Как помогает мнемотехника для взрослых. Данная система ставит перед собой цель развивать

Мнемотехники (приемы мнемоники) - это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках . Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Что такое мнемотехника?

Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:

Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи» .

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку , немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека - представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Приходилось ли вам когда-нибудь запоминать номер сотового телефона? А длинный список продуктов, которые совершенно необходимо купить к празднику? Вы все это записываете по бумажкам?! Поверьте, есть и другой способ не забыть все нужное. Мнемотехника в упражнениях – тема очередной нашей беседы. Будем учиться запоминать любое количество слов в короткий срок.

В статье мы уже начали с вами разговор о том, что есть такая штука, как мнемоника, которая облегчает запоминание информации.

Мнемоника – это комплекс правил и методик, направленных на повышение производительности памяти. Они основаны на том, чтобы упорядочивать поступающую в мозг информацию, создавать ассоциативные образы.

Говоря простым языком, мнемоника превращает цифры и буквы в некие образы, которые, как по мановению волшебной палочки, встают перед нашими глазами и врезаются в нашу память. А вот каким образом будет происходить это чудесное превращение – за это отвечает мнемотехника.

Мнемотехника – это способ реализации мнемоники на практике.

Мы рассмотрим приемы мнемотехники, а также упражнения, с помощью которых процесс запоминания станет для вас самым увлекательным занятием.

Методы мнемотехники

Довольно теории! Возьмем практический пример.

Нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи:

  • Апельсины;
  • Кефир;
  • Докторская колбаса;
  • Молоток;
  • Гвозди;
  • Шляпа;
  • Мыло;
  • Салфетки.

Что мы делаем?

  1. Бежим за бумажкой – записать!
  2. Пытаемся судорожно запомнить все 8 позиций (а в магазине столько всего интересного! Вряд ли наш список продержится в памяти долго);
  3. Спокойно садимся на стул, закрываем глаза и создаем яркий, животрепещущий образ. Пара минут на визуализацию. Поднимаемся и идем в магазин.

Какой из этих ответов ваш?

Для тех, кто выбрал ответ «3», приведу описание способов для превращения нашего списка в образ.

  • Цепочка

Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером с орех и так далее. Вообще, с размерами можно экспериментировать: увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем быстрее вы их запомните.

Соединяем все наши предметы попарно:
Представим себе большущий АПЕЛЬСИН, который протыкает насквозь пачка КЕФИРА;
КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА;
На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК, расплющивая ее;
Ручка МОЛОТКА покрыта ГВОЗДЯМИ, большими и тяжелыми;
Каждый ГВОЗДЬ одет в ШЛЯПУ с широкими полями;
Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями;
МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте.
Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все предметы и продукты из списка.

  • Матрешка

А теперь попробуем другой способ запоминания. Предметы – те же. Мы будем их вставлять друг в друга, как матрешки.
Снова огромный АПЕЛЬСИН, внутри него – пачка КЕФИРА;
Увеличиваем пачку КЕФИРА, видим на упаковке изображение ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ;
На этот раз увеличим ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ, разглядим на этикетке МОЛОТОК.
Ну, и так далее, до самого конца.

  • Символизация

В этом приеме каждому слову присваивается какой-нибудь символ, например, ЗИМА может быть изображена в виде снежинки, ЛЕТО – в виде солнышка и так далее. Главное, чтобы символы были простые и понятные для вас. Прием хорошо подходит для запоминания абстрактных понятий.

  • Запоминание числовых комбинаций

Представляем каждую цифру числа (или комбинации чисел) в виде образа. 1 – гвоздь, 2 – лебедь, 3 – птичий клюв и так далее. Затем следуем приемам «Цепочка» или «Матрешка». Они описаны выше.

Этих методов достаточно, чтоб не чувствовать себя неуверенно без ручки и блокнота. Но мы рассмотрим еще несколько упражнений для улучшения памяти посредством использования мнемотехники.

Тренинг мнемотехники

  • Недостающее звено.

Дается два слова, например, ЛЕТО и ВОДА. Нужно подобрать слова, которые были бы звеньями одной цепочки и логически вытекали бы одно из другого: ЛЕТО – СОЛНЦЕ – ТУЧА – ДОЖДЬ – ВОДА.

  • Похожий признак.

Упражнение очень полезно для дошкольников, так как развивает мышление. Берем два слова, например, ХОЛОДНЫЙ и МОКРЫЙ. К ним подбираем слова, которые сочетаются с данными признаками: ДЕНЬ, СНЕГ, НОС, АСФАЛЬТ и т.д.

