Планы семинарских занятий по предмету «Методика музыкального воспитания»
1 раздел. Общие основы теории и методики музыкального воспитания и развития детей
Тема 1.1. Теоретические основы музыкального воспитания детей
1. Задачи современного искусства
2. Музыка как один из видов искусства
3. Проблемы музыкально-художественного воспитания детей
4. Психологические основы музыкального воспитания детей
Тема 1.2. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей
1. Структуры музыкальности
2. Музыкальность как комплекс способностей
3. Развитие музыкальности в зависимости от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
4. Уровни развития музыкальных способностей детей
Тема 2. Основные исторические этапы музыкального образования детей в России
1. Музыкальное воспитание в дореволюционной России
2. Становление системы отечественного музыкального воспитания (1917-1990 г.)
3. Некоторые современные тенденции музыкального воспитания
4. Внешние формы музыкального воспитания детей
5. Музыкальные школы в системе музыкального образования и воспитания детей
Тема 3. Предмет и методики музыкального воспитания детей
1. Значение музыкального воспитания
2. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития
3. Задачи музыкального воспитания детей
4. Характеристика системы музыкального воспитания
5.Средства музыкального воспитания
6.Музыкотерапия и ее педагогические возможности. Каковы истоки музыкотерапии?
7. Каково воздействие музыки на бессознательные и подсознательные процессы?
8. В чем заключается сущность методов музыкотерапии и их педагогические возможности?
Тема 4.1. Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей
1. В чем заключается специфика применения общедидактических методов в музыкальном образовании?
2.Охарактеризуйте специальные и инновационные методы музыкального образования.
3. Раскройте содержание метода эмоциональной драматургии на музыкальных занятиях.
4. Этапы музыкального обучения детей дошкольного возраста.
5.Использования методов и методических приемов в разных возрастных группах: а) младшая группа; б) средняя группа; в) старшая и подготовительная к школе группы
2 раздел. Виды детской музыкальной деятельности
Тема 4.2. Слушание – восприятие музыки
1. Значение и задачи слушания – восприятия музыки
2. Формы слушания музыки
3. Общая характеристика приемов воспитательной работы
Тема 5. Пение
1. Роль и задачи пения
3. Основные певческие навыки
4. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению
5. Песенный материал и требования к его подбору
6. Подготовка педагога к обучению детей пению
7. Обучение пению в разных по возрасту группах: а) первый год жизни; б) второй год жизни; в) третий год жизни; г) четвертый год жизни; д) пятый год жизни е) шестой год жизни; ж) седьмой год жизни
Тема 6. Музыкально-ритмические движения
1. Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания
2. Виды музыкально-ритмической деятельности
3. Общие приемы обучения музыкально-ритмическим движениям
4. Подготовка педагога к обучению детей музыкально-ритмическим движениям
Тема 7.1. Игра на музыкальных инструментах
1. Значение игры на инструментах
2. Классификация музыкальных инструментов
3. Организация занятий по обучению игре на инструментах
4. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах
Тема 7.2. Музыкально-дидактические игры
1. Назначение музыкально-дидактических игр
2. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения
3 раздел. Методика музыкального воспитания в начальной школе
Тема 8. Методика музыкального воспитания в начальной школе
Вопросы:
1.Раскройте и обоснуйте методологические и научные основы музыкального развития, образования и воспитания младших школьников.
2. Перечислите и охарактеризуйте основные дидактические принципы музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Обоснуйте связь методики музыкального воспитания с возрастной психологией и общей педагогикой.
4. Охарактеризуйте методы музыкального развития детей младшего школьного возраста.
5. Проанализируйте особенности детского голоса и определите песенный репертуар для детей 1-го, 2-го и 3-го классов.
6. Охарактеризуйте методы активизации музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.
7. Охарактеризуйте значение и функции музыкально-ритмических движений как вида музыкальной деятельности.
8. Охарактеризуйте основные знания и умения по музыкальной грамоте, которые дети должны освоить в 1-м, во 2-м и в 3-м классах.
9. Проанализируйте программу по музыке для начальной школы, разработанную авторским коллективом под руководством Л.А. Безбородовой, и сравните ее с программой Д.Б. Кабалевского.
10. Дайте характеристику программам: «Музыка в четырехлетней начальной школе» (разработана под руководством Л.В. Школяр); «Музыка для 1-8-х классов» (программа для начальной школы, разработана под руководством Ю.Б. Алиева).
11. Охарактеризуйте традиционные формы внеклассной музыкальной работы (музыкальные кружки, хор, ритмика, музыкальный театр, фольклорный ансамбль и др.). Расскажите об основных принципах организации музыкальной деятельности во внеклассной работе.
12. Выявите сходства и различия урока музыки с другими предметами.
13. Музыкальный дневник как способ музыкальной рефлексии
Задания для НИРС
1. Составить драматургию урока или внеклассного занятия по музыкальному воспитанию для детей младшего школьного возраста. Объясните драматургические компоненты предложенной вами разработки.
2. Представить фрагмент музыкального мероприятия, разработанного для детей младшего школьного возраста.
