Феномен индиго. Пиар-ход или новая реальность? Дети Индиго - вестники Новой Эпохи

"Дети-индиго" - это мальчишки и девчонки, показывающие новый и необычный набор психологических качеств, обнаруживающие поведенческие паттерны, никогда не упоминавшиеся прежде. Данный паттерн - исключительно необычная особенность, призывающая родителей и учителей изменить их отношение и принципы воспитания этих малышей, чтобы помочь им в достижении баланса и гармонии в жизни, и в предотвращении фрустрирующих ситуаций.

Эти дети действительно особенные, об этом говорит высокий процент всех детей...

Существует множество версий о том, кто такие, так называемые, дети Индиго, чем обусловлено их появление и как их воспитывать. Для простоты понимания, давайте разберемся, почему же таких детей называют Индиго. Термин «дети Индиго» ввели в лексикон люди из среды изучения паранормальных способностей - при обследовании ауры необычных детей они выявили, что она у них темно-синего цвета - так называемого цвета Индиго.

Объяснить сколь-нибудь вразумительно этот феномен никто не смог, а название дети...

Во Франции таких детей называют "тефлоновыми", на Британских островах - "детьми тысячелетия", в России они - "дети света". Но чаще всего их называют "дети индиго".

Какие они, эти дети индиго?

По словам доктора психологии Дорин Верче (США), детей индиго легко отличить от сверстников.

Это дети, обладающие творческой натурой, высоким интеллектом, решительным и настойчивым характером.

Они часто видят более рациональный способ сделать что-то, однако окружающие воспринимают это как...

За последние годы феномен «детей Индиго» стал хорошо известен просвещённому общественному мнению. Речь идёт о необычных по своим способностям детях, которые, начиная с 80-х годов XX века, стали всё чаще рождаться на планете Земля.

Самих «детей Индиго» до средств массовой информации всё ещё не допускают и поэтому о «сильных» и «слабых» сторонах этих детей большинство людей узнает лишь в пересказе журналистов, освещающих эту сенсационную тему. И одним из журналистских штампов, сформировавшихся...

Если поверить утверждениям:
1) о сверхвозможностях древних людей, записанных в эпосе майя:

"Первые люди были хорошими и красивыми людьми. Они были наделены проницательностью - они видели, и их взгляд тотчас же достигал своей цели.

Они преуспевали в видении, они преуспевали в знании всего, что имеется на свете. Когда они смотрели вокруг, они сразу же видели и созерцали от верха до низа свод небес и внутренность земли. Они видели даже вещи, скрытые в глубокой темноте; они сразу видели весь...

Австралийские исследователи из института Бёрнета заинтересовались актуальной проблемой постоянно исчезающих чайных ложек, провели эксперимент и опубликовали его результаты в British Medical Journal.

Они купили и тайком пронумеровали 70 чайных ложек из нержавеющей стали и разместили их в институтском кафе, еженедельно, в течение 5 месяцев подсчитывая, сколько штук осталось.

В конце исследования выяснилось, что бесследно исчезли 80% ложек - 56 штук. Причём половина из них "испарилась" через...

Учёные научились управлять работой клетки, не прикасаясь к ней и не посылая внутрь химических сигналов. Они прикрепили к её рецепторам нанокрупинки оксида железа. Намагничивая и размагничивая их, можно собирать рецепторы в пучок, запуская и останавливая биохимические реакции.

Ученым впервые удалось управлять реакциями в клетке с помощью физического, а не химического воздействия. Именно физические воздействия на ткани организма – более надежные, быстрые, неинвазивные и легко организуемые...

На планете продолжают рождаться необыкновенные дети! Во Франции их называют «тефлоновыми». На Британских островах - «детьми тысячелетия». В России они - «дети света». И еще их называют «индиго».

Во многих развитых странах мира детьми-индиго занимаются на государственном уровне.

Но в России некоторым государственным мужам вопрос кажется несерьезным. Комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ решила подготовить государственно-общественный проект по...

Эти стихи были найдены на одном из сайтов, посвященных детям-индиго. Там же в статье, написанной семь лет назад, автор сообщает, что по поисковому запросу «дети-индиго» Интернет выдает около 82 тысяч ссылок. Так вот, сейчас их более миллиона…

«Мы – дыхание нашей планеты,
Порождения яркого света…
Мы разрушим все злые интриги.
Расступитесь! Мы – дети-индиго!»

Аня Уварова.

Сайты предлагают массу версий о том, кто такие дети-индиго, как их распознать. Есть различные тесты, по которым можно определить, является ли ваш ребёнок тем самым индиго или всё-таки нет.

По большей части детьми индиго называют новое поколение людей, которое изменит наш мир. Кто-то даже называет их разрушителями. В любом случае, это необычные дети с какими-то уникальными способностями. Так, по крайней мере, принято считать. О них сняты фильмы и написана масса книг. Так кто же они – дети-индиго? Действительно ли они живут среди нас, или это очередная мистификация?

Термин «дети-индиго» – впервые был введен экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп для обозначения детей, которые обладают аурой цвета индиго. Но так как большинство людей видеть ауру не могут, появились попытки вычислить детей-индиго каким-то другим способом.

– Этот термин придумали для пиар-хода, – считает кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицинской и общей психологии КГМУ, заслуженный врач Республики Татарстан Евгений Сахаров. – Видимо, чтобы книжки и фильмы лучше продавались. Сколько человечество существует, никаких детей-индиго никто никогда не описывал. Есть просто раннее развитие ребенка, есть термин «вундеркинд», он гораздо более распространённый, чем «дети-индиго». С точки зрения науки, это ребенок с ранним развитием, с какими-то отдельными способностями.

Есть дети-теоретики, есть дети-практики. Почемучки – это как раз теоретики. Они все время спрашивают, постоянно пытаются найти объяснения каким-то явлениям у взрослых. А дети-практики больше ориентированы на конкретное освоение материала. К примеру, на вопрос «Как можно использовать кирпич?» теоретики отвечают достаточно стандартно – можно сделать домик. А практики предлагают очень разные, иногда неожиданные, варианты – можно разбить кирпич, можно им рисовать, можно растереть в порошок и использовать… как румяна и так далее.

– Что касается детей с необычными способностями, то в моей практике был такой случай, – рассказывает Евгений Сахаров. – Мальчик в три года безошибочно определял по рисункам объемные геометрические фигуры и называл их – октаэдр, усеченная пирамида, цилиндр и так далее. В пять лет он умножал в уме двузначные числа. А в семь мог сказать по дате рождения, в какой день недели родился человек. Но эта уникальность была проявлением заболевания. У ребенка был аутизм с необычными, чрезмерно развитыми арифметическими способностями. У мальчика огромные коммуникативные проблемы, он не приспособлен к жизни. Несмотря на свои уникальные способности, он не сможет их нигде применить.