  • Обобщение.

Пишем цепочку из 3-4 слов, связанных по смыслу между собой. Допустим, УЛИЦА – ДВИЖЕНИЕ – МАШИНЫ. Нужно подобрать другие слова, которые подходят к каждому слову из цепочки в отдельности. ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК и т.д.

  • Выдумщики.

Берем какой-либо предмет, скажем, ВИЛКА. К нему придумываем сначала привычную ассоциацию – ТАРЕЛКА, а затем необычную: РЫХЛИТЬ ЗЕМЛЮ.
Эти упражнения подойдут и детям, взрослым. Особенно школьникам – с их помощью развиваются внимание и память, так необходимые в школе.

Мы с сыном третьеклассником сейчас учим таким образом государства Европы с их столицами и достопримечательностями. И в этом процессе для меня важны не столько знания о Европе, заложенные в голову ребенка, сколько его практика мнемотехники и удовольствие от процесса учебы, которое, казалось, навсегда покинуло нас после четырех месяцев в первом классе.

На этом, пожалуй, все. Тем, кто желает добиться значительного улучшения памяти, я посоветую пройти интенсив-курс Станислава Матвеева, который называется «Суперпамять» . Курс включает 5 уроков с подробным и очень понятным объяснением всех методов запоминания.

Какие способы запоминания используете вы? Пробуйте описанное выше, делитесь впечатлениями. Приглашайте друзей и знакомых, подписывайтесь на новости блога.

До новых встреч! Ваш Юрий Окунев.

Представьте, что вы – фокусник, который на глазах у изумленной публики вытаскивает из «пустой» коробки связанные один с другим разноцветные платки. Один платок тянет за собой другой, а тот – следующий и т.д.

Представили? Теперь вы знаете, по какому принципу действует наш мозг, когда включает ассоциативные связи. Один образ тянет за собой другой, а тот – следующий… Именно так работает наша ассоциативная память. И именно на этой психологической закономерности основаны способы и принципы запоминания, получившие название мнемотехники .

Психофизиологические основы мнемотехники

Мозг человека, оперируя информацией, по большому счету, делает это одинаково, независимо от того, образ это реальных объектов или выдуманный. Это очень важный принцип, позволяющий нам использовать ассоциации для того, чтобы запоминать информацию.

Еще одним важным психофизиологическим базисом для памяти являются сами ассоциативные связи в мозге. Они могут быть естественными или искусственно заданными самим человеком. Такие искусственные связи и есть основы мнемотехники.

Образ, ассоциация и расположение – эти три принципа и породили все известные мнемотехники . Соединяя их, вы сможете запоминать больше и легче.

Конструирование яркого впечатляющего образа – вот основа успешного запоминания! Обычно, пытаясь запомнить новые термины или слова на иностранном языке или информацию из учебника, мы совершаем две типичных ошибки:

  • даже не пытаемся воспроизвести в своем мозге усвоенную информацию;
  • если пытаемся, то используем абстрактные логические связи, а не образы.

Запоминать английское «I go» надо, не соединяя его с русским переводом и произнося несколько раз про себя «Ай гоу – Я иду», а шагая, буквально «проживая» это свое состояние «Я иду» и представляя себя идущим в разных ситуациях. За каждым иностранным словом, или лучше фразой, должен стоять не их перевод на ваш родной язык, а образ, который они означают.

Если вы «smell», то втяните воздух ноздрями и чувствуйте запах. Если вы «watch TV», то уставьтесь в экран телевизора.

Если вы запоминаете научные термины, то и здесь вполне уместно использовать свое образное представление для запоминания. Спросите себя, как выглядят для вас:

  • толерантность;
  • сензитивность;
  • когерентный ряд;
  • турбулентность?

Например, толерантность (терпимость) можно представить в виде детского надувного шарика, заполненного водой и способного послушно изменять свою форму в наших руках.

Придумывайте лишь приятные для вас образы, поскольку неприятные мозг часто блокирует. Пусть это будут образы, которые пробуждают в вас определенные эмоции, например, удивление, улыбку, любопытство.

И, конечно, не стоит забывать о юмористичных, веселых, забавных образах!

С Викиум вы изучите основы мнемотехники онлайн

Связанные одной цепью: ассоциации

Ассоциации помогут вам связать объект запоминания и место, где вам потребуется это вспомнить . Например, вам нужно спросить у врача, который лечит вашего ребенка, о том, можно ли ребенку шоколад. Представьте врачебный кабинет, где будет проходить ваш разговор, и мысленно раскидайте на столе перед врачом шоколад. Ваш мозг вспомнит ваш вопрос, как только ваш взгляд упадет на стол врача.

