Подготовка к рождеству христову. Подготовка к светлому празднику рождества христова

На Рождество возможны самые невероятные чудеса. Вероятно, поэтому и ждем его с таким нетерпением, готовимся заранее, покупаем подарки, чтобы порадовать близких. Можно сказать, что Рождество – день рождения для всех. А радость, веселье, всяческие удовольствия – что может быть естественнее в такой день? Но самое главное: просто сказочные возможности Рождества. В этот день мы можем встретить долгожданную любовь, получить известие, которое изменит жизнь, стать владельцем вещи, о которой даже мечтать не смели. Ничего странного: все это – подарки от самого Рождества, которое испокон веков считали одухотворенным. То есть Рождество в определенное время приходит (в 12 ночи с 6 на 7 января нужно впустить его , открыв входную дверь), а потом уходит (ровно в полночь с 7 на 8 января его нужно проводить).

Как подготовиться к Рождеству

Самая главная подготовка к празднику заключается не в закупке подарков и приготовлении щедрого стола. Канун Рождества – особый период, когда гораздо важнее проявить лучшие человеческие качества: участливость, сострадание, милосердие. Причем не только по отношению к родным и друзьям, в больше мере – к людям нуждающимся. Дни перед Рождеством ранее считались благотворительными: люди делились тем, что имели, с неимущими, навещали в больницах одиноких людей, оказывали помощь всем, кому она была нужна. И уже перед самым приходом праздника (в Сочельник) раздавали еду бедным, чтобы они также имели возможность отметить этот день.

И в наши дни не трудно найти того, кому нужна помощь. Можно спросить: а как же рождественское волшебство? Почему, например, у бедных еда не появлялась сказочным образом? Появлялась! Просто передавали ее человеческие руки. Рождественские подарки Но, кроме того, что Рождество – праздник всех, это прежде всего семейный праздник. Гостей в дом в этот день обычно не приглашают. Но если гость случится, обязанность хозяев – принять его как можно лучше. То есть, накормить, напоить, без подарка не оставить (вплоть до того, что пожертвовать своим).

Кстати, о рождественских подарках. В этот день можно дарить абсолютно все, но лучше – то, о чем человек мечтал (в подтверждение рождественских чудес) или что ему обязательно пригодится в жизни. Родным и любимым можно подарить икону, купити ікони в україні можно здесь. Можно преподнести подарок самолично или положить его под елку. Между елкой новогодней и елкой рождественской есть разница. Как ни удивительно это может показаться, для Рождества ель имеет даже большее значение: ведь это дерево олицетворяет вечную жизнь. И если на новогодней елке верхушка может быть какой угодно, на рождественской должна быть только звезда – символ звезды Вифлеема, которая возвестила о рождении Иисуса. Хотя подарки под елкой – это всегда приятно, какие бы они ни были: новогодние или рождественские. Некоторые упаковывают рождественские подарки в длинные чулки Санты, особенно если в доме есть камин, к которому можно прикрепить эти сюрпризы. Но, в принципе, какая разница, в чем упакованы подарки? Главное, чтобы они были!

Рождественские традиции

Вечером 6 января, в Святой вечер, после захода солнца вся семья собирается за столом, на котором 12 постных блюд – по числу апостолов. Ни одно из блюд не должно остаться нетронутым: каждое нужно хоть немного попробовать. Хорошо, если на столе горит свеча – живой огонь. Главное блюдо ужина в Святой вечер – кутья. Традиционно ее готовят из пшеницы, но можно использовать и другие цельные крупы. Крупинки, зерна – это символ людей, склеенных в человечество. А в качестве клея в кутье используют мед или сахарный сироп. Этим ужином заканчивается строгий Рождественский пост: 7 января все ограничения снимаются, и можно устраивать настоящий праздничный пир.

Говорят, что на Новый год в домах должно пахнуть мандаринами, а в Рождество дом должен пропитываться ароматами корицы и ванили. То есть без праздничной выпечки этот праздник не мыслим. В Рождество издавна придерживались еще одной традиции: надевать только новую одежду. Не чистую, выстиранную, а именно новую, еще не ношеную. Ну, и, конечно, в этот день был запрет на любую работу: шить, стирать, убирать (особенно выносить мусор из дома) нельзя. Вся еда должна быть приготовленной заранее.

Хорошая традиция, заставляющая обратить внимание на себя, уделить время своим близким. Кстати, в первые дни рождественской недели были распространены визиты: положено было навещать родню и хороших знакомых. Но посещение их дома должно было быть именно визитом, а не гостеванием: заходили на 15-20 минут, не больше – с поздравлениями и пожеланиями. В наше время, конечно, можно обойтись телефонным звонком, главное – дать понять небезразличным тебе людям, что ты их помнишь и желаешь им самого доброго. Кстати, если ты в положенный срок откроешь не дверь, а окно, неважно: Рождество войдет и через него. И, может быть, в твоей жизни произойдет нечто совершенно волшебное.

Сегодня в традиционной рубрике "Святая правда" протоиерей Андрей Ткачев расскажет о праздновании Рождества Христова

Братья и сестры, я вас приветствую. У нас есть два календаря - Юлианский и Грегорианский. Согласно Грегорианскому календарю - 25-го декабря, по-нашему на Спиридона Тримифунтского, празднует большая часть христианского мира Рождество по плоти Господа Иисуса Христа.

У Христа два Рождества. Сын Божий рождается вне времени от отца, без матери, и на земле рождается однажды во времени, от матери без отца. И празднуем мы, собственно, Рождество Сына Божиего в плоти от матери Марии Девы от Духа Святаго и без семени мужа. Можно поздравлять сегодня всех тех, кто празднует Рождество по этому календарю. В православном мире это немало-немного румыны, болгары, греки и много еще кого. В Америке, Канаде православные христиане празднуют именно в эти дни Рождество Христово. В Палестине, Иерусалимская церковь, грузины, сербы, русские - праздную по-другому, по Юлианскому календарю. А часть православного мира празднует так. Поэтому это не только католическое Рождество, а также и для православных, живущих по Грегорианскому церковному календарю, в отличие от Пасхи.

