Коррекция поведения ребенка. включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях

Экология жизни.С грудничкового возраста мальчик отличался гиперактивностью и агрессивностью. Ребенок пинался, лягался, бился, кусался, плевался и отказывался одеваться. Нередко у мальчика возникали немотивированные перепады настроения.

Доктор Дорис Рапп - дипломированный меди­цинский специалист и детский аллерголог. Она - ассистент в клинике профессора педиатрии университета штата Нью-Йорка в Буффало и основатель фонда Практических аллергических исследований. Она автор бестселлера Нью-Йорк Тайме "Это ваш ребенок?» (Куилл, 1991).

Многие родители уже знают о том, что кто-то в их семье может страдать сенной лихорадкой, астмой или экземой. Но зна­ют ли они о том, что на мозговые функ­ции ребенка может влиять пища и другие факторы окружающей среды, например пыль или грязь, и из-за этого у ребенка развивается так называемая гиперактивность и проблемы с учебой?

Широкий спектр жалоб, таких как из­быток активности, усталость, энурез, нео­бычное поведение, даже эпилепсия у неко­торых детей могут быть вызваны аллерги­ческими реакциями. Младенцы с аллергией могут быть настолько гиперак­тивны, что могут «гонять» кроватку по комнате, раскачивая ее, отталкивать ее от стены или начать ходить раньше, чем нор­мальные дети. Если найти и исправить это. ребенку можно помочь, и симптомов не будет, и не надо будет наркотиков. Вот несколько примеров этому:

В 15 лет Бетси была в депрессии и пыта­лась покончить с собой каждый год в конце лета, когда воздух северного Ми­чигана наполнен пыльцой полыни. В те­чение ее первого визита в нашу клинику она произвела впечатление нормальной девочки, пока мы не протестировали ее на аллергию на полынь. Тогда она забра­лась в ванну и отказывалась выходить оттуда. Она кричала, до нее было не дотро­нуться, жаловалась на такую сильную боль в животе, что она свернулась калачиком и держалась за живот. После того, как ей дали нейтрализующее лекарство, она почувствовала се­бя полностью нормально за несколько ми­ни. Бетси долго была неудачни­цей в школе, и после того, как ее аллергию об­наружили и вы­лечили, ее успехи в школе зна­чительно воз­росли.

Карл быт милым 3-летним малышом с чудесным характером - пока не ел са­хар. Его мать заметила, что если он ел сладкое, то его характер быстро и драма­тично менялся. Мы засняли его, когда он жадно поглотил восемь кубиков саха­ра. Как предсказывала мать, он меньше чем за час трансформировался из докто­ра Джекилла в г-на Хайда. Сначала он прекратил играть тихо и начал стонать. Затем он стал более раздражительным, затопал ногами, побросал игрушки через голову и бросил в мать кубиками. Когда ему дали правильное противоаллергичес­кое лекарство, в течение нескольких ми­нут он превратился в прежнего оча­ровательного ребенка. Мать была в сле­зах. Она поняла, что она не плохая мать, и что он не плохой ребенок.

О детях с такими симптомами часто думают, что у них психические расстрой­ства.

Если ваш ребенок ведет себя подобным образом, сначала покажите его компе­тентному врачу - аллергологу, и пусть его правильно обследуют. Это может не толь­ко сделать ваши родительские годы гораз­до более приятными, но также может спа­сти жизнь вашему ребенку.

Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Щупановская Л.А., учитель ГБОУ СОШ № 186

«Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной

мере зависит от детей, которых мы оставим нашему миру».

Федерико Майор ЮНЕСКО

Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения.

Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в коррекции и в воспитании.

Организация деятельности детей на основе их интересов – одно из направлений коррекции, получившее широкое распространение за последние годы.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и коррекции, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С. Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода. В своей совокупности методы коррекции призваны активизировать ребенка на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию.

В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов коррекции нарушений поведения детей. Психолог школы в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, игротерапию, логотерапию, и др. 1

Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые школьным психологом в коррекции нарушений поведения детей.

Метод разговорной психотерапии – логотерапия - это разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Игротерапия - это самый лучший путь к психической устойчивости. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Игротерапия выполняет три функции - диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой. Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка .

Система мероприятий, направленных на коррекцию нарушений поведения, включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания .

Успех коррекции нарушения поведения возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.

Коррекция нарушений поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного ребенка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы .

Индивидуальная помощь ребенку в классе – это специальная деятельность педагогов, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с ребенком или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.

Так же эффективна и групповая коррекция нарушений поведения. Преимущество группы заключается в том, что группа представляет собой своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью педагога и других членов группы может проанализировать собственное поведение и опробовать его новые формы. Это достигается с помощью особой организации общения в группах, активного социального обучения, главной характеристикой которого является «соответствие самой процедуры обучения тем процессам и явлениям, которые создаются в ходе его реализации, т е. отношения участников группы тренинга строятся в полном соответствии со всеми требованиями общения-диалога» .

Следует отметить, что методы психологического тренинга, одной из форм которого является групповая коррекция поведения детей, восходят еще к идеям интенсивного общения К. Роджерса , его принципу «здесь и теперь», т. е. к анализу непосредственно происходящего в данной группе, принципу партнерства и равенства участников группы (совместного восприятия и обсуждения общей увиденной ситуации или проблемы и максимального учета интересов всех участников), осознания и эмоционального переживания проблем каждого члена группы, умения ставить себя в позицию другого, прочесть ситуацию его глазами и т. д. Это значит, что в группе внимание сосредоточено на непосредственном опыте и вовлечении в него.

Таким образом, самым эффективным методом коррекции нарушений поведения является игротерапия. Эффективен любой способ коррекции индивидуальный или групповой. При выборе способов и методов коррекции нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания.

Список литературы:

Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / Нарушения поведения детей и подростков.– М.: 2001.– С. 51–59.

Беличева С.А. Социально–психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних /Автореф. дис. докт. психол. наук. – М.: 1989. – 45 с.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста вполне возможно, однако, агрессия может быть различной. Если это агрессия с целью самозащиты - это вполне нормально, но если ребенок проявляет немотивированную агрессию в коллективе - такое состояние требует коррекции, чтобы оно не перешло в более сложную проблему

Методы коррекции поведения детей

Агрессия присуща всем детям, однако, у некоторых из них она принимает угрожающие формы и тогда необходимы меры по коррекция поведения дошкольников, чтобы не нарушить социализацию ребенка в коллективе и не сформировать патологические черты личности. Признаки такой агрессии заметы с раннего возраста - дети теряют контроль над своим поведением, ссорятся со сверстниками, вызывают у окружающих раздражение и злобу, вымещают гнев на предметах. Они могут быть раздражительными, завистливыми, часто злятся и затаивают обиду, причиняют физическую боль другим.

Естественно, если родители видят у ребенка признаки агрессии, от ее выплесков нужно защитить других детей, при этом применяя к своему крохе подходящие методы коррекции поведения. Начать нужно с выяснения и устранения причины подобного поведения. Зачастую это дурной пример семьи, где позволяются угрозы и агрессивное поведение в отношении кого-то из членов семьи или самого ребенка. Также дети с агрессивностью могут быть в семьях с двойными стандартами в отношении общения - с окружающими в ключе доброты и вежливости, в то время как дома в ключе агрессии и физической силы с грубостью. Не меньшее влияние оказывает общение в коллективе - где есть сильные и слабые, и сильные позволяют обиды в отношении слабых. Борьба за «власть» порождает агрессию. Также могут давать агрессивность просмотр мультиков и фильмов не по возрасту со сценами насилия, агрессии, если дети копируют любимых героев.

Как же проводится коррекция агрессивного поведения у детей? Важно понять, что агрессия у ребенка является внешним проявлением внутренних дискомфортных ощущений. Подобное поведение - это попытки привлечения внимания к себе и невозможность их решения самим малышом. Для того, чтобы помочь малышу справиться с агрессией, в дошкольном возрасте можно применять определенные упражнения и действия для разрядки, снятия агрессивности и приступов злости.

Предложите малышу:

  • комкать или рвать листы бумаги, дав выход агрессии;
  • попробовать поколотить подушку или детскую боксерскую грушу;
  • также можно вместе с ребенком потопать ногами и покричать;
  • медленно попробовать посчитать от одного до десяти;
  • заштриховывать карандашом лист бумаги или втереть в него пластилин.
Отличными способами снять агрессию в дошкольном возрасте помогут прогулки, бег и активные спортивные игры.

