Доктор комаровский о развитии новорожденных и грудничков по месяцам. Что должен уметь грудничок в четыре месяца Развитие малыша в 4 месяца комаровский

Что должен уметь ребенок в 4 месяца - интересуются молодые родители. Их беспокоит возможное отставание в развитии. Каждый малыш уникален. Он имеет свой собственный путь развития. Но существуют контрольные точки, определяющие норму. Отклонение от них - повод обратиться к врачу для получения корректирующего лечения. От родителей требуется следить за развитием крохи и помогать ему. Именно совместные усилия приведут к желаемому результату: малыш вырастет здоровым и счастливым.

Физиология - первый из оцениваемых показателей развития малютки. При контрольном посещении педиатра сначала проводятся взвешивание и измерение роста.

Вес и рост

В 4 месяца малютка значительно прибавил в весе и росте. По усредненным нормам, вес в 4 месяца должен находиться в пределах 6,5-6,9 кг. При этом за месяц кроха набирает 600-800 г. Рост крохи в этом возрасте составляет 62-63 см. За месяц малютка вытягивается на 2,5-3 см. Кроха становится физически более активным: ему больше не страшны колики, мучавшие в первые месяцы жизни.

Длительность сна

Кроха в 4 месяца спит от 12,5 до 15 часов в сутки. Часть сна малыш проводит на улице (при хорошей погоде). Но его активность повышается. Увеличиваются периоды активного бодрствования. В это время рекомендуется играть с ребенком и делать упражнения.

Активность ребенка

Основное время малыш пока еще лежит. Но уже появились новые движения. Кроха начинает:

  • подолгу держать головку, находясь на руках у взрослого;
  • поднимать головку и удерживать ее в положении лежа на животике;
  • поднимать головку из положения лежа на спинке;
  • пытаться опираться на локти в положении лежа на животике;
  • поворачиваться со спинки на животик и обратно;
  • брать понравившуюся игрушку и класть на место.

Иногда, лежа на спинке, кроха сгибается уголком, будто пытается сесть. Но усаживать его еще нельзя: требуется подождать, пока малютка самостоятельно освоит этот навык.

Правильный уход - залог здоровья

С появлением крохи жизнь семьи кардинально меняется. Новорожденный малютка требует особого ухода. Кормления, прогулки - все четко расписано по часам.

А четырехмесячный малыш требует не только соблюдения всех правил распорядка, но и эмоционального участия домашних.

При этом не следует торопить события: некоторые упражнения с ребенком делать рано. А грамотное выполнение других поможет крохе интенсивно развиваться.

Купание и прогулки

В 4 месяца ребенку обязательно следует бывать на свежем воздухе. Гулять с крохой рекомендуется дважды в день. Продолжительность прогулки - 2 и более часов. При этом важно учитывать характер погоды. Во время сильного ветра, дождя или мороза требуется отложить прогулку и остаться дома.

Пока еще кроха на улице спит. Поэтому перед выходом следует покормить малютку: так он поспит подольше. Для прогулки следует выбирать места вдали от дорог и предприятий. Идеально подходят парки и городские скверы. Купать карапуза рекомендуется за 30-60 минут до ночного сна. В это время следует избегать активных игр и громких разговоров. Малыш должен подготовиться ко сну.

Питание грудничка: можно ли вводить прикорм?

Педиатры считают: следует начинать докармливать малютку не ранее 4-го месяца жизни и не позже 6-го. Малюткам на искусственном или комбинированном вскармливании рекомендуется давать соки. Их пищеварительная система готова к получению дополнительного питания.

Крохам на грудном вскармливании рацион пока не расширяют. Перед началом прикорма рекомендуется получить консультацию участкового педиатра.

Распорядок дня

Для здорового развития требуется соблюдать режим. Его следует придерживаться каждый день. Распорядок жизни четырехмесячного крохи должен включать:

  • пробуждение от ночного сна;
  • утренние процедуры;
  • кормление;
  • активные игры, гимнастику;
  • первый сон;
  • кормление;
  • игры, массаж;
  • прогулка и сон;
  • возвращение с прогулки, кормление;
  • игры;
  • игры с мамой;
  • кормление;
  • купание;
  • ночной сон.

Часы мамочка устанавливает самостоятельно. Это зависит от характера и предпочтений крохи и ее собственных.

Какие навыки осваивает малыш

За первый год жизни малыш проходит огромный путь в своем становлении. Четвертый месяц - важный этап для малютки и его семьи. Важно знать контрольные точки показателей развития.

Психологическое развитие младенца в четыре месяца

Оценить развитие ребенка невозможно без анализа его психологических показателей.

Зрение

Кроху интересуют все движущиеся или яркие предметы. Он останавливает на них взгляд и следит за их перемещением. В 4 месяца малыш узнает лица близких. Он улыбается, если в комнату входит мама.

Слух

Малютка интересуется приятной музыкой, улыбается, если слышит веселую мелодию. Он уже различает членов семьи по голосам. Не оборачиваясь, определяет, кто вошел в комнату.

Речевое

Кроха начинает петь. Он издает протяжные звуки, подолгу прислушиваясь к их звучанию. Губы и язык пока в таком разговоре не участвуют.

Физическое развитие

Вес малыша увеличился почти на 3 кг. Появились новые возможности для движения.

Захват предметов

Кроха может взять интересующую его игрушку, рассмотреть и положить ее на место. Большой пальчик в захвате пока не участвует. Скользкие и тонкие предметы малютка ухватить не может.

Перевороты

Малютка переворачивается со спинки на животик и обратно. В положении лежа он подолгу держит головку.

Подготовка к ползанию

Если мамочка плотно прижмет стопы лежащего на животике крохи, он попытается оттолкнуться и продвинуться вперед. Движение происходит рефлекторно. Но при регулярном упражнении малыш быстрее начнет ползать.

Эмоциональное развитие

В 4 месяца поведение малютки сильно отличается от поведения предыдущих месяцев. Внимательные родители должны знать контрольные точки эмоционального развития.

Эмоции

В 4 месяца кроха испытывает сильные эмоции. Он способен:

  • радоваться;
  • огорчаться;
  • удивляться;
  • проявлять интерес.

Чувства эти сильные, но кратковременные. Основные способы проявления - плач, радостный крик, дрыганье ручками и ножками, улыбка. Некоторые детки начинают смеяться. Посторонним людям бывает иногда сложно понять, что испытывает малыш.

