Физическое воспитание в педагогическом процессе. Понятие о средствах физического воспитания

Московский Государственный Университет Печати

Реферат на тему:

«Физическое воспитание и его роль в становлении личности»

Выполнила:

Таранова Ольга

гр. ДЭБ-3-1

Введение……………………………………………………………………..3

Понятие физического воспитания………………………………………….4

Принципы физического воспитания………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………….....12

Список литературы………………………………………………………....13

Введение.

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества достаточно высокое. Они значительно влияют на общественное производство, развитие общественных отношений, формирование человека как личности.
В наши дни физическая культура и спорт пользуются большой популярностью. О спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли, кинофильмы, на изучение его проблем все чаще обращают внимание социологи, медики, историки, педагоги и специалисты других направлений. Все это не просто дань моде, а отображение того места в современном обществе, которое заняли в нем физическая культура и спорт. Особенное значение приобретает последовательное развитие способа жизни, при котором физическая культура и спорт выступают как факторы формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Понятие физического воспитания.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного поколения.

Физическое воспитание решает задачи укрепления здоровья, всестороннего развития физических и духовных сил, повышение трудоспособности, продления творческого долголетия и жизни людей, занятых во всех сферах деятельности. В процессе физического воспитания осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков, специальной системы знаний и использование их в общественной практике и повседневной жизни. Физические упражнения влияют на продуктивность работы, они способствуют высокой творческой активности людей, занятых умственным трудом. Регулярные занятия определенными видами спорта и физическими упражнениями, правильное использование их в режиме обучения способствуют повышению умственной трудоспособности студентов, совершенствованию ряда необходимых им качеств - глубины мышления, комбинаторных способностей, оперативной, зрительной и слуховой памяти, сенсомоторных реакций. Физическая культура и спорт является важным фактором снижения уровня заболеваний и травматизма на производстве.

Занятия физической культурой и спортом необходимы для всех людей, а не только для тех, профессии которых требуют особенной физической силы или особенного умственного усилия, еще и потому, что современные условия жизни (как на производстве, так и в быту) приводят к неизбежному снижению двигательной активности человека. Сниженная двигательная активность в свою очередь - к снижению тренированности организма, которая сопутствует снижению умственной и физической трудоспособности, снижению сопротивления организма человека к заболеваниям.

Физическая культура и спорт имеют в своем распоряжении большие возможности для воспитания всесторонне развитой личности. В процессе занятий совершается моральное, умственное, трудовое и эстетическое образование. При этом влияние физической культуры и спорта на личность довольно специфично и не может быть заменено или компенсировано какими-либо другими способами.

Моральное воспитание. Физическое воспитание органично связано с моральным. На учебно-тренировочных занятиях и особенно во время спортивных соревнований человек имеет большие физические нагрузки, которые способствуют формированию таких качеств характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Занятия физическими упражнениями и спортом носят целенаправленный характер и проходят, как правило, в коллективе. Поэтому занятия спортом воспитывают чувство коллективизма, преданность своему коллективу. В спортивной борьбе раскрываются такие моральные качества как честность, уважение к сопернику, способность подчинить свое поведение нормам спортивной этики.

Умственное воспитание. Систематические занятия физической культурой и спортом играют важную роль в повышении умственной работоспособности. Освоение современных учебных программ, например, для студентов вуза связано со значительной нервно-психической нагрузкой. Высокий уровень физической подготовленности является одним из важных факторов, обеспечивающих стойкость умственной работоспособности на протяжении всего учебного года. Установлено, что в системе « состояние организма - оптимальная физическая нагрузка - умственная трудоспособность » последнее звено находится в прямой зависимости от двух первых. Замечено так же, что такие показатели, как обьем внимания, памяти, количество умственных операций у недостаточно тренированных студентов к концу учебного года значительно снижаются. В этот период особенно важным для поддержания умственной трудоспособности является обеспечение беспрерывности занятий физическими упражнениями и спортом с учетом физического состояния каждого студента и регулированием в связи с этим тренировочных нагрузок, а также обеспечение на занятиях позитивного эмоционального фона.

Трудовое воспитание. Суть трудового воспитания заключается в последовательном и систематическом развитии качеств личности, которые определяют уровень ее подготовки к жизни и общественно полезной работе. Основными качествами при этом являются трудолюбие, сознательное отношение к работе, овладение культурой труда. Трудолюбие воспитывается непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований, когда спортсмены для достижения результатов в физической или спортивной подготовке выполняют и многочисленно повторяют физические упражнения, то есть они систематически работают, преодолевая усталость. Целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели и трудолюбие, которые воспитываются во время занятий физической культурой и спортом, переносятся в дальнейшем на трудовую деятельность.

Эстетическое воспитание. Человек, который занимается спортом постоянно знакомится с проявлениями прекрасного. Под влиянием физических упражнений формы тела развиваются гармонично, движения и действия становятся более утонченными, энергичными, красивыми. Многие занимаются спортом, руководствуясь не только определенными практическими целями - укрепить здоровье, установить рекорд и т.п. В значительной мере их привлекает возможность получить эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно наблюдать прекрасное и самим творить его в виде совершенных по красоте движений, грациозного до виртуозности владения собственным телом. Связь занятий физической культурой и спортом с эстетическим воспитанием имеет действенный характер, потому, что позволяет не только формировать внешне красивый вид, но и одновременно эффективно влиять на воспитание морально - волевых качеств, эстетики поступков и поведения в современном обществе.

Принципы физического воспитания.

Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.
В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы, выражающие специфику отдельных видов физического воспитания (например, спортивной тренировки). Они связаны между собой и составляют единую систему принципов. В моем реферате будут рассматриваться только общие принципы физического воспитания. К ним относятся:
1. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
2. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни;
3.Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.
Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность.
Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:
1). Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание;
2). Обеспечение широкой общей физической подготовленности. Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.
Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным на изменение окружающей среды и самого себя
В процессе физического воспитания – в силу физического и духовного развития человека – существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования:
1. строго соблюдать единство различных сторон воспитания
2. обеспечивать широкую общую физическую подготовленность
Требования общей физической подготовленности опираются на одну из главных закономерностей развития человека – неразрывную взаимосвязь систем и органов. Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека.
Принцип связи физического воспитания с практикой личности.
Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию – готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического воспитания эта закономерность свое специфическое выражение.
Некоторые ученые видят основную функцию физической культуры и спорта в том, чтобы с их помощью ликвидировать скованность современной жизни. Но есть и другая точка зрения – что физическое воспитание призвано готовить людей, способных высокопроизводительно трудиться и самоотверженно защищать свою Родину от покушений врагов.
Это придает принципу связи физического воспитания с практикой жизни новые содержание и значение. В осуществлении данного принципа физического воспитания необходимо исходить из того, что везде, в конечном счете, должна учитываться подготовка к труду и обороне.
Существует мнение, согласно которому прикладное значение физического воспитания заключается только в выработке двигательных навыков, непосредственно необходимых в жизни. Если навык, формируемый в результате занятий тем или иным видом физического упражнения прикладен, т.е. может быть перенесен в трудовую или боевую обстановку, то такое физическое воспитание связано с жизнью.
Цель заключается в том, чтобы, придя на производство или в армию, человек в кратчайший срок мог овладеть техникой любого дела. Только сильный ловкий и физически развитый человек лучше осваивает новую работу, быстрее овладевает новой техникой.
Современная практика боевой тренировки войск показывает, что чем сложнее военная техника, тем глубже и разностороннее должны быть требования к физической подготовленности людей. На видное место выдвигаются задачи специальной военно-прикладной подготовки.
Некоторые ученые ставят вопрос – что важнее для жизни: двигательный навык или физические качества, воспитание которых должно быть обеспечено в процессе физического воспитания? Этот вопрос в такой постановке неправомерен. Качество и навык изолированно друг от друга не существуют. Такая постановка вопроса практически приводит к противопоставлению образования воспитанию и наоборот. Важно и то, и другое. Человек, подготовленный к жизни – это человек, обладающий высоким уровнем развития физических качеств и большим запасом разнообразных двигательных навыков. В единстве оба этих фактора гарантируют нужную для жизни физическую подготовленность.
Физическое воспитание должно обеспечивать соответствующий уровень здоровья членов общества, развития их силы и выносливости. Принципом связи физического воспитания с практикой жизни необходимо руководствоваться всех частных задач физического воспитания, в том числе и спортивной тренировки, включая в нее физические упражнения, имеющие непосредственно прикладное значение.
В итоге можно вывести следующие конкретизирующие положения принципа связи физического воспитания с практикой жизни:
1. решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно трудового характера;
2. в любых формах физической деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение как можно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также всестороннее развитие физических способностей;
3. постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности но основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.
Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.
Идея укрепления здоровья человека пронизывает всю систему физического воспитания. Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующее положения:
1). Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями. Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие от врача) имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление;
2). Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля. Физические упражнения – это средство, которое лишь в условиях правильного применения дает оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся физическими упражнениями. Систематический врачебный и педагогический контроль предполагает строгий учет этих особенностей. Следует всегда иметь в виду, что ни преподаватель, даже хорошо подготовленный, ни сам занимающийся не могут полностью и вовремя заметить те изменения, которые наступают в организме под влиянием физических упражнений. На помощь приходит врач.
Врачебный контроль за занимающимися обязателен для всех организаций, проводящих работу по физической культуре. Однако, врачебный контроль не должен ограничиваться только констатацией происходящих в организме человека изменений. Наряду с показателями специального педагогического наблюдения, данные врачебного контроля являются теми объективными явлениями, по которым мы можем судить о положительном или отрицательном влиянии физических упражнений, изменять и совершенствовать методы физического воспитания.
Принцип оздоровительной направленности отечественной системы физического воспитания повседневного творческого содружества врача, педагога и самого занимающегося. Если занимающийся почувствует ухудшение здоровья, а врач подтвердит это по анализам, то он должен отойти от интенсивного занятия спортом и довольствоваться физическими упражнениями как лечебным средством.
Врач и педагог обязаны на основе учета изменений на основе учета изменений, происходящих в организме занимающегося под влиянием физических упражнений, предвидеть возможные отдаленные результаты этих занятий.
В заключении мы можем сделать вывод, что смысл этого принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:
  1. определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;
2. планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности занимающегося;
3. обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе заданий и соревнований;
4. широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Таким образом, как следует из вышеперечисленного, основное назначение общих принципов физического воспитания сводится к следующему:
- во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;
- во-вторых, к объединению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровлению);
- в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания и путей реализации их на практике.

Заключение.

Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и спорта. Эта сила делает неуклюжего ловким, медлительного – быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложные производственные профессии; она же стала одним из решающих факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных.

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Физическая воспитание – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

воспитания его ... становлении и функционировании. Официальная система физического воспитания ... его . Физическое воспитание и физическая культура Из сказанного о физическом воспитании понятно, что оно имеет существенное значение для личности ...
  • Физическое воспитание во взаимосвязи с нравственным воспитанием в младшем школьном возрасте

    Дипломная работа >> Педагогика

    ... его физическую дееспособность. Физическое воспитание есть... физического воспитания . Принцип всестороннего развития личности . В решении этой задачи особая роль принадлежит физическому воспитанию ... саморегуляции; -становления адекватной самооценки...

  • Основные вопросы физического воспитания и физической культуры

    Шпаргалка >> Физкультура и спорт

    Среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию . Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, ... , динамике и результатах его выполнения. Важную роль в оптимизации процесса становления и отлаживания действий играют...

  • Психология физического воспитания

    Реферат >> Культура и искусство

    Центрального периода становления характера и интеллекта... преподавателю физической культуры В физическом воспитании определены роль педагога-специалиста (преподавателя физической ... личность . Личность – стержневой фактор труда, определяет его профессиональную...

  • Физическое воспитание.

    1) Соотношение понятий «физическая культура», «физическое совершенство», «физическое развитие», «физическое воспитание».

    2) Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания.

    4) Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с нарушениями речи.

    Литература:

    1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.,2001
    2. Дошкольная педагогика /Под ред. В.В.Бабаевой и др. М.,1992
    3. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом.М.,1991
    4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.М.,1985
    5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.М.,1973
    6. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.,1983
    7. Баркан А.И. Его величество Ребёнок какой он есть. М.,1996
    8. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Составители Н.А Ноткина и др. СПБ.,1999

    1. Соотношение понятий «физическая культура» , «физическое совершенство», «физическое развитие», «физическое воспитание».

    Одной из сторон развития личности является физическое развитие , которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье-это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

    Деятельность взрослого , направленная на укрепление здоровья ребёнка, составляет содержание физического воспитания , что при определённых условиях обеспечивает малышу физическое развитие (ведь ребёнок ещё так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье).

    Учение о физическом воспитании является составной частью педагогики. При характеристике различных аспектов физического воспитания используются следующие понятия:

    Физическая культура - наиболее общее понятие, рассматривающееся как часть общей культуры человека. Это совокупность материальных и духовных ценностей общества , которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.

    1. личная гигиена, которая складывается из навыков в быту и труде (аккуратность, опрятность), привычки к гигиеническому режиму.

    2. закаливание организма в естественных условиях природы

    3. физические упражнения

    Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармонического физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества, профессии.

    Физическое развитие – биологический процесс становления и изменения строения и функций организма человека. В узком смысле – это антропометрические и биометрические показатели (рост, масса тела, объём лёгких, осанка и т.д.).

    Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развития физических качеств (способностей), формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, развитие двигательных навыков и физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному.

    Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания.

    В дошкольном возрасте происходит бурное развитие ребёнка . У него активно формируются костно-мышечная, сердечно-сосудистая, нервная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития (которые обеспечивают общую высокую работоспособность, быструю приспособляемость организма к выполнению задач различного рода). Физические упражнения оказывают глубокое влияние на рост и развитие организма, расширение его функциональных возможностей.

    Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие детей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях; движения активизируют работу всех анализаторных систем => быстрее и успешнее развиваются органы чувств; в ходе выполнения физических упражнений активно развивается ориентировка в пространстве. Двигательная активность положительно сказывается на развитии лобных отделов мозга, которые играют ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Движения пальцев и кистей рук стимулируют развитие речедвигательного центра.

    Таким образом, крепкое здоровье – основа активной умственной деятельности.

    Физическое воспитание тесно связано с нравственным . При выполнении гигиенических, закаливающих процедур, при проведении подвижных игр дети получают представления о нравственных поступках (аккуратности, смелости, честности), систематически в них упражняются, у них развиваются волевые качества (настойчивость, самостоятельность). Эмоциональная насыщенность большинства физических упражнений усиливает их влияние на формирование личности ребёнка (формируется активность, инициативность, самостоятельность).

    Физическое воспитание осуществляется в коллективных формах работы =>дети обучаются действовать в коллективе сверстников , формируются чувства товарищества, взаимопомощи, выдержка, организованность, дисциплинированность.

    Физическое воспитание связано с эстетическим : полноценное физическое развитие - залог эстетического внешнего вида ребёнка. В ходе упражнений дети приучаются двигаться непринуждённо, красиво, выразительно, получают представления о красивой осанке, а это способствует воспитанию эстетических чувств.

    Физическое воспитание неразрывно связано с трудовым : накопление в процессе физических упражнений двигательного опыта, развитие координации, силы движений, глазомера и др. способностей положительно сказываются на овладении трудовыми действиями и операциями.

    Задачи физического воспитания .

    Выделяются 3 группы задач (Г.В.Хухлаева и др.)

    1) Оздоровительные задачи :

    · Охрана и укрепление здоровья детей

    · Закаливание организма как повышение сопротивляемости организма явлениям окружающей среды

    · Правильное и своевременное развитие всех систем организма, развитие движений.

    Эта группа задач выдвигается на первый план. Так как наиболее характерная особенность организма ребёнка-дошкольника – интенсивный рост и развитие. Но формирование систем и функций ещё незавершенно и это определяет высокую ранимость организма дошкольников.

    2) Образовательно-коррекционные задачи :

    Формирование представлений о своём организме, о здоровье, об активности и отдыхе

    Формирование и коррекция умений и навыков выполнения основных движений

    Освоение культурно-гигиенических навыков; привитие навыков личной и общественной гигиены.

    Решение задач данной группы связано с хорошей пластичностью детского организма, его высокими приспособительными возможностями. Ребёнок легко адаптируется к изменению условий, физической нагрузке. Он отличается высокой восприимчивостью к усвоению доступных знаний и навыков, и коррекции отклонений.

    3) Коррекционно-воспитательные задачи:

    а. формирование нравственно-физических качеств;

    б. формирование потребности в физическом совершенстве;

    с. развитие волевых качеств;

    d. воспитание культуры поведения.

    Все указанные группы задач решаются в каждой возрастной группе , но их конкретное содержание меняется в зависимости от психологических возможностей детей.

    Физическое воспитание в условиях детского сада строится с учётом 4-х основных принципов:

    1. принцип разностороннего развития личности ребёнка
    2. принцип оздоровительной направленности
    3. принцип связи физического воспитания с практической деятельностью
    4. принцип коррекционной и развивающей направленности

    В развитом обществе физическое воспитание основывается на заботе государства о матери и ребёнке, улучшении жилищных условий, росте благосостояния людей и т. д.

