Права и обязанности приемных родителей: понятия, требования к родителям, правовой статус.

«Кто я и откуда родом?» — вопрос, которым хотя бы раз в жизни задавался, пожалуй, каждый из нас. Кто-то расспрашивает о семейном прошлом прабабушку, кто-то даже нанимает специалиста в генеалогии, чтобы восстановить потерянную (например, из-за революции 1917 года) связь с родовой историей. Полное право узнать о корнях — своих кровных родителях — должны иметь и те, кто воспитывается в приемной семье.

Фото maxcdn.thewhoot.com.au

К сожалению, в нашей стране людей, воспитанных приемными родителями, на пути к себе и своему прошлому ждет много трудностей: российское законодательство в этом отношении далеко не совершенно. Так, согласно 139 статье Семейного кодекса, существует тайна усыновления, за разглашение которой против воли приемных родителей чиновников ждет ответственность.

Хотя в том же Семейном кодексе указано, что каждый человек имеет полное право знать собственных родителей, поиски кровных родственников для многих усыновленных заканчиваются ничем, или из-за судебной волокиты растягиваются на годы. Дело в том, что госорганы, в том числе ЗАГСы, хранящие данные о биологических матерях и отцах бывших детей-сирот, опасаясь последствий, отказывают усыновленным — в том числе и совершеннолетним, в предоставлении любой информации. Так что получить сведения о кровных родителях детей из детских домов, минуя судебные инстанции, могут только их приемные «заместители».

Во многих странах ситуация обстоит ровным счетом наоборот: каждый усыновленный должен знать о своем происхождении, никаких секретов нет. Было проведено множество исследований, доказавших, что людям, воспитывающимся в приемных семьях, важно рассказывать о том, откуда они родом на самом деле.

Отмена тайны усыновления давно обсуждается российскими властями. В ноябре минувшего года в Госдуме планировали рассмотреть законопроект, предлагающий поправки в 139 статью Семейного кодекса. Согласно ему, каждый усыновленный, достигший 18-летнего возраста, сможет самостоятельно, без согласия приемных родителей, получить любую имеющуюся у госорганов информацию о своих кровных родственниках. Слушания были перенесены на начало 2015 года, но пока так и не состоялись.

Комментарий специалиста

Стоит ли приемным родителям бояться того, что усыновленные ими дети захотят познакомиться с другими мамой или папой — кровными? и приемная мама четырех подростков Ирина Гарбузенко считает, что нет: напротив, необходимо помочь своим детям разобраться в себе.

«Мы должны давать понимание о корнях, чтобы дети знали, кто они. Причем нельзя довольствоваться одной фразой из серии: «Твоя мама не сделала аборт, потому что денег не было». Нужно сказать ребенку, что мама вынашивала его, пыталась справиться с жизненной ситуацией, но что-то не получилось», — говорит Ирина.

По словам психолога, ребенку важно понять, что каждый человек рождается в любви. Важно увидеть, к примеру, фотографию кровной мамы: узнать, что она была красивая, что ему достались ее волосы или глаза. Знание собственных корней дает спокойствие.

«Самое ужасное — это когда приемные родители ничего не могут рассказать своим детям. Например, если взяли подкидышей. Вообще, нужно всегда просить в госорганах любые документы, справки — все, что известно о кровных родителях. Иногда ребенку, чтобы успокоиться, бывает достаточно даже просто узнать, что мама красиво вышивала», — отмечает Гарбузенко.

Психолог советует приемным родителям с самого начала брать или ксерокопировать в органах опеки все документы, связанные с происхождением усыновленного ими ребенка. Если о родителях ничего не известно, можно узнать роддом, в котором малыш появился на свет. Там могут хранить, к примеру, заявление биологической матери с отказом от ребенка. Для многих приемных детей даже такое связующее звено с кровной мамой может оказаться важным и принести успокоение.

«Важно рассказать, что мама ушла не потому, что ребенок был плохой, а потому что, видимо, не выдержала, не справилась с какой-то жизненной ситуацией. Бывает, дети читают отказ, а видят в нем весточку о маме. Говорят — о, какой почерк, у меня такой же. Они не обожествляют ее, но понимают, что такой человек есть», — говорит Ирина.

По словам психолога, если мама ребенка жива, в большинстве случаев ребенку нужно организовать встречу с ней. Это тоже поможет ему найти самого себя. Причем хорошо, если приемные родители сами возглавят и проконтролируют процесс, помогут ребенку встретиться с его биологическими родственниками.

«Ребенку важно узнать, что его оставили не потому, что он плохой, а потому, что не было возможности заботиться — может, даже сделали лучше, что позволили узнать другую жизнь. Ему важно, что не в нем дело», — отмечает Ирина.

Ирина говорит, что в России до сих пор остаются семьи, в которых от детей скрывают, что они — приемные. Но этот подход неправильный.

«Если я храню тайну — значит, сама не признаю, что усыновила ребенка, потому что хочу думать, будто я на самом деле его родила сама. Но это не так. И прикрываться при этом тем, что ты якобы хочешь «уберечь» ребенка от его прошлого тоже нельзя. Тайна — это слабость. А если я слаб, как я могу взять на себя ответственность за воспитание ребенка, оставленного другими, тоже слабыми, родителями?», — добавляет психолог.

Гарбузенко говорит, что тайна усыновления была введена в СССР в 1937 году — тогда много детей «врагов народа» убегало из детдомов. Ребят было в буквальном смысле слова некуда девать, и их возвращали родственникам. Но родственники должны были хранить тайну о том, откуда взялись дети: иначе они также могли стать «врагами народа».

Фото artzencrafts.com

Психолог подчеркивает: важно, чтобы приемные родители не препятствовали встречам своих детей с кровными родственниками. «Если запрещать, они все равно убегут к кровным родственникам — причем в самый неподходящий момент. Лучше самим все это возглавить, проговорить, продумать», — рассказывает специалист.

Впрочем, по словам Ирины Гарбузенко, лучше всего предварительно самим узнать, что именно кровные родные хотели бы сказать ребенку при встрече. Можно также для начала организовать встречу сразу трех сторон, особенно если ребенок еще маленький или находится в подростковом возрасте.

Если выяснится, что общение с тем или иным родственником может навредить усыновленному, придется запретить встречи — тем более, что после усыновления родственные связи с прошлой семьей юридически разрываются. При возникновении спорных ситуаций можно и нужно обращаться к юристам, и привлекать органы опеки.

«Бывает, впрочем, и так: мама у ребенка слабенькая, пьет, зато есть бабушка, которая очень любит внука, переживает. Можно общаться с ней», — добавляет Ирина.

Знакомство с кровными родственниками может быть полезно и важно не только для самих усыновленных детей, но и для приемных родителей. «У вас с ними общий ребенок: деваться некуда. Ваши внуки могут унаследовать их, к примеру, темные или рыжие волосы. Да и вообще интересно: у кого-то дедушка воевал, есть, к примеру, какие-то семейные реликвии, истории, легенды», — поясняет психолог.

Что касается опасений за неблагополучие биологических родственников усыновленных детей, то Ирина советует поразмышлять о собственной родословной. «Задумайтесь: разве можно найти человека, у которого в роду никто не пил, к примеру? Не нужно навешивать ярлыки», — утверждает психолог.

Желание ребенка познакомиться и пообщаться с кровными родителями отнюдь не означает, что он желает сменить приемную семью на биологическую. Подобные опасения приемной семьи понятны, но обычно они безосновательны, считает Ирина.

«Им хочется перетащить кровную семью в свой мир, и они злятся, что, наверное, сделать этого не получится. Но и тонуть вместе с биологическими родными им тоже не хочется. Чтобы подтвердить принадлежность к своему роду, вовсе не обязательно пить, курить и так далее. Ты другой, эти места уже заняты родственниками. Я в своей практике еще ни разу не встречала такого случая, чтобы усыновленные дети возвращались к кровным родственникам. Такое бывает разве что в кино и сериалах », — говорит Ирина Гарбузенко.

Фонд «Измени одну жизнь» проводит онлайн-консультации для действующих приемных родителей. Наши консультанты — Ирина Гарбузенко и Дина Магнат.

  • Добавить в избранное 1

2 комментария

  • Елена

    Доброго времени суток! Мне нужна помощь! Мне исполнилось 44 года, я ищу своих генетических родителей, т.к. меня удочерили. Приемной мамы уже нет 12 лет, к сожалению.((Марина, напишите мне, пожалуйста! Мне очень важен Ваш опыт, может быть, Вы сможете мне помочь?! С уважением, Елена

  • Марина Трубицкая

    Статья во многом написана на основе материалов сообщества взрослых усыновленных http://usynovlen.livejournal.com/ и книги Людмилы Петрановской «Дитя двух семей», но многие важные моменты слишком упростили.

    > По словам психолога, если мама ребенка жива, в большинстве случаев ребенку нужно организовать встречу с ней.

    Хорошо бы сначала у ребенка поинтересоваться, хочет ли этого он сам. И необходимо сказать, что не все так просто и к встрече нужно подготовка.

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.

Судьба несовершеннолетних детей, оставшихся без родительской опеки, может быть устроена различными способами – передача в детский дом, или воспитание в приемной семье.

Приемное родительство имеет ряд существенных отличий, как от усыновления, так и от содержания в детском учреждении и находится под контролем социальной службы.

Понятие приемной семьи

Под приемными родителями понимаются супруги, состоящие в (или один взрослый), принявшие на воспитание ребенка, оставшегося без родительской опеки по различным причинам. Родители принимают ребенка в семью по договору со службой опеки за вознаграждение, при этом обязуются обеспечивать ему питание, проживание, а также полноценное обучение и развитие.

Законодательное регулирование приемного родительства осуществляется:

Глава 21 СК РФ определяет понятие приемной семьи, а также содержание и основные условия соглашения о приемном родительстве, Постановление № 423 устанавливает порядок выбора родителей и создание приемной семьи.

Ст. 8 закона № 48 регламентирует полномочия сотрудников опекунской службы в плане подбора приемных родителей для детей, оставшихся без попечения биологических матери и отца.

Договор со службой опеки на содержание приравнивается к гражданским сделкам и регулируется положениями ГК РФ о и договорах, кроме случаев, описанных в Семейном кодексе. Расторжение договора возможно по инициативе любой из сторон, если это не противоречит интересам ребенка.

Формально для расторжения договора по инициативе приемных родителей должны быть существенные причины, но на практике родителям, не желающим больше воспитывать приемного сына или дочь, не оставляют детей принудительно на срок дольше месяца с момента извещения о желании расторгнуть соглашение.

Права и обязанности приемных родителей

Приравниваются к правам опекунов и попечителей несовершеннолетних, при этом опека осуществляется над детьми до 14-ти лет, а попечительство – над детьми в возрасте 14-18 лет.

Права приемных родителей перечислены в ст. 148.1 СК РФ и включают в себя:

  • право возврата приемных детей от любых лиц, их удерживающих, в том числе от биологических родителей;
  • право воспитывать приемных детей по своему усмотрению;
  • право выбирать школу, колледж и иное образовательное учреждение для приемных детей;
  • право представлять .

Важно учесть, что при выборе способа воспитания приемные родители обязаны обеспечивать ребенку всестороннее моральное, нравственное и физическое развитие, а также следить за качественным обучением в школе и контролировать все этапы социализации в период взросления.

Контроль над выполнением родительских обязанностей в отношении приемных детей осуществляется службой опеки, сотрудники которой руководствуются интересами детей и условиями договора, заключенного с приемными родителями.

В таком договоре обязанности и права родителей прописываются как можно более подробно, и при невыполнении любого пункта служба опеки вправе санкционировать приостановку выплаты вознаграждения, а при многочисленных нарушениях дети могут службой опеки из семей на основании невыполнения приемными родителями своих обязанностей или нарушения прав детей.

Отличие прав приемных родителей от прав родных

Родительские права в приемной семье практически приравнены к правам биологических родителей или усыновителей с целью максимального соблюдения интересов детей, но реализация таких прав имеет ряд ограничений. К таким ограничениям относятся:

  • отсутствие права препятствовать общению с родителями;
  • отсутствие права самостоятельного выбора способа обучения;
  • отсутствие .

Приемные родители воспитанникам общаться со своими биологическими родителями за исключением случаев, когда подобное общение опасно и запрещено судом, в отличие от родных отца и матери, которые при нахождении ребенка в семье могут запретить ему общаться с любыми лицами, не приходящимися родственниками, в том числе с бывшими опекунами.

Выбор способа обучения (домашнее или общешкольное) могут самостоятельно определять только и мать или усыновители, а приемные родители должны в данном вопросе учитывать мнение сотрудников опеки (п. 6 ст. 148.1 СК РФ), в противном случае опека может оспорить решение приемных родителей в судебном порядке.

Также приемные родители полностью лишены права на наследство воспитанников после их смерти за исключением особых постановлений суда при совпадении следующих условий:

  • отсутствие у умерших сирот иных наследников;
  • факт нуждаемости и нетрудоспособности приемных родителей.

Важно помнить, что только биологические родители и усыновители вправе представлять интересы своих детей без доверенности, а на основании предъявления страницы паспорта с записью о детях. Приемные родители должны предъявлять копию договора со службой опеки во все инстанции, где требуется защита интересов детей.

Обязанности приемных родителей прекращаются после расторжения договора с органами опеки или окончания срока его действия, и при разрыве соглашения с приемных родителей снимаются все обязательства по содержанию бывших воспитанников. Биологические родители или усыновители несут вплоть до достижения детьми 18-ти лет или их эмансипации вне зависимости от наличия или факта нахождения ребенка в семье.

Приемное родительство позволяет детям, оставшимся без родителей, воспитываться и жить в полноценной семье, а наличие вознаграждения и возможность прервать процесс воспитания без материальных последствий делает приемное родительство привлекательной для семей формой устройства детей. Чтобы свести вероятность распада приемной семьи к минимуму, необходимо предусматривать максимум условий в договоре со службой опеки.

1. Приемными родителями могут быть как супруги, так и отдельные граждане обоего пола, способные воспитывать детей и создать им условия для всестороннего развития. Однако лица, не состоящие в браке между собой, хотя и являющиеся членами одной семьи, например брат и сестра или фактические супруги, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Законодательством устанавливается перечень ограничений, установленных для лиц, желающих стать приемными родителями. Он сходен с перечнем ограничений для опекунов (попечителей), усыновителей. К числу субъектов, заведомо не способных осуществлять семейное воспитание, отнесены: лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, и лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень таких заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542, является общим и применяется при медицинском освидетельствовании усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных родителей.

Непосредственно подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства из числа проживающих в данной местности лиц, выразивших такое желание, способных взять ребенка на воспитание и не подпадающих под указанные ограничения. Отбор производится из кандидатов, обладающих приемлемыми нравственными и иными личными качествами, социальной устойчивостью. Значение имеет и характер взаимоотношений между приемным родителем и ребенком, а также отношение к ребенку иных членов приемной семьи. Данные обстоятельства учитываются органами опеки и попечительства при подборе приемных родителей. О порядке подбора и подготовки приемных родителей см. комментарий к п. 3 ст. 152 СК РФ.

2. Заключенный договор между приемными родителями и органами опеки и попечительства порождает соответствующие права и обязанности сторон. Права и обязанности приемных родителей совпадают с правами и обязанностями опекуна (попечителя) (п.

2 ст. 153.1 СК РФ).

Приемные родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка, находящегося в приемной семье, на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь. Они вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, однако с учетом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства.

На приемных родителей также возлагаются обязанности по созданию необходимых условий для получения ребенком образования. Приемные родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего образования (п. 6 ст. 148.1 СК РФ). С этой целью родители-воспитатели обеспечивают посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следят за его успеваемостью, поддерживают связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья родители обеспечивают получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

Забота о здоровье ребенка, его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение ухода за ребенком и лечения, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка - и это обязанности приемных родителей.

Приемные родители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов ребенка. Необходимые полномочия приемных родителей подтверждаются удостоверением, которое выдается приемным родителям органами опеки и попечительства. Являясь законными представителями приемного ребенка, приемные родители защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Кроме того, приемные родители становятся обладателями прав и обязанностей, предусмотренных в каждом конкретном случае при заключении договора.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей приемные родители несут ответственность в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законодательством и договором.

Большая часть населения страны путает такие понятия как «опекунство» и «приемная семья». Казалось бы, в обоих случаях несовершеннолетний ребенок совместно проживает с взрослыми гражданами, которые взяли на себя обязанность по воспитанию и материальному содержанию малолетнего.

Что такое приемная семья, и как правильно оформить получение такого статуса? На практике получить такой статус может оказаться не так просто, как может показаться на первый взгляд. Кандидат должен отвечать определенным требованиям, регламентированным законодательством.

Скачать для просмотра и печати:

Что такое приемная семья

Пока самая распространенная форма воспитания малышей, которые остались без поддержки со стороны своих биологических родителей и прочих родственников - приемная семья. Благодаря такому оформлению заботы над несовершеннолетними, семействам удается добиться того, чтобы дети почувствовали себя полноценными людьми, которые растут в ласке и понимании.

Как оформить приемную семью? Как правило, родители ограничивают оформлением опекунства, так как официально усыновлять таких детей нет никакой необходимости.

В зависимости от условий проживания, трудоустроенности родителей, они могут принять в свою семью от 1 до 4 несовершеннолетних детей.

Важно! По нормам законодательства, воспитанник из детского дома может проживать со своими приемными родителями до достижения совершеннолетнего возраста.

На законодательном уровне отдельно выделены детские дома семейного типа, которые представляют собой несколько иные формы воспитания и заботы за ребенком . В таком случае у родителей есть возможность заботиться сразу о 10 детях, за каждого из которых им будут регулярно перечисляться денежные средства.

При этом малыши должны знать о том, что они проживают не со своими биологическими родителями. Кроме того, социальные службы регулярно проводят проверку уровня проживания таких семейств, следование плану.

К сожалению, часть несовершеннолетних детей, которые попадают на воспитание к опекунам, имеют какие-либо психические проблемы и заболевания. В этом случаев взрослые, совместно с психологами и социальными работниками, должны сделать все, чтобы ребенок адаптировался к новым условиям проживания, раскрылся.

Чем приемная семья отличается от опекунства

Некоторые граждане считают, что принципиальных различий между опекунством и приемным семейством не существует. Но на практике между двумя этими понятиями есть существенные отличия.

  1. При проверке документов потенциальных родителей к ним применяются более лояльные требования, чем к опекунам.
  2. В отличие от оформления опекунства на право заботиться и воспитывать несовершеннолетнего ребенка для получения права обладать таким статусом, родителям необходимо представить большой пакет разрешительных документов. Также между приемными родителями и социальной службой заключается договор, которым взрослые должны руководствоваться при построении своих отношений с подопечным.
  3. Приемным родителям гарантирована выплата пособия на содержание ребенка, в то время как в отношении опекунов установлена расплывчатая норма. Следовательно, некоторые социальные работники могут отказать опекунам в выплате средств, так как такое право прямо не установлено в законодательных актах.
  4. Если ребенок проживает в приемном семействе, законом и договором допускаются свидания со своими родственниками и близкими людьми. В случае с опекунством, органы социальной опеки могут ограничить малолетнего в таком праве.

Конечно, какой-либо весомой разницы между этими понятиями не существует. Однако благодаря местным нюансам приемная семья становится преимущественным вариантом оформления обязанности взрослого по воспитанию и заботе о несовершеннолетнем ребенке.

Условия для назначения опеки

В рамках законодательства дается четкий ответ на то, кто именно может быть приемной семьей . По нормам законодательным актов, получение такого статуса возможно следующими лицами:

  1. Обычные семейства, в которых есть несовершеннолетние дети или родители, достигшие пожилого возраста.
  2. Семейства, в которых по каким-либо объективным причинам (к примеру, по состоянию медицинского здоровья) нет своего ребенка.
  3. Отдельные ячейки, в которых есть только отец, или только мать.
  4. Одинокие лица, у которых есть гражданство Российской Федерации.
  5. Лица, которые постоянно проживают вместе и находятся в статусе гражданских супругов.

Кроме того, получение такого статуса возможно только при наличии следующих обязательных условий:

  1. Родители должны быть официально трудоустроены.
  2. У опекунов не должно быть ограничений по заболеваниям, влияющих на возможность заботы и воспитания несовершеннолетнего.

Как оформить статус приемной семьи

Оформление для несовершеннолетнего ребенка

Прежде всего, потенциальным родителям необходимо знать о том, что для получения такого статуса им необходимо обращаться в органы опеки и попечительства, расположенные по месту их постоянного проживания. Следовательно, даже если ребенок находится в детском доме в другом регионе страны, обращение с документами должно проводиться по адресу его будущего проживания .

Порядок оформления такого статуса выглядит следующим образом:

  1. Прежде всего, заинтересованные в получении такой возможности лица должны собрать необходимый пакет документов и передать их в местный орган опеки и попечительства.
  2. В течение 3 дней с момента проверки документов уполномоченный специалист должен провести проверку бумаг. Кроме того, в течение этого срока ООП должен осуществить выезд по месту будущего проживания несовершеннолетнего, чтобы удостовериться в том, что условия жизни будут соответствовать всем определенным на уровне законодательства нормам.
    По результатам проведения такого исследования, составляет акт проверки условий проживания.
  3. После проверки сотрудники в течение 10 дней должны принять решение. Если оно удовлетворительное, то приемные родители отправляются к несовершеннолетнему для личного знакомства.
    В этот период ребенок может быть направлен на медицинское обследование, чтобы выявить наличие у него каких-либо заболеваний.
  4. Если будущей семье удается найти контакт с несовершеннолетним ребенком, то они составляют заявление о желании взять к себе этого малыша.
  5. На основании полученного заявления, орган опеки и попечительства составляет акт передачи несовершеннолетнего ребенка в приемную семью. По результатам подписания этого документа, семье передается малыш.
  6. После получения права на воспитание и заботу над ребенком, родители могут обратиться за оформлением выплаты.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Оформление для пожилого человека

Алгоритм оформления приемной семьи для заботы о пожилом человеке выглядит аналогично, что и для получения такого статуса при воспитании несовершеннолетнего . Для получения такого права необходимо:

  1. Собрать все документы, с которыми нужно обратиться в орган опеки и попечительства.
  2. В течение определенного на законодательном уровне срока сотрудники ООП должны проверить документы, условия проживания, в которых будет находиться престарелый человек.
    По результатам проведения такой проверки составляется акт.
  3. В течение 10 дней с момента обследования жилого помещения сотрудники ООП принимают решение. Если оно положительное, семье предоставляется возможность пообщаться с пожилым человеком, которого они хотят принять в семью.
  4. Если люди согласны заботиться о пожилом человеке, оформляется соответствующий документ, по которому семья приобретает статус приемной.

Какие документы нужны для оформления


Основной документ, который должны предоставить претенденты на получение статуса приемной семьи - это соответствующее заявление. Однако эта бумага не будет иметь никакого значения без подкрепления сопутствующими документами:

  1. Справка о заработке кандидата, полученная по месту последнего выполнения заявителем трудовых обязанностей.
  2. Справка из отдела кадров организации, которая подтверждает факт наличия официального трудоустройства.
  3. Справка о составе семьи.
  4. Документ, подтверждающий наличие у потенциальной приемной семьи права собственности на жилое помещение, пригодное для постоянного проживания.
  5. Документ из ведомства, подтверждающий отсутствие судимости у каждого члена семьи.
  6. Оригинал свидетельства из ЗАГСа об официальной регистрации брака. Предоставление такого документа требуется только при наличии.
  7. Автобиография (составляется каждым членом семьи в виде отдельного документа).
  8. Письменное согласие на получение такого статуса от каждого члена семейства.
  9. Копии паспортов каждого члена будущем приемной семьи.

Какие условия должны быть в договоре

В договоре о признании семьи приемной обязательно должна содержаться следующая информация:

  1. Условия содержания, установления воспитательного и образовательного процесса в отношении несовершеннолетнего ребенка, принимаемого на проживание.
  2. Права и обязанности, которым обладают приемные родители и их подопечный.
  3. Обязанности, которые ООП накладывает по отношению к приемному семейству.
  4. Период действия договора о получении семьей статуса приемной.
  5. Основания, а также последствия досрочного прекращения обязательств родителей по обеспечению и воспитанию несовершеннолетнего.

Стоит принимать во внимание тот факт, что этот перечень условий не является исчерпывающим и может быть изменен органами опеки.

Какие обязанности есть у приемной семьи

Обязанности приемных родителей определены в семейном законодательстве. В частности, такая категория граждан обязана:

  1. Обеспечение ребенка всем необходимым для нормального проживания.
  2. Защита интересов подопечного ребенка в суде и прочих государственных инстанциях, если это необходимо по обстоятельствам.
  3. Делать все, что требуется, для обеспечения несовершеннолетнего всеми необходимыми медицинскими услугами.
  4. Оказание поддержки и заботы при адаптации.
Важно! Приемные родители должны исполнять обязанности биологических отца и матери в полном объеме. В противном случае их договор на право воспитания ребенка может быть расторгнут.

Какими правами обладает ребенок


Дети, попавшие в приемную семью, могут получать все социальные гарантии и права, которыми их наделило государство. То есть у них есть право получать алименты от своих биологических родителей, а также различные пособия.

Единственное исключение будет заключаться в том, что получение этих средств будет производиться его новыми опекунами. В свою очередь, орган опеки и попечительства берет на себя обязанность по контролю за правильным распределением полученных средств - они должны быть направлены на удовлетворение нужд ребенка и его содержание.

В термине «приёмная семья» главное слово именно последнее – и не случайно. Именно ради того, чтобы ребенок, оказавшийся по тем или иным причинам без попечения родителей, обрел семью, и создавался этот механизм. С психологической точки зрения, семья – важнейший институт социализации личности ребенка (да и взрослого человека тоже). Процесс социализации в семье происходит путем усвоения образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей.

Семья – самый распространенный тип так называемой малой группы – а для малых групп психологи выделяют целый ряд специфических признаков. Это, как отмечает Светлана Иванова, заведующая кафедрой психологии развития и образования Псковского государственного университета, общие цели и общая общая для всех членов группы деятельность; личный контакт между членами группы; определенный эмоциональный климат внутри группы; особые групповые нормы и ценности; физический и моральный образец члена группы; ролевая иерархия между членами группы; относительная независимость (автономность) этой группы от других; сплоченность группы; социально-психологический контроль поведения членов группы; особые формы и способы управления групповой деятельнотью со стороны членов группы. Кроме того, для малых групп хараеткрны конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу. Семья, отмечает исследователь, относится к разряду первичных групп и предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела.

Такие тесные взаимосвязи между членами группы, как в семье, обусловливают огромное влияние семьи на развитие ребенка. В семье получают первичные знания об окружающем мире и культуре, в семье учатся отношениям с людьми, усваивают представления о добре и зле, о порядочности; семья создает для ребенка первые модели социального поведения. Именно поэтому настолько важны факторы готовности семьи к тому, чтобы стать приемными родителями для ребенка, оставшегося без кровной семьи – а эта категория детей чаще всего оказывается достаточно сложными в педагогическом отношении.

Факторы готовности

Психологи, работающие с детьми и их семейным устройством, выделяют несколько факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Это, по С. Ивановой, «образ мыслей семьи», отражающий всю систему ценностей, установок, потребностей и мотивов семьи, ориентированных на реальные возможности её жизнеобеспечения, а также сформированную со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентаций семьи к реалиям внешней жизни; «образ общения в семье», характеризующий межличностную коммуникативность, имеющую особую значимость в силу личностно-интимного характера общения; неформальность отношений между членами семьи; развитие таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия, а также особая значимость отношений с родителями; отношение социальной среды к семье; традиции нации, народности, места проживания семьи - членам семьи приходится приобщаться к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка различных наций и народностей; традиции семьи (семейные нормы и правила поведения), выступающие одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств; интеллектуальный уровень учащихся школы, группы, класса, в котором учится ребенок - от данного фактора во многом зависит успех воспитания, который всегда оценивается с помощью сравнения.

При этом перечисленными факторами дело не ограничивается. Успех воспитания в семье определяется еще и частыми факторами: это представления родителей об эталоне воспитанной личности, от которых зависит последующий ход воспитания; расположенность к полу ребёнка в семье; педагогическая культура общения родителей, отражающая систему знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях, а также знания о психологических последствиях для другого человека той или иной формы поведения; мотивы появления ребёнка. Важны также преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.

Больше всего благополучию ребёнка, по результатам исследований, способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет развитие ребенка.

Еще более четко психологи очерчивают “портрет” неблагополучной семьи: она характеризуется психологическим пренебрежением, а следовательно — последовательной неспособностью кровного или приемного родителя обеспечить ребёнку заботу, внимание, поддержку, привязанность, принятие и понимание. Эти факторы, по опыту работы психологов и специалистов опеки, приводят к психическим деформациям ребенка, снижению его самооценки и веры в себя, к утрате чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, а в конце концов — к разрушению здоровья и развития ребёнка.

Таким образом, отбор замещающих родителей становится чрезвычайно важной операцией, от которой в первую очередь зависит главное – процент детей, успешно закрепляющихся в приемных семьях, и их успешная адаптация в новом доме. По С. Ивановой, учитывать в этом отборе приходится не только возраст, пол будущих приемных родителей, их социальную принадлежность, жилищные условия, наличие собственных детей и их возраст, профессию и место работы, религиозные убеждения, доход, состояние здоровья, занятия в свободное время и т. д. Куда важнее психологические особенности: мотивы, по которым люди собираются взять в семью детей, отношение к кровным родителям приемных детей, стиль воспитания собственных детей.

Практика семейного устройства детей показывает, что существуют пять основных групп замещающих родителей-воспитателей по мотивации: родители-воспитатели с четко выраженным материнским отношением к детям (это часто одинокие люди, не имеющие соб- ственных детей); профессиональные педагоги, которые из чувства сострадания взяли на себя ответственность за воспитание осиротевших детей; молодые, романтически настроенные люди, для которых воспитание детей - это возможность реализовать свои способности, а также принести пользу другим людям; наконец, родители, ищущие материальных благ и бонусов от участия в благотворительности.

Не только мотивация

Психологическая готовность стать приемными родителями может быть разложена на несколько составляющих, отмечают Вероника Ослон, ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ, и ее ученица Юлия Евстратова. В первую очередь, психологическая готовность предполагает ситуативную (временную) и общую (заблаговременную, длительную) готовность.

Ситуативная готовность – готовность творчески использовать ранее приобретенные знания, умения, установки и навыки в текущей обстановке в данный момент времени. Это динамическое целостное состояние личности, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия и внутренняя настроенность на определенное поведение. Общая же готовность предполагает предшествующую специализированную подготовку и пополнение арсенала знаний, умений и навыков.

Что касается психологической готовности к взаимодействию с ребенком, то опытный психолог и исследователь Ольга Антонович выделяет несколько компонентов такой готовности. Мотивационный компонент (зачем семье нужен именно этот ребенок). Эмоциональный компонент (комфортно или дискомфортно воспринимается родительство; фон настроения, как результат – эмоциональное и оценочное отношение родителей к ребенку). Когнитивный компонент – система знаний взрослого о собственных особенностях характера, способах взаимодействия с ребенком на разных стадиях его развития и стилях воспитания. Поведенческий компонент — положительное эмоциональное отношение родителей к ребенку, проявляющееся в восприятии состояния ребенка, в конструктивном реагировании на проявления ребенка, создании позитивных детско-родительские отношений.

По В. Ослон, одно из ключевых условий готовности приемной семьи – реалистичные ожидания и требования членов базисной семьи и приемного ребенка (детей) друг к другу. Будущие родители и дети, как правило, имеют представления об «идеальном родителе» и «идеальном ребенке», отмечает исследователь – и бывают в результате разочарованы столкновением с реальностью. Таким образом, нужно формировать более осознанную готовность к приему – а для этого можно обучать замещающих родителей умению наблюдать за поведением ребенка, думать о нем как о реальном человеке с его возможностями и потребностями.

Еще одно важное качество, напрямую влияющее на успех приемной семьи – это поддержание баланса между автономией и зависимостью ее членов. Именно в силу нарушения этого баланса возникают деструктивные стили воспитания. В частности, по результатам исследования Вероники Ослон, для замещающих семей чаще свойственна склонность к гиперопеке, нежели к гипоопеке. Если присутствует страх не справиться с ребенком и — как следствие – сверхконтроль за поведением ребенка, это также признак недостаточной готовности.
В конечном итоге, степень готовности семьи стать приемной для сложного ребенка, оставшегося без попечения родителей (а “простых” детей в таких ситуация, еще раз скажем, не бывает) приходится определять не заочно, а индивидуальным исследованием, полноценной диагностики. И это – наряду с обучением необходимым методикам, теориям, навыкам – одна из задач школ приемных родителей, функционирующих в России.

Настоящее образование

Замещающая, она же приемная, она же фостерная семья – это семья, для которой воспитание детей – настоящая работа. Это профессиональные родители, подход к которым определяется именно профессиональными критериями. Так обстоит дело с точки зрения и юриста, и педагога-психолога.

Объем работы, требующей профессиональных знаний, велик, отмечает Зоя Лаврентьева, профессор кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного университета. Детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо, прежде всего, помочь справиться с психологическими проблемами, возникшими у них в связи с утратой собственной семьи; найти способы коррекции эмоциональных и поведенческих стереотипов, выработанных в неблагоприятных обстоятельствах; создать оптимальные условия для развития, обучения и воспитания в новой для них ситуации жизнедеятельности; обеспечить наиболее адекватную адаптацию и социализацию.

По данным на начало 2010-х годов, процент возврата детей из приемных семей – то есть катастрофических срывов формата “мы не справились”, которые отзываются в детях и несостоявшихся родителях настоящими трагедиями – около 2%. Это значит, что в десятках случаев ежегодно готовность родителей принять в семью ребенка оказывается недостаточной. Понимая ограниченный потенциал краткосрочных курсов приемных родителей, в НГУ несколько лет назад организовали полноценное заочное высшее образование приемных родителей. Была создана специальная учебная группа, где обучаются только те студенты, которые уже имеют статус приемного родителя. Она не только заочная, но и с графиком обучения, подогнанным под школьные каникулы.

“На первых же занятиях с группой приемных родителей стало ясно, что необходимо находить не только организационные, но и нестандартные способы их профессионального обучения, - пишет Зоя Лаврентьева. - Им явно было недостаточно только знания, они готовы были преломлять всякое научное сведение через собственную практику”.

В качестве основного метода исследования было выбрано включенное наблюдение, где этапы исследования определяются временем изучения основных образовательных предметов. Авторы курса предусмотрели также диагностику и выявление динамики развития приемного ребенка, позволяющая приемным родителям определять качество своей работы. Правда, поскольку некоторые исследовательские методики рассказывают о быте и жизни семьи слишком много, оговорено право «отсрочки» от публичной рефлексии некоторых исследовательских данных.

Обучение организовано максимально разнообразно, в том числе создаются временные группы для исследовательских заданий на базе учреждений дополнительного образования и общественных организаций. А чтобы не создавалось ощущение постоянной зависимости от подсказок со стороны, в исследовательскую программу вводится изучение личностного роста самих приемных родителей. Необходимо активно внедрять тренинги эмоционального и профессионального выгорания, тренинги развития творческих способностей и т.д., отмечает Зоя Лаврентьева. Такой серьезный подход к обучению приемных родителей - а его возможно распространить и на тех, кто только собирается ими стать - способен значительно поднять уровень приемных родителей и сделать их действительно профессионалами в воспитании детей. Что, в свою очередь, сведет к минимуму риск возвратов и благотворно повлияет на имидж приемных семей, который в последнее время оставляет желать лучшего.