Как похвалить детей в конце занятия. Чем вредна неправильная похвала

Post Views: 320

Всем добрый день, сегодняшняя тема интересна будет тем родителям, которые думают как хвалить ребенка и стоит ли это делать вообще. И как сделать чтобы похвала была уместной и не навредила чаду. Итак, как вы уже поняли тема поста актуальна всегда и звучит она так: как хвалить ребенка правильно?

Похвала является одобрением чьих – либо поступков. Она приятна, и в ней нуждаются все без исключения. Но особенно поощрение необходимо детям. Родители, одобряя хорошие поступки ребенка, оказывают ему поддержку и дают уверенность. Ведь похвала несет с собой прилив сил, вдохновляет и мотивирует на дальнейшие положительные действия. Более того, одобрение верно ориентирует ребенка, помогает понять, что он поступил правильно. Но похвала – вещь деликатная, поэтому следует знать, как ею пользоваться. Ибо вместо положительных результатов, она может принести явный вред.

Рассмотрим некоторые советы, которым нужно следовать в процессе воспитания детей.

Хвалите своего ребенка чаще! Выражайте ему свое уважение и восхищение!

Надеюсь мои советы помогут новоиспеченным мамочкам в их нелегком труде-быть мамой любящей и справедливой. Если у вас есть что добавить, не стесняйтесь и оставляйте комментарии, делитесь информацией с друзьями, используя кнопки соцсетей. Любите своих деток, и они обязательно будут добрыми и отзывчивыми людьми. До скорых встреч, с вами на связи была Наталья.

Н.А. КРАСНОВА,
школа № 48, г. Красноярск

Слова похвалы и порицания в педагогической речи

«Как они ужасно говорят!» – часто восклицаем мы, вслушиваясь в речь наших подрастающих детей. Действительно, жаргонные словечки, словарный запас, как у Эллочки Щукиной, да и эти немногочисленные слова связать не могут, грубость просто убийственная. Грустно? Не то слово. Почему же наши дети так говорят? Что влияет на их речь? «Странный вопрос, – скажут многие. – Телевидение, фильмы, особенно западные, улица, семья». А как же школа? Ведь ребенок школьного возраста большую часть своего дня (приблизительно с 8 до 15 часов) проводит в школе. И общается он в школе не только с такими же, как он, плохо говорящими подростками, но и с умными, образованными, вежливыми учителями. Уверяю вас, в последней фразе нет никакого сарказма. Большинство учителей нашей школы действительно умны, образованны и вежливы. И, конечно, речь учителей не может не влиять на формирование личности подрастающего человека. Однако, как показывает печальный опыт, влияет очень мало. В чем же дело?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы с ученицами нашей школы Яной Бережных, Настей Добровой и Катей Лалетиной в течение двух лет вели наблюдение над речью учителей. Помогали нам коллеги и их ученики. Серьезную помощь мы получили от руководителя Школы юного филолога А.Н. Сперанской.

Мы выделили несколько основных ситуаций общения между учеником и учителем: начало рабочего дня, начало и конец урока, общение во время подготовки внеклассных мероприятий и другие. Речь учителя во время объяснения нового материала мы не рассматривали, так как речь при этом в основном монологична. Мы же уделяли внимание таким ситуациям общения, когда учитель вступает в непосредственный контакт с учеником. Некоторые результаты нашего наблюдения показались мне интересными.

Мы решили посмотреть, с каких слов учителя начинается рабочий день школьника, и попросили ребят записать первую фразу учителя, с которой он к ним сегодня обратился. Было опрошено около трехсот человек. Отрадно, что для половины опрошенных рабочий день начался с приветствия: Здравствуй! Доброе утро! Добро пожаловать! Второй половине повезло меньше. Догадайтесь: какие фразы оказались на втором месте? Правильно! Это были фразы, касающиеся сменной обуви: Переобувайтесь! Покажи сменку. Где сменка, негодяй? Для некоторых ребят рабочий день начался с необычных учительских фраз: Не толкайся у стола, ты не косолапый! Ага!!! Когда стучишь, нужно открывать дверь самому, и стучать надо сильнее! Синьор Помидор в зеленую крапинку!

Делайте вывод, с каким настроением начинается рабочий день школьника и какие навыки хорошей речи он приобретает.

Затем мы получили ответы на вопрос: какими словами учителя начинают и заканчивают уроки? Оказалось, что из сорока уроков только четыре начались с приветствия. Это были уроки иностранного языка. Конечно, остальные учителя тоже здороваются, но перед приветствием произносят другие слова. Чаще всего это призывы к тишине и порядку: Встаньте ровно. Тише. Закройте рты! , а иногда – претензии: Почему так плохо дежурите? Что за юбка? Когда ты последний раз стригся? До свидания детям говорят тоже только учителя иностранного языка (на иностранном языке). Чему же удивляться, если мы не слышим от детей «волшебных» слов?

Особое внимание мы уделили фразам, с помощью которых учителя хвалят учеников и выражают неудовольствие по отношению к ним, ведь именно эти фразы оказывают наибольшее эмоциональное воздействие на учеников. Мы попросили учащихся 5 – 11-х классов записать эти слова. Выяснилось, что любимая похвала учителей нашей школы – Молодец! На втором месте слово умница, на третьем – хорошо . Остальные выражения представляют собой комбинации этих слов: Молодец, хорошо. Хорошо, умница . Разнообразия в похвале, как видите, очень мало. А вот в выражениях неудовольствия учителя более изобретательны и эмоциональны: Сегодня, что ли, кто умер или меня хороните? Обижаются только горничные. Вы что, всю ночь порнофильмы смотрели? Вы что сюда в таком бардаке пришли?

Приятно, что среди выражений неудовольствия встретилось множество таких, в которых учителя не унижают ученика, а подчеркивают уважение к его личности: Ты способен на лучшее, если постараешься. Думаю, что завтра ты меня порадуешь больше .

Попросили мы также самих учителей назвать те выражения, которые они используют для похвалы и порицания ученика. Здесь обнаружилось кое-что интересное. Оказалось, например, что слово молодец учителя, по их собственному мнению, говорят гораздо реже, чем слышат его ученики. Похвала, они считают, звучит более развернуто, обоснованно: Очень хорошо! Умно и лаконично. Хорошо! Мне хотелось бы, чтобы ты всегда так готовился к урокам.

И все-таки разнообразных похвал гораздо меньше, чем разнообразных порицаний. Вообще учитель в глазах учителя выглядит гораздо привлекательнее, чем учитель в глазах ученика.

Далее мы решили предоставить ученикам возможность самим придумать для себя похвалу и порицание. Ребятам было предложено ответить на вопрос: «Как бы вы похвалили ученика и выразили неудовольствие по отношению к нему, оказавшись на месте учителя?». Мы предполагали, что похвалы, придуманные учениками, будут более интересны и разнообразны, чем учительские, но наше предположение не подтвердилось. Мы увидели те же уже звучавшие молодец , хорошо , умница . Интересно, что некоторые ученики представили нам выражения, более уместные по отношению к маленькому ребенку: О, мой любимчик! Молодец, тюти мой пупсик!

Мы думаем, что подобные фразы говорят о неудовлетворенной потребности в ласковом слове.

Анализируя выражения неудовольствия, которые выбирают для себя ученики, мы еще раз убедились, что негативная лексика звучит в школе чаще, чем позитивная. Интересно, что, возмущаясь резкостью некоторых учителей, ученики сами еще более резки: Негодник! Бестолочи! Сволочи! Мы ожидали встретить в порицаниях, предложенных учениками, выражения, смягченные и украшенные юмором, однако ничего подобного не увидели.

Проанализировав собранный материал, мы пришли к выводу, что выражения похвалы и порицания, звучащие в школе (особенно выражения похвалы), очень бедны лексически. Мы совсем не встретили среди них фразеологизмов, крылатых слов и выражений, слабо используются синонимические ряды. Конечно, в школе учитель – лицо официальное, и поэтому он ограничен в проявлении эмоций. Об этом пишет О.Б. Сиротинина в своей книге «Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи». Но и она отмечает лексическую бедность речи учителей.

Известно, что в русском языке эмоционально–отрицательной лексики больше, чем эмоционально положительной. То же самое подтвердило и наше исследование. Несмотря на это, мы считаем, что в школе должен преобладать эмоционально–положительный речевой фон. Речь учителей может и должна этому способствовать. Мы предлагаем для учителей словарь-справочник «Как хвалить ученика», составленный на материалах широко известных словарей русского языка. Мы надеемся, что наш словарь поможет учителям сделать похвалу более выразительной. Прилагаемый вариант словаря не является полным и окончательным, работа над ним продолжается. Кроме этого, мы работаем над словарем порицаний. В него войдут слова, выражения, пословицы, поговорки, которые помогут учителю проявить свое недовольство по отношению к ученику эмоционально, остроумно и корректно.

А

Аккуратный
Аккуратность (точность) – вежливость королей

Б

Безошибочный
Без сучка без задоринки
Безукоризненный
Безупречный
Бесподобный
Благодарю
Блестящий
Блистательный
Богатая фантазия
Божественный
Бороться с самим собой
Брать быка за рога
Брать на абордаж
Брать пример
Браться за ум
Буква в букву
Быстрый

В

Вежливый
Великолепный
Великая армия труда
Великие умы сходятся
Верный
Вкладывать душу
Владеть словом
Властитель дум
Внимательный
Внушительный
Вносить лепту
Восхитительный
Восходящее светило
Вперед без страха и сомненья
Вполне достаточно
В поте лица
Всей душой
Всем сердцем

Г

Гений – это терпение
Глаза горят
Горит в руках

Д

Давать сто очков вперед
Доброкачественно
Добросовестно
До седьмого пота
Достоверный
Душой и телом

Е

Его пример – другим наука

Ж

Желанный
Животрепещущий

З

Забавный
Задавать тон
Заманчивый
Замечательный
Занятный
Заслуженный
Заткнуть за пояс
Захватывающий
Знание – сила
Знать себе цену
Знающий
Золотые руки

И

Идти по стопам
Искренний
Исполнительный
Исправный
Истинно верный

К

Как на картинке
Как по писаному
Комар носа не подточит
Кипучая деятельность
Колоссальный
Корректный
Красивый
Кто больше знает, тому и книги в руки

Л

Логичный
Луч света в темном царстве
Любопытный

М

Мастер
Молодчина
Молодым везде у нас дорога

Н

Наблюдательный
Набрался ума
На высоте
На диво
На равной ноге
На славу
Находчивый
Науки юношей питают, отраду старым подают
На ять
Не верю своим глазам
Не верю своим ушам
Не лыком шит
Необыкновенный
Не по годам
Непревзойденный
Неутомимый

О

Образцовый
Один в один
Особенный
От всей души
Открытый
Отличный
Очаровательный

П

Первоклассный
Подобающий
Пожинать лавры
Понятливый
Поразительный
Попадать в самую точку
Потом и кровью
Правильный
Правомерный
Превосходный
Превознести до небес
Превзойти себя
Прекрасный
Приличный
Приятный
Птица высокого полета
Путеводная звезда

Р

Работоспособный
Радовать
Развитой
Роскошный
Рассудительный

С

Сами с усами
С веком наравне
Светлая голова
С душой
Семь пядей во лбу
Семь потов сошло
Славный
Сметливый
Смышленый
Сообразительный
С открытой душой
Старательный
Стремительный
С чистой совестью
С чувством, с толком, с расстановкой

Т

Талантливый
Толковый
Точный
Трудолюбивый
Тщательно
Тысячу раз прав

У

Уверенный
Увлекательный
Удачный
Удивительный
Уместный
Умница
Упорный
Успешный

Прибегает ли малыш с собственноручно нарисованным маминым портретом, приносит ли школьник долгожданную пятерку по недававшемуся раньше предмету, а может, подросток решил навести порядок в квартире или без напоминаний вымыл посуду, каждый раз дети ожидают похвалы.

Психологами выработаны более чем подробные инструкции по поводу - как правильно хвалить ребенка, кратко их можно изложить так:

  • хвалить нужно только по делу, но при этом нельзя игнорировать достижения ребенка
  • похвала должна быть безусловной, т.е. не допустимы никакие сравнения с другими детьми или уточнения типа «но…»
  • хвалить (как и осуждать) можно только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности

Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. В школьном возрасте и в студенческие годы наш труд отмечают положительными оценками и высокими балами. Затем мы выходим на работу, где нам платят зарплату, а за успехи начисляют премии, повышают в должности, дают дополнительный выходной. Но, не смотря на это, у нас все равно есть потребность слышать одобрительные слова от преподавателя, начальника, члена семьи, друга. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей - основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый любящий родитель знает – хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но далеко не каждый знает, . Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться.


Как правильно хвалить ребенка:

  1. Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто - нарисовать птичку»
  2. Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
  4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
  5. Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом . Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
  6. Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».
  7. Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

И последнее….. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».

Когда мы хвалим ребенка за что-то и говорим ему "Ты молодец!", то в данном случае речь идет об "условной похвале". Давайте рассмотрим это понятие более детально.

Предположим, вы хвалите ребенка за то, что он убрал игрушки в своей комнате или за то, что он всё съел за ужином. Кто на самом деле остается в выигрыше? Может быть, фраза "Молодец!" скорее направлена на наше удобство, чем связана с эмоциональными потребностями ребенка?

Рита Ди Врайс, профессор педагогики в университете Северной Айовы, называет это "подслащенным контролем ". Такое поощрение в виде "Ты молодец" является способом сделать так, чтоб дети соответствовали ожиданиям взрослых. Если задуматься, то наказание строится по той же самой аналогии. Такая тактика может быть эффективна для получения конкретного результата, и все же она сильно отличается от вовлеченного взаимодействия с детьми.

Например, ребенка можно привлечь к разговору о том, что такое обязанности в семье и школе, или о том, как определенные поступки и действия (а также бездействия) могут отражаться на других людях. Такой подход больше вовлекает взрослого в мир ребенка и с большей вероятностью поможет детям научиться самостоятельно размышлять над важными вещами.

Когда мы говорим ребенку, что он молодец – мы даем оценку его личности, и ребенок будет постоянно жаждать нашего одобрения, подтверждения того, что он соответствует этой оценке. У детей постепенно появляется зависимость от похвалы.

Конечно, не всякая похвала предполагает контроль детского поведения со стороны взрослых. Мы можем совершенно искренне хвалить детей, радуясь их поступкам и свершениям. И даже в этом случае необходимо быть внимательными к нашим словам. Вместо того, чтобы укрепить в ребенке чувство собственного достоинства, дать сформироваться здоровому самопринятию, похвала может сделать его более зависимым от нас и нашего мнения. Чем чаще мы говорим: "Мне нравится, как ты…" или "Ты хорошо сделал…", тем меньше дети учатся формировать собственные суждения, и тем больше они привыкают полагаться на мнения взрослых о том, что хорошо, а что плохо.

Получается, что фраза "Ты молодец" может не только не поддерживать ребенка, а даже повышать его уровень тревожности. И чем чаще мы будем озвучить ее детям, тем больше они будут нуждаться в ней. Это может перейти и во взрослую жизнь, когда человек будет отчаянно хотеть, чтоб кто-то сказал, что он все делает правильно.

Достаточно непросто осознать, что "Молодец!" является такой же оценкой, как и "Очень плохо". Особенность позитивного суждения состоит не в том, что оно позитивное, а то, что оно суждение.

Фраза "Молодец! Хороший рисунок!" может поощрять детей рисовать лишь до тех пор, пока взрослые будут смотреть и хвалить. Зачастую можно столкнуться с ситуацией, когда дети перестают заниматься чем-то в связи с потерей внимания со стороны взрослых к деятельности ребенка. Мотивирует ли похвала детей? Конечно! Она мотивирует детей на получение той самой похвалы. И часто это происходит за счет приверженности к тем действиям, которые ее вызывают.

Слова взрослых очень важны для ребенка, со временем он становится зависим от похвалы и старается вновь и вновь подтвердить свою значимость. И начинает выбирать те задачки и дела, за которые точно получит заветное "Ты молодец!". Начинает формироваться мотив избегания неудачи, который будет встроен в жизненную картину мира уже взрослого человека.

В чем действительно нуждаются дети, так это в абсолютном принятии и в безусловной любви . Это не просто отличие от похвалы – это ее противоположность. "Молодец!" – это лишь условность, которая означает, что мы предлагаем внимание, одобрение, признание взамен стремлению угадать и подтвердить наши ожидания.

Какая же альтернатива? Все зависит от определенной ситуации, но независимо от того, что мы решаем сказать, очень важно, чтобы это было связано с безусловной любовью и поддержкой – потому что они дети, а не потому, что они что-то сделали.

Что же мы можем предложить ребенку вместо привычной оценочной похвалы?

1. Простое, безоценочное высказывание. Просто озвучить то, что вы видите.

Ребенок самостоятельно завязал шнурки:

– "Ты сам завязал шнурки".

– "Ты сделал это" .

Такое высказывание покажет ребенку, что его успех не остался незамеченным. Оно также позволит ему гордиться тем, что он это сделал.

В других ситуациях можно более подробно и детально описать увиденное.

Например, ребенок принес показать вам свой рисунок. Отлавливаем себя в этот момент на желании дать оценочную похвалу, и говорим:

– "Дом выглядит как настоящий. Выбор цветов приковывает внимание, мне бы в голову не пришло даже использовать такие тона. А какие пушистые облака, прям как вчера мы видели на улице".

Ребенок проявил заботу о другом или проявил щедрость. Здесь можно обратить внимание ребенка на то, как его поступок сказался на другом человеке.

– "Посмотри на Машу. Она сразу повеселела и заулыбалась, когда ты поделился с ней формочками".

Это совершенно отличается от похвалы, где основной упор делается на отношении взрослого к поступку ребенка.

2. Меньше говорить, больше спрашивать.

Очень ценно, когда помимо описания увиденного, мы присоединяемся к ребенку через вопросы.

– "Как ты так сделал, что облака получились такими объемными?"

– "Какая часть рисунка была самой трудной?"

– "А что тебе самому больше всего нравится в рисунке?"

– "Как ты догадался, что здесь можно использовать другую кисточку?"

Ребенок ощущает вовлеченность взрослого в его деятельность, видит искренней интерес и понимает без оценочной похвалы, что у него получается то, что он делает. И также ребенок через вопросы учится смотреть на свою деятельность как бы со стороны, подмечает, что лучше всего удается, что ему самому нравится, а что нет.

Конечно, вышеописанное не означает, что все комплименты, все выражения восхищения вредны. Вовсе нет, просто следует осознавать наши мотивы, когда мы произносим те или иные слова, а также их возможные последствия. Главный вопрос состоит не в запоминании нового сценария действий, гораздо важнее представить долгосрочные цели наших детей и наблюдать за эффектом слов, которые мы произносим.

Искренняя похвала окрыляет человека любого возраста. Мы все получаем удовлетворение от того, что наш труд оценили, и с двойным энтузиазмом начинаем стремиться к большему. Для ребёнка же поощрение жизненно необходимо, так как у него ещё не сформировалось представление о собственных возможностях, и во многом именно от родителей зависит, раскроет ли он весь свой потенциал или «зароет талант в землю». Но не менее важно знать, как правильно хвалить ребёнка, потому что при неумелом подходе к этому делу легко можно добиться результата, противоположного ожидаемому.

Зачем постоянно хвалить детей

Если вы сомневаетесь, нужно ли хвалить деток, то просто попробуйте мысленно оказаться на их месте. Представьте, что вы полностью зависите от какого-либо человека и всей душой его любите. Он же в ответ только отпускает критичные комментарии по поводу ваших неудач и проступков, но совсем не замечает ваших достижений. Как бы вы себя при этом чувствовали?

Для детей дошкольного возраста родители являются главным авторитетом. Они ловят каждое их слово и очень переживают, когда мама и папа ими недовольны. И если ребёнок видит одно недовольство, он делает простой вывод – «меня не любят, потому что я недостаточно хорош». В результате на всю жизнь приобретается неуверенность в себе и нерешительность, связанная с боязнью совершить очередную ошибку. И даже если ребёнок обладает достаточным количеством воли, чтобы попытаться стать для родителей хорошим, он навсегда усвоит, что любовь просто так не даётся: её сначала нужно заслужить. Такой подход чреват большим количеством психологических проблем уже во взрослом возрасте.

Не менее важна похвала для детей постарше. Если действия дошкольника оценивают только родители, причем делают это с любовью и не всегда объективно, то в школе ребёнок сталкивается с более жестокой реальностью. Ему могут не даваться какие-либо предметы, а строгая балльная система будет только подчёркивать разницу в способностях учеников. В этот период ребёнок как никогда нуждается в родительской поддержке и одобрении. Они должны всячески мотивировать его на развитие, показывая, что они в него верят, и что он не хуже других.

И даже в самом проблемном подростковом возрасте с помощью похвалы за хорошие поступки можно добиться гораздо больше, чем с помощью постоянной критики и наказаний.

Надеемся, что у вас отпали сомнения в том, нужно ли хвалить детей. Поэтому переходим к другому важному вопросу – за что похвалить, чтобы это дало только положительные плоды.

Как правильно выбрать повод для похвалы

Хвалить детей необходимо, но важно делать это обоснованно, а не на пустом месте. В противном случае вместо мотивации вы привьёте им огромное самомнение, которое будет только мешать двигаться вперёд.

В советах детских психологов чаще всего прослеживаются такие принципы высказывания одобрения ребёнку:


Одна необдуманная фраза, брошенная родителем в адрес ребёнка, способна стать для него якорем, тормозящим его развитие на протяжении всей оставшейся жизни. Поэтому научиться нужно не только грамотно выбирать повод для похвалы, но и подбирать для этого правильные слова.

Рекомендации по формулировке фраз для поощрения детей

В воспитательном процессе значение имеет каждое слово. Чтобы поощрение возымело положительный эффект, необходимо учесть как общие рекомендации специалистов по детской психологии, так и особенности характера конкретного ребёнка.

Самой популярной ошибкой родителей является употребление слова «самый» . Называя ребёнка самым умным или самым талантливым, мы задаем ему предельно высокую планку, которой он будет пытаться соответствовать. И когда он окажется в ситуации, в которой не будет победителем, это доставит ему гораздо больше страданий, чем кому-либо другому. Единственный допустимый пример – «ты у меня самый любимый», и то если малыш в семье один. Но сравнивать с другими, даже превознося, ни в коем случае нельзя.

Существует только один способ использования сравнения на благо ребёнка. Он не подразумевает, что кто-то лучше – ваш малыш или другие дети. Наоборот, вы должны указать ему, что он не хуже окружающих. Например, если он не верит в свои силы в каком-либо занятии, ему можно сказать: «Посмотри, Вася много тренировался, и у него получилось. Ты у меня такой же старательный, значит, и у тебя получится».

Хорошим способом поощрения детей является благодарность. Когда человек искренне благодарен нам за помощь, нам всегда хочется сделать для него что-то ещё. Это правило распространяется и на детей. Особенно эффективно таким способом приучать их к порядку в доме. А чтобы благодарность звучала более искренне, говорить нужно не просто «спасибо за уборку», а выделять какие-то конкретные действия – «спасибо, что так хорошо пропылесосил» или «спасибо, что помыла посуду».

Не забывайте добавлять в свою похвалу невербальные составляющие. Обязательно улыбнитесь ребёнку, обнимите его и поцелуйте. В таком случае у него не возникнет сомнений, что вы действительно рады его достижениям. К тому же, по утверждениям психологов, самооценка человека напрямую зависит от того, как часто его целовали и обнимали родители в детстве.

Подобрать нужные слова для похвалы поможет знание характера малыша. Если он экстраверт, то не стоит скупиться на комплименты. Похвала должна быть яркой, красивой, возможно, даже немного преувеличенной. Интроверту же от подобного выражения эмоций скорее станет не по себе. Он предпочитает более тонкое одобрение с точными и объективными комментариями.

Важно не только подобрать необходимые слова, но и не испортить их последующей ненужной критикой. Даже если ребёнок сделал что-то неидеально, об этом лучше сказать ему в другой раз, но не сразу после похвалы. Например, подросток помыл посуду после семейного ужина, при этом забрызгав всю кухню водой. Обязательно поблагодарите его и дайте понять, как вы цените эту помощь. И не нужно сразу добавлять, что в следующий раз надо быть аккуратнее. После того, как он перемыл целую гору посуды, ему не хочется слышать, что он сделал это плохо. При таком подходе следующего раза может просто не быть.

На родителях лежит огромная ответственность по формированию самооценки их ребёнка. За всеми талантливыми детьми стоят мудрые и любящие родители, которые в своё время не скупились для них на доброе слово и умели быть внимательными к их интересам и увлечениям.