Рефлексы

У крохи начинают угасать некоторые рефлексы. Он перестает:

  • отталкиваться при ощущении опоры под стопами в положении лежа на животике;
  • захватывать вложенный в его ручку палец взрослого;
  • вскидывать ручки и делать попытки обхватить себя при резком звуке, ярком свете.

Но появляется еще один рефлекс. Кроха поднимает туловище из положения лежа на животе и старается удержаться.

Социальные проявления

Кроха начинает общаться с членами своей семьи. Он с интересом слушает ласковую речь, отвечает гулением. Родителям следует подолгу разговаривать с крохой. Малыш часто не хочет общаться с незнакомыми людьми. Он отворачивается, плачет. Взрослым следует подождать, пока карапуз успокоится и привыкнет к ним.

В 4 месяца малыш знает все движения, совершаемые мамой: он может ухватить и подать ей одежду, подгузник . Эти навыки рекомендуется ласково поощрять.

Развитие мелкой моторики

Карапуз начинает развивать мелкую моторику. Он с интересом рвет или сминает шуршащую бумагу, ощупывает игрушки с фактурной поверхностью. Важно давать безопасную бумагу, следить за тем, чтобы малютка не брал ее в рот.

Различия в развитии мальчиков и девочек

В 4 месяца по физическим показателям мальчики чуть-чуть опережают девочек. Но психоэмоциональное развитие в этом возрасте у малюток женского и мужского пола идет одинаково.

Как помогать малышу развиваться

Члены семьи должны помогать четырехмесячным малюткам правильно развиваться. Торопить события не рекомендуется. Но совместные игры, массаж, гимнастика не только поможет деткам, но и укрепит отношения в семье.

Игры с ребенком

Как играть с крохой в 4 месяца - вопрос актуальный. Малыш подолгу проводит время на детском коврике. Он рассматривает картинки, нажимает клавиши и слушает издаваемые звуки. Важно разместить коврик в безопасном месте на полу, подальше от острых углов мебели. Малышу интересны «Ладушки», «Сорока-ворона». Он охотно слушает песенки, стихи, особенно в исполнении мамочки.

Играть с крохой можно в любое время, когда он бодрствует. Но за 30-60 минут до укладывания активные игры рекомендуется прекратить. Малыш должен успокоиться для здорового крепкого сна.

Массаж

Можно попросить врача назначить укрепляющий массаж. Его проводит медсестра. Но гораздо важнее массажировать кроху самой маме. Полезно совмещать массаж с гимнастикой. Делать процедуры рекомендуется после того, как малыш проснется, и перед купанием вечером.

Массировать тельце следует обязательно теплыми руками.

Важно при этом ласково разговаривать с крохой. Малышу нравятся веселые стихи, песенки, потешки. Темп речи должен совпадать с движениями рук мамочки. Вечерний массаж отличается от утреннего. Его не следует совмещать с гимнастическими упражнениями. Движения рук должны быть медленными, голос мамы - тихим, стихи и песенки - спокойными.

Упражнения с крохой

Для 4-месячного ребенка обязателен комплекс развивающих упражнений. Для полноценного развития крохе необходимы различные тактильные ощущения. Малыш с удовольствием изучает поданные мамой фактурные поверхности.

Во время упражнений маме обязательно общаться с крохой. Требуется называть предметы, повторять слова с четкой артикуляцией. Полезно брать малютку на ручки, поглаживать его по спинке, танцевать с ним. Ребенок ценит такое общение. Малыш интересуется красивыми картинками в книжках. Мамочка должна разделить его восторг. Карапуз должен чувствовать любовь и заботу близких.

Какие игрушки подходят в данном возрасте

Не следует безжалостно избавляться от старых погремушек: они еще интересны крохе. Но требуется дополнить их новыми:

  1. Малютка с интересом подолгу изучает прорезыватели: их можно ощупывать пальчиками и кусать деснами.
  2. Шуршащая бумага развивает мелкую моторику и дополняет тактильные ощущения.
  3. Мячики из ткани удобно брать. Их можно катать и кидать. При случайном падении они не нанесут вреда.
  4. Полезно играть мешочками из плотной ткани с наполнителями. В мешки можно зашить крупы или пуговицы.
  5. В 4 месяца крохе можно читать книжки из ткани и пластика. Они имеют яркие иллюстрации. При желании книги можно погрызть, а потом вымыть с мылом.
  6. Для купания подойдут пищащие уточки, рыбки, яркие кораблики. Малютка с интересом ловит их ручками.

Перед тем как дать ребенку новую игрушку, следует ознакомиться с информацией о рекомендуемом возрасте. Нельзя допускать, чтобы малютка играл предметами с мелкими острыми деталями: они могут быть опасны для него. Все игрушки следует содержать в чистоте. Это необходимо для предотвращения заболеваний малютки.

К четырем месяцам изменяется не только внешний вид малыша, но и его физическое и психологическое состояние. Кроха «наедает» щечки, становится более активным и подвижным, с радостью идет на контакт с родителями. Он охотно взаимодействует с внешним миром, закрепляет уже приобретенные и осваивает новые навыки. Все эти процессы проходят на фоне совершенствования движений, органов чувств и нервной системы ребенка. Вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, волнует многих родителей. Ведь, зная ответ на него, взрослые могут своевременно заметить отклонения от норм развития и принять меры по их устранению.

Рассмотрим подробно, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Социальные навыки

В 4 месяца закрепляется «комплекс оживления». Оно проявляется тем, что в ответ на дружелюбное обращение взрослого малыш активно двигает ручками и ножками, радостно гулит, улыбается. Помимо этого, 4-месячный ребенок уже умеет весело смеяться и проявлять радость при виде добрых эмоций взрослого или появления новой игрушки.

Детки в этом возрасте безошибочно узнают и выделяют среди окружающих тех людей, которые проводят с ними максимальное количество времени.

Как правило, это мамы и папы. Кроха уже может отличать «своих» от «чужих» не только по лицам, но и по голосам. В 4 месяца ребенок умеет различать голос мамы или папы - ищет взглядом, прислушивается, а найдя, улыбается.

Психологическое и эмоциональное развитие

Если раньше улыбка ребенка была чисто рефлекторным явлением, то теперь она становится более осмысленной. Настроением 4-месячного младенца руководит нервная система, оно определяется набором тех чувств и эмоций, которые способен испытывать карапуз.

Уже в четырехмесячном возрасте кроха познает, что такое страх или разочарование.

