте и не вталкивайте сосок. Насильное кормление приводит к неправильному захвату соска. Если грудничок не берет грудь, дайте пососать палец.

Если проблема в лактации, необходимо повысить стимуляцию выработку молока. Существует масса методов, которые помогут наладить лактацию без вреда грудничку. Среди наиболее действенных способов выделяют:

  • Пейте больше жидкости. Теплое обильное питье обеспечит успешную лактацию, укрепит иммунитет и поможет при вирусных заболеваниях. Минимальный объем жидкости в сутки – 2 литра, половина из этого должна составлять питьевая вода. В остальном можно пить компот из сухофруктов и некрепкий чай. Супы и бульоны – тоже источники жидкости;
  • Наладьте рацион. Помните, что меню должно включать необходимые витамины и элементы. Обязательно ешьте овощи и фрукты, мясо и рыбу. А вот от слишком жирного и острого во время грудного вскармливания лучше отказаться. Уменьшите потребление соленой пищи, сладкого и мучного. Кстати, существуют продукты и напитки, которые повышают. Список этих продуктов вы найдете по ссылке /;
  • Больше отдыхайте и высыпайтесь, гуляйте на свежем воздухе и делайте несложные физические упражнения. Йога или бассейн – занятия, которые не противопоказаны кормящей маме. При этом вы быстрее вернете дородовую фигуру, зарядитесь энергией и хорошим настроением;

  • . Круговые движения по часовой стрелке стимулируют лактацию и при необходимости помогут устранить комочки и расцедить молоко. Кроме того, массаж – профилактика лактостаза и мастита. Однако учтите, что массаж при грудном вскармливании должен приносить удовольствие, а не вызывать боли;
  • Кормите не по расписанию, а по требованию грудничка. Усилить лактацию помогут частые прикладывания. Днем кормить можно каждые 1-2 часа, а ночью – минимум четыре раза. ;
  • Обязательно заботьтесь о гигиене груди. Мойте два раза в день без использования обычного мыла и полотенец, так как они раздражают кожу. Для мытья берите нейтральное жидкое мыло, а для вытирания – мягкие салфетки. Следите за сосками, так как вызывают дискомфорт и опасные заболевания. Такие как стафилококк, мастит и другие инфекции;
  • Пейте отвары из тмина, укропа и фенхеля. Однако употребляйте народные средства с осторожностью, так как некоторые компоненты вызывают у грудничков аллергию. Помогут и специальные .

Наладить выработку молока помогут советы из статьи “ ”. При грудном вскармливании важно сохранять стрессоустойчивость и комфортный эмоциональный фон. Однако многие мамы подвержены депрессии после родов. Недосып, усталость и прочие проблемы приводят к сильным переживаниям. В данном случае не спешите принимать успокоительные таблетки, так как некоторые препараты негативно влияют на состав молока и состояние новорожденного.

Помогут при депрессии и стрессе расслабляющие ванны и ароматерапия, полноценный сон и прогулки на свежем воздухе. Безопасными при лактации считаются таблетки валерианы, пустырника и глицина. А вот современные успокоительные средства, типа “Персен” или “Новопассит”, врачи употреблять кормящим мамам не рекомендуют. Кроме того, при грудном вскармливании противопоказаны настойки на спирту.

Когда необходим докорм

Иногда, если ребенок не наедается грудным молоком, врачи рекомендуют вводить докорм. Однако учтите, что делать это можно только по рекомендации доктора! Как правило, докорм назначают при заболевании мамы и длительном приеме медикаментов, не совместимых с лактацией. Кроме того, докорм необходим, если грудничок не набирает или теряет вес, а также если малыш родился недоношенным.

Докорм смесью должен составлять 30-50% суточного объема пищи. При превышении дозы, смешанное вскармливание перейдет в искусственное! А без грудного молока малыш не получит необходимых элементов и витаминов для полноценного роста и развития. Кроме того, для сохранения грудного вскармливания лучше не использовать бутылочки и соски. Ребенок быстро привыкает к соске и в дальнейшем отказывается от груди. Как правильно докармливать малыша и какую смесь выбрать, расскажут .

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Вопрос: как часто может и должен какать младенец - один из самых задаваемых как на форумах, так и в кабинетах педиатров. Одни родители поднимают панику, если малыш не испражнялся больше суток, у других хватает терпения на несколько дней или даже на неделю. Почему у детей бывает такой редкий стул, и угрожает ли это их здоровью, вы узнаете из этой статьи.

Если новорожденный не какает

В первые несколько дней своей жизни здоровый ребёнок какает очень часто. Из него выходит первородный чёрно-зелёный кал меконий, процесс облегчают мягкие слабительные свойства первого маминого молока – молозива. Затем кал приобретает нормальный жёлтый цвет. В первую неделю ребёнок всё ещё какает очень часто, почти после каждого кормления.

Если с возвращением домой частота стула начала резко снижаться, а через несколько дней ребёнок перестал какать вообще, не нужно пугаться запора и пытаться от него избавиться. Лучше понаблюдайте за общим состоянием ребёнка, а главное – за приростом его массы.

Возможно, малыш не какает просто потому, что ему …нечем. Такое случается, если у мамы недостаточно молока, а хныканье ребёнка вскоре после кормления она списывает на колики. Чтобы понять, так ли это, нужно взвешивать младенца перед каждым кормлением и сразу после него в течении хотя бы двух-трёх дней.

Лучше всего на этот период обзавестись специальными детскими весами, или любыми электронными, поскольку разовая процедура взвешивания, которую могут предложить в поликлинике, не покажет всей картины. Посчитав, сколько малыш съедает за сутки, можно сравнить полученный объём с количеством молока, необходимым для этого возраста и сделать выводы.

В первый месяц жизни ребёнку нужно до 700 мл молока в сутки, во второй около 800. Если материнского молока явно не хватает, нужно принять меры для усиления лактации или начать докармливать малыша смесью в каждое кормление (после грудного молока) или заменить ею одно-два кормления.

Говорит доктор! Педиатр Комаровский призывает родителей детей, питающихся грудным молоком, не переживать по поводу стула, даже если он задержался на неделю. Во всём мире задержки на 2-3 дня и даже дольше для детей на грудном вскармливании считаются нормой, при условии, что ребёнок хорошо себя чувствует. Причинами запоров Комаровский называет перегрев и кипячёную воду. Для их профилактики предлагает давать детям пить настой изюма – столовую ложку изюма залить стаканом кипятка и настоять в термосе, а также следить за влажностью и температурой помещений.

Если новорожденный не какает сутки

Обычно стул у новорожденного ребенка бывает 2-4 раза в день. Именно этот показатель большинство педиатров считают нормой и бьют в колокола даже при задержке в одни сутки. Важным показателем при этом считают выход газиков. Если месячный ребенок пукает, но не какает, это означает, что с проходимостью кишечника у него всё нормально. Тем не менее, традиционная медицина стран постсоветского пространства призывает родителей не пускать ситуацию на самотёк, а стимулировать работу кишечника малыша массажем животика, подниманием ножек, тёплой ванной, выкладыванием на животик.

Если всё это не помогает, в анальный вход ребёнку вводят смазанный детским кремом или стерильным растительным маслом кончик градусника, пипетки или гигиенической палочки (не глубже 1 см!), делая вращательные движения. Следующим по возрастанию методом являются глицериновые свечки для детей.

Почему новорожденный не какает?

Частота стула у грудничков стала вызывать так много вопросов с того момента, как грудное вскармливание перестало быть нормой. Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, испражняются более регулярно, ведь состав пищи у них не меняется день ото дня. А хорошее, качественное, подходящее младенцу грудное молоко может усваиваться им почти полностью, а значит, наполнение кишечника, необходимое для того, чтобы ребёнок покакал, происходит дольше.

За рубежом никто не беспокоится, если грудничок не какает второй день или даже неделю. Максимум, о котором можно услышать от мам - отсутствие стула на протяжении 10 дней, если ребёнок хорошо набирает вес и ведёт себя спокойно.

Кроме того, задержка стула может происходить потому, что кишечник только настраивает свою работу, у грудничка он приспосабливается к различным (в зависимости от маминой диеты) видам молока. Поэтому с жалобами на задержку стула чаще обращаются мамы, у которых ребёнок в возрасте 1 месяц или полуторамесячный. Иногда педиатры называют причиной слишком жирное материнское молоко и заставляют женщин соблюдать жёсткую диету.

Важно! Говорить о том, был ли запор, можно уже после того, как произойдёт испражнение. Если в жидком кале присутствуют твёрдые комочки, или это твёрдые шарики, колбаска или очень густой «пластилин», можно говорить о запоре и заниматься его профилактикой. Присутствие в каловых массах крови – сигнал вызывать скорую помощь.

Задержка стула на 2-3 дня может происходить во время прорезывания зубов.

Что делать, если новорожденный не какает

Если новорожденный не какал несколько часов, и не похоже, что страдает от этого, переживать, вообще не стоит. В случае, если грудничок не какает 2 день, но также не проявляет беспокойства, тоже не нужно поднимать панику. Для собственного успокоения мама может съесть варёной свеклы, чернослив, яблоко. Если отсутствие стула беспокоит и маму, и ребёнка, применяют следующие меры:

  1. Массируют животик надавливанием ладони по часовой стрелке.
  2. Поднимают ножки вверх, поднимают, сгибая в коленках, делают «велосипед».
  3. Выкладывают на животик.
  4. Делают тёплую ванную, по возможности в это же время дают грудь.
  5. Вводят смазанный маслом кончик термометра, пипетки, гигиенической палочки.
  6. Ставят детскую глицериновую свечку, или ¼ взрослой, разрезая её ножом и заглаживая острые края.

Малыши, которых кормят молочными смесями, обязательно должны пить воду, но не кипячёную, которая только «скрепляет», а настой запаренного изюма или специальную водичку для младенцев, её можно купить в аптеке.

Нельзя:

  • ставить клизмы, нарушая микрофлору кишечника, которая только образовалась; уже замечена связь между клизмами в младенчестве и запорами во взрослом возрасте;
  • засовывать в задний проход кусочки мыла для его раздражения, этот метод может сильно «обжечь» и проход и часть кишечника;
  • детям младше 4 месяцев - давать свежие ягодные или фруктовые соки, которые буквально разъедают нежную слизистую кишечника, после чего в организме могут начать активно размножаться стафилококки и грибы кандида, также может произойти сильная аллергическая реакция;
  • давать микродозы взрослых средств от запора.

Если месячный ребёнок не какает один или несколько дней, это ещё не повод для тревоги. Со временем его организм отрегулирует свою работу, и проблема исчезает сама собой. С того момента, как малышам начинают вводить прикорм, особенно овощи и фрукты, запоры случаются очень редко. Но если отсутствие стула у малыша вызывает беспокойство, проблему нужно решать только безопасными методами, которые не отразятся на здоровье малыша в будущем.


Ребенок не какает, что делать? (видео)

Почему ребенок редко какает? (видео)

Наиболее распространенная и трудноразрешимая проблема со здоровьем у детей до 1 года – это проблема с ЖКТ и нестабильный стул. Младенцы страдают от колик и запоров, потому что их кишечная микрофлора только формируется, и пища, даже если это диетическое мамино молоко, не усваивается так, как надо. После 4-5 месяцев, когда начинается процесс ввода прикорма, малыши страдают от вздутия и диареи, потому что новая еда – это очередная перестройка организма. Представьте, что ваше чадо – это маленький паровозик, а пища – топливо. Кардинально меняется топливо – начинаются проблемы с функционированием механизма, до тех пор, пока не пройдет процесс адаптации.

Вот уже второй день прошел, а грудничок так и не сходил по-большому? В такой ситуации многие мамы насторожатся

Запоры у младенца могут довести до исступления даже самую опытную и стрессоустойчивую маму. Ваш кроха не может сходить по-большому, тужится, истошно плачет, синеет или краснеет – кто выдержит эту пытку? Это картина явного запора. Другая ситуация, когда стула нет дольше, чем нужно по нормам развития, однако грудничок нормально себя чувствует и не проявляет признаки беспокойства. Разберемся, что такое запор, как его предотвратить, и как помочь ребенку сходить?



В нормальном состоянии ребенок может ходить в туалет один раз в два, а то и три дня (подробнее в статье: ). Если малыша ничего не беспокоит, то и родителям волноваться не из-за чего

В дальнейшем стул ребенка зависит от многих факторов, прежде всего, от питания. Стул малышей, находящихся на грудном вскармливании, мягкий, даже полужидкий, светлого оттенка, иногда зеленоватый, может включать непереваренные частицы пищи, когда ребенок кроме ГВ уже знает и прикорм. Частота стула может быть любой – это зависит от частоты кормлений и состава материнского молока. Детки-искусственники ходят в туалет по-большому гораздо реже, иногда раз в 1-2 суток. Фекалии более плотные.

В целом, педиатры не установили норму частоты стула для крох. Есть специалисты, которые допускают отсутствие стула у новорожденного на ГВ до 4-7 суток, главное – нормальное самочувствие малыша, отсутствие признаков беспокойства, неудачных и тяжелых попыток сходить в туалет по-большому (подробнее в статье: ). К искусственникам требования жестче, поскольку питание не меняется своего состава и частоты, то и стул должен быть с приблизительно одинаковой периодичностью.

Кроха не ходит в туалет по-большому более двух дней? Родители должны проанализировать ситуацию, пронаблюдать за состоянием и настроением ребенка, возможно, задуматься о клизме или слабительном средстве. Главное – не занимайтесь самолечением, обязательно посоветуйтесь с педиатром, прежде чем что-либо предпринимать.



Признаки запора у ребенка проявляются явным беспокойством, вызванным болями в животике

Какие признаки настоящего запора? Как не перепутать специфику ЖКТ ребенка с ситуацией, требующей вмешательства? Признаки запора:

  • ребенок беспокоен и плохо спит;
  • подтягивает ножки к животику;
  • в течение месяца у крохи проблемы с весом;
  • малыш сильно тужится, когда пытается опорожнить кишечник, надрывно плачет (рекомендуем прочитать: );
  • неприятный запах изо рта;
  • изменение частоты, состава и консистенции стула;
  • сильное газообразование и вздутие живота;
  • долгое отсутствие стула после приема лекарственных средств и, особенно, после антибиотикотерапии.

Каждый из этих симптомов должен заставить насторожиться молодых родителей. Если же симптом не проходит, и к нему присоединяются другие, то обязательно покажите ребенка педиатру или хотя бы для начала проконсультируйтесь по телефону. Возможно, это настоящий запор, и вам нужно понять его причину и то, чем помочь крохе.

Причины запоров



Запор у ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, может возникнуть от смеси. Вариантом решения проблемы может стать смена еды для младенца

Почему у крохи не получается самостоятельно опорожнить кишечник? Причин существует множество. Попробуем разобраться, какие из них наиболее распространенные. Определив причину, можно предотвратить следующий случай запора и оказать помощь крохе сейчас.

Условно причины нарушений в актах дефекации можно разделить на две группы:

  • зависящие от рациона питания (к примеру, чрезмерное употребление мучного или рисовой каши);
  • вызванные заболеваниями внутренних органов и систем (к примеру, лактазная недостаточность, невроз).

Неправильное питание

В случае, когда кроха находится на искусственном вскармливании, и у него начался запор, то задумайтесь, идет ли ему смесь. Возможно, нужно поменять фирму или разновидность. Обычно деткам, склонным к запорам, хорошо подходят смеси с пребиотиками и пробиотиками. Если же ваш кроха на ГВ, то педиатры считают, что запоры могут быть вызваны спецификой питания мамы. Нужно отметить, что это спорный вопрос, и существует когорта специалистов, которые отвергают прямую зависимость работы пищеварительного тракта грудничка от материнской диеты. Пока педиатры спорят, мамочки, не дожидаясь их вердикта, корректируют собственное питание, что, как свидетельствует практика, иногда действительно помогает новорожденным решить проблему запора.



Запор может спровоцировать неправильный прикорм. Скорректировать введение новых продуктов поможет педиатр

Продукты в рационе мамы, которые теоретически провоцируют запоры у крохи:

  • консервированная продукция;
  • мучные и макаронные изделия (особенно негативно влияет свежий хлеб и сдоба, пироги);
  • рисовая каша;
  • грибы в любом виде;
  • крепкий чай, кофе;
  • бульоны, особенно жирные и наваристые;
  • цельное молоко.

Помните, для того, чтобы и ваш пищеварительный тракт, и желудок крохи функционировали на «отлично», ваше меню должно быть разнообразным. Включайте в меру овощи и фрукты, предварительно проверив, не вызывает ли тот или иной продукт аллергию, понос или вздутие у малыша. Пейте компоты и морсы, кушайте супы, рассыпчатые каши. Аккуратно вводите прикорм, помните, что мясо, даже пюре из индюшки, может спровоцировать запоры.

Питьевой режим

Проблема запора часто возникает у искусственников из-за нехватки жидкости в организме, а именно, воды. Если ребенок на искусственном вскармливании не опорожняет кишечник более суток, то предложите ему немного кипяченой водички комнатной температуры из бутылочки. Это поможет пищеварительному тракту заработать. Дисбаланс в питьевом режиме у детей на ИВ – частая причина запоров.



Вода поможет от запора, но грудным ребятишкам ее лучше давать с ложечки, чтоб не обленились сосать грудь

У малышей на грудном вскармливании вопрос нехватки жидкости не стоит. Они получают все необходимое из маминого молоко. Если же педиатр советует вводить в рацион грудничка воду, то попробуйте дать ему немного водички из ложечки. Не знакомьте ребенка с бутылочкой – он может отвыкнуть от вашей груди, ведь высасывание молока из маминой груди требует усилий, а из бутылочки молоко поступает без проблем.

Хорошая альтернатива решения проблемы обезвоживания – увлажнитель воздуха. Это современное устройство должно стоять в каждой квартире и доме, особенно в отопительный период, когда воздух высушивается. Незаменимый помощник во время болезни ребенка, он предотвращает пересыхание дыхательных путей малыша, делает дыхание более свободным, снимает спазм.

Принятие лекарств

Многие лекарства вызывают как диарею, так и запор. Препараты, которые вы даете ребенку, либо лечитесь сами, попадают в организм малыша посредством кормления молоком. Проанализируйте, какие медикаменты вызывают запор. Если отменить их или заменить невозможно, то обязательно пейте сами или давайте крохе полезные бактерии, которые помогут выдержать баланс микрофлоры кишечника. Особенно это касается антибиотикотерапии.



В большинстве случаев

Болезни

Вы изменили свой рацион и меню малыша, перевели его на смесь с пробиотиками, допаиваете водой, но все равно кроха страдает от запоров? Проконсультируйтесь со специалистом. Младенцы могут страдать от самых разных заболеваний, вызывающих неполадки с ЖКТ. Это может быть лактазная недостаточность, долихосигма, болезнь Гиршпрунга, загибы в желчном пузыре, надпочечная недостаточность, удвоение толстой кишки. Сами вы не сможете определить недуги, в них разберется врач при помощи осмотра, пальпации и разнообразных методов диагностики.

Лечение запора

Что сделать, если ребенок не опорожняет кишечник самостоятельно? Какую помощь оказать? Главное – это понять причину запора и попытаться ее устранить. Пока вы будете менять рацион питания, начнете допаивать малыша, проведете диагностику, пройдет определенное время, за которое кроха должен опорожнить кишечник. Бывает, что запор возникает без серьезных причин. Это следствие незрелости пищеварительной системы, нервных перегрузок или перехода на прикорм. Как быстро решить проблему:

  1. Массаж. Массаж околопупочной области по часовой стрелке часто дает неплохой результат. 10 круговых движений обычно помогают крохе опорожнить кишечник.
  2. Слабительные средства. Когда не помогает массаж, можно прибегнуть к применению слабительного. Лучше использовать местные средства, к примеру, слабительные свечи Микролакс. Это мини-клизмы, которые размягчают каловые массы, и уже через 15 минут после использования ребенок обычно опорожняет кишечник (подробнее в статье: ). Эффективны и слабительные, применяемые внутрь, к примеру, мягкие сиропы Дюфалак и Нормазе, разрешенные с рождения.
  3. Клизма. Средство, к которому прибегают в крайнем случае, так как постоянное опорожнение кишечника при помощи клизмы вызывает привыкание и нарушение функционирование пищеварительного тракта, как считает доктор Комаровский. Для новорожденных и месячных крох применяется спринцовка №1, самая маленькая, и ее нужно вводить очень осторожно. Можете использовать слегка теплую кипяченую воду, отвар ромашки.