Гения воспитать невозможно

Алия уже в два с половиной года умела читать. Окружающие умилялись, как малышка, тыча в книжку пальчиком, произносит «жили-были дед и баба…», «колобок покатился…» и так далее. Но случилось это не потому, что у нее были какие-то уникальные способности, просто мама была помешана на методике Глена Домана. Она в течение дня показывала еще полугодовалой дочке карточки со словами. Поэтому в два с половиной года Алия могла прочесть в книге знакомые слова, незнакомые же она просто пропускала. Но восхищение было недолгим. У девочки произошел сбой в центральной нервной системе из-за перенасыщения информацией. Ей пять лет, а Алия не может усвоить даже ту информацию, которую дают в садике на обычных занятиях. Сейчас педагоги фактически учат её читать заново.

– Все методики раннего развития не помогут воспитать вундеркинда, это совершенно точно доказано, – говорит заведующая казанским детским садом №39, организатор монтессори-групп (системы раннего развития) Гузель Миргалимова. – Всё, что мы можем сделать при помощи этих методик, – это развить у детей логическое мышление, улучшить память, зрение, осязание, слух и так далее. Если у ребенка есть задатки к музыке, то надо развивать эту сферу; если малыш очень подвижный, то его нужно отдавать в бассейн либо в спортивную секцию. Те родители, которые переусердствуют с занятиями, наносят ребенку большой вред. На мой взгляд, методиками раннего развития должны заниматься профессиональные педагоги. Гения воспитать нельзя, им нужно родиться. Если же родился нормальный, здоровый малыш – это подарок судьбы, потому что детей с уникальными способностями, которые могут еще и в социуме уживаться, не быть изгоями и реализовать себя в жизни, – единицы.

Это эволюционный скачок

В 1997 году группа российских ученых решила изучить это явление – «дети-индиго» . Цель, которую они поставили, – «аргументированно, на основе научных исследований „расчехвостить“ это заблуждение». Однако на деле все оказалось не так просто. В этих исследованиях участвовал Владимир Пугач, один из ведущих российских специалистов по проблеме детей-индиго. Он – кандидат медицинских наук, доцент по социальной и инженерной психологии, а в настоящее время ведущий научный сотрудник Института физико-технической информатики в Москве.

По мнению Владимира Пугача, дети-индиго – это амбидекстры (что значит «двурукие») . Если у обычных людей одно полушарие мозга работает лучше, чем другое (если правое, то у человека хорошо развита интуиция, если левое, то логика), то у амбидекстров оба полушария работают одинаково хорошо, то есть у них одновременно отличная интуиция и логика.

В 2000 году учеными совместно с психологами были проведены исследования среди учащихся четырех школ Казани. Было выявлено 12,4 процента амбидекстров, или тех самых детей-индиго. А вот исследования, проведённые в московских школах с 2004 по 2012 год показали, что количество амбидекстров увеличивается с каждым годом. Из тех, кому сегодня 60 лет, таких амбидекстров приходится один на десять тысяч, кому 40-50 лет – один на тысячу. Среди тех, кто окончил или оканчивает школу, по этим исследованиям, уже больше 12 процентов. В седьмых-восьмых классах их в среднем 25 процентов. В пятых-шестых – 30-40 процентов, в третьем-четвертом классах – 50-60 процентов, в первом-втором классах – около 90 процентов!

– На наших глазах произошел эволюционный скачок, – считает Владимир Пугач. – У детей-индиго более совершенный и принципиально иначе работающий мозг. Конечно, тут есть одно «но»: он более медленно созревает, и это зачастую диагностируется врачами и психологами как «синдром дефицита внимания» либо «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». На самом деле это не болезнь, а временная незрелость более совершенного мозга.

Вот один из примеров. Думаю, эта ситуация покажется знакомой многим мамам, у которых дети учатся в школе.

Мальчик Дима Ф., 1998 года рождения, ученик 3-го класса общеобразовательной школы. Вечером мама проверила заранее выученное им стихотворение. Ребенок чётко, на эмоциональном подъеме безошибочно рассказал его. Утром ушёл в школу. В этот день дети отвечали у доски. Вернувшись из школы, мальчик весело сообщил маме о том, что «забыл» стихотворение. И тут же вновь четко рассказал его. В то же время на вопрос, а что сегодня было интересного в школе, ответил: «Не помню». Примерно через 20 минут спонтанно начал рассказывать, что было на обед в школьной столовой, однако в этот момент опять не смог вспомнить злополучное стихотворение.

Так вот, по мнению исследователей, подобное происходит у детей из-за незрелости межполушарных взаимодействий головного мозга. Получается, что информация в головном мозге у такого ребенка хранится в разных «файлах», а взаимодействие между ними пока ещё несовершенно. В научных кругах по этому поводу даже появился термин «мозаичное восприятие пространства».

Получается, что большинство сегодняшних детей – это индиго. Но они не вундеркинды и не гении. Они не блещут на уроках отличными оценками. Хотя это, скорее, проблема не детей, а нашей образовательной системы. Если исходить из того, что мозг созревает медленнее, а нагрузки в школах не уменьшаются, нет ничего удивительного в том, что дети-индиго – двоечники, а посещать учебное заведение они не хотят уже в первом классе. Но все принципиально меняется с момента созревания их мозга. Вспомните Альберта Эйнштейна, которого дважды с треском исключали из колледжа за неуспеваемость по математике…

Носители другой энергии

Мне повезло – у меня есть друг, и он – индиго. Тот самый, с аурой «цвета темных джинс». Ему сейчас тридцать пять, женат, есть ребенок. Работает, но не в классическом варианте «с девяти до шести». У него нет начальника и подчиненных, он работает сам на себя, занимаясь любимым делом. Друзья и знакомые считают его странным. Общаешься с ним, и возникает ощущение, что ты – землянин, а он – точно нет. Как-то совсем иначе он воспринимает наш мир. В свое время ему предлагали занять очень высокую должность, которая сулила статус, деньги и связи. Он отказался. На вопрос, почему, ответил: «Не хочу своей энергией поддерживать чужую систему».

