История фаберже. История семьи фаберже

Трудно отыскать ювелира более известного, чем Карл Фаберже. Пасхальные яйца, созданные им для императорской семьи, сегодня оцениваются в миллионы долларов и считаются непревзойденными образцами ювелирного мастерства. Сам ювелир прожил сложную жизнь: на его долю выпали и беззаботные годы в зените славы, и тяжелые дни эмиграции, забвения и нищеты. Публикуем самые интересные факты из биографии Карла Фаберже.
Кавказское, яйцо Фаберже, 1893
Коронационное, яйцо Фаберже, 1893 1. Идея создания пасхальных яиц возникла у императора Александра III в. 1885 году. Именно тогда император заказал ювелиру диковинную вещицу к светлому празднику. Карл Фаберже изготовил яйцо «Курочка», покрытое белой эмалью. Внутри его, как нетрудно догадаться, располагался «желток» из золота, в котором, в свою очередь, была спрятана курочка с рубиновыми глазками. 2. Первая поделка произвела фурор при дворе, и с тех пор Фаберже ежегодно производил все новые и новые диковинки. Всего было создано 71 яйцо (из них 52 для семьи императора). Ювелирная фирма Фаберже стала работать исключительно при дворе, помимо пасхальных сувениров, Карл мастер создавал шкатулки, украшения и всевозможные аксессуары. Ландыши, яйцо Фаберже, 1898 Московский Кремль, яйцо Фаберже, 1906 Гатчинский дворец, яйцо Фаберже, 1901 3. Продукция Фаберже продавалась в крупнейших городах России, казалось, выдающегося ювелира ждет беззаботное будущее. Эти иллюзии развеялись в 1917 году, когда к власти пришли большевики. Поначалу революция не касалась Карла, хотя в его доме хранились сокровища на сумму 7,5 млн золотых рублей. Для безопасности драгоценности находились в бронированном лифте-сейфе, который был подключен к электрическому напряжению.
Ренессанс, яйцо Фаберже, 1894
Пятнадцатая годовщина царствования, яйцо Фаберже, 1911 4. Помимо собственных ювелирных изделий, в доме Карла Фаберже хранились драгоценности иностранцев, которые не могли быть вывезены из России. Когда стало очевидно, что большевики доберутся и к Фаберже, ювелир сдал свой дом для проживания швейцарской миссии (на тот момент действовал закон о защите собственности иностранцев). Все драгоценности он упаковал в 7 чемоданов, а их полная опись заняла 20 страниц! Тайник просуществовал до мая 1919 года, тогда большевики, вопреки закону провели обыск в доме.
Орден Святого Георгия, яйцо Фаберже, 1916
Память Азова, яйцо Фаберже, 1891
Яйцо с бутоном розы, Фаберже, 1895 5. Существует нескольких версий о дальнейшей судьбе сокровищ. По одной из них все драгоценности были конфискованы большевиками и позже были проданы за границу, по другой - несколько чемоданов были заблаговременно вывезены в норвежское посольство, но и оттуда они были выкрадены вместе с архивными данными, по третьей версии Карл Фаберже и его сыновья смогли спрятать часть драгоценных изделий в тайниках. Яйцо с решеткой и розами, Фаберже, 1907 6. После инцидента Карлу Фаберже пришлось покинуть Россию, у него отняли всё - и любимое дело, и миллионное состояние, и родные пенаты. Переехав в Швейцарию, он влачил жалкое существование, тоскуя по прежней жизни. Умер Карл в 1920 году, в этом же году созданные им ювелирные украшения обесценились невероятно.
Курочка, яйцо Фаберже, 1885
Павлин, яйцо Фаберже, 1908 7. После Октябрьского переворота большевики, пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства», распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора. В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов. Впрочем, именно благодаря этому яйца Фаберже были спасены от переплавки. Таким образом сохранилось одно из самых невероятных творений - яйцо «Павлин». Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической - когда ее снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.

Знаменитый российский мастер, прославившийся изготовлением ювелирных яиц удивительно тонкой и филигранной работы, известен каждому. Стоит произнести «яйца Фаберже», как в памяти возникают восхитительные произведения искусства из драгоценных металлов и камней, которыми гордилась августейшая семья.

В жилах искусного мастера текла немецкая и франко-датская кровь с примесью эстонской, но именно Карл Фаберже, стоявший во главе немецкой общины в Санкт-Петербурге, заложил русскую ювелирную школу, главным принципом которой стало безупречное качество.

Время от времени изделия ювелирного дома Фаберже появляются на мировых аукционах и уходят к покупателям за миллионы долларов.

