Какие красивые швы применяют для шитья изделий. Накладной шов с двумя закрытыми срезами

Шитье - прекрасное и полезное хобби, но и оно не обходится без преодоления некоторых трудностей. Которые на самом деле таковыми не являются и могут быть вполне решаемы даже при минимальных портновских навыках. И сегодня мы поднимем вопрос, который ставит в тупик большинство новичков в швейном деле.

О чем речь?

Каждую начинающую мастерицу волнует один существенный момент. Занимаясь пошивом почти любого изделия, приходится сталкиваться с такой важной операцией, как обработка швов. Выполняют ее по-разному, но чаще всего благодаря устройству под названием оверлок.

Аккуратно выполненная на оверлоке строчка, вне сомнения, радует глаз. Изделие при этом выглядит прямо-таки "фирменным". Да и в целом данное техническое приспособление способно облегчить жизнь любой мастерицы.

К сожалению, этот дорогостоящий прибор имеется далеко не у каждой из нас. А между тем любая швея выполнить всю работу от начала и до конца хочет красиво и аккуратно.

Что же делать?

Пусть отсутствие оверлока вас не смущает. Можно выполнить обметочный Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Конечно, времени затратить придется значительно больше, но результат внешне может выглядеть очень даже прилично.

Что такое обметочный шов? Его мы используем для завершающей обработки тканей в процессе шитья. Одновременно им можно скреплять отдельные полотнища. Благодаря таковому можно получить очень аккуратный тканевый срез. А способов, как выполнить обметочный шов вручную, существует несколько. И в нашей статье мы постараемся коснуться некоторых тонкостей данной работы.

Как именно выглядит в изделии сделанный обметочный шов вручную, фото, приведенное ниже, демонстрирует достаточно наглядно.

Давайте приступим

Итак, оверлока у нас с вами нет. Перед тем как делать обметочный шов вручную, прикинем наши ресурсы. Возьмём самые качественные иглы, желательно известного производителя. Лучше всего, если это будет иголка со специальным покрытием в районе отверстия, именуемого в таком случае "золотым ушком". Благодаря ему нитка будет легко вдеваться и плавно скользить сквозь ткань.

Нумерация иголок, используемых при ручном шитье, имеет градацию от 1-го до 12-го номера. Что означают эти цифры? Это десятикратно увеличенный наибольший диаметр ее в миллиметрах.

Никогда не берите для работы иголку, если она затупилась, погнулась или заржавела. И не забудьте о соответствии толщины ее и нитки. Ведь чем больше диаметр иглы, тем серьезнее потребуется прилагаемое для проталкивания сквозь ткань усилие. Соответственно, и нить обязана быть достаточно толстой.

Что еще надо знать

Кроме того, не следует брать иголку для вышивания, у которой тупой, то есть специально закругленный кончик. Сделать обметочный шов вручную с ее помощью не удастся. Ее назначение - лишь выводить по канве узоры крестиком.

Нелишним станет использование наперстка. Он защитит ваши пальцы и ногти от случайного повреждения. Да и процесс шитья с ним пойдёт побыстрее.

Легче всего обрабатывать те материалы, которые имеют высокую плотность и не очень сильно осыпаются. Работать с ними просто даже начинающим. С тонкими и сыпучими - немного сложнее.

Обметочный шов вручную - как начинать?

Приступая к работе, вводите иглу с изнанки на лицевую сторону. Завязанный на нитке узелок останется на обратной, то есть изнаночной стороне. Затем, протянув нить, выводят иглу обратно (по направлению от себя) на изнаночную сторону. При дальнейшем протягивании нити следует оставить небольшую петельку и через неё по краю ткани пропустить иглу, не прокалывая материала.

Петлю требуется осторожно затянуть, придерживая свободной рукой. После чего процедура повторяется. Вы протягиваете иголку на себя, затем обратно, вводите в петлю и аккуратно подтягиваете. В результате получаете ряд аккуратных прочных стежков.

Какими еще могут быть ручные обметочные швы? Существует так называемый в закрутку, его применяют в качестве отделочного, оформляя оборки и срезы. При пошиве изделия в ателье его меняют на

Как это выглядит?

Обметочный шов вручную в данном случае выполняется следующим образом. Вначале из ткани скручивается тоненький тугой валик. Затем он аккуратно натягивается на левую руку (на указательный ее палец), при этом придерживается средним и большим пальцами той же руки.

Иголка с тонкой нитью должна быть приготовлена заранее. С ее помощью валик плотно обкручивается нитью - стежками, которые должны прилегать друг к другу как можно плотнее. Направление прокола иголкой - на себя. Толщина такого валика не должна превышать миллиметра.

Что такое петельный шов?

Срезы изделия можно обработать так называемым ручным Чтобы выполнить петлю, потребуется нитка достаточной длины, ее должно хватить на обработку целой петли или хотя бы половинки.

Порядок действий в данном случае таков:

  • Соорудив первую петлю, продеваем в неё начало нити и затягиваем. Затем нить аккуратно укладывается на боковую поверхность среза.
  • В случае, когда нитка уже заканчивается, оставьте ее конец и новой ниткой проделайте следующий стежок без затягивания петли.

  • В образовавшуюся петлю продеваются вместе конец прежней нитки и начало новой, после чего петелька затягивается. Оба кончика следует уложить на боковину среза.
  • Аналогичным образом выполняется нужное количество стежков. Кончики нитей подтягиваются и обрезаются.
  • Последний из стежков дважды повторяется на одном и том же месте, причём ткань должна быть повернута наизнанку. Игла подводится под пару-тройку последних стежков, вытягивается и перерезается ножницами.

Приобретя некоторый опыт, любая из начинающих мастериц сама сориентируется в том, какой из швов ей удобнее выполнять и что именно выходит аккуратнее. Тогда она сможет определиться с предпочтительным способом обработки тканевых срезов.

Прочие виды обметочных швов вручную

Есть и другие разновидности таких швов. Один из них, именуемый косым, выполняется совсем просто. Обрабатывая ткань, стежки сильно не затягивают, располагая по косой таким образом, чтобы в каждом погонном сантиметре среза помещалось их от 3-х до 4-х штук. При этом длина каждого из стежков должна быть примерно полсантиметра или чуть больше.

Чуть сложнее обметочный шов, именуемый крестообразным. Делается он почти как предыдущий, но, достигнув края среза, следует развернуться в обратном направлении (при этом не переворачивая ткань) и двигаться в противоположную сторону. Стежки накладываются друг на друга крест-накрест.

В результате срез нашего изделия украшает ряд аккуратных крестиков. Следует следить за тем, чтобы на протяжении всего шва соблюдалась равномерная высота стежков, шаг между ними, а также одинаковый угол наклона - стежки обязаны быть параллельными, иначе работа не будет выглядеть аккуратной.

Еще варианты

Как сделать обметочный шов вручную в более сложном варианте, с имитацией обработки на оверлоке? Работают аналогично случаю с петельным швом, но при этом через верхушку треугольника из стежков иголку следует протаскивать дважды.

Такой же прием обязательно нужно использовать при обработке углов изделия. Каждую верхушку треугольника иголка обязана "посетить" не менее двух раз!

Будем надеяться, что эта небольшая статья оказалась полезной нашим трудолюбивым читательницам, и теперь всем понятно, что небольшие трудности в швейном деле вполне преодолимы. Успехов всем в освоении данного прекрасного вида творчества!

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Фрэнк Саливан


Одно время мой непоседливый характер сильно нервировало, когда надо было какую-то часть швов выполнять вручную. То ли дело на машинке — вжик! — и готово.

Не могу сказать, что с тех пор я сильно изменилась, однако отношение к ручным швам заметно улучшилось. Например, при чистом вытачивании того же воротника ну никак не обойтись без наметки, которая помогает правильно отутюжить деталь. Можно, конечно, и почти под утюгом выворачивать и сразу приутюживать, но помимо риска обжечься очень высока вероятность перекоса края детали из-за неравномерного вытяжения.

В этом разделе, как и ранее в «Машинных швах», мы разберем только базовые варианты ручных швов, то есть те, которые пригодятся всегда, везде и всем любителям шитья.

Помимо основных ручных швов существует огромное количество швов декоративных, вышивальных и обметочных, с некоторыми из них мы встретимся позднее, когда будем разбирать тематические разделы шитья, например, обработку низа изделия.

Сразу хочется сказать по поводу выполнения обметочных швов вручную.

В литературе можно встретить описание выполнения «обметочного косого шва», «петлеобразного обметочного шва» и некоторых других. По большому счету, обметка вручную ни что иное, как рудимент, атавизм и издевательство над нежными женскими (а может и сильными мужскими) ручками. Да и на редкость нерациональная трата времени, тогда как всю обметку можно выполнить за считанные минуты на машинке, швейной или оверлочной. Даже наличие простого зиг-зага является веским аргументом для отказа от подобных операций. Посему тему с обработкой швов вручную будем считать закрытой и перейдем к полезным в швейной практике ручным швам.

Сметочный шов или шов «вперед иголкой». Самый распространенный и часто используемый вид стежков. На ткани он выглядит как пунктир, а его выполнение осваивают еще в школе на уроках труда. Во взрослой портновской жизни такими стежками соединяют детали, чисто выметывают края, припосаживают ткань или выполняют сборку (о роли сметочного стежка в сборке можно будет почитать позднее в тематической статье с соответствующим названием).

Существование шва «вперед иголкой» определяет наличие антонима, шва «назад иголкой». В стародавние времена такой шов использовался для вшивания молний, что в современных условиях кажется дикостью.

Шов «назад иголкой» очень похож на шов «ручная строчка», только между стежками есть расстояние.

Шов «ручная строчка» — самый прочный ручной шов, с лицевой стороны он выглядит как машинная прямая строчка и каждый новый стежок начинается точно в месте окончания предыдущего, а с изнанки — как цепной шов.

Область использования «ручной строчки» лежит там, где невозможно подлезть на машинке, либо машинка у вас дома, а вы на курорте и у вас неожиданно разорвались брюки на самом пикантном месте.

использовался ранее для подгибки низа изделия из трикотажа или толстого драпа, а при сегодняшнем разнообразии способов обработки низа он почти полностью перешел в категорию декоративных.

Потайные швы, выполняемые вручную, тоже слегка утратили свою актуальность из-за огромного выбора различных лапок и приспособлений для подгибки низа ручным швам (более подробно о роли потайных швов при подгибке низа мы поговорим позднее, а в этом разделе разберемся только с основной техникой выполнения).

Основная цель потайного шва — скрепление при отсутствии стежков на лицевой части изделия. Это довольно кропотливая работа, требующая внимания, терпения и напряжения глаз, так как загнутая часть пришивается всего к одной ниточке основной детали.

Освоение потайного шва пригодится также в ходе пришивания подкладки к пиджаку или пальто, или другой модели. Безусловно, существует способ экономичного пришивания подкладки, когда в среднем шве спинки остается только небольшое отверстие, через которое выворачивается все изделие с пришитой на машинке подкладки по всему периметру. Однако это не всегда достижимо, поэтому нужно быть готовым взять в руки «шашку да коня, и — на линию огня».

Для ровного выполнения потайного шва следует предварительно соединить края сшиваемых деталей во избежание смещения. Это можно сделать наметочным швом или просто соединить портновскими булавками, вколов их перпендикулярно линии шва.

Узелок на нитке делаем тонкий и вводим иголку с изнанки так, чтобы узелок не был виден. Делаем стежок внутри подгибки, выводим иглу, вытягиваем нитку. Затем в месте выхода иглы захватываем с основного полотнища (которое расположено к нам, как знаменитая избушка на курьих ножках, то есть «задом») буквально одну ниточку, осторожно протягиваем нитку и снова заводим иголку внутрь подгибки, делая новый стежок. И повторяем эти действия до тех пор, пока ткань не закончится, после чего закрепляем кончик нити и с чистой совестью отправляемся утюжить подгибку.

Выполняя потайной шов при подгибке тонких тканей, следует очень осторожно подводить иголку под нити, при сильном натяжении может получиться затяжка, а то и вовсе разрыв волокна. Тут лучше не усердствовать, а воспользоваться военной хитростью: подхватить не одну, а две или даже несколько нитей, пусть при этом с лицевой стороны будет виден стежок. Главное — нить надо не затягивать, а оставить как бы с напуском. В дальнейшем при утюжке подгибки этот стежок расправится и замаскируется под волокна основной ткани (при условии, конечно, подобранных тон в тон ниток).

Возвращаясь к упомянутому всуе шву «козлик», можно порекомендовать его и как декоративный для тех любителей шитья, которые пока еще не разжились швейными машинками с отделочными строчками. Выполненный контрастными нитками по краю борта или накладных карманов, он способен внести заметное оживление в «интерфейс» выбранной модели.

В заключение хочется отдать дань уважения мастерицам, владеющим техникой выполнения декоративных швов. Хоть это имеет мало отношения к шитью, по большей части относится к вышивке, но при сочетании этих двух искусств — шитья и вышивания — можно создавать такие шедевры, что любой заморский «hand made» обзавидуется.

Одним из простейших видов рукоделия является вышивание . Линия орнамента или красивый узор украсят любую вещь: платье, блузку, сумку, салфетку, скатерть или подушку.

Отделочные швы

Шов «вперед иголкой» (рис.1) – самый простой. Он используется дл имитации и наведения контуров рисунка. Иголку с ниткой пропускают в ткань справа налево, все время вперед, набирая один или несколько стежков. Этим швом вышивают узоры на блузках, салфетках, сумках.

Шов «строчка» (рис.2) напоминает машинный строчный шов. На лицевой стороне стежки прилегают один к одному, а на выворотной длина стежка равна двум стежкам с лицевой стороны.

Стебельчатый шов (рис.3) выполняют слева направо. Острие иголки все время направлено влево, а каждый новый стежок начинают, отступая назад, т.е. направо. На лицевой стороне стежки заходят один за другой, а вывороте создают строчку. Стебельчатым швом вышивают контуры рисунка (например, стебла, цветы, листья), делают метки на белье.

Петельный или обкидной шов (рис.4), используют для обкидывания петель, обшивания краев, вышивания. Выполняют шов слева направо. Нитка все время находится перед иголкой, делая петельку. В зависимости от ширины, высоты и направления стежков можно усложнить шов перевиванием.

Шов «цепочка», или тамбурный (рис.5), представляет собой ряд петелек, которые выходят одна из одной, напоминая на лицевой стороне цепочку, связанную крючком, а на выворотной – машинную строчку. Выполняют его сверху вниз или справа налево, закрепляя петельку одним или несколькими маленькими стежками. Тамбурная петелька может быть разных форм, и это дает возможность создать множество узоров. Этим швом вышивают листочки, лепестки цветов.

Шов «елочка» (рис.6) напоминает петельный шов или раскрытую тамбурную петлю. Его используют для отделки изделий. Есть много вариантов этого шва.

Шов «козлик», или крестовидный (рис.7), выполняют слева направо. Швом «козлик» можно украсить одежду и белье, подшить подол платья или юбки, соединить края двоих полотен.

Верхошов «верхоплут» или владимирский шов (рис.8), выполняют длинными стежками. Чаще используют очень толстые нитки (в основном красного цвета).

Стежки кладут от центра узора до краев и назад. На лицевой стороне ткани получаем основной рисунок, а на выворотной – контур мелкими стежками. Этим швом вышивают цветы и листья, разные фигуры, украшая одежду и предметы быта.

Вышивание крестом

Шов «полукрест» или «роспись» (рис.9) – двусторонний шов, который выполняют в два этапа – вперед и назад. Сначала слева направо прокладывают по контуру рисунка стежки «иголкой вперед» , а потом справа налево заполняют промежутки с предыдущего ряда.


Вышивать крестом можно на тканях льняного переплета, по канве или по контурах, обозначенных точками. Шов «крест», или «крестик» (рис.10), состоит с двух перекрещенных стежков. Сначала кладут стежки слева на право, а перекрывают их справа налево.


Узоры для вышивания крестом показано на рис.11.

Двойной, или болгарский крест (рис.12) выполняют с четырех прямых стежков – двух диагональных и двух взаимоперпендикулярных. Сначала вышивают простой крест, потом делают вертикальный стежок, а его покрывают горизонтальными стежками слева направо.

Края двух полотен можно соединить несколькими способами, как это показано на рис.13.

Вышивание бисером, стеклярусом, бусами, искусственным жемчугом

Бисером, стеклярусом, бусами и искусственным жемчугом можно украсить вечернее платье, сумочку, кошелек и т.д. Для основы рекомендуем бархат, атлас, шелк, шерстяные и суконные ткани, лен с лавсаном.

Нитки для вышивания должны быть прочными, «навощенными» (покрытыми воском), что бы бисер или стеклярус не перетирали их, и подобраны под цвет ткани. Для работы берут бисер округлый или граненный, одно- или разноцветный – в зависимости от узора. Можно использовать также стеклярус и блестки.

Вышивают по нанесенному на ткань рисунку или по канве, которую потом вытягивают. Каждую бисеринку пришивают к ткани по контуру рисунка. Бусинки нашивают впритык одна к одной или на некотором расстоянии. Можно также выложить нитку с нанизанными бусинками по контуру и прикрепить ее к ткани другой ниткой, вкалывая иголку в промежутки между бусинками.

Для вышивания бисером можно использовать узоры вышивок крестом: каждая нашитая бисеринка будет отвечать крестику на узоре. Пришивают бисер стежками шва «полукрест» з уклоном в одну сторону (что бы бисеринки ложились ровно).


Вышивку стеклярусом лучше выполнять верхошвом.

На рис.14 показано узоры для вышивания кошелька или сумочки. Лепестки можно вышить белым и розовым бисером или стеклярусом, серединки – желтым и зеленым стебель.



Базовые навыки шитья должны иметь не только начинающие рукодельницы, но и каждый из нас. Ведь любой человек рано или поздно сталкивается с необходимостью починить одежду или предмет быта: зашить дырку, прикрепить пуговицу. В этом нехитром деле как раз и пригодятся навыки шитья в виде выполнения различных видов швов для качественной работы вручную.

Конечно, сейчас существует огромное множество разнообразных швов, которые используются не только для сшивания деталей, но и для декорирования изделия. В этой же статье будут рассмотрены самые известные и простые швы, которыми обычно соединяются и отделываются ткани, а также пришивается фурнитура.

Рассмотрим основные виды швов вручную для начинающих рукодельниц

Сметочный шов (строчка).

Этот вид шва обычно используется для скрепления деталей временного характера и формирования сборок. Это базовый навык шитья, который преподается детям на уроках труда в начальной школе.

Длина стежка варьируется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров, что зависит от типа выбранной ткани. Выполняется обычными одинаковыми стежками «вперед иголкой» как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Если же этим швом обозначаются линии сгиба или любые другие контрольные метки, длина стежков должна быть разной (от 1 до 3 см).

Сметочным швом, как правило, скрепляются детали до последующей отделки машинной строчкой. Поэтому прокладывается он на расстоянии нескольких миллиметров от будущего основного шва, чтобы избежать нарушения его целостности.

Прокладочный шов.

Этот вид шва является разновидностью описанного выше сметочного. Обычно используется для различных пометок во время примерок, а также промежуточных отметок в процессе шитья. Прокладывается на одном слое материала. Длина стежков составляет пару сантиметров, каждый из них располагается на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга.

Также этот шов используется для вышивки бисером, длина стежков при этом будет минимальной.

Силки (копировальный шов).

Данный вид шва обычно используют для симметричного перевода нужного контура на другую сторону изделия. Для этого берутся две детали и складываются друг на друга лицевой стороной внутрь. Затем размечается линия, по которой прокладываются обычные сметочные стежки на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. Однако нить не затягивается, а остается свободной в виде небольших петелек, высота которых равняется 1 см. Это делается для того, чтобы затем детали можно было раздвинуть. После чего нитки натягиваются и обрезаются посередине.

Стачной шов.

Применяется в случае, когда детали соединяются на постоянной основе, а машинную строчку выполнить очень сложно. Отлично подойдет для кожи и прошивки деталей для обуви, благодаря высокой прочности по сравнению с другими видами ручных швов. Также используется для починки одежды, чему и обучаются на уроках труда в 5 классе.

В основе данного вида лежит шов «за иголку». После выполнения начального стежка иголка выводится на лицевую сторону изделия. Затем проходит назад в место окончания первого стежка, возвращаясь на изнанку. И снова выходит на лицевую сторону на расстоянии, равном двумя длинам стежка. Аналогичным образом формируется весь ряд без разрывов.

Обметочный шов.

Этот вид шва используется для того, чтобы предотвратить осыпание ткани на краях изделия. Конечно, лучше обрабатывать материал на оверлоке, однако можно справиться и при помощи ручных швов.

Косой шов выполняется через край. Стежки при этом формируются справа налево, а ряд – снизу вверх. Расстояние между стежками минимальное (на 1 см ткани – 3 стежка)..

Крестообразным швом обрабатывают срезы, и выполняется он похожим образом. Однако игла ведется по обоим направлениям сверху вниз. При этом нить от предыдущего стежка должна лежать под иголкой. Ряд прокладывается слева направо.

Подшивочный шов (простой).

Используется для подшива низа изделия, фиксируя при этом подогнутый срез на изнаночной стороне. Нитка крепится в сгибе припуска материи, затем иголка захватывает немного ткани с изнанки и выводится на сторону согнутой ткани через весь материал на расстоянии нескольких миллиметров. Аналогичным способом формируются все остальные стежки. Строчка выполняется справа налево

Подшивочный шов (потайной).

Этот вид шва используется также для обработки детали или для подшива материала. Отличительной особенностью является отсутствие видимой строчки шва с обеих сторон изделия из-за прохождения нити под сгибом ткани и прихватывания небольшого количества нитей основного материала. Как выглядит шов, показано на фото.

Видеоматериалы по теме статьи