Основные качества присущие российскому воину защитнику отечества. Традиции дня защитника отечества

АННА ИСАЕВА

Тема проекта : «Защитники Отечества » .

Тип проекта : информационно - творческий

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители

Продолжительность проекта : краткосрочный

Сроки : 06.02 – 21. 02 2017 г.

Проблема : несформированность у детей знаний о празднике «День защитника Отечества » , отсутствие интереса к Российской армии.

Обоснование проблемы : недостаточный уровень знаний о Российской армии; формирование гендерной принадлежности; отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества .

Актуальность :

Родина, Отечество . … Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши предки : отцы, деды, прадеды. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

В настоящее время мы столкнулись с проблемой, что дети практически ничего не знают о Российской Армии, о людях военных профессий, о воинах - героях, которые отдали жизнь за мирное небо над нашей головой.

Таким образом, отсутствие у детей знаний по этой теме, привело нас к выводу, что необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, с российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей. Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации.

Цель : сформировать чувство уважения к защитникам Родины , развивать патриотические чувства посредством музыкально – творческой деятельности.

Задачи :

для детей :

образовательные :

Познакомить детей с историей возникновения праздника «День защитника Отечества ;

Расширять представления детей о Российской Армии, о видах войск, о людях военных профессий.

развивающие :

Развитие коммуникативных навыков детей;

Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов,

обогащать словарь новыми словами;

Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.

воспитательные :

Воспитывать чувство патриотизма у дошкольников;

Воспитывать чувство уважения к российскому воину;

Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну;

для педагогов :

Совершенствование профессионального уровня педагогов;

Рост творческой активности педагогов;

Развитие навыков планирования;

Создание условий для взаимодействия с семьями воспитанников;

для родителей :

Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье;

Привлечение родителей к совместной вместе с детьми и педагогами проектной деятельности .

Этапы реализации проекта .

Организационный этап :

1. Подбор и изучение методической, художественной литературы, интернет – ресурсов по данной теме,

2. Разработка конспектов НОД по познавательному развитию, музыкально -спортивного праздника,

посвященного Дню Защитника Отечества .

3. Составление перспективного плана проекта .

4. Анализ предметно- развивающей среды группы, подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.

5. Распределение ролей для музыкально-спортивного праздника, подготовка декораций и атрибутов.

6. Подготовка буклета «День Защитника Отечества » - семейный праздник».

7. Подготовка презентации «Военные профессии» .

8. Подготовка муз материала к музыкальным занятиям, празднику.

9. Разработка дидактических игр

10. Подготовка объявления для родителей о начале проекта в ДОУ

Основной этап

1. Беседа «Кто такие защитники Отечества »

2. Тематическое занятие по речевому развитию «Защитники Родины » , с показом презентации «Военные профессии» , с рассматриванием иллюстраций.

2. «Армейская побудка» - флешмоб,

комплекс музыкально-ритмических движений.

3. Подвижные игры на физкультурных занятиях «Сигнальные флажки» , «Перетягивание каната» , «Переправа» , «Кавалеристы» под музыкальное сопровождение, подвижные игры на воздухе во время прогулки.

4. Чтение художественной литературы на военную тему, разучивание стихов, анализ пословиц и поговорок.

5. Музыкальные занятия «Наша Родина сильна» , «Море начинается с маленькой реки» , «Эти разные марши»

6. Занятие по изобразительной деятельности «Портрет папы» , «Открытка для папы» , с использованием музыкального сопровождения во время НОД.

7. Викторина «Наша армия родная»

8. Дидактические игры «Что нужно артиллеристу» ,

9. Консультации для родителей с раздачей буклетов на тему «Нравственно – патриотическое воспитание в семье» , «Подготовка празднования «Дня Защитника Отечества » , «Создание фотоколлажа» .

Заключительный этап – продукт проекта :

Фотоколлаж «Защитники Отечества »

Музыкально-спортивный праздник «Как леший Леша в армию собирался» , посвященный празднованию 23 февраля

Предполагаемый результат :

Повышение знаний и интереса детей к родам Российской армии, военным профессиям.

Проявление у детей уважения к защитникам Отечества .

Стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья, здоровому образу жизни.

Стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в исполнении песен и танцев, в изобразительной деятельности, в чтении стихов.

Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

Презентация результатов проекта :

Выступление с презентацией проекта «Защитники Отечества » на педагогическом совете МОУ Детского сада № 117, на районном методическом объединении музыкальных руководителей.





Во все времена защищать родную землю было делом чести и достоинства мужественных людей, настоящих патриотов своей страны, святой обязанностью каждого гражданина. Поэтому День защитника Отечества – это всенародный праздник. Он является символом нерушимой связи многих поколений защитников Родины и проявлением уважения народа к ним. У него славные традиции, за ним стоит сама история, полная героики подвигов, ярких поступков.

23 февраля Украина празднует День защитника Отечества, праздник, со Дня Советской армии превратившийся во всенародный мужской день. Этот праздник возник в 1918 году как день рождения Красной Армии после победы над немецкими войсками под Нарвой и Псковом.
10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором 23 февраля отмечено как День защитника Отечества с мотивацией, что «23 февраля 1918 года Красная Армия одержала победу над кайзеровскими войсками Германии».
Через четыре года – 23 февраля 1999 года - Президент Украины Леонид Кучма издал Указ «О Дне защитника Отечества», в котором указано: «Учитывая многочисленные обращения общественных организаций, ветеранов войны и с целью содействия патриотическому воспитанию молодежи постановляю установить в Украине праздник – День защитника отечества, который отмечать ежегодно 23 февраля ».
Во времена СССР 23 февраля был днем Советской армии, так и сегодня, по традиции, приветствуют в первую очередь военных. Однако треть украинцев относится к празднику как ко дню мужчин.
День защитника Отечества олицетворяет такие прекрасные человеческие качества, как доблесть и мужество. Фактически оно является праздником всех мужчин, чье главное призвание – защищать родную землю. Этот праздник символизирует любовь и уважение украинцев к своим защитникам и освободителям, к тем, кто сегодня стоит на страже независимости государства. В этот день мы с благодарностью вспоминаем и поздравляем тех, кто защищал национальные интересы и безопасность нашего государства. В этот день традиционно чествуем все поколения, которые показали примеры верности и героизма, защищая Отечество, со времен Запорожской Сечи до наших дней. Мужество и героизм, доблесть и слава, отвага и честь – именно те добродетели, на которых базируется вся многовековая история нашей Украины. На долю воинов-защитников всех поколений выпало много испытаний, однако они всегда преодолевали их с достоинством. Защищать Родину, свою землю, свой дом – это святая обязанность каждого человека. Защитники Отечества – это те, кто в грозные военные годы отстоял родную землю от фашистского нашествия. Это те седовласые ветераны, чья юность совпала с нечеловеческими испытаниями, с горем, кровью и бедствиями. Но они выстояли и в послевоенные годы восстанавливали и развивали страну.
День защитника Отечества – это праздник и ветеранов Великой Отечественной войны, и нынешних военнослужащих и работников Вооруженных сил Украины, которым выпала судьба вписать новые страницы в летопись украинской армии. Славные традиции отцов и дедов сегодня достойно продолжает новое поколение военнослужащих, стоящих на защите мира, труда, независимости Украины. Я считаю, что День защитника Отечества, прежде всего, дань героическим традициям нашего народа, проявление любви и уважения к тем, кто в кровопролитных битвах защищал Родину, отстаивал независимость. Мы всегда помнили, и будем помнить их храбрость и преданность во имя будущего и делать все возможное для того, чтобы окружить вниманием и заботой наших ветеранов. Отдавая дань героическим подвигам украинского воинства, кланяемся их мужеству и безграничной верности своему долгу. В нашей памяти хранятся все подвиги многих поколений воинов-защитников, их безграничная преданность и любовь к родной земле, мужество и героизм.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и др.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. И хотя многие впечатления ещё не осознаны ребёнком глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Формирование личности человека начинается в дошкольном возрасте, к основной составляющей этого понятия можно отнести чувство патриотизма, проявляющегося в любви и привязанности, преданности и ответственности, желании трудиться на благо края, беречь и умножать его богатство.
То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогащают. Поэтому в своей работе я уделяю этому очень большое внимание. Ведь то, какой будет наша страна в будущим, как будут жить россияне лет через 20-30 зависит от того, насколько серьезно и ответственно мы будем сегодня и сейчас воспитывать в детях любовь и уважение к большой и малой Родине, к победам и достижениям, традициям страны; прививать детям чувство гордости и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.
Для достижения поставленной цели одной из результативных форм работы является подготовка и проведение государственных праздников, посвященных важным событиям в истории страны: «Дня защитника Отечества», «Дня Победы».
Важно предварительно продумать содержание праздника, отвечающее интересам и возможностям детей данного возраста, привлечение родителей воспитанников. Для проведения праздника, посвященного «Дню защитника Отечества», я подготовила для детей презентацию по родам войск современной армии РФ. Дети с родителями подготовили маленькие сообщения о военных кораблях и подводных лодках, о служебных собаках, о пограничных войсках и т. д. Разучивали и пели гимн РФ, патриотические песни «Защитники Отечества» (В. Рязанова) с выносом флага РФ, «Эх, на плечах погоны» (П. Сасин). Побеседовали о людях, которые стоят на страже Родины в наше мирное время. О том, что в армии служат не только мужчины, но и женщины. С девочками мы подготовили спортивно-танцевальную композицию «А ну-ка, девушки» (музыка И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача).
На празднике папы и старшие братья показывали свою ловкость в играх-конкурсах «Русский солдат смекалкой богат», «Собери автомат». Мальчики подготовительной группы показали свою физическую подготовку, преодолевая полосу препятствий под музыкальное сопровождение – песню О. Газманова «Граница».
В преддверии 9 мая в нашем детском саду традиционно проводится торжественный праздник, посвящённый Дню Победы. В ходе подготовки к этому празднику я с детьми проводила тематические занятия, рассказывала о том, что победу ковали и на фронте, и в тылу, и военные (солдаты, офицеры) и гражданское население, и мужчины и женщины и даже дети.
На празднике на грудь каждому ребёнку мы прикрепляли Георгиевскую ленточку – символ победы в Великой Отечественной войне. Просмотр мультфильма «Партизанская Снегурочка» вызвал у детей тревогу и чувства сопереживания, гордости за маленькую девочку, которая, преодолевая страх, выполнила задание, передала записку партизанам.
А еще мы с детьми пели песни военных лет («Катюшу», «В землянке») и самое главное, что они с удовольствием потом пели их не только в детском саду, но и дома, и на праздничных мероприятиях города Щёлкова. Мы с детьми рассказывали друг другу о том, что знаем о тех из наших семей, кто воевал во время Великой Отечественной войны. Дети предварительно получили задание узнать об этом у родителей и потом с гордостью делились со всеми. А после 9 мая дети рассказывали, кто из них был участником шествия «Бессмертного полка».
Праздничные мероприятия в нашем детском саду по случаю Дня Победы продолжились торжественным шествием воспитанников старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей к памятнику погибших воинов родного города Щёлкова, для возложения цветов. С уважением и в полной тишине дети поклонились героям.
А потом, в рамках проекта и осуществления социального партнёрства, присутствовали на торжественной линейке, посвящённой Дню Победы в МБОУ средней образовательной школе №4 им. П.И. Климука г. Щёлково. Общая праздничная атмосфера оставила в сердцах дошкольников неизгладимое впечатление, которым они поделились со своими близкими дома.

Боевые традиции ВС РФ. Патриотизм и верность воинскому долгу, основные качества защитника отечества

Вступление

Боевые традиции российских Вооруженных сил – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих.

Многие государства мира имеют свои боевые традиции, содержание которых складывается в каждой стране с учетом своих исторических особенностей.

Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил.

Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями.

Однако есть много общих традиций для всех Вооруженных сил России.

В героическом прошлом России и ее военных традициях мы черпаем силу и мудрость.

Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются:

  1. преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите;
  2. верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою;
  3. верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;
  4. товарищество;
  5. неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля.

Патриотизм (от греческого patris – родина, отечество) – это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг – это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг – это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно – с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг – не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, – отмечается в Законе, – составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

  1. быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  2. строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  3. дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  4. совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  5. быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  6. соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, – это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все – и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978–1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995–1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за други своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!

Память поколений – дни воинской славы России

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые викториальные дни, в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.

Возрождая одну из лучших российских военных традиций, 13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» (№32-ФЗ), в список которых вошли часть викториальных дней и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периодов.

В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России:

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).

21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).

7 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.);

10 июля – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).

9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.).

24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.).

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.).

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).

23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) – День защитника Отечества.

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 г.).

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности войск

В далекие времена славянские воины, следуя решениям, которые принимались по военным вопросам на собрании племени – вече, давали клятву. В клятве обещалось: в бою стоять насмерть за отца, мать, брата и сына, а также за жизнь своих сородичей. Попадание воина в плен считалось величайшим позором. Уже тогда слово чести ценилось очень высоко. Воин в любых условиях обязан был быть верным ратному сообществу. Этот древний обычай взаимовыручки и взаимопомощи в бою стал одним из основных в ратных делах славянских дружин.

Русская армия всегда отличалась внутренней спаянностью, крепким, единым военным организмом. Солдат видел и сознавал свою силу в военном коллективе, в котором он был одним из членов большой и дружной семьи

Солдат всегда дорожит войсковым товариществом и знает, что если он, не щадя своей жизни, выручит товарища, то в опасной ситуации сам получит помощь.

Воинский коллектив – объединенная группа людей, занятых несением военной службы, выполнением задач, вытекающих из функций Вооруженных сил Российской Федерации.

Как правило, это различные по предназначению и численности воинские формирования. Их состав обычно определяется организационной структурой поиск. Воинские коллективы бывают первичные (воинские подразделения) и вторичные (воинские части, военно-учебные заведения).

В первичных воинских коллективах происходит постоянное межличностное общение и взаимодействие.

Коллектив обладает как официальной (формальной), так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Характер отношении между формальной и неформальной структурами существенно влияет на жизнь и деятельность воинского коллектива, на выполнение его членами своего воинского долга.

Через первичный воинский коллектив воин входит в коллектив части, ощущает свою принадлежность к соответствующему соединению, объединению, роду войск и виду Вооруженных сил. Всем укладом армейской жизни воины подразделения поставлены в такие условия, когда на занятиях, в походах, на боевом дежурстве, в казарме и на отдыхе они действуют сообща, чувствуют локоть друг друга, пульс своего коллектива.

Служебная деятельность и поведение военнослужащих, их взаимоотношения регулируются законами, воинскими уставами, инструкциями, наставлениями, приказами и распоряжениями начальников.

Юноша, призванный в Вооруженные силы Российской Федерации, находясь в составе воинского коллектива (отделения, экипажа, взвода, роты, боевой части), обязан выполнять свой конституционный долг. Он должен быть верен Военной присяге, умело, мужественно, не щадя своей жизни защищать Родину.

Во многом этому способствует воинский коллектив, где взаимоотношения строятся на высокой нравственности и взаимном уважении. Гласность, социальная справедливость, взаимное доверие, дружба между воинами различных национальностей, уважение их чувств, религий, традиций (обычаев) – вот норма его жизни и деятельности.

Руководителем воинского коллектива является командир-единоначальник. Он отвечает за сплочение подразделений, воинское воспитание подчиненных, за создание в коллективе товарищеской обстановки и боевого настроения. Командир выступает перед воинами не только как воспитатель, но и как товарищ, член единого воинского коллектива, которому дороги его честь, успехи в учении и бою. Воинский коллектив обладает большими воспитательными возможностями, влияет во многом на поступки воинов, их поведение. Воспитательная роль коллектива определяется силой его воздействия, целенаправленностью практической деятельности, взаимной требовательностью, характером отношений между воинами, сложившимися традициями и т.д.

Сила воинского коллектива – в его моральном воздействии, выраженном в форме общественного мнения. Оценка коллектива – сильный моральный стимул деловой и общественной активности воина, побуждающий к постоянному самосовершенствованию, равнению на передовых, развитию коллективизма. Каждый военнослужащий проникается чувством ответственности не только за свое дело, но и за работу всего воинского коллектива. Важное средство воспитания военнослужащих в коллективе – положительный пример.

Дух товарищества, красота человеческих взаимоотношений всегда способствовали победе.

Военнослужащий - это прежде всего вооруженный защитник Отечества. В связи с учетом особых обязанностей, возлагаемых на военнослужащего, он должен обладать рядом качеств, необходимых для исполнения своего высокого предназначения.

Истинный патриот сознательно любит свое Отечество, готов к любым жертвам и подвигам во имя него. Вот как сказал об этом русский писатель и историк Н. М. Карамзин: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях».

Прежде всего современный военнослужащий должен дорожить честью. Честь - это заслуживающее уважения моральное качество, или, как писал создатель «Толкового словаря великорусского языка» В.И.Даль, «внутреннее нравственное достоинство человека». Достоинство военнослужащего выражается в уважении к себе, в осознании своих человеческих прав, моральных ценностей, в подобающем образцовом поведении. Образцовое поведение включает в себя соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты службы в армии.

Также военнослужащий обязан знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, касающиеся обращения с ранеными и больными, с гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными. Человеколюбие во все времена являлось неотъемлемым качеством российского воина. В суворовской «Науке побеждать» об этом сказано так: «Не менее чем оружием, побеждать противника человеколюбием. В поражениях сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды и озлобления не чинить».

Принципы уважения к человеческой личности в условиях военного конфликта закрепляют четыре Женевские конвенции 1949 г. В них предусмотрено:

· обеспечение равенства при уходе за ранеными как своей, так и неприятельской стороны, без каких-либо различий;

· уважение личности человека, его чести, семейных прав, религиозных убеждений, в особенности защита прав ребенка;

· запрещение жестокого обращения с пленными, взятия заложников, истребления, пыток, наказания без суда и следствия, грабежей и неоправданного уничтожения имущества;

· разрешение делегатам Международного комитета Красного Креста посещать военнопленных и осуществлять гуманитарные акции с целью помощи жертвам войны;

· запрещение убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или прекратил участие в военных действиях.

Захваченные в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, включая жителей оккупированных территорий, имеют право на сохранение жизни, уважение достоинства, личных прав и убеждений. Они должны иметь право на переписку со своей семьей и получение помощи.

Звание воина всегда было почетно, а ратное дело считается делом настоящих мужчин. Но ведение войны в современных условиях требует знаний, и знаний немалых, иначе более подготовленный противник с легкостью одержит победу над уступающим ему в подготовке врагом. Поэтому еще одна обязанность современного военнослужащего - постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, оттачивать боевые навыки и умения, повышать уровень физической подготовки. Вверенные ему оружие и военную технику он должен знать в совершенстве.

Чтобы с честью и достоинством нести звание защитника Отечества, каждый военнослужащий должен:

· глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности;

· иметь четкие представления о высоком смысле военной службы, о значении боеспособности и боевой готовности для защиты Отечества;

· быть морально, психологически и физически готовым к преодолению трудностей при исполнении воинского долга в мирное и военное время;

в любых условиях соблюдать военную присягу, законы Российской Федерации и требования воинских уставов;

дорожить боевой славой Вооруженных сил России и воинской части, честью боевого знамени, своим званием российского солдата, чтить боевые традиции Вооруженных сил, своего соединения, части (корабля) и подразделения.

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете честь и достоинство военнослужащего?

2. Перечислите основные качества, присущие военнослужащему - защитнику Отечества.

3. Какие принципы уважения к человеческой личности в условиях военного конфликта закреплены в Женевских конвенциях 1949 г.?

4. Почему современный военнослужащий должен быть образованным человеком?

4.12. Воинская дисциплина и ответственность

Дисциплина - это установленный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также определенным требованиям той или иной организации.

В соответствии со сферами проявления дисциплина может подразделяться на государственную, производственную, общественную, техническую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной дисциплины, имеет свою специфику и особенности.

Она соответствует предназначению Вооруженных сил, характеру и условиям их деятельности. Суть воинской дисциплины изложена вДисциплинарном уставе Вооруженных сил Российской Федерации. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его преданности своему народу.

История развития Вооруженных сил и вооруженной борьбы неразрывно связана с историей государства. Армия всегда была зеркалом того государства, того народа, которые она представляла. Историки не раз задавались вопросом: в чем же заключается та могучая непреодолимая сила, которая заставляет воина отрешиться от личной воли, чувства страха и идти в бой, почти на верную смерть? Определение этой силы звучит так - воинская дисциплина. Это - душа армии, делающая ее такой, какой армия и должна быть.

Только высокая воинская дисциплина может объединить волю, энергию, храбрость и профессионализм каждой отдельной личности в единое целое и обеспечить в конечном счете победу в вооруженной борьбе.

Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности и боеготовности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

· быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;

· выполнять свой воинский долг умело и мужественно;

· добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

· быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

· поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими;

· крепить войсковое товарищество.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает проявления разумной инициативы, находчивости. Более того, уставы обязывают военнослужащего в сложных ситуациях смело принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, искать выход из трудного положения. Однако всегда следует помнить, что приказ командира имеет для военнослужащего силу закона. В суровую военную пору родилась поговорка: «Можно умереть, но нельзя не выполнить приказ». С полным основанием можно сказать, что и в мирное время строгое и точное выполнение приказа командира является первой солдатской заповедью.

Каждый солдат и матрос обязаны помнить, что без крепкой воинской дисциплины немыслима высокая боевая готовность подразделения, части, корабля. Развитие способов боевых действий, наличие сложнейших коллективных систем оружия и боевой техники, требующих строго согласованных, последовательных действий, усиливают личную ответственность каждого воина за выполнение своих обязанностей, приказов и распоряжений командиров. Чтобы обеспечить выполнение боевой задачи в этих условиях, нужны быстрые и четкие действия всех членов экипажей и расчетов, умение понимать друг друга с полуслова, все подчинять интересам коллектива.

В современных условиях неизмеримо повысилась роль таких важнейших условий боеспособности, как дисциплина боевого дежурства, дисциплина времени, дисциплина полетов, дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и т. п.

Особо хотелось бы выделить такое понятие, как «дисциплина времени». Фактор времени имеет исключительное значение для боевой готовности. Если в недавнем прошлом на приведение войск в боевую готовность отводились продолжительные сроки, то теперь скорость полета современных ракет и самолетов ограничивает это время до считаных минут, а то и секунд. Вот почему при выполнении учебно-боевых задач и нормативов ведется непрерывная борьба за каждую секунду, за быстроту и точность действий каждого воина.

Большое значение в современных условиях имеет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники. Она включает в себя высокую культуру и своевременность ее обслуживания, четкие и умелые действия в ходе настройки и регулировки аппаратуры. Даже малейшее отступление от требований инструкций и наставлений, правил эксплуатации может привести к выходу из строя сложнейших механизмов. Воинская дисциплина, соблюдение уставных требований в любой обстановке позволяют военнослужащим научиться концентрировать свои духовные и физические силы на преодолении трудностей, воспитать в себе высокие морально- психологические и боевые качества, способствующие выполнению поставленных задач.

Поддержание крепкой воинской дисциплины и твердого порядка - задача сложная и может быть решена усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным правилам поведения. Даже в эпоху высокоразвитой боевой техники и совершенного оружия главная роль на войне принадлежит солдату. Результаты боевых действий в современных условиях во многом зависят от морально-психологического состояния солдат, их способности нести военные тяготы и лишения, преодолевать страх в бою и сохранять волю к победе.

Военная дисциплина имеет свою специфику и особенности, связанные прежде всего с основным предназначением Вооруженных сил страны в целом и каждого военнослужащего в частности. Речь идет о вооруженной защите границ и независимости нашей Родины.

Таким образом, становление военнослужащего начинается с беспрекословного подчинения требованиям воинской службы. Армия без дисциплины - это слишком дорогостоящее учреждение, непригодное для выполнения своих задач даже в мирное время.

А.В.Суворов в своей знаменитой «Науке побеждать» приводит основные слагаемые победы.

Первое - субординация (подчинение) - альфа и омега всего воинского единства. Затем экзерциция (упражнение, развитие, закалка). Далее дисциплина, слагающаяся из элементов подчинения и совместного обучения. Только соблюдение дисциплины приносит победу, другого пути нет.

Душой воинской дисциплины является сознательное подчинение командирам, точное выполнение приказов, распоряжений, команд. Беспрекословное выполнение приказа командира, вера в него - залог победы. Обсуждение приказа в армии недопустимо, а неповиновение приказу или его неисполнение является воинским преступлением.

Приведем пример высокой воинской исполнительности из истории России.

Генерал М.Д.Скобелев в русско-турецкой войне 1877 -1878 гг. успешно командовал отрядом под Плевной, затем дивизией в сражении при Шипке - Шейково. В разгар сражения с турками он обратился к батальону, который посылал в атаку: «Братцы, я посылаю вас на смерть. Видите позицию? Взять ее нельзя. Да я брать ее и не думаю. Но нужно, чтобы турки перебросили туда все свои силы, а я тем временем ударю им в центр. Вы дадите России победу. Смерть ваша будет честной, славной смертью!» Батальон, посылаемый на смерть, ответил бодрым «Ура!» и бросился в атаку

Одним из основных принципов строительства Вооруженных сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений военнослужащих между собой является принцип единоначалия, который выражается в праве командира единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. За неисполнение подчиненными приказа начальника, за нанесенный ущерб интересам военной службы предусмотрено уголовное наказание. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, влекущее за собой тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Оценка последствий неисполнения приказа зависит от конкретных обстоятельств совершенного преступления. Ими могут быть несчастные случаи с людьми, причинение им тяжких телесных повреждений, повреждение боевой техники и вооружения, причинение крупного материального ущерба и т.д.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначается наказание в виде ограничения по военной службе. Из денежного содержания осужденного к ограничению производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20 % от заработной платы (платы по контракту). Во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевое дежурство, боевую службу. Боевое дежурство регламентируется строго установленными правилами, соблюдение которых является законом для каждого военнослужащего. Нарушение этих правил является воинским преступлением, влекущим за собой уголовную ответственность.

Статья 340 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил несения боевого дежурства» предусматривает следующие виды наказаний:

«1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федераций либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

  1. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
  2. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все стороны жизни и деятельности военнослужащего: они распространяются не только на служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на взаимоотношение военнослужащих между собой, на все, из чего складываются жизнь и быт военнослужащего.

Внутренний порядок и дисциплина - понятия неотделимые. Без уставного внутреннего порядка в воинской части не может быть крепкой воинской дисциплины. Внутренний порядок является надежным воспитательным средством как сила, действующая непрерывно в течение всего дня, всей службы молодого человека. Строгий уставной порядок в подразделении обеспечивает наиболее эффективную организацию обучения и воспитания воинов полноценными защитниками Отечества, способными в любое время с оружием в руках встать на защиту Родины. Неукоснительное соблюдение порядка способно защитить и от дедовщины, позорного явления современной армии.

Важнейшими элементами уставного порядка являются: выполнение распорядка дня, организация боевой подготовки, служба суточного наряда, несение караульной и гарнизонной служб, организация парковой службы, хранение и выдача оружия, соблюдение правил ношения формы одежды, поддержание чистоты в помещениях и городках.

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение понятия «дисциплина».

2.Что такое воинская дисциплина? На чем она основывается? Каково ее значение в современных условиях?

3.Назовите основные критерии, определяющие дисциплинированность военнослужащего.

4. Приведите примеры высокой воинской исполнительности из истории России.

5.Назовите основные виды ответственности за нарушение воинской дисциплины.

6. Как вы понимаете высказывание немецкого писателя Г.Бёлля: «Люди были спасены от смерти, города и мосты - от разрушения, потому что кто-то не выполнил приказ...»?

7. Каково соотношение понятий «внутренний порядок» и «дисциплина»?

Назовите основные элементы уставного порядка