Как воспитать в ребенке усидчивость. Как научить ребенка усидчивости – советы родителям непоседливых малышей

Успехи детей в учебе, а потом и в работе очень часто напрямую зависят от того, насколько ребёнок внимателен и усидчив. Невнимательность ребенка может самым негативным образом отразится на его обучении.

Когда ребенок еще совсем кроха, главной его задачей является вкусно покушать и интересно поиграть. Но дети очень быстро растут. И вот уже позади садик, а впереди 11 лет учебы в школе. А в школе к ребенку предъявляются уже совершенно иные требования. В школе помимо собственных интересов и увлечений у ребенка появляются обязанности. Вот тут-то и начинаются сложности, причем как у ребенка, так и у его родителей.

Кому-то учеба в школе дается очень легко. Ребенок в два счета усваивает всю новую информацию, с легкостью понимает и запоминает новый материал. А для кого-то школьные задания оборачиваются настоящей пыткой. Не простое это дело – научиться учиться. Ведь для этого нужны терпение, трудолюбие, внимательность и усидчивость. Как же помочь ребенку развить в себе все эти качества. Родителей очень волнует данный вопрос, но многие не знают, с чего начать.

Очень часто успехи детей во многих вещах напрямую зависят от внимательности. Часто ребенок допускает грубую ошибку или испытывает ощутимые трудности с учебой именно из-за того, что он недостаточно внимателен и сосредоточен на выполнении тех или иных заданий. Это может напрямую отразиться на успеваемости ребенка по многим предметам и стать причиной того, что ребенку будет очень непросто осваивать школьную программу.

Благо, что внимательность – это не врожденная черта характера, это качество, которое можно развить в себе и которое нужно развивать. Ребенку нужно помочь научиться концентрироваться на важных задачах, не распыляться по мелочам. Главными помощниками в данной непростой задаче ребенку должны стать родители.

Когда среди детей младшего школьного возраста проходил опрос, то на вопрос: «отвлекаешься ли ты, когда выполняешь домашнее задание», да ответили около 70 % опрошенных детей. Дети часто отвлекаются на множество факторов. Это и родители, и младшие или старшие сестры и братья, и домашние питомцы- все они могут стать причиной, почему ребенок не смог сконцентрироваться на выполнении определенного задания и, как итог, совершил ошибку. Отвлекаются дети также на телевизор, музыку, компьютер и мобильный телефон.

Так как же развить внимательность у ребенка?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно четко понимать, что такое внимание.

Внимание – это умение человека сконцентрироваться на определенных процессах (выполнение определенной задачи без отвлечения на сторонние факторы). Каждый день человеческий мозг получает огромное количество информации из внешнего мира. Конечно, усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. А вот выбрать, понять и запомнить то, что действительно важно — именно за это отвечает внимание.

Для того чтобы понять, как развивать внимательность у ребенка, необходимо определиться, какие из существующих аспектов внимания наименее развиты у ребенка.

А именно:

  • концентрация внимания , т.е. умение сосредотачиваться.,
  • объем внимания — это количество объектов, на которых может быть сосредоточено внимание,
  • устойчивость внимания – способность сосредотачиваться на чем-то в течение определенного периода времени,
  • переключение внимание – способность перейти к решению новой задачи после решения старой.

Все эти аспекты внимания очень важны. И все их можно развивать.

Внимание ребенка может быть привлечено посредством игр и различных игровых заданий.

Вообще, именно игры считаются наиболее эффективным способом привлечения внимания. Примером такого игрового задания может стать игра «Ловим букву» , когда ребенку читают текст, и ему нужно назвать все слова, которые начинаются, например, с буквы Р.

Очень хорошо развивает внимательность повторение чисел или бук в разной последовательности и в разном порядке.

Например, прочитать алфавит от Я до А, или перечислить до 30 все нечетные числа. Сегодня в книжных магазинах есть много книг, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания. Все это может помочь ребенку развить внимательность.

Чрезмерно активный ребёнокнастоящая проблема для родителей. «Перестань», «успокойся», «посиди», «не кричи» – кажется, что лексикон мамы состоит только из этих слов.

К вечеру кот спрятался и отказывается выходить, бабушка, пришедшая в гости, спешно ретировалась, соседи устали стучать по батарее, а вы мечтаете обнять подушку. Но не тут-то было. Дитя, не присевшее за день ни на минутку, не желает спать, требует пить, есть, сказку и далее по кругу. Неусидчивый ребенок - это не диагноз и не приговор. Рассказываем, как действовать, если в квартире у вас живет маленький вечный двигатель.

