FAQ: Как собрать модель из бумаги. Kак это делается - бумажные модели Инструкция по сборке бумажной модели

Соблюдая технику безопасности, берем в руки ножницы и вырезаем фигуры строго по внешнему контуру.

С этими деталями мы и будем работать в дальнейшем.
Обратите внимание на сами детали. Линии на деталях бывают трех видов, обычно они обозначают следующее:
-пунктирные (они же тире) – линии сгиба наружу.
-штрих-пунктирные (точка-тире) - линии сгиба внутрь.
-сплошные – линии разреза.

По каждому виду линий мы поговорим отдельно.
Но для начала, делаем следующее: лично я беру ручку синего цвета и продавливаю линии сгиба наружу, прикладываю линейку и провожу слегка надавливая, и затем точно так же с ручкой другого цвета продавливаю линии сгиба внутрь...кто то использует ручку без пасты, либо с высохшей пастой.

Также есть такой вариант от Guppy :

Есть еще вариант - надрезать немного бумагу во всех местах, на треть или половину толщины бумаги, просто провести несильно нажимая ножом. На пунктире (сгиб наружу) очень неплохо и ровно (насколько ровно надрезали, настолько ровно и согнется) сгибается бумага.
На штрихпунктире (сгиб внутрь) похуже, ибо надрез не с той стороны, но главное так же ровно, хоть и не так аккуратно))) как правило пунктирных линий больше и потому неаккуртатность сгибов штрихпунктирных линий не существенная)))

Все это делается это для того, что бы жесткая чертежная бумага сгибалась в местах сгиба без особых проблем. Главное помнить – не стоит слишком сильно нажимать.Можно просто напросто прорезать бумагу. Вернемся к вопросу о линиях сгиба. Как же все-таки понять какие линии что означают и была ли развертка сделана криворуким мастером...делается это просто -смотрим на вашу развертку в программе, выбираем любую линию на 2D области, и проверяем изгиб на 3D области той же самой линии...ну и собственно все, если одна пунктирная линия прогибается наружу то и все пунктирные линии на этой развертке будут прогибаться наружу.

Для удобства склеивания особенно больших (по количеству деталей) моделей можно сделать следующее: жмем кнопку-иконку «куб с оранжевой крышкой и зеленой стрелкой» , либо ctrl+K

В появившемся окне жмем Clear (Очистить), после чего можно выбрать деталь по списку, либо с правой стороны в развертке, так же можно выбрать группу объектов зажав ctrl.

После того как будут продавлены линии, слегка сгибаем детали, согласно сгибам на 3D модели.
Итак, СПЛОШНЫЕ линии на развертке необходимо прорезать. Очень часто такие разрезы способствуют сгибу детали, согласно рассчитанной формы.
ПУНКТИРНЫЕ и ШТРИХ-ПУНКТИРНЫЕ линии – места сгибов, однако следует помнить, что сгибать детали нужно согласно 3D модели, а не строго под 90 градусов. Советую легонько подогнуть в нужную сторону. Во время склейки все загнется как надо.
Сгибая деталь и делая разрезы ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЕРЯЙТЕСЬ С ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИЕЙ .

Ну собственно и сам процесс склеивания. Берем клей и, аккуратно намазывая клапаны, склеиваем элементы модели. Совет – при склейке больших моделей, начинайте клеить с самых мелких деталей. На примере нашей маски, таким местом оказалась переносица. В моделях где имеются рога, когти, зубы и тому подобные детали...начинайте клеить с них, т.к. в последствии к ним возможно будет не подобраться.

Для аккуратной склейки и быстрого поиска деталей программой ПД предусмотрена нумерация граней и страниц. Нажимаем:
2D Menu(2Д Меню) - Show Flaps(Показать Клапаны) - для отображения клапанов.
2D Menu(2Д Меню) - Show Edge ID(Показать Номера Граней) - отображение номера грани.
2D Menu(2Д Меню) - Show Page Number(Показать Номер Страницы) - отображение номера страницы.

Что бы не ошибиться при склейке начинающему моделисту лучше всего ориентироваться по цифрам (не забывая при этом поглядывать в монитор, сверяясь с виртуальной моделью). Сводим края по линиям и прижимаем пальцами. Ждем когда схватиться клей. Вот и вся магия. Удачи в склейке

Этот вопрос всегда встает перед людьми, которые хотят взяться за новый для них вид деятельности. Этот же вопрос будет мучить и начинающих бумажных моделистов.