Вы можете создавать свои ассоциации:

  • помещая объект запоминания в самом начале ряда из других объектов;
  • соединяя между собой два объекта;
  • представляя, как эти объекты медленно, плавно и одновременно возникают в вашем сознании;
  • представляя их танцующими вместе или кружащими друг за другом;
  • сделать их одного цвета, или запаха, или формы, или вызывающими одинаковые эмоции.

Убедитесь, что у созданного вами ассоциативного ряда есть объем, разметите его в определенном контексте и придайте динамики.

Ассоциативный образ – это не обязательно картинка, но еще и

  • звуки,
  • запахи и ароматы,
  • прикосновения,
  • движения,
  • эмоциональные состояния.

А все вместе они помогут создать полную картинку, которая легко всплывет в памяти.

Уроки для бабушки: расположение

Расположение как прием дает нам сразу два преимущества:

  • последовательность воспроизведения образов,
  • связь между запоминаемыми объектами и тем, что мы помним наверняка.

Вот пример, которые журналисты наблюдали во время интервью 26-летнего Алекса Маллена, победителя американского конкурса мнемонистов. Чтобы продемонстрировать им приемы мнемотехники, память бабушки показалась ему наиболее удачным полигоном. На глазах журналистов он предложил своей бабушке запомнить 10 слов:

  1. вишня,
  2. кофе,
  3. цветы,
  4. конфеты,
  5. чучело,
  6. дракон,
  7. соус,
  8. призрак,
  9. печенье,
  10. скатерть.

Бабушка наотрез отказалась и категорически заявила, что не в состоянии справиться с такой задачкой. Тогда он попросил ее, чтобы она представила себя в своем доме и мысленно расставила все слова, двигаясь в своей гостиной слева направо. Примерно так: «Положи вишенку прямо напротив входной двери, затем поставь цветы в вазу на полку слева, рассыпь конфеты по дивану, в кресло посади соломенное чучело… Представила? А теперь снова мысленно пройди весь этот путь снова». В результате его бабушка, неожиданно для самой себя, вспомнила 8 слов из 10!

Это полезный прием, когда требуется запомнить список несвязанных между собой слов, например, покупок или дел на день .

Тренируйте память, используйте мнемотехники.

В современном мире, полном информации, ее запоминание многим людям дается нелегко. На этом фоне запоминание огромного количества данных, когда следует воспроизвести информацию точно и последовательно, приравнивается едва ли не к суперспособностям. Однако существуют приемы, которые помогут надолго закрепить в голове самую сложную информацию.

Достаточно вспомнить, что в Древней Греции выступление перед публикой «по бумажке» считалось позором, причем выступающему нужно было держать речь на протяжении довольно долгого времени и говорить без запинок. Еще тогда наши предки использовали мнемотехнику, или мнемонику. В чем особенность данного метода запоминания?

Что такое и в чем суть метода

Мнемотехника – это комплекс методик запоминания на основе визуального мышления. Давно замечено, что человеческий мозг не в состоянии быстро запомнить «сухую» информацию в точности и в подробностях. Вместе с этим почти каждый из нас наверняка без затруднений в подробностях может пересказать сюжет рассказа или книги, которыми увлечен. Мнемотехника учитывает эту особенность организма и учит не идти напролом в запоминании громоздкой информации, а вначале превращать ее в образ.

Основные мнемонические приёмы

Мнемотехника включает в себя большое количество приемов. Объясняется это тем, что с образами, как и с воображением, нельзя обойтись скупым набором шаблонов. Воображение вообще сложно поддается работе с шаблонами, поэтому вначале учащемуся требуется освоить уже имеющиеся приемы, а после – самому сознавать свои шаблоны.

К числу основных мнемонических приемов можно отнести:
- Метод буквенного кода . Данный прием требует образования смысловых фраз из заранее присвоенных букв к запоминаемой информации.
- Метод ассоциаций . Здесь требуется найти яркие и необычные аналогии, которые будут ассоциироваться с информацией, требующей запоминания.
- Подбор рифм . Не следует открещиваться от этого приема сразу под предлогом, что вы не написали ни одного стихотворения – на самом деле он прост. Метод требует создания рифмованных пар слов или небольших стихотворений.
- Применение созвучий особенно удобно применять при запоминании терминов или иностранных слов – требуется найти созвучные и уже известные слова или словосочетания.