Детство и юность

Родился будущий ювелир весной 1846 года в северной столице. Мама знаменитого мастера – датчанка Шарлотта Юнгштедт, дочь художника. Отец Густав Фаберже родился в Лифляндии (прибалтийский немец) от онемечившихся французов-гугенотов, перебравшихся в Пруссию после отмены Нантского эдикта. В начале 1840-х Густав Фаберже основал в городе на Неве ювелирную мастерскую, но спустя 20 лет перебрался в Дрезден.


Художественные способности у Карла обнаружились в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Затем юноша учился коммерческому делу в Дрездене.

После длительного путешествия по городам Европы Карл учился ювелирному делу во Франкфурте у мастера Джозефа Фридмана.


Обогатившись техническими познаниями, Фаберже изучил менеджмент предприятия и в 1864 году вернулся в Северную Пальмиру. В отцовской мастерской и в Эрмитаже молодой ювелир реставрировал старинные драгоценности.

В 1872 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 25-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы. Поначалу в ее штате числилось 100 рабочих: многих искусных мастеров Карл присмотрел, когда путешествовал по Европе.

Ювелирное искусство и бизнес

Спустя 10 лет изделия дома Фаберже попали на московскую художественно-промышленную выставку, где их заметил и оценил царь . С этого момента биография ювелира неразрывно связана с императорской семьей, которая покровительствует Карлу Фаберже и популяризирует его изделия в Европе. Романовы заказывают ювелиру украшения, которые дарят родственникам в Дании, Британии, Греции.


В 1900-м русского мастера удостоили титула «мастер Парижской гильдии ювелиров» и вручили учрежденный орден Почетного легиона. На Большой Морской улице в городе на Неве появилось главное здание фирмы: дом спроектировал родственник семьи – Карл Шмидт. На первом этаже расположились мастерские и открылся магазин, три остальные этажа заняло семейство.

Первое ювелирное яйцо работы Фаберже появилось в 1885 году. Заказал изделие император для супруги как подарок на Пасху. Яйцо называют «Курочка» или «Куриное». В сравнении с остальными изделие выглядит просто: сверху белая эмаль, внутри – в золотом «желтке» – курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона.


Идея яйца, в котором прятался сюрприз, принадлежит не Карлу Фаберже: первые экземпляры яиц появились в XVIII столетии. Подобные изделия хранились в сокровищнице короля Дании, отца супруги Александра III, урожденной Марии Софии Фредерики Дагмар. Российский царь пожелал сделать жене подарок, который напоминал бы о родине.

Императрице пасхальный сюрприз так понравился, что Карл Фаберже стал придворным ювелиром и получил заказ: каждый год радовать августейшую семью новым драгоценным яичком с секретом. унаследовал традицию и удвоил заказ: Карл Фаберже ежегодно к Пасхе изготовлял 2 яйца – матери царя и супруге.


Эскиз яйца утверждался главой торгового дома, после чего за работу брались лучшие мастера. История сохранила имена Михаила Перхина (карельского самородка), Августа Хольстрома, Эрика Коллина. При Романовых торговый дом Фаберже вырос до 500 служащих.

«Мода» на дарение пасхальных яиц Фаберже, которую ввели Романовы, распространилась по Европе: российскому ювелирному дому поступали заказы из-за рубежа. Известно о 15 изделиях, 7 из которых Карл Фаберже создал по заказу золотопромышленника Александра Кельха. Остальные 8 яиц мастер и его ученики сделали для , герцогини Мальборо, Ротшильдов.


Изделия русского ювелира поражали неожиданными решениями. Карл Фаберже смело экспериментировал: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты. Он часто работал с полудрагоценными камнями и материалами, считавшимися «неювелирными». Но работа была настолько филигранной, что поражала самых требовательных заказчиков.

Мастерская Фаберже славилась уникальной эмалью: сотни цветовых оттенков и техника гильоширования (узорные насечки на основном фоне, покрытые слоями лака) превращали изделие в шедевр. Эмалированные портсигары, часы, шкатулки, табакерки и сервизы словно светились изнутри и казались многослойными.


Торговый дом выпускал как ювелирные изделия баснословной цены, так и продукцию массового производства. В 1914-м в продажу поступила серия чарок из меди, портсигаров. Но наибольшую славу дому Фаберже принесли ювелирные пасхальные яйца: для царской семьи в мастерской создали 54 экземпляра.

После Октябрьской революции фабрики и магазины императорского ювелира национализировали. В Петрограде большевики экспроприировали готовые изделия и запасы драгоценных камней и металлов, не заплатив ни копейки компенсации. Немного изделий удалось увезти в Финляндию сыновьям Карла Фаберже.


Конфискованные шедевры власть продавала, наполняя казну молодого государства. Шесть пасхальных яиц приобрел в петроградском магазине Фаберже представитель британского торгового дома Wartski Эммануил Сноумэн.

Осенью 1918-го Карл Фаберже тайно сбежал в Ригу: царский ювелир боялся ареста и расстрела. После вторжения большевиков в Латвию мастер уехал в Германию. Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался.


Последние годы жизни Фаберже провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет».

В 2004 году российский предприниматель и миллиардер за $ 100 млн. выкупил у Малкольма Форбса 9 яиц (в их числе первое – «Курочка») и вернул в Россию. Благодаря бизнесмену в Санкт-Петербурге появился музей Фаберже.

Личная жизнь

Карл Фаберже женился лишь раз: его супругой в 1872 году стала девушка по имени Огюста Джулия Джейкобс. В 1874-м Огюста родила мужу первенца, которого назвали Евгением. Он пошел по стопам отца, выучился ювелирному делу, работал в родительской мастерской, а в начале 1920-х иммигрировал во Францию.


В 1876-м родился второй сын – Агафон Фаберже. Весной 1895-го вступил в семейный бизнес, а в конце 1890-х стал оценщиком императорского двора. Отношения Агафона Карловича с отцом разладились после обвинения в краже (позже в воровстве признался друг семьи). В 1920-х сын знаменитого ювелира трудился уполномоченным Гохрана. В 1927-м сбежал в Финляндию, где жил в бедности.

Третий сын царского ювелира – Александр – родился в 1877 году. Иммигрировал в Париж и вместе с братом Евгением основал фирму «Фаберже и К». Четвертый, младший, сын Карла – Николай – родился в 1884 году. Стал ювелирным дизайнером. С 1906-го работал в филиале фирмы Фаберже в столице Британии.


В 56 лет глава ювелирного дома влюбился в 21-летнюю певицу кафешантана Амалию Крибель, чешку. Разводиться с супругой уважаемый ювелир семьи Романовых не собирался, но и страсть к юной Амалии победить не смог. Каждый год Карл Фаберже отправлялся на 3 месяца в Европу, прихватив певицу.

В 1912 году Крибель вышла замуж за князя старинного грузинского рода и взяла фамилию Цицианова. Мужа оставила сразу же, а связь с Карлом не порвала. Амалию называют второй . Цицианову завербовали немцы и австрийцы. Попасть в Россию во время войны помог Фаберже. Весной 1916 года Амалию арестовали и сослали в Сибирь. С Карлом Фаберже последняя возлюбленная больше не встретилась, а у ювелира из-за связи с австрийской шпионкой возникли трудности.

Смерть

Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце.

Родные перевезли главу семейства на берег Женевского озера, который славился климатом. Ограбленный большевиками предприниматель, потерявший дело всей жизни и – по разным оценкам – $ 500 млн, не считая недвижимости, так и не оправился от удара.


В сентябре 1920 года Карл Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару. Насладиться до конца не успел: умер, докурив до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Память

  • В Санкт-Петербурге есть Площадь Карла Фаберже
  • 19 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге в Дворце Нарышкиных-Шуваловых был открыт Музей Фаберже
  • В Киеве есть мемориальная доска в честь известного ювелира
  • В Одессе на здании гостиницы Пассаж, где в фешенебельных торговых рядах до большевистской революции располагался ювелирный салон Карла Фаберже, установлена мемориальная доска
  • В Баден-Бадене есть музей Фаберже - первый в мире, полностью посвященный работам фирмы ювелира
  • В Москве есть колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже

Карл Фаберже - это один из самых известных российских ювелиров второй половины XIX - начала XX века. Он явился основателем целой династии, производящей драгоценные изделия. Наиболее известными стали яйца Фаберже, изготавливающиеся для членов российской императорской фамилии, а также для обычных покупателей. Его работы стали символом старой дореволюционной России, роскоши, изящества и утонченного вкуса. Работы известного ювелира высоко ценятся не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ранние годы

Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в мае 1846 года в немецкой семье. Его отец основал собственную ювелирную фабрику в столице империи. Будущий знаменитый ювелир получил очень хорошее образование: он путешествовал по Европе, где изучал дело своего отца: сначала молодой человек обучался в Дрездене, затем - у франкфуртского мастера Фридмана. Позже юноша отправляется пополнять свое образование в южных странах: во Франции и Италии. Будучи еще совсем молодым, в возрасте 24 лет, он стал управляющим фирмы своего родителя.

Работа на императорский дом

Карл Фаберже принял участие во Всероссийской выставке в 1882 году, где его работы заметил император Александр III, который обратился к нему с просьбой сделать пасхальный подарок для его жены Марии Федоровны. Мастер создал яйцо из эмали, внутри находилась цветная курочка, в которую, в свою очередь, была помещена маленькая копия императорской короны и драгоценная цепочка. Такая задумка не была полностью оригинальной: дело в том, что еще в XVIII веке существовали три подобных яйца (находящиеся в Вене, Дрездене и Копенгагене), внутри которых также находились короны. Подарок так приглянулся императрице, что с тех пор Карл Фаберже получил звание придворного ювелира и стал получать регулярные заказы, причем не только от представителей российской императорской семьи, но и от членов иностранных королевских домов.

Ювелирные работы

Знаменитый мастер владел целым концерном, в состав которого входило несколько фирм. Каждая из них отличалась независимостью. Мастера, трудившиеся под началом известного ювелира, были самостоятельны в принятии решений и разработке дизайна украшений.

На разработку эскиза и непосредственное изготовление уходило около года. При этом следует учитывать то обстоятельство, что сам Карл Фаберже, биография которого является предметом настоящего обзора, не всегда являлся непосредственным художником-исполнителем. Его команда была интернациональной: в ней трудились мастера из самых разных стран. За счет того, что в среде работников царила творческая атмосфера, каждое изделие фирмы являлось уникальным и оригинальным, что и было главным условием заказов.

Натюрморт и другие работы

Помимо знаменитых пасхальных яиц, фирма производила и множество других драгоценных вещей, которые отличались изяществом и богатством украшений. Одна из самых известных сохранивших работ - натюрморт, созданный в 1905 году. Он представляет собой изображение яичницы, рюмки водки и недокуренной сигары. Несмотря на простоту выбранного сюжета, авторы подошли очень тщательно к выполнению этого изделия, использовав драгоценные камни (яшму, янтарь, белый камень), минералы (хрусталь, кварц), драгоценные металлы (серебро). Кроме того, фирма славилась производством и простых предметов быта, например медных чарок, наперстков. Но наибольшую известность он приобрел, конечно же, благодаря изготовлению украшений. Помимо производства, он также занимался и хранением дорогих вещей представителей аристократии.

Техника

Ювелир получил европейское признание: в Париже его наградили орденом и присудили почетное звание мастера гильдии. В 1900 году в столице было возведено здание ювелирной фабрики, которое было спроектировано родственником мастера, архитектором К. Шмидтом.

В этом помещении находились мастерские и магазины. Это говорило о том, насколько большое значение приобрела фирма в России. Изделия Карла Фаберже были уникальны по своим техническим характеристикам. Мастер стал основателем нового направления в ювелирном деле, начав применять драгоценные и полудрагоценные камни в работе. Также он стал использовать минералы, для чего в столице через некоторое время даже были основаны камнерезные мастерские. На фабрике изготавливались самые разные произведения: кроме пасхальных яиц, которые получили наибольшую известность, ремесленники изготавливали фигурки людей, животных и цветов. Искусство Карла Фаберже заключалось в том, что он даже из самых практичных и бытовых вещей умел сделать настоящий шедевр. Мастера, работавшие на его фирме, использовали самые разнообразные технические приемы: они овладели искусством обработки цветных и прозрачных драгоценных камней, украшали изделия тонкой и очень дорогой эмалью, а также делали фигурки из многоцветного золота, что, пожалуй, было главной изюминкой в производственном процессе. Так, до сих пор никто не может воспроизвести технику гальошированной эмали - искусство нанесения волокнистых линий на поверхность в виде переплетения различных фигур и контуров. Хотя этот прием был известен очень давно, именно ювелир Фаберже и его работники сумели довести данный процесс до совершенства.

Особенности творчества

Возможно, секрет уникальности каждой вещи заключается в том, что ювелиры фабрики использовали богатую цветовую палитру, которая состояла из 124 оттенков. Благодаря такому разнообразию красок мастера могли делать самые разные узоры в виде елочек, чешуек, причудливых зигзагов. Петер Карл Густавович Фаберже добился европейской известности еще и потому, что никогда не повторялся: каждый его заказчик всякий раз получал уникальную вещицу в подарок.

Жизнь после революции

Когда к власти пришла большевистская партия, все мастерские, магазины знаменитого ювелира были национализированы. В руки новой власти попал весь запас драгоценных камней и готовых изделий. Некоторую часть, впрочем, его старший сын успел вывести в Финляндию. В течение нескольких лет изделия знаменитой фирмы были проданы за бесценок, в первую очередь яйца Фаберже. В конце 1918 года сам мастер под прикрытием покинул страну и уехал в Ригу, так как опасался ареста. После того как советские войска заняли территорию Латвии, он переехал в Германию. Когда в этой стране также произошла революция, он окончательно поселился в Висбадене. По собственным воспоминаниям ювелира, пережитые потрясения сильно сказались на его физическом и психическом состоянии. В 1920 году он умер в Лозанне, куда незадолго перед тем перебрался для лечения больного сердца.

