Название правового проекта для учителей. Проект: «Социально-нравственное и правовое воспитание дошкольников

Елена Гавриленко
Проект по правовому воспитанию «Правовой ликбез»

Тема проекта : «Правовой ликбез »

Актуальность темы проекта

Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребёнка. Необходимо приучать дошкольников соблюдать правила , помогающие жить дружно : не обижать друг друга, помогать друг другу, знать свои права и уметь уважать права других людей . Знание прав - щит , прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Обладание правами даёт ребёнку возможность само реализоваться, раскрыться как личности. Что знают дети о своих правах ?

Данный проект призван систематизировать знания детей и их родителей основных прав и обязанностей (в доступной форме, с привлечением наглядного материала) .

Цели и задачи проекта :

Цель проекта : Формирование у детей правовой компетентности , понимание и осознание своих прав и свобод , на основе Конвенции ООН о правах ребёнка .

Задачи проекта :

1. Сформировать модель единого культурного пространства «Ребёнок – Семья – Социум» ;

2. Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения ;

3. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

4. Формировать чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово, осознания своих прав и свобод ;

5. Активизировать словарь ребёнка в связи с расширением его кругозора;

6. Воспитывать уверенность в себе , самоуважение и уважение к достоинству и личным правам другого человека .

7. Отработать систему повышения уровня правовой культуры родителей и приобщить к участию в жизни д/сада, через реализацию проекта «Правовой ликбез » .

Вид проекта : информационно – практический.

Участники проекта : дети подготовительной группы и их родители.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Срок реализации проекта : сентябрь – май.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный :

Подбор, изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта ; изучение и анализ научно-популярной и художественной литературы для детей; наблюдения, педагогические ситуации (естественные и специально моделируемые) . Подбор иллюстраций, дидактических игр.

Консультация для родителей «Роль семьи в правовом воспитании ребенка » .

2 этап – основной :

Беседы : «Какой он, воспитанный человек , «Что такое праздник?» , «как играть веселее одному или с ….?» , «Какие бывают поступки?» , «Как можно знакомиться?» , «Расскажи о своей любимой игрушке (игре, занятии и другое) ».

Чтение стихов, пословиц, сказок, мораль которых формирует нравственные качества и выявляет нарушение правовых норм :

Право на жизнь и свободу : «Красная шапочка» Ш. Перро, русские народные сказки «Колобок» , «По щучьему веленью» , «Морозко» .

Право на медицинское обслуживание : «Айболит» К. И. Чуковский.

Право на жизнь и свободу выбора : русская народная сказка «Царевна лягушка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин.

Право на личное имущество , защиту от рабской зависимости, жестокое обращение, эксплуатацию в любой форме : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» . Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» .

Право на неприкосновенность жилища и имущества : В. С. Михалков «Три поросёнка» , М. Пляцковский «Как две лисы нору делили» , русские народные сказки «Три медведя» , «Заюшкина избушка» , Н. Носов «Огурцы» .

Право свободно передвигаться и выбирать место жительства : В. М. Гаршин «Лягушка - путешественница» , А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» , «Двенадцать месяцев» , «Морозко» , Ш. Перро «Золушка» .

Право на труд : русская народная сказка «Репка» .

Право искать убежище от преследования в др. странах : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» . Право на личную неприкосновенность, на собственное мнение, на свободу : «Лягушка-путешественница» .

Право на свободное мнение и уважение другого : М. Пляцковский «Фонтан, который умел плавать» , К. Д. Ушинский «Ветер и солнце» .

Игры и тренинги :

«Семья – 7 Я!» , «Маленькие дизайнеры» , «Ласковые имена» , «Разноцветный букет» , «Комплименты» , «Семейный альбом» , «Солнечный зайчик» , «Пирамида Любви» , «Согласование действий» .

«Свеча» , «Придумай для других хорошие слова» , «По мотивам сказки Кот, Лиса и Петух» , «Удиви товарища» , «Встреча гостей и хозяев» , «Ссора» , «Как вести себя при прощании» .

Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей :

«Обратись по имени» . ПС,: закрепить знания детей о том, что каждый человек имеет право на имя .

«Я имею право… » ПС.: дать правовые знания .

«Я не должен…» ПС.: разграничивать понятия «могу» , «должен» , «хочу» ; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

«Кто права нарушил ПС.: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права . Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права .

«Колобок» ПС.: развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи.

Спортивные игры :

«Карусели» , «Русские горки» , «Хлибчик» , «Кулачки и ладошки» и «Найди пару» .

Познавательная деятельность

«Учимся сотрудничать» ПС.: формировать навыки коллективной деятельности; воспитывать умение считаться с мнением и интересами других, справедливо разрешать споры и конфликты; помочь детям осознать и принять правило : «мы дружные ребята, не ссоримся, радуемся успехам товарища» .

«Ты скажи мне, как тебя зовут?» ПС.: познакомить детей с правом каждого человека на имя; дать детям возможность почувствовать собственную значимость и радость дружбы.

«Где эта улица, где этот дом?» ПС,: закрепить знание детьми своего домашнего адреса; помочь ребенку осознать, для чего каждому человеку нужно знать свой домашний адрес.

«Большая семья» . ПС.: закрепить знания детей о родственных связях внутри семьи, умение определять и называть родственников в семье.

«Игралочка – чудесная страна» . ПС.: познакомить детей с правом каждого ребенка на игру, расширять представления о важности периода детства, закрепить знания об их правах и обязанностях .

«Мой детский сад» . ПС.: уточнить знания детей о праве каждого человека на образование, помочь понять, что образование чрезвычайно важно для каждого человека и получать образование чрезвычайно важно и интересно.

«Мое свободное время» . ПС.: формировать у детей представление о свободном времени и его использовании. Помочь ребятам осознать свое право на отдых .

«Мой уголок» . ПС.: дать детям представление о том, что для жизни и здоровья каждого человека нужны хорошие условия : дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта. Подвести детей к пониманию того, что дом, одежда, игрушки необходимы детям так же и для осуществления их прав на уединение и собственность.

«Мое любимое занятие» . ПС.: познакомить детей с правом каждого ребенка на выбор любимого занятия. Развивать умение высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения.

«Кто где живет» . ПС.: познакомить детей с разными странами и народами.

Литература : С. Козлова «Мы имеем право » .

Продуктивная деятельность.

Тематика по изобразительной деятельности : «Автопортрет» , «Портрет друга» , «Любимый герой» , «Мой дом» , «Мой любимый уголок» .

3 этап – заключительный :

Оформление выставки детских работ «Портрет друга» , фотоальбома «Мы – друзья» ;

Изготовление лепбука «Мои права и обязанности » ;

Театрализованное представление «Мы тоже имеем права » . Литература : С. Козлова «Мы имеем право » стр 175.

Республика Саха (Якутия)

МР «Жиганский национальный эвенкийский район»

МОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа»

«Правовое просвещение учащихся»

Утвержден

с. Жиганск

Актуальность проблемы

Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.

На уровне семьи и личности можно констатировать все возрастающую заинтересованность в формировании правовой компетенций всей семьи и каждого ее члена в отдельности, т. е. способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали. Однако в связи с тем, что в стране происходит непрерывный процесс нормотворчества, обновления законодательства, накопления правоприменительной практики, разрыв между современным демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения становится все заметнее. Отсутствие опыта выстраивания модели собственного поведения в условиях постоянного обновляющейся нормативно-правовой базы усложняет формирование правого сознания подростков и детей младшего школьного возраста. Родители не могут передать подрастающему поколению свой правовой опыт, им самим сложно разобраться в огромном массе создающихся и исчезающих законов и подзаконных актов - не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее практическим применением. Поэтому то, что в странах с длительной правовой традицией закладывается в семье, в наших условиях должно иметь поддержку извне, стать предметом целенаправленной работы существующих и заинтересованных в этом государственных и общественных институтов.

Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству ОВД, КДН и общественные организации.

Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума, юридических и юридических организаций.

В ходе определения актуальности и значимости программы по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения, которая рассчитана на учащихся всех ступеней школьного обучения – младшей (начальная школа – 1-4 классы), средней (основная школа – 5-9 классы) и старшей (средняя школа – 10-11 классы), их родителей.

Нормативно-правовая основа:

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся и родителей к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «Гарант», «Консультант», а также к правовой литературе, содержащей в библиотечных фондах, и Интернет – ресурсам.

Цель: правовое просвещение учащихся, и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

1. Формирование гражданско-правовой культуры школьников

2. Правовое просвещение детей «группы риска» и их родителей.

Работа с учащимися начальная школа

Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;

Понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т. д.);

Приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений с взрослыми, старшими;

Знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в особенности правил дорожного движения): этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;

Получения первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу).

Предлагаемые модули

Предлагаемые темы

Правила вокруг нас

Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в школе. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка – документ, который тебя защищает.

Мой класс и мои друзья

Права учащихся в нашей школе и в нашем классе. Ответственность. Разработка правил поведения в классе.

Азбука пешехода

Участники дорожного движения. Виды пешеходных пешеходов. Сигналы и виды светофора. Виды транспорта. Дорожные знаки. Мы пассажиры. Безопасные места для детей. Встреча с работником ГИБДД .

Конкурсы:

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Наша школа

Право на образование. Знакомство с внутренним распорядком школы. Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство с администрацией образовательного учреждения.

Дом, в котором я живу

Право детей на жизнь в семье. Права и обязанностей членов семьи. Права ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «Если ты оказался в трудной ситуации.. . .» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям , оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Дом, в котором я живу. Мой двор. Мои соседи.

Мой друг Светофорик

Движение пешехода и их обязанности. Правила пешехода дороги. Дорожные знаки. Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. Встреча с работником ГИБДД.

Конкурсы:

1. Конкурс рисунков «Мой класс»

2. Конкурс рисунков «Я на улице»

3. Конкурс проектов «Наша школа»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Защита прав ребенка

Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятка «Кто может меня защитить?». Встреча с членом КНД и ЗП, инспектором ПДН

Российская Федерация. Власть в нашей стране

Государство. Гражданство. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. Памятка для учащихся: «Куда обратится, если мои права нарушены. . .»

Берегись автомобиля

У каждой машины своя работа. Когда ты становишься водителем. Безопасность пешеходов и пассажиров. Тормозной путь транспортных средств. Встреча с работником ГИБДД

Конкурсы:

1. Конкурс проектов «Моя Россия» (Места, которые мне дороги. . .)

2. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

3. Конкурс рисунков «Я на улице» (по правилам дорожного движения)

Конкурс сочинений «С чего начинается Родина. . .»

Основная школа

Формирование отношение к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

Знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как «закон», «права человека», «права ребенка», «норма права », «правонарушение» и др.);

Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

Формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами ;

Умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права экспертам за помощью в их разрешении;

Накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере – правил для учащихся);

Получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Школьное самоуправление

Право ребенка на участие в управлении образовательным учреждениям. Кто управляет нашей школой? Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Устав школы о школьном самоуправлении. Положении о школьном Ученическом Совете. Проект «Самоуправление в нашей школе: каким оно должно быть?». Встреча с представителями школьного органа самоуправления и заместителем директора по воспитательной работе .

Что такое закон и для чего он нужен

Отличие законов от правил. Как создаются законы в нашей стране. Законы о защите прав ребенка. Создание законов (на примере закона выдуманного государства)

Уговор дороже денег

Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписанные правила во взаимоотношениях людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения (на примере своего класс)

1.Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

2.Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»

3.Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Право и свобода

Что такое свода? Свободы ребенка, закрепленные в Конвенции о защите прав ребенка. Свобода мысли, совести и религии. Свобода ассоциаций и мирных собраний. Право ребенка на сводное выражение своих взглядов и мнений. Причины ограничений прав и свобод по закону.

Право и здоровье

Конвенция о правах ребенка о праве на пользованием наиболее совершенными услугами здравоохранения. Здоровый образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Что говорит о вредных привычках закон? Встреча с приверженцами здорового образа жизни (врачи, наркологи)

Нарушение закона

Государство на страже закона (правоохранительные органы). Кто может нарушить закон? Нарушения прав ребенка. Правонарушения подростков и их возможные последствия. Встреча с представителями правоохранительных органов. Памятка «как не стать соучастником преступления?»

2. Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»

3. Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Имею права и могу им воспользоваться

Конвенция о правах ребенка. Правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность подростка. Встреча с представителями юридического сообщества (КДН и ЗП). Составление памяток: «Имею право и могу им воспользоваться.. . » и «Несу ответственность по закону.. . ».

Мое право на образование

Конвенция о правах ребенка о праве на качественное образование. Понятие качества. Право на выбор образовательного учреждения. Возможности получения дополнительного образования . Встреча с администрацией школы, работниками учреждений дополнительного и профессионального образования .

Обязанности и ответственность

Конституционные обязанности. Ответственность и ее виды. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Встречи с представителями правоохранительных органов.

Торжественное вручение паспортов школьникам, достигшим 14 лет

1. Конкурс рисунков «Я рисую свои права», «Я имею право»

2. Конкурс сочинений «Мое будущее. . .»

3. Конкурс плакатов «Мое право на образование»

4. Конкурс сочинений «Права человека и будущее России»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Мои первые документы

Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?

Как не стать жертвой преступления

Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Встреча с работниками правоохранительными органов. Составление общих правил безопасности.

Моя семья

Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья?

Организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся.

1. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

2. Конкурс сочинений «Мое будущее. . .», «Права человека и будущее России»

3. плакатов «Мое право на образование»

4. Конкурс рефератов «Что значит законопослушный гражданин»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Защита прав собственности

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Что нужно знать, чтобы стать предпринимателем

Собственность. Виды собственности. Наследство. Предпринимательство. Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью ? Виды коммерческих организаций . Договоры, основные правила их заключения и ответственность по договорам. Риски предпринимательской деятельности.

Выборы в демократическом государстве.

Права и свободы граждан, без реализации которых невозможно проведение свободных выборов. Кого мы выбираем? Право выбирать и быть избранным.

Профессиональное образование

Право на получение профессионального образования. Государственные и негосударственные образовательные учреждения. Бесплатное профессиональное образование. Платные образовательные услуги. Памятка «Выбирая профессиональное образование. . .»

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

1.«Мое дело»

2 «Моя предвыборная программа»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Мое жилье

Кто в доме хозяин? Приобретение жилья в собственность. Права и обязанности собственников жилья. Налоги, которые платит собственник жилья. Что такое ТСЖ, зачем и как создают?

Служба в армии: право и обязанность

Конституция РФ и федеральные законы о срочной службе (службе по призыву). Альтернативная служба. Служба по контракту. Защита прав призывника. Встреча с работниками военных комиссариатов , действующими офицерами.

Думать о пенсии никогда не рано

Что такое пенсия? Виды пенсионного обеспечения в России. Пенсионные фонды: разновидности, способы формирования и основные функции. Преимущества и риски размещения средств в негосударственных управляющих кампаниях.

Организация курсов «права человека», «Человек и общество», «конституции – основной закон нашей жизни», «политика и право»

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

Проведение научно-практической конференции с учащимися «Я и закон»

Встреча с прокурором Жиганского района, следователем следственного комитета

1. Конкурс сочинений «права человека и будущее России»

2. Конкурс рефератов «что значит законопослушный гражданин»

Работа с учащимися «группы риска» и их родителями

Задачи:

1. Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной;

2. Способствующих восприятию ЗОЖ и адекватного поведения

3. Выявления интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения

4. Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил

5. Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям

6. Оказание помощи семье в решение проблем воспитания, развитие социально - психологического просвещения родителей, усиление их в воспитании детей.

Основные направления работы

1. Профилактика правонарушений и наркомании

2. Профессиональная ориентация и самоопределение

3. Культурно-творческая деятельность

4. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока, дополнительного образования

5. Просветительская работа

6. Работа с родителями.

1. Профилактика правонарушений и наркомании

· составление социальных паспортов классов и школы;

· работа школьного Совета по профилактике правонарушений;

· сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекций по делам несовершеннолетних;

· организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов;

· работа педагога - психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного принятия решений;

правовое просвещение учащихся;

2. Профессиональная ориентация и самоопределение:

проф. диагностика (анкетирование);

проф. Просвещение (беседы, встречи, экскурсии);

проф. Консультирование (работа с педагогом – психологом, педагогами)

3. Культурно- творческая деятельность:

участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях;

музейно - экскурсионная работа;

каникулярный отдых

4. Блок дополнительного образования:

привлечение учащихся «группы риска» в занятиях дополнительного образования

5. Просветительская деятельность:

формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;

социально- педагогическая диагностика различных категорий детей;

проведении веществ с привлечением специалистов.

6. Работа с родителями:

сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей, детях- инвалидах;

консультирование с целью оказания помощи в решении социальных, юридических, социально - психологических вопросов;

родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».

Тематический план родительского лектория:

Предлагаемые темы

Основы семейного законодательства

Семейный кодекс РФ. Обязанности супругов. Обязанности родителей. Права родителей.

Типы семейного воспитания

Гиперсоциальное. Эгоцентричное. Тревожно - мнительное и без любви.

Ошибки воспитания

Ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания: гиперсоциальное воспитание: эгоцентричное или все для ребенка; воспитание без любви; тревожно - мнительное воспитание. Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей.

Положение ребенка в семье и отношения с родителями

Проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст. Пути решения проблемы.

Типы конфликтов и способы их преодоления

Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование – скрытый конфликт. Конфликт опеки.

Работа с родителями

Задачи:

Формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

Выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

Знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;

Обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

Приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав и др.)

Умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

Формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.

Тематический план

Предлагаемые темы

Правовые нормы

Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав школы.

Права и обязанностей детей и родителей

Конституция РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.

Преступление и наказание

Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей.

На родительских собраниях родителям необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются сотрудники ОВД, КНД, и ЗП, органы опеки и попечительства.

Считаем важным разъяснить ребёнку, что он – часть не только семьи, но и общества; что у него есть определённые права и обязанности. Способствовать тому, чтоб ребёнок понял и прочувствовал: члены семьи связаны между собой родственными и духовными узами. Привить уважение к своим предкам, ближе познакомить дошкольника с миром взрослых. Всё это возможно реализовать в интересной работе – проекте “Откуда мы родом”.

Участники: воспитанники старшей – подготовительной группы, педагоги, родители.

Цели урока: познакомить ребёнка с собственными правами,привить интерес к истории рода на примере его семьи.

1. Научные 1.1. Помочь ребёнку изучить его родословную.
1.2. Моделирование связи поколений.
1.3. Дать представление о правах.
2. Мировоззренческие 2.1. Помочь ребёнку разобраться в своих правах.
2.2. Увидеть необыкновенное в обычном.
2.3. Показать связь мира взрослых с миром ребёнка (кто, как и о ком заботится).
2.4. Пофантазировать о будущей семье и жизни.
3. Духовно - нравственные 3.1. Обогатить кругозор детей о семье , как части общества.
3.2. Дать понятие об обязанностях.
3.3. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
3.4. Учить получать радость от узнавания нового.
3.5. Учить сотрудничать; уважать свой и чужой труд.
3.6. Развивать эмоциональную сферу.
3.7. Показать связь поколений.
3.8. Привить уважение к своим предкам.
4. Практические 4.1. Развивать воображение.
4.2. Познакомить с национальными особенностями быта.
4.3. Разработать собственные модели семьи.
4.4. Составить семейное древо.
4.5. Создать альбом родословных.
4.6. Провести праздник семьи.

Этапы работы

1. Подготовительный:

  • определение объектов изучения;
  • подбор литературы, иллюстраций, фотографий, документов (свидетельство о рождении, паспорт);
  • изготовление раздаточного материала для моделирования;
  • “заготовка” семейного древа (рисунок на ватмане).

2. Исследовательский:

изучение истории семьи;
  • ознакомление с особенностями национального характера, костюмами, предметами быта;
  • ознакомление с правами ребёнка .
  • 3. Продуктивный:

    • разработка собственных моделей семьи.
    • составление семейного древа участниками проекта.

    4. Заключительный:

    • обобщение результатов работы;
    • создание альбома родословных или оформление экспозиции родословных.

    5. Защита проекта:

    • проводится в ….г.,
    • в виде собеседования с детьми.

    Способы организации работы:

    • принцип добровольности участия родителей и детей;
    • работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время;
    • воспитанники работают под руководством педагога.

    Работа по проекту оценивается:

    • конкурсной комиссией (зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР, педагогом- психологом);
    • педагогами ДОУ.

    Практический выход:

    • изготовление “Семейного древа”;
    • выставка альбомов родословных или экспозиция родословных ;
    • проведение “Праздника семьи”;
    • праздник национального подворья ;
    • ярмарка семейного творчества.

    Тематический план к проекту “Откуда мы родом”

    (Составитель – Бережнова Ольга Ивановна, педагог высшей квалификационной категории, воспитатель подготовительной группы)

    1 Где мы отдыхали летом Рассматривание семейных фотографий о летнем отдыхе, рассказы о семейных поездках к морю, экскурсиях и т.д. Беседа о праве ребёнка на отдых.

    сентябрь

    2 “7 – Я” Разгадывание ребуса “7 – Я”. Рисование на тему “Моя семья”. Беседа об обязанностях членов семьи, о традициях в семье. Сюжетно – ролевая игра “Семья”. Чтение стихотворения Я.Акимова “Моя родня”. Беседа о праве ребёнка знать своих родителей. Оформление панно “Моя семья”.
    3 Я и моё имя Беседа “По-разному зовутся дети” (о праве ребёнка на имя).
    Игра “Полное и неполное имя”.
    Этюд “Назови ласково”.
    Изготовление именных карточек – визиток.
    4 Новый год у ворот Беседа о встрече Нового года в семье, о семейных традициях. Изготовление открыток с новогодними пожеланиями (рисунки и аппликации). Проведение конкурса “Лучшая новогодняя открытка” (совместная с родителями работа). Обсуждение рассказа В.Драгунского “Сестра моя Ксения”.
    5 Наша Родина - Россия Беседа о праве ребёнка на гражданство. Экскурсия по выставке рисунков “Моя Родина”. Беседы о государственной символике. Беседа о берёзке – символе России. Слушание песен о Родине. Народные игры, народные промыслы, народные приметы. Праздник национального подворья.
    6 Защитники земли русской Рассматривание картины В.Васнецова “Богатыри”,

    беседа о защитниках Родины. Разучивание пословиц о храбрости, героизме. Изготовление подарков папам, дедушкам. Спортивное развлечение “Вместе с папой”.

    7 Хорошо рядом с мамой Беседа “Мама – самое прекрасное слово на земле” Составление рассказов детьми о своих мамах. Чтение стихов и песен о маме. Викторина “Что ты знаешь о своих родителях”. Оформление семейных уголков “Семейное древо”. Изготовление подарков для мам, бабушек. Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.
    8 “Мы живём, пока память жива…” Встреча с фронтовиком, военнослужащим. Беседа о подвигах солдат во время ВОВ. Проведение фотовыставки “Наши деды воевали…” (Фотографии из семейных альбомов. Беседа о праве детей жить в мире без войны. Экскурсия к Вечному огню. Изготовление праздничных открыток, высаживание цветов на аллею детского сада.
    9 “Мой дом – моя крепость” Беседа о праве ребёнка на жильё. Рисование дома для своей семьи. Лепка и рисование домашней утвари для игры в “Семью”.
    10 Мой город и район, в котором я живу Беседа “Город, где живут и работают наши мамы и папы”. Рисование на тему “Мой город”. Сюжетно – ролевая игра “Почта” (знание детьми домашнего адреса и адреса д/сада). Встреча с интересными людьми: бабушками и дедушками – ветеранами труда.

    Пешая экскурсия по району, семейная экскурсия по городу. Семейный праздник “Моя родословная”.

    Проект направленный на формирование правовой культуры подростков в системе дополнительного образования «Законы знай и уважай!»

    Присоединиться

    Тема проекта:

    Здоровый образ жизни

    Тематика:

    Работа с молодежью

    Муниципальное образование:

    Сергиево-Посадский м.р.

    Краткое описание проекта:

    Проект направленный на формирование правовой культуры подростков в системе дополнительного образования «Законы знай и уважай!»
    «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».
    Вольтер

    1. Обоснование актуальности проблемы.












    2. Цели проекта:
    формирование правового сознания, правой культуры обучающихся, активной гражданской позиции подростков;
    повысить уровень и значимость правовой культуры среди подростков, вовлечь их в практическую деятельность, направленную на соблюдение правовых норм;
    комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.
    Задачи:
     формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;
     целенаправленное педагогическое воздействие на поведение обучающихся в соответствии с нормами правовой культуры;
     формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;
     определение уровня правовой и политической культуры обучающихся и их отношение к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми проблемами;




    3. Содержание проекта:
    Включает в себя систематическое повышение правовой информированности, обогащение правокультурными ценностями, развитие необходимых навыков, умение реализовывать требования правовых норм, выработку привычек правового поведения. При этом необходимо учитывать, что правовое воспитание в современных условиях должно быть ориентировано, прежде всего, на принципы правового государства, отдавая при этом приоритет общечеловеческим гуманистическим ценностям. В разнообразных формах воспитательного воздействия на подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие мероприятия. Решая поставленные в области правового воспитания задачи, нами запланированы различные игровые и творческие мероприятия, в которых участвуют сами подростки. Что позволяет закрепить у обучающихся устойчивую и осознанную потребность в правовом поведении, выработать негативное отношение к употреблению наркотических и токсических веществ, воспитать уважительное отношение к закону. Содержание правового просвещения несовершеннолетних включает в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании мы раскрываем смысл и значение конституционных принципов и положений.
    1. План реализации проекта: проект является долгосрочным и начал свою реализацию в 2015 году.
    № п/п Мероприятия
    Сроки Ответственные Результат
    1. Изучение:
    - Закона РФ «Об образовании»;
    - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 02.06.1999 год;
    - Уголовный кодекс РФ;
    - Конвенция ООН «О правах ребенка»;
    - Конституция РФ сентябрь Педагоги дополнительного образования, руководители проекта.

    Повышение уровня правовой грамотности
    2. Анкетирование обучающихся на определение правовой грамотности: «Правовые вопросы» ноябрь Руководители проекта, руководители команд ОУ района Выявление уровня правовой грамотности
    3. Составление сценария районной правовой игры «Законы знай и уважай», разработка информационно- познавательных листовок и буклетов правовой тематики, разработка методических рекомендаций, определение состава компетентного жюри. Декабрь - февраль Руководители проекта Методические разработки к сценарию, разработка сценарного плана, домашнего задания командам - участникам
    4. Инструктивный семинар по районной правовой игре «Законы знай и уважай!» Март Руководители проекта, классные руководители и руководители команд ОУ района Получение информации о ходе игры, получение домашнего задания командам – участникам.
    5. Проведение районной правовой игры «Законы знай и уважай!» Апрель Руководители проекта, команды – участницы. Повышение правовой грамотности
    6. Подведение итогов правовой игры «Законы знай и уважай!» Апрель – май Руководители проекта, члены жюри. Подведение итогов игры, распределение призовых мест.
    7. Церемония награждения победителей и участников районной правовой игры «Законы знай и уважай!» Май Директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи «Истоки» Касимова Т.А., руководители проекта, инспектор ОДН. Повышение правовой грамотности
    8. Повторное анкетирование обучающихся на определение уровня правовой грамотности май Руководители проекта, классные руководители и руководители команд ОУ района Обобщение полученных знаний учащимися
    9. Подведение итогов по работе над проектом.
    Составление отчета о проделанной работе июнь Руководители проекта. Анализ работы

    4. Механизмы реализации проекта:
    1. Поставленные цели для реализации проекта решаются посредством проведения массовых мероприятий с учетом возрастных особенностей и в соответствии уже имеющимися знаниями в области права у обучающихся. В проекте принимают участие: обучающиеся 6 – 10 классов образовательных учреждений района и обучающиеся учреждений дополнительного образования района. В состав компетентного жюри входят: инспектора ОДН, начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав, председатель Общественной палаты Сергиево – Посадского района, капитан полиции, по делам несовершеннолетних УМВД России по Сергиево-Посадскому району.
    1) Подготовительный этап:
     изучение свода законов правовой направленности: Закона РФ «Об образовании»; ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 02.06.1999 год; Уголовный кодекс РФ; Конвенция ООН «О правах ребенка»; Конституция РФ.
     анкетирование обучающихся на определение правовой грамотности: «Правовые вопросы». Приложение № 1
    2) Разработка процедур реализации проекта:
     составление сценария районной правовой игры «Законы знай и уважай» Приложение № 2, Приложение № 3, Приложение № 4
     разработка методических рекомендаций;
     определение состава компетентного жюри.
    3) Реализация проекта:
     Сбор заявок на участие в районной правовой игре «Законы знай и уважай!»;
     Инструктивный семинар для руководителей команд – участниц;
     Проведение районной правовой игры «Законы знай и уважай!»;
     Подведение итогов игры и церемония награждения;
     Повторное анкетирование обучающихся на определение уровня правовой грамотности и отслеживание динамики;
     Подведение итогов по работе над проектом. Составление отчета о проделанной работе.
    5. Кадровое обеспечение проекта, в том числе список лиц (с кратким резюме персонала), непосредственно разрабатывающих и реализующих проект
    В разработке и реализации проекта принимали участие:
    Руководитель проекта Касимова Татьяна Александровна, директор МБОУ ДО ДТДМ «Истоки» (почетный работник общего образования Российской Федерации)
    Погорелова Елена Викторовна, заведующая информационно-методического отдела, педагог дополнительного образования ДТДМ «Истоки»
    Кузнецова Анна Михайловна, методист, педагог дополнительного образования ДТДМ «Истоки».
    6. Схема управления проектом, порядок осуществления контроля за ее выпол¬нением
    Контроль за выполнением проекта осуществляется путем:
    1. Проведение первоначального анкетирования обучающихся для определения уровня компетентности;
    2. проведения промежуточного анкетирования, тестирование, бесед и др.;
    3. проведения мониторинга мероприятий согласно плану.