  • У каждого индиго на планете идёт своя битва с реальностью, потому что внутри тебя одно понимание мира, а снаружи всё по-другому

– До сих пор помню, как в детском саду меня спрашивала воспитательница, сколько будет одно яблоко плюс два яблока, – вспоминает он. – Трудно передать, какую гамму чувств я пережил в тот момент. Внутри было столько возмущения от того, что мне задают такие глупые вопросы! Естественно, описать это словами я не мог, поэтому просто молчал. А воспитатели решили, что со мной «что-то не так», посоветовали маме обратиться к психиатру. В итоге в школу я пошел с ярлыком «дурак», а здесь это понятие еще больше укрепилось. Когда тебя считают дураком учителя и одноклассники, в какой-то момент начинаешь в это верить. И действительно, практически все школьные годы я считал себя, мягко говоря, не очень умным человеком.

Если рассказать, кто такие индиго с моей точки зрения, – это носители другой энергии . В книгах пишут, что это энергия будущего, я не знаю, просто ощущаю постоянный диссонанс, что всё вокруг не так, как должно быть. Думаю, у всех периодами бывают такие состояния, но не 24 часа в сутки. Поэтому нормально устроиться в жизни, хоть в какой-то степени стать таким, как все, очень сложно. Если мне это удалось где-то на пятьдесят процентов, то многие такие, как я, просто ломаются. В общем, у каждого индиго на планете идет своя битва с реальностью, потому что внутри тебя одно понимание мира, а снаружи всё по-другому. И те, кому удается эту битву выигрывать, начинают менять реальность, поэтому наступит день, когда энергия внутри и снаружи станет одинаковой. А значит, индиго больше не будет, просто мир изменится.

Уроки магии

В заключение несколько историй о детях, которые живут рядом. Это совершенно обычные дети, но… Девятилетний Рома видит, что нарисовано на обратной стороне игральной карты, – играть с ним бессмысленно.

Пятилетняя Маша каким-то непостижимым образом знает, что написано на английском языке, хотя никогда его не учила. Если её попросить прочесть слово, она озвучит его перевод на русском. А в четыре года она повергла в ступор родителей рассказом о «вожде пролетариата – Ленине, который сидел в тюрьме и ел чернила».

"У нас в классе такая фишка – мы мысленно бросаем друг в друга энергетические шарики, – рассказала мне Алсу – ученица пятого класса самой обычной школы. – Иногда это делаем прямо на уроках, чтобы человек обернулся. Если такой «шарик» попадает в меня, то мне в этом месте становится щекотно, и я оборачиваюсь".

Достаточно давно в одной из книг я прочла, что когда-нибудь в школах появятся уроки магии, на которых будут изучать энергетическое строение мира, а у детей будут развивать экстрасенсорные способности. Тогда это показалось смешным. Но сейчас, глядя на наших детей, такое уже не кажется утопией.

Борис РУДЕНКО. Фото Н. Домриной.

Термин «дети-индиго» возник благодаря некоей американке Нэнси Энн Тэпп, называвшей себя ясновидящей. Однажды она объявила, что «видит» у некоторых детей ауру синего цвета и дети эти представляют собой новую ступень человеческой эволюции. Напомним, что индиго - краситель тёмно-синего цвета, ранее добывавшийся из растений.

Обсуждение откровений «ясновидящих» - дело бесперспективное и бессмысленное. Собственно, здесь статью можно было бы и завершить, если бы не удивительный общественный феномен, который это откровение вызвало: миллионы людей во всем мире с восторгом подхватили идею «индиго» и принялись её усиленно развивать. Что касается Запада, там ажиотаж этот был в определённой мере подготовлен многочисленными комиксами и киносериалами на тему «Люди Икс», «Герои» и пр. Завораживающая мечта о приходе «сверхчеловеков», способных навсегда разрешить земные проблемы и спасти мир от всяческих напастей, сладко грела мятущуюся душу обывателя.

Но и попав на российскую почву, эта идея неожиданно дала бурные всходы. Счёт числа посвящённых «детям-индиго» сайтов в Интернете идёт на сотни. В России возникают общества и клубы «детей-индиго», образуются группы по их совместному воспитанию, пропагандируются различные методики и курсы.

Кто же такие «дети-индиго» с точки зрения поклонников данной теории? Если кратко, то это «особо одарённые дети с особыми проблемами». Тут сразу же неизбежно возникают первые вопросы: а что, разве не было раньше детей, одарённых особо? Разве история человечества не помнит Вольфганга Амадея Моцарта, Эвариста Галуа, Александ-ра Пушкина или Надю Рушеву? И разве есть хоть одна причина не относить любую проблему, возникающую в воспитании абсолютно любого ребёнка, к особым?

Но продолжим. Наиболее распространёнными качествами «детей-индиго» называются следующие (цитируется по книге Ли Кэрролл и Джен Тоубер «Дети Индиго»):

Они приходят в мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом);

Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение;

Они не сомневаются в своей значимости. Нередко они сообщают родителям, «кто он есть»;

Они вообще не делают некоторых вещей; например, для них невыносимо стояние в очереди;

Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где вместо проявления творческой мысли строго соблюдаются традиции;

Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил», к которым они не желают приспосабливаться;

Они кажутся необщительными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого похожего на них, часто замыкаются в себе с ощущением, что их в этом мире никто не понимает. Поэтому становление социальных связей в период обучения представляет для них немалую сложность;

Они никак не отзываются на упрёки в нарушении дисциплины;

Они не стесняются, давая понять окружающим, в чём испытывают нужду.

Следует, пожалуй, прибавить, что ортодоксальные энтузиасты теории «детей-индиго» считают их «посланцами Творца», «эмиссарами Небес» и по этой причине нет для них худшей беды, чем родители-атеисты.

В подтверждение уникальности «детей-индиго» рассказывается огромное количество историй об их невероятных способностях: умении диагностировать и лечить болезни наложением рук, предвидеть будущее и видеть сквозь стены, вспоминать в подробностях свои прежние инкарнации и т.д. К сожалению, строгие научные исследования подобных способностей, попытки которых предпринимались и предпринимаются постоянно, положительных результатов до сих пор не принесли.

То, что каждое последующее поколение отличается от предыдущего, следует считать аксиомой. Проблема отношений отцов и детей известна в мировой цивилизации едва ли не со времени возникновения письменности. Нет ничего удивительного в том, что с ускорением технического прогресса эти отличия становятся ярче и заметней. Смену, ломку традиций, нравственных установок в обществе легче и быстрее воспринимают те, у кого такие установки ещё вообще не успели сформироваться.