Пасха у нас у всех православных совершается одинаково, Пасхалия у нас единая. И весь православный мир празднует Пасху в один и тот же день. Это очень важно. Мне кажется, очень важно понимать, что празднуем. Что празднуем, братья? Празднуем воплощение Божие. Это то, чем отличается христианство от иудаизма и мусульманства. Потому они монобожники. И те, и те поклоняются, как умеют, как могут, как научили Творцу неба и земли. Но только христианство утверждает, что Бог стал человеком.

Говоря словами Иоанна Богослова: «Слово - плоть бысть, и видехо славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины». Слово стало плотью. Слово инкарнировалось, воплотилось, стало человеком, одушевилось. То есть, Слово Божие, которое всегда у Бога, которое есть Бог, из Пролога Евангелия от Иоанна мы научены, что оно стало плотью от Марии Девы и вочеловечилось. О чем мы поем в Символе Веры: Веруем в Христа Сына Божия, рожденнаго, несотвореннаго, единосущного Отцу. Через которого все стало. Все было. Имже вся быша.

Вот мы именно должны в эти наши безбожные времена утверждать празднование на догматической основе. Что у церкви нет недогматических праздников. Введение во храм, Успение, Преображение, Рождество, Пасха, Богоявление - это всё догматические праздники, у них есть догматический фундамент. Праздновать праздник с плюшками и коврижками, не зная догматики праздника - это какое-то сомнительное занятие, которое потом прорвется, как плотина, как бы, значит, с треснувшей стенкой под напором воды. От потока разных новых учений, или от фактического безбожия.

Я сегодня смело призываю себя, дурака, и вас всех, умных и разумных, к тому, чтобы мы понимали догматическую основу праздников. В Рождество мы празднуем уникальную вещь - Бог стал человеком. «Несомненно, - пишет Павел к Тимофею, -- великого благочестия тайна - Бог воплотился, Бог стал человеком. Оправдал себя в духе, показал себя ангелом. Проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».

Мы проповедуем, что Бог стал человеком, Божество и человечество, в лице Иисуса Христа, соединились. Соединились, по словам четвертого Собора Вселенского, соединились неразрывно и не слитно. То есть, не сливаясь, не разъединяясь. И мы празднуем, в лице Христа, этого «бамбина джезу». За моей спиной эти шопки, по-польски говоря, или вертепы по-русски говоря. Это там, где малыш Иисус, над ним Мария, сделаны фигурки из глины или из дерева. Иосиф, три царя, которых в Средневековье стали изображать неграми, желтыми и белыми. Как бы представители трех рас, приходящих к Иисусу поклониться. … Три мага с Востока, персидские волхвы. Они там не были. Но начали так изображать для того, чтобы показать приход к Иисусовым яслям всех народов.

Можно спрашивать у прихожан своих: что празднуете, люди? Что, вообще, празднуется? Рождение ребенка? Они рождаются каждый день в большом количестве. Мы же не ходим в роддома с пальмовыми ветвями, махать над каждым малышом. А кто родился? Что такого особенного? Родился искупитель наших грехов. А кто сказал? Звезда с неба сказала. Вот она, стала над домом … И люди пришли с Востока, принесли ему дары, золото … смирну, показав, что Он есть и Господь, и жертва, и царь. Он - маленький Иисус, родившийся от Девы Марии, не знавшей мужа. Чье чрево семени мужского не знало, которая Девой сохранилась. Родила его без боли, и повила, и поклонилась Ему.

Празднуем Бога, ставшего человеком. Если мы это забудем - нет смысла в Рождестве. Нет смысла в Пасхе, если все свелось к куличам и яйцам. Нет смысла в Рождестве, если мы не знаем, что празднуем до сих пор. Христиане - это не просто монотеисты, не просто верующие, что Бог один. Ты веришь, что Бог один и хорошо делаешь, неосновательный человек. Бесы тоже веруют, но трепещут. Мы веруем в Бога, ставшего человеком. В своем Сыне единородном, в Слове своем Он воплотился, Слово стало плотью. Это Слово и есть бамбина джезу, этот маленький Иисус, этот ребенок Иисус, имя которого было открыто заранее Иосифу и Марии. Которому поклоняемся, который вырастет, в восемь дней будет обрезан, в 14 лет воцерковится, станет, так сказать, посвященным в тайны. И войдет в храм Божий, будет беседовать со старцами. А потом в 30 лет будет крещен от Иоанна на Иордани. И будет одет силой Духа Святого и пойдет в пустынь на 40 дней. Потом вернется - будет проповедовать три года. А потом будет отвержен и распят. И ляжет в гроб и воскреснет. Вот мы празднуем начало всего этого.

В эти праздники нужно сращивать наши застолья, наши все штуки зимние и веселые с кровавой историей жизни Христа Спасителя и с его торжественным славным Воскресением. То есть, наши праздники догматичны. У нас нет недогматичных праздников. Праздник дает человеку веселье и отдых. Дает ему ослабление и ослабу некую в житейских трудах. И дает ему догматическую нагрузку. Он дает ему некий якорь в душе, чтобы нас не унесло. Чтобы якорь брошенный держал тебя на месте. Держитесь на месте. Изучайте учения Церкви. Читайте Евангелие. Ходите в храм. Без храма христианство - это … перышки одуванчика, который дунуло - и нет его. В храм ходите. Кайтесь перед Богом в грехах своих. Радуйтесь перед Господом. О грехах своих плачьте. Нужно уметь делать и то, и другое. О Господе радоваться, о грехах своих толковать и плакать. Каяться нужно уметь.

Так что поздравляем с Рождеством всех тех, кто празднует Рождество по Грегорианскому календарю. У нас пока что Спиридон. Его молитвами спасаемся. А потом будет и наш праздник через две недели. И мы - вторая часть христианского мира будем праздновать Рождество Христово. То есть, воплощение Бога Слово. Пока что с праздником тех, кто уже к празднику приблизился. Ну, а наш праздник еще впереди. До свидания.

- Здравствуйте, дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель строящегося храма в честь святого праведного воина Феодора Ушакова игумен Дамиан.

Здравствуйте, отец Дамиан, благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

Тема сегодняшней передачи: «Подготовка к Рождеству Христову».

Собственно сам пост - это уже подготовка, а что, кроме него?

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, который мы недавно пережили, это как некий благовест грядущего Рождества Христова, ведь мы уже слышали песнопение «Христос рождается, славите!», эти слова у нас в сознании и призывают задуматься о том, что половина поприща поста пройдена и мы приближаемся к ожидаемому празднику.

Само установление поста - ключ к подготовке христианина к этому событию. Явление в мир Бога всегда актуально, ново и жизненно необходимо. Как говорили наши богословы: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», - такая вот смелая и действительно спасительная мысль. Это решительное соединение Бога с человеком исходило от самого Господа, его совершил сам Господь, придя в мир в знак любви к человеку, памяти о нем как Его образе, о своем, пусть и заблудшем, сыне. Бог готовил это событие тысячелетия, и Рождество Христово стало началом великого служения Мессии, завершившегося Его распятием и Воскресением, Пасхой. Вот в этом единстве мы и осознаем Рождество, его нельзя отрывать от дальнейшего хода событий, хотя мы это и делаем. По нашему человеческому разумению придаем ему характер некой тихой радости, камерности зимнего вечера. Но мы не должны забывать, что для того, чтобы нас спасти, Бог должен был умалиться. Умалиться - по-гречески будет «кенесис», то есть уничижение Бога, и в этом смысле Рождество - первый шаг к страданиям Бога.

Понимая это, Церковь установила пост, чтобы и мы несли подвиг, труд (от слова трудно), совершали меру своего внутреннего духовного подвига, внутренней концентрации. Чтобы проявили внимание, подготовились к со-переживанию Богу, со-трудничеству с Ним, для чего и несем небольшую меру своего подвига. Если мы будем помнить, что событие Рождества Христова - не только радость встречи с Богомладенцем, как её изображают на праздничных иконах, но что этой радости предшествовал труд пути беременной Девы Марии в Вифлеем, в котором не нашлось места для остановки, кроме как в пещере для животных. Пост помогает нам войти в это чувство со-переживания и понять, как это было трудно и непросто. Ведь такие условия были даже недостойны даже обычного человека, а мы видим в таком положении самого Бога.

- То есть в самом событии уже заложены трудности?

Без пролития крови, без подвига нет спасения. И Господь показывает нам это с самого рождения и до распятия. Поэтому мы не просто должны возрадоваться плодам, а со-трудничать с Богом, сопереживать, со-работничать. Эгоистически-потребительская составляющая должна быть изгнана из нашего сознания, для этого и нужен труд поста.

Когда мы говорим о посте, имеем в виду не только ограничения в еде, но смотрим на пост шире и глубже. Если мы будем углубляться в Евангелие, слова святых о Рождестве, и прочувствуем эти события, пусть в свою, человеческую меру, тогда сможем сопереживать и даже жалеть. Иначе этот праздник может превратиться в некое «гуманистическое» веселье, вроде «Дня младенца». Это трогательно, но христианская мысль может уйти на второй план. Церковь наличием практики поста помогает нам углубиться именно в нее. Мы лучше достигаем со-переживания на Страстной седмице, когда видим перед собой Крест, но последняя неделя Рождественского поста подобна ей.

- Вопрос телезрителя из Чебоксар: «В этом году будет год, как я похоронила своего сына. Сын родился в праздник Святой Троицы, а ушел из этой жизни в Сочельник. Как вы считаете, может ли это что-то означать в судьбе сына? Второй вопрос: Можно ли делать поминальный пост для друзей сына не в Сочельник, а на само Рождество, чтобы стол был уже не постный».

Упокой Господи душу почившего. Прежде всего, мы во всем должны видеть милость Божию, как в самом празднике Рождества. Это величайший акт любви и снисхождения Бога, чтобы мы ответили на него. Хорошо, чтобы между датами нашей жизни был не прочерк, или тире, как на могильном камне, а христианское ее содержание. Именно содержание важно для Господа, а не цифры и даты. Но то, что сказали Вы, конечно, обнадеживает и позволяет, прежде всего, еще более уповать на Господа. Это напоминание нам, живущим, чтобы мы помнили о любви Божией.

Что касается второго практического вопроса о поминках. Церковь в дни великих и воскресных праздников отменяет заупокойную молитву, потому что в эти дни как бы стирается граница между живыми и мертвыми; она и так условна, но в эти праздники мы должны прочувствовать ее отсутствие, то, что у Бога все живы. В эти дни чувства грусти и печали неуместны, а в поминках они по-человечески присутствуют.

Апостол Павел говорит о том, что если Христос не воскрес, то мы самые несчастные люди. Такими несчастными и являются те, кто не хочет прочувствовать эту радость единства живых и мертвых в такие великие дни. Поэтому есть некая неуместность исходить лишь из удобства составления меню, надо сделать акцент на возможности усердно помолиться в эти дни. Неужели недостаточно принести Богу дар любви, молитвы за себя и усопшего, нужны ли Ему человеческие обычаи?

Поминки не имеют никакого религиозного значения. Вот если собрать продукты и передать их в храм для бедных, нищих - иное дело. Но если все-таки, учитывая чье-то мнение и желание, поминки необходимы, то лучше сделать это после Святок - Святых дней, которые должно посвящать Богу и молитве. Так было бы вернее с христианской точки зрения.

- Вопрос телезрителя: «Является ли подготовкой к великому празднику само намерение человека жить по заповедям Христа. Ведь Он сам сказал: «Кто любит Меня, тот да соблюдет заповеди Мои». Пусть и немногое сразу удастся изменить, но хотя бы выйдя со службы, не осудить тут же полдеревни?»

Вопрос скорее риторический, потому что мысль правильная. Мы должны помнить о Боге не только по праздникам, но ежедневно, ежеминутно. Христианин - тот, кто стремится исполнять заповеди Христа в своей повседневной и церковной жизни, а не ограничивается соблюдением внешних традиций.

Суть христианства в том, чтобы мы поменялись, стали похожими на Христа, как дети похожи на отца. Как это можно сделать? Никодим спрашивал Христа о том, как возможно «родиться свыше», ведь нельзя снова войти в чрево матери? Соблюдать заповеди, преодолевать собственные недостатки, и все это с помощью Божьей, с помощью Церкви.

Посты и молитвы - средства, орудия, не цель, но без них цели не достичь. Горе тому, кто не знает цели, а начинает уповать на одни средства - это фарисейство. И горе тому, кто, зная цель, не знает средств, то есть рассуждает, умничает, но не прилагает к своей жизни. О таких Христос говорил, как об учителях, которые знают, но не делают. Мы, христиане, должны знать свою веру и прилагать ее к нашей жизни. Праздники нужны не Богу, но должны побуждать нас на соответствующую жизнь во все дни. Рождество закончилось, а жажда всегда быть с Богомладенцем, со Христом остается в нашем сердце, и так должно происходить от праздника к празднику.

- Вопрос телезрителя из Чувашии: «Если я творю Иисусову молитву на улице в зимнее время, обязательно ли снимать головной убор?»

Если холодно, то, конечно, можно и в головном уборе, никакого греха в этом нет. Подходите с рассуждением. Потеплее одевайтесь и получше молитесь.

- Вы говорили, что Рождественский пост похож на Страстную седмицу. В чем это сходство?

Рождественский пост, хотя и менее строг, чем Великий, но также завершается более строгой неделей, как это происходит в Страстную седмицу. Со второго по шестое января установлен строгий пост, а в сочельник, канун Рождества, предписано особое воздержание. Здесь прямая параллель в духовном ритме двух постов.

Общепринятое название Рождества - малая Пасха, в чем прослеживается мысль связи начала и завершения подвига Христа, единого процесса Его жизни ради спасения человека через подвиг, принесение Себя в жертву. Рождество - это уже жертва Бога через уничижение вплоть до рождения на земле, хотя это нам и труднее понять в сравнении с Его уничижением на Голгофе. В самом ходе богослужений - там, где совершается полный богослужебный круг - ревностные христиане могут услышать тексты и песнопения, подобные как для Страстной седмицы, так для последней недели Рождественского поста. Эта похожесть - еще одно напоминание о необходимости развить в себе чувство со-страдания Христу в праздник Рождества, хотя это никак не отменяет чувства радости и торжества. Все должно быть осмысленно и уравновешенно. Рождество Христово - прекрасный повод для миссионерства. Даже совпадение с празднованием Нового года может дать возможность вспомнить о летоисчислении от Рождества Христова, как новой точке отсчета.

- Вопрос телезрительницы с Ямала: «Служатся ли во время Рождественского поста в храмах акафисты?»

Акафисты не являются уставными богослужениями. Только один акафист служится согласно Типикону - это так называемая Суббота Акафиста во время Великого поста. Другие акафисты - прекрасная церковная традиция, нашедшая отражение в духовных потребностях людей. Поэтому акафист жестко не регламентирован, это традиции областей, храмов. Например, чтение акафиста прп. Сергию Радонежскому в Троице-Сергиевой Лавре не прекращается. В определенных местах устанавливаются собственные традиции чтения акафистов, о них надо узнать.

Великий Пост носит более концентрированный характер со-страдания, со-переживания, поэтому вводятся акафисты Страстям Христовым, так называемые Пассии. В период поста Рождественского особых традиций нет, поэтому, скорее всего, изменения в чтении акафистов, принятых в отдельных храмах, незначительны, за исключением акцента на праздники Рождества, Святки, Крещения, когда мы думаем исключительно об этих событиях.

- Вопрос телезрительницы из Московской области: «Читаю слова святителя Игнатия Брянчанинова о том, что дом для души- это дом терпения, а пищей должна быть самоукорение. Как не допустить, чтобы самоукорение привело к самоуничижению и унынию?

Тонкий практический вопрос. Думаю, ответ на него Вы сможете найти в тех же творениях святителя Игнатия и святителя Феофана Затворника. Продолжайте читать их сочинения. Каждый христианин должен читать эти книги, это наш компас наравне со Святым Евангелием, всей Библией. Наша опора, чтобы мы не падали и не волновались. Вы должны сами чувствовать и контролировать себя: не должно быть уныния и печали, должно возникать покаяние, но с надеждой и упованием на Бога. Как говорил преподобный Силуан Афонский: «держи свою душу во аде, но не отчаивайся». Есть Бог, Рождество, Воскресение Христово, поэтому не может быть места унынию и отчаянию, даже при виде любых грехов. Самоуничижение является основанием для покаяния, а на нем должно твердо держаться упование на Бога - такова правильная духовная «конструкция».

- Вы говорили про Новый год. Поскольку он приходится на время Рождественского поста, как бы Вы посоветовали его отмечать?

Сейчас это частый вопрос. Такой проблемы не было, когда был юлианский календарь. Теперь получается, что Рождество у нас по юлианскому календарю, в январе, а Новый год по григорианскому - до него. Думаю, что для зрелого христианина и целостной христианской семьи - это не так важно. Само Рождество - целый этап, а у людей вне Церкви нет такого богатства, обилия подлинной духовной радости. Верующие люди могут и поспать в эту ночь, а утром сходить на Литургию или молебен. Если существует традиция празднования Нового года, пусть это будет некая граница времени, когда мы поблагодарим Бога и попросим Его помощи на будущее. Пусть так будет и в день Церковного Новолетия 1 сентября, и 1 января, ведь благодарить Бога можно всегда.

Это может быть семейный камерный праздник, в этот день еще допустима какая-то рыбная пища, вовсе не обязательно наедаться и упиваться, это и всегда неполезно, но особенно на ночь. Во всем нужна мера. Можно ведь сделать из этого праздника некий духовно-просветительский семейный акт, рассказав о Христе детям, вспомнив о прошедшем и планах на будущее. Я знаю людей, которые очень любят первые январские дни, когда можно спокойно проехать по опустевшей Москве, спокойно подойти к святыням в храмах.

Святки тоже не повод для бесконечных увеселений и злоупотреблений, и если бы Новый год был после Рождества, то в том виде, как сейчас его отмечает большинство, он бы мало соответствовал Святым дням. Всегда надо быть благоговейным и аккуратным.

- Вопрос из Тулы: «У меня несколько вопросов. Во время постов можно делать земные поклоны при чтении утреннего и вечернего правил? Второй: можно ли читать акафисты во время постов? И последний: как вкушать рыбу во время Рождественского поста?»

Частично по поводу акафистов мы ответили. Что касается чтения акафистов дома, то это можно делать в любое время, но в дни больших праздников и дни накануне все внимание должно быть сосредоточено на смысле именно этих праздников. В Уставе есть своего рода градация праздников, чем праздник выше, тем больше внимания должны мы уделить его смыслу, а не нашим личным чувствам, пусть даже молитвенным. Всегда ориентируйтесь на богослужебную жизнь Церкви, Устав. Мы должны почувствовать радость в церковной молитве, и принести ее домой. Мы что-то добавляем, разнообразим, но главный акцент должен быть принесен из храма.

Что касается утренних и вечерних молитв - это духовные завтрак и ужин каждого христианина, без которых мы будем истощеваться. Поклоны - важная составляющая нашей духовной жизни, об их значении можно сказать целую лекцию. Посты - и есть время наиболее характерное для поклонов. Сейчас мы уже не знаем, что поклоны с молитвой святого Ефрема Сирина, кроме Великого поста, предусматривались и для других, но по нашей немощи и по причине увеличения числа праздников исчезли. Дома вполне можно совершать земные поклоны в Рождественский пост и даже с молитвой Ефрема Сирина. Сейчас в отдельных местах возрождается традиция великопостных служб с поклонами и в другие посты.

- В чем заключается смысл земных поклонов?

Земной поклон - богословие в движении. Когда мы опускаемся к земле, мы вспоминаем, что мы сотворены из праха, что из «ничто» стало «нечто», это воспоминание - акт смирения. «Земля еси и в землю отыдеши», память смертная - акцент, когда мы опускаемся вниз. Когда поднимаемся вверх, то смысл таков: несмотря на все это, мы призваны к Богу, стремимся к Нему и встаем перед Ним.

Между низом и верхом - труд, трудность, подвиг. Совершить поклон - трудно. Между грехом и спасением, между нами и Богом, «ничто» и «нечто» - путь, который нужно осуществить, но через труд и подвиг. Поклон - это и напоминание об этом, и одна из его реализаций. Когда мы совершаем поклон с понимание этого, то занимаемся прохождением этого пути. В этом богословие поклонов, совершаемых с пониманием и молитвой, особенно такой, как молитва преподобного Ефрема Сирина. Это очень хорошая практика.

Вкушение рыбы в Рождественский пост дозволяется предпочтительно в праздники, субботу и воскресенье. Но если есть особые обстоятельства, эти вопросы должны решаться со своей совестью и духовником, надо смотреть на свои силы. Среду и пятницу желательно соблюдать строже, без рыбы. У меня есть собственный образ традиции, с которым, конечно, кто-то может не согласиться. Традиция, как некая труба, с одной стороны, она ограничивает нас, нельзя выходить за ее границы, иначе будет свищ, прорыв, а внутри трубы есть какое-то внутреннее движение. Традиция живая, она течет и позволяет какие-то движения в рамках опыта.

- Вопрос из Орловской области: « Во время поста необходимо покаяться и причаститься. Как правильно каяться? Когда я подхожу к батюшке, на меня нападает страх, и я все забываю. Если записываю подробно, получается целый доклад, кратко - формальная отписка. И еще - ведь за одним словом может быть несколько проступков. Осудить можно один раз, а можно - двадцать пять. Поясните, пожалуйста, как правильно поступить?»

Прежде всего, великие таинства исповеди и Причащения, которые возрождают нас, дают возможность почувствовать Бога уже здесь, на земле, стать причастниками спасения, эти таинства актуальны всегда, не только в посты. С другой стороны, нам необходимо соответствовать им, не только получить их, но и настроить себя, как музыкальный инструмент. Ведь какой бы прекрасный музыкант не взял в руки инструмент, если его не настроили должным образом, хорошей музыки все равно не будет. Исповедь и Причастие - это высшие средства, граничащие с целью, поэтому мы и должны к ним готовиться. У разных людей - разные духовный ритм, духовный опыт, от этого зависит частота Причастия и степень его восприятия.

Нам надо постоянно развиваться и созревать, а пост для этого самое удобное время. Пост - это когда мы стараемся изменить себя, свои чувства, состояния, и на этом ревностном пути нам нужна помощь Божия, потому и потребны исповедь и Причастие. Если мы совершаем пост с чувством, что можем проходить его без Божьей помощи, получается гордыня и дерзость. Причастие - акт смирения, упования на Бога, признания, что мы совершаем это не своими силами, хотя и прилагаем возможную меру усилий. Поэтому странно проводить пост без этих великих таинств, если к тому нет особых духовных оговорок, имеющих церковную санкцию.

Что касается исповеди. Прп. Амвросий Оптинский советовал грехи записывать, потому что у людей разная память, также может быть излишнее волнение. Ведь бумажка с записью уже означает, что была подготовка. Если позволяет время, надо ее спокойно зачитать священнику. Но и учитывать конкретную ситуацию: например, если на исповедь много людей, священник может зачитать записи сам. Подробности или количество неважны, важен факт осознания греха. Если ты двадцать пять раз осудил, повздорил, то примирись с этими двадцатью пятью и осуди в себе этот грех - вот, что важно и ценно. А затем вступай в борьбу с этим грехом. Надо подобрать такую практику, которая лучше всего подходит Вам, главное, чтобы это не было формальностью.

- Если человек не хочет выходить из поста?

Это прекрасное чувство, которое и должно возникнуть у христианина, взрослого не по возрасту, а по духовной зрелости. Библейское определение поста - рай. В раю люди едят растительную пищу, а главное - они пребывают с Богом. Когда мы постимся, мы словно возвращаемся в рай. Пусть это условность, но нас это греет, будоражит, напоминает, откуда мы родом. Возможно, мы заблудились в земной жизни, ушли в сторону, но зато помним адрес, путь к Отцу. Нам и не должно хотеться расставаться с этим ощущением - это подлинно христианское переживание. Когда же мы нетерпеливо ждем, как поскорее разговеться, это означает, что плотские привязанности в нас пока сильнее подлинно христианских, духовных. Заговины, разговление - эти составляющие есть в традиции, но они не должны доминировать.

Подлинный христианин должен скучать по посту. Но надо слушаться опыта Церкви и установленных ею правил. Все надо делать в ритме, по благословению, иначе может быть обратный результат. Для смирения мирянин не должен выпадать из принятого Церковью ритма. Лучше тщательно исполнять то, что она предлагает, чтобы не возгордиться, ведь последнее может на нет свести весь смысл воздержания.

- Вопрос из Балашихи: «Хожу в Церковь давно, но считаю, что я в самом начале. Прочитав у святителя Игнатия Брянчанинова о восьми грехах, поняла, что все это про меня. Вопрос такой: на земле мать и отец всегда прощают своего ребенка, каков бы он ни был. Можем ли и мы надеяться, что Бог простит нас, невзирая на все наши грехи?»

Спасибо за вопрос, который дает нам возможность хорошего завершения разговора. Конечно можем, ведь мы и живем только надеждой на Бога и Его любовь, и мы всегда в начале пути. Один великий подвижник, умирая, говорил, что не знает, положил ли он само начало покаянию. Так говорили великие старцы, а уж тем более мы. Будем уповать на Бога, но и помнить, что христианин - это воин. Даже если ты упал, получил рану - вставай и борись. Это то, что требуется от тебя, а победа - от Бога, твоего военачальника. Он совершил уже Свою великую битву для нас, мы же будем воинами и будем смиренно идти за Ним, никогда не трусить и не сдаваться, пусть падая, но тем самым и возгревая в себе чувство смирения. Вот что ценно перед очами Господа, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.

- Спасибо, отец Дамиан. Прошу Вас в конце программы благословить наших телезрителей.

Дорогие братья и сестры, будем готовиться к встрече Богомладенца Христа и постараемся, чтобы в нашем сердце нашлось для Него место, а может быть, оно сможет стать всей Вифлеемской пещерой и преобразится в Храм Божий. Пусть Господь поможет всем нам на этом пути. Христос рождается, славите!

Гость передачи: игумен Дамиан (Залетов) .

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Приближается великий и спасительный праздник - Рождество Христово. Это особенный день, и рождественские службы, включая ночную Божественную литургию, тоже особенные. О том, как настроить себя на праздничные службы, мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

– Православное богослужение – настоящий кладезь Божественной и человеческой мудрости, поэзии, благодати Божией. И если человек готовится к встрече Рождества Христова, часто бывает в храме, то богослужения очень сильно помогают ему и держать пост, и достойно встретить святой день Рождества.

В церковном богослужении нет ничего лишнего, случайного, каждое слово, каждая буква выверены веками. Задолго до самого праздника, уже со дня Введения в храм Пресвятой Богородицы, Церковь начинает готовить нас к величайшему событию – рождению Христа Спасителя. Уже поются ирмосы Рождественского канона, к обычным стихирам и тропарям добавляются предпраздничные Рождественские стихиры. И так в каждый праздничный день Рождественского поста.

Со 2 января начинается предпраздничество, и уже всё богослужение проникнуто идеей приближающегося рождения Миссии. Поется дивное ключевое песнопение: «Готовься, Вифлеем, отверзи врата всем, Едем». Звучат другие церковные песни и тексты, приоткрывающие людям тайну рождения Христа Спасителя. Они не могут оставить никого равнодушным, и если быть на богослужении внимательным и пропускать всё через сердце, то обязательно появится то самое предпраздничное настроение, та радость ожидания чуда, которыми в эти дни живет весь христианский мир. Поэтому я всем советую в эти дни как можно чаще ходить в храм, церковные службы для верующего человека должны быть на первом месте. Если же это место занимают предпраздничные заботы, покупки подарков, другие «житейские попечения», смысл предстоящего праздника останется недоступным.

Вникнуть в содержание праздничных служб помогут также богослужебные книги, они доступны всем. Посоветуйтесь со священником, что он вам порекомендует, то и читайте, и обязательно найдете в этой литературе настоящие жемчужины православного богослужения.

– Многие прихожане стремятся побывать на ночной рождественской службе, причаститься на праздничной Литургии. Как подготовиться к ней? И откуда пошла эта благочестивая традиция?

– Ночные богослужения – это многовековая церковная традиция, и в древности всенощная служилась регулярно. Уже по ее названию ясно, что эта служба начинается поздно вечером и продолжается всю ночь до рассвета. Сегодня прихожанам, обремененным многими мирскими заботами, даже раз в неделю принять участие во всенощном бдении не под силу. Поэтому Церковь, снисходя к немощам духовенства и мирян, предлагает совершать отдельно вечерние и утренние богослужения. Но все-таки, следуя древней традиции, в Рождество, на Пасху и на Богоявление в храмах совершаются ночные службы. Для прихожан это большое утешение, для детей и подростков – проверка на взрослость. Многие верующие люди с большим благоговением и радостью ждут ночную службу, готовятся к Причастию, заранее исповедуются, молятся. Давно замечено, что участие в ночном праздничном богослужении, которое длится несколько часов, дает невероятные силы, духовный подъем, окрыляет человека. Получив хотя бы раз такой опыт, человек потом всегда будет к нему стремиться.

– Во всех ли храмах Покровской епархии будет проходить ночная служба в Рождество?

– Во всех больших сельских и городских приходах, где есть постоянно проживающий священник, обязательно совершается ночное праздничное богослужение. В отдаленных селах, куда батюшки приезжают из других мест, праздничная служба пройдет 7 января ранним утром. Эта проблема связана только с нехваткой духовенства.

– Для священников праздничные службы, вероятно, тоже большая нагрузка, гораздо большая, чем для прихожан. Как Вам удается преодолевать усталость, сохраняя благостное и радостное настроение? Поделитесь, пожалуйста, опытом.

– Когда человек отдает своим ближним, а тем более Господу частицу своего сердца, то получает в ответ такое же действие. Вспомните евангельскую притчу о блудном сыне. Как только сын стал возвращаться к своему родителю, отец первым выбежал ему навстречу, обнял его, возвел в прежнее сыновнее достоинство. Нечто подобное происходит и в нашей повседневной жизни. Как только человек обращается к Богу, делает над собой хотя бы небольшое усилие и ради Христа готов потрудиться, потерпеть, побольше помолиться, Господь на это обязательно отвечает, дает человеку силы, укрепляет его.

Что касается духовенства, то у священников есть определенный опыт богослужебной жизни, привычка к долгим службам. Но прежде всего это Божественная благодать, которая и помогает, и утешает. Когда я только начинал свою церковную жизнь, был в монастыре послушником, монахом, то приходилось трудиться на службе всю ночь, а утром, вместо отдыха, готовиться к следующему богослужению. Следом шла праздничная служба, торжественная трапеза, какие-то мероприятия – и сил хватало на всё, Господь укреплял. Когда стал настоятелем, а потом архиереем, стало еще сложнее, потому что к физическим нагрузкам прибавился и груз ответственности. Но, повторюсь, Господь не оставляет нас, Он всегда дает силы. И когда видишь в храме маленьких детей, отстоявших со взрослыми всю службу, людей с радостными лицами, собранных ради великого счастья служения Богу, какая может быть усталость? Поэтому всем советую сделать над собой усилие и как можно чаще бывать в храме на праздничных богослужениях. Только через Церковь мы приобщаемся к благодатным дарам Божиим, получаем через них укрепление наших телесных и духовных сил.

– Владыка, какими будут Ваши пожелания тем, кто готовится к встрече великого события – Рождества Христова?

Беседовала Ольга Стрелкова

Также на Рождество мы ездим в гости, сами принимаем гостей, колядуем. Такая насыщенная программа в основном должна уложиться в пять дней от Рождества до начала школьных занятий. И еще надо сделать так, чтобы в один день было не более одного мероприятия. А значит, чтобы у детей каникулы были не только праздничными развлечениями, но и отдыхом, необходимо тихо и спокойно прожить дни, свободные от праздничных мероприятий, то есть дни перед Рождеством. Значит, никаких елок в новогодние дни, и никаких больших гостей. Тем более - это время строгого поста. Так что само собой получается: неделя перед Рождеством должна быть тихой и спокойной.

Поэтому мы не ходим на новогодние елки, кроме школьных. И чтобы не перегрузить детей. И чтобы не перебивать «аппетит» перед лучшими, рождественскими мероприятиями. Чтобы пост оставался постом.

Если есть возможность и желание куда-то пойти в предновогодние дни, мы бываем на концертах классической музыки, смотрим балет. Не более чем одно мероприятие, обязательно до Нового года, а не после него. И это имеет смысл только в том случае, если действительно будет культурным образованием для наших детей, а не потерей образования.

Новогодняя ночь

Если украшение дома, елку, подарки мы возвращаем Рождественскому празднику, то что же остается в доме новогодней ночью? Легкий праздничный, но постный стол, аналогичный воскресной семейной трапезе. Разрешение есть детям сладкое. Что же может быть еще особенного, что бывает только в новогоднюю ночь?

Так сложилось, что на сегодняшний день Новый год - единственный общенародный праздник в нашей стране. И самое интересное, что это еще и единственный семейный, единственный народный праздник, когда практически каждый дом ощущает себя частью государства Российского. Единственный праздник, в который в каждом доме звучит - часто единственный раз в году - гимн России. Как бы ни относились люди к государственной власти вообще и ныне существующей в частности, как бы ни относились эти люди к собственной стране, как бы редко ни посещали их мысли о Родине, в Новый год - и только в Новый год! - все слушают новогоднее послание Президента, и после боя курантов пьют шампанское под , а то даже и поют его. И получается, что сегодня главная песня Нового года - это не «В лесу родилась елочка», а гимн России. Новый год у нас - фактически народный день Российского государства. Это уже само по себе, по-моему, заслуживает поддержки. Заслуживает того, чтобы и мы присоединились к этому празднику.

Теперь именно так и воспринимают Новый год мои дети. Как ночь, в которую у нас очень поздний праздничный ужин. Мы дожидаемся назначенного времени, по интернету слушаем Президента, считаем бой часов на Спасский башне и вместе поем гимн нашей страны, любуясь ночной панорамой Кремля, с золотыми куполами его соборов, с флагом России на фоне синего снежного неба… Молимся на ночь, просим у Бога благословения на предстоящий год (получается, что подобная молитва у нас много раз в году - на дни рождения, годовщины, в церковный Новый год…). Выключаем свет. Младшие засыпают первыми. Старшие смотрят в окно на салюты и фейерверки…

Это и есть празднование Нового года в нашей семье. Телевизора у нас нет, но в интернете есть он-лайн трансляция речи Президента. Надежнее, правда, заранее скачать выступление вместе с боем курантов и гимном. Ведь Новый год на Камчатке наступает за несколько часов до того, как дело дойдет до Москвы, и записи из восточных регионов свободно гуляют по сети.