Эти чувства могут быть вызваны встречей с незнакомцем или заменой груди бутылочкой при переходе на смешанное вскармливание. Любопытство, радость, беспокойство, восторг, удивление – список испытываемых карапузом эмоций достаточно велик.

На данном этапе развития родителям необходимо установить тесную эмоциональную связь с крохой. Это позволит малышу нормально развиваться и быстрее приспосабливаться к окружающему миру, в котором есть любящие его люди. В этом возрасте материнский образ ассоциируется в сознании ребенка с чем-то приятным. Поэтому при ее появлении на горизонте он начинает улыбаться и гулить привлекая к себе внимание. Проводя как можно больше времени с ребенком, родители обеспечат ему максимально комфортные условия для полноценного психологического развития.

Физическая активность

В 4 месяца ребенок умеет поворачивать голову, следя за игрушками или лицом взрослого. А в процессе кормления помогают себе ручками, придерживая бутылочку или грудь.

Однако это далеко не все, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Перечислим основные навыки крохи:

Захват предметов

Ближе к четырехмесячному возрасту хватательные рефлексы ребенка начинают угасать. Захват предметов начинает носить произвольный характер. То есть если раньше малыш рефлекторно зажимал кулачок, как только что-то прикасалось к его ладошке, то теперь он может удерживать игрушку в руках, когда сам хочет этого.

Произвольность движений является серьезным скачком в развитии младенца и большим шагом на пути к овладению собственным телом.

Сам же процесс хватания представляет собой сложнейшую цепочку нервных импульсов, которая запускается при проявлении интереса крохи к различным предметам.

Первые игры

Физические навыки младенца в этом возрасте не ограничиваются произвольным захватом вещей. Он тянется к игрушкам и хватает предметы одной или двумя ручками. У малыша уже есть любимые погремушки, на которые он реагирует особо активно. Ребенок уже пытается совершать с ними различные действия: стучать о поверхность, разглядывать, пробовать на вкус, ощупывать пальчиками. Все это выступает важным этапом познания. Конечно, координация движений четырехмесячного малыша вкупе с мышцами его кистей развиты еще недостаточно, поэтому продолжительность удерживания предметов является небольшой.


Перевороты

Некоторые дети, ранее овладевшие навыками переворачивания со спинки на живот, учатся возвращаться в исходное положение.

Подобная активность беспокоит родителей и во избежание падения крохи с дивана или кровати, они начинают выкладывать его на пол. Перед младенцем открывается огромная территория для освоения, что стимулирует его к частым переворотам с целью добраться до какого-либо предмета. В положении на спине кроха начинает приподнимать плечики и головку, словно стараясь сесть. Однако подобные попытки едва ли когда-нибудь увенчаются успехом. Ведь как показывает практика, малыши садятся с бочка, опираясь при этом на бедро. Очевидно, что в этом возрасте кроха еще не способен самостоятельно принимать вертикальное положение.

Родителям стоит воздержаться от принудительного присаживания ребенка у опоры, дабы не навредить ему.

Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Если ребенок здоров, от мамы и папы требуется, лишь создание благоприятных условий для его развития. Если доктора не выявили у младенца каких-либо существенных отклонений (невралгии или проблем с опорно-двигательным аппаратом), то он непременно сядет. И это случится само собой. Родителям необходимо понимать, что процесс сидения не несет для малыша никакой пользы. Напротив, чем позднее появится вертикальная нагрузка на позвоночник, тем крепче ножки и ровнее спинка будут у малыша. Поэтому основная задача родителей по отношению к вопросу сидения ребенка – не помогать».

Подготовка к ползанию

В 4 месяца у младенца появляются определенные задатки к ползанию. Лежа на животе, он приподнимает попу и старается оттолкнуться ножками от поверхности. Некоторые крохи даже начинают передвигаться по-пластунски. При этом деткам куда проще ползать назад, нежели вперед, ведь это требует меньших усилий. Для мотивации крохи к перемещениям стоит использовать его любимые игрушки, расположенные на небольшом расстоянии от малыша.

Зрение и слух

Зрение

Особое внимание четырехмесячного младенца привлекают яркие и движущиеся предметы.

Если раньше кроха мог различать их лишь на расстоянии 35-70 см, то теперь зона его видимости увеличилась до 3-3,5 м. Это позволяет малышу не только обозревать комнату, но и любоваться видом из окна. Когда погода располагает к прогулкам, родителям необходимо чаще извлекать кроху из коляски и знакомить его с окружающим миром. Если же на улице слишком холодно или пасмурно, следует устраивать экскурсии по квартире, не забывая время от времени подходить к окну.

Слух

В четыре месяца детки слышат звуки также отчетливо, как и взрослые.

Реагируют на них крохи соответствующим образом. Заслышав громкие, резкие или незнакомые звуки они могут испугаться и начать плакать. Поэтому родителям стоит избегать выяснения отношений при ребенке. В этом возрасте младенец уже реагирует на музыку и понимает эмоциональную окраску речи. Прослушивание классических произведений, маминых колыбельных, детских сказок и стихов пойдут малышу на пользу. Все это поспособствует развитию фонетического слуха крохи, что отразится на его способности к запоминанию.

Развитие речи

Четырехмесячные младенцы начинают произносить первые слоги, такие как «ба», «па», «ма».

Многим взрослым кажется, что малыш вот-вот начнет говорить. Но до этого еще далеко. Гуление и лепет являются обязательными спутниками пребывающего в отличном настроении крохи. Произнося звуки, ребенок пытается воспроизводить губами артикуляцию взрослых. Он уже способен призывать родителей к общению, улыбаясь им и «разговаривая» на своем языке.

Людмила, мама четырехмесячной Софии: «Моя малышка упорно не хотела общаться со мной до трехмесячного возраста. У подруг новорожденные карапузы уже в 3-4 недели начали гулить, а моя молчала до последнего. Первое «агу» услышала от дочки в три месяца и десять дней. Тут же стала отвечать на ее звуки и у нас завязалась «беседа». Теперь малышка, если у нее хорошее настроение, не замолкает буквально ни на минутку. Такая болтушка стала! А я и рада. Стараюсь поддерживать в ней эту общительность».