В чём дело?

Неусидчивость ребенка проявляется следующими признаками: гиперактивность, вспыльчивость, невнимательность и импульсивность. Такие дети действительно не могут усидеть на одном месте, они вечно в движении, причем в движении беспорядочном - ребёнок может просто хаотично бегать по квартире, бесцельно разбрасывать игрушки. Если мама предлагает игру - полепить из пластилина, собрать пазлы, то интереса и внимания хватает максимум на пять минут. Пластилин размазывается по обоям, пазлы разлетаются по полу - игра закончена. Даже когда вы читаете на ночь сказку малышу, он не может спокойно ее слушать, дергает ногами, руками теребит одеяло, периодически вскакивает с кровати.

Упрекать и ругать ребенка бессмысленно - он просто не понимает, чего вы, в конце концов, от него хотите. Крики и наказания дадут обратный результат - вы только запугаете своего отпрыска и получите к неусидчивости дополнительный комплект проблем поведенческого характера.

Запоминаем главное правило - лечим не следствие, а причину! Найдя «источник» такого поведения, вы сможете справиться с ситуацией и со временем направите энергию ребенка в нужное русло.

Решаем проблемы

Ребенок не умеет регулировать свои моторные функции. Он бегает и кричит не назло вам, а потому что просто не может, не знает, как справиться со своей бьющей через край энергией.

Что делать: создать дома спокойную атмосферу. Составьте режим дня и строго его придерживайтесь. Например, в девять вечера душ, затем чтение сказки, а потом сон. И никаких «пяти минуточек», «но» и других «уважительных причин». Спать - значит спать. Кроме того, сделайте микромир вашего активного чада предсказуемым.

Все вещи, игрушки - все должно быть на своих местах, чай он должен пить только вот из той чашки в горошек, а гулять выходить после обеда. Понятный, простой, предсказуемый мир успокаивает ребёнка, а на любую «форс-мажорную» ситуацию он будет реагировать бегом, топотом и криком. Хорошо бы еще отследить те моменты, когда ребенок чрезвычайно активен - ищите провоцирующую ситуацию. Может быть, перед тем, как начать крушить дом, он два часа смотрел мультики про роботов? Или на прогулке его напугала собака? Взволнованный, раздраженный, испуганный ребёнок не может пока выразить свои эмоции по-другому - и становится суетливым и визжащим.


Ребенок не может сосредоточиться, не может сконцентрироваться на одном занятии.

Да, практически все дети не способны долго заниматься одним и тем же - им надоедает, они устают. Насторожиться стоит, если ваш сын или дочка абсолютно не способны заняться чем либо, доведя дело конца. Схватил конструктор с намерением построить домик - высыпал на пол из коробки, раскидал и побежал дальше. Захотел порисовать - два раза провел кисточкой по бумаге, увидел мирно спящего кота и пошел его будить.

Что делать: заниматься вместе, «учиться» концентрации. Да, это вполне реально, только придется запастись терпением. Придумывайте для ребёнка игры, занятия, которые будут длиться, для начала, пять минут. Прежде, чем предложить чаду сделать аппликацию, сами подготовьте весь «инвентарь» - бумагу, ножницы, клей. Иначе пыл ребенка угаснет еще на моменте доставания ножниц. Хвалите, ободряйте, восхищайтесь - мотивируйте!

Еще один прекрасный способ - совместные домашние дела. Предлагайте ребенку полить цветы (это быстро и интересно - он не успеет заскучать), давайте короткие задания - принести книгу, убрать в шкаф одежду. «Действие - результат - похвала» - этот алгоритм потихоньку закрепляется в сознании непоседы, со временем он сможет выполнять задания, которые требуют более длительной концентрации внимания. Еще один нюанс: будьте тактичны и не действуйте против желания ребёнка. Возможно, он просто не хочет сейчас учить цвета или рисовать, поэтому и занятие не принесет пользы.

Гиперактивность - черта характера. Вы наверняка встречали и взрослых людей, которые просто фонтанируют энергией, они всегда в движении, много говорят, чересчур эмоциональны. Что уж тут поделаешь?

Сложить игрушки, дослушать сказку до конца, высидеть хороший урок в школе не попросту. Чтобы достичь желаемого результата, необходима усидчивость. А потому что все родители грезят, чтобы их малыш был щепетильным, осмотрительным и разумным, то все они устремляются воспитать в детях данное качество. Поэтому всем родителям нужно знать, как воспитать усидчивость у ребенка, чтобы не навредить ему.

Что такое усидчивость?

Усидчивость – способность человека контролировать себя. Ни один малыш не рождается на свет с такой возможностью. Саморегуляция складывается в ходе жизни, когда малыш удерживает собственный взор на матери или же на отце наблюдает за перемещением губ, тщательно слушает.
Усидчивость слишком плотно связана со вниманием. Возможно, заявить, они переплетены друг с другом. В случае если ребенок на что-нибудь смотрит либо слушает тщательно, то он в то же время усидчив. Впрочем, внимание (энтузиазм) не единственная основополагающая.
Кроме всего прочего усидчивость подразумевает доведения дела до конца. В случае если малыш, в том числе и в годовалом возрасте через минутку занятий переключается на что-то иное, то такое может считаться первым «звоночком» – не усидчивый.

У хронической неусидчивости есть несколько первопричин.

1. Вполне вероятно, ребенку просто надоели те кубики, в которые вы предлагаете ему играться. Он уже наигрался с этими вещами и вовсе не ощущает к ним ни мельчайшего энтузиазма.

2. Когда ребенку чрезвычайно нелегко усидеть на одном месте, он не имеет возможности длительно сдерживать свое внимание на одном предмете и располагается в неизменном перемещении – из этого можно сделать вывод, что у него есть нарушения центральной нервной системы.
Нередко родители относятся положительно к тому, что младенец подвижный, считают, собственно это превосходно. Обратитесь за консультацией к невропатологу. иногда физическая активность деток обусловлена их характером, но не болезнью. Но подстраховаться не навредит, так как опекун – не медицинский работник. В случае если не желаете идти к неврологу, можете в первую очередь обратиться за консультацией к специалисту по психологии.
Если у малыша стали проявляться такие признаки как плохой сон, младенец не имеет возможности длительное время лежать и посиживать на одном месте, всегда куда-то лезет, активность продолжается весь день напролет, то это, несомненно, говорит о том, что у него возбуждение психики. Раз у малыша неврологические трудности, то рвение родителей лично урегулировать поведение малыша, обречено на проигрыш. Все старания станут наталкиваться на непреодолимые преграды. С этим, возможно, совладать лишь совместными стараниями родителей, невролога и специалиста по психологии. Если начать лечение как можно раньше (с первого года жизни), то проблем реально избежать.

3. У детей постарше основанием неусидчивости, быть может, закомплексованность внутри себя. Когда-либо малыш столкнулся с неудачей. Ну а в последующем, не хочет сталкиваться с ней вновь, поэтому не стремиться разрешить данную закомплексованность внутри себя, а удирает от нее. Без охоты, садится за какие – либо дела, полагая, что у него все точно также ничего не выйдет. Испуг перед неудачей, в большинстве случаев, прибывает из числа приближенных малыша. Совершеннолетние не поддерживают его, слишком мало хвалят, когда у него хоть что-нибудь выходит, часто показывают на дефекты.
Порой, родители имеют все шансы незамедлительно, самим разобраться в данной проблеме, в большинстве случаев, они начинают предоставлять поведению малыша негативные оценки, на которых малыш начинает подрастать. Он занимает ту самую позицию, которую ему присвоили родители.

Как у ребенка воспитать усидчивость?

  • Усидчивость у детей до 6 лет складывается лишь при помощи игровой деятельности. Младенец в самом раннем возрасте не станет играть один. Он просто не понимает, что делать с игрушками. Родителям надо продемонстрировать, как играть, например, с этими же кубиками.
  • Забавы и задания, которые вы будете выдумывать для малыша, непременно должны отвечать возрасту и способностям малыша. Не любой ребенок трудится в прытком темпе, через 5 мин. малыш может утомиться раскрашивать картину либо лепить и оставит занятие недовведенным до конца. Но этого нельзя допускать, потому следует подбирать задания под силу или оставлять его на следующий день. Но при этом должно быть условие, что задание на следующий день должно быть доведено до конца.
  • Аналогично нужно чтобы ребенок по завершении собственной работы убрал за собой, свое место, сложил игрушки, пластилин, карандаши и так дальше.
  • Но не забываете, что малыш до 6 лет не станет скрупулезно исполнять то, что вы попросили приказным тоном. Лишь игровая работа. Участвуйте в сборе игрушек. Сделайте состязание « кто 1 попадет игрушкой в ящик» либо «кто скорее подберет игрушки».
  • Нужно будет смотреть за тем, чтобы малыш не утрачивал энтузиазм к тому, с чем играет. Не надо приобретать большое количество различных ярких игрушек. У него станет рассеиваться внимание, и он с течением времени утратит энтузиазм к данному пестрому разнообразию. Особенно это касается игр развивающего нрава. Их надлежит беречь в неприступном для малыша месте и доставать исключительно в момент занятий. Тогда уже ребенок станет постоянно улавливать данную забаву как новейшую и постоянно играть в нее с новым энтузиазмом.
  • В год, 2,3 – это норма. Природная необходимость организма ребёнка – перемещение.
  • В случае если у ребёнка большое количество игрушек – это не даст возможности развивать усидчивость. Давайте 1,2 привлекательных игрушек, лучше всего, если ребенок сам выберет её. Остальное всё уберите. Приучайте играть не со всеми игрушками сразу, а пробуйте применять 1, выдумывайте всевозможные забавы, обращая внимание ребёнка на качества данной игрушки: нежная, тёплая, гладкая, к примеру, и т. д. В ванной комнатой – утопает, плавает и т. д. После этого переходите к игре с другой игрушкой. Все делайте равномерно.
  • Не заваливайте ребёнка сходу всем. Обучите, поиграйте, положить на место и лишь после этого возьмите другую.

Практически любая мама, рано или поздно, сталкивается с вопросом, как развить усидчивость у ребенка, когда он не может высидеть на месте и пяти минут, не доводит начатое дело до конца, находит тысячу отговорок, чтоб не выполнять поставленную перед ним задачу. Это не может не расстраивать родителей. А так хочется, чтоб малыш, пойдя в школу, учился лучше всех и радовал своими достижениями. Безусловно, важно начать развитие усидчивости у ребёнка еще с пеленок.

Как развить усидчивость у ребенка?

До 6 лет процесс воспитания усидчивости у ребенка заключается в разнообразии совместных развивающих игр и продуктивном общении с родителями. В этот период необходимо больше разговаривать с ребенком, читать стишки, петь песенки, совместно рассматривать и комментировать картинки в книжках, читать сказки и т.д. Не стоит перегружать малыша, выбирайте игры и занятия соответствующие его уровню развития и возрасту. Не приказывайте и не заставляйте выполнять задания вопреки желанию ребенка, заинтересовывайте его. Учите ребенка выполнять начатое дело качественно и до конца. Обязательно хвалите даже за самые маленькие достижения и старайтесь меньше критиковать.

Вот еще несколько советов, как воспитать в ребёнке усидчивость:

Привить ребенку усидчивость - достаточно сложная задача. Ведь ребенок в первую очередь берет пример с нас, родителей. Проявите фантазию, терпение и понимание – и у вас всё получится.

Сложить игрушки, дослушать сказку до конца, высидеть хороший урок в школе не попросту. Чтобы достичь желаемого результата, необходима усидчивость. А потому что все родители грезят, чтобы их малыш был щепетильным, осмотрительным и разумным, то все они устремляются воспитать в детях данное качество. Поэтому всем родителям нужно знать, как воспитать усидчивость у ребенка, чтобы не навредить ему.

Что такое усидчивость?

Усидчивость – способность человека контролировать себя. Ни один малыш не рождается на свет с такой возможностью. Саморегуляция складывается в ходе жизни, когда малыш удерживает собственный взор на матери или же на отце наблюдает за перемещением губ, тщательно слушает.
Усидчивость слишком плотно связана со вниманием. Возможно, заявить, они переплетены друг с другом. В случае если ребенок на что-нибудь смотрит либо слушает тщательно, то он в то же время усидчив. Впрочем, внимание (энтузиазм) не единственная основополагающая.
Кроме всего прочего усидчивость подразумевает доведения дела до конца. В случае если малыш, в том числе и в годовалом возрасте через минутку занятий переключается на что-то иное, то такое может считаться первым «звоночком» – не усидчивый.

У хронической неусидчивости есть несколько первопричин.

1. Вполне вероятно, ребенку просто надоели те кубики, в которые вы предлагаете ему играться. Он уже наигрался с этими вещами и вовсе не ощущает к ним ни мельчайшего энтузиазма.

2. Когда ребенку чрезвычайно нелегко усидеть на одном месте, он не имеет возможности длительно сдерживать свое внимание на одном предмете и располагается в неизменном перемещении – из этого можно сделать вывод, что у него есть нарушения центральной нервной системы.
Нередко родители относятся положительно к тому, что младенец подвижный, считают, собственно это превосходно. Обратитесь за консультацией к невропатологу. иногда физическая активность деток обусловлена их характером, но не болезнью. Но подстраховаться не навредит, так как опекун – не медицинский работник. В случае если не желаете идти к неврологу, можете в первую очередь обратиться за консультацией к специалисту по психологии.
Если у малыша стали проявляться такие признаки как плохой сон, младенец не имеет возможности длительное время лежать и посиживать на одном месте, всегда куда-то лезет, активность продолжается весь день напролет, то это, несомненно, говорит о том, что у него возбуждение психики. Раз у малыша неврологические трудности, то рвение родителей лично урегулировать поведение малыша, обречено на проигрыш. Все старания станут наталкиваться на непреодолимые преграды. С этим, возможно, совладать лишь совместными стараниями родителей, невролога и специалиста по психологии. Если начать лечение как можно раньше (с первого года жизни), то проблем реально избежать.

3. У детей постарше основанием неусидчивости, быть может, закомплексованность внутри себя. Когда-либо малыш столкнулся с неудачей. Ну а в последующем, не хочет сталкиваться с ней вновь, поэтому не стремиться разрешить данную закомплексованность внутри себя, а удирает от нее. Без охоты, садится за какие – либо дела, полагая, что у него все точно также ничего не выйдет. Испуг перед неудачей, в большинстве случаев, прибывает из числа приближенных малыша. Совершеннолетние не поддерживают его, слишком мало хвалят, когда у него хоть что-нибудь выходит, часто показывают на дефекты.
Порой, родители имеют все шансы незамедлительно, самим разобраться в данной проблеме, в большинстве случаев, они начинают предоставлять поведению малыша негативные оценки, на которых малыш начинает подрастать. Он занимает ту самую позицию, которую ему присвоили родители.

Как у ребенка воспитать усидчивость?

  • Усидчивость у детей до 6 лет складывается лишь при помощи игровой деятельности. Младенец в самом раннем возрасте не станет играть один. Он просто не понимает, что делать с игрушками. Родителям надо продемонстрировать, как играть, например, с этими же кубиками.
  • Забавы и задания, которые вы будете выдумывать для малыша, непременно должны отвечать возрасту и способностям малыша. Не любой ребенок трудится в прытком темпе, через 5 мин. малыш может утомиться раскрашивать картину либо лепить и оставит занятие недовведенным до конца. Но этого нельзя допускать, потому следует подбирать задания под силу или оставлять его на следующий день. Но при этом должно быть условие, что задание на следующий день должно быть доведено до конца.
  • Аналогично нужно чтобы ребенок по завершении собственной работы убрал за собой, свое место, сложил игрушки, пластилин, карандаши и так дальше.
  • Но не забываете, что малыш до 6 лет не станет скрупулезно исполнять то, что вы попросили приказным тоном. Лишь игровая работа. Участвуйте в сборе игрушек. Сделайте состязание « кто 1 попадет игрушкой в ящик» либо «кто скорее подберет игрушки».
  • Нужно будет смотреть за тем, чтобы малыш не утрачивал энтузиазм к тому, с чем играет. Не надо приобретать большое количество различных ярких игрушек. У него станет рассеиваться внимание, и он с течением времени утратит энтузиазм к данному пестрому разнообразию. Особенно это касается игр развивающего нрава. Их надлежит беречь в неприступном для малыша месте и доставать исключительно в момент занятий. Тогда уже ребенок станет постоянно улавливать данную забаву как новейшую и постоянно играть в нее с новым энтузиазмом.
  • В год, 2,3 – это норма. Природная необходимость организма ребёнка – перемещение.
  • В случае если у ребёнка большое количество игрушек – это не даст возможности развивать усидчивость. Давайте 1,2 привлекательных игрушек, лучше всего, если ребенок сам выберет её. Остальное всё уберите. Приучайте играть не со всеми игрушками сразу, а пробуйте применять 1, выдумывайте всевозможные забавы, обращая внимание ребёнка на качества данной игрушки: нежная, тёплая, гладкая, к примеру, и т. д. В ванной комнатой – утопает, плавает и т. д. После этого переходите к игре с другой игрушкой. Все делайте равномерно.
  • Не заваливайте ребёнка сходу всем. Обучите, поиграйте, положить на место и лишь после этого возьмите другую.