История празднования рождества для детей. Лучшие рождественские рассказы

С детства все дети обожают Новогодние и Рождественские праздники — особый уютный период, когда можно мечтать и верить в чудеса, а вокруг царит сказочная атмосфера. Если наступление Нового Года всегда интересно и понятно, то история Рождества для детей часто бывает достаточно запутанной. Поэтому очень важно правильно рассказать детям, что же мы празднуем в этот день, и какое таинственное событие произошло первого Рождества. Детскими психологами и педагогами раннего развития доказано, что лучшим способом подачи информации для детей сказка. Поэтому попробуйте прочитать своим малышам интересную и познавательную историю хорошего рождественского ангела.

История перед Рождеством: о чем рассказал рождественский ангел

Приближалось Рождество. За окнами кружили маленькие пушистые снежинки, в доме чувствовался вкусный аромат кути и вареников, мама завершала последние приготовления на кухне, а маленький Ваня читал Ночь перед Рождеством. История про скупого Скруджа к тому времени уже была прочитана и отложена, а знаменитая «Рождественская шкатулка» еще ждала своей очереди. Как видим, в этом году Ваня решил как следует приготовиться к Рождеству, запланировав прочитать как можно больше книг об этом празднике, а также посмотреть много тематических фильмов. Ему очень хотелось узнать, что именно мы празднуем в этот день, однако праздник приближался, а тайна оставалась неразгаданной. Мальчик загрустил и отложил книгу. Вдруг его взгляд остановился на небольшой елочной игрушке — это был красивый ангел, который держал в руках звезду.
— Вот кому точно известна настоящая история Рождества Христова! — Для детей важно верить в чудеса, поэтому Ваня сказал эти слова почти на полном серьезе, хотя потом сам засмеялся со своей наивности.
Каково же было его удивление, когда маленький игрушечный ангелочек ответил ему:
— Конечно знаю! Ведь это именно я зажигал яркую рождественскую звезду, которая рассказала миру о рождении Спасителя!
— О чьем рождении? — Переспросил удивленный мальчик. Он изо всех сил пытался убедить себя, что все, что происходит, ему просто снится. Ведь с каких это пор елочные игрушки умеют разговаривать? Но его хорошо и нежное сердце подсказывало ему прислушаться к словам маленького ангела и поверить в сказку. Ведь на пороге Рождество.
— Если тебе интересно, — продолжил ангелочек, — я поделюсь этой увлекательной историей с тобой.
— Конечно! Я так мечтал узнать, о том, что же произошло в ночь перед Рождеством, почему этот праздник такой особенный, — сказал Ваня, совсем забыв, что еще мгновение назад он сомневался в реальности происходящего.
— Тогда усаживайся поудобней и слушай.

Рождество: история праздника для детей

Это было много лет назад. Больше 2000! Людям в те времена жилось трудно, поэтому они верили, что однажды на землю придет Спаситель, который сможет изменить их жизнь к лучшему, и освободить из неволи. И вот этот день настал. Тогда я еще был совсем маленьким ангелом и мало что понимал, но зато хорошо запомнил ту знаменательную ночь.
Все ангелы, живущие на небе очень переживали и готовились к чему-то грандиозному. А мне поручили всего лишь зажечь звезду. Сначала я загрустил, ведь в этом не было ничего интересного — звезды я зажигал каждую ночь: большие и маленькие. Но тогда старший ангел объяснил, что это будет необычная звезда — именно она должна возвестить миру о рождении Мессии.
После того, как на небе засияла чрезвычайной ясности звезда, ангельский хор спустился на землю и начал петь песни, что превозносили родившегося Спасителя мира. Я с непреодолимым интересом пробрался вперед, чтобы тоже увидеть этого смелого героя, который собрался спасти весь мир. Каково же было мое удивление, когда перед моими глазами оказался не величественный дворец и рыцарь на белом коне, а небольшие ясли с маленьким ребенком. Я снова загрустил, но старшие ангелы объяснили мне, что этой ночью родился не просто ребенок, а надежда всего человечества. Надежда на лучшую жизнь, справедливость и победу добра!
Ваня был очень счастлив. Теперь он знал, что празднуют каждого Рождества.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

История праздника Рождества Христова известна с момента возникновения христианства. С IV века праздник назывался Богоявлением, праздновался 25 декабря и был объединением нескольких событий, которые сегодня известны как три отдельных праздника: Богоявление (Крещение Господне), Благовещение и Рождество.

Явление во плоти Сына Божия, воспоминание и прославление этого события – основная и первоначальная цель светлого праздника Рождества Христова. Но есть и второстепенная цель, какая – выясним в этой статье.

Когда празднуют Рождество Христово христиане

Какого числа христиане отмечают Рождество Христово – в современном мире по-разному. Большинство используют Григорианский календарь при исчислении даты праздника, который был создан в XIV веке. По этому календарю живет светское общество в большинстве стран мира – в том числе, в Европе и в России. По Григорианскому календарю Рождество Христово отмечают 25 декабря – такова традиция у католиков и некоторых других конфессий. В Западной церкви сохранилась удивительная традиция празднования Рождества на государственном уровне – с украшением улиц, общественными гуляниями и искренней радостью. Этот праздник европейцы отмечают с тем же размахом, с каким в России встречают Новый год.

В России осталась традиция исчисления событий по солнечному церковнославянскому календарю, который ввел Юлий Цезарь в 45 г до Р.Х., и который носит его имя – Юлианский. По этому календарю, следуя руководству апостолов, рассчитывают праздники христиане Восточной Церкви. Православный праздник Рождества Христова – 7 января, хотя по старому стилю эта дата приходилась также на 25 декабря. Новый стиль ввели в России сразу после революции 1917 г., после нововведений время сместилось на 14 дней вперед. Этот праздник считается двунадесятым, начинается с Рождественского сочельника накануне – 6 января. В этот день христиане строго постятся до первой звезды, а потом вкушают особенное блюдо – сочиво. Рождеству Христову предшествует 40-дневный пост. В ночь на 7 января на праздничном Богослужении православные и христиане других конфессий Восточной Церкви встречают праздник Рождества и идут домой праздновать его со всей роскошью – теперь пост закончен, и можно веселиться всю ночь.

Краткая история Рождества Христова

История церкви Христовой знает немало расхождений с истинным учением апостолов, оно выражалось в искажении общего богословия и, как следствие, искажалось само учение о Христе. Это также стало причиной того, что праздник отделился от общего празднования Боговоплощения, которое соединило в себе три события, и было введено отдельно Рождество.

Отделение праздника произошло в IV веке при папе Юлии. Установив дату празднования 25 декабря, Церковь создала противовес культу солнца, который язычники отмечали в этот день. Празднование было так популярно, что в нем принимали участие даже христиане, греша тем самым против второй . Таким образом, введение праздника Рождества Христова заменило языческую традицию празднования зимнего солнцеворота и обратило сердца людей к истинному Богу.

День для праздника был крайне символичен и закономерен – ведь символ солнца, как никакой другой, приличествует воспоминанию события Рождества, так как Христос – это Солнце правды, Свет миру, Победитель смерти – как называют Его апостолы.

По мнению великих христианских умов мировой величины, таких как Иоанн Златоуст, блаженный Августин, св. Кирилл Александрийский и другие – дата Рождества 25 декабря действительно имеет высокую историческую достоверность в деле вычисления дня Рождества Христова.

Введение летоисчисления от Рождества Христова произошло в 525 году и связано со значением, которое оно имело для всего человечества. Две эры – до Рождества Мессии, до возможности вечной жизни и прощения грехов, — и после. Монах Дионисий Малый, который высчитывал события, чтобы положить их в основу нового календаря, ошибся с расчетами – если быть точным, то сейчас на 4 года раньше, чем принято считать и действующий счет времени имеет эту погрешность. Но событие, тем не менее, осталось главным в истории человечества – вот почему летоисчисление ведется от Рождества Христова.

Символы Рождества Христова

Можно перечислись следующие самые известные символы Рождества Христова:

  • нарядная ёлка;
  • подарки;
  • Вифлеемская звезда;
  • вертеп;
  • ангелы и пастухи.

История возникновения ели, как атрибута Рождества, идет от западной традиции, которая сложилась не сразу, и была связана с представлениями народов о вечнозеленых растениях, как о символе бессмертия, вечной жизни. То есть, именно того, что стало возможным с приходом в этот мир Спасителя.

Подарки принесли Христу волхвы – персидские знахари, представители зороастризма – первой в мире монотеистической религии, предназначенной для всех народов, а не только для еврейского. Они занимались астрологией и высчитывали Рождение Мессии, которое было предсказано в их религии. Волхвы принесли с собой дары Младенцу Христу – атрибуты, символизировавшие три важных качества, которыми Он обладал. Это было:

  • золото – Царю;
  • ладан – Священнику;
  • смирну – Человеку, который должен умереть.

Смирна – это очень ароматная смола, которая применялась для молитвы над умершими людьми и являлась символом погребения. После возвращения на родину волхвы проповедовали рождение Спасителя. Церковь почитает их как «трех святых царей». В память об этих дарах в Рождество принято дарить подарки – не потому, что человек себя хорошо вел, не по какой-либо другой причине, — но по любви, ради Христа.

Вифлеемская звезда – загадочный небесный объект, который привел волхвов к Христу. По одной из версий, необычное небесное явление случилось, когда в одной точке сошлись Юпитер и Сатурн. По вычислениям астронома Иоганна Кеплера, жившего в XVII веке, такое явление могло быть возможным во время евангельских событий. Существует разная традиция в изображении Вифлеемской звезды – известна 5-конечная звезда, характерная для арабской церкви, 8-конечная считается символом Богородицы и изображается в православной традиции. Также существуют 6-конечные и другие виды Вифлеемской звезды.

Из Предания достоверно известно, что Христу не нашлось места в гостиницах Вифлеема, куда пришло Святое семейство на перепись населения, и родился Он именно в пещере (вертепе) и был спеленат и положен в яслях – кормушке для скота. Поэтому благочестивые христиане ставят под рождественскую елочку фигурку вертепа с Младенцем и Святым семейством – в память о великом событии.

Согласно евангельскому повествованию:

«В окрестностях же Вифлеема были пастухи, которые жили в поле и, ночью сменяя друг друга, стерегли свое стадо. И предстал перед ними ангел Господень. Сияние света Господня озарило их. Они очень испугались, но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я несу вам добрую весть — весть о великой радости для всего народа: сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель — Христос, Господь! И вот вам знак: вы найдете Ребенка спеленатого, лежащего в яслях». (Лк, 2:8-12)

Пастухи увидели ангелов, услышали Великое славословие, ангельскую песнь, которую сохранили люди, поверили и пришли поклониться Создателю первыми.

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» (Лк,2:14)

В воспоминание этого события пастухи и ангелы стали символами Рождества Христова. Они изображаются на рождественских подарках, в качестве украшения на елку, рождественских статуэтках и других символах, которые являются традиционными атрибутами Рождества.

Рождество Христово: традиции и обычаи

На Рождество поют колядки, украшают дом и улицы, готовят праздничное угощение – эти атрибуты присутствуют, пожалуй, у всех народов. Но как еще празднуют Рождество Христово, и какие традиции существуют?

Следует отметить, что в странах Европы к Рождеству относятся крайне серьезно: этот праздник считается главным в году, отмечается он дома в тесном семейном кругу и приглашать кого-либо не принято. Подготовка к Рождеству Христову включает угощение и подарки. Накануне рождественскими украшениями наряжается весь город.

Накануне праздника Рождества Христова на Руси проходят Рождественские ярмарки, на которых можно приобрести все, что связано с тематикой Рождества. У православных праздник начинается в Сочельник и оканчивается на Крещенский сочельник. Все это время – особые дни радости, Святки.

Сочельник Рождества – это навечерие праздника, когда по благочестивой традиции варится сочиво – сладкое блюдо из злаков пшеницы с медом и сухофруктами. Иногда пшеницу заменяют рисом. В этот день христиане стараются ничего не есть до первой звезды, а потом, в предпраздничной атмосфере торжественно накрывают стол и вкушают сочиво. Стол для сочива украшают сеном и элементами, символизирующими Рождество. После трапезы верующие готовятся к ночному Рождественскому Богослужению.

Святки – это святые дни, которые проходят с 7 по 18 января и являются временем усиленной радостной молитвы, веселого времяпрепровождения с застольями, пением колядок и прочими счастливыми моментами. На Руси Рождество праздновали с колядками и активным посещением Богослужений на Святки. Сегодня эти традиции возрождается среди молодежи и становится популярным видом досуга, в чем можно убедиться, посетив храмы.

Рождество Христово – великий праздник, знакомый с детства. Это второй по величине после Пасхи, и первый детский праздник – время волшебства и чудес. Он наполнен атмосферой ожидания чуда. Дети, чьи сердца всегда чисты, лучше других чувствуют его. История праздника Рождества Христова учит нас радоваться и ждать неожиданных подарков – ни за что, просто так. Потому что родился Христос – наш общий Подарок.

Рождество - пожалуй, самый радостный христианский праздник. Рождественская радость не омрачена ничем. Родился не просто Человек, но и Бог. А значит, наша дорога к спасению стала открыта. Это трудно понять, но давайте попробуем разобраться и рассказать детям об этом христианском празднике — Рождестве Христовом…

Иисус - и Человек, и Бог одновременно. Каким образом Он родился как Бог - нам знать не дано. Так же, как мы не знаем, как произошло непорочное зачатие Девой Марией Своего Сына: Архангел Гавриил лишь принес Ей благую весть о будущем рождении Спасителя.

Зато мы точно знаем, что Христос родился как Человек, как один из нас, то есть - во плоти. Вот почему полное название праздника - Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Дева Мария со своим мужем, Иосифом Обручником, жила в городке Назарет (он существует в Израиле и сейчас). Из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе, они пошли в Вифлеем. Согласно указу императора, для облегчения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как и Мария, и Иосиф были дальними потомками царя Давида, они направились в Вифлеем. Поскольку именно в этом городе родился Давид - один из величайших правителей Израиля, из рода которого, согласно обетованию, то есть - обещанию Божию, и должен был произойти Мессия. Вифлеем находится буквально в паре километров от Иерусалима (cейчас - в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан), а вот от Назарета это довольно далеко - примерно 170 километров. Сложно представить, каких трудов стоило Деве Марии на последнем месяце беременности преодолеть такое большое расстояние.

Поскольку людей в Вифлеем пришло много, Деве Марии и Иосифу не досталось мест в гостинице, а близких у них в городе, видимо, не было. Поэтому им пришлось заночевать в пещере - её пастухи использовали как хлев для укрытия скота от непогоды. Здесь и родился Тот, Которому суждено было стать Спасителем мира. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице», - пишет евангелист Лука.

О том, что на свет появился не просто младенец, знали не только Дева Мария и святой Иосиф. Первыми пришли поклониться Спасителю пастухи - они были неподалёку. Пастухам явился ангел, который сказал им: «…я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2:8-14).

Пастухи оставили свои стада, пошли в сторону Вифлеема и обнаружили в пещере Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях. Пастухи рассказали Марии о том, что сказал им ангел. Богородица была поражена, ведь ровно девять месяцев назад Ей являлся Архангел Гавриил и говорил точно такие же слова - о том, что у Неё родится Спаситель мира. Тот день мы сейчас отмечаем как праздник Благовещения. Позже Святое семейство перебралось в город - то ли освободились места в гостинице, то ли кто-то пустил их на постой, точно неизвестно. А в это время где-то на востоке, далеко от Палестины, трое мудрецов (их называли волхвами) увидели в небе необычную звезду

Они посчитали это знаком. Ведь волхвы знали, что в скором времени в мир должен прийти Царь Израиля. Волхвы не были иудеями, они были язычниками, но понимали, что такое глобальное событие коснётся всех народов (именно так, как мы знаем, и случилось - сейчас в мире нет ни одной страны, где нет хотя бы одной христианской общины). Поэтому, увидев в небе необычную звезду, волхвы отправились в Иерусалим, пришли прямо во дворец к правившему тогда царю Ироду и спросили у него - а где, собственно, они могут увидеть только что родившегося Иудейского Царя. Они, хотя и были мудрецами, но не могли предположить, что будущий, по их мнению, Царь родился не во дворце, а в хлеву.

Царь Ирод не знал, где находится Иисус, и был крайне встревожен известием восточных мудрецов. Ведь раз родился новый Царь, то старый, вроде бы, уже ни к чему. Он был очень жестоким и мнительным правителем, неслучайно его имя стало нарицательным. Однако волхвам Ирод своей тревоги не показал, вежливо проводил их из дворца и попросил, если они найдут новорожденного Царя, сообщить Его местонахождение.

Звезда привела волхвов к вифлеемскому дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11). Ладан и смирна - это благовония, которые тогда стоили очень дорого.

Поклонившись Христу, волхвы «…получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф.2,12), то есть не открыли Ироду тайну местонахождения Спасителя. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов», - повествует евангелист Матфей.

Жестокий царь, опасаясь конкуренции за трон и не найдя Того, Кто, как всем казалось, должен его занять, приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Однако Иисуса в тот момент в городе уже не было.

Иосифу явился ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13).

Святое семейство находилось в Египте до тех пор, пока царь Ирод не умер. Вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф поселились в Назарете.

Оттуда и начался Крестный путь Спасителя. А от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.

Составлено по материалам православного сайта «Пасха.ру»

Снег ровным покровом ложится на землю… Морозная звёздная ночь…

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда… И это чудо происходит!..

«Христос рождается, славите!» — несётся над Вселенной, — «Христос с небес, встречайте!» — весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род — вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное — ближе к Богу.

Мира и радости всем в светлый праздник Рождества Христова!

А вот рождественские открытки дореволюционной России:

7 января - Рождество Христово , день, когда родился Иисус Христос. Это один из самых главных праздников для верующих людей.

Пастухи поверили что этот Младенец - действительно ожидаемый Спаситель - Христос Господь, который спасет человеческий род от гибели. И когда ангелы отошли от них на небо, пастухи быстро отправились к пещере, чтобы поклониться Младенцу. После этого они вернулись к стадам своим, славя Господа.

В ту же ночь мудрецы, пришедшие с востока, увидели в небе на востоке новую звезду - знак родившегося Царя Иудейского - и последовали за ней, чтобы поклониться Ему. И Звезда, которую они видели, шла перед ними и довела до Вифлеемской пещеры, и, спустившись с высоты к земле, засияла над Божественным Младенцем. Три царя-мудреца низко ему поклонились, за это Божия благодать просветила сердца им, и те поверили, что этот Младенец есть Бог. Открыли мудрые волхвы сокровища свои и принесли Ему дары.

В этот вечер на Руси читали вечернюю молитву, рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих. Одной из рождественских традиций было славление Христа. Слав- лением Христа занимались и дети, и взрослые. Христославов, коля- довальщиков одаривали деньгами, пирогами, колядками, медовыми пряниками. Ходили ряженые, гадали; люди веселились, катались на санях, играли, пели песни.

Рождественские песни

Торжество, торжество,

Нынче праздник Рождество!

С неба ангелы слетают

Пастухам они вещают:

«Дар спасения принес

Дорогой Христос».

Рожество Христово!

На душе светло!

Праздника святого

Солнышко взошло.

Стало плотью Слово

Ради наших бед:

Рождество Христово -

Вечной жизни свет!

Темной ночью в Вифлееме

Родился Христос.

Нынче радуйтесь со всеми -

Мир он нам принес!

И взошла звезда большая

В синих облаках,

Все дороги освещая,

Прогоняя мрак.

Коляда-моляда

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

Не велит долго стоять,

Велит скоро подать

Или тепленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьем,

Или рубль серебром!

Про святки.

Рассказы о Рождестве для детей младшего и среднего школьного возраста.

Рождество Христово

Иосиф не знал о бывшем Пресвятой Деве Марии благовествовании, но Бог открыл ему эту тайну. Во сне явился ему Ангел и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою! Родившееся в Ней есть от Духа Святого; Она родит Сына, и ты назовёшь Его Иисусом (это имя значит Спаситель), потому что Он спасёт людей Своих от грехов их». Проснувшись, Иосиф исполнил повеление Ангела; и жили Дева Мария и Иосиф в Назарете, исполненные благодарности к Богу и ожидая всякий день исполнения того, что было обещано им.

В те дни вышло повеление владевшего Иудеей римского императора Августа произвести перепись всех его подданных. Всякий должен был вписать своё имя в том месте, откуда он происходил. Иосиф и Мария, будучи потомками царя Давида, должны были вписать свои имена в иудейском городе Вифлееме, отчизне Давидовой, где, по предсказанию пророков, должен был родиться Спаситель. Они отправились туда.

В Вифлеем по случаю переписи собралось множество народа — все дома были наполнены приезжими. Иосиф напрасно искал пристанища для себя и Пресвятой Девы Марии. Их никуда не хотели пускать, как потому, что все дома были заняты постояльцами, так и потому, что вся наружность их показывала величайшую бедность. Наступила ночь; они не находили пристанища. В самом конце города была пещера, в которой жили пастухи; они пригоняли туда стада свои. В этом вертепе родился Иисус Христос, Сын Божий. Мария спеленала Его и положила в ясли*, потому что не было другого места.

В эту ночь весь Вифлеем был погружён в глубокий сон; не спали только некоторые пастухи, стерёгшие в поле стада свои. Они были добрые люди. Души их были кротки и спокойны, как охраняемые ими агнцы**; они были просты, как жители сёл, невинны и набожны, как юноша Давид, здесь же некогда пасший овец своих.

Ночью пастухи эти увидели пред собой Ангела во всём блеске небесного сияния. Они испугались, но Ангел сказал им: «Я возвещаю вам великую радость для всего Израиля. Этой ночью в городе Давидовом родился Христос Спаситель. Вы узнаете Его, найдя Младенца, обвитого пеленами и лежащего в яслях». После этого пастухи увидели с Ангелом-благовестником бесчисленное множество Ангелов, славящих Бога священным пением: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Ангелы скрылись в небе, и темнота ночная снова водворилась вместе с тишиною.

«Пойдёмте в Вифлеем, — радостно говорили пастухи друг другу. — Пойдём! Увидим сами то, что Господь возвестил нам!» Они вошли в знакомую им пещеру; там нашли они Иосифа и Марию и при слабом свете светильника увидели Божественного Младенца, лежащего в яслях. Они подошли к Нему и смотрели на Него с тихим, безмолвным благоговением.

Мария и Иосиф, полагавшие, что о рождении Младенца, кроме них, никому не было известно, удивились, видя, что оно было возвещено вошедшим к ним пастухам. Пастухи рассказали им о бывшем им явлении. Поклонившись Младенцу, пастухи возвратились к своему стаду, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели. А Мария сохраняла в Своём сердце всё сказанное о Младенце.

* Ясли — кормушка для домашних животных. (Ред.)

** Агнцы — овцы. (Ред.)

Рождество. Святки

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же... Не поймёшь чего — подскажет сердце.

Как будто я такой, как ты. Снежок ты знаешь? Здесь он — редко, выпадет — и растаял. А у нас повалит — свету, бывало, не видать, дня на три! Всё валит. На улицах — сугробы, всё бело. На крышах, на заборах, на фонарях — вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит — и рухнет мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай — увязнешь. Тихо у нас зимой и глухо. Несутся санки, а не слышно. Только в мороз визжат полозья. Зато весной услышишь первые колёса — вот радость!

Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче.

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях лес ёлок. А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, — тычинки. У нашей ёлки, как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит — потерял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в ёлках — будто волки, право. Костры горят — погреться. Дым столбом. Сбитеньщики ходят, аукаются в ёлках: «Эй, сладкий сбитень! Калачики горячи!» В самоварах, на долгих дужках, — сбитень. А такой горячий, лучше чая. С мёдом, с имбирём — душисто, сладко. Стакан — копейка. Калачик мёрзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, гранёный, — пальцы жжёт. На снежку, в лесу... приятно! Потягиваешь понемножку, а пар — клубами, как из паровоза. Калачик — льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в ёлках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. Морозная Россия, а... тепло!..

В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с мёдом; взвар — из чернослива, груши, шепталы*... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну, будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждёшь звезды, протрёшь все стёкла. На стёклах лёд, с мороза. Вот, брат, красота-то! Ёлочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрёшь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вот — другая... Стёкла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звёзд всё больше. А какие звёзды!.. Форточку откроешь — резанёт, ожжёт морозом. А звёзды!.. На чёрном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звёзды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мёрзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут — голубой хрусталь, и синий, и зелёный, — в стрелках. И звон услышишь. И будто это звёзды — звон-то! Морозный, гулкий — прямо серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят — древний звон, степенный, с глухотцой. А то — тугое серебро, как бархат звонный. И всё запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... — гул и гул.

Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок — мороз и не щиплет. Выйдешь — певчий звон. И звёзды. Калитку тронешь — так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице — сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух... — синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы — белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звёзд. Звёздный звон, певучий — плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних — Рождество.

Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, тёплый... — почему-то видится кроватка, звёзды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,

Возсия мирови свет разума...

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный... был всегда. И будет.

На уголке лавчонка, без дверей. Торгует старичок в тулупе, жмётся. За мёрзлым стёклышком — знакомый Ангел с золотым цветочком, мёрзнет. Осыпан блеском. Я его держал недавно, трогал пальцем. Бумажный Ангел. Ну, карточка... осыпан блеском, снежком как будто. Бедный, мёрзнет. Никто его не покупает: дорогой. Прижался к стёклышку и мёрзнет. Идёшь из церкви. Всё — другое. Снег — святой. И звёзды — святые, новые, рождественские звёзды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вот она: над Барминихиным двором, над садом. Каждый год — над этим садом, низко. Она голубоватая, святая. Бывало, думал: «Если к ней идти — придёшь туда. Вот прийти бы... и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он — в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне... Только не дойдёшь, мороз, замёрзнешь!» Смотришь, смотришь — и думаешь: «Волсви же со звездою путеше-эствуют!..»

Волсви?.. Значит — мудрецы, волхвы. А маленький, я думал — волки. Тебе смешно? Да, добрые такие волки, — думал. Звезда ведёт их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь. Даже и волки рады. Правда, хорошо ведь? Хвосты у них опущены. Идут, поглядывают на звезду. А та ведёт их. Вот и привела. Ты видишь, Ивушка? А ты зажмурься... Видишь — кормушка с сеном, светлый-светлый Мальчик, ручкой манит? Да, и волков... всех манит. Как я хотел увидеть! Овцы там, коровы, голуби взлетают по стропилам... и пастухи склонились... и цари, волхвы... И вот подходят волки. Их у нас в России много! Смотрят, а войти боятся. Почему боятся? А стыдно им... злые такие были. Ты спрашиваешь — впустят? Ну, конечно, впустят. Скажут: ну, и вы входите, нынче Рождество! И звёзды... все звёзды там, у входа, толпятся, светят... Кто, волки? Ну, конечно, рады.

Бывало, гляжу и думаю: прощай, до будущего Рождества! Ресницы смёрзлись, а от звезды всё стрелки, стрелки...

Зайдёшь к Бушую. Это у нас была собака, лохматая, большая, в конуре жила. Сено там у ней, тепло ей. Хочется сказать Бушую, что Рождество, что даже волки добрые теперь и ходят со звездой... Крикнешь в конуру: «Бушуйка!» Цепью загремит, проснётся, фыркнет, посунет мордой, добрый, мягкий. Полижет руку, будто скажет: да, Рождество. И — на душе тепло, от счастья...

И дома — Рождество. Пахнет натёртыми полами, мастикой, ёлкой. Лампы не горят, а всё лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет ёлка, ещё пустая, — другая, чем на рынке. За ней чуть брезжит алый огонёк лампадки, — звёздочки, в лесу как будто... А завтра!.. Рождество...

Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне —

Христос раждается — славите!

Христос с небес — срящите! —

слышится хруст морозный.

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнём за садом. Сад — в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернели галочки, проснулись; брызнуло розовой пылью, берёзы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, — Рождество. В детстве таким явилось — и осталось.

* Шептала — сушеные персики или абрикосы с косточками.