Отбросим в сторону душевные муки, которые часто терзают начинающих «картонщиков», по поводу верности выбранного пути. Отмечу только, что качественные модели из бумаги делать можно, для этого нужны три составляющие:

  1. Аккуратность
  2. Усидчивость (Терпение)

Итак, с направлением деятельности вы определились, теперь следующий шаг – выбор области интересов, причем, при этом надо учитывать и собственные черты характера. Ниже попробуем рассмотреть основные направления в картонном моделизме и кратко охарактеризовать их:

  1. Авиация . Основной масштаб картонных моделей 1/33, реже могут встретиться 1/24, 1/32, 1/48, 1/50, 1/72, 1/100, 1/144. Модели самолетов, как правило, собираются недолго, поэтому должны заинтересовать нетерпеливых (но аккуратность при этом никто не отменял). Огромное значение при сборке моделей самолетов нужно придавать плавным переходам секций, поскольку любые ступенчатые переходы могут превратить вашу модель в бумажную игрушку (обтекаемость - одно из ключевых качеств, за которые сражались авиаконструкторы). Некоторое затруднение может возникнуть и при сборке прозрачных фонарей.
  2. Наземная техника . Основной масштаб картонных моделей 1/25, реже 1/16, 1/35, 1/72, 1/100. Сборка наземной техники, особенно бронетанковой, является одной из самых популярных. К особенностям сборки БТТ можно отнести сравнительно простые формы, что, несомненно, облегчает жизнь моделисту, с другой стороны, наличие у многих образцов гусениц, которые все же рекомендуется делать либо из отдельных траков (представлены в большинстве моделей), либо, используя лазерную резку (продается отдельно). Процесс изготовления такой «гусянки» дело длительное и состоит из ряда монотонных операций (гусеница танка обычно состоит из 70-100 траков, а их 2), которые могут не понравиться многим моделистам, тем более начинающим (правда говорят, что во время этой процедуры большинство достигает просветления). Гусеницы из бумажной ленты смотрятся, мягко говоря, неестественно и могут испортить впечатление от модели. Начинающим можно посоветовать знакомиться с БТТ посредством различных колесных бронетранспортеров и автомобилей, которые, на мой взгляд, не дадут им заскучать.
  3. Флот . Основной масштаб 1/200 (у парусных кораблей 1/96). Часто встречаются масштабы 1/25, 1/50 (различного рода катера и малые подводные лодки), 1/72, 1/100 (достаточно популярный масштаб для малых кораблей вроде миноносцев, торпедных катеров и т.д.), 1/300, 1350, 1/700. Особо можно выделить масштабы 1/250 и 1/400 – это популярные масштабы моделей кораблей по ватерлинии, т.е. без подводной части. Даже не знаю, можно ли советовать сборку кораблей начинающим моделистам, поскольку судомоделизм – одно из самых трудоемких направлений в картонном мире. Усложняет сборку, прежде всего, мелкий масштаб, высокая насыщенность корабля различными механизмами, присутствует и частая повторяемость элементов. Немаловажным этапом является изготовление аккуратной подводной части, без изломов и резких границ (большинство моделистов шпаклюют, шлифуют и красят днище, что существенно повышает трудоемкость и в некотором роде снижает привлекательность именно бумажных моделей). Помимо этого, сборка корабля – дело не одного месяца, поэтому торопыгам и холерикам лучше воздержаться от работы с бумажным флотом. С другой стороны, аккуратно собранный корабль смотрится просто бесподобно.

Помимо этих направлений, которые, несомненно, являются самыми популярными, можно говорить о существовании архитектурных моделей, железнодорожных моделей, фэнтезийных и фантастических фигур и аксессуаров. Наверное, и здесь есть свои стандарты и особенности, но мне, как лицу в данных направлениях не заинтересованному, эти стандарты и особенности неизвестны.