3. Приведите фрагмент мероприятия, разработанного вами для детей. Сделать отчет.
4. Разработайте план урока на тему "Путешествие в мир звуков" направленный на актуализацию знаний обучающихся о звуках окружающего мира, развитие слухового восприятия, внимания, памяти. (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).
5. Разработайте перспективное планирование по музыкальному воспитанию в детском саду. (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).
1. Составление электронных презентаций по темам курса.
2. Составление глоссария по темам дисциплины.
3. Составьте список музыкальных произведений из программы «Музыка» для первого класса, которые можно использовать для создания спокойной атмосферы в классе.
4. Проанализируйте средства музыкальной выразительности одного из музыкальных произведений.
5. Разработайте план-конспект диагностики по музыкально-эстетическому воспитанию «Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному в искусстве». (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27
Если музыкальное воспитание в I классе «начало», «фундамент», во II классе «центр», продолжение и закрепление полученного ранее, то III класс-«завершение» всего начального этапа обучения в школе.
В современной структуре советской общеобразовательной школы I-III классы составляют начальный этап обучения, имеющий свои организационные отличия от среднего (V-VIII) и старшего (IX-X классы). Прежде всего, как правило, все учебные дисциплины в I-III классах ведет один учитель, что создает особые условия общения его с детьми. Предметное преподавание с IV класса сказывается на музыкальном воспитании даже и в тех случаях,
когда уроки музыки в младших классах вел специалист-музыкант. Однако во всех случаях III класс является действительно завершающим начальное обучение, и это необходимо учитывать учителю, ведущему урок музыки в нем. Насколько музыкально развитыми придут дети в среднюю школу? Насколько разовьются их музыкальные способности? Насколько будет сформирована готовность к дальнейшему общению с музыкой? Эти и другие вопросы должен предусматривать учитель, ведя музыкальные занятия в III классе.
Общая характеристика третьеклассника. Третьеклассник-это уже «типичный» школьник. Физически он более сильный, крепкий. Вместе с тем быстрый физический рост сказывается в стремлении к движению: дети часто становятся более непоседливыми. Умственное развитие значительно выше, чем у первоклассников и второклассников; третьеклассники располагают бблыпими возможностями для абстрактных умозаключений, абстрактного мышления. Внимание и память становятся все более произвольными (хотя непроизвольный характер и внимания и памяти еще играет определенную роль). В III классе несколько устойчивее и избирательнее становятся интересы и склонности ребят, хотя, конечно, они еще далеко не полностью сформированы и выявлены. Во всех этих явлениях все больше и больше сказываются результаты обучения и воспитания в школе. Если в первых двух классах обычно все дети охотно занимаются любой деятельностью (в частности, готовы и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах наряду с другими занятиями, связанными с общеобразовательными предметами), то в III классе дифференциация детей по интересам становится более определенной, среди них обнаруживаются более и менее способные и склонные к занятиям различного характера. Нередко именно в это время неопытные учителя навешивают ярлык на ребенка в плане его способностей, хотя известно, что многие способности развиваются значительно позже (даже музыкальные, хотя они часто проявляются и необычайно рано). Важно учитывать, что учащиеся III класса - пионеры, т. е. новые условия их коллективной жизни накладывают определенный отпечаток, стимулируют развитие самостоятельности, активности, интереса к общественной жизни.
Все это необходимо помнить учителю, ведущему уроки музыки. Так, например, он должен помнить, что если в I и II классах дети склонны копировать учителя (даже внешне), то в III классе у них появляется больше стремления показать себя (которое в дальнейшем приобретает все большее значение, особенно в подростковом возрасте). Это стремление важно подхватить и верно направить: давать проявлять свою активность, инициативность на общее благо (например, быть ответственным за какой-то участок работы на уроке, помогать в чем-то отстающим товарищам и т. п.).
При сохранении ив III классе основной цели музыкального воспитания - средствами музыки развивать и формировать личность- особенно важную задачу составляет всестороннее музыкально-слуховое развитие школьников, которое, естественно, учитель имел в виду с самых первых уроков. Но на данном этапе, в связи с усложнением самого музыкального материала для его полноценного восприятия все большую роль приобретают гармонический слух, тембровый слух, ритмическое и ладовое чувство.
При раскрытии важнейшего положения музыкального воспитания- о связи музыки с жизнью - все, уже знакомые детям средства музыкальной выразительности рассматриваются в передаче ими более сложного содержания музыкальных произведений. Поскольку школьно-пионерская жизнь детей становится значительно более многогранной, это учитывается и преподавателем музыки. На эту многогранность жизни он опирается при построении учебно-воспитательного процесса, при раскрытии многообразия тематики, настроений, характеров музыкальных произведений, того, что разные композиторы могут по-разному воплощать в музыке даже одну и ту же тему (образ, явление), что по-разному одну и ту же тему (образ, явление) может воплощать в разных произведениях и один и тот же композитор. (Например, вальс в творчестве П. И. Чайковского: в «Детском альбоме», в цикле «Времена года», в «Щелкунчике», в «Спящей красавице», в «Лебедином озере», в «Евгении Онегине»...) Таким образом, все шире раздвигаются перспективы приобщения детей к сокровищам музыкального искусства, все более многогранным предстает перед ними музыкальное искусство.
Одним из средств активного музыкального слухового развития школьников является их собственная музыкальная деятельность: пение, игра на инструментах, слушание музыки.
Содержание программы III класса, разработанной в НИИ школ МП РСФСР, продолжает линию усложнения тех задач, которые в той или иной степени затрагивались в предыдущих классах. В какой-то мере дети уже знакомы с тем, что музыка всегда связана с жизнью, отражает ее, что музыка - часть жизни, что у каждого народа есть своя музыка. На первом же уроке в I классе они были подведены к осознанию того, что сама музыка живет только тогда, когда сочиненное композитором произведение кем-то исполнено и кем-то услышано. Содержание музыкального воспитания, начатое в I и II классах, находит свое логическое продолжение и закрепление в тематике учебных четвертей III класса. Эти темы таковы:
I четверть-«Музыка моего народа»;
II четверть-«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»;
III четверть-«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»;
IV четверть - «Композитор - исполнитель - слушатель».
Одним из исходных положений программы, которое дается учащимся на первых же уроках I четверти в III классе, является то, что основой музыкальной культуры служит народное творчество, что композиторская музыка вырастает из него. И здесь следует обратить внимание на первую серьезную задачу, которая выдвинута в программе: деть детям представление о народной и композиторской музыке, естественно, применительно к возможностям ее усвоения учащимися III класса. В указаниях к 1-му уроку I четверти данной программы для III класса замечено, что «композиторскую музыку иногда трудно отличить от народной музыки». В программе даются такие черты народной песни, доступные третьеклассникам: «...народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. Обычно они короче и проще песен композиторских, но ло красоте, выразительности, отточенности и богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства».
Второй сложной задачей в данной теме является выявление особенностей музыки моего народа (в русских школах - русской народной музыки). Вот как говорится об этих особенностях в указаниях ко 2-му уроку: «Определить одним или несколькими словами можно лишь данную (эту!) песню или какое-либо другое сочинение, определить же несколькими словами вообще характер русской народной музыки невозможно, так как она очень богата и разнообразна. В ней мы встретим и песен- ность, и танцевальность, и маршевость. Но песенность, певучесть, распевность решительно преобладают в ней, окрашивая большую часть и танцевальной, и маршевой музыки».
В зависимости от произведения, с которым по программе знакомятся учащиеся, добавляются еще небольшие детали: о том, что в народных песнях часто запевает солист, что основная мелодия нередко сопровождается подголосками и т. п.
Естественно, что названные основные две задачи I четверти за предоставляемое программой время (8-9 сорокапятиминутных уроков) предстают перед детьми только в общем виде. И тем не менее, когда учитель постоянно имеет их в виду (при восприятии, исполнении на инструментах, в пении), они ложатся нужными «кирпичиками» в основу общего музыкального образования и воспитания в школе.
Вторая и третья темы III класса служат подтверждением того положения, что музыка необходима человеку, что в ней отражены самые разные стороны жизни: радость и горе, раздумья человека, образы окружающей его природы, общественные и личные события, поэтому у разных народов есть песни героические и лирические, шуточные и повествовательные, есть разнообразные танцы... Однако, подчеркивает учитель, у каждого народа музыка имеет свои отличия, и, узнавая их, мы обогащаем себя. И здесь, по-видимому, нужно иметь в виду следующее. Конечно, учащиеся III класса не смогут усвоить особенности музыки 15 советских республик, тем более музыки народов мира. Но главное - интуитивно они не спутают русскую песню с песней аналогичного характера (например, лирической) грузинской или узбекской. Конечно, некоторые особенности им могут быть показаны {например, своеобразие ладового строения, метроритма, хроматических последовательностей). Главное, чтобы, накапливая музыкальные впечатления в процессе слушания и пения, они поняли, что музыка сближает народы, что «русская музыка понятна узбеку, узбекская латышу» и т. д., что немецкий композитор может написать музыку на русскую тему, русский композитор - на французскую и т. д. В этом главный воспитательный пафос программы.
Последняя тема III класса «Композитор - исполнитель - слушатель» на новом этапе освещает проблему, начатую на 1-м уроке в I классе, подводит итог полученного детьми за истекшее время, помогает им понять, сколько новых мыслей, чувств, переживаний вошло в их жизнь благодаря музыке.
Стержнем в работе учителя должно быть постоянное его стремление к тому, «чтобы в сознании учащихся восприятие музыки было всегда связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как они сами ее исполнили». В связи с задачей формирования навыков все более углубленного вслушивания в музыку, выявления особенностей того или иного произведения (чаще всего путем сопоставления с другим - контрастным или сходным), как мы уже отмечали, серьезное систематическое внимание уделяется развитию всех сторон музыкального слуха, формированию у учащихся музыкально-слуховых представлений.
Решению этой многогранной задачи служит и пение в III классе.
Певческие задачи включают работу над укреплением и развитием все тех же вокально-хоровых навыков (звукообразования, дикции, чистого унисона, ансамбля и строя в двухголосном пении, выразительности - нюансировки), о которых шла речь в I и II классах, но теперь при исполнении более сложного репертуара.
По-прежнему.в центре певческих навыков - укрепление навыков кантилены. В I четверти эта работа идет совершенно естественно в связи с ее темой, когда, как отмечалось, в качестве наиболее типичной черты русской народной музыки подчеркивалась ее песенность, напевность, кантиленность (например, разучивание русской народной песни «Вниз по матушке по Волге»), Но эта задача не снимается и в последующих четвертях (например, при прослушивании и разучивании песен разных народов советских республик и некоторых стран мира: «Реве та стогне Дншр широкий» (украинская), «Перепелочка» (белорусская), «Вей, ветерок» (латышская), «Пастушья песня» (французская), «Вишня» (японская) и др.). Одновременно с работой над кантиленой дети глубже воспринимают общее и различное в музыке разных народов, вновь и вновь убеждаются в том, что для музыки нет непереходимых границ.
Однако, конечно, певческая работа не ограничивается лишь кантиленным пением. Это и скучно детям, и главное - было бы
неверным сводить всю музыку к одному характеру. Программа рекомендует интересный репертуар для выработки легкого, подвижного звучания, например, русская народная песня «Со вьюном я хожу», «Частушки» (муз. народная, сл. В. Викторова), «Цыплята» (муз. Г. Гусейнли, сл. Т. Мутталибова), «Полька (чешская)» и др., энергичного, насыщенного, но без «форсировки», например, русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки», «Песня о пионерской дружбе» (муз. В. Локтева, сл. О. Высотской), «Са ира» (песня французской революции 1789 г., пер. Д. Усова) и др.
В связи с тем что многие произведения представляют большие трудности в исполнительском плане- широкий диапазон, большие по объему фразы, требующие свободного владения дыханием (например, «Летите, голуби» И. О. Дунаевского, «Заход солнца» Э. Грига), учитель в зависимости от певческого развития класса вводит подготовительные задания, уделяя специальное внимание той или иной трудности, которая имеет место в предполагаемой для разучивания песне. В предварительных распеваниях, упраж- % нениях, попевках учащиеся овладевают, например, навыком выпе- вания нескольких гласных на один слог, трудным ритмическим рисунком песни и т. п.
Особое значение в этом плане имеет прОпевание отдельных тем, эпизодов из произведений, предназначенных для слушания. Его задача - не только помочь более глубокому восприятию. Характер пропеваемой темы в процессе собственного исполнения всегда осознается более ярко, эмоционально, но, конечно, если это не просто напевание, а именно исполнение, т. е. красивое, выразительное пение. Поэтому при разучивании, например, главной темы I части Третьего фортепианного концерта С. В. Рахманинова важно добиваться напевности, гибкости звучания, чего нельзя достичь без певческого дыхания, его верного распределения и т. п.
Учитель должен сам точно представлять, как будет исполняться мелодия. (Например, в начале с подтекстовкой каждого звука слогом «ля», а затем с выпеванием на данный слог двух восьмых и т. д.)
Если разучивается фрагмент с литературным текстом, то необходима внимательная работа над произношением слов, которое также должно быть не просто ясным, но выразительным, в характере исполняемого эпизода. Например, исполнение темы средней части кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» должно быть 1 энергичным, решительным, но без «форсировки», с точным выполнением всех длительностей (особенно выпевание двух звуков на один слог: «люди-и», «на-а» и.т. п.).
Выразительному исполнению способствует понимание детьми развития музыкального образа (образов) разучиваемой песни. При этом углубляются сведения, полученные детьми в этом плане в предыдущих классах (вспомним, в частности, тему III четверти II класса: «Развитие музыки»). Так, например, важно, чтобы де-
7 Заказ № 4164
тям было понятно построение фраз (их повторяемость", контрастность, вариационность), динамическое развитие (подъем к кульминации и т. п.).
Процесс вслушивания в звучание песни, в развитие ее образа целесообразно сочетать с элементами музыкальной грамоты (на- , пример, выписать нотами основной напев). Проникая в суть образа, дети начинают более эмоционально и осознанно исполнять песню: работа над чистотой интонации сочетается с ее выразительностью, и обучение естественно сливается с воспитанием эстетического отношения детей к музыке и с их музыкальным развитием. Иначе говоря, приобретаемые навыки становятся не самоцелью, а органичной, необходимой частью эстетического переживания данного произведения.
Укрепление навыков энергичного звучания без «фор- сировки» в III классе имеет свое несколько особое значение, поскольку дети часто проводят различные пионерские мероприятия (сборы, соревнования, походы) и маршевая песня занимает большое место в их жизни. Весьма важно, чтобы такая песня не теряла своего музыкального качества. (Вспомним, как часто даже в кинофильмах, в радио- и телепередачах, где имеют место эпизоды у пионерского костра, во время похода и т. д., песня-марш звучит просто антимузыкально!) Сохранение напевности при маршевом характере (что особенно свойственно, как уже отмечалось, русской музыке) довольно сложная задача, и на нее следует обращать специальное внимание (конечно, с I класса). В значительной мере эта трудность создается пунктирным ритмом, обычно характерным для маршевых песен. В преодолении этой трудности помощь может оказать опять-таки нотная запись: выписав нотами ритмический рисунок, учитель обращает внимание детей на то, что ноту с точкой следует тянуть возможно дольше, а короткий звук, следующий за ней, напротив, как можно короче; нужно стараться петь так, как будто все более длинные звуки не прерываются более короткими, а сохраняют свою певучую линию. Но короткие звуки вносят в это звучание свою активность, напористость, характерные для марша.
Кроме отмеченной трудности, в песнях маршевого характера часто при исполнении вызывает большое затруднение интервальное построение мелодии: ходы на кварту, квинту, сексту и другие широкие интервалы часто встречаются в песнях-маршах и вызывают у детей стремление не спеть, а выкрикнуть их. Некоторые методисты советуют такие песни разучивать в более медленном темпе, как напевную песню, для того чтобы дети хорошенько впе- лись в ее мелодию, а уже потом, сохраняя напевность, придавали ей нужный характер активности, маршевости.
Навык легкого, подвижного пения в III классе чаще всего формируется в процессе разучивания песен шутливого и изобразительного характера, требующих такого звучания для создания определенного образа. Достигнутое в одном случае переносится
на другие: добиваясь выразительности исполнения/ дети научаются управлять голосом.
Одним из самых трудных не только в III классе, но, пожалуй, и вообще в школьном классном пении является навык сохранения напевности в быстром темпе при подвижном характере мелодии. Такие песни, как, например, «Са ира», «провоцируют» детей на «проговаривание» песни, на исполнение ее «говорком», при котором фактически теряется мелодия. При формировании навыка сохранения напевности в быстром темпе стоят две задачи: с одной стороны, выработка легкой и четкой, «прозрачной» дикции, а с другой - гибкого, подвижного, но певучего звука. Поэтому работа проводится и по линии выработки разборчивой дикции, когда дети с удовольствием разучивают различные скороговорки, и по линии продолжения формирования напевности, для чего песня впевается в значительно более медленном темпе, чтобы каждый ход в ней был спет детьми верно, чтобы они слышали каждый изгиб мелодии. И лишь постепенно ускоряя звучание, сохраняя его напевность, ребята исполняют песню так, как она и должна звучать. > Следует еще раз подчеркнуть, что эта часто довольно кропотливая работа не должна быть сухой, формальной, «внемузыкаль- ной». Напротив, именно музыкальная выразительность все время стоит перед детьми как желаемая цель, и понимание того, от чего она зависит и как ее достичь, творчески развивает детей.
Широта тем III класса позволяет объединять в каждой из них разнообразный материал: народные песни, творчество композиторов-классиков, современных композиторов в разнообразных формах и жанрах (опера, балет, концерт, симфония, камерная музыка и др.). Показательно, что в программе многие произведения даются с примечанием: «исполнение и слушание», т. е. одни из них дети сначала узнают (слушают) в чьем-то исполнении, а затем начинают исполнять и сами; в других же случаях дети сначала поют какие-то темы, эпизоды, а затем слушают произведение в том исполнении, которое предусматривал композитор.
Таким образом, музыкальное развитие и воспитание школьников проводится в непременном сочетании слушания и исполнения, а музыкальная грамота постоянно органично входит в них. Формирование любви и интереса к музыке, увлеченности ею объединяет учебно-воспитательную работу в целостный процесс.
Завершая ознакомление с содержанием музыкального воспитания на начальном этапе обучения, подчеркнем еще раз его значимость для всей последующей работы. Закладка фундамента отношения к предмету, заинтересованности им, комплексное развитие всех музыкальных способностей на основе получаемых знаний, формирование навыков и умений воспринимать и исполнять музыку обеспечивают плодотворность занятий в последующих классах.
Глава V.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В IV-VI! КЛАССАХ
В пособии раскрываются наиболее важные вопросы музыкального воспитания в начальной школе, с учетом имеющихся программ в современной школе и опыта музыкального воспитания с древних времен до современности; рассмотрены различные виды музыкальной деятельности, типы уроков, разнообразные формы, практический материал и методические разработки внеклассных музыкальных мероприятий. Данная работа представляет собой учебное пособие нового поколения. В нем раскрыты новые подходы к музыкальному образованию детей в начальной школе: предмузыкальное и аудиальное развитие детей, разнообразные виды фантазирования, работа с музыкальным дневником, крупные и малые формы внеклассной музыкальной работы. С целью создания целостной музыкальной картины мира у детей в большом объеме представлен материал по музыке Востока и восточной педагогике.
Пособие написано для студентов дневного и заочного отделений педагогических факультетов и учителей начальных классов.
Музыка Древнего мира.
