Одежда греков. Семья, семейные обычаи и обряды

И каких детей они растят.

Никогда не сбрасывай бабушку с поезда!

Греческие семейные узы настолько крепки, что часто можно встретить три или даже четыре поколения, живущих в одном доме или по крайней мере достаточно близко, чтобы можно было в буквальном смысле докричаться друг до друга. Несмотря на греческий «мачизм», в восьми случаях из десяти жена и мать являются неноминальной главой семьи, особенно в городах. Глядя на живописные фотографии греческих крестьянок, нагруженных вязанками дров и покорно бредущих за своими мужьями, гордо восседающими на ослах, можно предположить, что жизнь этих женщин ничем не лучше жизни их сестер в мусульманских странах. Однако, как и многое другое в Греции, это внешнее впечатление обманчиво.

Ребенок, рожденный в Греции у родителей-греков, должен носить имя своей бабушки или дедушки со стороны отца. Если в семье два ребенка одного пола, то второму ребенку дают имя бабушки или дедушки, но уже со стороны матери. Только когда в семье три ребенка одного пола, родители могут самостоятельно выбрать понравившееся им имя для новорожденного.

Тщательно скрываемая правда состоит в том, что большинство мужчин-греков живут под каблуком у женщин , но они скорее умрут, чем признаются в этом. Даже холостяки среднего возраста, имеющие собственные квартиры, почти ежедневно навещают мамочку, которая их вкусно накормит и безупречно погладит им рубашки. Для греков материнская стряпня - всегда самая вкусная, и поэтому при выборе жены грек будет искать девушку, похожую на его мать. В конце концов, греческая поговорка утверждает, что жена всегда похожа на свекровь, и греческих женщин с самого детства воспитывают для роли респектабельных тещ и свекровей.

Старшее поколение пользуется в семье традиционным уважением, даже если уже прошло время, когда они держали в руках бразды правления и когда дети выполняли все их прихоти. Возможно, это как-то связано с тем фактом, что старики приносят в дом пенсию (иногда довольно значительную), но скорее всего важно другое: ведь дети получали от них все на тарелочке с золотой каемочкой, пока не стали взрослыми, так что теперь они чувствуют себя обязанными заботиться о престарелых родителях. Кроме того, что скажут соседи, если они не будут заботиться о родителях? О них будут говорить так, как будто у них совсем нет никакого philotimo.

Царя Ирода и близко не подпустили бы!..

Держитесь подальше от греческих детишек! За их ангельскими личиками скрываются перекормленные, избалованные, хвастливые, требовательные исчадья ада. Эти милые крошки разнесут ваш дом быстрее, чем команда подрывников. Родители могут для вида покричать на них (преимущественно когда все остальные спят сладким сном), но сами ужасно их балуют, уступая самым безрассудным требованиям своих чад. В результате в большинстве деток развиваются все наихудшие качества греческого характера, и ни одного лучшего. К счастью, здоровая конкуренция среди сверстников, высшее образование, армия, трудовая деятельность и прочая грубая реальность жизни, как правило, обтесывают их, и в них вдруг проявляются такие положительные качества и достоинства, о которых никто и не подозревал.

Даже в настоящее время в некоторых селах Фракии и Олимпа родители не считаются с мнением дочери или сына и часто устраивают браки вопреки их желанию. Обычно крестьяне женятся на девушках своего села. Свадьбе у греков , как и у других народов, предшествует обручение. Часто по общему согласию родителей обручают детей очень малого возраста - шести семи лет.

Мальчики, как более избалованные, намного хуже девочек. Им продолжать родовое имя - поэтому для них нет ничего слишком хорошего, не говоря уже о поверье старух, будто отказ в нежном возрасте может сделать из будущего мужчины импотента. Раздаются шлепки, сыплются оплеухи, звучат страшные угрозы («Я с тебя шкуру спущу!»), но реальная дисциплина встречается редко. Греки обожают своих детей и безгранично заботятся о них, пока те не найдут себе хорошую стабильную работу или не женятся. Отношения с родителями редко прерываются, что бы ни случилось, и уж во всяком случае не деградируют до уровня вежливого знакомства, такого обычного для остального западного мира.

Прочие мелочи

Греки - одна из самых нерасистских наций в мире. Если они и рассказывают расистские анекдоты, то только потому, что не могут устоять перед изюминкой истории, а не потому, что действительно думают о ком-то плохо. Древние греки говорили: «Кто не грек - тот варвар». Но, как сказал оратор III века до нашей эры Исократ, «греками мы называем тех, кто разделяет с нами общую культуру». Современные греки думают так же.

В Греции живет и работает (половина - нелегально) очень много иностранцев; среди них - студенты, приехавшие по обмену, политические беженцы и туристы, заехавшие на недельку-другую отдохнуть, но спустя 10 лет все еще ошивающиеся здесь. Греки не делают различия между отдельными этническими и религиозными группами - скорее наоборот, они готовы из кожи вон лезть, лишь бы «другие» чувствовали себя как дома. Однако это не означает, что привратник ночного клуба впустит вас, если решит, что у вас нет денег или что от вас можно ждать неприятностей.

Собачья жизнь

Нельзя назвать греков такими уж любителями животных, хотя нередко можно встретить пожилых старых дев, тратящих все свои жалкие сбережения на полный дом приблудных кошек и собак. Как правило, держать домашних питомцев - привилегия высшего общества и тех, кто пытается им подражать. Остальные приберегают свою любовь для тех животных, от которых есть хоть какая-то польза. Но уж если грек заведет себе кота или собаку, он не позволит им спать на кровати или ошалело носиться по всему дому. В больших городах боязнь бешенства (случаев которого не отмечалось вот уже несколько десятилетий) все еще заставляет мамаш предупреждать детей: не подходи к «этим грязным собакам»!

Однако неправильно будет напрямую ассоциировать греческие семьи с русскими, и греческий менталитет с российским. Принципиальные отличия есть, и их очень много, гораздо больше, чем общих черт. В Греции в соответствии с общемировыми тенденциями семейных отношений женятся поздно. Греки долго живут в гражданском браке, даже заводят детей, и только потом решаются на официальное оформление отношений. Бывают случаи, что крестины первенца совмещают со свадьбой. Греки, как девушки, так и молодые люди не стремятся гулять, они больше ценят стабильность в отношениях. Среди греческих пар зачастую встречаются те, кто находятся вместе с 16 лет.

Детей в греческих семьях , опять же в русле общеевропейских тенденций, рожают поздно - большинству молодых мам около 30 или за 30. Сначала греки, как и большинство европейцев, стремятся обеспечить себе стабильное материальное положение и жилье, а потом уже думать о потомстве. Детей в Греции принято баловать. Родители многое детям позволяют и мало от них требуют. На взгляд русских, проживающих в Греции, воспитание здесь очень мягкое. В отличие от русских семей, где принято, чтобы ребенок во всем слушался родителей, в греческих семьях такое понятие как воспитание практически отсутствует. Дети могут вести себя как угодно в общественных местах: бегать, кричать и т.д. - взрослые только улыбаются на их поведение, даже если шум им мешает. От более взрослых детей требуется приносить хорошие оценки из школы, при этом с домашним заданием им даже в старших классах помогают мамы и бабушки.

Несколько отличается поведение мужчины в греческой семье . Даже после развода принято, чтобы отец принимал активное участие в жизни своего ребенка: отцы часто навещают своих детей, забирают к себе на выходные, ходят на прогулки, отводят различные кружки, занятия и т.д. Уклоняющихся от алиментов бывших мужей в Греции крайне мало.

В до сих пор сохранились такие семьи в Греции , которые живут большой семьей под одной крышей. Зачастую вместе могут проживать три, а то и четыре поколения. Пожилые члены семьи живут вместе со всеми родственниками до смерти. Здесь не принято отправлять пожилых людей в дома престарелых, в крайнем случае родственники нанимают сиделку.


Ребенок, родившийся в среднестатистической греческой семье , как правило, получает имя дедушки или бабушки со стороны отца. Если в семье рождается два ребенка одного пола, тогда второй ребенок получает имя дедушки или бабушки, но уже со стороны матери. И только третьему по счету ребенку одного пола с предыдущими детьми принято выбирать имя, которое просто понравилось его родителям.

В семьях Греции доминирует женское начало. Восемь из десяти мужей живут под каблуком у женщин. Конечно, сами они вряд ли признаются в этом себе и окружающим, однако, даже самые убежденные холостяки, имеющие отдельное жилье, обязательно чуть ли не ежедневно навещают свою маму, которая позаботиться, постирает и погладит одежду, а также накормит домашней пищей. Греки-мужчины очень привязаны к маме, мамина стряпня - самая вкусная, поэтому осознанно или неосознанное, но среднестатистический грек будет искать жену, похожую на его мать. Есть даже национальная греческая пословица о том, что жена всего похожа на свекровь.

О детях принято заботиться гораздо дольше, чем это обычно делается в других развитых странах. Молодые люди в Греции отнюдь не покидают родительский дом сразу по окончании школы, как это принято в Америке, Англии или Германии. Они до зрелых лет продолжают получать от родителей все на блюдечке с голубой каемочкой. Родителям, однако, такая забота воздается: о старшем поколении в Греции принято заботиться очень хорошо.

Дети в греческих семьях очень избалованные. Родители ругают их только для вида, и то, если ребенок уж слишком расшалился в общественном месте. На самом деле детям в Греции позволено все. Мальчики в этом плане намного хуже девочек, потому что им вообще ничего не запрещают. Существует даже устоявшееся мнение в обыденном греческом сознании о том, что если мальчику что-то запрещать или же ругать за плохое поведение, то в будущем у него будут проблемы с потенцией. Греки очень любят своих детей и безгранично о них заботятся, до тех пор пока те не женятся или не найдут себе хорошую стабильную работу. Отношения с родителями редко прерываются, что бы ни случилось, и уж во всяком случае не деградируют до уровня вежливого знакомства, такого обычного для остального западного мира.

В обычной жизни греков большое место занимают национальный обычаи и традиции, а также суеверия, особенно если дело касается больших праздников или знаменательных событий в семейной жизни: свадьбы, рождения ребенка, крестин и т.д. Например, в первый день нового года принято звать в дом в качестве гостя самого хорошего и доброжелательного человека, с которым у греческой семьи хорошие отношения, поскольку именно первый гость в доме в первый день нового года повлияет на то, каким именно будет год.

Греки не особо религиозные люди, но они всегда придерживаются национальных традиций, обычаев, когда дело касается больших праздников и свадеб. Большое значение в Греции
придается различным приметам, независимо от того, хорошие это приметы или нет. Огромное значение в жизни каждой семьи в Греции имеет крещение ребенка. Крестные отец и мать на крестины обязательно должны подарить ребенку полный комплект одежды и золотой крестик на золотой цепочке, иначе ребенок будет идти по жизни неровно и ему будет не хватать одежды. Крестят ребенка после первого года жизни, в отличие о русской традиции крестить в первые месяцы жизни.

В сельской местности в Греции кое-где остался обычай женить детей против их воли, то есть когда подходящую партию подыскивают родители. Есть также интересная греческая традиция в связи со свадьбой. Для молодоженов определенным образом "готовят" брачное ложе. Предварительно по кровати для новобрачных должны побегать и попрыгать дети. Это означает, что у пары будет здоровое и многочисленное потомство. Зачастую молодая семья остается жить в доме родителей жениха или невесты вместе с родителями, не стремясь и не торопясь обзаводиться собственным жильем. Ведь, как было отмечено выше, греки до сих пор несколькими поколениями живут под одной крышей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Древняя семья

2. Религиозная основа семьи

3. Цель брака в Греции

4. Религиозные церемонии брака

6. Церемонии, совершавшиеся на седьмой и десятый день после рождения

7. Усыновление

8. Власть отца

9. Обязанности детей по отношению к родителям

10. Наследование

Заключение

Казус № 8

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Крупнейшей цивилизацией древнего мира были древнегреческая цивилизация. Цивилизация обладала развитой культурой. Важную роль в жизни античного государства играло законодательство, которое регламентировало практически все стороны общественной жизни.

Изучение древнегреческого общества невозможно без представления роли в нем института семьи. Древнегреческая семья была прочной основой государства. Особенно важным становление института семьи было для греческих полисов в период их складывания. Основа полиса - свободный гражданин, который являлся носителем гражданских прав, а также главным элементом роста военной силы государства, необходимой и для защиты от нападения и для проведения активной политики по отношению к соседям. Поэтому, в русле развития полиса, встает вопрос о развитии семейных отношений. Именно семья стала для полиса залогом будущего существования: она являлась, в первую очередь, гарантом наличия военного ресурса полиса, и, во вторую - экономического развития. Необходимо отметить значимость семьи и в религиозно-эстетическом развитии полиса, его моральной устойчивости. Это касается соблюдения религиозно-эстетических культов, которые были направлены на поддержание традиций и жертвоприношений предкам. Значимость семьи признавалась во многих полисах Древней Греции. Важность семейных отношений была очевидна древнегреческим политикам и законодателям. Именно регулирование семейных отношений является одной из наиболее разработанных сфер права Древней Греции .

Невозможно в одной работе рассмотреть и сравнить условия существования семьи во всех античных государствах. Поэтому я ограничусь рассмотрением семейных обычаев в условиях древнегреческого государства.

1. ДРЕВНЯЯ СЕМЬЯ

В Греции в древние времена семья (род) значительно отличалась от того, чем она стала позднее, в V и IV веках. Первоначально она была очень многочисленна и ее члены жили все вместе под одной крышей. Гомер, не делающий никакого различия между греками и троянцами, так описывает дворец Приама: «Внутри его было пятьдесят помещений, построенных одно возле другого из тесаного камня. Там жили сыновья Приама вместе с женами. С другой стороны, на женском дворе, возвышались одно возле другого двенадцать помещений, где жили с целомудренными супругами зятья царя».

Впоследствии, когда род был заменен семьей, понимаемой в современном смысле слова, его пытались рассматривать как фиктивную ассоциацию, где родство было ни при чем. Однако известно, что к членам одного и того же рода прилагался эпитет вскормленные одним молоком, а это, несомненно, указывает на родство по крови. Впрочем, входили ли туда по праву рождения или по усыновлению, это особого значения иметь не могло, так как усыновленный становился как бы настоящим сыном; его присутствие не было нарушением правила, требовавшего, чтобы все родственники были одной и той же крови; приобщение его к культу новой семьи совершенно порывало его связь с естественным отцом и давало ему нового отца, того, кто усыновлял.