Не меньшую пользу оказывают водные процедуры - души, ванны, плавание, они отлично подойдут для коррекции такого поведения. У агрессивных детей часто есть зажим мышц плечевого пояса, рук и шеи, поможет в снятии агрессии расслабляющий массаж и нежные руки мамы.

Важно применять особые упражнения для релаксации - они помогают снять агрессию, успокоиться и выровнять состояние нервной системы. Можно мысленно, лежа на спине представить в ручке лимон и отжимать из него сок. Сначала он отжимает сок одной рукой, затем - другой.

Полезным будут упражнения с вытяжением тела вверх с максимальным напряжением всех групп мышц. Малыш должен вам показывать - как он растет. Делать нужно подобное упражнение несколько раз в день. При этом обращайте внимание на его дыхание, дышите вместе с ним глубоко и медленно.

Под девиантным понимается отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих нравственные и моральные принципы, установленные в данном обществе. К числу таковых относятся: периодические прогулы школьных занятий, уходы из дома, периодическое бродяжничество, выраженная агрессия, ранние суициды, подростковая алкоголизация.

Подростки отличаются чувствительностью к различным стрессам. Именно в этот период наблюдается большое количество подростков, совершенно не умеющих овладевать собственными эмоциями.

Курение подростков - один из видов девиантного поведения

Причины асоциального поведения детей

Среди важных причин, провоцирующих появление «трудных» детей, психологи отмечают серьезные травмы в пределах семьи: произошедший разлад родителей, нехватка родительской любви, кончина одного родителя, проявление родительской жестокости либо непоследовательности в воспитании, длительное пребывание в детском доме.


Причины нарушения поведения у детей

Определяющая роль в процессе социализации и предотвращении девиантного поведения отведена образовательной школе. Это связано с тем, что ребенок в основном находится в школе, где он осваивает нормы морального поведения в обществе. Школа признана тем официальным институтом, где активно транслируются общепринятые принципы и моральные ценности.


Девиантное поведение - определение

Основы коррекции отклоняющегося поведения

Коррекция девиантного поведения подростков представляет собой комплекс социально-педагогических и психологических процедур, нацеленных на регуляцию мотивации, моральных ориентаций, важных установок и общего поведения отдельно взятой личности. Девиантное поведение и социальный контроль должны идти во взаимодействии, иначе такие дети могут серьезно навредить своему будущему.


Различие между типами асоциального поведения: девиантного и деликвентного

Педагоги выделяют следующие доступные для понимания методы коррекции:

  • Педагогическая коррекция – это распространенные методы общественного воздействия, когда исправляются активно-волевые дефекты, устраняются страхи, используется методика игнорирования, метод культуры здорового смеха и т. д.
  • Особая педагогическая коррекция – исправление видимых недостатков отклоняющегося поведения, нервного характера, воспитание трудом, дальнейшее исправление простым методом рационально организованного коллектива.
  • Психологическая технология коррекции девиантного поведения базируется на практическом исправлении этих погрешностей, например, при помощи самовнушения, гипноза, метода убеждения и психоанализа.

Факторы возникновения ДП - социальные и физиологические

Коррекция девиантного поведения подростков напрямую зависит от степени взаимодействия индивида в процессе межличностного общения, проявления волевых качеств личности.

Благодаря включению волевых качеств постепенно коррекция аморального поведения переходит в самокоррекцию.

Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков состоит из следующих последовательных этапов:

  • точно формулируется социальная и педагогическая проблема;
  • выдвигаются предположения о возможных причинах аморального поведения;
  • диагностический период;
  • подбор нужных методов коррекционной работы;
  • применение передовых методик коррекционной работы;
  • создание программы психокоррекционной деятельности со школьниками;
  • ведется практическая педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения;
  • осуществление контроля за результатами внедренной программы.

Основная работа психолога и школьного социального педагога в это время должна быть направлена на выявление и устранение глубинных причин для нестандартного поведения восприимчивого подростка. В данном случае это анализ всего, с чем связана социология девиантного поведения, - это изучение особенностей окружения агрессивного подростка, его семьи, дворовых компаний, различных неформальных криминальных групп. Также нужно выяснить мотивацию подростка, состоящего в неформальной группе, то есть им движет желание самоутвердиться среди сверстников, получение социальной защищенности в группе, реализация дружеского общения или удовлетворение потребности в употребление алкоголя.


Основные формы девиантного поведения

Важную роль при этом играет личное отношение подростка к себе, своему отклоняющемуся поведению и ближайшему социальному окружению. На этом подробном анализе выстраивается дальнейшая социальная деятельность педагога.

Методы коррекции отклоняющегося поведения

Педагогика выделяет следующие группы эффективных методов, нацеленных на исправление девиантной личности:

  • Способ разрушения некоторых черт отрицательного характера, то есть это радикальный метод реконструкции сложившегося характера.
  • Метод быстрой перестройки мотивационной сферы и основных принципов самосознания, когда подростком переосмысливаются его важные достоинства и недостатки, происходит переориентация его сознания, проговариваются примерные негативные итоги девиантного поведения.
  • Методика практической перестройки жизненного опыта заключается в ограничении, предписании, переучивании, регламентированном образе жизни.
  • Метод, когда порицается негативное поведение и поощряется положительное.

Методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения

Результативность социального контроля девиантного поведения зависит от сочетания личного и коллективного психологического воздействия, применения различных методов и разновидностей внеурочной деятельности во время коррекционной работы с подростками.

Роль семьи в психокоррекции отклоняющегося поведения

Особую роль в работе с «трудными» отводят семье, ведь именно в ней кроются все причины столь странного поведения ребенка. педагоги выделяют следующие виды семей с неблагоприятной атмосферой:

  1. Семьи, где царит неблагоприятная атмосфера равнодушия и грубости родителей к своим детям.
  2. Семьи, где отсутствует эмоциональный контакт между ее членами.
  3. Семьи, где ощущается нездоровая нравственная атмосфера.

Роль семьи в возникновении отклоняющегося поведения

Психологи выделяют 4 неблагоприятные для ребенка ситуации в семье:

  1. Родительская гиперопека различной степени.
  2. Гипоопека, зачастую перетекающая в безнадзорность.
  3. Ситуации, где имеется «кумир» семьи.
  4. Моменты, когда создается «золушка» в семье.

Педагоги выделяют 4 типа неблагоприятных семей, оказывающих негативное влияние на растущего ребенка:

  • Неполные семьи, где ощущается недостаток воспитательных ресурсов.
  • Конфликтные семьи.
  • Морально неблагополучные семьи.
  • Педагогически некомпетентные семьи.

Причины бродяжничества детей

При анализе отклоняющегося поведения школьников педагоги выделили следующие неблагоприятные воспитательные ситуации, провоцирующие аморальное поведение подростка:

  • Отсутствие родительской осознанности в процессе воспитательного воздействия на ребенка.
  • Подавление личности ребенка либо проявление насилия в воспитании, которые прекращаются к подростковому периоду.
  • Родительское преувеличение детской самостоятельности по причине личных эгоистических побуждений.
  • Хаотичность в воспитании из-за возникающий разногласий родителей в применении тех или иных методов.

Эффективность коррекции общения в семье школьников с девиантным поведением напрямую зависит от органичного сочетания прямого и косвенного воздействия на семью.

Желательно по возможности сдерживать разрушительные гневные порывы ребенка перед их проявлением, остановить собственную руку, занесенную для удара.


Направление работы - коррекция враждебности

Необходимо показать ребенку, насколько неприемлемо его враждебное поведение, направленное на неживые предметы, а также на людей. Открытое осуждение такого поведения, активная демонстрация невыгодности его поведения в отдельных случаях дают наивысший результат.

  • Необходимо установить табу на драчливое поведение, при нарушении правила желательно напоминать ребенку об этом.
  • Дать детям возможность выбора альтернативы поведения на основе развития у них чувства сопереживания, эмпатии.
  • Детей нужно обучать консультативным методам выражения гнева как эмоции, присущей каждому человеку.

Необходимо проводить следующую работу с родителями «трудных» детей:

  • Подробно информировать родителей об уникальных особенностях ребенка с аморальным поведением.
  • Обучать родителей распознавать появление собственных пагубных состояний, возникающих при общении агрессивными детьми, а также доступным приемам восстановления психологического равновесия.
  • Обучать родителей навыкам свободного, «ненасильственного» общения, активного слушания, использованию вместо приказных «Ты-сообщений», демократичных «Я-сообщений», непринужденному общению без угроз и приказов.
  • Отрабатывать навыки продуктивного сотрудничества с агрессивными детьми при помощи специальных ролевых игр и моделирования ситуаций.
  • Вырабатывать единые правила и требования воспитания.
  • Отказ от традиционных методов наказания, переход к способам убеждения и активного поощрения.
  • Включать ребенка в секционные кружки по интересам, студии.

Способы индивидуальной коррекции ДП

Методы индивидуальной коррекции драчливого поведения подростка направлены на практическое усвоение им иных форм поведения, когда ребенок во время активной игровой деятельности осознает степень собственной агрессии и неадекватного поведения, обучается ее контролировать, а затем осваивать иные варианты реакции на происходящее.

Методы групповой коррекции враждебного поведения помогает с выражением агрессивных импульсов. Выход гнева посредством активных действий либо в процессе игры эффективен при коррекции поведения детей в группах.


Этапы воспитательной стратегии с трудными детьми

Приёмы коррекции поведения

Вот несколько эффективных приемов коррекции отклоняющегося поведения детей, которые может взять на вооружение каждый родитель и педагог.

Простой прием «Наши чувства»

Задача: при помощи ознакомления детей с позитивными эмоциями, вербальным и невербальным общением, реакцией собственного отрицательного опыта педагог обучает детей эффективно справлять с собственной агрессией.

Подготовительные материалы. Нужно подготовить небольшие карточки с названиями человеческих чувств, таких как: восторг, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, яростный гнев, стыд, отвращение, неприятное смущение, горькая печаль.


Результаты анкетирования подростков с трудным поведением

Активный процесс: предлагаем ребенку разделить карточки на 2 группы, в одной будут позитивные, а в другой пагубные чувства. Затем ребенок может придумать ситуации, когда эти чувства проявляются. Потом можно дать ребенку нарисовать те состояния, которые ему импонируют больше всего, он может рассказать, по какой причине он выбрал именно их.

Прием «Маленький секрет»

Цель: быстрое восстановление былого благотворного состояния помогает ребенку легко избавляться от гневных импульсов и выраженного агрессивного поведения.

Используемые материалы: лист бумаги и карандаши.

Процедура: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза на пару секунд, представить то место, где ему комфортно бывать. Если такого нет, то его можно выдумать. Какие звуки и краски в окружающем месте, какие неживые предметы там находятся? Нужно еще раз оглянуться мысленно, запомнить все зрительно, открыть глаза и попытаться запечатлеть все это на листе бумаги.


Метод «Шляпы» позволяет поделить проблемы по сложности

Способ «Мои эмоции»

Задача: ролевое проигрывание многих реальных ситуаций, активное вживание в новую роль. Возникающие в процессе такой миниатюрной инсценировки чувства учат детей иным положительным вариантам поведения, чем выраженная форма агрессии.

Нужные материалы: яркий детский картон, конструктор, детский кукольный театр либо обычные игрушки (плюшевые мишки, куклы, машинки).

Процесс: различные моменты придумываются на основе известных сказок, либо с ребенком родители фантазируют, придумывая с любимыми героями истории, где главные персонажи ребенок сам наделяет определенными качествами. Проигрывающиеся истории можно записывать на камеру, после чего можно вместе с ребенком анализировать, выделять главных персонажей, их выраженные качества. Можно спросить, каким вымышленным героем ребенку понравилось быть больше всего. Если отрицательным, то можно провести беседу о том, чего же недостает позитивному герою, каким способом он этого может добиться.

Можно придумать небольшую сказку, где положительный герой наделяется всеми отмеченными качествами, которые нравятся ребенку в агрессивном герое. Что в итоге из этого выходит, все это можно проговорить вместе.

Эффективная методика «Каракули»

Цель: создание атмосферы непринужденности, налаживание эмоционального контакта, высвобождение ребенка от различных торможений, благодаря чему его каракули получаются спонтанными.


Методика Каракули давно используется в психологии

Нужные материалы: простой карандаш, большой лист ватмана, цветные карандаши.

Процедура: предложите ребенку размашистыми движениями, вовлекая все тело нарисовать в воздухе какую-нибудь каракулю. Когда он начнет ощущать свободу телесных движений, он может закрыть глаза и перенести эти действия на чистую бумагу. Когда каракуля будет готова, то можно рассмотреть ее со всех сторон, обнаруживая и раскрашивая в ней различные формы. Их выделяем яркими тонами. Иногда из этого беспорядка может родиться спонтанная история. В этот момент родителю нужно обратить внимание на то, какие цвета использует ребенок, какие именно образы ему приходят.

Психологическая методика «Картина мира»

Основные задачи: тщательное изучение индивидуальных особенностей образа, а также личного восприятия собственного мира, насколько оно окрашено в негативные краски.

Материал: белый лист, цветной карандаш и ручки.

Процесс: вначале дается краткая инструкция нарисовать окружающий мир, каким его себе представляет ребенок. После этого ребенка просят запечатлеть собственный мир на бумаге, на что он похож.


Психологи умеют расшифровать рисунки детей

Подробный анализ рисунков показал, что существует 5 основных видов рисунков о собственном мире:

  1. Изображение собственного мира в форме большой круглой планеты, иных планет солнечной системы – это сугубо когнитивная картина мира в рамках общепринятых знаний.
  2. Картина в форме пейзажа – в форме милого городского либо сельского пейзажа с присутствием счастливых людей, ярких цветов и красивых животных, является желаемым образом своего ближайшего окружения.
  3. Окружение, собственный дом, его реальная обстановка в доме – это ситуативная картина.
  4. Метафорическая картина передает достаточно сложные чувства, выданные в форме усложненного образа.
  5. Схематическая картина мира, которая отличается предельной краткостью изложения, возможно, скрытностью ребенка.

Основными ориентирами в анализе картин для родителей должны быть отмеченные крупным планом части картины мира, которые ребенок хочет иметь, какой мир у него есть сейчас.

Обязательно расспросите его в подробностях, что он запечатлел на этом чистом листе бумаги.

Практическая игра «Крикни громче!»

Цели: при помощи формирования реальной ситуации принятия помочь ребенку эффективно и быстро нейтрализовать вербальную форму агрессии.

Этот метод активно применяется, если ребенок активно использует в своем повседневном обиходе ругательную лексику либо грубо обзывается. Эта методика может проводиться как родителями, так и школьными психологами.


Процентное соотношение подростков с отклоняющимся поведением

В момент, когда ребенок сказал острое словцо, нужно выяснить степень его понимания значения произносимых слов. Если он точно понимает их заложенный смысл, то можно провести беседу, задав несколько важных вопросов. В чем причина употребления таких слов? Почему они ему нравятся? Что они значат лично для него? Необходимо спокойным тоном объяснить, как ощущают себя простые люди, непосредственно, в адрес которых произносятся такие ругательные слова.

Можно предложить ребенку успешно справиться с поставленной задачей, заинтересовать его предложением прогуляться в такое место, где он сможет произносить свои крепкие слова столько, сколько захочет, никто его за это порицать не будет.

Для этого можно выбрать отдаленную поляну. Нужно дать ему понять, что он здесь может ругаться. Нужно сделать так, чтобы ребенок громко произнес все матерные слова, по нескольку раз, постоянно усиливая голос. Когда ребенок устанет и больше не захочет громко ругаться, то можно похвалить его за то, что он умеет громко кричать. Если у него вновь появится желание выругаться, то вы вновь придете с ним туда. Об этом случае сильно не распространяться, чтобы не скомпрометировать ребенка.

Проведение таких корректирующих мероприятий – важная социальная функция, которую должен реализовать каждый педагог и родитель.


Психология ДП отдельная отрасль

Изучением подобных нестандартных форм поведения занимается такая важная отрасль науки, как психология девиантного поведения, к которой и нужно обращаться за поиском подходящих коррекционных методов. Коррекция такого отклоняющегося поведения – это не только забота психологов и специальных педагогов, но и приоритет органов, ведущих социальный контроль над подростками с неадекватным поведением.

Социальный контроль над подростками с отклоняющимся от нормы поведением

Большинство детей с отклонениями в поведении, нарушающих общественный порядок, нуждаются в медицинской, социальной и психологической помощи. Возможности нашей исправительно-трудовой системы ограничены, здесь меньше всего заботятся об исправлении подростка, здесь его психику и дальнейшую судьбу могут искалечить.

Вначале отклоняющееся поведение у подростка не имеет под собой четкой мотивации.


Два способы контроля детей с ДП

Молодой человек лишь стремится в полной мере отвечать требованиям своей компании, склонной к аморальному поведению. В силу низких условий жизни такие подростки не могут определить свои социальные роли.