Музыка в Древнем мире выполняла функции воспитания, лечения, оздоровления, воодушевления, одухотворения. В древнейшие времена она сливалась с научным знанием и религиозным верованием. Музыкальное воспитание с древних времен являлось неотъемлемой частью жизни, традиций, нравов, устоев общества и отражало особенности уклада каждого народа. Творчество порождалось житейской необходимостью и уровнем развития народа. В древности разделения на виды искусства практически не существовало. Искусство означало любой вид практической деятельности. Охота, ремесло, рыболовство определялись как искусства.
Музыка не мыслилась как искусство звуковедения, звуковысотности, ритма и темпа, она была отражением внутренних переживаний, состояний, выраженных в пластике тела, в действии, в голосе одновременно. Слово, движение, звук сливались воедино. Известно, что произведения древнегреческих поэтов, называемые «мелодическими», пелись. В Древнем Риме девочки и девушки учились петь стихи Катулла, Тибулла и Проперция. Стихи исполнялись под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента. Так, Гораций свои оды сочинял для пения под струнные инструменты.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Истоки музыкального воспитания в европейских странах
1.2. Особенности музыки и музыкального воспитания в восточных странах
Традиции музыкального воспитания на Руси
1.4. Носители музыкальной культуры
1.5. Тенденции музыкального воспитания в современном мире
1.6. Воздействие на ребенка современного музыкального искусства
1.7. Музыкотерапия и ее педагогические возможности
Глава II. АУДИАЛЬНОЕ КАК ПРЕДМУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
2.1. Пространственно-временные основы аудиального развития
2.2. Основные средства аудиального развития детей
2.3. Музыкальность как свойство аудиально развитой личности
2.4. Синестетическое воздействие аудиальной информации
2.5. Воспитательная сила хороводов
2.6. Музыкальное творчество как созидание
2.7. Виды музыкального фантазирования
Глава III. МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
3.1. Методологические основы и принципы музыкального воспитания в начальной школе
3.2. Музыкальное развитие, воспитание и образование детей
3.3. Виды музыкальной деятельности
3.4. Методика преподавания музыки в начальных классах
3.5. Драматургия музыкального занятия
3.6. Формы и содержание внеклассной музыкальной работы
3.7. Организация комплексных внеклассных занятий по музыке
3.8. Музыкальный дневник как способ музыкальной рефлексии
Глава IV. «МУЗЫКАЛЬНАЯ КОПИЛКА»
4.1. Рассказы о композиторах
Иоганн Себастьян Бах
Людвиг ван Бетховен
Жорж Бизе
Александр Порфирьевич Бородин
Михаил Иванович Глинка
Эдвард Григ
Вольфганг Амадей Моцарт
Сергей Сергеевич Прокофьев
Сергей Васильевич Рахманинов
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Камиль Сен-Санс
Петр Ильич Чайковский
Фридерик Францишек Шопен
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Родион Константинович Щедрин
4.2. Музыкальная картина мира: тексты, материалы
4.3. Стихотворные тексты
Вербальное выражение эмоций
Отгадай-ка!
4.4. Музыкальный глоссарий
Перечень практических заданий по курсу
Заключение
Библиографический список.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе, Яфальян А.Ф., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Музыкальное воспитание младших школьников
Введение
Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее входит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения ряда важнейших аспектов проблемы музыкально-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Проблема активизации музыкально-нравственного воспитания младших школьников ставит перед педагогами вопросы поиска и нахождения путей оптимального подхода к развитию различных задатков детей. Усиление интереса и внимания к вопросам нравственной культуры детей с полной очевидностью сказывается в расширении сферы влияния нравственности. Перестав быть лишь наукой о прекрасном в искусстве и в жизни, нравственность сегодня вторгается буквально во все области жизни, причём не как внешнее украшение, а как её существо, как неотъемлемая часть её внутреннего содержания.
Конечно, искусство как сфера сущности человека, его жизни и деятельности, как сфера наиболее полного выражения, прекрасного остаётся важнейшим объектом нравственности, а расширение роли искусства в начальной школе соответственно влечёт за собой и расширение круга педагогических проблем. Нравственность, труд, производство, спорт, поведение человека и, конечно, музыка - вот неполный перечень аспектов, в которых развивается наука о прекрасном.
Современная педагогика твёрдо определила, что музыкальное искусство в школе должно быть в первую очередь методом воспитания. Тем не менее, долгое время задачи музыкально-нравственного воспитания в школе сводились к поверхностному ознакомлению учащихся с музыкой, к приобретению ими некоторых художественных познаний и навыков, то есть подменялись задачами элементарного образования, что было серьёзной ошибкой. К тому же самому музыкальному искусству практически уделялось очень ничтожное время, а больше было утомительных для детей бесед о музыке и записей текста песен.
Вся ответственность за нравственное воспитание возлагалась на учителей музыки и литературы. Забывалось, что нравственно воздействуют на человека все стороны жизни и что необходимо повышать нравственную активность, т.е. интеллектуальную и практически-деятельностную активность личности младшего школьника.
Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры.
Опыт работы школ Российской Федерации показывает необходимость сосредоточения усилий учителей музыки и начальных классов, ведущих уроки музыки, на дальнейшем совершенствовании музыкального воспитания в аспектах формирования всесторонне развитой личности, становления высокого уровня музыкальности в начальных классах общеобразовательной школы, активизации музыкально-творческих проявлений музыкально слаборазвитых детей, нравственного воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.
1. Музыкально-нравственное просвещение учащихся
В современных условиях социально сложного переходного периода развитие личности возможно только при наличии комплексного подхода к воспитанию, подразумевающему единство трудового, нравственного и эстетического воспитания, т.е. объединение в единую систему всех форм просвещения, способствующих выработке социально ценных качеств личности младшего школьника.
Современная школа, сочетая интересы государства, общества и личности, становится образовательным учреждением, в котором ученик приобретает реальный статус субъекта культурного развития.
Музыкальное искусство с позиций нравственного просвещения должно служить выполнению главной цели нашего общества - формированию человека практичного, но с высокой духовной культурой. Каждый тип искусства, отражая объективную действительность с помощью своих специфических средств выразительности, по-разному воздействует на человека.
Музыка - это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоционального влияния на человека, а поэтому служит одним из важных средств формирования высоких нравственных качеств личности.
Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Таким образом, музыкальное воспитание должно рассматриваться как важная составная часть нравственного просвещения и образования.
Целенаправленное воздействие музыкального искусства на учащихся предполагает активность и глубину его восприятия, а также формирование и развитие самостоятельной художественной деятельности. Важная роль отводится музыкально-нравственному просвещению учащихся на уроках. Нравственное просвещение на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности: беседы, утренники, клубы друзей искусства, выходы в музеи, картинные галереи, концертные залы.
Беседы по искусству несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства младших школьников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, то есть непосредственное обращение к чувствам учащихся, шли бы параллельно с размышлением об искусстве.
Наиболее действенной формой познания основ эстетики является чтение книг по искусству. А значит, чтение специальной музыкальной литературы учащимися должно направляться учителем.
«Исследования российских педагогов показали, что правильно поставленный процесс обучения ведёт к развитию в человеке тех качеств, которые необходимы для успешной деятельности в какой-то определённой области. Решающее значение при этом имеет умение учителя осуществлять руководство познавательным процессом, воспитывать учащихся через осмысленное, активное, целенаправленное усвоение музыкально-нравственных ценностей».
Среди форм нравственного просвещения учащихся, как в классной, так и во внеклассной работе особая роль принадлежит возможности непосредственного восприятия искусства. Речь идёт о просмотре музыкальных кинотелефильмов, прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений изобразительного искусства, театра. Основное назначение этих форм нравственного воспитания состоит в обогащении и дифференциации чувственного опыта младших школьников. «Опыт школ убеждает в том, что систематическое слушание, например, классической музыки постепенно приводит учащихся к её пониманию и развивает интерес к ней. Следует, однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства требует известного предварительного и сопутствующего просвещения, но этот рациональный момент не должен оттеснять эмоционального восприятия произведений искусства. При подготовке и проведении музыкальных утренников, вечеров, просветительских бесед важно чётко определять их основную цель, чтобы обеспечить соответствующее сочетание работы мышления и чувств учащихся, а главное - позаботиться о правильной идейной направленности этих встреч».
Программа по музыке для общеобразовательной школы служит ярким примером того, как на уроке, используя конкретный тематический материал, учитель должен воспитывать у школьников чувства патриотизма, национальной гордости и интернационализма, восхищения подвигом и героизмом на благо Родины.
Школа должна научить детей любить и понимать искусство, воспитать в них творческую активность, воображение, умение мыслить художественными категориями, что и является нравственным просвещением учащихся.
Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы привить, преждевсего, младшим школьникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации.
Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлечённо рассказывать детям о музыке, её формах и жанрах, на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен, квалифицированно исполнять на инструменте аккомпанемент песен, а также музыкальные произведения, давать теоретические знания в доступной и увлекательной форме, вести различные виды внеклассной работы.
Богатство музыкального воображения, вдумчивое отношение к содержанию произведения подсказывают исполнителю и пути для его реализации. Сплав идей, мыслей, чувств и стремлений педагога-музыканта образует то состояние его психики, которое рождает замысел и предвосхищает результат творческой деятельности.
«Развитие личности ребёнка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи нравственного воспитания с эстетическим, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное - это эмоциональность восприятия благодаря особому свойству музыки, вызывающему сопереживания слушателей».
На музыкальных занятиях активизируются познавательная и умственная деятельности. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значении, если перед ребенком будут поставлены задачи: вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу эмоций и переживаний ребёнка, придают им осмысленность.
Гармоничность музыкально-нравственного просвещения считается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, присущие младшему школьному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. «Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических просветительских задач:
Воспитывать любовь и интерес к музыке, так как развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости даёт возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки;
Обогащать впечатления детей, знакомя их в определённой системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности;
Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развивая элементарную музыкальную грамотность, что позволит детям действовать осознанно, непринуждённо, выразительно;
Развивать общую музыкальность детей, их сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений, ибо если в этом возрасте ребёнка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей;
Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса, в связи с чем на основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение с исполняемым произведениям, формируется музыкальная потребность;
Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах с применением новых сочетаний знакомых танцевальных движений, а также импровизацией попевок, что помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать, ибо такие проявления более характерны для детей младшего школьного возраста».