Итак, область интересов выбрана, и руки снова чешутся взяться за ножницы. Не торопитесь, Вы ведь хотите получать удовольствие от процесса и результата? Поэтому, Вам предстоит очень ответственный и сложный шаг – выбор первой модели. Какие критерии надо учитывать, чтобы не попасть впросак:

  1. Сходимость – это самый важный критерий, особенно для первой модели. Если соседние части не стыкуются между собой, то будет крайне сложно без наработанного опыта сделать аккуратную модель. Поэтому рекомендую выбирать модели с компьютерной разработкой (почти все новые модели разрабатываются на компьютере). В продаже и в интернете встречается множество моделей с ручным черчением, их явно не стоит выбирать в первенцы. О сходимости можно узнать на форуме, просматривая сборки заинтересовавших вас моделей, на них же можно оценить трудозатраты, которые поджидают вас на тернистом и скользком пути моделизма. Старайтесь узнать автора понравившихся Вам моделей, поскольку можно предположить, что если одна модель идеально собирается, то и другие этого автора будут не хуже.
  2. Сложность модели – тоже немаловажный фактор, первая модель должна быть как можно проще, хотя при этом для большинства моделистов характерно желание сделать ее эффектной (поэтому первая модель - это компромисс здравого смысла и суперэго моделиста). Настоятельно рекомендую первую модель собирать из отпечатанных типографским способом журналов. Как правило, в нормальных изданиях корректно подобрана бумага, цветовая гамма, которая к тому же не плывет от соприкосновения с клеем, влажными пальцами и т.д. Кто-то может возразить, что в интернете множество бесплатных (ну а если вы не стеснены моральными принципами, то и пиратских) моделей и зачем покупать, то что можно заполучить на халяву, а кроме того, испортив один экземпляр, всегда можно распечатать еще и еще. Сразу хочу сказать, что надо иметь в виду все сложности, которые ждут Вас на пути, а их не мало. Давайте остановимся на них подробнее:
    • Необходимость наличия цветного принтера , желательно с режимом качественной фотопечати и качественных расходных материалов. Наверное, у большинства есть цветной струйный принтер, понадобиться еще фотобумага плотность 160 – 180 г/м2 (большинство моделей печатаются на бумаге именно такой плотности).
    • Корректная цветопередача . С бесплатными моделями все несколько проще, поскольку они являются цифровыми, что гарантирует одинаковый цвет на разных листах модели в электронном виде. Все гарантии исчезают при распечатке модели, поскольку некоторые модели принтеров (особенно когда заканчивается какой-либо цвет) дают разнотон, ну и тем более он появится, если Вы будете использовать различную по плотности и производителям бумагу или печатать листы с большим промежутком времени. Совсем скверная ситуация может приключиться с отсканированными моделями, поскольку сканирование может серьезно исказить цвета и тут уж придется овладеть Photoshop-ом или кисточкой.
    • Корректная передача геометрии и масштаба . Тоже немаловажно, поскольку от этого будет зависеть сходимость модели. Если Вы недоглядели настройки печати, то в итоге можете получить набор листов с различным масштабом, ну а почти любой принтер будет стараться привнести геометрические искажения и уж наверняка они появятся, если включить в эту цепочку сканер.
    • Необходимость постпечатной обработки . Струйные чернила (а большинство будет печатать исключительно на струйных принтерах) имеют свойства расплываться под воздействием влаги (влажные руки, клей на водной основе и т.д.). Для защиты выкройки во время работы и уже готовой модели, желательно распечатанные листы покрыть матовым акриловым лаком (автолаком, или лаком который продается в художественных магазинах).

      Подведя итог, прежде чем взяться за распечатку модели, хорошо подумайте и взвести не только трудозатраты, но и себестоимость распечатки, вполне возможно, что дешевле все-таки купить изданную модель.

  3. Подробность инструкции и сборочных рисунков . За неимением опыта в первой модели вопросы возникают постоянно, даже при сборке простых узлов и деталей. Кто-то не постесняется спросить в форуме, кто-то разберется сам, но все же желательно, чтобы монтажных схем было много (Вот для ознакомления со сборочными инструкциями не совестно использовать пиратскую продукцию в виде «сканов»). Большинство моделей издается в Польше (Мекка бумажного моделирования), поэтому язык инструкции часто польский (иногда английский), и если Вам хочется понимать о чем пишут авторы модели, то самый простой способ найти русскоязычные издания (благо такие тоже имеются).
  4. Историческая достоверность или сходство с прототипом . Наверное, самый спорный пункт, поскольку для каждого существует свой критерий исторической достоверности. Одному будет достаточно схожести внешнего облика, другой будет выражать недовольство количеством заклепок в шве, но в любом случае собирать модели, похожие на прототип, гораздо приятнее.

При выборе первых моделей не стесняйтесь обращаться к более опытным моделистам, например, посредством форума. На вежливый, грамотно поставленный вопрос, Вам всегда ответят.

Ну что, выбранная модель теперь в ваших руках? Тогда можно браться за инструменты!

Чтобы у бумажной модели были гладкие и правильные линии сгиба, непосредственно перед сгибом нужно воспользоваться каким-либо тупым предметом (это может быть механический карандаш, непишущая шариковая ручка и так далее) и провести им по линии сгиба, делая небольшую канавку.

Обычно эту процедуру выполняют перед вырезание деталей бумажной модели: проводят тупым инструментом вдоль линий сгиба, делая небольшую канавку. Таким образом, при попытке согнуть по линии сгиба, деталь согнется именно там, где Вы провели инструментом.

Чтобы получить очень острые края при изготовлении моделей из толстой бумаги (картона), можно проводить по линиям сгиба ножом для бумаги, но только не до конца, а разрезая только верхний слой бумаги. При последующем сгибе его края будут острые.

Вырезание

Вырезают детали бумажной модели либо ножницами, либо ножом для бумаги. Ножницы хорошо подходят для больших деталей, причем ножницы можно использовать двух типов - большие с прямыми лезвиями, и маникюрные - с маленькими изогнутыми лезвиями. Прямые ножницы пригодятся для вырезания больших деталей, а маникюрные - для вырезания более мелких изогнутых деталей. Нож для бумаги отлично подходит для очень мелких деталей, а также для вырезания внутренних отверстий.

Перед началом убедитесь, что участок стола, где Вы собираетесь работать, отлично освещен. Это важно, чтобы Вы могли отчетливо видеть линии разреза. При использовании ножа для бумаги очень неплохо иметь непрорезаемый коврик, чтобы защитить стол, а также сам нож.

Важно всегда использовать острое лезвие и не нажимать на нож слишком сильно. Резка бумаги тогда будет очень легкой.

Не пытайтесь крутить свою руку вдоль всех изгибов линии, чтобы вырезать сложные формы. Необходимо крутить лист. Таким образом у Вас будет получаться быстрее и правильнее.

Вырезайте по одной детали за один раз, делайте это именно тогда, когда Вам нужна именно эта деталь. Вырезать все детали нет смысла, потому что они могут просто потеряться. Если же Вы это сделали (вырезали все детали сразу), на обратной стороне каждой из них не забудьте поставить порядковый номер.

Сгиб

Существуют 2 вида сгиба - внешний и внутренний.

Чтобы выполнить внешний сгиб, Вы должны согнуть по линии сгиба так, чтобы она оказалась выше сгибаемых сторон. Должна получиться так называемая выпуклость, не зря по-ангийски внешний сгиб звучит как Mountain fold, mountain в переводе с английского - гора.

Чтобы выполнить внутренний сгиб, Вы должны согнуть по линии сгиба так, чтобы она оказалась ниже сгибаемых сторон. Должна получится на называемая выемка, не зря по английски внутренный сгиб звучит как Valley fold, valley в переводе с английского - выемка, желоб.

Наиболее часто исползуемый вид сгиба в бумажных моделях - внешний сгиб.

Как правило какждый вид сгиба на деталях модели имеет свое собственное условное обозначение. Пунктирные линии (_ _ _ _ _) обычно используются для внешних сгибов, штрихпунктирные (_ . _ . _ . _) - для внутренних сгибов. Сплошные линии (______) обычно используются для линии отреза.

Склеивание

Склеивание - один из самых важных этапов бумажного моделирования. От правильной склейки зависит внешний вид модели и правильность ее сборки. Большое внимание уделите этому этапу.

У большинства деталей бумажных моделей есть специальные вкладки для нанесения клея, поэтому чтобы склеить две детали придется нанести клей на вкладку и прижать детали вместе.

Важный совет: не используйте очень много клея! Достаточно нанести на деталь всего лишь одну каплю клея и размазать ее по поверхности кисточкой или пальцем. Если Вы использовали много клея, то он окажется на самой модели, в этот момент его нужно быстро убрать, промокнув тряпочкой или пальцем. Важно использовать такой клей, который не оставляет следов на самой модели.

В некоторых ситуациях нужно наносить клей не на специальные вкладки, а на приклеиваемые детали. Это касается внутренний приклеиваний, когда одна деталь помещается в другую. В этом случае клей наноситя на боковые грани (см. рисунок).

Скругление

Во многих моделях используются цилиндрические детали, это могут быть мачты бумажных кораблей, колонны исторческих зданий и многое другое.

Чтобы скруглить деталь, сделать ее более податливой для изготовления цилиндра, необходимо всего навсего провести по обратной стороне детали например механические карандашом, металлической линейкой. Деталь сразу станет более округлойи, и Вам будет намного проще придать ей нужную форму.

Для очень маленьких бумажных деталей можно использовать зубочистку.

Стыковка

Некоторые модели используют отдельную специальную вкладку, с помощью которой склеиваются две детали. Специальная вкладка подклеивается под обе детали, придавая поверхности почти идеальный вид.

Обычно такой метод используется для создания самолетов, космических кораблей, чтобы придать фюзеляжам идеальный вид.

Окраска стыков

При склеивании двух деталей вместе, их края остаются белыми - поперечное сечение бумаги. Для бумажных моделей, выполненных в темных тонах, этот момент становится критичным.

Для выхода из ситуации после вырезания деталей перед сборкой используйте цветные фломастеры или карандаши, чтобы подкрасить края в тот цвет, который нужен.

А какие приемы при изготовлении бумажных моделей используете Вы?

Весьма широко распространено как вид деятельного отдыха, занятий по увлечениям, трудового воспитания и обучения.

Создание моделей

Изготовление моделей

Большинство увлекающихся моделированием людей начинают свои занятия с изготовления моделей по готовым выкройкам или даже из наборов готовых деталей . Это даёт возможность постепенно познакомиться с наиболее распространёнными и отработанными приёмами и решениями моделирования, освоить их и на основе этого, при наличии желания и способностей, пробовать уже создавать разновидности известных, а затем и полностью собственные модели.

Для изготовления моделей из типовых наборов необходимо освоить основы чтения чертежа. Сборка модели требует и тренирует определённую целеустремлённость, усидчивость, внимательность. При этом естественное чередование согласованных движений рук и ума предупреждает местные перенапряжения и связанные с ним потерю интереса к учёбе и т. п. (что характерно для «обычной» исключительно теоретической учёбы).

Многие в будущем известные конструкторы и инженеры начинали своё знакомство с наукой и техникой с кружков моделирования. Среди них - академики А. С. Яковлев , С. П. Королёв и другие. В автомобильной и авиационной инженерии распространена практика, когда сперва создают модели будущей техники и уже затем изготавливают полноразмерный предмет .

Используемая бумага

Используется бумага самых разных видов: от папиросной бумаги , до плотного ватмана . С односторонней или с двухсторонней окраской, однотонной или более сложной. Многие модели поставляются в виде готовых наборов с напечатанными выкройками (деталями), которые остаётся только вырезать и склеить. Но можно также собрать модель самостоятельно.

На данный момент список материалов для моделирования намного вырос. Есть бумага хорошего качества различной плотности. От 90 до 300 г/м.

Направления моделирования

Из бумаги можно сделать модель едва ли не любого предмета или существа, но чаще всего создаются модели:

  • зданий и других архитектурных сооружений (например, мостов);
  • кораблей , самолётов , вертолётов , и другой военной и гражданской техники,
  • геометрических тел (преимущественно симметричных: Платоновы и Архимедовы тела , Звёздчатые многогранники)
  • несколько реже делаются бумажные образы (модели) людей, животных, растений, насекомых, кукол, роботов, сказочных персонажей и т. п.

При этом увлечения существенно зависят от личных интересов, пола, возраста, природного и культурно-информационного окружения. Так, у девушек интерес к моделированию военных самолётов и боевых кораблей обычно заметно уступает изготовлению моделей кукол , цветов , красивых многогранников , паркетов из бумаги и т. п.

Здания популярны, вероятнее всего потому, что для них легче всего разработать комплект выкроек и они очень хорошо воплощаются в бумаге, и ещё потому, что архитектура первостепенно заняла место в жизни человека, где архитекторы моделировали здание из бумаги, а после воплощали его в камне или других материалах. Но популярны и модели самолётов, кораблей и другой техники, не менее макетов зданий для большинства моделистов, а здания дополняют пространство при создании диорам в совокупности с техническими моделями.

Плоское и объёмное моделирование

Бумажные модели бывают плоские (контурные) и объёмные.

  • Контурная модель представляет собой вид моделируемого объекта сбоку, снабжённый подставкой для придания модели устойчивости. Это технологически самая простая разновидность моделей.
  • Объемная модель представляет собой трехмерную копию объекта. Плоскую бумажную выкройку сгибают по прямым линиям, а также в конусы и цилиндры . Поверхности двойной кривизны получают с помощью шпаклёвки , техники папье-маше , применения отдельных деталей из дерева и пластмассы [ ] .

История

Многие исследователи этого вопроса полагают, что моделирование из бумаги является самым древним способом моделирования , но это не совсем верно. Самые первые «модели» начали изготовлять ещё первобытные племена , используя подручные материалы дерево, камень, глину и песок. Бумага появилась намного позже, и изначально была настолько дорога, что использовали её только по прямому назначению - для написания текстов. Время появления первой бумаги до сих пор вызывает споры в учёном мире, некоторые исследователи связывают момент её появления со вторым веком до нашей эры, так как нечто похожее на бумагу было найдено во втором веке до нашей эры в одной из гробниц Китая . Другие учёные называют более поздние даты, II-VI века нашей эры. В то же время все исследователи данного вопроса сходятся в том, что бумага пришла к нам с Востока из Китая, Кореи, Средней Азии. Считается, что первый цех по изготовлению бумаги был построен в Самарканде пленными китайцами в VII веке. В Европе бумага появилась намного позже в XI-XII веках. История появления и развития бумажного производства идёт рука об руку с историей бумажного моделирования.

Первые бумажные модели появились во Франции в XV веке , вместе с появлением технологии серийной печати . Первые картинки вырезались в форме квадратов и наклеивались на кубики для обучения детей. Примерно в то же время у художников появляется такой вид создания портрета, как вырезание профиля заказчика из бумаги, обработанной специальным образом. Позже, это направление в искусстве получило название «выцинанка», а вырезанные профили назвали «выцинанками». Не чурались его и именитые художники, например, - Илья Репин . Это не требовало таких расходных материалов, как краски и холст и широко распространилось в народе. На сегодняшний день, в Москве, на старом Арбате , можно встретить уличных мастеров, предлагающих за две-три минуты вырезать профиль любого желающего.

  • Канцелярский нож - есть в наборе
  • Ножницы для бумаги - подойдут практически любые
  • Металическая линейка - есть в наборе
  • Тюбик клея - есть в наборе
  • Поверхность для резки развёртки
  • Развёртка - есть в наборе
  • Несколько часов вашего времени

В качестве поверхности для резки можно использовать например кусок старого линолеума, стекло или чистую кухонную разделочную доску.

Порядок сборки

Резка развёртки

Вырежьте все детали развёртки по контуру (контур обозначен сплошной линией). Если вы будете резать бумагу канцелярским ножом по линейке, готовая модель будет выглядеть более аккуратно, чем если вы будете использовать ножницы. Дело в том, что поворачивая ножницы, вы можете случайно помять бумагу в местах пересечения линий.

Подготовка сгибов

Аккуратно продавите тупой стороной лезвия канцелярского ножа бумагу по пунктирным и штрих-пунктирным линиям для того, чтобы бумага лучше сгибалась в этих местах.

Штрих-пунктирная линия означает сгиб краёв бумаги от себя (для удобства на развёртке изображены расходящиеся стрелки), пунктирная линия стоит там, где края бумаги должны быть согнуты на себя (это движение обозначено сходящимися стрелками).

После того, как вы продавили бумагу по линиям, согните её. В некоторых местах выступы для склейки (обозначены серым цветом) было бы трудно отогнуть, если бы они были по размеру. Поэтому они немного больше, чем нужно. Перед склейкой лишние части лучше отрезать. Выступы с такими лишними частями покрашены в серый цвет двух оттенков. Более светлая часть должна остаться, а более тёмную нужно отрезать.

Склейка

Сторона бумаги с линиями является внутренней стороной готовой модели. На развёртке одинаковыми цифрами обозначены рёбра, которые должны быть склеены между собой. Для удобства склеивания имеются выступы для склейки (обозначены серым цветом). Собирать развёртку лучше всего в порядке нумерации - сначала приклеиваются рёбра с цифрами «1», потом «2» и т.д.