Народные праздники в день осеннего равноденствия презентация. День осеннего равноденствия

Во 2 классе провожу кружок "Берендейка". Это учебно-воспитательный курс ознакомления детей с основами русской традиционной культуры. Это мероприятие было итоговым по разделу "Осень".

На предыдущих занятиях изучалось устное народное поэтическое творчество, фольклорное пение, народный календарь, приметы, пословицы...А здесь дети показали свои знания, умения по этому разделу. Совершенствовали навыки по исполнительской, музыкально-познавательной деятельности: народная песня, фольклорный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Осенние праздники в русском фольклоре»

Внеклассное мероприятие 2 класс

Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; с осенними циклом народных праздников; с приметами, пословицами, играми, загадками; воспитывать любовь к своему народу, к Родине.

Учитель начальных классов

Л.А. Нармонева

МКОУ ООШ №9

Г. Биробиджан

«Осенние праздники в устном народном творчестве»

1. Выход под музыку участников. Слайд 1

Мы живем в великой стране России. Сегодня будем говорить о русском народе, о наших традициях. Русский народ славится своим языком. Издавна люди начали слагать сказки, загадки, пословицы, поговорки. Смена времен года отмечалась народом особыми праздниками. Но сегодня наш праздник посвящен осенним русским обычаям.

Слайд 2

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень По полям и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко – желтым цветом

Землю разукрасила.

Народ собирается, праздник начинается.

Для начала поделим наш зал на 2 команды, т.к. сегодня все желающие смогут принять активное участие в празднике.

А сейчас вопрос:

Фольклор – что это такое?

……..

Слайд - Правильно, фольклор – это устное народное творчество: это русские народные песни, пословицы, поговорки, сказки, потешки, небылицы.

Слайд - Из произведений устного народного творчества мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших предков, о том, как4 они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, как проводили свободное от работы время.

Слайд - Русское народное творчество нам надо изучать для того, чтобы знать обычаи и традиции наших предков, свою культуру, чтобы быть культурными людьми.

Мы гордимся стариною

Стала нам она родною

Вечно радует кого-то

Как наших предков работа.

Слайд - Месяц неожиданностей и сюрпризов, самый удивительный месяц – август. Потому его и звали по-разному: то жнивень, то серпень- жатва в разгаре, то зарев – зори ясные, морозные.

В Ильин день (2 августа) в деревнях выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в красный угол.

Начало жатвы называлось «зажинками». На «зажинки», несмотря на всю тяжесть летней страды сельская женщина выходила на ниву, как на своеобразный праздник, одевалась в чистую одежду, чисто убирала в доме.

Закличка 1.

Слайд - В конце жатвы на «дожинки» издавна велось, что если кто из мужиков не справлялся с жатвой, он собирал толоку, созывая крестьян со всей деревни, Дружной работой они в один день снимали весь хлеб, после чего хозяин «помочанам» устраивал угощение.

Оканчивая жатву, жнеи на сжатом поле катались на спине со словами: «Нивка, нивка, отдай мою силку! Я тебя жала, силку потеряла!- считая, что мать сыра земля возвратит им потерянную силу.

Закличка 2.

Где девушки шли,

Сарафанами трясли

Ивановы жнеи, жнеи льняные,

Серпы лубяные.

Они не жали, а на меже лежали,

Все ворон считали.

А мы жнеи молодые-

У нас серпы золотые.

Мы все поле пожали

И в копну поклали:

В поле копнами,

На гумне стогами,

На столе пирогами!

Солнце поднимается, заря разгорается,

А наши жнецы идут, песней заливаются.

А когда пели, то использовали различные народные музыкальные инструменты.

Песня «Во поле береза стояла».

Вот уже собран урожай. Наступало обильное щедрое на угощение осеннее время с румяными яблоками, крепкой репой, с пышными пирогами.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим!

(Девочка с караваем на рушнике обходит зал и угощает гостей.)

Говорят в народе: «Ест хлеб – будет и песня!»

Песня «У Варлама…»

Слайд - Месяц сентябрь народ метко называл хмурнем. Говорят, что в сентябре одна ягода, да и то только горькая рябина. Из приметных дней – шестое число – Титов день; и поговорка в народе есть: «Тит последний гриб растит.»