Член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук Вадим Артурович Петровский, посвятивший многие годы детской психологии, описывает современную проблему отцов и детей следующим образом:

Прежняя логика отношений между поколениями, когда дети сами становятся отцами и начинают морочить голову своим собственным детям, в современном обществе нарушается в силу того, что его реалии более динамичны, чем прежде. Есть исследования, которые говорят, что сегодня темпы общественного развития опережают темпы развития возрастного.

Сторонники теории «индиго» утверждают, что талантливых, нестандартных детей в последнее время становится всё больше. Вот тут непременно требуется уточнение: всё же талантливых или нестандартных? Нестандартность, отклонение от нормы отнюдь не обязательно несёт положительный знак. Детские психиатры констатируют: маленьких пациентов с синдромом дефицита концентрации внимания (СДКВ) и гипервозбудимостью действительно становится всё больше. К сожалению, считать эти отклонения очевидными признаками таланта возможно отнюдь не всегда. Дети меняются под влиянием изменений, происходящих с планетой и со всем обществом. Успехи медицины существенным образом изменили механизмы естественного отбора. Снижение младенческой смертности - несомненное благо - на фоне сокращения рождаемости оборачивается изменением и ослаблением генофонда человечества. Стремительное ухудшение экологической обстановки тоже оказывает весьма существенное влияние на здоровье нового поколения уже с момента зачатия.

Но что же представляют собой исключительные качества «детей-индиго» с точки зрения современной психиатрии и психологии? Слово доктору психологических наук В. Петровскому.

Все дети до трёх лет (а некоторые и позже) проявляют феномен эгоцентризма. В него входит в том числе царственность, представление о собственной избранности. Весь мир вращается вокруг меня, я абсолютно священен, и все поступки связаны только со мной. Если пришёл взрослый в гости, то он пришёл ко мне. Этот феномен проявляется абсолютно у всех безо всякого исключения - такова детская природа. Первые четыре признака описывают именно его, и, если мама думает, что у неё ребенок «индиго», она этот совершенно естественный феномен эгоцентризма будет трактовать как исключительность. Когда родители убеждены в том, что их дети - «индиго», то они - дети - с высокой вероятностью имеют возможность превратиться в «индиго», потому что информация о поведении человека влияет на поведение человека.

В психологии хорошо известен так называемый парадокс Эдипа, когда сообщаемый человеку прогноз оказывает влияние на ход событий в направлении исполнения этого прогноза. Тогда прогноз называется самоподтверждающимся. Но есть и саморазрушающиеся прогнозы по той же самой причине.

Сегодня на всё происходящее в обществе в сильнейшей степени влияет мощное развитие средств массовой информации. Каждый редкий, уникальный случай становится общим достоянием. Включаются факторы общественного сознания, которые мгновенно усиливают вторичный эффект, и уникальность воспринимается почти как правило. Все матери начинают присматриваться к своим детям, отыскивая в них необычные качества, поднимающие ребёнка в ранг гениальности. В принципе, плохого в этом ничего нет, каждый ребёнок заслуживает того, чтобы к нему относились как к гению, если такое отношение не выходит за разумные, здоровые пределы. Всё происходит в строгом соответствии с законами массовой коммуникации: у нас на бессознательном уровне возникает вера в то, что события развиваются именно так, как их трактуют газеты и телевидение. Не сомнение, не проверенное знание, а вера - это ранг идеи. Точно по Гегелю: «Человечество,открыв идею свободы, стало свободным». Идея «детей-индиго», овладевая массами, творит «детей-индиго». И будьте уверены, маленький ребёнок, услышав о себе подобное предположение, будет выкладываться изо всех сил, чтобы подтвердить, что он такой и есть. И если линия поведения родителей по отношению к нему избрана неверно, он будет культивировать в себе психопатические отклонения, которые раньше социально пресекались. На всех этапах развития у детей есть масса девиантных, неправильных вариантов поведения, которые могут только усиливаться. Когда он живёт с сознанием своей избранности, то ему море по колено. Остальные люди - объекты, люди-вещи, среди вещей жить намного легче, чем среди людей. Кстати, равнодушие к критическим замечаниям в них воспитывают сами же родители.

Когда я учился в школе, в младших классах была у меня такая привычка - на переменах ходить и бормотать себе под нос. Однажды услышал разговор своего учителя с другим педагогом: «Это Вадик Петровский, он так себя ведёт, потому что очень умный». Можете себе представить, как я после этого стал себя вести, чтобы подтвердить и укрепить это заблуждение!

Мне кажется, неслучайно концепция «индиго» возникла именно в Америке. Я вижу здесь массовый психоз на тему избранности американской нации и поиск подтверждений такой избранности. Ну что ж, по крайней мере концепция «богоизбранных» детей намного гуманистичней, чем «богоизбранных» народов.

Нужно отметить и ещё одно обстоятельство. Перечисленные качества «детей-индиго» вполне могут говорить о проявлении признаков аутизма. Да, иногда аутисты поражают нас своими способностями, подобно герою фильма «Человек дождя», но всё же нельзя забывать, что аутизм - болезнь. Сильная память - это биология плюс концентрация психической энергии, не растраченной на окружающих человека людей, с которыми нужно считаться. На самом деле в этом нет справедливости и нет понимания.

Своеобразие мышления действительно может проявляться и в отсутствие тёплых и близких отношений с окружающими, высокой ранимости, которая приводит к тому, что человек ещё более наращивает дистанцию, отделяющую его от других людей. Конечно, можно сказать, что такой ребёнок видит мир нестандартно. Но, по сути, в его поведении нет ровным счётом ничего иного, кроме того, что можно прочитать в учебниках по психиатрии или психологии личности. Это акценты характера. Такие дети-акцентанты были всегда - сто, двести и триста лет назад, хотя в разные времена общество их замечало и осмысляло по-разному. Сейчас они называются «детьми-индиго». Известно, кстати, что шизоиды обладают высокой чувствительностью к различению эмоций людей. Поэтому они иногда могут «читать в сердцах», но это не значит, что они сердечные люди.

Психологам хорошо известно, что люди, лишённые эмпатии - способности сочувствовать и сопереживать окружающим, категоричные и не считающиеся с чужим мнением, проявляют высокие аналитические способности, хорошо говорят и свободно мыслят. А причина в том, что, когда разговаривает человек нормальный, он непременно ещё думает о том, как бы своими словами и поступками не причинить вреда собеседнику. Его катарсис, психическая энергия распределяются между мыслью о себе и мыслью о другом человеке. У того, кого не заботят другие люди, она вся тратится только на самого себя. На первый взгляд такая личность находится в более выгодном положении по отношению к обычным, «нормальным» людям. Но дело в том, что реализовать свои преимущества он может только в обществе, которое имеет массу возможностей рано или поздно отплатить той же монетой.

В отношении того, что родители, полагающие своих детей представителями генерации «индиго», пытаются воспитывать их по особым методикам, объединяясь в клубы и сообщества, отдельно от других детей, могу сказать, что это гораздо лучше, чем воспитание по Снежневскому. У нас был такой известный психиатр, который очень часто ставил трудным детям диагноз «шизофрения». У него были свои основания, он разработал свою собственную расширенную концепцию шизофрении; её мы обсуждать здесь не будем. Но согласно расширенным диагнозам, которые давали пациентам представители этой психиатрической школы, огромное количество потенциально здоровых людей оказывались шизофрениками. Поэтому лично я считаю: пусть лучше эти дети будут «индиго», чем шизофрениками. Тогда общество по крайней мере будет воспринимать ребёнка как странную личность, а не как безнадёжно больного. Эта позиция по отношению к детям, обладающим своеобразным поведением и мышлением (не психиатрического типа), намного гуманнее.

Тем не менее создание подобных «заповедников» имеет и отрицательные черты. Я проводил одно исследование, которое чётко показало, что если ребёнок субъективно похож на другого ребёнка и тот, второй, совершает в определённой ситуации некие глупости, то и первый поступает точно так же. Если же похожести нет, начинается поиск другого решения.

Исследование проводилось следующим образом. Из детей с разной успеваемостью составлялись пары, условно говоря: «отличник» - «отличник», «отличник» - «двоечник», «двоечник» - «отличник», «двоечник» - «двоечник». Первому из каждой пары задавалась некая логическая задача. Если он не находил решения, его сажали чуть в сторонке и он следил за тем, как задачу решает его напарник. Допустим, «отличнику» сразу не удалось найти верного решения. Оказалось, что если «двоечник» тоже идёт неверным путём, это побуждает «отличника» понять свою ошибку. «Отличника» подталкивало ощущение той самой «избранности». Но если первым к решению приступал «двоечник», а потом наблюдал за неудачными попытками «отличника», происходило то же самое! А в парах, равных по успеваемости, такого интеллектуального подталкивания не происходит.

Когда-то психолог Владимир Леви, написавший книжку «Нестандартный ребёнок», сказал: «Все дети нестандартны. Так и нужно их воспринимать».

Это особо ценная позиция для родителей, и психолог обязан её поддерживать. Но воспитывающий родитель обязан научить ребёнка слышать другие точки зрения, потому что, когда он выйдет в социальную действительность, эмоциональная глухота может быть чревата серьёзными психическими травмами.

А вообще, я полагаю: пусть родители думают, что у них нестандартные дети, «дети-индиго». Но чтобы дети при этом были уверены, что у них - нестандартные родители. И тогда всё будет нормально.

1

Статья посвящена проблеме одаренности, где речь идет о детях индиго. Они совершенно новые дети, миссия которых научить взрослых и, если эти взрослые научатся видеть мир глазами этих детей, как полагают ученые, все в жизни изменится к лучшему. Это новый тип детей, которые требуют нового, необычного, расходящегося с общепринятым в обществе способа взаимодействия. Необычность таких детей, прежде всего, характеризуется внешне поведенческими признаками. Многие из детей индиго имеют повышенную потребность и тягу к духовному началу: их интересует религия, они имеют собственное представление о Боге, многие из них видят ангелов и имеют возможность беседовать с ними. В отличие от одаренных детей, дети индиго, добившись своего, не останавливаются перед достигнутым. Они неудержимы в области их интересуемой проблемы, «с головой уходят» в деятельность. Как и одаренные дети, индиго в ходе беседы не по годам «демонстрируют впечатляющую работу ума». Имея высокоразвитую интуицию, эти дети на такие проблемы, как жизнь или смерть, дают содержательные ответы. Обладают мыслительными способностями, выходящими далеко за рамки ожидаемого. Такие дети, как правило, рано начинают говорить, научаются читать и считать. Их больше всего интересуют естественные науки, особенно астрономия.

научное сообщество.

обучение одаренных детей

дети Индиго

1. Верче Дорин. Забота о Детях Индиго / пер. с англ. – М., 2005.

2. Кэрролл Ли, Тоубер Джен. Дети Индиго-2. Праздник цвета Индиго / пер. с англ. – М., 2013.

3. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются / пер. с нем. – М., 1989.

4. Харрисон Стивен. Счастливый ребенок / пер с англ. – М., 2012.

5. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996.

Введение

Противостояние между взрослыми и детьми сегодня достигло своего предела. Из-за непонимания между взрослыми и детьми жестокость и насилие совершается даже в тех местах, которые с незапамятных времен считались святыми и были призваны служить культу знаний, добра и справедливости. Многие современные школы утратили свои воспитательные функции и не могут принять адекватных мер по решению встающих перед нею проблем. Родители в решении проблем ребенка уповают на школу, учителя порой беспомощны воздействовать на некоторую категорию детей, студенты-практиканты попросту отказываются проходить практику в некоторых классах, заявляя, что большая часть ребят из класса стоят на учете в детской комнате милиции.

Проблема воспитания осложняется еще и тем, что, по сведению медиков и психологов, каждый третий ребенок школьного возраста имеет психическое или физическое отклонение в своем развитии. Положение, казалось бы, катастрофическое, которое характерно не только для российской системы образования, но и для многих стран мира. Так ли это?

В 2001 году вниманию российской общественности была предоставлена книга двух американских исследователей Ли Кэрролл и Джен Таубер «Дети Индиго», которая несколько приоткрыла занавес поставленной проблемы. Согласно утверждению авторов книги, в мир пришли совершенно новые дети, миссия которых научить взрослых и, если эти взрослые научатся видеть мир глазами этих детей, все в жизни изменится к лучшему. Обобщая результаты своих многолетних исследований, авторы пришли к выводу, что это новый тип детей, которые требуют нового, необычного, расходящегося с общепринятым в обществе способа взаимодействия. Эти дети были названы Дети Индиго. С 1999 года в Интернете это название было принято научным сообществом. Отсутствие адекватного взаимодействия и создает пропасть во взаимопонимании между ними и взрослыми. В чем же необычность таких детей? Она, прежде всего, характеризуется внешне поведенческими признаками.

Многие из детей индиго имеют повышенную потребность и тягу к духовному началу: их интересует религия, они имеют собственное представление о Боге, многие из них видят ангелов и имеют возможность беседовать с ними. Они имеют не по возрасту развитую волевую сферу: «Цель Детей Индиго - давить до тех пор, пока их не поймут или, по меньшей мере, не начнут с ними считаться. Добившись своего, они тут же останавливаются» . В отличие от них одаренные дети не всегда обладают развитой силой воли, но если она присутствует, то такие дети, добившись своего, не останавливаются перед достигнутым. Они неудержимы в области их интересуемой проблемы, «с головой уходят» в деятельность. Как и одаренные дети, индиго в ходе беседы не по годам «демонстрируют впечатляющую работу ума». Об этом могут свидетельствовать факты, зафиксированные в виде высказываний, сделанных детьми индиго совсем юного возраста по проблемам, на которые и философы порой затрудняются дать вразумительный ответ. Имея высокоразвитую интуицию, эти дети на такие проблемы, как жизнь или смерть, дают содержательные ответы. Дети индиго обладают мыслительными способностями, выходящими далеко за рамки ожидаемого. Такие дети, как правило, рано начинают говорить, научаются читать и считать. Тому примером могут служить выдержки из характеристики, данной ребенку родителем: «Говорить он начал, когда ему было всего восемь месяцев, а читать и считать научился сам в трехлетнем возрасте. Сейчас его больше всего интересуют науки, особенно астрономия. Каждый день он говорит с Богом и ангелами, которых называет "Мои ангелы" или "Мой народ". Говорит, что он - царь. Такое впечатление, будто он знает все на свете» . Такая характеристика индиго не нова. Она во многом схожа с характеристиками одаренных детей. Вспомним эпизоды из биографии выдающегося естественника XVIII века Ф. Гальтона, его письмо сестре Адель, написанное автором, когда ему не было и 4 лет: «Дорогая Адель! Мне четыре года, и я могу прочесть любую английскую книгу. Я знаю наизусть все латинские существительные, прилагательные и переходные глаголы, и еще я знаю 52 строки из латинской поэзии. Я умею складывать любые числа и умножать на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. Я умею немного читать по-французски и узнавать время по часам....» . В интеллектуальном плане многое сходится в характеристиках. Но дальнейшая характеристика юного Дэвида (так звали описываемого ребенка родителем) требует иного рассмотрения проблемы: «Он часто вел себя по отношению к нам очень агрессивно, со злобой, потому что мы не понимали его поступков. Мы с отчаянием спрашивали себя и его самого, почему же он не просто "как все дети"» .

Большинство отечественных психологов (А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Д.Б. Богоявленская), исследующие проблему «одаренности», склонны считать, что одаренным детям присуще творческое начало. В ходе своих исследований Д.Б. Богоявленская пришла к выводу, что творчески одаренные личности в ходе своей деятельности, прежде всего, ориентированы на сам процесс, чем на результат. Результаты наблюдений американских психологов за детьми индиго позволяют сделать вывод, что для данных детей характерна творчество в деятельности. Следующий пример служит тому подтверждением. «Трогательная история связана с моим сыном Кайлом - сейчас ему одиннадцать уже лет. Когда он был в третьем классе, с учебой у него не ладилось: письмо, счет в уме и отметки были далеки от уровня, на какой можно было рассчитывать. Кайл "переигрывал", его ответные реакции очень часто просто заканчивались дракой. Кайл очень смышленый, но ему не хватало усидчивости, он очень легко отвлекался... Его коэффициент интеллекта был тогда 129, но оценки соответствовали уровню 105. Такой разрыв между показателем... указывал на "труднообучаемость". Кайл не справлялся с домашними заданиями, вообще был очень неорганизован и постоянно все "забывал".

Мы обсуждали тогда одну контрольную по математике, которую они писали в школе. Кайл решил только две задачи из трех, хотя все они были на одну тему. Всех собравшихся это удивило. Тогда учительница, позвав Кайла, спросила, почему он не решил задачу. Ребенок ответил: "А, ты про эту контрольную? Хм... Я как раз тогда разрабатывал свой компьютер с питанием от солнца и управлением голосом. С этими словами ученик из сумки извлек схему будущего компьютера"» . В данном примере многие поведенческие признаки характерны для одаренного ребенка: и высокий коэффициент интеллекта, и творческое начало, но отсутствует способность к самоорганизации, свойство, которое, по мнению психолога В.С. Юркевич, является ядром всей одаренной личности. Из-за этого у ребенка возникают проблемы при самоподготовке. Вот советы учителя, работающего с такими детьми. Эти дети никогда не становятся в общий строй. «На что дети индиго откликаются, так это на уважение - уважение к ним как к разумным личностям и детям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности - для нас. Эти дети откликаются на уважение к их праву выбора и способностям. Они умеют принимать хорошие решения, им нужно лишь немного помочь. Они отчаянно борются за то, чтобы их способности заметили и признали как нечто значимое, и они действительно важны» . Уважение личности ребенка, свобода на право выбора, признание способностей и предоставление индивиду самовыразиться - все эти требования характерны для успешной работы с одаренными детьми и выступают как принципы организации деятельности педагога.

«Дети индиго высказываются с удивительной рассудительностью. Они сражаются с неуверенностью, со своим возрастом, с бессилием и с внушенным им чувством собственной беспомощности, с социальным неравенством. Они борются с тем, что они не похожи на других» . Такая активность по самозащите не свойственна одаренным детям. Скорее всего, это отличает их от детей индиго.

Часто из-за отсутствия соответствующей среды, способствующей самовыражению детей индиго, они не всегда ведут себя адекватно. Среди них есть неблагополучные дети. Кое-кому, прежде чем найти себя, приходится годами жить в шкуре «белой вороны». У многих из них уже сейчас есть большая сила, а испытание заключается в том, чтобы правильно ею распорядиться, конечно, не всем это удается. Американский психолог, изучая проблемы неуспевающих учеников, обнаружил, что каждый третий из них творчески одаренная личность. Это еще раз подтверждает предположение о том, что дети индиго - это одаренные дети. По мнению многих исследователей (Ли Кэрролл, Дорин Верче, Стивен Харрисон и др.), дети индиго наделены способностями, которые трудно объяснимы с точки зрения устоявшейся науки: они обладают экстрасенсорными возможностями. Дети индиго чувствительны к энергетике, видят и ощущают необычные вещи, сверхъестественные, порой пугающие: по всему миру дети индиго рассказывают, кем они были «раньше». Как правило, эту информацию они сообщают в очень раннем возрасте, едва научившись говорить, т.е. не имея определенного жизненного опыта в догматических учениях. Эти дети обладают повышенной духовной чувствительностью, поэтому посещение церкви только удовлетворяет их запросы. По отношению к одаренным детям данный вопрос остается открытым, хотя современные психологи выделяют духовную одаренность как самостоятельный вид одаренности. Но эта одаренность, скорее, связана с нравственными началами, чем с религиозными чувствами. Объединяет этих детей то, что и те и другие очень чутки к нелогичным духовным воззрениям и к людям, у которых слово расходится с делом. Но специфика индиго в том, что они не только ощущают энергию самого обмана, но и чувствуют, когда душевное равновесие другого человека нарушено. Они ожидают от взрослых цельности натуры и остро реагируют, когда обманываются в своих надеждах. Даже дети Ближнего Востока, воспитанные в духе безотчетного преклонения перед авторитетом старшего, болезненно воспринимают непоследовательность взрослых. Поэтому родители детей индиго, как и родители одаренных детей, нередко испытывают трудности в воспитании.

