Консультация для родителей средней группы в детском саду по развитию речи. Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки

Цель : дать возможность родителям научиться взаимодействовать с ребенком в игре, тем самым в игровой форме развивать речь малыша, совершенствовать звуковую культуру. Дать родителям рекомендации как в игровой форме дома, на улице, в комфортной обстановке для ребенка развивать речь и увеличивать словарный запас малыша.

Задача: организовать участие родителей в игровой деятельности,для осознания родителями важности игры для развития речи и нормального эмоционального и умственного развития.

Речь является главным средством общения людей. С малышом необходимо общаться начиная с самого рождения. К 2 годам в самостоятельной речи ребёнка должно насчитываться не менее 50 слов. Речь малыша должна быть относительно понятной для окружающих. Но на самом деле речь детей раннего возраста оставляет желать лучшего. Это объясняется причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу. Рекомендация родителям,в первую очередь убедиться,нет ли у малыша нарушений в анатомическом строении артикуляционного аппарата, отклонения в росте и развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов относительно нижних.Пройти осмотр у врача.

Сегодня мы с вами обратим особое внимание на воздействие социальных факторов. Семья-это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Однако, к сожалению, многие родители недооценивают этот факт. Дети, с которыми мало общаются, имеют отставание в речевом развитии. Интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи прямо пропорционально влияет на формирование личности и характера ребёнка. Развитие речи представляет собой комплекс мероприятий:

  • Общение
  • Развитие речевого дыхания
  • Развитие мелкой и общей моторики
  • Развитие артикуляционного аппарата

Прежде чем подробно остановиться на каждом аспекте, давай те проверим, умеем ли мы- родители, правильно общаться с малышом, что мы знаем.

Перед вами магнитная доска, на ней слева фразы, которые необходимо закончить найдя ответы из предложенных в коробочке и прикрепить на доску. Позже вы сами можете проверить их правильность.

Общение.

Интерес ребенка к окружающему его миру растет с каждым днем. Он все хочет узнать,потрогать,увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет,как и более младшего возраста, является его общение со взрослыми и речь взрослых.Развивая речь,нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил больше слов, сколько о том,чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. Надо что бы ребенок видел то,о чем с ним говорят.Надо расширять его личный опыт,обогощать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение,слух,осязание и др.),через различные действия с предметами и вещами. Малыш то и дело задает вопрос:»Что это?».Используйте этот момент для общения с ребенком,так он накапливает пассивный словарь. Чаще рассматривайте с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, объясняйте, все что он видит. Повторйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.При этом давайте ребенку образец правильной речи. С малышом надо говорить размеренно, не спеша, четко произнося звуки, не загромаждать речь словами, не доступными пониманию ребенка. С ребенком 2-3 лет нужно говорить и о том, что было утром, на прогулке, некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память.

А теперь давайте поиграем: перед вами емкость с горохом, в которой спрятаны различные предметы. Задача одного родителя быть малышом и достать один из предметов. Задача второго родителя задать малышу как можно больше наводящих вопросов о предмете.(Что это? Какого цвета? И т.д.)и получить ответы.

Молодцы. Продолжим. . Ваша цель была заинтересовать малыша говорить много и правильно.

Постепенно вводите в речь ребенка прилагательные. Старайтесь,чтоб в вашей речи их было как можно больше,тогда они будут появляться в речи малыша. Например во время прогулок, пребывания на даче можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?».Задавайте ему вопросы «на что похож пень, ветка? И.д» Отвечайте сами и слушайте внимательно ребенка.

Для стимулирования речи у детей 2-3 лет можно использовать провокацию, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Огромную радость малышам доставляют песенки, потешки . Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее - крест-накрест: с правой рукой - левое полушарие, а с левой - правое.

Вот мы и затронули еще один аспект стимулирования развития речи —общую и мелкую моторику рук. Выдающийся педагог Сухомлинский в своих работах утверждал: « Ум ребенка располагается на кончиках его пальцев». Развить у ребенка точность в координации работы рук помогут всевозможные пальчиковые игры. Смотрите «наши занятия» и повторяйте дома с ребенком.

