Подростковый возраст и его особенности. Подростковый возраст

Узнайте об особенностях подросткового возраста, познакомьтесь с рекомендациями для родителей как выжить и не потерять связь с ребенком в этот непростой для всей семьи период жизни.

Подростковый возраст (его еще называют средним школьным возрастом) – период жизни человека с 11 до 14 лет, период психически нестабильный, противоречивый, переходный. Иногда его можно назвать кризисным, но это индивидуально. Сроки развития человека в этот период зависимы от индивидуальных особенностей. Период протекает очень бурно, причем не только для подростка, но и его окружения (родителей, учителей, родственников).

В чем особенности именно подросткового возраста

1. Линии психического и физического развития идут не параллельно, хотя и одновременно. Это означает, что психическое развитие может не поспевать за развитием физического тела, или наоборот, опережать его.

2. Эмоциональная нестабильность. Это особенность подросткового возраста. Переживание подросткового кризиса может сопровождаться глубокой печалью, ощущением разбитости, полной пассивности из-за гормональной бури. Эмоциональная нестабильность усиливается половым возбуждением.

3. Нарастание явлений пубертата (периода полового созревания). Половое созревание связано с эндокринными изменениями в организме, которое сопровождается сложным интенсивным физиологическим развитием. В этот период может резко увеличиться рост и вес ребенка. Удлиняются конечности, размер кистей и ступней, рост скелета опережает рост мышечной массы и тканей. Этим объясняется сутулость подростков. Как следствие могут возникнуть проблемы с сосудами, появиться головокружения, головные боли, т.к. сердце не успевает расти за костями.

Еще не усваивается внезапная перемена карты тела в пространстве, дети в подростковом возрасте чувствуют себя неуклюжими, сшибают головой шкафы, режут пальцы при нарезке хлеба и т.д. Хороша в этом возрасте спортивная деятельность: плаванье, прыжки на батуте, бег, баскетбол и т.п.

4. Гипертрофированная значимость образа физического «Я». «Физическое Я» – это представление о внешней привлекательности. Оценка качеств происходит сквозь призму ценностей, принятых в семье и у сверстников. Девочки, считающие себя некрасивыми, будут стараться вести себя как очень умные и компетентные, компенсируя свой внешний недостаток. Мальчики максимально подчеркивают свою мужественность (сплёвывают через плечо, ходят вальяжной походкой и т.п.), у девочек желание подчеркнуть свою женственность проявляется в стремлении к косметике и прочим «женским штучкам».

При этом может быть избыточный вес или наоборот худоба, прыщи на лице, пятна пота подмышками. Полные девочки начинают ограничивать себя в еде, а потом объедаться, поскольку гормональная перестройка организма все равно «потребует свое». Так может развиться булимия. Девочки с интенсивным ростом груди сутулятся, другие, наоборот, могут подкладывать что-нибудь в бельё. Все эти хитрости от неуверенности в себе.

Бестактные замечания, окрики взрослых усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют ребенка. Поэтому в этот период важны особые требования к культуре отношений с детьми, к их развивающейся сексуальности в семье . Для подростков с задержкой сексуального развития важно встать на один ранг с взрослым интеллектуально, такие дети характеризуются лучшим развитием волевых качества, поскольку они вынуждены спорить и доказывать свою взрослость в спорах с учителями и родителями.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

В образе "физического Я" может появиться неустойчивость из-за неаккуратной шутки взрослого или сверстника: «ноги как нитки», «между ногами конь проскачет» и т.п., при этом может пошатнуться самооценка, это приведет к неуверенности в себе, а затем к пассивности, отчаянию.

5. Новообразованием возраста является чувство взрослости. Молодые люди начинают относиться к себе как к взрослым, это форма самосознания. Они начинают требовать соответствующего отношения от родителей. Однако подростку еще далеко до взрослости и физически, и психически. При этом копируются все взрослые формы в романтических отношениях: переписка в СМС, свидания и т.п.

Очень болезненно в этом возрасте воспринимается неприятие родителями интересов подростка («слушает неправильную музыку», «не так одевается», «выбирает дорогие вещи, телефоны» и т.п.) Осуждение родителей и других значимых взрослых воспринимает очень болезненно, поскольку ребенок считает, что к нему несерьезно относятся.

Ощущая себя взрослым, ребенок видит привилегии прав, поэтому подростки начинают интенсивно, а иногда и агрессивно отстаивать их. В этом возрасте еще нет понимания того, что права влекут за собой обязанности, что это взаимозависимые понятия. Поэтому важно и полезно вменять ребенку какие-то обязанности по дому (к примеру, выносить мусор, покупать хлеб, наводить порядок в доме, мыть полы, забирать младшего брата или младшую сестру из садика и т.п.), после чего можно вести разговоры о правах. Такая позиция способствует развитию взрослости.

6. Особенности личности. Личность в этом возрасте нестабильная, противоречивая, противоположные тенденции и черты борются друг с другом и сосуществуют в личности подростка. Ребенок может быть эгоистичным и одновременно с этим преданным и самопожертвованным, может быть грубым, но при этом очень ранимым; пессимизм сменяется оптимизмом, романтизм – необыкновенной жестокостью, аскетизм – распущенностью мелких уровней.

7. Общение со сверстниками становится в этом возрасте ведущим видом деятельности. В подростковом возрасте появляется феномен дружбы, которая выступает как психологическая поддержка для ребенка. В подростковых микрогруппах может присутствовать нелегальный образ чести: например, хранить тайны, быть на стороне «своих», даже если они не правы и т.п. За нарушение кодекса могут жестоко наказывать.

Формируется «Я-концепция», т.е. система образов, представлений о себе, подросток открывает свой внутренний мир, механизмом идентификации при этом является дружба . Дружба у подростков всегда однополая, дружат, как правило, со своим «зеркалом», с тем, кто очень похож на подростка и позволяет этим узнавать себя лучше. Схожи интересы, внешность, успехи в школе, уровень интеллектуальных способностей, социальное поведение.

Потребность разобраться в себе рождает исповедальность общения – это ведение дневников, открытие сокровенных тайн другу(подруге), страшной страшности секретов и т.д.

8. Увлечения. Выбираются такие, которые повысят чувство взрослости и ощущение независимости от родителей, их мнения. Ребенок хочет отделиться от взрослых даже в выборе увлечений. Может бросить танцы, музыкальную школу, борьбу и т.п., все то, что было «навязано» родителями.

Увлечения (по А.Е. Личко) могут быть:

– интеллектуальные, эстетические (любовь к интересным занятиям: история, литература, техника и т.п.);

– эгоцентрические (по видам могут быть как интеллектуальные, основная цель их – привлечь к себе внимание своими успехами. Ребенок стремится выделяться оригинальностью, ищет увлечения, в которых он будет самый талантливый, самый успешный);

– телесно-мануальные (связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость. Это все виды спортивных занятий: ушу, борьба и т.п. Удовольствие приносит не только результат, но и сам процесс);

– накопительные (это коллекционирование во всех направлениях: марки, фильмы, музыка, денежные знаки и пр.).

– информационно-коммуникативные (основная цель – обмен постоянно меняющейся и обновляющейся информацией, обмениваются новостями из музыкальных каналов, модных молодежных журналов, сайтов и т.п. «Я вчера в интернете прочитала…». Это все об этом. При этом информация усваивается на достаточно поверхностном уровне и надолго не запоминается.

Именно в такой среде легко возникает опасность увлечения азартными играми, раннего алкоголизма, употребления ПАВ, асоциального поведения. Потому что подросток не занят делом, не занят ничем по сути. Алкоголь к тому же является адаптогеном в этом возрасте).

Разумеется, протекание подросткового "кризиса" индивидуально, большое значение, конечно, имеют внутрисемейные отношения, взаимоотношения родители-подросток, супружеские отношения, стиль воспитания каждого из родителей, история семьи и т.п. С этим можно работать индивидуально в каждой отдельно взятой семье.опубликовано .

Виктория Колотилина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Подростковый возраст-это стадия развития личности,которая обычно начинается с 11-12 лет и продолжается до 16-17 лет-периода,когда человек входит во "зрослую жизнь".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.

Подросток начинает быстро расти - темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

Физическое развитие.

Индивидуальная оценка уровня физического развития основывается на антропометрических данных,показателей роста,веса,окружности грудной клетки.

За двадцатилетний период среди юношей и среди девушек уменьшилось число с нормальным соотношением роста и веса.Втоже время выросло число юношей и девушек с низким весом. Все это свидетельствует об ослаблении подростов Отмечают снижение функциональных возможностей, об этом говорят данные ДИНАМОМЕТРИИ(показатели мышечной силы)правой кисти.У семнадцатилетних юношей абсолютное значение динамометрии снизилось на 10 кг,у девушек на 7кг.

Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня над-почечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников . .

Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;
2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.
3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность . Желание слиться с группой, ничем не выделяться.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность и познавательное развитие подростков

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей.

Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности.

Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

Особенности личности подростков.

Центральное новообразование подростка-«чувство взрослости» - отношение подростка к себе как ко взрослому Это выражается в желании чтобы взрослые и сверстники относились к нему как к взрослому человеку. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую»позицию. Появляется стремление к самостоятельности,желании оградить какие-то свои стороны жизни от воспитателя,родителей. Это может касаться своей внешности, отношений с ровесниками,может быть даже и учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками

Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".

Возникновение внутреннего мира, стремление познать себя через друзей, ведение дневников.

Трудности роста,половое созревание,сексуальные пережвани интерес к противоположному полу.

Развитие волевых качеств.

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Направленность личности:
- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Жизненное самоопределение

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности.

Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром.

Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.

В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других.

Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости.

Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

Характерно стремление к лидерству в группе сверстников.

Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.

Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.

На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих».

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.


Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию

Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт взрослых, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

Таким образом, подростковый период - это отрезок жизни между детством и зрелостью. В эпохи Античности и Средневековья он был довольно коротким, а в современном обществе под воздействием научно-технического прогресса и удлинения сроков обучения (после школы - сразу в вуз) он постоянно растягивается. Эту промежуточную ступень между детством и взрослой жизнью люди проходят по-разному и за разное время. Подростковый период можно представить в виде моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся. У природы человека свои непреложные законы. Хотя многим подросткам хочется быстрее стать взрослым.

Подростковый период - испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! А сколько еще пройдут?

Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Юношеские ошибки миллиардов людей, тоже когда-то проходивших тем же путем, к сожалению, не всех учат. Вы можете совершать те же ошибки, мучиться над решением тех же вечных вопросов. Даже если вам дадут тысячу готовых рецептов мудрости, чаще всего вы, повинуясь голосу природы, будете упорно искать собственные ответы на вопросы жизни.


У мальчиков - это сложный кризисный период. Причем не только для самих ребят, но и для их родителей. Признаки переходного возраста у мальчиков бывают разные, у каждого свои. Довольно часто у взрослых на данном этапе с подростками теряются дружба и контакт. Родителям необходимо чаще с ними общаться, так как они могут упустить один из самых важных моментов в воспитании ребёнка. Если взрослых нет рядом с мальчиком в очень важный для него период, тогда подросток рискует попасть в плохую компанию, результатом чего может стать пристрастие к алкоголю, наркотикам и прочие неприятные последствия.

Надо уметь слышать своего подросшего мальчика, сопереживать его проблемам, помочь ему морально пережить трудности. Если родители знают, что они правы, нужно терпеливо объяснять своему ребёнку, в чем его ошибка. Также постарайтесь приводить убедительные основанные на фактах доводы. Так ребенок быстрее поверит своим близким. Если родителям пришлось критиковать своего сына, тогда нужно привести серьёзный аргумент, чтобы он понял. Давить на подростка нельзя, лучше просто попросить о помощи, так он быстрее пойдёт на уступки взрослым. Упрёки и унижение очень сильно сказываются на психике мальчика, поэтому нельзя этого делать.

Сравнивать своего подростка с его друзьями не стоит. Ведь он, в первую очередь, личность, индивидуальность и не обязан быть похожим на других детей. Когда родители общаются со своим ребёнком, надо делать это в дружелюбном тоне, тогда он доверится им полностью. Пусть подросток контролирует то, что ему под силу. Поэтому стоит давать вашему чаду самостоятельность, которая ему так необходима. Однако если вы заметили какие-то изменения в поведении ребенка (к примеру, его реакция на некоторые вещи стала неадекватной, он не желает смотреть вам в глаза, и т.п.), то надо задуматься над подобным явлением очень серьёзно. Возможно, что есть необходимость проконсультироваться с наркологом. Ведь именно в подростковом возрасте хочется попробовать все запретное, не думая о последствиях. А как известно, к наркотикам привыкают очень быстро, но бросить это пагубное пристрастие без помощи специалиста практически невозможно.

Отец нужен будущему мужчине

Когда начинается переходный возраст у мальчика, с ним должен быть в первую очередь отец. Для того чтобы подросток вырос достойным членом общества, ему нужно как можно чаще общаться с папой. Тот же, в свою очередь, обязан подавать пример сыну. для мальчика очень важно это общение. Если же у подростка с отцом отношения не ладятся, то у ребенка появляется психологический стресс, непонятная агрессия, которую он будет стараться выплескивать на маму или других членов семьи.

Поэтому отцу необходимо постараться, чтобы сыну с ним было интересно общаться. В этом возрасте здоровый образ жизни просто необходим ребенку. Для этого следует организовать для него спортивные занятия, а также следить за питанием (оно должно быть сбалансированным). Тогда ребёнок будет понимать, что при таком образе жизни нет места наркотикам и алкоголю.

В некоторых случаях у подростка могут быть заметны депрессия и невнимательность. Учёба в этом возрасте, как правило, отходит на последнее место. Психологи утверждают, что мышление у подростков становится более развитым, но они им не пользуются в связи с тем, что для них важнее общение со сверстниками, чем с учителями.

Трудности

Основные проблемы переходного возраста:

  • подросток считает, что его права ущемляют, поэтому он восстанавливает их за счёт ссор и скандалов с родителями;
  • ребенку кажется, что к нему относятся несправедливо. В результате он старается доказать, что уже не маленький и может разобраться во всём сам;
  • влюбленность для него сейчас на первом месте, а родители совсем ему не нужны (так считают большинство подростков);
  • мысли о суициде довольно часто приходят на ум подросткам. Поэтому родителям нужно сделать всё, чтобы их чадо как можно скорее выкинуло эту идею из головы.

Что такое подростковый возраст?

Мама и папа вспоминают, как их сынок вроде бы совсем недавно тянулся к ним своими ручонками, открывал беззубый ротик, а сегодня уже стал почти взрослым мужчиной. Что же такое подростковый переходной возраст? Это период, когда организм начинает полностью меняться физически и психологически.

Именно в это время достигается зрелость у мальчиков, хотя они ещё дети. Возраст взросления начинается уже в 10 лет, а вот заканчивается у каждого по-разному, как правило, примерно в 15-17 лет.

Физиологические признаки

Давайте рассмотрим половые признаки переходного возраста у мальчиков:

  • Тонкий голосок превращается в более грубый, уверенный, так как появляется много мужских гормонов.
  • Увеличиваются половые органы.
  • Становится больше волос по всему телу, а также на лице (борода и усы).
  • Мускулатура увеличивается.
  • Плечи становятся шире.
  • Ночью довольно часто происходит самопроизвольное семяизвержение;
  • Прыщи и угри появляются в области спины и на лице. Со временем они пропадут сами по себе. Хотя врачи рекомендуют их лечить, чтобы не осталось рубцов и шрамов в будущем.

Вот так проявляется мальчиков. В такой период или немного позднее подростки могут вступить в первые сексуальные отношения. Поэтому уже 11-летнему ребёнку необходимо объяснить, что такое противозачаточные средства и как ими пользоваться.

Поведение подростка, так же, как и характер, меняется кардинально. Многие психологи уверены, что характеристика подросткового возраста очень сложна. Некоторые же специалисты утверждают обратное. По их мнению, если с ребенком вести себя как положено, быть ему другом, тогда и происходит все в легкой форме. А если родители сильнее начинают опекать своего подростка, тогда он из послушного и доброго ребёнка может стать упрямым и грубым. Со взрослыми спорить для него становится привычным делом. Ученые выявили общие признаки переходного возраста у мальчиков, но у каждого ребенка это происходит индивидуально. У одних раньше, у других значительно позже. Половое развитие мальчиков может происходить как очень спокойно, так и весьма бурно, отражаясь на характере. Родителям необходимо в любом случае быть бдительными и вести себя в соответствии со складывающейся ситуацией.

Психологические признаки

Какие же бывают психологические признаки переходного возраста у мальчиков? К ним относится следующее:

  • Подростки расположены к конфликтным ситуациям, без бунта они не могут себе представить свое существование.
  • Болезненно реагируют на любую ситуацию, им кажется, что у них нет друзей, а окружают их враги (в том числе, и родители).
  • Подростки занижают самооценку, и от этого им становится психологически невыносимо жить.
  • С мнением взрослых в этом возрасте не считаются совсем, а вот ровесника послушают с удовольствием.
  • Очень остро реагируют на критику, появляется агрессия, от которой становится плохо всем окружающим.
  • Учатся исключительно на своих ошибках.
  • Не боятся суицида, не понимают, какую боль своими словами про возможность покончить с собой приносят родным.
  • Злятся на родителей, если те их контролируют.
  • Выбрасывают весь свой негатив на окружающих, демонстративно упрямятся. Кроме того, сражаются со взрослыми многие дети не только словами, но и с применением физической силы.
  • Хотят любви, понимания и внимания родителей. Остро нуждаются в помощи и моральной поддержке.

У каждого подростка свои особенности, причем как физиологические, так и психологические. Но нужно помнить, что они ещё дети. Возраст 12-14 лет считается самым тяжёлым и проблемным, так как ребята отказываются слушать любые внушения. Примерно к 17 годам они успокаиваются и начинают воспринимать свою значимость в жизни. Если сыну не хватает внимания, любви, заботы, то он воспринимает это очень болезненно. У него может появиться уверенность, что он безразличен всем. Поэтому родители обязаны вести себя с ребёнком таким образом, чтобы их чадо не могло усомниться в их любви.

Помощь матери

Проблемы переходного возраста можно избежать, и помочь в этом своему чаду во многом должна мама, окружив его любовью и заботой. Отец же, как правило, с ребенком не нянчится. Поэтому чадо именно в подростковом возрасте не почувствует его ласку и нежность. Мама помогает своей любовью и поддержкой сыну, ведь ему сейчас крайне необходимо чувствовать себя нужным. Именно поэтому родителям нужно быть рядом со своим ребёнком подросткового возраста. С ним, конечно же, следует дружить, но при этом не бойтесь проявлять строгость, если это необходимо. Нельзя, чтобы ребенок, что называется, «сел на шею».

Если у которые он считает серьёзными, то родители должны быть чуткими и понимающими. Смеяться над его проблемами или чувствами нельзя, так как это может привести к развитию комплексов. Обратите внимание, что когда специалисты описывают и физического развития подростка, они имеют в виду общее направление. Поэтому родителям необходимо учитывать индивидуальность и характер именно своего ребенка.

Заключение

Теперь вы знаете особенности подростков, а также то, какие изменения происходят с ним в переходном периоде. Будьте внимательны к своим детям, окружайте их любовью и заботой, а также уважайте в них личность.

Документ содержит информацию описывающую подростковый период, перечисляет пути решения проблем, возникаюших в подростковом возрасте, а также даёт рекомендации родителям, как правильно себя вести с ребенком в этом возрастном пути.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подростковый возраст и его особенности

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Наблюдение за детьми в различных ситуациях обнаруживают зависимость проявления типа темперамента от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности: при выполнении значимой, интересной работы ребёнок может быть весьма активным и становится медлительным при включении в неинтересную деятельность. Существуют следующие виды акцентуаций: циклоидный, гипертивный, астеноневротический, сензитивный, психоастенический, демонстративный, неустойивый, конформный.

В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.

В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план.

Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо.

Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать, или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из – за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.

Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые ещё не созданы.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их равно обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость.

Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков (проституция, наркомания, токсикомания и т.д.) .

Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка. Так, почти третья часть (29%) подростков признаются, что дерутся потому, что делать нечего, энергию девать некуда, жить скучно.

Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости. Меньше всего (15%) подростки занимаются изучением истории, математики и искусства, кино- и фотолюбительством.

На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. 27% подростков не отрицают своего участия в избиении инакомыслящих, т. е. имеющих другие интересы.

Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.

К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении.

Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Только 15 % родителей написали, что знают о своём ребёнке всё. Лишь 6% родителей поощряют занятия своих детей в кружках, секциях, клубах, 3% знакомят детей, по их мнению, с интересными ребятами.

Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:
Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании.
Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность.
Ситуация, создающая « кумира семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.
Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Пути решения проблемы

Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксёрских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами). Физкультура может стать общим и радостным для каждого члена семьи занятием.

Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком.

  • Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
  • Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
  • Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко.
  • Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
  • Научите преодолевать трудности.
  • Постоянно контролируйте ребёнка, но без гипер опеки.
  • Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактаулизации.
  • Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
  • Покупайте своему ребёнку книги по психологии, самопознанию.
  • Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
  • Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
  • Советуйте следить за своей внешностью.
  • Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.
  • Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона.
  • Помните: недоверие оскорбляет!
  • Следите за тем, какие книги читает Ваш ребёнок, какие фильмы смотрит.
  • Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой)!

Анкета «Хорошие ли вы родители?»

На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.

4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.

9. Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчет результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

50-99 очков . Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0-49 очков . Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.


Нередко термины «человек», «индивид», «личность» употребляются в литературе как близкие по значению. Однако каждое понятие имеет свою специфику.

Человек - один из видов живых существ на Земле (в отличие от рыб, птиц, змей и т. д.). Т. е. это понятие обозначает всеобщие, присущие всем людям способности, отличающие нас от животного мира.

Индивид - отдельный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Соответственно, индивидуальность - это неповторимое сочетание природных и социальных качеств в человеке.

Личность - индивид как носитель социальных качеств. Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т. е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Оно характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений.

Исторически человек первоначально существовал как стадное животное, племенное существо. По мере развития социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс первоначально ребенок - это просто биологическое существо, у которого присутствуют лишь инстинкты и рефлексы. Но по мере развития, усвоения социального опыта человечества он постепенно превращается в личность. Таким образом, личностное не является врожденным, от рождения даны только предпосылки развития человека в личность.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.

Личность - это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми. Можно выделить следующие признаки личности:

  • личность - это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт;
  • личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни;
  • личность - носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;
  • личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и качества, реализуемые в общественной жизни.

Психология утверждает, что личность - это каждый человек с присущими ему особенностями характера, интеллекта и эмоциональной сферы.

Психологические свойства личности: характер, темперамент, способности, особенности протекания психических процессов.

Личные качества - совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.

Внешние факторы, влияющие на развитие личности:

  • воспитание (строгое или либеральное);
  • принадлежность человека к определенной культуре (западной или восточной);
  • его пребывание и активность в социальной среде (жизнь в мегаполисе или в тайге);
  • влияние системы связей и отношений групп, в которые человек был включен в ходе своего развития.

Деятельность личности предполагает наличие свободы и ответственности. Личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении. Рамки свободы определяются юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями и персональной ответственностью за свои проступки. Таким образом, личность можно характеризовать: как часть общества; как представителя культуры, социальной общности или группы; как индивидуальность.

Важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст). В это время человек начинает играть значимую для общества роль.

Подростковый период характеризуется:

  • выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации;
  • включением личности в систему моральных и культурных традиций общества;
  • определением своей будущей профессиональной деятельности, интегрированием в жизнь общества;
  • в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.

Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность связано с понятием социализация .

Социализация - это процесс вхождения индивида в общество. Она включает в себя:

  • обучение и воспитание индивида;
  • взаимодействие с другими людьми;
  • освоение культурных ценностей и норм общества;
  • приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
  • освоение видов совместной деятельности;
  • нахождение своего места в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.

Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.

С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.

С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация. Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.

Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из трудового процесса.

Процесс социализации осуществляется через «помощников». Это люди и учреждения, которые оказывают значимое влияние на социализацию. Их называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

В период первичной социализации главным агентом выступает семья. В период от 3 до 8 лет круг агентов социализации значительно расширяется. Это образовательные и дошкольные учреждения, друзья, другие люди, окружающие ребенка. Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывать навыки подчинения старшим.

Наряду с «официальными» организациями, агентами социализации для детей и подростков являются группы сверстников, чье влияние часто перевешивает влияние семьи; отдельные лица, обладающие авторитетом в глазах молодежи. Огромное значение в качестве агента социализации в современном обществе имеют средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания. Телевидение навязывает определенные стандарты поведения, стили жизни и жизненные цели.

Одним из результатов социализации является приобретение человеком определенных социальных статусов и освоение соответствующих им социальных ролей. 1