Выделяются следующие важные методы социального контроля:

  • Используемые способы и методы осуществления социального контроля должны быть адекватны девиантному поведению. Важным средством социального контроля должно стать полное удовлетворение различных потребностей детей, склонных к нестандартному поведению. В качестве достойной альтернативы различным видам противоправных, криминальных действий могут стать научное, техническое и иные виды школьного творчества.
  • Разумное сокращение репрессивных методов психологического воздействия. Ограничение личной свободы подростка приводит к социальной и нравственной деградации. Отсюда следует, что по отношению к юным правонарушителям допустимо проявление лояльности в виде сокращения сроков лишения свободы, отсрочки исполнения приговора.
  • Гибкая система социальной помощи, включающая общественные организации, созданные по принципу «самопомощи».
  • Осуществляется жесткий контроль над потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, агрессии, жестокости.
  • Социальная подготовка кадров, которые могут работать с трудными подростками - социальных работников, опытных врачей-наркологов, всех, кто работает с юными девиантами.

Все эти действия направлены на сокращение детской преступности, получившей в нынешнее время столь широкое распространение. В чем же причины таких нарушений, с чем связаны детские нарушения общественного порядка?


Психологическая коррекция подростков с ДП

Мелкая преступность в подростковом возрасте

Преступление – это опасное явление, ставящее под угрозу безопасность, здоровье и даже жизнь окружающих людей. За совершение любого злодеяния предусмотрена ответственность.

На различные виды правонарушений подростков толкают следующие внутренние мотивы:

  • Как следует из официальной статистики, зачастую подростки совершают злодеяние из простой корысти, то есть заинтересованности в получении личной выгоды. Корыстные побуждения являются объективными причинами множества краж, порчи ценного имущества;
  • Иррациональные хулиганские побуждения, не поддающиеся никакой логике;
  • Некоторые личностные особенности восприимчивого подростка также могут выступать объективными причинами многих общественных правонарушений. В качестве таковых отмечают эгоизм, проявление неуважения к принятым нормам, чувство ненависти, злобы.

Виды девиантного поведения у подростков

Объективные причины подобного нестандартного поведения условно классифицируют на 2 группы, в которые входят биологические и социальные факторы. В роли биологических факторов выступают наследственно обусловленная предрасположенность к неадекватному поведению, личностные особенности темперамента ребенка.

Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка, оказывающая на него влияние личная семья, школа, сверстники. Стиль семейного воспитания, принятый дома, дает почву психологическим причинам для девиантного поведения подростка.

Как следует из официальных данных статистики, большинство мелких правонарушений производят подростки, выросшие в семьях, обладающих малым достатком, неполным составом, где царит социально неблагополучная атмосфера. Если в семье присутствуют люди, ведущие асоциальный образ жизни, то в разы увеличивается риск быстрого приобщения подростка к опасной преступной деятельности.


Психологическое воздействие на детей с ДП

Психологический микроклимат в доме также играет немаловажную роль, ведь подростки, становящиеся невольными свидетелями яростных родительских ссор, чаще всего оказываются втянутыми в плохие компании своих сверстников. Как предотвратить подобное явление в своей семье? Этот вопрос волнует многих современных родителей.

Полезные советы по профилактике отклоняющегося поведения подростков

Любую возникающую проблему гораздо проще предупредить, чем устранять ее последствия. Именно по этой причине особую важность обретает профилактика агрессивного поведения подростков.


Профилактика и коррекция ДП

Советы молодым родителям по профилактике аморального поведения у детей:

  • Необходимо своевременно побеседовать с ребенком о последствиях правонарушений, которые часто совершаются в его возрасте. Многие молодые люди делают какие-либо злодеяния, не думая о предстоящем наказании.
  • Задача родителей состоит в том, чтобы у ребенка сформировалось представление о степени административной и уголовной ответственности за те или иные противоправные деяния.
  • Родители должны иметь представление об узком круге общения их ребенка, важно на этом этапе установить доверительные отношения, формируя дома благоприятную атмосферу для совместного времяпрепровождения. Нужно поощрять желание ребенка ходить периодически в гости к его друзьям. Но количество вечеров, проведенных вне дома, должно быть регламентировано и обговорено заранее.

Отсутствие дисциплины и неорганизованность являются определяющими факторами риска. Именно поэтому так важно, чтобы у ребенка в этот период было полезное увлечение, которому он будет готов посвящать свое свободное от занятий время. Активно занимаясь спортом, инструментальной музыкой либо участвуя в различных тематических конкурсах, подросток легко сможет обрести друзей по собственным интересам, ограничивая себя от дурной компании.