Таблица развития ребенка в 4 месяца

Мы рассмотрели ответ на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Таблица дальнейшего развития крохи также может пригодиться родителям:

Социальные навыки
  • Часто возникает «комплекс оживления»
  • Громко смеется в ответ на обращение взрослого
  • Умеет отличать «своих» от «чужих»
Психологическое и эмоциональное развитие
  • Выражает эмоции не только в ответ на физические раздражители (голод, холод, жара), но и на события, поведение взрослых
Физическая активность
  • Умеет поворачиваться на бок
  • Из положения лежа на животе приподнимается на руках
  • Опираясь на ладони, может самостоятельно перевернуться со спины на живот
  • Движения становятся произвольными - тянется и берет только тот предмет, который интересен
  • Крепко упирается ногами из положения лежа и стоя, когда взрослый держит его подмышками
Зрение и слух
  • Умеет узнавать лица, любимые игрушки и реагировать радостным возбуждением
  • Видит крупный предмет на расстоянии 3 м от себя
  • Умеет следить за движущимся предметом
  • Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука
  • По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии
Развитие речи
  • Развито интонационное (певучее) гуление
  • Появляются первые слоги лепета

Возможно, что четырехмесячный карапуз еще не успел овладеть всеми перечисленными в соответствующей строке таблицы навыками. Многие дети начинают лепетать и переворачиваться ближе к 6 месяцам. Многие умения непременно придут со временем, поэтому родителям не стоит бить тревогу и торопить события.

Отклонения от норм развития

Прежде всего, стоит напомнить, что все детки индивидуальны. Каждый из них обладает своими темпами развития, определяющими физическую и эмоциональную активность крохи.

Отклонения от норм в 1,5-2 месяца являются вполне допустимыми.

Однако если отставание от сверстников становится более существенным, родителям стоит показать кроху специалистам. Оправданным поводом для беспокойства взрослых должно стать отсутствие более половины перечисленных выше умений. Следует бить тревогу, если к четырехмесячному возрасту малыш:

  • не проявляет двигательной активности;
  • самостоятельно не держит головку;
  • не гулит;
  • не реагирует на свое имя и посторонние звуки;
  • улыбается редко и абсолютно неосознанно;
  • не пробует переворачиваться;
  • совершенно равнодушен к игрушкам.

Наличие подобных отклонений свидетельствует о замедленном развитии младенца. В этом случае родителям необходимо обратиться за помощью к специалистам, в первую очередь педиатру и неврологу. Если же отступления от норм имеют место быть, но являются не слишком существенными, родителям необходимо уделить пристальное внимание развитию крохи. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Распорядок дня

К четырем месяцам кроха становится более активным, а время его непрерывного дневного бодрствования увеличивается до 2-3 часов.

Он кушает, гуляет, общается и играет с родителями, осваивает новые навыки. Питание четырехмесячных малышей осуществляется по ранее выработанному режиму. Непрерывный ночной сон младенца, находящегося на искусственном вскармливании, составляет уже не 4-6, а 7-10 часов. Груднички же периодически просыпаются, чтобы покушать.

Светлана, мама шестимесячного Кирилла: «В четыре месяца сынок спал днем три раза, но совсем недолго, всего по 30-40 минут. Даже на прогулке просыпался спустя полчаса. Зато на ночь мы укладывались в 7-8 вечера и спали до самого утра. С рождения сынок находится на искусственном вскармливании, а с 3 месяцев он перестал кушать по ночам. Я сначала беспокоилась по этому поводу, пыталась малышу подсунуть бутылочку. А он ее упорно выплевывал и всем своим видом демонстрировал недовольство, что его побеспокоили. Вскоре я оставила попытки накормить сына ночью».

Как развивать ребенка в домашних условиях

Развивающие занятия и игры должны стать обязательной частью распорядка дня ребенка.

Проводить их необходимо, когда малыш бодр, активен и находится в хорошем расположении духа. В этом состоянии кроха с готовностью идет на контакт и с большим удовольствием взаимодействует с родителями. В качестве примера рассмотрим несколько игр и упражнений:

Физическое развитие

Игры с мячом

Данное упражнение способствует укреплению мышц рук, ног и живота крохи, развитию тактильных ощущений. Для его выполнения понадобится надувной пляжный мяч. Положив малыша на спинку, следует поднять предмет над ним, раскачивать и вращать его. Кроха потянется к мячу и попытается его схватить. Если ребенку не удается удержать игрушку, необходимо помочь ему в этом. Можно задействовать и ножки ребенка. Ведь держать мяч сразу четырьмя конечностями куда удобнее. Далее следует поднести мяч к ножкам ребенка, чтобы он начал отталкивать его. Если кроха не предпринимает таких попыток, нужно помочь ударить ему по предмету.

Перевороты

Как правило, в 3-5 месяцев детки начинают осваивать навык переворота со спины на живот. Родители могут ускорить этот процесс, взяв на вооружение это простое упражнение. Уложив малыша на спину, нужно согнуть его ножку в коленном суставе и отвести в сторону переворота таким образом, чтобы оно соприкоснулось с поверхностью. Малыш по инерции станет подтягивать ручку в ту же сторону. Дав ему свой палец для захвата, следует подождать, пока кроха подтянется и сам перевернется на животик. Если младенец ленится, можно слегка помочь ему, увлекая карапуза за своей рукой.


Стимулирование «комплекса оживления»

Положите малыша на пеленальный стол, улыбайтесь, наклоняйтесь к нему и удаляйтесь, читая стишок. Выполняйте все действия стишка (потянулись, повернулись, покажите игрушку):

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты игрушка, погреми,
(Имя ребенка) подними!

Развитие мелкой моторики

Сенсорная коробочка

Можно посоветовать родителям, изготовить для малыша развивающую игрушку с использованием картонной коробки из-под молока или кефира. Это будет кубик с обклеенными различными материалами и деталями внутренними сторонами. Два бока изделия должны оснащаться небольшими отверстиями, в которые кроха сможет засунуть свои ручки. Внутри кубик можно обклеить бантиками, ворсистыми и гладкими тканями, фольгой, пришить к картону шнурочки и пуговицы и т.д. В результате получится отличная игрушка для развития мелкой моторики карапуза. Со временем кроха научится удерживать ее одной ручкой, а другой ощупывать находящиеся внутри детали. Такой кубик можно брать с собой в дорогу, чтобы отвлечь кроху в нужный момент.

Развитие зрения

Прятки

Эта игра пользуется огромной популярностью у ребенка в 4 месяца. Существует несколько способов ее проведения. Выбор подходящего варианта зависит от предпочтений крохи. Закрыв свое лицо ладошками, нужно спросить у крохи «где мама?», а затем через некоторое время убрать руки и сказать «ку-ку!». Проделав это несколько раз, следует поменяться с ребенком ролями. Теперь он окажется с закрытыми глазками, а мама будет искать его. Также можно прятаться под платочком или выглядывать из-за мебели с разных сторон. Четырехмесячные мальчики и девочки с интересом следят за передвижениями взрослых и даже пытаются самостоятельно убрать ткань, наброшенную на их личико.

