Что делать, если ребенок начал плохо видеть. Как играть с ребенком, если он не видит? Непростая родительская история Если ребенок не видит

Благодаря помощи неравнодушных людей и предприятия «Гродно-Азот» Софья уже прошла три курса реабилитации в Москве. Из полностью лежачего, никак не реагировавшего на окружающий мир ребенка, она превратилась в веселую малышку.

Раньше она просто лежала у меня на руках, не двигалась, почти никак не проявляла эмоции, почти не улыбалась. Теперь приходим в гости - и все смотрят как на чудо: Сонечка сидит с поддержкой, держит упор на руки и ноги, стоит на четвереньках, держит голову, и главное, смеется.

Но это не благодаря чуду, а благодаря усилиям врачей-реабилитологов, родителей Софьи, которые занимаются с ней каждый день, и помощи людей, которая сделала всё это возможным.

Девочку ждут еще два курса реабилитации, благодаря которым она сможет поползти и встать на ноги. Но самое главное сейчас - это ее зрение. Его можно спасти.

Почему не видит?

Когда Соня находилась в марте на реабилитации в Москве, ее взял на консультацию офтальмолог, специализирующийся на ретинопатии недоношенных. Девочка совсем не открывала один глаз - и это очень беспокоило родителей.

Обследование показало, что ранее проведенная операция не исправила дефект сетчатки, в глаз по-прежнему не попадал свет, он не рос - а значит, Сонечке грозило удаление глаза.

Экстренная операция прошла успешно. Сетчатка стала прилегать на 90%, и Софья стала наконец свободно открывать глаз, которым раньше вообще не пользовалась. В него стал проникать свет, а значит, он будет расти и функционировать. Теперь девочка сможет смотреть на мир обоими глазами.

Вторым рабочим глазом Соня уже должна была видеть предметно. Но видит только свет. Причина стала ясна во время операции - это дефект единственного оставшегося у Сони хрусталика. Если его удалить и надеть очки - она наконец сможет видеть силуэты людей и предметов, а значит, сможет ориентироваться в пространстве.

О Софье

Как играть с ребенком если он не видит? Не видит тебя, не видит игрушек, не видит мира вокруг?

Для таких деток нет игрушек. Все что есть - это разные звуки и разнофактурные материалы и предметы, а еще прикосновения.

Софья очень хорошо чувствует маму, папу и сестренку Яну. Она щурится от восторга, когда ее поглаживают, делают массаж. А когда папа подбрасывает в воздухе, качает на руках, она смеется искренним детским смехом.


У Софьи есть свои радости - без внимания она не может - сразу капризничает, зовет к себе. Она любит разнообразие, движение, новые ощущения - и сразу расплывается в улыбке.

Мы стараемся дать ей как можно больше эмоций, водить почаще на улицу, давать слышать разные звуки, касаться ее ручек разными на ощупь предметами, быть постоянно в контакте, предлагать, как можно больше новых ощущений и переживаний. Ведь это - ее развитие. Это - радость общения.

Многие говорят, что ребенок мучается, рассказывает мама. Но Ольга убеждена, что это не так.

Она веселая улыбчивая малышка. Вместе мы очень многое достигли - и я вижу, как она меняется, как радуется жизни. Мы все сделаем, чтобы она смогла видеть. Мы обращаемся за помощью ко всем неравнодушным людям: Помогите нашей малышке увидеть мир!

Сонечке нужна наша помощь

На 1 октября 2018г. Соне назначена офтальмологическая операция в «Детском городском многопрофильном клиническом центре высоких медицинских технологий им. К. А. Раухфуса» г. Санкт - Петербург.

Стоимость операции составляет 147 900 RUS (4530 белорусских рублей по курсу НБ РБ на 03.09.2018 г). К сожалению, родители Софии не могут оплатить эту операцию самостоятельно, так как мама находится в декретном отпуске по уходу за двумя малолетними детьми, а зарплаты отца хватает только на проживание.


Гродненское благотворительное общество, подопечной которого является Гилевская София, просит оказать помощь в сборе средств на офтальмологическую операцию стоимостью 4530 белорусских рублей. Помочь Сонечке Вы можете, пожертвовав на любой из реквизитов:

1. SMS-пожертвование.

Отправьте SMS-сообщение на номер 553 с текстом «514 пробел Гилевская пробел Сумма».

Здравствуйте, дорогие читатели. Никто не застрахован от ухудшения зрения. Важно вовремя диагностировать эту проблему и начать её лечение. В этой статье мы поговорим о том, как можно выявить, что ребёнок плохо видит или у него изменились показатели зрения в разных проявлениях, вы узнаете, что делать в такой ситуации.

Этапы развития зрения до года

Каждый родитель должен знать, какие изменения происходят в зрительном восприятии ребёнка, какие этапы проходит развитие органа зрения малыша. Если это вам ещё неизвестно, предлагаю вашему вниманию этапы нормального развития:

  1. У малыша с самого рождения должен присутствовать рефлекс моргания от направленных лучей света ему в глазки.
  2. Карапуз на втором месяце жизни уже учится различать основные черты лица родителей, потихоньку начинает следить за движущимися предметами.
  3. Ребёнок в три и четыре месяца умеет концентрировать свой взгляд на отдельно выбранном объекте, главное, чтоб тот был ярким. Малыш воспринимает улыбку близких, отвечает взаимностью. До этого возраста физиологическое косоглазие у малыша должно пройти.
  4. На пятом месяце малыш узнаёт свои игрушки, лица людей, которых часто видит.
  5. На шестом месяце жизни карапуз ищет взглядом предметы, которые его интересуют.
  6. На седьмом месяце ребёнок длительное время рассматривает предметы, которые удерживает в своих ручках.
  7. С восьмого по десятый месяц идёт процесс усовершенствования навыков ребёнка. Малыш хватает в ручки всё, до чего может дотянуться, делает это осознанно.
  8. На одиннадцатом месяце карапуз может посмотреть на любой предмет, который будет вами назван, особенно если его спросить, где один из родителей.
  9. На двенадцатом месяце малыш прекрасно понимает, на каком расстоянии от него находится определённый предмет, то есть хорошо работает глазомер.

Симптомы плохого зрения

Важно понимать, что плохое зрение в том или ином проявлении может иметь, как врождённый, так и приобретённый характер. В первом случаи малыш с рождения живёт с таким зрением, адаптируется смотреть, таким образом, на окружающий мир. Поэтому родители, как правило, узнают о каких-то дефектах органа зрения своего карапуза лишь, когда он становится постарше, идёт в школу, например.

Чтобы выявить признаки нарушения работы органов зрения необходимо внимательно наблюдать за ребёнком.

Какие же симптомы в поведении малыша будут свидетельствовать о том, что появились изменения остроты зрения или оно ухудшилось в целом:

  1. Во время просмотра телевизора малыш подходит, как можно ближе к экрану. Чем зачастую вызывает негодование старших. При этом родители и не задумываются, что ребёнку просто не видно с его места.

У нас это было первым тревожным звоночком.

  1. Малыш начинает прищуриваться, когда нужно рассмотреть что-то, находящееся на расстоянии от него, например, лицо приближающегося человека или задание на школьной доске.
  2. Карапуз сильно наклоняется над листком бумаги, когда читает или рисует, пишет. Буквально носиком касается поверхности листка.
  3. Ребёнок может жаловаться на головную боль , также может быть головокружение . Особенно остро это проявляется после зрительных нагрузок.
  4. Малыш становится нервным, раздражительным , быстро устаёт.
  5. Если малыша попросить нарисовать картинку, а он изображает её с нарушением пропорций — это может свидетельствовать о наличии астигматизма. Такое тестирование характерно для детей старше пятилетнего возраста.
  6. Можно попросить ребёнка подать карандаш или шарик, пластилин определённого цвета. Если малыш ошибается с выбором, при том, что он уже знает, какие бывают цвета — это может свидетельствовать о наличии дальтонизма у ребёнка. Этому заболеванию больше подвержены мальчики.
  7. Если малыш старше трёх лет промахивается, когда хочет взять какой-то предмет в свои ручки — это может свидетельствовать о нарушениях бинокулярного зрения.
  8. Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто трёт глазки , особенно это происходит после длительного напряжения, например, при чтении книг, его глазки краснеют — это может быть симптомами наличия, как дальнозоркость, астигматизма или близорукости.

Диагностика

Что касается диагностирования отклонений в развитии органов зрения детей до годика, то ещё в роддоме проводится специальный тест, который подтверждает, что малыш видит. Давайте разберёмся, какие именно делаются проверки для того, чтобы убедиться, что орган зрения ребёнка развивается нормально:

  1. Первое тестирование проводится ещё с момента рождения крохи. Малышу фонариком светят в глазки, если ребёнок при этом начинает жмуриться – значит, орган зрения работает исправно.
  2. В двухмесячном возрасте идёт проверка нормального функционирования слёзных каналов. Также будет исследовано, может ли малыш фокусироваться на определённом объекте, следит ли глазками за его передвижениями, может ли узнавать родителей.
  3. В полгода офтальмолог будет оценивать реакцию глаз на определённые раздражители, а также осмотрит глазное дно малыша, убедится, что все показатели соответствуют данному возрасту.
  4. При осмотре в годик, окулист проведёт комплексное обследование на предмет выявления таких патологий, как близорукость, астигматизм и дальнозоркость.
  5. При дальнейшем взрослении малыша, будут проверять зрение, определяя его остроту при профилактическом осмотре в детском саду и ежегодном осмотре в школе. Если у родителей появляется подозрение на ухудшение зрения — необходимо немедленно обратиться за консультацией к офтальмологу, не дожидаясь обязательных осмотров.

Близорукость у ребёнка

Если родители замечают, что их ребёнок плохо видит вдаль — это может свидетельствовать о наличии близорукости у малыша. Что же собой представляет данная болезнь?

Миопия — это нарушение рефракции, которое характеризуется падением изображение не на сетчатку глаза, а перед ней, преломление действует с увеличением оптической силы. Характерно, что малыш прекрасно видит предметы, находящиеся на близком расстоянии, но плохо то, что находится далеко от него. Как правило, таким деткам назначаются очки с отрицательным показателем оптической силы. Близорукость встречаются у 5% деток, чаще данная болезнь имеет приобретённый характер, хотя в некоторых случаях может быть и врождённый.

В зависимости от того, насколько плохо видит малыш, в зависимости от степени остроты зрения различают несколько типов близорукости:

  1. Слабая степень — в пределах 3 диоптрий.
  2. Средняя степень — от 3 до 6 диоптрий.
  3. Сильная — свыше 6 диоптрий.

Причины возникновения

  1. Перенапряжение зрения. Относится к приобретённым факторам. Если малыш долгое время читает книжки на близком расстоянии, причём это сопровождается плохим освещением; неправильно сидит за столом, при этом нарушается угол зрения; долгое время проводит перед компьютером , планшетом или телефоном — это способствует тому, что начинает развиваться близорукость, позволяющая видеть только близлежащие предметы. Происходит так по большому счёту потому, что пропадает необходимость дальнего зрения.
  2. Наследственный фактор. Если родители имеют близорукость, то ребёнок с 50-процентной вероятностью также родится с миопией.
  3. В случае несвоевременной диагностики ухудшения зрения — развиваются серьёзные степени близорукости. Поэтому необходимо вовремя начинать лечение, пока изменения остроты зрения некритичны. Если момент упущен, полностью вылечить ребёнка от близорукости вам не удастся.

Лечение близорукости

Что же делать, если у вашего малыша обнаружена близорукость? Во-первых, вам придётся встать на учёт у офтальмолога и каждые полгода проходить курс лечебных процедур, особенно, если близорукость приобрела уже хронический характер.

Что же будет включать в себя консервативное лечение:

  1. Коррекция. Врач назначит вашему малышу очки или контактные линзы.
  2. Важное значение имеет лечебная гимнастика для глаз, при помощи которой происходит тренировка глазных мышц, что способствует их укреплению, соответственно улучшению показателей зрения.
  3. Специальная диета. Важно, чтоб у малыша было сбалансированное питание. Особое значение имеет присутствие белков, комплекса витаминов и микроэлементов (самыми важными для зрения являются витамины А, группа В и цинк), черника.
  4. Медикаментозное лечение. Деткам назначаются специальные капли, которые будут расслаблять мышцы глаза, их нужно принимать не дольше месяца и строго по индивидуальному графику. Именно поэтому, не стоит заниматься самолечением. Нужно обязательно обращаться за консультацией к доктору, только он сможет сказать конкретно в вашем случае, какие капли понадобятся и есть ли в них вообще необходимость, какую дозировку нужно использовать, с какой частотой и продолжительностью закапывать. Кроме капель, могут назначаться витаминные комплексы в таблетках, препараты цинка.
  5. Кроме этого в последнее время появляется много всевозможных приборов, способствующих улучшению показателей зрения. Это всевозможные мониторы, специальные очки, лазерная и игровая терапия.

У моего сына была диагностирована близорукость. Он стал жаловаться, что плохо видит предметы на расстоянии, тяжело читать с доски в школе. На осмотре у офтальмолога оказалось, что у ребёнка всего лишь 50-процентное зрение. Нам сразу назначили лечение, и выписали рецепт на приобретение очков. Как нам сказал офтальмолог, полностью избавиться от близорукости нам не удастся, нужно приложить все усилия, чтоб оставаться на данном этапе, не допустить дальнейшего ухудшения. Как говорит специалист, у моего сына имеет место, как наследственный фактор, так и приобретённый (много в его жизни было компьютерных игр). Что существенно, после лета зрение держится на уровне, когда идёт проверка во время учебного года и зрение больше напрягается из-за уроков (нужно много читать, писать), плюс играет роль и психологический фактор (какие-то стрессы в школе присутствуют, хотя бы контрольная) – показатели ухудшаются. Нам назначают капли, комплекс витаминов и минералов с черникой, упражнения на специальной линейке, лечебная гимнастика для глаз, процедуры в кабинете офтальмолога. Осмотр и лечение проходим раз в полгода. И конечно, практически полностью исключается компьютер и телевизор (играть перед экраном не дольше 15 минут в сутки, смотреть телевизор – максимум 30 минут).

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие близорукости у вашего малыша, следует соблюдать определённые меры профилактики:

  1. Обратите внимание на то, чтобы рабочий стол ребёнка правильно освещался.
  2. Не забывайте о том, что нужно спокойные занятия сменять активными.
  3. Не позволяйте малышу длительное время напрягать зрение. Пусть он делает перерывы на выполнение физических упражнений. Это не только позволит не перенапрягать зрение ребёнка, но ещё и поспособствует общему укреплению его здоровья.
  4. Важно каждые 20 минут проводить гимнастику для глаз, хотя бы элементарные упражнения.
  5. Не позволяйте малышу находиться возле телевизора или экрана компьютера дольше положенного в соответствии с возрастными нормами.

Дальнозоркость у детей

Если ваш малыш плохо видит вблизи — это свидетельствует о том, что у него развилась дальнозоркость. Важно отметить, что практически все детки при рождении имеют физиологическую дальнозоркость размером в 3 диоптрии.

При дальнозоркости изображение фокусируется за сетчаткой, а не на ней. Характерно, что малыш при данной патологии плохо видит предметы, находящиеся возле него, но при этом может хорошо рассматривать объекты на расстоянии. Однако, стоит знать, что при запущенном состоянии, при высокой степени дальнозоркости малыш будет одинаково плохо видеть, как вблизи, так и вдали.

Для лечения дальнозоркости используют несколько методов:

  1. Малышу будут назначены специальные очки или же контактные линзы.
  2. Комплекс методик, который будет сопровождаться игровыми процедурами. Данное лечение может назначаться до четырёх раз за год.

Амблиопия

Случается, что ребёнок одним глазом видит хуже, чем вторым. Такая ситуация возникает вследствие нарушения взаимодействия органов зрения с отделом мозга, отвечающим за этот орган чувств. У малыша теряется бинокулярное зрение, он видит чёткую картину только одним глазом, изображение, которое формируется на сетчатке, становится не таким чётким и недостаточно объёмным.

Такое явление чаще всего встречается у детей в раннем возрасте, при этом один глаз формирует неправильную картинку, из-за чего со временем мозг отказывается задействовать нерабочий аппарат. Если упустить момент своевременного выявления и лечения данной патологии — это может привести к большим проблемам в развитии зрительного органа.

Амблиопия , так называется данное отклонение, может иметь 4 типа в зависимости от причин возникновения:

  1. Рефракционная. Является следствием неправильного формирования изображения на сетчатке глаза, нередко возникает вследствие отказа от очков при близорукости или дальнозоркости.
  2. Дисбинокулярная. Развивается, как последствие косоглазия.
  3. Обскурационная. Имеет генетическую предрасположенность, также может развиваться при врождённой катаракте.
  4. Анизометропическая. Может медленно развиваться. В случае, если зрение одного глаза всего лишь на диоптрию или две хуже, чем у другого.

Что же делать, если вы заметили, что у вашего ребёнка присутствует данная патология? В первую очередь, важно вовремя заметить эту болезнь и начать лечение на ранней стадии. Ни в коем случае не думайте, что амблиопия пройдёт сама по себе. Первое, что сделает офтальмолог — обследуют малыша. Это необходимо для того, чтобы выяснить истинные причины развития данной патологии. Когда станет известно, что послужило данному процессу, врач назначит консервативное или же в редких случаях оперативное лечение. Оперативное назначается в случае необходимости замены хрусталика.

Консервативные методы будут представлены следующими процедурами:

  1. Метод окклюзии. Для этой процедуры необходимо глаз, который видит качественнее, чем второй, закрывать с помощью специальных повязок.
  2. Искусственное ухудшение зрения рабочего глаза за счёт использования специальных линз или капель.
  3. Оптико-физиологическая терапия.
  4. Лечение с помощью компьютерных программ.
  5. Коррекция зрения с помощью очков, специально для этого предназначенных.
  6. Аппаратное лечение, лазерная электростимуляция.
  7. Гимнастика для глаз, специальные упражнения.

Прочитав статью, вы выяснили, что существует, как минимум три причины ухудшения зрения ребёнка. Очень важно своевременно заметить, что в организме малыша произошли определённые изменения. Ранняя диагностика помогает быстрее излечить карапуза. Также стоит не забывать о профилактических мерах, чтобы заранее предупредить возникновение отклонений в работе органов зрения (конечно, если не имеет место наследственный фактор). Заботьтесь о зрении ваших детей ещё с пелёнок, помните, что важно ограничивать просмотр телевизора, сидения перед экраном монитора и в принципе не перенапрягать зрение без перерывов на отдых. Будьте здоровы!

Как оценить состояние зрения у младенца? Исследование зрения у детей первых лет жизни несет значительные затруднения. Функции зрительной системы у маленького ребенка развиты не до конца и стремительно совершенствуются на протяжении первых трех лет. Каждой маме очень важно определить все ли хорошо со зрением у ее крохи, чтобы при необходимости вовремя обратится за медицинской помощь для своевременного устранения патологии.

Ребенок не рождается слепым. Он может отличать свет от тьмы, то есть развито световое восприятие. Неделя за неделей происходит развитие других параметров зрения: острота зрения, восприятие цвета, бинокулярное зрение, поле зрения.

Когда ребенок начнет смотреть, фокусировать своё внимание на объектах?

На 2-3 неделе жизни можно заметить, что ребенок кратковременно фиксирует свой взгляд на источнике света или яркоокрашенном предмете. Если яркую игрушку перемещать, то глазки кратковременно следят за ней.

