Что такое всесторонне развитая личность. Разносторонняя личность

По моему мнению, она включает в себя развитие трёх основных видов интеллекта:

1) IQ (логического интеллекта) который, выражается в совокупности энциклопедических знаний, умении решать задачи по шаблону, способности анализировать и синтезировать, строить последовательные логические цепочки выводов, доказывать;

2) EQ (эмоционального интеллекта) – умение строить отношения, способность к целостному виденью, способность к образному, стратегическому, пространственному, масштабному, творческому, дивергентному и латеральному мышлению, музыкальность, художественность, метафоричность, чувствительность, чуткость, эмоциональность, умение мечтать, планировать, воображать;

3) PhQ (физического интеллекта), развитость мышц тела, гибкость тела, ловкость тела, умение владеть своим телом и умение управлять своим здоровьем.

Здесь мы видим зоны влияния нашей ЦНС: IQ – левое полушарие, EQ – правое полушарие, PhQ – спиной мозг. Так вот, у гармоничной личности эти зоны работают слажено, согласовано, целостно, целенаправленно и сонаправленно. То есть они в человеке не только существуют и высоко развиты, они ещё и хорошо взаимодействуют друг с другом. Поэтому у такого человека личная эффективность выше в разы. Это о том, что целое – это не совокупность его частей, это гораздо больше.

Итак, всесторонне развитие – это для меня развитие трёх основных видов интеллекта через их проявления в человеке, а гармоничное развитие – это взаимодействие, как внутреннее, так внешнее. О гармонично развитом человеке говорят, что он красивый, а отношения, которые он выстраивает, называют красотой человеческих отношений (по этимологии слова к-ра-сота – структура устремляющая к свету, к истине или дхарме, к РА). Личная эффективность в моём контексте означает – следование своему предназначению, раскрытие и использование во благо себя и окружающих своих задатков и выстраивание отношений, которые помогали бы осуществиться замыслам родившейся на Земле души.

Есть ещё один аспект гармоничности – это соответствие законам природы, частью которой мы, люди, являемся. Есть много разных интерпретаций законов природы. Мне наиболее близка та, что дана в универсологии как 5 универсальных закономерностей:

1) Закон дуализма, двойственности, полярных взаимодействий, единства и борьбы противоположностей;

2) Закон преемственности и подобия; как в вверху, так и в низу; по образу и подобию моему; как внутри, так и снаружи; закон зеркала жизни;

3) Закон причинной обусловленности; закон кармы; закон причины и следствия; закон сохранения энергии; закон перевоплощения, трансформации, реинкарнации;

4) Закон цикличности, закон поступательных циклов, закон развития и деградации;


5) Закон альтернативности; закон свободы выбора; закон пространства вариантов.

Как мне видится, по этим закономерностям живёт сама Природа, должны жить и мы!

По каждому из этих закономерностей можно прочитать отдельную лекцию, но лучше для начала осмыслить их и понять самому. Найти примеры из жизни, попробовать опровергнуть либо подтвердить, побеседовать с разными людьми о них. Такой опыт возвращает к природе вещей, к гармонии. Эти закономерности было бы полезно знать каждому человеку, их полезно было бы преподавать в школах. Почему? Да хотя бы потому, что цель системы должна соответствовать целям надсистемы, она не должна противоречить целям надсистемы, а самые жизнеспособные цели будут те, которые способствуют развитию надсистемы. Если же происходит обратное, то надсистема начинает воспринимать эту систему как чужеродную и старается её локализовать и, в конечном счёте, от неё избавиться. Либо погибает сама вместе с чужеродной системой.

Было бы здорово, если бы люди в основной своей массе понимали это и стремились жить в гармонии со своей ближайшей надсистемой – Природой планеты Земля. Я очень надеюсь, и даже уже вижу, как осознанность человечества растёт с каждым днём, как всё больше и больше людей начинают жить и уже живут, вернув себе эту гармонию!

  • 9. Связь педагогической теории с практикой учебно-воспитательной работы
  • 10. Закономерности педагогического процесса
  • 11. Педагогическое исследование и его методы
  • Эксперимент как метод педагогического исследования
  • Другие методы педагогического исследования
  • 12. Особенности использования различных методов в педагогическом исследовании
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIi. Человек как предмет воспитания
  • 1. Изменения ребенка в процессе развития
  • 2. Биологические и социальные факторы в развитии человека
  • 3. Собственная преобразующая деятельность человека - важный фактор формирования личности
  • Факторы, воздействующие на развитие человека
  • 4. Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды
  • 5. Индивидуальное и общее в развитии ребенка
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIii. Цель воспитания как педагогическая проблема
  • 1. Система целей воспитания
  • 2. Всестороннее и гармоничное развитие личности - общая цель воспитания
  • 3. Содержание понятия «всестороннее развитие личности»
  • 4. Формирование у воспитанника научного мировоззрения
  • 5. Цель воспитания в современных педагогических учениях Запада
  • 6. Общая и индивидуальная цели воспитания
  • 7. Цель воспитания и содержание образования и воспитания
  • Вопросы и задание
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIv. Педагогический процесс
  • 1. Педагогический процесс - процесс продвижения к цели воспитания
  • 2. Основные функции педагогического процесса
  • 3. Структура педагогического процесса
  • 4. Педагогический процесс - сложная социальная система
  • 5. Педагогический процесс - динамичная развивающаяся система
  • Вопросы и задания
  • ГлаваV. Сущность воспитания
  • 1. Положение о социальной природе воспитательного процесса - теоретико-методологическая основа воспитания
  • 2. Учение об условно-рефлекторной деятельности - естественно-научная основа процесса воспитания
  • 3. Воспитание - процесс двусторонний
  • 4. Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком
  • 5. Перевоспитание и самовоспитание
  • 6. Противоречия как движущие силы воспитания
  • 7. Оценка результатов процесса воспитания
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваVi. Средство воспитания как педагогическая категория
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваVii. Общение как средство воспитания
  • 1. Социальная основа общения
  • 2. Особенности педагогического общения
  • 3. Педагогическое общение в разные возрастные периоды воспитанников
  • 4. Реализация основных функций педагогического общения
  • 5. Этапы (стадии) структуры процесса педагогического общения
  • 6. Условия эффективности педагогического общения
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваViii. Учение как средство воспитания
  • 1. Базовые компоненты учения
  • 2. Учение как процесс целенаправленного освоения учеником природного и социального мира
  • 3. Этапы учения
  • 4. Виды учения
  • 5. Обучение как процесс организованного и контролируемого учителем учения
  • Порядок действий по распознаванию вида простого предложения
  • Поэтапное формирование умственных действий (теория обучения п.Я. Гальперина)
  • 6. Проблемное и программированное обучение
  • 7. Условия эффективности учения как воспитательного средства
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIx. Роль игры в воспитании личности
  • 1. Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
  • 2. Дидактические игры
  • 3. Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
  • 4. Условия эффективности игры как воспитательного средства
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваX. Труд как средство воспитания
  • 1. Труд - высший тип человеческой деятельности, имеющий общественный характер
  • 2. Роль физического труда в воспитании
  • 3. Интеллектуальный труд
  • 4. Труд душевный
  • 5. Сочетание различных видов труда как условие успеха в формировании личности
  • Труд как средство воспитания
  • Вопросы и задания
  • ГлаваXi. Методы осуществления педагогического процесса
  • 1. Методы воспитания как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников. Классификация методов педагогической деятельности.
  • 2. Проблемные методы как оказывающие наибольшее формирующее влияние на личность воспитанника
  • 3. Условия педагогизации методов деятельности учителя (воспитателя)
  • Классификация методов обучения
  • Практические методы
  • 4. Методы, используемые во внеклассной воспитательной работе - общие методы воспитания
  • Общие методы воспитания
  • Методы организации деятельности
  • Методы формирования сознания
  • Методы стимулирования
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваXii. Формы и принципы организации педагогического процесса
  • 1. Классификация форм организации педагогического процесса
  • Формы организации обучения
  • 2. Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе
  • 3. Другие формы организации учебно-воспитательной работы
  • 4. Формы внеклассной воспитательной работы
  • 5. Принципы конструирования форм организации педагогического процесса
  • Развитие ученического коллектива
  • Задания
  • Рекомендуемая литература
  • Заключение
  • Селиванов Владимир Семенович
  • Глава II. Человек как предмет воспитания 20
  • Глава XII. Формы и принципы организации педагогического процесса 159
  • 3. Содержание понятия «всестороннее развитие личности»

    Маркс определил содержание всестороннего развития личности как цели воспитания следующим образом: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»*. В дальнейшем представления о содержании понятия «всестороннее развитие личности» конкретизировались и расширялись в соответствии с изменениями в общественно-экономическом и культурном развитии. Сейчас в это понятие включаются следующие элементы.

    * Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- М., 1960.-Т. 16.- С. 198.

    Физическое воспитание - это целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания - обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение воспитанниками знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.

    Умственное воспитание - специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. В школьном возрасте развитие мышления обеспечивается усвоением знаний основ наук в школе, использованием методов учебной работы на занятиях в школе и дома, которые стимулируют самостоятельную творческую деятельность учащихся.

    Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков.

    Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной трудового воспитания является политехническое образование - усвоение воспитанниками знаний об основах современного производства, разнообразии видов энергии, используемых в народном хозяйстве, и выработка умений и навыков работы с доступными детям орудиями и механизмами. Это дает возможность обоснованно проводить работу по профессиональной ориентации. Основа трудового воспитания школьников - учебные занятия в школе и дома, разнообразные виды их общественно полезного труда и труда по самообслуживанию.

    Эстетическое воспитание - это целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве. В школе воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется прежде всего в ходе изучения основ наук. Среди них важное значение имеют занятия на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, а также занятия в кружках, секциях, клубах художественно-эстетической направленности. Организация жизни, быта воспитанников, их окружения в соответствии с требованиями эстетики, обеспечение наряду с этим высоконравственной обстановки общения, труда, жизни имеют не менее важное значение в эстетическом воспитании, чем художественное просвещение и обучение.

    Идейно-политическое воспитание - формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. По поводу возможности и тем более необходимости подобного рода воспитательной работы в последние годы выдвигаются возражения: политические убеждения человек должен вырабатывать сам, он должен быть свободен в своих политических взглядах. Но в такой же мере это относится и к эстетическим, трудовым и другим взглядам и убеждениям человека. Речь идет не о принудительном внедрении в сознание воспитанника определенной идеологии (хотя в любом государстве работа средств массовой информации подчинена этой цели), а об оказании помощи детям в ориентации в общественной жизни, в деятельности основных общественных институтов: органов управления государством, правосудия, законотворчества и др. Важнейшая задача идейно-политического воспитания - формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой является широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире.

    Учитывая отрицательное отношение многих к термину «идейно-политическое», сформировавшееся в результате уродливо односторонней многолетней направленности этой работы в нашей стране в недавнем прошлом, в некоторых педагогических пособиях этот термин заменяется на «гражданское воспитание». Вряд ли стоит это делать в угоду конъюнктуре: человек был и всегда будет существом общественным, а общественная жизнь - политизированной. Устранять от участия в ней школу, оберегать от нее детей - значит оказывать им медвежью услугу. Кстати, во всех цивилизованных странах этому направлению воспитательной работы придается большое значение.

    Осуществляется идейно-политическое воспитание не только в специально организованных формах работы (политинформации, обсуждение политических событий и др.), но и на уроках всех учебных дисциплин, особенно гуманитарного цикла, среди которых наиболее важное значение занимают история, литература и некоторые другие.

    Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей. Особую актуальность экономическое воспитание приобретает в связи с переходом к рыночным отношениям: для каждого члена общества становится необходимым знание разнообразия форм собственности, возможностей участия в финансово-хозяйственной деятельности и получения честно заработанной прибыли как источника личного и общественного благосостояния. Важной задачей экономического воспитания является формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предприимчивость. В их основе - экономические знания, первоначальные навыки хозяйствования, в том числе участие в работе детских хозяйственных объединений (хозрасчетных бригад, кооперативов, ассоциаций, индивидуальной работы с использованием средств труда на основе окупаемости и получения прибыли). Пути и способы экономического воспитания школьников разработаны пока недостаточно, но ясно, что его осуществление должно быть связано прежде всего с организацией специальной деятельности детей по приобретению экономических знаний под руководством учителей и воспитателей и выработкой навыков финансово-хозяйственной деятельности. Особую роль в этом должны играть уроки трудового обучения, усвоение школьниками экономических знаний при изучении обязательных и факультативных курсов соответствующей направленности.

    Экологическое воспитание - это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. Необходимость экологического воспитания актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воздействия человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже одного человека способны нанести ей существенный, а в некоторых случаях и невосполнимый урон. Бытовавшее до недавнего прошлого представление о природе как безграничной кладовой с неистощимыми ресурсами средств существования человека оказывается неверно в эпоху научно-технической революции. В этих условиях знаний, полученных при изучении биологических дисциплин, становится недостаточно для оценки истинного соотношения человеческой деятельности и состояния природной среды, биосферы в целом. Воспитание у каждого человека чувства ответственности за состояние природных сообществ, причастности к делу сохранения экологического равновесия и преодоление утилитарно-практического отношения к природе является задачей экологического воспитания.

    Еще в детстве услышал фразу, она мне понравилась: «Одностороннее развитие приводит к недоразвитости». Американцы, которые так гордились узкой специализацией и своими узкими специалистами, столкнулись с интересным парадоксом наших советских специалистов, уехавших туда.

    Оказалось, что человек, у которого одна специальность, какая бы она ни была узкопрофильная, и как бы хорошо он ни разбирался в этом своем профиле, значительно хуже решает какие-либо новые задачи, чем человек, который владеет двумя-тремя специальностями, а тем более – тремя-четырьмя. И чем менее связаны между собой эти специальности, тем эффективней широкопрофильный специалист ориентируется в нахождении новых подходов и решений. То есть, опять таки, человек с развитыми лепестками более успешен.

    Что же значит в нашем понимании Всестороннее Гармоничное Образование?

    Под Всесторонним мы подразумеваем пять основных сфер жизни человека.

    • Физическое развитие. Всем понятно, что если ребенок нездоров, то все остальное развитие переходит на больничный режим.
    • Интеллектуальное развитие. Это логика, общие знания о Мире, о себе. Умение работать со своим сознанием.
    • Социальное развитие. Общение, умение передать другим свои желания, мысли. Умение понимать других. Умение находить решения в ситуациях, связанных с другими.
    • Эмоциональное развитие. Это внутренняя сфера. Умение различать, управлять своими чувствами, эмоциями. Умение не поддаваться на провокации, манипуляции. А также умение определять чувства других, умение сопереживать, сочувствовать.
    • Духовное развитие. Или, как мы говорим для тех, кто боится религиозных и прочих сект, Морально-нравственное развитие (мы не религиозное и не политическое объединение). Это общечеловеческие ценности и законы. Это восприятие себя, как части Мирозданья.

    Гармоничное – это близко к музыке. Можно провести параллель с музыкальной гармонией, когда все звуки взаимосвязаны и выстроены таким образом, что создается целостная, красивая мелодия. Так и в человеке очень важна цельность. Начиная от внутреннего стержня ценностей и принципов и заканчивая мелкими привычками, внешними атрибутами.

    Всестороннее гармоничное развитие – это овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой-либо одной части. Всестороннее гармоничное развитие – это когда одно поддерживает другое. Перетекает, пронизывает, взаимодействует, усиливает. Без этого значительно труднее достичь полноценной жизни. Нужно гармонично развивать в первую очередь детей – самую благодарную почву для знаний. Вместе с тем, обучать детей эффективно можно лишь в том случае, когда с их родителями занимаются еще более активно, чем с детьми.

    Странное явление наблюдается повсеместно. Для всех совершенно ясно: человек, не умеющий читать или писать, не может обучить другого чтению или письму.

    Как же научить ребенка быть здоровым? Счастливым? Успешным?
    Вывод, на мой взгляд, очевиден…
    Личный пример ЗАРАЗИТЕЛЕН!

    СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

    Открытые мероприятия

    чт, 4 Апреля, 2019 - 17:15
    Одесса
    Обучение чтению
    Орфей, Центр интеллектуального развития
    1000 грн

    Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связывался с этими поня­тиями. Но что необходимо для счастья человека? При каких дей­ствиях он чувствует себя свободным? Для педагогики эти вопросы важны тем, что ответы на них раскрывают содержание цели вос­питания, следовательно, и содержание самого воспитания в зна­чительней мере.

    философия дает ответы на вопросы о сущности счастья и сво­боды, но единого учения об этических категориях в философии, как и в других науках, нет.

    Древнейшие философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, централь­ными качествами которой являются мудрость, здоровье, благо­родство. В «Диалогах» Платона мы находим утверждение, что сча­стливым может быть только человек мудрый. Мудрость же не толь­ко в философских рассуждениях, но и в правильном использо­вании вещей на основе знания, сочетающегося с умением что-то делать и пользоваться сделанным. Мудрости можно научиться, она не придет сама собой (см.: Платон. Диалоги. - М., 1986. - С. 113-135).

    Мудрыми, а значит, и счастливыми могут быть и мастер игры на флейте, и грамматик (мастер написания и прочтения текстов), и искусный кормчий, военачальник, врач и плотник. Трудолюбие как способность завершить избранное дело, как добровольная терпеливость и безупречная способность к труду тоже должны быть присущи человеку (см. там же. - С. 429).

    Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному (у Аристотеля мышление человека есть высшее блаженство, ра­дость жизни), составляло цель воспитания. Ее достижению служи­ло обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластич­ность тела, способность рассуждать, делать вычисления, укрепляло силу воли и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царивший в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и ду- х °вных качеств, совпадающей с понятием добра как цели вос­питания.

    В Средние века почти повсеместно на Земле господствовала подчинения и служения человека Богу. В значительной мере ^а в несколько измененном виде сохранилась и до нашего вре-

    е Ни. Различные религиозные учения - буддизм, магометанство, Рйстианство, иудаизм и т.д. - имеют свои особенности. Общим

    я Них в отношении цели воспитания является подчинение по-

    мыслов и дел человеческих служению Богу. Воспитание к н сформировать такую личность, которая все свои мысли и д ел ° посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной Жизни на небесах после перехода в другой мир. Счастье подлинное - в вечной жизни. Земная жизнь - лишь подготовка к ней. И она определена божественным проведением. Смирение, посвящение дел своих церкви, усердие в исполнении религиозных обрядов стойкость в вере и отстаивании ее интересов, надежда на боже­ственную помощь, спасение и понимание неотвратимости нака­зания за грехи. На этих положениях основано воспитание во всех религиозных школах.

    В эпоху Возрождения поэты и художники (Данте, Рафаэль и др.) вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе, провозглашению безграничных возможностей воли и разума личности в противовес учению об аскетизме и подчине­нии церкви. Великие географические открытия в астрономии и биологии дали мощный толчок развитию философии зарождаю­щейся буржуазии - философии активного преобразования мира, инициативы, предприимчивости, индивидуальной ответствен­ности.

    В этот период наблюдается возвращение к идее гармонично­го развития личности, которая в окончательном и философ-ско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он наиболее полно раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всесторон­нем и гармоничном развитии личности было развито советски­ми педагогами (Н. К. Крупская, А. В.Луначарский, А.С. Макарен­ко, В. С. Сухомлинский и др.).

    Обосновывается необходимость всестороннего и гармонично­го развития личности тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в эко­номике всестороннее развитие личности каждого члена обще­ства становится не благим пожеланием, а объективной потреб­ностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высо­кими требованиями технико-экономического развития к лично­стным качествам человека, а с другой - потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью при­способления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отно­шений.

    Личностно-психологической основой этой цели является е с " тественное стремление человека к совершенствованию и совер" шенству.

    Это справедливо считается необходимой основой для послеДУ" ющего освоения любой специальности.

    Cтраница 1


    Всесторонне развитая личность вовсе не совпадает с идеалом всестороннего потребителя. Сведение человеческих потребностей к потреблению вещей и зрелищ - следствие социального воздействия и отчуждения человека от реального процесса производства и от других людей, возмещением за что и служит вещь или развлечение. Истинно человеческое потребление состоит не в присвоении вещи, а в усвоении способа деятельности и общения с другими людьми, что сближает людей и предполагает активную самореализацию личности в творческом труде и общении.  

    Воспитание всесторонне развитой личности - длительный и сложный процесс, зависящий от материальных и культурных условий жизни, от глубины и размаха идейно-политической работы. Социалистическая идеология призвана формировать научное, реалистическое представление о характере решаемых задач, о путях к коммунизму, раскрывать преемственность в развитии советского общества, показывать связь высоких идеалов с насущными интересами людей, с решением повседневных практических задач и преодолением трудностей, утверждать единство слова и дела, мысли и действия.  

    Процесс воспитания всесторонне развитой личности сложен. Следует иметь в виду, что культурно-технический уровень рабочего класса, крестьянства и интеллигенции неодинаков. Здесь наблюдаются большие различия.  

    Сформулированный античностью идеал всесторонне развитой личности принимает соответствующее представлениям новой эпохи содержание. Мыслители Возрождения, проектирующие этот идеал, сами являли собой ярчайшее его воплощение.  

    Трудящийся должен развиваться как всесторонне развитая личность, которая активно участвует в управлении и постоянно обогащает свои духовные потребности. Потребительская психология не может быть присуща человеку социалистического типа.  

    Ведущую роль в формировании всесторонне развитой личности играет трудовая активность, с которой связано развитие производительных сил и производственных отношений, ускорение социально-экономического развития.  

    Осуществление основной цели - воспитания всесторонне развитой личности выдвигает ряд принципов, определяющих содержание и методы работы с читателями. Особенность и важность этой проблемы состоит в том, что она носит методологический характер. Определение принципов важно не только само по себе - в плане уяснения, что есть принципы - оно необходимо для более глубокого понимания многих других проблем работы с читателями.  

    Наука при социализме получает призвание быть средством производства всесторонне развитой личности, богатой в своих общественных проявлениях.  

    При социалистических производственных отношениях научно-техническая революция есть средство формирования всесторонне развитой личности, когда сознательно направляется ее общественное развитие. При социалистическом строе внутренние закономерности научно-технической революции проявляются в том, что наука выступает как производительная сила, которая находит свою область действия в опирающейся на теорию практике социалистического планирования. Такими производительными силами стали общественные науки, с которыми гармонически сочетаются науки естественные и технические.  

    Очевидно, что при такой структуре свободного времени процесс формирования всесторонне развитой личности специалиста значительно затруднен. Тем не менее общественное-производство все более ориентируется на такого специалиста, поэтому проблема свободного времени студента становится для высшей школы едва ли не столь, же актуальной, как и проблема учебного времени.  

    Вторая цель состоит в том, чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, всесторонне развитой личностью с коммунистическим мировоззрением, коллективистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Эта цель обычно обозначается как воспитательная цель школы и осуществляется не только (а зачастую и не столько) в самом учебном процессе, но и в специальном процессе воспитания, выносимом за рамки учебного процесса.  

    Эти задачи распространяются как на учебную и научную работу, так и на формирование всесторонне развитой личности и профессиональную подготовку студентов. Особенно существенным в этих задачах является психологический анализ актов педагогического воздействия, выяснение того, в каких случаях и почему был достигнут успех или неуспех в результатах учебной деятельности. Учение как специфический вид целенаправленной и специально организованной деятельности человека происходит на основе синтеза познавательных процессов, способностей человека и соответствующих уровней его развития. Система направленного учения физиологически относится к высшим формам познания, концентрирующим многообразные стороны высшей нервной деятельности.  

    Профсоюзным библиотекам, обслуживающим читателей по месту работы, принадлежит важная роль в воспитании всесторонне развитой личности, особенно в пропаганде производственно-технических знаний. На комплектование их фондов влияют, с одной стороны, задачи удовлетворения общего в интересах читателей, с другой - необходимость содействовать подъему производственно-технического уровня читателей, оказывать помощь производству. Более 50 % фондов профсоюзных библиотек составляет художественная литература. Большое место в них занимает литература общественно-политического содержания. Особое внимание уделяется комплектованию литературы в помощь производственному процессу предприятия, которое обслуживает библиотека. При комплектовании фонда профсоюзной библиотеки тщательно выявляют линии размежевания с технической библиотекой предприятия и определяют рамки координации по тематике, видам и типам изданий.  

    При этом важно не потерять из виду главный стратегический ориентир, указанный партией - формирование всесторонне развитой личности учащихся.  

    Физическая культура активно воздействует на формирование морального и духовного облика человека, а физическое совершенство является главным атрибутом всесторонне развитой личности. Научно технический прогресс, автоматизация производства, технизация быта облегчают труд, в то же время снижают физическую нагрузку на организм человека и лишают его здорового физического напряжения. В связи с этим возникают анатомо-физиологические диспропорции. Технизация среды создает известную опасность здоровью человека.