    8. Ожидаемый результат
    Сформированность гражданско-правовой компетентности:
    в познавательной сфере - обогащение знаниями российского законодательства,
    в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений,
    в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
    в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей и идеалов.
    Обеспечение 100% охвата несовершеннолетних мероприятиями правовой направленности.

    9. Прогноз дальнейшего развития проекта, долгосрочный эффект
    Ожидаемые результаты в развитии:
    проведение районной правой игры «Законы знай и уважай!» на межрегиональном уровне, что позволит охватить большое количество обучающихся.


    Приложение №1
    Анкета на определение правовой грамотности подростков
    1. С какого возраста наступает административная ответственность у несовершеннолетних?
    2. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних?
    3. Какой максимальный срок наказаний несовершеннолетних по Уголовному кодексу РФ?
    4. Какое наказание грозит несовершеннолетним за кражу?
    5. Какое наказание грозит несовершеннолетним за побои?
    6. Какое наказание грозит несовершеннолетним за вымогательство?
    7. Какое наказание грозит несовершеннолетним за изнасилование?
    8. Какое наказание грозит несовершеннолетним за убийство?
    9. Какие виды наказаний вы знаете?
    10.Какие обстоятельства, отягощают преступления?

    Приложение №2
    Сценарий районной правовой игры «Законы знай и уважай»

    Вступление:
    Ведущий. Добрый день, участники и гости нашей игры!
    Мы рады видеть вас в нашем уютном зале и искренне надеемся, что игра, которую нам предстоит сегодня провести, тоже будет уютной, теплой и очень доброй, так как она посвящена правам человека. А называется она – «Законы знай и уважай».

    1 конкурс «ПРИВЕТСТВИЕ»
    Ведущий. Слово предоставляется командам. Максимальная оценка - 5 баллов.
    Время выступления 3 минуты.
    Ведущий: Спасибо командам. Следующий конкурс.

    2 конкурс «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
    Ведущий. Вам раздаются карточки с изображениями различных сказочных пер¬сонажей. Необходимо определить какое право сказочного героя нарушено. За каждую правильно подписанную карточку команда получает 1 балл. максимальное количество баллов, которое команды могут получить - 4 балла. Время на обдумывание 3 минуты.

    1. 2.
    3. 5.

    Ответы:
    1) Незаконное проникновение в жилище…
    2) Право на неприкосновенность жилища…
    3) Нарушение прав человека на свободный труд…
    4) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь…

    3 конкурс «Правонарушения» (презентация)
    Ведущий: Приведены описания преступлений. Вы должны, определить к какому виду преступлений относится правонарушение? Внимание на экран, отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. 1 верный ответ – 1 балл
    (вид правонарушения)

    Ситуация № 1. Пятиклассник не посещает школу после каникул, говорит, что не хочет ходить на уроки. Как можно расценить его поведение? (Проступок)
    Ситуация № 2. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли подростков наказать? (Мелкое хулиганство)
    Ситуация № 3. Трое девятиклассников в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? (Административное правонарушение)
    Ситуация № 4. 14 – летний юноша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13 – летнего парня. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний парень скончался в больнице. Под какие юридические нормы попадает «шутка» несовершеннолетнего юноши? (Уголовная ответственность несовершеннолетнего)
    Ситуация № 5. Трое семиклассников поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому – нибудь расскажут, им не поздоровиться. Как можно классифицировать их действия? (Вымогательство – преступление)
    Ситуация № 6. Ребята играют во дворе в футбол. Разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?(Гражданско – правовая ответственность)
    Ситуация № 7. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (Административная ответственность)
    Ситуация № 8. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто – то видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли, наказаны ребята? (Нет не будут, был добровольный отказ от преступления)
    Ситуация № 9. Одноклассники начали ругаться, и завязалась драка, в результате пострадал один из них, так как оказался слабей. Какой вид ответственности грозит за избиение? (Уголовная ответственность)
    Ситуация № 10. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а один подросток задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?(Уголовная ответственность, наступает с 14 лет)
    Ведущий. Спасибо командам. Мы переходим к следующему конкурсу.
    4 конкурс «Музыкальный»
    Ведущий. В песне, как в капле воды, отражён огромный мир и вся жизнь человека. В строках известных песен популярным и понятным не только юристу языком изложены основные права и свободы граждан, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Ваша задача назвать эти права. Упоминаются они, конечно с долей юмора. Приведём пример.
    1) Песня бременских музыкантов
    Ничего на свете лучше нету,
    Чем бродить друзьям по белу свету,
    Тем, кто дружен, нестрашны тревоги,
    Нам любые дороги дороги.
    (Право на свободу передвижения.)

    3) Антошка

    Антошка, Антошка, пойдём копать картошку,
    Тили – тили, трали – вали
    Это мы не проходили, это нам не задавали
    Па – рам – пам - пам, па –рам –пам -пам.
    (Право на труд и на отдых)

    2) Подари мне платок
    Подари мне платок - голубой лоскуток,
    По краям голубым - золотой завиток.
    Не в сундук положу, на груди повяжу,
    И что ты подарил,
    Никому не скажу.
    (Право на личную тайну.)
    4) Дом
    Но лишь потом
    Я вспомнил дом.
    И темной ночью, И светлым днем,
    Как хорошо иметь свой дом.
    (Право на жилище.)

    6) Пусть всегда будет солнце.
    Солнечный круг, небо вокруг –
    Это рисунок мальчишки.
    Нарисовал он на листке
    И подписал в уголке.
    (Право на жизнь и свободу). 5) Кабы не было зимы.
    Кабы не было зимы
    В городах и сёлах,
    Никогда б не знали мы
    Этих дней весёлых.
    (Право на отдых).

    7) Вологда
    Письма, письма лично на почту ношу,
    Словно я романс продолженьем пишу,
    Знаю, знаю точно, где мой адресат,
    - В доме, где резной палисад.
    (Право на тайну переписки). 8) Я люблю тебя, жизнь
    Я люблю тебя, жизнь,
    Что само по себе и не ново.
    Я люблю тебя, жизнь,
    Я люблю тебя снова и
    снова.
    Вот уж окна зажглись,
    Я шагаю с работы усталый.
    Я люблю тебя, жизнь,
    И хочу, чтобы лучше ты
    стала.
    (Право на жизнь.)

    9) Мне нравится, что вы больны не мною
    Мне нравится, что вы больны не мной,
    Мнe нравится, что я больна не вами,
    Что никогда тяжелый шар земной,
    Не уплывет под нашими ногами.
    (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.)

    11) Учат в школе.
    Буквы разные писать
    Тонким пёрышком в тетрадь

    Вычитать и умножать
    Малышей не обижать
    Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
    (Право на образование)

    Ведущий: Спасибо командам. 10) Из вагантов
    Во французской стороне,
    На чужой планете
    Предстоит учиться мне
    В университете.
    До чего ж тоскую я...
    (Право на образование)

    12) Песня про
    зайцев.
    В тёмно синем лесу,
    Где трепещут осины,
    Где с дубов
    колдунов
    Облетает листва...
    (Право на труд)

    Ведущий. Переходим к конкурсу капитанов. Прошу капитанов пройти на сцену. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 10 секунд.

    По горизонтали:
    1) Основа политической системы общества, орган власти в стране. 4) Возможность влиять на деятельность людей. 5) Должностное лицо го-сударства, осуществляющее надзор за исполнением законов. 8) Устройство госу¬дарства, объединение нескольких территорий, обладающих определенной само¬стоятельностью. 11) Полотнище с эмблемой государства. 12) Всенародное голо¬сование. 13) Торжественная песня, символ государства. 14) Центральный орган государственного управления.
    По вертикали:
    1) Историческая дисциплина, изучающая гербы. 2) Общепри¬знанное влияние лица, основанное на знаниях, достоинствах, опыте… 3) Крайне агрессивная форма нетерпимого отношения к другим нациям. 6) Стремление к отделению, обособлению. 7) Глава Русской православной церкви. 9) Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. 10) Орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела.
    Ответы: По горизонтали: 1) Государство; 4) Власть; 5) Прокурор; 8) Феде¬рация; 11) Флаг; 12) Референдум; 13) Гимн; 14) Министерство.
    По вертикали: 1) Геральдика; 2) Авторитет; 3) Шовинизм; 6) Сепаратизм; 7) Патриарх; 9) Герб; 10) Суд.
    Ведущий. Спасибо капитанам команд за участие. Переходим к следующему конкурсу.
    6 конкурс «ГОСУДАРСТВО»
    Ведущий. Вам раздаются карточки с рисунками, на которых изображены симво¬лы (признаки) тех элементов, без которых государство не существует. Один важ¬ный признак отсутствует (пустая карточка). Необходимо дорисовать его и подпи¬сать.

    За правильно выполненное задание команда получает 3 балла. Время на обдумывание 3 минуты.
    Ответы:
    Законы (законотворческая деятельность).

    7 конкурс «ВЕТВИ ВЛАСТИ» (презентация).
    Ведущий. Внимание на экран. Вам предлагаются ситуации. Необходимо определить, к какой ветви государственной власти относятся эти ситуации. Давайте с Вами вспомним, какие существуют ветви власти в нашем государстве? (пауза) правильный ответ 1 балл.
    1. Министр принимает решение о строительстве завода.
    2. Парламент принимает закон о государственной границе.
    3. Правительство принимает постановление об обеспечении всех школ страны компьютерными классами.
    4. Суд выносит приговор человеку, совершившему кражу.
    5. Прокурор выдает санкцию на проведение обыска в квартире подозреваемого в совершении преступления.
    6. Государственная Дума принимает решение об объявлении амнистии.
    7. Конституционный Суд принимает решение о несоответствии Указа Прези¬дента Конституции страны.
    8. Совет Федерации дает согласие Государственной Думе на отрешение Пре¬зидента от должности.
    9. Президент издает Указ о помиловании группы осужденных.
    10. Милиционер арестовал человека, подозреваемого в совершении грабежа.

    Ответы:
    1) Исполнительная… 2) Законодательная… 3) Исполнительная… 4) Судебная… 5) Исполнительная… 6) Законодательная… 7) Судебная… 8) Законодательная…9) Исполнительная…10) Исполнительная…
    8 конкурс «ВЫБОРЫ»
    Ведущий. Все вы получили карточки, на которых перечислены различные должно¬сти. Необходимо отобрать карточки с выборными должностями. За каждую правильно выбранную карточку команда по¬лучает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 5 баллов.
    1. Министр.
    2. Командующий армией.
    3. Президент России.
    4. Мэр города.
    5. Завуч школы.
    6. Депутат городского совета.
    7. Член Верховного Суда РФ.
    8. Депутат Государственной Думы.
    9. Районный прокурор.
    10. Губернатор Московской области.
    Ответы:
    3) Президент России… 4) Мэр города…6) Депутат городского совета…8) Де¬путат Государственной Думы…10) Губернатор Московской области.
    Ведущий. Спасибо командам. Следующий конкурс.

    9 конкурс «КВАЛИФИЦИРУЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»
    Ведущий. В карточке приведены преступления. Ваша задача дать юридическое название каждого преступления. Время на обдумывание 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл.
    № Преступления Юридическое название
    1. Иван исписал стены дома надписями «Спартак -чемпион!»

    2. Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

    3. Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прока-титься»

    4. Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба
    5. Коля заставил малыша дать ему10 рублей

    6. Женя приставал к пассажирам в трамвае, ме¬шал им входить и выходить, употреблял нецен¬зурные выражения
    7. Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания
    8. Витя отобрал у Кости CD-плейер

    9. Дмитрий залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку.
    10. Юрий, угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения.
    11. Михаил вовлёк в азартную уличную игру двух своих ровесников и путём обмана обыграл их.
    12. Сергей затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принёс ему на следующий день 100 рублей.

    Ответы:
    1) Вандализм… 2) Кража… 3) Угон… 4) Заведомо ложное сообщение об акте терроризма… 5) Вымогательство… 6) Хулиганство… 7) Оскорбление… 8) Грабёж… 9) Кража… 10) Разбой… 11) Мошенничество… 12) Вымогательство. ..

    Ведущий. Спасибо командам. Следующий конкурс.

    10 конкурс «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ»
    Ведущий. На карточках перечислены различные престу¬пления. Необходимо отобрать карточки с преступлениями против собственности. Время на размышление – 1 минута. За каждую правильно выбранную карточку команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом кон¬курсе – 12 баллов.
    1. Торговля несовершеннолетними.
    2. Мошенничество.
    3. Торговля краденым.
    4. Незаконный арест.
    5. Вымогательство.
    6. Кража.
    7. Продажа нелицензионных аудиокассет.
    8. Подделка финансовых документов.
    9. Неправомерное завладение автомобилем.
    10. Грабеж.
    11. Разбой.
    12. Присвоение или растрата.
    13. Уклонение от уплаты таможенных платежей.
    14. Повреждение имущества по неосторожности.
    15. Безбилетный проезд в городском транспорте.
    16. Установка подслушивающего устройства.
    Ответы: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
    Ведущий. Спасибо командам.
    Подведение итогов.
    А пока наше компетентное жюри подсчитывает баллы, мы объявляем викторину …
    Викторина «Избирательное право» Ответьте на вопросы:
    1. Режим, основными признаками которого является народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства; гарантии основных прав человека; свободные выборы; справедливое судопроизводство и др. – это (демократия).
    2. Конституция РФ была принята в (1993 г.).
    3. По достижении какого возраста гражданин РФ приобретает активное избирательное право? (18 лет)
    4. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении (21 года).
    5. Государственная Дума Российской Федерации состоит из (450 депутатов)
    6. Какие цензы предусмотрены российским избирательным законодательством (возрастной; ценз оседлости)
    7. С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента Российской Федерации? (с 35 лет).
    8. Какова периодичность выборов Президента Российской Федерации?
    (шесть лет)
    9. Какова периодичность выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации? (пять лет).
    10. Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется (референдумом).
    11. Условие предоставления избирательных прав - это (ценз).
    12. Как называется парламент в Российской Федерации? (Федеральное Собрание).
    13. Из каких двух палат состоит Российский парламент? (Совет Федерации и Государственная Дума).
    14. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ? (народ).

    Подведение итогов.
    Ведущий. Уважаемые участники и члены жюри! Мы благодарим вас за активное участие в нашей игре! Вы все показали отличные знания по правам человека в Российской Федерации.
    Ведущий. А сейчас слово предоставляется жюри.
    Ведущий. Мы надеемся, что знания, полученные на сегодняшнем мероприятии пригодятся вам в жизни. Вы будете законопослушными гражданами нашей страны.
    Ведущий. Приглашаем всех на сцену для общей фотографии.

    Список литературы:

    1) Конституция РФ (проект С.С. Алексеева и С.М. Шахрай)
    2) Административный кодекс (А. Астахов)
    3) Всеобщая конвенция о правах ребёнка
    4) Уголовный кодекс. Раздел «Особенная часть»

    Приложение № 3
    ПРАВОВАЯ ИГРА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    «Законы знай и уважай»
    Ход мероприятия:
    Вступительное слово
    - Добрый день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас на нашей правовой игре, «Законы знай и уважай » – в которой речь пойдёт об Основном законе нашей Родины, о Конституции РФ.
    Сегодня в ходе нашей игры будет работать компетентное жюри.

    В составе: …
    Ведущий. Перед началом игры нам необходимо провести жеребьёвку. Прошу капитанов команды подойти вытянуть карточку с номером очередности выступления.(разноцветные маркеры).

    1 конкурс «Домашнее задание»
    Ведущий. Объявляем первый конкурс – приветствие. Слово предоставляется командам. Максимальная оценка - 5 баллов. Время выступления 3 минуты.
    Ведущий. Спасибо командам. Переходим к следующему конкурсу.

    2 конкурс «Правовая пиктограмма» (домашнее задание)
    Максимальная оценка - 5 баллов.
    Пиктограммы – это рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание. Участники сегодняшнего правовой игры «зашифровали» некоторые статьи Конституции РФ. Каждой команде будет дано 3 минуты, чтобы угадать, о какой статье, зашифрованной в этих рисунках, идёт речь.
    Ведущий. Спасибо командам. Переходим к следующему конкурсу

    3 конкурс «Правовой цветник»
    Ведущий: перед каждой командой лежит по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «право», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «право», а с обязанностями к сердцевине «обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей. За каждый правильно собранный цветок команда получает 3 балла. Время 3 минуты.
    На лепестках цветка «право» следующие высказывания:
    Иметь фамилию, имя, отчество
    Иметь игрушки
    Ходить на кружок
    Жить с родителями
    Высказывать свои мысли
    Отдыхать на перемене
    На лепестках цветка «обязанности»:
    Делать уроки
    Читать книги
    Заботиться о животных
    Мыть посуду
    Делать зарядку
    Посещать школу
    Помогать родителям

    4 конкурс «Сказочный вопрос»
    Ведущий. Правильный ответ 1 балл.
    Задача № 1
    Демонстрируется фрагмент «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.
    Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?
    Ответ: произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, возможность воспитываться в семье.

    Задача № 2
    Демонстрируется фрагмент из сказки В. Г. Аршина «Лягушка-путешественница».
    Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
    Ответ: право на свободу передвижений

    Задача № 3
    Демонстрируется фрагмент А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».
    Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
    Ответ: право на труд.
    Задача № 4
    Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.
    Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» - дядюшки Тыквы были нарушены?
    Ответ: право на жилище.

    Задача № 5
    Демонстрируется фрагмент из сказки Ш. Перро «Золушка».
    Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
    Ответ: право на отдых.

    Задача № 6
    Демонстрируется фрагмент из сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».
    Ответ: право ребёнка на заботу.

    Задача № 7
    Демонстрируется фрагмент из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
    Какие права здесь нарушены?
    Ответ: нарушение запрета.

    Задача № 8
    Демонстрируется фрагмент из сказки А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Какие права здесь нарушены?

    Задача № 9
    Демонстрируется фрагмент из сказки «Серая шейка». Какие права здесь нарушены?
    Ответ: право на свободу и жизнь.

    Задача № 10
    Демонстрируется фрагмент из сказки «Снежная королева» Какие права здесь нарушены?
    Ответ: право на жизнь с родителями.

    5 конкурс. «Конкурс капитанов» (кроссворд)
    Правильный ответ 1 балл.

    По горизонтали:
    1.Глава государства (президент)
    2.Человек, который любит своё Отечество (патриот)
    3.Один из символов страны (флаг)
    4.Исполнительная власть РФ (правительство)
    5.Столица РФ (Москва)
    6.Как называется территория, на которой мы живём (Россия)
    7.Нижняя палата парламента (дума)
    8.Признанное равенство граждан перед государством, законом, судом.
    Один из существенных элементов демократии (равноправие)
    9.Политический режим в РФ. (демократия)
    10.Всенародное голосование. (референдум)
    11.Символ страны при котором происходит поднятие Государственного
    флага, и вручение государственных наград. (гимн)
    По вертикали:
    1.Кто избирается в парламент. (депутат)
    2.Форма государственного устройства России. (республика)
    3.Общественным и бесплатным в РФ является? (образование)
    4.Глава правительства РФ. (премьер)
    5.Законодательная власть. (парламент)
    6.Высшый государственный чиновник, непосредственно подчинённый
    главе государства? (министр)
    7.Основной закон государства? (конституция)

    Ведущий: спасибо капитанам. Переходим к следующему конкурсу.

    6 конкурс. «Знание правовых основ» (презентация)
    Правильный ответ – 1 балл.
    1. Конституция Российской Федерации была принята в результате:
    а. постановления Государственной Думы Федерального Собрания
    Российской Федерации;
    б. указа Президента Российской Федерации;
    в. всенародного референдума;
    г.резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных
    Наций.

    2. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является
    государством:
    а. православным
    б. многоконфессиональным
    в. теократическим
    г. светским

    3. Регулятором общественных отношений помимо права является:
    а. мораль
    б. религия
    в. наука
    г. искусство

    4. Государственная власть не включает следующую ветвь власти:
    а. законодательная власть
    б. информационная власть
    в. судебная власть
    г. исполнительная власть

    5. Государство и его должностные лица в отношении человека и
    гражданина обязаны:
    а. обеспечить получение бесплатного высшего образования
    б. возмещать вред, причиненный действиями должностных лиц

    в. предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав
    и свобод
    г. компенсировать ущерб, причиненный преступлением

    6.Среди правовых актов высшей юридической си

     определение уровня правовой и политической культуры обучающихся и их отношение к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми проблемами;
     обеспечение обучающихся знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности;
     развитие правового самосознания;
     формирование навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
     пропаганда здорового образа жизни.