Работа с родителями трудных подростков

Во время общения с ребенком родители должны поощрять, открыто высказываться о себе, делиться с родителями своими сокровенными переживаниями, чувствами.

Психологами уже давно подмечено, что дети, окруженные родительской заботой и внимание, а не гиперопекой, реже проявляют склонность к аморальному поведению, чем дети, чье будущее безразлично родителям. Такое равнодушие к ребенку со стороны родителей, которое он чувствует, может стать причиной его агрессивного поведения. Лишенные положенного родительского внимания подростки будут стараться таким путем привлечь родителей в свою жизнь.

Степень общей образованности родителей при этом играет немаловажную роль, знание уникальных особенностей кризиса подросткового периода.

Профилактика отклоняющегося поведения подростков – задача, ради выполнения которой должны объединяться все социальные институты, с которыми связан подросток. Проведение первого профилактического этапа отводится школе, именно здесь педагоги проводят раннюю диагностику, где выявляется склонность детей к агрессивному, антисоциальному поведению. С этой целью школьные психологи проводят личные наблюдения, специальные исследования с использованием профессионально подобранных тестов.


Вести активную социально-педагогическую деятельность с детьми девиантного поведения среди особых групп риска разрешают специально подготовленным специалистам.

При воспитании подростка не стоит забывать простую истину. Каким бы правильным и примерным ни было воспитание, дети никогда не будут делать то, что говорят родители, они будут делать так, как поступают в этой ситуации родители. Отличный личностный пример, продемонстрированный ребенку, может заменить многие воспитательные беседы, защитить его от возможных неприятностей в будущем. Какие бы причины для аморального поведения у ребенка ни были, своевременное уточнение имеющихся проблем, дальнейшая профилактика и эффективная практическая коррекция при помощи простых методов помогут ему получить надежду на социально благополучное будущее без выраженной агрессии и мелких нарушений.

Консультация: «Методы коррекции агрессивного поведения у детей»

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

б) повсеместная демонстрация сцен насилия;

в) нестабильная социально-экономическая обстановка;

г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения);

д) социально-культурный статус семьи.

Причины возникновения агрессии у детей дошкольного возраста:

Стремление занять лидерские позиции;

Желание владеть предметом, которым владеют другие дети;

Ревность;

Замечание или наказание;

Чувство голода;

Повышенная утомляемость;

Скука, желание привлечь к себе внимание;

Давление родителей;

Впечатлительность, эмоциональная нестабильность;

Чувство неполноценности.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка имеет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия – вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально или физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера.

Агрессивность может быть физически и психологически обусловленной;

1) агрессивные реакции характерны для детей младшего и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольпости, из-за незнания нравственных правил и норм);

2) агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще защитную функцию: функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Одной из причин проявления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

1. Внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность.

2. Обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться.

3. Организаторские способности.

4. Широта кругозора.

5. Позитивная оценка взрослого.

Если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже – отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемлением самолюбия, будет направлена на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубиться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун» со стороны взрослого.

Еще одной причиной агрессивного поведения у дошкольников может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. В крайнем случае, заботясь о благополучие ребенка, можно совместно с администрацией обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на действия родителей.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее – неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, активной деятельности. Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручивания пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т.е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Независимо от причин агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их появлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Осуществление такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действует довольно эффективно.

3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

5. Обучать способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть:

1. Развитие умения понимать состояние другого человека.

2. Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме.

3. Обучение ауторелаксации.

4. Обучение способам снятия напряжения.

5. Развитие навыков общения.

6. Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:

Подраться с подушкой;

Использовать физические силовые упражнения;

Рвать бумагу;

Нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;

Использовать «мешочек для криков»;

Поколотить стол надувным молотком и т.д.

Овчарова Р. В. предлагает использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей:

Занятия психигимнастикой;

Этюды и игры на развитие навыков регуляции поведения в коллективе;

Этюды и игры релаксационной направленности;

Игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;

Игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошкой, ступнями.

С целью коррекции агрессивного поведения можно ставить детям спектакли, в которых проблемным агрессивным детям следует давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари).

Можно использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, следует помнить, что их страх перед выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же и способствует навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!» Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

После некоторого периода индивидуальной работы агрессивного ребенка следует включать в коллективную для того, чтобы ребенок получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими.