Чувства и эмоции новорожденных. Эмоциональное развитие новорожденного

Я. Дембовский (1959) отмечает, что новорожденный обладает тремя эмоциями: страхом (точнее было бы сказать - испугом), который обнаруживается при сильном звуке; гневом, как реакцией на стеснение движений, и удовольствием, возникающем в ответ на покачивание, а также на легкое поглаживание кожи. Что же касается выражения этих эмоций, то прежде всего у новорожденного возникает плач. Но у него бывает выражение, похожее на улыбку. Вероятно, это чисто рефлекторное явление, не связанное с событиями окружающего мира. Мне довелось наблюдать ребенка в возрасте около 10 дней, у которого прорезался даже хохот, продолжавшийся две-три секунды.

Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на самые разнообразные стимулы. М. Ю. Кистяковская (1946) отмечает, что если 3-4-месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого, то 5-6-месячные дети при приближении и обращении к ним другого взрослого, вместо того чтобы сразу улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем либо улыбаются, либо отворачиваются, а иногда могут и громко расплакаться.

Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова (1949) пишут, что до года улыбка появляется у ребенка почти исключительно на человеческое лицо или голос. Крик (испуг) в ответ на зрительные воздействия впервые появляется при дифференцировании знакомого человеческого лица от чужого человека или маски.

Формы реагирования, связанные с плачем и улыбкой, по-видимому, универсальны и отражают процесс созревания нервной системы (Emde et al., 1976). Даже у детей, рожденных слепыми, наблюдается та же последовательность событий (Fraiberg, 1971). Примерно в два с половиной месяца у младенца появляется социальная улыбка, которая обращена к другому человеческому лицу. Малыши с готовностью улыбаются и реагируют движениями всего тела на приближающегося к ним человека.

С этого момента ребенок требует социальных контактов, в результате чего появляется новый вид эмоционального реагирования - формирование аффективно-личностных связей. Они закладываются в первые полгода жизни ребенка, чему способствует развитие у него средств экспрессии. В начале младенец выражает свои аффекты беспокойными движениями или неподвижностью. Затем подключаются мимика, звуки и телесные движения.

Меняется и характер голосовой экспрессии. На протяжении 1-го месяца крик ребенка выражает только его недовольство, причем звуковой состав этого крика сходен с интонациями обиды и недовольства взрослых. На 2-м месяце появляется спокойное «гуление», на 3-м - звуки радости, а позднее - смех (Тонкова-Ямпольская, 1966). Правда, по другим данным, ребенок впервые начинает смеяться в возрасте 5-9 недель (Church, 1966; Maior, 1906; Wolff, 1966). Стимулы, вызывающие смех, с взрослением младенца меняют свое значение. Дети 10-12 месяцев, как показали Л. Сроуф и Дж. Вунш (Sroufe, Wunsch, 1972), гораздо чаще смеялись в ответ на зрительные и социальные стимулы, тогда как дети 7-9 месяцев - в ответ на тактильную и звуковую стимуляцию. Авторы объясняют это тем, что у более старших детей в понимании ситуации как смешной когнитивные процессы принимают уже большее участие. В среднем реакция смеха у детей возникала на тактильные стимулы - в 6,5 месяца, на слуховые - в 7 месяцев, на социальные (игра в прятки) - в 8 месяцев, на зрительные - в 10,5 месяца.

В 3-месячном возрасте младенцы уже «настроены» воспринимать родительские эмоции, и их поведение показывает, что они ожидают увидеть выражение эмоций на лице матери или отца. В эксперименте, когда родитель по инструкции должен вдруг сделать «каменное лицо» во время аффективного общения, младенец удивлялся, пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Если родитель продолжал делать безучастное лицо, поведение ребенка менялось. Он отворачивался в сторону, начинал сосать палец и выглядел страдающим (Tronic et al., 1978).

Характерно, что и мать «настроена» на восприятие выражения эмоций младенца и готова ответить на них заранее, до того, как эта эмоция проявится у младенца.