    Достигнутые результаты за последний год:

    Обучающиеся заинтересованы игрой. С каждым годом растёт количество желающих принять в ней участие

    Социальная значимость проекта:

    Ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Поэтому государство нуждается в формировании нового подхода к правовому воспитанию, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе. Одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе является правовое воспитание обучающихся.
    Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
    К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требований, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
    Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
    Отсюда, правовое воспитание обучающихся - планомерный, управляемый, организованный, систематический процесс воздействия на сознание, психологию детей совокупностью многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, с целью формирования в правосознании детей глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.
    Наличие подростковых правонарушений – одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Уверенно идет процесс омоложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Такое противоправное поведение несовершеннолетних и является поводом социальной работы с ними.
    Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры молодого поколения.
    В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства – человека культуры, обладающего высоким уровнем самосознания, готового к осуществлению социально полезных действий. Однако современная социальная действительность порождает ряд крайне сложно разрешимых противоречий между:
    -провозглашенными демократическими правами и свободами человека и повсеместным их нарушением на различных уровнях;
    -между увеличением случаев нарушений прав человека и правовой безграмотностью населения России;
    -потребностями общества в социально активных и ответственных гражданах и правовым нигилизмом многих молодых людей;
    -высоким уровнем осознания и реализации собственных прав, низким уровнем сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей у подрастающего поколения;
    -между нормативно-правовым закреплением правового просвещения в общеобразовательных учреждениях и постоянно растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде и др.
    В связи с этим остро встает вопрос, связанный с проблемой формирования правового сознания личности, его внутренней, неформальной правовой ориентации и самоидентификации, т. е. ее правовой культуры в изменяющихся условиях российского социума. Учреждения дополнительного образования детей могут помочь в решении проблемы, так как система дополнительного образования детей – это в большей степени социальная среда по воспитанию личности. Здесь, как нигде более, воспитательный и образовательный процессы двуедины. По этому данный проект актуален на сегодняшний день. Проект составлен с учетом возрастных особенностей детей и рассчитан на возраст 13 – 16 лет. В данном возрасте усиливается впечатлительность ребенка, критичность к себе и другим, стремление к совершенству и достижению различного рода успехов, обострен дух соревновательности.

    Тип проекта: социальный проект, отражающий проблемы, волнующие подростков

    I этап.

    Проблема:

    На уроках обществознанческого цикла изучаются вопросы права. Учащиеся знают, что такое право, знакомятся с отраслями права, с основными положениями Конституции РФ, с правами ребенка, имеют представление о правовой культуре. Но в жизни детей возникает множество проблем, связанных с взаимоотношениями со взрослыми людьми, родителями, сверстниками, осознанием своей неполноценности или внутреннего страха.

    Тех знаний, которые ребята получают на уроках обществознания, политики и права им недостаточно, так как там познаются только теоретические основы. А как же быть с практическим применением правовых знаний?

    Проведя анкетирование, среди старшеклассников школы (272 чел.), по данному вопросу, я получила следующие результаты:

    Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что подавляющее большинство старшеклассников не знакомы с основными документами школы - Уставом школы и локальными актами; не знают к кому обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций, как достойно выйти из них. Так же многие не знают своих прав и обязанностей.
    Следовательно, учащиеся школы недостаточно грамотны в сфере правовых отношений.

    Итак, возникла проблема: низкая правовая культура школьников. Просто знаний по праву недостаточно, нужно нечто более высокое по уровню, более соответствующее сложностям времени, в котором мы живем. Это – овладение правовой культурой. Правовая культура не может быть полноценной без усвоения элементов нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, доброта, чувство собственного достоинства – являются её основными добродетелями.

    Необходимо овладеть основами правовой культуры, юридическими знаниями и развивать правовые чувства (чувства справедливости и уважения к праву), чувство законности.
    Овладеть правовой культурой школьников нашей школы, призвано объединение «Правовая служба школы».

    Пролема: низкая правовая культура школьников.

    Цели проекта:

    • формирование устойчивого правосознания школьников;
    • расширение правовой базы знаний;
    • разрешение конфликтных ситуаций в школе

    Задачи проекта:

    • изучить международные и российские законодательные акты, защищающие права и свободы человека.
    • познакомить учащихся с Уставом школы и локальными актами.
    • изучить права и обязанности школьников.
    • улучшить моральный климат в школе.
    • создать страницу в Интернете на школьном сайте «Правовая служба школы».

    Ожидаемые результаты:

    • овладение учащимися школы умением практического применения правовых
    • знаний в жизненных ситуациях;
    • формирование в каждом ученике гражданско-патриотической,
    • нравственной позиции, уважение к правам и свободам человека, толерантного
    • отношения к окружающим.

    II этап.

    Обучение членов команды

    Команда Определение обязанностей и их распределение
    1. Журба И.В . учитель истории, права, руководитель объединения Руководит объединением учащихся «Правовая служба школы»; проводит теоретические занятия по изучению правовых вопросов; готовит членов службы для проведения единых классных часов.
    2. Тушенцова Юлия, председатель объединения Отвечает за посещение объединения «Правовая служба школы»; проводит анкетирование среди учащихся школы; ответственная за проведение классных часов.
    3. Грищенко А., 10 «А» кл., Барсегян С ., 9 «Б» кл. редколлегия Один раз в четверть выпускают газету «Вы спрашивали? Правовая служба отвечает!». Раз в месяц выпускают информационный бюллетень.
    4 . Миненко К ., 9 А» кл., Ячменева С ., 10 «А» кл. Отвечают за разбор почты «Ящика доверия»
    5 . Проценко Е. М., школьный психолог Проводит консультации, тренинги, помогает в разборе почты «Ящика доверия»

    III этап .

    Разработка системы оценки проекта

    1. Провести тестирование среди членов объединения «Правовая служба школы» по теоретическим вопросам.
    2. На педагогическом совете и советах старшеклассников подводить итоги проведения тематических единых классных часов по формированию правовой культуры школьников.
    3. После каждого проведенного мероприятия, на заседаниях «Правовой службы», проводить анализ проделанной работы, стремиться к высоким результатам.
    4. Наградить учащихся за активное участие в работе объединения почетными грамотами и благодарностями.

    IV этап.

    Формирование общественного мнения

    1. Выступить на школьной конференции о проблеме низкой правовой культуры школьников и создании объединения «Правовая служба школы». Предложить избрать в состав объединения по два представителя от каждого класса (с 8 по 11 кл.)
    2. Выступить на заседании педагогического совета о значимости работы объединения «Правовая служба школы», регулярно давать информацию об общих проблемах учащихся, поступающих из почты «Ящика доверия».
    3. Вести правовое просвещение учащихся школы и их родителей через систему единых классных часов, родительских лекториев, внеклассных мероприятий.
    4. Привлекать к работе, в период изучения теоретических правовых вопросов, сотрудников правоохранительных органов.
    5. Через газету «Вы спрашивали? Правовая служба отвечает!» раскрывать наиболее значимые вопросы по формированию у учащихся правовой культуры.

    Определение необходимых ресурсов:

    • Материальные:
      • юридическая и методическая литература;
      • правовые документы;
      • бумага для офисной техники;
      • краска для принтера;
      • компьютер.
    • Ресурсы социального партнерства:
      • встречи с работниками правоохранительных органов;
      • работа в тесном контакте с психологом школы;
      • получение квалифицированной помощи от юристовпрактиков.
    • Перспективы дальнейшего развития
      • расширение сферы деятельности Правовой службы школы, постановка дополнительных целей и задач, связанных с оказанием всемерного содействия в социализации личности в условиях законности и правопорядка по принципу «Школа – территория закона»;
      • введение Правовой службы в органы школьного самоуправления как министерства Юстиции.

    Нормативно-правовая база:

    1.Всеобщая декларация прав человека.
    2. Конституция РФ.
    3. Конвенция ООН о правах ребенка.
    4. Устав школы.
    5. Локальные акты школы.
    6. Закон «Об образовании».
    7. Положение «Об итоговой аттестации учащихся».
    8. Кодекс об административных правонарушениях РФ
    9. Трудовой кодекс РФ
    10.Уголовный кодекс РФ

    Список использованной литературы: Великородная В.А., Жиренко О.Е. , Кумицкая Т.М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию» М. ВАКО, 2006.