Давайте сыграем в игру «Собери грибы».

(Два игрока с завязанными глазами собирают грибы, разбросанные по полю. Кто быстрее и больше соберет?)

Середина сентября! Прекрасная осенняя пора! Это начало бабьего лета, а длится оно всего одну неделю, до 21 числа. Это пора прекрасной, теплой, бездождевой погоды, пора ярких осенних красок. В эту пору девушки особенно любили водить хороводы.

Слайд -Они плели венки из осенних трав и цветов. Кто знает, что такое вьюн? (венок)

Итак вашему вниманию песня «Со вьюном я хожу».

Слайд

Слайд - Октябрь месяц – от латинского слова «окто», что означает «восемь». У древних славян октябрь также первоначально был восьмым месяцем года, но назывался по- другому- листопадником, листобоем. Так его называли из-за завершения листопада.

Предлагаем вам листья с загадками .

(Дети срывают листья с загадками, их читают вслух и отгадывают. Если сам не может отгадать, то отгадывает его команда).

27 сентября – большой народный праздник – Воздвиженье. Оно «тепло сдвинет, а холод надвинет». С этого дня медведи в берлогу залегают, а змеи в спячку впадают. Теперь у женщин и минутки свободные появились, можно и отдохнуть немного после трудной летней страды. Молодежь по этому поводу затевала вечеринки с песнями, плясками, с играми да частушками.

Слайд Вашему вниманию песня «Мы милашки»

Издавна Русь славилась своими богатырями. И часто добры молодцы состязались в перетягивании каната . А не перевелись ли на Руси богатыри?

Добры молодцы, не сидите,

Перетягивать канат скорей к нам выходите.

(Команды состязаются в перетягивании каната)

Слайд

Ни один праздник на Руси не проходил без песен. И сейчас вашему вниманию песня «Топни, ножка моя»

Хорошо мы потрудились, хорошо повеселились. Но не за горами и зима. У нее свои приметы. А вы их замечали?

Птицы летят высоко или комары вдруг появились поздней осенью – значит, к теплой зиме, а если листопад поздний да быстрый, много желудей на дубу, птичьи стаи летят низко – ну тогда готовься к долгой и суровой зиме.

Но об этом мы поговорим позже.

За то, что слушали нас внимательно

И хлопали вы нам старательно,

Спасибо всем за внимание!

Концерт окончен, до свидания!


Урок 19. Народные праздники
в пору осеннего равноденствия

Цель: познакомить с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России.

Шанируемыерезультаты: учащиеся научатся в обрядах и обы­чаях поры осеннего равноденствия различать особенности, харак­терные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов, называть общее свойство праздников осеннего равно­денствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл, - благодарность природе, творчески проявлять благодар­ность природе в условиях современной жизни, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта России, куклы Мальчик и Девочка, куклы «День-ночь», кукла-зернушка, тесто­вые задания на карточках для индивидуального опроса, муляжи или фотографии даров осени (орех, слива, картофель, овес, рис, душица, зверобой, иван-чай), аудиозапись обрядовой песни про сбор урожая, православный календарь, палочки для добывания огня, рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий (нанай­цы, коряки).

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают русскую народную сказку «Крупеничка».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

Закончите предложения.

Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, - это... {ледостав).

Ледяное сало - это... {маленькие плоские льдинки, похожие на блестки сала).

Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сен­тября, -... {бабьелето).

Главный признак осени - ... {похолодание).

Легкий мороз - ... {заморозки).

Подчеркните зимние природные явления.

Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля по­крыта снегом. Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. День длинный. Река покрыта льдом. Изморозь. На небе легкие облака. Оттепель.

3. Фронтальный опрос

Назовите главный осенний признак.

Чем характерны осенние дожди?

Как образуются туманы?

Приведите примеры осенних явлений.

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 62 учебника.)

III. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадки.

Травка та растет на склонах И на холмиках зеленых.

Запах у нее душист,

А ее зеленый лист Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица, или зверобой, или иван-чай.)

В колыбельке подвесной Спит в тиши жилец лесной.

Пополнеет, подрастет -

На зубок он попадет Мальчикам и девочкам,

Хлопотуньям-белочкам.

Кто найдет его быстрей Посреди листвы, ветвей? (Орех.)

Он и в дождик, он и в зной Прячет клубни под землей.

Клубни вытянешь на свет -

Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)

Было зеленое платье атласное,

Нет, не понравилось, выбрала красное.

Но надоело также и это,

Платье надела синего цвета. (Слива.)

С ним сдружились мы давно,

Дарит нам он толокно,

И муку, и кашу, и печенье...

Поблагодарим за угощенье. (Овес.)

Главный принцип, в общем-то, простой:

Голова - на солнце, ноги - под водой. (Рис.) (Учитель после отгадывания загадок кладет на стол фрукты, овощи, орехи, крупы.)

Какие еще овощи, фрукты, крупы вы знаете? (Ответы уче­ников.)

Что можно из них приготовить? (Ответы учеников.)

Как одним словом можно назвать такое изобилие съедоб­ных припасов? (Урожай.)

Какое время года называют урожайным? (Ответы учеников.)

И еще, ребята, подумайте, почему праздник урожая прихо­дится на время осеннего равноденствия. (К этому времени убирали весь урожай.)

Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осен­него равноденствия.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учитель включает запись обрядовых песен про сбор урожая или читает текст от имени кукол-помощников.)

Говорило ядреное жито,

В чистом поле стоя:

Ах, не могу я в поле стояти.

Колосьями махати.

Я только могу в поле копами,

А в гумне, в гумне стогами,

А в гумне, в гумне стогами,

В клети коробами,

А в клети, в клети коробами,

В печи пирогами,

В печи, в печи пирогами,

На столе проскурами.

А вот обрядовая песня про трудолюбие и радость по оконча­нию сбора урожая.

Жали мы, жали,

Жали, пожинали:

Жницы молодые,

Серпы золотые...

Ой, и чье это поле Зажелтело, стоя?

Иваново поле Зажелтело, стоя:

Жницы молодые,

Серпы золотые.

Особенно радостно крестьяне отмечали окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.

Ох и слава богу,

Что жито пожали,

Что жито пожали И в копны поклали:

На гумне стогами,

В клети - закромами.

В клети - закромами,

А в печи пирогами!

Чему радовались крестьяне в пору осеннего равноденствия?

2. Работа по учебнику

Рассмотрите фотографию кукол. Как бы вы их назвали? Объясните. {Кукол зовут «День-ночь».)

Почему они выполнены из контрастных по цвету тканей? (Ответы учеников.)

Как можно с помощью этих кукол обозначать изменение долготы светового дня в течение года, начиная со дня осен­него равноденствия? {Примерный ответ. Для этого можно в течение года в соответствующем сегменте заранее подго­товленного годового круга с помощью булавки прикреплять кукол таким образом, чтобы они располагались рядом друг с другом на одном уровне во время равноденствий. Затем можно постепенно передвигать на тесемке светлую или темную куклу вверх или вниз в зависимости от того, уве­личивается или уменьшается долгота дня.)

(Учитель прикрепляет кукол в равновесном положении в сен­тябрьском сегменте годового круга.)

В конце сентября, а именно 23 сентября, день и ночь уравни­ваются по времени. Помните, какие короткие ночи летом? Как много света в это время, как жарко греет солнце, как высоко оно на небе. Потому и одаривает нас природа урожаем, что свет, тепло да еще и дождь помогают расти плодам. К осени солнышко уже не так высоко восходит на небе, лучи его не так греют землю, ночи становятся все длиннее. Земля готовится к зимнему отдыху.

Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Бо­городицы, крестьяне благодарили матушку-землю.

Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном поблагодарим нашу кормилицу землю.

(Ученики встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.)

Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем сто­ле? (Ответы учеников.)

Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.

(Ученики кланяются вслед за учителем.)

А третий поклон - тем людям, которые сохраняют урожай всю зиму.

(Ученики еще раз кланяются и садятся за парты. Учитель де­лает вид, что прислушивается.)

Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли за­бежала?

(Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.)

Нет, не мышь. А очень славная гостья. Рассмотрите ее. Как вам хотелось бы ее назвать? Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Ответы учеников.)

(Учитель дает куклу каждому ученику по очереди.)

Прочитайте первый абзац текста на с. 62-63 учебника и найдите имя нашей гостьи.

(Ученики читают первый абзац текста по цепочке, т. е. по од­ному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу-зернушку.)

Вот, оказывается, какое у нее имя - зернушка.

(Учитель берет кукол-помощников.)

Ребята, как вы думаете, о чем могли бы побеседовать наши друзья и кукла-зернушка? Давайте пофантазируем. Кто хо­чет попробовать разыграть сценку?

(Если находятся желающие, учитель дает им возможность выступить.)

Предлагаю вам дома придумать короткие диалоги для этих кукол. Мы устроим кукольный театр. У этой куклы есть еще одно имя - крупеничка. Если вы хотите узнать историю о ней, то по­просите взрослых или сами прочитайте сказку Николая Дми­триевича Телешова «Крупеничка». (См. материал для учителя к уроку.)

Перед днем осеннего равноденствия в каждом доме гасили огонь в печи, лампадах. Мужчины села шли за околицу. Там они добывали огонь самым древним способом.

А вы знаете этот способ? (Трение одного кус/са дерева о дру­гой.)

Давайте попробуем себе представить, трудно ли добывать огонь трением. Мы попросим двоих ребят постараться добыть для нас искорку огня, чтобы зажечь свечу. А потом они расскажут нам о своих впечатлениях.

(Учитель вызывает ребят, дает им набор палочек и предлагает извлечь огонь.)

К сожалению, у нас нет времени ждать появления искры. Придется остановить наш опыт.

Расскажите, пожалуйста, трудно ли вам было. Давайте про­верим, хотя бы нагрелись ли ваши инструменты.

(Учитель дает возможность ученикам потрогать палочки.)

Вот если бы мы сейчас перенеслись в далекое прошлое, долго бы нам пришлось сидеть без света.

Задание 1 (с. 40)

Прочитайте задание.

Мальчики с помощью цветных карандашей или фломастеров пусть «зажгут» огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы. Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помог­ли мальчикам, а мальчики помогли девочкам.

- Беседа

(Учитель показывает рисунок народа, включает запись нанай­ской народной мелодии, показывает на карте России Приамурье.)

Праздники охотников и оленеводов. Охота на диких оленей, медведей, пушных зверей - древний нанайский промысел. Пре­красные следопыты, знатоки тайги и ее обитателей, нанайцы берегли зверей. Они разумно пользовались таежным богат­ством и не добывали животных больше, чем требовалось для еды и одежды.

В пору осеннего равноденствия охотники проводили празд­ник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. В молении участвовали мужчины. Молились около священно­го дерева, которое стояло у каждой нанайской семьи недалеко от дома, обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки раз­ных домашних духов, духов охоты, духов-целителей, предлагали угощение. Руководил молениями старейший, он читал молитвы стоя, остальные - на коленях, кланяясь. Многочисленные гости, друзья, приезжавшие из других селений, наблюдали за обрядом.

Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на свя­щенные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение - мясо и кашу.

Домой с собой брали воду или лед. А в благодарность воде - поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетенных из прутьев лодочках. (Во время рассказа о празднике учитель показывает фото­графии природы Приамурья, животных, на которых охотились нанайцы.)

В чем различие и сходство праздника русских крестьян и нанайцев? (Ответы учеников.)

(Учитель показывает рисунок народа коряки, включает запись корякской народной мелодии, показывает Камчатку.)

Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. С древности пасут они стада оленей. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.

За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных коряк­ских праздников назывался Хололо. Его проводили, чтобы в бу­дущем было много морского зверя.

Длился праздник целые сутки. Для праздника из дерева или морской травы делали фигурки животных. Их «кормили» жи­ром, «поили» и укладывали на жертвенное место. Дети и женщи­ны плясали по случаю прихода «гостей». Глава семьи совершал жертвоприношение «морскому хозяину», бросал в огонь, симво­лизирующий море, жир морских животных и тонкие ветки куста тальника. В конце праздника жители в деревянных или травя­ных масках обменивались подарками. Затем укладывали байдару на зиму. Это сопровождалось добыванием огня ритуальным спо­собом, очищением жилища от злых духов.

(Во время рассказа о празднике учитель показывает фото­графии природы Приамурья, животных, на которых охотились коряки.)

В чем сходство и различие праздников русских, нанайцев и коряков? (Ответы учеников.)

III. Физкультминутка

Игра «Съедобное - несъедобное»

(Учитель кидает мяч и произносит слово. Если оно означает съедобный предмет, то ученики ловят мяч, если несъедобный - отталкивают его.)

IV. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 3 (с. 41)

Посмотрите на рисунок праздника нанайцев на с. 64 учеб­ника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.

Задание 4 (с. 41)

- Посмотрите на рисунок коряков на с. 65 учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.

- Раскрасьте рисунок в рабочей тетради.

Рефлексия

(Учитель включает фрагменты аудиозаписи национальных мелодий, звучавших на уроке, просит угадать, какому народу они принадлежат, какой праздник он отмечал в пору осеннего равно­денствия.)

Сделаем вывод. Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользу­ются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить ее за все, что она дает людям.

Подведение итогов урока

- За что люди благодарили природу в пору осеннего равно­денствия?

- Как вы думаете, у других народов нашей страны есть похо­жие праздники?

Выполнить задание 2 (с. 40) в рабочей тетради

2, 3, 4 слайды презентации : При щелчке на свиток с неверным ответом - свиток исчезает, при щелчке на свиток с ответом верным - свиток меняет цвет.

  1. Актуализация темы урока

5 слайд презентации : тема нашего урока: «Народные праздники древних славян»

Как вы думаете, чему были посвящены праздники?

3. Изучение нового материала.

Информация учителя .

Славянские народы всегда старались жить в гармонии с природой и верили, что все земные процессы зависят от особых дат, которые были обусловлены астрономически. Праздники у древних славян назывались днями силы. День Силы подразумевал под собой прилив определенных энергий на землю, причиной которому было то или иное положение Солнца и Луны. Древние праздники не брались ниоткуда, как это бывает с некоторыми празднованиями в наше время, они отмечали пик определенной активности светила.

6 слайд презентации (оснащен гиперссылкой для свободного перехода на выбранную страницу данной презентации): Главными праздниками древних славян (днями Силы) были: КОЛЯДА (день Зимнего солнцестояния), МАСЛЕНИЦА (один из самых радостных и светлых праздников, который является продолжением праздника Коляда и символизирует приход весны), ВЕЛИКОДЕНЬ (праздник Весеннего равноденствия), праздник Летнего солнцестояния -ИВАНА КУПАЛЫ и ОВСЕНЬ - СВЯТОВИТ праздник осеннего равноденствия.

Названия каких праздников вам известны, а про какие праздники вы слышите впервые?

7, 8 слайды: Коляда

В самую короткую ночь перед днем зимнего солнцестояния, называемую Корочуном, принято было не спать. Люди верили, что силы тьмы и света сражаются между собой, поэтому они помогали светлым силам, призывая рождение Солнца, пели песни, водили хороводы, зажигали солнечные колесовидные символы. Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновленным утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году), пройдя через Зиму и набрав сил подниматься в небе повыше, становится в День весеннего равноденствия юношей Ярилой-Солнцем, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна. В Корочун на столах славян присутствовал праздничный ужин, готовили священные блюда, среди которых и любимая многими кутя, и мед. Прежде чем начать праздничную трапезу, люди символически или хотя бы мысленно отпускали все, что должно было остаться в прошлом, отжившее и старое. Затем нужно было начать новый виток жизни и в дом вносили Дидух (большой ритуальный сноп колосков), который символизировал благословение силы Рода. Как только наступало утро, люд шел по домам петь колядки, извещать всех о том, что силы света победили, и новое Солнце-Коляда родилось.

- А в наши дни когда колядуют? Какие колядки вы знаете?

9, 10 слайды : Масленица

Известный до сих пор праздник масленица - очень древний, языческий. Масленица напоминала о приходе весны. Сжигание соломенного чучела, олицетворяющего зиму, сопровождалось весельем и состязаниями.

Масленица - один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

Масленица - называли еще и Комоедица.Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда - «первый блин к о мам», т.е. медведям). Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица - не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие - один из четырёх главных праздников года в древней Языческой Традиции, по сути это земледельческий Новый год.

Праздновать Масленицу - едва ли не самое весёлое время в году - начинали с понедельника. Каждый день имел собственное название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница - «тёщины посиделки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «проводы», «прощёный день».

Масленицы ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.

Последние два дня праздника были исполнены всеобщего веселья. На льду озёр и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьёз, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю.

В воскресенье преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» - старые, отслужившие своё Обереги или просто старое тряпьё с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра всё плохое и отжившее.

- А как принято отмечать Масленицу в наше время? Какие традиции сохранились? Что символизируют блины?

Разминка для глаз . Закройте глаза и представьте гойдалки. Откройте глаза и выполние упражнение: не вращая головой наблюдайте за движением больших гойдалок только глазами.

11, 12 слайды: ВЕЛИКОДЕНЬ- день весеннего равноденствия

Важный весенний праздник встречали, когда день и ночь становились равны между собой. Как раз этот день и отмечает наступление древнеславянского Великодня Даждьбожьего, праздника возродившегося юного Солнышка. Великодень праздновали в первую же неделю после наступления весеннего равноденствия. В этот светлый день люди позволяли себе радоваться жизни как малые дети, катались на «гойдалках», сделанных из веревок, привязанных к крепким деревьям. Такие качели будто соединяли славян с Небом. Детки радостно бегали по дворам и звонили в маленькие колокольчики, чтобы призвать добрых духов. Ну и, конечно, раскрашивали яйца - символы Солнца и силы плодородия, дарили друг другу писанки, крашанки и куличи, славя силу Солнца-Даждьбога. После празднования возродившегося Солнца наши предки вплотную приступали к началу полевых работ.

- Какой праздник в наши дни очень похож на Великодень?

13, 14 слайды: ИВАНА КУПАЛЫ (летнее солнцестояние)

Не менее значимый день Силы приходился на время, когда был самый длинный день в году и самая короткая ночь. На эту дату припадало, пожалуй, самое веселое и поистине волшебное празднование славян – Купайла (Ивана Купалы). В самую короткую ночь храбрые душой люди отправлялись искать цветок папоротника. А еще на рассвете собирали целебные травы - считалось, что в это время они наполнялись наибольшей силой. В наши дни актуальны многие купальские обрядодействия, вот только из-за смены календарей далеко не все знают, что эти магические действия стоит проводить в самые короткие ночи июня, а не 7 июля, как принято сейчас.

На Купайла принято было разжигать высокие кострища и прыгать через них для очищения, пускать венки по воде для ворожбы о будущем супружестве, встречать утром Купальское Солнышко для исцеления, для наполнения силой и здоровьем.

По завершению празднования Купайла с горы скатывают пылающее колесо в речную воду. Символически это означало, что теперь день будет становиться все короче и короче. Но главная суть колеса и речной воды не только в сокращении дня. Это символ Священного Союза: соединения сил огня и сил воды, союз сил неба и сил земли, мужского и женского начала.

В эти последние июньские дни земля начинает активно приносить плоды и фрукты, поэтому праздник зрелого Солнца-Купайла знаменует собой начало сбора урожая.

В этот день творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освящённой еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде.

Физкультминутка. Представьте, что мы с вами на праздновании Купайла. Давайте попробуем прыгнуть через костер (Дети имитируют движения)

15, 16 слайд презентации : ОВСЕНЬ - СВЯТОВИТ (осеннее равноденствие)

Осенний праздник похож на весенний - день и ночь также равны между собой. В домах традиционно зажигался ритуальный свет. Для этого на почетное место ставили красиво украшенную большую свечу, которая будто наполняла жизнь светом, в то время как стареющее Солнце Овсеня уже не грело так горячо.

Осеннее священное время направляло людей на духовные размышления о смысле циклов природы, о том, что все возвратится на круги своя. В то же время разрешено было заниматься творческими ремеслами.