Д. Штерн (Stern, 1984) вводит в связи с этим термин «аффективная настройка», который означает способность матери соответствовать в своем поведении темпу и интенсивности проявлений младенца и его эмоциональному состоянию без буквальной имитации его поведенческой экспрессии. Все это способствует установлению взаимной аффективной системы обратной связи между ребенком и взрослыми, обеспечивающими его выживание (Basch, 1976; Call, 1984).

В первые полгода жизни ребенка аффективно-личностные связи проявляются как его стремление разделить со взрослыми свои положительные эмоции по поводу восприятия радующих воздействий (интересной игрушки, веселой музыки и т. п.). Сначала - это отслеживание визуальных признаков сопереживания, включение объекта восприятия и взрослого в единое поле зрения; несколько позже отмечаются более активные проявления: показ взрослому радующего предмета, ожидание ответных положительных эмоций.

Ко второй половине первого года жизни младенец проявляет умение пользоваться восприятием эмоций матери для того, чтобы проверять себя и получать поддержку (Mahler et al., 1975), а также по выражению ее лица ориентироваться, продолжать ли свои действия, когда ситуация становится незнакомой. Это аффективное взаимодействие называется «социальным соотнесением» (Emde, Sorce, 1983).

Во вторые полгода жизни аффективно-личностные связи проявляются не только в положительной, но и в отрицательной эмоциогенной ситуации (в незнакомом помещении, при встрече с посторонними взрослыми, при виде пугающего предмета и т. п.). Ребенок ищет у взрослого защиту, прижимается к нему, заглядывает в глаза.

В это время у детей внезапно появляются боязнь незнакомых людей и тревога отделения от родителя («тревога семимесячных»). Малыши, которые до этого улыбались и были приветливыми, в присутствии посторонних становятся робкими и настороженными. Перспектива остаться одним в незнакомом месте даже на короткое время вызывает у них сильное беспокойство. Они часто плачут и цепляются за родителя. По данным Г. Бронсона (Bronson, 1978) 9-месячные малыши, увидев незнакомца, иногда начинают плакать еще до того, как тот к ним приблизился. Боязнь незнакомых людей сопровождает ребенка почти до двух лет.

Как отмечают М. Эйнсворт (Ainsworth, 1967), Е. Маккоби и С. Фельдман (Масcoby, Feldman, 1972), младенцы, имеющие отношения исключительно с одним из родителей, склонны проявлять более сильную боязнь незнакомцев и тревогу отделения (последняя особенно проявляется при попадании детей в ясли, что показано в работе Дж. Якобсона и Д. Билль (Jacobson, Wille, 1984). Кроме того, эти виды тревоги появляются у них раньше, чем у детей, имеющих связи не только с одним родителем. По Р. Спитцу (Spitz, 1965), ребенок боится, что незнакомый взрослый разлучит его с матерью.

Имеется несколько подходов к объяснению механизмов негативной реакции ребенка на незнакомого человека. Одни психологи рассматривают ее как проявление более общей отрицательной реакции на все новое и неизвестное (Hoffman, 1974).

Однако экспериментально показано, что далеко не любое новое вызывает у ребенка отрицательную реакцию; например, незнакомый ребенок вызывает улыбку и интерес (Дж. Боулби). Другие авторы полагают, что дети боятся не незнакомого человека как такового, а его необычного, непохожего на материнское, поведение. Если незнакомец подражает поведению матери, то у ребенка страх не возникает (Р. Рахман, цит. по: Haith, Campos, 1977).

К. Кальтенбах и др. (Kaltenbach et al., 1980) показали, что приближения незнакомого взрослого к младенцам боятся и их матери, на основании чего они делают вывод, что боязнь незнакомца - общечеловеческая реакция, а не только маленьких детей.

И все же в отношении этого вида страха у малышей остается много неясного. Некоторые авторы приводят данные, согласно которым он вовсе не обязателен. В исследованиях С. Ю. Мещеряковой (1974), Г. Моргана и X. Рициути (Morgan, Ricciuti, 1969) показано, что такой страх возникает у малышей в основном в критических ситуациях - в незнакомой обстановке, в отсутствии матери, в тех случаях, когда незнакомец берет ребенка на руки и т. д. Если же ребенок находится на коленях у матери, то отрицательная эмоциональная реакция отсутствует, а у нормально развивающихся «домашних» детей наблюдается даже исследовательское поведение. С. В. Корницкой показано, что в детском саду привыкшие к обстановке, хорошо адаптированные дети не проявляют страха по отношению к незнакомым людям. Поэтому высказывается мнение, что возникновение страха незнакомого человека может быть следствием определенных отклонений в формировании личности и эмоциональной сферы ребенка. Возможно, что имеют значение и индивидуальные особенности психики ребенка, которые вследствие малого возраста детей с помощью диагностических методик не могут быть выявлены.