Пасхальные яйца работы 1880-х годов

К сожалению, не все работы знаменитого ювелира сохранились. Одна из них - это изображение курочки, вынимающей из маленькой корзины сапфировое яйцо. Особенность данного изделия состоит в том, что фигуры были отделаны алмазами, граненными в виде роз. Впрочем, по некоторым описаниям, яйцо было сделано из золота.

Также ничего неизвестно и о сюрпризе, который составлял обязательную составляющую яйца. В настоящее время остается загадкой, где находится эта работа, выполненная по заказу Александра III: скорее всего, она была утеряна или находится в частной коллекции. Другое яйцо, созданное для императора, было выполнено в форме бриллиантовых часов. Внутри находился оригинальный сюрприз - это часовой механизм. Само яйцо расположено на изящной подставке. После революции работа известного ювелира была утеряна, а найдена уже в начале нашего века в американской коллекции.

Работы начала 1890-х годов

Пасхальное яйцо, сделанное по заказу Александра III в 1890 году, покрыто светло-розовой эмалью и разделено на несколько секций. Особенностью этого изделия является то, что оно содержит внутренний механизм для раскрытия специальной панели. Кроме того, именно для этого подарка были выполнены миниатюры, изображающие замки и дворцы.

Отдельно следует упомянуть про яйцо, которое не покидало пределов нашей страны. Оно называется «Память Азова». Особенностью данного изделия является то, что оно выполнено в стиле времен Людовика XV. Яйцо покрыто орнаментом рококо, а внутри покрыто красивым зеленым бархатом. Сюрпризом стала небольшая модель российского императорского крейсера.

Другое изделие называлось «Кавказское яйцо». Оно также выполнено в стиле, популярном во времена Людовика XV. На его поверхности имеются четыре окна.

Работа получила такое название потому, что в нем располагались миниатюры с изображением дворца Великого князя на Кавказе, где он жил долгое время.

Изделия середины 1890-х годов

Яйца К. Фаберже могли быть различной формы. Так, одно из них напоминало овальный ларец. Известно, что образцом для этого произведения искусства стала шкатулка для драгоценностей, выполненная еще в XIX веке знаменитым мастером Ле Роем. Однако изделие Фаберже отличается бо́льшей изящностью, так как мастер придал ему яйцевидную форму. О сюрпризе ничего неизвестно, хотя есть предположение, что внутри находилось жемчужное украшение.

Работы времен царствования Николая II

Новый император продолжил традицию своего отца и каждый год дарил пасхальные яйца своей овдовевшей матери и супруге. Одно из первых изделий было сделано с букетом розы. Работа выполнена в стиле неоклассицизма. Сюрпризом стал бутон розы, который покрыт светло-желтой эмалью. Внутри цветка находилась маленькая золотая корона и кулон. К сожалению, оба сюрприза были утрачены. Это яйцо было подарено императором его жене Александре Федоровне: корона означала ее новый титул как императрицы.

Своей матери в память о ее покойном супруге он подарил яйцо, которое считается одним из самых красивых произведений фирмы Фаберже. Оно покрыто темно-синей эмалью и разделено на шесть панелей, на которых выгравированы монограммы Марии Федоровны и ее мужа Александра III. Это было одно из четырех яиц, посвященных памяти этого императора.

Выставки

Музей Карла Фаберже в Санкт-Петербурге расположен в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки. Основу коллекции составляют изделия самого знаменитого ювелира; кроме того, в здании находятся произведения русских мастеров декоративно-прикладного искусства. В музее хранятся 4 000 единиц, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, - предметы интерьера, столовое серебро, а также работы современников знаменитого мастера - других ювелиров, таких как И. Сазиков, П. Овчинников, И. Хлебников и других. При музее работает экспертный совет, в который вошли специалисты по творчеству Фаберже. Его целью является культурно-просветительская деятельность.

Экспонаты

Выставка Карла Фаберже интересна тем, что она заключает в себе пасхальные яйца, которые пользуются популярностью и известностью во всем мире. В коллекцию входят первое и последнее яйца. Одно из самых известных - это «Коронационное», которое было создано по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны.

Сюрпризом изделия была модель кареты, которая была изготовлена еще при Екатерине II. Произведение украшено двумя алмазами, вензелем императрицы, также в нем есть надпись года - «1897». Итак, произведения знаменитого мастера стали настоящим эталоном в ювелирном искусстве. Его произведения имеют большое значение не только для отечественной, но и для мировой культуры. В настоящее время музей Фаберже занимается активной просветительской работой, а также сохранением наследия знаменитого ювелира. В интернете созданы виртуальные туры в 3D-формате, которые позволяют любому желающему ознакомиться как со всеми экспонатами, так и с интерьерами самого дворца, где они расположены.

Сегодня можно назвать два ювелирных брэнда, имеющих достаточную известность на западе и одновременно, тем или иным образом связанных с Россией. Первым является термин "Russian Cut" в привязке к качеству огранки бриллианта. Полноценным мировым брэндом его назвать можно с определённой натяжкой, потому что он не "раскручен" настолько, чтобы практически любой потребитель, если бы позволили средства, хотел бы иметь камень, огранённый именно в России. С бриллиантами русской огранки успешно конкурирует аналогичный товар из других стран с высокоразвитой ограночной промышленностью например, из Голландии и Израиля.

Вторым известным брэндом с русскими корнями является слово "Фаберже". Вне всяких сомнений его знает любой мало-мальский образованный человек на планете. В первую очередь благодаря шумным продажам исторических пасхальных яиц на аукционах. Но парадокс заключается в том, что даже после такой шумихи в средствах массовой информации не любой потребитель однозначно ассоциирует в своей голове слово "Фаберже" именно с ювелирной темой. Особенно это касается Америки, из-за того, что там в 30-гг XX века была зарегистрирована торговая марка Фаберже, выпускающая парфюм. Вторым обстоятельством, которое надо принимать во внимание, рассматривая имя Фаберже в качестве визитной карточки ювелирной России, является то, что сегодня эта торговая марка принадлежит НЕ российским ювелирам и права собственности на неё решаются в судах. Третьим обстоятельством является тот факт, что Карл Фаберже, был и по рождению и по воспитанию европейцем франко-датско-эстоно-немецких кровей. Он даже возглавлял немецкую общину в Санкт-Петербурге, что без дополнительных комментариев говорит о многом. Однако, именно этот человек, всю свою жизнь проработав в России, заложил русскую ювелирную школу в фундаменте которой лежит чрезвычайно важный принцип: любое, даже самое недорогое изделие должно быть сделано идеально с большим вкусом и художественной фантазией. Ведь фирма Фаберже выпускала огромный ассортимент продукции, предназначенной не для элиты, а для обычных людей. И отношение к качеству изготовления солдатского портсигара было таким же, как при изготовлении подарков для царских родственников.

Ювелирные Украшения в Традициях Карла Фаберже в США и Канаде

Такой подход сохраняется и сегодня при выпуске украшений на современных ювелирных фабриках России, продукцией которых торгует наша компания в США и Канаде. Вы можете быть уверены, что классические серебряные серёжки за 30 долларов и ультрасовременное колье за 3000 долларов делаются в Костроме, Москве или Петербурге с одинаковой любовью и старанием. Этот, не изменившийся за сто лет порядок, связывает мастеров фирмы Карла Густавовича Фаберже и современных российских ювелиров, превращая его имя в национальный ювелирный символ уже в XXI столетии. Не случайно, что свой дайджест из малоизвестных фактов, имеющих отношение к жизни Великого Ювелира мы решили начать с его слов на эту тему.

В Чём Настоящая Ценность Ювелирного Украшения?

Фаберже в 1914 году с оправданным превосходством сказал газетным репортёрам:-"Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как "Тиффани", "Бушерон", "Картье", то у них, вероятно, найдётся драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1,5 миллиона рублей (примерно 65 миллионов долларов в сегодняшних ценах). Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга".

Международный Бизнес Фаберже

Лондонский магазин Фаберже обслуживал не только английскую клиентуру, но и служил центром торговли с Францией, Америкой и Дальним Востоком. Представители лондонского отделения фирмы совершали туда поездки, везя товары в эти страны и принимая оттуда заказы, которые передавались в Петербург. Например, сиамская (тайская) королевская семья была самым значительным клиентом на Дальнем Востоке. Возможно, потому, что принц Чакрабон долгое время жил в Петербурге, закончил пажеский корпус и женился на русской.

Почему Закрылся Магазин Фаберже в Лондоне

Английское правительство, под давлением местных ювелиров, которых обеспокоило присутствие на британском рынке Фаберже, ввело поправку в пробирный устав. Поправка требовала от русских сначала привозить полуфабрикат из драгоценных металлов в Лондон на клеймленние, потом увозить назад в Петербург на доделку, и затем снова уже полностью готовое изделие везти в Лондон. Это обстоятельсто, а также начавшаяся Первая Мировая война, снизившая покупательскую активность и сильно затруднившая доставку товара из России в Англию, заставила торговый дом Фаберже закрыть магазин в Лондоне в 1915 году.

Как Фаберже Создавал Пасхальные Яйца

Карл Фаберже и его брат Агафон Фаберже обсуждали проект очередного пасхального яйца в год рождения наследника престола. Агафон предложил обыграть в композиции тот факт, что наследник уже назначен шефом стрелковых частей. "Да,-согласился Карл,-только придётся изобразить грязные пелёнки, так как это единственные пока результаты его стрельбы".

"Отче Наш и Так Дальше"

Торопливость Карла Густавовича имела иногда курьёзные последствия. Сзади одного образка требовалось гравировать молитву "Отче наш". Нарисовав шрифт первых слов, он написал: "и так дальше". И рабочий-гравёр вместо полного текста молитвы так и выгравировал согласно рисунка: "Отче наш и так дальше". "Ведь вот,-заметил Фаберже-не додумались же до этого наши попы-до такого простого сокращения времени службы".

Чувство Локтя в Фирме Фаберже

Когда Фаберже сам принимал какой-нибудь заказ, он часто отвлекался и бывало так, что вскоре забывал его подробности. Тогда он обращался ко всем служащим, ища того, который был ближе к нему в то время, когда он говорил с заказчиком, и удивлялся, как это он (его работник) стоял поблизости и ничего не помнит. Поэтому среди служащих фирмы Фаберже вошло в обычай говорить, что отвечает не тот, который принимает заказ, а тот, который рядом стоит.

Требовательность Фаберже: "Сам Себя Не Обругаешь-Никто Не Обругает"

Если исходного рисунка не было под рукой, то в громадном количестве изготовляемых изделий трудно было узнать по виду предмета, кем из художников-модельеров был задуман проект. Когда Фаберже попадалась неудачная вещь, то он всласть издевался над неизвестным автором. Однако, бывали случаи, что автором оказывался не кто иной как он сам. Тогда, глядя на свой собственный эскиз, который ему приносили помощники в качестве доказательства, он виновато улыбался и говорил:-"Вот что значит некому ругать, так сам себя обругал".

Парадоксы Большого Бизнеса

Как-то сахарозаводчик с Украины с состоянием 21 миллион золотых рублей (примерно 1.1 миллиарда долларов в пересчёте на нынешние цены) по фамилии Кениг пожаловался Фаберже, торгуясь при покупке колье:-"Что ни год, то убытки". "Да-да,-ответил Фаберже,-что ни год, то и у нас убытки, но вот странно, как это мы от этих убытков богатеем".

Ювелирная Школа Карла Фаберже

Один из членов императорского дома очень интересовался ювелирным ремеслом и хотел лично ему обучиться. С этой целью он обратился к Фаберже, чтобы тот составил ему реестр всех нужных инструментов и инвентаря для мастерской. Старый мастер, которому поручили это дело, был большой оригинал. В список инструментов между молотками, чеканами, штихелями он включил "плоский ремень достаточной толщины". На вопрос заказчика, на что может быть ремень употреблен в ювелирных работах, старик ответил:-"Ваше Высочество, это первый и самый необходимый инструмент, без которого ни один ученик ещё не обучился ювелирному искусству".

Княгиня-"крышевательница"

Из особ императорской фамилии особенно покровительствовала иностранным ювелирам великая княгиня Мария Павловна. Они пользовались этой всесильной протекцией и, минуя всякие таможенные и пробирные сборы, торговали своим товаром по всей державе. Казалось бы, ну чем не нынешняя Россия? Однако, отличия все же существуют, потому что проделки с незаконной "протекцией" на самом высшем уровне были обнаружены и доказаны Фаберже и некоторыми другими петербургскими ювелирами. Они добились приостановки торговли этими, по сути, контрабандными ювелирными изделиями и уплаты за них законных пошлин. И надо сказать, что не сели за это в тюрьму, не были убиты в подворотне, и их фирмы не были разорёны державной семьёй. Скорее, наоборот. Можно ли представить такой исход, если бы кто-нибудь посмел испортить бизнес ближнему родственнику, к примеру, какого-нибудь путина или назарбаева?

Продолжение на следующей странице: Ничто человеческое ему не было чуждо... или адюльтер великого ювелира.

Ничто Человеческое Ему не Было Чуждо... или Адюльтер Великого Фаберже

Карл Густавович Фаберже, 56-ти лет от роду, владелец известной российской ювелирной фирмы его имени, находясь в Париже в 1902 году, без памяти влюбился в Иоанну-Амалию Крибель-кафешантанную певичку, родившуюся 21 год назад в Чехии. Разводится с женой Августой Богдановной-прекрасной женщиной, подаривших ему 4-х детей, он мудро не захотел, но и от Амалии отказываться не стал. Наш герой нашёл следующий "ювелирный" выход. Каждый год, примерно на 3 месяца, он выезжал по коммерческим делам в Европу, а мадемаузель Крибер скрашивала в этих поездках одиночество коммивояжера. Остальные 9 месяцев она вела вольную жизнь. Иногда, впрочем, наведывалась в Петербург, и, не стесняясь общих знакомых, демонстрировала всем украшения от Фаберже со сцен увеселительных заведений российской столицы. Всё бы было хорошо, но установившийся порядок отношений, который подходил ему, не подходил ей, которой, как стало ясно позже, нужен был брак с подданным Российской империи, на что семьянин Карл Густавович никак не склонялся. Поэтому в 1912 году она внезапно вышла замуж за неграмотного грузинского 75-ти летнего князя Карамана Цицианова из села Сацибели, которого без слез покинула на следующий день после бракосочетания и уже больше никогда к нему не возвращалась. Важным итогом этой скоротечной операции стала замена немецкой фамилии на, скажем так, более привычную для России, княжеский титул ну и, конечно, российское подданство.

На этом месте надо приостановить рассказ и заметить, что немцы и австрийцы ещё до начала боевых действий стали вербовать актрис-женщин авантюрного склада и хороших внешних данных, чтобы не торопясь, на случай будущей войны, легализовать их разными способами в России и в других странах-противницах в качестве агентов...

Военный 1914 год застал мадам Цицианову в Германии. Она стала просить своего известного любовника, с кем связь не прерывала, помочь обустроить её в России. Надо сказать, что это было трудное задание. Потому что в связи с войной начались гонения на людей с немецкими фамилиями. Сам Фаберже балансировал на грани высылки, из-за чего даже частично перерегистрировал акции фирмы на доверенных работников с русскими именами. В такой ситуации просить за бывшую подданую Австрии было рискованно. Но Карл, как настоящий рыцарь, не дрогнул и, используя связи при Дворе, помог своей пассии перебраться в Петербург, в котором она поселилась в "Европейской"-в гостинице, где в те годы жили представители российского военного командования, а также старшие офицеры союзнических военных миссий. Из справки, подшитой полицией к её делу, видно, что платила она за номер 18 рублей в сутки (примерно 800 долларов в сегодняшних ценах). Вот что можно ещё прочитать в донесении охранного отделения от 24 марта 1916 года:-"В "Европейской" гостинице с апреля месяца 1915 г. проживает некая княгиня Иоанна-Амалия Цицианова (рожденная Крибель), она же Нина Баркис, 32 лет, римско-католического вероисповедания, обращающая на себя внимание широкой жизнью и поездками в Финляндию. Собранными негласным путем сведениями о Цициановой было выяснено, что она бывшая австрийская подданная... Хорошо владеет английским, французским, немецким и русским (с польским акцентом) языками, производит впечатление очень хитрой и осторожной женщины... В настоящее время якобы сожительствует с известным фабрикантом-ювелиром Фаберже и, несмотря на это, имеет постоянные свидания с другими лицами, причём эти свидания ею обозначены особой конспирацией. Директор "Европейской" гостиницы Вольфлисберг старается почему-то скрывать внутреннюю жизнь и сношения Цициановой, что даёт основание заключить, что администрация "Европейской" гостиницы, относящаяся сочувственно к лицам немецкого происхождения, содействует Цициановой, занимающейся, по-видимому, шпионством..."

Тут хотелось бы показать, как выглядела эта таинственная женщина. Однако фотографий Амалии нам найти не удалось. Похоже и правда, готовили лэди хорошие профессионалы. Зато удалось найти её словесный портрет от 1915 года, составленный филёрами наружного наблюдения. У них она проходила под кличкой "грузинка".

26 апреля 1916 года Амалия была арестована. На допросах она, как и следовало ожидать, всё отрицала, а тем времнем её любовник (которому тогда было уже 70 лет) начал хлопотать за неё, благо связи на самом верху государства Российского у него были. (Забегая вперёд скажем, что они не помогли, и Амалия отправилась в ссылку в Сибирь). Вот как выглядел на эту тему доклад начальника контрразведывательного отделения своему высокому начальству:-"Не мешает отметить, что сам Фаберже, при допросе ручавшийся за благонадежность Цициановой, далеко не представляет собой лица, к заявлениям которого военные власти могли бы отнестись с должным доверием... факт сожительства Цициановой с Фаберже во всяком случае не говорит в пользу её благонадежности, и какие-либо его заявления по поводу Цициановой не могут быть приняты во внимание". Точка. Не помогли даже прямые выходы на царя и царицу. После высылки в Сибирь Цициановой пара рассталась уже навсегда. Она через несколько лет вернулась в Австрию, а он, полностью ограбленный чекистами и некоторыми сотрудниками швейцарского посольства в Петрограде, нищим (потеряв в одночасье примерно 500 миллионов долларов в сегодняшних ценах, не считая стоимости всей недвижимости, которой владел), с огромными трудностями покинул Россию и через Латвию и Германию, надломленный морально, попал в Швейцарию, где и скончался в сентябре 1920 года в кругу благоразумно не брошенной им жены и сына Евгения.

Последняя фотография Карла Фаберже. Июль 1920 года, Лозанна, Швейцария.Слева направо: жена Августа Богдановна, сын Евгений Карлович и сам Карл Густавович.