Можно судить, что у младенца в возрасте 4-5 недель хорошее зрение, если он подолгу удерживает взгляд на источнике света или ярких, контрастных объектах.

Полноценная фиксация взгляда и слежение за движением происходит в 2 месяца. Тогда же формируется центральное зрение. Младенец начинает замечать грудь мамы.

В 4 месяца появляется направленный взгляд. Ребенку показывают яркие игрушки на разных расстояниях – он следит за их движением. В 4-6 месяцев малыш издалека узнает мать, о чем свидетельствует его оживленность поведения и улыбка.

На 7-10 месяцах появляется возможность различать геометрические фигуры (шар, куб, пирамида). В 2-3 года – нарисованные фигуры. Нормальное зрение появляется уже тогда, когда пора идти в школу.

Цветовое зрение появляется примерно в 2-6 месяцев.

Как понять не слепой ли ребенок?

Чтобы оценить зрение ребенка, когда он еще не может говорить, очень важно следить за его поведением и реакцией на происходящее.

Переубедится, что у малыша присутствует зрение на практике новоиспеченным мамочкам можно разными способами. Проще всего посмотреть на реакцию зрачков при попадании яркого света на глаза – зрачки должны сужаться .

В возрасте одного месяца можно взять красный шар или игрушку диаметром 4-5 см, разместить ее перед глазами крохи на расстоянии 30-40 см. Если малыш установит свой взгляд на предмете, медленно переместить его сначала в одну сторону, потом в другую. Младенец в возрасте 1 месяца с нормальным зрением будет следить за шаром. Но не переутомляйте ребеночка, не играйте долго в такую игру, иначе он отреагирует негативным раздражением нервной системы.

Тревожные симптомы, на которые нужно обращать внимание

Нужно обращать внимание на размеры глазных яблок. Они должны быть одинаковыми и не быть чрез меру большими или маленькими. Увеличение размеров глаза свидетельствует о заболевании под названием глаукома, при котором в случае отсутствия лекарственной терапии зрение теряется. Также симптомом этой болезни есть помутнение роговицы.

Второе, что может заметить мама, это цвет и диаметры зрачков, реакция их на свет. Зрачки на обоих глазах должны иметь одинаковые размеры. Реакция их на свет у новорожденного выражена не так интенсивно, как у взрослого человека, но все же она присутствует. Следует забеспокоиться, если зрачок хотя бы одного глаза не меняет свои размеры при попадании света на глаз. Серый или белый цвет зрачка свидетельствует о наличии врожденной катаракты.

Всем родителям нравится фотографировать своих детишек, и никто не любит, когда зрачки засвечиваются. А зря! Статистика показывает, что такое опасное заболевание как ретинобластома в большинстве случаев выявляли именно с помощью фотоаппарата. При этом заболевании, зрачок больного глаза на фотографии сделанной со вспышкой, не светится красным цветом, а здоровый зрачок глаза — светится. Нужно обращать на это внимание и чаще фотографировать детей.

Обязательно следует обратиться к специалисту, если вы заметили следующие проявления :

    нет реакции на свет зрачка (уменьшение диаметра) одного или двоих глаз;
    ребенок не реагирует на движение игрушек перед глазами в возрасте больше двух месяцев;
    разный размер зрачков по сравнению друг с другом;
    присутствуют вращательные движения глазных яблок;
    цвет зрачка серый или белый;
    глаза увеличены в размерах (выпуклые);
    глаза слишком чувствительны к свету, постоянно закисают, слезятся.

Как быть в случае косоглазия?

В первые 2-4 месяца жизни ребенка развитие нервных центров, которые управляют глазодвигательными мышцами, еще не завершено, поэтому оба или один глаз периодически могут косить. Если отклонение глаза сильное и постоянное, следует навестить специалиста и начать лечение как можно раньше. Корректирующие очки позволяют носить уже с шестимесячного возраста . Также нужно делать гимнастику, применять оклюзию, то есть закрытие лучше видящего глаза — для стимуляции зрения пораженного глаза.

Что делать если ребенок не видит?

Если появились малейшие подозрения на то, что ребенок не видит, нужно срочно посетить офтальмолога. Только он сможет разобраться с ситуацией и дать нужные советы.

Помимо медицинских мероприятий можно немало сделать родительской лаской и правильным уходом. Родителям нужно как можно больше внимания посвящать крохе. Следует развивать слух, вестибулярный аппарат, тактильные ощущения, двигательную функцию.

Важно стимулировать, развивать и поддерживать ту часть зрения, которая осталась у малыша. Делать условия, чтобы ребенок видел свет разной яркости, контрастные, разноцветные предметы разной насыщенности. Использовать фонарики, лампы, светящиеся игрушки, картинки. Следует часто выкладывать ребенка на живот.

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать "жалобы" от своих знакомых: дескать, "так хотели девочку, а родился мальчик"? Но с таким "разочарованием", как правило, быстро свыкаются и малышом своим гордятся - какой умненький, милый, красивенький. Все свои лучшие надежды мы связываем с ребенком. Лишь бы был здоров!

А если нет? Если ребенок с рождения инвалид, то привыкнуть к этому родителям невозможно. Сколько семей застало врасплох это известие! Чувство собственной вины, слезы, паника - это первая реакция на то, что ваш малыш не такой, как другие. Но ведь это ВАШ малыш! Ведь вы его любите, и у этой любви существует надежный союзник - знания. О том, как растить малыша, если он не такой, как другие, мы беседуем с детскими психологами НИИ педиатрии НЦЗД РАМН Ольгой Борисовной ПОЛОВИНКИНОЙ и Светланой Борисовной ЛАЗУРЕНКО.

КОГДА молодые мамы узнают о врожденных заболеваниях малыша, это звучит для них как приговор. Чувство собственной вины ("ведь это же я виновата, что он нездоров"), обида на весь мир ("ну за что мне такое наказание"), безысходности ("ничего теперь не исправить...") - такие мысли способны привести к сильнейшей депрессии даже самую сильную женщину.

Вторая беременность Марины протекала нормально. Врач, регулярно наблюдавший ее, не находил никаких отклонений. Роды прошли успешно, на свет появился долгожданный малыш. И все, казалось, было замечательно, пока у маленького Алеши не обнаружили серьезные проблемы со зрением - мальчик реагировал лишь на яркие вспышки света. Марина плакала практически постоянно - крохотный человечек, который за несколько месяцев стал таким родным, почти слепой...

Стоп, стоп! Слезами, причитаниями и паникой в этом случае никому не поможешь - ни себе, ни ребенку. Жизнь продолжается, и давайте вместе противостоять стечению обстоятельств, удару судьбы и неутешительным прогнозам врачей.

Вернемся к самому началу. Вынашивая своего ребенка, женщина общается с ним, обещает любить, заботиться, строит планы на будущее. Почему же, узнав о том, что ребенок болен, многие мамы забывают об этих своих обещаниях? Почему для нас так важен некий "знак качества"?

Никто не спорит, больной ребенок - это испытание. Но жизнь, как известно, состоит не только из радостей, нужно уметь принимать от жизни все: и радости и беды - ведь так? Вот ваш малыш, он уже родился, он уже у вас есть, если хотите - это дитя послано вам свыше. Младенец еще не знает, что он не такой, как все, что он не угодил кому-то (неужели вам - маме?). Самое главное - он-то вас уже любит, уже улыбается вам! И эта ваша взаимная любовь способна на многое. Вы должны искренне в это поверить!

С первых дней, первых минут жизни младенец познает мир. Ребенок видит изображение, слышит звуки, чувствует запахи, трогает предметы - так в его сознании формируется представление об окружающем мире.

Конечно, малышу намного труднее, если хотя бы один анализатор (например, слух) неполноценный. Сколько информации недополучит ребенок, если он не видит или не слышит. Потерять зрение или слух в зрелом возрасте не так опасно, как прийти в этот мир без них. Ведь все, что мы видим и слышим, - это информация, которую воспринимает мозг. Если сигналы не поступают, определенные участки мозга остаются незадействованными, значит, возможны задержки развития (физического или интеллектуального). Неужели ребенок обречен на это? Ни в коем случае!

Он не может своими глазами увидеть - это факт. Но с вашей помощью - и только с вашей! - его руки, слух, обоняние могут заменить малышу зрение и восполнить недостаток информации о мире. Тогда он будет ориентироваться не хуже своих сверстников.

Дашенька родилась с патологией центральной нервной системы. У нее было существенно снижено зрение. Благодаря активной позиции родителей, которые просто не нашли возможным сидеть сложа руки и плакаться, а неукоснительно соблюдали рекомендации специалистов и вместе с ними - врачами и коррекционными педагогами - буквально вытягивали своего ребенка. Сегодня Даше два годика. Она практически не отстает в развитии от своих ровесников. Да, зрение у девочки снижено, но и этим остаточным зрением она умеет пользоваться, а во-вторых, это нормальный ребенок, который может так же играть, разговаривать, общаться и радоваться жизни, как и другие дети.

Не сдавайтесь, верьте в лучшее, несмотря ни на что. Для такой веры есть основания, поскольку речь идет о ребенке. Никто до сих пор не может сказать, что медицине известно все о человеке и его резервных возможностях, тем более когда речь идет о детях. И уж тем более когда даже с медицинской точки зрения не все еще потеряно и есть хоть какой-то шанс! Не сбрасывайте этот шанс со счета.

И в таких ситуациях особенно важно повышенное внимание к ребенку не только со стороны медиков, но и педагогов. Врачи могут с помощью лекарств остановить болезнь, если не полностью вернуть зрение, то хотя бы стабилизировать состояние. Иногда это максимум того, что может сделать медицина. Коррекционные педагоги еще и расширяют границы этого максимума - ребенка важно научить использовать свои потенциальные возможности наиболее полно.

Не упускайте ниточку!

ОЧЕНЬ часто мамы совершают огромную ошибку: зная, что ребенок почти ничего не различает визуально, они (сами того не осознавая) как бы "помогают" ребенку благополучно расстаться с этим последним шансом.

Раз малыш реагирует на свет (щурится, поворачивает голову в сторону света, к окну), значит, что-то он видит, значит, есть какая-то связующая ниточка! Так зацепитесь за нее и ни в коем случае не отпускайте!

Окружите ваше чадо всем ярким, необычным, пусть таких "цветных пятен" будет много во всей квартире. Раскрасьте мир вокруг малыша яркими красками, начиная с его комнаты и заканчивая собой, - пусть мамина кофточка будет ярко-зеленой, а губная помада - алой, а папе не грех вырядиться в синюю рубашку с оранжевым галстуком! Кстати, классический контраст черного и белого тоже может вызвать у малыша реакцию. Экспериментируйте!

Конечно, никто не гарантирует стопроцентного результата буквально на второй день. Но когда речь идет о вашем ребенке, нужно делать все, что зависит от вас, даже если на первый взгляд это кажется бесполезным.

Количество и качество

ЗАНЯТИЯМ с ребенком нужно отдавать максимум своего времени. А если его отбирает работа, бытовые хлопоты? Часто мамы не имеют возможности постоянно находиться с ребенком и поэтому, даже перепоручая малыша опытной няне или бабушке, испытывают чувство вины. На самом деле важно не то, сколько времени мама проведет с ребенком, а то, КАК она проведет это время. Ведь можно находиться с малышом 24 часа в сутки и не дать ему ровным счетом ничего.

Пусть реально вместе с ребенком вы можете провести лишь два часа в день! Тем важнее, чтобы эти два часа полностью были для него - это принесет пользу гораздо большую, чем день, потраченный впустую.

Это актуально абсолютно для всех детей: и больных и здоровых. Наверное, многим родителям знакома следующая ситуация. Уставшая и вымотанная на работе мама возвращается домой, и, несмотря на безграничное желание, сил заниматься с малышом нет. И вот, движимая чувством материнского долга, женщина вымучивает эти три часа, прежде чем уложить ребенка спать и наконец-то прилечь самой. Такие "жертвы" ни к чему. Куда лучше, вернувшись домой, из тех же трех часов один посвятить себе: принять ванну, выпить чаю, перекусить, отдохнуть, а уж потом оставшиеся два часа посвятить ребенку - с пользой и удовольствием для себя и ребенка.

Поиграем?

ИГРУШЕК сегодня продается море - и в магазинах, и на рынках. Какие выбрать, чтобы не только радовали глаз, но и для развития ребенка были полезны?

Для малыша с ослабленным зрением игрушки надо выбирать особенно пристально. Они должны быть прежде всего:

яркие,
контрастных цветов,
различные на ощупь,
звуковые, самых разнообразных звуковых диапазонов и способов извлечения этих звуков (погремушки, пищалки, свистульки, барабанчики),
световые (фонарики, мигалки).

Главное достоинство игрушек - разнообразие.

Бытует мнение, что специальные развивающие игрушки стоят дорого и мало кому доступны. Да, действительно, импортные развивающие игрушки да еще известных фирм влетят в копеечку. Но это отнюдь не значит, что без них - никуда.

Вполне достойной альтернативой могут стать самостоятельно изготовленные приспособления. Пригодятся любые подручные материалы - все, что гремит, шуршит, светится, мигает. Главное, привести их в "безопасную" форму.

Для развития слуха

обязательно должны быть звуковые игрушки. Речь идет не столько о мелодиях, сколько о разнообразии звуков. Слух должен получить как можно больше разноплановой информации. Пусть одна игрушка будет звенеть, вторая - пищать, третья - шелестеть.

Например, баночка с крупой звенит так, а миска с орехами - по-другому, а стучащие друг об друга ложки - совсем иные звуки. Само собой разумеется, что ребенка нельзя оставлять один на один с этими предметами, вы должны быть все время рядом!

Для развития осязания

давайте малышу "ощупывать" и даже пробовать на язык предметы разной формы и с разными поверхностями. Постарайтесь подобрать мягкие, пушистые, гибкие, твердые, гладкие, рельефные, теплые и холодные и т. д. Оглядитесь вокруг - у вас же полный дом "учебных пособий" и без всяких дополнительных затрат!

Для стимуляции зрения

игрушки и предметы необходимы самых разнообразных форм, размеров и цветов. Годится большой зеленый мячик, и красная бабочка, и желтая звездочка, светящаяся в темноте. Занимаясь с ребенком, используйте елочную мишуру, цветную бумагу, различные ткани с геометрическими рисунками.

Причем лучше всего, если с этими игрушками ребенок будет возиться на коврике, покрытом однотонной светлой тканью.

Для развития мелкой моторики

МЕЛКАЯ моторика - это точные движения пальцев рук под контролем зрения, что способствует развитию определенных отделов головного мозга человека. Эти упражнения необходимы для всех абсолютно детишек, не исключая и тех, у которых зрение или слух снижены. Более того, для них развитие мелкой моторики приобретает особое значение: чем точнее движения рук и пальчиков, тем полнее информация об окружающем мире.

Перебирать вместе со взрослым веревочки, ленточки разной толщины и структуры.

Застегивать-расстегивать пуговки, крючочки, "молнии", "липучки", специально нашитые на ткань.

Пусть ребенок вместе с вами перекладывает орешки, теребит мешочки с разной крупой, лепит из недоваренного риса, теста, пластилина, строит домики и башни из кубиков, но не обычных, а из кусочков сахара-рафинада.

Складывать самые различные мозаики.

Занятия с ребенком не предполагают исключительных способностей и огромного состояния, но требуют кроме знаний еще и фантазии, терпения, любви и веры в маленького человечка, который очень хочет вас радовать и улыбаться вам. И даже если вам иногда кажется, что уже нет сил, просто обнимите его... Ведь он, ваш ребенок, с вами и ждет от вас тепла. Он не хуже других детишек. Он чудесный малыш. Он ваш родной маленький человечек.

Что делать:

  • если ребёнок не видит границы строки;
  • много раз обводит одну и ту же букву;
  • буквы «корявые», с разным наклоном.

Проблема с почерком – довольно распространённая в начальной школе. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребёнка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук).

  • Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной тренировкой ещё до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому то просто необходимы. Выделите для них полчаса в ежедневном распорядке, но не занимайтесь этим во время приготовления уроков.
  • Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребёнок будет следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто писать как можно больше.
  • Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно – моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней – с внутренней стороны.
  • Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку (Одна клетка вправо, две вниз и т.д.). Придумайте рисунок сами или возьмите из специальной литературы. Увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в чёткие и уверенные.
  • Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок (пазлы), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов – спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.
  • Многие из женских занятий очень полезны и мальчикам. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать. Поможет и традиционная мужская работа – забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.

Особые случаи

Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у ребёнка координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные игры (например, с мячом), танцы, гимнастика.

Если, несмотря на все усилия – ваши и ребёнка, не удаётся выработать красивый почерк, возможно, придётся обратиться за помощью к детскому невропатологу.

Особенно нужна такая консультация, если речь идёт не просто о недостаточно красиво выписанных буквах, а о более существенных проблемах. Например, ребёнок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы располагаются на одной линии, а к концу строчки сползают вниз. Такие деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной координации, а она может быть следствием функциональных и органических нарушений головного мозга.

Что касается ребёнка, пишущего левой рукой, вовсе не обязательно, что у него будет плохой почерк. Если у него нормальная координация движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с почерком не будет. Просто среди левшей больше мальчиков, а им аккуратность в письме, как уже говорилось, менее свойственна, чем девочкам. Грамотный учитель начальной школы знает, как нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты посадить, как помочь ему расположить тетрадь и т.д. Сейчас выпускают специальные прописи для левшей.

Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

Упражнение 4. На столе лежит 10-15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение 5. Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение 6. Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди.

Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывать ручку в правую руку и т.д.

Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекладывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Работа в тетради

Если есть проблемы с почерком, стоит поработать в тетради в косую линейку .

Чем писать?

Начинаем писать карандашом:

  • он должен быть не очень мягким (ТМ);
  • стандартной длины (никаких коротких карандашей);
  • гранёным;
  • без ластика;

Если ребёнок неправильно держит карандаш – использовать наконечник – корректор.

Почему начинаем писать карандашом?

  • написанное можно стереть;
  • не надо зачёркивать;
  • пусть ребёнок привыкает к чистым страницам;
  • карандашом легче отрабатывать каллиграфическое написание букв.

Очень хорошо, если какое-то время ребёнок будет писать карандашом, особенно в классе. Ошибки ему отмечают на полях, он сам их находит и исправляет.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Поэтому хорошо если:

  1. место «хватки» пишущего предмета будет покрыто рёбрышками или «пупырышками»;
  2. но ещё лучше , если ученику эту самую ручку удобно держать, а для этого корпус её должен быть трёхгранным.

Если вы не нашли ручку, чтобы в ней были совмещены два «удобства», то купите:

  1. « пупырчатую » ручку
  1. « треугольный » карандаш

Списывайте в течение некоторого времени (2-3 недели) по одной строке в день в тетради в клеточку (по одной букве в клетке, буква должна занимать клетку целиком).

Литература :

О.С.Ильичёва, Г.М.Зегебарт Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Генезис , 2013 г

Т.А.Воробьёва, Т.В.Гузенко 50 уроков для подготовки руки к письму. Литера , 2014 г.

О.Узорова, Е.Нефёдова 350 узоров. Тренируем руку. Астрель-АСТ , 2010

Т.В.Шклярова Прописи. М.: Грамотей, 2011

С.Ф. Дубнова, И.А.Паншина Прописи для леворуких детей. М.: Печатный двор, 2001