При недостатке ситуативно-личностного общения младенца с взрослыми аффективно-личностные связи не устанавливаются, что нарушает не только эмоциональное, но и общее психическое развитие ребенка. Это было показано в ряде экспериментов зарубежных авторов. Р. Спитц (Spitz, 1962, 1963), создавая свою концепцию взаимодействия матери и младенца, опирался на эксперименты Харлоу с детенышами обезьян, которых растили с использованием неодушевленных суррогатных матерей. Спитц отмечает, что отсутствие аффективного диалога между младенцем и суррогатной матерью имело разрушительные последствия для развития обезьяньих детенышей.

Такие же отклонения в поведении и развитии наблюдаются и у человеческих детей (Г. Крейг, 2000).

П. Янг (Young, 1961) модифицировал и уточнил схему К. Бриджеса (Bridges, 1932), в которой показано постепенное появление эмоциональных реакций у детей в течение первых двух лет жизни.

В этой схеме сомнение вызывает отнесение к эмоциональным реакциям младенца подозрительности, а также влечения к взрослым и детям. Подозрение - это интеллектуальная характеристика, это предположение, основанное на сомнении в правильности, законности, справедливости слов, намерений, поступков. Влечение, хотя и имеет положительную эмоциональную окраску, является потребностно-мотивационным образованием. Впрочем, такая нестрогость в отнесении психологических феноменов к эмоциональным реакциям присуща, как уже неоднократно отмечалось мною, многим авторам. Кроме того, в схеме отсутствует эмоция обиды, которая, по некоторым данным, появляется в возрасте пяти месяцев. Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии), то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка.

А. Джерсилд и Ф. Холмс (Jersild, Holms, 1935) показано, например, что если в возрасте от года до шести лет одни факторы (шум, падение, чужие объекты) перестают быть причиной плача, то другие, напротив, вызывают страх все чаще (образы живых существ, животные, темнота и одиночество).

Развитие эмоций у детей первого года жизни

23947

незримая эмоциональная связь между мамой и её ребенком не заканчивается после его рождения, а наоборот, усиливается! еще во время беременности женщина становится более чувствительной и у нее развивается интуиция. всё это помогает ей лучше чувствовать и понимать эмоциональные и физические потребности своего новорожденного малыша.

для ребенка очень важны первые впечатления от воссоединения сразу после родов. кроха нуждается в успокоении, мамином тепле и её защите. для этого маме достаточно взять малыша на руки, прижать к себе, нежно погладить, посмотреть ему в глаза, приложить к груди, прошептать ласковые слова. и тогда выражение его лица станет довольным и умиротворенным, а не потерянным и неудовлетворенным.

формирование и укрепление такой тесной привязанности мамы и малыша сложно переоценить. появившись на свет, малыш еще ничего не знает об окружающем его мире и о том, что ждет его в этом мире. он только начинает приспосабливаться к жизни вне мамы и познавать мир через свои ощущения. если кроха часто испытывает страдания - боль, голод, холод, одиночество - каким ему покажется мир?

скорее всего - равнодушным, неприятным, враждебным и опасным. а вот у крохи, который знает, что он любим и что он лучший, который ощущает поддержку и защищенность - наоборот, формируется базовое доверие к миру. малыш становится спокойнее и увереннее, гармонично развивается, активно воспринимает и познает мир, у него формируются положительные эмоции и качества личности.

период младенчества - время, когда ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. для нормального развития ребенка наряду с питанием, теплом, сном, чистотой и опрятностью, не менее важен его эмоциональный, телесный и социальный контакт с родителями, который будет давать стимулы для развития эмоций, интеллектуальной и физической сферы, а так же центральной нервной системы.

на первых порах у новорожденного малыша отсутствует ответная реакция на общение с мамой, плач ребенка обращен в никуда - это пока лишь рефлекторная реакция на дискомфорт. но, несмотря на это, взрослым необходимо обращаться с ребенком так, будто он уже готов включиться с ними в общение и ответить нам улыбкой.

именно благодаря нашей заинтересованности, разговорам, улыбкам и нежным прикосновениям, малыш к концу первого месяца уже начнет пытаться отвечать нам. вскоре вы увидите ответные действия вашего малыша: поднимание бровок, сморщивание носика, движения ручками и ножками, первые улыбки, разные звуки и т.п. всему этому малыш, конечно же, научится у вас.

со второго месяца младенец начинает испытывать потребность в общении, теперь он уже проявляет активность и осознанно использует плач - как сигнал «сос» и попытку воздействовать на маму. когда же мама склоняется над малышом и начинает с ним разговаривать - он отвечает ей улыбкой.

чуть позже, к 3-м месяцам, малыш начинает бурно демонстрировать свою радость от общения с мамой и другими взрослыми - он подолгу смотрит в глаза, улыбается, смеется, радостно гулит, размахивает ручками, перебирает ножками, выгибается всем тельцем. с помощью так называемого «комплекса оживления» малыш привлекает к себе ваше внимание. чем больше мама будет «провоцировать» «комплекс оживления», тем больше такая эмоциональная основа будет способствовать развитию двигательной, познавательной и голосовой активности малыша.

в 4 месяца малыш ищет взглядом взрослого и для привлечения его внимания издает призывные крики, между которыми останавливается, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. а когда к нему подходят и начинают разговаривать - перестает плакать, улыбается, оживляется, проявляет бурную радость, громко смеется и кричит, «поет», тянется ручками, пытается дотронуться, двигает ножками. появляется привязанность к близким людям, особенно к маме. малыш может сильно огорчиться, если мама вдруг прервет общение с ним и выйдет из комнаты.

к 5ти месяцам кроха научается узнавать знакомых и незнакомых ему людей. с малознакомыми людьми он насторожен, напряжен и даже может расплакаться. в связи с этим появляется очень сильная потребность в постоянной близости мамы - защитницы.

шестимесячный малыш может ясно выразить свое желание - он будет радоваться, визжать, громко смеяться, тянуться руками и всем телом, а при не желании что-либо делать (одеваться, умываться) - будет отворачиваться, плакать, отталкивать ваши руки. кроха хорошо различает настроение взрослых, реагирует на выражения лиц, повышенные тона и ссоры, даже если они обращены не к нему.

со второго полугодия общение ребенка с взрослыми строится на основе предметной и игровой деятельности. на первый план выходит познавательный интерес. кроха с удовольствием наблюдает и пытается повторять за действиями взрослого: как греметь , как стучать ложками, как включать свет, как вынимать из ящика и т.п. такими манипуляциями малыш может заниматься длительное время.

в 7 месяцев малыш уже четко различает знакомых и незнакомых людей. при виде чужих - хмурится и молчит, но в то же время они ему очень интересны. с близкими ему людьми - малыш спокоен и дружелюбен. не следует в этот период заставлять кроху общаться с малознакомыми людьми - дайте ему время внимательно рассмотреть «чужака» и попривыкнуть к нему, сидя на ваших руках.

семимесячный малыш очень требователен в своих желаниях и уже с этого момента можно заняться его воспитанием.

восьмимесячный малыш учится общаться и познает себя в общении. он подражает действиям взрослых, радуется и громко смеется, понимает смысл простых игр «ку-ку», «догню-догоню», всем интересуется, по ситуации понимает, что сейчас будем кушать, мыться или пойдем гулять. комплекс таких положительных эмоций помогает в развитии у малыша общих движений и речи. кроха открыто показывает свою привязанность к маме и старается её удержать подле себя. другие дети пока не очень занимают малыша, он их скорее воспринимает как «игрушки», чем как товарищей по играм.

к девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. усиливаются и проявления эмоций: малыш бурно протестует, ревнует, гневается, расстраивается, капризничает. понимает, что его хвалят, и очень любит это дело. у малыша возникает робость и стеснительность. контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, малыш не разрешает им до себя дотрагиваться. однако налаживание отношений все же может удаться благодаря любопытству крохи.

десятимесячный малыш с удовольствием воспринимает заигрывания взрослых, подражает им, играет в «ладушки», «сорока-белобока», «ку-ку» и др. в общении использует позы, жесты, мимику, интонацию, лепет. понимает, когда его хвалят или ругают.

в 11 месяцев малыш проявляет свои симпатии и предпочтения. например, очень радуется приходу определенных знакомых людей и огорчается их уходу. в гневе может начать плакать, кричать, пинаться и даже бить того, кто держит его на руках или находится поблизости. маленький человечек проводит всё время рядом с взрослыми, действует с ними или рядом с ними.

ближе к году эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется: усиливается чувство любви к маме, появляются дружеские отношения с другими людьми. кроха очень радуется, когда удается завладеть какой-нибудь запретной «штучкой» - папиным телефоном, бабушкиными очками или маминым кремом. с удовольствием протягивает и отдает маме, если та попросит. отчетливо видны темпераментные проявления.

как можно помочь малышу в развитии и утончении его чувств и эмоций

С самого рождения окружите своего кроху вниманием, лаской, нежностью и заботой.

Берите его на руки столько, сколько вам хочется, прижимайте к себе. смотрите друг другу в глаза и разговаривайте по душам.

Малыш то и дело будет подавать вам сигналы. следите за выражением лица ребенка, за его движениями, хотя он и маленький, но у него уже есть своё мнение - хочу - не хочу, нравится - не нравится.

Вносите в вашу жизнь побольше позитива, заряжайте малыша положительными эмоциями и старайтесь вызвать обратную радостную реакцию малыша - почаще улыбайтесь, смейтесь, веселитесь, шутите, играйте.

Закрепляйте хорошее настроение малыша - улыбайтесь ему, когда он улыбается и смейтесь, когда он смеется.

Поддерживайте и хвалите маленького человека в его начинаниях. будьте позитивны, иногда намного действеннее сказать «как хорошо ты умеешь уже собирать пирамидку», чем «посмотри, как неаккуратно ты собрал пирамидку».

Когда ребенок повторяет за вами - поощряйте его и показывайте, что вам это нравится.

Помните, что вы для ребенка - образец для подражания. малыш перенимает ваши эмоции и поведение, так что работайте над своими словесными выражениями и привычками, будьте последовательны и постоянны.

Объясняйте малышу его и ваши чувства, а так же чувства других людей: «ты расстроился, потому что тебе не дали поупражняться в разбивании тарелок…»

Не заостряйте внимание на расстройствах малыша, но и не игнорируйте их. если кроха, например, ударился, пожалейте его «тебе больно», погладьте, и тут же переключите на что-то другое или покажите, как преодолеть препятствие.

Для развития коммуникативных способностей малыша постарайтесь, чтобы у него был широкий круг общения.

Оставляя малыша на попечение близких ему людей - старайтесь не затягивать ваше с ним прощание.

Что нужно знать о развитии эмоций и формировании социального поведения малыша

18-20 дней

на лице ребенка, чаще во сне, возникает скользящая улыбка.

реагирует плачем и криком на внешние раздражители.

использует плач для удовлетворения своих потребностей.

у младенца формируется отношение к миру, в зависимости от того, как с ним обращаются.

1 мес.

появляется первая улыбка и радость в ответ на разговор взрослого.

проявляет интерес к окружающему.

способен выражать раздражение и обиду на несвоевременное выполнение его потребностей.

2 мес.

по выражению лица ребенка можно понять, доволен он или недоволен.

быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.

улавливает настроение взрослых - хмурится, если взрослый сердится.

длительно сосредотачивается на лице взрослого.

3 мес.

проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним или на показ .

отыскивает глазами того, кто говорит.

привлекает к себе внимание с помощью плача, громких звуков, хныканья, улыбок, жестов, беспокойных движений.

начинает смеяться.

становится спокойнее во время бодрствования.

4 мес.

«комплекс оживления» возникает быстро и легко.

громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.

ищет взглядом взрослого, рассматривает, радуется, тянется к нему.

сообщает о своих потребностях разными сигналами.

5 мес.

сопротивляется нежелательным действиям (одеваниям, купаниям).

эмоционально играет в игру «ку-ку».

улавливает ласковое (улыбается) и строгое (хмурится) обращение к нему взрослого.

радуется взрослому, тянется к нему, берет у него из рук .

отличает близких ему людей от чужих и выражено на них реагирует - улыбается или плачет.

6 мес.

улыбается знакомому человеку.

улыбается отражению в зеркале.

стремится к контакту с окружающими - привлекает к себе внимание, производя звуки, улыбаясь, глядя в глаза или с помощью языка тела.

ярко проявляет свои эмоции - кричит, издает радостные возгласы, смеется, хлопает в ладоши, хмурится, делает грустное лицо.

7 мес.

по-разному реагирует на членов семьи и посторонних (обнимается, прижимается, ласкается к

маме, а незнакомых людей долго изучает и присматривается к ним).

знает своё имя и имена-названия других людей (мама, папа, имена братьев - сестер и т.п.)

8 мес.

с интересом наблюдает за своим отражением в зеркале.

смотрит за действиями взрослого и подражает его мимике, интонациям, действиям (смеется,

Материал к занятию.

Александр Любимов


Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.

Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду - просто много.

И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции - как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.

Иллюстрация и реакция

Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция : ему сказали - он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация - это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.

Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения

И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать - они сообщают об «искренней» оценке ситуации, - то эмоции-иллюстрации стоит научиться показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.

При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» - мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» - они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем - показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Микровыражения

Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях - очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.

Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей - к правильным.

Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.

Вообще, сколько специалистов по эмоциям - столько и мнений, какие эмоции базовые.

На что смотреть

Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.

И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:

губы, брови, глаза.
Что женщина красят - на то и смотрим;).

Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.

Тренируемся

В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций - большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.

Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.

Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.

Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags : они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.

1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.
2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.
3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.
4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.
5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.
6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.
7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.
8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.
9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.
10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.
11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.
12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.

Значение эмоций

Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).

Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает - всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.

Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем - эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость : удовлетворена какая-то ценность.
Страх : будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление : произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство : нарушены какие-то ценности.
Счастье : основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием - оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль : были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе : потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт : есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение : поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение : ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.

Эмоции играют большую роль в жизни маленького человека, определяют мотивы его поведения. Хорошее настроение помогает малышу усваивать те или иные привычки, навыки. Положительные переживания активизируют физиологические процессы в организме, а отрицательные, наоборот, угнетают их. Не случайно врачи не рекомендуют кормить плачущего ребенка: обменные процессы, сокоотделение пониженные, пища хуже усваивается, закрепляется отрицательное отношение к еде.

Новорожденный начинает свою жизнь с крика.

Первый крик – результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик – это и первое проявление отрицательных эмоций (спазмы вызывают чувство стеснения). В данном случае трудно различить мышечную реакцию и эмоциональное отношение, так как у новорожденного нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в первые дни ребенок реагирует на неприятные ощущения, связанные с его потребностями в питании, сне, тепле. Причиной крика служат голод, мокрые пеленки... При правильном воспитании оглушительный крик младенцев незаметно переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции – плач, который становится естественным выражением всякого рода неприятных или болевых ощущений.

Положительные эмоции появляются позднее, на 2-м месяце жизни. Сначала это легкая улыбка, когда взрослый, склонившись над малышом, ласково разговаривает с ним. Ребенка нужно учить радоваться. Состояние комфорта, испытываемое малышом, когда он здоров, чист, накормлен, необходимо для его спокойного поведения, но само по себе вызвать радость не может. Главные условия возникновения положительных эмоций – общение с близкими людьми и познание окружающего мира.

С каждым днем дитя улыбается все чаще и обворожительнее, приводя в восторг родителей. Постепенно- вырабатывается особая реакция обращения к взрослым, которая называется комплексом оживления. Малыш сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает руками и ногами, издает тихие звуки. Это и есть выражение появившейся потребности в общении – первой социальной потребности ребенка.

