Экспериментальная деятельность в детском саду по фгос. Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Свойства песка» - видео

Программное содержание:

Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется; Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. - расширять и активизировать словарь детей;

Оборудование:

  • игрушка «Лягушонок»
  • полиэтиленовые пакеты (по количеству детей)
  • миска
  • стакан
  • стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей
  • чеснок, пресс для чеснока
  • веера по количеству детей

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Ребята, а что вы знаете и можете сказать о воздухе?

Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.

(Из-за дверей доносятся звуки)

Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!!!

Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери) ?

(В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок) .

Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал?

Лягушонок: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.

Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Лягушонок: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы) .

Опыт №1 «Как поймать воздух» .

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Лягушонок: Я уверен, что там ничего нет!

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(Воспитатель подносит пакет к лягушонку) .

Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Опыт №2 «Что в стакане?»

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?

Лягушонок: Это же всем понятно, что в нем ничего нет.

Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан.

Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.

Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?

Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?

(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри) .

Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?

Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?

Какой можно сделать вывод?

При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

Лягушонок: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.

Опыт № 3 «Воздух легче воды»

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?

Лягушонок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.

Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей?

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Лягушонок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Дети: Нет!

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Лягушонок: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Лягушонок! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Воспитатель: Лягушонок, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Лягушонок: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Лягушонок: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Лягушонок: Присаживайтесь поудобнее, я вам расскажу сказку про воздух. Сказка эта не простая, а волшебная. А ещё - поучительная, полезная, интересная.

Презентация

В одном сказочном лесу жил веселый Воздух. Он был чист и прозрачен. Каждое свое утро он проводил на маленькой поляне в глубине леса, играя со своими друзьями-зверятами.

Они прыгали через веселый ручей, зайчата гонялись за листьями, а белочки с лисичками играли в догонялки.

Всем было радостно играть на свежем воздухе.

Однажды на поляну пришла Баба Яга и захотела построить себе дом. Места ей было мало на полянке и она начала рубить деревья вокруг.

Баба Яга построила себе дом и начала топить печь, но чтобы топить печь ей снова понадобились деревья, и Баба Яга вырубила почти все деревья в лесу. Дым, выходящий из трубы, попал в Воздух. Воздух заболел. Он задыхался, кашлял и стал мрачным. Для того чтобы вылечиться Воздуху нужны деревья, но их осталось очень мало.

Вместе с Воздухом заболели зверята и взрослые звери. Всем стало понятно, что Баба Яга принесла беду в их сказочный лес. И тогда звери пошли к Бабе Яге чтобы рассказать ей как сильно они болеют, что без чистого свежего воздуха им плохо. Звери показали Бабе Яге, что случилось с лесом. Баба Яга посмотрела вокруг и не увидела ни одного дерева, не услышала ни одной поющей птички. Она очень расстроилась и спросила у зверят:

«Что же мне теперь делать?»

А звери ей ответили: «Для того чтобы вылечить Воздух нужно перестать топить печь и перестать рубить деревья!»

Баба Яга снова спрашивает: «А как же я без печки то буду?»

А зверята ей отвечают: «А ты расстели побольше соломы в доме, как мы все это делаем и тогда у тебя будет тепло. Сажай каждый день новые деревца и наш сказочный лес будет тебя согревать и оберегать!»

Баба Яга послушала зверят, перестала топить печь и принесла много соломы в дом. Помогла зверятам посадить новые деревья

Постепенно Воздух стал отчищаться, а жители сказочного леса каждый день высаживали маленькие деревца, хотя все понимали, что вырубить деревья

можно быстро, а на то, чтобы вырастить лес, нужно очень много времени.

До свидания ребята! До новых встреч!

Конспект занятия для детей старшей группы

(экспериментальная деятельность)

color:blue">

воспитатель II категории

МКДОУ № 000

Пояснительная записка

Занятие по экспериментированию по теме «Вода» я решила провести в форме путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослыми. Кроме этого, именно при проведении подобного рода занятий наиболее эффективно идет становление субъективной позиции ребенка в наиболее специфичных для него видах деятельности – игре, общении, продуктивной деятельности.

Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно – их роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта и активного речевого общения.

Использование практического метода – работа с картой-схемой эффективно решат задачи развития мышления детей, речевой самостоятельности и активности.

