Коллективная аппликация «Волшебный сад» в средней группе: специфика проведения занятия. Организация работы в доу через эффективные формы коллективно-творческой деятельности детей, педагогов и родителей Описание коллективной творческой работы в доу

Самостоятельная творческая деятельность, ее характеристика

Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.
Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.
Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходится ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя. В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала - казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Способы организации коллективной деятельности на занятиях.

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.

Конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Классификация форм организации коллективных работ детей. А.И.Савенков, проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию, которая позволяет систематизировать и затем постоянно усложнять процесс совместной деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и, наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в небольшой группе (3-5человек) и большой, фактически включающей всех детей группы. Воспитанники могут создавать изображения одновременно или работая над изображением по принципу конвейера.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

1.Совместно-индивидуальная.

2.Совместно-последовательная.

3.Совместно-взаимодействующая.

Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам , которые можно определить по тематическому критерию:

· Изготовление художественных панно и макетов;

· Выполнение подарочных плакатов;

· Изготовление атрибутов к совместным играм;

· Иллюстрирование сказок и рассказов;

· Художественное оформление выставок;

· Изготовление костюмов, театральных декораций.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.

В организации работы есть 3 этапа:

· Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.

· Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.

· Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по изобразительной деятельности.

Легче всего организовать коллективную работу по лепке или аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных навыков детей.

В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них получиться общая композиция.

Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание, а потом дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания, маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант может быть использован и в младших группах.

В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке.

Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех – четырех и более детей.

Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.

С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы по мотивам народного искусства.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Поляна с цветами и бабочками» (коллективная работа в технике оригами)


Автор: Сафонова Ольга Владимировна
Место работы: воспитатель, МБДОУ "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида" г. Ковылкино, Республика Мордовия

Цель: совершенствовать творческие способности детей посредством оригами.

Задачи:
-познакомить детей с фазами развития бабочки, особенностями ее образа жизни.
- закреплять умение детей создавать поделку (бабочку) из базовой формы «двойной треугольник», дополняя образ необходимыми деталями;
-закреплять умение складывать цветок тюльпана в технике оригами, используя базовые формы «конверт» и «воздушный змей»;
- развивать мелкую моторику;
-развивать глазомер, умение соблюдать симметрию в создании узора на крыльях бабочки;
-развивать навыки коллективной творческой деятельности;
-развивать интерес к жизни насекомых;
- воспитывать умение замечать красоту природы, желание любоваться ею,
беречь её.

Материалы для занятия:
весенняя поляна нарисованная на ватмане;
колокольчик;
иллюстрации с фазами развития бабочки;
бабочка;
пооперационные карты;
музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского;
бумага разного цвета;
ножницы;
клей;
фото бабочек.

Предварительная работа:
беседа на тему: «На нашей улице весна»
рассматривание фотоиллюстраций весенней природы.
чтение рассказа Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна».
заучивание стихов о весне.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Обратите внимание на гостей. Поздоровайтесь с ними. Сегодня, я вас хочу пригласить в интересное путешествие на лесную полянку.
Для того чтобы оказаться там, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть по удобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.
Воспитатель:
Итак… реснички опускаются,
Глазки закрываются.
На весеннюю поляну мы с вами отправляемся…
(звучит спокойная музыка, выставляется весенняя поляна)
Вот и лёгкий ветерок
Наших щёк касается,
Солнышко лучистое всем нам улыбается.
Здесь нам дышится легко,
Ровно, ровно, глубоко.
Вот и ветер, наш дружок
Всем принёс он холодок.
Колокольчик он задел,
Колокольчик зазвенел (звенит колокольчик)
Воспитатель:
Дети, вот мы с вами и оказались на весенней поляне.
Скажите, а какой сейчас месяц?
Что изменилось в природе в апреле? (Солнце светит ярче, греет землю, растаял снег, появилась зелёная травка, на деревьях набухли почки, выросли маленькие листики, распустились цветы, прилетели птицы из тёплых стран, проснулись насекомые)
Каких насекомых вы знаете?
Пригласила я вас на эту поляну, чтобы рассказать вам интересную историю. А про кого, вы узнаете отгадав загадку.
Послушайте загадку:
Волосата, зелена
В листьях прячется она
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может (Гусеница)
Воспитатель: С нашей гусеницей произошла такая история.
Жила-была гусеница. Она вылупилась из яичка, ползала по листьям и много ела. Все над нею смеялись, такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Она устроилась поудобнее на ветке и опутала себя липкими нитями.


Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна.
Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и так усердно светило всем на земле и так грело, что жить стало весело. Лёгкий зелёный туман окутал все берёзы, все осинки в лесу.
Как вы думаете, что это было?

Правильно. Это стали распускаться листья. Тут и начался лесной праздник.
Засвистел, защёлкал в кустах Соловей, звонко заквакали возле речки лягушки, майские жуки с гудением носились между ветвями.
Проснулась и гусеница, высунула наружу усики, и только хотела она вылезти целиком из своего кокона, как почувствовала, что на спинке ей что-то мешает…
Воспитатель: Дети, что же ей мешало гусенице на спинке?
Дети: Крылья!
Воспитатель: А теперь посмотрим так ли это?
Воспитатель: В кого превратилась наша гусеница?
Дети: В бабочку!
Вот в какую красивую бабочку превратилась наша гусеница


Послушайте сказку дальше… Она встряхнулась и вдруг … полетела. Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную … (бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями. «Кто эта красавица?» – подумала она, – «Ой, так ведь это же я! Я – бабочка!» Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!» Бабочка почувствовала голод и решила отыскать луг полный ярких, душистых цветов. Прилетела бабочка на луг …, а там только зеленая травка.
(показываю луг-зеленый ватман)
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь бабочке?
Дети: Можно сделать цветы.
Воспитатель: А еще что можно сделать?
Дети: Сделать бабочек.
Какие весенние цветы вы знаете?
Я предлагаю вам изготовить для бабочки цветок тюльпана. Эти цветы вырастают весной не только на наших клумбах, но встречаются и в дикой природе на юге нашей страны.
Воспитатель: Дети, но сначало давайте отдохнем.

Физминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Садитесь на свои места.
Давайте сделаем для неё цветочную поляну.

Работать будем по подгруппам: «бабочки» и «тюльпаны».

Вспоминаем способы изготовления бабочки и тюльпана, рассматриваем пооперационные карты.



Напоминаю вам о симметричном расположении узора на крыльях бабочки.
Давайте подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, по внутренней стороне другой)
Бабочкина дочка,
(ладонь «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает
(то же самое по другой руке вертикально)
Кушает листочки:
Ам!
Ам!
Ам!
Ам!
(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам
Поела, спать захотела
(одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает)
Проснулась (расправить ладони)
Бабочкой обернулась
(перекрестить руки в районе запястий)
Полетела, полетела, полетела!
(махать перекрещенными ладонями как крыльями)

Воспитатель: Приступаем к работе. Помните, что необходимо приглаживать пальцем каждую линию заготовки, чтобы все поделки получились аккуратными.

Творчество детей. (Звучит спокойная музыка. «Вальс цветов» П.И. Чайковский).

Воспитатель: Вот и расцвели красивые цветы на лугу. И теперь вместе с подругами бабочка целыми днями порхает с цветка на цветок. Иногда она, сидя на цветке, аккуратно расправляет бархатные яркие крылышки
осматривается по сторонам и говорит: «Как здесь хорошо! Какая я счастливая, что живу здесь!».
Воспитатель: Дети, вам понравилось заниматься? А что понравилось?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?
Вы рады, что помогли бабочке?
Молодцы! Берегите, жалейте всё живое, дети! Всматривайтесь. вслушивайтесь, вникайте в красоту природы, берегите и приумножайте её!
Анализ работ детей.
А в подарок вам на память о нашем занятии фотографии бабочек!




Способ изготовления бабочки




Раскрываем квадрат.


Переворачиваем квадрат.


Складываем квадрат пополам, совмещая верхнюю и нижнюю стороны, цветной стороной внутрь.