Общеобразовательная школа, призванная осуществлять последовательное музыкально-эстетическое воспитание, должна научить детей любить и понимать искусство, воспитывать в них творческую активность, воображение, умение мыслить художественными категориями. Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы привить младшим школьникам интерес к искусству, умение ориентироваться в огромном потоке музыкальной информации, отбирать произведения действительно достойные и значительные. Уроки должны способствовать формированию богатого духовного мира учащихся, развивать их художественный вкус и нравственные потребности.
Задачи предмета «Музыка» чётко изложены в программе разработанной лабораторией музыкального обучения НИИ школ под руководством Д.Б. Кабалевского, и главная из них - «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве ее" форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».
В настоящее время большой популярностью пользуется программа по музыке, разработанная коллективом учёных под общей редакцией Ю.Б. Алиева. Принципиально важным в содержании этой программы является то, что она активно реализует один из основных принципов дидактики - связь с жизнью. «Не менее важны, - подчёркнуто в программе, - и задачи развития у учащихся музыкального слуха (звуковысотного, ладового, гармонического, ритмического, динамического и тембрового), музыкального мышления, воображения, памяти, всех музыкально-творческих способностей».
Вокального воспитания младших школьников настолько важна для формирования всей музыкальной культуры... Игровой метод в развитии музыкально -просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т. А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. М.: ...
Организация воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников
Курсовая работа >> Педагогика... воспитанию младших школьников» Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников . Предмет исследования – формы и средства эстетического воспитания школьников ... искусства. Визуальная и музыкально -звуковая грамоты, способствующие...
Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников
Курсовая работа >> ПедагогикаВлияющие на эстетическое воспитание младших школьников ; Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников . Гипотеза исследования... занятии (комплексное использование литературных и музыкальных произведений). Умелое использование игр и...
Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе
Реферат >> Педагогика... воспитания младших школьников ……………………………………………………………. 6 Теория гражданского воспитания в историческом контексте - Воспитание гражданственности в современной школе … 9 Глава II. Гражданское воспитание младших школьников ... и музыкальным стал обобщающий...
Лекція 3. Види музичної діяльностї молодших школярів та методика їх організації
1. Види музичної діяльностї молодших школярів
2. Методи музичного виховання молодших школярів
1. Виды деятельности младших школьников в процессе музыкального воспитания
Музыкальное воспитание направлено на творческое самовыражение детей посредством музыкального искусства через следующие виды музыкальной деятельности:
а) хоровое пение, имеющее ряд очевидных преимуществ (общедоступность, песенное начало российской музыкальной культуры, адекватность пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, их стремлению к активным формам освоения искусства);
б) музыкально-ритмические движения, тесно связанные с моторной, мышечной реактивности ребенка;
в) игра на музыкальных инструментах детского оркестра, развивающая творческие способности учащегося посредством музицирования в оркестре;
г) восприятие музыки, имеющее в музыкальной педагогике два значения (естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей и знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров).
Под методами музыкального воспитания «понимаются определенные действия педагогов и учащихся, направленные на достижение цели музыкального воспитания младших школьников». В музыкальном воспитании младших школьников используются как общепедагогические методы (по источнику знаний: практический, наглядный, словесный, видеометод; по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности; по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, игровой и др.), так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства:
Метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев);
Метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);
Метод музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин);
Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);
Метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская) и др.
Кроме того, думается, целесообразно использование в практической деятельности педагога метода моделирования эмоций, разработанного музыкальным психологом В.И. Петрушиным. В своих работах он экспериментальным путем доказал, что произведения, выражающие одно и то же настроение, имеют сходные средства музыкальной выразительности (лад, темп). Автор впервые выявил способ отражения эмоций в музыке, то есть принцип перевода житейских эмоций в эстетические отмечая при этом, что целостная музыкальная эмоция синтезируется из отдельных семантических значений и может быть представлена в виде различных формул. В.И. Петрушин определил закономерности кодирования эмоций в музыке, усвоение которых позволяет в наибольшей степени понять и познать сущность музыкального искусства. Исходя из этого, исследователь предложил таблицу обобщенных характеристик музыкальных произведений, выражающих сходное эмоциональное состояние:
Медленный темп + минорный лад моделируют эмоцию печали, грусти, уныния;
Медленный темп + мажорный лад создают состояние покоя, расслабленности;
Быстрый темп + минорный лад моделируют эмоции гнева;
Быстрый темп + мажорный лад моделируют эмоцию радости, оптимизма.
Таким образом, метод моделирования эмоций можно использовать в практической работе с младшими школьниками с целью постепенного перевода их эмоционального состояния в противоположное.
Література
1. Ветлугіна Н. Музичний розвиток дитини. –К.: Музична Україна, 1978. – 254 с.
2. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. –М.: Новая школа, 1995. – 124 с.
3. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. –М.: Просвещение, 1990. – 207 с.