Например, у нас сейчас тема «Игрушки»,давайте мы с вами родители превратимся в малышей и поиграем в пальчиковую игру:

«Есть у нас игрушки»

Есть у нас игрушки:

Пластмассовые погремушки,

(Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой,

(Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной,

(Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

(постучать кулачок о кулачок)

Солдатик оловянный,

(сложить ладошки буквой Т).

Шарик легкий надувной,

(Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой.

(Хлопают в ладоши).

Молодцы. Еще один совет, во время игры следим за правильностью движений, стихотворный текст читайте и рассказывайте медленно, чтоб ребенок успел показать движение.

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков, специальные занятия. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно выполнять с ребенком упражнение «Лопата».

Давайте и мы с вами родители попробуем выполнить это упражнение.

Мама говорит: «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». В это время язычок малыша в спокойном состоянии лежит на нижней губе. Затем: «Копаем картошку». Ребенок должен опускать и поднимать кончик языка, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.

Молодцы. Не забывайте хвалить ваших малышей.

Скороговорки и поговорки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют и помогают малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности. Предлагайте ребенку одну и ту же фразу произнести с разными интонациями. Их произнесение улучшает дикцию ребенка и обогащает его словарный запас. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

Еще один компонент играющий важную роль в развитии речи- речевое дыхание . При грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

Дудочка и свистулька. Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие - только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул - получился звук).

Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.

Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.

Родители, давайте представим себя детьми и устроим соревнование «Кто надует пузырь больше всех!»

Кстати, если вы устраиваете детский праздник с конкурсами, то бутылочка мыльных пузырей будет отличным призом. Вручаем приз родителю-победителю.

На этом наше собрание-игра подходит к завершению. Мы начали наше собрание с составления фраз на магнитной доске, взгляните на нее еще раз. Я раздам вам солнышки-жетончики. Если наша встреча для вас была интересной и познавательной положите жетончик в золотую коробочку, если вы чем то не в полной мере удовлетворены положите жетончик в серую коробочку. Таким образом на основании количества жетончиков в разных коробочках мы будем знать ваше мнение и учитывать при планировании дальнейших тем родительских собраний. Каждому из вас мы напечатали памятку «Играем- речь развиваем.»

Уменьшаем и увеличиваем

Возраст: от 4-5 лет.

Взрослый:
"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким". Например, дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и так далее."
Далее пусть ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы.
То же самое можно делать "в обратную сторону".
Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него.
В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа.
Не заяц - зайчонок, а заяц - зайчик, не корова - теленок, а корова - коровка.
Те же самые игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами:
Дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее.

Назови одним словом

Возраст: от 4-5 лет.

Взрослый:
"Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом:
часы, которые помогают проснуться,
большая ложка, с помощью которой наливают суп,
утренняя еда,
человек, который направляется в дальние страны, фирма занимающаяся печатью и изданием малотиражных книги т.д."
Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.

Опиши одним словом

Возраст: от 4-5 лет.

Задача, которая стоит перед ребенка похожа на предыдущую только назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто, дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания.
чашка для чая? (чайная),
машина для гонок? (гоночная),
щетка для чистки зубов? (зубная),
котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная),
лапа собаки? (собачья) и так далее.

Кому что нужно

Возраст: от 4-5 лет.

Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы - можно поставить условие - до тех или до пяти предметов) ему может понадобиться.
парикмахер - ножницы, расческа,
почтальон - сумка,
учитель - указка, учебники,
продавец - весы, касса,
муравей - палочки, листики,
пчела - пыльца, нектар,
птица - веточки, пух (для гнезда), и так далее.
Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка.
Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.

Как можно узнать…

Возраст: от 4-5 лет.

Задавайте ребенку вопросы типа:
Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)
… сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)
… высохла ли рубашка? (потрогать)
… сладкий ли чай? (попробовать)
… пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
... крепко ли завязана веревка? (потянуть)
… есть ли вода в стакане? (посмотреть)
… есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)
… есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)
… работает ли пылесос? (включить)
… одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой)
… интересная ли книжка? (прочитать)
… мягкий ли хлеб? (пощупать)
… любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть)

Часть - целое

Возраст: от 4-5 лет.

Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:
винт - вертолет, самолет,
колесо - автомобиль, а еще …
руль - велосипед, ….
парус - …
вагон - ….
крыша - …
стрелка - …
кнопка - ….
страница - …
подлокотник - …
каблук - …
козырек - …
карман - …
клавиатура - …
дверь - …
стержень - …
ветка - …
лепесток - …
шишка - …
семена - …
хвост - …
плавник - …
перо - …
клюв - …
панцирь - …
грива - …

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

дом - крыша, дверь, …
корабль - …
велосипед - …
троллейбус - …
стол - …
кресло - …
книга - …
компьютер - …
часы - …
авторучка - …
чемодан - …
пальто - …
плита - …
чайник -…
удочка - …
гитара - …
дверь - …
забор - …
качели - …
колос - …
цветок -
дерево - …
гриб - …
жук - …
бабочка - …
собака - …
яблоко - …
кочан капусты -

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос.
Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана.
В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.

Четвертый лишний

Возраст: от 4-5 лет.

Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно - "лишнее" - слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки - это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд.
Поэтому, для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.

1 вариант упрощенной игры .
Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное - назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость- жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т.д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово - жесткий, общий признак - температура, по-детски - "нагретость").

2 вариант упрощенной игры.
Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.

Скажи по другому (синонимы) и наоборот (антонимы)

Возраст: от 5 лет.

Игра опять строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее:
"Есть слова, которые означают одно и то же. Например:
жесткий - твердый,
печальный - грустный,
смелый - храбрый,
блестеть - сиять,
сердиться - злится,
враг - противник, и так далее.
Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать по другому."

А есть слова, которые означают противоположное понятие. Например:
жара - холод
добро - зло
друг - враг
здоровый - больной
горький - сладкий
белый - черный
говорить - молчать
смеяться - плакать
ложиться - вставать
закрывать - открывать и т.д.

Пусть ребенок подбирает антонимы к словам.
Попробуйте меняться ролями - пусть ребенок придумывает задание для вас.

Продолжаем предложение

Возраст: от 5 лет.

Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком.
Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Вариантов может быть масса, на любую интересную ребенку тему.
Наш корабль выплыл в открытое море и тут….
Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели
Принцесса неожиданно проснулась, потому что…
Карлсон не смог прилететь в этот день, ему пришлось…

Продолжаем рассказ

Возраст: от 5 лет.

Игра похожа на предыдущую. Но здесь взрослый и ребенок по очереди говорят целые предложения, каждое из которых продолжает начатый рассказ.

Подготовила учитель-логопед Бордунова А.В.,
высшая квалификационная категория

Развитие связной речи детей дошкольного возраста дома
Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос - ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление - связность, словарный запас, грамматические ошибки.
В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.
Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения по развитию связной речи, которые Вы можете использовать в домашних условиях.

Упражнение "Диалог"
Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.
Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что ребенок ответит. Например, возможен такой диалог:
Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Молодец!
Игра "Что мы видим во дворе?"
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?
Игра "Профессии"
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.
Покажите ребенку, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.
Пусть ребенок самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите его: "Кто ты?"
Ребенок назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.
Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:
Как называется человек этой профессии на картинке?
Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?
Чем занимается человек на этой работе?
Где он работает?
Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?
Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?
Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.
Игра "Коллекция"
Действенным способом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (конфигурацию, цвет величину), считаются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в согласовании с данным качеством.
Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:
- подбери все машины;
- подбери всех кукол.
Разрешено систематизировать геометрические тела:
- подбери все шарики;
- принеси все кружки.
Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).
Упражнение "Давай поговорим"
Является обычной беседой на бытовые темы.
Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?
В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как ини¬циативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.
Упражнение "Назови действие"
Ребёнок называет слова, обозначающие действия.
Вам понадобится картинный материал и вопросы.
Ребёнку задают вопросы:
- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).
Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).
Что делает щенок?
Что делает птичка?

Упражнение "Повтори скороговорку"
Скороговорки являются эффективным средством раз¬вития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенство¬вать плавность и темп речи.

Упражнение " Выучи стихотворение"
Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.
Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.
Упражнение "Загадки"
Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.
Упражнение "Посмотри, что увидел, расскажи"
Упражнение направлено на развитие связной речи.
Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета, например, девочка?"
Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок.
Например, какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

Игра "Угадай по описанию"
Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь - шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее".
Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

Упражнение "Рисуем словами"
Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета.
Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра "А что было дальше?"
В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:
- Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.
- Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.
- Вдруг слышит - за кустами что-то шуршит и топает!
- Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)
Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, - и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Ольга Артемьева
Семинар-практикум для родителей «Грамматические игры по развитию речи детей»

Дорогие коллеги! Предлагаю Вам конспект очередного семинара по развитию речи с родителями . Надеюсь, что кому-то из Вас он будет полезен.

Семинар-практикум для родителей

Тема : «Грамматические игры по развитию речи детей » .

Цель :

Помочь родителям создать все необходимые условия для формирования у ребенка .

Задачи :

1. Познакомить родителей с играми , направленными на речевое развитие детей -дошкольников в домашних условиях.

2. Побуждать родителей к активному взаимодействию с педагогами в жизни детей в ДДТ .

3. Формировать у родителей культуру общения с детьми.

Материалы для семинара :

Картинки с изображением разного количества предметов,

Ход семинара:

Педагог : «Здравствуйте, дорогие родители . Рада приветствовать на нашем очередном семинаре-практикуме , который будет посвящён грамматическим играм по развитию речи детей . Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей . Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие , а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей , о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи , как в дошкольном учреждении, так и в семье. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. Поэтому задача взрослого - создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи .

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста

Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей , слышащих его в данный момент.

Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

Морфологические ошибки в речи детей :

1. Неправильные окончания имен существительных :

Сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов : карандашов, дверёв, ежов, этажов, куклов, девочков, руков, "дверев", лошадев;

-родительный падеж , единственное число : у кукле, у маме, у сестре, без ложке;

Неразличение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных : видели поросенок, поймали олень, посадили дуба;

Предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода : в лесе, в носе, в саде;

2. Склонение несклоняемых имен существительных : на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине.

3. Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных : ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.

4. Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных : вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы : домы, поезды, окны, человеки;

5. Изменение рода существительных : большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.

6. Неправильное образование глагольных форм.

- повелительное наклонение : искай (ищи,exaй (езжай, спей (спой,склады (сложи) ; скакай (скани,

- изменение основы глагола : искать - искаю (ищу, плескать - плескаю (плещу, плакать - плакаю (плачу, рисовать - рисоваю (рисую) ; мочь - можу (могу,

-спряжение глаголов : хотеть - хотишь (хочешь, давать - дадишъ (дашь, есть - едишь (ешь, спать - сплют (спят) .

7. Образование неправильной формы причастий : сломатая, оборватая, сошитая;

8. Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени : ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,

9. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах : у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;

10. Склонение числительных : двое домов, с двумями, идите по двоим; или несклонение числительных : собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка.

У детей наблюдаются , особенно в повседневном общении, и другие ошибки, вызванные особенностями местных говоров, диалектной речью окружающих. Встречаются такие диалектные ошибки детей , как употребление ими в родительном падеже существительных жен. рода окончания -е (-и) : "у маме", "у мами", "от сестре", "у кукле", "у кукли", "с горе", "без ложке" или употребление существительных среднего рода в женском роде : "моя платья", "теплая молоко", "твоя ружье", употребление слов "одень" вместо надень, "раздень" вместо сними; а также и другие ошибки, зависящие от того, в какой области живет ребенок. Надо отметить то, что диалектные ошибки в речи детей устранить несравненно труднее, поскольку ребенок постоянно слышит диалектную речь взрослых дома, а возможно, и в детском саду.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно . В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя педагогами замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи , в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста наблюдаются :

1. В нарушении порядка слов в предложении :

На первое место ставится наиболее важное для ребенка слово : "Куклу мама принесла?";

Вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее : "Заплакала Маша почему?";

Дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают : "Почему что".

Вашему вниманию сегодня будет предоставлены игры , которые Вы можете легко применять на практике со своими детьми дома, не затрачивая на это, максимум времени. Итак, начнём.

Педагог : Дорогие родители , поиграем немного с вами.

Наша первая игра называется «А что у вас?»

Цель этой игры : упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного падежа существительных во множественном числе.

Дидактический материал : предметные картинки с изображением предметов в единственном числе и во множественном числе : флажок - флажки, кукла - куклы, мишка - мишки, машинка - машинки, глаз - глаза, ухо - уши, рука - руки, нога - ноги, книга - книги, окно - окна, дверь - двери, курица - куры, утка - утки, гусь - гуси, ботинок - ботинки, дом - дома, стол - столы, стул - стулья, костер - костры, перо -перья, поезд - поезда, дерево - деревья, куст - кусты, цветок - цветы, комар - комары, пчела - пчелы, воробей - воробьи, кресло - кресла.

Игровые правила : образовать форму множественного числа названного существительного (или родительного падежа существительного во множественном числе).

Игровые действия : поиск нужной картинки, элемент поиска и находки слова в нужной форме.

Ход игры:

Педагог : Я вам раздала предметные картинки, на которых изображены предметы во множественном числе. Когда я вам покажу картинку с изображением какого-нибудь предмета в единственном числе, вы находите у себя картинку с таким же предметом, но во множественном числе и называете, что у вас изображено.

Педагог раздает родителям картинки с изображением предметов во множественном числе. Показывает предметную картинку с изображением предмета в единственном числе и говорит : «У меня кукла. А у вас?» Взрослый, у которого находится соответствующая картинка, показывает ее и отвечает : «А у меня куклы» или «А у меня много кукол» . И т. д.

Педагог : А теперь я хочу познакомить Вас ещё с одной интересной игрой.

Игра «Какой, какая, какое?»

Цель игры : учить детей слушать партнера , дополнять его высказывания; правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.

Дидактический материал : любые предметные картинки; фишки.

Игровые правила : уже сказанное не повторять.

Игровые действия : провести соревнование, кто больше : подбирать к слову как можно больше определений.

Ход игры:

Педагог предлагает родителям поиграть со словами : «Я назову предмет, а вы его опишите, скажите, какой он. Например, яблоки. (Демонстрируется картинка.) Какие они?

Родители подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений, педагог подсказывает слова, которые не назвали родители . Например :

Яблоки. (круглые, румяные, сочные, душистые, спелые, большие, наливные) .

Ежик. (колючий, запасливый, пугливый, маленький, ушастый) .

Дома вы со своим ребёнком во время игры , задаете наводящие вопросы : например : «Как сказать о ежике, чтобы стало понятно, что его тело покрыто иголками?», «Что он делает со съестными припасами?» , «Боится ли он лисы?» , «Он быстро бегает?» , «У него большие ушки?» И т. д.

В конце игры педагог объединяет вместе все фишки, поощряет родителей : «Вот сколько разных слов вы назвали» .

Когда Ваши дети смогут называть достаточно большое количество слов, можно устроить между остальными членами семьи соревнование «Кто назовет больше слов?» .

Педагог : Игра направлена на формирование правильной речи .

Игра называется «Киоск открыток» .

Цель : учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением спортсменов, их можно взять из спортивных журналов, раскрасок, скачать несколько картинок из интернета….

Дидактический материал : карточки с изображением спортсменов : хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, наездники, лучники, фехтовальщики, конькобежцы, лыжники, гимнастки. А также нам понадобится любая игрушка ребёнка, лучше его любимая.

Игровые правила : образование слов - названий спортивных специальностей.

Игровые действия : поздравления медвежонка; отгадывание спортсменов по характерным движениям.

Ход игры:

На время вы, дорогие родители , превращаетесь в детей .

Педагог сообщает, что у медвежонка Миши день рождения. Родители могут его поздравить и сделать ему подарки.

Родители по очереди выбирают открытки, называют изображенных спортсменов и что они делают. Например : «Это футболисты, они играют в футбол» . После этого «делается покупка» , родитель поздравляет медвежонка, дарит ему открытку.

После того как все открытки куплены и подарены медвежонку, педагог с медвежонком загадывают загадки, изображая движения спортсменов. Дети отгадывают.

Педагог : В этой игре задача взрослого дать детям возможность перебрать разные варианты слов. Так, пловца дошкольники могут назвать плавщиком, плывуном, плавильщиком и т. п. Если ваш ребёнок не назовет слово правильно, вы, родители , подсказываете или называете его.

Для родителей отдельно распечатала памятки с играми .

Домашняя игротека

Игры, игровые упражнения и задания по закреплению речевых навыков у детей

Игры на обогащение словаря ребенка :

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей …(чирикает). Сова летает, а заяц…(бегает). У коровы теленок, а у лошади…(жеребенок).
«Только веселые слова». Нужно называть по очереди только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех». Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему только круглые, колючие слова.

Игры на развитие грамматического строя речи:

«Приготовим сок». «Из яблок сок….(яблочный); из груш….(грушевый); из вишни…(вишневый) и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.
«Сварим варенье». «Из черники... (черничное); из ежевики... (ежевичное) и т.д.» А теперь наоборот: малиновое варенье из чего?» и т.д.
«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые слова», которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.
«Если бы, да кабы...» Взрослый предлагает ребенку закончить начатое им предложение. Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был (а) кем-то (чем-то), то я бы..., потому что (чтобы)....
Например: «Если бы я был фруктом, то зеленым и невкусным Мандарином, чтобы меня никто не съел».
«Назови ласково и много». Лес – лесочек, много лесов; Лист – листочек, много листьев; Ветка – веточка, много веточек.
«Чье гнездо?». Гнездо воробья – воробьиное; гнездо (дупло) синицы – синичье; гнездо вороны – воронье.
«Чей след?». След лисы – лисий, след кабана – кабаний, след лося – лосиный, след белки – беличий, след мыши – мышиный, след человека – человечий.
«Скажи правильно». Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная); из пластмассы? (пластмассовая); из глины? (глиняная); из кожи?, из металла?, из резины?, из бумаги?, из картона?, из стекла?.

Игры на развитие связной речи:

«Отгадай, что за птица». Ведущий выбирает иллюстрацию с изображением птицы (голубь, снегирь, скворец, поползень...), не называя птицы рассказывает о ней (величина, окрас, среда обитания, чем питается). Отгадывающие должны назвать.


«По дороге из детского сада (в детский сад):
«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

Игровые упражнения на слоговую структуру слов:

«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги).
«Восстанови сказку». Жи... – бы... де... и ба.... И бы... у ни... Ку... Ря.... Сне... Ку... яй... не... про..., а зо.... Де... би... би... – не ра.... Ба... би... би... – не ра.... Мы... бе..., хво... ма..., я... упа... и ра.... Де... пла..., ба... пла..., а Ку... ку.... Не пла..., де..., не пла..., ба.... Я сне... ва... я... не зо..., а про...».
«Восстанови стихотворение».
Иде... бы... ка...,
Взды... на хо....
Во... до... ко....
Се... я упа....

Игры на звуковую культуру речи:

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга...»
«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Традиционные игры

По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель: расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например, в выходной день, родители «дарят» ребенку новое слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст..), «сладкие» (мармелад, щербет, джем…), «тяжелые» (штанга, гиря…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко…). Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на маленьких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне – имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педагоги достают копилку и проводят разнообразные игры. Например. Бумажки со словами высыпают в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Можно организовать игру по-другому: воспитатель по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок, который правильно называет слово, получает фишку. Один раз в квартал в группе вывешивается благодарственное письмо, в котором указываются те семьи, чьи дети принесли в копилку много интересных слов. Подобная форма поощрения является хорошим стимулом как для детей, так и для родителей.