    Необходимыми условиями полноценного физического и психического ребёнка являются:

    · создание гигиенической обстановки;

    · обязательное выполнение режима, включая рациональное питание, полноценный отдых;

    · охрана нервной системы;

    · развитие движений и обеспечение разнообразной двигательной активности детей;

    · мероприятия по закаливанию;

    · контроль со стороны медицинского персонала, проведение необходимой профилактической и лечебной работы;

    · тесный контакт дошкольного учреждения и семьи.

    Детский сад должен уметь хорошую материальную базу для реализации всех условий физического развития (площадки, специальные тренажёры, стенки, скамейки, маты, мячи, обручи и т. д.).

    Основным документом , определяющим содержание работы по физическому воспитанию, является «Программа воспитания и обучения в детском саду ». В ней отражается, как последовательно обучать детей двигательным умениям, развивать пространственную ориентировку, воспитывать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость.

    Естественнонаучные основы физического воспитания составляет учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова и их последователей о единстве организма и среды, целостности организма и регулирующей роли ЦНС в его жизнедеятельности.

    · Знание норм и правил санитарно-гигиенической культуры и умение их выполнять

    · Овладение культурно-гигиеническими навыками (особенно актуально для детей с ДЦП. Это навыки еды, ухода за своим телом, соблюдение порядка в помещении, пользование одеждой и уход за ней);

    · Овладение двигательными умениями и навыками: основные общеразвивающие движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); спортивные упражнения (плаванье); подвижные игры.

    Рассмотрим, как реализуются задачи каждой группы практически.

    Задачи 1-ой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл: от их успешного решения зависит здоровье, а часто и жизнь человека.

    Забота о здоровье детей – актуальная проблема современного общества. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников тревожные: практически здоровыми признано лишь 14% детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья .

    Средствами реализации задач этой группы являются: рациональный режим жизни, полноценное питание, гигиеническая обстановка, оздоровительные силы природы, физические упражнения. Рассмотрим эти факторы в отдельности.

    1) Режим – это рациональное чёткое чередование сна, бодрствования, приёма пищи, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определённой последовательности. Ритмичность и постоянство основных элементов режима позволяет сформировать у детей прочные стереотипы жизнедеятельности.

    Общие требования к режиму:

    * учёт возрастных особенностей детей, состояния их здоровья и уровня психического развития;

    * постоянство режима (выработка динамического стереотипа);

    * учёт времени года (в летний период увеличивается время пребывания на улице);

    * учёт времени работы родителей (ведомственные детские сады).

    Режим детского сада предусматривает различные виды детской деятельности: бытовую, игровую, учебную и трудовую. Место и время каждого вида деятельности определяется возрастом детей. Организатор режима в группе – воспитатель, дома – родители. В работе должна быть преемственность.

    Нарушение режима дня влечёт к усталости, сонливости, рассеянности. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребёнка (заикание).

    Особую значимость организация правильного режима дня имеет для детей с речевой патологией . Так как правильный режим создаёт благоприятные условия для работы высшей нервной деятельности (особенно важно для заикающихся, для детей гиперактивных, возбудимых, расторможенных, что наблюдается при различных речевых патологиях).

    Требования к режиму дня детей с речевой патологией :

    1.Основой режима дня является правильная организация сна и бодрствования . Сон охраняет нервные клетки от истощения, во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений, особенно от отрицательных эмоций. Необходимо создать все условия, чтобы сон ребёнка был глубоким:

    · Приучать ребёнка ложиться спать в одно и то же время (в 20-21 ч.)

    · Исключить перед сном чтение и рассказывание страшных историй и сказок, просмотр телевизора, шумные подвижные игры. Хорошо действует прогулка перед сном на свежем воздухе. Поглаживание «воротниковой» зоны действует успокаивающе.

    · Устранить яркий свет, шум телевизора, радио, громкий разговор;

    · Обязательно предусматривать дневной отдых (желательно сон) в течение 1,5-2 ч;

    · Предусмотреть в течение дня разумное чередование разнообразных занятий с обязательным пребыванием на свежем воздухе.

    Режим дня детей 3-6 лет должен включать: сон 11-13 часов; игры – около 4 часов; двигательная деятельность – 5 часов; дневной сон – 1 час 30 мин – 2 часа (или отдых); занятия – 30-40 мин. – 1 час 5 мин.

    2. Питание – важный фактор здоровья. Питание обеспечивает рост и развитие организма. Оно должно быть сбалансированным, витаминизированным . Необходимо предусматривать потребление достаточного количества витаминов и минеральных веществ. Это особенно важно для детей с речевой патологией (алалия, заикание, дизартрия) с ослабленной нервной системой (витамины группы В особенно полезны для активизации деятельности нервной системы). Контроль за питанием в детском саду осуществляет врач и заведующая.

    Воспитатель должен знать, что любит ребёнок, а что не любит и надо ли его заставлять или лучше не настаивать.

    * Пища должна доставлять ребёнку удовольствие, надо, чтобы он ел с аппетитом.

    * Вредны и недоедания, и переедания (полнота ещё не означает здоровья). Врачи советуют помнить, что существует 2 основных регулятора аппетита – физическая активность и окончание приёма пищи раньше, чем наступит ощущение полной сытости.

    * «Чтобы быть здоровым – очень важно быть счастливым» - это во многом зависит от воспитателя

    Необходимо создавать во время кормления такую обстановку, чтобы ребёнку хотелось есть без принуждения (внешний вид столов, их сервировка, то, как сидят дети – «спина к спине» или могут видеть друг друга, улыбаться друг другу и воспитателю).

    * Процесс приёма пищи «оречевляется» воспитателем (названия блюд, их последовательность приёма. После еды – нужно уточнить названия блюд и т.д.). Не стоит запрещать детям разговаривать во время еды, это противоестественно. Нужно учить их разговаривать спокойно и не забывать о еде (а то ведь и среди взрослых можно встретить людей, которые или говорят, или едят, а совмещать эти два дела не могут).

    Можно разработать своеобразный ритуал перед едой – «Слово» как своеобразная молитва, которую дети прочитывают перед едой: прочитав Слово, нужно взять на себя обязательство, а после еды будет Отчёт, все детки, отвечая на вопросы, будут поднимать руки (Чем лучше ты себя вёл, тем выше твоя рука).

    Я люблю свою семью

    И её не подведу.

    Я поем и суп, и кашу,

    Всё, что даст нам мама наша.

    Если мама даст нам рис-

    Съем я руссу без каприз,

    Потому что привереда

    Остаётся без обеда.

    Я смогу не баловаться,

    Не болтать и не смеяться,

    Пока ем, молчу как рыба,

    А поел – скажу спасибо.

    Чтоб себя мне уважать-

    Буду слово я держать:

    Только тот, кто держит слово,

    Уважения достоин.

    3. Оздоровительные силы природы – это закаливание и укрепление организма.

    Закаливание – воспитание наибольшей устойчивости и приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, поступающим из окружающей среды. Закаливающие процедуры повышают сопротивляемость организма, воспитывают выносливость, смелость, решительность. Необходимо с раннего детства приучать детей к обтиранию; обливанию холодной водой . Закаливание должно быть систематичным, в течение всего года, с учётом сезонных явлений, постепенным увеличением силы раздражителей. Важен положительный фон закаливающих процедур. Особенно важно для детей с ринолалией, у которых есть анатомическая и физиологическая предрасположенность к простудным и вирусным заболеваниям, также для заикающихся.

    4. Физические упражнения – это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания. Они стимулируют рост и развитие костно-мышечной системы, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшают кровоснабжение головного мозга, повышают общий тонус коры, усиливают деятельность всех анализаторов, улучшают основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).

    Физические упражнения можно проводить в виде: утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений и развлечений, простейший туризм.

    Хорошо, если есть бассейн, организуется обучение езде на велосипеде, катание на лыжах, коньках и т.д. В детском саду для детей с ТНР организуется лечебная физкультура (ЛФК). Например, для детей с ДЦП, заикающихся, с ринолалией. Проводится пассивная гимнастика. Один из видов пассивной гимнастики – массаж. Он улучшает питание кожи и мышц, восполняет недостаток двигательной функции, улучшает функции нервной системы.

    Массаж может быть: а). расслабляющий (гипертонус мышц)

    б) тонизирующий (парезы, параличи)

    с) точечный (воздействует на определённые точки)

    Широко используется в работе с детьми с ринолалией, дизартрией, заиканием.

    Задачи второй группы (образовательно-коррекционные) связаны с формированием у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства: формирование культурно-гигиенических навыков, образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

    Формы работы, в процессе которой решаются эти задачи: учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

    Основные методы: упражнения, беседа, экспериментирование, рассматривание картин и иллюстраций.

    В работе детского сада большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков . Дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании в раннем и младшем дошкольном возрасте, поэтому их легко можно научить всей последовательности операций (1,5-1,6 г.- возраст «Я САМ!»). Однако у детей с ТНР становление навыков самообслуживания часто задерживается, с ними нужна специальная работа.

    Примерная последовательность формирования навыков самообслуживания:

    4 года – дети должны уметь мыть руки, чистить зубы, полоскать рот (после еды), пользоваться носовым платком, соблюдать элементарную культуру поведения за столом.

    5 лет – моют лицо с мылом, уши, шею, одеваются, замечают неполадки во внешнем виде других.

    6-7 лет – действия самостоятельные, быстрые и точные, умываются быстро, не намочив пол, умеют самостоятельно следить за своим внешним видом, правильно пользуются вилкой и ножом, убирают игрушки, вводят дежурство.

    Условия формирования культурно-гигиенических навыков:

    · организация привлекательной обстановки (игровые приёмы, наличие определённого места для вещей: мыла, расчёски; использование потешек

    · разделение действий на последовательность операций

    · показ, объяснение, управление и контроль за выполнением действий, поощрение за малейшие успехи;

    · пример взрослых и детей;

    · индивидуальная работа.

    Одна из задач данной группы – обучение детей основным движениям и их коррекция . При этом в традиционной системе физического воспитания акцент делался на воздействие со стороны воспитателя, а ребёнку отводилась роль послушного исполнителя, которому не нужно задумываться над механизмом влияния на его здоровье. Но в настоящее время ведущим является новый принцип (подход): ребёнка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе почувствует, что может управлять своим здоровьем.

    В настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, с тала развиваться валеология – наука о здоровом человеке.

    Концепция данной науки состоит в том, что человек может и должен быть активным по отношению к своему здоровью; должен понимать, что среди потребностей материальных и социальных потребность в здоровье, а => в здоровом образе жизни должна быть первичной. К сожалению, сейчас человек не ощущает своего здоровья (он ощущает нездоровье), не знает, как отзовётся его организм на то или другое воздействие,- в этом часто кроется причина безразличия и пренебрежения к своему здоровью.

    Основной принцип валеологии – человек должен познать и сотворить себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью. Правда здесь может возникнуть противоречие: при чрезмерно усиленном внимании к своему здоровью у человека, даже маленького, может развиться равнодушие к другим людям, повышается эгоцентрическая фиксация на себе. Поэтому важно вдумчиво проводить работу по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и сочетать её с решением задач нравственного воспитания.

    Среди методов , с помощью которых реализуется такой подход в физическом воспитании, важное место занимает экспериментирование . Его цель – предоставить ребёнку возможность на практике познать, как функционирует его организм. Это возможно, когда мы формируем у детей представление об отдыхе, о его необходимости для организма (попрыгай, побегай до тех пор, пока уже не захочешь этого делать. Почему не хочешь? Устал? Нужно отдохнуть. Что так бьётся у тебя в груди? Сердце. Как ты дышишь после того, как побегаешь? И т.д.). После подобных наблюдений воспитатель проводит беседу, вызывая у детей желание больше узнавать о самих себе.

    Исследователи (психологи и др.) отмечают большой интерес детей к себе, к познанию своего организма. Воспитатель должен организовать специальные занятия и в повседневной жизни с помощью наглядных пособий и книг удовлетворять потребность детей в познании своего организма (Г. Юдин «Главное чудо света»).

    Нужно научить ребёнка любить себя . В этом тоже кроется противоречие. Э.Фромм писал: «Хотя никто не возражает против применения любви к различным объектам, но широко распространено мнение, что в то время, как любить других – добродетель, любить

    себя – грех. Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше я люблю других, что любовь к себе – то же самое, что эгоизм». Э.фромм опровергает эту точку зрения, утверждая, что любовь к себе рождает самоуважение, самолюбие.

    Известный психолог С.Л. Рубинштейн также считал, что уважение и любовь к себе являются положительными чертами, стимулирующими развитие. Но противоречие остаётся. Оно разрешается благополучно в том случае, если воспитатель, помогая личности складываться, разумно уравновешивает любовь ребёнка к себе с любовью и уважением к другим (тесная связь физического воспитания с нравственным).

    Третья группа задач (коррекционно-воспитательные) – направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Эти задачи тесно связаны с оздоровительными.

    Средства реализации этих задач : деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, кинофильмы, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.).

    Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (спортивные праздники, дни здоровья, физкультурные досуги).

    Методы – упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

    Детям с ТНР требуется воспитание таких качеств, как смелость, ловкость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство ответственности, товарищества. Это эффективно осуществляется в подвижных играх и упражнениях, при специальном обучении на занятиях физической культурой.

    Воспитательные задачи решаются и при ознакомлении детей со спортсменами. Можно рассказать детям о ком-то из известных спортсменов, чемпионов, показать фотографии, рассмотреть картины. Хорошо, если есть возможность понаблюдать с детьми за тренировкой спортсменов, поговорить с ними. Если кто-то из детей занимается в спортивной секции, хорошо предложить ребёнку, чтобы он рассказал, как проходят тренировки, сколько сил они требуют.

    Важно, чтобы ребёнку хотелось быть красивым, стройным, здоровым, чтобы это его желание поощрялось и поддерживалось (дух самосовершенствования).


    Похожая информация.


    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - одна из составных частей общей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с образованием, нравственным и эстетическим воспитанием и политехническим обучением физическое воспитание обеспечивает всестороннее развитие личности человека как полноценного члена общества.

    На огромное значение физическое воспитание для всестороннего развития человеческой личности указывали классики марксизма. Передовые русские педагоги и общественные деятели всегда уделяли большое внимание вопросам физического воспитания детей. К правильной постановке физического воспитания с самого раннего детства призывал В. Г. Белинский, указывая, что до 7 лет воспитание ребенка должно быть преимущественно физическим, обеспечивающим его здоровье. Великий русский педагог К. Д. Ушинский связывал физическое воспитание с трудом, считая его необходимым условием умственного, нравственного и физического развития человека. Он указывал на необходимость введения физических упражнений в программу школьных занятий, так как они содействуют борьбе с умственным утомлением, освежают внимание и укрепляют память учащихся. Оригинальную систему физического воспитания создал выдающийся русский анатом и педагог П. Ф. Лесгафт. Цель воспитания он видел в гармоническом, всестороннем развитии ребенка, которого можно достичь только путем нравственного, умственного и физического воспитания в их единстве и взаимосвязи.

    Основными задачами физического воспитания являются: укрепление здоровья и закаливание организма, правильное физическое развитие, формирование у подрастающего поколения необходимых двигательных умений и навыков, совершенствование физических способностей, содействие созданию важнейших морально-волевых качеств (мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли), коллективных действий, организованности, сознательной дисциплины, чувства дружбы и товарищества, четкости в работе, привычки к порядку и прочие.

    Укрепление здоровья и закаливание организма молодежи достигаются в процессе систематических занятий физическими упражнениями при соблюдении соответствующих гигиенических условий. Особое значение для укрепления здоровья имеют такие физические упражнения, которые содействуют усилению процессов дыхания, кровообращения и обмена веществ, а также применяемые в соединении с физическими упражнениями закаливающие процедуры - воздушные и солнечные ванны, обливания и обтирания тела водой и так далее.

    Правильное физическое развитие детей достигается укреплением и совершенствованием в процессе физических упражнений прежде всего сердца и легких, нервной и мышечной систем, выработкой правильной осанки и развитием форм тела, которым в процессе физического воспитания придается необходимая гармония и красота. Это задача в основном разрешается применением упражнений, оказывающих влияние на формирование скелета и укрепление скелетных мышц, особенно мышц брюшного пресса и спины. При отсутствии правильно поставленных физических упражнений в физического развитии детей наблюдаются нередко недостатки в виде сутуловатости, искривления позвоночника (сколиозы, лордозы), слабого развития мышечной системы и другие.

    Развитие и совершенствование двигательных навыков и умений в процессе физического воспитания достигается путем систематических, планомерных и целенаправленных учебных и тренировочных занятий, составляющих важнейшую часть процесса физического воспитания. Большое значение в физическом воспитании имеют и специальные навыки в различных видах спорта, так как усвоение спортивной техники позволяет занимающимся определенными видами спорта наиболее полно развить и выявить свои физические способности - мышечную силу, физическую выносливость, ловкость, быстроту движении и так далее.

    Физическое воспитание начинается с раннего детства. Основными элементами физического воспитания детей в возрасте от 1 до 3 лет являются гигиенический уход за ребенком и правильное, регулярное его питание. Важное значение приобретают приучение ребенка к чистоте, регулярное купание, длительное пребывание на чистом воздухе, нормальный сон. В этом возрасте дети начинают садиться, вставать, ходить, бегать, прыгать и так далее Все это требует согласованной работы многих мышц. Если ребенок при этом остается без руководства со стороны взрослых, он усваивает част-:) неправильные и некрасивые формы движений, привычки к вредным для здоровья и физического развития позам. Уже в этом возрасте необходимо укреплять мышечную систему ребенка. Лучшим средством для этого являются игры, связанные с ходьбой, бегом, катанием мячей, игрушечных тележек, переноской различных предметов, их укладыванием и так далее. Большое значение для развития движений имеют игры на куче песка, деревянные горки со ступеньками и скатом, «мостики» из досок, заборчики для перелезания, мячи и шары для катания и другие.

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) усложняется. Наряду с заботами по укреплению здоровья и дальнейшему физическому развитию детей проводятся мероприятия, направленные на развитие физической выносливости и повышение сопротивляемости организма ребенка вредным воздействиям внешней среды, формирование правильных навыков основных движений, соответствующих возрасту, развитие быстроты, ловкости, координирование движений, воспитание у детей инициативы, дисциплинированности, активности в детском коллективе. Все эти задачи решаются во взаимной связи. Их осуществлению содействуют: правильный режим, обеспечение гигиенической обстановки в семье и в детском саду и воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и привычек, закаливание детского организма, специально подобранные физические упражнения и игры. Игры младших дошкольников отличаются простотой сюжета, включают движения, которыми дети уже владеют, построены в большинстве случаев на выполнении доступных ребенку и интересных для него заданий (найти свой «дом», принести предмет и тому подобное). В средней и старшей группах детского сада движения в играх становятся более разнообразными (бег, метание, лазание) и требуют проявления ловкости, смелости, а также согласованных действий с другими детьми. В старшей группе применяются игры, требующие более строгого выполнения правил, включающие в себя элементы состязания. С детьми средней и старшей групп дошкольного возраста в детском саду проводятся 1 раз в неделю обязательные занятия специально подобранными физическими упражнениями, общей продолжительностью 20-25 минут для средней и 25-30 минут для старшей группы. Важным средством физического воспитания детей средней и старшей групп дошкольного возраста также является проведение ежедневной утренней гимнастики продолжительностью 4-8 минут.

    Основными средствами физического воспитания в школе являются , [[спорт]] , . Физическое воспитание школьников осуществляется как во время уроков физкультуры, проводимых по специальной программе в школе, так и во время внешкольной работы. Важное значение нужно уделять форме, в которой находится школьник. Специальные спортивные костюмы для подростков не стесняют движений, позволяют ребенку чувствовать себя комфортно во время занятий физкультурой.

    Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится в форме учебных занятий (обязательный курс общей физической подготовки и факультативный курс спортивного совершенствования) и массовой спортивной работы (занятия в спортивных секциях, участие в спортивных соревнованиях). Физическое воспитание в высших учебных заведениях имеет целью улучшение здоровья и всестороннее физическое развитие студентов на основе комплекса «[[Готов к труду и обороне СССР]] », воспитание у них привычки к повседневным занятиям физическими упражнениями и спортом, сообщение им знаний и навыков в области методики физического воспитания. Курс общей физической подготовки предусматривает занятия гимнастикой, спортивными играми, легкой атлетикой, плаванием, лыжным спортом. Занятия на факультативном курсе спортивного совершенствования проводятся в секциях по отдельным видам спорта. Массовая спортивная работа в высших учебных заведениях ведется вузовскими коллективами физической культуры и спортивными клубами.

    Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

    Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей - силы, выносливости, быстроты.

    Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

    Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования.
    Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

    Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

    Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

    К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .

    Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

    В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

    Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

    Список использованной литературы:

    1. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

    система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физич. совершенствования Цель Ф в - разностороннее развитие личности человека, его физич. качеств и способностей, формирование двигат навыков и умений, укрепление здоровья.

    Осн. средства Ф в - физич. упражнения, использование естеств. сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда и т и), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т и). Физич. упражнения разносторонне воздействуют на развитие физич. способностей Познание закономерностей влияния физич. упражнений на организм, науч. методика их выполнения дают возможность использовать физич. упражнения для достижения целей Ф в Естеств. силы природы в Ф в выступают в качестве условий успешной организации и проведения занятий физич. упражнениями и как средство закаливания организма Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физич. совершенствования Развитию физич. возможностей человека способствует физич. труд (особенно на воздухе), к-рый можно использовать как вспомогат средство Ф в Осуществляется Ф в по 3 осн.направлениям общая физич, проф. физическая и спорт подготовка.

    Созданию основ Ф в в уч. заведениях способствовало глубокое осмысление процесса становления личности Я А Коменским Он предложил физич. подготовку детей включать в программу обучения и увязывать ее с уроками по др предметам, подчеркивал роль физич. упражнений в духовном и нравств. воспитании На развитие теории Ф в большое влияние оказали идеи Дж Локка, Ж Ж Руссо, И Г Песталоцци и пед. практика филантропистов (И К Гутс-Мутс и др.). Пед. теории 19 в («новое воспитание», «свободное воспитание» и др.). рассматривали Ф в как составную часть прогрессивного шк. образования.

    В соответствии с нац. традициями в 19-20 вв сложились системы Ф в в массовой школе большинства стран.

    В России науч. основы Ф в были разработаны в последней четв 19 в Большое значение для осмысления влияния физич. упражнений на развитие и изменение форм человеческого тела имели работы H И Пирогова Исследования И M Сеченова открыли путь к осознанию общих закономерностей функционирования организма человека и к формированию нового воззрения на вопросы Ф в Популяризации идей Ф в детей в семье и школе способствовали работы врачей E M Дементьева и E А Покровского Дементьев в дисс «Развитие мышечной силы человека в связи с его общим физич. развитием» предпринял попытку анализа влияния условий труда на физич. развитие молодежи, выступал против насаждения в России иностр. систем гимнастич упражнений В течение ряда лет его сборник игр был лучшим руководством для преподавателей Ф в Покровский в работе «Физич. воспитание детей у разных народов, преимущественно России» (1884). указал на важность внедрения нац. игр в систему Ф в

    Особенно большую роль сыграл II Ф Лесгафт, к-рого называют основоположником науч. системы Ф в Лесгафт ввел понятие «физич. образование» В трудах «Семейное воспитание» (1884), «Руководство по физич. образованию детей шк. возраста» (1888-1901), «Основы теоретич анатомии» (1892). и др. он утверждал, что гл. цель воспитания - гармонич. ное развитие ребенка, под к-рым понимал правильное сочетание умственных и физич. сил, их неразрывную связь и активное включение в деятельность человека при ведущей роли сознания человека

    Начало массовому физкультурному движению в стране положили воен. -спорт клубы и кружки, создававшиеся с 1918 в системе сов всевобуча (всеобщее воен. обучение). в условиях Гражд войны В 20-х гг возникли массовые формы - многодневные эстафеты, пробеги, спартакиады и др. Важную роль в разработке науч. и теоретич проблем Ф в сыграл ученик и последователь Лесгафта В В Гориневский С 30-х гг основу системы Ф в составлял физкультурный комплекс Готов к труду и обороне СССР. (ГТО, с 1931), а для детей - «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО, с 1934). В 30-40-х гг вопросы науч. обоснования средств и методов Ф в, содержания тренировок по разл видам спорта, физиол. механизмов влияния занятий физич. упражнениями на организм занимающихся и др. разрабатывались в трудах В В Белиновича, H А Бернштей-на, К X Грантыня, А Н Крестовнико-ва, А Д Новикова, А Ц Пуни, II А Рудика, В С Фарфеля, И M Сарки-зова-Серазини и др.

    Несмотря на нек-рый формализм и излишнюю увлеченность широкомасштабными массовыми акциями (напр., воен. -спорт игры «Зарница» и «Орленок»), коме и пионерские орг-ции способствовали активным занятиям подрастающего поколения физкультурой и спортом Проводимые по инициативе пионерской орг-ции соревнования дворовых команд по месту жительства на приз «Золотая шайба», «Кожаный мяч» и др. помогли выявить и приобщить к физич. культуре и спорту мн способных подростков

    С нач 90-х гг развитие Ф в детей и подростков испытывает значит. материальные трудности Переход к рыночной экономике поставил мн физкультурные и спорт дет. и юношеские коллективы в сложные условия Ряд объединений был вынужден либо вообще прекратить деятельность, либо привлекать средства спонсоров, родителей для восстановления жизнеспособности спорт школ, кружков и т.п.

    Структуру самодеят организации физкультурного движения составляют добровольные спорт об-ва Физкультурная работа в дошк. учреждениях и уч заведениях регламентируется соответствующими программами и уч планами и входит в сферу ответственности органов управления образованием.

    Система Ф в ориентирована на разл возрастные группы Осн.задачи Ф в детей дошк. возраста забота о здоровье, закаливание, содействие правильному и своевременному развитию костной системы, укреплению и пропорциональному развитию всех групп мышц, функцией совершенствование сердечно-сосудистой, дыхат, нервной систем, улучшение обменных процессов В этом возрасте формируются жизненно важные двигат навыки (ходьба, бег, прыжки, метание, ловля, плавание и др.), умения согласовывать движения, сохранять правильную осанку, развиваются качества, обеспечивающие рациональное выполнение движений, - ритмичность, ориентирование в пространстве, способность рассчитывать усилия и др. К формам организации Ф в детей в возрасте до 1 года относятся индивидуальные занятия физич. упражнениями и массаж, позже - групповые занятия (игры 3-6 детей в манежах, прогулки). В дет. саду проводятся занятия физич. упражнениями по типу уроков (простейшие игры и упражнения, разл построения, прыжки, катание обруча, бег и т и, физкультминутки во время занятий рисованием, лепкой и т и, экскурсии и прогулки на природе, праздники).

    В шк. возрасте Ф в осуществляется на уроках физической культуры Ф. в учащихся в проф. уч заведениях предусматривает наряду с решением задач, свойственных общеобразоват. школе, развитие проф. способностей, необходимых для трудовой деятельности 10-12% времени из всех уроков отводится на физич. подготовку с проф. уклоном

    Осн.формы Ф в студентов учебные и факультативные (по избранным видам спорта). физкультурно-оздоровит мероприятия Обязат уч материал программы по Ф в в вузах предусматривает обучение упражнениям осн, гигиенич, производств и спорт гимнастики, легкой атлетики, плаванию, катанию на лыжах, спорт играм, туристским навыкам и умениям, а также сообщение теоретич сведений по разл вопросам физич. культуры

    Ф в в семье осуществляется в форме процедур закаливания, физкультпауз во время приготовления уроков, а также самостоят.занятий физич. упражнениями, игр, развлечений, прогулок (см также Семейное воспитание).

    Лит Теория и методика физич. воспитания, под ред. Б А Ашмарина, M, 1979, Кун Л Всеобщая история физич. культуры, пер с венг, M, 1982, История физич. культуры и спорта, под ред. В В Столбова, M, 1983, Введение в теорию физич. культуры, под ред. Л H Матвеева, M, 1983, Физич. воспитание, M, 1983 В H Шаулин

    Отличное определение

    Неполное определение ↓