Всякое творческое начало требует свободы. Данную необходимость в свое время доказал русский философ, живший в начале ХХ века, Н. Бердяев. Для того чтобы одаренные дети могли реализовать свои творческие способности, необходимо отсутствие всякого давления извне. Это роднит их с детьми индиго. Поэтому главное условие успешности взаимодействия с такими детьми родителей - это направление деятельности, активности таких детей в соответствующее русло, а не управление ими, когда воздействие опосредственное, еле заметное, когда ребенок не чувствует давление со стороны взрослого. В противном случае вся волевая энергия таких детей будет направлена против волюнтаристических действий старшего.

Паранормальные способности, которые невозможно объяснить с научной точки зрения, проявляются у детей индиго в их необычных заявлениях. Так, пятилетний Джесси уверяет мать, что он был царем на другой планете, в результате катастрофы его душа попала в животик матери, в другой жизни его звали не Джесси, а Томас, он постоянно контактирует с жителями той планеты. По словам матери ребенка, с возрастом эти контакты только усилились, что вызывает у родителей определенные опасения . Или другой пример с полуторалетним Тайлером, когда мать утверждает, что сын в столь юном возрасте обладает способностью видеть ангелов в салоне припаркованных автомобилей и называть их своими именами, хотя его этому никто не учил. До сих пор Тайлеру во сне часто приходится беседовать с ангелами .

Многие родители замечают свои недостатки в воспитании таких детей и предлагают нетрадиционные подходы. Многие из них могут служить руководством к действию. Вот некоторые из них:

  • живите со своим ребенком здесь и сейчас;
  • думайте о том, что происходит сегодня, не старайтесь разглядеть издалека весь предстоящий путь;
  • самое главное - любовь, терпение, одобрение и терпимость!

Можно понять на рациональном уровне и осмыслить такое высказывание родителей как: «Мы все потерпели крах, потому что пытались исцелять своих детей на рассудочном, интеллектуальном, рациональном уровне». Но следующее высказывание требует дополнительного осмысления и проверки как рабочей гипотезы: «Наши дети изранены на уровне энергетики, на уровне духа. С этого надо начать исцеление» . Предлагаются и другие способы воспитания таких детей. Так, психотерапевт Дорин Верче предлагает Ангельскую терапию вместо принятой психотерапии, Джен Тоубер предлагает начать работу с себя, распознать в себе Внутреннего Ребенка. Второй способ напоминает развитие способности к эмпатии. Но отличие в том, что взрослый не ставит себя вместо ребенка, с которым имеет дело, а воссоздает образ себя в детские годы и актуализирует в себе те качества, которые были присущи в детстве. По утверждению автора, это способствует взаимопониманию взрослого и ребенка индиго. В работе же с одаренными детьми известность получила методика создания искусственных препятствий, разработанная В.С. Юркевич . По утверждению психолога, применение данного метода способствует самоорганизации и развитию эмоционально-волевой сферы одаренного ребенка.

Сегодняшняя, постсовременная семья не способствует развитию одаренных детей, а служит только определенным препятствием, заявляет Ли Кэрролл. Для такой семьи характерна духовная разобщенность, отсутствие объединяющих начал. Вот что пишет автор по этому поводу: «Многие семьи уже не способны прожить на заработок одного кормильца - а когда работают и мать, и отец, семейные обеды и прочие простые и приятные ритуалы, укрепляющие взаимоотношения внутри семьи, становятся невозможными. Результатом становится то, что я и называю «постсовременной семьей»: несколько человек живут под одной крышей, но у них крайне редко возникает возможность установить по-настоящему близкие отношения. Вместо тесного внутреннего общения в постсовременных семьях царит разобщенность. Порой кажется, что члены семьи совсем не знают друг друга» . Это создает дополнительные сложности во взаимопонимании между членами семьи. В таких условиях ребенок со своими проблемами остается один на один. И если ребенок со средними способностями может как-то решить свои проблемы в кругу ровесников, то одаренный или индиго испытывают неприятие или недопонимание окружающих. Отсюда и агрессия, и девиантное поведение со стороны таких детей. В отличие от одаренных дети индиго инстинктивно чувствуют, кто они и что им нужно. Они твердо знают, как должны относиться люди друг к другу. Они от окружающих ожидают взаимного уважения и доверительных отношений. Они ни при каких обстоятельствах не терпят лжи, насилия и манипулирования ими. Они вечно задают вопросы. Их не удовлетворяет однозначный ответ типа: «Потому что так надо». Они всегда требуют разъяснений. За такие свойства характера они часто бывают неудобными для окружающих, на них смотрят как на чудаков, их не принимают в свой круг сверстники. Такое же отношение со стороны окружающих испытывает большинство одаренных детей, так как это тоже «дети-почемучки», которые своими вопросами просто надоедают взрослым. Для многих детей младшего школьного возраста характерно задавание вопросов. Но в отличие от них вопросы одаренных детей всегда носят содержательный характер и наполнены глубоким познавательным смыслом.

Дети индиго, как и одаренные дети, - высокочувствительные, многомерные сущности, нередко наделенные многими талантами и утонченными интуитивными способностями. Они появляются на свет как бы с «врожденными знаниями». Такие дети лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как взрослым. Одна из характерных черт индиго - ощущение самого себя как взрослого. Это одна из причин чувства изолированности. Даже первые общения с детьми, отмечает Джен Тоубер, дают понять индиго, что он не такой как все: дети не понимают его ни слов, ни поступков. Дети индиго к нам пришли надолго. Они ломают устоявшиеся стереотипы в обществе и требуют перемен. В отличие от одаренных детей индиго легко ранимы и чутки к внешнему миру, если не хватает целостности окружающей среды, то индиго просто «выключается» из нее.

Рецензенты:

Юричка Ю.И., д.п.н., профессор, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск.

Синагатуллин И.М., д.п.н., профессор, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск.

Библиографическая ссылка

Рахматуллин Т.Г., Рахматуллин М.Т. ДЕТИ ИНДИГО КАК НЕОБЫЧНАЯ ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12736 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Последние десятилетия считаются эпохой детоцентризма - родители стали уделять детям намного больше внимания и считаться с ними, а и ученые вывели не одну теорию относительно развития и становления личности ребенка. Стали появляться различные классификации детей по типам характера и взаимодействия с окружающим миром - дети Индиго, дети Одуванчики и прочие загадочные на первый взгляд персонажи. О том, кто они такие, мы сегодня и поговорим.

Дети Индиго

Именно с Индиго началась тенденция искать у детей какие-то особенные черты характера и формировать на их основе отдельные категории и группы. Термин появился в 90 гг. XX века: он обозначал детей нового времени, не желающих развиваться по навязанным правилам и знаменующих новый уровень эволюции человечества. Детей Индиго отличают высокий интеллект вкупе с большим творческим потенциалом, лидерские качества, нежелание идти в ногу с коллективом, неусидчивость и импульсивность. Они плохо находят общий язык с другими людьми, но «на ты» с техникой и .

Считается, что ауры детей Индиго имеют темно-синий цвет, что и легло в основу термина.

Автором термина и первых книг о детях индиго является экстрасенс Нэнси Энн Тэпп. Традиционная же наука относится к талантам детей индиго скептически - за почти 40 лет никаких доказательств суперспособностей таких детей найдено не было. Педиатры отмечают большое сходство характерных черт с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДГВ). Наиболее логичным объяснением появления у детей вышеперечисленных черт является технический прогресс, шагнувший за последние годы далеко вперед и кардинально изменивший среду, в которой дети растут. Также бытует мнение, что слишком мягкие, не способные строго воспитывать своих чад родители объясняют чрезмерную их избалованность «синдромом Индиго».

Многочисленные медицинские исследования детей индиго не обнаружили в них никаких отклонений от нормы, кроме одного: индиго используют не 7-6 процентов ресурсов мозга, как все люди, а 12-14 %

Дети Кристаллы

Логическим продолжением теории детей индиго является набирающая сейчас популярность идея о детях Кристаллах. Согласно ей, дети Индиго призваны менять мир и разрушать существующие устои, а дети Кристаллы, напротив, - миротворцы и несут окружающим покой и добро. Люди Кристаллы всегда пытались сделать окружающий мир гармоничнее и красивее, а сейчас их, если верить данной теории, становится все больше. Особенно много Кристаллов, согласно авторам термина, встречается среди детей, рожденных после 2011 года.

Эксперты утверждают, что ауры у детей Кристалов имеют кристаллическую форму, при том, что у всех остальных - круглую

Отличить таких детей можно по следующим признакам: они тянутся к животным, поздно начинают говорить, очень чувствительны ко лжи и несправедливости, не нуждаются в коллективе и могут играть сами с собой долгое время. У них могут быть выдающиеся способности к музыке уже в раннем возрасте. В отличие от колючих Индиго они обаятельны и спокойны, предпочитают овощи и свежевыжатые соки и часто интуитивно выбирают вегетарианское меню. Но одна из главных отличительных черт детей Кристаллов - способность к сопереживанию: именно эти дети будут тихонько листать книжку в уголке, если у мамы болит голова, и периодически подбегать для «лечебного» поцелуя.

Дети Орхидеи и Одуванчики

Если Индиго и Кристаллы - понятия, скорее, эзотерические, то относительно свежее деление детей на Орхидей и Одуванчиков базируется на вполне научном подходе к генетическим особенностям каждого человека. В последние 5-6 лет сразу несколько западных ученых обратили внимание на так называемый «синдром сверхчувствительности», свойственный, в первую очередь, - такие люди пугаются резкого света или громких звуков, легко расстраиваются по пустякам, их беспокоят жесткие ярлычки на одежде. Во время исследований выяснилось, что ген, отвечающий за низкую стрессоустойчивость, отвечает также и за наблюдательность и высокий уровень чувствительности к социальным и эмоциональным сигналам. Был введен термин «orchid children» - «очень чувствительные дети», дети Орхидеи.

Если такой ребенок растет в семье с высоким уровнем стресса, где не считаются с его индивидуальными особенностями, он может респираторными заболеваниями, проявлять склонность к депрессиям или , с возрастом демонстрировать все усиливающиеся проблемы с поведением. Однако если близкое окружение учитывает сверхчувствительность такого ребенка, заботится и защищает, то его интеллект развивается до экстраординарных высот, а болезни практически не прилипают.

Около 70% детей Орхидей - интроверты

Ребенка Орхидею можно узнать уже в младенчестве - именно он будет спать урывками по полчаса в любое время суток и постоянно проситься на ручки. Повзрослев, такие дети сторонятся шумных подвижных игр, кажутся застенчивыми при общении с новыми людьми, плохо засыпают после насыщенного дня. Родителям нужно как можно раньше принять эти особенности ребенка, чтобы он смог вырасти многогранной и интересной личностью.

Противоположность детей Орхидей - дети Одуванчики, которые одинаково развиваются в любой среде и практически не зависят от атмосферы и уровня стресса в семье.

Альфа-дети

Своим появлением термин обязан психологу Гордону Ньюфелду, изучающему теорию привязанности родителей и детей. Согласно ему, альфа-дети или дети с альфа-комплексом - это лидеры и заводилы, склонные не только руководить и командовать, но и заботиться о слабых, защищать и опекать их. На первый взгляд этот перечень качеств выглядит заманчиво, но такие дети, как правило, более тревожны и агрессивны, не умеют принимать заботу о себе и часто отказываются слушаться и подчиняться. Подобные Альфы - отчасти продукт модного в последнее время развития лидерских качеств у ребенка, отчасти результат воспитания, направленного в первую очередь на «достигаторство», а не на развитие гармоничных отношений в семье. Ньюфелд говорит о том, что альфа-задатки есть у многих людей, но в детстве ребенок не должен их проявлять, так как его роль - быть зависимым и опекаемым, а роль родителя - как раз быть «заботливой Альфо».

Наталья Волошина