- Метод римской комнаты , в котором запоминаемые предметы помещаются в хорошо известную комнату.

Как овладеть мнемотехникой?

Итак, природа мнемотехники понятна. Человеческий мозг лучше запоминает информацию, которую может представить аккуратно в деталях. Например, читающий книгу представляет перед глазами маленький мир. Информацию, которую представлять неинтересно, нужно переработать так, чтобы она все-таки представляла для сознания человека интерес. Как это сделать? Существует множество уловок.

Чтобы овладеть этой техникой запоминания, нужно развивать воображение и навыки манипулирования образами. Для этого существует мнемотехнический квадрат, который поможет запомнить, что правила в этой технике всего четыре, как и углов в квадрате.

Правило первое:

Представляемый образ должен быть объёмным. Ни в коем случае не картинка или рисунок. Если же требуется запомнить лист бумаги или фото – представьте его ребром, согните его или сожмите - но создайте объём, которые можно вертеть в голове так и эдак.

Второе правило:

Цветность образа. Если что, учеными доказано, что у большинства людей воображение чёрно-белое. Это абсолютно нормально и не мешает освоению мнемотехники. Всё, что требуется – четкое понимание точного оттенка цвета. Если воображаете зеленую сумочку, обязательно определите – тёмно-зелёная? Зелёный вырви-глаз? Благородного зеленого цвета и из крокодиловой кожи? Определите этот момент для себя.

Третье правило:

Четкий образ – никакой абстракции. Представляемый объект должен быть лишен «белых» неизведанных пятен. Для облегчения создания образа большие вещи уменьшайте до размера мяча, а маленькие – увеличивайте. Не нужно слепиться или пытаться объять необъятное.

Четвертое правило:
Все образы должны умещаться в руке.

С чего начать? С себя.

Какими должны быть первые тренировки, которые помогут овладеть этой техникой запоминания? Вначале научитесь превращать предметы в образы. Выцепите из своей жизни предмет, который можете увидеть в деталях, запомните его. До такой степени, что будете помнить его, оторвав взгляд. При этом важно не закрывать глаза. Можно перевести взгляд на однотонный предмет – например, под ноги или на стену дома.

Например, стоите на остановке по пути на работу. В этот момент будет приятно вспомнить свой диван или придумать роскошную кровать с периной из «Принцессы на горошине». При этом помните и соблюдайте четыре правила мнемотехнического квадрата. Представляйте кровать в 3D-формате, вертите в разные стороны, не забудьте мелочи вроде неровно заправленной простыни или поцарапанной кошкой деревянной ножки. Наконец, уменьшите кровать до размера мяча и поворачивайте её перед мысленным образом, рассматривая.

Также хорошие советы по тренировке воображения даются в данном видео:

Мнемотехника может похвастаться множеством приемов, с освоением которых порой придётся попотеть, зато овладевший ими ученик никогда больше не будет жаловаться на плохую память – мнемоника научит перерабатывать и запоминать как сложные информационных блоков, так и имена, пин-коды, пароли, фамилии, лица.

Важно постоянно совершенствовать свои навыки. Включите упражнения в повседневную жизнь, тренируйте манипулирование образами в разных настроениях, в любой ситуации - и в скором времени запоминание самой сложной информации уже не будет казаться недостижимой целью.

Мнемотехника – это совокупность приемов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Методы мнемотехники рассчитаны на возникновение ассоциаций.

Мнемотехническое правило запоминания информации интересно даже для детей в ДОУ, поэтому в детских учреждениях обычно есть картотека мнемотехнических упражнений.

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям . Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра . Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.

Мнемотаблицы в детском саду бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.

Мнемонические приемы в детском саду:

  • Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
  • Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
  • Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).

После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Использование мнемотехники важно не только в детском саду. Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома.

Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

«Мнемотехника шаг за шагом» Козаренко состоит из пяти отдельных курсов, которые связаны между собой. Все методы для развития памяти начинаются с несложных, постепенно усложняясь и требуя большей концентрации.

Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.

Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить. Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел.

Виды мнемотехники

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:

  • Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
  • Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
  • Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
  • Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
  • Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.

Мнемотехника для произношения звуков

Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.

Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:

  • Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
  • Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
  • Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.

Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.

Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.

Для автоматизации звуков в связной речи детей, конечно, лучше всего обратиться к логопеду. Но врачи тоже используют мнемотехнические приемы, поэтому занимайтесь с ребенком дома, чтобы закрепить результат.

В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.

Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.