Тип занятия: опытно-экспериментальная деятельность.

Форма занятия: игра-путешествие.

Цель занятия: расширить представление детей о свойствах воды. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.

Задачи:

· развивать умения детей планировать свою деятельность;

· стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

· развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение;

· воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.

Организация непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель заводит детей в зал. Навстречу выходит пират Джек.

Джек: Как же мне найти эти затонувшие сокровища. Вот задал задачку морской царь Нептун. Мне одному не справиться. О… дети! Может быть вы поможете?

Дети: Да!

Джек: Давайте знакомиться! Я пират Джек. Но вы меня не бойтесь. Я не разбойник, а любитель приключений и путешествий.

(пират здоровается)

Джек: Мой сундук с золотом лежит на дне морском, в царстве царя Нептуна. Чтобы его забрать нужно, узнать много о воде. Поможете мне?

Дети: Да, конечно!

Джек: Ну, тогда мы должны отправиться в путешествие в подводное царство. Для этого нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной:
«Сейчас кругом я повернусь, на дне морском я окажусь». (Дети проговаривают волшебные слова, поворачиваясь вокруг себя).

(Играет «волшебная» мелодия).

Джек: А что вы видите?

Ответы детей. Пират указывает на карту.

Джек: Что это? Как вы думаете? Для чего нужна карта?

Предположения детей.

Джек: Куда же нам идти, как вы считаете?

Дети указывают по карте дорогу.

Джек: Нам нужно дойти до Соляного рифа.

Дети и пират идут к Соляному рифу, изображая передвижение в воде.

1 остановка. Соляной риф.

На столе стоят: 2 сосуда с водой (500мл), 1 - емкостью 1 л. На первом сосуде написано - соленая вода, на втором сосуде – пресная вода, третий сосуд – пустой; 1 яйцо, ложка.

Джек: Смотрите морской царь приготовил нам первое испытание. Что находится в сосудах? Как вы думаете?

Ответы детей.

Джек: А для чего нам нужно яйцо?

Предположения детей.

Джек: А давайте яйцо опустим в воду. В какую воду мы опустим его сначала?

Дети выбирают воду. Пират помогает одному ребенку аккуратно опустить яйцо в сосуд с водой при помощи ложки. Если яйцо опустят в сосуд с соленой водой, то оно всплывет. Если они опустят яйцо в сосуд с пресной водой, то яйцо опустится на дно.

Джек: Что произошло, ребята? Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

(Воспитатель подводит детей к выводу, что в соленой воде из-за содержания большого количества соли яйцо не тонет).

Джек: А хотите, побалуемся? Если смешать соленую и пресную воду, что получится?

Ответы детей. Проводится опыт.

Положить яйцо на дно большого сосуда. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное посередине раствора.

После этого дети подходят к карте, сообщают свои выводы, а воспитатель заносит их в виде символов в мнемотаблицу.

Джек: Нам нужно двигаться дальше. Куда указывает стрелка на карте?

Дети указывают направление по стрелкам на карте и отправляются в путь.

2 остановка. Мыс чистой воды.

Джек: Что у нас здесь?

Дети перечисляют все предметы, которые видят на столе.

Джек: Пить хочу!

Берет колбу с грязной водой. Пытается пить. Дети не дают выпить эту воду, объясняя почему (она грязная, плохая, мертвая, не пригодная для питья).

Джек: Какую воду можно пить?

Ответы детей (чистую, ключевую, питьевую).

Джек: Что мы можем сделать с этой водой, чтобы её можно было пить?

Дети: Её можно очистить.

Джек: А как?

Ответы детей.

Воспитатель показывает активированный уголь.

Джек: Кто-нибудь знает, что это такое?

Предположения детей.

Джек: Это уголь, но необыкновенный, а специально очищенный. А называется он «активированный уголь». Для чего он нужен?

Выслушиваются предположения детей.

Джек: Где же его можно взять?

Джек: Попробуем очистить воду этим углем? Давайте сделаем угольный фильтр.

Джек показывает детям последовательность проведения опыта. Дети повторяют, используя собственные приборы.

Опыт: взять чистую колбу. В неё опустить воронку, в которую кладется ватный диск, а сверху кладется активированный уголь. Аккуратно переливать грязную воду через воронку в чистую колбу. Благодаря ватному диску и активированному углю вся грязь останется на вате, а в колбу будет капать очищенная вода .

Джек: Ребята, что у вас получилось?

Ответы детей.

Воспитатель подводит детей к выводу, что воду можно очистить, используя активированный уголь.

Джек: Запомните, ребята, грязную воду использовать нельзя! Ее можно очистить, сделав такой фильтр.

На карте выводы заносятся в мнемотаблицу, используя символы.

Дети указывают направление на карте.

Джек читает на карте название.

3остановка. Остров волшебных кувшинок.

Дети и Джек идут к конечной остановке, к «Острову волшебных кувшинок».

Джек: Что же здесь нас ждёт?

Дети перечисляют всё, что видят на столе. (Кувшинки розовые, белые, индивидуальные тарелочки с водой для каждого ребенка).

Джек: Какие кувшинки для нас приготовил морской царь? А почему они закрытые? Как вы думаете?

Джек: Как вы думаете, что мы с вами сейчас должны сделать, чтобы наши кувшинки раскрылись, ожили?

Ответы детей.

Джек: Точно, вы правы. У вас есть свои маленькие водоемы , давайте их опустим туда.

Дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают распускаться.

Джек: Это чудо! Что произошло?

Ответы детей.

Воспитатель подводит детей к выводу, что вода проникает везде, в том числе и в листья кувшинки, питает, заставляя их раскрываться.

Джек: Какие же вы молодцы! Давайте заполним последнюю таблицу на карте царя Нептуна.

Дети подходят к карте, заполняют вместе с воспитателем мнемотаблицу.

Джек: Посмотрите, мы прошли весь путь. Много узнали нового о воде. Ну, а теперь вперед к золоту!

В это время появляется сундучок с сокровищами. Дети находят его.

Джек: Спасибо вам за помощь! Вам пора возвращаться в детский сад, а мне продолжать свое путешествие. А на память о себе, я подарю вам настоящий пиратский головной убор и золотые монеты .

Джек вручает детям подарки

Джек: Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Сейчас кругом я повернусь и в садике я окажусь!»

(Звучит волшебная музыка. Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова)

Джек: Ну, вот мы и в саду, пойдемте я вас провожу к вашим друзьям в группу.

Дети и воспитатель уходят.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 000 комбинированного вида «Теремок»

г. Новосибирск, ул. , т. 2 ,

e - mail:*****@***ru, *****@***ru

«Земное притяжение»

Опытно-эспериментальная

деятельность с детьми подготовительной группы

,

воспитатель

II квалификационной категория

Цель:

Расширять представления детей о космических объектах и их свойствах.

Задачи:

Образовательные: активизировать знания детей о строение Земли, сформировать у детей понятие «магнитное притяжение Земли»;

Развивающие: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно делать выводы;

Воспитательные: воспитывать коммуникативные компетенции – умение слушать и слышать говорящего, задавать вопросы по существу, кратко и исчерпывающе отвечать на вопросы.

Используемые материалы:

· аудиозапись

· видеокассета «Планета Земля»

· глобус

· плакат-схема «Строение Земли»

· схема «Магнитное притяжение Земли»

· магниты разной величины

· мячи резиновые и пластмассовые

· камни

· бумага

· мелкие предметы из разных материалов

· листы ватмана для записи детских ответов

Предварительная работа:

В данное время в группе идет реализация большого проекта «Этот загадочный космос». Изучены следующие подтемы проекта:

- «Вселенная»

- «Солнечная система. Планеты солнечной системы»

- «Земля – наш дом во вселенной»

- «Животные в космосе»

- «Первые космонавты»

- «Летательные космические аппараты»

По изученным подтемам реализованы мини проекты:

· выставка детских рисунков «Этот загадочный космос»,

· создан макет «Солнечная система»,

· оформлен стенд детских работ «О космосе»,

· работаем над созданием книги «Этот загадочный космос» - пишем фантастические рассказы, готовим иллюстрации,

· создание коллажа «Освоение космоса»

им. М. Горького «Космическое путешествие».

«Магнитное притяжение Земли» изучается в рамках данного проекта и является одной из тем, предложенных детьми.

Словарь:

Магнит, притяжение, магнитное притяжение.

Организация непосредственно образовательной деятельности :

I Вступительная часть

Дети входят в научно-экспериментальный центр «Почемучка».