В 3 – 4 мес. малыш может радоваться и в отсутствие взрослых, например, рассматривая яркие игрушки. Позже он научится смеяться, громко и забавно. Эмоциональное общение с ребенком в этот период является основным средством его психического развития. Дети легко переходят от смеха к плачу и наоборот, поэтому их легко успокоить: достаточно показать новую игрушку. Некоторые малыши могут быть некапризными и неплаксивыми, но безразличными ко всему. Такое состояние возникает чаще всего из-за слабого здоровья или в результате недостаточного внимания взрослых.

К концу 1-го года жизни ребенок ярко проявляет любовь и привязанность к близким, симпатию к тем, кто его забавляет. Малыш может испытывать и смущение. Некоторые дети, когда к ним обращается незнакомый человек, опускают глаза, отворачиваются. Но в этот период жизни чувство смущения еще не имеет особого значения, хотя и может стать впоследствии основой застенчивости. Вот почему нужно, чтобы ребенок привыкал к общению с разными людьми.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни чувства малыша становятся более разнообразными. Расширяется круг объектов, вызывающих как положительные, так и отрицательные эмоции. Ребенок радуется, наблюдая за кошкой, играющей с котятами, целует любимую куклу, горько плачет, когда лопнул подаренный ему воздушный шар, огорчается, если взрослые не понимают его речь, и уже способен всерьез обидеться.

Малыш испытывает и чувство страха. Он может испугаться незнакомых предметов, которые неожиданно приводятся взрослыми в движение или издают громкий звук. (Это может быть заработавший пылесос или загудевшая сирена.) Постарайтесь оградить ребенка от пугающих предметов, пока он к ним не привыкнет. Если что-то пугает ребенка, а изолировать его при этом некуда, советуем отвлечь его внимание, не акцентировать на том, что так страшит.

Не надо думать, что у всех детей страхи развиваются в результате неправильного воспитания. Одни дети от природы могут быть более чувствительными и боязливыми, чем другие. Если малыш боится засыпать в темноте и требует включать свет, его следует убедить в том, что темнота не опасна. Не высмеивайте ребенка, доказывайте словами свою правоту. Постарайтесь дать понять, что ему ничто не угрожает, что в любом случае вы рядом и придете на защиту.

Ни в коем случае нельзя пугать детей бабой-ягой, волком, чужим дядей, милиционером и тем более врачом (когда появится необходимость обратиться к доктору, с ребенком будет очень трудно справиться).

Малыш может бояться в этом возрасте собак и других животных, хотя они никогда не причиняли ему вреда. В этом случае не надо уговаривать его подойти к собаке, чтобы убедиться, что она не тронет. Страх быстро исчезнет, если ребенка оставить в покое: через некоторое время он сам постарается преодолеть свою боязнь, если встретит на улице собаку.

Очень рано у ребенка появляется способность к сопереживанию. Даже грудные дети небезразличны к настроению матери, а 2-летним доступно понимание настроения и других близких людей. Нужно пробуждать у малыша сочувствие к тем, кто младше и беспомощнее, кто ушибся и плачет: подойти вместе с ним, сказать слова утешения, пожалеть, погладить. Понаблюдайте, как радуются дети, когда в показываемом диафильме Колобок успевает спастись от злого волка. Эту способность к сопереживанию нужно всеми силами приветствовать и развивать: на ее основе формируются более сложные нравственные чувства и поведение детей.

С раннего детства у ребенка развивают и эстетические чувства, учат видеть прекрасное, радоваться ему. Весной обратите его внимание на красоту пробуждающейся природы, вместе с ним порадуйтесь аромату майского ландыша, зимой полюбуйтесь покрытыми инеем деревьями, искрящимся на солнце снегом. Послушайте вместе с малышом веселую детскую песенку по радио, в грамзаписи или по телевидению, похвалите его за аккуратно и красиво расставленные игрушки в его уголке.

Избегайте безвкусицы в детской и собственной одежде, убранстве квартиры, воспитывайте у малыша неприязнь к хаосу и беспорядку.