Раскрываем квадрат.


Надавим снизу на центр квадрата, вогнём боковые треугольники, складывая их пополам. Базовая форма двойной треугольник готова.


Складываем двойной треугольник пополам, определяя среднюю линию.


Боковые стороны верхнего треугольника загибаем к средней линии.


Отгибаем стороны, примыкающие к средней линии, к противоположным сторонам.


На большом треугольнике делаем выемку, урашаем бабочку симметричным узором, приклеиваем усики.
Способ изготовления тюльпана.


Нам понадобится квадратный лист бумаги яркого цвета.


Складываем квадрат по диагоналям (косыночкой) белой стороной внутрь.


Раскрываем квадрат.


Каждый угол листа загибаем к центру, получаем квадрат меньшего размера или базовую форму "Конверт".


Внутренние углы отгибаем к внешним сторонам квадрата. Заготовка теперь похожа на окно с открытыми ставенками.


Складываем заготовку пополам так, чтобы все уголки образовали ровный ряд зубчиков-лепестков.


Сворачиваем заготовку конусом. Цветок тюльпана готов.


Возьмём квадратный лист бумаги зелёного цвета.


Складываем квадрат по диагонали (косыночкой) белой стороной внутрь.

Ерохова Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Огонек"
Населённый пункт: Новосибирская область р.п. Линево
Наименование материала: статья
Тема: "Коллективная изобразительная деятельность - эффективное средство развития коммуникации у дошкольников"
Дата публикации: 30.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Коллективная изобразительная деятельность

- эффективное средство развития коммуникации

у дошкольников»

Актуальность темы несомненна, так как все мы знаем, что именно дошкольный возраст

чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными качествами. От того, как сложатся

отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит

последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В условиях современной жизни, где дети нередко предоставлены сами себе и «воспитываются»

компьютером и телевизором коммуникативные навыки детей дошкольного возраста находятся на

низком уровне развития. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разные

изобразительной

деятельности.

организации

деятельности

коллективная творческая деятельность. Объединение детей для совместного выполнения заданий

позволяет развить у них прочные способы сотрудничества, представления об особенностях работы в

коллективе. Такие занятия создают условия для коммуникативного развития детей в этот ключевой

для формирования личности период.

Коллективная

изобразительная

деятельность

эффективное

средство

воспитательных

дидактических

Коллективная

организации

возможность

формировать

работать

развивает

привычку

к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Чаще

всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но

особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются

изображения

называются

коллективными

работами.

значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В.

Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного

творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких

з а н я т и я х

п о в ы ш а е т

э ф ф е к т и в н о с т ь

х у д о ж е с т в е н н о й

д е я т е л ь н о с т и.

показывает

конкретных

соединения

коллективных

индивидуальных

работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности

может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В

коллективной

изобразительной

деятельности

самостоятельно

распределяют

обязанности,

осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них

появляется

дополнительная

преодолевают

трудности

творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их

применении

необходимо

соблюдение

педагогической

коллективное

рисование

организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же

затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.

При характеристике коллективной деятельности мне хотелось бы обратить внимание на ее

воспитательную

ценность:

выполненные

коллективно,

использованы

оформления группы, применены в качестве декорации для игр-драматизаций по художественным

произведениям, послужить украшением зала к праздникам, досугам или развлечениям. В этом случае

художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает

положительное

нравственный

Различные

возможных

объединений детей в группы вызваны стремлением преодолеть несоответствие между фронтальной

работой воспитателя с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку.

Коллективная

является

своеобразным

обучения

определенным изобразительным навыкам. В процессе проведения коллективной работы педагог

решает большое количество задач нравственного воспитания.

Создание

коллективных

изображений

организовывать

возрастных

группах. Можно выделить несколько форм таких занятий. Первый – наиболее простой, когда ребенок

выполняет своё изображение, а затем всё созданное детьми, объединяется в общую композицию.

Например, каждый вырезает и склеивает какой-то объект и из этих изображений составляется

картина: «Птицы на ветке», «Цыплята гуляют по травке», «Улица города» и т. д. Или каждый ребёнок

рисует осенние деревья. Соединённые вместе рисунки составляют общую композицию: «Осенний

лес» и др. Такие общие картины производят на детей яркое впечатление, буквально завораживают

детей, вызывают желание заниматься.

Для создания общих композиций воспитанники могут быть объединены в несколько подгрупп,

каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет

узор для середины ковра, другая – разрабатывает украшение поля, третья – готовит части узора для

каймы, углов. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и

каждому найдётся дело по силам, что особенно актуально в летний период. Воспитателю необходимо

уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было

интересно, чтобы ребёнку было, по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог

проявить себя лучшим образом, мог достигнуть высокого результата.

Может быть, и другая классификация форм организации коллективных работ детей. А. И.Савенков,

проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию,

позволяет

систематизировать

постоянно

усложнять

совместной

деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и,

наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в

небольшой

(3-5человек)

фактически

включающей

Воспитанники

создавать

изображения

одновременно

изображением

принципу конвейера.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного

возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

1.Совместно-индивидуальная.

2.Совместно-последовательная.

3.Совместно-взаимодействующая.

Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам,

которые можно определить по тематическому критерию:

Изготовление художественных панно и макетов;

Выполнение подарочных плакатов;

Изготовление атрибутов к совместным играм;

Иллюстрирование сказок и рассказов;

Художественное оформление выставок;

Изготовление костюмов, театральных декораций.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует

подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от

возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание

изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в

процессе

самостоятельной

художественной

деятельности.

Сложность

отдельных

изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в

непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и

вечерние часы.

В организации работы есть 3 этапа:

Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких

художественных образов.

Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции

образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.

Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу

увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный

красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся

договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело,

уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому,

чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время

выполнения

коллективных

общаться

взрослым

начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже

начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют,

договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как

договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по

изобразительной

деятельности.

организовать

коллективную

аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных

навыков детей.

В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы

объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них

получиться общая композиция.

Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на

которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу

выполняют

одинаковое

дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет

изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания,

маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант

может быть использован и в младших группах.

В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после

выполнения задания соединить все части в том же порядке.

Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по

выполнять

коллективные

аппликации.

вырезает

склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.

С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы

по мотивам народного искусства. Организовать такую деятельность можно по-разному. Например,

каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате. Когда составление узора закончится, все

рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе

бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием.

Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства:

городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить

выполнить

жостовских

подносов,

росписей.

использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Работу над

декоративной

композицией

организовать

по-другому.

воспитатель

большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо

активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать,

где и как будет размещён узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе

советуются,

рисовать

Композиция

создается

последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, затем по углам и кайме.

Такой узор могут выполнить от 2 до 4 детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому

можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей

композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение

детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить

детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы

они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы

идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет

узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог

должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.

В лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Но здесь, очень важно договориться, кто

кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают

композицию общей.

Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом

важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. Многие коллективные

картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на

свободное

композиция

обогащаться,

расширяться,

дополняться.

Постепенно

становится

интересной,

выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те

которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно

со всеми.

Интересными для воспитанников являются и такие формы создания коллективных композиций, в

которых вместе с детьми работают и воспитатели, последние выполняют ту часть работы, которая не

по силам детям. Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Птицы на ветке»,

заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предлагается

вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное в

подготовке такого изображения.

Вместе с тем, в таком виде работы и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы в

общем результате, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, её хода, все вместе

советуются,

примеряют,

получится.

Взаимодействие

педагога

осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует

воспитатель, обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их

самостоятельности, возможности высказать свое мнение.

В коллективной форме организации работы могут быть подготовлены детали костюмов, декорации,

атрибуты для игр-драматизаций по литературным произведениям. Коллективная изобразительная

деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с

художественно-творческими

деятельностями

музыкальной,

художественной, коммуникативной).

Литература:

Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. – 2005.

Как правило на занятиях в детском саду и на уроках в школе дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: ? Чего один не сделает, сделаем вместе*.

Очень часто на встречах педагоги просят рассказать о занятиях, на которых дети выполняют коллективные композиции. Интерес педагогов к таким занятиям не случаен. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают, и как это лучше сделать. А по завершении изображения дети вместе радуются результатам совместной деятельности. Радостные чувства объединяют их. Однако в массовой практике такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в наиболее легких формах: когда каждый ребенок выполняет свою часть изображения как отдельное, законченное, которое затем объединяется в общую работу. Что же собой представляют коллективные занятия детей?

Коллективная изобразительная деятельность - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Достоинства эти очевидны и, казалось бы, неоспоримы, однако интерес к коллективной изобразительной деятельности как со стороны теоретиков и методистов, так и со стороны практиков весьма неустойчив, в связи с чем коллективные формы художественной деятельности используются в педагогическом процессе эпизодически. Отчасти это определяется недостаточной разработанностью этих вопросов в педагогической науке. Вместе с тем воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности велики, и интересовали они специалистов в области детского рисунка еще на рубеже XIX-XX веков.

Значительное повышение интереса к коллективной изобразительной деятельности детей, как к средству воспитания и обучения, наблюдалось в первые послереволюционные и 20-е годы. Когда в число основных задач новой школы выдвинулась проблема воспитания детского коллектива и коллективизма. Одним из самых эффективных средств ее решения, как справедливо отмечали педагоги тех лет, является совместная деятельность детей, вызывающая у них большой интерес, имеющая общественную значимость и позволяющая осуществлять содержательное межличностное общение. На это неоднократно указывала Н.Н. Крупская, подчеркивая, что в процессе коллективной художественной деятельности создаются условия’ для коллективных переживаний. А это в свою очередь формирует коллективистическое чувство и способность к сопереживанию, что особенно важно для воспитания гуманизма. Коллективная изобразительная деятельность создает для этого прекрасные условия, кроме того, воспитывающий эффект совместной работы в данном случае усиливается воздействием содержания изображаемого.

Много внимания проблемам коллективной изобразительной деятельности уделено в работах К.М. Лепилова. Описание ряда коллективных работ по изобразительному искусству содержится в публикациях А.В. Бакушинского.

Однако впоследствии, в 30-40 годы интерес к коллективной изобразительной деятельности детей значительно снизился. Одно из немногих исключений составляют труды В.Н. Терского. Нет необходимости подробно останавливаться на причинах этого, достаточно очевидно то, что это забвение было явно незаслуженным.

Попытка использовать коллективную изобразительную деятельность на уроках рисования в начальной школе была предпринята Г.В. Лабунской и Е.Е. Рожковой в конце 50-х - начале 60-х годов. В серии статей, опубликованных в журнале «Начальная школа», ими был предложен ряд коллективных работ для младших школьников.

В начале 70-х годов ленинградским исследователем И.Н. Турро рассматривались проблемы методики обучения младших школьников коллективной изобразительной деятельности, выделены факторы, влияющие на отношение учащихся к ней, сделана попытка проклассифицировать коллективные работы, исследовалось также влияние на отношение учащихся к изобразительной деятельности и формированию у них художественного вкуса.

Много внимания коллективной изобразительной деятельности уделяется в дошкольной педагогике (Н.П. Са- кулина, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Р.Г. Казакова, Е.В. Евдокимова и др.).

Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изобразительной деятельности, является то, что детям дошкольного и младшего школьного возраста очень нравятся такого рода работы. Во-первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным к полученному общему продукту, и это безусловно радует детей; во-вторых, как правило, результат - картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значимости деятельности каждого ребенка, не нивелирует индивидуальные усилия каждого. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат; чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.

Коллективные занятия по рисованию, лепке, аппликации проводятся не только в нашей стране. Такие занятия (уроки) занимают большое место в японских детских садах и школах. Японские педагоги считают, что коллективные формы деятельности позволяют воспитывать у детей коллективизм, а это одна из важнейших задач воспитания современной японской системы образования на всех уровнях, начиная с дошкольного.

Японские педагоги объединяют результаты детской изобразительной деятельности в общую композицию практически уже на первом этапе овладения детьми изображением. Так воспитатели одного из детских садов города Токио показывали нам коллективный рисунок, выполненный детьми двух-двух с половиной лет на большом листе бумаги (размером с ватманский лист). Мы видели композиции из нарезанных детьми полосок цветной бумаги, из прямоугольников, разрезанных по диагонали; детьми была создана коллективная композиция «Бабочки? . И хотя нарезанные неумелой еще детской рукой изображение каждое в отдельности не представляло интереса, вместе все в одной композиции выглядело достаточно привлекательно.

Объединение отдельных детских изображений в общую работу нам приходилось видеть и в португальских детских садах.

Руководство коллективной изобразительной деятельностью детей требует от педагога больших усилий, чем просто индивидуальная изобразительная деятельность. Особенно сложна в этом плане совместно-взаимодействующая форма организации деятельности. Все это нуждается в тщательном продумывании, четком планировании всех этапов работы и согласований, рациональном размещении материалов и оборудования.

Желательно, чтобы коллективному рисованию, аппликации (как индивидуальному) предшествовал подготовительный этап, который позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, позволил бы сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждения прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.

Основной этап - этап выполнения работы, он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель - не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного изобразительного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.

Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в групповой детского сада, классе или в помещении группы продленного дня. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом самых разных разговоров, дискуссий, игр, рождения новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Эта связь определяется общностью игры и изобразительной деятельности: обе эти деятельности отражают впечатления, полученные детьми из окружающего мира. События и ситуации передаются в них в образной форме. Созданные ребенком образы воздействуют на него, вызывают яркую эмоциональную реакцию, повышают интерес к деятельности. Использование на коллективных занятиях, уроках игровых методов и приемов повышает эффективность коллективной деятельности.

Коллективные формы создания изображения можно использовать как в работе с детьми дошкольного возраста, начиная с младшей группы (как это делают в Японии), так и в начальной школе. В создании коллективной композиции могут быть объединены дети разных возрастов. Так, например может создаваться оформление центральной стены зала детского сада или школы к празднику. Например, к празднику осени младшие и средние дошкольники могут нарисовать траву, цветы; деревья и кусты нарисуют дети 6-7 лет. Они же могут нарисовать плывущие по небу облака. А малыши дополнят картину летящими по ветру листьями. В УВК в создание такой композиции необходимо включать и школьников. Они могут дополнить красивую картину, нарисовав или наклеив гулящих в лесу людей, или живущих там птиц, животных. Несомненно созданная всеми детьми картина принесет им много радости. Вызовет она интерес и у родителей, которые обязательно захотят посмотреть на детское творчество.

Очень простая коллективная работа для детей из бумаги. Увидели ее на лисьем фестивале в культурном центре «Москворечье». Работа понравилась своей простотой и минимально необходимым оборудованием. Последнее время часто ездим по различным фестивалям и наблюдаем различные мастер-классы. Детям, да и взрослым очень нравится рисовать: можно на пряниках, на различных объемных фигурках, на бумаге. Нам кажется, что такая коллективная работа понравится и детям в детском саду.

Материалы и оборудование для коллективной работы в детском саду из бумаги.

  1. Белая бумага с напечатанными контурами птиц
  2. Цветные карандаши, фломастеры (можно краски)
  3. Ножницы
  4. Ткань или бумага для развешивания фигурок
  5. Булавки или клей-карандаш для прикрепления работ.

Этапы коллективной работы в детском саду из бумаги «Птицы»

Каждому ребенку выдаем бумагу с напечатанным контуром птицы.

Варианты рисунков для коллективной работы в детском саду «Птицы».

Дети раскрашивают рисунок.

Вырезаем получившуюся птицу по контуру.

Прикрепляем готовую работу на общий фон. Фоном может служить ткань или бумага.

По тому же принципу можно сделать и другие коллективные работы.

Варианты рисунков для коллективной работы в детском саду из бумаги «Бабочки»