Таким образом, род был союзом людей, происходивших от одного общего предка, но при этом было необходимо одно условие. Эти люди входили в состав рода и были в родстве друг с другом только в том случае, если они были связаны происхождением по мужской линии с этим более или менее отдаленным предком. Дети сестры и брата были друг для друга совершенно чужими.

Глава семьи обладал очень сильной властью. Таковым обычно был отец. Если отец умирал, власть его переходила к его старшему сыну, и в этом случае самый старший из живых братьев становился тем, что называлось pater familias. В принципе у греков отец имел абсолютное право на жизнь и смерть своих детей. Даже без всякой вины с их стороны он имел право их убить. Тем более отец имел право распоряжаться смертью детей, если они были в чем-либо виновны. По Гомеру, брак является договором, заключаемым между двумя главами семей; чаще всего будущих супругов и не спрашивали. Подарки, подносимые женихом своему будущему тестю, являлись настоящей ценой невесты; иногда даже происходил как бы аукцион по продаже девушки. В семье обязанностью женщины было послушанье. Пенелопа спускается из своей комнаты, чтобы попросить певца Фемия прекратить досаждавшее ей пение. Как только она появилась, закутанная в покрывало, на пороге комнаты, ее сын Телемах сразу же обратился к ней с такими словами: «Вернись к себе и займись своим делом -- веретеном и полотном; присмотри за служанками, чтобы они сделали свои дела; разговор же предоставь мужчинам, а в особенности мне, хозяину в этом дворце» .

Все это показывает нам, что семья в начале управлялась деспотически своим главой. Власть отца устанавливала между всеми ее членами тесную связь и мешала распаду этой группы. Без сомнения, время от времени из нее или изгонялся какой-либо недостойный, или кто-нибудь сам выходил по доброй воле, из непокорства или желания поискать свое счастье в другом месте. Но те, кто оставался возле главы, были для него как бы подданными самодержавного владыки. Они все действовали заодно. Если кто-либо из них брал что-либо в долг у постороннего, за долг отвечали все сообща; если один из них становился жертвой или виновником какого-либо преступления, вся семья объединялась, чтобы вознаградить или требовать возмещения за причиненный ущерб. Семья владела имуществом, оно, особенно недвижимое, составляло коллективную собственность всех. Земля же не принадлежала главе; она принадлежала целому роду, а глава семьи являлся, так сказать, только ее стражем и хранителем. Больше того, каждое поколение, наследовавшее это неделимое наследство, было обязано передать его следующему, по меньшей мере в том виде, в каком оно его получило, так что каждое поколение в действительности являлось только одним звеном в существовании семьи; и оно не имело права присвоить себе плоды долгой работы, выполненной теми, кто жил раньше; оно могло пользоваться этими плодами, но было необходимо, чтобы и их преемники также воспользовались ими в свою очередь. Платон точно воспроизводит идеи древних относительно этого, когда говорит: «Я не смотрю ни на вас, ни на ваше имущество как на принадлежащее вам, но как на принадлежащее вашей семье, столько же и вашим потомкам, сколько и предкам».

Многочисленные причины привели мало-помалу к распаду патриархальной семьи. Различные ветви одного и того же рода отошли друг от друга; каждое хозяйство устраивалось теперь отдельно, чтобы жить своей собственной жизнью, не сохраняя с другими родственными семьями отношений более тесных, чем те, которые наблюдаются и среди нас. Самое большее, если в некоторых религиозных церемониях и в некоторых юридических актах иногда можно было увидеть следы былого единства. Как это всегда бывает, старый дух солидарности, хотя и в ослабевших формах, дольше всего сохранялся в знатных семьях, а особенно в семьях жрецов.

2. РЕЛИГИОЗНАЯ ОСНОВА СЕМЬИ

Греки думали, что мертвый продолжает жить в могиле. Жизнь его не понималась в чисто духовном смысле, он нуждался в пище и питье, как и раньше, когда был на земле. Поэтому на сыне лежала строгая обязанность приносить своему умершему отцу необходимую пищу, и эта обязанность вытекала не из долга признательности, но из его собственных интересов. Умершие были, действительно, в некотором роде «священными существами. Древние давали им самые почтительные имена, какие только могли выдумать. Они называли их добрыми, святыми, блаженными. Они питали к ним все благоговение, какое только доступно человеку по отношению к божеству, внушающему к себе любовь или ужас. Для них каждый усопший был богом». Обладая возможностью приносить добро или зло своим близким, мертвый делал это исходя из того, насколько почитали его после смерти .

Таким образом, каждая семья имела особых богов в лице своих предков и, следовательно, свою собственную религию. Но эта религия имела некоторые особенности. Мертвые не могли принимать приношения от любого человека; им были угодны приношения от их прямых потомков. Посторонний являлся для них чужим, можно сказать, врагом. Поэтому необходимо было принять многочисленные меры, чтобы не дать угаснуть потомству навсегда. Кроме того, необходимо было в случае принятия постороннего в семью приобщить его прежде всего к домашнему культу и представить предкам. Из этих двух основных требований и вытекали все правила, относящиеся к эллинской семье.

3 . ЦЕЛЬ БРАКА В ГРЕЦИИ

По древним представлениям, цель брака заключалась в обеспечении непрерывности рода и продолжении наследственных жертвоприношений.

Антисфен в книге «О любви» писал, что «жениться следует для воспроизведения рода, сходясь при этом с самыми прекрасными женщинами» .

Ни о взаимной симпатии, ни о сходствах привычек и речи не было; брачующиеся соединялись не за тем, чтобы слить воедино свои мысли и чувства или поддерживать друг друга в жизненных испытаниях: они просто исполняли обязанность, в одно и то же время и патриотическую, и религиозную. Идеи эти, ослабевшие со временем, всегда сохраняли свою власть над душами древних. Отсюда вытекало то, что в браке, как его понимали греки, личность женщины ничего не значила. О ее чувствах не спрашивали. Ее выбирали не ради нее самой, а принимали как необходимое орудие для сохранения семьи и государства. Ее задача считалась выполненной, когда она рождала нескольких сыновей. Это не все: как только брак становится только гражданской обязанностью, от которой нельзя уклониться, не совершая преступления против религии и государства, прелесть домашней жизни пропадает, и вместе с тем уменьшается и влияние женщины. Афинянин относился к женитьбе как к долгу, без увлечения и довольно неохотно. Он вводил законную супругу к себе в дом, потому что того требовал интерес республики, но он строго отмерял ей ту роль, какую она должна была играть в его жизни, и раз такая граница была установлена, он больше не заботился об устройстве счастливого очага.

4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ БРАКА

Брак был священной церемонией, цель которой заключалась в приобщении молодой девушки к культу ее новой семьи. Эта церемония происходила не в храме; она совершалась дома и под покровительством домашних богов. Правда, с мольбой также обращались и к богам неба, и впоследствии даже вошло в обычай отправляться предварительно в храмы и приносить этим богам жертвы, это называлось приготовлением к браку8. Но самая главная и существенная часть церемонии брака должна была всегда исполняться перед домашним очагом .

У греков обряд бракосочетания состоял, так сказать, из трех действий. Первое совершалось перед очагом отца, третье у очага мужа, второе служило переходом от одного к другому:

1. В родительском доме, в присутствии жениха, отец невесты, окруженный всей семьей, приносил жертву. Окончив жертвоприношение, он провозглашал, произнося священную клятву, что отдает свою дочь в жены тому-то. Это было необходимо, так как молодая девушка не могла бы сразу же отправиться на поклонение очагу мужа, если бы отец предварительно не отрек ее от родительского очага. Для того чтобы вступать в новую семью, она должна была быть свободной от всяких уз и от всякой связи со своей первой семьей.

2. Девушка переводится в дом мужа. Иногда сам муж ведет ее. В некоторых городах обязанность привести невесту возлагалась на одного из тех священнослужителей, которые назывались «вестниками». Обычно молодую девушку сажали на колесницу, ее лицо закрывалось покрывалом, на голову надевался венок. Венок использовался во всех религиозных церемониях. Платье невесты было белого цвета. Этот цвет требовался для всех одежд, надевавшихся в религиозных обрядах. Впереди несут факел -- это брачный факел. На протяжении всего пути сопровождающие невесту поют священный гимн.

3. Девушка не входит сама в свое новое жилище. Мужу надо похитить невесту, притвориться, что он ее берет силой, а она должна закричать, и женщины, которые сопровождают молодую, должны делать вид, что ее защищают. В чем смысл этого обряда? Означает ли он стыдливость девушки? Вряд ли это так: до стыдливости еще далеко, так как в этом доме сперва предстояло совершить религиозную церемонию. Не показывает ли он нам, что женщина, готовящаяся совершить жертвоприношение этому очагу, сама по себе не имеет на то никакого права, что она приближается к нему не по своей воле и что надо хозяину дома и божества самому ввести ее туда своей собственной властью? Как бы то ни было, после притворной борьбы жених берет ее на руки, переносит ее, тщательно стараясь, чтобы ее ноги не коснулись порога.

Все вышеописанное -- лишь приготовление к самой церемонии. Священнодействию предстоит начаться внутри дома. Подходят к очагу, новобрачную ставят пред лицом домашнего божества. Ее кропят очистительной водой, она прикасается к священному огню. Тут же произносятся молитвы; затем уже новобрачные съедают сообща хлеб и немного плодов.

Это совместное вкушение пищи пред очагом, которое начинается и оканчивается возлиянием и молитвой, соединяет новобрачных во взаимном религиозном общении и в общении с домашними богами.

5 . РАЗВОД

Развод, почти неизвестный в древние времена Греции, стал очень частым явлением в классическую эпоху, и даже настолько частым, что греческие ораторы рассматривают приданое как необходимую меру для придания прочности брачному союзу. Очень часто муж оставлял у себя жену только потому, что опасался обязанности вернуть приданое в случае расторжения брака.

Развод был как бы двух видов. «Отсылкой» назывался развод по требованию мужа и «оставлением» развод по желанию жены. Первый не был подчинен никаким формальностям. Муж имел право в любой момент отослать свою жену обратно, и это происходило безо всякого вмешательства государственной власти; в этом случае жена возвращалась к своему отцу или опекуну, а дети оставались у мужа. Обычно это «удаление» жены из дома происходило в присутствии нескольких свидетелей, хотя это правило и не было обязательно. Что же касается жены, то при желании развода она не могла поступать так самостоятельно; требовалось, чтобы она обратилась к архонту, а архонт утверждал требуемый ею развод только при представлении письменных доказательств обоснованности ее требования. Как ни проста была эта формальность, она все же являлась очень затруднительной для женщины в том зависимом положении, в каком она находилась тогда. Кроме того, общественное мнение, как правило, осуждало женщин, требовавших развода.

Таким образом, развода можно было добиться или с обоюдного согласия обоих супругов, или по желанию одного из них и помимо воли другого. В последнем случае тот из супругов, кто отказывался от развода, мог начать против другого гражданский процесс.

Развод мог состояться даже по требованию третьего лица. Отец, например, имел право развести свою дочь с ее мужем как для того, чтобы взять ее к себе обратно, так и для того, чтобы выдать ее замуж за другого. После смерти отца самый ближайший ее родственник мог заставить ее покинуть своего мужа и взять его в мужья. Муж мог выдать свою жену замуж за другого человека и, видимо, для этого не требовалось даже ее согласия. Правда, Плутарх, рассказывая, что Перикл уступил свою жену другому, прибавляет, что это произошло с ее согласия, но не все свидетельства сходятся относительно этого последнего пункта . Последствием развода было возвращение приданого, за исключением, быть может, тех случаев, когда развод вызывался неверностью жены. В случае промедления с возвратом приданого муж обязан был платить штраф из расчета восемнадцать процентов в год от стоимости приданого.

Ребенок, родившийся после развода, но зачатый до него, считался в принципе ребенком мужа, но муж имел право не признать его, если сомневался в его происхождении.

6. ЦЕРЕМОНИИ, СОВЕРШАВШИЕСЯ НА СЕДЬМОЙ И ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ

Через несколько дней после рождения ребенка, по всей вероятности на седьмой, совершалась церемония, называвшаяся амфидромия. Вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденный был мальчик, и гирляндами из шерсти, если это была девочка. Женщины, помогавшие роженице, мыли себе руки в знак очищения. Одна из них брала ребенка на руки и быстро обносила его вокруг очага, приобщая его тем самым к домашнему культу; затем было пиршество, на которое собирались родственники и друзья семейства.

На десятый день ребенку давалось имя, но часто эта формальность совершалась и на седьмой день. Собирались родственники и друзья для жертвоприношения и пира, причем обычно ребенку дарили подарки: игрушки или маленькие украшения, вешавшиеся ему на шею .

Исполнение этой церемонии служило доказательством, что отец признавал ребенка своим. «Каждому из вас известно, -- говорит Демосфен, -- что никто никогда не празднует десятого дня после рождения ребенка, если не считает себя его законным отцом, и с другой стороны, отпраздновав десятый день и доказав ребенку свою отцовскую любовь, никто не в праве отречься от него впоследствии».

7. УСЫНОВЛЕНИЕ

Случаи усыновления были очень часты в Древней Греции. Причина этого в том, что все чувствующие близость смерти заботятся о том, чтобы не оставить после себя пустого дома, а напротив, иметь кого-либо, кто приносил бы их манам погребальные жертвы и оказывал им почитание, предписываемое обычаем. Таким образом, если кому приходилось готовиться к смерти бездетному, он старался обзавестись сыном через усыновление. Следовательно, многочисленность усыновлений вызывалась религиозными верованиями. Усыновляли чужого для того, чтобы обеспечить себе впоследствии те почести, которые надлежало оказывать усопшим.

Для усыновления, следовательно, надо было быть бездетным. Однако усыновление не теряло своей силы, если после него у усыновителя рождался законный ребенок; в этом случае наследство делилось между всеми детьми. Само собой, что малолетний не мог быть усыновлен без согласия его родителей, что же касается усыновления совершеннолетнего, то для этого не требовалось никакого разрешения .

Само усыновление совершалось или посредством особого акта при жизни усыновлявшего, или по завещанию.

В первом случае усыновлявший собирал своих близких, членов своей фратрии и по совершении жертвоприношения представлял им усыновляемого. После этого проводили голосование, и если результат получался благоприятный, усыновленный вносился под его новым именем в список фратрии. Эта формальность не была, однако, обязательна, хотя она обычно и практиковалась.

Усыновление по завещанию оказывалось действительным только после смерти усыновлявшего. Таким образом, можно было усыновить не только уже родившегося, но даже еще не появившегося на свет. Так, например, отец, у которого были только одни дочери, усыновлял иногда сына, которому предстояло родиться у одной из них. Случались усыновления даже посмертные; если кто-либо умирал без потомства, самый ближайший его родственник обязан был назначить ему одного из своих сыновей в качестве приемного сына.

Усыновленный становился наследником усыновителя и принимал все его права с одним обязательным условием: воздавать ему погребальные почести и почитать его манов. Но зато он разрывал все связи со своей первоначальной семьей, и если бы ему захотелось вернуться в нее, он мог это сделать, только оставив вместо себя своего сына в семье, его усыновившей.

8 . ВЛАСТЬ ОТЦА

Эта власть значительно ослабла с самого начала древних времен и в общих чертах можно сказать, что в V в. до н. э. она была почти такой, как у нас. Однако были и некоторые заметные отличия.

В течение первых дней после рождения отец имел право не признать ребенка, если только он сомневался в его законности. Он имел право отказаться от него, даже если и считал его своим, иногда такое случалось, особенно когда дело шло о девочках. В Фивах закон формально запрещал так поступать. Во всяком случае, если отец был слишком беден, чтобы прокормить своего ребенка, он имел право отнести его к городским властям; они обязаны были содержать его за государственный счет, причем предполагалось, что тот человек, который возьмет его себе на воспитание, чтобы возместить свои расходы, воспользуется впоследствии ребенком как рабом. В Эфесе отказ от новорожденного допускался только в случае крайней нищеты .

Кроме того, отец имел право отречься от сына и, следовательно, лишить его наследства, если тот плохо вел себя по отношению к нему. Отцу достаточно было объявить свою волю публично через глашатая; над ним не было другого контроля, кроме общественного мнения. Надо добавить, что такие случаи происходили очень редко.

Наконец, отец имел право назначать опекунов к своим несовершеннолетним детям и назначить в своем завещании мужа, за которого его дочь была обязана выйти замуж. Власть отца над детьми кончалась с достижением ими совершеннолетия, которое совпадало или с истечением восемнадцатого года, или с его началом.

9 . ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОДИТЕЛЯМ

Главная обязанность детей состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Перечислять подробно здесь все остальные обязанности нет необходимости, достаточно будет указать только на две.

Во-первых, сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. Была тесная связь между правом наследовать и обязанностью заботиться о пропитании. Сын освобождался от этой необходимости только в одном случае. Если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить сына какому-либо ремеслу, он терял всякое право на материальное содержание от него (Плутарх).

Во-вторых, сын обязан был воздавать своим умершим родителям почести, предписанные законами религии.

Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию. Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор. Во всяком случае, виновный лишался всех своих политических прав.

10 . НАСЛЕДОВ А НИЕ

В первую очередь правом на наследство обладали прямые потомки, то есть сыновья, а за неимением сыновей -- дочери. Раздел производился поровну. Наследник по прямой линии сам брал в свое распоряжение имущество, и его не нужно было вводить во владение. Приемные дети во всем уравнивались с детьми родными по крови. Что касается незаконных детей, то на наследование они никакого права не имели. Закон исключал их из семьи и позволял только завещать отдельные суммы не свыше тысячи драхм. После прямых потомков по закону на наследство могли претендовать представители боковых ветвей рода, не допуская родственников по восходящей линии. Передача наследства по восходящей линии в представлении древних являлась недопустимой.

Наследование по боковой линии шло в зависимости от степени родства. Прежде всего, закон допускал к наследованию потомков одного и того же отца, т. е. братьев умершего и их детей, затем сестер и их детей; затем он допускал потомков деда с отцовской стороны, т. е. двоюродных братьев и их детей, всегда отдавая предпочтение потомкам по мужской линии. Далее детей двоюродных братьев закон не шел. При отсутствии таких родственников со стороны отца или деда право на наследование переходило в том же порядке к родственникам со стороны матери и бабки. Затем право на наследование вновь переходило к более близким родственникам с отцовской стороны.

Родственники по боковой линии могли получить в распоряжение наследство только после ввода во владение. Каждый наследник имел право отказаться от наследства, хотя у греков не встречается никакого упоминания о существовании акта, аналогичного описи имущества.

Порядок раздела наследства в Афинах был не менее сложен, чем у нас. Прежде всего надлежало установить размер наследства, подлежавшего разделу. Это наследство включало в себя все имущество, каким покойный владел на момент смерти. Чтобы исключить всякие сомнения относительно этого, наследники спешили сразу же после кончины наследодателя составить подробную опись его имущества. Затем к наличному имуществу прибавляли имущество, принесенное обратно наследниками: каждый наследник был обязан принести обратно все подарки, полученные им от покойного, и зачесть те суммы, которые он был должен покойному .

Когда общая масса наследства была подобным образом установлена, наследникам разрешалось, прежде чем приступить к дележу, произвести некоторые выплаты. Если, например, отец семьи оставлял по завещанию одному из своих детей особую долю, то этот излишек должен был быть выплачен раньше начала дележа наследства.

Если кто-либо из наследников растратил часть наследственных вещей, другие наследники могли взять каждый по части, равной стоимости растраченного. Наконец, если один из наследников оказывался кредитором умершего, то ему разрешалось или выделить из наличного имущества часть, соответствующую величине долга покойного, или разложить его на сонаследников и требовать уплаты от них.

В случае полюбовного раздела наследства наследники могли определять свои доли по соглашению и получать их или по жребию, или согласно личным желаниям. Часто бывало так, что один из них делил имущество на доли, а остальные выбирали. Если они не приходили к соглашению, то доли определялись особыми лицами и распределялись по жребию. При определении долей в расчет принималась не только ценность имущества, но и его долговечность и солидность. Таким образом, мастерская для изготовления щитов, приносившая не более шестидесяти мин в год, приравнивалась к меняльной лавке с ежегодным доходом до ста мин. Сонаследники видели в этой мастерской прочную собственность, тогда как меняльная лавка в их представлении была предприятием, связанным с некоторым риском.

Положение женщины во всем, что касается наследства, было намного хуже, чем мужчины. Прежде всего, в случае если женщина сталкивалась при соискании наследства с мужчиной в равной степени родства, то предпочтение всегда отдавалось мужчине.

Во-вторых, дочь, по крайней мере в Афинах, не была наследницей, если еще был сын. Приданое, уже полученное или которое она могла бы получить впоследствии, -- вот и все, на что она могла рассчитывать, причем это приданое не равнялось доли ее брата. Так, например, отец Демосфена, имевший двух детей, оставил своей дочери всего два таланта приданого из своего состояния, оцененного в четырнадцать талантов. На Крите дочь имела право только на половину домашней обстановки и доходов с земель.

Если у умершего была только дочь, то она была наследницей, или, вернее, она присоединялась к наследству; такую дочь называли эпиклэрос. Часто отец старался или при жизни, или завещанием выдать ее замуж или сосватать. Если он не успел этого сделать, то обязанность позаботиться об этом возлагалась на представителей общественной власти, у спартанцев - на царя, у афинян -- на архонта. Впрочем, эти представители не могли выдать ее замуж, за кого хотели или за кого она хотела. Существовал особый порядок для женихов, установленный законом. Платон, согласно с законом Гортины, признает, что прежде всего «она должна выйти замуж за одного из своих дядей с отцовской стороны, начиная со старшего», потом за одного из своих двоюродных братьев, потом за кого-нибудь из других родственников, постоянно следуя по степени родства. Все эти браки были обязательны для молодой девушки под угрозой потерять половину наследства. Если в тот момент, когда она становилась эпиклэрос, она была уже замужем, она могла быть вынужденной оставить своего мужа. Родственники, имевшие в последовательном порядке право на ее руку, не были обязаны жениться на ней; каждый из них мог уступить свое право следующему. Такого рода замещения были нередки в Афинах. На Крите суд мог обязать упрямого родственника жениться в двухмесячный срок. Если все родственники, один за другим, отказывались, эпиклэрос имела право по своему желанию выбрать мужа из своей филы. Наконец, если и в трибе не находилось никого желающего, родственники объявляли: «Не хочет ли кто на ней жениться?» Если на этот призыв находился желающий, то свадьба совершалась в течение 30 дней; если не находилось никого, то девушка «выходила замуж, за кого могла», даже и вне своей трибы. Если о праве жениться на ней спорили несколько родственников, то дело решалось судом.

По правде сказать, дочь-наследница не была собственницей отцовского наследства, она была только его хранительницей. Истинным наследником ее отца являлся сын, рожденный ею. Сама она была только посредницей, через которую имущество деда переходило к его внуку.

Эти правила, с первого взгляда такие странные, основывались на религии. Законодатель хотел дать умершему без прямых наследников мужского пола продолжателя его рода после его смерти, наследника, который получил бы его состояние и продолжал бы культ очага. Кроме того, он хотел, чтобы этот наследник был, насколько возможно, близок по крови к умершему и к этому-то он и стремился, стараясь устроить брак дочери с самым близким родственником. Как только от такого брака рождался сын, он считался сыном своего деда. Через него должны восстановиться как дом умершего, так и домашние жертвоприношения, прерванные на это время».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья играла значимую роль в древнегреческом обществе. Цель брака заключалась в обеспечении непрерывности рода и продолжении наследственных жертвоприношений. Брак был священной церемонией, цель которой заключалась в приобщении молодой девушки к культу ее новой семьи. Обязанность детей состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям.

Древнегреческая семья была прочной основой государства. Особенно важным становление института семьи было для греческих полисов в период их складывания. Именно семья стала для полиса залогом будущего существования: она являлась, в первую очередь, гарантом наличия военного ресурса полиса, и, во вторую - экономического развития. Необходимо отметить значимость семьи и в религиозно-эстетическом развитии полиса, его моральной устойчивости. Это касается соблюдения религиозно-эстетических культов, которые были направлены на поддержание традиций и жертвоприношений предкам. Значимость семьи признавалась во многих полисах Древней Греции.

Казус 8

Рабыня-наложница родила хозяину двух сыновей, которых отец признал своими и воспитал их вместе с сыновьями от законной жены. После смерти отца сыновья от законной жены предъявили иск об обращении своих единокровных братьев в рабство.

Правомерен ли этот иск, если суд будет исходить из законов Хаммурапи?

(§ 171) А если отец при своей жизни не сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», то после того, как отец умрет, сыновья рабыни не должны делить имущество, что в доме их отца вместе е сыновьями супруги, но рабыне и ее сыновьям должна быть предоставлена свобода, и сыновья супруги не могут предъявлять иска к сыновьям рабыни относительно рабства. Супруга может забрать свое приданое и дар, который ее муж ей подарил и записал ей в документе, и жить в жилище своего мужа. Пока она жива, она может этим пользоваться, но за серебро не может продать. После ее смерти это принадлежит только ее сыновьям.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что, исходя из законов Хаммурапи, этот иск не правомерен.

Список использованной литературы

1. Антисфен. Из книги «О любви»

2. Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Изд. Искусство, 1992 - 269 с.

3. Вардиман, Е. Женщина в древнем мире. М.: Наука, 1990. - 285 с.

4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М.: Высш. шк., 1988. - 496 с.

5. Гомер. Илиада.

6. Гиро П. Быт и нравы древних греков / Под ред. П. Гиро. - Смоленск: Русич, 2002. - 624 с.

7. Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. -- М., Мысль, 1989.

8. Законы Хаммурапи

9. Лурье С.Я. История Греции

10. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1957

11. Плутарх. Наставление супругам.

12. Проневская И.В. «Семья в социальной философии Сократа, Платона и Аристотеля», Вестник МГУ, серия «Социология и политология», 1998, №4.

Подобные документы

    Правовое регулирование института семьи и брака в Древнем Риме. Положение римских женщин, особенности системы образования. Заключение брака в древней Греции. Статус и права женщины в греческой семье. Отношение к детям, особенности их обучения и воспитания.

    эссе , добавлен 03.12.2012

    Градостроительная система Древней Греции, благоустройство городов. Памятник градостроительного искусства древней Греции - город Милет. Жилой квартал эллинистического времени. Дом среднего класса и людей беднее. Особенности культуры Древней Греции.

    реферат , добавлен 10.04.2014

    Древнегреческая культура в основе современной европейской цивилизации, исследование особенности ее быта и нравов. Структура семьи Древней Греции, ее состав, традиции, обычаи, умения, ведение хозяйства. Значение физического состояния для древних греков.

    эссе , добавлен 16.12.2016

    Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. История Древней Греции. Ольвия: город эпохи эллинизма. История культуры Древней Греции и Рима. Искусство Древнего Мира. Право Древней Греции.

    реферат , добавлен 03.12.2002

    Главная линия исторического развития Греции в VIII–VI вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Греции. Культурное наследие греческой цивилизации, его влияние на все народы Европы, их литературу, философию, религиозное мышление, политическое образование.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Общественная жизнь Древней Греции. Теория ораторского искусства. Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции. Формы ораторской речи, законы логики, искусство спора, умение воздействовать на аудиторию. Греческие ораторы Лисий, Аристотель и Демосфен.

    презентация , добавлен 05.12.2016

    Краткая биография и взгляды на устройство мира таких выдающихся философов Древней Греции как Платон Афийский, Аристотель Стагирский, Аристарх Самосский и Архимед, а также анализ их основных открытий. Значение создания механического небесного глобуса.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Отличительные черты и значение периода золотого века Древней Греции. Характеристика Пелопонесской войны: анализ причин, сущность и роль экономического вопроса. Особенности периодов: Архидамовой войны и Никиева мира. Последние битвы и завершение войны.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Общие условия развития техники. Экономическая основа рабовладельческого общества. Основа ремесленного производства в Греции. Развитие горного дела в Древней Греции и Риме. Изменения в военной технике, условия возникновения элементов новой техники.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.

Греки не особо религиозные люди, но они всегда придерживаются национальных традиций, обычаев, когда дело касается больших праздников и свадеб. Большое значение в Греции придается различным приметам, независимо от того, хорошие это приметы или нет.

К одной из таких примет можно отнести примету приглашение гостей. Например, если гости не собираются оставаться ночевать, они не должны расчесывать волосы или стричь ногти, а также важен первый гость в первый день нового года. Вследствие этого принято приглашать в первую очередь самых доброжелательных и положительных людей.

Также много других примет от сглаза, привлечения удачи в семью и к здоровью детей. В основном все традиции и обычаи греческой семьи имеют религиозный характер, но ничего страшного не будет в том, что не все семьи хранят эти обычаи. Церковь относится совершенно спокойно к личной жизни греков и к их убеждениям.

Неизменной традицией для каждой греческой семьи остается самая прекрасная из всех традиций: на крещение ребенка крестные должны обязательно подарить малышу золотой крестик на золотой цепочке и полный комплект одежды, иначе ребенку всегда будет не хватать одежды, и по жизни он будет идти неровно. Крестины вообще считаются главным событием в жизни каждого грека.

Крещение обычно проходит после первого года жизни и до того момента, пока его грек не крещен, его называют "ребенком". Сам процесс крещения тот же самый, что и у всех христиан, и дальнейшее празднование переносится уже в дом, где всех гостей ожидает большой стол, полный самых разных национальных блюд и, конечно же, присутствует музыка.

Практически всем детям в Греции дают имена святых и когда наступают именины этого святого, отмечаются также и именины ребенка. На этот праздник собираются самые близкие родственники и друзья. Все дарят ребенку подарки, небольшие сувениры, а хозяева дома предлагают гостям легкие закуски и сладости.

Свадьба для греков - это еще одно грандиозное событие, перед которым проходит обязательный обряд обручения молодых людей. Молодой человек приходит в дом родителей девушки и просит ее руки у отца. Если отец дает свое согласие, тогда собираются родители обоих молодых людей и договариваются о времени обручения детей.

В назначенный день приглашается священник, который освящает обряд обручения, и молодые обмениваются кольцами, которые им на руки одевает сам священник. Однако все же без свадьбы ни одна Греция не обходится, хотя после обручения молодые люди могут уже считаться мужем и женой.

В Греции существует несколько свадебных церемоний, и они различны для разных районов и также зависят от того, где проходит свадьба: в городе или в деревне. Обычно в то время, пока молодые люди надевают свои свадебные наряды, под их окнами распевают песни, восхваляющие достоинства обоих молодых людей. Жених обязательно дарит невесте большой букет свадебных цветов.

Свидетели молодых наряжаются в специальные наряды, в которых они должны будут охранять молодоженов на всем протяжении свадебной церемонии. Свидетели также хранят обручальные кольца, которые потом передают священнику, трижды крестят короны и опускают эти короны на головы молодых.

После свадебной церемонии все приглашаются на свадебное торжество, на котором всегда присутствует большое количество народа. На этих вечерах всегда очень много танцуют и поют песни, посвященные любви и семейному счастью, также проводятся различные конкурсы и есть даже очень интересный танец, который называется "танец денег". Во время этого танца гости прикрепляют к одежде молодых деньги, чтобы их жизнь была всегда благополучной.

Также по некоторым традициям принято готовить для молодых брачное ложе, по которому обязательно должны пробежаться маленькие дети, чтобы в семье было быстрое пополнение и всего в семье было всегда в изобилии.

В Греции все еще сохранилась традиция, когда родители подыскивают сами мужа для своей дочери, считая, что только они могут найти самую достойную пару, с которой дочь будет счастлива. Найдя подходящего молодого человека, родители девушки приглашают молодого человека в свой дом, где и происходит знакомство молодых людей.

Первые несколько встреч могут происходить в доме родителей, это обусловлено тем, что именно родители способствовали встрече и знакомству молодых. Однако родители в Греции абсолютно спокойно относятся к тому, что молодые люди будут встречаться и даже не будут против того, если они захотят попробовать пожить вместе, не заключая официальный брак.

Конечно, девушку не будут заставлять выходить замуж за человека, которого ей нашли и после первых двух неудачных знакомств, дадут девушке полную свободу выбора. Однако иногда попытки родителей бывают успешными, и молодые люди вступают в брак.

Греки живут большими семьями, молодожены могут остаться в родительском доме и прожить так долгие годы. Правда современная молодежь старается вылететь все - таки из родительского гнезда и обустроить собственное жилье.

Родственные отношения очень глубокие, дети постоянно бывают в гостях у родителей, часто собираются на праздники, да и сами родители по мере возможности стараются во всем помогать своим детям. Мужчина в греческой семьи является главным, женщина должна почитать и уважать своего мужа, но не пресмыкаться, как это принято в мусульманских семьях.

Права обоих супругов практически равны, кроме тех которые касаются только женщины: все домашнее хозяйство лежит на плечах женщины. Мужчины, конечно, могут помочь женщине, когда на нее наваливается слишком много работы.

В воспитании детей оба супруга принимают участие, но если это мальчик то отец проводит с ним намного больше времени, чем мать. Отец старается воспитать в мальчике настоящего мужчину, он берет на себя все обязанности, связанные с воспитанием малыша и разгружает свою супругу. Прогулки, вечернее чтение, развлечения - отец делает все, для того чтобы его сын оставался, доволен и счастлив.

Древняя Греция является одной из наиболее ярких и красивых цивилизаций древности, ее существование охватывает период с III тысячелетия до нашей эры до I века до нашей эры, территория - южная часть Балканского полуострова, прилегающие к нему острова и побережье Малой Азии. Сами греки по сей день называют свою страну Элладой, а себя эллинами.

Семейная жизнь и положение женщины в Древней Греции регулировалось государством. Устоявшейся системой брака была моногамия. Греки одни из первых среди древних народов начали придерживаться принципа единобрачия. Считалось, что иметь много жен - это варварский обычай, недостойный благородного эллина. В системе семейных отношений было закреплено патриархальное право, а счет родства считался по отцовской линии. Отец и муж имел полную власть над женщиной. Известный древнегреческий философ Аристотель так высказывался по этому поводу: "Власть мужа над женой можно сравнивать с властью политического деятеля, власть отца над детьми с властью царя".

Женщины в Древней Греции не участвовали в общественной жизни, они не имели гражданских прав, которыми обладали мужчины, не распоряжались имуществом, находясь целиком под опекой мужчин. В частной жизни каждая женщина зависела от мужчины: будучи не замужем, она должна была повиноваться воле своего отца, в случае смерти родителя, она подпадала под власть брата, а при отсутствии такового - под власть опекуна, который назначался ей либо завещанием отца, либо должностными лицами государства. Жениха для дочери искали родители, лучшими претендентами на руку дочери считались молодые люди, знакомые отцу.

Несмотря на подчиненное положение, женщины в Древней Греции , тем не менее, получали образование. Они знакомились не только с чисто женскими науками, такими как, ткачеством, прядением, домоводством, но и обучались читать и писать. Более того, историки утверждают наличие в Древней Греции школ для девочек и мальчиков, которые те посещали совместно. Помимо основных дисциплин, которые изучали девочки, в качестве обязательного предмета за ними были закреплены танцы. На древнегреческих вазах V - IV веков до нашей эры часто встречаются изображения уроков танцам. Девочек обучают учительницы, которым в изображениях придается строгий вид, и в руках учительницы находится обязательный инструмент воздействия на ученика - трость. В конце существования древнегреческой цивилизации (III - II века до нашей эры) женщины должны были также изучать основы медицины.

В Древней Греции замуж выдавали очень рано, обычно в возрасте от 12 до 15 лет. Перед заключением самого брака должно было состояться формальное обручение. Обещание жениху вместо самой невесты давал ее отец как полноправный представитель. В случае отсутствия отца таким представителей мог выступать ее брат или другой близкий родственник-мужчина, а в случае отсутствия последних, государством назначался опекун. Браки в Древней Греции могли заключатся и между близкими родственниками. Так дети одного отца могли стать мужем и женой, на уровне закона существовал запрет только на браки детей одной матери. Обручение являлось не просто формальной процедурой, это бы очень важный юридический акт, в рамках которого обсуждались и устанавливались имущественные отношения будущих супругов. За невестой обязательно должны были дать приданное, если же девушка происходила из бедной семьи, приданное для нее собирали в складчину сограждане, либо давало государство.

Знакомство молодых до свадьбы являлось необязательным, так как брак заключался по воле родителей. При выборе супруга для дочери в первую очередь учитывалось равенство их имущественного и общественного положения. Крайне важную роль имело гражданство супругов. Только брак между гражданами считался законным, женитьба на иностранке не одобрялась законом, а дети от такого брака считались незаконнорожденными со всеми вытекающими последствиями их будущих гражданских и имущественных прав. Первоначально формальный акт заключения семейного союза имел частный, семейный характер, однако со временем превратился в акт публично-правовой и религиозный. Законодательно закреплялось, что если мужчина и женщина вступали в брак без разрешения правителя, то их "…ребенок будет зачат не под знаком жертвоприношений и молитв, когда молятся жрецы и жрицы, а также все государство, чтобы потомство было лучше и полезнее, - такой ребенок считается незаконным". Также государство регламентировало возраст вступающих в брак, Аристотель в своей "Политике" называет возраст до 50 лет. Вообще граждане имели право вступать в брак в любом возрасте, но дети, рожденные от родителей, вышедших из указанного возраста, также считались незаконнорожденными. Плутарх в "Сравнительных жизнеописаниях" так отзывается об этом: "нельзя допускать союзов запоздалых, безрадостных, не выполняющих дела и не достигающих цели брака".

Согласно древним обычаям свадебное пиршество происходило в доме отца невесты, далее невесту торжественно провожали из родительского дома в дом ее мужа. В день свадьбы было принято убирать дом невесты цветами. Ранним утром невеста совершала торжественное омовение, после купания ее одевали и украшали и в торжественном убранстве она ждала начала церемонии. Приглашенные приносили жертвы богам: Зевсу, Гестии, Гере, Артемиде и Мойрам. Сама новобрачная должна была принести в жертву богам свои детские игрушки и прядь волос. После совершения религиозных обрядов отец вручал свою дочь прибывшему зятю, произнося ритуальную формулу, подтверждающую, что с этой минуты девушка свободна от обязанности приносить жертвы своим предкам, а будет теперь участвовать в жертвоприношениях предкам ее мужа. Это был важнейший религиозно-правовой акт: отец освобождал дочь от своей власти и передавал ее под опеку мужа, в семью которого она переходила. Торжественно провожаемая в дом мужа, новобрачная ехала в украшенной повозке, сопровождаемой свадебным кортежем. Мать невесты держала в руках факел, зажженный от домашнего очага. Этим факелом впервые разжигали очаг в доме молодоженов. Этот символический ритуал должен был прочно связать взаимными узами обе семьи молодую и старую, а также снискать дому новобрачных покровительство Гестии, богини домашнего очага. В доме новобрачных приносили жертвы предкам и совершали совместную трапезу фруктами и хлебом. Молодые люди начинали семейную жизнь.

Женщина в Древней Греции отнюдь не была любимой женой. Брак, заключенный не по любви и имеющий в основном формальный характер, соответственно, не имел у греков особой ценности. К семейным узам было довольно прохладное отношение, а детей с довольно раннего возраста отдавали на воспитание в общественные учреждения. Любовь мужчинам дарили гетеры и куртизанки после обильных пиршеств, а невнимательное отношение к жене было нормой, правилом. Выйдя замуж, женщина в Древней Греции оставалась такой же несвободной, как и в доме отца, она во всем зависела от мужа, а разнообразие в ее жизнь вносили только религиозные обряды и жертвоприношения. Единственной ее заботой было - рождать мужу сыновей и воспитывать их до семилетнего возраста, когда их по заведенной в обществе традиции должны были забрать на воспитание. Дочерей мать оставляла при себе, приучая к домашней жизни и обучая женским наукам и добродетели. Для грека его жена, как правило, являлась лишь первой среди служанок.

Женщина в Древней Греции должна была находится в женской половине дома (гинекее), на улицу она могла выйти только в сопровождении рабыни. Приличная женщина обязана была вести себя незаметно, не привлекая к себе внимания ни дома, ни в общественных местах. Выходить на улицу без сопровождения могла женщина, достигшая уже преклонного возраста. Перемещение женщины вне дома регулировалось на законодательном уровне. В частности, в законах было оговорено, сколько должна женщина брать с собой вещей и еды, выезжая из дома. По количеству того, что позволено было брать с собой можно сделать вывод, что женщине запрещалось покидать дом более, чем на один день.

Рождение детей было основной целью брака. Древнеспартанский законодатель Ликург так пишет об этом: «Новобрачные должны подумать о том, чтобы дать государству по мере сил прекрасных и наилучших детей. Пусть же молодой супруг обратит внимание на свою жену и на деторождение. То же самое пусть делает супруга, в особенности в тот промежуток времени, когда дети у них еще не родились». Попечение о здоровье ребенка не шло дальше определенной подготовки. Ни перед родами, ни во время родов женщины не находились под наблюдением врача. Греки считали вполне достаточным присутствие бабки или даже просто Эйлетии, покровительницы рожениц, отождествляемой с Артемидой. Смертность при родах в Древней Греции, как и в других древних обществах была очень высокой.

Папирусные документы эпохи эллинизма дают немало примеров семейных конфликтов, приводивших к разрыву супружеских отношений. В Афинах измена жены рассматривалась как вполне достаточный повод для расторжения брака. Впрочем, Платон осуждал неверность любого из супругов: "…гражданам нашим не подобает быть хуже птиц и многих других животных, рожденных в больших стадах, которые вплоть до поры деторождения ведут безбрачную, целомудренную и чистую жизнь. Когда же они достигают должного возраста, самцы и самки по склонности соединяются между собой попарно и все остальное время ведут благочестивую и справедливую жизнь, оставаясь верными своему первоначальному выбору. Наши граждане должны быть лучше животных". Все это было лишь в теории, на практике действовали другие "неписаные" законы. В действительности в Древней Греции лишь женщину наказывали за измену. Если жена выражала вдруг желание уйти от мужа к другому мужчине, то разгневанный супруг мог просто убить ее на месте тем, что попадется под руку, и, как правило, он не нес за это никакой ответственности. Жена теряла свое доброе имя, а муж имел право убить ее любовника, схваченного на месте преступления при свидетелях. Обычно соблазнитель жены отделывался или деньгами, или позором, но неопасным для жизни наказанием со стороны оскорбленного мужа. Жену же должно было постичь тяжелое наказание: она подлежала изгнанию из дома мужа и подвергалась разным унижениям. По законам Солона (начало VIвека до нашей эры), женщине, которую застигли с любовником, запрещали украшаться и входить в общественные храмы, "чтобы не соблазнять непорочных и матрон своим обществом". Если такая женщина украсит себя и войдет в храм, то первый встречный по закону мог разорвать на ней платье, снять украшения и бить, но "не до смерти, не до увечья". Однако, несмотря на строгость закона, нарушение супружеской верности было обыденным явлением.