Развитие слуха

Вам понадобятся разные музыкальные инструменты и игрушки: колокольчик, свирель, бубен, погремушка, неваляшка. Позвените колокольчиком справа и слева от малыша на расстоянии 60-70 см, чтобы он мог их видеть. Следите за ребенком: он должен внимательно прислушиваться. Дайте звуку затихнуть, скажите: «Это колокольчик. Он звенит дзинь!». Проделайте то же самое с другими инструментами.


Развитие речи (стимулирование лепета)

Возьмите ребенка на руки лицом к себе. Сделайте логопедическую «зарядку»:

  • высуньте расслабленный язык и поболтайте им вправо и влево;
  • надуйте щеки и пофыркайте;
  • вытяните губы трубочкой и подуйте.

Через некоторое время малыш начнет повторять за вами.

Чтобы стимулировать развитие речи ребенка в 4 месяца нужно показывать пример произнесения звуков и слогов. Начните с певучих «а-а-а-о-о-о», «y-y-y-a-a-a». Затем добавляйте согласные: «ля-ля-ля», «та-та-та», «да-да-да» и т.п.

Заключение

Четырехмесячный малыш уже обладает довольно обширным списком умений. Он может целенаправленно захватывать предметы и совершать с ними различные манипуляции, общаться с родителями на своем языке, осознанно проявлять различные эмоции. Кроха способен бодрствовать на протяжении нескольких часов, посвящая это время изучению окружающего мира и совершенствованию новых навыков. Данные процессы требуют непосредственного участия родителей, которые подтолкнут кроху к новым достижениям.

Видео по теме

Зрительные ориентировочные реакции.

Узнает мать (радуется). Методика выявления - к лежащему на спине ребенку поочередно (с паузой 10-15 сек.) и повторно подходят и наклоняются над ним мать (или близкий человек) и незнакомый взрослый. Поведение ребенка - на мать смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда мать отходит, не сразу переводит взгляд на незнакомого, смотрит на него спокойно, отвлекается.

Слуховые ориентировочные реакции.

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его взглядом. Материал - громко звучащая погремушка. Методика выявления - вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 70 см -1 м гремят погремушкой 3-4 раза (паузы - 2 сек.). В помещении тихо! Поведение ребенка - слушает 2-3 сек. и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку и смотрит на нее до 10 сек.

По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Материал - металлофон, мерлитон (можно без материала). Методика выявления - лежащему на спине ребенку напевают или играют колыбельную (спокойную) мелодию, после паузы 15-30 сек! - плясовую мелодию и опять колыбельную. Поведение ребенка - спокойно слушает колыбельную. Слушая плясовую мелодию, радуется, у него появляется «комплекс оживления», сохраняющийся 5-10 сек. Слушая колыбельную, успокаивается;

Эмоции и социальное поведение.

Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Методика выявления - издали наблюдают за ребенком, лежащим на спине под низко висящими игрушками (до 30 мин.). Поведение ребенка - рассматривает игрушки, захватывает их или следит за окружающим. Приходит в оживленное состояние, которое может длиться до 4 мин.

Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Методика выявления - наклонясь над ребенком, лежащим на спине, оживленно говорят с ним 1-1,5 мин. Поведение ребенка - радуется, громко смеется.

Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему. Методика выявления - наблюдают за ребенком, лежащим на спине на расстоянии 40-50 см от других детей. Поведение ребенка -активно ищет и находит взглядом ребенка, рассматривает его лицо, оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Второй ребенок в ответ улыбается.

Движения руки и действия с предметами.

Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Материал -2 погремушки (шарики на кольце диаметром 15 см) подвешены на длинных лентах на высоте 5-10 см над грудью ребенка справа и слева. Методика выявления - наблюдают издали за ребенком, лежащим под игрушками. Если ребенок бездействует, касаются его рук игрушками, раскачивают их. Поведение ребенка - смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т. д. (3 мин. и более).

Движения общие.

То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.

Подготовительные этапы развития активной речи.

Гулит. Методика выявления - наблюдают издали за ребенком, лежащим на спине под игрушками (до 30 мин). В помещении тихо. Если ребенок не гулит, то, наклонившись над ним, произносят гласные звуки и наблюдают. Поведение ребенка - гулит сам или через 1-3 мин. после общения с ним взрослого.

Навыки и умения в процессах.

Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками. Материал - бутылочка с соской при искусственном или смешанном вскармливании. Методика выявления - ребенка держат на руках в положении полулежа. При кормлении грудью мать направляет его руки, а бутылочку держит так, чтобы, протянув руки, ребенок мог взять ее, направляет соску в рот ребенка и поддерживает бутылочку, поправляя его руки. Поведение ребенка - при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает; во время кормления - руки на бутылочке.

Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного

Первые четыре месяца новой жизни позади. Итоги приобретенных способностей и навыков интересны каждому родителю. Малыш уже немного адаптирован к окружающей среде. На данном этапе жизни меняется вся системы детского организма. Развитие ребенка в 4 месяца многогранно, и следить за его поведением весьма интересно. На данном этапе жизни происходят изменения в психологического и физиологического характера.

Физиологическое развитие в 4 месяца

Рост и вес изменяются пропорционально согласно возрасту. В целом кроха наедает до 800 грамм и вытягивается на 2 см. Набор массы тела в этом возрасте стабилизируется, и если раньше малыш набирал порой по килограмму, то сейчас возможно увеличение на 600 грамм. Таблицу параметров можно найти в любом интернет источнике. Окружность головки увеличивается до 15 мм, груди – до 20 мм. Внутренние органы также увеличиваются в объёме, в соответствии с возрастом.

В возрасте четырех месяцев у малыша нормализуется пищеварительный процесс, колики становятся менее выраженными. Количество ночных приемов пищи снижается. В этом возрасте дети часто путают ночь с днем, поэтому важно сохранять режим.

Режим дня четырёхмесячного грудничка

Ночной сон составляет до 10 часов с перерывом на кормление. Возможно, что в этом возрасте за недостатком грудного молока, мама введет прикорм. Овощное и фруктовое пюре приходится по душе практически всем грудничкам. Использовать можно магазинное питание или же приготовленное на домашней кухне. Для приготовления возьмите овощи и фрукты:

    зеленые яблоки;

  • брокколи;

    картофель;

Любой овощ и фрукту вводят в рацион постепенно, в малой дозе. Половина чайной ложки для первого раза - оптимальная доза. Такой метод позволяет избавить от аллергических реакций, потому как продукты малыш пробует впервые. Вместе с прикормом малыш питается молочной смесью или маминым грудным молоком.

Готовить пюре из овощей и фруктов самой или купить питание в магазине, каждая мама решает индивидуально. Естественно кушанья, приготовленные в домашних условиях вкуснее и полезнее. Для приготовления требуется вымыть и отварить ингредиенты, затем воспользоваться миксером или блендером для размалывания.

Доктор Комаровский приводит пример режима для четрыхмесячного крохи:

6:00 - пеленание, прием пищи, сон.
8:30 - утреннее умывание.
8:45 - прием пищи, держим малыша столбиком, для того, чтобы вышел воздух.
9:00 (9:10) - сон.
12:00 - кушаем и гулим.
12:30 - дневная прогулка, летняя - не больше часа, зимняя – до часа. Учитываем погодные условия.
15:00 - кушаем.
15:30 - сон при открытом окне на проветривании, без сквозняка, главное одеть малыша.
17:00 - бодрствуем и играем.
18:00 - трапезничаем и готовимся ко сну.
19:30 - еще немного бодрости.
20:30 - вечерняя ванна.
21:00 (21:30) - трапеза, сон.

Теперь о зубках. В этом возрасте в индивидуальных случаях могут прорезаться первые зубки, капризы такому положению дел свойственны. У малыша появятся признаки появления зубов – слюноотделение, проба всех предметов на вкус, понос, повышенная температура тела. Для смягчения болей и устранения дискомфорта, дайте малышу прорезыватели, смажьте десна растительными гелями.

Психологическое развитие: что же умеет ребенок в 4 месяца?

Каждый месяц радует родителей всё новыми и новыми способностями малыша. В возрасте четырех месяцев у Вас появится первая возможность так называемого общения с ребенком. Он слушает Вас и отвечает жестами, звуками, улыбкой. Ребенок выражает свои эмоции, радуясь при виде родителей, детей, знакомых и незнакомых ему лиц.

В 4 месяца ребенок еще не умеет распознавать, кто родственник или посторонний, поэтому рад всем. Не ждите от ребенка произношения слогов, сейчас только развиваются речевые рецепторы, щебетать он начнет гораздо позже.

Слуховые рецепторы на этом этапе жизни у малыша совершенствуются. Сейчас ему по нраву игрушки с музыкой, любой, будь она громкой, тихой, грустной или веселой, главное их слышать и изучать. Всевозможные варианты музыкальных развлечений предлагают магазинные полки: мобильный телефон, азбука, музыкальные инструменты, книжки с аудио сказками, погремушки.


Важно! В любом возрасте ребенок помимо звуков игрушек, голосов, должен слушать великих классиков. Методика прослушивания классической музыки благотворно влияет на развитие мозга.

Частые беседы с ребенком способствуют улучшению памяти. Говорите, показывайте и называйте игрушки. В этом возрасте малыш знает своё имя и реагирует на него агуканьем, улыбкой. Такая реакция проявляется, если ребенок видит знакомые игрушки, близких людей. Малыш возможно уже определился с предпочтениями: машинки, звери, куклы. Больше говорите о названиях предметов, что находятся у Вас в руках и старайтесь, чтобы ребенок концентрировал внимание на движениях губ.

Как развивать ребенка в 4 месяца?

Гимнастика с песенками, массаж, рассматривание игрушек, уличные прогулки. Все эти занятия помогают ребенку понять мир, на изучение которого сейчас направлены все его взоры. Не отчаивайтесь, что малыш все время у Вас на руках, так ему лучше видно, что творится вокруг, потому как мир этот ему нов и интересен.

Интересно! В целях экономии маминых сил можно приобрести игровой коврик, шезлонг. Эти атрибуты малыш также сначала изучит и вероятнее всего рассматривать окружающее его пространство ему понравится, сидя в шезлонге, лежа на коврике.

Для более подробной информации, почитайте календарь развития ребенка в 4 месяца, сравните данные календаря с навыками Вашего ребенка в 4 месяца.


Развитие в 4 месяца (видео)

Как развивается ребенок в 4 месяца (видео)

О развитие ребенка в 4 месяца (видео)

Яркая особенность данного периода - активность малыша во всех сферах развития. Он много двигается, стремится к общению, совершенствует социальные и интеллектуальные навык, совершенствуется физически и эмоционально. За малышом интересно наблюдать: в ответ на обращение и во время игр он улыбается и даже смеется. Развитие эмоций у ребенка в 4 месяца выходит на новый уровень.

Родителям важно знать какие навыки подвластны малышу на данном этапе, какие признаки свойственные нормальному формированию. Необходимо также знать особые знаки, которые не должны оставаться без внимания специалиста.

К тому же преодолев три первых трудных месяца, мама уже достаточно хорошо научилась понимать потребности крохи, распознавать его настроение.

Важным параметром хорошего самочувствия грудничка в четыре месяца, его полноценного развития в соответствии с утверждёнными стандартами, является своевременное преобразование пропорций тела. При рождении окружность головы малыша больше, чем аналогичный показатель обхвата грудной клетки. С возрастом объем груди и черепа приближаются к единому показателю. Допустимо, чтобы голова характеризовалась меньшим размером. В случае когда обхват черепной коробки по-прежнему больше грудной клетки, стоит посетить медицинского специалиста.

Несоответствие размеров и пропорций в определённых ситуациях свидетельствует о возможном повышенном внутричерепном давлении у малыша или его внутренние органы развиваются слишком медленно.

Кроха отлично видит. Первичное формирование глазного яблока завершено. Зрение малыша становится четким, отлично различает цвета и формы. Карапузу нравится наблюдать за окружающими, фокусировать взгляд на игрушках, искать источник шума. Слух младенца также сформирован. Малыш может испугаться резких хлопков. При звуке ритмичной музыки он начинает активно двигаться, гулить. Если мама тихо поет колыбельную, кроха успокаивается, засыпает. Кроха знает голоса мамы и папы, реагирует на собственное имя.

Мышцы также достаточно хорошо развиты. Шея укреплена настолько, что карапуз может держать голову лежа на животе, с радостью будет вертеть ею в вертикальном положении. Родничок уменьшается в размерах, а в период 6–18 месяцев он полностью закроется. В этом возрасте проходит гипертонус нижних конечностей.

Новорожденный ребенок практически не имеет жировой ткани. На 3–4 месяце жизни начинает активно формироваться подкожная жировая прослойка. Особенность этого процесса заключается в том, что жировая ткань располагается неравномерно. Больше ее образуется в области груди и живота. Это необходимо, чтобы защитить основные органы, сосуды и нервы.

На данном этапе малыш будет набирать вес чуть медленнее, чем в первые три месяца. Норма прибавки составляет 600–700 грамм. Недоношенный младенец в норме должен набрать до 900 грамм. В росте кроха прибавляет на 2,5–3,5 см. Сколько ребенок должен весить в этот возрастной период можно узнать из представленной таблицы.

Психомоторное, социальное и речевое развитие

Грудничок развивается также с точки зрения эмоций, психических навыков, интеллекта. У малыша не слишком развита долгосрочная память, в связи с чем происходит деление людей на «своих» и «чужих». Когда кроха будет видеть знакомого человека, он будет бурно реагировать и радоваться. К посторонним детки относятся с опаской, могут заплакать. Если кого-то ребенок не видел несколько дней, он может забыть его лицо, а при попытке взять кроху на руки, громко плакать или выражать беспокойство.

В этом возрасте продолжают совершенствоваться речевые навыки. Ребенок может подолгу агукать, часто и долго произносить гласные буквы нараспев. Появляются звуки «м» и «б». Младенец может громко вскрикивать, пищать от радости. На словесное обращение он будет смеяться, махать ручками и ножками.

Кроха ярче выражает эмоции и чувства. Например, страх, радость, разочарование, удовлетворенность сопровождаются различными звуками и интонациями.

Режим сна и бодрствования

В первые три месяца жизни ребенок спит беспокойно, часто просыпается, во сне может вздрагивать, выгибаться и плакать.

Известный доктор Комаровский отмечает, что появляются колики из-за двух факторов – перекорма и перегрева малыша. И прежде чем бежать в больницу или покупать специальные лекарства, необходимо наладить режим питания и создать комфортные условия в помещении.

У большинства детей, преодолевших барьер первых трёх месяцев, боли в животике проходят, работа ЖКТ налаживается. Однако, беспокойство в период сна крохи может продолжаться и далее. Многие мамы сталкиваются с тем, что малыш начинает просыпаться по ночам, требует присутствия родителей, засыпает только после кормления. Это называется «регресс сна». Этот кризис характеризуется периодичностью и отмечается в следующие периоды взросления:

  • 4 месяца;
  • 9 месяцев;
  • 18 месяцев;
  • 2 лет.

Длится регресс сна около 2–6 недель. Чтобы преодолеть возникшие сложности, необходимо запастись терпением и пересмотреть общий режим сна и бодрствования малыша. Днем карапуз должен спать 4 раза по 1,5–2 часа. Активность между снами может достигать двух часов.

Ночной сон составляет 11–12 часов. В течение этого времени кроха будет просыпаться чтобы поесть. Норма пробуждений 1–2 раза за ночь.

Вечером рекомендуется выработать определенный алгоритм засыпания. Необходимо изо дня в день совершать единый ритуал действий: покупать, переодеть, накормить, уложить малыша. Мамам, практикующим совместный сон, часто незнакома данная проблема.

Чтобы нормализовать сон, важно подобрать удобную позу для крохи. Самым лучшим вариантом станет отдых на спине. Чтобы не деформировать череп, головку малыша нужно поворачивать то в одну, то в другую сторону. Если карапузу удобней засыпать на боку, после погружения в сон, его надо повернуть на спинку. Часто детям удобно спать на животе. Данная поза требует ответственного подхода со стороны родителей. Необходимо убедиться, что матрац довольно жесткий, а вокруг нет предметов, в которые можно уткнуться лицом. Некоторые педиатры считают оптимальной позой для сна в этом возрасте - полулежащее положение, когда под спинку крохи укладывают полотенце свёрнутое валиком.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Укрепляя мышечную ткань, ежедневно накапливая опыт и непрерывно совершенствуя умения, ребёнок с успехом может демонстрировать следующие действия:

  • брать предмет или игрушку в ручку;
  • управлять своими движениями, поднимать и подносить игрушку к лицу, крутить и поворачивать ее;
  • переворачиваться с живота на спинку и наоборот;
  • менять положения в пространстве, пытается садиться, но поощрять это не стоит, т. к. позвоночник и мышцы ещё слабые и не готовы к таким нагрузкам.
  • совершать ползающие движения, лежа на животе, если подставить ладонь под пяточки, кроха легко самостоятельно оттолкнется;
  • произносить слоги, не имеющие смысловой нагрузки;
  • уверенно держать головку в вертикальном положении и лежа на животике;
  • лежа на спине, неуверенно приподнимать голову.

Данный набор навыков можно назвать условным. Ведь особенности развития связаны со многими факторами: степенью доношенности малыша, его веса, темперамента и многих других.

Родители продолжают помогать совершенствовать малышу уже полученные навыки и овладевать новыми в домашних условиях. Важно проводить упражнения систематически и в хорошем настроении, сопровождая каждую манипуляцию комментариями.

Мамочка продолжает выполнять общеукрепляющий массаж. Лёгкие поглаживания, которые надо начать с животика и затем перейти на спинку, ножки и ручки производятся мягко и тактично. Обязательно надо осуществлять аккуратное разведение конечностей в суставах, прокручивания. Кожа малыша очень нежная, поэтому и массировать ее необходимо плавными и мягкими движениями. Длительность сеанса составляет около 10–15 минут. Проводить занятия следует на пеленальном столе или другой твердой и ровной поверхности.

После массажа рекомендуется провести гимнастику. Делать зарядку можно по утрам, в вечернее время. Крайне полезными и интересными будут следующие занятия:

  • Упражнения на переворачивание. Чтобы ускорить способность переворачиваться, необходимо помочь малышу. Развитию навыка способствует выкладывание на живот. Согнув его ножку в коленном суставе, следует повернуть ее в сторону переворота, пока она не коснется поверхности. Карапуз должен автоматически потянуться в эту же сторону рукой. Можно дать ему палец. Ухватившись за мамину руку и подтянувшись, он перевернется набок, а затем и на животик.
  • Потягивания малыша за ручки в лежачем положении помогут крохе укрепить спинку и своевременно сесть.
    Игры с мячом (фитбол). Можно использовать гимнастический мяч, и положив на него ребенка, раскачивать малыша и удерживать за ножки. Постепенно занятия становятся более разнообразными, появляются новые элементы. Можно использовать надувной пляжный мяч. Необходимо показать его крохе, вращать и водить предмет из стороны в сторону. Карапуз захочет его схватить, помогите ему в этом, придерживайте мяч, если он слишком большой.

Специалисты не рекомендуют высаживать малыша, ставить его на ножки, использовать ходунки и прыгунки. Считается, что ребёнок начнёт садится и вставать, когда опорно-двигательная система подготовится к таким серьёзным нагрузкам, укрепится мускулатура в процессе ползания.

Важно в этом возрасте продолжать развивать мелкую моторику. Для этого следует использовать предметы разного размера, цвета, формы и текстуры. Отличным вариантом станет изготовление сенсорной коробочки. Взяв картонный ящичек, внутри надо обклеить его разными предметами – бантиками, пуговицами, тканями, фольгой, шнурками. По бокам коробочки делаются отверстия. Малыш будет засовывать ручки вовнутрь и на ощупь знакомится с предметами.

Не используйте для развития моторики слишком мелкие изделия. Кроха может захотеть оторвать детальки и засунуть в ротик, носик, что может быть очень опасно.

Социальное развитие и адаптация ребенка зависит от многих факторов. Маме надо научиться все время общаться с крохой, комментировать свои действия, обращаться к малышу. Обязательно надо носить кроху на руках, читать сказки, петь песенки, больше гулять на улице, показывать яркие картинки.

Для развития зрения и слуха прекрасным решением станет музыкальный мобиль. Это подвесная игрушка или карусель, которая крепится к кроватке. Кроха будет наблюдать за движением, прислушиваться к звукам.

Чтобы стимулировать развитие речи, нужно проводить с младенцем логопедическую зарядку. Для этого возьмите карапуза на ручки, а затем пофыркайте, надуйте щеки, еще можно высовывать язык и шевелить им из стороны в сторону, складывать губы трубочкой. Через время малыш начнет повторять эти движения, подражая маме. Полезно произносить гласные звуки и простые слоги. При этом важно чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.

Можно укреплять мышцы пресса, разрешая крохе подтягиваться на ваших пальцах, но недолго, несколько минут в день.

Когда необходима консультация врача

Каждая мама должна понимать в каких случаях необходимо незамедлительно обращаться за медицинской помощью. Ребенку, возможно, потребуется лечение, если вы заметили отсутствие следующих действий со стороны крохи:

  • Эмоций и гуления. «Разговоры» малыша и ярко выраженные эмоции – главный признак здорового четырехмесячного ребенка. Если кроха почти ничего не говорит, не улыбается и не смеется, нужно показать его неврологу.
  • Двигательной активности. Карапуз стремится играть, тянуться за предметами, перевернуться со спины на живот и наоборот. Если кроха малоактивен стоит проконсультироваться с педиатром.
  • Интереса к игрушкам и ярким предметам. Если грудничок не реагирует на яркие вещи и игрушки, возможно, у него проблемы со зрением. Также это могут быть симптомы невротических нарушений, поэтому без врача и тщательного обследования не обойтись.
  • Реакции на звуки и голоса. Малыш успешно различает голоса и звуки, старается подражать им, пугается громких хлопков. Если этого не происходит - обращайтесь к врачу. Он осмотрит оба уха, проведет тесты и возьмет анализы. По итогу обследования будет установлена патология.
  • Концентрации внимания. Малыш может сосредоточиться на игрушке или лице разговаривающего с ним человека.
  • Реакции на собственное имя. Когда кроха слышит свое имя, он затихает, прислушивается, поворачивает головку. Если этого не происходит, начните наблюдение, проконсультируйтесь с врачом.
  • Появление представленных признаков может напугать родителей. Не стоит паниковать. При своевременном обнаружении, начинающиеся патологии легко лечатся и все функции малыша восстанавливаются. Главное – быть внимательнее к состоянию и настроению ребенка.

Другие возрастные особенности

В этот период у некоторых деток может появиться первый зуб, несмотря на то, что у большинства они возникают лишь в 5–7 месяцев. О прорезывании зубика могут свидетельствовать следующие признаки:

  • частое беспокойство;
  • отказ от еды;
  • повышение температуры тела;
  • обильное слюноотделение;
  • все тянет в рот, чешет десна.

Помочь карапузу могут специальные колечки с жидким содержимым. Их следует охладить и давать ребенку. Он начнет активно грызть холодное изделие, что снижает болезненные ощущения. Также можно купить в аптеке специальные гели.

Еще одной распространенной проблемой является сохранение гипертонуса. В норме он проходит к 3 месяцам и карапуз учится напрягать и расслаблять мышцы самостоятельно. Если же этого не произошло стоит посетить невролога. Главным симптомом повышенного мышечного тонуса является сопротивление малыша в момент, когда мама пытается раскрыть его руки или ножки. Беспокойный сон, частый плач также могут быть признаками наличия нарушения.

Если у детей в организме не хватает витамина D могут возникнуть негативные признаки являющиеся симптомами рахита. Для данного нарушения характерны следующие признаки:

  • кроха начинает беспокойно ворочаться, постоянно капризничает;
  • возможна деформация черепа;
  • на затылке выпадают волосы.
  • мама всё чаще замечает, что у ребёнка влажные ножки и ладошки, кроха может интенсивно потеть даже в прохладном помещении.

Таким малышам показано больше бывать на солнце, дышать свежим воздухом, употреблять витамин в виде водного или масляного раствора.

Некоторые мамы обеспокоены тем, что у крохи трясётся подбородок. Дрожание у детей не всегда свидетельствует о нарушении в работе нервной системы. Тремор может возникнуть при длительном плаче. Дрожать могут губы, ручки. Консультация с врачом поможет избавиться от необоснованных беспокойств.

Обильные срыгивания. В большинстве случаев, это нормальная реакция организма. Кроха становится активней, часто вращается с живота на спину и обратно, что и вызывает обратное движение пищи. К тому же часто причиной возврата смеси становится перекорм, поэтому очень важно соблюдать распорядок кормлений, концентрацию смеси. По назначению врача используются антирефлюксные смеси, которые способны уменьшить частоту негативных проявлений.

Любите и берегите своего малыша, уделяйте ему больше внимания, говорите, играйте с ним. Только тесный контакт со взрослыми, ощущение заботы и любви поможет крохе полноценно развиваться, быть счастливым.