Приветствие – дарим друг другу улыбку и ласковое слово;

Обращаемся к раннее предложенным детьми вопросам о космосе.

Воспитатель: «Ребята помните, когда вы задавали вопросы про космос, Алеша спросил:

Почему люди ходят по Земле и не падают вниз головой?

Сегодня мы вместе постараемся найти ответ на этот очень интересный вопрос. Как вы сами думаете, почему люди не падают?

II Основная часть

· игра «Волшебный микрофон» (ответ на вопрос «Почему люди ходят по Земле и не падают вниз головой?»)

Дети высказывают свои предположения, воспитатель записывает ответы на мольберте.

Воспитатель: «А сейчас мы вспомним строение нашей планеты Земля.

· просмотр фрагмента из видеофильма «Планета Земля»;

· вопросы для обсуждения просмотренного фрагмента:

О чем рассказал нам фрагменты фильма?

Из каких частей состоит Земля?

· работа с плакатом-схемой «Строение Земли», повторение знакомого детям материала;

Дети называют части Земли и показывают их на плакате.

· рассказ воспитателя о ядре Земли и магнитном поле;

Воспитатель: «Ребята, а ведь именно ядру мы обязаны тем, что мы ходим по Земле и не падаем вниз головой. Мы с вами уже знаем, что ядро – это твердый шар, состоящий из раскаленного металла. Внутри ядра происходит движение частиц, за счет этого накапливается электрический заряд, в результате возникает магнитное поле.

· работа со схемой «Магнитное притяжение Земли»;

Воспитатель: «Магнитное поле устроено так, будто в центре планеты находится гигантский магнит. Невидимые силовые линии магнитного поля исходят из северного магнитного полюса и входят в южный. Дети, а вы чувствуете притяжение Земли?

· Физкультминутка

Воспитатель: «Давайте вместе подпрыгнем вверх. Куда мы вернулись? А теперь прыгнем вперед – кто дальше?

· вопросы для обсуждения:

1) Почему мы, подпрыгнув, возвращаемся на Землю?

2) От чего зависит дальность прыжка?

Воспитатель: Что такое «магнитное притяжение» и как действует невидимое магнитное поле мы можем почувствовать и увидеть в экспериментах с магнитами.

· опыты с магнитом: а) все ли предметы притягивает магнит?

Б) как магниты притягивают друг друга?

Детям предложены предметы из разных материалов – дерево, бумага, пластмасс, металл, резина, ткань и др.

· вопросы для обсуждения:

1) Какие предметы притягивает магнит, какие – нет?

2) Почему? Как вы думаете?;

· воспитатель записывает вывод на мольберте;

· игра «У кого быстрее» - опыты с предметами разной массы

· вопросы для обсуждения:

1) Куда упали все предметы? Почему?

2) Предметы упали одновременно или нет?

3) Какие предметы упали быстрее?

4) Почему одни предметы падают быстрее, другие – медленнее?

Дети высказывают свои предположения.

· воспитатель записывает вывод на мольберте;

Воспитатель: «Магнитное притяжение Земли действует только в пределах атмосферы Земли. А что происходит с предметами за пределами земной атмосферы? Как вы думаете? Это будет наша следующая загадка, на которую мы постараемся найти ответ

III Итоги

Обсуждение с детьми нового, полученного в ходе занятия материала.

Дети получают в подарок игрушки с магнитами.

Спокойная игра «Выбери пару» с использованием считалки:

Я вчера летал в ракете

На далекой был планете.

Там обедал в синеве,

А под вечер был в Москве.

Из ракеты той друзья,

Самым первым вышел Я,

Потом выбрал я тебя.

(следующий ребенок говорит:

«Вторым вышел Я, потом выбрал (имя) тебя»и т. д.)

Дети парами уходят.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 000 комбинированного вида «Теремок»

г . Новосибирск, ул. , т. 2 , e - mail : dou _451@ mail . ru

font-size:24.0pt;line-height:115%;color:#984806">(конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы)

Используемые материалы : аудиозапись, цветы с цифрами, макет реки, 1 шнурок, 3 моста разной ширины, вазы с отверстиями для геометрических фигур, набор геометрических фигур, логические блоки Дьенеша, 3 домика для сказочных героев, два рисунка для сопоставления, плакат с геометрическими фигурами для решения логических задач, кукольный театр

Задачи :

1. Развивающие :

ü развивать умение сравнивать, классифицировать и обобщать геометрические фигуры по определенным признакам;

ü закреплять навыки устного счета (прямого и обратного);

ü развивать внимание, логическое мышление, развивать умение пользоваться логическими блоками Дьенеша;

ü развивать умения находить решения возникающих проблем?

2. Воспитательные:

развивать коммуникативные навыки, желание оказывать помощь, развивать чувства сопереживания и эмоциональной удовлетворенности от «совершения добрых дел и поступков».

Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель заходит вместе с детьми в группу и говорит: «Ребята, давайте поиграем!» (В это время раздаётся стук в дверь. Воспитатель выходит за дверь и возвращается обратно с посылкой).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, что нам принесли! Что это? (Ответы детей) – Что нам надо сделать с посылкой? (Ответы) – Что внутри? (Ответы) – Что нам надо сделать с кассетой? (Ответы) – Давайте поставим в магнитофон и послушаем.

Воспитатель включает кассету. На кассете слышится грубый голос: «Ха-ха-ха! Что, ребятки, испугались? А меня узнали? Нет? Я - Карабас Барабас! У меня для вас есть новость: вы знаете Буратино? Ах, бедненький Буратино! Так вот я его похитил и спрятал в надёжном месте. Вы, конечно, если захотите, можете его освободить! Мои помощники дадут вам все указания. Вы знаете моих помощников? Это кот Базилио и лиса Алиса. Ну, всё! Пока!»

Воспитатель: «Ребята, что же нам делать? (Ответы: спасать Буратино) А где же эти помощники Карабаса Барабаса?»

В это время появляются кот Базилио и лиса Алиса:

- Ну, что заждались нас? А вот и мы! Вам что, в самом деле, нужен Буратино? Пойдёте его спасать? Вы что спасатели? (Ответы детей) Ну, решили, так решили! Слушайте инструкцию: сначала вы должны дойти до цветочной полянки, вон она! Мы там уже побывали и устроили вам сюрприз (Смеются) Ну, всё, вперёд, встретимся! (Смеются и убегают).

Дети с воспитателем приходят на цветочную полянку, по дороге считая шаги:

Ребята, что за цветы здесь растут? Почему кот и лиса засмеялись, когда сказали, что здесь уже побывали? Что в цветах необычного? (Ответ: они с цифрами).

А посмотрите, как они растут? В правильном порядке? (Не по порядку). Давайте их расставим правильно. По порядку прямого счета. Каждый из вас берёт по одному цветочку и встает в порядке от 1 до 10. (Каждый ребенок называет свою цифру, вызвать одного из детей и попросить сосчитать в прямом порядке, а другого – в обратном порядке.) Пока дети встают по порядку, кот и лиса пытаются сбить их с толку, подсказывая неправильно.

Кот и лиса удивляются:

Что неужели справились, ну, следующее задание точно не выполните: вам нужно попасть к домику Мальвины, а чтобы попасть туда, надо перейти через широкую реку, течение там быстрое, холодное. Всё, вперёд, чего стоите?

Ребята подходят к речке. Воспитатель: «Как же через неё перейти? Что нам для этого нужно? (Дети говорят, что нужен мостик) – Перед вами три мостика, какой мостик выбрать? Как узнать, какой подойдёт? (Нужно измерить ширину речки и ширину мостиков и найти подходящий.) Чем мы будем измерять? (Когда дети сообразят, что измерить можно шнурком или другим предметом, воспитатель даёт им предмет). В это время кот и лиса торопят детей, над ними посмеиваются.

Воспитатель: «Молодцы! Нашли подходящий мостик! Теперь можно и через речку перейти! А вот и домик Мальвины!»

Дети подходят к домику и видят печальную Мальвину. 0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Дети находят отличия между картинками.

Кот и лиса: «Признаём, вы в самом деле внимательные и умные. Теперь вас от Буратино отделяет один шаг. Вам нужно из геометрических фигур собрать домик, в котором находится Буратино. Будьте внимательны - это домик не с треугольной и не с красной крышей, не с зеленым и не квадратным окном». Дети из фигур строят домик.

Кот и лиса: «Ничего не скажешь, хорошо поработали, таким даже не жалко Буратино отдавать. Забирайте!» К детям выходит Буратино, благодарит их и спрашивает: «Ребята, а как вы думаете, почему вам все удалось, почему вы победили? (Ответы детей). В знак благодарности Буратино предлагает потанцевать под любимую музыку.

Конспект открытого занятия

по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита»

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Задачи:

Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.

Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.

Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает…).

Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

Дети и гости сидят на стульчиках

Уважаемые младшие сотрудники, сегодня к нам в научно-исследовательский институт им.Магнитолика пришли гости, чтобы посмотреть, чем занимается наш институт.

Давайте с ними поздороваемся!

Дети здороваются

Ребята, вчера поздно вечером к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

Ответы детей

Правильно, магнит!

Воспитатель достает из коробки магнит и показывает

Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.

А кто знает, что такое магнит?

Ответы детей

(Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)

Правильно!

А вы знаете, почему этот камень так называют?

Ответы детей

Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне

Легенда

(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)

В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Ответы детей

(Магнитная гора)

Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Ответы детей

(Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)

Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас и наших гостей отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем на базе нашего института им.Магнитолика.

Воспитатель приглашает детей к столам. На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.

Опытно-экспериментальная часть

Ребята, что вы видите на своих рабочих столах?

Ответы детей

(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)

Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

Опыт № 1

У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на розовую тарелочку, а те которые не притягивает – на синию.

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

Назовите, какие предметы притянул магнит.

Ответы детей

(Скрепки, монеты, гвоздики…)

- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

Ответы детей

(Из металла, железа)

А какие предметы не притянул магнит?

(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)

Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?

Ответы детей

(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…?

Ответы детей

(Потому что они металлические, железные)

Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.

Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт № 2

Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?

Ответы детей

Хорошо. Давайте проверим.

Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.

Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

На старт, внимание, марш!

Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.

Отчего так происходит?

Ответы детей

(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)

Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки (монетки) и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.

Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.

Опыт № 3

Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?

Ответы детей

Давайте проверим.

У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и представьте, что это затонувший корабль.

Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?

Ответы детей

Тогда давайте проверим.

Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Что мы видим?

Ответы детей

(Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх...)

Может магнит притягивать через преграду - стекло?

Ответы детей

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - стекло.

Опыт № 4

А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду - воду.

Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку, монетку, кнопку и бросьте их в этот стакан, они будут играть роль различного мусора в пруду, а мы попробуем этот пруд очистить от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду.

Берите магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?

Ответы детей

(Предметы примагничиваются через воду…)

Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд!

Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.

Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет».

Воспитатель приглашает детей на ковер

Игра с мячом «Притянет - не притянет»

(Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).

Воспитатель предлагает детям вернуться к рабочим местам

Опыт № 5

Продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

Дети повторяют опыт

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

Ребята, а вы знаете, что у магнита существует два полюса: северный и южный?

Ответы детей

Кто знает? Какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются?

Ответы детей

(Если полюса разные – притягиваются, если одинаковые – отталкиваются)

Хотите проверить. Тогда я сейчас подойду к каждому из вас, и вы приложите свой магнитик к каждой из сторон моего магнита и узнаете так ли это.

Воспитатель подходит к каждому, дети прикладывают магнитик

Итог опытно-экспериментальной деятельности

На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:

С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)

Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)

Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

Какие свойства магнита вы запомнили?

(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…; Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами).

Сколько полюсов у магнита?

(Два - северный и южный)

Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

Ответы детей

(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)

Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты?

Ответы детей

(В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты)

Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им помогает

Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Конспект занятия в подготовительной группе по теме

«В стране волшебства»

Жаринова Ирина Романовна;

Воспитатель;

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №3 «Одуванчик» комбинированного вида г.Новотроицка Оренбургской области;

Цель: расширять представление детей о действии магнитных сил на основе опытнической деятельности.

Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком.

Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Раздаточный материал: магниты, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы в тарелочках, 5 глубоких чашек с водой (1 чашка на 4чел.), по одной монетке каждому, 5 чашек с крупой (1 чашка на 4чел.), рабочие листы.

Методические приёмы: сюрпризный момент, работа с алгоритмами, беседа, опыты, вопрос-ответ, логическая задача, художественное слово.

Ход занятия

Воспитатель: к нам на занятие прилетела гостья. Что это за птица?

Дети: сорока.

Воспитатель: сорока очень любопытна, любит везде летать, хватать разные предметы и обо всём хочет знать. Сегодня она ходила вокруг дерева и нашла какой-то предмет, но не знает, что это за предмет и что с ним можно делать. В детский сад она не ходит, в школу тоже, поэтому она и прилетела к нам. Сорока уверена, что вы сумеете ей помочь. Она знает, что в нашей группе ребята любознательные, умные.

– Сорока, покажи ребятам свой предмет. Что же это?

Дети: магнит.

Воспитатель: "Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит".

Воспитатель: вы готовы помочь сороке? А как же мы сможем ей помочь?

Дети: проведём опыты, расскажем, покажем.

Воспитатель: Я предлагаю вам, отправится в путешествие. Город под названием «Магнитбург».

Давайте узнаем, почему он так называется и что интересного, полезного для себя мы можем найти здесь.

Легенда для любознательных:

В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалеку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает…

Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей».

Воспитатель: ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Дети: снял доспехи, сделанные из железа.

Воспитатель: Где используются магниты? (Ответы детей)

Воспитатель: в нашей группе конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой, в магнитофонных колонках динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит, ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку).

Улица «Узнай-ка» .

Воспитатель: Что же может магнит? (притягивать металлические предметы). Давайте докажем это сороке.

Инструктаж по Т.Б.

На столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов: железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом.

Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из железа)

Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, изпластмассы)

Вывод: магнит притягивает железные предметы через воздух. Это свойство называется магнитной силой.

Магазин «Веселые ножницы».

Воспитатель: Вот вам задачка посложнее. Подумайте, как можно помочь маленькому магниту стать большим? И заставить ножницы танцевать? (Ответы детей).

Воспитатель: соединить несколько магнитов вместе.

Игра «Притянет – не притянет».

Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. (Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).

Бассейн «Водная стихия»

Воспитатель: необходимо достать ключ, не намочив рук, воду сливать нельзя, как же это сделать? (ключ достаем при помощи магнита)

Воспитатель: в воде находится ключ. Опускаем магнит на нитке в воду. Что происходит?

Вывод. Магнит сохраняет свои свойства в воде. Магнитная сила действует в воде. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Спортивный комплекс «Волшебный лабиринт».

Воспитатель: А как вы думаете, может ли магнит притягивать предметы через преграду. Для этого возьмем магнит, приблизим его к монетке, которая лежит на стеклянной тарелочке, и попробую ее передвинуть к краю тарелочки.

Вывод: магнит воздействует через стекло. Сила магнита действует и сквозь стекло.

Воспитатель: у вас у всех лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести монетку с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

Вывод: Сила магнита действует через картон.

Библиотека сказка «Золушка».

Воспитатель: Кто ей помог перебрать чечевицу с горохом? (Птицы).

Воспитатель: а сейчас злая мачеха перемешала крупу с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку, птицы помочь в этот раз не могут, боятся сломать клювики.

Воспитатель: Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее?

Дети: при помощи магнитов.

Сказка «Колобок»

Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Решили они сделать себе помощника. Долго они думали из чего сделать, из бумаги, ткани, дерева. Да только жили они так бедно, что ничего у них не нашлось. Уж мела, мела старуха по амбару, скребла по сусекам - ничего не нашла. Помел старик по сараю, намел немного гаечек, болтов и шурупов. Вздохнул: «Разве из этого что-нибудь сделаешь?» Открыл печь, швырнул туда горсть с железками, да и пошел спать.

Наутро собрались печь топить, открывают, чтобы дрова положить, а там «колобок» лежит, да не простой, а железный. Обрадовались старики, что у них помощник появился.

А колобок оказался любознательный. Попросился он как-то погулять, свет посмотреть. Катится, катится и поет свою песенку:

Я колобок, колобок,

Я железный бок.

Я хочу гулять,

Все на свете знать.

Услышал его песенку З аяц . Говорит: «Колобок, железный бок, я тебя съем!» Схватил, да не смог даже от земли оторвать, такой тяжелый и твердый. Так и остался заяц ни с чем, а колобок покатился дальше.

Катится, катится, а навстречу ему В олк : «Колобок, железный бок, я тебя съем!» Схватил колобка, чуть приподнял, да не удержал, уронил и прямо себе на лапы. Завизжал волк, а колобок в это время покатился дальше.

Катится, катится колобок, а навстречу ему Медведь: «Колобок, железный бок, а я тебя съем!» Схватил колобка и думает « зайду подальше в лесок, сяду на пенек и съем колобка». Тропинка

проходила возле Магнитной горы. Пока медведь мечтал, как колобка есть Магнитная гора притянула колобка к себе. Колобок прилип к горе, не может освободиться. Так и остался медведь ни с чем,

А тут мимо горы бежала Лиса . Видит - колобок к горе примагнитился. Подбежала, хотела оторвать, не получилось. Ходит возле него: и понюхает, и полижет. Только зубы обломала. Постучала по нему - понравился звон, который он издавал. Этот звон услышал дедушка, он колобка уже давно ходил, искал. Вытащил дедушка магнит, притянул к себе колобка и забрал его домой.

С тех пор стали они вместе жить. Радуются старик со старухой. Вот и сказке конец!

Вывод: Нельзя брать чужое. Легко железо притягивается к магниту.

Рефлексия . Я приглашаю вас встать в круг.

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И, скажу, вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют творить.

Чуткие руки умеют дружить.

Итог занятия.

Сорока – белобока, узнала много интересного и полезного о магните. Я думаю, теперь она знает, как правильно использовать магнит.

Что нового и интересного вы узнали о магните?

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе по ОММ

Образовательная область: Познание
Тема: «Чудо-яйцо»
Цель: вызвать желание самим провести несложный опыт, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
- развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.
- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
- развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
- воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Оборудование: на каждого ребенка: 2 яйца, салфетки; два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, блюдца, пластиковая бутылка, бумажный шаблон яйца, цветные карандаши, картинки с изображением деда, бабки, курочки Рябы, цыпленка.

Ход занятия

1. Вводная
- Ребята, к нам пришли гости. Давайте подарим им свое тепло.
Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни делиться счастьем и добром! (дети рассаживаются по местам).
2. Основная часть
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
- Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». Хочу рассказать вам одну сказку.
Жили – были,
Дед и баба когда-то,

С ними курочка Ряба жила.
Ряба много гуляла,
Зерна-крошки клевала,
А вот яйца совсем не несла.
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо
И снесла им не простое,
А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!
А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми. Бил дед не разбил, баба била не разбила.

Заплакала бабка: Ой, яйцо, яйцо
Как тебя разбить,
Как тебя разбить,
Как бы расщепить.
Бьем уже полдня
И полночи бьем
Сил у бабки нет,
Лучше спать пойду.

Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»
- Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? (рассуждение детей).
Опыт. У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что происходит? Яйцо утонуло.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно - соленой воде яйцо всплывает.
Вывод: яйцо поддерживают растворенные в воде частички соли. А теперь, мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо плавает посередине.
Вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. (на столах у детей: по два больших пластиковых стаканчика с водой,
стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо).
Отдохнула бабка и предлагает деду: «Давай сильнее постучим, и разобьем это яйцо».
- Давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри.
Эксперимент. Аккуратно, ложкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе, вырезают из нее очень красивые поделки).
Устал дед и пошел отдыхать, а бабка задумалась: « Что бы такого с этим яйцом сделать?» И решила приготовить деду сладость под названием безе. Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу.
Опыт. Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.
Физкультминутка!
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (круговые движения тазом)
Ой, яичко уронила (покачали головой, наклонились)
Посмотрите – ка разбила. (показали)
Проснулся дед, наелся сладостей и плачет. Заболели зубы…

Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели! (чистить). Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами, если этого не делать.
Рассказ опыта: Я взяла куриное яйцо, и залила уксусом. Оставила на несколько суток. Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Яйцо стало скользким и противным. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …
И поняли дед с бабкой, что не надо яйцо не топить, не бить! А нужно его беречь и заботиться о нем! И тогда из яйца вылупится цыпленок! (показ рисунка цыпленка).
3. Интересный опыт.
На столе лежат два яйца, одно сырое, а другое вареное, как можно это определить? В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
4. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наша сказка об удивительном яйце? Вы узнали что – то новое?
Курочка Ряба принесла вам по яичку. Если вам понравилось наше занятие, то нарисуйте улыбающееся личико, а если нет, то личико, которое вы нарисуете, будет грустным.