Чего мы лишили наших детей?

Основные детские атрибуты Нового года у нас возвращены Рождественской ночи. Так что «чудесная ночь» у наших детей наступает в ночь с 6 на 7 января по новому стилю. Наши дети оказываются не только не лишены всех основных детский новогодних радостей, но получают их в гораздо более полном, широком и глубоком объеме. Новый год у нас получился ночью государства Российского и боя курантов. То, что мои дети «опаздывают» с елкой и подарками на целую неделю, меня не смущает. В моем собственном детстве всегда было это «опоздание», и я даже не понимаю, чем это может быть плохо. Тем более, что все родители в нашей стране никак не смущаются тем, что и сами они опоздали с елками и подарками, ведь «цивилизованный мир» одарил детей и елкой, и подарками за неделю до них - 25-го декабря.

Что же осталось такого, что есть в новогоднем праздновании у наших соотечественников, но чего наши дети оказались лишены?

У нас нет мистического ажиотажа по поводу приближения и наступления Нового года. Сколько дней, часов и минут осталось до «часа икс». Какие символические цифры будут в новом календаре.

Нет никаких атрибутов новой общераспространенной религии, в которой особую роль играют «символы года». Поклонение им пропагандируют телевидение, дорогие рекламные щиты на улицах и дешевые сувенирчики в переходах, елочные украшения и открытки в любом магазине. Дети украшают школьные классы изображениями этих зверюшек, дарят внукам плюшевых змей, поющих дракончиков, пластмассовых крыс - в зависимости от того, чье именно изображение приносит в том году счастье человеку. Даже еда в новогоднюю ночь должна быть «угодной» покровителю года. Для дракона готовят мясо, а для овцы - зелень… В фойе нашей школы я увидела изображения коз зеленого цвета. Оказывается, наступающий год посвящен козе, да не простой, а деревянной, да еще сине-зеленой.

Суеверия - это религия людей, у которых была отнята вера

Чего еще нет в нашем доме? Бесчисленного количества суеверий, которые, кажется, умножаются с каждым годом. Скажем, во время боя курантов надо съесть бумажку, на которой написано желание, запивая ее шампанским. Желание, конечно, сбудется. Надеть на себя все новое (или хоть что-то новое), чтобы в Новом году все было… новым. Да, одежда, как и еда, должна быть угодной зверю года. Наверное, есть еще много того, о чем я даже не догадываюсь. И маленькие дети, и пожилые учителя - все об этом знают, и иногда им приходится удивляться невежеству моих детей. Но еще маленькой девочкой я знала о том, что подобные суеверия - это религия людей, у которых была отнята вера. И это не глупо, над этим нельзя смеяться. Потому что это - другая вера. Потому что это - грустно. Потому что это - страшно. Теперь и мои дети учатся жить с людьми, которые надеются угодить деревянной козе. Которые с верой и надеждой молятся морозному деду об исцелении больной мамы. Благоговеют перед способностью этого благого бородача видеть все добрые и злые дела каждого ребенка. Перед его властью награждать и наказывать . С людьми, которые знают о судьбе их знака зодиака в наступающем году. И это, прямо скажем, беснование - и есть основная причина для православной семьи отмежеваться от полного погружения в праздник Нового года, не впускать его в дом в том виде, какой он сейчас имеет.

Слава Богу, в таком количестве это безумие встречается только перед Новым годом. А в остальное время мы можем сами приносить праздники в мир, и мир в лице школы часто с готовностью и открыто встречает церковную жизнь. Впрочем, это другая тема.

…После тихих дней между Новым годом и Рождеством, когда вся семья собирается вместе, наступает долгожданный сочельник. В нашем доме появляется живая елка. Восьмиконечная золотая звезда. Квартира украшается мишурой, гирляндами, еловыми венками, рождественскими надписями. На иконах - белые полотенца, еловые ветки. Вечером на столе - белая скатерть, сено, деревянная миска с кутьей, зажигается свеча у вертепа… Но это уже, собственно, начало Рождества. Нас ждет ночная служба, а потом - подарки под елкой… Чудо Рождества, чудо праздника, который приносит радость, настоящую радость. Когда небо и земля вместе торжествуют, когда Ангелы и люди встречают один и тот же праздник. , Рождественская ночь, святки, Крещение - все эти праздники уже на пороге. Праздники, которых наши дети не лишены.

Если мы сможем привести детей к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники отступят на второй план

Если эти, настоящие праздники, придут в наш дом, если мы действительно сможем привести детей, вместе с ними прийти к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники сами собой потускнеют, поблекнут и отступят на второй, третий, пятый план. Пусть будет в жизни наших детей Новый год. Как один из праздников рождественского поста. Который отдаленно напоминает о приближении Рождества. Который так отличается от всех праздников нашего дома. Ведь обычно наши торжества - это события только нашей семьи, или же праздники всей полноты Православной Церкви. Реже мы отмечаем дни исторической славы нашего Отечества. И только раз в году в наш дом приходит праздник того государства, в котором мы сейчас живем, совпадающий с наступлением нового календарного года.

Может ли новогодняя ночь «перебить» рождественские торжества? Да как же это возможно, если Рождество - это детские воспоминания, это объединение всей семьи, это елка и подарки, это исторические традиции нашей Родины, это служение Богу, это жизнь Вселенской Церкви, а Новый год… Новый год - это школьный огонек в конце второй четверти, это необычная ночь с боем курантов и пением российского гимна, виды Кремля и фейерверки на улицах. Это все интересно, здорово, но не может затмить даже день рождения ребенка. Тем более День Рождения Спасителя Мира, празднование которого соединяет все возможные представления о радости человека…