На первый план в дни осеннего равноденствия выходило веселое празднование в честь урожая. Ведь как раз в это время «понемногу засыпающей земли» люди собирали последние ее дары, начинали проверять заготовки на зиму. Выпекали огромный каравай, как символ доброго урожая, и просили богов, чтобы на следующий год хлеб был, как минимум, таким же большим.

Поиск информации в учебнике.

Посмотрим, о каких праздниках расскажет нам учебник (стр. 63-65)

Какая новая информация встретилась в тексте?

Традиции наших предков.

Выполнили работу:

ученица 3б класса МБОУ СОШ

Иванова Альбина и

ученица 4а Кузнецова Дарья

Руководитель:

учитель начальных классов

Кузнецова О.В.


Цель работы:

понять, как сочетаются в нашей культуре русские народные традиции с православными и с астрологическим календарем.


Задачи:

1.познакомится с астрологическим календарём

2. выяснить особенности обрядов и обычаев, связанных с встречей весны(Праздник “Жаворонки”);

3. изучить основу православного праздника “Сороки”;


День весеннего равноденствия

22 марта по астрологическому календарю «день весеннего солнцестояния». В этот день пути Земли и Солнца пересекаются, а день равен ночи. Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения..


Праздник «Жаворонки»: история и обычаи.

  • На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник «Жаворонки», который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что этот праздник имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен?

Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы

«Жаворонок небо пашет». «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

«Увидел скворца – весна у крыльца».

« Сколько проталинков – столько и жаворонков».

« Зима кончается – весна начинается!».


В этот день было принято «закликать» весну

  • Заклички
  • Жаворонки прилетайте, Зиму белу прогоняйте! Гули – гули. Зиму белу прогоняйте, Весну красну созывайте! Гули – гули.
  • Жаворонок, жаворонок Возьми себе зиму, А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу


Жаворонки

  • Рано утром хозяйки пекли печенье «тетёрки» - символ солнышка и здоровья; птичек «жаворонков», круглые пряники и колобки.

«Жаворонки прилетели – на головку сели».

Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.

Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались.


К встрече весны у наших предков было принято изготавливать своими руками куклы

- Куклу-веснянку .

-Кукол «Мартиничек » .

-Кукла «Птица Радость»


Страдание святых 40 мучеников Севастийских Верующий в Меня, если и умрет, оживет .

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». В этот день Православная церковь отмечает день памяти сорока мучеников севастийских.

Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру в Христа. В 320 г. в городе Севастия командующий гарнизоном язычник Агриколай повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, сказав, что они – христиане и поклоняются только Богу. Агриколай жестоко расправился с непокорными. Церковь канонизировала мучеников.

«Жаворонки» к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тест «Народные праздники в пору осеннего равноденствия» Окружающий мир, «Перспектива», 2 класс © учитель нач. кл. ГБОУ СОШ №307 С-Пб Дмитриева А.В., 2018

2. Выбери верное утверждение: А. В день осеннего равноденствия день длиннее ночи. Б. В день осеннего равноденствия день короче ночи. В. В день осеннего равноденствия день равен ночи.

3. Что отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия А. Окончание жатвы Б. Начало сева В. День Знаний

4. Какой христианский праздник отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия? А. Пасху Б. Рождество Богородицы В. Рождество

(Накануне дня осеннего равноденствия) 5.

6.В чём сходство празднования осеннего равноденствия у земледельцев, охотников и оленеводов? А. Все в этот день обновляли в избах огонь. Б. Все в этот день благодарили природу. В. Все в этот день устраивали большую охоту.

7. Зачем накануне равноденствия гасили огонь в печи, лампадках, светцах? А. Из экономических соображений Б. Было и так жарко и светло В. Традиция обновления огня передавала из поколения в поколение навыки добывать огонь.

9. Какой народ в пору осеннего равноденствия отмечает праздник Хололо? А. Коряки Б. Нанайцы В. Татары

9. Какой народ проживает на востоке между Чукоткой и Кам­чаткой? А. Коряки Б. Нанайцы В. Татары

10. Какой народ проживает в Приамурье? А. Коряки Б. Нанайцы В. Татары


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Русские народные праздники в Древней Руси".

Цель урока: приобщить детей к традициям народных праздников. Играя, дети знакомятся с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством....